«Дайте детям больше свободы»

Содержание

Не мешайте им выдумывать! Почему детям важны вымышленные миры

«Дайте детям больше свободы»

Казалось бы, трудно придумать более бесполезное занятие для ребёнка, чем блуждание в придуманном королевстве «Фата и Блёстки». Лучше бы математику учил! Однако исследования доказывают, что дети с фантазией с большей вероятностью добьются успеха во взрослой жизни, чем те, кто безо всяких блёсток сидел на математике. Инна Прибора объясняет, насколько важны ребёнку его выдуманные миры.

В мире масса нерешённых проблем: экологические проблемы, экономические кризисы, Дональд Трамп и домашняя работа по русскому. Мир отчаянно нуждается в нестандартных решениях.

Да, судя по бешеному количеству товаров с этикеткой «инновационный», мы совершили прорыв почти во всех областях жизни. Но на деле в пакете с такой наклейкой обычно оказываются стельки.

Трудно сказать что-то против новых стелек, но вот что делать с экономическим кризисом, кашей на дорогах и тем более — домашней работой, пока никто не придумал.

Американцы славятся своей любовью к тестам. Начиная с 60-х годов они тестируют детей на интеллект — известными тестами IQ, а на креативное мышление — тестами Торренса. Это серия отдельных задач, которые в течение полутора часов делают в кабинете психолога.

При этом любопытно, что высокие оценки теста на креативность лучше коррелируют с будущими успехами, чем оценки IQ-теста. Согласно исследованию Джонатана Плакера, те, кто придумал самые интересные решения в задачах Торренса, чаще всего становились предпринимателями, изобретателями и даже дипломатами.

А вот ребят с высоким уровнем интеллекта судьба разбросала более причудливо и не всегда столь успешно.

Недавно учёные всполошились: если IQ довольно стабильно растёт, то вот уровень творческого мышления рос c 1960-х до 1990-х годов, а потом неуклонно падал.

Снижение детской креативности оказалось настолько значительным, что лет десять назад известные западные СМИ начали печатать статьи с громкими заголовками, где речь шла о «кризисе креативности».

В некоторых образовательных программах, например, в британских, решили подчеркнуть важность развития творческого мышления и ввели тест Торренса для оценки образовательного результата.

Автор книги The creativity Challenge: How We Can Recapture American Innovation, психолог Кэй Ким объясняет, что, возможно, дело в смене образовательных ценностей.

На протяжении XX века учебная система в США поощряла творчество и интеллектуальное разнообразие.

Вместе с экономическим ростом креатив постепенно перестал считаться верным путём к стабильной работе и высокой зарплате, поэтому все переключились на подготовку к стандартизированным тестам.

В России же креативность и вовсе никогда не была синонимом успеха, если вы не Чайковский. В силу исторических причин для продвижения по карьерной лестнице были нужны совсем другие качества, а слишком изобретательный подход скорее мешал делу. Сегодня идея ввести курс по развитию творческого мышления в школе вряд ли найдёт поддержку.

Какое уж тут творчество, когда непонятно, как успеть освоить общую программу и избежать шитья фартука на уроках труда.

Что такое вымышленный мир ребёнка и как он связан с креативностью

Воображаемый мир, паракосм — штука, которую изобретают дети в школьном возрасте. Он очень подробный, продуманный, как правило, имеет свою географию, историю и язык. В паракосме не живут один день.

Игра развивается в течение длительного времени, может несколько месяцев, а может и несколько лет.

Мир может трансформироваться и переживать трудные времена, но неизменным остаются глубокие отношения между фантазией и её создателем.

Термин «паракосм» предложил в 1976 году американский учёный Роберт Сильви. У нас же название толком не прижилось и исследователи подчас оперируют странными названиями, лучше подходящими для утренника в ясельной группе — «Игра в страну-мечту».

При этом любой родитель, скорее всего, насторожится, если услышит от ребёнка «Погоди, я ещё немного погуляю по Леденец-сити!», но при этом он не сидит в компьютере. Вообще компьютер часто может быть единственным оправданием такому ответу. Если же школьник «пошёл гулять», лёжа на диване, мы заметно нервничаем и пытаемся привлечь его к более насущным проблемам: уборке или домашним заданиям.

