Что делать в лагере
Отдых ребенка в летнем лагере — что надо знать родителям
Начало лета несёт особую радость школьникам, у которых впереди три месяца полной свободы от школьных занятий. И головную боль их родителям, которые гадают, чем бы занять детей летом.
У опытных родителей заранее заготовлен список возможных вариантов летнего времяпрепровождения. Это и поездка к бабушке в деревню, и отдых на море, и путешествие с детьми в ближнее или дальнее зарубежье, и семейные пикники на даче.
Но что делать тем, кто впервые столкнулся с необходимостью занять своего подрастающего ребенка и не имеет ни бабушек в деревне, ни возможности поездки на море? Тогда и возникает единственная разумная мысль — отправить ребенка в летний лагерь.
В разгар летних каникул путевку в лагерь раздобыть непросто. Но даже если это вам удалось, не спешите радоваться, ведь все только начинается! Чтобы обеспечить хороший отдых своему ребенку и спокойствие самому себе за его пребывание и поведение в лагере, следует учесть несколько важных правил подготовки и сбора ребенка в лагерь.
Наводим справки о лагере
Во-первых, следует знать, что большинство лагерей рассчитаны на детей от 7 лет. До этого возраста не стоит отправлять ребенка в путешествие без сопровождения взрослых членов семьи.
Во-вторых, необходимо учитывать условия и месторасположение, ведь пансионат на берегу моря и лагерь в лесу кардинально различаются. Соответственно общие рекомендации нужно адаптировать под конкретное место будущего отдыха вашего ребенка.
В-третьих, родителей обычно волнует питание в лагере. Это, безусловно, важный показатель. Однако мало кто из родителей задумывается, чем же их чадо будет заниматься вдали от дома.
А ведь это серьёзный вопрос! Ребенок, в первую очередь, едет отдыхать, то есть, развлекаться, развиваться, заводить интересные знакомства, а не только усиленно питаться.Хорошо, если в лагере есть кружки по интересам, проводятся дискотеки, КВН, день Нептуна, всевозможные игры и олимпиады.
Сборы ребенка в летний лагерь
Собирая ребенка в лагерь, прежде всего, необходимо выбрать подходящую сумку. Кроме того, что сумка должна быть удобной, она должна соответствовать месту, т.е. не стоит отправлять ребенка в палаточный лагерь с чемоданом, куда лучше подойдет спортивный рюкзак.
Немаловажно научить ребенка собирать сумку в дорогу, ведь когда настанет пора уезжать, складывать вещи придется самому. На всякий случай дайте с собой несколько пакетов. Ведь новые вещи типа сувениров и поделок могут не поместиться в сумке или рюкзаке.
Самая необходимая вещь на отдыхе – это головной убор. Выбирайте все, что угодно, — панаму, кепку или бандану, лишь бы ваш ребенок охотно это носил.
Одежду для лагеря лучше взять из тонкой, дышащей ткани. Не лишними будут несколько пар разноплановой обуви, от шлепанцев до кроссовок. А вот слишком дорогие и красивые наряды лучше оставить дома. И не забудьте про теплые вещи.
Обязательно положите средства личной гигиены: мыло в мыльнице, зубную щетку с пастой, туалетную бумагу, салфетки, шампунь, лучше в одноразовых пакетиках.
Взрослая девочка, безусловно, захватит свою любимую косметику (помаду, пудру, тушь). При этом объясните, что косметические средства — это такие же предметы личной гигиены, как и зубная щетка.
Не стоит одалживать их подружкам.
Помимо необходимых, стоит прихватить и другие личные вещи, например любимую книгу, блокнот с ручкой, какую-то игру или игрушку.
При этом родителям следует быть готовыми к тому, что некоторые вещи могут не вернуться домой.Поэтому не стоит отправлять вместе с ребенком какие-то особо ценные предметы, и лучше заранее смириться с возможными утратами, чтобы потом не очень расстраиваться.
В любом случае, ребенку не стоит давать медикаменты, поскольку в любом лагере есть медперсонал, который окажет необходимую помощь. Также под запретом аудио и видео техника. Хорошо обдумайте важность мобильного телефона.
Деньги ребенку тоже лучше не давать, ведь в самом лагере он все равно их не сможет потратить. Другое дело, если предполагаются какие-либо экскурсии или просто прогулка по городу.
Однако и в этом случае сумма не должна быть большой, чтобы у ребенка не появлялись соблазны купить что-то необычное.
Хорошо, если деньги можно отдать ответственному лицу, который мог бы контролировать целесообразность и безопасность детских расходов.
Адаптация ребенка в детском лагере
Также родителям следует знать, что адаптация ребенка в лагере займет около 7 дней. До этого времени не стоит слишком переживать из-за его жалоб и недовольства. Значительным образом адаптация зависит от самого ребенка, его характера и умения приспосабливаться ко всему новому. Но если ребенок за 10—14 дней так и не смог приспособиться, лучше его забрать домой.
