< Депрессивный тип личности: кто видит жизнь в черном цвете? - Психолог

Депрессивный тип личности: кто видит жизнь в черном цвете?

Депрессивный тип личности. Депрессивный тип личности: кто видит жизнь в черном цвете

Депрессивный тип личности: кто видит жизнь в черном цвете?

В этой главе я собираюсь рассмотреть людей, чьи характерологические паттерны создаются депрессивной динамикой. Я коротко рассмотрю тех, чьи личности характеризуются отрицанием депрессии – тех, кто может быть назван маниакальными, гипоманиакальными или циклотимиками.

Люди последней диагностической группы руководствуются жизненными стратегиями, противоположными тем, которые бессознательно используются депрессивными людьми.

Но все же основные организующие темы, ожидания, страхи, конфликты и бессознательные объяснительные конструкты депрессивных и маниакальных людей аналогичны.

Хорошо известно, что многие люди переживают чередование депрессивных и маниакальных состояний психики; те из них, чье состояние соответствует психотическому уровню, обычно описываются как имеющие “маниакально-депрессивное” заболевание. В настоящее время их предпочитают называть “биполярными”.

Предыдущий термин предполагает наличие галлюцинаций и суицидальных тенденций, тем не менее множество людей, никогда не имевших психотического опыта, отмечены циклами мании и дистимии.

В каждой области континуума развития находятся и люди, преимущественно депрессивные и преимущественно маниакальные, и те, кто периодически переходит от одного полюса к другому 56 .

56 Возможно, что “практически все” люди с гипоманиакальным характером являются пограничными (Kernberg и др., 1989).

Однако я знаю некоторых ги-поманиакальных людей, а также лечила пациентов, которые в большой степени были зависимы от отрицания и других архаических операций, но при этом обладали слишком хорошо интегрированной идентичностью и способностью к самонаблюдению, чтобы рассматривать их как пограничных.

Депрессивные личности

По мнению многих аналитических комментаторов (Frances & Cooper, 1981; Kernberg, 1984), нашему коллективному профессиональному пониманию депрессивной психологии было создано излишнее препятствие, когда создатели DSM-III решили поместить все депрессивные и маниакальные состояния под заголовок “Растройства настроения”. При этом, а также отказавшись от использования категории “депрессивная личность”, они сделали акцент на аффективных аспектах дистимических состояний и несколько пренебрегли ценностью когнитивных, сенсорных, поведенческих аспектов и компонентов воображения, которые в равной степени важны в феноменологии депрессии. Как следствие, такое решение отвлекло наше внимание от понимания тех защитных процессов, которые характеризуют депрессивных людей даже тогда, когда они не находятся в клинически депрессивном состоянии 57 .

57 Коллеги, участвовавшие в дискуссии, в результате которой появилась новая нозология, сообщали мне: некоторые члены сообщества ожидали, что аналитики станут диагносцировать своих характерологически депрессивных пациентов как “300.

4″ (Дистимическое нарушение) по Шкале II, характерологической составляющей всей диагностики. Но когда я проделывала это с целью страховки или внимательной перепроверки, данный диагноз отвергался.

Такова сила формальных категорий, формирующая наше отношение к психопатологии и нашу способность представлять и понимать людей тем или иным образом.

Нет сомнений в том, как выглядит клиническая депрессия. Кроме того, многие из нас имели несчастье страдать от депрессивного состояния. Непреходящая печаль, сниженная энергетика, ангедония (неспособность радоваться обычным удовольствиям) и вегетативные нарушения (проблемы питания, сна и саморегуляции) являются очевидными.

Фрейд (Freud, 1917) был первым, кто сравнил и противопоставил депрессивные (“меланхолические”) состояния нормальному переживанию горя.

Он обнаружил важное различие между этими двумя состояниями: при обычных реакциях горя внешний мирпереживается как уменьшившийся каким-либо важным образом (потеря значимой личности), в то время как при депрессивных состояниях то, что переживается как потерянное или разрушенное, является частью самого себя.

Следовательно, в некотором смысле депрессия противоположна переживанию горя. Люди, которые проходят процесс переживания горя нормальным образом, не становятся депрессивными, даже при том условии, что они глубоко печалятся в течение некоторого периода времени после тяжелой утраты или потери.