Однако чтобы успокоиться, достаточно вспомнить, что К. С.

 Льюис в детстве проводил время в придуманном королевстве Боксел (именно из него растут ноги у знаменитой Нарнии), сёстры Бронте за неимением компьютера развлекались в вымышленном царстве Гондел (хотя, казалось бы, между «Джейн Эйр» и Гонделом нет никакой связи), а из ребёнка, который рисует карту Кондуита и Швамбрании, вырастает писатель Лев Кассиль.

Исследователи из университета Орегона изучали поведение детей 8-12 лет и выяснили, что примерно 17% из них рассказывают о глубоких и сложных воображаемых мирах.

Эти параллельные вселенные могли сильно различаться, но все они включали сведения об окружающей среде (пещеры, моря и замки), их обитателях (звери, эльфы, бандиты), а ещё там были разные классные штуки, вроде фонтана, из которого бьют струи мёда.

На первый взгляд может казаться, что человек, грезящий о медовом фонтане, — антисоциальный тип, который просто не может пойти погонять мяч с другими ребятами

Однако исследование не нашло никаких отличий между детьми с воображаемыми мирами и без них ни в понимании речи, ни в рабочей памяти. Да, у ребят с развитой фантазией были некоторые сложности со сдерживанием и контролем.

Учёные полагают, что это плата за креативность — стремление вечно вырываться за границы допустимого. Кроме того, паракосмы — это очень социальная деятельность.

Дети часто погружаются в неё в компании, вместе строят свой маленький коммунизм.

Другие учёные могли бы ещё больше обрадовать родителей, чьи дети торчат головой в облаках. Проанализировав детские игровые привычки успешных людей, они заметили кое-какое сходство.

Те, у кого в биографии был более-менее интересный паракосм, как правило, вносят не менее интересный вклад в реальную жизнь: новаторские литературные шедевры, инновационные технические достижения или изменение традиционных социальных форм.

Тут читателю передают привет писатель Джек Керуак, нейробиолог Оливер Сакс, физик и писатель Станислав Лем, философ Фридрих Ницше и многие другие люди, не поместившиеся в статью.

В общем, исследователи уверяют, что такая игровая деятельность может с хорошей вероятностью предсказать творческий успех.

Почему детские паракосмы в опасности

Тому, что креативность падает, есть немало объяснений. Например, современному ребёнку довольно трудно пофантазировать или сбежать в свой милый выдуманный мирок от реальности. Это происходит по многим причинам.

1. Мы бесконечно занимаем детей

Немыслимо, чтобы кто-то без дела слонялся по улице или просто спокойно возил ногами по ковру. Каждое занятие имеет план, цель и видимый результат. Школа, ментальная арифметика, курсы программирования, дополнительный английский — и всё, пора спать, а завтра, дочка, мы с тобой пойдём в зоопарк. Где тут время размахнуться на создание какого-нибудь Средиземья?

2. Они много сидят в телефоне

Время, которое дети проводят перед телевизором, за компьютерами и за экранами смартфонов, считается временем, когда ребёнок отдыхает. Не будем брать в расчёт те 20 минут, когда третьеклассник пытался склеить презентацию о мухах. Если у вас есть хорошая видеоигра с феями и трансформерами или мультик, давший вам готовые образы, нет нужды сочинять что-то своё.

3. Дети загружены тестами и контрольными

Парадокс, но в бесконечной гонке за успешностью мы сами лишаем детей возможности быть творческими людьми. Натаскивание на тесты, подготовка к ВПР, ЕГЭ, олимпиадам и контрольным — кажется, именно в них кроется секрет человека, которому всё по плечу. Но нет, выпускной экзамен сдают все, а Керуак был всего один.

