< 10 уроков питания (не только) для наших детей - Психолог

10 уроков питания (не только) для наших детей

Содержание

5 причин, почему проводить уроки «здорового питания» в школах бесполезно

10 уроков  питания (не только) для наших детей

Одновременно с модой на здоровый образ жизни появились инновационные идеи о внедрении в школах нового предмета, который бы об этом здоровом образе жизни школьникам рассказывал.

Все выглядит красиво: учителя объясняют плюсы правильного питания, учат выбирать здоровые продукты, готовить полезные блюда и рассчитывать необходимое количество воды в день.

Затея оптимистичная, но — увы — неосуществимая в наших школах. По крайней мере, сейчас.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

1. Кто должен вести уроки здорового питания?

Ожидание: опытный диетолог или консультант по питанию, который сможет не просто объяснить важность здорового питания на словах, но и собственным цветущим видом доказать правильность своих доводов (ведь школьники, как ни крути, любят глазами, на уши лапши им уже навешали).

Реальность: в нашей стране нет такого количества диетологов, чтобы хватило в каждую школу. Из-за нехватки специалистов вести уроки будут все те же школьные учителя по смежным дисциплинам — ОБЖ или физкультуре.

Чаще всего это женщины за пятьдесят, выросшие в Советском Союзе не самых сытых годов.

Какое уж тут здоровое питание? Сытно, вкусно, и ладно — дети не голодают же, так зачем ещё тут что-то предпринимать? Большинство современных школьных учителей просто не увидят смысла в новом предмете, уже не говоря о том, что будут совершенно не рады получить дополнительную нагрузку.

У них не будет желания, интереса и, самое главное, квалификации рассказывать детям о важности здорового питания, если они сами этой важности не разделяют. И вообще, вспомните своих учителей физкультуры. Я бы вот, например, ни за что не хотела выглядеть как они.

2. Как новая дисциплина будет уживаться с привычками семьи?

Ожидание: если представить идеальный мир, то мы наверняка вообразим стройную, молодую, цветущую пару, сидящую напротив стройной, молодой, цветущей преподавательницы урока здорового питания, и обсуждающую с ней, стоит ли Васе в связи с активными занятиями спортом увеличить долю белка в рационе. Проще говоря, школа сотрудничает с родителями, родители сотрудничают со школой.

Реальность: в нашей стране нет культа здорового питания; у нас, скорее, культ нездорового. Мы все любим жареное мясо с плавающей в масле картошкой, супчики с зажаркой и домашние пирожки. А если есть ещё и любящая бабушка, то это пир горой в квадрате — всё жареное, жирное и очень вкусное.

Если семья в течение долгих лет прививала ребёнку такой режим питания, реакция на уроки здорового образа жизни в школе у него будет предсказуемой: старший школьник усмехнётся на призыв есть больше морковки и вечером, за тарелкой майонезного салата, расскажет родителям о том, что в школе снова поставили какой-то дурацкий бесполезный урок.

Младший — просто не поймёт, кому верить: родители с жареной картошкой с одной стороны и школа, потряхивающая листом салата, с другой. В любом случае ребёнок (не будем его винить) в силу своего ещё не совсем сознательного возраста выберет то, что вкусно, а не то, что полезно, и семья его в этом поддержит.

И инновационная школьная дисциплина действительно окажется пустой тратой времени и средств.

3. Как сделать так, чтобы уроки здоровья и меню школьной столовой не противоречили друг другу?

Ожидание: здоровая еда в столовой — запечённое мясо, рыба на пару, крупы, овощи, фрукты, соки, зерновой хлеб — всё, само собой, на личный выбор ученика.

Реальность: о вреде питания в школьной столовой сказано немало. Местная еда приносит не пользу, а лишь быстрое чувство насыщения, достаточное, чтобы не умереть с голоду до конца учебного дня. Качество еды при этом оказывается последним в списке, после соответствия государственному стандарту, калорийности и дешевизны.

Введение новых стандартов питания в школе — дело неподъёмное. План питания спускается свыше, и для того, чтобы его изменить, нужно в целом перекроить всю систему в регионе. На это нужно время, деньги, возможно, новые повара и новое оборудование, чего, как известно, у школ в свободном доступе не бывает.

До тех пор, пока в наших столовых остаются варёные сосиски, посыпанные сахаром булки и «Сникерсы», говорить о здоровом питании не то что бесполезно, а просто нелепо

Я сама пытаюсь придерживаться здорового питания, но когда после второй пары я захожу в столовую ужасно голодная и вижу выбор между майонезным салатом и супом из шпината, мой мозг и желудок говорят совсем разные вещи. И я, скорее, послушаю желудок.

Организм ищет способ максимально быстро восстановить силы, это наша физиология, так что обвинять оголодавших школьников, уплетающих булочки, в том, что они не используют полученные на новом уроке знания на практике и не выбирают вместо булок вон тот салат из морковки, — похоже на какое-то открытое издевательство.

4. Как сделать правильное питание доступным для всех социальных групп?

Ожидание: родители крайне сознательные люди и купят ребёнку манго в декабре, несмотря на заоблачную стоимость, ведь витамины важнее.

Реальность: средний класс в нашей стране по-прежнему мал, а если выдвинуться за пределы Московской области, то и вообще едва встречается. Другая простая истина состоит в том, что питаться правильно — очень дорого.

Давайте сравним: можно купить 800 грамм куриной грудки за двести рублей, овощей, сыра и зернового хлеба еще на двести и на выходе получить четыре потрясающе вкусных и полезных сэндвича. А можно пойти в «Макдоналдс» и купить те же четыре менее полезных, но не менее вкусных чизбургера по пятьдесят рублей за штуку.

