< Что делать с детскими страхами - Психолог

Что делать с детскими страхами

Содержание

Детские страхи: реальные и вымышленные. Как помочь ребенку победить свой страх

Что делать с детскими страхами

Почему ребенок боится оставаться дома один, пугается проходящей мимо собаки, не может уснуть в темноте, а порой твердит о какой-то «бабайке», которая, якобы, поселилась в шкафу? Откуда берутся детские страхи? Как понять, что именно приводит в ужас малыша, и как помочь ему победить свои страхи? Такие вопросы рано или поздно задает себе каждый родитель…

Если коррекции детских страхов не уделить должного родительского внимания, этот «кошмар» может вырасти вместе с ребенком и в итоге увеличиться до размеров опасной взрослой фобии…

Какими бывают детские страхи

Психологи уверяют, что 95% иррациональных страхов, которые испытывают взрослые люди в своей ежедневной рутинной действительности, «растут» из детства.

Это некие обстоятельства или эмоции, с которыми мы столкнулись, скорее всего, в возрасте около 4-6 лет (возраст, когда наиболее интенсивно развивается центральная нервная система у ребенка), и которые по тем или иным причинам мы не смогли вовремя и адекватно перерасти, пережить и эмоционально «отработать».

Интересно, что детские страхи (как, впрочем, и взрослые) можно условно разделить на несколько типов:

  • Нулевые страхи.
  • Реальные (иначе говоря – рациональные, логически объяснимые страхи).
  • Иррациональные страхи (иногда их также именуют невротические, но пусть это слово не пугает вас раньше времени).

Ясное дело, что в научных справочниках по медицине и психологии классификация страхов представлена куда более витиевато и подробно, но для общего понимания, откуда у ребенка вдруг взялся страх темноты, или «завелся» некрасивый «бабайка» под кроватью, и нашего «примитивного», упрощенного списка вполне хватит.

Страх время от времени испытывает каждый человек – это абсолютно нормальная реакция организма, которая нередко бывает продиктована ни чем иным, как инстинктом самосохранения. Если ваш ребенок иногда чего-то пугается – это совершенно нормально. А вот если ребенок ведет себя наоборот: никогда ничего не боится, не пугается даже в моменты объективной опасности – вот это должно родительское сердце насторожить. Как правило, полная неспособность испытывать страх говорит о серьезной патологии в работе мозга ребенка.

Но страх страху – рознь. Расскажем о них подробнее!

Нулевой страх – самый «простой», короткий и понятный. Его природа всегда одинакова и у детей, и у взрослых (и даже у большинства животных).

Легче всего понять его на подобном примере: неожиданно раздается громкий резкий звук (хлопок, выстрел, звук падения или удара, громкий крик), и мы все мгновенно вздрагиваем, делаем быстрый глубокий вдох, подпрыгиваем или инстинктивно приседаем и т.п.

Как правило, следующей реакцией за нулевым страхом будет либо такая же мгновенная стабилизация эмоций, либо физический порыв – например, убегание.

Нулевой страх всегда внезапный, но как только наш мозг находит ему хоть какое-то объяснение, он тут же перерастает в другие реакции – мы успокаиваемся (если понимаем, что никакой угрозы нет), или убегаем, прячемся, пытаемся себя защитить и т.п. Нулевой страх присущ практически всем живым существам, он обусловлен эволюцией и инстинктом самосохранения.

Вторая категория – это реальный страх. В нем тоже нет ничего необычного или тревожного с родительской точки зрения. Скорее, наоборот – опасаясь и пугаясь потенциально опасных вещей и обстоятельств, ваш ребенок тем самым защищает себя, и это совершенно нормально.

Страхи этого типа приобретаются нами с опытом и знаниями, и, как правило, влияют на нашу жизнь скорее положительно, нежели негативно.

Например, ребенок может бояться слишком крутой и высокой снежной горки, потому что он уже набивал себе шишки на горках поменьше и знает, каково это… Или, скажем, ребенок может бояться больших собак, потому что однажды ему уже довелось пережить нападение и укус собаки… Страх вполне реальный, и причина его возникновения совершенно логична.

А вот когда ребенок до дрожи в коленках боится собак (любых, даже нарисованных!), но при этом в его жизни никогда не случалось никакого негативного инцидента, связанного с собаками – вот такую реакцию психологи называют иррациональным страхом. У такого детского страха нет логической причины и рационального объяснения.

Более того – зачастую под «маской» иррационального детского страха скрывается совсем другая эмоция, которую ребенок в силу разных причин не может адекватно выразить, проявить. Именно поэтому родителям крайне важно уметь понимать детские страхи.

К иррациональным детских страхам также относят и боязнь всевозможных выдуманных существ: все «бабайки», «серые волчки», «злые милиционеры», все монстры и сказочные персонажи – это все герои именно иррациональных детских страхов.

Дальше речь пойдет уже конкретно об иррациональном детском страхе – ведь именно он всегда кажется родителям таким странным, нелепым, и «ерундовским», хотя на самом деле он заслуживает огромного родительского внимания, терпения и участия. А иногда – и серьезной помощи психолога.

Чего бояться дети чаще всего и откуда берутся эти детские страхи

К пятерке наиболее распространенных иррациональных детских страхов психологи относят:

  • Страх темноты
  • Страх оставаться в одиночестве (или просто “без мамы”)
  • Боязнь собак
  • Боязнь выдуманных существ
  • Боязнь насекомых и мелких грызунов

Очевидно, что найти простое и логичное объяснение для иррационального детского страха невозможно – его не существует.

