7 цитат о природе нарциссизма
7 цитат о природе нарциссизма
Ненси Мак-Вильямс описывает личность с нарциссическим расстройством как «организованную вокруг поддержания самоуважения путём получения подтверждения со стороны», уточняя, что речь идёт о людях, для которых эта задача затмевает все остальные, а не о просто чувствительных к критике или похвалам. «Озабоченные тем, как они воспринимаются другими, нарциссические люди испытывают глубинное чувство, что они обмануты и нелюбимы».
В DSM-V симптомы расстройства включают:
А. Значительные нарушения функционирования личности, которые проявляются:
- Нарушения в собственном функционировании (а или б):
а. Идентичность. Чрезмерная опора на других при самоопределении и регуляции самооценки; Неадекватная самооценка, которая может быть завышенной или заниженной, а также колебаться между крайностями; эмоциональное состояние отражает колебания самооценки.
б. Опора на себя. Целеполагание основывается на получении признания от других; Личные стандарты неоправданно завышены для ощущения себя как исключительного, либо занижены, на основании чувства, что человеку все что-то должны; Зачастую не осознают собственных мотивов.
И
- Нарушения межперсонального функционирования (а или б):
а. Эмпатия: Нарушенная способность признавать или идентифицироваться с чувствами и потребностями других; чрезмерно настроены на реакции других, но только если они воспринимаются как имеющие отношение к себе; пере- или недооценка собственного влияния на других.
б. Близость: Отношения по большей части поверхностны и нужны для обслуживания регуляции самооценки; Взаимность ограничивается небольшим истинным интересом к другому и преобладанием необходимости личной выгоды.
Б. Патологические черты личности в следующих областях:
- Антагонизм, характеризующийся
а. Грандиозностью: Чувство, что тебе все что-то должны, явное или скрытое; эгоцентризм; уверенность в собственном превосходстве; снисходительное отношение к другим.
б. Привлечением внимания: чрезмерные попытки привлечь внимание и быть в его центре; поиск восхищения.
Однако давайте присмотримся пристальнее к этому феномену.
Культурно-исторический контекст
Согласно исследованиям социо-культурных феноменов (Margherita Spagnolo Lobb «Now-for-next»), 50-70-е гг. XX века считаются эпохой нарциссического общества. В послевоенные годы в обществе быстро возникают устремления к персональной самореализации.
Интересы человека направлены на собственную личность, с противостоянием и охлаждением ко всему, что касается принадлежности.
И тогда человек со злостью, а затем с эйфорией, быстро восстанавливает ту свободу, которую он принес в жертву из-за потребности в безопасности.
«Делай сам» становится моделью познания и самореализации. Успех, совершенство и независимость – вот составляющие идеальной картинки, к которой стремится общество того времени.
В психологическом плане, на фоне экономического и технического бума, ценой за успех является потеря интимности и эмоциональной чувствительности. Родители всё время заняты тем, чтобы «пробиться», подняться по социальной лестнице, они – боги для своих детей, но на отношения совсем нет времени. Да и эмоции в этой системе ценностей не важны – эффективность превыше всего.Такие родители не поддерживают право ребенка на ошибку.
И тогда у детей, воспитанных в нарциссическую эпоху и нарциссическими родителями, возникает расщепление: с одной стороны, ребенок, вырастая, тоже должен быть богом, чтобы стать ближе к родителю; с другой стороны, себя он воспринимает как некий фейк, пустышку. У него синдром мыльного пузыря: снаружи нарциссический идеал, внутри — переживание собственной никчемности и самозванства.
И в нашем современном обществе нарциссическая структура опыта у ребенка развивается в похожих семьях.
Давайте рассмотрим подробнее, как складываются отношения в такой семье.
Семейный контекст (психоаналитическая модель)
Согласно психодинамическому подходу Кохута и Миллера к феномену нарциссизма, мать видит своего ребенка не таким, какой он есть, а таким, каким ей надо, чтобы он был.
Нарциссический ребёнок достаточно умён, чтобы понять: чтобы увидеть любовь в глазах матери, он должен делать то, что ей нужно, что ей нравится. Он – блестящий, одаренный ребёнок. И он очень хочет, чтобы его мать была довольна и счастлива.
