< Буллинг в школе: обидчик и жертва - Психолог

Буллинг в школе: обидчик и жертва

Содержание

Борьба со школьным буллингом и моббингом: способы противостояния травле

Буллинг в школе: обидчик и жертва

Буллинг в школе – возрастающая с каждым новым поколением проблема общения между детьми. Заключается в том, что в коллективе происходит деление на агрессоров и жертв.

Агрессоры зачастую позволяют себе как моральные унижения, так и физические побои, нанося жертве психические и физические раны.

Если начать бороться с этим явлением как можно раньше, буллинг можно снизить до минимума или искоренить.

Буллинг в школе

Что такое буллинг в школе

В современные дни широкую известность получило понятие «буллинг», или травля. В век снисхождения к воспитанию детей многие люди утратили умение контролировать своих воспитанников.

Если пару десятков лет назад родитель и классный руководитель в школе имели управу на ребенка, отныне детей защищают государственные организации, куда ребенок может обратиться самостоятельно с жалобой на жестокое отношение со стороны взрослого.

Это породило вседозволенность у некоторых трудных детей, позволяющих себе оскорбления одноклассников, в связи с чем многие родители задумались над понятием буллинг в школе, как бороться с этим явлением.

Само слово буллинг происходит от английского bully, обозначающее хулиганов и задир. В нынешнее время в школе, в отдельно взятом классе, есть некий лидер, авторитет.

Вокруг него собираются прочие «смелые» ребята, и все они ополчаются против жертвы.

Последний представляет собой скромного ученика, который отличается внешними данными, социальным статусом, наличием комплексов, в чем «лидер» и его приспешники находят повод для жестоких шуток, провокаций, унижений, нередко и рукоприкладства.

Примечательно то, что жертва опасается лишний раз оказаться на виду у лидера, стараясь скрыть от учителей и родителей факт травли, даже если у него отбирают деньги, крадут вещи, бьют. Жертве буллинга нередко проще соврать, чем признаться, что над ним издеваются.

Будучи еще детьми, особенно переживающими подростковый возраст, лидеры и жертвы буллинга не способны до конца осознать последствия, к которым может привести травля.

Опыт рассказывает о случаях, когда пострадавшие от издевательств со стороны одноклассников решались как на суицид, так и на убийство обидчика.

Ребенок предпочитает пережить травлю сам, нежели сознаться родителям

Чем моббинг отличается от буллинга

Какое бывает настроение у человека — виды в психологии

Моббинг и буллинг близкие по значению понятия.

В психологии моббинг – это психологическое давление группы детей на жертву, тогда как буллинг имеет некоторое различие, совершаясь одним, более авторитетным ребенком, над другим, зачастую безобидным.

Сущность моббинга и буллинга и способы противостояния являются актуальной темой для обсуждения современным обществом.

Причины возникновения

Причины возникновение буллинга и моббинга разнообразны, причем некоторые противоречат друг другу. Выделяют три основные:

  1. Первая причина – вседозволенность. Чаще лидерами буллинга становятся дети, которым поощряют свободное поведение, без запретов. Такие индивиды позволяют себе делать колкие замечания окружающим, несмотря на их возраст, они могут ударить кого-то из членов семьи и не получить наказание, им чужды понятия равенства, щедрости и т. п.;
  2. Вторая причина – нехватка внимания. Инициаторам буллинга не хватает внимания родителей. Перебрав попытки быть хорошим учеником, показать себя с лучших сторон, суметь оказать помощь родителям в тех или иных делах, они не получают должного одобрения. Ребенок выбирает другой путь, превращая обиду в злость и изливая ее на жертву буллинга;
  3. Третья причина – копирование родителей. В семейных отношениях между родителями задиры могут рисоваться картины неравенства. Например, один из родителей позволяет себе оскорблять прочих членов семьи, а также грубо обходиться с гостями. Ребенок копирует поведение авторитетного родителя, ожидая, что ему тоже будут потакать во всем.

Недаром говорят, что поведение играющих на детской площадке ребят – это примерная картина того, что происходит у них дома. Перечисленный список причин возникновения буллинга объединяется тем, что родители могут и не подозревать об агрессивном поведении ребенка, поскольку в их присутствии он ведет себя адекватно.

Дети, воспитанные без запретов

Виды буллинга

Буллинг подразделяется на следующие виды:

  1. Вербальный. С одной стороны это самый безобидный вид травли, т. е. на словах. Однако обидчик посредством оскорблений может затронуть семью, личные качества и некоторые важные вещи жертвы. Кроме словесных оскорблений, бывают унижения, угрозы, которые способны настолько ранить ребенка-жертву, что тот замкнется в себе;
  2. Физический. Проявление агрессии переходит от слов к действиям, лидер издевок позволяет себе толкнуть жертву, дать подножку, ударить, порвать одежду и т.д.;
  3. Социальный. Проблема данного вида травли заключается в том, что группа одноклассников намеренно игнорирует жертву, а также не позволяет принимать участие в общественной деятельности, будь то групповая игра на улице, выполнение задания на уроке, а также изгнание от общего стола во время приема пищи в школьной столовой;
  4. Кибербуллинг (кибер – интернет). Самое распространенное явление кибербуллинга начинается с понятия троллинг – провокация с помощью сообщений в интернете. Так, обидчик может не только лично оскорблять жертву, но всячески издеваться над ней в сети, в том числе посредством видоизмененных, а также реальных неудачных фотографий, обидных цитат и распространением ложной информации среди большого числа пользователей.

Профилактика травли в школьной среде

В каждом образовательном учреждении должна проходить профилактика буллинга. Наиболее эффективный способ закрыть доступ к самой идее буллинга заключается в регулярных беседах о нем с раннего возраста.