Дети панически боятся выдуманных монстров, безобидных мышей или остаться на 3 минуты одному в комнате совсем не потому, что на них в реальности нападали монстры в компании полчища грызунов или однажды, пока мамы не было в комнате, этого ребенка кто-то украл или сильно обидел. Отнюдь!

В подавляющем большинстве случаев за детским иррациональным страхом скрыта другая эмоция – очень для ребенка важная, но по каким-то причинам не реализованная.

Дефицит какой-либо эмоции (например, от нехватки родительского внимания, любви, защиты, заботы, поддержки, а иногда – и из-за не «высказанной» злости и агрессии) детская психика нередко трансформирует в иррациональный страх – именно с его помощью ребенок и пытается дополучить нужные ему родительскую любовь, сочувствие, внимание, защиту и т.д. 

В этом случае «лицо» страха (то, чего конкретно боится ребенок – монстров, или пауков, или привидений) играет уже второстепенную роль. Гораздо важнее разобраться в том, какой именно эмоциональный дефицит испытывает ребенок.

Второй же распространенной причиной возникновения детских страхов являются… сами родители. Вспомните, как часто вы грозите своему ребенку – злобным дядей полицейским в случае непослушания, серым волком и Бабой Ягой, «собакой-кусакой» и т.п.

У детей, даже у маленьких, чрезвычайно хорошо развито воображение – вы оглянуться не успеете, а малыш уже сам себе в деталях дорисовал все «ужасы» того или иного персонажа, которым вы его пугаете.

Это для вас Баба Яга – вымышленная нелепая старушенция из сказки, а для ребенка она вполне может стать реально существующим объектом, от которого исходит прямая угроза. Вот малыш и начинает ее бояться…

Как помочь ребенку «победить» его детский страх

Самое главное, что должны для себя уяснить родители – детские страхи нельзя игнорировать, над ними нельзя смеяться и подшучивать, а также нельзя провоцировать ребенка «победить» свой страх каким-то «геройским» поступком.

Иными словами, если ваш ребенок панически боится воды и наотрез, со слезами на глазах, отказывается идти с вами купаться в море, категорически неправильно брать его на руки и со словами «не будь трусом!» затаскивать его в воду против его воли.

Таким «макаром» детский страх нельзя нейтрализовать, а можно только усилить и укрепить.

Точно также нельзя реагировать на монстров, «барабашек» или приведений, на которых вам жалуется малыш, словами: «Какая ерунда! Да их не существует! Ну ты же умный мальчик, и хватит выдумывать чепуху…».

Пытаться переубедить ребенка, приводя ему в качестве аргументов реальные факты, тоже малоэффективно.

Говоря «Это глупо! Такие маленькие пауки не могут съесть человека», вы попросту зря тратите время – на то он и иррациональный страх, что против него любая очевидная правда жизни совершенно бессильна. Так что же делать? Как помочь ребенку избавиться от его детского страха?

На самом деле существуют довольно простые, но при этом (вы не поверите!) весьма мощные механизмы «работы» с детскими страхами. Вот некоторые из них:

  • 1 Подробно поговорите с ребенком о его страхе. Важно, чтобы при этой беседе вы оба были в спокойном и приятном расположении духа. Ведь одно дело разговаривать с малышом, сидя в автобусе (где вы спешите, отвлекаетесь, и где вас окружают чужие люди – все это создает стрессовый фон для подобного разговора)… И совсем другое дело «по-дружески поболтать» с ребенком на собственной кухне, когда вы оба никуда не торопитесь, а просто сидите и с наслаждением пьете чай с кусочком торта… Во время разговора обязательно проявляйте участие, искренний интерес и сочувствие. Выражайте поддержку своему ребенку, в том числе и тактильно – погладьте по спинке, обнимите и т.п.
  • 2 Предложите ребенку нарисовать свой страх. И пока он рисует – продолжайте с ним разговаривать. Задавайте вопросы, подавайте карандаши – одним словом, активно участвуйте и помогайте. Вы удивитесь, какой «терапевтической» силой обладает обыкновенное человеческое общение, рисование и сочуствие.

Вы удивитесь, как быстро будет “уменьшаться” детский страх в то время, пока вы с теплотой и участием будете его обсуждать вместе с ребенком, а также рисовать. Старайтесь привнести в это занятие позитивные “ноты” и максимальное душевное участие…