В два раза дешевле. И дело здесь совсем не в том, что родителям не важно здоровье детей, — у средней семьи просто не хватает денег постоянно покупать отборное мясо, сыр, мюсли, молоко, свежие овощи и фрукты.

Для детей из таких семей новая дисциплина окажется не просто не применимой на практике, но и может сильно обидеть: вполне возможно, что ребёнок обожает красную рыбу, о пользе которой вещает учитель, но его семья не может её себе позволить.

5. Разве возможно поменять общество, нацелившись только на одну его группу?

Ожидание: все школьники начинают правильно питаться, вырастают, передают свои правильные пищевые привычки детям — и поколение здоровых людей готово.

Реальность: чтобы сформировать привычку правильно питаться, необходимо взращивать её в детях с самого рождения. То есть это в первую очередь задача семьи.

К тому моменту, когда ребёнок пойдёт в детский сад, а уж тем более в школу, у него уже будут сформированы основы пищевого поведения, принятые в семье, и если они отнюдь не здоровые (что мы наблюдаем у подавляющего большинства семей), результативность уроков здорового питания резко падает.

Старшие же школьники, которым неожиданно поставят в расписании этот предмет, вообще не воспримут его всерьёз.

Если это будет факультативная дисциплина, прогуливать её будут с фантастическим размахом — ну кому после семи пар физики, биологии и физ-ры ещё захочется слушать поучения о здоровом образе жизни? Если это будет обязательная дисциплина, становится интересно, как она будет оцениваться — расскажи, что ты кушал вчера? Нарисуй пищевую пирамиду? И опять выходит на первый план скучная теория, которой в школе и так слишком много и которая, как мы уже убедились, остаётся без практики.

Нет, я не говорю о том, что затея с уроками здорового питания плохая, совсем нет, это отличная идея. Но, к сожалению, учитывая наши пищевые привычки, менталитет, средний уровень дохода, — это должна быть грамотно продуманная кампания, направленная по всем фронтам.

Поддержание у молодёжи интереса к здоровому образу жизни, массовая подготовка специалистов по питанию (будущих учителей), подготовка нового плана школьного питания (подготовка диетологами, а не переписывание меню советской школы!), переоборудование школьных столовых и многое другое.

Тогда уроки питания, о которых так много сейчас говорят, принесут реальную пользу, а не будут пустой тратой школьных денег, учительских нервов и свободного времени школьников.

Джейми Оливер: «Если вы даёте детям чипсы — вы идиот»

5 способов воспитать у ребёнка нездоровое отношение к еде

Физкультура в школе: 12 вещей, которые бесят

Источник: //mel.fm/blog/kseniya-kosurova/69028-5-prichin-pochemu-provodit-uroki-zdorovogo-pitaniya-v-shkolakh-bespolezno

5 родительских слабостей, которые убивают будущее наших детей

10 уроков  питания (не только) для наших детей

Все родители совершают ошибки: кто-то делает их по незнанию, кто-то — из лучших побуждений. «О!» делится с вами статьей известного канадского специалиста в воспитании детей Виктории Прудэй, которая рассказала, почему наши малыши скучают в школе, так нетерпеливы, легко разочаровываются, не имеют настоящих друзей, а главное, что со всем этим делать?

Виктория Прудэй, эрготерапевт, специалист по воспитанию и развитию детей

Я — канадский эрготерапевт (occupational therapist) с 10-летним стажем работы с детьми, родителями и учителями. За годы своей профессиональной деятельности я наблюдаю у детей пугающую тенденцию к снижению социальной, эмоциональной и академической активности, а также резкое увеличение количества случаев пониженной обучаемости, концентрации и других нарушений.

Современные дети приходят в школу будучи эмоционально недоступными для обучения, и в нашем образе жизни есть много факторов, которые способствуют этому. Как мы знаем, мозг пластичен и податлив.

Благодаря окружающей среде мы можем сделать мозг «сильнее» или «слабее». Я верю, что, несмотря на все наши самые лучшие побуждения, мы, к сожалению, направляем развитие наших детей в неверном направлении.

И вот почему.

Влияние технологий

Использование технологий (телевизор, планшет, смартфон) как бесплатного бебиситтера на самом деле не совсем бесплатно. Расплата не за горами. Мы расплачиваемся нервной системой наших детей, их вниманием и их способностью откладывать удовлетворение на потом.

По сравнению с виртуальной реальностью, повседневная жизнь скучна.

Когда дети приходят на урок, они сталкиваются с голосами людей и адекватной визуальной стимуляцией в противовес повсеместным графическим взрывам и специальным эффектам, которые они привыкли видеть на экранах.

После постоянного нахождения в виртуальной реальности обработка информации на уроке становится все более сложной задачей для наших детей, потому что их мозг привыкает к высоким уровням стимуляции, которые обеспечивают видеоигры. Неспособность обрабатывать более низкие уровни стимуляции ухудшает готовность детей решать академические задачи.

Технологии эмоционально отдаляют наших детей от семей. Доступность родительских эмоций является важным питательным веществом для мозга ребенка. К сожалению, мы постепенно лишаем наших детей этого питательного вещества.

Дети получают все, что они хотят, и когда они хотят

«Я голоден!» — «Через секунду я куплю тебе что-то перекусить», «Я хочу пить!» — «Вот автомат с напитками», «Мне скучно!» — «Поиграй с моим телефоном!» Способность откладывать удовлетворение является одним из ключевых факторов для будущего успеха. У нас самые лучшие намерения — сделать наших детей счастливыми, но, к сожалению, мы делаем их счастливыми только в данный момент, и несчастными в долгосрочной перспективе.

