< 24 часа, чтобы увидеть мир иначе - Психолог

24 часа, чтобы увидеть мир иначе

Содержание

Как изменить свою картину мира: 8 шагов

24 часа, чтобы увидеть мир иначе

Торин Клосовски — автор LifeHacker.

Хотели бы быть лучше, умнее, сильнее, быстрее? Да, работа над собой помогает, но надо признать, что тут может вмешивается ваше восприятие себя. Мы все сами формируем нашу собственную реальность, и эта реальность зачастую несовершенна.

Ваше самовосприятие может сильно ограничивать вас, и поэтому если хорошенько встряхнуть ваше представление о мире, то можно добиться чудес в плане производительности, креативности и счастья. Вот как заново откалибровать вашу реальность.

Помните, как в последний раз вы потеряли уверенность в себе, когда ваш босс был разочарован вашей работой или вы поспорили с другом? Вы начали сомневаться в себе, пострадала ваша работа или ваша личная жизнь.

Идея калибровки реальности довольно простая: когда у вас в голове застревает какой-то взгляд на мир, вы погрязаете в рутине и теряете возможность увидеть другие точки зрения. Но если поменять этот взгляд, это поможет вам решать проблемы, побеждать в спорах и просто быть счастливее.

Но как? Рассмотрим несколько методов, которые вы можете использовать, чтобы перестроить свое восприятие мира и себя. Но для начала надо понять, как мы вообще видим мир.

Как мы воспринимаем мир

Увидеть заметно больше мира, чем сейчас, у вас, конечно, не получится. Как объясняет нейролог Дэвид Иглман, если посмотреть на электромагнитный спектр, то мы видим лишь одну десятимиллиардную информации, окружающей нас. Это лишь крохотное окошко. 

Наше представление о реальности формирует и меняет наш взгляд на окружающий мир, а также ограничивает наши когнитивные способности. Психолог Тимоти Уилсон объясняет, что мы интерпретируем мир во многом подсознательно, и это становится реальной проблемой в спорах с другими людьми, у которых реальность своя.

Иглман говорит, что прежде всего нужно осознать это. Это интеллектуальная скромность: осознать, что хотя вы считаете реальностью что-то определенное, вы очень многого не видите, и это часть реальности других людей.

Осознание этого помогает начать смотреть на мир по-новому. Большинство из нас не могут сделать этого, просто нажав кнопку: нужны некоторые упражнения, чтобы научить мозг смотреть на ситуацию с разных точек зрения, прежде чем делать выбор.

Вот несколько способов задействовать эту идею.

Как скорректировать мироощущение

Одна из главных причин заново откалибровать свою реальность — это расширить свое мироощущение, чтобы лучше коммуницировать с людьми и эффективнее решать проблемы. Посмотрим, как это можно сделать на практике.

Подождите пять минут, прежде чем отвечать

Мы часто сожалеем о своих словах во время дебатов и напряженных споров. Автор книги ReWork Джейсон Фрайд дает простой совет: подождите пять минут. Думайте, не реагируйте сразу.

Во многих случаях, когда мы находимся в процессе спора, у нас нет такой роскоши, но в других дискуссиях — переписка, соцсети, даже выступления на конференциях — есть достаточно времени, чтобы сформулировать ответ и перестроить свою реальность, прежде чем сказать глупость.

Просто позвольте идеям осесть — это неизбежно побудит вас заново обдумать свои позиции, взвесить разные взгляды.

В монотонных ситуациях заставляйте себя мыслить альтернативным образом

Писатель Дэвид Фостер Уоллес говорит об опасности мировоззрения, сфокусированного лишь на себе, и о том, как важно «переворачивать» то, из чего мы исходим по умолчанию, обдумывать другие точки зрения.

Когда вас раздражает ситуация или другой человек, подумайте, в каком случае вы бы поступили так же, как он. Если кто-то подрезает вас на дороге, попробуйте представить, при каких условиях так сделали бы вы.

Если вы будете делать это регулярно, отмечает Уоллес, вы начнете лучше осознавать мир вокруг себя.

Опишите свой день с чьей-то еще точки зрения

Уилсон рассказывает, как важно записывать происходящее, чтобы понимать разные мнения и перспективы. Попробуйте описать свой рабочий день, свою творческую работу или свое состояние счастья с позиции другого человека, максимально объективно, чтобы не окрашивать описанное в негативные тона. Эта дистанция помогает изменить свою историю, поглядеть на нее иначе, придать ей новый смысл.

Я тоже стараюсь так делать иногда, напоминая себе, что моя интерпретация — лишь интерпретация. Она не единственная. Описание вашего дня с другой точки зрения может дать вам неожиданную идею того, где на самом деле кроется проблема.

Однако недостаточно изменить свой взгляд на мир. Полезно также заново откалибровать восприятие самого себя. Посмотрим, как это можно сделать.

Измените представление о себе

Как мы уже видели, мы воспринимаем мир через набор фильтров. Но осознать и изменить их не так уж сложно. Сложнее отредактировать самовосприятие и уже таким образом изменить взгляд на мир. Но способы есть.

Отредактируйте свою историю

Одна из главных тем книги Уилсона — идея, что мы подсознательно формируем некие истории, темы, которые определяют мир в наших глазах и наше чувство реальности. Их, как и любую другую историю, можно отредактировать — изменить вашу личную интерпретацию самого себя и социального мира, чтобы стать счастливее. Вот одно из упражнений, которые предлагает Уилсон.