Когнитивные, аффективные, сенсорные процессы и воображение, которые резко тормозятся при внезапной клинической депрессии (особенно это наблюдается у личностей без сильных дистимических наклонностей), в психике тех из нас, кто является депрессивными личностями, действуют хроническим, организующим, самостабилизирующим образом (Laughlin, 1956, 1967). Возможно, если иметь в виду читателей настоящей книги, сочетание “тех из нас” особенно уместно: если доверять профессиональным впечатлениям, существенное количество психотерапевтов является характерологически депрессивным. Мы вполне естественно эмпатически откликаемся на печаль, ощущаем раны в самооценке, ищем близости и сопротивляемся потере и приписываем наши терапевтические удачи усилиям наших пациентов, а неудачи – нашим собственным личными ограничениям.

Гринсон (Greenson, 1967), комментируя связь между депрессивной чувствительностью и необходимыми качествами успешных терапевтов, пошел так далеко, что высказал следующее мнение: аналитики, которые сами не страдали от серьезной депрессии, испытывают затруднения в работе в качестве целителей.

Гринсон, возможно, рассматривал себя как пример здоровой личности, вместе с более заметными выдающимися историческими фигурами, подобными, например, Абрахаму Линкольну.

На серьезно нарушенном конце спектра находятся пациенты, которые безжалостно ненавидят себя и испытывают галлюцинации и которые до открытия антидепрессантов могли годами поглощать посвященные им усилия терапевтов и все еще некритически верить, что лучшим способом спасти мир является разрушение самого себя 58 .

58 Чтобы получить живое представление о таких людях и о той боли, от которой они страдают и которую они причиняют другим, можно ознакомиться с описанием Фрэнсис Фонда (первая жена Генри Фонда и мать Петера и Джейн) в автобиографии Генри Фонда (1981).

Обратите внимание на письмо Р.Рнайта, в котором он выражает соболезнования М-ру Фонда после успешного суицида его жены. Тем, кто стремится к глубокому пониманию переживания крайней депрессии, полезно прочитать работу В. Стирона “Видимая темнота” (W.

Styron (1990) “Darkness Visible”).

Драйвы, аффекты и темперамент при депрессии

Благодаря изучению историй семей, близнецов и принятых на воспитание детей было высказано мнение о наследственной передаче подверженности депрессии.

Вполне очевидно, что депрессия имеет семейное происхождение, однако невозможно строго оценить степень, в какой депрессивные тенденции передаются генетически, а в какой депрессивное поведение родителей создает основу для дистимических реакций их детей.

Источник: //ukgh.ru/the-acidity-of-the-stomach/depressivnyi-tip-lichnosti-depressivnyi-tip-lichnosti-kto-vidit-zhizn-v/

Депрессивный тип личности: кто видит жизнь в черном цвете?

Депрессивный тип личности: кто видит жизнь в черном цвете?

«Радоваться здесь нечему», «Как ни старайся, все равно ничего не получится»; «Я, как всегда, оказался не на высоте»… Психотерапевт Кристоф Андре рассказывает о людях с пессимистическим взглядом на жизнь и о том, как жить рядом с ними*.

Депрессивный человек почти всегда настроен пессимистически. В разных ситуациях, идет ли речь о семье, работе или о чем-то новом, он думает прежде всего о возможных неприятностях. Настроение у него чаще всего мрачное, о чем свидетельствует и его выражение лица, грустное и озабоченное.

Он редко испытывает удовольствие, не ищет приятных для себя занятий, отчасти потому, что ничто не кажется ему таким. Он часто испытывает чувство вины и явно себя недооценивает. Таким людям кажется, что жизнь трудна, все требует усилий и вызывает страдания. И это ощущение собственной слабости и уязвимости мешает им добиваться успехов в профессии.

То ли малейшее усилие их отпугивает, то ли они настроены пессимистически («ничего хорошего из этого все равно не выйдет»), то ли они вообще забыли, что это значит – испытывать удовольствие. Если вы предложите им куда-нибудь пойти, они, скорее всего, предпочтут остаться дома.

Они не любят общества, компании других людей их утомляют, возможно, потому что они сами считают себя малоинтересными собеседниками.

