< Агрессия психология - Психолог

Агрессия психология

Содержание

Здоровая агрессивность – психология

Агрессия психология

Понятие «здоровая агрессивность», одно из наиболее разработанных в Гештальте, было описано Перлзом в его первой книге1. Он различает параноидную агрессивность, направленную на уничтожение врага, и биологическую агрессивность, необходимую для сохранения вида (ad gressere в переводе с латинского означает «идти, приближаться к чему-либо или кому-либо»).

Значение здоровой агрессивности иногда понимается неверно. В обыденных представлениях данное понятие часто ассоциируется с ненавистью, разрушением, войной. В гештальт-терапии, напротив, оно обозначает вовлеченную встречу, «полный контакт» между средой и самим собой.

Перлз придает большое значение «инстинкту голода». Используя хорошо знакомую метафору яблока, он разъясняет: чтобы себя накормить, мы должны сначала с помощью наших резцов откусить кусочек яблока, а затем пережевать его коренными зубами. Эти две операции необходимы для хорошей ассимиляции, защищающей от интроекции.

Перлз различает общую интроекцию (младенец, который пьет молоко), частичную интроекцию (кусание) и ассимиляцию (жевание). Для обеспечения роста нашего организма требуется разрушение (например, пищи на мелкие кусочки). Мы нуждаемся в агрессии, чтобы прогрессировать. Биологическая агрессивность — это жизненный импульс.

В терапии часто необходимо осуществлять работу по «отрыгиванию» интроектов, которые мы «проглотили целиком» в ходе нашего воспитания. Мы нуждаемся в «повторном пережевывании» того, что нам кажется полезным, чтобы интегрировать это в нашу личность, и «отбрасывании» того, что нас больше не устраивает.

Пьера в детстве воспитывали в большой строгости. Его отправили в пансион, который содержали монахи. Пьера подавляли обстановка, в которой он воспитывался, и религиозные ценности, которые он плохо понимал.

Он рос в атмосфере запретов, навязанных вероучением, и постоянно переживал состояние фрустрации. На терапии Пьер демонстрировал робость, интровертированность и страдал от внезапных фобий.

Он расходовал всю свою энергию на воспоминания о своих детских фрустрациях и обидах.

Во время групповой работы одного из участников, который рассказывал о школьных неудачах, у Пьера пробудился внезапный гнев на «садистов», которые исковеркали его юность. В течение нескольких терапевтических сессий он мог только выражать свою враждебность, иногда очень эмоционально.

Однажды Пьер осмелился порвать большой лист бумаги, символизирующий одного из его воспитателей, на мелкие кусочки. Он оскорблял эти обрывки, которые продолжали «пачкать» палас и прилипать к его ногам. И, наконец, он нашел свое решение. Пьер достал из стенного шкафа пылесос и, громко смеясь, избавился от обрывков бумаги.

Вдруг он остановился и бережно отложил несколько кусочков, говоря: «На этой каторге у меня были хорошие друзья, и они научили меня солидарности».

Позволив проявиться своей здоровой агрессивности, Пьер смог принять ответственность за себя, отделяя то, что ему подходит, от того, что он отвергает. Через некоторое время он признался, что хотя и считает важным процесс «отторжения воспитательной дрессировки», но тем не менее в терапии ценит возможность получать удовольствие от исследования и обучения новому.

Источник:

Агрессивное поведение

Слово «агрессия» имеет латинские корни («нападение»). Как свидетельствует статистика, дети и взрослые с каждым годом становятся всё более агрессивными.

Это связано в основном с увеличивающимся ритмом жизни, психологическими нагрузками и плохим графиком сна и отдыха.

Агрессивное поведение может возникать как из-за особенностей характера и воспитания человека, так и по причине психических заболеваний.

Агрессивное поведение — деструктивные поступки и высказывания, которые приводят к психологическому и физическому ущербу того лица или группы лиц, на которое оно направлено.

Беспричинная агрессия может говорить о том, что в организме нарушен гормональный баланс, в части случаев это проявление болезни Альцгеймера. Причин может быть масса, потому нужно обследование квалифицированными специалистами.

Чем раньше будет проведена диагностика, тем более высокий шанс на устранение причин без последствий для самого человека и для окружающих, в том числе для самых близких.

Причины

Психические и психологические причины агрессивного поведения у взрослых и подростков:

  • употребление снотворных лекарств
  • злоупотребление препаратами из группы антидепрессантов
  • проблемы на работе
  • неполадки в личной жизни
  • отсутствие отдыха при интенсивной рабочей загруженности

Мотивы агрессии могут быть такие:

  • враждебные (гнев, ненависть, ярость, эмоциональный срыв)
  • патологические (это следствия психических нарушений: галлюцинации, бред, психозы)
  • авторитарные (связанные со стремлением к власти, человек стремится быть выше окружающих, контролировать их и подчинять)
  • гедонистические (агрессия приносит человеку удовлетворение: моральное или физическое)
  • психической саморегуляции (агрессия помогает человеку обрести психологический комфорт и внутреннюю гармонию)
  • отрицания (агрессивное поведение в таких случаях — способ нарушения существующих правил, норм, законов)

Отдельно некоторые исследователи рассматривают мотивы следования, приобретения и достижения, защитные мотивы агрессии.