— Найдите тихое, уединенное место, где можно писать.— Три дня подряд описывайте свою проблему в течение 15 минут.

— Всякий раз, когда вы пишете о стрессе или проблеме, вы раскрываете больше и, как следствие, можете затем отредактировать свою версию истории и лучше ее понять. Это показывает, как ваша интерпретация мира влияет на ваши решения, ваше творчество, вашу производительность.

Измените ваш подход к самопрезентации

Исследования Северо-Западного университета показывают, что ваша самопрезентация влияет на вашу личность. Например, от одежды зависит не только то, какими вас видят люди, но и то, как вы видите себя.

Таким образом, можно изменить самовосприятие, а значит, и свою реальность, если начать носить другую одежду. Попробуйте это в качестве эксперимента: оденьтесь иначе и в течение дня фиксируйте, как люди воспринимают вас и как вы воспринимаете себя.

Помогает ли вам галстук почувствовать себя взрослее? Меняет ли униформа ваше отношение к работе?

Примерьте новую личность на час-другой

Эта идея может показаться странной, если вы займетесь этим в окружении друзей или родственников, но если предпринять такой эксперимент в самолете или в автобусе, он может совершенно изменить вашу реальность. И это удивительно легко сделать.

Уилсон пишет: «Я немного склонен к интроверсии, мне часто хочется, чтобы я был более разговорчив и более подкован в общении на вечеринках. Это можно изменить, если практиковаться. Так что иногда я говорю себе: побуду-ка я экстравертом.

Конечно, я никогда не стану настоящим экстравертом, но на время примерить на себя другую черту характера оказывается поразительно легко».

Я сам это попробовал. К моему удивлению, просто когда говоришь себе «на следующие два часа я экстраверт», это делает тебя более восприимчивым и общительным, даже если люди вас игнорируют. Это также помогло мне лучше понять разницу в восприятии между интровертами и экстравертами.

Прежде я обычно ходил в кофейню, чтобы поработать, и выбирал тихий уголок, но после этого решения стал садиться поближе к другим людям и вступать с ними в контакт.

Я начал делать это автоматически и лишь потом понял, что выбор места и позиции произошел под влиянием сознательного решения, принятого ранее.

Создавайте сбои в физической реальности, чтобы скорректировать взгляд на мир

Когда мы погружаемся в свое мировосприятие, мы перестаем уделять миру внимание, что еще больше ограничивает наше представление о мире. Во многих отношениях это хорошо: когда не задумываешься о повседневных мелочах, это сильно повышает продуктивность. Но все же хорошо периодически чуть-чуть менять свое отношение к миру. Это легко и порой приводит к удивительным вещам.

Переставьте дома вещи, чтобы увидеть что-то новое

Если вы живете где-то несколько лет, разные предметы начинают теряться, картины, которые вы хотели повесить на стену, забываются в коробке, и вы так расслабляетесь в этом мире, что перестаете уделять ему внимание.

//www.youtube.com/watch?v=OScudcXNK5A

Вовсе не нужно полностью все переставлять или покупать новую мебель. Достаточно, например, снять и перевесить картины или фотографии на стенах или переселиться в другую комнату. Нужно создать некую когнитивную кочку, которая вынуждает вас слегка пересмотреть ситуацию и потратить немного времени на понимание — а что вы, собственно говоря, видите.

Пробуйте другие маршруты, находите новые предметы для исследования

Это тоже способ расширить реальность, вынудить себя к паузе. Вовсе не обязательно каждый день идти на работу новым маршрутом, но можно чуть по-другому добраться до продуктового магазина или чуть изменить маршрут пробежки.

Конечная цель калибровки реальности — это расширить ваше восприятие, сделав жизнь лучше и интереснее. Описанные методы можно использовать, чтобы пробиться сквозь барьеры, мешающие творчеству, решить проблемы на работе, справиться с небольшими травматическими событиями. Как только вы осознаете ограниченность своего восприятия, вы откроете разум к самым разным новым идеям.

Оригинал — lifehacker.com/5891564/recalibrate-your-reality

Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.

Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.

4 июля 2014

Источник: //ideanomics.ru/articles/2370

The Witness заставляет взглянуть на мир иначе

24 часа, чтобы увидеть мир иначе

Одно из толкований слова «претенциозный» в словаре Ожегова — «претендующий на оригинальность, вычурный». Претенциозными называют вещи, что стремятся произвести впечатление значительных, ничего при этом собой не представляя.

Это не про The Witness.

Джонатан Блоу, автор одной из первых больших независимых игр — Braid, — вместе со своей командой семь лет делал эталонную игру про лабиринты в стиле «Помоги Будде добраться до томика Борхеса».

Ее хочется разобрать на примеры, но это будет преступлением по отношению к тем, кто еще не играл. Лучшие моменты The Witness — это когда ты складываешь два плюс два и внезапно понимаешь, чего от тебя хотят. Они прекрасные.

Но о них лучше не знать заранее.

Поэтому передо мной встала сверхсложная задача: рассказать о The Witness как можно больше, рассказав при этом как можно меньше.

Есть остров, по острову можно свободно гулять. Повсюду расставлены табло с загадками, на каждом — что-то вроде лабиринта. Вы рисуете правильный путь из точки А в точку Б и тем самым открываете путь к следующему экрану. Не получается — идете куда-то еще, пока не найдете то, что вам по силам.