Так, организация регулярных образовательных мероприятий для начальных классов, например, классный час, поможет в предупреждении буллинга. Профилактику буллинга в школьной среде проводят с помощью ролевых игр, где ученики могут на своем опыте пережить обе стороны конфликта: и задиру, и жертву.

В возрасте до 12 лет у детей только формируются моральные принципы, поэтому показать им всю негативную форму буллинга будет несложно.

Следует проводить профилактику буллинга

В переходном возрасте происходит преодоление нового этапа жизни, укрепляется программа поведения ребенка.

В данном случае следует обратиться к психологу профессионалу, поскольку он сможет подобрать правильные слова, которые сумеют воздействовать на сознание и задир, и их жертв.

Другой вариант уничтожения буллинга – проведение тренинга на тему буллинга и методов его профилактики с авторитетным человеком, к мнению которого потенциальные задиры прислушаются.

Как бороться с явлением

Правильный подход к борьбе с буллингом поможет снизить его до минимума, искоренить на ранних стадиях. Важно, чтобы классный руководитель сам знал отличия детских шалостей от целенаправленных издевок.

Тем не менее, с ребенком должны проводиться беседы, исключающие отдаленные темы, намеки. О буллинге говорят прямолинейно, отмечая, что это касается не одного или двух человек, а класса в целом.

Для того чтобы закрепить результат, не будет лишним показать процесс буллинга на примере, причем дети должны сыграть обе роли, чтобы прочувствовать эмоции задиры и жертвы.

Если задиры в классе уже занимают некое авторитетное место, то предлагается наделить их ответственностью за класс. Задира, который должен следить за порядком среди сверстников, вполне возможно пересмотрит свою позицию.

Иными словами, лидеру буллинга дают то, чего ему так не хватает: внимание и даже признание, но не за его пакости, а за хорошие достижения. Для закрепления положительного результата стоит пригласить психолога для беседы с учениками на тему того, как пресечь буллинг, как остановить детскую травлю.

Он сможет понять, как попытки снизить уровень травли повлияли на детей.

Буллинг учителей

Понятие буллинг (травля в школе) распространяется не только на учеников, но и на преподавателей. Педагогический буллинг способен отравлять работу учителей в лицах учеников и преподавателей. Буллинг учителей разделяется на несколько видов:

Учителя тоже подвергаются буллингу

  1. Скрытый и открытый. Открытый буллинг – это порча вещей, рукоприкладство. Скрытый – обсуждение внешнего вида, поведения учителя в его присутствии так, как будто его нет рядом. Нередко скрытая травля настолько болезненна, что учитель уходит из профессии;
  2. Конфликт. Ярко-выраженная борьба интересов, проявляющаяся на межличностном уровне;
  3. Непопулярность. Среди преподавателей также есть группы, например, учреждение кафедры в институте. Внутри кафедры может быть преподаватель «изгой» – новенький или приверженец иных идей, нежели его коллеги. Например, человек имеет наиболее эффективный учебный план, что делает его работу качественной, но отношения с коллегами страдают;
  4. Попытка опозорить, шейминг. Есть история, когда класс нашел в интернете фотографии из личной жизни преподавателя: женщина выложила фотографии в купальнике, поскольку была в отпуске. Поначалу из-за этого возник огромный скандал, в ходе которого преподавателя сняли с должности. Однако позже было принято решение учителя восстановить, т. к. обвинения были беспочвенны – каждый имеет право на личную жизнь;
  5. Давление. Учителя нередко страдают от того, что некто старший по званию оказывает давление в силу своего статуса, а также отсутствия должного уровня доверия.

Ответственность и наказание за участие

В современные дни родители школьников обсуждают проблему того, как остановить травлю и другие проявления буллинга.

Учитывая, что это явление набирает обороты с каждым поколением, во многих странах буллинг стал уголовно наказуемым.

В зависимости от возраста задиры, а также от способа буллинга: оскорбление, нанесение телесных повреждений, порча имущества, может взиматься штраф, причем как с родителей, так и с администрации учебного заведения.

К сведению. Легче всего пресекать издевки детей друг над другом в школе учителям.

Если они заметили подобное поведение, стоит пристыдить агрессора, заставить его принести извинения за попытки буллинга.

Делать это нужно предельно осторожно, поскольку ребенок может сильнее разозлиться и перейти к скрытым способам травли. Тогда в ход идут родители и психолог, которые должны работать с детьми над их поведением.

Иногда следует обратиться к психологу

Как помочь ребенку

Немаловажный момент заключается и в том, как помочь страдающему от буллинга в школе ребенку. Во-первых, родителям стоит быть очень внимательными к чаду, ставшему жертвой агрессивного поведения других детей.

Если он страдает от словесных нападок и оскорблений, родители как никто другой способны подобрать правильные слова, чтобы убедить свое дитя в том, что он важный человек, а также в том, что вокруг есть люди, искренне любящие и уважающие этого ребенка.

Важно научить ребенка не принимать на себя роль жертвы. Зная, что в школе есть потенциальные задиры, не стоит ругать ребенка, если вдруг у него отобрали телефон, деньги или что-то другое. Родителям рекомендуют обратиться с жалобой сначала в школьную администрацию, при ее бездействии – в правоохранительные органы.

Идти на контакт с родителями обидчика нецелесообразно, поскольку задира может копировать их поведение, либо в его семье он имеет максимум поощрения. Своему ребенку нужно уделить максимум поддержки и заботы, придавая ему уверенности в себе.

Уверенный в себе ребенок вскоре перестанет быть целью буллинга, потому что задире станет не интересно допекать такую жертву.