Теории агрессивного поведения

Таких теорий существует множество. Наибольшее распространение получили теории Эриха Фромма, Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца. Агрессию делят на 4 категории:

  • потребность, которая вызвана внешними факторами (этот механизм объясняется фрустрационной теорией)
  • врожденная особенность (объясняется теорией влечения)
  • форма поведения в обществе
  • познавательные и эмоциональные процессы

Агрессия у детей

Статистика свидетельствует, что в последние годы школьники, особенно младших классов, становятся всё более агрессивными. У них появляется агрессивное поведение, направленное как на одноклассников и друзей, так и на учителей и родителей. Среди наиболее актуальных причин называют:

  • пребывание в нестабильном психологическом климате в семье (родители не ладят между собой, проявляют агрессию к своему сыну или дочери)
  • плохое воспитание (когда один день ребенку что-то разрешают, а на второй день немотивированно наотрез отказывают в это же; это вызывает непонимание ребенка и злость)
  • плохая успеваемость в школе
  • ссоры и отсутствие общего языка с одноклассниками
  • предвзятое отношение учителя, воспитателя
  • излишняя требовательность учителя, куратора, родителей

Агрессивное поведение у ребенка 2 лет может быть спровоцировано запретом чего-либо. Когда они не получают желаемого, может начаться истерика или проявления агрессии.

Дети такого возраста еще не понимают, что их поведение имеет определенный результат, который может существенно отражаться на окружающих. Например, они могут толкнуть другого ребенка, не понимая, что тот может удариться головой или даже сломать себе что-либо. Агрессивных детей в возрасте 2 лет лучше не ругать.

Объясните ему, в чем он был не прав, какие последствия несут его поступки. При истерике постарайтесь переключить его внимание на что-либо.

Также агрессия у детей 2 лет может говорить о том, что они испытывают базовые физические потребности, о которых пока не могут сказать (или не могут даже их осознать). Например, ребенок может хотеть пить, кушать, спать, отдыхать.

В три года у ребенка наступает первый возрастной криз. Нельзя проявляться ответную агрессию, нужно действовать спокойными разговорами, объяснениями ситуации. Если это не помогает, нужно обязательно обратиться на консультацию к квалифицированному детскому психологу.

Агрессивное поведение дошкольников может иметь такие возможные причины:

  • биологические
  • наследственные, особенности характера
  • соматические болезни
  • патологии головного мозга

В 7 лет у ребенка наступает еще один криз становления личности. Поступая в первый класс, они сталкиваются с новыми ограничениями. Отсюда может исходить грубость по отношению к родителям, ссоры с друзьями и товарищами, игнорирование просьб и приказов учителя. Если родители в ответ на такое поведение будут кричать на ребенка, наказывать его, это приведет к усугублению криза.

Агрессию у ребенка 7 лет может спровоцировать нездоровый психологический климат в семье, физические наказания за проступки и низкую успеваемость, жестокие компьютерные игры, постоянный просмотр фильмов, где герои проявляют агрессию (в основном это триллеры и боевики), установки воспитания (когда ребенка учат в ответ на агрессию от другого ребенка самому действовать агрессивно, прибегая к физическим методам).

Агрессивное поведение школьников может быть связано с навязыванием ощущения элитности родителями.

Дети из богатых семей требуют к себе повышенного внимания со стороны учителей, почета и даже поклонения со стороны одноклассников. Они чувствуют свою избранность, считают себя «выше других».

Когда окружающие нарушают их иллюзию, не подтверждают имеющиеся установки, у ребенка начинается агрессивное поведение.

Формы агрессивного поведения

Выделяют две формы агрессивного поведения по методу проявления:

  • вербальная (выссказывания)
  • физическая

Вербальной агрессией называют поведение, когда человек, находясь в нормальном психическом здоровье или с патологией, оскорбляет, унижает и угрожает другим словами. Этот вид агрессии, в свою очередь, бывает прямым и косвенным.

Физическая агрессия делится на три подвида:

  • символическая (угрозы и запугивания)
  • косвенная (нанесение материального ущерба)
  • прямая (действия, которые наносят физический вред человеку или группе лиц)

Отдельно рассматривают реальную форму агрессивного поведения. Это нанесение физических травм людям или животным. Любая агрессия всегда противоречит нормам и правилам морали в обществе. Агрессия является в большинстве случаев формой реакции на проблему. Она вызывает фрустрацию, стресс и другие негативные последствия.

Агрессивно-пассивное поведение

Агрессивно-пассивное поведение — реакция на существующую или выдуманную проблему, которая характеризуется попыткой человека не проявлять негатив, недовольство, а скрыть его от окружающих.

К этому поведению относят откладывание важного для своей жизни решения. Агрессивно-пассивные люди рассматривают себя в роли жертв.

Часто у них есть зависимости и страх принимать какие-либо решения, особенно важные.

На пассивно-агрессивное (или агрессивнол-пассивное) поведение могут указывать такие фразы человека:

  • как скажешь; Ok
  • я не злюсь
  • я не знал, что вы имеете в виду сделать это прямо сейчас
  • да иду уже!; ну сейчас!
  • я думал/думала, ты знаешь
  • вы просто хотите, чтобы всё было идеально (когда он не выполняет порученное задание достаточно хорошо и получает замечания)
  • вы хорошо это сделали как для человека с вашим образованием / уровнем интеллекта / опытом работы и пр.
  • ну конечно, я был бы счастлив
  • почему ты так расстроился?
  • я же просто пошутил!