У каждого лабиринта свои правила. Поначалу, скажем, нужно проводить линии так, чтобы собрать все черные точки. Потом игра начинает вводить другие механики, сочетать их, отбрасывать, дополнять третьими: так, через десять минут вы будете собирать те же точки, но уже двумя линиями, зеркально отражающимися друг от друга.

И здесь рассказ обязан резко оборваться, потому что в какой-то момент шаблон начинает трещать.
► Остров небольшой, но очень плотно упакованный. Увидеть на нем всё — очень непросто.

Всё, что нужно знать: The Witness учит основам, а затем начинает делать с ними потрясающие вещи. Превращает лабиринты в предмет одержимости.

Тем, кто еще не прошел посвящение, происходящее может казаться бессмыслицей: с точки зрения обычного человека ты просто провел на экране черточку и теперь хрюкаешь и хлопаешь в ладоши, как полный идиот.

А сам тем временем чувствуешь себя умнейшим сосредоточением материи, только что совершившим открытие века.

Дело вот в чем: однажды понимаешь, что головоломка — это на самом деле не лабиринт про змейку, а то, что вокруг него. Чертя линию, вы не ищете выход, а фиксируете наблюдения тем языком, которому вас научила игра.

Задачки вскоре выходят далеко за пределы расставленных по острову экранов и постепенно просачиваются в окружающий мир — до тех самых пор, пока не начинаешь видеть очертания лабиринтов там, где, по идее, их видеть не должен.

Но ты как раз должен. В этом и замысел.

► От простого к сложному, пока не начнешь видеть лабиринты во всём.

Самообучение как данность

Когда The Witness чему-то учит, она делает это молча. Просто ставит вас перед простейшими упражнениями, в которых вы пытаетесь выявить закономерности.

Выявив, вы можете применить знание к другим головоломкам. Затем вы, возможно, понимаете, что ваша теория была ошибочной. Предлагаете новую, основываясь на всех предыдущих. Тезис, антитезис, синтез.

Или, может, стоит начать с чистого листа?

The Witness — игра о познании. Это и заложенная в головоломки метафора, и основной посыл записей с разбросанных по острову диктофонов.

Сильные голоса зачитывают изречения великих ученых, мыслителей и, разумеется, буддистских наставников (иначе эта игра не была бы игрой Джонатана Блоу), порой отчаянно противоречащие друг другу. Они то мотивируют на поиски, то призывают от всего отказаться.

То рассуждают о необходимости Бога, то подвергают саму этичность веры сомнению. Один видит всю Землю с высоты орбитального «Аполлона-9», другим достаточно космоса того, что окружает их здесь, внизу.

► Видите птичку? Такого здесь много. Перспектива имеет значение.

И где-то между этих противостоящих позиций — истина. The Witness побуждает открыть сознание, выйти из цикла, начать искать за пределами того, что вы уже и так понимали. Поскольку того, что вы понимали, больше нет. Сначала вы не знаете об этом острове ничего, потому что привычные законы заменяют абстракции паззловых механик, которые приходится осознавать с нуля эмпирически. Ощущения престраннейшие — как будто пришлось заново учиться ходить, говорить и играть в игры.

Но при этом The Witness едина и целостна, ее возможно постичь раз и навсегда. Нужно лишь освободиться от привычки, но это зачастую сложнее всего — особенно если вы начнете играть не с теми мыслями.

Вам должно быть любопытно.

The Witness не награждает за решение головоломок ничем, кроме других головоломок. Даже концовка — и та сама по себе головоломка. Если вы не чувствуете интригу, не хотите узнать, что еще выкинет сумасшедший загадочник Блоу, двигаться дальше почти нет смысла.

► Почему повсюду каменные статуи?

► Почему вокруг так красиво и даже с обрыва нельзя упасть?

* * *

Можно ли сказать, что в The Witness должен сыграть каждый? Совершенно точно нет. В нее нужно играть, если вы хотите узнать, на что еще способны игры. Вместо того чтобы опираться на привычный язык, The Witness изобретает свой. Она постепенно учит тому, чем вы никогда не занимались, и заставляет отринуть старые привычки, чтобы голова работала по-новому.

Продолжая метафору с познанием: начало игры — это экспериментальное выведение трех законов Ньютона без методички, последние головоломки — что-то вроде попыток свести общую теорию относительности и квантовую механику в сакраментальную «теорию всего». The Witness явно не рассчитана на то, что обычный человек сможет пройти ее сам на сто процентов.

В какой-то момент вы ее оставите. До или после того, как увидите две концовки. До или после того, как решите последнюю, главную загадку, которая, возможно, существует, и ждет, пока интернет с ней расквитается.

Этой загадки может и не быть, но, если так, лучше нам этого не знать. Даже без однозначного ответа на все вопросы The Witness будоражит.

Символами, что случайно видишь в каком-то камушке или сочленении веток, намеками, отпечатками мыслей и убеждений, оставленными по всему острову.

Это не простой набор головоломок, но одна большая онтологическая интрига. Если что-то в ней только подразумевается, то пусть так остается и дальше.