В процессе обучения в школе у ребенка закладываются важные навыки общения, буллинг способен подкосить чувство доверия к окружающим, равно как и нанести психологические травмы.

Очень важно следить за поведением детей, с малых лет учить их взаимоуважению, пресекать попытки буллинга. С течением времени буллинг стал насколько актуален и опасен, что за его проявления начинают наказывать, в частности, в законодательном порядке.

Буллинг – серьезная проблема современного общества, но, взявшись за решение с самых первых проявлений, ее можно искоренить.

Источник: //srazu.pro/socializacia/bulling-v-shkole.html

Что делать, если ребёнка травят в школе

Буллинг в школе: обидчик и жертва

Кто-то вспоминает школу с ностальгией, кто-то — с ужасом. Последний возникает не из-за плохих условий или скучной программы, а из-за школьной травли.

Травля, или буллинг (англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части.

При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.

Не путайте буллинг и отсутствие сотни друзей. Ребёнок может быть интровертом, замкнутым, любящим одиночество или непопулярным.

Но он не должен быть жертвой. Разница в регулярной и сознательной агрессии по отношению к ребёнку.

Относительно недавно появился ещё и кибербуллинг — это эмоциональное давление, только в интернете, особенно в социальных сетях.

Как часто это встречается?

Гораздо чаще, чем кажется. 30% человек в возрасте от 5 до 14 лет испытывали на себе насилие. Это 6,5 миллионов человек (по данным за 2011 год) . Из них пятая часть приходится на насилие в школе. Цифра не просто большая, она огромная.

Чем опасна школьная травля?

Помимо того, что травля может принимать форму физического насилия, то есть приводить к травмам, она может быть и психологической, эмоциональной. Её следы труднее заметить, но она не менее опасна.

Травля уничтожает самооценку человека. У объекта буллинга формируются комплексы. Ребёнок начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе.

Травля мешает учиться, потому что ребёнку не до занятий: ему бы в школе выжить. Травля формирует тревожные расстройства, фобии, депрессии .

И ни один человек, который прошёл через неприятие коллектива, никогда этого не забудет. Впоследствии негативное отношение к жизни в классе может перейти вообще на любую общность, а это означает проблемы с коммуникацией во взрослом возрасте.

Кто в группе риска?

На самом деле все. Для травли ищут повод, что-то, чем ребёнок отличается от других (в любую сторону).

Это могут быть физические недостатки, проблемы со здоровьем, плохая успеваемость, очки, цвет волос или разрез глаз, отсутствие модной одежды или дорогих гаджетов, даже неполная семья.

Часто страдают замкнутые дети, у которых мало друзей, домашние дети, которые не умеют общаться в коллективе, и вообще все, чьё поведение не похоже на поведение обидчика.

Исправлять какие-то особенности, ставшие поводом, бесполезно. Те, кто травит, при желании могут докопаться и до фонарного столба.

А кто, собственно, травит?

Есть два совершенно противоположных типа нападающих.

  • Популярные дети, короли и королевы со своей школьной свитой, лидеры, управляющие другими детьми.
  • Асоциальные, оставшиеся за бортом коллектива ученики, которые пытаются занять позицию королей, собирая собственный двор.

Отдельный тип агрессоров — это взрослые сотрудники школы. Как правило, учителя.

Почему травят?

Потому что могут. Если спросить уже выросших обидчиков, зачем они занимались буллингом, как правило, они отвечают, что не понимали, что делают что-то не так. Кто-то ищет оправдания своему поведению, объясняя, что жертва получала «за дело».

Исследователи приходят к выводу, что источник травли не в личности жертвы или обидчика, а в том принципе, по которому формируются классы .

Детей в школах собирают на основании одного признака — года рождения. Естественным образом такая группа никогда бы не сформировалась.

Поэтому неизбежны и конфликты: дети вынуждены общаться с теми, кого им навязывают, без права выбора.

Ситуация в школе напоминает ситуацию в тюрьме: людей насильно загоняют в одно помещение, а следить за ними должны люди, за которыми установлен не менее жёсткий контроль.

Травля — это и возможность установить свою власть в таком неестественном коллективе, и объединение обидчиков в сплочённую группу. А в любой группе ответственность за поступки размывается, то есть дети получают психологическую индульгенцию на любые поступки .

Есть только одно обязательное условие, без которого травля невозможна: попустительство со стороны учителей или молчаливое одобрение такого поведения.

Так это учителя во всём виноваты?

Нет. Дело в том, что учителя не видят травли. Нападающие умеют вести себя тихо, притворяться паиньками и издеваться над жертвой, когда этого никто не замечает. А вот жертва такой хитростью, как правило, не отличается. И если даёт ответ, попадается на глаза преподавателям.

Итог: учитель видит, как ученик нарушает порядок, но не видит, что стало поводом для этого.

Хотя нельзя отрицать проблему. Многие взрослые считают, что дети сами разберутся, что лучше не вмешиваться, что объект травли «сам виноват». А иногда педагогу не хватает опыта, квалификации (или совести), чтобы прекратить буллинг.

Как понять, что ребёнка атакуют?

Дети часто молчат о своих проблемах: боятся, что вмешательство взрослых обострит конфликт, что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг.

  • Синяки и царапины, которые ребёнок не может объяснить.
  • Ложь в ответ на вопрос, откуда взялись повреждения: ребёнок не может придумать объяснение, говорит, что не помнит, как появились кровоподтёки.
  • Часто «теряющиеся» вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда.
  • Ребёнок ищет повод не ходить в школу, притворяется больным, у него часто внезапно заболевает голова или живот.
  • Изменение пищевого поведения. Особенно нужно обратить внимание на случаи, когда ребёнок не ест в школе.
  • Ночные кошмары, бессонница.
  • Испортившаяся успеваемость, потеря интереса к занятиям.
  • Ссоры со старыми друзьями или одиночество, низкая самооценка, постоянная подавленность.
  • Побеги из дома, самоповреждение и другие виды деструктивного поведения.

