Что такое мораль определение

Мораль – Обществознание

Что такое мораль определение

Мораль 
(от лат. moralis — нравственный) — нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения). Один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости… В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения).

Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной — этика.

Мораль:

  • проявляется через систему норм, правил и оценок. Таких, как правила этикета и т.п.
  • представления о том, что такое добро и зло в поступках людей и человеческом обществе.
  • Нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом, опирающиеся исключительно на силу общественного мнения
  • совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и ос­нованных на общественном мнении
  • Сфера    общественного    сознания,    в    которой    концентрируются представления о должном поведении
  • Форма общественного сознания, выполняющая функции:

а) регулятора общественных отношений

б) регулятора отношений между людьми

в) оценивание поведения людей, их поступков, или образа мысли

  • выполняет регулирующую функцию в обществе
  • одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни

Морализаторство – понятие, обозначающее такие моральные высказывания или рассуждения, в которых оценка (осуждение) и инвектива оказываются привязанными (по заблуждению или лицемерию) к абстрактным критериям и доминируют над пониманием реального положения дел. Есть еще род морализаторства, при котором оно трактуется не в связи с нарушением внешних ограничений прав моральной оценки, а как прямое следствие пренебрежения теми границами, которые сама мораль ставит моральному поучению. В этом варианте морализаторство есть результат отождествления объективации морали или реально существующих объектов с самой моралью, с абсолютным и трансцендентным идеалом. В результате этой операции моральный идеал облекается в форму конкретизированного образа, соответствие или несоответствие которому становится принципом для создания особой нормативной сферы. При этом этическая нормативность насыщается дополнительным, паразитарным по отношению к морали содержанием, что позволяет придавать характер морального выбора ситуациям, где имеет место незначимое с точки зрения морали избегание или предпочтение. Морализатор имитирует трансляцию принудительной и самоочевидной моральной истины, в результате чего его контрагент перестает расцениваться как автономный индивид и лишается права на свободный выбор. Неприятие такого отношения воспринимается морализатором как бунт против морали, как выражение безнравственности. Фактически морализатор претендует на исключительные прерогативы морального судьи, а под его моральной беспристрастностью маскируется потребность в доминировании. (Прокофьев. Новая философская энциклопедия / под редакцией В. С. Стёпина. — В 4 тт. — М.: Мысль, 2001.)

Мораль и право тесно переплетены. С одной стороны, формализованная мораль может становиться правом. Десять заповедей — это одновременно моральный и правовой закон многих культур. Нравственная оправданность норм права для создания правового государства настолько же важна как и их единство.

В праве отражено понятие «Морального вреда», однако мораль остается сферой высших идей, делом совести, которая служит критерием для исторических правовых реформ. Кроме того, практика тоталитарных режимов показала, что иногда мораль может вступать в противоречие с правом.

И моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различному можно отнести:

  • право вырабатывается государством, мораль — обществом;
  • право закреплено в государственных актах, мораль — нет;
  • за нарушение нормы права предполагаются санкции государства, за нарушение нормы морали — общественное осуждение и критика.

Мораль и религии

Религии в сложившихся исторически конфессиональных формах оказали значительное и всеобъемлющее влияние на моральные принципы народов, их исповедавших. Религиозная мораль, будучи кодифицирована в священных текстах, распространяется вместе с религиями.

Следует заметить, что монотеистические религии чётче и жёстче определяют границы добра и зла по сравнению с религиями, где практикуется многобожие.

Однако существуют целые культуры и цивилизации, в которых формирование морали и нравственности происходило в условиях язычества (древние греки сформулировали золотое правило нравственности и разработали само понятие этики), или которые могут выглядеть безрелигиозными (конфуцианство китайской цивилизации).

Десять заповедей Христовых:

  1. Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Так же в Евангелие упоминается о семи смертных грехах – непозволительных деяниях.

К смертным грехам относятся:

  1. Гордыня (Высокомерие) (Superbia)
  2. Зависть (Invidia)
  3. Чревоугодие (Обжорство) (Gula)
  4. Блуд (Похоть)(Luxuria)
  5. Гнев (Злоба) (Ira)
  6. Алчность (Жадность) (Avaritia)
  7. Уныние (Праздность) (Acedia)

В Мусульманской вере есть свой аналог православных заповедей. Ниже приводится перечень некоторых норм нравственности, которые мусульманину надлежит блюсти:

  • Правдивость (ас-сидк).
  • Надёжность и верность (аль-амана).
  • Искренность (аль-ихлас).
  • Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы и спора (адаб аль-хадис).
  • Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца (салямат ас-садр).
  • Сила нравственная и физическая (аль-кувва).
  • Терпимость и умение прощать (аль-хильм и ас-сафх).
  • Скромность (аль-хайя).
  • Достоинство и самоуважение (аль-изза).
  • Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию (аль-ильм).
  • Желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам (аль-хирс аля аль-вакт).
  • Щедрость (аль-джуд валь-карам).
  • Терпение (ас-сабр).
  • Разумное управление своими средствами (аль-иктисад).
  • Общительность, доброе отношение к окружающим (ат-тааруф).
  • Пристрастие к чистоте и красоте (ан-назафа ваттаджммуль).
  • Отвращение к злу и греху (таджаннуб аль-аатам валь шубухат).

