< Что делать в лагере - Психолог

Что делать в лагере

Содержание

Отдых ребенка в летнем лагере — что надо знать родителям

Что делать в лагере

Начало лета несёт особую радость школьникам, у которых впереди три месяца полной свободы от школьных занятий. И головную боль их родителям, которые гадают, чем бы занять детей летом.

У опытных родителей заранее заготовлен список возможных вариантов летнего времяпрепровождения. Это и поездка к бабушке в деревню, и отдых на море, и путешествие с детьми в ближнее или дальнее зарубежье, и семейные пикники на даче.

Но что делать тем, кто впервые столкнулся с необходимостью занять своего подрастающего ребенка и не имеет ни бабушек в деревне, ни возможности поездки на море? Тогда и возникает единственная разумная мысль — отправить ребенка в летний лагерь.

В разгар летних каникул путевку в лагерь раздобыть непросто. Но даже если это вам удалось, не спешите радоваться, ведь все только начинается! Чтобы обеспечить хороший отдых своему ребенку и спокойствие самому себе за его пребывание и поведение в лагере, следует учесть несколько важных правил подготовки и сбора ребенка в лагерь.

Наводим справки о лагере

Во-первых, следует знать, что большинство лагерей рассчитаны на детей от 7 лет. До этого возраста не стоит отправлять ребенка в путешествие без сопровождения взрослых членов семьи.

Во-вторых, необходимо учитывать условия и месторасположение, ведь пансионат на берегу моря и лагерь в лесу кардинально различаются. Соответственно общие рекомендации нужно адаптировать под конкретное место будущего отдыха вашего ребенка.

В-третьих, родителей обычно волнует питание в лагере. Это, безусловно, важный показатель. Однако мало кто из родителей задумывается, чем же их чадо будет заниматься вдали от дома.

А ведь это серьёзный вопрос! Ребенок, в первую очередь, едет отдыхать, то есть, развлекаться, развиваться, заводить интересные знакомства, а не только усиленно питаться.

Хорошо, если в лагере есть кружки по интересам, проводятся дискотеки, КВН, день Нептуна, всевозможные игры и олимпиады.

Сборы ребенка в летний лагерь

Собирая ребенка в лагерь, прежде всего, необходимо выбрать подходящую сумку. Кроме того, что сумка должна быть удобной, она должна соответствовать месту, т.е. не стоит отправлять ребенка в палаточный лагерь с чемоданом, куда лучше подойдет спортивный рюкзак.

Немаловажно научить ребенка собирать сумку в дорогу, ведь когда настанет пора уезжать, складывать вещи придется самому. На всякий случай дайте с собой несколько пакетов. Ведь новые вещи типа сувениров и поделок могут не поместиться в сумке или рюкзаке.

Самая необходимая вещь на отдыхе – это головной убор. Выбирайте все, что угодно, — панаму, кепку или бандану, лишь бы ваш ребенок охотно это носил.

Одежду для лагеря лучше взять из тонкой, дышащей ткани. Не лишними будут несколько пар разноплановой обуви, от шлепанцев до кроссовок. А вот слишком дорогие и красивые наряды лучше оставить дома. И не забудьте про теплые вещи.

Обязательно положите средства личной гигиены: мыло в мыльнице, зубную щетку с пастой, туалетную бумагу, салфетки, шампунь, лучше в одноразовых пакетиках.

Взрослая девочка, безусловно, захватит свою любимую косметику (помаду, пудру, тушь). При этом объясните, что косметические средства — это такие же предметы личной гигиены, как и зубная щетка.

Не стоит одалживать их подружкам.

Помимо необходимых, стоит прихватить и другие личные вещи, например любимую книгу, блокнот с ручкой, какую-то игру или игрушку.

При этом родителям следует быть готовыми к тому, что некоторые вещи могут не вернуться домой.

Поэтому не стоит отправлять вместе с ребенком какие-то особо ценные предметы, и лучше заранее смириться с возможными утратами, чтобы потом не очень расстраиваться.

В любом случае, ребенку не стоит давать медикаменты, поскольку в любом лагере есть медперсонал, который окажет необходимую помощь. Также под запретом аудио и видео техника. Хорошо обдумайте важность мобильного телефона.

Деньги ребенку тоже лучше не давать, ведь в самом лагере он все равно их не сможет потратить. Другое дело, если предполагаются какие-либо экскурсии или просто прогулка по городу.

Однако и в этом случае сумма не должна быть большой, чтобы у ребенка не появлялись соблазны купить что-то необычное.

Хорошо, если деньги можно отдать ответственному лицу, который мог бы контролировать целесообразность и безопасность детских расходов.

Адаптация ребенка в детском лагере

Также родителям следует знать, что адаптация ребенка в лагере займет около 7 дней. До этого времени не стоит слишком переживать из-за его жалоб и недовольства. Значительным образом адаптация зависит от самого ребенка, его характера и умения приспосабливаться ко всему новому. Но если ребенок за 10—14 дней так и не смог приспособиться, лучше его забрать домой.