Надеемся, что данная статья поможет вам и вашему ребенку получить максимум пользы и удовольствия от летнего отдыха.
Источник: //mamy.biz/otdyx-rebenka-v-letnem-lagere-chto-nado-znat-roditelyam/
Что делают дети в лагере
Центр детского и молодежного отдыха «Магистр» – это первая в Сибири компания, которая с 1990 года организует «правильный» детский отдых. Правильный с точки зрения развития детей, с точки зрения их безопасности и адаптации.
Правильный с точки зрения базовых ценостей человечества, нормальных отношений между людьми.
И, при этом, постоянно ориентируясь и на современную ситуацию научно-технического прогресса, и на информационный “океан”, который окружает нас сегодня.
Сегодня у нас функционирует три базовых лагеря:
лагерь развивающего творческого досуга “Детская АРТ-деревня”
Все лагеря Центра «Магистр» – это авторские проекты, с эксклюзивными методиками работы с детьми, с гарантией индивидуального подхода и максимальной возвращаемостью детей обратно.
Мы первыми в Западной Сибири попробовали создать частный лагерь, первыми продолжаем идти по пути развития в детском отдыхе, первыми находим новые подходы в работе с детьми. Ведь дети отдыхают и развиваются вместе с нами. Значит, этот отдых должен быть самым лучшим!
И мы видим это так: детский отдых должен быть современным и активным, интересным и полезным, комфортным и безопасным. И, самое главное, с учетом УНИКАЛЬНОСТИ каждого.
Сегодня деткий отдых с “Магистром” можно смело назвать
современным и активным:
• с творческим подходом • с новыми технологиями • с креативными проектами • с активным движением • с популярными играми
интересным и полезным:
• для мальчиков и для девочек
• для младших, средних и старших • для всех направлений в развитии • на природе • с отрывом от гаджетов и интернета
комфортным и безопасным:
• в комфортабельном лагере
• с качественным питанием • с хорошей инфраструктурой • с профессиональными педагогами
• в окружении хороших друзей
Уникальность каждого ребенка и человека в целом и, при этом, традицинная система работы детских лагерей, сегодня уже не могут совместиться в одном формате. В связи с этим с осени 2017 года мы перешли на новый формат детского отдыха. Теперь у нас вместо отрядов компании.
Вместо вожатых проводники и навигаторы. Да и слово “лагерь” мы пытаемся постепенно заменить на новые варианты – “загородный клуб”, “детскую деревню” и “парк-отель”. Все эти новые слова и форматы несут за собой совершенно новый подход. Это не просто игра. Это новый взгляд на загородный отдых.
Совместный отдых современных детей.
Дети живут по особому режиму, сочетая традиционные нормы и правила с новой технологией центра “Магистр”. А буквально скоро мы сможем предложить детям и совершенно новые варианты бытовых условий.
В наших лагерях ежедневно и ежечасно у детей происходят новые события, часть из которых они выбирают сами, часть организована для всех. Сочетание разного рода активностей и интересных творчеких, интеллектуальных и познавательных занятий дают удвительный результат – не скучно, насыщенно, но и есть свободное время, полезно, безопасно, интересно, современно и психологически комфортно.
Мы предлааем детям познакомиться и попробовать свои силы в современных мастерских, на мастер-классах, на встречах с известными и успешными представителями разных профессий. Направления, которые мы обновили и сделали максимально интересными для ребят, не только развлекают и заполняют их досуг.
Это те направления в творчестве, науке, психологии, искусстве, которые смогут помочь определиться с выбром будущей профессии или просто найти свое новое хобби. Более 50 вариантов мастерских, студий, спортивных секций разработаны для реализации в новом формате наших лагерей.На каждом заезде мы заявляем 15 – 20 базовых мастерских и 3-5 мастер-классов. По итогам ребята получают сертификаты. Сертификаты имеют три уровня. Что позволяет ребятам совершенствовать свои навыки и достичь реальных результатов в выбранном направлении.
А можно просто ознакомить и позаниматься во всех направлениях в течении года на разных заездах. И получить сертификат первого уровня.
И, конечно, самое главное в наших лагерях – мы учим общаться, вместе заниматься творческой деятельностью. Много играем и гуляем. Читаем, познаем. И просто отлично отдыхаем!
Мы будем рады видеть Вашего ребенка в наших проектах! И создадим ему максимально комфортные и развивающие условия!
Источник: //magistr.info/roditelyam/chto-delayut-deti-v-lagere
Лагеря при школах
Чтобы оздоровить и развлечь ребенка на каникулах, нет нужды отправлть его куда-то за тридевять земель. Школьные лагеря дневного пребывания берут на себя заботу о досуге и здоровом образе жизни младших и средних школьников.
Лето… Как много ожиданий от этого слова 🙂 Особенно у школьников, которые усердно трудились весь учебный год и теперь хотят заслуженно отдохнуть. Сейчас есть много вариантов организации летнего досуга для детей школьного возраста, и в этой статье мы тоже рассмотрим один из них – летний школьный лагерь!
