Буддизм медитация для начинающих
Медитация и буддизм
Уже несколько столетий тибетские подвижники, среди которых и Далай Лама XIV, практикуют особый вид медитации на основе буддийских наставлений, известных как Ламрим (руководство по достижению полного Пробуждения).
Основой Ламрима являются наставления из Абхисамаяланкары – текста, написанного Майтрейей. Каждый из Далай Лам составлял свои комментарии к Ламрим, передавая эти тексты своим преемникам.
Его Святейшество Тэнзин Гьяцо сравнивает эту медитацию с духовным путешествием, приводящим человека к истинному знанию.
Техника Ламрим проста и сложна одновременно. Простота этого типа медитации заключается в том, что начинать нужно с простых подготовительных практик созерцания, которые помогут взять под контроль эмоции и чувства, и затем переходить к более сложным методикам.
Сложность же состоит в том, что для применения Ламрим нужно знать хотя бы базовые основы буддистского учения, так как в этой практике используются различные образы Будды и других божеств.
Обязательным условием проведения практики Ламрим является опора на духовного учителя.
Подготовка к медитации
Прежде, чем приступить непосредственно к медитации Ламрим, необходимо провести ряд подготовительных практик.
Буддисты очень серьезно относятся к медитативному процессу – они считают, что заниматься этим человеку с неподготовленным умом нельзя, так как такая медитация будет бесполезна.
В число подготовительных практик входит не только приготовление места для медитации, но и упражнения для подготовки разума.
Для этого адепты учения Будды практикуют так называемые шесть подготовительных практик:1. Создание обстановки. 2. Подготовка ума. 3. Практика прибежища и развивания бодхичитты. 4. Визуализация сферы благодати. 5. Практика накопления заслуг.
6. Три устремления.
1. Подготовка внешняя
Правильная обстановка чрезвычайно важна для проведения медитации – все, что расположено вокруг, должно настраивать адепта на созерцание и размышление. Место должно быть чисто убрано, все статуи и священные тексты должны лежать в правильном порядке.
2. Подготовка внутренняя
Для развития правильной мотивации и обретения устойчивой жизненной позиции рекомендуется размышлять о радости практикования пути дхармы, о том, что этот путь обязательно приведет к духовному развитию и избавлению от невежества, и что внутри есть все качества и знания, чтобы достичь нирваны. Чтение мантр и выполнение тысячи простираний поможет неофиту достичь успокоения ума и взять под контроль обуревающие его эмоции.
3. Обретение прибежища и бодхичитты
Практика прибежища включает в себя визуализацию своего духовного учителя в сфере благодати в виде Будды Шакьямуни, являющимся одновременно воплощением Трех Драгоценностей буддизма. Это предварительная техника – основная практика проводится в рамках одной из медитационных техник Ламрим.
Вслед за практикой прибежища проводится практика развития бодхичитты или альтруистического настроя по отношению ко всему живому. Для этого также применяется произнесение специальной формулы и визуализация.
Затем, произнося слова формулы прибежища, необходимо провести еще три визуализации – очищение ума от негатива силой, исходящей от Учителя (учителей), получение от него благословений, а в конце передать себя под его доброе покровительство.
4-6. Визуализация сферы благодати, Практика накопления заслуг и Три устремления
Визуализация сферы благодати необходима для перехода к практике накопления заслуг перед ее обитателями. Невозможно будет проводить следующую практику без четкого представления сферы благодати и ее обитателей.
Практика накопления заслуг основывается на семичленной практике – это простирание, подношения, исповедание, достижение сорадования, просьба к Будде о повороте колеса учения, просьба к Учителям не входить в нирвану и посвящение заслуг.
Медитация о передаче трех устремлений – это молитва к Учителям о выполнении трех духовных устремлений ученика, в которых выражается все, чего бы он хотел достичь на пути просветления. Заканчивается применение всех этих практик растворением в сфере благодати.
Техники медитации Ламрим
Его Святейшество подразделяет техники Ламрим на три группы – для людей с небольшими способностями, со средними и с максимальными.
1. Опора на духовного наставника
Основная техника, без которой будет сложно продвинуться на пути к просветлению – это опора на духовного наставника, помогающего и направляющего своего ученика по верному пути. Составными частями этой практики является достижение опоры в мыслях и опоры в действиях.
Опора в мыслях базируется на выработке веры и убежденности, а также почитания учителя. Опора в действиях выражается в исполнении духовных наставлений учителя и служении ему.