Умение отложить удовлетворение означает способность функционировать в условиях стресса. Наши дети постепенно становятся все менее подготовленными к борьбе даже с незначительными стрессовыми ситуациями, которые в конечном итоге становятся огромными препятствиями для их успеха в жизни.

Неспособность отложить удовлетворение часто проявляется на уроках, в торговых центрах, ресторанах и магазинах игрушек в тот момент, когда ребенок слышит «Нет», потому что родители приучили мозг своего ребенка немедленно получать то, что он хочет.

Дети правят миром

Вот что я слышу от родителей постоянно: «Мой сын не любит овощи», «Она не любит рано ложиться спать», «Он не любит завтракать», «Она не любит игрушки, но она отлично обращается со своим IPad», «Он не хочет одеваться сам», «Она ленится есть сама».

С каких пор дети указывают родителям, как их воспитывать? Если предоставить это им, то все, что они будут делать, это есть макароны с сыром и пирожные с кремом, смотреть телевизор, играть на планшетах и ложиться спать в 12 часов ночи.

Какую пользу мы им приносим, давая им то, что они хотят, если мы знаем, что это нехорошо для них? Без правильного питания и здорового ночного сна наши дети придут в школу раздраженные, беспокойные и невнимательные.

Кроме того, мы доносим до них неправильную мысль. Они узнают, что могут делать то, что они хотят, и не делать то, что они не хотят. Понятие «нужно делать» отсутствует. К сожалению, для того, чтобы достичь своих целей в жизни, мы должны делать то, что необходимо, и это не всегда то, что нам нравится делать.

Например, если ребенок хочет быть отличником, он должен усердно учиться. Если он хочет быть успешным футболистом, он должен тренироваться каждый день. Наши дети прекрасно знают, чего они хотят, но им очень тяжело делать то, что необходимо для достижения этой цели. Результат — неосуществимые цели и разочарование.

Бесконечное веселье

Мы создали искусственный мир для наших детей. Там нет скучных моментов. Когда ребенок затихает, мы бежим, чтобы развлечь его снова, потому что в противном случае мы считаем, что не выполняем наш долг по воспитанию детей.

Мы живем в двух разных мирах: у них есть свой мир «веселья», а у нас свой мир «работы».

Почему дети больше не помогают нам на кухне или со стиркой белья? Почему они не собирают и не приводят в порядок свои игрушки? Это монотонная работа, которая тренирует мозг, развивает работоспособность и умение функционировать во время периодов «скуки» — те же самые «мышцы» требуются, в конечном счете, для обучения в школе.

Когда дети приходят в школу и им необходимо что-то записывать, они говорят: «Я не могу. Это слишком трудно. И слишком скучно». Почему? Потому что бесконечное веселье не развивает навыки работоспособности. Их развивает работа.

Ограниченное социальное взаимодействие

Мы все заняты, поэтому мы даем нашим детям гаджеты, чтобы они тоже были «заняты». Раньше дети играли на улице, где в бессистемной естественной среде они развивали свои социальные навыки.

К сожалению, технология заменила время прогулок во дворе. Кроме того, технология сделала и родителей менее доступными для социального взаимодействия с детьми.

Очевидно, что наши дети все больше и больше отстают… ведь цифровой «бебиситтер» не приспособлен помогать детям развивать социальные навыки. Для дальнейшего успеха в жизни социальные навыки необходимы!

Мозг, как и мышцы, обучается и тренируется. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел ездить на велосипеде, вы учите его навыкам езды на велосипеде. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел ждать, вы должны научить его терпению. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел общаться, вы должны обучать его социальным навыкам. То же самое относится и ко всем другим навыкам. Нет никакой разницы!

Что же делать?

Вы можете изменить жизнь вашего ребенка путем тренировки его мозга так, что ваш ребенок будет успешен в социальной, эмоциональной и академической деятельности.

Ограничьте доступ к технологиям

Кроме этого, восстановите эмоциональную связь с вашими детьми: удивите их цветами, поделитесь улыбкой, защекочите их, оставьте милую записку в их рюкзаке или под подушкой, обрадуйте их, забрав на обед из школы, танцуйте вместе, ползайте вместе, деритесь подушками. Проводите семейные обеды, играйте вечерами в настольные игры (посмотрите список моих любимых настольных игр в предыдущем посте), катайтесь на велосипеде, гуляйте на открытом воздухе с фонариком вечером.

Тренируйте способность откладывать удовольствие

Дайте им возможность подождать! Объясните ребенку, что скука — это нормально. Во время скуки часто рождаются самые креативные идеи. Постепенно увеличивайте время ожидания между «я хочу» и «я получаю». Избегайте использования гаджетов в автомобилях и ресторанах — вместо этого научите их ждать, беседуя и играя. Ограничьте количество постоянных перекусов.

Не бойтесь устанавливать рамки

Детям необходимы ограничения, чтобы расти счастливыми и здоровыми!

  • Составьте расписание времени приема пищи, времени сна, времени для гаджетов.
  • Подумайте о том, что ХОРОШО для них, а не о том, чего они ХОТЯТ / НЕ ХОТЯТ. Позже они скажут вам за это спасибо. Воспитание детей — это тяжелая работа. Вы должны быть креативными, чтобы заставить их делать то, что для них хорошо, потому что большую часть времени это будет полной противоположностью тому, чего они хотят.
  • Дети должны завтракать и есть питательную пищу. Им нужно проводить время на открытом воздухе и ложиться спать в определенное время, чтобы приходить на следующий день в школу готовыми к обучению!
  • Превратите то, что они не любят/не хотят делать в удовольствие, в эмоционально-стимулирующую игру.