Агрессия мужчин и женщин

Исследователи говорят о том, что к агрессивному поведению больше склонны парни и мужчины, чем девушки и женщины. Мужчины часто жестоко обращаются с животными и детьми.

Это связано с тем, что в мужском организме выше уровень гормона под названием «тестостерон». Чем больше его в организме, тем больше склонен человек к злобе и агрессии.

Мужчины проявляют в основном агрессию физического вида, а женщины ограничиваются вербальной формой агрессивного поведения.

Гендерные различия агрессивного поведения изучали такие исследователи:

  • Бьорквист
  • Лагерспец
  • Харрис
  • Джентри и т. д.

Отличие агрессии двух полов заключается в установках относительно такого поведения. Мужчины в основном мало испытывают чувство вины, имеют низкий уровень тревожности. Женщины, наоборот, думают о том, как среагирует жертва на их поведение, не проявит ли она ответную агрессию, не будет ли слишком подавлена и расстроена и т. п.

Агрессия в понимании мужчин является средством достижения целей. Для женщин агрессивное поведение является способом снять стресс, успокоиться. Это в большинстве случаев кратковременные вспышки гнева. Различия в агрессивном поведении мужчин и женщин обусловлено несколькими причинами. Первая — генетический фактор.

Агрессивные мужчины в древности имели больше шансов на доминирование и размножение. С помощью агрессии они побеждали других претендентов на выбранную женщину.

Ученые Вершур, Кенрик и Садалла, проведя исследования, сделали вывод, что стремление мужчины к доминированию позитивно оценивается женщинами и считается привлекательной особенностью.

Различия в агрессии обоих полов продиктовано также культурным и социальным факторами. Женщины считаются более общественными созданиями, они склонны сопереживать и дружить. А мужчины показывают свою уверенность в себе, склонны демонстрировать силу. Женщины оценивают большинство поступков как пагубные и ведущие за собой тревогу или чувство вины.

Объекты агрессии

Первый тип агрессивного поведения, который стоит рассмотреть, это «рыцарство».

Эксперименты ученых Мукерджи, Колсаваллы, Нанджи и Канекары продемонстрировали, что агрессия, направленная на женщину, особенно исходящая мужчины, считается недопустимой.

Мужчины, которые действовали в этом эксперименте агрессивно, воспринимались женщинами как более аморальные, чем те, кто проявляется агрессию, направленную на мужчин.

Женщины вызывают у мужчин меньшую агрессию, потому что особы мужского пола воспринимают их как неопасные объекты. Исследования показали, что в случае необходимости мести мужчина будет мстить другому мужчине более жестоко, чем женщине.

«Антирыцарство» — вторая форма агрессии мужчины.

Исследователи Томпсон, Ричардсон, Романовски и Голин свидетельствуют, что мужчины проявляют агрессию к женщине чаще всего тогда, когда она вызывает у них специфические страхи.

К данным страхам относят, прежде всего, чувство собственного достоинства мужчин. Когда женщина демонстрирует, что считает их слабыми или немужественными, это вызывает самый большой уровень агрессии.

Источник: //obu4ayka.ru/obshhenie/__trashed-354.html

Психология агрессивного поведения – как рождается агрессивность

Агрессия психология

Агрессия (от латинского «нападение») – активное или пассивное поведение, направленное на причинение физического или морального вреда себе, другому человеку, животному, а также нанесение ущерба или разрушение неодушевленного предмета. Но психология агрессивного поведения намного тоньше, чем может показаться на первый взгляд.

Как рождается агрессивность

Агрессия кажется естественной, ведь она показатель животного начала в человеке. З. Фрейд, в частности, объяснял явление агрессивного поведения бессознательным влечением каждого человека к смерти и разрушению. Но люди не только биологические, а еще и социальные существа, разумные, культурные и цивилизованные.

Почему разума и воли бывает недостаточно, чтобы усмирить порыв агрессии в себе или в другом человеке? Почему чем гуманнее общество и чем больше проповедуются в нем идеи «мира во всем мире», тем больше тратится средств на вооружение и совершенствование армии, вместо улучшения системы образования и здравоохранения?

Логично было бы предположить, что, рождаясь и воспитываясь в культурном обществе, человек должен научиться сдерживать инстинктивную агрессию и переводить ее в конструктивное русло.  Однако, все совсем наоборот! Большинство ученых сходятся во мнении что агрессия – результат социального научения.

Рождаясь невинным и изначально мирным существом, малыш учится действовать агрессивно, глядя на родителей и других людей. Ни один человек от рождения не знает обидных слов, психологически болезненных приемов, действий, причиняющих страдание другим. Этому всему люди учатся.

Уберечь ребенка от обучения агрессии невозможно, ведь она повсюду, увидеть ее не составляет труда, для этого даже не нужно выходить из дома, достаточно включить телевизор.  Совершенно изолировать ребенка от общества невозможно, это означало бы лишить его жизни.

У интеллигентных родителей, подающих пример нравственного поведения, ребенок тоже может вести себя агрессивно. Ведь, даже зная как должно себя вести, проще выбрать путь агрессии, хоть он и примитивнее.

Агрессивное поведение, также так его противоположность – пассивное поведение, легче осуществить, нежели ассертивное (ненасильственное, предполагающее уважение другого человека и себя самого), ведь агрессия не требует приложения значительного умственного туда и времени.