Каждое из перечисленных выше достоинств описано в Коране и Сунне либо прямо, либо посредством примеров, притч и изречений пророков.

С развитием моральных ценностей в мире и распространении идеи о существовании общечеловеческой морали, сама религия и её священные тексты стали подвергаться иногда неутешительным оценкам со стороны этих, несколько отличных, моральных систем. Например жестокость и несправедливость по отношению к иноверцам и атеистам, практикующаяся в некоторых религиях, часто считается аморальной.

Со стороны многих атеистов религия часто представляется как учение, которое несет в себе аморальность.

При этом часто в критике используется тот факт, что некоторые люди используют религию как инструмент для достижения собственных целей.

Подобное мнение иногда выражают словами Зигмунда Фрейда, говоря, что безнравственность во все времена находила в религии не меньшую опору, чем нравственность.

В аморальности обвинялся и Бог Ветхого Завета:

«Бог Ветхого Завета — возможно, самый неприятный персонаж в мировой литературе. Ревнивый и гордый этим, мелочный, несправедливый, безжалостный властолюбец, мстительный, кровожадный этнический чистильщик, женоненавистник, гомофоб, расист, детоубийца, сеющий чуму и смерть садомазохист, капризный, злобный хулиган».Ричард Докинз

И боги политеистических религий:

«Как вы жестоки, о боги, как завистью всех превзошли вы!»                                                                                                                               (Гомер, Одиссея)

Согласно одному из исследований на основе репрезентативного опроса по вопросам морали, отход от религиозности не приводит к росту аморальности. «Полученная статистика свидетельствует: атеисты не более аморальны, чем верующие.

Религия накладывает отпечаток на часть ответов, однако это относится скорее к особенностям догм различных верований.

В собственно моральных и этических вопросах каждый человек руководствуется своими собственными соображениями, полученными при воспитании от родителей или врожденными, причем нельзя сказать, что атеисты воспитаны хуже, чем религиозные люди».

Мораль и конфликт цивилизаций

Моральные суждения можно обосновать в рамках некоторой нормативной системы, в случае же, когда сталкиваются противоречащие моральные суждения из разных нормативных систем, нет оснований для выбора между ними.

  Таким образом, некорректно называть какую-то систему моральных ценностей хорошей или плохой без упоминания того, что оценивается она с позиций другой моральной системы. При таком понимании морали общечеловеческие ценности теоретически невозможны из-за разнообразия моральных норм.

Практически же в мире идет постоянная борьба различных цивилизаций, одной из причин которой, по мнению наблюдателей, является именно несовпадение моральных ценностей.

Согласно другой точке зрения, общечеловеческие ценности, в которых терпимость находится на центральном месте, должны стать частью любой моральной системы именно с целью избежать подобных конфликтов и сопутствующего насилия.

В этой связи интересны слова Карла Маркса:

У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная, чем у того, кто не способен мыслить.

Известна т. н. «готтентотская мораль». При встрече христианского миссионера с одним из представителей этого племени якобы произошёл диалог типа:

-Что такое плохо?-Это когда мой сосед побьёт меня, угонит мой скот, похитит мою жену.-Что такое хорошо?-Это когда я побью моего соседа, угоню его скот, похищу его жену
Источники:

http://truesite.ru/

http://ru.wikipedia.org/
http://samlib.ru
http://www..com/

Источник: https://www.sites.google.com/site/obsestvoznaniesch88omsk/home/ucebn/moral

Мораль – что это: определение понятия и что такое моральные ценности, ее признаки и устои

Что такое мораль определение

Поступки людей контролируются правилами морали. Мораль – это нравственность и ее правилаНормы и моральные ценности направляют и регулируют жизнедеятельность человека по отношению к социальному мнению.

Чаще всего человек ориентирован на стандартные нравственные нормы и самостоятельно выполняют этические обязанности. Но стереотипы, шаблоны и образцы не воздействуют на его ответственность за отказ следовать данным основам – влияние оказывает совесть.

Нравственные ценности представляют собой важнейшее философское понятие морали.

Понятие

Что такое мораль? Википедия дает следующее определение: это принятые в конкретном социуме представления о добре и зле, о хорошем и плохом, а также вытекающая из данных представлений совокупность норм поведения, характерная для данного социума.

Моральные ценности формируют общественную систему мировоззрения, которая подвергает оценке каждое явление с точки зрения пользы, объективности и блага.

Отбор важных приоритетов нравственности позволяет социуму подбирать отношение к поступкам и событиям, проводить анализ собственного поведения, определять ценностную направленность, соответствующую их пониманию понятия морали.

Заключительная позиция нравственности может находить свое выражение в образе действий в целом или в единичных действиях.

