< 5 медитаций для органов чувств - Психолог

5 медитаций для органов чувств

5 органов чувств для расслабления женщины в родах – DOULA.RU

5 медитаций  для органов чувств

доула Галина Зосименко, Краснодар

Наши мысли и эмоции тесно связаны с физическими реакциями.

 Исследователи обнаружили, что сложная ситуация может вызывать у человека разнообразные реакции, которые обусловлены содержанием в организме определённых химических соединений, например кортизола и окситоцина. Их уровень зависит от наличия крепких и доверительных взаимоотношений, поддержки других людей и даже от чувства контроля над ситуацией.

Почему возникает стресс

Схватки и болевые ощущения вызывают чувства беспомощности и бесконечности, ведь роды – это процесс, который мы не контролируем и один этот факт для многих женщин является огромным стрессом.

Реакции на стрессовые ситуации естественны и необходимы для выживания. Замри, беги, бей или подружись — мозг выбирает какой-либо из этих сценариев для того, чтобы восстановить баланс. Но это характерно для краткосрочного, ситуативного стресса.

Долгосрочный стресс — сложное испытание. Его трудно контролировать, ведь только мозг регулирует психологические реакции и сам высвобождает гормоны в момент, когда фронтальная кора фиксирует стрессовое состояние (Мишель Оден называет эту кору неокортексом).

Неокортекс — это та часть мозга, которая эволюционировала для того, чтобы дать возможность наблюдать, анализировать, принимать решения и планировать. Но она также принимает участие в процессе генерации стресса.

Мы знаем, что мозг получает информацию от 5 органов чувств и на основе этого делает вывод о том, опасно или нет, выделять гормоны стресса или нет. И если эта связь есть, то благодаря ей мы можем и уменьшить стресс.

5 органов чувств в помощь

Один из самых эффективных способов снять стресс – сделать это через органы чувств. Они часто содержат ключ к быстрому снятию стресса, а все потому, что мозг получает через них информацию о внешней обстановке.

Но самое интересное в том, что если получать наслаждение через органы чувств, то это не просто снимет стресс, но и поможет выработать гормон любви и наслаждения – окситоцин, который будет выделяться самостоятельно без искусственной помощи.

Мы так же знаем, что у каждой из нас какой-то из органов чувств преобладает или имеет большую чувствительность. Кто-то реагирует больше на запахи, кто-то на звуки, кто-то на картинки и виды вокруг и т.д. Многие психологи даже делят людей на группы – кинестетиков, визуалов, аудиалов и т.п. – в зависимости от особенностей их восприятия и преобладающего способа переработки информации.

Запахи и ароматы успокаивают, и я поставлю их на первое место, т.к. дыхание — это наш тонкий инструмент самонастройки. Существуют исследования о том, что мы выбираем сексуального партнера по его запаху. Поэтому обоняние в родах для расслабления играет важную роль.

Ароматерапия – отличный способ снятия стресса. Вы можете посетить ароматерапевта или начать поиск самостоятельно. Лаванда успокаивает, а эвкалипт и мята поднимают настроение. Я с собой беру специальный аромат для родов от фирмы Ирис «Погружение».

Здорово перед родами найти свой аромат или запах, который вас возбуждает, заводит.

Вам нужен такой аромат, который вам сильно нравится, от запаха которого у вас закрываются глаза и вырывается звук «ммм…» (мне встречались варианты, когда таким запахом для женщины был запах свежего бетона, бензина и даже влажной пыли).

Чтобы снять стресс через зрение или если вы визуал, т.е. человек, который более чувствителен к тому, что видит или представляет, начните внимательно осматривать окружающие вас вещи и цвета.

Если вы не находите успокаивающий или расслабляющий вас вид, используйте воображение и представьте то, что приносит вам спокойствие и уравновешенность. Так же можно подготовить заранее свои любимые и успокаивающие образы из дома. Иногда это бывают свечи, иконки, карточки-аффирмации, любимые игрушки, плакаты или фотографии малышей и т.п.

Те вещи, от одного взгляда на которые сердце тает или напоминает, ради чего все это. Это такие символы – якоря, которые напоминают о цели. Темнота и полумрак в комнате, где рожает женщина, способствует отключению неокортекса. В темноте зрение притупляется и расслабляется.

Отлично помогают повязки на глаза, шарфики ребозо или палантины, которыми можно накрыться и спрятаться, как в домик. В моей сумке доулы есть мешочек на глаза с солью и лавандой – работает для двух органов чувств!

Слух: можно и нужно использовать любимые приятные звуки. И для кого-то это будет спокойная расслабляющая или возбуждающая музыка; для кого-то звуки природы с шумом моря, листвы, пением птиц, криком дельфинов и т.п.

; а для кого-то – яркая зажигательная танцевальная музыка или псалмы, молитвы, мантры. Чтобы не слышать звуки каталок и инструментов, разговоры врачей и стоны других рожающих женщин в роддоме, можно просто взять с собой наушники.