Как помочь ребёнку создать свой мир

Скептикам, которые, надув губу, скажут, что творческие порывы или есть от рождения или нет, можно предъявить результаты исследований, проведённых на близнецах. Судя по всему, генетика может объяснить лишь небольшую долю того, что называют творческой жилкой человека. Так что есть смысл её развивать и своими руками тоже.

1. Обеспечьте ему общение с изобретательными людьми

Креативность — заразная вещь. Эксперименты доказывают: когда мы окружены людьми с идеями, в нас самих просыпаются и даже рвутся наружу творческие порывы. Особенно ловко дети усваивают родительские манеры. Если вы полдня сочиняли симфонию или хотя бы выдумывали, как приделать колонки к лыжам, вы на верном пути.

2. Не отворачивайтесь от фэнтези

Кино, конечно, снабжает нас готовыми образами, но некоторая часть при этом мощно стимулирует воображение.

Одно из исследований показало поистине магический эффект: если дети смотрят 15-минутный ролик с Гарри Поттером, то они затем проявляют большую креативность, чем те, кто смотрел «В мире животных».

Эффект сохраняется даже спустя несколько дней. Что-то подсказывает, что действие книги Толкиена может быть ещё более впечатляющим.

3. Полюбите словесно-ролевые игры

Подойдёт что-то в формате ДНД. ДНД, или «Данжен энд Драгонс» («Подземелья и драконы») — легенда игровой индустрии.

Штука, в которую играют умные ребята в начале сериала «Очень странные дела» и одарённые физики из «Теории большого взрыва».

Группа участников, превратившись в сказочных персонажей, гуляет по миру, разрешая конфликты, вступая в сражения и перепалки, а время от времени бросаясь огненными шарами.

Ведущий, он же рассказчик, сообщает игрокам, что с ними происходит («На вас летит красноглазый кентавр!»), а те в свою очередь говорят, что они предпринимают, в связи с нападением кентавра: бьют его мечом или прячутся за деревом. Кентавр потом тоже что-нибудь ответит. Важно, что сюжет разворачивается исключительно в воображении участников. При этом от их действий зависит, куда сюжет повернёт дальше.

4. Дайте детям больше свободы

На расчищенной от школьной рутины и родительских указов территории даже самый некреативный человек начнёт выдумывать свои паракосмы.

Не нужно садиться вечером за стол со словами «Ну, теперь, Колька, мы с тобой забабахаем Камелот! Валяй, сочиняй!». Более того, это скорее спугнет полёт мысли.

А вот, например, убрать на какое-то время гаджеты и готовые развлечения было бы здорово. На их место должно прийти время для спонтанной игры и чтения книг.

Иллюстрации: Shutterstock (Tithi Luadthong)

Источник: https://osvitanova.com.ua/posts/2245-ne-meshaite-ym-vydumyvat-pochemu-detiam-vazhny-vymyshlennye-myry

Не мешайте им выдумывать! Почему детям важны вымышленные миры

«Дайте детям больше свободы»

Казалось бы, трудно придумать более бесполезное занятие для ребёнка, чем блуждание в придуманном королевстве «Фата и Блёстки». Лучше бы математику учил! Однако исследования доказывают, что дети с фантазией с большей вероятностью добьются успеха во взрослой жизни, чем те, кто безо всяких блёсток сидел на математике. Инна Прибора объясняет, насколько важны ребёнку его выдуманные миры.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

В мире масса нерешённых проблем: экологические проблемы, экономические кризисы, Дональд Трамп и домашняя работа по русскому. Мир отчаянно нуждается в нестандартных решениях.

Да, судя по бешеному количеству товаров с этикеткой «инновационный», мы совершили прорыв почти во всех областях жизни. Но на деле в пакете с такой наклейкой обычно оказываются стельки.

Трудно сказать что-то против новых стелек, но вот что делать с экономическим кризисом, кашей на дорогах и тем более — домашней работой, пока никто не придумал.

Американцы славятся своей любовью к тестам. Начиная с 60-х годов они тестируют детей на интеллект — известными тестами IQ, а на креативное мышление — тестами Торренса. Это серия отдельных задач, которые в течение полутора часов делают в кабинете психолога.