Мотивы агрессивного поведения

Ребенок быстро понимает, что агрессивное поведение позволяет эффективнее и быстрее заполучать желаемое, агрессия помогает манипулировать людьми, заставляет их бояться, уважать, слушаться. Так, уважение среди сверстников можно заслужить, всегда помогая им в трудную минуту, а можно заставить себя уважать (а по факту – бояться), однажды удачно подравшись с кем-то из них.

И у взрослых людей мотивы агрессивного поведения преимущественно остаются такими же: достижение цели или удовлетворение потребностей во власти, престиже, уважении и достижение прочих благах.

Все мотивы агрессивного поведения можно разделить на группы:

  1. Враждебные. Такие мотивы обусловлены негативными чувствами: злостью, ненавистью, завистью, гневом, эмоциональным срывом.
  2. Авторитарные. Суть этих мотивов – жажда власти, стремление доминировать и подчинять.
  3. Гедонистические. Гедонистическая агрессия является средством получения удовольствия.
  4. Психические и психопатологические: переутомление, бессонница, стресс, неврозы, психозы, другие психические отклонения и заболевания.
  5. Защитные. Когда мотивом поведения является самооборона, агрессия выступает как защитный механизм психики и инстинкт самосохранения. Такую агрессию можно назвать «доброй силой». Также доброй называют ту агрессию, которая осуществляется ради защиты другого человека или людей от постороннего агрессора.

Далеко не всегда мотивы агрессивного поведения осознаются. Например, один собеседник задает другому слишком сложный вопрос, предполагая, что может не услышать правильного ответа, но не осознает, что этим унижает его и не признается в своей скрытой враждебности.

Проблема агрессии в обществе

К сожалению, если родители проявляют агрессию по отношению к ребенку, и он начинает действовать также по отношению к окружающим, то эти же, насильственные способы он будет применять по отношению к самому себе, когда вырастет.

Когда внешний родительский контроль трансформируется во внутренний самоконтроль, те приказы, угрозы, оскорбления, которые слышал ребенок, взрослый начинает говорить себе сам, а позже – своим детям. Разорвать этот «порочный круг» очень и очень непросто.

Психологи прогнозируют, что с увеличением количества семей, где наблюдается физическое или психологическое насилие (а таких уже немало), агрессия из аморального явления будет трансформироваться в норму поведения.

Если в ребенка не верили, не замечали способностей и талантов, он вырастет неуверенным в себе взрослым, неуспешным по жизни человеком; если его унижали, появится комплекс неполноценности; если наказывали, применяя грубую физическую силу, с большой долей вероятности, он научится самоуничижению и самобичеванию (причем не только в переносном, но и в прямом смысле слова).

Аутоагрессия (агрессия, направленная на самого себя) не менее опасна, чем та, что направлена вовне. К формам аутоагрессии относят:

  • пищевую зависимость, болезненное переедание или голодание,
  • химическую зависимость (наркомания, токсикомания, алкоголизм),
  • виктимное поведение (поведение «жертвы», склонность стать жертвой),
  • аутическое поведение (замкнутость, изолированность, самоограничения),
  • фанатизм (доведенная до крайности приверженность идеям (религиозным, национальным, политическим, спортивным)),
  • занятие экстремальными видами спорта,
  • самоповреждение (порезы, удары, ожоги и другое),
  • суицид.

Агрессивность как качество личности

Привычка поступать агрессивно формирует в личности особое качество – агрессивность. Агрессия и агрессивность не одно и то же. Агрессия – это действие, агрессивность – это качество личности. Любой человек может повести себя неосознанно агрессивно, но только агрессивный способен намеренно причинять вред или боль другому человеку.

Агрессивность – это готовность к агрессии, а также склонность воспринимать и интерпретировать поступки других людей как враждебные. Предпосылки развития агрессивности кроются в особенностях личности, установках, принципах, мировоззрении, но вызвать ее могут и внешние причины.

Доказано, что такие ситуативные, не зависящие от личности факторы как шум, жара, тестона, загрязненный воздух или его нехватка повышают уровень агрессии. Даже самый добрый человек в переполненном людьми душном транспорте почувствует дискомфорт, раздражение, злость, ярость.

Психология агрессивного поведения такова, что если агрессивная модель поведения хотя бы однажды оказывается эффективной (например, человек добился своей цели путем применения физической силы), она будет закрепляться.

Агрессивных людей обычно наказывают различными способами. Малыша, ударившего другого ребенка, поставят в угол на гречку, а взрослого преступника, убившего человека, заключат в тюрьму.

Все способы наказания направлены на изменение личности, перевоспитание, исправление, но они редко оказываются действенными. Человек, научившийся отвечать ударом на удар, не переучится поступать иначе, какой бы долгий срок наказания ему не был бы назначен, если не будет проведена внутренняя работа над собой.

Одуматься самостоятельно, без посторонней помощи и поддержки, бывает не просто. Сложно заметить свои недостатки, особенно если они помогают выживать, приносят пользу и являются привычными.

Тем не менее, агрессивные люди нуждаются в психологической коррекции личности и поведения.

Как правило, все агрессоры нуждаются в формировании:

  • адекватной самооценки,
  • уверенности в себе,
  • зрелого взгляда на жизнь,
  • новых моделей поведения.