И даже если вы окажетесь в ситуации, в которой вы не можете включить музыку или надеть наушники, попробуйте негромко напеть свою собственную мелодию. Хорошо помогают открытые звуки, которые пропевают на выдохе: А-а-а, О-о-о, У-у-у.

Часто, когда нам что-то нравится, мы интуитивно закрываем глаза и произносим этот звук: М-м-м-м! В йоге пропевание звука «М» на выдохе называется Брамари пранаямой и она очень хорошо снимает стресс и успокаивает нервную систему. То, что нужно в родах!

В наш современный век изобилия рекламы еды и вкусового разнообразия, мы натренированы на расслабление с чашкой горячего чая, кофе или с кусочком хорошего шоколада.

Если вы возьмете с собой в роддом любимый напиток из ягод и трав, или фрукт, шоколад, финик, щербет, кокосовую воду, то, получая наслаждение через вкусовой орган чувств, вы будете способствовать выработке гормона окситоцина. Кроме этого, еда и питье являются одним из источников восполнения энергии, что тоже актуально во время родов.

Люди, являющиеся кинестетиками, находят, что прикосновение к различным текстурам помогает снять стресс – и тогда тактильность нам в помощь.

Можно играть с анти-стресс мячами или другими игрушками, гладить животных, попросить партнера сделать массаж поясницы, низа живота, плеч, спины и для массажа использовать руки или палантины, ребозо, рушники. Поможет и теплая ванна, разный напор струи в душе. В жару можно воспользоваться веером или можно держать в руках предмет, который вас успокаивает.

Например, Даяна Стайн в своей книге “Энергетическая медицина для женщин” пишет, что появление ребенка на свет ускоряется с помощью деревянных гребней и использовать их советует только при начале схваток и в подходящем месте. Суть метода в том, что нужно на схватках сжимать два гребня в руках так, чтобы зубцы упирались в ладони.

Держать их нужно, пока руки не устанут, потом отдохнуть и сжимать снова. Автор пишет, что это облегчает боль при схватках, ускоряет раскрытие шейки матки на первой стадии родов и появления на свет ребенка во второй. Этот метод нельзя использовать в беременность! Многие женщины в родах инстинктивно стараются за что-то ухватиться, и Даяна считает, что при нажатии на рефлекторные точки боль уменьшается и роды значительно ускоряются.

Справиться со стрессом разными способами можно как самостоятельно, так и с помощью партнера. Либо, изучив свои особенности во время беременности, целенаправленно использовать в родах что-то одно или несколько.

На нескольких десятках женщин мной проверено, что использование пяти органов чувств хорошо снимает стресс и женщина лучше расслабляется.

По невербальным реакциям тела помощник может вовремя предложить какой-то способ расслабления, не дожидаясь развития долговременного стресса у женщины.

Спасибо за внимание и пусть рядом с вами всегда будут мудрость инстинктов, доверие и поддержка в родах!

рубрики “Работа доулы”

Источник: //doula.ru/5-organov-chuvstv-dlya-rasslableniya-zhenshhiny-v-rodax/

Миларепа – медитация ПЯТЬ ЧУВСТВ

5 медитаций  для органов чувств

Артист: МиларепаНазвание: медитация ПЯТЬ ЧУВСТВLabel: Milarepa & One Sky MusicЖанр: Meditative / New AgeМузыка из Мира ОШОФормат: MP3

     …

Если воспринимать наше тело как дом, то пять органов чувств можно назвать окнами этого дома. Когда человеческие существа приходят в этот мир: в момент рождения, все окна широко раскрыты. Свежий ветер жизни свободно проходит через ребенка без всяких препятствий. По мере взросления мы постепенно начинаем закрывать многие из этих окон…

Это происходит незаметно – возможно, как форма защиты, или как попытка избежать боли – причин множество. И наступает день, когда мы становимся взрослыми, бесчувственными к чуду быть живыми, неспособными оценить великий дар жизни, неспособными переживать присущую жизни радость и тем более замечать ее в мире вокруг нас.

Медитация Пять Чувств направлена на то, чтобы раскрыть наши пять органов чувств, указывающих путь во внутреннюю тишину, где проявляется наша истинная природа.

Миларепа

1 Стадия 1 – Слух (уши)06.07скачать
2 Стадия 1 – Обоняние (нос)06.02скачать
3 Стадия 1 – Вкус (рот)06.03скачать
4 Стадия 1 – Осязание (руки)06.05скачать
5 Стадия 1 – Зрение (глаза)05.53скачать
6 Стадия 2 – Тишина15.12скачать

Медитация Пять Чувств относится к традиции Тантры. Тантрические техники используют повседневные, обычные переживания для того, чтобы найти то, что в Дзен называется «подлинным лицом» или «истинным Я». Тантрические техники часто проводят с партнером, что увеличивает эффект медитации.

Перед тем, как начать медиацию, вам необходимо сделать следующие приготовления:•  Разместите подушку в удобном месте. Если вы медитируете с партнером, расположите подушки так, чтобы вы сидели лицом друг к другу.•  При желании в комнате можно поставить зажженную   ароматическую   палочку   с легким ароматом.