Моральные ценности позволяют человеку определять свою нравственную ответственность перед самим собой, обществом, коллегами по работе, друзьями и близкими. Также данные ценности позволяют человеку самостоятельно составить свое понимание нравственности и безнравственности, объективности и субъективности, добра и зла и иных важнейших понятий общественной жизни.

Что является отличительным признаком морали? Она выполняет важную функцию — корректирует поведение отдельных представителей общества согласно их представлениям о главных нравственных категориях. Ее регулирующая функция сплачивает общество и позволяет ему расти и развиваться.

Также мораль формирует:

  • сознание человека;
  • его суждения о сущности жизни;
  • общественные обязательства;
  • уважительное отношение к иным представителям общества.

Нравственное осознание осуществляет оценку поступкам и поведению с позиции того, как и насколько они соответствуют морали. К оценкам можно отнести сочувствие, благосклонность, осуждение, одобрение.

Нравственные ценности способны контролировать сознание человека и его поступки в семейной, бытовой, рабочей сферах, а также в сфере общения.

Выделяются признаки морали:

  • всеобщность вне зависимости от социального положения отдельного представителя общества;
  • добровольная основа (человек исключительно по собственному желанию может следовать или не следовать нормам морали – принудить его к этому общество не в состоянии);
  • всеохватность (мораль распространяется в личной жизни, бизнесе, политике, работе и т. д.).

Признаки морали относятся к ее характерным чертам.

Моральные устои представляют собой теоретические понятия и представления, посредством которых человек определяет свою мыслительную и практическую деятельность. Моральные устои, а также смысл, который вкладывает человек в понятия зла и добра, отражаются нравственностью.

Для чего необходимы ценности

Направленность ценностей морали определяется воспитанием человека с его раннего возраста. Ценности могут быть отрицательными и положительными.

У каждого народа сложились стандартные нравственные основы, которые формируют цивилизованный социум: в нем частные преимущества, полученные за счет других людей, ниже по значимости, чем благополучие всего общества.

Посредством нравственных основ происходит регулирование высказываний и действий до того, как они будут произнесены/совершены. Данные принципы рекомендуют учитывать права и интересы других членов общества.

Обратите внимание! Если расхождение в духовных ценностях двух людей слишком значительно, то их взаимодействие друг с другом способно перерасти в серьезный конфликт.

Обобщенные представления морали выражены в понятиях зла и добра, различающих нравственность и ее отсутствие. Традиционно добро означает пользу для общества, однако данное понятие является относительным – в те или иные эпохи вкладываемое в него значение изменялось.

Соблюдение принятых в обществе канонов и традиций, личных внутренних приоритетов позволяет человеку жить в социуме гармонично и уравновешенно.

Если он придерживается оценок и правил, которые идут вразрез со стандартными в данном обществе, то его жизнь становится изолированной, обособленной.

Когда человек совершает унизительные, злые поступки, общество выражает ему свое неодобрение и укоряет его.

Посредством соблюдения нравственных устоев человек ведет комфортную в социуме жизнь, осуществляет благородные и полезные поступки, его совесть ничем не обременена.

! Как проявляется природная и социальная сущность в человеке

Виды моральных принципов

Мораль – основной фактор личностного облика. Благодаря ей у человека формируются ответственность, чувство долга. При ее отсутствии человек представляет для социума опасность и в конце концов переступает через нормы, дозволенные обществом.

Обратите внимание! Аморальное поведение может выражаться в самых разнообразных поступках – как физических, так и нравственных – будь то измена супругу, убийство, финансовое мошенничество, непрекращающаяся ложь.

Современные психологи и философы вывели несколько видов нравственных основ, формирующих личностный облик представителя социума.

Моральные принципы заключаются в следующем:

  1. Принцип Талиона. На текущий момент данная идеология является условной, и относящиеся к ней проблемы решаются на уровне государства. Принцип обозначает кровную месть, которая в древних племенах была обязательна. Когда возникли первые цивилизации, то общественные негодования были упорядочены, и начальные управляющие органы взяли на себя функцию правосудия и общественного управления
  2. Принцип нравственности. Он часто встречается в работах выдающихся мыслителей и философов. Известные деятели убеждали, чтобы каждый человек относился к другим в соответствии с тем, какого поведения он ожидает от них к себе. Через некоторое время данное высказывание сформировало заповедь, которой руководствуются в воспитании моральных и нравственных норм.
  3. Принцип золотой середины. Он был представлен в работах философа Древней Греции Аристотеля. Он утверждал, что человек должен избегать в своих действиях и поступках крайностей, придерживаясь меры. Следуя данному положению, человек начинает жить спокойно и размеренно, приобретает уверенность в своем будущем. Необходимо добиться гармонии между своим внутренним миром и внешним, общественным, предотвращая личностный конфликт.
  4. Принцип максимального счастья. Поведение человека должно улучшать жизнь всего общества. При соблюдении общественных стандартов в социуме формируется благоприятная среда для жизни всех его отдельных представителей.
  5. Принцип справедливости. Общественные законы должны соответствовать внутренним моральным качествам. Человек, который находится в иерархической структуре общества внизу, должен обладать такими же духовными правами, как и тот, который находится наверху.
  6. Все рассмотренные выше положения отражают идеал, чаще всего понимаемый в качестве человеколюбия. Но некоторые принципы противоречат друг другу. На их основе необходимо выявить применимость определенного принципа к конкретной ситуации и определить вероятные конфликты между принципами. Для морального решения необходимо, чтобы противоречие использованных положений не входили с ним в противоречие.