При этом надо тщательно сверять все высказывания учителя с положениями сутр буддизма, дабы не полагаться на учителя ложного.
2. Размышление о смерти и непостоянстве
Следующая практика Ламрим основана на размышлении о смерти и непостоянстве.
Она заключается в следующем – сначала практикующий должен полностью отказаться от совершения отрицательных поступков, затем при помощи мудрости ему нужно избавиться от тех заблуждений, которые являются причиной негативных поступков.
На последнем этапе техники необходимо устранить все предрасположенности к появлению этих заблуждений. Также Его Святейшество советует медитировать о несомненности наступления смерти, попытавшись максимально ясно и естественно представить сам процесс умирания.
3. Медитация на обретение прибежища
Медитация на обретение прибежища – это осознание страха постоянных страданий в цепочке перерождений и глубокой веры в то, что Три Драгоценности (Будда, Дхарма, Сангха) смогут избавить от этого навсегда. Буддисты верят, что все страдания человека лежат внутри его ума, поэтому важно бороться со страхами именно там.
4. Созерцание закона кармы
Практика созерцания закона кармы состоит в достижении понимания того, что все события и действия в мире связаны между собой, поэтому все негативные поступки приводят к ухудшению личной кармы и кармы всего мира в целом.5. Медитация о недостатках круговорота бытия
Ученикам со средними способностями предписывается проводить медитацию о недостатках круговорота бытия. Необходимо размышлять о страданиях существ в мирах сансары, которые вызываются их заблуждениями. Конечной целью проведения этого типа медитации является достижение пути к освобождению от круговорота бытия.
6. Семичастный метод, самадхи и випашьяна
Практиками для учеников с высшими способностями являются семичастный метод, самадхи и Випашьяна. Семичастный метод основан на достижении равностного настроения человеческого ума, дабы относится с равной любовью ко всем живым существам и иметь чистые помыслы помочь им избавиться от страданий.
Практика самадхи – это концентрация на каком-либо объекте, направленная на достижение покоя внутри ума.
Практика мудрости Випашьяна основана на достижении отсутствия ощущения самобытия, то есть существования как личности.
Озарение
Его Святейшество Далай Лама XIV в своих работах не делает упор на получение озарения в процессе медитации – на начальных этапах пути нисхождение божественного знания обычно не проявляется.
Даже Будда получил подобное знание практически перед его вхождением в нирвану.
Поэтому буддисту стоит концентрироваться на очищении разума от негатива и достижении альтруистических устремлений по отношению ко всему живому, а не на ожидании получения мистического опыта, которым и является озарение.
Источник: //oceanius.ru/meditaciya-i-buddizm/
Курс Медитации: Медитация Будды
Предлагаем вам пройти по видео-записям длительную программу медитативной практики по раскрытию своего потенциала и устранению блоков, зажимов и ограничений Курс Медитации: Медитация Будды, куда приглашаем всех желающих, ограничения по уровню подготовки отсутствуют.
Курс Медитации рассчитан на индивидуальную практическую работу с телом и душой, гармоничную и естественную подготовку к соединению с духом и проработку качеств личности, через медитативную работу с сознанием и подсознанием.
Медитация Будды – это авторская уникальная медитация, методика проведения которой была получена Мастером Ратибором в виде прямой передачи от Великого Учителя Шамбалы, представителя Высших Цивилизаций, ныне известного как Будда, подробнее об этом вы можете узнать из семинара «Путь в Шамбалу»: перейти***
Будда – это часть сознания Творца, которая олицетворяет силу и мудрость Космического Сознания.
Именно Будда одним из первых принес на нашу планету энергию и информацию, которая уравновешивает в теле сознание и любовь, Дух и Душу, и раскрывает, объединяет в единое целое понятия Космической Любви и Космического Сознания в их истинном значении, заложенном Творцом нашего Мироздания.
Хотим Вас сразу предупредить, что Курс Медитации: Медитация Будды не имеет отношения ни к религиозному буддизму, ни к магическому буддизму, ни к другим эгрегорам психосферы Земли.
Медитация Будды – это индивидуальная и групповая медитативная практика в энерго-информационном канале Великого Учителя Будды, сонастройка с его вибрациями и активация, очищение и обучение тела и души соединению с духом, активация духовного центра в физическом теле человека и многое другое, подробности узнаете по готовности на практике.
Для многих идущих путем самопознания, саморазвития и эволюции Души – одна из наиболее актуальных проблем сегодняшнего дня, которая успешно решается на Курсе Медитации – это как человеку исправить все то, что он уже «натворил» и осознал.
