7 фраз, которые разрушают самооценку ребенка

Содержание

Самооценка: 10 запрещённых приёмов, 10 волшебных фраз и 3 заповеди для хорошей самооценки. Статья. Воспитание ребёнка. Самопознание.ру

7 фраз, которые разрушают самооценку ребенка

Любые слова, которые мы произносим, помимо явного смысла, несут в себе ещё и скрытые послания. Повторяемые из раза в раз с ранних лет, они настолько проникают в сознание ребёнка, что зачастую определяют его дальнейшую жизнь и формируют его самооценку.

Итак, топ 10 запрещённых приёмов, разрушающих самооценку, и 10 волшебных фраз, повышающих чувство самоценности

Запрещённые приёмы:

  1. У всех дети как дети, а ты, как не знаю кто!

(т.е. “Ты чужак среди людей и не заслуживаешь счастья”)

  1. Нельзя злиться на родителей!

(“Только плохие люди испытывают такие эмоции. Ты плохой”)

(“В этом мире твои желания не имеют значения. Хотеть чего-то бессмысленно. Просить — бесполезно”.)

(“Заблокируй свои чувства и никогда их не проявляй”)

  1. Ты же девочка — должна быть аккуратной!

(“Тебя любят только если ты красивая”)

  1. Будешь так себя вести, милиционер заберёт!

(“Будь удобным, или от тебя откажутся”)

  1. Я на тебя все силы положила, а ты!

(“Ты несёшь ответственность за взрослых. Ты виноват в их несчастьях”)

  1. Если не будешь есть, я обижусь!

(“Желания другого, важнее твоих”)

  1. Ты меня в могилу сведёшь!

(“Ты плохой, ты убиваешь маму”)

(“Ничего не делай. Никуда не стремись”)

Волшебные фразы

  1. Я счастлива, что ты именно такой, какой есть!
  2. Твои потребности очень важны для меня!
  3. Ты можешь испытывать все свои чувства!
  4. Я люблю тебя, и когда ты активный, и когда ты спокойный!
  5. Ты имеешь право отделиться, но я буду тебя любить!
  6. Ты имеешь право просить о помощи!
  7. Я люблю тебя, даже когда ты не согласен со мной!
  8. Ты имеешь право пробовать разные манеры поведения!
  9. Ты имеешь право думать о себе!
  10. Моя любовь будет с тобой всегда! Я доверяю тебе!

Три заповеди для хорошей самооценки

С детства мы привыкли к системе оценок. Родители и школа нас дрессируют: убрался дома — “хороший”. Отдыхал — “плохой”.

Дал поиграть свой совочек чужому мальчику — “умница”! Не поделилась куклой — “жадина”! А ведь ребёнок видит себя глазами значимых взрослых, в первую очередь — родителей.

“Я не достаточно хороший, чтобы мама и папа любили меня, — думает он. — Меня любят только когда я весёлый, терпеливый, щедрый. И я неправильный, если злюсь, грущу или ною”.

Что имеем в итоге? Уже взрослого человека с набором убеждений: я не достоин быть любимым и богатым, здоровым и счастливым, ведь я же не такой, я неправильный!

Итак, 3 заповеди для хорошей самооценки:

  1. Ты — это не твоё поведение. Поведение может быть уместным или не уместным, но ты хорош всегда! Ты злишься, вместо ты злой. Тебе страшно, вместо ты трус. Тебе грустно, вместо ты нытик.
  2. Не бывает плохих и хороших эмоций. Эмоции просто есть и всё. И каждая из них нужна. Ведь каждая выполняет жизненно важную функцию, и тот, кто запрещает себе подобные качества и эмоции, утрачивает защитную сторону медали: жадность — защищает от альтруизма и бесплатной работы. Злость — от нарушения границ. Лень — от усталости. Нетерпение — от садящихся на шею.
  3. Ты можешь быть разным и при этом оставаться любимым!

Эти три важных принципа лежат в основе воспитания здорового ребёнка с хорошей самооценкой.

Но самое важное, что должен помнить каждый родитель: вы не можете научить ребёнка тому, чего не умеете сами. А значит, здоровая самооценка взрослого — залог здоровой самооценки вашего ребёнка. Кстати. А вы себя знаете, любите, цените?