Научите своего ребенка выполнять монотонную работу

Именно такая деятельность, если она выполняется с ранних лет, является основой для будущей «работоспособности». Пусть малыш будет складывать белье, убирать игрушки, вешать одежду, распаковывать продукты, накрывать на стол, готовить обед, мыть посуду, заправлять кровать. Будьте креативны. Добавьте в действие элемент игры, чтобы вызывать у мозга ассоциации с чем-то положительным.

Учите социальным навыкам

Учите их делать что-то по очереди, делиться, уметь проигрывать/выигрывать, идти на компромиссы, хвалить других, говорить «пожалуйста» и «спасибо».

Исходя из моего опыта работы эрготерапевтом, я могу сказать, что дети меняются, когда их родители меняют свою точку зрения на воспитание детей. Помогите детям добиться успеха в жизни путем обучения и тренировки их мозга как можно скорее!

Источник: //www.kanal-o.ru/parents/9260

Читать электроную книгу

10 уроков  питания (не только) для наших детей

С детства усвоить хорошие принципы отношения к еде гораздо проще, чем потом исправлять свои привычки. Психотерапевт Жерар Апфельдорфер предлагает, несколько ценных советов родителям, которые очень стоит проверить и на. себе.

Ребенок учится есть, глядя на своих родителей: прежде всего он читает по их лицам, какие чувства это у них вызывает. А потому, чтобы передать ему хорошие пищевые привычки, нам самим стоит с симпатией относиться к тому, что мы едим.

О чем стоит спросить себя: получаю ли я от еды удовольствие? Какие чувства я испытываю к тому, что ем?

2. Я ем вместе с ребенком

Конечно, все время это делать сложно. Но лучше, чтобы хотя бы раз в день вы ели вместе: пищевые привычки формируются за столом, а не в разговорах. Дети учатся не только у родителей, но и у всех, с кем им приходится есть.

И это хорошо: полезно иметь перед глазами много разных примеров того, как надо себя вести, и даже того, как вести себя не стоит. Если ребенок слишком мал, чтобы сидеть за столом, он может сидеть рядом на детском стульчике и наблюдать за вами.

Он отметит, что родителям нравится находиться за столом, и захочет побыстрее к ним присоединиться.

О чем стоит спросить себя: как часто мы собираемся за столом вместе с близкими?

3. Я учу его пробовать и оценивать вкус

Умение дегустировать приходит постепенно. Ребенок, видя, как мы неспешно наслаждаемся каждым нюансом вкуса, начнет вести себя так же. Ему уже интересно играть в эту игру, остается только добавить слова. «Как тебе макароны? Этот пряный привкус дает базилик. Чувствуешь аромат? В прошлый раз я его не добавляла. Тебе нравится?»

О чем стоит спросить себя: даю ли я себе время, чтобы насладиться каждым кусочком, прежде чем его проглотить? Делимся ли мы за столом впечатлениями?

4. Я рассказываю историю каждого блюда, которое мы едим

Еду недостаточно пробовать, о ней надо и говорить. Расскажите ребенку историю картошки, пиццы, какао. Когда и где появился рецепт? К примеру: «Это пирог по рецепту твоей бабушки. Когда мне было столько лет, сколько тебе, мы вместе пекли его осенью, когда на даче созревали яблоки.

А сейчас мы можем есть его и весной, потому что яблоки нам привозят из теплых стран. Помнишь, прошлым летом мы отдыхали в Испании? Там очень много садов». У каждого блюда есть увлекательная история, которая запомнится ребенку и превратит еду в приключение, наполненное радостными открытиями.

О чем стоит спросить себя: откуда рецепт этого блюда? Когда мне довелось его попробовать впервые и какие чувства у меня с этим связаны?

5. Я знакомлю ребенка с традициями и правилами поведения за столом

Еда – это способ почувствовать себя частью семьи. Глядя на близких, ребенок сначала учится держать ложку, потом есть с помощью ножа и вилки.

Сегодня хорошие манеры – это не строгий этикет прошлых веков, правила поведения за столом отличаются не только в разных странах, но и в разных семьях.

Важно, чтобы ребенок ел так, как и окружающие его взрослые, – с уважением к пище, к другим людям и в конечном итоге – к самому себе.

О чем стоит спросить себя: сервирую ли я стол, прежде чем приступить к еде? Какие правила поведения за столом существуют в нашей семье?

6. Я учу его слышать свои желания и обсуждаю с ним меню

Желание съесть определенное блюдо не пустой каприз: вкусовыми ощущениями и эмоциями наше тело подает сигнал о том, в каких питательных веществах оно нуждается.

Однако, если каждый будет есть свое (даже за общим столом), трапеза вряд ли будет объединяющей, общей.

А потому меню стоит обсуждать, заранее договариваясь с ребенком: «Давай сегодня будет вкусная рыба, за которой папа специально ездил на рынок, а завтра приготовим курицу – такую, как хочешь ты».

О чем стоит спросить себя: кто и как составляет меню в нашей семье? Обсуждаем ли мы наши желания друг с другом?

7. Я помогаю ему открывать новое

Новые блюда помогут ребенку постепенно расширить вкусовые горизонты, а это обогащает личность. Хотя и не стоит постоянно перескакивать с одного блюда на другое: лучше, чтобы основу составляли привычные для семьи вкусовые оттенки. Выбирая в магазине продукты, остановитесь в каждой категории на двух-трех – тех, что нравятся больше всего.

О чем стоит спросить себя: какие блюда любят в нашей семье? Как часто мы пробуем новые рецепты?