Часто бывает так, что осознание прошлых ошибок уже пришло, понимание – что исправить и как в дальнейшем поступать правильно – на уровне сознания присутствует, а до подсознания и изменений в реальной жизни, многие по разным причинам не доходят… нет реальных методов, а то что есть уже не помогает…
В прошлые десятилетия на определенном отрезке пути развития личности (в части изучения и проработки негативных качеств и энергий психосферы Земли, под руководством срединных цивилизаций, подробнее см: здесь***) очищению последствий старых проблем помогала медитация Фиолетовое Пламя, сейчас же для эволюции её уже не достаточно, т.к. до уровня Души эта медитация не дотягивает, и велик риск – уйти в сторону, так как энергии и задачи человека в современном мире поменялись… путь Фиолетового Пламени – это не путь Души, а отрезок пути Личности.
Я (Ратибор) много размышлял об этом: как это исправить, и какая методика могла бы помочь человечеству в очищении сознания и подсознания от злых и негативных убеждений, распространяющих ошибки и ограничивающих потенциал Души, долго медитировал, учился известным и тайным доктринам, советовался с Учителями Шамбалы, исследовал разные источники и наконец, ответ был найден – мы с радостью представляем вам Курс Медитации: Медитация Будды.
Считается, что медитация помогает успокоить сознание, укрепляет уверенность в себе и способствует проявлению добрых и светлых сторон человека, гибкости, восприимчивости к энергиям и т.д..Тем не менее, в вопросе проработки проблемных зон сознания и подсознания – многие медитации (более 90% из известных нам на сегодня) не доходят до уровня первопричин, а большинство имеющихся техник и методов, иначе как «безответственным взломом отверткой» и директивным вторжением неофита на территорию святая святых в «грязных сапогах» – назвать сложно, о причинах и последствиях можно подробнее почитать в статье Управление Вниманием: перейти ***
Здесь стоит в двух словах сказать о нашем понимании человеческого сознания и подсознания, которое идет немного дальше существующих психологичных теорий и концепций:
Сознание – память личности, помнит малую часть информации из событий текущей жизни от зачатия до настоящего момента.
Подсознание – память души, помнит, «знает» все текущие и возможные события этого воплощения, но доступ сознанию сюда очень ограничен, по причине его не развитости, плюс часть подсознания заблокирована и искажена ошибками восприятия, негативными программами и т.д.
Безсознательное – память души, которая помнит все воплощения, включая момент перворождения, и первоприхода на Землю, ограничения также присутствуют, но это темы отдельных уроков в Мире Новых Энергий: перейти***
Сверхсознание – память духа, включает все возможные опыты Души вместе с программой ее индивидуального развития, корректируется Творцом в соответствии с задачами Мироздания.
Техника Курса Медитации основана на трех элементах фокусировки:
- Канал Будды
- Ощущения в теле
- Возникающие при этом картинки, мысли, образы, переживания, напряжения и т.д.
В отличие от большинства подходов к медитации, которые рекомендуют «отгонять» приходящие в медитации мысли и образы, и не обращать на них внимание, здесь подход будет другой и именно это позволяет очистить сознание и подсознание от старых, ненужных программ, блокировок, негативных энергий и отработавших связей, подробнее об этом вы из видео уроков и практических медитаций курса Будды.
Медитация Будды – это так же и индивидуальная работа, которая начинается с развития у Вас сознания Будды, т.е. наработки уровня буддхического тела Души и постепенно от медитации к медитации, результаты практик опускаются ниже, включая последовательно утонченный, сверхтонкий и тонкий уровни раскрытия чакр, эфирное и физическое тело.
потоки на записи сохраняются и вы получите результат сопоставимый с живым участием.
Курс медитации ориентирован на устойчивый практический результат.
На первой практике даны подробные развернутые пояснения по технике Медитация Будды.
Медитация буддизма для начинающих: образ будды, техника исполнения
Основной практикой в буддизме является медитация. Она заключается в осуществлении мысленных и психологических упражнений, которые в результате приводят к умственной трансформации.
Разработано большое количество различных типов медитативных практик, воздействие которых направлено на разные стороны психической деятельности человека. задача медитации в буддизме — привести ум к такому состоянию, при котором он мог бы видеть и познавать себя (достижение просветления).
Прежде, чем приступать к практике, необходимо ознакомиться с ее основными аспектами и особенностями.
Виды буддийских медитаций
Медитации, которые существуют в буддизме, делятся на две большие группы:
- Шине (шаматха, саматха) ставит целью успокоить ум.
