< Арт терапия кризисных состояний - Психолог

Арт терапия кризисных состояний

Арт терапия кризисных состояний

Арт терапия кризисных состояний

8th Май , 2017

Условия нашей жизни на современном этапе таковы, что кризисные состояния – проблема достаточно распространенная и актуальная.

Нестабильность, ускоряющиеся темпы, повышенная тревожность и напряженность, неблагополучная экологическая обстановка  приводят к увеличению количества людей, страдающих от затяжных депрессий, одиночества и страхов.

Исследованиями кризисов занимается не только психология, но и конфликтология, социология и ряд других направлений.

Психологам же наиболее интересны кризисы, возникающие в небольших группах. К таковым относятся кризисные состояния семьи, профессиональные и личностные кризисы.

Что такое кризис и зачем нужен психолог

Кризис личности – это специфичный этап развития человека, подразумевающий объединение материальных, духовных и социальных факторов в единое. В такой период человек начинает переоценивать все жизненные ценности.

Обычно этот процесс заканчивается тем, что человек переходит на совершенно иной уровень, характеризующийся целостностью.

Возникающие сильные или продолжительные переживания в таких случаях в большинстве случаев превышают возможности человека, приводя к развитию кризисного состояния.

Важно в такой ситуации помочь человеку определить наиболее верный выход из ситуации, при котором он сможет выйти на новый уровень, не потеряв жизненную энергию и связь с социумом.

Важно своевременно и качественно оказать помощь человеку, что по силам только профессионалу.

К сожалению, помощь людей, не компетентных в вопросах терапии кризисных состояний может привести к более негативным последствиям, среди которых: нервные расстройства, суицид, социальная дезадаптация.

Только при комплексном профессиональном подходе возможно грамотно помочь человеку выйти из кризисного состояния, затронувшего все уровни его жизни.

Оказать помощь человеку, находящемуся в кризисном состоянии, по силам практически любому психотерапевту, вне зависимости от его специализации.

Однако, есть некоторые методики и направления, которые способствуют более быстрому снятию стресса, чем другие. Среди таких методик и популярная арт-терапия.

Арт терапия кризисных состояний и её применение

Арт терапия – направление, базирующееся на воздействии искусства на человека. Современная интегративная арт терапия – это нетрадиционные для классической психотерапии условия, когда в работу включается третья сторона – произведение искусства.

Специалистами давно доказано, что включение искусства в процесс взаимодействия психотерапевта с пациентом позволяет значительно снизить болезненность переживаемых моментов, положительно сказываясь на общей динамике.

В таком случае искусство становится тем механизмом, который запускает процесс исцеления, а параллельно обучает и способствует лучшей социализации пациента.

Быстрое восстановление ресурсов, заложенных в человека, становится возможным в процессе развития креативности. Задача специалиста – научить пациента творческому отношению к жизни.

Действенность методов арт терапии объясняется их простотой и доступностью понимания, краткостью воздействия, удобством и другими факторами.

Многие проблемы, возникающие в жизни человека, являются отголосками имеющихся в его подсознании конфликтами. Часто приходится подавлять собственные эмоции и их проявление.

В большинстве случаев человек начинает подавлять свои естественные эмоции после получения неодобрения других людей. В таких ситуациях многие психотехники оказываются неэффективны.

Добиться положительных результатов помогает коррекция методами арт терапии. У пациента появляются новые жизненные ценности, беспокоящие симптомы отступают.

Особенно хороших результатов добиваются специалисты, работающие с группой людей, находящихся в кризисном состоянии.

Почему стоит пройти повышение квалификации по арт терапии

Арт терапия сегодня становится очень популярным направлением диагностики и коррекции. Именно это направление позволяет получить хорошую диагностику состояния пациентов, ловко и без вреда обойдя все защитные барьеры.

Использование методов арт терапии позволит Вам ускорить процесс выхода пациентов из кризисного состояния, оказывая эффективную и безболезненную помощь.

Реальность такова, что специалист, компетентный во многих областях ценится гораздо выше чем тот, кто не стремится развиваться и совершенствоваться.

Кому будет полезен курс

Хотите повысить квалификацию и стать специалистом в области арт терапии кризисных состояний? Тогда рекомендуем пройти обучение в нашем институте в рамках курса «Основы арт-терапии в консультировании и групповой работе«.

.

Программа составлена таким образом, что информация будет полезна как практикующим специалистам, так и тем, кто не имеет никакого отношения к профессиональной деятельности в области психологии/педагогики.

Вы получите знания и умения, которые увеличат Вашу ценность как профессионала. Люди без специального образования по завершению обучения смогут оказывать помощь своим близким.

Все прошедшие обучение получают удостоверение о  повышения квалификации установленного образца, которые имеют официальную лицензию Министерства образования. 