  • 3 Обязательно расспросите ребенка о том, что делает его страх. Поговорите именно о действиях. Это очень важный момент! Как правило, он может подсказать наблюдательному и любящему родителю, какой именно эмоциональный дефицит скрывается за детским страхом. Например, вы уже выяснили в разговоре с малышом, какой недобрый и неприглядный монстр живет у него под кроватью, и даже помогли ребенку его нарисовать, а теперь выясните – что именно это подкроватное чудище делает? Чего именно боится малыш? Что его схватят и утащат в подземелье и он больше никогда не увидит маму? (Вполне вероятно, в этом случае ребенок нуждается во внимании и в общении со стороны своих родителей). Монстр хочет откусить его ногу или руку, или даже съесть его целиком? (Здесь, вполне возможно, спряталась не выраженная агрессия или злость. Постройте вместе с ребенком снежную крепость, а потом вместе же ее и разрушьте – со смехом и улюлюканьем, от души! Или возьмите ворох старых газет и журналов и попросите ребенка помочь вам их порвать на мелкие кусочки… И тому подобное. Такие сенсорные способы «скинуть» подавленную агрессию очень эффективны в борьбе именно с «кровожадными» детскими страхами).
  • 4 Наконец, самая веселая «терапия» против детских страхов – придумайте способ поиграть в него вместе с ребенком! При этом очень важно время от времени меняться с ребенком ролями. Старайтесь как можно «ближе к тексту» проигрывать те действия, которые вы обсудили с ребенком  в пункте 3. Например, ваш малыш боится до жути, что в полумраке комнаты на него из шкафа выскочит и набросится немыслимых размеров паук. Проще простого! Сперва вы изображайте паука, весело выскакивая из шкафа с вешалками подмышкой и «страшным» «р-р-р-р», затем отдайте эту роль вашему ребенку – пусть он сам побудет своим же страхом, своим же монстром. Такие игры очень хороши в работе с детскими страхами, героями которых являются вымышленные существа – изображать их так весело!

Играя вместе с малышом в его детские страхи, вы помогаете ему не только избавиться от них, но и восполняете дефицит общения со своим ребенком.

  • 5 В случаях, когда ребенок боится темноты или одиночества, никогда не стремитесь «приучить» его к этим вещам. Так вы можете сделать детский страх еще более острым и глубоким. Наоборот – проявите всю ту родительскую любовь, ласку и поддержку, на которую только способны. Позаботьтесь о своем ребенке! Он боится засыпать один? – Посидите рядом и почитайте добрую сказку. Он не может быть в темноте? – Поставьте в детскую симпатичный ночник с мягким светом и пусть он горит, пока малыш не уснет. В подобных ситуациях страх трудно «обыграть», но зато его можно перерасти. В возрасте 2-3 лет дети часто боятся темноты или оставаться «без мамы», но уже в 4-5 лет эти же дети, благодаря своим любящим и терпеливым родителям сами гасят свет, ложась спать, и без слез отпускают маму на работу по утрам…. 

Вряд ли вы встретите ребенка, который бы ничего не боялся: «без звука» засыпал в темной комнате в полном одиночестве, не выдумывал страшных «кровожадных» историй про вампиров в шкафу и не опасался бы пауков под кроватью и т.п.

Детям свойственно испытывать страх ничуть не меньше взрослых.

Правда, зачастую под «маской» детского страха скрывается отчаянный призыв о помощи – ребенок пытается дать вам знать, что ему не хватает любви, защиты, родительского внимания и тепла… 

Ни один адекватный и любящий родитель не проигнорирует этот призыв. А что с ним делать – мы вам уже рассказали. Если же вам понадобятся более подробные и специфические инструкции – никогда не стесняйтесь обратиться за помощью к детским психологам.

Источник: //www.woman.ru/kids/evolution/article/80911/

Как избавить ребенка от детских страхов, причины возникновения, лечение

Что делать с детскими страхами

Знакомая ситуация, когда ребёнок боится темноты, пустой комнаты, непонятного шума. Чаще боятся дети с двух до 8-9 лет, многого еще не знающие и не понимающие, поэтому домысливают самостоятельно.

Страхи – это инстинкт уберечься, у малышей никак не связаны с опасностью, это фантазии.

Сильные детские переживания, испытываемые часто, перерастают в невротические заболевания, проявляющиеся у взрослого человека.

Что лежит в основе детского страха

Испытывают страх чаще эмоциональные и чувствительные дети на фоне отношений с взрослыми членами семьи или возможного заболевания нервной системы.

Причины:

  1. Если ребёнок испытал испуг и болевое ощущение, он боится повтора. Ухудшается состояние в том случае, если от взрослых исходят частые напоминания.
  2. Ограждение от самостоятельности запугиванием или запретами.
  3. Услышанный разговор о смерти, убийстве, пожаре или увиденное действие на экране.
  4. Семейные ссоры, если малыш понимает, что он – причина конфликта.
  5. Нет контакта с детьми, отсутствие друзей.
  6. Родители запугивают Бабайками и страшилками.
  7. Излишнее беспокойство мамы с папой.
  8. Агрессивные, часто наказывающие, родители.
  9. Психическое заболевание.

На создание благоприятных условий для детских страхов влияет также:

  • когда мама в семье главная, и/или если она рано заканчивает декретный отпуск;
  • если малыш в неполной семье или единственный ребёнок;
  • родители старше 35-40 лет.

Не последнюю роль играет какой-либо конфликт или стрессовая ситуация, когда мама была беременной.

Симптомы страха в зависимости от возраста

Условно по возрасту можно разделить так:

  • 0-6 месяцев: вздрагивание, запрокидывание рук, общее напряжение, беспокойство, плач.
  • С 8 месяцев до полутора лет детки боятся чужого человека.
  • С 7 месяцев до 3-х лет: беспокойство, если рядом нет мамы.
  • С 2-х лет пугают высота, боль, резкие звуки. А также огонь, одиночество, чужая собака, движущаяся машина.
  • В 3 года дети боятся наказаний за поступки, нелюбви родителей.
  • 4-х летних малышей продолжает пугать боль, темнота, открытое или замкнутое пространство, осуждение взрослым. Кроме этого пугают сказочные, вымышленные существа.
  • 6-летки боятся заболеть, попасть в аварию, катастрофу и умереть.
  • Младшие школьники и подростки испытывают страх за получение отрицательных отметок, публичного выступления, осмеяния, осуждения, отвержения.