Нельзя сказать, что эти черты типичны для всех депрессивных личностей. Многие из них очень совестливы, много работают, стараются сделать все как можно лучше, заботятся о своей профессиональном или семейном окружении. Но как бы то ни было, у таких людей мы наблюдаем:

  • негативный взгляд на самого себя: «Я не на высоте»;
  • негативный взгляд на мир: «Мир жесток и несправедлив»;
  • негативный взгляд на будущее: «Меня и моих близких ждут неприятности»;

Этот тройной негативный взгляд получил название депрессивной триады. Она также наблюдается у людей, находящихся в состоянии депрессии.

Доктор, откуда это?

Неопровержимо доказано, что наследственность играет решающую роль в возникновении и формировании депрессивной личности. Если перебрать всех родственников такого человека, то часто обнаруживается, что некоторые из них страдали депрессией. Но немалое значение имеет и воспитание.

К примеру, образ родителей, постоянно усталых, озабоченных, не позволяющих себе ни малейших радостей, может послужить моделью, которую ребенок станет бессознательно имитировать.

Можно предположить, что у детей все способствующее созданию отрицательного представления о самом себе увеличивает риск формирования депрессивной личности, особенно если ребенок предрасположен к этому биологически.

[attention type=green]
Некоторые традиционные виды воспитания, когда детям навязываются идеалы совершенства, явно для них недостижимые, могут выработать ощущение собственной неполноценности и вины, а это, в свою очередь, приводит к формированию депрессивной личности.
[/attention]

«Мне кажется, я был воспитан в убеждении, что не заслуживаю счастья. Мой отец работал от зари до зари и не позволял себе ни минуты отдыха. Я сам и мои братья получили очень строгое христианское воспитание.

При этом упор всегда делался на мрачную сторону: мы грешники, надо все время напоминать себе, что Христос отдал жизнь во искупление наших грехов. Это очень действовало на меня – впечатлительного и неуверенного в себе.

До сих пор я во всем ищу прежде всего свою вину, часто упрекаю себя в эгоизме (то, что я эгоист, постоянно твердила моя мать). Мне трудно бывает чего-то просить, а тем более требовать, как будто защищать свой собственный взгляд или собственные интересы и вправду «эгоистично».

Сейчас я гораздо счастливее, чем раньше, но это не разрешает всех проблем: когда у меня происходит что-то хорошее и я радуюсь, тут же возникает ощущение неминуемой катастрофы, как будто за каждую минуту счастья я должен быть «наказан» бедой», – вспоминает Тибо.

Как помочь себе?

Многие думают, что понять и осознать ситуацию – значит улучшить ее, но это, увы, далеко не так. Многие депрессивные личности без конца «пережевывают» различные причины своего состояния, но выйти из него не могут. Осознать что-либо часто бывает очень полезно, но, как правило, недостаточно. Кроме того, есть причины, по которым депрессивные личности не хотят искать помощи.

1. Они не считают свое состояние болезнью, а думают, что все дело в их характере.

2. Пока им удается справляться со своими профессиональными и семейные обязанностями, они не видят необходимости искать помощи извне.

3. Они верят в силу воли. Конечно, они чувствуют себя плохо, но думают, что если смогут проявить волю, «встряхнуться», им станет лучше. Окружающие часто разделяют это мнение и не скупятся на подобного рода советы.

4. Они считают, что их случай особенный и что говорить со специалистом бесполезно.

5. Недоверчивы к лекарствам, не видят в них необходимости.

6. Они так привыкли чувствовать себя плохо, что даже не представляют себе, что значит чувствовать себя хорошо, а потому не могут и хотеть этого.

7. Им удается повысить самооценку, убедив себя в том, что они стойко переносят трудности жизни.

8. Иногда их проблемы дают им какие-то преимущества: сочувствие окружающих, возможность «давить» на детей, не проявлять должного внимания и так далее.

Что нужно делать

С помощью вопросов привлекайте их внимание к положительной стороне ситуации. Например, ваш друг получил ответственную должность и уверен, что не справится.

Возможно, вам очень хочется сказать: «Ты всегда видишь все в черном свете! Перестань жаловаться!» Но это не приведет ни к чему хорошему. У него останется впечатление, что его никто не понимает и не хочет понять, а это только усугубит его депрессивный взгляд на жизнь.

Лучше постарайтесь, не отрицая его страхов и убеждений, напомнить о положительных сторонах ситуации, причем сделайте это в форме вопросов.

«Конечно, это будет трудно, но ведь это и интересно, правда?» Не говорите с депрессивной личностью резко и напористо, попробуйте найти и привести примеры из прошлого, когда он был настроен пессимистически, но, тем не менее, все разрешилось благополучно.