При этом любопытно, что высокие оценки теста на креативность лучше коррелируют с будущими успехами, чем оценки IQ-теста. Согласно исследованию Джонатана Плакера, те, кто придумал самые интересные решения в задачах Торренса, чаще всего становились предпринимателями, изобретателями и даже дипломатами.

А вот ребят с высоким уровнем интеллекта судьба разбросала более причудливо и не всегда столь успешно.

Недавно учёные всполошились: если IQ довольно стабильно растёт, то вот уровень творческого мышления рос c 1960-х до 1990-х годов, а потом неуклонно падал.

Снижение детской креативности оказалось настолько значительным, что лет десять назад известные западные СМИ начали печатать статьи с громкими заголовками, где речь шла о «кризисе креативности».

В некоторых образовательных программах, например, в британских, решили подчеркнуть важность развития творческого мышления и ввели тест Торренса для оценки образовательного результата.

Автор книги The creativity Challenge: How We Can Recapture American Innovation, психолог Кэй Ким объясняет, что, возможно, дело в смене образовательных ценностей.

На протяжении XX века учебная система в США поощряла творчество и интеллектуальное разнообразие.

Вместе с экономическим ростом креатив постепенно перестал считаться верным путём к стабильной работе и высокой зарплате, поэтому все переключились на подготовку к стандартизированным тестам.

В России же креативность и вовсе никогда не была синонимом успеха, если вы не Чайковский. В силу исторических причин для продвижения по карьерной лестнице были нужны совсем другие качества, а слишком изобретательный подход скорее мешал делу. Сегодня идея ввести курс по развитию творческого мышления в школе вряд ли найдёт поддержку.

Какое уж тут творчество, когда непонятно, как успеть освоить общую программу и избежать шитья фартука на уроках труда.

Ограничения свободы реьенку родителями

«Дайте детям больше свободы»

Не будем слишком сильно винить тех, кто бездумно это делал. Ведь они еще не знали, что вполне последовательное воплощение в жизнь многих таких предложений и рекомендаций приведет в разных странах к одобрению однополых так называемых «браков», признанию права на усыновление однополыми парами детей, попыткам уничтожить разницу между мужчинами и женщинами и массовому разрушению семьи.

Многие, конечно, уже тогда предупреждали, что к этому все идет, но их, как водится, не слушали. Но теперь мы все видим на практике и хорошо все знаем. А значит надо прекратить черпать из этих источников отравленную воду с закрытыми глазами».

При этом отец Димитрий подчеркнул, что «семья – это основа общества и народа. Поэтому надо признать, что все эти веяния, многие из которых, к сожалению, уже в том или ином виде отразились в наших законах – это прямая угроза национальной и государственной безопасности.

Дайте детям больше свободы»

Мы все время сталкиваемся с неизвестным. А в ситуации неопределенности – экзистенциальной или обыденной – нет правил, нет возможности положиться на ясные сценарии. Здесь требуются новые, собственные решения, а для того, чтобы их принимать, нужна смелость.

И нам надо подготовить детей к этим вызовам. Дать им возможность обрести уверенность в себе, в своем умении справляться с трудностями.

Достичь этого без встречи с новым, а значит, без риска невозможно.

Поэтому так важно помогать ребенку стать смелым, но не безрассудным человеком, который способен оценивать опасность и соответственно менять свое поведение.

Без риска нет жизни. Нельзя убрать из моря рифы, но можно нанести их на карту и научить обходить.

Именно это должны сделать родители.

Для начала перестать принимать все решения вместо сына или дочери, считая их беспомощными, безответственными людьми!

Держите дистанцию, ясно определяйте границы своей власти, но постепенно отпускайте ребенка от себя, позволяйте делать выбор и самостоятельно отвечать за него.

Пределы ограничения общения ребенка и родителей

Таким образом, передача органам публичной власти опеки над детьми может быть признана правомерной с точки зрения положений п. 2 ст. 8 Конвенции.

Вместе с тем естественные отношения между членами семьи не прекращаются, поскольку родители должны иметь возможность в той или иной степени участвовать в принятии важнейших решений, касающихся жизни их детей.