Боязнь ребёнка видно по изменившимся поведению и эмоциям. Он проявляет тревожность, часто плачет, избегает страшного объекта или ситуации. Сон становится беспокойным, дочь или сын плохо ест. Чувство страха даже вызывает боль в сердце, мышцах, суставах, или болит голова.

Как помочь в избавлении от страха

Родители поступают неправильно, когда говорят мальчику, что мужчины ничего не боятся. При правильном и здоровом развитии боязнь в меру – это нормально, в 16 лет страхов уже нет.

Советы при частых страхах у пугливых детей:

  1. Избегать наказаний за боязнь.
  2. Не смеяться и не говорить, что малыш притворяется, не называть страх глупостью.
  3. Нельзя заставить насильно сделать то, чего ребёнку сделать страшно.
  4. Запретить просмотр страшных фильмов и чтение книг.

Почему возникают невротические страхи, требующие лечения:

  • Под влиянием психического потрясения, жестокости, травмах, тревожности взрослых, семейных ссор;
  • Ситуация, вызвавшая ужас вместо страха;
  • Затяжной страх, который нарушил состояние организма;
  • Упорное уклонение от ситуаций, вызывающих боязнь.

Правильная помощь:

Чувствуя страх, ребёнок думает, что это опасность. Взрослые настойчивыми расспросами о причине только обостряют и закрепляют проблему.

Стоит дождаться добровольного рассказа или узнать наводящими вопросами. Выслушав, успокоить и объяснить, что мама рядом, его любят и защитят. А малыш, после выплёскивания эмоций, быстрее успокоится.

Помощники – дополнительные защитники: любимые игрушки, детское оружие, одеяло, фонарик. Стоит научить правилам, объяснив, что они помогают.

Совместное чтение и просмотр мультиков, где страх становится вымыслом. Помогает справиться с боязнью придумывание сказок с превращениями злого персонажа в доброе существо. Рисуйте с ребёнком страх, уничтожьте его.

Вовремя укладывайте ребёнка спать, сопровождая придуманным ритуалом – чтение перед сном, укладывание игрушек или другое.

Малыш, заранее подготовленный к посещению детского сада или дошкольник к учёбе в школе, не испугаются нового общества и обстановки.

Труднее справиться с собственными страхами и не показывать их сыну или дочке. Если ребёнок видит, что нет ничего страшного, то и не будет бояться.

Справиться с боязнью посещения доктора поможет игра в больницу, а не бояться темноты – игра в разведчика. Чаще хвалите за смелость и сообразительность.

Беспокоить должны ситуации со страхом после 10-летнего возраста. Это предпосылки к тяжёлым неврозам, возможная наркомания и алкоголизм с возрастом.

Диагностирование

Детские психологи, психотерапевты, психиатры определяют силу страха после того, как познакомятся и установят контакт с ребёнком. Малыш в ходе беседы рассказывает о переживаниях и о том, когда они появляются. Подростки самостоятельно заполняют опросные листы.

Часто психологами применяется рисование, как тест или выслушивание отношения к героям сказки или рассказа.

Как лечатся детские страхи

Вылечить невроз помогает домашняя обстановка, создание ощущения покоя, безопасность.

С ребёнком работают психотерапевты, психологи и психиатры методами, направленными на устранение негативных эмоций – беспокойства, тревоги, боязни. Например, сказкотерапия, рисование, лепка страха и его уничтожение.

Доктор встречается с родителями, выясняет причины детского страха, внутрисемейные отношения. Беседует по методам воспитания малыша и корректирует поведение взрослых.

По необходимости назначаются лекарственные средства в виде анксиолитиков и седативных препаратов.

Профилактические меры

Избежать устойчивых проявлений боязни у ребёнка помогут правила:

  1. Обеспечьте малышу достаточное время для прогулок, творчества. Не запрещайте общаться с друзьями.
  2. Не стоит пугать дядькам, милиционерами, волком, Бабаем.
  3. Чаще организуйте семейные добрые игры, будьте ребёнку другом.
  4. Перед сном успокоить, показать, как любите малыша, устранить обиды.
  5. Стараться кормить за 1,5-2 ч до сна.
  6. Ни под каким предлогом не закрывать в незнакомое темное помещение.
  7. Доверять друг другу, не применять физическую силу, скрывать собственный страх.

Изначально в идеале нельзя планировать беременность на время экзаменов, защиты диссертации или диплома.

Источник: //mirokru.ru/kak-pomoch-rebenku-spravitsja-detskimi-strahami/

Как побороть даже сильные детские страхи

Что делать с детскими страхами
В рамках совместного проекта канала TiJi и «Академии Монсиков» Виктория Шиманская, психолог, автор книг и специалист по развитию эмоционального интеллекта детей, провела вебинар «Страхи у детей. Как помочь ребенку?».

Мы прослушали ее лекцию и делимся с вами интересными мыслями и действенными техниками.

Страх — это некий сигнал, который предупреждает нас об угрозе. Страх бывает полезным и вредным.

Безопасная жизнь без такой эмоции, как страх, невозможна, ведь именно она сдерживает нас от безрассудных и опасных поступков. Когда мы видим проносящиеся мимо нас машины, нам становится страшно, и это чувство останавливает нас от того, чтобы выйти на дорогу.