При наличии конфликта необходимо принять в учет нормы религии и права, принятые в социуме, требования кодексов, мнения экспертов и т. д. Только после этого допускается принимать моральный выбор.

Заключение

Живя в гармонии с обществом, соблюдая моральные и нравственные принципы вместе с государственными законами, можно добиться внутреннего спокойствия и умиротворения.

Моральные устои – то, благодаря чему социум существует и совершенствуется, а его представители сохраняют свою разумность, не опускаясь до уровня диких животных.

В статье было рассмотрено, что такое мораль, а также моральные принципы, ценности и устои.

Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/opredelenie.html

Значение слова МОРАЛЬ. Что такое МОРАЛЬ?

Что такое мораль определение

  • МОРА́ЛЬ, -и, ж.1. Совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу; нравственность. Коммунистическая мораль. Буржуазная мораль.2. Нравственный вывод, урок из чего-л. [Саша] шутил все время, пока обедали, но шутки у него выходили громоздкие, непременно с расчетом на мораль. Чехов, Невеста. У басенки моей мораль весьма проста: Зависит многое от малого винта! Михалков, Винтик.3.Разг. Нравоучение, наставление. Читать мораль.[Лупачев:] Ну, я к тебе не за моралью пришел. А. Островский, Красавец-мужчина.[Франц. morale]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Мора́ль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores — общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д.В тех языках, где, как, например, в русском, помимо слова мораль употребляется слово нравственность (в немецком — Moralität и Sittlichkeit), эти два слова чаще выступают в роли синонимов или каким-то образом концептуализируются для обозначения отдельных сторон (уровней) морали, причём концептуализации такого рода носят по преимуществу авторский характер.Мораль изучает отдельная философская дисциплина — этика.

Источник: Википедия

  • МОРА'ЛЬ, и, мн. нет, ж. [от латин. moralis — нравственный]. 1. Нравственное учение, свод правил нравственности, этики (книжн.). Надо, чтобы всё дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали. Лнн. Буржуазная м. Принципы морали. || Нравственность, поведение с точки зрения правил нравственности. Человек невысокой морали.2. Нравственный вывод из чего-н., нравственный урок. Мораль сей басни такова. Крлв. Отсюда м.: никакой пощады врагу! Прописная м. (см. прописной). 3. Нравоучение, наставление (разг.). Сатира и мораль — смысл этого всего? Грбдв. Не докучал моралью строгой. Пшкн (о гувернере Онегина). — Мораль читать хочешь? Не трудись! Чхв.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник: Викисловарь

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: распахнуть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Все ассоциации к слову МОРАЛЬ Все синонимы к слову МОРАЛЬ

Предложения со словом «мораль»

  • С точки зрения морали бизнеса спекуляция и прибыли вполне законны.
  • Ребёнка воспитывают на сказках и мифах мировой культуры с национальными особенностями, на примере норм морали семьи и общества.
  • То есть средние цифры дают вполне утешительное представление о состоянии общества в его семейно-половой сфере и о состоянии общественной морали.
  • (все предложения)

Понятия со словом «мораль»

  • Мора́ль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores «общепринятые традиции») — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
  • Мораль (от лат. morālis) — в литературе, этической вывод, к которому литературное произведение приводит читателя. Обычно произведение не включает собственно нравоучение от автора, а предполагает, что читатель сделает вывод сам. Однако, иногда автор произведения предпочитает выразить мораль в форме развернутого текста (ярким примером является послесловие к «Крейцеровой сонате» Л. Н. Толстого) или краткого афористического утверждения. Второй вариант типичен для басен и притч, обычно в виде двустишия…
  • Нормы морали (моральные нормы) — нормы поведения человека, возникающие из морали. Их исполнение является моральным долгом, их нарушение является источником моральной вины. Это одно из основных понятий этики.
  • Мораль господ и мораль рабов (нем. Herren- und Sklavenmoral) ― одна из тем, которую затрагивал в своих работах немецкий философ Фридрих Ницше, в частности, в сочинении «К генеалогии морали» (1887). Ницше утверждает, что существует два основных вида морали: «мораль господ» и «мораль рабов». Люди рабской морали ценят доброту, смирение и сочувствие, в то время как мораль господина подразумевает наличие у него гордости, силы и благородства. Мораль господ даёт оценку действиям, основываясь на том, хорошими…
  • Социология морали (англ. Sociology of morality) – отрасль социологии, изучающая закономерности функционирования морали как системы взаимосвязанных норм, ценностей, санкций, предписаний, образцов поведения. Термин был введен Э. Дюркгеймом, который первым начал рассматривать мораль как социальную функцию и провозгласил необходимость социологического обоснования морали, а также использования методов социологического исследования морали.
  • (все понятия)

Источник: https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C

Определение морали и ее основные понятия, принципы, устои и отличительные признаки

Что такое мораль определение

> Психология > Определение морали как системы ценностей, принципов и устоев

В регуляции поведения человека, межличностных и социальных отношений играют роль многие факторы, одним из которых является мораль.