Можно также положить что-то  ароматное   рядом   с   подушками, например, флакон Аура-Сома (Aura-Soma), цветок розы, несколько веточек лаванды -любой аромат, который дает вам ощущение гармонии.

•  Положите рядом что-нибудь съедобное -например, кусочек шоколада  или  фрукт, хотя это может быть все, что вам нравится.

В ходе этой медиации вы можете немного себя побаловать.

После того, как вы подготовили место для медитации, сделайте так, чтобы вас никто не потревожил в ходе практики. Не забудьте выключить мобильный телефон. Дайте себе обещание не покидать комнату в течение всего времени медитации (сорок пять минут). Если вы будете вставать и ходить после начала медитации, вы нарушите ход медитации не только для себя, но и для других участников.

Ознакомьтесь со стадиями медитации. Запомните последовательность перехода от одних органов чувств к другим, потому что это никак не обозначено на компакт-диске. При этом предусмотрены паузы между музыкальными фрагментами для того, чтобы вы могли перейти от одной стадии к другой.

Последовательность   выглядит   следующим образом:1. Слух (уши)2. Обоняние (нос)3. Вкус (рот)4. Осязание (руки)

5. Зрение (глаза)

Завершив подготовку, приступайте к медитации.

Стадия первая Раскрытие пяти чувств

Сядьте удобно и закройте глаза. Если вы медитируете с партнером, сядьте друг напротив друга, как можно ближе, при этом не касаясь друг друга. В течение нескольких мгновений настройтесь на себя. Обратите внимание на тело, как оно себя чувствует, есть ли в нем участки любого легкого напряжения или боли.

Также обратите внимание на то, что происходит у вас в голове. Возможно, вы увидите в уме хаотический рой мыслей, напоминающий затор на автостраде в час-пик. Чтобы ни происходило в теле или в уме – попробуйте охватить всю картину целиком.

Сделайте глубокий вдох, расслабьтесь и, начиная медитацию, скажите себе «да», кем бы вы в этот момент ни были и что бы вы из себя ни представляли.

1. Раскройте чувство слуха

Когда зазвучит музыка, перенесите свою осознанность на уши. Представьте свое тело в виде дома, а ваши уши – в виде окон в этом доме.
Настройтесь на музыку. Понемногу начните открывать окна ваших ушей, позволяя звукам, как легкому бризу, проходить через них.

Следите за умом, осознавайте, как он непрерывно дает комментарии. Позвольте уму делать свое дело, а сами продолжайте раскрывать уши, расширяя свою способность слышать, позволяя проходить через них музыке и звукам в комнате, и даже за ее пределами -проходить без помех, без препятствий.

Продолжайте так – расширяйте, раскрывайте чувство слуха.

2. Раскройте чувство обоняния

Когда музыка изменится, перенесите свою осознанность на нос. Почувствуйте, как воздух движется по ноздрям внутрь и наружу. Это еще одно «окно» в доме, откройте свое чувство обоняния. Обратите внимание на аромат в комнате.

Если вы поставили что-то ароматное рядом с вами, понюхайте это. Например, если вы поставили рядом Аура-Сома, капните несколько капель на руки, потрите руки и поднесите к носу. Сделайте глубокий вдох, позволяя аромату захватить вас глубоко внутри.

Продолжайте так – расширяйте, раскрывайте чувство обоняния.

3. Раскройте чувство вкуса

Источник: //oshosatori.ru/ru/oshomusic/256-fivesenses.html

Органы чувств: потакать или усмирять

5 медитаций  для органов чувств

Как-то раз, проводя очередной семинар по философии йоги, я вдруг остро почувствовал манящий аромат свежеиспеченных булочек. Закончив лекцию, я в нетерпении отправился в соседнюю булочную и, накупив ватрушек, с упоением стал поглощать одну за другой.

За три месяца до этого я сел на диету, исключающую пшеничную муку и сахар. В ватрушках была изрядная доля и того, и другого.

Когда же я отказался от своей диеты? В какой момент принял решение? Или дразнящий аромат с самого начала не оставил мне выбора? Под силу ли мне противостоять тому, что вызывает сильное желание или, наоборот, отвращение? Обладаем ли мы, наконец, свободой воли или все это миф?

Притяжение и отвращение, равно как и связанные с ними вопросы выбора и свободы воли, в свое время стали главным объектом тщательных исследований древних йогов. Ощущения острого желания и неприязни являются неотъемлемой частью внутренней жизни любого человека.

Под их влиянием мы часто не совершаем добрых поступков, которые должны были совершить, и позволяем случиться тому, чего следовало бы избежать.

Оказываясь во власти пагубных сил, рождающих в нас ощущения печали и страдания, мы сталкиваемся с главными препятствиями на пути к счастью.

Первое, к чему призывают нас древние мудрецы, посвятившие свою жизнь поиску Истины, это остановиться на мгновение, успокоиться и… начать исследовать. Мы должны пристальнее взглянуть на узел страданий и понять, что сами его связали.