Как прекратить травлю?

На самом деле, никто из исследователей не может дать рецепта, как остановить травлю. Нужно учесть, что если в школе началась травля, устранять проблему на уровне «жертва — нападающий» нельзя, потому что это неэффективно. Работать нужно со всем коллективом, потому что в буллинге всегда больше двух участников .

Весь класс и учителя — это свидетели, на которых также влияет развернувшаяся драма. Они тоже принимают участие в процессе, пусть и как наблюдатели.

Единственный способ на самом деле остановить травлю — создать нормальный здоровый коллектив в школе.

Этому помогают совместные задания, работы в группе над проектами, внеклассная активность, в которой участвуют все.

Главное, что нужно сделать, — это назвать травлю травлей, насилием, обозначить, что действия агрессоров замечены и что это необходимо прекратить. Так всё, что обидчики считают прикольным, окажется выставлено в другом свете. И сделать это должен либо классный руководитель, либо завуч, либо директор.

Как реагировать на агрессию?

Обсудите с ребёнком все случаи травли, чтобы он мог отвечать на действия обидчиков. Как правило, сценарии повторяются: это обзывания, мелкое вредительство, угрозы, физическое насилие.

В каждом случае жертве нужно действовать так, как не ожидают агрессоры.

На оскорбления всегда отвечать, но спокойно, не скатываясь в ответную ругань. Например, сказать: «А я с вами вежливо разговариваю».

Если ребёнок увидел, что кто-то испортил его вещи, нужно об этом сообщить учителю, так, чтобы услышали обидчики: «Мария Александровна, на моём стуле жвачка, кто-то испортил школьную мебель».

Если пытаются бить или затащить подальше, если не получается убежать, нужно громко кричать: «Помогите! Пожар!». Непривычно. Но дать себя избить — хуже.

Поскольку способы буллинга разнообразны, то и ответы будут индивидуальными. Не можете придумать, как быть? Спросите у специалистов-психологов, которые должны быть в каждой школе.

Что можно сделать с обидчиками?

Вариантов немного. Если ребёнка бьют, нужно обращаться в травмпункт, проходить медицинское освидетельствование, сообщать в полицию и обращаться в суд за компенсацией вреда. Ответственными за противоправные деяния будут родители и школа. Сами обидчики отвечают только после 16 лет (за тяжкий вред здоровью — после 14) .

Но если буллинг только эмоциональный, доказать что-то и привлечь правоохранительные органы вряд ли получится. Нужно немедленно идти к классному руководителю, а если учитель отрицает проблему — к завучу, директору, в РОНО, Городское управление образования. Задача школы — организовать ту самую психологическую работу внутри класса или нескольких классов, чтобы прекратить насилие.

Если я вмешаюсь, хуже не станет?

Не станет. Травля — это не единичный конфликт. Их может быть множество. Если ребёнок стал объектом буллинга, он уже не может справиться с агрессией своими силами.

Худшая политика — решить, что ребёнок сам разберётся с проблемами.

Некоторым это действительно удаётся. А многие ломаются. Дело может дойти даже до суицида. Вы хотите проверить на своём ребёнке, повезёт ему или нет?

Как поддержать ребёнка?

  • Если травля уже есть, то это повод обратиться к психологу, причём разбираться надо сразу всей семьёй. Если ребёнок занимает в семье позицию жертвы, то и в школе будет то же самое.
  • Покажите, что вы всегда на стороне ребёнка и готовы помогать ему, разбираться с трудностями до самого конца, даже если это будет непросто. Никаких предложений перетерпеть сложный период быть не должно.
  • Постарайтесь уничтожить страх. Ребёнок боится и обидчиков, и учителей, которые могут наказать его за нарушение норм поведения, если он даст отпор или пожалуется. Расскажите, что его самоуважение важнее, чем мнение одноклассников и учителей.
  • Если ребёнку не хватает возможностей для самоутверждения в школе, найдите для него такие возможности. Пусть он покажет себя в хобби, спорте, дополнительных занятиях. Нужно привить ему уверенность. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости, то есть достижения.
  • Сделайте вообще всё, что поможет поднять ребёнку самооценку. Это отдельная тема. Переройте весь интернет, перечитайте всю литературу на эту тему, поговорите со специалистами. Всё, чтобы ребёнок поверил в себя и в свои силы.

Что нельзя говорить?

Иногда родители занимают позицию, при которой их помощь становится вредной. Некоторые фразы сделают только хуже.

«Ты сам виноват», «ты так себя ведёшь», «ты их провоцируешь», «тебя травят за что-то». Ни в чём ребёнок не виноват. И у каждого из нас можно найти отличия от других, недостатки. Это не значит, что каждого могут травить. Обвинять жертву и искать причины буллинга — значит оправдывать обидчиков. Так вы встанете на сторону врагов своего ребёнка.

Есть мнение, что существует особое виктимное поведение, то есть шаблон жертвы, на которую невозможно не напасть. Даже если и так, это не повод делать ребёнка козлом отпущения. Так просто нельзя — и точка.

«Не обращай внимания». Травля — это грубейшее вторжение в личное пространство, не реагировать на такое нельзя. В какой-то момент обидчики и правда могут отстать. Не факт, что к этому времени от самооценки и от самоуважения ребёнка хоть что-то останется.

«Дай им сдачи». Рискованный совет, который ставит под угрозу здоровье ребёнка и обостряет конфликт. Если жертва пытается неумело сопротивляться, травля только усиливается.