Вовлекайте их в приятные занятия, совместимые с их возможностями.
Они любят отвергать все, что может доставить им удовольствие.

Причин тут много, и они связаны между собой: усталость, плохое самочувствие, боязнь оказаться не на высоте, ощущение вины («у меня нет права на удовольствие») и главное, убежденность, что ситуация непременно сложится не в их пользу. В отношениях с таким людьми нужно избегать двух крайностей.

С одной стороны, не следует полностью предоставлять их им самим – «пусть сами стараются, если хотят». С другой, не стоит навязывать им то, что выше их сил. Это сложно и требует от окружающих усилий: нужно оставаться спокойными, позитивными и благожелательными.

Проявляйте к ним уважение и хвалите по конкретным поводам. Умеренная похвала по поводу того, что они сделали, повысит их самооценку. Но стоит хвалить не самого человека, а то, что он сделал, или его поведение.

К примеру, если вы скажете своей помощнице: «Вы прекрасный специалист», она подумает, что вы либо не замечаете ее недостатков, либо ставите ее так низко, что стараетесь утешить. Но если вы скажете: «Я считаю, вы замечательно вышли из положения в этой истории», она, скорее всего, примет эту скромную похвалу, поскольку она основана на конкретном факте.

Предложите им обратиться к специалисту. Им могут помочь лекарства или психотерапия. Но чтобы убедить их в этом, потребуется немало времени и дипломатических усилий.

Чего не нужно делать

Советовать им встряхнуться. «Возьми себя в руки!» «Кто хочет, тот может!». Как правило, окружающие охотно дают такие советы, но от них нет ни малейшего толка. Даже если депрессивный человек попытается им последовать, он будет чувствовать себя непонятым, отвергнутым и ущемленным.Читать им морали.

«Где твоя воля?» «Посмотри на меня, я все время держу себя в руках!» Такие высказывания тоже в большом ходу. Но ни морализаторство, ни обвинительный тон вам не помогут. Это все равно что упрекать близорукого в том, что он плохо видит, или человека, подвернувшего ногу, в том, что он хромает.

Многие депрессивные личности и без того живут с постоянным чувством вины, незачем его усиливать.

Поддаваться их настроению. Рядом с ними, таким печальными и озабоченными, мы тоже впадаем в грусть или начинаем испытывать смутное чувство вины из-за того, что не можем разделить их боль. Слиться с ними воедино не поможет, как и попытка их расшевелить. Уважайте свое стремление к свободе и радости, даже если общение с депрессивной личностью иногда приводит к тому, что вы забываете об этом.

Источник: //golubevm.ru/2017/10/05/%D0%B4%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%82%D0%B8%D0%BF-%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/

Депрессивная личность. Психологические механизмы депрессивных черт характера

Депрессивный тип личности: кто видит жизнь в черном цвете?

З.Фрейд выделял в качестве основной черты при данном типе организации личности перенаправление большей части своего негативного аффекта не на другого, а на самого себя.

Нэнси Мак-Вильямс

Автор не разделяет специально депрессию и депрессивное расстройство личности, по крайней мере, в отношении рекомендаций по психотерапии.

При горе мир переживается как уменьшившийся каким-либо значимым образом. При депрессивном состоянии то, что переживается как потерянное и разрушенное является частью самого себя. 

Модель направленной вовнутрь агрессии как механизм возникновения депресиивных состояний.

Согласно некоторым наблюдениям депрессивные личности редко спонтанно и бесконфликтно переживают чувство гнева. Вместо него они ощущают вину.

Мучительно переживают свои грехи, легко забывая свои благородные поступки. Склонны разрешать все сомнения в пользу других и стремятся сохранять отношения любой ценой.

Инкорпоративные процессы при депрессии. У таких пациентов наблюдается множество критикующих интернализованных родительских посланий. (Я эгоист. — Откуда ты знаешь? — впервые моя мама говорила мне об этом.)

Психологический механизм — бессознательная интернализация наиболее ненавистных качеств прежних объектов любви (начиная с родителей и заканчивая любовными партнерами). Их позитивные черты вспоминаются с благодарностью, а негативные  переживаются как часть самого себя (М.Klein,1940).

О возможном генезе и выбранном способе защиты

Ребенок выходит из переживаний травматической или преждевременной потери, идеализируя потерянный объект, и вбирая все негативные аффекты в ощущение собственного Я. В основе сильное желание испытывать только позитивные чувства по отношению к тому, кого любишь.