Эх, ну и помидоры сейчас в меня полетят! Часто, приходя на консультации, родители ждут, что вот сейчас я и расскажу им, как воспитывать любимое Чадо… Так вот для затравки: зацикленность на детях достигла в России своего апогея! Взрослые больше не имеют значения. Мамы твердят: “Вся жизнь в детях!”… Читать дальше
“Я разбил об асфальт расписные стеклянные детские замки, стала твёрже рука, и изысканней слог, и уверенней шаг. Только что-то не так…””От ненужных побед остаётся усталость, больше в жизни они не несут ничего…”. А. Макаревич.Вы можете себе представить ситуацию, когда ребёнок покакал… Читать дальшеОчень неприятно, когда ноют дети. Раздражает неимоверно. Но когда ноют взрослые — просто ужасно. Да, иногда кажется, что вокруг всё плохо, трудно, не получается, что все и вся против Вас. Но всё равно ужасно, когда ноют взрослые.Давайте честно признаемся, что все люди ноют. Увы, это правда. Мне было… Читать дальше
Дорогая, мама!Я никогда не писала тебе писем. Нам ни разу не пришлось поговорить по душам. А мне так много хотелось тебе сказать.Дорогая, мама, теперь, когда тебя нет в живых, я пишу тебе письмо. Я тебя очень люблю. Вспоминаю в детстве, когда я уходила спать, ты сидела за кухонным столом и проверяла… Читать дальшеМы, люди, привыкли измерять жизнь противоположными категориями. Нам так проще в ней ориентироваться. Только зрелая личность понимает, что любое противопоставление условно, что жизнь не делится на чёрное и белое, на плохое и хорошее. Психологически зрелый человек не впадает в крайности, имея на события… Читать дальше

Источник: //samopoznanie.ru/articles/samoocenka_10_zapreschjonnyh_prijomov_10_volshebnyh_fraz_i_3/

7 обычных фраз, которые разрушают психическое состояние ребенка

7 фраз, которые разрушают самооценку ребенка

Из-за стрессовых ситуаций, что ежедневно присутствуют в жизни каждого человека, накопленной усталости и неурядиц на работе всё чаще случаются срывы на детях.

В таких ситуациях взрослый человек неспособен себя полностью контролировать и в порыве гнева способен сказать ребёнку очень неприятные и обидные слова.

Хотя родитель так и не думает на самом деле, но получается, что во время злости ребёнок попадается под «горячую руку».

По сути, дети из-за своей беззащитности не могут защититься от таких эмоций, и именно они становятся наиболее удобной целью выпустить пар.

Последствиями таких срывов родителей для психического состояния ребёнка могут быть куда хуже, чем может казаться. Пример фраз, которые ни в коем случае нельзя говорить ребёнку, особенно в младшем возрасте. Это может пагубно повлиять на дальнейшую его жизнь.

Не нужно плакать, ведь в этом нет ничего страшного

Как и взрослые, дети также ежедневно испытывают эмоции и не всегда они бывают положительными. Поэтому не думайте, что у детей нет ни печалей, ни разочарований, ни страхов.

Различие между эмоциями детей и взрослых лишь в их выражении. Не все дети умеют выразить чувство словами, особенно дети младшего возраста, поэтому они их выражают плачем. Поэтому, если ваш ребёнок плачет, то обязательно поговорите с ним и разберитесь, чем он был вызван.

Не стоит преуменьшать страх или обиду, а может даже и ушиб, который недавно произошёл. Ведь для него это важно. Помогите и научите ребёнка адекватно реагировать на них и с лёгкостью преодолевать их.

Нужно быть похожим на старшего брата

Каждый ребёнок – это индивидуальная личность. Поэтому сравнивать между собой детей не принесёт пользу, а только усугубит напряжённую обстановку в семье. Между ребятами начнётся соперничество, чтобы завоевать внимание родителей. Это может привести к выяснениям кого родители больше любят.

Соответственно, подобные разбирательства возможно станут поводом долголетнего недружелюбия. Думаю, ни одни родители не желают, чтобы их детки были в соре. Не сравнивайте своих деток, ведь каждый ребёнок – это личность, которую нужно любить и уважать. А родительской любви должно хватать для всех поровну.

У тебя ничего не выходит сделать правильно

Представьте, что такие слова прозвучали в ваш адрес. А что может чувствовать от таких слов маленький ребёнок? Думаю, страшно даже подумать, твои мама и папа тебя называют «неумёхой», хотя они были произнесены и на эмоциях.

Убеждена, что такая фраза отложится в памяти на долгие годы. Не сердитесь, если ваше чадо сделало что-то неправильно, а покажите и научите как нужно поступить правильно. Ведь ваш ребёнок важнее любой вещицы.

Не хочу из-за тебя краснеть

Бывает, что ребёнок пытается всеми возможными способами привлечь к себе внимание. И, зачастую, это происходит вне дома. Он начинает плакать, капризничать или громко кричать. Нужно постараться не давать воли эмоциям и не показывать на людях смущения или раздражённости.