Надеемся, что данная статья поможет вам и вашему ребенку получить максимум пользы и удовольствия от летнего отдыха.

Источник: //mamy.biz/otdyx-rebenka-v-letnem-lagere-chto-nado-znat-roditelyam/

Что делают дети в лагере

Что делать в лагере

Центр детского и молодежного отдыха «Магистр» – это первая в Сибири компания, которая с 1990 года организует «правильный» детский отдых.  Правильный с точки зрения развития детей, с точки зрения их безопасности и адаптации.

Правильный с точки зрения базовых ценостей человечества, нормальных отношений между людьми.

И, при этом, постоянно ориентируясь и на современную ситуацию научно-технического прогресса, и на информационный “океан”, который окружает нас сегодня.

Сегодня у нас функционирует три базовых лагеря:

лагерь развивающего творческого досуга “Детская АРТ-деревня”

Все лагеря Центра «Магистр» – это авторские проекты, с эксклюзивными методиками работы с детьми, с гарантией индивидуального подхода и максимальной возвращаемостью детей обратно.

Мы первыми в Западной Сибири попробовали создать частный лагерь, первыми продолжаем идти по пути развития в детском отдыхе, первыми находим новые подходы в работе с детьми. Ведь дети отдыхают и развиваются вместе с нами. Значит, этот отдых должен быть самым лучшим!

И мы видим это так: детский отдых должен быть современным и активным, интересным и полезным, комфортным и безопасным. И, самое главное, с учетом УНИКАЛЬНОСТИ каждого.

Сегодня деткий отдых с “Магистром” можно смело назвать  

современным и активным: 
• с творческим подходом  • с новыми технологиями  • с креативными проектами  • с активным движением  • с популярными играми 

интересным и полезным: 
• для мальчиков и для девочек 

• для младших, средних и старших  • для всех направлений в развитии  • на природе  • с отрывом от гаджетов и интернета 

комфортным и безопасным: 
• в комфортабельном лагере 

• с качественным питанием  • с хорошей инфраструктурой  • с профессиональными педагогами 

• в окружении хороших друзей

Уникальность каждого ребенка и человека в целом и, при этом, традицинная система работы детских лагерей, сегодня уже не могут совместиться в одном формате. В связи с этим с осени 2017 года мы перешли на новый формат детского отдыха. Теперь у нас вместо отрядов компании.

Вместо вожатых проводники и навигаторы. Да и слово “лагерь” мы пытаемся постепенно  заменить на новые варианты – “загородный клуб”, “детскую деревню” и “парк-отель”. Все эти новые слова и форматы несут за собой совершенно новый подход. Это не просто игра. Это новый взгляд на загородный отдых.

Совместный отдых современных детей.

Дети живут по особому режиму, сочетая традиционные нормы и правила с новой технологией центра “Магистр”. А буквально скоро мы сможем предложить детям и совершенно новые варианты бытовых условий.

В наших лагерях ежедневно и ежечасно у детей происходят новые события, часть из которых они выбирают сами, часть организована для всех. Сочетание разного рода активностей и интересных творчеких, интеллектуальных и познавательных занятий дают удвительный результат – не скучно, насыщенно, но и есть свободное время, полезно, безопасно, интересно, современно и психологически комфортно.

Мы предлааем детям познакомиться и попробовать свои силы в современных мастерских, на мастер-классах, на встречах с известными и успешными представителями разных профессий. Направления, которые мы обновили и сделали максимально интересными для ребят, не только развлекают и заполняют их досуг.

Это те направления в творчестве, науке, психологии, искусстве, которые смогут помочь определиться с выбром будущей профессии или просто найти свое новое хобби. Более 50 вариантов мастерских, студий, спортивных секций разработаны для реализации в новом формате наших лагерей.

На каждом заезде мы заявляем 15 – 20 базовых мастерских и 3-5 мастер-классов. По итогам ребята получают сертификаты. Сертификаты имеют три уровня. Что позволяет ребятам совершенствовать свои навыки и достичь реальных результатов в выбранном направлении.

А можно просто ознакомить и позаниматься во всех направлениях в течении года на разных заездах. И получить сертификат первого уровня.

И, конечно, самое главное в наших лагерях – мы учим общаться, вместе заниматься творческой деятельностью. Много играем и гуляем. Читаем, познаем. И просто отлично отдыхаем!

Мы будем рады видеть Вашего ребенка в наших проектах! И создадим ему максимально комфортные и развивающие условия!

Источник: //magistr.info/roditelyam/chto-delayut-deti-v-lagere

Лагеря при школах

Что делать в лагере

Чтобы оздоровить и развлечь ребенка на каникулах, нет нужды отправлть его куда-то за тридевять земель. Школьные лагеря дневного пребывания берут на себя заботу о досуге и здоровом образе жизни младших и средних школьников.

Лето… Как много ожиданий от этого слова 🙂 Особенно у школьников, которые усердно трудились весь учебный год и теперь хотят заслуженно отдохнуть. Сейчас есть много вариантов организации летнего досуга для детей школьного возраста, и в этой статье мы тоже рассмотрим один из них – летний школьный лагерь!

