10 упражнений для развития гибкости ума

Упражнения для развития гибкости ума

10 упражнений для <nobr>развития гибкости ума</nobr><br />” width=”300″ height=”154″ class=”alignleft size-medium” /></p><p><strong>Как научиться сомневаться и видеть новое? Несколько несложных практик, помогающих развивать в себе экспериментальный склад ума, присущий ученым, а также склад ума антрополога, который остро осознает все, что происходит вокруг.</strong></p><p>“Знание — сила” — выучиваем мы с детства. Проблема в том, что знания могут стать и тормозом на нашем пути, если мы их абсолютизируем. В той или иной степени этим грешит каждый. Человеческой природе свойственно избегать неожиданностей, предпочитать определенность. Но жить мы обречены в сложном, изменчивом и неопределенном мире.</p><p>Кем бы мы ни были, нам приходится иметь дело с неведомым, в котором то, что мы знаем и считаем истинным, правильным, не работает. Уверенность становится шорами на глазах. Необходима большая гибкость, открытость новому, умение сомневаться, пишут два известных бизнес-консультанта, Стивен Д’Соуза и Дайана Реннер, в своей книге «Не в знании сила. Как сомнения помогают нам развиваться».</p><p><strong>Подходите к каждому вопросу с позиции искреннего незнания</strong></p><p>Они разработали несколько несложных практик, помогающих развивать в себе экспериментальный склад ума, присущий ученому, а также склад ума антрополога.</p><p> Ученый разрабатывает эксперименты, в которых тестирует гипотезы, делится результатами, ищет паттерны и открыт альтернативным объяснениям. Антрополог остро осознает все, что происходит вокруг, он в высшей степени внимателен.</p><p> Это не отстраненный наблюдатель — ему известны и свои предрассудки, не только предрассудки других.</p><p>Если вы попробуете некоторые из этих упражнений, оставьте себе время, чтобы проанализировать новый опыт. Полезно при этом делать заметки или вести дневник. Опыт, показавшийся бессмысленным с первого раза, может впечатлить со второй попытке.</p><p> Повтор придаст ему глубину и силу. Иногда лишь многократный повтор, длительная практика ведут к прозрениям и совершенствованию, пишут Д’Соуза и Реннер. Главное, получать от этих экспериментов удовольствие.</p><p> Лучше всего люди учатся, «резвясь и играя».</p><h3><span class=Начните учить

Хороший способ укрепить в себе «сознание начинающего» — обсудить то, что вы хорошо знаете, с людьми, которые в этом совершенно не разбираются, или даже начать учить их. Это могут быть сотрудники, новички в профессии или просто друзья.

Если хватит храбрости, вызовитесь провести урок в школе или в молодежном центре. Дети не смолчат и выскажут критику вам в лицо. Этот опыт поможет очистить речь и мысли от профессионального жаргона, вынудит говорить просто. Придется пересмотреть знакомое и выделить в нем те аспекты, которые уже не относятся к делу.

Порядок в доме — порядок в голове

Убирая дом, вы символически освобождаете место для умственной ясности. Заодно вы видите (буквально и метафорически), сколько накопилось бесполезного или неиспользуемого хлама (убеждений, предвзятости). Вычищая старое, мы освобождаем место новому.

Можно начать с малого — в какой ящик или шкаф вы давно не заглядывали? Переберите вещи, которые давно не вытаскивали, и если увидите что-то, чем больше года не пользовались, — сразу в мусор. Наблюдайте за собой: как вы себя чувствуете теперь, когда пространство расчистилось?

Представьте себя Сократом и начинайте сомневаться

Сократ прославился привычкой задавать вопросы и девизом «Я знаю, что ничего не знаю». Выберите ситуацию невысокого риска (не заполнение налоговой декларации) и попробуйте не отвечать на вопросы сразу, делайте каждый раз паузу на несколько мгновений, чтобы обдумать вопрос.

Подходите к каждому вопросу с позиции искреннего незнания. Относитесь к нему словно к кусочку еды — не заглатывайте, а разжевывайте.

Следите за тем, как вы воспринимаете эту «пищу», каковы первые мысли, что вы порываетесь ответить, отмечайте любые эмоции и физические реакции. Несколько секунд могут длиться вечность, но, это всего несколько мгновений.

Эта практика пробудит осознанность и создаст место для наблюдений и размышлений. А также научит воздерживаться от поспешных действий.