Некоторые ценности и нормы могут немного варьироваться в зависимости от эпохи, народа, класса или общества.

Но все же принципы морали остаются неизменными практически во все времена и во всех уголках земного шара: не убивать, не воровать, не лгать, не делать другим того, чего не желаешь себе.

  • Что такое мораль
  • Теории метаэтики
  • Функции морали
  • Структура морали
  • Моральные устои
  • Сходство и различие между правом и моралью
  • Религиозная мораль
  • Моральные, или этические кодексы

Что такое мораль

Мораль — это система общепринятых норм поведения, направленных на улучшение и регуляцию отношений между людьми. Определение термина принадлежит древнеримскому философу Цицерону.

Главные вопросы, на которые отвечает мораль , связаны с пониманием добра и зла. Что можно и нужно делать, а чего нельзя? За что люди уважают друг друга, а за что — нет? Другими словами — это свод негласных правил о том, как нужно жить, существующих для того, чтобы люди оставались людьми.

: какова связь между деятельностью и качествами человека?

Еще одна категория этики, нравственность, по своему содержанию и цели схожа с моралью, однако отличается от нее большей ориентацией на личностный, психологический настрой каждого человека.

Из сказанного выше ясно, что мораль является предметом изучения этики. Зачастую эти два понятия воспринимают как синонимы. Различаются же они тем, что последняя больше относится к теории, а первая — к практике.

Существует этика общепринятая и отдельных эпох и профессий (журналистская, медицинская и т. д.).

Теории метаэтики

Селия Грин выделяет два типа морали:

  • территориальный и
  • племенной, или народный.

Территориальная мораль парадоксальна тем, что люди в ней разделены на «своих» и «чужих» якобы с целью выживания. При этом необъяснимым является факт гостеприимства к «чужим».

: социум это что за понятие, значение в философии.

Функции морали

К основным функциям морали относятся:

  • Воспитательная — формирует правильный взгляд на жизнь, способна влиять на человека вне зависимости от его возраста. Воспитательная функция является одной из главных в процессе становления личности.
  • Регулятивная — диктует основные нормы поведения в обществе.
  • Оценочная — дает понимание всего происходящего с позиции разделения на добро и зло. Отвечает на вопросы: Что нужно и чего нельзя делать? Как необходимо поступать в разных ситуациях? За какие поступки хвалят, а за какие — осуждают?
  • Контролирующая — позволяет делать вывод о нравственности действий и контролировать их со стороны совести и социума.
  • Интегрирующая — объединяет всех общими моральными устоями, ее задачей является сохранность единства и мира в обществе, а также духовности каждого.

Структура морали

Важная ниша в структуре морали — система ценностей, состоящая из совокупности общественных и индивидуальных нравственных взглядов и идеалов.

Ценности делятся на первостепенные, имеющие самый высокий уровень значимости, и второстепенные.

Высшая ценность — жизнь человека, его отношение к ближним и к миру в целом. Относительно этого ориентира и выстраивается весь иерархический ценностный ряд: любовь, мирное сосуществование, альтруизм, честность, ответственность, храбрость, стремление к самосовершенствованию, трудолюбие и др.

Следует заметить, что эта иерархия может меняться в процессе развития личности — например, подростки, не осознавшие в полной мере значимости своих действий, могут пойти на какое-либо преступление и нанести вред жизни других людей только лишь ради одобрения своих сверстников. Или например чувство ответственности — оно также проявляется с разной силой, в зависимости от возраста, семейного положения и занимаемого места в обществе.

: значение термина аморально, кто такой — аморальный человек?

Правильную систему ценностей важно формировать еще в детстве, убеждая словом и личным примером.

В обществе пропагандируется идеализированная ценностная система, то есть та, при следовании которой человек будет совершать как можно меньше ошибок в отношениях с другими. Однако каждый имеет право выбирать — следовать этой системе или же быть приверженцем другой, если она, конечно, не переходит границы правовых норм. Данное решение называется моральным выбором.

Моральные устои

Понятие устоев подразумевает определенные взгляды на то, каким должно быть поведение человека в разных сферах его жизни — как подобает вести себя в семье (взаимоуважение, доверие, любовь и т. д.

), на работе (вовремя приходить, честно выполнять порученные задания, быть вежливым с сотрудниками и начальством), с родственниками, друзьями (помогать и выручать в трудных ситуациях, всячески поддерживать), со знакомыми и незнакомыми людьми (быть вежливыми, тактичными и доброжелательными).