Летний лагерь в школе – что это?

Как правило, школьные лагеря формируются в летний период на базе школы и подразумевают дневное пребывание детей. Как и в любом лагере, в школьном тоже разработан план развлекательных мероприятий и распорядок дня.

Открыть школьный лагерь можно при наличии педагогов, инструкторов физической культуры, квалифицированных специалистов дополнительного образования, организации медицинской помощи, безопасности и питания детей.

Чаще всего в качестве воспитателей и вожатых выступают учителя этих же школ, в которых открыт лагерь, но также можно встретить лагеря, где работают волонтёры – вожатые, инструкторы, организаторы культурно-досуговых мероприятий и медицинские работники.

Почему родители отдают предпочтение школьному лагерю?

Школьный лагерь – это отличный вариант проведения каникул для детей младшего школьного возраста и для тех, кто недостаточно самостоятелен. Часто можно встретить детей, которые не хотят ехать в загородный лагерь.

Причины этого различные – одни боятся жить в незнакомых условиях и в силу застенчивости опасаются новых знакомств, других пугает самостоятельность, ведь в загородных лагерях дети сами ухаживают за собой, стирают и заправляют кровати.

Еще одно преимущество пришкольного лагеря заключается в том, что дети находятся в лагере днем. То есть твой ребёнок каждый день будет под присмотром, а вечером возвращаться домой.

Это удобно как для родителей, которые очень обеспокоены времяпрепровождением своего ребёнка, пока они на работе, так и для детей, которые скучают по родителям, друзьям в течение лагерной смены.

Так же для младших деток есть выделенные кабинеты под «тихий час», где они смогут поспать и набраться сил.

Немаловажной причиной выбора школьного лагеря является небольшая стоимость путевки. Она зависит от того, сколько дней твой ребенок будет пребывать в лагере. Дополнительно могут оплачиваться посещение мест развлечений, таких как парки аттракционов, театры, экскурсии, бассейн и т.д.

Альтернативой школьному лагерю могут также стать дневные лагеря в своем городе.

Что делают дети в школьном лагере?

Летний пришкольный лагерь рассчитан на школьников в возрасте от 6 до 14 лет, поэтому все воспитанники делятся на отряды по возрастам, и на основании этого досуг детей различается.

Программы пришкольного оздоровительного лагеря по наполнению не уступают другим дневным лагерям

В среднем, распорядок дня может выглядеть таким образом:

8.00 – 8.20 – сборы, «линейка»,

8.20 – 8.30 – зарядка,

8.30 – 9.00 – завтрак,

9.30 – 12.30 – отрядные мероприятия,

12.30 – 13.00 – обед,

13.30 – 15.30 – тихий час,

15.30 – 16.00 – полдник,

16.00 – 17.00 – игры на свежем воздухе, занятия в кружках по интересам

В отрядные мероприятия входят различные спортивные соревнования, подвижные игры, творческие конкурсы, театральные постановки. Дети в пришкольном лагере посещают музеи, ездят на экскурсии, ходят в кинотеатр и парки развлечений, играют на свежем воздухе и занимаются физкультурой.

Так же при лагере организовывают кружки и клубы по интересам, где детям показывают мастер-классы и обучают тому, что придётся им по душе.

Часто, как и в обычном загородном лагере, в школьном лагере смены могут быть тематическими, например, «культурная смена» или «историческая смена» и отрядные мероприятия приурочены к этой теме, что вызывает ещё больше интереса и восторга у детей!

А если у тебя и твоего ребёнка есть желание, то можно договориться с преподавателем об индивидуальных занятиях по улучшению школьных знаний.

Что нужно, чтобы попасть в детский школьный лагерь? 

Когда выбор в пользу лагеря сделан, тебе необходимо обратиться в школу, чтобы написать заявление о зачислении ребёнка в списки воспитанников, после чего нужно произвести оплату и предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья ребёнка.

Детский пришкольный лагерь – отличная альтернатива дальнему вояжу на каникулах

Более подробно о документах для лагерей читай здесь.

Кстати, при зачислении в летние лагеря на базе школы предоставляются льготы:

  1. детям-сиротам,
  2. детям из многодетных семей,
  3. детям из неполных семей,
  4. детям из малообеспеченных семей,
  5. детям-инвалидам,
  6. детям, чьи родители работают в бюджетной сфере.

О других возможностях отдыха и оздоровления для детей-льготников прочти в этой статье.

После зачисления в пришкольный лагерь собери ребёнку все необходимые вещи, которые могут пригодиться ему там, несмотря на дневное пребывание, такие как:

  • средства гигиены (расческу, мыло, полотенце);
  • сменную одежду, если ребёнок испачкается на улице;
  • а если он ещё и младшего школьного возраста, то для дневного сна необходимо принести в школу раскладушку и постельное белье.

Более подробно о дополнительных и нужных вещах тебе сообщит начальник детского школьного лагеря.