- Лхатонг (випашьяна, випассана) направлена на разработку проникающего видения.
Рекомендации для новичков
О том, как медитировать, описано в религиозных талмудах. В буддизме не разработано особенных способов медитации, которые можно охарактеризовать именно, как буддийские. Но буддисты имеют определенные понятия, которые относятся только к буддизму. Например, о сущности саматхи (успокоении ума) и випассаны (постоянной ясности ума).
Чтобы начать результативные занятия медитацией, можно воспользоваться универсальными советами для начинающих:
- Следите за дыханием. Правильно дышать — основа успешного медитативного занятия.
- Выберите правильную позу. Для начала, можно заниматься даже лежа, если это удобно. Но, как правило, йогины занимаются в позе лотоса, расслабив и выровняв спину, плечи.
- Выбирайте правильное время. Медитацию лучше проводить утром, сразу после пробуждения, когда голова еще не занята повседневными делами.
- Включите спокойную, способствующую расслаблению, музыку.
- Не поддавайтесь отчаянию. Достижение мгновенных результатов в медитации неосуществимо. Нужно долго и целеустремленно добиваться поставленной цели, а это требует больших энергетических затрат и терпения.
- Старайтесь быть осознанным постоянно. Проведя медитацию, все остальное время также следует вести себя благоразумно и праведно. Медитация — это состояние души.
Для новичков созданы особые практики, в процессе которых человек концентрируется на недвижимых объектах. Можно начать с нескольких минут в день, постепенно увеличивая время. Важным является постоянство упражнений.
Особенности буддийских медитаций
Медитация является составляющей духовной жизни буддистов. В ней собраны физические и умственные практики, которые, в конечном итоге, должны привести к обретению состояния истинной любви и милосердия, к уходу от жизненных перерождений, к пробуждению и достижению царства нирваны.
Буддизм подразделяется на несколько учений, каждое из которых рассматривает разные цели медитации. Медитативные практики характеризуются сразу несколькими определениями:
- смрити — наблюдать за своими действиями, поступками, мыслями,
- самадха — умиротворить ум,
- випашьяна — постоянное нахождение в осознанном уме,
- дхьяна — концентрация внимание,
- саматхи — концентрация,
- праджня — интуитивное прозрение,
- бхавана — сама медитативная практика.
Не существует метода медитации, который подойдет всем людям. Она может изменяться в зависимости от каждого определенного человека или конкретного учения. Но все они объединены одной целью — трансформация ума йогина до углубления в познание себя и нахождение пути к освобождению.
Все медитативные практики подразделяются на 2 вида:
- Действовать. Представляет собой комплекс физических и психологических упражнений (например, практика асан, развитие интуитивных навыков).
- Созерцать значит углубляться внутрь себя, познавать суть окружающего мира, сосредоточенно наблюдая за ним.
Некоторые виды медитаций подразумевают наличие предварительной подготовки в виде обучения, чтения священных книг, наставлений гуру.
Таким образом, бхавана делится на 3 стадии:
- Шрути. В ее процессе медитирующий обучается по советам учителя и на основе священных текстов.
- Вичара. Человек размышляет и анализирует полученную информацию, применяет теоретические методы на себе.
- Бхавана. Человек может приступать к самой медитации.
Сам процесс медитации делится на несколько стадий:
- Человек мысленно концентрируется на познании смысла истины.
- Остальные мысли отходят на второй план, медитирующий отстраняется от насущных проблем,
- Избавление от эмоций.
- Ум приходит к невозмутимому состоянию, отрешенному от всего мира.
Для успешного результата, медитацию следует проводить регулярно, желательно в одно и то же время. Можно уделять этому занятию каждую свободную минутку. Самой продуктивной является медитация в утреннее время.
Разновидности
Основы буддистской медитация зародились более 2,5 тысяч лет тому назад. В эти времена Будда целыми днями сидел под деревом Бодхи, концентрируя свой ум и направив свои мысли внутрь себя. Он также наблюдал за окружающим миром. С того времени в буддийской школе появилось множество направлений. Каждое из них имеет свое понимание медитативной практики.
Условно, медитации Будды разделены на випассану (лхатонг) и шаматху (шине). Випашьяна нацелена на прозрение и развитие мудрости, исследование тела и ума. Саматха ставит задачу успокоить ум, сделать его светлым и сконцентрированным. Существует совмещенная практика двух этих направлений, называемая «саматха-випассана».