Летний лагерь в школе – что это?
Как правило, школьные лагеря формируются в летний период на базе школы и подразумевают дневное пребывание детей. Как и в любом лагере, в школьном тоже разработан план развлекательных мероприятий и распорядок дня.
Открыть школьный лагерь можно при наличии педагогов, инструкторов физической культуры, квалифицированных специалистов дополнительного образования, организации медицинской помощи, безопасности и питания детей.
Чаще всего в качестве воспитателей и вожатых выступают учителя этих же школ, в которых открыт лагерь, но также можно встретить лагеря, где работают волонтёры – вожатые, инструкторы, организаторы культурно-досуговых мероприятий и медицинские работники.
Почему родители отдают предпочтение школьному лагерю?
Школьный лагерь – это отличный вариант проведения каникул для детей младшего школьного возраста и для тех, кто недостаточно самостоятелен. Часто можно встретить детей, которые не хотят ехать в загородный лагерь.
Причины этого различные – одни боятся жить в незнакомых условиях и в силу застенчивости опасаются новых знакомств, других пугает самостоятельность, ведь в загородных лагерях дети сами ухаживают за собой, стирают и заправляют кровати.
Еще одно преимущество пришкольного лагеря заключается в том, что дети находятся в лагере днем. То есть твой ребёнок каждый день будет под присмотром, а вечером возвращаться домой.
Это удобно как для родителей, которые очень обеспокоены времяпрепровождением своего ребёнка, пока они на работе, так и для детей, которые скучают по родителям, друзьям в течение лагерной смены.Так же для младших деток есть выделенные кабинеты под «тихий час», где они смогут поспать и набраться сил.
Немаловажной причиной выбора школьного лагеря является небольшая стоимость путевки. Она зависит от того, сколько дней твой ребенок будет пребывать в лагере. Дополнительно могут оплачиваться посещение мест развлечений, таких как парки аттракционов, театры, экскурсии, бассейн и т.д.
Альтернативой школьному лагерю могут также стать дневные лагеря в своем городе.
Что делают дети в школьном лагере?
Летний пришкольный лагерь рассчитан на школьников в возрасте от 6 до 14 лет, поэтому все воспитанники делятся на отряды по возрастам, и на основании этого досуг детей различается.
Программы пришкольного оздоровительного лагеря по наполнению не уступают другим дневным лагерям
В среднем, распорядок дня может выглядеть таким образом:
8.00 – 8.20 – сборы, «линейка»,
8.20 – 8.30 – зарядка,
8.30 – 9.00 – завтрак,
9.30 – 12.30 – отрядные мероприятия,
12.30 – 13.00 – обед,
13.30 – 15.30 – тихий час,
15.30 – 16.00 – полдник,
16.00 – 17.00 – игры на свежем воздухе, занятия в кружках по интересам
В отрядные мероприятия входят различные спортивные соревнования, подвижные игры, творческие конкурсы, театральные постановки. Дети в пришкольном лагере посещают музеи, ездят на экскурсии, ходят в кинотеатр и парки развлечений, играют на свежем воздухе и занимаются физкультурой.
Так же при лагере организовывают кружки и клубы по интересам, где детям показывают мастер-классы и обучают тому, что придётся им по душе.
Часто, как и в обычном загородном лагере, в школьном лагере смены могут быть тематическими, например, «культурная смена» или «историческая смена» и отрядные мероприятия приурочены к этой теме, что вызывает ещё больше интереса и восторга у детей!
А если у тебя и твоего ребёнка есть желание, то можно договориться с преподавателем об индивидуальных занятиях по улучшению школьных знаний.
Что нужно, чтобы попасть в детский школьный лагерь?
Когда выбор в пользу лагеря сделан, тебе необходимо обратиться в школу, чтобы написать заявление о зачислении ребёнка в списки воспитанников, после чего нужно произвести оплату и предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья ребёнка.
Детский пришкольный лагерь – отличная альтернатива дальнему вояжу на каникулах
Более подробно о документах для лагерей читай здесь.
Кстати, при зачислении в летние лагеря на базе школы предоставляются льготы:
- детям-сиротам,
- детям из многодетных семей,
- детям из неполных семей,
- детям из малообеспеченных семей,
- детям-инвалидам,
- детям, чьи родители работают в бюджетной сфере.
О других возможностях отдыха и оздоровления для детей-льготников прочти в этой статье.
После зачисления в пришкольный лагерь собери ребёнку все необходимые вещи, которые могут пригодиться ему там, несмотря на дневное пребывание, такие как:
- средства гигиены (расческу, мыло, полотенце);
- сменную одежду, если ребёнок испачкается на улице;
- а если он ещё и младшего школьного возраста, то для дневного сна необходимо принести в школу раскладушку и постельное белье.
Более подробно о дополнительных и нужных вещах тебе сообщит начальник детского школьного лагеря.