Источник: //mama.ua/27998-chto-takoe-shkolnyj-lager/

Как устроить летний палаточный лагерь?

Что делать в лагере

Капорская Надежда

Советы для тех, кому важен не поход сам по себе, а возможность сделать что-то вместе с подростками

Вы когда-нибудь жили в палатке? Возможно, у вас есть желание показать вашим ученикам, что это такое. Но вы не знаете, с чего начать. Давайте попробуем спланировать этот кусочек совместной летней жизни – на основе опыта проведения летних лагерей центром «Перекресток».

Прежде чем приступать к подготовке лагеря, нужно определить, зачем и для кого вы хотите его проводить, каково количество предполагаемых участников, каков объем ваших ресурсов и какие ресурсы нужно искать дополнительно. Основная цель проведения лагеря центра «Перекресток», например, – включение подростков в активную деятельную позицию по отношению к собственной жизни.

Это значит, что мы поддерживаем подростков в их стремлении к самостоятельности, помогаем обращать внимание на происходящее вокруг, конструктивно решать конфликтные ситуации. Кроме реализации общей цели лагеря, каждый участник, подросток или взрослый ставит свою собственную цель, и не одну.

Мы проводим лагерь для подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, ребят, чье поведение вызывает тревогу у родителей и учителей, ребят со сложностями в семье, состоящих на внутришкольном или другом учете. Палаточный лагерь может представляться мероприятием, требующим меньших материальных вложений, нежели оплата путевок в «стационарный» лагерь.

Но не стоит думать, что нужно найти средства только на питание участников. Для обеспечения жизни в лесу каждому (подростку и специалисту) понадобится личное снаряжение – спальный мешок, туристический коврик («пенка»), дождевик и др. К снаряжению группы относятся палатки, тенты, посуда для приготовления пищи на группу и т.д.

Если вы планируете мастерские, это тоже потребует закупки оборудования и материалов. Кроме того, нужны средства на перемещение всех участников и оборудования из города в лес и обратно. Таким образом, бюджет проекта имеет несколько обязательных статей, без обеспечения которых проведение лагеря невозможно. Поиск финансирования требует серьезной работы административной группы проекта.

В самом удачном случае можно, наверное, обойтись совсем без денег  – если снаряжением дает попользоваться дружественный турклуб, участники самостоятельно обеспечивают личное снаряжение, автобус до места проведения выделяется городским автопарком, обеспечение продуктами питания берет на себя сеть супермаркетов в порядке благотворительности. У нас так не получилось ни разу.

Определив количество участников, предположив, какая деятельность будет осуществляться в лагере, решив зачем, когда, с кем вы хотите ехать, какие собственные средства вы можете вложить и какие дополнительные средства нужно привлекать, можно переходить к следующему шагу.

Как продолжить?

Когда определены цели и задачи лагеря, можно переходить к непосредственной подготовке. Это три направления: работа с командой специалистов, работа с подростками, техническая подготовка. Мы начинаем готовиться к лагерю заранее.

Все желающие могут принять участие в разработке той или иной линии  – каждый год мы встречаемся с новыми идеями,  – так в лагере появились ролевые игры, экстремальная мастерская, получившая название «движуха», парламент и многое другое.

Мы идем, например, в тренировочный поход на два дня, ребята и взрослые учатся поддерживать костер, готовить еду, натягивать тент. Вся подготовительная работа направлена на поддержку авторской позиции подростков по отношению к лагерю, получение всеми участниками базовых навыков, необходимых для жизни в лесу.

С момента принятия решения о проведении до отъезда в лагерь должны случиться следующие вещи: 1. Формирование команды сотрудников, определение функциональных обязанностей в этой команде. Обязательно наличие руководителя лагеря, завхоза, врача. Остальные должности зависят от того, что вы собираетесь делать в лагере. 2.

Формирование группы подростков  – участников лагеря. Если вы решили формировать несколько групп подростков, это тоже можно делать в процессе подготовки. Для этого подходят такие меро­приятия, как тренинги, походы, дискуссии, ролевые игры. 3.

Подготовка полного комплекта снаряжения, оборудования, расходных материалов, необходимых в лагере, закупка продуктов, обеспечение лагеря транспортом, достижение договоренностей о проведении лагеря с местным лесничеством или территориальной администрацией.

Важно установить контакт (надеемся, что это вам не пригодится) с ближайшей к месту проведения больницей, местной милицией и группой МЧС. Параметры, которые необходимо учитывать при выборе места для лагеря – это наличие питьевой воды, дров, водоема для купания.

И отсутствие населенного пункта в радиусе до 5 км (простого пешего доступа) и посещаемого местным населением объекта в непосредственной близости. Это важно, ибо контакты с местным населением могут приводить к конфликтам, с которыми вам придется что-то делать, или, наоборот, возникновению отношений, в которых подросткам может быть сложно отказать новым друзьям в совместном употреблении алкоголя.