8. В еде я не ставлю ребенку условий

«Доешь рис (будешь хорошо себя вести) – получишь конфету (мороженое)!» Какие выводы сделает ребенок? Десерт – это бонус, нечто необязательное. Но он доставляет удовольствие. Значит, удовольствия от еды может и не быть.

И наверное, при любой возможности лучше наесться до отвала мороженым или шоколадом.

Кроме того, если взрослые могут лишить десерта, возможно, когда-нибудь они лишат меня и другой (важной на их взгляд) еды – кто может поручиться?… Оставим же сладостям их законное место – в одном ряду с другими обычными блюдами, наравне с закусками, супом или горячим.

О чем стоит спросить себя: есть ли у меня запретные, а потому особенно желанные блюда, с помощью которых я наказываю или поощряю себя?

9. Я учу его распознавать чувства голода и насыщения

Учиться есть – значит учиться слышать и уважать свои ощущения, стремясь к зоне комфорта: я не слишком голоден и не переел. А для этого нужно уметь отличить физиологический голод от желания поесть, чтобы успокоиться.

О голоде может говорить упадок сил, урчание в животе… А как уловить момент насыщения? «Наверное, ты был очень голоден – за минуту съел все, что было в тарелке! Как теперь себя чувствуешь? Тяжеловато в животе? Да, ты долго терпел и потому так наелся.

Наверное, стоило чем-то легким перекусить, чтобы так не переесть за обедом. Ты вспомнишь об этом в следующий раз, когда сильно проголодаешься?»

О чем стоит спросить себя: в каких ощущениях проявляется мой голод? Я заканчиваю есть, когда ощущаю комфорт или когда уже (слишком) полон желудок?

10. Я показываю, как есть блюда калорийные… и н е очень

Любые продукты достойны уважения, но высококалорийные требуют к себе особо трепетного отношения. Сладкие и жирные блюда дают организму энергию: чтобы насытиться, их нужно ничтожно мало.

А потому, чтобы вовремя уловить сигналы насыщения, шоколад, выпечку, сыр или копчености стоит есть особо бережно и медленно, прислушиваясь к своим ощущениям: откусить маленький кусочек, подержать его во рту, чтобы в полной мере насладиться ярким вкусом, текстурой и ароматом продукта.

Напротив, вкус овощей или зелени не сильно изменится от одной вилки к другой, надо лишь следить, чтобы не переполнился желудок. А что, если ребенок настоятельно просит шоколадку или чипсы? Сначала лучше спросить, не голоден ли он.

Если нет, может быть, что-то идет не так? Тяга к сладкому и жирному обычно возникает, когда ребенку не хватает тепла – внимания, ласки, добрых слов. Не стоит приучать его есть вместо того, чтобы говорить. Предложите ему рассказать о своих заботах и чувствах, постарайтесь поговорить по душам.

Разрешите ему съесть конфету и обсудите, почему ему так хотелось ее получить. «Садись со мной, давай я тебя обниму, а ты мне расскажешь, как у тебя жизнь, что хорошего, что не очень… А потом, если захочешь, можешь взять еще конфетку…»

О чем стоит спросить себя: могу ли я рассказать себе о том, что чувствую сейчас? Что на самом деле меня тревожит.

Прививая детям здоровые пищевые привычки, мы сами заново учимся правильно есть. Начав с того, что будет полезно ребенку, открываем для себя прелесть самодельных котлет, свежих соков и даже домашней выпечки.

Источник: //velib.com/read/kollektiv_avtorov/sdelat_schastlivymi_nashikh_detejj_doshkolniki/527465/12/vozrast_otkrytijj%7C10_urokov_pitanija_i_ne_tolko_dlja_detejj

Уроки осторожности: 10 игровых форм для обучения ребенка правилам безопасности

10 уроков  питания (не только) для наших детей

Родители сегодня все чаще переживают о том, чтобы с ребенком ничего не случилось, поэтому обучение безопасному поведению становится неотъемлемой частью детского воспитания. Но что такое по своей сути обучение безопасности — запреты, ограничения и наставления.

Как же соблюсти баланс, чтобы не перегнуть палку и не сделать ребенка излишне тревожным? Как сделать так, чтобы процесс из скучного превратился в занимательный и интересный для обеих сторон? Где найти на это время в цейтноте дел и совместить обучение с другими развивающими занятиями?

Как часто мы говорим детям «не трогай», «не ходи», «не открывай» — и добавляем после этого непременное «а то»: «…а то ударишься», «…а то потеряешься», «…а то тебя украдут». Так безопасному поведению обучали нас родители, так в своё время их обучали наши бабушки и дедушки, и мы, сами того не замечая, унаследовали эту систему.

Возможно, в какой-то момент во время таких предостережений вы ловили себя на мысли, что попросту запугиваете своего ребенка и всё время ему что-то запрещаете. А ребенок при этом ещё и не всегда запоминает правила, и тогда после некоторого количества повторов к предостережениям невольно добавляется раздраженное: «Ну сколько можно тебе повторять?!», «Я же тебе уже говорила!»

Как выйти из этого замкнутого круга и сделать обучение безопасности эффективным и интересным?

Сегодня, в период бума на раннее развитие, у ребенка и дня не проходит без какой-нибудь «развивашки», будь то сказка, прогулка, игра, рисование или лепка из пластилина. А ведь всё это хорошо подходит не только для развития внимания, памяти, логики, мышления, но и для обучения технике безопасности. С помощью игры ребенок лучше запомнит то правило, которое вы хотите до него донести.

Давайте рассмотрим 10 базовых игровых форм, с помощью которых это будет сделать просто и интересно.