  • потрясающе красивый и продуманный остров;
  • головоломки постоянно эволюционируют и застают врасплох;
  • атмосфера масштабной загадки и свобода интерпретации;
  • дойдя до одного из финалов, чувствуешь себя чуточку мудрее.
  • эта игра явно не хочет, чтобы все осилили ее на сто процентов;
  • если вы рассчитываете, что вас будут хвалить за находчивость и кормить пряниками, лучше пройти мимо.

Во что: полная версия игры предоставлена издателем.
На чем: PS4
Сколько: порядка двадцати часов на достижение двух концовок и много ночей на осмысление увиденного.

Правое полушарие

Cпутать жену с лабиринтом.

Диктофонные записи переведены в субтитрах. Текст хороший, придраться не к чему.

Оценка сайта

9,0

Великолепно

Три вещи — гимн человеческому разуму, набор из полутысячи головоломок для вашей бабушки и восхитительный остров, — воплощенные в одной не идеальной, но по-настоящему уникальной игре.

Источник: //www.igromania.ru/article/27490/The_Witness_zastavlyaet_vzglyanut_na_mir_inache.html

Чтобы увидеть мир иначе за 24 часа

24 часа, чтобы увидеть мир иначе

Думаете, на это уйдет целая вечность? Вовсе нет. Чтобы изменить взгляд на жизнь, требуются всего 24 часа и эти шесть психологических приемов.

Пессимизм идет от настроения, оптимизм — от нашей воли. В этом сходятся мнения многих современных философов. Иными словами, если мрачный взгляд на мир не требует от нас никаких усилий, то оптимизм нередко приходит лишь после определенной работы над собой.

Мы выбрали несколько упражнений от специалистов по когнитивно-поведенческой терапии и личностному росту и представили, как проходил бы день человека, который хочет стать оптимистом и учится этому. Конечно, картина получилась условной: чтобы усвоить позитивный взгляд на происходящее, необходимы время и немалая доля мужества. И все же попытаться всегда можно…

7:30 Сразу после пробуждения

Нейрофизиологи считают, что в момент пробуждения мы особенно восприимчивы. Поэтому первые минуты бодрствования хорошо использовать для того, чтобы создать положительный настрой на весь день.

Сконцентрируйтесь на приятном событии предстоящего дня. Лежа в постели, представьте, что находитесь в кинозале и видите на экране себя — таким, каким хотели бы быть. Постарайтесь ощутить себя счастливым, полным сил.

Посмотрите на предстоящий день так, словно в нем осуществились ваши мечты. Найдите в этой картине своих близких — они тоже реализуют себя, у них все благополучно. Насладитесь этими приятными ощущениями.

Почувствовав в течение дня упадок сил или перемену настроения, вспомните «увиденное» — это придаст вам энергии.

По методике Стивена Хассена, автора книги «Освобождение от психологического насилия» (Прайм-Еврознак, 2001).

10:00 В офисе

Время решать рабочие вопросы. Обращаться к начальству или партнерам, опасаясь, что вам откажут, — значит, скорее всего, отказ и получить. Мы легче добиваемся своего, если думаем о результате встречи с оптимизмом, в разговоре выступаем равноправным и уверенным собеседником. Но как не стушеваться под жестким взглядом начальника?

На минуту прикройте глаза и представьте собеседника во время утренней пробежки трусцой в спортивном костюме и шапке с помпончиком… Постарайтесь «увидеть», как он со своими детьми (или внуками) делает куличики в песочнице… Так он перестанет быть хозяином положения, вы увидите в нем обычного живого человека, с которым можно разговаривать. Такой мысленный эксперимент помогает воспринимать ситуацию реально: вы лучше видите, в чем состоит действительное превосходство собеседника, а что — только внешний эффект (обстановка кабинета, одежда, манеры, подтверждающие его социальный статус).

По методике Юлии Крижанской и Виталия Третьякова, авторов книги «Грамматика общения» (Смысл, Питер, 2005).

14:30 В обеденный перерыв

Сделать паузу в рабочей круговерти не всегда просто, но необходимо. Темп современной жизни приводит к тому, что нам все труднее испытывать истинную радость, неторопливо смаковать удовольствие, осознавая его и заботясь обо всех этапах его переживания. Перед обедом хотя бы в течение нескольких минут прогуляйтесь пешком. Идите уверенным шагом, не слишком быстро, не слишком медленно.

Дышите медленно и глубоко, расслабляя диафрагму. Это поможет вам избавиться от внутреннего напряжения.

Взгляните по сторонам с интересом, словно видите все, что вас окружает, впервые, представьте, что вы в музее или в другой стране… Постепенно к вам вернется чувство покоя.

Любуясь облаками, обратите внимание на их цвет, рассмотрите деревья, которые встретятся на пути. Подумайте о циклах природы, о том, что после зимы всегда наступает весна… Мысль о том, что все в этом мире обновляется, придаст вам сил.

По методике Мартина Селигмана, автора книги «Новая позитивная психология» (София, 2006).

16:00 Во время важной встречи

Напряженный рабочий ритм нарастает. В голове продолжает крутиться только что законченный разговор: надо было дать отпор иначе, задействовать жесткие аргументы… Вам хочется вернуться и все переиграть, сожаление о том, что вам не удалось достичь цели, гложет и отнимает силы.

Попробуйте прервать этот поток переживаний. Представьте, как вы могли бы отреагировать на слова собеседника самым худшим, невообразимым способом. Например, сбросили бы компьютер на пол, разбросали по кабинету важные бумаги… Вообразите эту картину ярко, в деталях.