«Что вы делаете, ему же плохо!». Этими или похожими словами пытаются утихомирить нападающих. Не старайтесь достучаться до тех, кто травит, объясняя, что жертве плохо. Так вы только докажете, что жертва слабая, а обидчики — сильные, то есть подтвердите их позицию.

Надо ли переводить ребёнка в другую школу?

Популярна позиция, что перевод ребёнка в другой класс или школу — это неудачная мера, потому что на новом месте будет то же самое. Лучше научить ребёнка вести себя по-новому, чтобы он закалял характер и мог дать отпор.

На самом деле нет. Как мы уже выяснили, травля начинается там, где у ребёнка нет права выбора коллектива. Потенциальной жертвой может стать любой. И буллинг невозможен, если педагогический состав умеет пресекать травлю в самом начале.

То есть переход в другой коллектив (например, в школу, где углубленно изучают предметы, близкие ребёнку) или к другому учителю может исправить ситуацию.

Если не удаётся решить проблему, если учителя в школе закрывают глаза на травлю, если ребёнок боится идти в школу, то смените её.

А потом уже, на новом месте и с новыми силами, ходите к психологу и учите ребёнка моральной стойкости.

У моего ребёнка всё хорошо, ему травля не грозит?

Будем надеяться, что нет, и что ваш ребёнок не будет ни жертвой, ни агрессором. Но на всякий случай помните:

  • Буллинг — распространённое явление, которое было всегда.
  • Травля растёт там, где её выращивают: в коллективе, где собраны слишком разные дети без общих целей и интересов. Стать жертвой может любой человек, так как все мы чем-то отличаемся от других.
  • Дети не всегда рассказывают родителям о травле, но без вмешательства взрослых проблему решить сложно. Устранять буллинг нужно во всём классе сразу, работать с учителями и психологами.
  • Главное — спасти детскую самооценку, чтобы это не вылилось в серьёзные психологические проблемы во взрослом возрасте.
  • Если сотрудники школы делают вид, что ничего не происходит, ищите другую школу.

Поделитесь опытом: как вы смогли остановить травлю в школе, что именно помогло? Если вы когда-то участвовали в травле, то что вами двигало?

Источник: //Lifehacker.ru/school-bullying/

Буллинг

Буллинг в школе: обидчик и жертва

Буллинг – это агрессивное поведение относительно человека, проявляющееся в насилии, травле, преследовании, терроре.

Можно сказать, что это своеобразное психологическое жестокое избиение человека, при этом менее радикальные действия, такие как сплетни, обзывания, жестокие шутки не относятся к данному виду насилия и называются моббингом.

Буллинг является неосознанной агрессией с повторяющимися актами насилия, единичные случаи ссор или игнорирования нельзя причислять к этому феномену. Но к буллингу относятся эпизоды регулярного физического избиения или мероприятия, способные довести до суицида или вызвать его попытку.

Среди подростков все чаще встречаются буллинг, травля и преследование, по данным статистики около 45% детей подвергались подобным нападениям, а 20% регулярно сами занимаются подобными деструктивными воздействиями.

Изначально буллинг предполагает неравенство сил – физических, психологических или численных, что обеспечивает острую эмоциональную реакцию со стороны жертвы и невозможность противостоять.

Обычно агрессор сильнее именно в том месте, где у жертвы слабое место – одиночек травят группами, физически слабых обижают сильные и выносливые, неустойчивых психически задирают психологические лидеры и серые кардиналы. Повторяемость насилия вызывает чувство безысходности и постепенно формирует позицию жертвы, когда человек уже не способен сопротивляться.

Школьный буллинг проявляется с начальных классов, когда старшеклассниками устраивается дедовщина и у малышей отбирают карманные деньги, обеды, игрушки, телефоны и прочее.

С возрастом к средней школе практически исчезают физические проявления, полностью уступая место психологическому террору – в ход идут сплетни, унизительное обращение и оскорбительные шутки, особенно тяжело переносится жертвами тотальный бойкот и игнорирование.

Характерным является механизм возникновения подобного поведения. Всегда буллинг начинается с одного человека, который таким способом пытается укрепить свой авторитет, повысить самооценку или просто привлечь внимание группы.

На первых этапах общество может разделиться на тех, кто поддерживает подобную линию поведения, равнодушен и тех, кто порицает и осуждает агрессора. Со временем ситуация меняется, если жертвы буллинга никак не сопротивляются происходящему и допускают продолжение насмешек.

В лучшем варианте защитники теряют всякий интерес и ведут себя равнодушно, но чаще у них накапливается раздражение относительно покорной позиции жертвы.

Что такое буллинг

Буллинг как социальное явление, возникает в тех коллективах, где личность обесценивается, а потребности в признании, принятии и понимании подвергаются существенной депривации.

В подобных невыносимых для личности условиях сначала развивается апатия, со временем сменяющаяся агрессией, как неосознаваемой попыткой сопротивления.

Если человек воспитывается и находится в условиях, где ценность человеческого достоинства всегда выше соблюдения формальных правил и не существует директивных необоснованных запретов вероятность стать буллером или жертвой стремится к нулю.

Помимо обстановки существует и ряд личностных черт, способствующих тому, чтобы стать жертвой.

Так, нападкам чаще подвергаются люди, не вписывающиеся в понятие нормы, выделяющиеся среди остальных, причем не важно, в какую сторону тип странности (одежда, поведение, таланты, вкусы, тембр голоса и прочее).

Жертвами часто становятся новые члены коллектива, которые не стремятся подстраиваться под общепринятое поведение – инициативность, дружелюбие, помощь всем окружающим могут стать причинами для агрессии, если не являются нормами в новом обществе.