В деле Иохансен против Норвегии заявительница оспаривала действия властей, которые лишили ее родительских прав и права доступа к ребенку, передав девочку в приемную семью, которая хотела ее удочерить.

Норвежские власти обосновывали действия тем, что у них уже есть негативный опыт общения с заявительницей, поскольку ее старший ребенок также находился под опекой властей, и они предвидели, что заявительница будет постоянно беспокоить приемную семью, если сохранить за ней право доступа к ребенку.

Совфед поддержал ограничение прав родителей в выборе имени ребенку

Законом запрещается использование в имени ребенка цифр, буквенно-цифровых обозначений, числительных, символов и не являющихся буквами знаков, за исключением знака «дефис».

В имени ребенка также не допускается их любая комбинация, бранные слова, указания на ранги, должности и титулы.

При разных фамилиях родителей по их соглашению ребенку присваивается фамилия отца, фамилия матери или двойная фамилия, образованная посредством присоединения фамилий отца и матери друг к другу в любой последовательности, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ.

Не допускается изменение последовательности присоединения фамилий отца и матери друг к другу при образовании двойных фамилий у полнородных братьев и сестер. Двойная фамилия ребенка может состоять не более чем из двух слов, соединенных при написании дефисом, говорится в документе.

Вот тут-то и начинаются конфликты: родители, воспитанные в строгих правилах, пытаются взять детей в ежовые рукавицы, а подростки активно протестуют.

Резкая смена правил игры полностью ломает сложившуюся модель поведения в семье.

Современные родители сталкиваются с новой реальностью: если в их детстве главными задачами родителей было достать коляску, школьную форму, джинсы, то у них самих бытовые проблемы часто уходят на второй план, оставляют ощущение простоты воспитания собственных детей, однако перед поколением 25-30-летних мам и пап встала не менее сложная задача – формирование личности ребенка в условиях более открытого и свободного общества, чем это было в их детстве.

Действительно ли у современных детей больше свободы?

«Да, – уверена психолог и психотерапевт Алена Август, – и это нормально: меняется время – меняемся мы.

Источник: https://iasmirnov.ru/ogranichenija-svobody-reenku-roditeljami-66485/

Не мешайте им выдумывать!

«Дайте детям больше свободы»

Казалось бы, трудно придумать более бесполезное занятие для ребёнка, чем блуждание в придуманном королевстве «Фата и Блёстки». Лучше бы математику учил! Однако исследования доказывают, что дети с фантазией с большей вероятностью добьются успеха во взрослой жизни, чем те, кто безо всяких блёсток сидел на математике. Инна Прибора объясняет, насколько важны ребёнку его выдуманные миры.

В мире масса нерешённых проблем: экологические проблемы, экономические кризисы, Дональд Трамп и домашняя работа по русскому. Мир отчаянно нуждается в нестандартных решениях.

Да, судя по бешеному количеству товаров с этикеткой «инновационный», мы совершили прорыв почти во всех областях жизни. Но на деле в пакете с такой наклейкой обычно оказываются стельки.

Трудно сказать что-то против новых стелек, но вот что делать с экономическим кризисом, кашей на дорогах и тем более — домашней работой, пока никто не придумал.

Американцы славятся своей любовью к тестам. Начиная с 60-х годов они тестируют детей на интеллект — известными тестами IQ, а на креативное мышление — тестами Торренса. Это серия отдельных задач, которые в течение полутора часов делают в кабинете психолога.

При этом любопытно, что высокие оценки теста на креативность лучше коррелируют с будущими успехами, чем оценки IQ-теста. Согласно исследованию Джонатана Плакера, те, кто придумал самые интересные решения в задачах Торренса, чаще всего становились предпринимателями, изобретателями и даже дипломатами.

А вот ребят с высоким уровнем интеллекта судьба разбросала более причудливо и не всегда столь успешно.

Недавно учёные всполошились: если IQ довольно стабильно растёт, то вот уровень творческого мышления рос c 1960-х до 1990-х годов, а потом неуклонно падал.

