< Детская тревожность - Психолог

Детская тревожность

Содержание

Детская и школьная тревожность — особенности проявления

Детская тревожность

Чувство страха и тревоги возникает даже у грудных младенцев, по мере роста ребенка он все чаще испытывает эти неприятные чувства. Периодически возникающая тревога является абсолютно нормальным чувством, а вот тревожность у детей дошкольного возраста и старше – может стать серьезной психологической проблемой, требующей профессионального вмешательства.

Детская тревожность – это патологическое состояние психики, при котором дитя испытывает постоянное чувство тревоги, вне зависимости от внешних условий. Это чувство возникает, чтобы малыш не делал и мешает ему нормально развиваться.

Количество детей, страдающих от тревожности, продолжает увеличиваться с каждым годом.

Психологи связывают рост детской тревожности с изменением образа жизни, слишком быстрым ритмом жизни и завышенными требованиями, предъявляемыми современными родителями.

Самостоятельно справиться с таким потоком информации психика малыша не может и тревога возникает как ответная реакция на избыточное поступление раздражителей извне.

Почему возникает тревожность

Причин возникновения тревожности у детей достаточно много. Причем у детей разного возраста причины для возникновения тревожности могут быть абсолютно разными. Они зависят от степени развития нервной системы и возрастных особенностей ребенка.

Тревожность ребенка младше года чаще всего связана с неудовлетворением основных, жизненных потребностей – в еде, тепле, безопасности, общении с матерью и так далее.

Уже в этом возрасте можно столкнуться с первыми проявлениями тревожности, которая, как правило, не диагностируется.

Еще одна причина возникновения тревожности у грудных детей – сильные, негативные эмоции, переживаемые окружающими его людьми.

  • У детей от 1 года до 3 причиной страхов становится одиночество (если малыша надолго оставляют одного или исчезает мама или другой, значимый для него человек), неожиданные звуки, боль (например, страх или тревога перед медицинскими процедурами).
  • Дети 3 -5 лет переживают из-за одиночества, потери одного из родителей или боятся чего-то: замкнутого пространства, насекомых, темноты, сказочных персонажей или чего-то другого.
  • В 5-7 лет основной причиной беспокойства становится страх смерти и всего, что может к ней привести: пожара, наводнения, нападения грабителей и так далее. Кроме этого, тревогу провоцирует эмоциональная обстановка в семье – ссоры или развод родителей, плохие отношения между родственниками, разные подходы в воспитании, недостаток внимания и любви со стороны родителей и их собственные страхи, и переживания.
  • В детском возрасте – до 6-7 лет, детская тревожность возникает практически всегда «в ответ» на какие-то действия или чувства со стороны родителей и других людей, окружающих ребенка. Его поведение и чувства отражают обстановку в семье, проблемы родителей или их эмоциональное состояние. Это важно учитывать при коррекции тревожности у детей дошкольного возраста, так как работа только с ним может не дать ожидаемых результатов, если не изменится среда, в которой он обитает.
  • У детей старше 7 лет тревожность вызывают отношения в детском коллективе, больше всего они бояться не оправдать чьи-то ожидания, оказаться не «таким как все», не вписываться в коллектив или быть изгнанным из него. При этом, новые поводы для тревоги не вытесняют старых – ребенок не перестает переживать из-за происходящего в его семье, но эти чувства как будто «уходят на глубину». Основу мироощущения ребенка уже не составляют только его близкие, его семья, большую значимость приобретают отношения с ровесниками, но присутствующая тревожность никуда не исчезает и становится основой развития новых страхов.

Тревожность в подростковом возрасте обычно сохраняется у тех, кто страдал от нее в детстве и может возникнуть у абсолютно благополучных ранее детей. Ее основными причинами становится:

  • Неуверенность в себе или переживания из-за какого-то внешнего недостатка – несоответствие определенным нормам и правилам, принятым в группе общения подростка может стать причиной развития тревожности или невроза. Это может быть вызвано внешним дефектом, лишним весом, отсутствием каких-либо аксессуаров или любой другой причиной.
  • Перемены в жизни – психологи советуют не менять ничего кардинально в жизни подростков с 12 до 17 лет, так как в этом возрасте им сложнее всего адаптироваться к новой среде, завязать новые отношения и решиться изменить что-то. Любые перемены – переезд, переход в новую школу, изменение семейного статуса родителей может стать причиной развития сильной тревожности.
  • Стрессы и давление со стороны окружающих – в возрасте 13-17 лет подросткам крайне сложно критически относится к проявленным в их адрес эмоциям или высказываниям. Неприязнь со стороны учителей, ровесников или любых других значимых личностей может стать причиной серьезных проблем с психикой у подростка. Школьная тревожность – очень распространенное явление, которое может привести к возникновению комплексов, неврозов или даже попыткам суицида.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Подробно о депрессивном расстройстве личности

Проявления у детей

Детская тревожность в разном возрасте проявляется по-разному. Родители, педагоги и другие люди, окружающие ребенка или подростка могут даже не догадываться о его проблемах и не пытаться помочь ему.