Сказка

Практически любая сказка содержит в себе сюжеты для обучения технике безопасности. На подобные моменты стоит лишь обратить более пристальное внимание ребенка, когда вы читаете ему книгу или рассказываете сказку на ночь.

Сказочный персонаж попадает в какую-то ситуацию, и ему помогает знание правил безопасности, а вот несоблюдение их, напротив, всё усугубляет. В одной только всем известной сказке «Колобок» масса таких моментов.

Например, как главный герой отвлекал внимание зверей, заявлявших «Колобок, Колобок, я тебя съем» — он пел им песенку, тем самым усыпляя их бдительность, а сам давал дёру — «только они его и видели».

Или как Лиса скрыла свои истинные мотивы и стала нахваливать песенку, сокращая каждый раз дистанцию.

Чем старше ребенок, тем активнее следует вовлекать его в обсуждение сказки, для этого переходите от комментирования к вопросам: «А как ты думаешь, Лиса на самом деле хотела послушать песенку Колобка?», «почему Колобок не смог убежать от Лисы, как он сделал это раньше с Зайцем, Волком и Медведем?».

Благодаря вашим вопросам ребенок сам будет осмысливать происходящее с героями. А вы можете помочь ему с правильными выводами, например, о том, что внешность бывает обманчива и что в общении с незнакомыми важно соблюдать установленные вами правила.

Рисование

В ходе совместного рисования удобно озвучить необходимое для запоминания правило безопасности. Например, нарисовать маршрут от дома до школы и рассказать, почему так важно никуда не сворачивать; спросить, что будет делать ваше чадо, если друг будет подбивать его срезать путь.

А можно создать обсуждение после того, как ребенок самостоятельно нарисует то, что вы попросили. Этот вариант особенно хорош в качестве проверки, как ребенок усвоил то, что вы ранее с ним проходили. Например, попросите нарисовать электроприборы или колюще-режущие предметы и спросите, помнит ли он, как с ними обращаться.

Расспрашивая о деталях, вы сможете увидеть, что ребенок усвоил, а что надо бы повторить. А ещё это повод тут же поработать над ошибками и снова закрепить пройденное.

Если ваше чадо не любит рисовать, подойдет любое другое творчество: лепка из пластилина, аппликация, коллаж.

Игра

У данной формы обучения масса разновидностей: игра-эстафета, игра-соревнование, игра-ситуация, игра-квест. Используем подходящее нам, в зависимости от того правила/навыка безопасности, которому обучаем.

Вот, например, игра в мяч «свой-чужой-знакомый» (аналог «съедобное-несъедобное») закрепляет в сознании ребенка, кто относится к каждой из этих категорий.

Надо отметить, что игра идеально подходит для отрабатывания физических навыков безопасности, таких как: громко кричать, быстро бегать, уметь привлекать к себе внимание (когда нужна помощь), ориентироваться на местности. После такой игры важно пояснить ребенку, в какие моменты ему следует применять эти «отработанные» навыки.

Например, когда мы с дочкой играли в игру «Кто громче?», в конце я ей говорила: «Дочка, у тебя хорошо получается, ты так громко кричала. Вот когда тебе нужна моя помощь, ты так же громко кричи: «Мама, помоги мне!». Договорились?»

Картинки и иллюстрации

Это самая простая форма, не требующая какой-то специальной подготовки. Вы можете взять любую подходящую по смыслу картинку. 

Вот, например, как тренировать запоминание внешности и внимательность: возьмите репродукцию любого портрета и предложите компании детей посмотреть на неё 5 секунд, потом закройте картинку, а участники пусть называют по очереди, кто что запомнил. Побеждает тот, кто запомнил больше всего деталей.

А взяв натюрморт или картинку с ягодами/фруктами, легко поговорить с ребенком о том, что фрукты и овощи всегда необходимо мыть, как и руки перед едой.

Также в настоящее время можно найти в продаже уже готовые специализированные наборы карточек по детской безопасности. Они иллюстрируют различные опасные ситуации, и по ним легко ориентироваться.

Викторина

Её хорошо использовать для компании детей, например, на детском празднике или при встрече семьями. Викторина требует предварительной подготовки.

Запоминание пройдет успешнее, если на каждый вопрос будут предлагаться варианты ответов. Если ребенок отвечает неверно, ведущему следует проговорить правильный ответ.

Викторина может быть как на узкую тему (например, «Как правильно вести себя в грозу?»), так и содержать вопросы на разные темы о детской безопасности, по аналогии с викториной «Что? Где? Когда?».

И победителю, конечно же, следует вручить приз.

Прогулка-наблюдение

Любую прогулку вы можете легко совместить с обучением правилам безопасности. Например, если вы учите ребенка, как правильно переходить дорогу, то на прогулке пройдитесь до ближайшего перекрестка со светофором.

Встаньте в стороне и предложите ребенку понаблюдать, что делают люди, в то время когда машины едут, и наоборот; как и те и другие понимают, что пришла их очередь переходить дорогу.

Возможно, что-то понадобится прокомментировать, а что-то ребенок и сам вам расскажет.

Мини-спектакль

Одно из любимейших развлечений одновременно станет для вашего малыша хорошей тренировкой на знание правил и навыков безопасности.

Можно наделить ролями игрушек или домочадцам выступить в роли персонажей сказки, которую читали на днях. Например, когда Красная Шапочка встречает в лесу Волка, на вопрос «Куда ты идешь?» она отвечает: «Это секрет!»

В качестве сюжета для инсценировки можно взять ситуацию, например, «Звонок в экстренную службу». Один играет роль звонящего, второй — роль полицейского/пожарного/оператора скорой помощи, который просит описать, что случилось, назвать адрес, номер телефона.