Випассана
Випашьяна, значит «прозрение». С ее помощью можно очистить свой ум и понять, что вещи в мире непостоянны. Это направление буддийской медитации является одним из древнейших. Она зародилась в VI веке до нашей эры.
Для начинающих йогинов випассана подходит больше всего, так как это своего рода облегченная версия обучения концентрации внимания. Начиная ее выполнять, нужно принять позу лотоса или полулотоса, оперевшись на спинку стула. Закройте глаза и сконцентрируйтесь на дыхании — это самое главное.
Основной целью является наблюдение за дыханием и своим телом, в процессе вдохов и выдохов.
Нужно отстраниться от окружающих отвлекающих факторов, и направить свой ум в одно русло.В первое время будет сложно не отвлекаться, но с каждой новой медитацией будет все проще.
Ответвление медитации випашьяна также направлено на осознание природы мироздания: непостоянство, пустотность, привязанность. Осознав эти вещи, человек становится свободным и спокойным.
Осознанность
Происхождение практики осознанности (сати) напрямую исходит от випассаны. Также она находит применение в учении Дзен.
Здесь также, как и в випашьяне, необходимо уделять внимание одному объекту. Как правило, это дыхание. Весь окружающий мир как бы перестает существовать. Если ум уходит из нужного русла, его необходимо возвращать к объекту снова и снова.
Практика осознанного существования интересует многих людей, которые желают с помощью него восстановить свое здоровье на психическом и физическом уровнях. Преимуществом этой медитации в том, что она проводится независимо от времени и места.
Саматха — практика радужного света
В саматхе главное целью является концентрация на дыхательном цикле, совершении вдохов и выдохов. Медитирующий должен сконцентрироваться на настоящем моменте. Часто, саматху проводят комплексно с упражнениями из других направлений (медитация на будд, чтение мантр).
Наиболее популярная практика саматхи — «Радужный свет». Начать ее выполнение следует с удобного положения тела в позе лотоса. Также можно использовать стул для поддержки спины.
Правая рука должна находиться сверху. Большие пальцы ладоней соприкасаются. Йогин чувствует, как его ум успокаивается, сосредотачивается на дыхании, а на уровне груди мысленно возникает луч радужного света.
Он медленно растет и обволакивает все тело, устраняя тревоги, обиды и переживания. Лучи разных цветов исходят из тела, свет заполняет его. После этого свет распространяется и на окружающие объекты, родных, близких, весь мир.
Он исходит из человека сначала усилиями воли, а потом начинает казаться естественным явлением.
Затем, нужно сделать перерыв, вернуть свет внутрь себя. Теперь он безграничен.
Окончив медитацию, йогин возвращается в обыденный мир, желает добра и счастья.
Метта
Метта еще называется медитацией любящей доброты или медитацией милосердия. Основы ее находятся в Тибете.
Эта практика рекомендована тем, кто часто проявляет эгоизм, гнев, злость или несправедливое отношение к окружающим, нарушения сна. Метта позволяет достичь внутреннего спокойствия, вызвать любовь к близким.
Для начала нужно занять комфортную позицию и закрыть глаза. В области сердечной чакры надо представить энергетический шар, где сосредоточена любовь. Нужно представлять, как она исходит изнутри и распространяется на окружающие вещи, людей, мир.
Дзадзен
Нужно занять позу лотоса или полулотоса с прямой спиной, сжать губы и направить свой взор перед собой, прикрыв глаза.
Дзадзен имеет цель — успокоение тела и разума, понимание природы мира. Практику можно проводить двумя путями:
- сосредоточившись на дыхании, не думая больше ни о чем,
- отстранившись от отвлекающих факторов.
Все практики медитации могут показаться простыми, но при их выполнении следует постоянно концентрировать внимание, несмотря на блуждание мыслей.
Источник: //bassein-razumnoe.ru/joga/buddijskaya-meditatsiya-vidy-i-rekomndatsii-dlya-nachinayushhih
Буддизм для начинающих. Что нужно знать начинающему практику?
В конце XX и в начале XXI вв. восточные религии начали активную экспансию в страны Запада. Такие религии, как буддизм и индуизм, имеют в них чрезвычайный, невероятный успех.
Этому есть множество причин – набившая оскомину культура потребления, навязываемая чуть ли не в качестве идеологии демократическими властями, ущербность и односторонность собственных религиозных традиций, тяга к экзотике, ну и, конечно же, стремление постичь сокровенные знания Востока, о которых ходят легенды.
Эта статья имеет целью прояснить только один аспект всего этого контекста – азы религиозной практики новообращенного буддиста.