По приходу домой устройте малышу шоу с его участием, де он окажется в центре внимания. Есть вероятность, что ребёнок получит необходимое ему внимание и перестанет так себя вести, а возможно, он раскроет свои таланты. Устраивайте вечера спектакля, где главным героем будет ваше чадо, ведь это не только весело, но и очень полезно.

Почему ты такой глупый (уродливый, толстый )

Для детей первый источником информации являются их главные люди в жизни — родители. Они беспрекословно верят всему, что они им говорят. Поэтому высказывания в свой адрес они воспринимают близко к сердцу. А негативные слова вредят самооценке вашего чада. Будьте ответственны за своего ребёнка.

И если он плохо успевает по школьной программе или имеет лишний вес – это только ваша вина. Вы вовремя не обратили внимания на питание или не заинтересовали к учёбе, а также не направили ребёнка в нужное русло. Поэтому обижать его ещё больше нет смысла, нужно искать выход из сложившейся ситуации.

Зачем я вообще тебя родила

Нет более ранимых слов, чем услышать от родителей, что он является нежеланным ребёнком. Какими ни были ваши проблемы, и как бы ни огорчил вас ребёнок, нужно просто забыть эту фразу и ни в коем случае не произносить в присутствии ребёнка.

Как бы то ни было, а решение родить ребёнка приняли именно вы и вам нести за него ответственность. Поэтому он должен ощущать, что является нужный и желанный. А все сомнения по поводу этого вопроса должны были остаться в прошлом, ещё во время принятия решения его родить.

Дети должны ощущать свою необходимость для своих родителей. Иначе такие слова могут привести к побегам ребёнка с дома.

Ты меня достал, я тебя больше не люблю

Бывают такие ситуации, когда ребёнок не слушается, родитель несколько раз пытается объяснить ему, что он поступает неправильно. В ответ, разозлившись, ребёнок говорит, что больше вас не любит. Обычно, в такой ситуации хочется также ответить ребёнку на обидные слова. Но так делать не нужно, это пагубно скажется на психике ребёнка. Он будет испытывать страх и ненужность.

Как же поступить в такой ситуации? Правильным действием для ребёнка будет попытаться ещё раз объяснить ему, в чём он поступает неправильно. И ещё объяснить, что злость его необоснованная, ведь вы не желаете для него зла. А после этого следует сказать, что вы его любите, и будете всегда любить, все зависимости от его настроения.

Это послужит хорошим уроком для него, и он запомнит такие слова надолго. От такого поступка ребёнок сможет больше получить пользу, нежели попросту кричать или обижать его.

Родители должны понимать, что их дети не должны страдать от их усталости или плохого настроения. Поэтому, приходя с работы, сделайте усилие над собой, настройтесь на позитив и следите за своими словами. Нужно заботиться не только о физическом состоянии детей, но и об их чувствах. Здоровые и уравновешенные дети чувствуют заботу и любовь родителей.

Источник: //www.pro100-cvety.ru/7-razrushayushhih-fraz/

7 способов разрушить самооценку ребёнка, даже не заметив этого

7 фраз, которые разрушают самооценку ребенка
iStockphoto / djedzura

Мы вовсе не собирались ломать самооценку младшему: оно само как-то вышло. Больше так делать не будем. Вместе с психологом Анастасией Лындиной мы рассказываем об опасных ситуациях, которые в домашних условиях лучше не повторять, как бы ни случилось беды.

Читайте оригинальный текст на сайте mel.fm

Родители всегда хотят детям самого лучшего. Например, вырастить их скромными, уберечь от разочарований и подготовить к встрече с хулиганами, которые всех обзывают жиртрестами.

Поэтому мы на всякий случай говорим маленькому недотёпе, что у него неуклюжая голова и забывчивая походка. К сожалению, в этот момент у ребёнка вместе с настроением портится самооценка. А ведь это полезная в жизни вещь.

Высокая самооценка заметно влияет даже на способность школьника к учёбе. Вдобавок человек, не страдающий комплексом неполноценности, всегда найдётся с изящным ответом хулиганам из-за угла.

Даже если он не вспомнит ласковые слова, которыми его называет дома бабушка, он сможет крикнуть: «Сам дурак!» и убежать. А вот низкая самооценка грозит всем синяками и общим разочарованием от происходящего в мире. Вот как нам удаётся всё испортить:

1. Мы ненароком сообщаем, что ребёнок для нас недостаточно хорош

Уж сколько раз твердили миру, что давать исчерпывающие характеристики ребёнку только на основании того, что он разлил чай — верная дорога к низкой самооценке. Но всё равно это распространённый ход.