Патанджали и другие великие мудрецы исследовали переживания притяжения и отвращения, превратив в объект изучения самих себя. Они обнаружили, что само по себе исследование является первым шагом на пути к избавлению от боли и страдания.

В своем трактате «Йога-сутры» Патанджали призывает нас прислушаться к ощущениям боли и печали настолько внимательно, чтобы даже самые глубинные желания обнаружили себя во всей полноте. В сутре II.10 он говорит: «Причины, вызывающие страдание, в своей тонкой форме усмиряются через видение источника, из которого они произрастают».

Тщательно изучая цепь операций, рождающих притяжение и отвращение, йоги смогли разглядеть, как эти ощущения впервые появляются в потоке сознания и как они влияют на наше поведение. В конце концов им удалось добраться до самого источника. Так к чему же пришли древние мудрецы в своих поисках Истины?

Шестое чувство

Взглянув внимательнее на наши постоянно меняющиеся переживания, йоги обнаружили, что сознание (читта) непрерывно подвергается «атакам» со стороны шести чувств. Здесь следует отметить, что тот смысл, который Патанджали вкладывает в понятие сознания, сильно отличается от того, к которому привыкли мы.

Нам свойственно разделять понятия тела и ума и считать сознание чем-то сродни уму. Однако древнеиндийские мудрецы в своих исследованиях пришли к заключению, что сознание включает в себя и ум, и тело.

То есть читта охватывает все оболочки (коши) человеческого существа: анатомическое, физиологическое, ментальное, интеллектуальное тела и даже наиболее тонкое – духовное, именуемое телом блаженства.

Что же имели в виду йоги, говоря о шести чувствах? К ним относятся пять чувств восприятия: вкус, осязание, обоняние, зрение и слух. Наше сознание подвергается их активному воздействию.

Его то и дело преследуют запахи свежеиспеченной сдобы, виды потрясающей красоты, разнообразные звуки, тактильные и вкусовые ощущения. Все эти типы воздействия нам знакомы и понятны, и мы можем их осознать.

Однако, наряду с пятью видами информации, поступающими в сознание, существует еще и шестой, объединяемый словом «мысли» и включающий собственно мысли, воспоминания и чувства. Распознать его не так-то просто.

Каждый день в нашей голове возникает более шестидесяти тысяч мыслей, и каждую из них сознание рассматривает как частицу сенсорной информации. Поэтому в традиции медитации мысли считаются своего рода шестым чувством.

Оценить по достоинству

Следующее потрясающее открытие, сделанное древними мудрецами, полностью совпадает с представлениями современной неврологии. После того как в сознание поступает сенсорная информация, оно начинает оценивать ее с огромной скоростью. Распознав информацию, сознание приступает к оценке, классифицируя ее как приятную, неприятную или нейтральную.

Обнаружив это, йоги открыли колеблющуюся природу ума. Выполняя свою функцию, сознание распознает и расценивает любую поступающую информацию. К примеру, когда мы долго сидим перед монитором, не меняя положения, и у нас затекает нога, сознание моментально расценивает это ощущение как неприятное.

Выезжая за город и любуясь видами девственной природы, мы не-замедлительно расцениваем возникающее чувство как приятное.

Невероятно, но факт: любая информация, поступающая в сознание через шесть сенсорных каналов, оценивается. Приятное. Неприятное. Нейтральное.

Цепная реакция

Далее йоги обнаружили, что любая оценка вызывает в сознании реакцию, которая проявляется притяжением, отвращением или равнодушием. На стимул, который расценивается как приятный, сознание реагирует притяжением.

На стимул, который оно оценивает как неприятный, – отвращением. А на тот, который оно воспринимает как нейтральный, – равнодушием. Неприятное ощущение в ноге рождает отвращение.

Чудесный вид озера вызывает обратные чувства, маня своей чарующей притягательностью.

Действуй, сестра!

Итак, первое – это оценка: приятное, неприятное, нейтральное. Затем следует импульс: притяжение, отвращение, равнодушие. Теперь мы подошли к последнему звену в этой цепи – действию. В случае отвращения мы отталкиваем объект, его вызывающий.

Почувствовав дискомфорт в ноге, мы неосознанно меняем положение тела в кресле, стремясь избавиться от ощущения (неприятное!), которое вызвало в нас отвращение. И наоборот, в случае притяжения мы устремляемся к объекту, его вызывающему.

В стремлении сполна насладиться чарующим видом озера, который так меня привлек (приятное!), я предпринимаю соответствующие действия – приближаюсь к нему и застываю на его берегах.

Оценка. Импульс. Действие.

Этот процесс повторяется бессчетное количество раз в день. Но чаще всего мы не отдаем себе в этом отчета. Все происходит автоматически, по хорошо налаженной схеме, что вполне естественно. Ведь если бы это было не так, наша способность совершать какую-либо другую деятельность была сильно ограничена. Однако с помощью практики медитации можно научиться осознавать этот процесс.