Оказывается, сама мысль о том, что мы могли бы сделать, провоцирует взрыв эмоций, высвобождает энергию, и настроение улучшается

Вернитесь к тому, чем закончился реальный разговор. Теперь вы в состоянии спокойно обдумать и проанализировать то, что произошло, ведь в своем воображении вы уже пережили всплеск эмоций, и они больше не отнимают у вас силы и не затуманивают разум.

По методике Ларисы Грачевой, автора книги «Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой» (Речь, 2004).

19:00 В пробке

Вы устали, голодны и чувствуете, как внутри растет раздражение: «Вот застряли, простоим здесь часа два, если не больше! Я снова не успею проверить с детьми уроки! И поужинать по-человечески не удастся!» Вы нервничаете, пульс учащается. То, что вы сейчас чувствуете, — типичная реакция пессимиста, уверенного, что обязательно случится худшее. Но вы вполне способны научиться контролировать эти тревожные ощущения.

Прежде всего, подумайте о самом благоприятном из возможных вариантов развития событий: «Дорога быстро освободится, и я приеду вовремя».

Потом представьте, что может произойти на самом деле, заняв среднюю позицию между пессимистичным и позитивным мышлением: «Я опоздаю, но не намного. Что не успею проверить, спрошу у детей завтра по дороге в школу. А поужинать можно легко, на скорую руку».

Такая точка зрения не менее реалистична, чем взгляд пессимиста.

По методике Веры Лосевой и Алексея Лунькова, авторов книги (совместно с Ниной Русаковой) «Учимся быть счастливыми» (Смысл, Питер, 2006).

22:00 Дома на диване

Вы чувствуете неудовлетворенность: «День пролетел, а дела ни с места!» Но если вспомнить то, что вам все-таки удалось? Причем удалось не обязательно сегодня: отметьте про себя счастливые события, моменты, когда у вас получилось себя преодолеть, когда вы гордились собой. Вспомните, какие навыки вы приобрели, качества, которые в себе развили.

Переключите внимание на положение своего тела. Если ваша поза угловата (взгляд вниз, голова наклонена вперед и немного набок), значит, внутренне вы все еще погружены в рабочие проблемы. Сядьте прямо, откиньтесь на спинку дивана или кресла, расслабьте руки и ноги, чуть поднимите голову и посмотрите вверх.

Спросите себя: «Чего бы мне хотелось на самом деле?»

Помечтайте о своей жизни в целом, и, возможно, вы увидите новые варианты развития событий. Такой прием со сменой позы и стиля мышления хорошо применить в ситуациях, когда вам кажется, что вы зашли в тупик и не знаете, как поступать дальше.

По методике Роберта Дилтса, автора книги «НЛП: навыки эффективной презентации» (Питер, 2002).

Источник: //zen.yandex.ru/media/id/5bdc1ba201613e00a972be7f/chtoby-uvidet-mir-inache-za-24-chasa-5bdc40b4b9c26d00a95575f4

10+ доказательств того, что все мы видим мир по-разному. В буквальном смысле

24 часа, чтобы увидеть мир иначе

Глаза человека — это не только его душа, но и целый мир загадок.

Почему говорят, что раньше люди не видели синий, хотя египтяне вовсю расцвечивали им свои гробницы и украшения? Как некоторым людям удается видеть ультрафиолетовое излучение, а другим — различать сразу 100 млн оттенков? Существует ли на самом деле творческое видение? Так много вопросов, на которые у современных ученых наверняка должны быть ответы.

Мы в AdMe.ru решили выяснить, как различается видение разных людей в зависимости от образа мыслей, культуры, времени и других обстоятельств. Аккуратнее, после этой статьи вы можете увидеть мир в новом свете.

Почему древние люди не отличали цвет фуксии от белого, а фиолетовый путали с синим?

© depositphotos   © depositphotos  

10 тыс. лет назад люди видели цвета так же, как и мы, но использовали обобщенные названия. Светлые оттенки приравнивались к белому цвету, темные — к черному. Цвет фуксии был ярким и светлым, поэтому стоял в одном ряду с белым или желтым.

Фиолетовый и синий были похожими и стояли в одном ряду, приравниваясь к темному или черному.

Позже оттенки начали распределять между красным, желтым, зеленым и сине-зеленым цветами (фиолетовый вместе с синим попадали в разряд сине-зеленого цвета).

В речи люди описывали оттенки цвета через контекст — так, как сегодня мы объясняем вкус. Слов «сладкий», «соленый», «кислый», «острый» или «горький» часто оказывается недостаточно, чтобы точно передать смысл, и мы используем уточнение: сравните, например, фразы «как кислый лимон» и «как кислый кофе».

Древние египтяне видели синий цвет, а греки — нет?

© Scan by Pataki Márta / Public Domain / Wikipedia  

Египтолог Ричард Х. Уилкинсон (Richard H. Wilkinson) заметил, что для каждого цвета существовало конкретное значение.

Например, художники всегда изображали мужчин с красно-коричневой кожей, женщин — со светло-коричневой, а богов — с золотой, потому что верили, что кожа богов и фараонов действительно из золота.

Исключением был Осирис, который получил черную или зеленую кожу — символ новой жизни и воскрешения.

Это подчеркивало его историю: он был убит богом Сетом и воскрешен богиней Исидой, чтобы затем править загробным миром.