Корни агрессивного поведения могут быть очень глубоки, и одной только психологической коррекции может быть недостаточно. В таком случае необходимо обратиться к психотерапевту. Если же агрессивное поведение обусловлено развитием какого-либо психического заболевания, потребуется помощь психиатра.

Источник: //ourmind.ru/psixologiya-agressivnogo-povedeniya

Агрессия: что это в психологии. Причины, виды, способы борьбы

Агрессия психология

Агрессия – опасная форма поведения. Это огромная, разрушающая сила. По крайней мере так привыкли считать. Однако агрессию можно использовать с пользой для себя и направлять в сторону достижения успеха, преодоления препятствий. Но чаще действительно бывает наоборот: агрессия использует человека.

Что такое агрессия

С агрессией мы сталкиваемся практически на каждом шагу: агрессивные и грубые люди в транспорте или магазине, «стычки» на учебе или работе. Если не сами мы участники ситуаций, то становимся невольными свидетелями.

Зачем люди проявляют агрессию? Они защищают себя. З. Фрейд считал, что человек разрушает все вокруг для того, чтобы не разрушить самого себя. То есть причины агрессии имеют внутренний характер, но обо всем по порядку.

Агрессия – любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия – форма отклоняющегося деструктивного поведения с выраженной эмоциональной окраской. При агрессивном поведении человек мотивирован на причинение вреда (морального или физического) или захват другого человека (людей).

В психологии существует несколько подходов к изучению проблемы агрессии:

  1. В основе агрессии лежат природные, врожденные инстинкты.
  2. Агрессивным поведение становится под влиянием биологических факторов (гормоны и психические расстройства).
  3. Агрессию побуждают внешние мотивы личности (социальные факторы, влияние среды).
  4. Агрессия – результат научения человека посредством чужого и собственного опыта, примера.
  5. Основа агрессии – сложное взаимодействие познавательных процессов (память, внимание, чувства, логика, воображение и другое) и предыдущего опыта человека.

У животных агрессия – защитная реакция. Те же основы отмечаются и в человеческой психологии. Агрессия – признак слабости, неуверенности, беззащитности.

Без обучения, социализации человека агрессия так и остается животным инстинктом. Отчего можно заключить, что она свойственна незрелым, дезадаптивным личностям.

//www.youtube.com/watch?v=Qh3X1eli9lA

Начинается агрессия с раздражения, которое приходит, когда мы чувствуем, что кто-то покусился на нашу безопасность, личное пространство, физическое или ментальное «Я».

Причины агрессии у детей

У детей даже самого раннего возраста существует две формы агрессии: недеструктивная и врожденная деструктивность:

  • Недеструктивная агрессия – форма защитного поведения, направленная на достижение цели, самоутверждение, приобретение опыта.
  • Врожденная деструктивность – злобное и опасное для окружающих поведение. Что интересно, врожденная деструктивность не проявляется сразу после рождения, в отличие от недеструктивной агрессии. Врожденное поведение активируется после сильного стресса или боли.

Основная причина агрессии у детей – пример из окружения. Ни игры, ни фильмы не оказывают такого влияния. Особенно разрушающе влияет насилие над самим ребенком. Те, кто испытал на себе насилие и агрессию, становятся агрессивными в отношении других.

Причины агрессии у подростков и взрослых

К причинам агрессивности у взрослых людей относится:

  • агрессия в семье;
  • характер взаимоотношения со сверстниками.

Научно доказано негативное влияние наказаний на ребенка. Родительские наказания таят следующие опасности:

  • пример агрессии;
  • избегание родителей или оказание им сопротивления;
  • слишком эмоциональное для ребенка наказание со временем останется в памяти как беспричинное;
  • ребенок под страхом наказания может изменить свое поведение, но эти нормы вряд ли станут его внутренними убеждениями.

Вносят свою лепту и социальные факторы:

  • препятствия к удовлетворению потребностей, вызывающие фрустрацию;
  • провокации извне;
  • пропаганда жестокости и насилия в СМИ;
  • повышенное возбуждение и волнения в обществе;
  • чрезмерная эмоциональность человека, мешающая принимать адекватные решения и предугадывать результаты.

Как я уже говорила, по большому счету можно считать, что человек агрессивен по отношению к самому себе. Но иногда такая неудовлетворенность собой выливается на окружающих. Особенно на тех, кто по мнению агрессора виновен в его несостоятельности.

Виды агрессии

Можно выделить 5 видов агрессии:

  • физическая (прямое причинение морального или физического вреда);
  • вербальная (словесная агрессия);
  • экспрессивная (выражение через невербальные средства);
  • косвенная (направленная и ненаправленная агрессия в сторону не истинного объекта раздражения, а более доступного);
  • прямая (воздействие на сам объект раздражения);
  • раздражение (готовность проявить агрессию);
  • негативизм (оппозиция, пассивное сопротивление перед активной борьбой).

Существуют и другие классификации агрессии. Обобщенно их можно представить через описание ключевых свойств агрессии, вокруг которых построены классификации:

  • направленность (на себя, на предмет, на живой объект);
  • наблюдаемость (скрытая или открытая агрессия);
  • мера выраженности (частота, длительность);
  • пространство проявления (дом, улица);
  • характер психических действий (физическая, в мечтах, в словах);
  • по социальной опасности (юридически наказуемые или ненаказуемые агрессивные действия).