Хорошо бы ещё задействовать соответствующие атрибуты, в данном случае — домашний телефон (отключенный на время игры из сети). Потом участники меняются ролями.

Благодаря этому приёму ребенок лучше запомнит в каких ситуациях какую службу вызывать, как пользоваться домашней памяткой с экстренными номерами.

Эксперимент

Задача эксперимента — показать природу физического явления, его свойства. Важно заранее организовать безопасные условия.

Например, ребенку 6-7 лет можно продемонстрировать, как зажженная чайная свечка, установленная в тарелку с песком, сама гаснет, если её накрыть перевернутым стаканом. И пояснить, что для горения нужен воздух (кислород), он в стакане закончился, поэтому огонь и гаснет. Так что небольшое пламя можно погасить, накрыв его покрывалом и прихлопнув по краям.

Стихи

Есть немало детских стихов, в которых звучит тема безопасности. Это форма обучения вам идеально подходит, если ваш малыш хорошо воспринимает информацию на слух и любит заучивать стихи наизусть. Надо только выделить немного времени, чтобы найти стихи об интересующих вас правилах. Например, такие:

***

У светофора окошечка три,
При переходе на них посмотри!
Если в окошке красный горит,
«Стой на панели» —  он говорит.
Если вдруг желтое вспыхнет окошко,
Должен еще подождать ты немножко.

(Сергей Михалков)

***

Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
«Печку, Леночка, не тронь,
Жжется, Леночка, огонь…»

(Самуил Маршак)

Мультфильмы

Они полны поучительных историй. Например, замечательный анимационный фильм «В поисках Немо» — история о сыне (рыбка-клоун Немо), который ослушался отца и заплыл за пределы разрешенной территории, и о том, как самому Немо и его отцу пришлось проделать длинный путь, полный препятствий и переживаний, чтобы найти друг друга.

На сегодняшний день есть целый ряд мультсериалов, посвященных теме детской безопасности. Это «Аркадий Паровозов спешит на помощь», «Уроки осторожности тётушки Совы», «Спасик и его друзья».

Обычно мы проводим обучение-обсуждение по окончании мультфильма.

Как и в варианте со сказками, вовлекая ребенка в обсуждение, старайтесь задавать открытые вопросы, так чтобы ребенок отвечал развернуто, вместо односложных «да» и «нет».

Например: почему герой попал в опасную ситуацию, в какой момент он поступил разумно и благодаря этому избежал беды, что сделал бы сам ребенок, окажись он на месте персонажа.

Всегда подытоживайте обсуждение проговариванием правила безопасности, которое должен соблюдать ребенок.

Вот так благодаря этим развивающим игровым формам мы уходим от тактики запугивания, увлекательно проводим с детьми время и развиваем при этом у них важные навыки безопасности.

В материале использован кадр из мультфильм «Уроки осторожности тётушки Совы».

Источник: //www.matrony.ru/uroki-ostorozhnosti-10-igrovyih-form-dlya-obucheniya-rebenka-pravilam-bezopasnosti/

В казанских школах стали проводить уроки здорового питания

10 уроков  питания (не только) для наших детей

Корреспондент “РГ” познакомился с необычным образовательным проектом и узнал, почему дети так не любят рыбу и можно ли их отучить от сладкого.

Большая перемена. Мы в школьном ресторане казанского лицея N146. Пока часть школьников разбирает тарелки с обедом, первоклашки за длинным столом собираются готовить себе сами. Помогает им в этом повар. Он сообщает ребятам, что сейчас они будут делать многослойный десерт и холодную закуску. Все компоненты уже под рукой: биойогурт, варенье, какао-порошок, фрукты, кукурузные хлопья.

Горячее питание в начальной школе станет обязательным по всей России

В процессе приготовления повар общается с детьми, в непринужденной форме рассказывая о свойствах продуктов. Все, что происходит сейчас, не показательное представление из-за визита журналистов. Такие мастер-классы здесь устраивают регулярно, в рамках всероссийской программы “Разговор о здоровье и правильном питании”.

Действует она уже двадцать лет во многих регионах страны. От Казани в ней участвовало несколько школ, в том числе 146-й лицей. А с этого года программа охватит все общеобразовательные учреждения города.

Инициатором необычного проекта стала международная компания, специализирующаяся на производстве продуктов.

Рекламных целей в данном случае она не преследовала, а исходила из позиций социальной ответственности.

Программа разработана Институтом возрастной физиологии Российской академии образования при участии Института питания Российской академии медицинских наук. Всецело поддержало проект и Минобразования РФ.

Суть его проста: чтобы наши дети правильно питались, недостаточно следить за качеством рациона в столовых и назидательным тоном напоминать о “вредных” продуктах. Этому нужно именно учить. Причем подавать материал следует во всех смыслах вкусно.

Как замаскировать рыбу?

Вообще попытки взрослых приучить детей к здоровому питанию напоминают штурм крепости. Причем ставку на силу здесь делать бесполезно. Нужно искать бреши в “обороне” и прибегать к уловкам. С такими “военными хитростями” хорошо знакома директор Департамента продовольствия и социального питания Казани Рима Мухамедшина.

Булочки и мармелад: какие продукты родители запрещают покупать школьникам

– Работать со школьниками очень трудно. Они традиционно любят макароны с сосисками и в лучшем случае картофельное пюре с котлетами. Но мы ведь не можем постоянно их этим кормить, – поясняет она. – По нормам СанПиН детям в день требуется 400 граммов овощей для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Для работы мозга необходим фосфор.