Снижение детской креативности оказалось настолько значительным, что лет десять назад известные западные СМИ начали печатать статьи с громкими заголовками, где речь шла о «кризисе креативности».

В некоторых образовательных программах, например, в британских, решили подчеркнуть важность развития творческого мышления и ввели тест Торренса для оценки образовательного результата.

Автор книги The creativity Challenge: How We Can Recapture American Innovation, психолог Кэй Ким объясняет, что, возможно, дело в смене образовательных ценностей.

На протяжении XX века учебная система в США поощряла творчество и интеллектуальное разнообразие.

Вместе с экономическим ростом креатив постепенно перестал считаться верным путём к стабильной работе и высокой зарплате, поэтому все переключились на подготовку к стандартизированным тестам.

В России же креативность и вовсе никогда не была синонимом успеха, если вы не Чайковский. В силу исторических причин для продвижения по карьерной лестнице были нужны совсем другие качества, а слишком изобретательный подход скорее мешал делу. Сегодня идея ввести курс по развитию творческого мышления в школе вряд ли найдёт поддержку.

Какое уж тут творчество, когда непонятно, как успеть освоить общую программу и избежать шитья фартука на уроках труда.

Должны ли родители предоставить детям больше свободы

«Дайте детям больше свободы»
И воспитание самостоятельности должно осуществляться параллельно с воспитанием ответственности, готовности к разумным ограничениям, следованию тем или иным правилам и нормам.

И несмотря на то, что с точки зрения здравого смысла это абсолютно оправданно, далеко не многие родители могут сразу принять этот факт и следовать этому принципу.

Развитие педагогической науки привело к тому, что статус ребенка был в корне пересмотрен.

Глава 9

Быть может, более важными являются другие вопросы: Кто принимает решения? Будут ли это родители с учениками или бюрократы от образования? Большинство взрослых американцев учились в общественных (т.е.

управляемых правительством) школах, и большинство американских детей посещает сейчас именно такие школы.

К несчастью, мы видим огромные провалы в такой системе образования, заключающиеся как в нарушении морально-нравственных принципов, так и в убогих результатах такой системы.

Давать ли ребенку свободу?

По мере роста граница постоянно отодвигается. И снова нужно проводить исследование, снова обозначать границы. Без этого процесса расширения границ свободы жизнь превращается в клетку. И человек превращается в животное, которое на всю жизнь заперто в клетке.

Поначалу это животное может бросаться на стены, пытаясь вырваться на свободу, но если клетку открыть, то оно может и не захотеть выходить из нее. Или пример с ручными блохами.

Мы хотим видеть их внутренне свободными, самостоятельными, ответственными, но в то же время в нас борется желание полностью контролировать их жизнь и устанавливать свои правила игры. Как найти верный баланс между свободой и запретами? Родители современных детей росли в обществе, поощрявшем запреты.

Они постоянно слышали слова «нет» или «нельзя» и делали все так, как сказала мама и бабушка.

Половое созревание влечет за собой определенные психологические перемены. Но главным образом процесс взросления характеризуют особые психосоциальные перемены, которые переживают подростки.

Родителям важно надеяться, что они поймут физиологические перемены и справятся с ними. Родители должны подготовить своих детей к физическим изменениям, которые происходят с их телом, и научить их соответствующей гигиене (менструальный период у девушек) или пользованию бритвенным прибором (юноши). Под вашим чутким руководством дети вырастут успешными и добросовестными. Однако не забывайте иногда ослаблять хватку – много работы и никакого веселья может сильно утомить вас и детей. Вы творческая и независимая личность с яркой индивидуальностью. Вы поощряете воображение и вдохновляете детей на большие мечты и доброту к людям. Под вашим влиянием дети вырастут настоящими гуманистами и филантропами.

Сколько свободы нужно подростку

Подростки – это уже не дети, но еще и не взрослые люди.

Им проще оставаться в тесном контакте с родителями, но при этом иметь право на собственную точку зрения в вопросах, которые касаются их непосредственно.