Источник: //psy-metod.ru/articles/art-terapiya-krizisnyih-sostoyaniy

Лебедева Людмила |Экстренная арт-терапевтическая помощь в ситуациях острого стресса | Журнал «Школьный психолог» № 4/2009

Арт терапия кризисных состояний

Арт-терапевтические игры, упражнения и техники — эффективная, доступная, простая форма «скорой» психологической помощи, в основе которой — безопасное и естественное для человека изобразительное творчество как своеобразное «транзитное пространство», более надежное и защищенное, нежели слова. «Я бы мог нарисовать, но не знаю, как выразить это словами», — цитирует К. Рудестам одного из своих клиентов.

Невербальные средства наиболее аутентичны для выражения и прояснения травмирующего эмоционального состояния.

Находясь в трудной, стрессовой ситуации, человек, сам того не замечая, спонтанно рисует линии, «каракули», зачеркивает изображения, зачерняет пространство листа бумаги, чертит палкой по песку…

Как правило, данный процесс не контролируется сознанием, это — так называемые свободные рисунки, «почеркушки» как неосознанный способ вынести травмирующие переживания вовне, освободиться от переизбытка эмоций и чувств.

В трудной жизненной ситуации, пишет известный психотерапевт Натали Роджерс, «я рисовала каракули, «выпускала пар» или же играла красками без заботы о результате…Так я заметила, что нахожу успокоение с помощью рисунков». По словам Н.

Роджерс, «когда мы используем различные виды искусства для самооздоровления или в терапевтических целях, то не беспокоимся относительно красоты произведений, грамматической или стилистической правильности текста или гармоничности звучания песни.

Мы используем искусство в целях высвобождения, выражения, облегчения».

К. Юнг считал изобразительное творчество чрезвычайно важным инструментом для реализации самоисцеляющих возможностей психики.

В ситуациях стресса человек спонтанно обращается к внутренней сфере бессознательного «в поисках сновидений и образов, заключающих в себе потенциальные возможности или семена исцеления» (Д. Аллан).

Как известно, травматичный опыт запечатлевается в образной форме. Поэтому именно процесс художественного творчества является эффективным средством его преодоления: акт художественного творчества сопровождается зачастую очень сильными чувствами и ведет к катарсису (В. Эпплтон;Г. Хульбут).

Аффекты, как известно, развиваются в условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией. Поэтому, чтобы затормозить развитие острого стресса, выйти из конфликтного состояния, необходимо выбрать эффективный способ помощи и самопомощи.

Преимущество арт-терапии в том, что человек, наряду с консультациями специалиста, сможет вполне самостоятельно применять отдельные приемы и упражнения.

К примеру, моделирование конфликта художественными средствами поможет актуализировать и исследовать собственное поведение в состоянии стресса, осознать чувства, переживания, отношение к конфликту и его исходу.

Это в конце концов облегчит эмоциональную боль, позволит по крайней мере взглянуть на травмирующую ситуацию по-новому, изменить к ней отношение. Иными словами, изобразительная деятельность сравнима с плацебо-эффектом.

Практика групповой арт-терапии

Предлагаемые в этой статье арт-техники разработаны и неоднократно опробованы мной в учебных группах студентов-психологов в возрасте от 19 до 27 лет, успешно применялись в арт-терапевтической работе с онкобольными женщинами в возрасте от 35 до 60 лет, а также в разновозрастных группах специалистов на семинарах, мастер-классах и в группах повышения квалификации по курсу «Арт-терапия в образовании и социальной работе».

Арт-терапевтическая техника «Линии конфликта»

Техника подходит для работы в группе до 15 человек (эффективна в формате индивидуальной арт-терапии).

Арт-терапевтическое пространство включает круг из стульев и персональные рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества.

Материалы: листы белой бумаги А4, фломастеры (или цветные карандаши, пастельные мелки), скотч, цветной пластилин, белая глина и фольга.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

1. Индивидуальная работа

Инструкция

Нарисуйте субъективно значимую для вас конфликтную ситуацию как «разговор двух линий».

Для этого сначала возьмите лист бумаги формата А4, поставьте на нем цифру 1, прикрепите к столу скотчем, чтобы лист не скользил в процессе работы. Выберите два фломастера (карандаша или мелка) разных цветов, условно обозначающих вас и вашего оппонента (противника, соперника).

В рабочую руку возьмите фломастер того цвета, которым будет нарисована линия вашего поведения в конфликте. В нерабочую руку — фломастер другого цвета для обозначения поведения вашего условного оппонента. Изобразите динамику конфликтной ситуации с помощью линий, не отрывая фломастеров от бумаги.

После завершения работы переверните лист и отложите его.

На втором листе изобразите ту же конфликтную ситуацию, поменяв фломастеры в левой и правой руке местами. Таким образом, на втором рисунке рабочая рука изображает линии поведения оппонента в конфликте, а нерабочая рука — линии вашего собственного поведения (прежним цветом). Словом, первоначально выбранный цвет фломастеров сохраняется и на втором листе бумаге.