© United States public domain / Wikimedia   © Pixabay  

Синий и голубой цвета были самыми популярными у египтян, они символизировали истину, правду, рождение и жизнь. Небеса и воды плодородного Нила были синими, амулеты плодородия и татуировки для женщин в виде божка Беса чаще были также синего цвета. Но значение каждого цвета было неразрывно привязано и к контексту изображения.

Это заметнее в языке древних греков: описывая объекты, они группировали их по качествам. Например, небо называли бронзовым, потому что оно ослепительно, как лезвие меча. Море — пурпурно-красным, как и вино, потому что они оба символизируют свежесть, жизнь. Но правда ли, что греки не различали синий цвет?

Загадка: как в оригинале выглядела эта древнегреческая статуя?

© Claudya Martinez / byclaudya.com  

Правильный ответ: вариант А.

Ученые Винценц Бринкманн (Vinzenz Brinkmann) и Ульрике Кох-Бринкманн (Ulrike Koch-Brinkmann) доказали, что античные статуи и общественные здания выполнены в цвете.

Пигменты в красках были минеральными, но сам носитель — органическим, поэтому со временем бактерии разрушали его, и краски осыпались. Оказалось, что наши представления о минимализме цвета в античные времена далеки от реальности.

И, конечно, греки прекрасно различали оттенки синего, выделяя его в отдельную категорию цвета.

© Claudya Martinez / byclaudya.com  

На основе исследований в 2007 году американские и немецкие ученые разработали выставку, где представлены античные статуи и здания в оригинальной расцветке. Сложно поверить, что сотни лет назад древнегреческие мастера использовали такое разнообразие цветов, украшения в виде бронзовых вставок и выпуклые зрачки глаз из черного камня.

© MatthiasKabel / Public Domain / Wikipedia  

Еще Аристотель, древнегреческий философ и воспитатель Александра Македонского, в своих трудах рассказывал о 7 основных цветах: черном, белом, красном, желтом, зеленом, синем и фиолетовом. Он связывал их с 7 нотами, небесными телами и днями недели.

Сегодня мы называем 11–12 основных категорий цвета в языке, и это косвенно указывает на степень развития общества. Есть и те, кто легко определяет малейшую разницу в оттенках цветов и использует в 10 раз больше определений.

Например, «шартрез», «лайм» и «трилистник» — это названия цветов зеленого оттенка, которые для большинства выглядят как зеленый или светло-зеленый цвет. Проверить, насколько чувствительны глаза к цвету, можно с помощью этого теста.

Ни один человек не различает синие цвета до года

В рамках исследований выяснилось, что дети в возрасте от 4 до 8 месяцев быстрее распознавали зеленый круг на синем фоне, чем голубой круг на синем фоне. Эти выводы поставили ученых перед новой загадкой: способность распознавать цвета является врожденной или приобретенной?

Некоторые люди видят в 100 раз больше цветов, чем остальные. Посчитайте, сколько полосок видите вы:

Менее 20 полосок: возможно, у вас 2 типа светочувствительных колбочек. Как и у 1/4 населения мира. Вы различаете чуть меньше цветов, чем большинство. Видеть полный спектр помогут специальные очки или приложения, разработанные для всех видов дальтонизма.

От 20 до 36 полосок: у вас, скорее всего, 3 типа светочувствительных колбочек. Вы, как и большинство людей, различаете большое число цветовых оттенков.

Более 37 полосок: похоже, вы относитесь к числу тетрахроматов. У них сразу 4 типа светочувствительных колбочек. Такие люди распознают примерно 100 млн цветов, как пчелы, некоторые птицы и художница Кончетта Антико, которая создает такие картины:

© concettaantico / instagram   © concettaantico / instagram  

Наличие сразу 4 типов колбочек является редкой мутацией и встречается среди женщин, у которых в роду есть мужчины с дальтонизмом. Но даже люди с одинаковыми глазами — близнецы — воспринимают цвет по-разному. Сам мозг определяет цвет в зависимости от настроения, эмоций и воспоминаний.

Как описать цвет, если в языке нет его названия?

Некоторые люди заметили, что часто мы применяем по отношению к одному и тому же цвету разные названия из-за трудностей восприятия. Вспомните загадку с платьем: одни считали его бело-золотым, другие — черно-синим.

В языке йеле, используемом на острове в Папуа — Новой Гвинее, существует другой подход к определению цвета. Вместо отдельного названия используют название предмета, который при любых обстоятельствах выглядит неизменно. Например, слово «ночь» означает черный цвет, «какаду» — белый, «сок» — темно-красный, «незрелый» — зеленый, «вода у рифа» — голубой.

Но даже такой подход не защитит вас от иллюзий, которые намеренно создает ваш собственный мозг. Посмотрите на картинку и скажите, какого цвета круги за полосками:

© NovickProf /  

Дело в том, что они все одного цвета. Это оптическая иллюзия Манкера-Уайта. Из-за разноцветных полосок на картинке кажется, что круги 4 разных оттенков. Думаете, что теперь это легкая задачка? Попробуйте точно ответить, какого цвета сердца за полосками:

© AkiyoshiKitaoka /  

Ответ: все они одинакового цвета — желтого.

Можно ли услышать цвет или увидеть время?