О пути буддиста
Буддизм объединяет в себе большое количество различных независимых школ и традиций. Но все они имеют одну общую основу – в качестве трех фундаментальных религиозных ценностей все буддисты признают Будду, Дхарму (то есть учение Будды) и Сангху (духовное сообщество буддистов). Это так называемые три прибежища.
Смысл буддийской практики – достижение просветления, реализация природы Будды в человеке. Именно в свете этой цели и ради нее совершаются все ритуалы, читаются мантры, практикуются медитации и так далее. Однако буддизм многолик, и его различные деноминации подчас значительно отличаются друг от друга.
Поэтому и в отношении начальной практики то, что требуется от адепта японского дзен, очень далеко от предлагаемого последователю тибетской гелугпы.Мы сосредоточимся главным образом на традициях тибетского буддизма, поскольку именно они наиболее широко представлены и распространены в нашей стране, являясь традиционными для трех регионов.
Самостоятельное принятие буддизма
Этой темы необходимо коснуться, потому что очень многие люди, начитавшись буддийской литературы, вдруг принимают решение стать буддистами и немедленно начинают практиковать те или иные медитации или ритуалы. Однако не все так просто.
Уверовать в истинность буддийского учения человек, конечно же, может и должен самостоятельно. Но вот чтобы считать себя полноправным буддистом, то есть членом сангхи, простого решения недостаточно. Для того чтобы войти в духовное сообщество, требуется принять так называемые три драгоценности.
Иначе это называется обетом прибежища. Он-то и вводит человека в буддизм. Для начинающих очень важно, чтобы в первый раз этот обет был принят кем-то из уполномоченных служителей-лам. Для этого требуется личная встреча с ламой и совершение церемонии принятия обета прибежища.
Без посвящения в эту передачу прибежища большая часть практик не имеет смысла.
Чистое видение
Основная практика буддиста должна быть направлена на развитие навыка чистого видения. Последнее подразумевает, что человек должен тотально и всецело пребывать в «здесь и сейчас», освобождая свой ум от выстраивания пространственно-временных связей.
Ум не должен оказываться где-то в другом времени или размышлять о других местах. В нем должна отражаться наличная действительность – то время и то место, где человек находится в текущий момент. Когда этот навык развивается, то меняется восприятие, оно становится чистым.
Именно это первый шаг к раскрытию природы Будды. Состояние «здесь и сейчас» – это и есть медитация, ее внутреннее содержание.
Таким образом, буддист, чем бы они ни занимался – питьем чая, уборкой квартиры или приготовлением еды, должен стремиться пребывать в медитации через развитие ощущения «здесь и сейчас».
Домашние медитации и ошибки
В тибетском буддизме очень много различных медитативных техник, и некоторые из них чрезвычайно сложны и даже опасны, а потому их передают тайно.
Но практики буддизма для начинающих обычно являются безопасными и ошибиться в них практически невозможно, если не подходить, что называется, «творчески», то есть изменяя практику, привнося в нее новые элементы и устраняя прежние.
К тому же в буддизме предполагается, что новообращенный занимается практикой под руководством и с благословения своего наставника, который преподавал ему три прибежища (то есть принимал в лоно буддизма и конкретной буддийской школы), а также инструкции по практике. Самостоятельно же принять буддизм без этой церемонии фактически нельзя.
О домашнем алтаре
Что касается обустройства домашнего святилища, то надо сказать, что это считается очень полезным делом. Однако в то же время оно не является необходимым.
По своему назначению алтарь играет роль фокуса, который должен концентрировать внимание человека и организовывать его жилищное пространство таким образом, чтобы он помнил, что его важнейшая цель – просветление. Поэтому алтарные предметы должны стимулировать постоянную практику.
Поэтому, если уж принято решение святилище создать, то его не нужно превращать в экспозицию, посвященную буддийскому искусству. Обычно достаточно поставить изображение Будды, изображение своего гуру и еще несколько особо важных скульптур или икон. Но лучше не выходить за рамки пяти.Помимо этого, на алтаре принято держать символы чистоты тела, речи и ума. Это значит, что кроме иконы или статуэтки Будды, на алтаре желательно иметь выдержки из священного буддийского писания (как вариант – «сутра сердца» или Ламрим) и так называемую ступу – символ чистоты ума Будды.
Обновление обетов
Вступая на путь тибетского буддизма, человек приобщается к махаяне, которая декларирует для своих последователей не только практику личного освобождения и просветления, но и так называемый путь Бодхисаттвы.