Повышенная чувствительность привлекает тиранов и моральных садистов, поскольку обидеть такого человека просто и можно получить очень яркую эмоциональную реакцию. Также жертву могут создать искусственно, благодаря влиянию авторитетов.

Так происходит, когда старший (учитель, руководитель) намеренно унижает и оскорбляет человека в присутствии коллектива.

Мотивация вышестоящего может быть сугубо личной, но психология групп такова, что со временем остальные члены подхватывают разрешенную модель поведения, не имея претензий к жертве.

Вероятнее, что нападкам даже в новом месте, подвергнется тот, кто подвергался им ранее.

Большинство жертв подвергаются травле не только в школе, но и дома, обычно для них насилие является привычным, и они могут провоцировать окружающих, поскольку бережное отношение вызывает массу тревоги.

Неспособность отвечать обидчикам, стремление занять пассивную позицию, отсутствие собственного мнения или наоборот резкая конфронтация с группой (отсутствие участие в общих играх или занятия) могут спровоцировать агрессоров.

Жертвы буллинга невозможны без буллеров – насильников, обидчиков, агрессоров. Для того чтобы данные качества начали проявляться также существуют определенные предпосылки.

Первоочередная и самая важная причина находится в наиболее раннем детстве и особенностях семьи. При дефиците родительского внимания и любви, граничащего с равнодушием, неизвестны понятия запретов и авторитетов, уважительного отношения и построения органичных отношений.

Подобная ситуация вызывает много внутреннего протеста, боли, а потом и агрессии, как движущей силы изменений. Направить этот поток претензий на родителей нельзя, поэтому ищут кого-то более слабого. Такие дети ищут власти хоть в каком-то кусочке своей жизни, а буллинг дает власть еще и над жизнью и настроением других.

Это своеобразный способ получения доказательств своего превосходства и значимости, движимый психологическим травмами и нарциссическими чертами личности.

Буллерам характерно полярное мышление и разделение мира на черное и белое, точно так же и люди в нем либо с ними, либо против них.

Присутствуют частые негативные отзывы об окружающих и тщательность в выборе контактов, причем критерием будет служить то, насколько человек достоин внимания агрессора, как высшего и значимого.

Но, не смотря на безапелляционность, все агрессоры боятся поражения, поскольку в случае очень многое стоит на кону – для этого они выбирают в жертву не того, кто объективно слабее, а того, кто не сможет ответить.

Последствия буллинга невозможно игнорировать, причем они касаются всех участников процесса. Наиболее известны случаи, когда жертва совершает самоубийство, что вызвано неспособностью найти выход из ситуации и невозможностью терпеть издевательства.

Еще одним способом ухода от ужасающей действительности является алкоголь и наркотики, которые жертва может начать употреблять для снятия психоэмоционального напряжения. Кроме этого возможны регулярные прогулы, снижение интеллектуальных и мнестических показателей, продуктивности работы.

Могут появиться неврологические нарушения, проблемы со сном и аппетитом, психологические проблемы, требующие вмешательства специалиста.

У жертв повышается тревожность и депрессия, иногда, доходящие до клинических случаев, регулирующийся медикаментозно.

Присутствуют нарушения в межличностных отношениях, стремление к одиночеству, неспособности конкурировать в профессии. Это приводит к ограничению контактов и выбору сфер деятельности вне коллектива.

Кроме того буллинг способствует психосоматическим расстройствам, нарушениям в работе сердца, проблемам с питанием.

Для агрессоров буллинг также имеет множество негативных последствий. Наиболее частым оказывается социальная нереализованность, поскольку выбранные пути достижения результата не работают во взрослой жизни.

Трудности в общении связаны с всеобщей ненавистью – в семье это тираны, в карьере успех достигается любыми путями, что не способствует формированию теплых отношений.

Тирания может привести к личностным нарушениям патологического спектра.

Буллинг в школе

Школьный буллинг имеет градацию тяжести и проявлений. Наиболее серьезным, заметным и ведущим за собой не только психологические нарушения является физический буллинг.

При нем жертва регулярно подвергается физическому насилию, избиениям, членовредительству.

Примерами такого могут быть привычные дерганья за косички или толкания в коридоре, а могут быть и крайне жестокие проявления, такие, как ломание пальцев, нанесение порезов, выжигание кожи и прочее.

Поведенческий буллинг может иметь пассивную форму, к которой относится игнорирование личности, бойкот, изоляцию от общественной жизни коллектива. К активной форме относятся шантажи, вымогательства (обычно денег, телефонов), распространение сплетен и намеренное создание негативных условий (порча вещей или их кража, закрывание в шкафах или темных комнатах).

Самый легкий вариант – это вербальный буллинг, который проявляется в оскорблениях, насмешках, унижениях, возможно проклятиях.

С развитием технологий появилось новое понятие кибербуллинга, когда издевательства происходят в сети, где жертве могут присылать оскорбительные или угрожающие письма, а также выкладывать фото и видео (реальные или смонтированные), призванные унизить достоинство человека.

Первопричин у школьного буллинга две: родительская семья и учителя. Модели поведения, принятые между родителями, их отзывы относительно окружающих, способы решения конфликтов впитываются детьми и в дальнейшем воспроизводятся в школе. Влияет и степень удовлетворенности личностных потребностей самого ребенка.

Множественные комплексы, недостаток внимания и любви могут приводить к возникновению буллинга. Это касается, как формирования поведения жертв, так и агрессоров – родительские сценарии могут учить прятаться и страдать или сопротивляться и манипулировать.

Наличие психологических травм может заставить ребенка причинять вред другим, привлекая к себе внимание или покоряться издевательствам, считая это нормой.