Мы обязательно проводим родительское собрание. Каждый участник лагеря, подросток и взрослый, берет на себя обязательство следовать правилам техники безопасности и правилу трезвости. Нарушение этих обязательств влечет за собой отъезд из лагеря.

Что может получиться?

Лагерь для нас не только природа, новые люди и знания – это и возможность для подростков познакомиться со специалистами центра, поработать с психологом, поучаствовать в тренингах. Лагерь становится естественным продолжением Клуба центра и происходящих в нем событий.

Ребятам, которые участвуют в жизни клуба, интересно больше делать самим, а заодно и помогать освоиться новичкам, их не нужно поддерживать в проявлении инициативы, для них уже естественна возможность соавторства, сотворчества наравне со взрослыми.

К ним с удовольствием присоединяются ребята, участвующие в лагере впервые, те, кто еще не понимает, как это  – наравне со взрослыми решать, будет ли в лагере поход, что мы будем есть на завтрак и сколько раз будет дискотека.

Мы знаем, будет гораздо интересней, если не заставлять ребят делать что-то, что решили взрослые, а то, что мы придумали вместе.

Что еще важно учесть?

Понаблюдав несколько раз за тем, как проживают лагерь ребята и взрослые, мы увидели, что в первые дни подростки проявляют интерес только к тем, кто находится рядом, строят взаимодействие в той группе, в которой они живут, привыкают относить себя к этой группе, вырабатывать внутренние правила.

К середине, на пятый-шестой день, у каждого подростка и взрослого накапливается опыт взаимодействия друг с другом, достаточный для того, чтобы чувствовать себя частью большой группы, лагеря в целом. Каждый человек вовлекается во множество проектов – в нашем случае это могут быть занятия альпинизмом, поход, ночное купание, соревнования.

В последние два-три дня ребятам важно уделить больше внимания самим себе, внутренней работе и близкому общению. В последние дни можно встретить созерцателей облаков, собирателей земляники, читателей книг – ребята наблюдают за собой и окружающим миром, осмысливают все те открытия, которые случились за первую неделю лагеря.

Важно, чтобы у ребят оставалось время на то, чтобы побыть с самим собой.

Что можно делать в лагере?

Плавать и загорать. Подниматься по веревкам на деревья. Снимать фильм. Поддерживать костер даже в самый сильный дождь. Играть на гитаре, сидя на обрыве над рекой. Помогать леснику. Выпускать газету. Ставить типи, как настоящие индейцы. Ориентироваться в лесу. Собирать грибы, землянику, малину. Колоть и пилить дрова.

Танцевать латиноамериканские танцы на опушке леса. Оборудовать экологическую тропу. Играть в футбол, волейбол, заниматься йогой. Построить жилище на дереве. В лагере можно делать почти все что угодно. Если взять электрогенератор, то вечером, под звездами, можно смотреть кино, лежа у костра.

Если взять усилитель и колонки, то можно устроить грандиозную дискотеку – настоящий «open air»!
Еще в лагере могут быть психологи. Для чего? Поговорить о том, почему что-то получается у одного человека и не получается у другого. Поиграть во что-то и увидеть в игре, как лучше распределить роли в испытании. секретом.

Психологи могут проводить вечерние «свечки», утренние групповые занятия, тренинги-испытания, вести индивидуальную работу. Ребятам гораздо проще прийти к психологу – не то что в городе, где нужно куда-то записываться, идти в незнакомое учреждение.

Вот он, здесь же, тоже дежурит на своей стоянке, тоже ходит купаться и учится играть на гитаре. Если между людьми много общего, общаться становится проще, мы проверяли…

Как организовать жизнь в лагере?

Обычно в лагере центра «Перекресток» участвуют 36–40 подростков 13–17 лет и 15–20 взрослых – вожатые, психологи, инструкторы, группа технического обеспечения, врач.

Лагерь – это шесть небольших стоянок – жить малыми группами по 10–12 человек технически проще, дежурство на такой «малой стоянке» позволяет ребятам не выключаться из остальных процессов, в отличие от ситуации, когда 4–5 человек дежурят, например, в лагере из пятидесяти участников.

У нас в каждой группе подростков живут 2–3 сотрудника, остальные взрослые ставят отдельный лагерь, к которому относятся и хозяйственные палатки. На «взрослой стоянке» мы проводим планерки и собрания сотрудников лагеря.

Самообслуживание? Да!

Обитатели каждой стоянки нашего лагеря ведут автономное хозяйство – готовят еду, обеспечивают себя дровами и водой, поддерживают чистоту на своей территории. Сотрудники технической группы всегда готовы помочь с обедом, благоустройством, заготовкой дров.

К середине лагеря подростки перестают нуждаться в такой помощи и с законной гордостью зазывают обитателей других стоянок на обед или ужин. Закупая продукты для лагеря, наша техническая группа исходит из необходимости максимально разнообразить меню  – важно, чтобы ребята ели овощи, фрукты, пили молоко.

Чтобы городским жителям было легче адаптироваться к лесным условиям, первые сутки лагеря мы проводим, как переход с ночевкой.