Такая реакция позволяет сохранять исключительно положительные чувства к объекту любви и при этом дает ощущения контроля над ситуацией (непринятие сепарантности, отдельности и принципиальной неконтролируемости Другого; человек, особенно ребенок, готов пойти на многое, чтобы не столкнуться с собственной беспомощностью), потому что раз плохое качество во мне — значит я могу все исправить, став лучше.

В дальнейшем такие люди могут состоять в отношениях с поистине враждебными по отношению к ним людьми, с ощущением, что если они смогут преодолеть свои недостатки, нападки прекратятся.

Появляется интерес справиться с собственными недостатками, индикатором успеха при этом служит благосклонность другого.

Принято считать, что именно гнев и критицизм можно быть брошенным — следовательно, безопаснее их направлять на себя.

Предиспозиция (факторы риска)

1) Переживание ранней потери или сложности возникающие в связи с сепарацией от родителя или воспитывающего взрослого (потеря может быть и символической, например, преждевременный отказ от зависимого поведения).

Эрна Фурман

  • «Мать должна быть рядом, чтобы ее можно было оставить»;
  • «Стремление к независимости является таким же первичным и мощным как потребность в зависимости».

Маргарет Малер

  • «Ребенок уверенно решает задачу сепарации, если он уверен в доступности «оставляемого» родителя».

Согласно Фурман, развитие по депрессивному типу имеет место тогда, когда мать чрезмерно ярко и демонстративно переживает боль в момент сепарации, заставляя испытывать чувство вины (тогда нормальное стремление к агрессивности и независимости начинает ассоциироваться с виной). Или мать контрфобически отталкивает ребенка от себя, боясь собственных переживаний по поводу того, чтобы быть оставленной — «почему ты не можешь делать то и то самостоятельно? — иди от меня и сделай все самостоятельно» (независимость начинает вызывать негативные реакции в силу фрустрированной потребности в зависимости, затем ребенок уже и сам начинает подавлять свои собственные тенденции к независимости). Результат в обоих случаях общий — часть своей личности (которая хочет сепарации и независимости) начинает восприниматься как плохая.

2) Семейная атмосфера, где есть негативное отношение к плачу, трауру. При этом моделируется отрицание горя. Переживание горя становится скрытым, и появляется убеждение, что в моменты горевания со мной происходит что-то неправильное.

Могут быть также семейные мифы о том, что открытое переживание горя и другие формы самоподдержки и заботы о себе являются «эгоистическими», «потакающими своим слабостям» или выражением «жалости к самому себе» — к ним относятся как к заслуживающим презрения.

Ребенок начинает скрывать любые уязвленные аспекты Я из-за идентификации с критикующим родителем. Происходит отвержение этих аспектов собственной личности (непринятие своей слабости).

3) Депрессия у родителей в ранние годы развития ребенка. Дети в этом случае довольно быстро приходят к убеждению, что их потребности изнуряют и истощают других.

Депрессивное собственное Я

Такие пациенты убеждены, что в своей глубине они плохи, не заслуживают любви и уважения и даже могут быть опасны для других, если не будут укрощать свои темные стороны. Они сокрушаются по поводу своих «плохих» черт и верят, что заслуживают всего плохого, что имеет место в их жизни. Они очень боятся, что их плохость разоблачат, и тогда они будут отвергнуты.

«Никто не заслуживает, чтобы его оскорбляли, даже если, то в чем его обвиняют справедливо» — это формула в которую такие пацинты едва ли могут принять на эмоциональном уровне. Они часто находят облегчение от преследующего их чувства вины в том, чтобы помогать другим. Это также позволяет сохранить стабильное ощущение самоуважения и избежать депрессивных эпизодов.

Они также часто испытывают беспокойство по поводу собственной деструктивности. Значимые Другие кажутся чрезмерно ранимыми и беззащитными. («Мой голод может разрушить других»; «мое неповиновение и садизм опасны»; «мои потребности в конкуренции и достижении любви являются злом»).

Ожидания по отношению к Другому: неприятие, осуждение, мстительность за любые проявления несогласия, сочетающиеся с беззащитностью другого.

Ощущение себя: недостаточно хороший, незаслуживающий любви и уважения, опасный для окружающих при отсутствии контроля своих импульсов.