Источник: //psihomed.com/bulling/

В школьной травле страдают все: жертва, насильники, свидетели, учителя | милосердие.ru

Буллинг в школе: обидчик и жертва

Проблему вновь решает НКО. в 2017 году президентский грант на антибуллинговую программу получил фонд «Галчонок». Программа готова к запуску и приглашает к обучению заинтересованных учителей и родителей.

Буллинг (от англ. bullyng – запугивание) – систематическая травля более слабого более сильным или коллективом. Может проявляться как в физическом преследовании (бьют, отбирают, портят вещи), так и в моральном давлении (демонстративное неуважение, насмешки, бойкот).

«У нас буллинга нет?»

Осенью 2017 года вся страна с ужасом смотрела в новостях видео, снятое в подмосковной Ивантеевке. Девятиклассник, которого травили в классе, в отместку выкрал у отца травматический пистолет и устроил расправу прямо на уроке информатики. Пострадала учительница, которую позже прооперировали, и несколько учеников, выпрыгнувшие из окон.

В феврале 2018 Наталья Цымбаленко, мама шестиклассника Пети, опубликовала в соцсетях рассказ о том, как ей в одиночку пришлось разрешать проблему травли в одной из хороших гимназий.

В течение полутора лет одноклассники постоянно вымогали деньги, били её сына. Классный руководитель не вмешивалась и уговаривала маму молчать, потому что «дети не любят стукачей», родители обидчиков пытались свалить вину на самого Петю.

Кроме Пети, жертвами травли стали другие ученики.

Мама обратилась к психологу, в милицию, прокуратуру, Департамент образования и к региональному уполномоченному по правам человека. После этого в ситуацию вмешалась дирекция школы, и обстановка в классе нормализовалась в течение трёх месяцев.

Когда буллинг запускает учитель

Про школьную травлю хотя бы что-то знают все. Однако в представлении большинства наших соотечественников травля – это когда озверевшие подростки, собравшись группой, избивают одноклассника, снимая происходящее на телефон. Часто подобные ролики проникают в соцсети.

Однако на самом деле травля начинается много раньше. А вот виноваты в школьной травле бывают зачастую…учителя.

Людмила Петрановская, психолог: «Если учитель демонстрирует пренебрежительное отношение к каким-то ученикам, другие дети могут воспринять это как сигнал к буллингу.

Если учитель регулярно даёт понять, что какой-то ребёнок ему мешает, раздражает, создаёт классу проблемы, без этого ребёнка было бы лучше, дети, особенно в начальной школе, (поскольку по возрасту они ещё очень лояльны педагогу и взрослому) эту установку легко подхватывают.

Дальше, даже если учитель всё это давал понять намёками, дети могут перейти к активным грубым действиям. По моим наблюдениям, подавляющее большинство случаев буллинга в начальной школе были, осознанно или не осознанно, инспирированы учителями. У более старших детей всё сложнее».

Ирина Пудовинникова, педагог, сотрудник фонда «Галчонок», соавтор программы «Травли.нет»: «Я работала в школе пять лет. И только когда начала сама участвовать в программе, стала вспоминать случаи, когда выделяла в классе детей, которые не успевали или отличались в поведении. Тем самым я могла дать другим детям повод их унижать. Сейчас я понимаю, что так делать нельзя».

Вот так. И никаких «Вася, ты задерживаешь весь класс!»

Учитель — жертва буллинга

Людмила Петрановская, психолог. .com

Но бывает и так, что учитель сам становится объектом травли:

Людмила Петрановская: «Школа – единый организм, и нездоровые отношения могут распространяться как инфекция. К сожалению, в образовательной системе в целом насильственное отношение к педагогам стало сейчас нормой. Они чувствуют себя неуважаемыми и незащищёнными, и человеческим конструктивным взаимоотношениям с учениками это не способствует».

Кого могут травить?
Ребёнка в классе – другие дети.Ребёнка в классе – другие дети с подачи учителя.Ребёнка, который чем-то отличается, либо ребёнка, который просто оказался в неудачное время в неудачном месте.Учителя – дети в классе (авторитет фигуры педагога теперь упал, зато появились новые технологии, когда за учителем можно следить, например, в соцсетях).

Учителя – его коллеги и руководство школы.

Страдают все

Людмила Петрановская: «Ситуации группового насилия влияют на всех – и на инициатора, и на жертву, и на массовку, и на свидетелей. Задействуются очень глубокие стрессовые реакции.

Жертва страдает напрямую, в худшем случае у неё может сложиться впечатление «со мной так и надо», «я недостоин быть в обществе». Либо «людям нельзя доверять, и стоит в любой момент ждать нападения».

У насильника возникает иллюзия, что насилием всегда можно укрепить своё положение в группе. Став взрослыми, такие люди часто оказываются в изоляции – с ними никто не хочет общаться.

Свидетели бывают очень напуганы случившимся, им страшно оказаться в роли жертвы. Они переживают и внутренний конфликт – испытывают чувство стыда и вины за то, что не заступились за жертву.

Кстати, так травмированы бывают учителя, вожатые, родители – буллинг больно бьёт по всем».

Особенные дети — в зоне риска

Широкий резонанс вызывают обычно дела о травле детей с особенностями в инклюзивных классах или о травле среди старшеклассников (подростки, как правило, есть в соцсетях, и действие активно перекидывается туда, становясь достоянием общественности). Однако зона самого большого риска, как выяснилось, находится не там.

Травля может возникнуть при появлении в классе ребёнка с особенностями, если инклюзия в классе ничем не обеспечена – учитель не умеет работать с особенным ребёнком, и ставит ему обычные задачи.

Ещё в зоне особого риска – пятые-шестые классы, так как в это время часто происходят переходы детей из класса в класс, коллективы складываются заново. В старших классах, как правило, ситуация спокойнее — там коллектив давно сложился, и отношения устоялись.