Одна неловкая шутка с черепашкой из аквариума и фейерверком — и всё, у нас растёт «вот балда», «бестолочь», «со стыда провалиться».

Мы с лёгкостью навешиваем ярлыки («Вечно ты все ломаешь!»), сравниваем с другими («Ленин в твоём возрасте не бросался огрызками») и ещё показываем конфигурацией бровей, что ребёнок нас не вполне устраивает.

iStockphoto / Mukhina1

2. Мы не доверяем детям

«Ну-ка дай я! Отойди, дай папа сделает! У тебя не получится хорошо наточить фломастер!» — губительная фраза для дошкольника.

Ребята этого возраста формируют чувство собственного достоинства двумя способами: во-первых, улавливают, что их близкие думают о них, во-вторых, изучают то, что они могут делать сами без поддержки нервных родных.

Бегая по детской площадке и подстраховывая на каждом углу шестилетку, мама выбивает у него почву из-под ног. Логично, если ребёнок решит, что сам он вообще ничего не может и не умеет, «раз мама так волнуется, когда я балансирую на поребрике».

Убрать из дома все розетки, заклеить скотчем ножницы, выбросить спицы, срезать острые углы у мебели и изображать испуг, когда ребёнок играет с деревянным шариком (может синяк получить) — любимые штуки тревожных родителей. Но нужно знать, чем больше у детей возможности проявлять себя и полагаться на себя, тем больше у них уверенности в себе.

iStockphoto / Radist

3. Мы ставим слишком сложные задачи

«А ну-ка Петька, давай, покажи нам с дедушкой, что ты там в музыкалке учил! Вот этот вальс можешь? Ту-тутуту? Нет? Ты же целую неделю уже туда ходишь.

А сальто назад можешь? Тоже нет? А вот такой фокус с картами знаешь? Ну ты, брат, даёшь! Садись тогда поучись, я вот задачник раздобыл для поступающих на физтех».

Дальше можно вообще ничего не говорить, потому что дети в таких случаях делают однозначные выводы.

Даже заботливая мама, которая села помочь человеку с уроками, рискует своими объяснениями загнать в такой угол, из которого можно уйти только в глухую оборону: «Я не знаю, я не могу, я не хочу». В критические моменты вспоминайте о возрасте ребёнка, и идея с обучением преферансу отпадёт сама собой.

iStockphoto / Highwaystarz-Photography

4. Мы создаём ситуации неконтролируемого стресса

Стресс — это реакция на новизну, а неконтролируемый стресс возникает у человека, когда к воздействию невозможно приспособиться, его невозможно предсказать или от него невозможно избавиться. Достаточно одного из этих условий, чтобы человек оказался в ситуации неконтролируемого стресса.

Об этом хорошо написано в книге биолога Дмитрия Жукова «Стой, кто ведёт?».

Человек, который долгое время оказывается в такой дурацкой ситуации, скорее всего, будет страдать от выученной беспомощности — состояния, когда ты отчаялся, решил, что от тебя ничего не зависит, и уже ни на что не претендуешь.

Неконтролируемый стресс вполне осознанно используют для дрессировки животных, а в фашистских лагерях его применяли для подавления воли заключённых. Это эффективное средство, чтобы повысить управляемость коллектива. Армейские перекрашивания газонов и внезапная пара по физике «за то, что вертелся» из этой серии.

Чем непонятнее выходка начальства, тем послушнее подопечный. Родители тоже могут развить выученную беспомощность, причём совсем невинными методами. Мама ни в какую не соглашается купить тебе собачку, а когда ты лишился всякой надежды — вуаля! — сюрприз.

Мы не видим в этой ситуации ничего плохого, но она необъяснима для ребёнка, и он никак не может ни повлиять на неё, ни предсказать её.

«Малыш, на выборы-то можно не ходить — бесполезно. И скорее всего, на нашу планету упадёт метеорит… Ты, кстати, видел, кто победил на выборах? Хорошо бы метеорит не задерживался, ” — в общем, не стоит.

iStockphoto / princigalli

5. Мы слишком давим

К выученной беспомощности приводит ещё и постоянное социальное давление. В книге Жукова описываются эксперименты с крысами: две крысы, встретившись, дерутся. Но уже спустя несколько часов, все биохимические показатели у проигравшего бойца возвращаются к норме.