Последними называются просветленные люди, которые, однако, дают обещание, что в нирвану они отправятся только тогда, когда будут освобождены все остальные существа. И их религиозная практика направлена не только на самих себя, но на благо всех живых существ.
Для того чтобы начать практику, новообращенный буддист в традиции махаяны приносит обет Бодхисаттвы. Но через различные неправедные действия нарушает их. Поэтому обет Бодхисаттвы периодически нужно обновлять. Однако буддизм для начинающих бывает чрезвычайно сложен, а его требования запутаны.
К примеру, монахи дают обеты, состоящие из нескольких сотен четко прописанных правил. Но для мирян более продуктивным станет другой подход.
Практиковать буддизм для начинающих лучше всего не в контексте свода заповедей, а в контексте правильной мотивации. Это означает, что в своей жизни и буддист должен стремиться принести максимальную пользу как можно большему числу существ.
В таком свете нарушением обета будет любое действие, слово или мысль, которые будут направлены во вред кому-либо. Также нарушением обета станет сознательное исключение кого-либо (животного, врага или просто неприятного человека и т. д.) из поля сострадания.
Когда обет бывает нарушен, его необходимо принять еще раз. Впрочем, этот обет регулярно обновляется. Например, в практике простираний, которую включает в себя буддизм. Для начинающих это может быть хоть 1 поклон или же 3, 7, 21, 108.К слову сказать, в некоторых школах полная практика включает в себя 108000 простираний.
Начальные практики
Начальные практики в буддизме называются нёндро. Во всех четырех школах тибетского буддизма они примерно одинаковые. Состоят они из четырех частей (хотя классификации бывают различные).
В них входит 100000 простираний с принятием прибежища, начитка 100000 раз стослоговой мантры Ваджрасаттвы, 100000 подношений мандалы и 100000 повторений гуру-йоги. Этот порядок, в принципе, можно менять, но лучше следовать именно такой схеме.
Кроме того, следует добавить, что эту практику можно выполнять и тем, кто не получил передачи обета прибежища, то есть формально не является буддистом. Однако, как утверждают буддийские учителя, пользы от нёндро в данном случае будет значительно меньше.
Буддизм для начинающих – книги
В заключение поговорим о том, что почитать тем, кто делает первый шаг в сторону буддизма. Для начала упомянем такую книгу, как «Буддизм для начинающих».
Геше Джампа Тинлей – ее автор, доктор буддийской философии традиции гелуг, это очень уважаемый, заслуженный учитель Дхармы на территории СНГ. Его книжка посвящена основным, базовым вопросам, с которыми необходимо разобраться новичкам, чтобы иметь правильное представление о выбранном пути.
В этом труде описана история возникновения учения, объяснены его главные аспекты, а также дан ряд практических указаний для ежедневной практики.
Следующий труд – это книга с таким же названием, что и предыдущая – «Буддизм для начинающих». Тубтен Чодрон, ее написавшая, – это буддийская монахиня из Америки, которая много лет провела, обучаясь буддийскому пути в Непале и Индии под руководством Далай-ламы и других высоких учителей.
На сегодняшний день в западном мире она является одним из самых авторитетных специалистов в своей области.
В книге Тубтен Чодрон «Буддизм для начинающих» в форме вопросов и ответов даются ответы на самые популярные вопросы касательно сути учения, его приложения в различных областях человеческой деятельности и, собственно, повседневной религиозной практике. Другими словами, это своего рода катехизис тибетского буддизма.
Другие книги
Кроме этих двух книг, на вопрос «с чего начать изучать буддизм?» мы порекомендуем такие произведения, как «Буддийская практика. Путь к жизни, полной смысла» Далай-ламы XIV и «8 дебютных ошибок» уже упоминавшегося Геше Тинлея.
Источник: //FB.ru/article/209362/buddizm-dlya-nachinayuschih-chto-nujno-znat-nachinayuschemu-praktiku
Техники медитации в буддизме
В течение нескольких сотен лет опытные подвижники Тибета практикуют особые техники медитации, в основе которых лежат буддийские наставления, известные как «медитация буддизм» или «Ламрим».
В данном руководстве тесным образом переплелись оригинальные медитации, способствующие достижению полного пробуждения. Благодаря им, человек получает возможность осуществить духовное путешествие и достичь истинного знания.
Медитация, направленная на Будду
Безответная любовь, страдания, одиночество… Есть 100% белый способ привлечь настоящую любовь в свою жизнь! Действие амулета любви уже проверили на себе многие женщины и мужчины. С его помощью вы наконец-то получите настоящие, гармоничные отношения…
Читать далее…
Грамотно выполненная медитация способствует тренировке ума. Она успокаивает душу, способствует выработке концентрации и проницательности. Одной из древних религий по праву считается буддизм, за многовековую историю которого было выработано немало полезных медитаций.