Здесь приведен идеалистический пример устоев. На самом же деле, далеко не всем людям близки данные взгляды и нормы поведения.

Также в систему моральных устоев включаются понятия о предпринимаемых действиях в различных жизненных ситуациях, например: перевести через дорогу бабушку или уступить место в общественном транспорте и т. д.

Устои развиваются и могут немного изменяться на протяжении всей жизни человека, но заложенные с детства, фундаментальные, в основном остаются неизменными.

Кроме того, их можно разделить на общественные и индивидуальные. Например: не воровать — это общественное правило, а вот вернуть потерянный кошелек — признак устоявшихся личных высокоморальных законов индивида.

Сходство и различие между правом и моралью

Право и мораль тесно связаны друг с другом: они служат для поддержания порядка в межличностных и общесоциальных взаимодействиях. То, что является правовыми нормами, обязательно входит и в систему моральных принципов, например: нельзя наносить телесные повреждения другим, воровать и т. д. Отличия морали от права:

  • За действия, запрещенные правовой системой следует установленное государством административное или криминальное наказание и осуждение общественности, а за нарушение моральных принципов — только осуждение со стороны общественности.
  • Правовые нормы устанавливаются государством, а моральные — обществом.
  • Право имеет конкретные, установленные законы, мораль — передается в устном формате и не имеет порой четких формулировок.

Религиозная мораль

Одной из обязательных задач религии является поддержание моральных ориентиров и воспитание в человеке желания следовать этим им.

Можно сказать, что основной функцией религиозной морали является разъяснение того, что является «добром», а что — «злом», что полезно человеку и обществу, а что — вредоносно.

Ответы на данные вопросы дают разные религии мира с той разницей, что монотеистические религии (христианство, иудаизм, ислам) более четко разграничивают понятия «добро» и «зло» и основаны на 10 заповедях Моисея. Исходя из этих основных моральных принципов складываются все последующие — второстепенные.

Верования, где присутствует многобожие (языческие, или народные) — также могут пропагандировать некоторые правила из присутствующих в монотеизме, но в них часто встречаются противоречия, носящие иногда фатальный характер.

Моральные, или этические кодексы

В разных религиях были сформулированы основополагающие принципы морального поведения. Известны следующие этические кодексы:

  • Десять заповедей Моисея — признаются христианством, иудаизмом и исламом, а также являются базовыми для всей мировой морали.
  • Золотое правило — относиться к другим так, как хочешь чтобы они относились к тебе.
  • Семь законов потомков Ноя — против убийства, прелюбодеяния, богохульства, идолопоклонничества, воровства и др.
  • Яма и нияма в индуизме — запрет насилия, воровства, лжи, распущенности, жадности.
  • Восьмиступенчатый путь буддизма

У морали много аспектов, с ее помощью регулируется и упорядочивается вся психоэмоциональная сфера, начиная от индивидуальной порядочности и заканчивая международными отношениями.

Кроме этики, исследованием этого предмета также занимается социология морали, которая изучает природу формирования различных ценностных систем в отдельных социальных группах и причины возникающих социальных конфликтов, вызванных несовпадением моральных ценностей, а также возможные способы их предотвращения.

Мораль — неотъемлемое условие существования общества. Ее задача заключается в том, чтобы сделать жизнь каждой отдельной личности и социумов в целом как можно лучше, воспитав в людях правильных жизненных приоритетов, ценностей и устоев, превращающих индивида в высоконравственного члена общества.

Источник: https://obrazovanie.guru/psihologiya/opredelenie-morali-kak-sistemy-tsennostej-printsipov-i-ustoev.html

Мораль

Что такое мораль определение

Мораль это совокупность обязанностей,  обязательств и запретов, которые мы добровольно налагаем на себя вне зависимости от ожидаемой награды или наказания и не надеясь ни на что. Представим себе, что нам объявили: завтра наступает конец света. Информация точная и сомнению не подлежит.

Политика при этом известии скончается на месте — она не способна существовать без будущего. Но мораль? Мораль в основных своих чертах останется неизменной. Никакой конец света, даже стоящий на пороге, не дает нам права издеваться над калеками, клеветать, насиловать, пытать, убивать, одним словом, давать волю своему эгоизму и злобе. Мораль не нуждается в будущем.

Ей вполне хватает настоящего. Она не нуждается в надежде, довольствуясь волей. «Поступок из чувства долга имеет свою моральную ценность не в той цели, которая может быть посредством него достигнута, — подчеркивает Кант, — а в той максиме, согласно которой решено было его совершить».

Его ценность зависит не от ожидаемых последствий, а исключительно от правила, в согласии с которым он совершается. Он свободен от всяких наклонностей и эгоистических расчетов, не принимает во внимание ни один из объектов «способности желания» и абстрагируется от конечных целей, «какие могут быть достигнуты посредством такого поступка» («Основы метафизики нравственности», раздел I).