Но если несчастная крыса всё время вынуждена проигрывать, со временем она станет депрессивной и беспомощной, станет затаиваться при виде любой тени, шарахаться от учебников и соревнований по гребле. В общем, у неё будет лицо прямо как у мальчика с картины «Опять двойка».

Чтобы на путь бедной крысы не стал ребёнок, ему необходимо оказываться в ситуации успеха и хоть изредка побеждать младшую сестрёнку-грудничка в шахматы.

Фрагмент картины Фёдора Решетникова “Опять двойка”

6. Мы не замечаем их успехи

Разумеется, двойки и рваная дыра на штанине заметнее, чем блистательное достижение ребёнка — победил лягушку в длине прыжка. Но когда мы игнорируем всё то хорошее, что человек сделал за день, и сосредотачиваемся на излюбленных моментах с порванной книжицей, самооценка ребёнка сразу опускается на несколько градусов.

iStockphoto / DmitriMaruta

7. Мы слишком боимся испортить им самооценку

Родители, которые знают, что сказанная впопыхах фраза может сгубить всю детскую самость, впадают в другую крайность: не дают младшему развить чувство ответственности за свои действия.

Ну подумаешь, продал папин ключ от машины через интернет — не ругать же человека. Ругать, может, и не надо, но показать, что его поступки влияют на мир — необходимо. Папа теперь будет забирать его из школы не на немецком седане, а на велорикше.

«Такова жизнь, сынок. Видишь, как много ты можешь изменить в семейном укладе!»

Заодно объясните, что хорошие поступки влияют на вселенную не меньше, а плохие никогда не поздно начать исправлять.

Источник: //zen.yandex.ru/media/id/5a6886ac865165debe7d58e2/5d3817d99ca2141873fa5837

7 фраз, которые разрушающе действуют на психику вашего ребенка

7 фраз, которые разрушают самооценку ребенка

Гнев, усталость и разочарование, которые накапливаются из-за ежедневных проблем, могут заставить вас говорить то, чего вы на самом деле не имеете в виду. И очень часто из-за усталости родителей, их проблем или злости страдают именно дети. Ведь они беззащитны и доверяют вам.

А значит, становятся удобными мишенями, если вам нужно выпустить пар и успокоиться. Однако вы не можете контролировать последствия всех тех слов, которые говорите ребенку в таком состоянии, и они могут быть совсем не такими, какие вы ожидаете. Вот список худших вещей, которые нельзя говорить ребенку, вне зависимости от его возраста.

Но особенно пагубно это влияет на маленьких детей.

1. Не плачь, это не имеет большого значения

Они же просто дети, верно? Значит, не имеют никаких проблем, забот, печалей, разочарований и страхов. Как взрослые, мы часто делаем ошибку, думая, что так оно и есть. Дети так же, как и взрослые (если не больше) испытывают эмоции.

Разница в том, что они не могут полностью выразить их или же самостоятельно успокоиться, как это могут сделать взрослые люди. Разве это не намного хуже? Поэтому никогда не приуменьшайте страхи, сомнения, конфликты или даже царапины, которые случаются в жизни вашего ребенка.

Помогите ему научиться правильно на них реагировать и преодолевать.

2. Как бы я хотела, чтобы ты был больше похож на брата

Мы ничего не выигрываем, сравнивая наших детей. Но это может вызвать возмущение среди членов семьи. Да и между ребятами непременно начнется соперничество. А так недалеко и до выяснения отношений, кого родители любят больше.

Иногда сказанное родителями в гневе слово становится причиной многолетней вражды между детьми. Хотите ли вы такого будущего для собственных детей? Уверена, что нет. Поэтому убедитесь, что вы не прибегаете к сравнениям.

Каждый из детей уникален и особенный по-своему.

3. Ты никогда ничего не можешь сделать правильно

Никто не хочет слышать этого. Представьте себе, что чувствует ваша маленькая дочь, когда вы говорите ей подобные слова. Какое это ужасное чувство, когда родители считают, что ты ничего не умеешь.

И даже если это не так, и вы сказали это в сердцах, будьте уверены, что ребенок это запомнит надолго. Если малышка сделала что-то не так, сломала игрушку или испортила торт, сделайте глубокий вздох и спросите себя, что является более важным.

Ответ всегда один: дети намного важнее, чем что бы то ни было.

4. Ты заставляешь меня краснеть

Если ваш ребенок очень часто старается привлечь внимание окружающих, начинает кричать, прыгать, петь или просто капризничать, возможно, ему просто нужно больше внимания.