Мать видит в ребенке возможность удовлетворения своих амбиций. Каждый раз, когда ребёнок проявляет себя спонтанно, маме это не нравится. Когда же он хорош для неё, она его хвалит. Отсюда формируется расщепление в идентичности: «Идеальное Я» сталкивается с одобрением, «Реальное Я» — с пустотой и отвержением.
Вырастая, такой ребёнок не может быть спонтанным, у него формируется «false self» (ложная самость).
Феноменологически, в поле нарциссического человека чаще всего присутствует нарциссическая триада: стыд, унижение, грандиозность.
False self = Shame + Humiliation + Grandiosity
Стыд – за любое спонтанное, истинное проявление; унижение – когда кто-то видит и идентифицирует («уличает») его в этом; грандиозность – как компенсаторная реакция для избегания первых двух переживаний. В популярной психологии этот феномен называют «нарциссические качели».
Человек с нарциссической структурой опыта развивает способность хорошо чувствовать нужды других. Он знает, что нужно другому, и как ему это дать. И он не знает реального себя.
Блестящий, привлекательный, грандиозный, соблазнительный снаружи, и грустный, никому не нужный таким, как он есть, внутри. Реальный, «спонтанный Я» – это жертва, принесённая на алтарь потребности быть принятым.
Человек с нарциссической структурой опыта влюбляется, когда ему кажется, что полюбили его сокровенное.Но рано или поздно в отношениях он неизбежно сталкивается с тем, что партнер просит его о чем-то, что он сам делать не хочет.
И тогда партнёр становится как будто хотящей чего-то матерью, что воспринимается как тотальное отвержение, и сопровождается невозможностью находиться в этих отношениях.
Этот механизм защиты – идеализация/обесценивание – исходит из самой сердцевины его опыта. Он так нуждается быть принятым и разделенным в своей настоящести, спонтанности, что это нужда тяготеет к потребности в безусловном принятии, которое, увы, невозможно в принципе. Но он внутри так истосковался по этому, что готов поверить, что новый партнер будет тем самым, кто вернет его в рай.
И он идеализирует партнера, возносит его на небеса. Начало романтических отношений с нарциссом – это что-то сказочное и прекрасное, воспетое в кинематографе и литературе как идеал отношений, к которому всем нужно стремиться: принц на белом коне, Ричард Гир из «Красотки», блистательный миллионер, снизошедший до простой девушки и проч.
Только в жизни вместо «и жили они долго и счастливо» следом за романтической сказкой начинается драма. Потому, что любая дифференциация, критика или малейшая фрустрация воспринимается им как тотальное отвержение, вызывает много боли, которую он не может показать партнеру.
И единственный способ спастись для него – это обесценить партнера, низвергнуть его с пьедестала на землю, да пожёстче, чтобы тот почувствовал ту боль, о которой сказать невозможно. И уйти, резко и безвозвратно.
Если же он остается в отношениях, то они чаще всего развиваются по сценарию, о котором я расскажу ниже.Есть такая поговорка: «У нарциссов тёплые руки и холодное сердце». Он убежден, что должен заботиться о партнере, решать все проблемы, уметь делать все, но истинная близость как будто невозможна.
Гештальт-подход
Когда человек с нарциссической структурой личности подходит к full contact (полному контакту), где нужно отпустить себя, свою гордость, сделать свои границы проницаемыми, отдаться близости – этого не случается.
Он ясно говорит, чего он хочет, его границы ясны и осязаемы. Но когда дело доходит до необходимости отпустить себя, чтобы получить новый опыт – этого не происходит.
Ему не сложно влюбиться – ему сложно оставаться в отношениях. Если он остается в них, то потому, что не хочет ранить другого – он просто дает то, что другому нужно. Он хорошо этому научился в детстве. Но внутренне он живет с ощущением «Все они одинаковые. Никому неинтересен я таким, какой я есть внутри».
Нарциссический опыт может быть депрессивным: у такого человека часто есть чувство, что он все знает наперед, и ничего никогда не изменится.
Ему тяжело поверить, что кто-то (психотерапевт в том числе) может ему помочь. Они идут в терапию, когда самая известная и привычная схема их жизни может рухнуть.
Маргарита Спаньоло Лобб приводила в пример случай клиента: у него есть жена и 2 любовницы, и жена выгоняет его из дома, и он может потерять семью.
Или бизнесмен, который владел компанией, и вдруг наступает кризис и он вынужден ее закрыть.