Установить правила для подростков будет гораздо проще, если понятные и разумные ограничения существовали, когда дети были совсем маленькими. В подростковом возрасте вводить их гораздо труднее, хотя ничего невозможного нет.

Даже понятие «чистой комнаты» у родителей и подростков может сильно различаться.

129 Мигдаль Times №129 ДЕТИ И СВОБОДА ВЫБОРАРав Биньямин Гинсберг

Речь, подчеркну, шла о подготовительной группе, куда принимают детей в возрасте 5 лет! И вот такому маленькому ребенку родители собирались предоставить право самому решать, где он будет учиться.

Это, признаться, поразило меня.

Впрочем, чему тут удивляться? Подобный подход к столь важной и сложной проблеме – лишь отражение убежденности нашего общества в том, что дети сами должны делать свой выбор в жизни.

Как развивать ребенка от 1 до 3 лет? Часть третья: свобода и границы

Когда мне родители жалуются на подростка (или даже на младшеклассника), которому «ничего не интересно», я понимаю, что в период раннего детства эти же самые родители старательно душили в этом ребенке природную любознательность, с которой он родился и которая для него была естественным состоянием 24 часа в сутки с перерывами на сон. В психологии существует понятие «литического периода» для формирования какого-либо навыка или качества.
Как себя вести, как одеваться, что делать дома в свободное время, что можно говорить, а что нельзя, что во всем необходимо слушаться родителей. Ведь это же так просто – привить ребенку готовые модели поведения, ему самому думать даже не придется. Главное – справиться с его «плохим характером» и добиться того, чтобы он слушал. Только почему-то часто дочь или сын не слышат. Говоришь «убери за собой вещи», не замечая, как сам после работы уставший сбрасываешь вещи на стул, что-то — на стол, а сумку – где придется.

Как направлять детей в принятии решений

Прочитайте следующее стихотворение, которое включил в одно из своих выступлений на Генеральной конференции президент Томас С.

Монсон, член Первого Президентства Церкви: Объясните: дети и молодежь часто оказываются на перекрестке дорог, когда им предстоит принимать решения, определяющие их жизнь на долгие годы.

Родители, которые знают, куда ведут дороги, должны вовремя оказаться на этих перекрестках, чтобы помочь своим детям принять правильное решение.

Выбор ребенка — необходимое условие развития личности

Предвосхищая те далекие от педагогики варианты, которые рисуются в воображении большинства мам, скажу, что, разумеется, в силу особенностей возраста, ребенок (на определенном этапе) не способен сам задавать альтернативы. Нельзя 3-летнему малышу просто дать свободу выбрать себе одежду из шкафа для прогулки. Вероятнее всего, что ребенок сделает выбор в пользу любимого или нарядного, а не соответствующего погоде и событию.

Загрузить или отпустить: сколько свободы нужно ребенку

Пятилетний ребенок вряд ли скажет отцу: «Папа, дай мне денег, я схожу в магазин за мороженым». Потому что ему это пока страшно. А вот восьмилетний — уже вполне.

Зато пятилетний может сказать: «Папа, а можно я на лифте сам поеду? Я нашу кнопку знаю». Значит, он уже готов к этому.

Маме с папой бывает страшно что-то разрешить, мы обычно не поспеваем за скоростью развития наших детей, но все же нужно, оценив ситуацию, позволить ребенку сделать следующий шаг.

Свобода как метод воспитания

Как же воспитывать ребенка так, чтобы, с одной стороны, удержать правила и контроль, а с другой, предоставить ему свободу в действиях? Можно ли в принципе «дать» и «забрать» свободу?

Какова мера свободы (сколько ее необходимо и сколько бывает достаточно)? Различается ли «количество свободы» для детей на разных возрастных этапах? Поделюсь своими размышлениями на тему. Свобода — это состояние личности, в котором она переживает себя полноправным субъектом своей деятельности, то есть сама управляет ею и определяет ее.

Источник: http://strakhovanie-rnd.ru/dolzhny-li-roditeli-predostavit-detjam-bolshe-svobody-68097/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.