Никогда не выражайте свое смущение – ни перед друзьями, знакомыми или чужими людьми, ни даже в частном порядке. Почему бы не запланировать такое шоу дома, где малыш почувствует себя звездой. Вполне возможно, ваш ребенок обнаружит в себе художественные таланты.

К тому же есть еще один плюс. Это хороший способ провести время всем вместе, в семейном кругу.

5. Ты очень толстый/уродливый/глупый

Наши дети верят во все, что мы им говорим. Родители являются для них самым надежным источником информации, а также главными людьми, которые их любят. И такие отрицательные высказывания могут только повредить самооценку ваших детей.

Даже если ваш ребенок имеет лишний вес или не является первым учеником в школе, ответственность за это, прежде всего, лежит на вас. Значит, вы не смогли научить малыша правильно питаться и не слишком-то следили за его успехами в школе, а возможно, и вовсе забывали проконтролировать, делает ли он домашние задания.

Поэтому сейчас вам нужно сосредоточиться на сильных сторонах своего чада и не заострять его внимание на собственном несовершенстве. Хотя, несомненно, вы должны исправить упущенное.

6. Я жалею, что тебя родила

Я не могу назвать ничего хуже, что может услышать ребенок от своих родителей. Никогда и ни при каких ситуациях не говорите этого своему ребенку. Даже в шутку. Как ни печально это осознавать, но не все дети рождаются в любящих семьях.

И не для всех родителей их ребенок является желанным. Но как бы там ни было, в период беременности вы приняли решение его оставить. Ребенок никогда не должен узнать о том, были ли у вас какие-то сомнения на этот счет.

Дети хотят знать, что они желанны, и их любят, вне зависимости от ошибок, которые они делают.

7. С меня достаточно. Я тебя не люблю

Иногда, даже не осознавая этого, мы начинаем шутить таким образом со своими детьми. К примеру, ваша трехлетняя дочь расстроена, потому что вы не позволяете ей съесть вторую порцию мороженого после обеда.

Вы пытаетесь объяснить ей несколько раз, что мороженое в больших количествах для нее вредно, и поэтому она не сможет получить то, что хочет. Однако малышка не реагирует на такие слова. Она злится, плачет и говорит, что не любит вас.

В такой ситуации вам может показаться, что проще всего сказать то же самое в ответ. Но правда в том, что это только навредит вашей дочери, так как вызовет у нее подсознательный страх.

Но какая реакция будет правильной? Вы должны объяснить ей еще раз, почему она не может получить дополнительную порцию десерта, а после этого напомнить ей, что вы всегда будете любить ее, даже если она злится на вас. Из этого урока она сможет понять гораздо больше, чем вы можете себе представить.

Если вы, в первую очередь, будете думать о чувствах и благосостоянии ваших детей и сделаете небольшое усилие над собой, то сможете избежать этих вредных фраз. А ваши детки при этом будут чувствовать себя любимыми и защищенными от всего, что может с ними случиться.

Источник: //FB.ru/post/babies/2015/11/20/2868

7 способов разрушить самооценку ребёнка. И даже не заметить это

7 фраз, которые разрушают самооценку ребенка

Мы вовсе не собирались ломать самооценку младшему: оно само как-то вышло. Больше так делать не будем. Вместе с психологом Анастасией Лындиной мы рассказываем об опасных ситуациях, которые в домашних условиях лучше не повторять, как бы не случилось беды.

Родители всегда хотят детям самого лучшего. Например, вырастить их скромными, уберечь от разочарований и подготовить к встрече с хулиганами, которые всех обзывают жиртрестами.

Поэтому мы на всякий случай говорим маленькому недотёпе, что у него неуклюжая голова и забывчивая походка. К сожалению, в этот момент у ребёнка вместе с настроением портится самооценка. А ведь это полезная в жизни вещь.

Высокая самооценка заметно влияет даже на способность школьника к учёбе. Вдобавок человек, не страдающий комплексом неполноценности, всегда найдётся с изящным ответом хулиганам из-за угла.

Даже если он не вспомнит ласковые слова, которыми его называет дома бабушка, он сможет крикнуть: «Сам дурак!» и убежать. А вот низкая самооценка грозит всем синяками и общим разочарованием от происходящего в мире. Вот как нам удаётся всё испортить.

Уж сколько раз твердили миру, что давать исчерпывающие характеристики ребёнку только на основании того, что он разлил чай — верная дорога к низкой самооценке. Но всё равно это распространённый ход.

Одна неловкая шутка с черепашкой из аквариума и фейерверком — и всё, у нас растёт «вот балда», «бестолочь», «со стыда провалиться».