Все больше и больше сосредоточивая свой ум, мы приобретаем способность распознавать те тонкие движения внутри нас, которые раньше находились за пределами восприятия. Мы начинаем замечать, насколько жизнь в человеческом теле напоминает живое шоу света, звука, запаха, прикосновений и вкуса, которое проходит постоянно в режиме реального времени и вызывает тысячи комплексных реакций.

Моя незамедлительная реакция на запах свежеиспеченной сдобы вполне вписывается в цепочку операций, описанную йогами: оценка, импульс, действие. Один из моих органов чувств получил информацию в виде запаха.

Я распознал объект: ватрушки! И в ту же минуту в моем сознании возникло приятное ощущение, реакцией на которое стало осознание: «Мне это нравится». Мгновенно реакция обратилась в импульс к действию: вся моя энергия устремилась навстречу объекту. Мысль, возникшая на основе реакции: я хочу ватрушку.

И в конце концов, естественно, последовало действие. Я вдруг оказываюсь в булочной и ем. Получая при этом удовольствие.

Да, получая удовольствие. Но каковы последствия? Действительно ли мне так была нужна эта булка? Был ли этот выбор осознанным?

Цепь операций «оценка, импульс, действие» управляет нашей жизнью в гораздо большей степени, чем нам бы хотелось. Более того, нередко эта цепочка заставляет человека страдать: связанные ею, мы зачастую делаем неправильный выбор. Или вообще его не делаем.

Зерна от плевел

В поисках способа, который помог бы нам прервать цепь из мысли, реакции и действия, древние йоги тщательно изучили каждое отдельное звено. Стремясь найти ключ, они снова и снова возвращались к медитации.

И обнаружили на удивление простой метод. Мы не привыкли отделять звенья этой цепи друг от друга.

Но самом деле каждое представляет собой отдельные операции ума – три совершенно различных и не связанных друг с другом действия.

Если уровень осознанности достаточно высок, мы без труда можем увидеть каждое звено в отдельности, а значит, и вмешаться в процесс «оценка, импульс, действие». В результате он перестает напоминать принцип домино.

Делить на восемь

Импульс можно отделить от оценки. А действие, в свою очередь, можно отделить от импульса.

Безусловно, если мы хотим разорвать цепь, мы должны иметь исчерпывающее представление о том, как в ее образовании участвует каждое отдельное звено, и осознавать процесс «оценка, импульс, действие» постоянно.

А это как раз то качество, которое не развито у большинства людей. Чаще мы все-таки поддаемся манящему зову плюшек.

Естественно, новички обращают больше внимания на отделение действия от импульса. задача здесь – распознать, пережить и выдержать импульс, не поддаваясь на его призыв.

Другими словами, жаждать ватрушку, но воздержаться от нее. Те, кто уже достиг определенных успехов в медитации, могут отделить импульс от оценки.

Они способны осознать импульс еще на стадии его зарождения и приглушить его интенсивность.

Тест на внимание

Важно понять всю серьезность этого открытия. Мы в состоянии пережить боль и удовольствие, не реагируя на них бессознательно. Желание само по себе не является проблемой, так же как не являются ею ни притяжение, ни отвращение.

Когда мы начинаем осознавать притяжение и отвращение на уровне биохимических процессов, цепочка разрывается, и таким образом мы можем избежать неосознанно возникающей реакции.

Йоги создали блестящую стратегию: свобода приходит тогда, когда мы все больше узнаем об описанной цепи операций и распознаем каждое звено в момент его возникновения. Безусловно, для этого необходимо развивать внимание. Его тренировка – задача медитации.

Совет Патанджали? Обращайте внимание. Учитесь присутствовать в настоящем.

Источник: //yogajournal.ru/body/practice/meditation/organy-chuvstv-potakat-ili-usmiryat/

Практика медитации – Чувства и эмоции

5 медитаций  для органов чувств

Подробности Медитация 27.07.2017 07:30 Познай себя
Надпись на храме Аполлона в Дельфах

Только исследуя свои чувства и эмоции, мы начинаем узнавать себя по-настоящему глубоко. Самое главное — осознать, что именно мы чувствуем в данный момент.

Эти чувства просты — боль и удовольствие, и они могут быть слабыми или сильными. Наши эмоции возникают в ответ на эти чувства. Наблюдать за эмоциями куда труднее, так как подчас они довольно сложны или даже запутанны.

Но если мы внимательно понаблюдаем за своей реакцией на мир, то обнаружим все привычные склонности в действии: это постоянно повторяющийся стереотип «чувство — реакция, чувство — реакция, чувство — реакция». Мы увидим изначально присущее нам влечение ко всему, что приятно.

Затем обнаружим радостную и, возможно, окрашенную жаждой обладания реакцию на то, что доставляет удовольствие (это в том случае, если нам удается заполучить желаемое, если же мы терпим не удачу, то начинаем сердиться или впадать в уныние).

Мы заметим изначально присущее отторжение всего того, что причиняет боль, а затем испытаем ненависть или более мирное и отстраненное чувство. То есть притяжение и отторжение — это основные эмоции; они — «движители», импульсы, направляющие нас в сторону определенного переживания или прочь от него.