Проведя ночь на самостоятельно разбитой стоянке, ребята перестают беспокоиться о трудностях жизни в лесу, а оборудованные стоянки лагеря начинают казаться комфортными и достраиваются каждой группой вплоть до самого окончания лагеря.

Чего только не придумывали ребята – всевозможные полочки, крючки для посуды, сушилки для одежды, душевые кабинки невероятных конструкций, почтовые ящики, поленницы… Каждая стоянка каждого лагеря  – это нечто особенное: у кого-то пожаробезопасное ночное освещение, в другом месте  – деревянная посуда и полочка для специй… Обустройство собственной стоянки – тоже проявление авторства, и ребята делают это с большим удовольствием.

Лето – это маленькая жизнь… Лагерь  – тоже. Нам важно, чтобы с нашей помощью ребята увидели новые возможности, нашли новых друзей, сделали что-то необычное, новое. Были авторами своей жизни – это, знаете ли, интересно…

Источник: //ps.1sept.ru/article.php?ID=200901025

Конфликт в летнем лагере. Как помочь ребенку? | Милосердие.ru

Что делать в лагере

РИА Новости

Участником конфликта может оказаться любой ребенок, но некоторые более уязвимы. Кто же оказывается в «группе риска»? По мнению психолога Марии Капилиной, на то, станет ли ребенок участником конфликтной ситуации, влияют ряд факторов:

— темперамент (общительный и активный ребенок легче переносит смену обстановки и разлуку с родными, он быстрее переключается с негативных внутренних переживаний на внешние действия, легче выходит из конфликта)

— возраст (чем ребенок младше, тем он уязвимее эмоционально)

— образ жизни семьи

— Жизнь в лагере — это жизнь в коллективе по общим правилам, и даже если лагерь совершенно чудесный, для ребенка, привыкшего к индивидуальному вниманию и к жизни не столько по правилам, сколько по личному договору с родителями, адаптироваться будет труднее, чем тому, что хотя бы ходил в детский сад или родился в семье, где несколько детей, — комментирует психолог Мария Капилина. — Кроме того, если семья вела уединенный образ жизни, ребенок может просто не уметь общаться и выстраивать контакты с посторонними, что тоже может затруднить адаптацию.  Поэтому лучше начать организацию общения ребенка с другими детьми не с путевки в лагерь, а с посещения занятий в каких-нибудь детских центрах , где группу ведет взрослый. Это неплохой путь социализации для ребенка, когда он видит, что общение с другим взрослым и следование за ним неопасно и учится общению и с другими взрослыми, и с другими детьми.

По мнению семейного психолога, директора приходского подросткового лагеря храма свв. Космы и Дамиана (в Шубине) Петра Дмитриевского, есть наиболее типичные конфликтные ситуации:

Не получается влиться в коллектив

Петр Дмитриевский, психолог, директор приходского подросткового лагеря храма свв. Космы и Дамиана (в Шубине). Скриншот с .com

Ребенку в этом случае надо постараться разглядеть в массе сверстников отдельных людей с созвучными ему индивидуальными особенностями.

Выделить одного или двух людей, которые ему кажутся более симпатичными, чем другие. Подойти к этому человеку (людям) и подружиться: расспросить о нем, самому рассказать о себе.

А потом поделиться тем, что немного одиноко себя чувствуешь и предложить держаться в лагере вместе.

Если это не получается, нужно рассказать о ситуации всем взрослым, которые вызывают симпатию: вожатому, повару, руководителю кружка, родителю по телефону.

Взрослым необходимо отреагировать на ситуацию и придумать, в какую деятельность включить ребенка (предложить роль в спектакле, участие в кружке, в спортивной команде). Хорошо бы доверить ребенку дело, предполагающее контакт с другими детьми (общелагерный опрос, сбор информации и т. д.)

Кто-то «прицепился»

Фото с сайта abcblogs.abc.es

— Если кто-то прицепился, задирает, провоцирует, а остальные дети соблюдают нейтралитет, значит в коллективе подросткам небезопасно.

Цепляющийся пытается так самоутвердиться и выстроить иерархию, а «наблюдающие» боятся вставать на защиту, так как предполагают, что и сами могут стать мишенью для травли.

Об этом нечасто говорят, но «наблюдатели», так же как и жертва, получают в таких ситуацию большую травму, укрепляются в пониманию, что когда тебя мучают, лучше просто терпеть.

Такая ситуация напрямую означает, что либо взрослым не хватает педагогической и психологической компетентности, либо они компетентны, но отвлеклись на какие-то другие задачи.

Ребенку в этой ситуции нужно рассказать об эпизоде преследования взрослым — вожатым, педагогам и родителям.

Взрослым нужно обсудить с ребятами, какие ввести в отряде правила общения (что можно, а чего нельзя, и какие последствия ждут за нарушения правил) и какие командные мероприятия (игры, творческие задания) предложить группе, в которой начались признаки травли. А потом контролировать соблюдение правил.