© Pixabay   © depositphotos  

Да, нейрологический феномен синестезии тоже является игрой нашего разума. Люди-синестестики представляют, что буква «Д» непременно, допустим, синего цвета, а имя «Алексей» может вызвать у них во рту горький привкус.

Известными синестетиками были Владимир Набоков, Ференц Лист, Дюк Эллингтон и Ван Гог. Если вам кажется, что вы тоже синестетик, проверьте себя и примите участие в исследованиях, чтобы помочь науке в познании этого удивительного состояния.

Почему люди с аутизмом иначе видят мир?

© sciencedirect  

Их мозг воспринимает увиденное иным образом: он фокусируется на центре изображения и воспринимает его целиком, не обращая внимания на значительные детали, например лица людей или яркие акценты. От общего к частному: чем дольше глаза обозревают, тем выразительнее становится каждая деталь в мозге.

Такой способ восприятия информации может стать преимуществом для детектива. У большинства людей мозг видит картинку наоборот: сначала запоминает частные, значительные детали, а затем пытается достроить и сформировать целостное изображение.

Существует ли творческое видение на самом деле?

© depositphotos   © depositphotos  

Допустим, каждый ваш глаз видит обособленное изображение. В результате мозг обычного человека постоянно выбирает, какое из них будет основным, — и это называется бинокулярным соревнованием. Человек видит то картинку правого глаза, то картинку левого. Но у некоторых людей мозг выбирает сразу 2 картинки, и получается как бы структурированное изображение.

Эта особенность встречается у людей, занимающихся творчеством, открытых к общению и любознательных. Благодаря ей они распознают вокруг себя символы и образы, незаметные для обычных людей. Тренировать ее можно, разглядывая, к примеру, ковер или облака.

© jh / reddit  

Загадка: можно ли ясной ночью разглядеть огонь свечи с расстояния в 48 км?

© Pixabay   © joshua_p_crites / instagram  

Ответ: нет. Чем выше интенсивность фона, тем ярче должен быть объект, чтобы мы его видели. Доказано, что в реальном мире при ясной погоде ночью невооруженным глазом можно увидеть пламя свечи с расстояния не более 2 576 м.

Человеческий глаз не единственный орган зрения

© depositphotos   © Spigget / Public Domain / Wikipedia  

Некоторые люди видят ультрафиолетовое излучение: это происходит, когда удаляют хрусталик, именно он «фильтрует» УФ-излучение. Для них все люди покрыты веснушками, тоник и обычная вода — разного цвета, а птицы, цветы и некоторые грибы выглядят ярче.

Человек распознает инфракрасное излучение благодаря рецепторам на коже, которая воспринимает его в виде теплового излучения.

Вы замечаете это: ускоряется кровоток, расширяются сосуды, усиливается потоотделение.

Некоторые ученые отмечают, что глаз способен увидеть вспышки зеленого света при использовании инфракрасного лазера — факт, который требует пересмотра возможностей человеческого зрения.

Фото на превью sciencedirect

Источник: //www.adme.ru/svoboda-kultura/10-dokazatelstv-togo-chto-kazhdyj-iz-nas-vidit-mir-po-raznomu-v-bukvalnom-smysle-1849715/

Бегство из плоского мира: как вернуть объемное зрение?

24 часа, чтобы увидеть мир иначе

Морген Пек BBC Future

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Обычно люди редко задумываются о разнице между плоской и объемной картиной мира

Брюс Бриджман почти всю жизнь прожил, видя мир плоским. Но в один прекрасный день фильм в 3D перезагрузил его мозг так, что окружающее вдруг стало для него трехмерным. Корреспондент BBC Future разбирается, как это могло случиться.

Все мы знаем, что хороший фильм может заставить нас взглянуть на жизнь другими глазами. Но для 67-летнего Брюса Бриджмана эти слова имеют не философский, а совершенно конкретный смысл: фильм “Хранитель времени” навсегда изменил его зрение.

16 февраля Брюс Бриджман пошел с женой в кино на этот приключенческий фильм Мартина Скорсезе, который показывали в 3D. Как и все, он купил 3D-очки, будучи уверенным, что это пустая трата денег.

Дело в том, что Бриджман, работающий неврологом в Университете Калифорнии в городе Санта-Круз, с детства был лишен стереоскопического зрения.

Он не был способен воспринимать объемную картинку, и мир представал перед ним совершенно плоским.

“Когда мы ходили гулять, и кто-то замечал птицу на дереве, все тут же начинали ее живо обсуждать. А я все еще пытался разглядеть эту птицу, даже когда они уже закончили разговор, – вспоминает он. – Все сразу замечали эту птицу. Но для меня она полностью сливалась с общим фоном”.

Все изменилось в тот момент, когда в кинозале погас свет, и начался 3D-фильм. В первой же сцене персонажи вдруг выпрыгнули на Брюса с экрана. Такого он еще никогда не видел. “Мое зрение в буквальном смысле приобрело новое измерение. Это было захватывающее зрелище”, – рассказывает Брюс Бриджман.

Но самое удивительно то, что магия трехмерного фильма на этом не закончилась. Когда Брюс вышел из кинотеатра, он обнаружил, что мир выглядит иначе. Впервые в жизни он увидел, что фонарный столб явно выделяется на общем фоне. Деревья, машины и люди выглядели более живыми и реальными, чем когда-либо.

И что примечательно, Брюс не перестает с того дня видеть мир трехмерным.