Человеку присуще желание «отключить» нежелательные эмоции, если он не в состоянии с ними справиться. Естественно, переживая сильные эмоции, такие как гнев или сексуальное желание, мы ощущаем неловкость и поэтому иногда пытаемся скрыть от себя самих, что переживаем их. Иногда люди отдаляются от мира своих эмоций.

Немногие из нас способны полностью осознавать свои эмоции, но у каждого есть колоссальный запас потенциальной энергии, опутанный паутиной неосознанных эмоций. Эту энергию можно извлечь, если признаться себе в том, что чувствуешь. Но хотя осознанное восприятие эмоций и может способствовать нашему освобождению, его одного недостаточно.

Цель такой осознанности не только в том, чтобы приблизиться к самому себе, но и в том, чтобы постепенно научиться реагировать на свои чувства более искусно и творчески. Воспитывая в себе осознанность, мы сможем научиться зарождать любовь и сострадание, чем бы мы ни занимались, и избегать побуждений к негативным эмоциям — страсти или ненависти.

Мы не можем изменить свои чувства: что бы мы ни делали, мы столкнемся с удовольствием и болью. Но мы можем научиться изменять свои привычные реакции на них.

Мысли

Один из способов подходить к эмоциям творчески — осознать процесс мышления. Мысли и эмоции нераздельны и служат ключом к пониманию друг друга. Мысли же — это нечто гораздо большее, чем просто наши представления о вещах:

Мысль… я люблю мысль. Нет, не суету и хитросплетения бытующих представлений, Эта чванливая игра достойна презренья.

Мысль — это свежий приток неведомой жизни в мой ум, Мысль — это испытание суждений пробирным камнем совести, Мысль — очи, распахнутые в лицо жизни, и способность читать читаемое, Мысль — мерило опыта и сила судить о вещах. Мысль — это не шалость, не упражнение и неумение ловко обходить трудности,

Мысль — это человек во всей его целостности, целиком присутствующий. 18

Д. Г. Лоренс (1885–1930)

Откуда берутся наши мысли, куда они уходят, и, наконец, что они такое? Очень часто мы не знаем, о чем думаем, хотя и проводим в размышлениях длительное время. Мысли легко ускользают от нас. Они приходят и уходят без нашего ведома, иногда клубясь, как величественные облака в небе, иногда проносясь мимо, как рыбки в реке.

Тем не менее, практикуя осознанность, можно развить способность знать, о чем думаешь: улавливать отдельные мысли и понимать общую направленность мыслей. Можно также научиться видеть, что мысли основаны на эмоциональных состояниях, — к примеру, обратите внимание, насколько часто наши мнения являются выражением неосознанных желаний.

Именно это подразумевает Лоренс, говоря об «испытании суждений пробирным камнем совести».

Ясность мыслей жизненно необходима для духовного развития любого человека. Практика медитации, развивающая нашу способность к сосредоточению, позволяет теснее соприкоснуться с теми представлениями, которые уже существуют в уме. Тогда можно спросить себя, о чем мы думаем на самом деле.

Если мы пристально всмотримся в свои мысли, то, скорее всего, обнаружим, что большинство из них заимствованы. Это смесь из суждений других людей, которые в большинстве своем тоже заимствованы. Мы заимствуем суждения и представления у своих родителей, из разговоров и из средств массовой информации.

Осознать присутствие этой «смеси» из чужих мыслей — значит сделать первый шаг к тому, чтобы мыслить более ясно и независимо.

Настроимся на состояние осознанности

Описание основ осознанности пришлось сделать кратким, но, по крайней мере, теперь вам известны некоторые принципы, позволяющие создать наилучшие условия для медитации.

Коль скоро мы осознаем себя, то всегда будем готовы начать практику — по-настоящему готовы! Когда же мы действительно приступим к медитации, нам будет легче достичь хорошего сосредоточения, поскольку мы с самого начала осознаём свои переживания.

Однако на практике наш психический опыт может казаться чем-то однородным, и сначала нам трудно различать разные его аспекты: тело, чувства, эмоции и мысли.

Есть один неплохой метод: начать с самого внешнего из них, тела, и идти «вглубь», к более тонкому аспекту — уму. Попробуйте такое упражнение. Отвлеките часть внимания от чтения и направьте на свое тело.

Проведите лучом осознанности по разным частям тела и постарайтесь прочувствовать все ощущения, которые у вас возникают.

Почувствуйте кожу лица и все многообразные ощущения, которые на ней возникают. Вероятно, вы почувствуете кое где напряжение и покалывание. Некоторое время воспринимайте эти ощущения в целом. Затем последовательно переносите внимание, начиная с ощущений в области глаз и переходя к губам, лбу, волосистой части головы. В это время другие части тела будут тоже постепенно расслабляться.