Источник: //mama.ua/27998-chto-takoe-shkolnyj-lager/
Как устроить летний палаточный лагерь?
Капорская Надежда
Советы для тех, кому важен не поход сам по себе, а возможность сделать что-то вместе с подростками
Вы когда-нибудь жили в палатке? Возможно, у вас есть желание показать вашим ученикам, что это такое. Но вы не знаете, с чего начать. Давайте попробуем спланировать этот кусочек совместной летней жизни – на основе опыта проведения летних лагерей центром «Перекресток».
Прежде чем приступать к подготовке лагеря, нужно определить, зачем и для кого вы хотите его проводить, каково количество предполагаемых участников, каков объем ваших ресурсов и какие ресурсы нужно искать дополнительно. Основная цель проведения лагеря центра «Перекресток», например, – включение подростков в активную деятельную позицию по отношению к собственной жизни.
Это значит, что мы поддерживаем подростков в их стремлении к самостоятельности, помогаем обращать внимание на происходящее вокруг, конструктивно решать конфликтные ситуации. Кроме реализации общей цели лагеря, каждый участник, подросток или взрослый ставит свою собственную цель, и не одну.
Мы проводим лагерь для подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, ребят, чье поведение вызывает тревогу у родителей и учителей, ребят со сложностями в семье, состоящих на внутришкольном или другом учете. Палаточный лагерь может представляться мероприятием, требующим меньших материальных вложений, нежели оплата путевок в «стационарный» лагерь.
Но не стоит думать, что нужно найти средства только на питание участников. Для обеспечения жизни в лесу каждому (подростку и специалисту) понадобится личное снаряжение – спальный мешок, туристический коврик («пенка»), дождевик и др. К снаряжению группы относятся палатки, тенты, посуда для приготовления пищи на группу и т.д.
Если вы планируете мастерские, это тоже потребует закупки оборудования и материалов. Кроме того, нужны средства на перемещение всех участников и оборудования из города в лес и обратно. Таким образом, бюджет проекта имеет несколько обязательных статей, без обеспечения которых проведение лагеря невозможно. Поиск финансирования требует серьезной работы административной группы проекта.В самом удачном случае можно, наверное, обойтись совсем без денег – если снаряжением дает попользоваться дружественный турклуб, участники самостоятельно обеспечивают личное снаряжение, автобус до места проведения выделяется городским автопарком, обеспечение продуктами питания берет на себя сеть супермаркетов в порядке благотворительности. У нас так не получилось ни разу.
Определив количество участников, предположив, какая деятельность будет осуществляться в лагере, решив зачем, когда, с кем вы хотите ехать, какие собственные средства вы можете вложить и какие дополнительные средства нужно привлекать, можно переходить к следующему шагу.
Как продолжить?
Когда определены цели и задачи лагеря, можно переходить к непосредственной подготовке. Это три направления: работа с командой специалистов, работа с подростками, техническая подготовка. Мы начинаем готовиться к лагерю заранее.
Все желающие могут принять участие в разработке той или иной линии – каждый год мы встречаемся с новыми идеями, – так в лагере появились ролевые игры, экстремальная мастерская, получившая название «движуха», парламент и многое другое.
Мы идем, например, в тренировочный поход на два дня, ребята и взрослые учатся поддерживать костер, готовить еду, натягивать тент. Вся подготовительная работа направлена на поддержку авторской позиции подростков по отношению к лагерю, получение всеми участниками базовых навыков, необходимых для жизни в лесу.
С момента принятия решения о проведении до отъезда в лагерь должны случиться следующие вещи: 1. Формирование команды сотрудников, определение функциональных обязанностей в этой команде. Обязательно наличие руководителя лагеря, завхоза, врача. Остальные должности зависят от того, что вы собираетесь делать в лагере. 2.
Формирование группы подростков – участников лагеря. Если вы решили формировать несколько групп подростков, это тоже можно делать в процессе подготовки. Для этого подходят такие мероприятия, как тренинги, походы, дискуссии, ролевые игры. 3.
Подготовка полного комплекта снаряжения, оборудования, расходных материалов, необходимых в лагере, закупка продуктов, обеспечение лагеря транспортом, достижение договоренностей о проведении лагеря с местным лесничеством или территориальной администрацией.
Важно установить контакт (надеемся, что это вам не пригодится) с ближайшей к месту проведения больницей, местной милицией и группой МЧС. Параметры, которые необходимо учитывать при выборе места для лагеря – это наличие питьевой воды, дров, водоема для купания.И отсутствие населенного пункта в радиусе до 5 км (простого пешего доступа) и посещаемого местным населением объекта в непосредственной близости. Это важно, ибо контакты с местным населением могут приводить к конфликтам, с которыми вам придется что-то делать, или, наоборот, возникновению отношений, в которых подросткам может быть сложно отказать новым друзьям в совместном употреблении алкоголя.