Девочку не приглашают на танцах

Фото с сайта incamp.ru

Это вечная проблема подростковых лагерей — мужской стыд и нерешительность. Я иногда перед танцами специально устраиваю встречи для мальчишек в нашем лагере.

Рассказываю им, как важно женщине быть увиденной, и что приглашение на танец — это не обязательно предложение руки и сердца, оно может быть и просто формой комплимента. Но даже после таких бесед многие парни часто смущаются и делают вид, что общение с девочками, «романтика» их вовсе не интересуют.

Девочке не загрустить тут сложно. Такая уж женская доля: стараешься, украшаешь себя, а эти трусливые дураки смотрят, но не решаются подойти.

Девочке можно посоветовать разделить свое возмущение с подругой или девушкой-вожатой, поддержать друг друга в такой несправедливости жизни. И продолжить в последующие дни всякие женские способы «ухаживания» в отношении понравившихся ребят: попросить при случае их о помощи, улыбнуться удачной шутке, как бы случайно оказаться в поле зрения на кружке или в игре.

За одной девочкой мальчишки ухаживают «стайкой», другие девочки завидуют

Фото с сайта incamp.ru

Девочке, за которой ухаживают, стоит разобраться, как она относится к своим ухажерам: видит ли в ребятах однородную массу («стайку»), или они для нее отдельные индивидуумы? Если есть парень, который  ей нравится больше других, зачем она поддерживает ухаживания всей стаи, а не строит отношения с ним одним?)

Можно также попробовать разобраться в отношениях с подругами: надо ли относиться к ним свысока, используя свою популярность, чтобы кого-то поддеть?

Как правило, с девочками, которые пользуются успехом мальчиков, другие девочки предпочитают дружить, потому что, находясь рядом с ними, они сами автоматически попадают в поле зрения ребят.

Если со стороны «популярной девочки» нет провокаций, то к этой ситуации можно не подключать взрослых.

Вокруг ругаются матом

Фото с сайта logopedprm.ru

Здесь два вопроса. Одно дело — выбирать не материться самому, здесь каждый свободен. Но заставить другого человека выбирать в разговоре определенные слова не в нашей власти. Как и не в наших силах заставить себя слышать одни слова и не слышать другие.

Ребенок может попросить тех ребят, которые матерятся, не ругаться в разговоре с ним, но если это не удастся, искать в лагере места и компании, где не звучит мат, либо просто уехать, сказав родителям и вожатым о причине.

Взрослым полезно знать, что произнесение бранных слов в общественном месте (а лагерь — одно из общественных мест) является административным правонарушением, и они вправе требовать от педагогов, администрации и вожатых соблюдение норм литературного языка.

В лагере курят

Фото с сайта detstvo2.volmed.org.ru

Как не прослыть маменькиным сынком (дочкой), а с достоинством преподнести свою позицию?

Это пример непростой дилеммы. Что ребенку важнее: лояльность к другим или верность себе? Особенно сложно в этом вопросе тем подросткам, которым родители не помогли легализовать собственную отдельность.

Если в семье осуждаются любые проявления инаковости ребенка, не поддерживается право на собственные мировоззренческие, музыкальные, литературные предпочтения, жестко критикуется его мнение, любое его отличие от родительского, такой ребенок научается глушить собственные потребности и ценности, отдавая предпочтение лояльности, единству.

И это будет выстреливать и в отношениях со сверстниками. Так же, как сложно сказать маме: «А я считаю по-другому», станет сложно сказать другу/подруге: «Я не осуждаю тебя, но сама буду делать по-другому».

Профилактикой здесь будет приучение подростка к мысли: «Мы с папой в этом похожи, а в этом — совсем разные, но мы остаемся близкими людьми». Такой подросток сможет спокойно сказать приятелю: «Я твой друг и хочу с тобой дружить, но ты тогда покури, если ты хочешь, а я просто постою, поболтаю. Я не хочу курить и не курю».

Социальное неравенство

У кого-то есть айпады, у кого- то нет — одни хвастаются, а другие чувствуют себя отсталыми. Очень важно, как к такому расслоению относятся в семье подростка.

Если в семье принято ныть и возмущаться, что, вот, у нас ничего, а у разных непорядочных и подлых — все, то ребенок будет любую разницу в доходах воспринимать как дополнительное доказательство того, что он обделен.

Это порождает обиду, зависть, желание отомстить — вместо творческого приспособления и поиска способов удовлетворить свою реальную потребность.

Ребенку в этой ситуации совсем спокойным остаться не получится, но можно попросить знакомого дать айпад на время поиграть. В ответ можно придумать какую-то форму выражения благодарности: занять место в столовой, поделиться кефиром или просто искренне поблагодарить.

Если в лагере много интересных игр, упражнений и дискуссий, то ребята в течение дня оказываются так часто на равных, что даже если они перед сном полчаса будут не на равных в финансовом плане, это уже не нарушит сложившейся дружбы и ощущения друг друга партнерами.