Луч внимания движется ниже — на шею, плечи, предплечья, кисти, ладони, пальцы. Затем переместите внимание ниже: сначала на грудь и живот, затем на спину и вниз по позвоночнику, затем на ягодицы, бедра, колени, икры, лодыжки, ступни, пальцы ног, — осознавая все тончайшие ощущения, вплоть до легкого покалывания в области стоп.

Осознанное восприятие тела позволит вам в дальнейшем осознавать чувства, эмоции и мысли. Когда вы настроены на восприятие тела, легче оценить, что чувствуешь — удовольствие или боль. Например, ощущение, возникающее от того, что вы здесь сидите, может быть весьма приятным. Постарайтесь проверить, так ли это. И в душе мы тоже что-то переживаем, у нас появляются мысли, приятные или тягостные.

Задайте себе вопрос: какие чувства у вас возникают, когда вы читаете эти слова?

Продолжим упражнение. Вы продолжаете сидеть, осознавая свое тело. Эта осознанность приводит вас к мысли, что вы проголодались, — нельзя сказать, что вы голодны как волк, но перекусить не помешало бы. Голод почти не ощущается, но вы осознаёте легкий дискомфорт.

Осознав это неприятное ощущение, вы также заметите, что эмоционально реагируете на него совершенно определенным образом: легко миритесь с ним. Несмотря на небольшой дискомфорт, вы спокойно продолжаете читать. Возможно, при других обстоятельствах вы отреагировали бы иначе — всеми своими помыслами устремились к еде.

Или, не осознавая этого естественного чувства, могли бы неведомо почему сбиться, утратить сосредоточение на чтении. Но в данной ситуации вы совершенно спокойно продолжаете читать.

Итак, то, что вы осознаёте свое тело, позволяет настроиться на чувства; осознание чувств, в свою очередь, позволяет на строиться на эмоции; осознанием эмоций позволяет настроиться на мысли. Осознанное восприятие эмоций очень тесно связано с осознанием мыслей.

Можно было бы предположить, что мысли существуют в своей особой, чисто рациональной сфере, но это не так. Согласно Абхидхарме (этической психологии Буддизма), наши мысли всегда эмоционально окрашены. Когда мы сердимся, у нас сердитые мысли, а когда жадничаем — жадные.

Проголодавшись, мы склонны думать о еде, а если мы расслаблены и терпеливы, ум гибок, и мы сами вольны выбирать свои мысли.

Осознавание эмоций и мыслей — две главные основы осознанности, поскольку эмоции и мысли — это та часть нашего психического опыта, которую мы в силах изменить. Мы не можем изменить то, что у нас есть тело, мы также не можем изменить природу тела.

И свое чувственное восприятие мы тоже не властны изменить (мы можем выбирать, что именно воспринимать посредством органов чувств, но не можем определить, какими будут ощущения). Однако мы можем изменить свои реакции и прояснить ум. Так как все мысли сами по себе эмоционально окрашены, именно эмоции дают основной материал для практики осознанности.

Осознанное восприятие эмоций учит нас, как реагировать по-новому, так чтобы это способствовало нашему счастью и духовному развитию.

Подробности 3758

Источник: //www.aum.news/meditatsiya/3123-praktika-meditacii-chuvstva-i-emocii

Человек и 5 первоэлементов

5 медитаций  для органов чувств

Аюрведа появилась, благодаря медитации провидцев, истинных риши. Тысячелетиями их учения передавались устно от учителя к ученику, и позже эти учения стали предметом мелодичной санскритской поэзии. Хотя многие из этих текстов были со временем утеряны, большая часть аюрведического знания сохранилась.

Эта мудрость, берущая начало в Космическом Сознании, была воспринята сердцами риши. Они постигли, что сознание — это энергия, проявленная в пяти основных принципах или элементах: эфир (пространстве), воздух, огонь, вода и земля. В основе Аюрведы лежит эта концепция пяти элементов.

Риши постигли, что вначале мир существовал в виде непроявленного сознания. Из этого всеобщего сознания проявился беззвучный звук «АУМ», как тонкая космическая вибрация. Из этой вибрации первым возник элемент эфира.

Затем этот элемент эфира начал двигаться, и это тонкое движение создало воздух, который является подвижным эфиром. Движение эфира способствовало возникновению трения, которое генерировало теплоту. Частицы тепловой энергии соединились в форму интенсивного свечения, и из этого света проявился элемент огня.

Итак, эфир преобразился в воздух, и это был тот же эфир, который позже проявился в виде огня. Обычно от теплоты эфирные элементы растворяются и разжижаются, проявляя элемент воды, и затем затвердевают, формируя молекулы земли. Таким образом, эфир проявлен в четырех элементах: воздухе, огне, воде и земле.

Из земли были созданы все оригинальные живые тела, включая растительное и животное царства, а также человек. Земля также содержится в неорганических субстанциях, включающих в себя царство минералов. Таким образом, вся материя рождена из лона пяти элементов.

Во всей материи существуют эти 5 элементов. Вода — классический пример, доказывающий это: твердое состояние воды — лед — проявление принципа земли. Скрытое тепло (огонь) во льду, растапливает его, проявляя воду, и затем происходит превращение в пар, указывающее на принцип воздуха.