Контрперенос (о чувствах психотерапевта)

У терапевта может формироваться как нежная привязанность, так и всемогущие фантазии о спасении.

Комплементарный контрперенос на бессознательное убеждение пациента, что исцеляющей силой является безусловная любовь и полное понимание. Фантазии терапевта о себе как о Боге, хорошей матери или сензитивном принимающем родителе, которого пациент был лишен в своей жизни.

Конкордантный (согласующийся, дублирующий) контрперенос. Терапевт ощущает свою «недостаточную хорошесть», чтобы помочь пациенту.

О психотерапии

Терапевту важно создать атмосферу принятия, уважения, понимания, специально следить за тем, чтобы быть эмоционально постоянным и не осуждающим. Анализ интроектов пациента о неизбежном отвержении, о важности «стать» для этого хорошим, имеет важное место в терапии таких пациентов.

Наиболее адаптивные из таких пациентов, могут «скрывать» свою депрессивную динамику, совершая постоянное сканирование Другого (на предмет неодобрения и отвержения) и являются очень чуткими в этом плане — «хроническая бдительность»; такой мониторинг приводит к снижению уровня тревоги.

У нарушенных пациентов такая подозрительность в отношении осуждения является эго-синтонной, поэтому необходимо постоянное подтверждение недействительности своих наихудших страхов.

Важно исследовать и интерпретировать их реакцию на сепарацию. Короткое молчание со стороны пациента есть пример сепарации от терапевта. Длительное молчание может вызвать у пациента ощущение своей неинтересности, малоценности, безнадежности.

Важно, чтобы пациент учился выражению негативных переживаний в контакте. Не стоит поощрять рассуждения из серии «как я могу на вас злиться, вы ведь…». Гнев не приводит к расставанию (базовый интроект). Свобода, подразумевающая допуск негативных чувств увеличивает интимность, в то время как состояние фальши и отсутствие контакта с данными чувствами приводят к изоляции.

Хвалить таких пациентов бывает довольно опасно.

Пациент может трансформировать позитивную обратную связь в атаки на свой адрес: «Я плохой, потому что одурачил такого приятного человека, а значит любой поддержке с его стороны нельзя доверять, раз его так легко ввести в заблуждение». Эффективнее в таких случаях бывает не поддерживать эго, а критиковать суперэго, критический интроект («Давайте обсудим и что же такого ужасного в вашем поступке?»).

До тех пор пока терапевт в глазах клиента остается идеализированным объектом, его образ самого себя также остается искаженным (недооценка своих хороших качеств).

Сеттинг

Много внимания следует уделить процессу завершения психотерапии. По этой причине часто нежелательным может быть выбор краткосрочных курсов для таких пациентов, особенно с заранее предопределенным количеством сессий.

Не стоит входить в невроз, и оберегать пациентов от эпизодов расставаний. Это является крайне важным особенно для этих пациентов опытом, что за исчезновением объекта в случае, если не происходит завершения отношений, наступает возвращение объекта.

Лучше всего, когда возможность выбрать время окончания терапии предоставляется самому пациенту. А также сказать пациенту о том, что двери остаются открытыми, если он захочет вернуться.

Читать далее: Маниакальная и гипоманиакальная личность

Источник: //mariadolgopolova.ru/stati/depressivnaya-lichnost-psikhologicheskie-mekhanizmy-depressivnykh-chert-kharaktera.html

Депрессивный тип личности: кто видит жизнь в черном цвете?

Депрессивный тип личности: кто видит жизнь в черном цвете?

«Радоваться здесь нечему», «Как ни старайся, все равно ничего не получится»; «Я, как всегда, оказался не на высоте»… Психотерапевт Кристоф Андре рассказывает о людях с пессимистическим взглядом на жизнь и о том, как жить рядом с ними*.

Депрессивный человек почти всегда настроен пессимистически. В разных ситуациях, идет ли речь о семье, работе или о чем-то новом, он думает прежде всего о возможных неприятностях. Настроение у него чаще всего мрачное, о чем свидетельствует и его выражение лица, грустное и озабоченное.

Он редко испытывает удовольствие, не ищет приятных для себя занятий, отчасти потому, что ничто не кажется ему таким. Он часто испытывает чувство вины и явно себя недооценивает. Таким людям кажется, что жизнь трудна, все требует усилий и вызывает страдания. И это ощущение собственной слабости и уязвимости мешает им добиваться успехов в профессии.