Мы с лёгкостью навешиваем ярлыки («Вечно ты все ломаешь!»), сравниваем с другими («Ленин в твоём возрасте не бросался огрызками») и ещё показываем конфигурацией бровей, что ребёнок нас не вполне устраивает.

2. Мы не доверяем детям

«Ну-ка дай я! Отойди, дай папа сделает! У тебя не получится хорошо наточить фломастер!» — губительная фраза для дошкольника. Ребята этого возраста формируют чувство собственного достоинства двумя способами: во-первых, улавливают, что их близкие думают о них, во-вторых, изучают то, что они могут делать сами без поддержки нервных родных.

Бегая по детской площадке и подстраховывая на каждом углу шестилетку, мама выбивает у него почву из-под ног

Логично, если ребёнок решит, что сам он вообще ничего не может и не умеет, «раз мама так волнуется, когда я балансирую на поребрике».

Убрать из дома все розетки, заклеить скотчем ножницы, выбросить спицы, срезать острые углы у мебели и изображать испуг, когда ребёнок играет с деревянным шариком (может синяк получить) — любимые штуки тревожных родителей.

Но нужно знать, чем больше у детей возможности проявлять себя и полагаться на себя, тем больше у них уверенности в себе.

3. Мы ставим слишком сложные задачи

«А ну-ка Петька, давай, покажи нам с дедушкой, что ты там в музыкалке учил! Вот этот вальс можешь? Ту-тутуту? Нет? Ты же целую неделю уже туда ходишь.

А сальто назад можешь? Тоже нет? А вот такой фокус с картами знаешь? Ну ты, брат, даёшь! Садись тогда поучись, я вот задачник раздобыл для поступающих на физтех».

Дальше можно вообще ничего не говорить, потому что дети в таких случаях делают однозначные выводы.

Даже заботливая мама, которая села помочь человеку с уроками, рискует своими объяснениями загнать в такой угол, из которого можно уйти только в глухую оборону: «Я не знаю, я не могу, я не хочу». В критические моменты вспоминайте о возрасте ребёнка, и идея с обучением преферансу отпадёт сама собой.

Стресс — это реакция на новизну, а неконтролируемый стресс возникает у человека, когда к воздействию невозможно приспособиться, его невозможно предсказать или от него невозможно избавиться. Достаточно одного из этих условий, чтобы человек оказался в ситуации неконтролируемого стресса.

Об этом хорошо написано в книге биолога Дмитрия Жукова «Стой, кто ведёт?».

Человек, который долгое время оказывается в такой дурацкой ситуации, скорее всего, будет страдать от выученной беспомощности — состояния, когда ты отчаялся, решил, что от тебя ничего не зависит, и уже ни на что не претендуешь.

Неконтролируемый стресс вполне осознанно используют для дрессировки животных, а в фашистских лагерях его применяли для подавления воли заключённых

Это эффективное средство, чтобы повысить управляемость коллектива. Армейские перекрашивания газонов и внезапная пара по физике «за то, что вертелся» из этой серии. Чем непонятнее выходка начальства, тем послушнее подопечный.

Родители тоже могут развить выученную беспомощность, причём совсем невинными методами. Мама ни в какую не соглашается купить тебе собачку, а когда ты лишился всякой надежды — вуаля! — сюрприз.

Мы не видим в этой ситуации ничего плохого, но она необъяснима для ребёнка, и он никак не может ни повлиять на неё, ни предсказать её.

«Малыш, на выборы-то можно не ходить — бесполезно. И скорее всего, на нашу планету упадёт метеорит… Ты, кстати, видел, кто победил на выборах? Хорошо бы метеорит не задерживался, » — в общем, не стоит.

5. Мы слишком давим

К выученной беспомощности приводит ещё и постоянное социальное давление. В книге Жукова описываются эксперименты с крысами: две крысы, встретившись, дерутся. Но уже спустя несколько часов, все биохимические показатели у проигравшего бойца возвращаются к норме.

Но если несчастная крыса всё время вынуждена проигрывать, со временем она станет депрессивной и беспомощной, станет затаиваться при виде любой тени, шарахаться от учебников и соревнований по гребле. В общем, у неё будет лицо прямо как у мальчика с картины «Опять двойка».

Чтобы на путь бедной крысы не стал ребёнок, ему необходимо оказываться в ситуации успеха и хоть изредка побеждать младшую сестрёнку-грудничка в шахматы.

6. Мы не замечаем их успехи

Разумеется, двойки и рваная дыра на штанине заметнее, чем блистательное достижение ребёнка — победил лягушку в длине прыжка. Но когда мы игнорируем всё то хорошее, что человек сделал за день, и сосредотачиваемся на излюбленных моментах с порванной книжицей, самооценка ребёнка сразу опускается на несколько градусов.