Если человек действует ради достижения славы, счастья, своего спасения и при этом не нарушает никаких моральных норм, про него все равно нельзя сказать, что его поступки моральны. Тот или иной поступок имеет подлинную нравственную ценность, объясняет Кант, лишь постольку, поскольку он полностью бескорыстен.

Это означает, что он должен совершаться не просто в соответствии с долгом (им может двигать корысть; так, купец ведет дела честно, чтобы не растерять покупателей), но именно руководствуясь долгом, иначе говоря, уважением перед нравственным законом или, что то же самое, законом человечности.

Приближение конца света ничего не меняет — все мы до самого конца будем руководиться тем, что имеет в наших глазах всеобщую ценность и обязательно для всех, то есть (что опять-таки одно и то же) будем уважать человечность в себе и в других. Вот почему мораль не ведает надежды, а порой и просто приводит в отчаяние.

«Мораль не нуждается ни в какой религии», — настаивает Кант, как не нуждается она в каких бы то ни было целях: «мораль самодостаточна» («Религия в пределах только разума», Предисловие). Отсюда — светский характер морали, даже по отношению к людям верующим; отсюда же — абсолютный характер ее диктата, во всяком случае, нами он воспринимается именно как абсолют.

Есть Бог или его нет, это ничего не меняет в необходимости защищать слабых. Поэтому нам нет нужды разбираться в том, что собой представляет наше существование, чтобы поступать по-человечески. Теперь представим себе (этот пример предлагает Кант), что Бог существует и каждому живущему он известен.

Что произойдет в этом случае? «У нас перед глазами постоянно стояли бы Бог и вечность во всем их опасном величии». Ослушаться Бога больше никто не посмеет. Ужас перед адом и надежда на рай придадут божественным заповедям беспрецедентную силу.

И в мире воцарится испуганное, корыстное послушание в образе абсолютного нравственного порядка: «Нарушений закона, конечно, не было бы, и то, чего требует заповедь, было бы исполнено». Но мораль исчезнет.

«Большинство законообразных поступков было бы совершено из страха, лишь немногие в надежде, и ни один — из чувства долга, а моральная ценность поступков, к чему единственно сводится вся ценность личности и даже ценность мира в глазах высшей мудрости, вообще перестала бы существовать» («Критика практического разума», часть I, книга 2, главы 2,9). Таким образом, для исполнения долга мы не только не нуждаемся в надежде, мы способны действовать повинуясь долгу только в том случае, если ни на что не надеемся. Вопреки широко распространенному мнению, мораль не имеет ничего общего с религией, тем более — со страхом перед жандармом или скандалом. И даже если исторически мораль была связана с Церковью, государством и общественным мнением, ее подлинное становление — и в этом одна из лучших заслуг Просвещения — становится возможным лишь по мере ее освобождения от этих институтов. Об этом же говорят, каждый по-своему, Спиноза, Бейль и Кант.

По существу, мораль есть нечто противоположное конформизму, фундаментализму и нравственному порядку, включая и такие вялые его формы, которые сегодня принято называть «политкорректностью». Мораль это не закон общества, власти или Бога, тем более — не закон средств массовой информации или Церкви.

Мораль — это закон, принимаемый индивидуумом для себя лично, а значит, закон свободный, как сказал бы Руссо («повиновение закону, предписанному самому себе, есть свобода»), или автономный, как сказал бы Кант (индивидуум подчиняется только «собственному и вместе с тем универсальному закону»).

Эта свобода или автономия относительны, что нисколько не мешает нам на практике чувствовать их абсолютность (проистекающую не от знания, а от воли) и безусловную необходимость. Всякая мораль исторична.

Но историчность морали отнюдь не отменяет самое мораль, а напротив, делает ее существование возможным, как и наше подчинение ей, ведь мы существуем в истории и являемся продуктом истории. Пусть это — относительная автономия, но она стоит больше, чем рабское следование своим наклонностям и страхам.

Что же такое мораль?

Это совокупность правил, которые человек определяет или должен определять для себя сам не в надежде на вознаграждение и не из страха перед наказанием, что было бы эгоизмом, не с оглядкой на других, что было бы лицемерием, но свободно и бескорыстно, по той единственной причине, что ему эти правила представляются всеобщими (годными для всякого разумного существа), ни на что не надеясь и ничего не боясь. «Одиночество в универсуме», — говорил об этом Ален. Это и есть мораль.

Мораль имеет всеобщий характер?

Полностью всеобщей она, не бывает никогда. Каждому известно, что мораль меняется в зависимости от эпохи и места. Но мораль способна обрести всеобщий характер, не встречая на этом пути противоречий, и фактически так оно понемногу и происходит.