Сделать привычное непривычным способом

Все мы — рабы привычек. Значительную часть повседневной рутины мы выполняем почти бессознательно. Чистим зубы, едем на работу, а внимание полностью рассеивается. Этот эксперимент заставит выполнять знакомые действия непривычным способом.

Например, можно попробовать надеть куртку не так, как вы обычно ее надеваете. Если вы привыкли сначала просовывать в рукав правую руку, то начните с левой.

Завяжите шнурки не в той последовательности или же скрестите руки так, чтобы сверху оказалась «непривычная» рука. Наблюдайте, как это на вас действует.

Такая практика помогает выявить застарелые привычки и позволяет вести себя вопреки рутине.

Практикуйте молчание

Молчание — не только отсутствие звука, но и тишина, которую мы несем в себе даже на многолюдной площади. Выберите день и посвятите его молчанию: замечайте, когда и как вы нарушаете его, и выбирайте молчание.

Например, если вы привыкли включать радио за завтраком, попробуйте поесть в тишине. Если вы читаете или едите перед телевизором, выключите телевизор. Этот эксперимент укрепит способность пребывать в молчании, не требуя развлечений.

Вы начнете осознавать течение мыслей и слышать их.

Поиграйте в Шерлока Холмса

Выберите знакомое место — свою комнату, привычную дорогу (например, из дома на работу). Превратитесь в Шерлока Холмса, исследующего место преступления, или в антрополога, изучающего среду обитания неизвестного племени. Медленно, тщательно присматривайтесь ко всему, что вас окружает. Отмечайте фактуру и детали, смотрите на все с разных позиций, старательно наблюдая.

Мы часто спешим перейти к вопросу «как», забывая о «почему»

Включите все чувства. Вы заметите искушение пропустить наиболее знакомые предметы, поэтому исходите из предположения, что здесь для вас ново все. Присмотритесь к тому, как ярлыки мешают постигать предметы. Этот эксперимент обостряет чувства и помогает развить навыки наблюдения.

Не перебивайте собеседника

Один день практикуйте умение слушать других полностью и до конца, пока собеседник не выскажет все, что хотел, и только потом отвечайте. Фиксируйте свою склонность вставлять реплику, выносить оценки, судить о содержании разговора, не дослушав.

Тренируйте полное сосредоточение на собеседнике. Обращайте внимание на выбор слов, тон, позу, выражение лица. Замечайте влияние этих слов на вас, в том числе возникающие в теле ощущения. Повышенное внимание создает пространство включенности в диалог.

Посмотрите на мир глазами ребенка

Мы часто спешим перейти к вопросу «как», забывая о «почему». В следующий раз, столкнувшись с комплексной задачей, не бросайтесь с ходу ее решать и не прибегайте к привычным методам, а поступите как трехлетний ребенок: с искренним любопытством спросите: «Почему?»

Импровизируя, вы полностью принимаете предложенные обстоятельства

Если такой вопрос кажется рискованным, подкорректируйте его. Попросите, например, собеседника рассказать подробнее. Такой подход помогает прояснить цель и выбрать наилучший способ действий.

Фантазируйте!

Импровизируя, вы полностью принимаете предложенные обстоятельства. Принимать не значит соглашаться, но значит признавать условия и работать с предложенным, продвигаясь вперед. Например, в импровизированных скетчах, если кто-то скажет: «В комнате прячется слон», а другой возразит: «Нет тут никакого слона», игра на том и закончится.

Если же второй участник ответит: «Да, и сейчас слон бросится на тебя», мизансцена готова. Все, что люди говорят и делают, воспринимайте как такую «подачу» партнера. Принимайте все, подтверждайте и развивайте идеи («Да, и сейчас…»). Этот опыт помогает выстроить подлинно креативный диалог, в котором обе стороны будут услышаны и смогут вместе создать нечто новое.

Устройте 90-дневные испытания

Переменам препятствует убеждение, что «это не сработает». Есть способ помешать отказу от идеи в зародыше — предоставить ей шанс, 90-дневное испытание. Выберите одну проблему — такую, в которой присутствует неопределенность и относительно которой непонятно, годятся ли предлагаемые способы решения.

Обкатайте эту идею в течение трех месяцев на уменьшенной модели: если решение не придет, откажитесь от нее. Такой подход избавляет от страха пробовать новое и цепляться за привычный ход вещей. 90 дней — вполне достаточный срок, чтобы идея успела прижиться и можно было точно судить, насколько она пригодна.