Но у страха есть и обратная сторона, которая разрушает нас: он не позволяет совершать важные поступки и заставляет чувствовать себя дискомфортно. Бывает, что мы не можем проявить себя на работе, потому что боимся начальника. Или не можем водить машину, так как боимся аварий на дорогах.

Именно с этой негативной стороной страха нужно бороться. Но сначала давайте выясним, что может стать причиной детской страха.

Причины детских страхов

• Этапы взросления. Уже в 7 месяцев ребенок бьет тревогу из-за долгого отсутствия мамы.

До 3 лет у малыша развиваются привязанность и чувство доверия к родителям. И в этом возрасте особенно сильно работают внушаемые страхи, а также страхи, вызванные неожиданностью, — резкий звук или боль от укола.

С 3 до 5 лет появляется страх темноты и одиночества. А дальше ребенок сталкивается с осознанием реальной смерти. И страх потери самого близкого человека может прочно засесть в его мыслях.

Как мы видим, у каждого детского возраста существует своя «норма» страхов.

Прожить эти этапы — естественная часть процесса взросления.

Страхи появляются и исчезают. Однако иногда они задерживаются в психике ребенка и полностью завладевают его вниманием, тем самым мешая развитию, общению со сверстниками, учебе.

• Угрозы. Не всегда страхи у детей возникают из-за возрастных особенностей. Иногда их причины кроются в родительских реакциях.

Мы не всегда умеем договариваться с детьми. Нам проще говорить угрозами, потому что так легче и быстрее добиваться результата.

Например, «Не доешь кашу — позову Бабу-ягу!», «Не будешь слушаться — отдам тебя чужой тете!».

Мы этого не замечаем, но такие «смешные» угрозы лишают ребенка чувства безопасности и спокойствия.

В результате семья перестает быть крепостью, а дети теряют психическую устойчивость.

• Семейная обстановка. Скандалы и выяснения отношений ведут к формированию чувства тревоги и мнительного характера.

В результате при любом внешнем раздражителе у мнительного ребенка может сформироваться глубокий страх.

• Родительские страхи. Иногда мамы и папы проецируют свои страхи и опасения на своих детей.

Благодаря родителям малыш узнает, чего стоит бояться, а чего нет. Например, ваш ребенок может так и не научиться плавать, если вы сами боитесь воды или выражаете сомнения или неуверенность в этом действии.

Почему страхи могут быть вредными

Физиологически страх проявляется выработкой гормона адреналина, который усиливает сердцебиение и вызывает сужение сосудов. Все это позволяет моментально среагировать на опасность и стать на время быстрее и сильнее, чтобы справиться с опасностью. Это полезный страх.

Однако дети часто прячут свои страхи не только от сверстников, но и от взрослых, мнение которых важно для него. А что бывает, если человек не прорабатывает свой страх, а скрывает его?

В организме происходит продолжительная выработка адреналина, которая ускоряет белковый обмен.

Это приводит к усталости и истощению — как физическому, так и эмоциональному.

Головной мозг расходует слишком много энергии на бессмысленную деятельность — постоянное переживание этих страхов. Это вредный страх.

Как помочь ребенку справиться со страхами

Пусть дети понимают, что бояться — это нормально, что ничего стыдного в этих эмоциях нет. Однако нездоровые страхи надо обязательно прорабатывать. Вот несколько советов, как делать это правильно.

1. Проявите понимание. Важно показывать ребенку, что мы понимаем его переживания и готовы всегда прийти на помощь.

Доверительный разговор и честный рассказ о том, как мы сами побороли свои страхи, поможет ребенку понять, что его ситуация не безвыходная. Личный пример родителей позволяет ему почувствовать себя в безопасности, осознать, что он не одинок в своих чувствах.

2. Поделитесь своим опытом. Расскажите малышу, что вы когда-то сами были маленьким ребенком и сталкивались со страхами, которые в итоге преодолели и стали храбрыми.

Здорово, если таким рассказчиком выступит папа, как олицетворение силы и мужества.

3. Примите страх ребенка. Ребенок имеет право бояться чего угодно, даже если это не соответствует нашим взрослым ожиданиям. Это могут быть и фантазийные страхи.

Привычная манера успокоения «Ну что за глупости! Тут нечего бояться» обесценивает детский страх и подрывает доверие ребенка к вам.

Все, что необходимо сделать, — это искренне принять эмоции малыша и поверить, что ему сейчас действительно невыносимо страшно!

Даже если причина его страха — маленькая гусеница на тротуаре или монстр, живущий в темном углу комнаты.

4. Меняйте установки. Дети часто боятся выдуманных образов, которые возникают у них из-за невозможности объяснить себе что-то новое и непонятное.

Так, громкий лай одной собаки может сформировать страх перед всеми собаками мира.

Чтобы помочь ребенку справиться с такой фобией, нужно постепенно менять сложившийся образ на позитивный.

Например, показывать добрые и смешные мультфильмы про собак, познакомить малыша с милым маленьким щенком, рассказать, какими преданными и добрыми по своей природе могут быть собаки. И со временем у ребенка произойдет замена негативного образа на позитивный.

5. Нарисуйте страх вместе с малышом. На бумаге отображаются все те пугающие образы, которые малыш зачастую не может осознать и сформулировать словами.

Попросите его нарисовать свой страх. Кто это? Монстр? Страшное животное? Или отрицательный герой? А потом предложите сделать его веселее — пририсуйте страшному монстру смешную рожицу или забавные усы.