7. Мы слишком боимся испортить им самооценку

Родители, которые знают, что сказанная впопыхах фраза может сгубить всю детскую самость, впадают в другую крайность: не дают младшему развить чувство ответственности за свои действия.

Ну подумаешь, продал папин ключ от машины через интернет — не ругать же человека. Ругать, может, и не надо, но показать, что его поступки влияют на мир — необходимо. Папа теперь будет забирать его из школы не на немецком седане, а на велорикше.

«Такова жизнь, сынок. Видишь, как много ты можешь изменить в семейном укладе!»

Заодно объясните, что хорошие поступки влияют на вселенную не меньше, а плохие оценки никогда не поздно начать исправлять.

Источник

Источник: //zdorovye-lyudi.ru/7-sposobov-razrushit-samootsenku-rebyonka-dazhe-ne-zametit-eto

7 способов разрушить самооценку ребёнка. И даже не заметить это

7 фраз, которые разрушают самооценку ребенка

Мы вовсе не собирались ломать самооценку младшему: оно само как-то вышло. Больше так делать не будем. Вместе с психологом Анастасией Лындиной мы рассказываем об опасных ситуациях, которые в домашних условиях лучше не повторять, как бы не случилось беды.

Родители всегда хотят детям самого лучшего. Например, вырастить их скромными, уберечь от разочарований и подготовить к встрече с хулиганами, которые всех обзывают жиртрестами.

Поэтому мы на всякий случай говорим маленькому недотёпе, что у него неуклюжая голова и забывчивая походка. К сожалению, в этот момент у ребёнка вместе с настроением портится самооценка. А ведь это полезная в жизни вещь.

Высокая самооценка заметно влияет даже на способность школьника к учёбе. Вдобавок человек, не страдающий комплексом неполноценности, всегда найдётся с изящным ответом хулиганам из-за угла.

Даже если он не вспомнит ласковые слова, которыми его называет дома бабушка, он сможет крикнуть: «Сам дурак!» и убежать. А вот низкая самооценка грозит всем синяками и общим разочарованием от происходящего в мире. Вот как нам удаётся всё испортить.

1. Мы ненароком сообщаем, что ребёнок для нас недостаточно хорош

Уж сколько раз твердили миру, что давать исчерпывающие характеристики ребёнку только на основании того, что он разлил чай — верная дорога к низкой самооценке. Но всё равно это распространённый ход.

Одна неловкая шутка с черепашкой из аквариума и фейерверком — и всё, у нас растёт «вот балда», «бестолочь», «со стыда провалиться».

Мы с лёгкостью навешиваем ярлыки («Вечно ты все ломаешь!»), сравниваем с другими («Ленин в твоём возрасте не бросался огрызками») и ещё показываем конфигурацией бровей, что ребёнок нас не вполне устраивает.

4. Мы создаём ситуации неконтролируемого стресса

Стресс — это реакция на новизну, а неконтролируемый стресс возникает у человека, когда к воздействию невозможно приспособиться, его невозможно предсказать или от него невозможно избавиться. Достаточно одного из этих условий, чтобы человек оказался в ситуации неконтролируемого стресса.

Об этом хорошо написано в книге биолога Дмитрия Жукова «Стой, кто ведёт?».

Человек, который долгое время оказывается в такой дурацкой ситуации, скорее всего, будет страдать от выученной беспомощности — состояния, когда ты отчаялся, решил, что от тебя ничего не зависит, и уже ни на что не претендуешь.

Неконтролируемый стресс вполне осознанно используют для дрессировки животных, а в фашистских лагерях его применяли для подавления воли заключённых

Это эффективное средство, чтобы повысить управляемость коллектива. Армейские перекрашивания газонов и внезапная пара по физике «за то, что вертелся» из этой серии. Чем непонятнее выходка начальства, тем послушнее подопечный.

Родители тоже могут развить выученную беспомощность, причём совсем невинными методами. Мама ни в какую не соглашается купить тебе собачку, а когда ты лишился всякой надежды — вуаля! — сюрприз.

Мы не видим в этой ситуации ничего плохого, но она необъяснима для ребёнка, и он никак не может ни повлиять на неё, ни предсказать её.

«Малыш, на выборы-то можно не ходить — бесполезно. И скорее всего, на нашу планету упадёт метеорит… Ты, кстати, видел, кто победил на выборах? Хорошо бы метеорит не задерживался, » — в общем, не стоит.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.