Кроме этого, агрессия может быть индивидуальной или коллективной. Ненависть, зависть, обида тоже вариант агрессии.

Также агрессия может быть направлена на внешний мир (гетероагрессия) или на внутренний мир, то есть самого человека (аутоагрессия).

В зависимости от причины появления агрессия бывает реактивной (ответ на раздражение от ссоры, конфликта) и спонтанной (неожиданные выплески в результате психических проблем или накопительного эффекта от терпения).

По направленности агрессия бывает целевой (причинение вреда) или инструментальной (победа в соревнованиях, работа медика).

Психологическая агрессия

Отдельно хочу рассмотреть психологическую агрессию как самый популярный вид. К ней относится:

  • навязывание нам товаров, услуг, чьего-то общества, убеждений;
  • непрошеные советы;
  • перекладывание ответственности;
  • запугивание;
  • формирование зависимости;
  • эмоциональные лишения;
  • клевета;
  • побуждение чувства вины;
  • ущемление чувства собственного достоинства;
  • принуждение;
  • несправедливые требования;
  • назойливые просьбы;
  • оскорбления и хамство.

Иногда истинная цель не осознается даже самим агрессором. И нередко эта цель – самоутверждение, принуждение. Например, манипуляция – та же агрессия с целью оказать влияние, добиться своего.

Формы агрессии

К формам агрессии относится ярость, раздражение, злость, ненависть.

  • Ярость – аффективное состояние, максимально близкое к агрессии. Агрессия без ярости невозможна.
  • Раздражение – слабое проявление агрессии, сигнал о ее потенциале.
  • Злость – более интенсивное, чем раздражение, чувство, но более частное. Предмет злости всегда более четко выражен по природе и содержанию.
  • Ненависть – самое тяжелое проявление агрессии. Чаще является чертой характера, быстрее приобретает хронический характер и укореняется.

Коррекция агрессивного поведения

В психологии существует понятие «социализация агрессии». Это предполагает сознательное подчинение себе агрессии, обретения контроля над ней, выражение агрессии в допустимых и приемлемых в  конкретном обществе формах. На успешность социализации агрессии влияет образец (пример) и подкрепление (похвала, поощрение).

Для коррекции агрессии нужно сознательно относиться к миру и себе, видеть причинно-следственные связи и уметь контролировать ситуации, знать свои возможности. Работать над собой не просто. Но побороть агрессию можно, если действительно этого захотеть.

  1. Обретите контроль над своей жизнью. Если вы будете уверены в себе, будете знать, что результат зависит только от вас, то сможете адекватнее реагировать на трудности.
  2. Определите, почему вы злитесь или раздражаетесь. Какая из ваших потребностей не удовлетворена? Как вы можете решить эту проблему?
  3. Подумайте: почему вы агрессируете? Чего вы этим хотите добиться? Какими еще способами вы можете получить желаемое?
  4. Найдите смысл и цель жизни. У вас должен быть четкий жизненный план, мотивы. Тогда на агрессию просто не останется ни времени, ни сил, ни желания.
  5. Учитесь выражать гнев социально приемлемыми способами.
  6. Освойте техники саморегуляции.
  7. Если не можете сами совладать с агрессией, попросите близких помочь, обратитесь к специалисту.
  8. Не ищите виноватых, не тешьте себя надеждами и ожиданиями. Примите полную ответственность за собственную жизнь.
  9. Прощайте и забывайте обиды.
  10. Практика и еще раз практика. Регулярно повторяйте освоенные техники саморегуляции, проводите рефлексию своего поведения и его результатов, применяйте на практике альтернативные способы достижения цели.
  11. Развитое самопознание и адекватное восприятие мира – ключ к психическому равновесию.

Агрессия оправдана только в том случае, если это единственный способ сохранить свою безопасность. В случае если агрессия – способ получения удовольствия, то речь идет о деструктивном, ненормальном чувстве, от которого нужно избавляться.

О других причинах агрессии и интересных фактах, в том числе дифференциации вопроса по полу, темпераменту, возрасту читайте в статье «24 интересных факта об агрессии».

Источник: //psychologist.tips/1223-agressiya-chto-eto-v-psihologii-prichiny-vidy-sposoby-borby.html

Агрессия в психологии: причины появления и методы борьбы

Агрессия психология

Здравствуйте, уважаемые читатели! Очень часто в своей речи мы используем слово агрессия, подразумевая под ним массу значений.

Например, характеризуем с его помощью чье-то поведение, силу влияния рекламы, называем свои чувства, путая их со злостью, досадой, раздражительностью и прочее.

Но это не всегда уместно и правильно, поэтому сегодня я предлагаю рассмотреть, что означает агрессия в психологии, чтобы отличать её от других состоянии и форм проявления себя.

Для начала давайте посмотрим, что в психологии обозначает этот термин. Агрессия – это стиль поведения личности в стрессовых ситуациях, когда её потребности не удовлетворяются. Намеренное причинение вреда.

Как человеку, животному, так и неодушевленным предметам. Нередко она служит инструментом для выживания любого живого существа.

Чтобы обезопасить себя или своих родных, защитить территорию или права – иногда приходится намеренно разрушать другого. Иначе это сделает он.