Мы обязательно проводим родительское собрание. Каждый участник лагеря, подросток и взрослый, берет на себя обязательство следовать правилам техники безопасности и правилу трезвости. Нарушение этих обязательств влечет за собой отъезд из лагеря.
Что может получиться?
Лагерь для нас не только природа, новые люди и знания – это и возможность для подростков познакомиться со специалистами центра, поработать с психологом, поучаствовать в тренингах. Лагерь становится естественным продолжением Клуба центра и происходящих в нем событий.
Ребятам, которые участвуют в жизни клуба, интересно больше делать самим, а заодно и помогать освоиться новичкам, их не нужно поддерживать в проявлении инициативы, для них уже естественна возможность соавторства, сотворчества наравне со взрослыми.
К ним с удовольствием присоединяются ребята, участвующие в лагере впервые, те, кто еще не понимает, как это – наравне со взрослыми решать, будет ли в лагере поход, что мы будем есть на завтрак и сколько раз будет дискотека.
Мы знаем, будет гораздо интересней, если не заставлять ребят делать что-то, что решили взрослые, а то, что мы придумали вместе.
Что еще важно учесть?
Понаблюдав несколько раз за тем, как проживают лагерь ребята и взрослые, мы увидели, что в первые дни подростки проявляют интерес только к тем, кто находится рядом, строят взаимодействие в той группе, в которой они живут, привыкают относить себя к этой группе, вырабатывать внутренние правила.
К середине, на пятый-шестой день, у каждого подростка и взрослого накапливается опыт взаимодействия друг с другом, достаточный для того, чтобы чувствовать себя частью большой группы, лагеря в целом. Каждый человек вовлекается во множество проектов – в нашем случае это могут быть занятия альпинизмом, поход, ночное купание, соревнования.
В последние два-три дня ребятам важно уделить больше внимания самим себе, внутренней работе и близкому общению. В последние дни можно встретить созерцателей облаков, собирателей земляники, читателей книг – ребята наблюдают за собой и окружающим миром, осмысливают все те открытия, которые случились за первую неделю лагеря.
Важно, чтобы у ребят оставалось время на то, чтобы побыть с самим собой.
Что можно делать в лагере?
Плавать и загорать. Подниматься по веревкам на деревья. Снимать фильм. Поддерживать костер даже в самый сильный дождь. Играть на гитаре, сидя на обрыве над рекой. Помогать леснику. Выпускать газету. Ставить типи, как настоящие индейцы. Ориентироваться в лесу. Собирать грибы, землянику, малину. Колоть и пилить дрова.
Танцевать латиноамериканские танцы на опушке леса. Оборудовать экологическую тропу. Играть в футбол, волейбол, заниматься йогой. Построить жилище на дереве. В лагере можно делать почти все что угодно. Если взять электрогенератор, то вечером, под звездами, можно смотреть кино, лежа у костра.
Если взять усилитель и колонки, то можно устроить грандиозную дискотеку – настоящий «open air»!
Еще в лагере могут быть психологи. Для чего? Поговорить о том, почему что-то получается у одного человека и не получается у другого. Поиграть во что-то и увидеть в игре, как лучше распределить роли в испытании. секретом.
Вот он, здесь же, тоже дежурит на своей стоянке, тоже ходит купаться и учится играть на гитаре. Если между людьми много общего, общаться становится проще, мы проверяли…
Как организовать жизнь в лагере?
Обычно в лагере центра «Перекресток» участвуют 36–40 подростков 13–17 лет и 15–20 взрослых – вожатые, психологи, инструкторы, группа технического обеспечения, врач.
Лагерь – это шесть небольших стоянок – жить малыми группами по 10–12 человек технически проще, дежурство на такой «малой стоянке» позволяет ребятам не выключаться из остальных процессов, в отличие от ситуации, когда 4–5 человек дежурят, например, в лагере из пятидесяти участников.
У нас в каждой группе подростков живут 2–3 сотрудника, остальные взрослые ставят отдельный лагерь, к которому относятся и хозяйственные палатки. На «взрослой стоянке» мы проводим планерки и собрания сотрудников лагеря.
Самообслуживание? Да!
Обитатели каждой стоянки нашего лагеря ведут автономное хозяйство – готовят еду, обеспечивают себя дровами и водой, поддерживают чистоту на своей территории. Сотрудники технической группы всегда готовы помочь с обедом, благоустройством, заготовкой дров.
К середине лагеря подростки перестают нуждаться в такой помощи и с законной гордостью зазывают обитателей других стоянок на обед или ужин. Закупая продукты для лагеря, наша техническая группа исходит из необходимости максимально разнообразить меню – важно, чтобы ребята ели овощи, фрукты, пили молоко.
Чтобы городским жителям было легче адаптироваться к лесным условиям, первые сутки лагеря мы проводим, как переход с ночевкой.
Проведя ночь на самостоятельно разбитой стоянке, ребята перестают беспокоиться о трудностях жизни в лесу, а оборудованные стоянки лагеря начинают казаться комфортными и достраиваются каждой группой вплоть до самого окончания лагеря.