Поразмышляйте о том, что вы видите на рисунках, и попробуйте составить рассказ «от лица» каждой линии. О чем говорит вам получившийся рисунок? Какой символический смысл он несет? Что нового сообщили вам линии о конфликтной ситуации и способах ее разрешения?

Далее, используя различные материалы (цветной пластилин, глину, фольгу), изобразите исход ситуации: создайте метафорические образы себя и оппонента в результате конфликтного противостояния.

Полезно также построить диалоги между линиями и смоделированными образами, что поможет прояснить некоторые существенные нюансы конфликта.

Примечание. каждый из перечисленных художественных материалов имеет свои свойства, особенности и, следовательно, свои возможности. Пластилин — мягкий, пластичный материал, поэтому лепка не требует слишком больших усилий.

К тому же он окрашен, что дает возможность продолжить работу над объемным изображением в тех же цветах, которые были выбраны для «линий конфликта». В итоге усиливается осознание и отреагирование психотравмирующих эмоций и чувств.

Глина, напротив, более плотный, упругий природный материал, работа с которым требует значительных усилий и сопровождается затратами энергии.

Еще одно преимущество глины — «бесцветность», что провоцирует свободные ассоциации. Образ из белой глины становится также специфической областью для проекции глубинных (вытесненных, скрытых) переживаний автора работы.

Таким образом субъективный опыт становится доступным для восприятия и анализа.

Известно, что проекция чувств на внешние объекты — путь к символизации и признанию этих чувств. Фантазии, изображенные на бумаге или выполненные в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы над образами из пластилина или глины снижается защита, которая обычно есть при вербальном, привычном контакте.

Отмечу, что иногда в качестве способа освобождения от внутреннего напряжения можно наблюдать разрушение уже сделанной фигуры. Особенно часто это происходит, если в арт-терапевтической работе с конфликтами используется фольга.

Это — необычный материал, который не только хорошо моделируется и держит форму, но вместе с тем легко рвется, требует предельной осторожности. Иногда участники приписывают фольге свойства «сопротивляемости и непослушания».

Помимо этого, фольга — блестящая, праздничная и «ресурсная» в том смысле, что пробуждает ранние детские воспоминания, возвращает за позитивным опытом в детство.

По завершении работы каждому участнику предлагается одним-двумя словами ответить на вопрос: «Какой материал для вас фольга?» Ответ, с большой долей вероятности, может интерпретироваться как актуализированная характеристика-метафора самовосприятия (самоотношения).

Наибольший терапевтический эффект достигается, если после рисования конфликтов участники сначала создают образы себя и оппонента в пластилине, сохраняя цвет сообразно первоначальному выбору в рисунке, а затем повторяют эти же образы в белой глине. Такой порядок облегчает прояснение и трансформацию травмирующей ситуации.

2. Этап вербализации

Если это упражнение выполняется под руководством психолога (арт-терапевта) в группе, участники садятся в круг, по желанию показывают свои рисунки и смоделированные образы, рассказывают не столько о содержании и причинах конфликта, сколько об эмоциональной стороне и поведении в конфликтной ситуации. Остальные участники могут задавать вопросы, например:

— Что вы чувствовали в процессе рисования траектории конфликта и моделирования персонажей?

— Что чувствуете сейчас?

— Прояснили ли для себя, как развивался конфликт и разрешился ли он?

— Изменилось ли понимание причин и последствий конфликтной ситуации?

— Как теперь видится собственная роль и роль оппонента в инициировании конфликта? Какой опыт удалось приобрести в процессе изобразительной работы?

Безусловно, назначение подобных вопросов не в том, чтобы услышать «протокол» реальных событий. Скорее это вопросы-подсказки для облегчения осознания и трансформации травмирующих переживаний в ресурсные.

На данном этапе клиенту предлагается занять активную позицию, взять на себя ответственность, пытаясь понять «рисунок» поведения в конфликте, природу своих внутренних переживаний, их роль в собственной жизни и во взаимоотношениях с другими людьми.

Важно создать безопасную атмосферу доверия, открытости, эмпатии, чтобы предоставляемая обратная связь не вызывала травмирующих чувств и адекватно воспринималась человеком. Это может стать полезным опытом для выстраивания конструктивной стратегии общения и новых эмоциональных контактов.

3. Заключительный этап

Специалист предлагает участникам сессии внести в свои работы желаемые изменения, трансформировать визуальные образы или поступить со своими рисунками так, как им бы хотелось.

Нередко возникает потребность символически «расправиться» с конфликтом: порвать, смять, уничтожить рисунок. Такое поведение может свидетельствовать об острой душевной боли, страдании или гневе.

Иногда — о символическом признании автора самому себе, осознании собственной роли «инициатора конфликта», которая прежде сознательно или неосознанно вытеснялась, подменялась какой-либо формой психологической защиты.

Принятие подобных откровений — ресурсный старт для личностного роста.

Источник: //psy.1sept.ru/view_article.php?id=200900409

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.