Ребенок не слушается воспитателей

Фото с сайта workingmama.ru

Подростки часто пробуют мир на прочность, проверяют границы. С одной стороны, может казаться, что они хотят быть самыми главными. Однако на самом деле, быть самым главным тревожно и страшно.

Не вполне осознаваемая потребность подростка — это обрести такого взрослого, который мог бы, не унижая, оказаться достаточно прочным, чтобы подростка остановить. Также важное проявление уважение к подростку — это по-взрослому объяснить, почему, ради чего в лагере введено это правило.

Например, правило отбоя необходимо, чтобы все высыпались и на следующий день были в хорошей форме. Правило поочередного купания нужно, чтобы никто не утонул.

Также важно помнить, что никакое правило не будет выполняться, если в случае его нарушения нет санкции. Санкции не должны быть унизительными, но они должны быть достаточно неприятны, чтобы мотивировать помнить о правиле.

В каких-то случаях — это может быть лишение возможности участвовать в приятном мероприятии, в особо опасных темах — санкцией может быть досрочный отъезд домой.

При записи в лагерь родителям и подросткам важно заранее поинтересоваться у организаторов, какие в лагере действуют правила и санкции.

Запреты для родителей

Фото с сайта tomsk.ru

Если ваш ребенок попал в конфликт и сказал вам об этом, есть несколько вещей, которые нельзя делать ни в коем случае:

Обвинять. Услышав жалобу ребенка, нельзя первым делом говорить, что во всем виноват он сам. Первая реакция должна показывать, что вы на его стороне и готовы разбираться.

Пускать все на самотек. Отношения в искусственно созданном детском коллективе требуют интенсивной включенности взрослых (педагогов, вожатых), вариант «разберитесь сами» не подходит.

Замалчивать конфликт. Так появляются «жертвы» с их ощущением беспомощности, и «агрессоры». Несправедливое, жестокое отношение должно становиться поводом для открытого публичного расследования.

Выбор лагеря

Фото с сайта evpat.ru

Избежать или минимизировать конфликт можно, правильно выбрав лагерь. Петр Дмитриевский:

— Лагерь — это искусственно созданный коллектив, в котором дети объединены по некоторому формальному признаку, например, возраст.

Механизмы выстраивания отношений в искусственно созданных коллективах (школа, лагерь) коренным образом отличаются от добровольных групп, созданных вокруг общего интереса (кружок, секция).

Атмосфера в лагере на 100% зависит от работы взрослых: организаторов, авторов программы, педагогов, вожатых.

Мы выделили несколько критериев, по которым можно оценить детский лагерь:

Программа. Например, в нашем лагере в первые три дня практически нет «неорганизованного» свободного времени: подростки весь день интенсивно вовлечены в различные формы взаимодействия.

Ответственность взрослых и инструменты профилактики травли. Если взрослые пускают групповые динамические процессы в лагере на самотек, обязательно будут эпизоды травли, изгойство, враждующие кланы.

Часть командообразующих мероприятий должна проходить в малых группах от 7 до 10 человек: это количество людей, которое реально удержать в голове и в сердце.

В наших отрядах ребята проходят вместе различные азартные испытания, знакомятся в парах, выполняют разные творческие задания.

Причем на первых порах важно, чтобы засчитывался только общий результат командных мероприятий: если кто-то не участвует, команда проигрывает.

Если педагоги достаточно опытны, они смогут преподнести эти игры и упражнения таким образом, что в подростках просыпается азарт, интерес выполнить задание вместе. А это, в свою очередь подтолкнет их к тому, чтобы уговорить застенчивого участника или, наоборот, привести в чувство слишком наглого.

Перед записью родителю важно уточнить: как построена программа, как организаторы видят групповые процессы, какими  инструментами профилактики разрешения конфликтов владеют.

Если всему этому организаторы не видят необходимости уделять внимания — в такой лагерь отдавать ребенка не стоит.

Вопросы, которые следует задать родителям для оценки «безопасности» летнего лагеря:

— Сколько детей в отряде? (Если в отряде более 12 человек, ребятам нужна более интенсивная поддержка взрослых для того, чтобы построит отношения).

— Как выглядит график одного дня? Важно убедиться, что, по крайней мере, в первые дни лагеря у детей свободного, неорганизованного времени — не более 2 часов.

— Сколько времени вожатый проводит вместе с детьми? Если половину времени дети предоставлены сами себе, безопасная конструктивная атмосфера не сложится.

— Какие есть механизмы разрешения споров и конфликтов между детьми и между детьми и вожатыми?

— Какие в лагере действуют правила и какие приняты санкции за нарушение правил?

— Какие групповые задания, упражнения, игры запланированы в лагере?

— Каким образом набирают вожатых? Какое обучение проходят вожатые перед началом работы с детьми?

— Как можно связаться с ребенком в лагере? Можно ли пользоваться детям мобильными телефонами?

— С кем из взрослых сотрудников лагеря можно связаться для уточнения информации в случае, если ребенок сигнализирует о проблемах?

Источник: //www.miloserdie.ru/article/konflikt-v-letnem-lagere-kak-pomoch-rebenku/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.