Чего только не придумывали ребята – всевозможные полочки, крючки для посуды, сушилки для одежды, душевые кабинки невероятных конструкций, почтовые ящики, поленницы… Каждая стоянка каждого лагеря – это нечто особенное: у кого-то пожаробезопасное ночное освещение, в другом месте – деревянная посуда и полочка для специй… Обустройство собственной стоянки – тоже проявление авторства, и ребята делают это с большим удовольствием.
Лето – это маленькая жизнь… Лагерь – тоже. Нам важно, чтобы с нашей помощью ребята увидели новые возможности, нашли новых друзей, сделали что-то необычное, новое. Были авторами своей жизни – это, знаете ли, интересно…
Источник: //ps.1sept.ru/article.php?ID=200901025
Конфликт в летнем лагере. Как помочь ребенку? | Милосердие.ru
РИА Новости
Участником конфликта может оказаться любой ребенок, но некоторые более уязвимы. Кто же оказывается в «группе риска»? По мнению психолога Марии Капилиной, на то, станет ли ребенок участником конфликтной ситуации, влияют ряд факторов:
— темперамент (общительный и активный ребенок легче переносит смену обстановки и разлуку с родными, он быстрее переключается с негативных внутренних переживаний на внешние действия, легче выходит из конфликта)
— возраст (чем ребенок младше, тем он уязвимее эмоционально)
— образ жизни семьи
— Жизнь в лагере — это жизнь в коллективе по общим правилам, и даже если лагерь совершенно чудесный, для ребенка, привыкшего к индивидуальному вниманию и к жизни не столько по правилам, сколько по личному договору с родителями, адаптироваться будет труднее, чем тому, что хотя бы ходил в детский сад или родился в семье, где несколько детей, — комментирует психолог Мария Капилина. — Кроме того, если семья вела уединенный образ жизни, ребенок может просто не уметь общаться и выстраивать контакты с посторонними, что тоже может затруднить адаптацию. Поэтому лучше начать организацию общения ребенка с другими детьми не с путевки в лагерь, а с посещения занятий в каких-нибудь детских центрах , где группу ведет взрослый. Это неплохой путь социализации для ребенка, когда он видит, что общение с другим взрослым и следование за ним неопасно и учится общению и с другими взрослыми, и с другими детьми.
По мнению семейного психолога, директора приходского подросткового лагеря храма свв. Космы и Дамиана (в Шубине) Петра Дмитриевского, есть наиболее типичные конфликтные ситуации:
Не получается влиться в коллектив
Петр Дмитриевский, психолог, директор приходского подросткового лагеря храма свв. Космы и Дамиана (в Шубине). Скриншот с .com
— Ребенку в этом случае надо постараться разглядеть в массе сверстников отдельных людей с созвучными ему индивидуальными особенностями.
Выделить одного или двух людей, которые ему кажутся более симпатичными, чем другие. Подойти к этому человеку (людям) и подружиться: расспросить о нем, самому рассказать о себе.
А потом поделиться тем, что немного одиноко себя чувствуешь и предложить держаться в лагере вместе.
Если это не получается, нужно рассказать о ситуации всем взрослым, которые вызывают симпатию: вожатому, повару, руководителю кружка, родителю по телефону.Взрослым необходимо отреагировать на ситуацию и придумать, в какую деятельность включить ребенка (предложить роль в спектакле, участие в кружке, в спортивной команде). Хорошо бы доверить ребенку дело, предполагающее контакт с другими детьми (общелагерный опрос, сбор информации и т. д.)
Кто-то «прицепился»
Фото с сайта abcblogs.abc.es
— Если кто-то прицепился, задирает, провоцирует, а остальные дети соблюдают нейтралитет, значит в коллективе подросткам небезопасно.
Цепляющийся пытается так самоутвердиться и выстроить иерархию, а «наблюдающие» боятся вставать на защиту, так как предполагают, что и сами могут стать мишенью для травли.
Об этом нечасто говорят, но «наблюдатели», так же как и жертва, получают в таких ситуацию большую травму, укрепляются в пониманию, что когда тебя мучают, лучше просто терпеть.
Такая ситуация напрямую означает, что либо взрослым не хватает педагогической и психологической компетентности, либо они компетентны, но отвлеклись на какие-то другие задачи.
Ребенку в этой ситуции нужно рассказать об эпизоде преследования взрослым — вожатым, педагогам и родителям.
Взрослым нужно обсудить с ребятами, какие ввести в отряде правила общения (что можно, а чего нельзя, и какие последствия ждут за нарушения правил) и какие командные мероприятия (игры, творческие задания) предложить группе, в которой начались признаки травли. А потом контролировать соблюдение правил.
Девочку не приглашают на танцах
Фото с сайта incamp.ru
Это вечная проблема подростковых лагерей — мужской стыд и нерешительность. Я иногда перед танцами специально устраиваю встречи для мальчишек в нашем лагере.