Дайте волю своей фантазии, сделайте страх смешным!

Такие метаморфозы помогают детям взглянуть на ситуацию с разных сторон.

6. Придумывайте сказки. Представьте с ребенком ситуацию, в которой его страх стал реальностью и найдите способы выхода из нее.

Главным героем сказки может стать сам малыш, который смело преодолевает препятствия, сражается со злобными монстрами, побеждает их и вступает с ними в диалог. А иногда даже становится их другом!

Другой вариант — добавить в сказку волшебного персонажа. Это может быть герой мультика, который помогает малышу справиться с любыми страхами на его пути.

7. Делайте игрушки спутниками ребенка. Игрушка — верный друг, который поможет преодолеть страх темноты, врачей или сверстников.

Игрушка поможет малышу не чувствовать себя одиноким и беззащитным в сложных или просто новых условиях.

Пусть любимая игрушка станет бесстрашным спутником вашего ребенка.

8. Определите страх в теле ребенка. Эмоции живут не только в нашей голове, они всегда отзываются определенными ощущениями в теле. Например, от счастья у нас может сводить скулы или щемить сердце. От тревоги сосет под ложечкой или трясутся руки.

Попросите ребенка показать, в каком месте у него сейчас находится страх. Затем попросите его дышать ровно и чувствовать, как успокаиваются его напряженные части тела.

Обнимите малыша, дайте ему ощутить физически, как вы его оберегаете.

Тактильный контакт — это самое эффективное средство, которое способно снять напряжение во время тревоги. К тому же оно всегда «под рукой».

9. Используйте ритуалы. Одним из самых частых страхов, которые возникают у детей в возрасте 3 лет, является страх темноты. Малыша пугает не только то, что он перестает видеть близких людей и окружающую обстановку. Ему кажется, что весь мир исчезает!

Чтобы справиться с этим страхом, создайте свой собственный ритуал засыпания.

Например, прочитайте книжку, обнимите своего малыша, укройте его одеялом, поцелуйте, пожелайте доброй ночи и выйдите из комнаты. Это позволит малышу создать красивый сказочный образ ночи и отвлечься от страха темноты.

10. Включайте правильные мультфильмы. Просмотр мультиков также поможет в борьбе со страхами, ведь сказочные герои пробираются через темные леса и преодолевают разные страшные препятствия.

Главное — подобрать мультфильмы в соответствии с возрастом ребенка.

Прочтение пугающих сказок тоже полезно, так как они дают опыт переживания страхов. Ребенок в своем воображении рисует картины, которые наиболее просты для его понимания. Однако страшные мультфильмы лучше не включать, поскольку они предлагают уже готовые образы, к которым малыш может быть не готов. И тем более нельзя давать смотреть детям взрослые фильмы.

11. Дайте понять разницу реальных и нереальных страхов. Поиграйте с ребенком в игру на различие настоящих страхов и фантастических.

Важно, чтобы он понял, что придуманный страх всегда можно остановить: закрыть книгу, выключить компьютер, проснуться или просто поменять игру во время таких праздников, как Хеллоуин.

12. Сделайте оберег от страха. Оберег нужен для того, чтобы оберегать человека от опасности.

Предложите ребенку сделать такой талисман своими руками.

Например, из фольги от шоколадки, скомкав ее в шарик и продев через него нитку. Такой талисман можно повесить рядом с кроваткой или носить в виде браслета или кулона по особым случаям.

13. Станьте настоящими укротителями страха. Соберите все вышеперечисленные способы борьбы со страхами, добавьте свои, вооружитесь фонариком и отправляйтесь с ребенком в поход в место, которое ему кажется страшным.

Можно надеть нарисованные своими руками маски и сочинить храбрилку.

А в конце этого путешествия обязательно вручите медаль за храбрость!

Источник: //woman.rambler.ru/children/38879253-kak-poborot-dazhe-silnye-detskie-strahi/

Страхи детей : полезные статьи и рекомендации специалистов на портале Ya-roditel.ru

Что делать с детскими страхами

Каждый из нас периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха – это одна из сторон нашей психической активности. Но у взрослых есть опыт и знания, которые часто помогают рационализировать происходящее и уменьшить интенсивность переживаний.

Дети многого не понимают и переживают намного острее. Зачастую, то, что пугает малыша, взрослому может казаться сущим пустяком.

А ведь чувство страха заставляет ребенка переживать по-настоящему сильные эмоции, которые моментально могут завладеть всем его маленьким миром.

Если малыш жалуется, что он чего-то боится – это не причина для насмешек или паники, а скорее повод задуматься и поговорить с ребенком, постараться выяснить причину и потом принимать решение о дальнейших действиях.

Большинство детских страхов имеют временный характер, при своевременном выявлении страхов взрослыми и правильном отношении к ним в скором времени бесследно исчезают.

Есть, конечно, и такие страхи (невротические или навязчивые), которые затрудняют нормальную жизнедеятельность ребенка, мешают его развитию и адаптации, распространяются на все сферы жизни – в этом случае лучше обратиться за помощью к специалистам.

Что такое детские страхи?

Страх – это чувство, которое возникает в ответ на воздействие угрожающих факторов, в основе которого лежит врожденный инстинкт самосохранения. Психологи выделяют две базовые угрозы, вызывающие чувство страха – угрозы жизни и жизненным ценностям человека.

Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило не связаны непосредственно с актуальной угрозой. Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и воображения.

Причины возникновения детских страхов

Самая очевидная причина детских страхов – это пережитая ранее травмирующая ситуация. Например, если ребенка укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он будет бояться собак. Если родители запугивают малыша сказочными персонажами, пытаясь добиться собственных целей, ребенок может бояться оставаться в одиночестве или в темноте.

Базой для формирования страхов так же служит общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу. Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу». Из таких фраз ребенок, как правило, воспринимает только вторую часть.

Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи.

Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов.

Есть не столь очевидные причины, которые могут лежать в основе детских страхов:

  1. Гиперопека
    Дети, живущие в современном мегаполисе, часто подвержены чрезмерной опеке со стороны родителей, они постоянно слышат о том, что на каждом углу их ждет опасность. Это делает малышей неуверенными в себе и боязливыми. Кроме того, сама жизнь в большом городе наполнена стрессами и очень интенсивна, что не может не сказываться на детской психике в общем, делая ее более уязвимой.
  2. Недостаток внимания родителей
    Из-за чрезмерной загруженности взрослых, их общение с детьми часто сильно ограничено во времени. На замену живому эмоциональному общению приходят компьютерные игры и телевизионные передачи. Поэтому необходимо качественно общаться с ребенком хотя бы несколько часов в неделю, совершать совместные прогулки, играть, обсуждать значимые моменты.
  3. Недостаток физической активности
    Отсутствие достаточного количества физической активности так же может стать причиной возникновения страхов.
  4. Агрессия матери по отношению к ребенку
    Если мать в семейной системе занимает лидирующую позицию и часто позволяет себе проявлять агрессию по отношению к другим членам семьи, возникновение страхов у ребенка практически неизбежно. Она не воспринимается малышом, как объект, который в любой ситуации защитит и придет на помощь, поэтому страдает базовое чувство безопасности.
  5. Нестабильная атмосфера в семье
    Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов.
  6. Наличие у ребенка психологических и психических расстройств
    Так же причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.

Виды детских страхов

Принято выделять три вида страхов:

  1. Навязчивые страхи
    Эти страхи ребенок испытывает при определенных обстоятельствах, которые могут вызвать у него панику. Например, страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т.д.
  2. Бредовые страхи
    Наличие таких страхов указывает на серьезные проблемы в психике ребенка. Их причину найти невозможно и объяснить логически невозможно. Например, ребенок боится играть с конкретной игрушкой, одевать определенную одежду, открывать зонтик и т.д. Но, если вы обнаружили такой страх у своего малыша, не стоит сразу паниковать, надо попытаться выяснить причину, возможно он не хочет играть с определенной игрушкой в силу объективных причин. Например, он мог сильно удариться или больно упасть, когда играл раньше с этой игрушкой.
  3. Сверхценные страхи
    Эти страхи являются продукцией фантазии ребенка, именно они встречаются в 90% случаев при работе с детьми. Сначала такие страхи соотносятся с определенной жизненной ситуацией, но потом они настолько завладевают мыслями ребенка, что ни о чем другом он не может думать. Например, страх темноты, которая в детском воображении «кишит страшными чудовищами».

Возрастные детские страхи

Психологи выделяют детские страхи, которые проявляются в определенном возрастном периоде, считаются нормой, и со временем исчезают при нормальном развитии.

  • 0–6 месяцев – страх вызывают неожиданные громкие звуки, резкие движения, падение предметов; отсутствие матери, и резкие перемены в ее настроении, общая потеря поддержки;
  • 7–12 месяцев – страх могут вызвать громкие звуки; люди, которых ребенок видит впервые; переодевания; резкая смена обстановки; высота; отверстие стока в ванной или бассейне, беспомощность перед неожиданной ситуацией;
  • 1–2 года – страх могут вызвать громкие звуки; разлука с родителями; засыпание и пробуждение, плохие сны; незнакомые люди; отверстие стока ванны или бассейна; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями;
  • 2–2,5 года – страх потери родителей, эмоционального непринятия с их стороны; незнакомые дети того же возраста; ударные звуки; возможно появление ночных кошмаров; перемены в окружающей обстановке; проявления стихии – гром, молния, ливень;
  • 2–3 года – большие, непонятные, «несущие в себе угрозу», объекты, например, стиральная машина; изменение привычного жизненного уклада, экстренные события (смерть, развод и т.д.); изменения местоположения привычных объектов;
  • 3–5 лет – смерть (приходит понимание того, что жизнь конечна); ночные кошмары; нападения грабителей; стихийные бедствия; пожар; болезнь и операция; змеи;
  • 6–7 лет – сказочные персонажи (ведьмы, призраки); страх потери (потеряться или потерять маму и папу), одиночества; страх не оправдать надежды родителей в учебе, страхи, связанные со школой; страх физического насилия;
  • 7–8 лет – темные зловещие места (подвал, каморка), стихийные бедствия и катастрофы, утрата внимания и принятия, любви со стороны окружающих (сверстников, учителей, родителей); страх опоздания в школу, исключение из школьной и домашней жизни; физическое наказание; отсутствие принятия в школе;
  • 8–9 лет – несостоятельность в играх, в школе; уличение во лжи либо нежелательном поведении; страх физического насилия; страх потери родителей, ссоры с родителями;
  • 9–11 лет – невозможность достигнуть успеха в школе или в спорте; болезни; определенные животные; высота, кружение (страх могут вызывать некоторые карусели); люди, несущие в себе угрозу (наркоманы, хулиганы, пьяницы и т.д.);
  • 11–13 лет – поражение; необычные собственные поступки; собственная внешность и привлекательность; болезни и смерть; сексуальное насилие; критика со стороны взрослых; собственная несостоятельность; потеря личных вещей.