Источник: psychologies.ru  

Источник: https://subscribe.ru/group/formula-schastya/15398859

Упражнения для развития гибкости мышления | Обучонок

10 упражнений для <nobr>развития гибкости ума</nobr><br />” width=”300″ height=”200″ class=”alignleft size-medium” /></p><p>Исследовательская работа: </p><p> Гибкость мышления и способы его развития</p><p><strong>Порядок в доме — порядок в голове</strong></p><p>Убирая дом, вы символически освобождаете место для умственной ясности. Заодно вы видите (буквально и метафорически), сколько накопилось бесполезного или неиспользуемого хлама (убеждений, предвзятости). Вычищая старое, мы освобождаем место новому.</p><p><strong>Представьте себя Сократом и начинайте сомневаться.</strong></p><p>Сократ прославился привычкой задавать вопросы и девизом «Я знаю, что ничего не знаю». Выберите ситуацию невысокого риска (не заполнение налоговой декларации) и попробуйте не отвечать на вопросы сразу, делайте каждый раз паузу на несколько мгновений, чтобы обдумать вопрос.</p><p>Подходите к каждому вопросу с позиции искреннего незнания. Относитесь к нему словно к кусочку еды — не заглатывайте, а разжевывайте. Следите за тем, как вы воспринимаете эту «пищу», каковы первые мысли, что вы порываетесь ответить, отмечайте любые эмоции и физические реакции.</p><p>Несколько секунд могут длиться вечность, но, это всего несколько мгновений. Эта практика пробудит осознанность и создаст место для наблюдений и размышлений. А также научит воздерживаться от поспешных действий.</p><p><strong>Сделать привычное непривычным способом.</strong></p><p>Все мы — рабы привычек. Значительную часть повседневной рутины мы выполняем почти бессознательно. Чистим зубы, едем на работу, а внимание полностью рассеивается. Этот эксперимент заставит выполнять знакомые действия непривычным способом. Например, можно попробовать надеть куртку не так, как вы обычно ее надеваете.</p><p>Если вы привыкли сначала просовывать в рукав правую руку, то начните с левой. Завяжите шнурки не в той последовательности или же скрестите руки так, чтобы сверху оказалась «непривычная» рука. Наблюдайте, как это на вас действует. Такая практика помогает выявить застарелые привычки и позволяет вести себя вопреки рутине.</p><p><strong>Практикуйте молчание.</strong></p><p>Молчание — не только отсутствие звука, но и тишина, которую мы несем в себе даже на многолюдной площади. Выберите день и посвятите его молчанию: замечайте, когда и как вы нарушаете его, и выбирайте молчание.</p> <span class= Например, если вы привыкли включать радио за завтраком, попробуйте поесть в тишине. Если вы читаете или едите перед телевизором, выключите телевизор. Этот эксперимент укрепит способность пребывать в молчании, не требуя развлечений.

Вы начнете осознавать течение мыслей и слышать их.

Поиграйте в Шерлока Холмса.

Выберите знакомое место — свою комнату, привычную дорогу (например, из дома на работу). Превратитесь в Шерлока Холмса, исследующего место преступления, или в антрополога, изучающего среду обитания неизвестного племени. Медленно, тщательно присматривайтесь ко всему, что вас окружает. Отмечайте фактуру и детали, смотрите на все с разных позиций, старательно наблюдая.

Мы часто спешим перейти к вопросу «как», забывая о «почему».

Включите все чувства. Вы заметите искушение пропустить наиболее знакомые предметы, поэтому исходите из предположения, что здесь для вас ново все. Присмотритесь к тому, как ярлыки мешают постигать предметы. Этот эксперимент обостряет чувства и помогает развить навыки наблюдения.

Не перебивайте собеседника.

Один день практикуйте умение слушать других полностью и до конца, пока собеседник не выскажет все, что хотел, и только потом отвечайте. Фиксируйте свою склонность вставлять реплику, выносить оценки, судить о содержании разговора, не дослушав.

Тренируйте полное сосредоточение на собеседнике. Обращайте внимание на выбор слов, тон, позу, выражение лица. Замечайте влияние этих слов на вас, в том числе возникающие в теле ощущения.

Повышенное внимание создает пространство включенности в диалог.

Фантазируйте!