Рассказываю им, как важно женщине быть увиденной, и что приглашение на танец — это не обязательно предложение руки и сердца, оно может быть и просто формой комплимента. Но даже после таких бесед многие парни часто смущаются и делают вид, что общение с девочками, «романтика» их вовсе не интересуют.
Девочке не загрустить тут сложно. Такая уж женская доля: стараешься, украшаешь себя, а эти трусливые дураки смотрят, но не решаются подойти.
Девочке можно посоветовать разделить свое возмущение с подругой или девушкой-вожатой, поддержать друг друга в такой несправедливости жизни. И продолжить в последующие дни всякие женские способы «ухаживания» в отношении понравившихся ребят: попросить при случае их о помощи, улыбнуться удачной шутке, как бы случайно оказаться в поле зрения на кружке или в игре.
За одной девочкой мальчишки ухаживают «стайкой», другие девочки завидуют
Фото с сайта incamp.ru
Девочке, за которой ухаживают, стоит разобраться, как она относится к своим ухажерам: видит ли в ребятах однородную массу («стайку»), или они для нее отдельные индивидуумы? Если есть парень, который ей нравится больше других, зачем она поддерживает ухаживания всей стаи, а не строит отношения с ним одним?)
Можно также попробовать разобраться в отношениях с подругами: надо ли относиться к ним свысока, используя свою популярность, чтобы кого-то поддеть?
Как правило, с девочками, которые пользуются успехом мальчиков, другие девочки предпочитают дружить, потому что, находясь рядом с ними, они сами автоматически попадают в поле зрения ребят.
Если со стороны «популярной девочки» нет провокаций, то к этой ситуации можно не подключать взрослых.
Вокруг ругаются матом
Фото с сайта logopedprm.ru
Здесь два вопроса. Одно дело — выбирать не материться самому, здесь каждый свободен. Но заставить другого человека выбирать в разговоре определенные слова не в нашей власти. Как и не в наших силах заставить себя слышать одни слова и не слышать другие.
Ребенок может попросить тех ребят, которые матерятся, не ругаться в разговоре с ним, но если это не удастся, искать в лагере места и компании, где не звучит мат, либо просто уехать, сказав родителям и вожатым о причине.
Взрослым полезно знать, что произнесение бранных слов в общественном месте (а лагерь — одно из общественных мест) является административным правонарушением, и они вправе требовать от педагогов, администрации и вожатых соблюдение норм литературного языка.
В лагере курят
Фото с сайта detstvo2.volmed.org.ru
Как не прослыть маменькиным сынком (дочкой), а с достоинством преподнести свою позицию?
Это пример непростой дилеммы. Что ребенку важнее: лояльность к другим или верность себе? Особенно сложно в этом вопросе тем подросткам, которым родители не помогли легализовать собственную отдельность.
Если в семье осуждаются любые проявления инаковости ребенка, не поддерживается право на собственные мировоззренческие, музыкальные, литературные предпочтения, жестко критикуется его мнение, любое его отличие от родительского, такой ребенок научается глушить собственные потребности и ценности, отдавая предпочтение лояльности, единству.
И это будет выстреливать и в отношениях со сверстниками. Так же, как сложно сказать маме: «А я считаю по-другому», станет сложно сказать другу/подруге: «Я не осуждаю тебя, но сама буду делать по-другому».
Профилактикой здесь будет приучение подростка к мысли: «Мы с папой в этом похожи, а в этом — совсем разные, но мы остаемся близкими людьми». Такой подросток сможет спокойно сказать приятелю: «Я твой друг и хочу с тобой дружить, но ты тогда покури, если ты хочешь, а я просто постою, поболтаю. Я не хочу курить и не курю».
Социальное неравенство
У кого-то есть айпады, у кого- то нет — одни хвастаются, а другие чувствуют себя отсталыми. Очень важно, как к такому расслоению относятся в семье подростка.
Если в семье принято ныть и возмущаться, что, вот, у нас ничего, а у разных непорядочных и подлых — все, то ребенок будет любую разницу в доходах воспринимать как дополнительное доказательство того, что он обделен.
Это порождает обиду, зависть, желание отомстить — вместо творческого приспособления и поиска способов удовлетворить свою реальную потребность.
Ребенку в этой ситуации совсем спокойным остаться не получится, но можно попросить знакомого дать айпад на время поиграть. В ответ можно придумать какую-то форму выражения благодарности: занять место в столовой, поделиться кефиром или просто искренне поблагодарить.Если в лагере много интересных игр, упражнений и дискуссий, то ребята в течение дня оказываются так часто на равных, что даже если они перед сном полчаса будут не на равных в финансовом плане, это уже не нарушит сложившейся дружбы и ощущения друг друга партнерами.
Ребенок не слушается воспитателей
Фото с сайта workingmama.ru
Подростки часто пробуют мир на прочность, проверяют границы. С одной стороны, может казаться, что они хотят быть самыми главными. Однако на самом деле, быть самым главным тревожно и страшно.