Пар исчезает в эфире, или пространстве. Таким образом, в одной субстанции присутствуют 5 основных элементов: эфир, воздух, огонь, вода и земля.

Все 5 элементов возникают из энергии, исходящей из Космического Сознания, все 5 присутствуют в материи повсюду во Вселенной. Таким образом, энергия и материя представляют единое начало.

Человек, как микрокосм

Человек является микрокосмосом. Так же, как 5 элементов находятся повсюду в материи, также они существуют в каждом человеке. В человеческом теле много мест, где проявлен элемент эфира. Например, пространство есть во рту, в носу, в кишечно-желудочном тракте, дыхательных путях, животе, грудной клетке, капиллярах, лимфе, тканях и клетках.

Пространство в движении называется воздухом.

Воздух — второй космический элемент, элемент движения. В человеческом теле воздух проявляется в многообразных движениях мышц, пульсации сердца, расширении и сокращении легких, в движениях стенок желудка и кишечного тракта.

Под микроскопом можно видеть, что даже клетка пребывает в движении. Реакцией на раздражение является движение нервных импульсов, проявляющихся в сенсорном и моторном движениях. Все движения центральной нервной системы целиком управляются воздухом.

Третий элемент — огонь. Источником огня и света в солнечной системе является солнце. В теле человека источник огня — это обмен веществ, метаболизм. Огонь действует в системе пищеварения. Огонь проявляется, как интеллект в сером веществе клеток мозга.

Огонь проявляется также в сетчатке глаза, воспринимающей свет. Таким образом, температура тела, процесс пищеварения, мышление и способность видеть — все это функции огня. Весь метаболизм и ферментная система контролируются этим элементом.

Вода — четвертый важный элемент в теле. Она проявляется в секреции желудочного сока и слюнных желез, в слизистых оболочках, в плазме и протоплазме. Вода жизненно важна для функционирования тканей, органов и различных систем тела.

Например, обезвоживание организма, в результате рвоты и поноса, должно быть устранено немедленно для спасения жизни пациента. Так как вода столь жизненно важна, вода в теле называется Водой Жизни.

Земля — пятый и последний элемент космоса, который присутствует в микрокосмосе. Жизнь становится возможна на данном уровне, потому что земля держит все живое и неживое на своей поверхности.

Твердые структуры тела — кости, хрящи, ноги, мускулы, сухожилия, кожа и волосы — все произошло из земли.

Чувства (восприятия)

Эти 5 элементов проявляются в функциях пяти чувств человека, так же, как и в его физиологии. Эти элементы непосредственно связаны со способностью человека воспринимать окружающий его мир. Через органы чувств они также связаны с пятью действиями, соответствующими функциям сенсорных органов.

Основные элементы: эфир, воздух, огонь, вода и земля — связаны со слухом, осязанием, зрением, вкусом и обонянием, соответственно.

Эфир является посредником, передающим звук. Этот эфирный элемент связан с функцией слуха. Ухо, орган слуха, выражает действие через органы речи, которые придают смысл человеческому звуку.

Воздух связан с чувством осязания; органом осязания является кожа. Органом, передающим чувство осязания, является рука. Кожа на руке очень чувствительна, рука наделена способностью держать, давать и принимать.

Огонь, проявленный, как свет, тепло и цвет, связан со зрением. Глаз, орган зрения, управляет ходьбой и, таким образом, связан с ногой. Слепой человек может ходить, но без выбора направления. Глаза дают направление действиям при ходьбе.

Вода связана с органом вкуса — без воды язык не может ощущать вкус. Язык тесно связан с функциями гениталий (пенис и клитер). В Аюрведе пенис или клитер считаются низшим языком, а язык во рту — высшим языком. Человек, контролирующий высший язык, естественно контролирует и низший язык.

Элемент земля связан с чувством обоняния. Нос, орган обоняния, функционально связан с действиями ануса, органа выделения. Эта связь проявляется у человека, имеющего запор или нечистую прямую кишку, — у него дурное дыхание, его обоняние притуплено.

Аюрведа относится к телу человека и его чувственным ощущениям, как к проявлению космической энергии, выраженной в пяти основных элементах. Древние риши постигли, что эти элементы берут начало из чистого Космического Сознания.

Аюрведа стремится дать возможность каждой индивидуальности привести свое тело в совершенную и гармоничную связь с этим Сознанием.

5 элементов, органы чувств и их действия

элементчувстваорганы чувствдействиеорган действия
ЭфирСлухУхоРечьОрганы речи (язык, ые связки, рот)
ВоздухОсязаниеКожаДержаниеРука
ОгоньЗрениеГлазаХодьбаНога
ВодаВкусЯзыкВоспроизведениеГениталии
ЗемляОбоняниеНосВыделениеАнус

Васант Лад
Источник: книга «Аюрведа для начинающих»

Источник: //www.samtulana.ru/a136h7hccq7dpn7w/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.