Людмила Петрановская: «По поводу школьной травли сложно собрать статистику. Есть зарубежные исследования, которые говорят, что в каждый отдельный момент времени подвергаются буллингу 5-10% детей. За всё школьное детство в роли жертвы бывают 30-40% детей, а участниками или свидетелями – подавляющее большинство».

Частная школа – защита от буллинга?

Но, может быть, просто стоит перевести ребёнка в «хорошую школу»? Например, в частную.

По данным исследования по буллингу, которое проводила группа специалистов ВШЭ под руководством Даниила Александрова в школах Калужской области,

реже всего буллинг встречается в сельских школах. Там маленькие классы и все друг друга знают.

Частная школа, где у учеников большие амбиции, где коллективы часто меняются, дети разобщены, и у каждого большие задачи на учёбу – наоборот, — благоприятная почва для травли.

Что провоцирует травлю?

Прозвища, негативные акценты на отличиях отдельных детей. («Ира — толстая». Ира – корова».) Это вроде бы всем понятно. Но есть и такие способы запустить буллинг, которые очевидны не всем.

НЕЛЬЗЯ наказывать агрессора, нельзя выделять и активно поддерживать жертву (роли в классе меняются, если сегодня из класса уйдёт одна жертва, завтра выберут другую).

Людмила Петрановская: «Бороться с травлей конкретного ребёнка смысла нет – если правила группы допускают травлю, перестанут травить одного, но начнут другого. Нужно менять сами правила».

Как действовать правильно

Необходимо понять причины поведения агрессора и предоставить ему альтернативу. Например, если агрессивным поведением ребёнок добивается общего внимания, надо найти ему поручение, за выполнение которого его оценят.

Вывести ребёнка-жертву травли из-под удара можно, сделав его экспертом в чём-то. Например, новичок, у которого проблемы с учёбой, в то же время может играть в хоккей. Как только дети об этом узнают, он становится им интересен в этом новом качестве.

Нужно развивать контакты и взаимоотношения детей в классе, в том числе, выводя их за сферу учёбы. Дети узнают друг друга с разных сторон, это может помочь установить дружеские отношения.

Могут ли дети «разобраться сами»?

Ещё одно вреднейшее заблуждение, которое существует по поводу школьной травли, — «это ваши детские дела, вы должны разобраться сами». Увы, в ситуации травли дети сами не разберутся.

Людмила Петрановская: «Про подростков ещё можно сказать, что им проще разобраться самим – если, конечно, травля не переходит в крайние формы насилия и если ребёнок не находится в нестабильном состоянии.

Младшие самостоятельно противостоять групповому давлению неспособны. В ситуации травли иногда ломаются даже взрослые.

Поэтому ждать, что «дети разберутся сами» несправедливо.

В школьный класс ребёнок не просился – то, что ребёнок по нескольку часов в день находится именно с этими детьми, удобно школьной администрации для организации учебного процесса.

Ожидать, что в этих условиях ребёнок сможет противостоять травле, — нереалистично. В начальной школе это невозможно вообще, в средней – возможно только при большом везении.

Поэтому работа с буллингом – это работа взрослых, которые объединяют детей в группы.

Они должны следить за развитием, динамикой отношений в них так, чтобы эти отношения не становились для детей опасными».

Почему в школах не справляются с травлей

В программах педвузов нет лекций по медиации и групповой динамике – предметам, которые учат смотреть на детей как коллектив, наблюдать изменяющиеся отношения в этом коллективе и управлять ими. Теперь эту информацию вместе с умениями можно получить в программе «ТравлиНет», разработанную фондом «Галчонок».

Как работает программа «Травли.нет»

Фонд «Галчонок» уже четыре года занимается поддержкой инклюзивных школ, с ним работают четыре пилотные школы. Антибуллинговая программа и началась с опыта работы инклюзивных школ, где появление в классе ребёнка с особенностями могло вызывать напряжение. Но позже стало понятно, что опыт можно распространить на другие школы, в том числе неиклюзивные. Так появился сайт Травли.нет.

Основная цель программы – профилактика. Со случаями уже случившегося буллинга надо работать очно, с привлечением психологов, иногда – прокуратуры и судов. Сейчас у фонда такой возможности нет.

Программа «Травли.нет» предлагает школам установочные лекции для учителей вместе со сбором мнений: кто-то жалуется на проблемы с детьми, кто-то на отношения в коллективе.

Заинтересованных темой учителей школа делегирует на курсы повышения квалификации (четыре тренинга по 3 часа в ИРСУ (Институте развития семейного устройства)). Предлагается и супервизия с психологом раз в месяц, где учитель сможет обсудить с ним возникшие проблемы.

Школу обеспечивают методическими пособиями, с самой новой информацией по теме буллинга. Разрабатывается возможность обратной связи через сайт фонда.

Для регионов планируется делать франчайзинг – устраивать несколькодневные интенсивы для специалистов сертифицированных психологических центров. После этого они будут партнёрами программы и будут работать со школами на местах.

Кому адресована программа «Травли.нет»

Учителям и администрации школ, школьным психологам.

Родителям — в форме открытой лекции на любых площадках, готовых принять фонд.

Школьникам – от самых младших до старшеклассников в форме мультфильмов и беседы.

Кто будет учить

Психологи Института развития семейного устройства, звёзды (например, актёры сериала «Молодёжка», которых дети легко узнают и внимательно слушают). Звёзды рассказывают о собственном опыте школьного буллинга и выходе из него.

Источник: //www.miloserdie.ru/article/v-shkolnoj-travle-stradayut-vse-zhertva-nasilniki-svideteli-uchitelya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.