“Когда я еду на велосипеде на работу, я смотрю на лес рядом с дорогой и вижу настоящее буйство пространства – каждое дерево стоит отдельно от всех остальных”, – говорит он.

С Брюсом Бриджманом явно что-то произошло. Какая-та часть его мозга вдруг проснулась.

Здравый смысл говорит нам, что случившееся с Брюсом невозможно. Как и многие люди, лишенные стереоскопического зрения (а таких 5-10 %), он когда-то смирился с тем, что видит мир плоским.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Стереомир может показаться неожиданно прекрасным

Однако пережитое Бриджманом в кинотеатре ранее уже наблюдалось в клинических условиях. Самый знаменитый такой случай – история Сью Барри, пациентки невролога Оливера Сакса, получившей прозвище “Стерео Сью”.

Как рассказал Сакс, эта женщина впервые увидела мир объемным, когда ей было уже далеко за 40. Произошло это во время терапевтического сеанса.

Так почему же после долгих лет жизни в двухмерном мире мозг таких людей вдруг переключается на трехмерную картинку?

Разные картинки

На протяжении многих веков ученые знали, что двумя глазами мы видим лучше, чем одним. Древнеримский врач Гален обнаружил, что картинка, которую мы видим правым глазом, немного отличается от той, которую мы видим левым. Столетия спустя Леонардо да Винчи пришел к тому же выводу.

Откройте только левый глаз, а потом закройте его и откройте правый – вы увидите, что предмет, на который вы смотрите, хоть и выглядит так же, но немного сдвинулся. В 1830-х годах английский ученый и изобретатель Чарльз Уитстоун понял, зачем нашему организму это нужно.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Двумя глазами мы видим иначе, чем одним

Эта разница позволяет мозгу воспринимать глубину пространства. Уитстоун даже изобрел передовой для своего времени прибор, который он назвал стереоскопом. В нем две немного разных версии одного рисунка преображались в одно трехмерное изображение.

Человеческий мозг каким-то образом автоматически совмещает эти изображения. Лишь в последние десятилетия мы начали понимать, как нервные сигналы создают трехмерную картину.

Как разные вкусовые рецепторы на нашем языке воспринимают разные базовые вкусы – горькое, сладкое, соленое или кислое, точно так же отдельная клетка в глазу и в головном мозге реагирует только на один тип сигнала – например, только на вертикальные или горизонтальные линии. Чем дальше этот сигнал путешествует по клеткам мозга, тем более сложным он становится.

Неврологи обнаружили в зрительной коре головного мозга клетки, единственная задача которых – реагировать на разницу в расположении изображений, поступающих в мозг с сетчатки правого и левого глаза. Эти клетки – бинокулярные нейроны – как считают ученые, являются ключами к трехмерному зрению.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Если объемное зрение не развилось в детстве, то вам вряд ли будут интересны 3D-фильмы

Согласно проведенному в 60-е годы XX века и получившему Нобелевскую премию исследованию Дэвида Хубеля и Торстена Визеля, у развивающегося мозга есть лишь небольшое временное окно для того, чтобы сформировать бинокулярное зрение, в котором задействованы оба глаза.

Их исследования, проведенные на кошках, также, как и множество других работ на эту тему, предполагают, что если находящийся в процессе развития мозг не получил возможности переработать накладывающиеся изображения, поступающие из двух глаз, он уже никогда не создаст связи, необходимые для обработки трехмерной картинки.

В таком случае бинокулярные нейроны просто не появятся в зрительной коре головного мозга. Это временное окно закрывается рано – в конце детства. После этого человек будет обречен на двухмерное восприятие мира.

Счастливый случай

Доказательства существования этого временного окна весьма убедительны. Поэтому большинство экспертов сходятся в том, что и у Сью Барри, и у Брюса Бриджмана, в детстве должен был быть хотя бы один случай, подготовивший их к трехмерному восприятию мира. Этот случай спровоцировал рост бинокулярных нейронов.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Если вы долгое время были лишены объемного зрения, то его возвращение буквально открывает дверь в новую жизнь

И действительно, Бриджман помнит этот случай. Это была игрушка, вложенная в коробку с кукурузными хлопьями. Кусочки картона нужно было сложить так, чтобы получилось стереоскопическое изображение. На мгновение, как он вспоминает, напечатанные на картоне фигурки будто бы встали из коробки.

Это мимолетное знакомство с трехмерным миром могло оказаться достаточным для возникновения синаптических или нейронных связей, необходимых для бинокулярного зрения. В качестве аналогии можно представить себе человека, который проложил телефонную связь, подключил к ней телефонные аппараты, а потом 30 лет ждал, чтобы всю эту систему кто-нибудь включил.

Деньги, потраченные Брюсом Бриджманом в кино на 3D-очки, купили ему намного больше, чем он мог ожидать. Он по-прежнему видит окружающее так, как будто наш мир – удивительное трехмерное кино. Его история – хороший урок нам всем: и страдающим трехмерной слепотой, и обладающим отличным объемным зрением.

“Я люблю смотреть на мир и видеть, что одни предметы ближе других, я обожаю разглядывать лес, деревья, – говорит он. – Дерево из плоского рисунка превратилось в большую трехмерную скульптуру. Это настоящий подарок”.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Источник: //www.bbc.com/russian/science/2014/07/140711_vert_fut_awoken_from_2d_world

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.