Это – самый сложный момент для нарцисса. Если есть риск, что может быть разрушен их имидж, их выстраиваемое годами «Я», то от непереносимости стыда возможны нарциссические суициды.
Важность имиджа – базовая особенность нарциссического опыта. Но такой человек не знает, кто он есть в глубине, на самом деле.Источник: //zdorovo.live/psihologiya-i-psihiatriya/7-tsitat-o-prirode-nartsissizma.html
Нарцисс: другая сторона
anastasiya_umНачала в сообществе deti_trawmatiki серию постов о нарциссизме. Буду сюда дублировать.Я часто встречаюсь с пониманием нарциссизма, как абсолютного зла, калечащего жизни всем, кто рядом. Особенно детям, т.к. они самые беспомощные и уязвимые.
И в этом есть большая доля правды: в значительной степени выраженный нарциссизм действительно делает человека нечувствительным к чужой боли, а, значит, неспособным эту боль не причинять. Но есть другая сторона. Делает это человек не от хорошей жизни, не ради удовольствия, а из собственной крайне трудно переносимой боли.
То, что нарцисс делает с партнером или ребенком лишь в небольшой степени отражает то, что он делает с собой. И это вызывает мое огромное сочувствие к этим людям. Это не отменяет боли тех, кто оказывается в отношениях с таким человеком.
Неоднократно я видела перед собой женщин, вышедших из отношений с нарциссом и пытающихся залечить полученные в этих отношениях раны, детей, выросших в нарциссических семьях. И все же далеко не все травмы людям наносят нарциссы. И мне кажется важным разделять.
Ведь делая из нарциссов величайшее из зол, мы создаем ярлык, клеймо, которым после раним других людей и ранимся сами, если слышим о себе это слово. Я встречала людей, которым их терапевты говорили об их характере как нарциссическом и это становилось дополнительной раной. Я читала тут посты людей, стремящихся избежать этой “заразы” в отношениях со своими детьми.
Отсутствие же четких критериев вместе с популярностью термина, делают задачу по избеганию проявлений нарциссизма непосильной, и мало возможным уважительное и доброе отношение к себе при наличии некоторых черт, свойственных “нарциссам”.
И это основная цель этого цикла постов: рассмотреть феномен нарциссизма с разных сторон, чтобы быть способными не только осуждать, но и сочувствовать, не только злиться, но и жалеть, не только бояться но и понимать таких людей. Относиться к ним и к собственным нарциссическим проявлениям добрее и уважительнее.
В каждом из нас есть нарциссические черты: тут и желание чувствовать себя ценным, желание получать уважение, признание от значимых людей, чувствительность к оценке и критике, стремление к успехам и достижениям в различных областях. И эти черты полезны для приспособления к жизни.
Патологическими же проявления нарциссизма становятся, когда озабоченность поддержанием самоуважения затмевает другие задачи настолько, что человека можно считать поглощенным исключительно собой. Как правило отделением нормы от патологии занимаются профессионалы: психологи, психотерапевты, психиатры.
Далеко не все страдающие отсобственной не ценности люди являютсянарциссически-организованными. «В отличие от классического невротика, считающего себя ничтожным, ненужным и незаслуживающим любви и принятия окружающих, нарцисс находится в конфликте междуощущением собственной ничтожности и величия.
Если невротик убежден, что он«неценный», то нарцисс только догадывается и пытается с этим ощущением бороться, доказывая всему миру обратное либо своими безостановочными достижениями, либо депрессией. В отличие от невротика, он способен на открытую критику, подавление, борьбу за власть, несущую признание» (И.Млодик).
Еще одно принципиальное отличие в том, что нарциссы в большинстве своем не насыщаемы, а невротическая неспособность ценить себя поддается постепенным изменениям именно за счет накапливаемого в отношениях опыта ценности. Далеко не всегда первых можно легко отличить от вторых.