Агрессивность – это уже свойство личности. То есть способ реагирования на любой раздражитель. Такой человек в принципе готов вступить в бой в любую минуту. Агрессивное восприятие – особенность интерпретировать происходящее в окружающей среде как что-то, что несёт угрозу. Так сказать, мировосприятие человека немного искажено и однотипно.

Компоненты

Существуют компоненты, благодаря которым мы можем определить её наличие у человека. А именно:

  • Она является формой поведения. А не просто эмоцией, как многие считают. К примеру, когда человек испытывает злость, он не всегда вредит окружающим. Он может уметь как-то обходиться со своими чувствами, проявлять их конструктивно, решая конфликт, а не наоборот, усугубляя его. Но можно совершать агрессивные поступки, совсем не испытывая гнева, раздражения и прочего. Например, люди, совершившие жестокие убийства, обычно заявляли, что не испытывали негативных чувств к жертвам. Более того, они порой даже не были с ними знакомы. Как говорится, ничего личного.
  • Всегда заранее спланирована, целенаправленна. Если человек совершает убийство по неосторожности или причиняет кому-то боль, совершенно не желая этого – его не рассматривают как агрессивного. Да, могут судить, наказывать и прочее, но делать поправку на непреднамеренность действий. Допустим, друг над вами пошутил, оказалось обидно. Если вы поймёте, что он специально хотел вас ранить, будете ли вы продолжать с ним столь близкие отношения? Скорее всего, нет, а если он это сделал по глупости, не подумав о последствиях, просто желая повеселить вас? Вы разозлитесь, что вполне естественно, но вряд ли реакция будет такой, как в первом варианте.
  • Целью является разрушение. Всегда. Это стремление принести вред другим можно различить по оскалу, злобному или хмурому выражению лица. Даже улыбаться такой человек будет с напряжением, слегка показывая зубы. И то, больше от предвосхищения неприятных событий, которые последуют за его действиями.

По направленности

  • Вовне. То есть, происходит разрушение окружающих людей, предметов, животных и прочее.
  • На себя. Вектор злости направлен на собственную личность. Такой человек может испытывать не только раздражение и неудовлетворение, но и отвращение.

    Он будет себя обвинять и пытаться уничтожить с помощью пролонгированных действий. Например, вести аморальный способ жизни, злоупотреблять алкоголем или наркотиками, увлекаться опасными видами спорта, перестать есть или наоборот, постоянно переедать.

    В общем вести аддиктивный образ жизни.

По цели

  • Инструментальная. Используется для того, чтобы достигать поставленных целей. Самки дельфинов наказывают своих детёнышей за провинность, плавая над ними и не давая возможности всплыть, чтобы получить порцию кислорода.

    Они так делают не из желания нанести им вред, а в качестве воспитательного процесса, чтобы те наконец усвоили какое-то важное правило. Игнорирование которого может стоить им жизни в будущем.

  • Враждебная. Тут ситуация полностью противоположная.

    Хорошо осознаётся не только цель, но и объект, которому планируют нанести ущерб. Неважно, материальный, моральный или физический. Эрих Фромм придерживался мнения, что этот тип проявления агрессии характерен для людей нерешительных.

    Когда они не способны заявить о своих переживаниях или отстоять границы, тогда им хочется причинить боль тем, у кого это отлично получается. Или из-за кого, как кажется, не складывается жизнь.

По методу выражения

  • Физическая. То есть, использование физической силы. Это может быть избиение, нанесение ранений с помощью огнестрельного или холодного оружия.
  • Вербальная. Проще говоря, когда оскорбляют, угрожают, унижают, грубят. Или используют не нормативную лексику и личную информацию, чтобы «ударить» больнее в слабые места.

По степени выраженности

  • Косвенная. Скрытая, завуалированная. Другой человек порой может не догадываться, что по отношению к нему совершаются действия, которые ему причинят вред. Например, сплетни или клевета. Не всегда удаётся понять, кто первый пустил ложную информацию.

    Также шутки, только не такие, что вызывают радостный смех и приятные ощущения. Нет, это злые шутки, которые ранят и обижают.

    Отказ общаться, объяснять причины своего состояния, хлопанье дверью, выключение телефона в момент разговора… Кстати, тот, кто использует неприятные шутки, может сам не осознавать, что происходит, не отслеживать, что чувствует. Но при этом причинять боль.

  • Прямая. Когда не скрывают, а действуют прямо и заявляют о своём истинном отношении. Тогда не приходится догадываться о чём-то, всем всё ясно.

По наличию инициативы

  • Оборонительная. Её использует полиция, чтобы защитить мирных граждан от преступников. Родители будут защищать своего ребёнка до последнего, даже если для этого придётся применить насилие.

    Животные охраняют своих хозяев, территорию, на которой живут. И при своём дружелюбии могут наброситься на того, кто несёт угрозу.

  • Провоцирующая. Совершение действий, чтобы спровоцировать другого на атаку.

Причины возникновения

Зигмунд Фрейд считал, что агрессивность врождённа. Она как бы входит в состав инстинктов, обеспечивающих выживание. А обуздать инстинкты не всем под силу. Также научно доказано, что она передаётся по наследству.

Кирсти Лагерспец провела эксперимент над мышами. Она, разделив два с лишним десятка поколений на спокойных и свирепых, в итоге получила чистые пометы. То есть буйных мышек и тех, кто не стремился наносить вред окружающим.