Как работать с детскими страхами

Детские страхи, на которые взрослые не обращают внимания, могут в результате принести негативные последствия, такие как проблемы в общении со сверстниками, агрессивность, трудности в социальной адаптации, неврозы и комплексы.

Поэтому взрослым важно вовремя обратить внимание на имеющиеся у ребенка страхи, понять, имеют ли они патологический характер, и, в зависимости от этого, самостоятельно постараться помочь ребенку или обратиться за помощью к специалисту.

По вопросам детских страхов можно обратиться к психологу на портале «Я-родитель» в рубрике раздела «Родителям» – «Вопрос психологу».

Консультацию квалифицированных специалистов по всем волнующим вопросам, в том числе и психолога по вопросам детских страхов, детям и родителям можно получить по Единому всероссийскому телефону доверия.

Первым этапом помощи является выявление страха. Это можно вделать в ходе доверительной беседы с ребенком. Можно спрашивать ребенка, боится ли он конкретных вещей. Это становится целесообразным только в том случае, если ребенок уже достиг возраста трех лет.

Родитель может мягко и неторопливо расспрашивать ребенка о страхах, не заостряя внимания на каких-то из них, чтобы не привести к фиксации и внушению. В ходе разговора подбадривайте и хвалите малыша. В случае обнаружения страха реагируйте спокойно и уверенно, ведь ребенок считывает ваше эмоциональное состояние.

Так, если страх ребенка пугает взрослого, ребенок может переживать еще больше. Попросите ребенка описать страх, рассказать на что он похож, что он чувствует, в каких ситуациях к нему приходит чувство страха, и что бы малышу хотелось с ним сделать.

Как правило, дети с радостью соглашаются отправить его на Северный полюс, запереть в высокой башне и т.д.

Еще один действенный метод – сочинить вместе с малышом сказку про страх, которая непременно должна закончиться победой главного героя над страхом.

Нарисовать страх – увлекательное и полезное занятие. В ходе рисования можно проводить беседу, расспрашивать ребенка о его страхе и предлагать ему искать решения.

А по завершении рисования страха, листок с рисунком можно сжечь, объяснив малышу, что таким образом вы сжигаете его страх вместе с рисунком, и больше он его не побеспокоит.

Сожжение необходимо провести в виде некоего ритуала, постоянно подбадривая и хваля малыша за то, какой он смелый, акцентируя внимание на том, как здорово он расправился со страхом.

Отлично работает в борьбе со страхами инсценировка или игра – стоит отметить, что использование этого способа широко используется психологами.

Дети в группе придумывают рассказы на тему своих страхов и с помощью психолога проигрывают сюжеты в группе.

Далее родители могут дома еще раз проиграть ситуацию с ребенком, но только в том случае, если это не вызывает у него негатива.

Важно помнить о том, что страхи присущи всем, и их не стоит бояться. Родителям важно научиться принимать своих детей такими, какие они есть, со всеми их страхами и тревогами.

Ведь если рядом уверенный, надежный и принимающий родитель, преодолеть страх становится для ребенка делом времени.

Все, что требуется от мамы и папы в преодолении детских страхов – быть рядом с ребенком, уметь выслушать его, вовремя выявить страх малыша, и найти правильный способ борьбы с этим страхом: самостоятельно или при помощи специалиста.

Мария Меролаева

Комментирует независимый эксперт портала «Я-родитель» Екатерина Блюхтерова, психолог, специалист по сказкотерапии:

«Мы все чего-то побаиваемся, и наши дети не исключение. Ведь бояться и опасаться – это вполне нормально. Мы все не очень уютно чувствуем себя в темноте, вздрагиваем от резких звуков, держимся подальше от края обрыва.

Но дети часто придумывают дополнительные страхи, и это создает тот самый умеренный стресс, необходимый для психоэмоционального развития и созревания нервной системы. Действительно, период активных страхов приходится на возраст от трех до семи лет. Безусловно, спокойствие и уверенность родителя поможет малышу почувствовать себя в безопасности.

Послушайте автора, откажитесь от запугивания ради воспитания и принуждения к выполнению требований. Есть много других способов договориться ребенком. Ведь для деток родитель – большой, сильный, всемогущий.

И если ТАКОЙ родитель говорит, что придет Бабай и унесет (между строк: а я не смогу ему помешать и защитить тебя), то для ребенка это действительно СТРАШНО.

Важно транслировать деткам, что наш дом – наша крепость, я тебя люблю и буду защищать всегда! Но не позволяйте ребенку манипулировать вами и использовать страхи как предлог, чтобы привлечь к себе побольше внимания.

Всегда принимайте ребенка таким, какой он есть, и принимайте его страхи. Так вам будет легче помочь малышу и изменить его отношение к ситуации. Говорите о страхах ребенка, как о реальности. Тогда от них можно будет избавиться. Или со страхами можно подружиться: обмениваться подарочками со страшилками, которые живут под кроватью, или переписываться с Бабаем и просить приносить яркие сны».

Источник: //www.ya-roditel.ru/detskie-strahi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.