Я буду публиковать сюда тот материал, который набрался у меня за несколько лет работы, по возможности снабжая его литературными иллюстрациями и примерами. С удовольствием буду обсуждать написанное и отвечать на вопросы, если знаю ответ. Люблю обсуждения и дискуссии, часто в них формулирую что-то по-другому, понятнее и для других и для себя. Буду рада, если коллеги присоединятся к обсуждению.
anastasiya_umНачало здесь
“Я умер от малярии в болотах Сингапура”
Эти слова Мелькиадеса из романа Маркеса “Сто лет одиночества” всегда пробирали меня до мурашек. В них есть что-то такое… Во-первых, чудовищная путанница времен. О своей смерти невозможно сказать в прошедшем времени. Но есть еще “во-вторых”. Оно заключается в том, что возможно.Только не офизической смерти, а о близком к тому душевном переживании. Происходит это, когда реальное “я” человека переживается столь ничтожным и незначимым, что практически умирает. Это невыносимо чувствовать и чтобы выжить человек создает раздутый, грандиозный фасадный образ себя.
Это может быть образ сильного, смелого, успешного, заботливого – не в этом суть. Главное, что этот образ должен быть совершенным, без изъянов. И пустить кого-то вглубь, за пределы внешней картинки, или даже заглянуть самому – это почти что увидеть умирание собственной души. Умирание той ее части, которая способна любить, верить, привязываться.
“Почти”, потому что она еще жива, но заперта в такой далекой темнице, что ни у кого, если не приглядываться, не возникает и мысли о ее существовании. А расти и развиваться она может только в солнечном свете любви и поддержки. Как любой ребенок.
Как происходит в семейной системе формирование такого “раздвоения” на скрытую чувствующую и внешнюю фасадную части. Обратимся к выдержкам из книги Стефани Дональдсон-Прессмани Роберта М.Прессман “Нарциссическая семья: диагностика и лечение”.
Одна из особенностей таких семей – недоступность родителей в эмоциональном плане, невозможность поговорить о чувствах.Одна девушка рассказывала про свою семью: «С родителями можно было про разбитую коленку поплакать. В семье никогда не было плотного психологического контакта – обсуждения проблем, прийти к маме за советом. Сейчас проще.
Родители и не отталкивали, но и не хотелось. Казалось, что они не поймут. С подружкой проще. Мама транслировала «надо быть независимой», а ведь не пойдешь плакаться, раз независимая уже. Сейчас получше, потому что независимость, о которой говорилось уже есть.
»Со временем у ребенка может сформироваться вывод, что его чувства имеют небольшое значение или даже являются вредными. Он начинает отделяться от чувств, терять контакт с ними. Часто такое отрицание чувств более удобно для ребенка, поскольку их выражение только ухудшает ситуацию.
Вместо понимания, признания, и утверждения своих потребностей, у малыша развивается преувеличенное ощущение значимости своего влияния на потребности его родителей.
Это начало, где начинается разделение на незначимую часть (собственные переживания) и часть грандиозную (где есть ощущение власти и влияния на происходящее с родителями)Из природного желания ребенка нравиться родителю (на котором, к слову сказать, основывается бОльшая часть воспитания), ребенок пытается угодить, угадать, что надо сделать.
Такие родители и между собой тоже часто не говорят о чувствах и выражают свои желания косвенно “Вот бы кто-нибудь накрыл на стол”.Приобретая крайнюю форму, неспособность к выражению чувств, затруднённое описание эмоций, слабое различение телесных ощущений и эмоций, перерастают в “бессловесность чувств”.
Неспособность описать словами свои эмоции ведёт к неумению их распознавать. Окружающий мир теряет эмоциональную окраску и становится исключительно событийным. Человек перестаёт понимать сущность событий и явлений, тем самым лишаясь личного опыта. Он оказывается вне ситуации, поскольку не умеет адекватно реагировать на те или иные события.И начинает нуждаться в “списке правил”, регулирующих те или иные жизненные ситуации.
Собственный внутренний мир превращается для ребенка (а после и взрослого) в TerraIncognita. При этом реальные эмоции и переживания никуда не исчезают, просто они становятся недоступны для сознания, вымещаясь в область бессознательного. Буквально, не понимая, что происходит внутри него, выросший человек мыслит догадками, когда мнимое становится реальным, а реальное – мнимым. Повседневная жизнь проходит под знаком крайней субъективности и кажущейся внутренней пустоты.
Page 3
anastasiya_umЗапись в терапевтическую группу “Нежные вещи” закрыта.
Но для желающих присоединиться к работе одной из моих групп, остается экспресс-группа первой ступени по гештальт-терапии.