Не вполне осознаваемая потребность подростка — это обрести такого взрослого, который мог бы, не унижая, оказаться достаточно прочным, чтобы подростка остановить. Также важное проявление уважение к подростку — это по-взрослому объяснить, почему, ради чего в лагере введено это правило.
Например, правило отбоя необходимо, чтобы все высыпались и на следующий день были в хорошей форме. Правило поочередного купания нужно, чтобы никто не утонул.
Также важно помнить, что никакое правило не будет выполняться, если в случае его нарушения нет санкции. Санкции не должны быть унизительными, но они должны быть достаточно неприятны, чтобы мотивировать помнить о правиле.
В каких-то случаях — это может быть лишение возможности участвовать в приятном мероприятии, в особо опасных темах — санкцией может быть досрочный отъезд домой.
При записи в лагерь родителям и подросткам важно заранее поинтересоваться у организаторов, какие в лагере действуют правила и санкции.
Запреты для родителей
Фото с сайта tomsk.ru
Если ваш ребенок попал в конфликт и сказал вам об этом, есть несколько вещей, которые нельзя делать ни в коем случае:
Обвинять. Услышав жалобу ребенка, нельзя первым делом говорить, что во всем виноват он сам. Первая реакция должна показывать, что вы на его стороне и готовы разбираться.
Пускать все на самотек. Отношения в искусственно созданном детском коллективе требуют интенсивной включенности взрослых (педагогов, вожатых), вариант «разберитесь сами» не подходит.
Замалчивать конфликт. Так появляются «жертвы» с их ощущением беспомощности, и «агрессоры». Несправедливое, жестокое отношение должно становиться поводом для открытого публичного расследования.
Выбор лагеря
Фото с сайта evpat.ru
Избежать или минимизировать конфликт можно, правильно выбрав лагерь. Петр Дмитриевский:
— Лагерь — это искусственно созданный коллектив, в котором дети объединены по некоторому формальному признаку, например, возраст.
Механизмы выстраивания отношений в искусственно созданных коллективах (школа, лагерь) коренным образом отличаются от добровольных групп, созданных вокруг общего интереса (кружок, секция).
Атмосфера в лагере на 100% зависит от работы взрослых: организаторов, авторов программы, педагогов, вожатых.
Мы выделили несколько критериев, по которым можно оценить детский лагерь:
— Программа. Например, в нашем лагере в первые три дня практически нет «неорганизованного» свободного времени: подростки весь день интенсивно вовлечены в различные формы взаимодействия.
— Ответственность взрослых и инструменты профилактики травли. Если взрослые пускают групповые динамические процессы в лагере на самотек, обязательно будут эпизоды травли, изгойство, враждующие кланы.
Часть командообразующих мероприятий должна проходить в малых группах от 7 до 10 человек: это количество людей, которое реально удержать в голове и в сердце.
В наших отрядах ребята проходят вместе различные азартные испытания, знакомятся в парах, выполняют разные творческие задания.
Причем на первых порах важно, чтобы засчитывался только общий результат командных мероприятий: если кто-то не участвует, команда проигрывает.
Если педагоги достаточно опытны, они смогут преподнести эти игры и упражнения таким образом, что в подростках просыпается азарт, интерес выполнить задание вместе. А это, в свою очередь подтолкнет их к тому, чтобы уговорить застенчивого участника или, наоборот, привести в чувство слишком наглого.
Перед записью родителю важно уточнить: как построена программа, как организаторы видят групповые процессы, какими инструментами профилактики разрешения конфликтов владеют.Если всему этому организаторы не видят необходимости уделять внимания — в такой лагерь отдавать ребенка не стоит.
Вопросы, которые следует задать родителям для оценки «безопасности» летнего лагеря:
— Сколько детей в отряде? (Если в отряде более 12 человек, ребятам нужна более интенсивная поддержка взрослых для того, чтобы построит отношения).
— Как выглядит график одного дня? Важно убедиться, что, по крайней мере, в первые дни лагеря у детей свободного, неорганизованного времени — не более 2 часов.
— Сколько времени вожатый проводит вместе с детьми? Если половину времени дети предоставлены сами себе, безопасная конструктивная атмосфера не сложится.
— Какие есть механизмы разрешения споров и конфликтов между детьми и между детьми и вожатыми?
— Какие в лагере действуют правила и какие приняты санкции за нарушение правил?
— Какие групповые задания, упражнения, игры запланированы в лагере?
— Каким образом набирают вожатых? Какое обучение проходят вожатые перед началом работы с детьми?
— Как можно связаться с ребенком в лагере? Можно ли пользоваться детям мобильными телефонами?
— С кем из взрослых сотрудников лагеря можно связаться для уточнения информации в случае, если ребенок сигнализирует о проблемах?
Источник: //www.miloserdie.ru/article/konflikt-v-letnem-lagere-kak-pomoch-rebenku/