Импровизируя, вы полностью принимаете предложенные обстоятельства. Принимать не значит соглашаться, но значит признавать условия и работать с предложенным, продвигаясь вперед. Например, в импровизированных скетчах, если кто-то скажет: «В комнате прячется слон», а другой возразит: «Нет тут никакого слона», игра на том и закончится.

Если же второй участник ответит: «Да, и сейчас слон бросится на тебя», мизансцена готова. Все, что люди говорят и делают, воспринимайте как такую «подачу» партнера. Принимайте все, подтверждайте и развивайте идеи («Да, и сейчас…»). Этот опыт помогает выстроить подлинно креативный диалог, в котором обе стороны будут услышаны и смогут вместе создать нечто новое.

Подводя итог вышесказанному, следует заметить, что развить гибкость мышления можно только осознанно и в основном в ситуациях поиска решений и выбора действий, которые, кстати, могут касаться совершенно обычных вещей. Суть заключается в выборе непривычных действий и исключении автоматизма при принятии решения.

Заключение

Целью моей работы было изучение особенностей гибкости мышления у десятиклассников.

Теоретический анализ литературных источников показал, что гибкость мышления чрезвычайно важное качество. Современной действительности свойственны не предугадываемые, внезапные, а порой и очень жесткие перемены.

Человек, обладающий гибкостью ума, проще воспринимает изменения, происходящие во внешнем мире.

Сегодня развитие гибкости мышления – это не столько развлечение для умников и умниц, сколько вопрос выживания для любого человека.

Если внимательно посмотреть на эволюционные процессы, протекавшие на планете, то можно заметить, что в живых оставались виды, обладавшие наибольшей гибкостью и умением приспосабливаться к меняющейся внешней среде.

Гибкое мышление помогает нам своевременно принимать правильные решения, разрешать внутренние противоречия и конфликты. Гибкость ума, сговорчивость и дипломатичность в любой спорной ситуации (например, при ведении переговоров) способны настроить оппонентов на миролюбивый лад. Также гибкость мышление хороший помощник в процессе обучения и в исследовательской деятельности.

Анализ полученных результатов в ходе исследования особенностей гибкости мышления у учащихся десятых классов позволяет сделать следующие выводы:

  • на данный момент у учащихся десятых классов отмечается низкий уровень развития гибкости мышления. Человек, не обладающий гибкостью ума, не может мыслить объективно, и в большинстве случаях со страхом воспринимает происходящее вокруг него.
  • ни у одного учащегося не отмечается высокая ригидность, закостенелость мышления.
  • само по себе развитие гибкости мышления не происходит, его нужно развивать и тренировать.
  • развитие гибкости мышления полностью зависит от самого человека. Нужно понимать, что развить гибкость ума за несколько дней сложно. Именно поэтому нужно применять специальные упражнения регулярно.
  • Развив гибкость мышления и сделав свой ум более подвижным, мы сможем сохранять трезвость ума и спокойствие духа даже в самых тяжелых и стремительно меняющихся ситуациях.

Таким образом, цель и задачи исследование достигнуты. Гипотеза о том, что в современных условиях у учащихся десятых классов слабо развита гибкость мышления подтверждена. Развить гибкость ума можно, надо только знать, как это сделать и узнав проявить настойчивость в достижении цели.

Библиографический список

Ахутина Т.В, Здоровьесберегающие технологии обучения: Индивидуально ориентированный подход

  1. // Школа здоровья. 2000. Т. 7, № 2, С. 12-16.
  2. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сборник методических материалов педагогов и школьных психологов / М.Р. Битянова. М.

    : Образовательный центр ≪Педагогический поиск≫, 1997. 112 с.

  3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М., 1992. 128 с.
  4. Власова ТА. Каждому ребенку – надлежащие условия воспитания и обучения // Дети с временными задержками развития. М., 1971. С. 7-14.
  5. Гольдентрихт С.С.

    Творчество как философская проблема /7 Сборник статей ≪Творчество и социальное познание≫ / Под ред. А.М. Коршунова, С.С. Гольдентрихта. М.: Изд-во Мос. ун-та, 1992. С. 39-56.

  6. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта И Психология мышления. М., 1965. С. 31-38.
  7. Левицкая ТЕ., Богомаз С.А., Залевский Г.В.

    К проблеме гибкости творческого мышления учащихся // Сибирский психол. журн. 2000. Вып. 12. С. 54-58,

  8. Torrance Е.Р. The паШге of creativity as maintest in its testing // The nature of creativity: Cambridge Univ. Press. 1988. P. 43-75.
  9. Холодная M.A. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.; Томск, 1997. 274 с.
  10. Яковлева Е.Л.

    Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. 1996. С. 28-34.

Приложение 1. Методика исследования гибкости мышления

Бланк с записанными анаграммами (наборами букв) предъявляется испытуемому на 3 мин. По сигналу экспериментатора нужно начать решать анаграммы, т.е. составлять из наборов букв слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными.

Составить из наборов букв слова (имя существительное), не пропуская и не добавляя ни одной буквы.

(П)Йво ядл аицпт уардбж оаефмрс

ЙЛА РУСТ УАРГШО УАКЮКР АИККРПС

АБЛ ЕНОБ ООСВЛ ООАРБД ОАИДМНЛ

АШР АУКТ ОАЛМС ААККЭС ЕЕЬВДДМ

ОЗВ ИАПЛ БРЕОР УАЬБДС ЕЕДПМТР

УКБ ААПЛ ОТМШР АИСЛТК ОАЬТДРС

ИРМ ОРШБ ОЕЛСВ ЕУЗНКЦ АААЛТПК

ОТМ ОЕТЛ ААШЛП УАПРГП ОАЕМЛСТ

АСД ОЕРМ ОЕСМТ ОООЛТЗ ААЬБДВС

Подсчитывается количество верно составленных слов – показатель гибкости мышления.

Уровни гибкости мышления
Взрослые Учащиеся 10класса

  • высокий 26 и более
  • средний 21-25
  • низкий 11-20

Методика А. С. Лачинса «Гибкость мышления»

Тест предназначен для выявления пластичности – ригидности мышления. Оснащение: лист бумаги, ручка, секундомер.

Инструкция. Вам предлагается написать фразу «В поле уже таял снег» четырьмя разными способами.

Способ 1. После команды «Начали!» напишите данную фразу столько раз, сколько успеете до команды «Стоп!».

Способ 2. После команды «Начали!» напишите эту фразу печатными буквами столько раз, сколько успеете до команды «Стоп!».

Способ 3. После команды «Начали!» напишите эту фразу столько раз, сколько успеете до команды «Стоп!», следующим образом: первая и все нечетные буквы должны быть письменными и заглавными, а вторая и все четные – маленькими и печатными.

Способ 4. После команды «Начали!» напишите фразу своим привычным почерком, но при этом повторяйте каждую букву по два раза. Работайте как можно быстрее до команды «Стоп!».

Обработка и анализ данных

  • Подсчитывается количество написанных букв в каждом задании: С1,С2, С3, С4.
  • Вычисляется среднее значение для трех заданий: Сср=С2+С3+С4/3
  • Определяется коэффициент креативной гибкости: Крг=Сср/С1

Если Кгиб лежит в пределах от 0,5 до 1, значит, испытуемый обладает пластичным мышлением, легко и быстро переходит от одной деятельности к другой, оперативно реагирует на изменение входной ситуации, способен принимать адекватные решения.

Значение Кгиб меньше 0,5 свидетельствует о ригидности мышления, т. е. низком уровне креативной гибкости.

Испытуемый не способен быстро и адекватно реагировать на изменения ситуации, испытывает затруднения в изменении субъективной программы деятельности.

Таблица 1

УчастникбаллПластичность-ригидностьГибкость мышленияуровень
Участник 1 (10А)181,0218Низкий
Участник 2 (10А)181,0518Низкий
Участник 3 (10А)180,718Низкий
Участник 4 (10А)131,713Низкий
Участник 5 (10А)170,7517Низкий
Участник 6 (10А)81,128Низкий
Участник 7 (10А)100,9310Низкий
Участник 8 (10А)240,624Средний
Участник 9 (10А)110,911Низкий
Участник 10 (10А)140,9814Низкий
Участник 11 (10А)111,2511Низкий
Участник 12(10А)250,8825средний
Участник 13(10Б)60,66низкий
Участник 14 (10Б)14114Низкий
Участник 15 (10Б)1251,112Низкий
Участник 16 (10Б)30,93Низкий
Участник 17 (10Б)10,81Низкий
Участник 18 (10Б)180,918Низкий
Участник 19 (10Б)171,317Низкий
Участник 20 (10Б)100,910Низкий
Участник 21 (10б)717Низкий
Участник 22 (10Б)21,12Низкий
Участник 23 (10Б)818Низкий

Источник: https://obuchonok.ru/node/5054

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.