Источник: //anastasiya-um.livejournal.com/211902.html
Нарциссическая ярость
natakholina
Несколько цитат из доклада ЕФПП Люка Мойсона «Нарциссическая ярость в теории и практике» (здесь – полный текст доклада)
«Нарциссическая ярость возникает во многих формах; однако, все они имеют специфический психологический оттенок, который отводит им отличительное положение в обширной сфере человеческой агрессии.
Жажда мести, исправления зла, уничтожения обиды, совершаемые любыми средствами и глубоко укорененное, неумолимое принуждение в преследовании этих целей, которые не дают покоя тем, кто пострадал от нарциссической травмы – таковы характерные черты нарциссической ярости во всех ее формах, отличающие ее от других видов агрессии.” (Kohut, 1978) …
Согласно Кохуту, стыд и гнев являются продуктами дезинтеграции гордости и самоутверждения, при наличии серьезных нарушений в развитии самости.
В ответ на фактическую или ожидаемую травму, человек либо стыдливо уходит (бегство), либо впадает в ярость (борьба). Стыд относится к безграничному эксгибиционизму грандиозной самости, а гнев связан с иллюзией всемогущества. …
Наиболее характерное проявление нарциссической ярости подразумевает полное пренебрежение разумными пределами, при этом разъяренный человек будет демонстрировать беспокойное, необузданное стремление бороться с преступлением и таким образом мстить.
…
Согласно Кохуту, нарциссическая ярость возникает как результат “бессилия“…. Нарциссическую ярость, таким образом, можно интерпретировать как примитивную защиту от признания собственных ограничений, от осознания того, что полный контроль невозможен, и что я – это несовершенное существо в мире других несовершенных существ.
…
Кернберг подчеркивал (Kernberg, 1970), что нарциссические проблемы следует рассматривать как нарушение образа самости (self-image), сопровождающееся специфическими проблемами в объектных отношениях, концентрирующимися вокруг зависти. Зависть очевидным образом обнаруживается в переносе. Сочетание зависти и обесценивания Кернберг интерпретирует как упорную защиту от чувств зависимости и от созидательного потенциала терапии.
… Страх зависимости является следствием серьезной оральной депривация в первые годы жизни и приводит к непреодолимой агрессии, которая может быть обусловлена конституцией или являться следствием депривирующего окружения.
Нарциссичная психика обращается с этой агрессией посредством примитивных защитных механизмов, недостатком интеграции, используя диссоциацию и чередуя состояния Эго при восприятии себя и других.
…
Наибольшее сопротивление этому типу лечению можно встретить у тех, кто фиксирован на своей архаичной потребности во всемогуществе и полном контроле.
…
Нарциссическая ярость обусловлена травматичными ранами, нанесенными в раннем детстве. Кернберг и Мелани Кляйн рассматривали нарциссическую (или оральную) ярость и зависть как следствие детской фантазии о том, что мать агрессивно отказывает в удовлетворении.
…
Патологический нарциссизм в раннем детстве является следствием хронически холодной, неэмпатичной заботы родителей, лишавших своих детей любви и внимания, необходимых для безопасного развития.
Нарушения в отношениях матери и ребенка приводят к воссоединению образов самости и объекта, вызывая диффузию идентичности и формирование грандиозной (нарциссической) самости. Так возникает конфликт поколений (Berman, 1990).Фиксация происходит, когда ребенок встречает массированное неодобрение или пренебрежение, вместо внимания и поддержки, необходимых для развития стабильных, либидинальных представлений о самости, которые интегрируются в самосознание человека.
В представлении Кернберга о нарциссическом семейном цикле, родительская фигура (как правило, мать или суррогатная мать), на первый взгляд, хорошо функционирует, но демонстрирует черствость, безразличие и злобную агрессивность. Мать часто слишком вкладывается в жизнь своего ребенка, считая его своим продолжением и используя для своих нарциссических нужд.
…
Если предыдущие поколения имели дело, в основном, с невротическими проблемы, т.е. с проблемами, вызванными подавлением сексуальности, агрессией, силой и властью и безжизненностью, то теперь мы гораздо чаще сталкиваемся с серьезными проблемами диффузии идентичности, при которой пациенты переживают и расщепляют свое социальное окружение на черное и белое.
Ощущение пустоты, невозможность почувствовать жизнь, глубокое чувство одиночества и сепарационная тревога являются центральными темами.