Им богата рыба, которую тоже не жалуют наши детишки. Так что задача перед нами стоит интересная – удержать баланс между здоровым питанием и вкусным. Мы постоянно работаем над меню, чтобы адаптировать его под популярные у детей блюда.

Причем в составе будут полезные продукты, а форму с помощью технологии приготовления можно придать очень привлекательную.

Дегустация – это прекрасная возможность для нас. Мы анализируем вкусовые предпочтения учащихся. В прошлом году озадачились тем, как сохранить в меню рыбу.

Ну какой смысл считать, что она есть в рационе школьника, если ребенку в желудок не попадает? Рыбные котлеты нам приходилось выбрасывать. Поэтому мы сделали дегустацию семи видов рыбных блюд. И два из них ребята одобрили.

Это горбуша под овощами и тефтели в томатном соусе. Таким образом мы “подобрались” с рыбой к нашим детям.

Рима Мухамедшина двумя руками за новую образовательную программу. Тем более что Департамент социального питания и продовольствия тоже работает в этом направлении. Проводит кулинарные мастер-классы и встречи с диетологами.

– Дети очень хорошо воспринимают информацию. И сформировать у них вкусовые привычки вполне возможно. Но мы хотим достучаться не только до школьников, но и до их родителей.

Коварный бабушкин компот

И действительно, дети со своими гастрономическими пристрастиями не с Марса к нам падают. Когда мамы и папы недоумевают, почему их чадо ничего не ест, стоит задуматься, а не они ли отчасти виноваты в этой проблеме.

По словам Светланы Смолиной, руководителя Управления потребительского маркетинга и коммуникаций компании, разработавшей программу, пищевые привычки у детей закладываются в первую тысячу дней жизни, то есть до трех лет.

– Часто родители идут на поводу у ребенка. Например, он выплевывает пюре, которое содержит рыбу, а они соглашаются: “Ну, не хочешь – не ешь”. Это неправильный подход. В этом возрасте нужно методично приучать к пище. Первый раз не понравилось, попытаться второй раз, третий. Хотя бы по пол-ложечки сначала. И когда дети войдут в сознательный возраст, у них не будет отторжения рыбы.

То же самое с солью и сахаром, не надо подсаливать и подслащивать детское питание. А есть и такие родители, которые очень серьезно относятся к рациону ребенка в первые годы жизни, но перестают придавать этому значение, когда переводят за общий стол.

Корреспонденты “РГ” проверили: Ранцы школьников в 2-3 раза тяжелее нормы

– Что он захотел, то и ест. Главное, чтобы не был голодный. Мы провели с Институтом питания большое исследование рациона детей. Было опрошено 30 тысяч ребят по всей России. Да, они едят много сладкого. Вроде бы все взрослые знают, что это вредно. Но знание это поверхностно.

Наше исследование показало, что основным источником потребления сахаров у детей являются чай и домашний компот. Все привыкли: сел ребенок завтракать или ужинать, мама ему чайку и туда 2-3 ложки сахара бухает.

Или какой лучший напиток для ребенка? Бабушкин компот! Хотя в нем давно нет никаких витаминов, зато огромное количество сахара.

Уже с первого класса детям – участникам образовательного проекта наглядно объясняют, что есть три стола: зеленый, желтый и красный. Этакий гастрономический светофор. В зеленую зону входит то, что есть нужно обязательно каждый день.

Например, каши, овощи, фрукты, рыбу, хлеб. В желтую – то, что можно есть несколько раз в неделю или ежедневно, но в небольших количествах. Это яйца, сыры, сосиски. А в красную зону попадают продукты, которые следует употреблять изредка.

В их числе копченые колбасы, пирожные, лимонад.

Так что главный принцип программы: “Нет вредных продуктов. Есть вредный рацион”.

Пища для ума

У меня в руках рабочая тетрадь “Разговор о здоровье и правильном питании”. Яркое пособие с большим количеством картинок и даже наклеек.

В содержании есть такие главы, как “Удивительные превращения пирожка”, “Из чего варят кашу и как сделать ее вкусной”, “Время есть булочки”, “На вкус и цвет товарищей нет”. Скоро 18 тысяч таких учебников бесплатно получат казанские первоклашки и второклашки.

Своими комплектами также обзаведутся ученики 3-4-х и 5-6-х классов. Программа разделена на три возрастных модуля и рассчитана на три года. По 40 часов в год.

Ученик и учитель: У кого больше прав? Не торопитесь с ответом По словам ее автора, старшего научного сотрудника Института возрастной физиологии РАО Александры Макеевой, занятия будут проходить во внеурочное время.

– Это не оторванный от учебной программы материал, – уверяет она. – Задания сделаны так, что они развивают и навыки счета, и отсылают детей к темам, которые изучают на окружающем мире. Питание – удивительная вещь.

Это же не только разговоры о белках, жирах и углеводах. Через историю кулинарии мы рассказываем об истории нашей страны. Когда знакомим с кухней других стран, расширяем кругозор.

У нас есть отдельная тема о том, как кулинария отражается в музыке, живописи и литературе. Так что мы даем еще и пищу духовную.

Обучение основано на игровой методике. Школьники даже не подозревают, подчеркивает Александра Макеева, что у них формируется навык правильного питания. Теоретическая часть подкреплена практической.

Мастер-классы, которые упоминались выше, помогают привить вкус к полезной пище.

Здесь срабатывает психологический эффект – если дети готовят что-то сами, пусть даже из нелюбимых продуктов, они это непременно будут есть.

Источник: //rg.ru/2019/10/23/reg-pfo/v-kazanskih-shkolah-stali-provodit-uroki-zdorovogo-pitaniia.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.