Если оставить в стороне некоторые особенно болезненные архаизмы, больше отягощенные религиозными или историческими условиями, нежели собственно моральными оценками (половой вопрос и положение женщины), то придется признать, что содержание, вкладываемое в понятие «хороший человек», не слишком отличается — а в дальнейшем будет отличаться еще меньше — от того, что под этим выражением понимают в Америке или Индии, Норвегии или Южной Африке, Японии или странах Магриба. Это человек скорее искренний, чем лживый, скорее щедрый, чем эгоист, скорее храбрый, чем трус, скорее честный, чем жуликоватый, скорее мягкий и склонный к состраданию, чем грубый и жестокий. Эти понятия сформировались не вчера. Уже Руссо, восставая против релятивизма Монтеня, против собственного видения его релятивизма, призывал людей к нравственной конвергенции, способной преодолеть культурные различия: «О Монтень! Ты, кичащийся искренностью и правдолюбием, ответь мне откровенно и правдиво, насколько откровенным и правдивым может быть философ, есть ли на земле такая страна, где преступлением считалось бы хранить верность тому, во что веришь, быть милосердным, доброжелательным и щедрым, где добрый человек подвергался бы презрению, а вероломство было в чести?» Монтень не нашел страны, да он ее и не искал. Достаточно перечитать все, что он написал об американских индейцах, с которыми мы обошлись столь чудовищно, — об их отваге и постоянстве, об их «доброте, свободолюбии, честности и чистосердечии» («Опыты», книга III, глава 6). Человечность не принадлежит никому в отдельности, и релятивизм Монтеня есть в то же время и универсализм, в чем нет никакого противоречия (ведь мораль относится ко всему человечеству, и «у каждого человека есть все, что свойственно всему роду людскому», книга III, глава 2). Да и вся история человечества, на каком бы континенте она ни протекала, говорит о том же.

Когда зародилась мораль?

Никто не знает, когда именно зародилась мораль — в разных уголках планеты это случилось или две или три тысячи лет назад, когда было сформулировано главное, неважно кем — египетскими или ассирийскими жрецами, иудейскими пророками, индусскими мудрецами или целым соцветием великих мыслителей VI и V в. до н.э.: Заратустрой (в Иране), Лао-Цзы и Конфуцием (в Китае), Буддой (в Индии), первыми древнегреческими философами, которых мы называем досократиками (в Европе).

Сегодня мы пожинаем плоды медленного исторического процесса, который со взлетами и падениями продолжается вот уже 25 столетий, а мы являемся одновременно его результатом и носителем его дальнейшего распространения.

Этот процесс, если рассматривать его с точки зрения нравственности и отвлекаясь от часто принимаемых им жестоких форм, есть процесс конвергенции крупнейших цивилизаций вокруг некоторого числа общих или близких ценностей — тех самых ценностей, благодаря которым мы можем жить вместе, не впадая во взаимное отрицание и во взаимную ненависть.

Сегодня мы называем их правами человека, но с точки зрения морали они в первую очередь являются обязанностями человека.

Откуда берется мораль? От Бога?

Это не исключено.

Возможно, именно Бог, как полагал Руссо, вложил в нас «бессмертный небесный голос» совести, который заглушает (или хотя бы должен заглушать) все остальные голоса, даже такие, что твердят нам о спасении или славе.

Но если Бога нет? Тогда приходится признать, что мораль — чисто человеческое явление, что она есть продукт истории и совокупность норм, выработанных, отобранных и оцененных человечеством на протяжении веков.

Почему мы выбрали именно эти нормы?

Очевидно, потому, что они оказались благоприятствующими выживанию и развитию вида (мораль по Дарвину), интересам общества (мораль по Дюрк-гейму), требованиям разума (мораль по Канту), наконец, всему тому, что диктует нам любовь (мораль по Иисусу Христу или Спинозе).

Представьте себе общество, в котором превозносятся ложь, эгоизм, воровство, убийство, насилие, жестокость, ненависть и тому подобное. У такого общества нет ни малейших шансов выжить, а тем более распространиться по всей планете — его члены только и делали бы, что уничтожали друг друга и рушили все вокруг себя.

Поэтому нельзя считать случайным совпадением тот факт, что в мире распространились цивилизации, в которых ценятся совсем другие вещи — искренность, щедрость, уважение к собственности и жизни других людей, наконец, мягкость, сострадание и милосердие.

Разве возможно иное человечество? Возможна иная цивилизация? Подобная постановка вопроса позволяет нам сделать важный вывод о сущности морали.

Мораль есть то, благодаря чему человечество становится человечным в нормативном смысле термина (в том смысле, в каком человечность противостоит бесчеловечности), отвергая варварство и бесхребетность, по-прежнему угрожающие ей, по-прежнему сопровождающие ее и по- прежнему искушающие ее.

Только у людей на этой земле есть обязанности. И это ясно показывает нам, к чему мы должны стремиться. Наш единственный долг как выражение всех наших обязанностей — поступать по-человечески. Очевидно, что мораль не заменяет ни счастья, ни мудрости, ни любви. Именно поэтому мы и нуждаемся в этике (Этика). Но обойтись без морали мог бы только тот, кто достиг абсолютной мудрости, тем самым полностью лишившись человечности.

Источник: https://www.phildic.ru/moral/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.