То ли малейшее усилие их отпугивает, то ли они настроены пессимистически («ничего хорошего из этого все равно не выйдет»), то ли они вообще забыли, что это значит – испытывать удовольствие. Если вы предложите им куда-нибудь пойти, они, скорее всего, предпочтут остаться дома.

Они не любят общества, компании других людей их утомляют, возможно, потому что они сами считают себя малоинтересными собеседниками.

Нельзя сказать, что эти черты типичны для всех депрессивных личностей. Многие из них очень совестливы, много работают, стараются сделать все как можно лучше, заботятся о своей профессиональном или семейном окружении. Но как бы то ни было, у таких людей мы наблюдаем:

  • негативный взгляд на самого себя: «Я не на высоте»;
  • негативный взгляд на мир: «Мир жесток и несправедлив»;
  • негативный взгляд на будущее: «Меня и моих близких ждут неприятности»;

Этот тройной негативный взгляд получил название депрессивной триады. Она также наблюдается у людей, находящихся в состоянии депрессии.

ДОКТОР, ОТКУДА ЭТО?

Неопровержимо доказано, что наследственность играет решающую роль в возникновении и формировании депрессивной личности. Если перебрать всех родственников такого человека, то часто обнаруживается, что некоторые из них страдали депрессией. Но немалое значение имеет и воспитание.

К примеру, образ родителей, постоянно усталых, озабоченных, не позволяющих себе ни малейших радостей, может послужить моделью, которую ребенок станет бессознательно имитировать.

Можно предположить, что у детей все способствующее созданию отрицательного представления о самом себе увеличивает риск формирования депрессивной личности, особенно если ребенок предрасположен к этому биологически.

[attention type=green]
Некоторые традиционные виды воспитания, когда детям навязываются идеалы совершенства, явно для них недостижимые, могут выработать ощущение собственной неполноценности и вины, а это, в свою очередь, приводит к формированию депрессивной личности.
[/attention]

«Мне кажется, я был воспитан в убеждении, что не заслуживаю счастья. Мой отец работал от зари до зари и не позволял себе ни минуты отдыха. Я сам и мои братья получили очень строгое христианское воспитание.

При этом упор всегда делался на мрачную сторону: мы грешники, надо все время напоминать себе, что Христос отдал жизнь во искупление наших грехов. Это очень действовало на меня – впечатлительного и неуверенного в себе.

До сих пор я во всем ищу прежде всего свою вину, часто упрекаю себя в эгоизме (то, что я эгоист, постоянно твердила моя мать). Мне трудно бывает чего-то просить, а тем более требовать, как будто защищать свой собственный взгляд или собственные интересы и вправду «эгоистично».

Сейчас я гораздо счастливее, чем раньше, но это не разрешает всех проблем: когда у меня происходит что-то хорошее и я радуюсь, тут же возникает ощущение неминуемой катастрофы, как будто за каждую минуту счастья я должен быть «наказан» бедой», – вспоминает Тибо.

Многие думают, что понять и осознать ситуацию – значит улучшить ее, но это, увы, далеко не так. Многие депрессивные личности без конца «пережевывают» различные причины своего состояния, но выйти из него не могут. Осознать что-либо часто бывает очень полезно, но, как правило, недостаточно. Кроме того, есть причины, по которым депрессивные личности не хотят искать помощи.

1. Они не считают свое состояние болезнью, а думают, что все дело в их характере.

2. Пока им удается справляться со своими профессиональными и семейные обязанностями, они не видят необходимости искать помощи извне.

3. Они верят в силу воли. Конечно, они чувствуют себя плохо, но думают, что если смогут проявить волю, «встряхнуться», им станет лучше. Окружающие часто разделяют это мнение и не скупятся на подобного рода советы.

4. Они считают, что их случай особенный и что говорить со специалистом бесполезно.

5. Недоверчивы к лекарствам, не видят в них необходимости.

6. Они так привыкли чувствовать себя плохо, что даже не представляют себе, что значит чувствовать себя хорошо, а потому не могут и хотеть этого.

7. Им удается повысить самооценку, убедив себя в том, что они стойко переносят трудности жизни.

8. Иногда их проблемы дают им какие-то преимущества: сочувствие окружающих, возможность «давить» на детей, не проявлять должного внимания и так далее.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.