Прекрасным примером является медитация для начинающих, направленная на внутреннего Будду. Выполнять ее стоит под руководством опытного учителя, хотя никто не запрещает осваивать данную технику и самостоятельно.
Для начала необходимо принять удобную позу и постараться полностью расслабится. Далее нужно полностью сосредоточиться на собственном дыхании, визуализируя потоки воздуха, входящие и выходящие через нос.
После полного отрешения от посторонних чувств и мыслей следует визуализировать золотого Будду в виде яркой энергии и света. Когда образ Будды станет особенно ясным, необходимо произнести следующий текст:
«О, Будда! Покажи мне свою силу, способную избавить от неведения и печалей. Помоги пробудить ясный свет в уме и сердце!».
Затем следует представить 3 потока невероятно мощной энергии в следующих цветах:
- прозрачно-белый: появляется изо лба божества и проникает в голову медитирующего человека, избавляя от нервных переживаний, дурных мыслей, вредных привычек, заболеваний и обид;
- красный: излучается из горла Будды, проникая в горло медитирующего и избавляя любые проблемы с речью и наполняя ум особой мудростью;
- синий: появляется из сердца божества, проникая в самый центр груди медитирующего и наполняя сердце невероятной радостью и покоем.
Некоторое время следует принимать яркие оттенки света одновременно, после чего Будда просто растворится и исчезнет.
Благодаря представленной медитации, древние буддийские воззрения начинают работать на благо человека, позволяя воспринимать окружающий мир совершенно по-новому. И постепенно позволяют достичь небывалого духовного и физического самосовершенствования.
Медитация из сферы Дзен буддизма
Дзен является неким образом жизни, а не религией или философией. И с помощью Дзен медитации у человека появляется возможность избавиться от тягостных переживаний, внутреннего страха и обрести истинную гармонию с собой.
Дзен учит обращать внимание на самые простые вещи и стремиться к простоте, ведет к осознанию целостности и единства с миром.
И достичь этого можно благодаря широко известной позе Будды – сидение Дзадзен, заключающееся в тихом простом сидении в правильной позиции. Необходимо расположиться в позе лотоса либо полулотоса, руки положить на бедра, развернув ладонями кверху. Левая рука поверх правой, большие пальцы соприкасаются кончиками.
Макушка, шея, плечи и спина должны располагаться в одной плоскости. Рот следует закрыть и медленно дышать через нос, немного опустив глаза к полу. Важно полностью сконцентрироваться на медленном продолжительном выдохе. И постараться отбросить все лишнее и ненужное, постепенно погружаясь в нирвану.Представленная буддийская медитация, взятая из области древнейшего Дзен буддизма, позволит пережить настоящую внутреннюю трансформацию. И поможет обрести новое видение жизни и происходящих в ней событий. Достаточно медитировать по 10-15 минут ежедневно, чтобы достичь настоящего просветления.
Популярные техники медитации Дзен
Помимо представленной выше техники буддийская медитация для начинающих Дзен нередко включает и другие известные методики.
В качестве примера ниже приводится две популярные техники:
- Концентрация Хара.
Необходимо принять удобное положение тела, прикрыть глаза, расслабиться и избавиться от ненужных мыслей. Далее следует мысленно сосредоточиться на точке, расположенной чуть ниже пупка (примерно на 7 см). Данная точка является центром тяжести тела и помогает успокоить ум и стабилизировать работу тела. - Дыхание сквозь кожу.
В основе лежит мысленная визуализация дыхания. Необходимо представить, как воздух свободно проникает в тело, циркулирует по организму, а затем свободно выходит сквозь поры кожи. Постепенно граница между телом и воздухом перестанет существовать, а дыхание станет беззвучным, легким и практически незаметным.
Итог
Буддийские медитации, дошедшие до наших дней, обладают массой потрясающих свойств и эффектов. Ведь именно медитация в буддизме позволяет достичь духовного просвещения и обрести истинный путь в жизни.
Но при этом потребует тщательной подготовки и большого терпения, поскольку достичь духовного единства с божественным бывает очень непросто. И помочь в этом способен лишь опытный и знающий учитель, к которому следует обратиться в самом начале своего обучения.
Источник: //infoprivorot.ru/o-joge-i-meditacii/v-buddizme.html