Эти невыносимые чувства часто устраняются посредством разрушительного поведения по отношению к самому себе (самоистязание, тяжелые расстройства пищевого поведения, неоднократные суицидальные попытки) или посредством чрезвычайно агрессивного поведения по отношению к другим людям.
…
Нарциссическая ярость, возникающая в больших масштабах на начальной стадии терапии (в частности, у нарциссов, которые функционируют на явно пограничном уровне), отличается от гнева, который всплывает как часть проработки нарциссических травм на более поздних этапах терапии.
Поспешные и явные проявления нарциссической ярости существенно угрожают терапии.
Столь быстро возникающие приступы ярости характерны для нарциссичных пограничных пациентов с антисоциальными чертами или перверсиями с явно садистическими элементами, а также для подростков с антисоциальным поведением.
…
С невротическими пациентами обида, стыд, унижение и разочарование по отношению к терапевту носят временный характер и менее интенсивны. Эти реакции остаются связанными со способностью занять независимое отношение к психотерапевту, даже в самые трудные времена, например, когда в переносе оживляются реакции сепарации и скорби.
Во время таких негативных трансферентных реакций, чувства ярости и гнева не приводят к полному обесцениванию терапевта. Для нарциссов, однако, характерно обесценивание и презрение, часто выражаемые как рационализированные “разочарования”.
Они не печалятся и не испытывают страха сепарации в выходные дни или во время перерыва в терапии (Kernberg, 1978).
… С невротическими индивидуумами, инфантильные чувства ярости чередуются с проявлениями любви, благодарности и идеализации, привнесенными чувством вины, и это дает совершенно иную картину переносов. С невротиками агрессивность не является безграничной.
…
Для нарциссически уязвимого индивидуума, враг, вызывающий архаичную ярость, воспринимается не как отдельный индивидуум, а как разрушительная трещина в нарциссически воспринимаемой реальности. Враг – это мятежная часть расширенной самости, которую он надеется взять под свой полный контроль.Тот факт, что другой – независим, может думать иначе и иметь иные ценности, делает его врагом.
Хотя мы все реагируем на травмы гневом и стыдом, у людей с такой уязвимостью стыд и ярость проявляются наиболее интенсивно, таким людям нужен абсолютный контроль над архаичным окружением, чтобы они могли сохранять у себя чувство собственного достоинства.
…
Итог: нарциссическая ярость, главным образом, характеризуется почти ненасытной местью, вызванной чувством бессилия, и защитой от зависимости от других людей. Лишения в раннем детстве приводят к упорному поддержанию грандиозной самости, которая окрашивает качество отношения человека к другим людям.
Нарциссическая ярость отличается от пограничной и невротической ярости интенсивностью и качеством. Специфические зеркальный и идеализирующий переносы у нарциссически уязвимых индивидуумов создают опасности для контрпереноса терапевта.
Спор между Кохутом (эмпатия) и Кернбергом (интерпретация) в какой-то мере показывает различные способы проработки феномена нарциссической ярости.
Источник: //www.spp.org.ru/page.php?id=210
?
|
natakholina
Анна anna_paulsen пишет:”Достаточной причиной ухода из терапии является оценка клиентом своего качества жизни как удовлетворительного или хорошего. Во всех остальных случаях, это или неоправданные ожидания, которые не удовлетворяются, и взять ответственность за них клиент отказывается, либо это страх быть собой, проявлять свою уникальность и свои потребности в отношениях.”…”…Я уже слышу, что кто-то возразит “а мой терапевт мне не подходил” – скорее он просто отказался оправдывать ваши ожидания.Или: “я решил свои задачи за месяц, мне больше не надо” – тогда речь идет не о терапии, а о консультировании или коучинге.
Почему настоящая терапия, приносящая результаты, – долгосрочная? Да потому, что для того, чтобы создать безопасную среду между клиентом и терапевтом, для того, чтобы клиент начал проявлять свои паттерны в здесь и сейчас, так, как он это делает с другими людьми, нужно время.
Доверие для этого никогда не приходит в первую же встречу. Бывает, что клиенты приходят на волне доверия, создав в своем представлении образ терапевта, и полюбив его еще до встречи с ним. Но реальность неизбежно этот образ разрушит, и тогда и нужно будет время на то, чтобы выросло доверие”.
Источник: //natakholina.livejournal.com/26676.html