Повышенный сахар в крови также влияет на чувствительность нервной системы к внешним раздражителям. Какие-либо химические вещества в организме могут спровоцировать деструктивное поведение. Всем известно, что большая часть преступлений или драк совершается в состоянии алкогольного опьянения.

Помимо вышеперечисленных факторов, которые влияют на поведение личности, есть ещё ряд причин, из-за которых даёт о себе знать агрессивность.

Самоконтроль

В момент фрустрации, то есть, когда возникает ситуация, препятствующая удовлетворению какой-то потребности, у человека появляется масса напряжения. Чтобы с ним справиться, психика создала, так называемые, сдерживающие механизмы. Они блокируют естественную реакцию – разрушить то, что не даёт достигнуть цели. Или того, кто мешает.

Так вот, у всех людей разный уровень самоконтроля. Есть личности, совершенно неспособные держать себя в руках, отчего постоянно совершают насилие по отношению к другим людям, животным.

Малейший стресс и они «вспыхивают». Но наиболее опасными являются те, у кого чрезмерно развиты сдерживающие механизмы.

Такой человек будет проявлять выдержку и хладнокровие даже в критические моменты, когда любой бы «потерял голову».

Из-за сдержанности, эмоции и энергия не реализовываются, а накапливаются. Ресурсы организма в один прекрасный день дают сбой, что неудивительно. И вот тогда его может «прорвать». Нередко такие моменты становятся фатальными, когда сила ярости и разрушения совсем не соответствует ситуации. Страдают все, кто находится рядом или на пути.

Семейная система

С точки зрения психологии, агрессивность большей частью является результатом семейного воспитания. Те условия, в которых растёт ребёнок, оставляют неизгладимый след на его дальнейшей жизни.

Например, родители, физически наказывающие детей, формируют у них мнение, что применение силы по отношению к тем, кто слабее – это нормально.

Что, если нет настроения, можно выпустить злость на тех, кто оказался рядом. И чем строже наказание, тем активнее будет развиваться жестокость, бесчувственность.

Вступает в силу защитный механизм, чтобы не страдать из-за несправедливости, проще совсем ничего не чувствовать.

Модель поведения дети берут из своей родительской семьи. Отчего, будучи постоянно подавляемыми и терпя, или постоянно наблюдая насилие – они будут вести себя также и с окружающими их людьми, не понимая, что это не правильно. Для них является нормой унижение, физическая расправа в случае ослушания и прочее.

Также важным фактором является отсутствие включения в процесс воспитания. Когда взрослый не заботится о своём чаде, его не интересует, что с ним происходит и вообще, где он и чем занят.

Либо часто встречаются ситуации, когда мать обеспечивает все физиологические потребности малыша, но не способна дать ему любовь. То есть, она функциональна, но безучастна эмоционально. Тогда возникает желание привлечь к себе внимание любым путём.

И чаще всего выбираются деструктивные способы, то есть, вандализм, причинение себе вреда или драки со сверстниками.

Замещение и разрядка

Не позволяйте накапливаться негативной энергии. Удержание злости, как уже говорилось, ни к чему хорошему не приводит. Как и бесконтрольное её проявление.

Старайтесь предвосхищать последствия своих реакций, деятельности.

Если понимаете, что высказавшись, вы разрушите, допустим, карьеру, а подобрать слов, чтобы предотвратить столь неприятные события, не выходит, то постарайтесь выпустить энергию в безопасных условиях.

Необходимо выбрать объект, на котором можно будет спокойно разрядиться. Например, побить подушку или грушу. Если не жалко – посуду. Покричите в воду, она приглушает звук, что позволяет даже в домашних условиях привести себя в норму.

Спорт

Занимаясь спортом, вы не только будете сбрасывать энергию, но и реализовывать свою естественную потребность в соперничестве. Что особенно актуально для мужчин с высоким уровнем тестостерона, а значит – активных и агрессивных.

Практически в любом виде спорта важны не только технические навыки, сообразительность, но и внимательность, умение сосредотачиваться и контролировать свои реакции.

Практикуйте медитацию, с её помощью вы улучшите не только здоровье, но и достигнете эмоционального равновесия.

Осознанность

Стремитесь всегда находить причины возникновения каких-либо переживаний. Познавая собственную личность, вы будете понимать, в какие именно моменты теряете контроль, впадаете в ярость и прочее. Прислушивайтесь к тому, что о вас говорят. Обратная реакция на ваши действия поможет понять, на что следует обратить внимание в саморазвитии.

Пересмотрите свою ценностную систему, верно расставленные приоритеты помогут сдерживаться в проявлении агрессии. Ищите конструктивные способы удовлетворения потребностей, выхода из критических ситуаций. Особенно, во время конфликтов. Если не знаете, как их разрешать, воспользуйтесь рекомендациями, которые находятся по этой ссылке.

Завершение

Занимайтесь саморазвитием и прежде, чем сказать что-то или сделать, спрашивайте себя о том, поможет ли это достигнуть желаемого и не навредит ли другим.

Будьте внимательны и проявляйте чуткость к собственным ощущениям и к окружающим вас людям. Чтобы это лучше удавалось, займитесь развитием эмоционального интеллекта.

Он помогает строить доверительные и близкие отношения, продвигать свои интересы и жить качественно, дыша полной грудью. Берегите себя и будьте счастливы!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Источник: //Qvilon.ru/psihologiya/agressiya-v-psihologii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.