Отличить патологическую тревожность, если она развивалась достаточно давно, очень сложно.

Ребенок редко понимает и может озвучить свои чувства и переживания, а подростки не считают нужным делиться такой информацией с родителями.

Существует специальная диагностика тревожности у детей – это могут быть оценочные и рисуночные тесты, игровые методики выявления или просто открытый, доброжелательный разговор с ребенком.

Оценить степень тяжести расстройства и предложить способы борьбы с тревожностью должен специалист, так как школьная тревожность и тревожность у подростков может быть опасной для их психики и жизни, а у детей младшего возраста диагностировать ее еще сложнее.

На что стоит обратить внимание при подозрении на детскую тревожность? Существуют общие признаки проблемы, которые присутствуют у всех страдающих от тревожности, независимо от возраста:

  • Нарушение сна – проблемы с засыпанием, ночные кошмары и плохой сон – с такими проблемами сталкиваются большинство детей с тревожностью.
  • Плохое самочувствие – постоянные жалобы на боль, слабость, частые простуды и ОРВИ – это тоже один из признаков тревожного ребенка.
  • Повышенное потоотделение – ладони и ступни ребенка могут быть постоянно влажными.
  • Снижение аппетита – тревожный ребенок редко хорошо ест, предпочитая «перекусы» или наоборот, «заедает» стресс различными «вкусняшками».
  • Нарушение внимания и сложности с выполнением работы, требующей сосредоточенности – таким детям тяжело долго концентрироваться на чем-то или выполнять работу, требующую повышенного внимания.
  • Нарушение поведения – в зависимости от возраста и характера ребенка это может быть плаксивость, агрессивность, капризность и так далее. Если поведение ребенка неожиданно меняется в худшую сторону и сохраняется таким на протяжении длительного времени – это повод внимательно отнестись к его психическому состоянию.
  • Появление или усиление страхов – тревожный ребенок может начать панически бояться темноты, одиночества, смерти, чужих людей или у него могут возникнуть множество мелких страхов: насекомых, высоты, воды и так далее.
  • Отказ от контактов со сверстниками – школьная тревожность и тревожность подростков часто вызывает у них желание полностью отказаться от общения. Маленькие дети нередко перестают реагировать на посторонних или наотрез отказываются расставаться с родителями, даже если до этого спокойно оставались без них.
  • Постоянное беспокойство – характерный признак тревожности. Ребенок постоянно беспокоится и переживает, он становится суетливым, не может спокойно усидеть на месте и так далее.
  • Появление стигм – при выраженной тревожности у ребенка появляются неврологические симптомы: заикание, сосание пальцев, обгрызание ногтей, накручивание волос на пальцы или любые другие, навязчивые действия. Они появляются в моменты нервного напряжения и избавиться от них самостоятельно ребенок не может.

Как проявляется чувство у дошкольников

У дошкольников тревожность проявляется нарушениями поведения: капризность, плаксивость, агрессивность, выраженными страхами и беспокойством.

Дошкольники могут отказываться оставаться одни на ночь, «цепляться» за родителей, становиться гиперактивными и капризными.

Своим поведением они стараются максимально завладеть вниманием родителей, не на секунду ни расставаться с ними, чтобы чувствовать в себя безопасности.

Возможен регресс навыков и умений: ребенок как будто «откатывается» назад, перестает разговаривать, выполнять самостоятельно какие-то действия, снова начинает проситься «на ручки» или сосать соску.

Как проявляется проблема у школьников

Школьная тревожность может проявляться проблемами в учебе, конфликтами с ровесниками и педагогами, частыми заболеваниями, отказом от общения с друзьями. Кроме этого, ухудшается состояние ребенка, он часто жалуется на слабость, усталость, головные боли, боли в животе.

Ребенок с тревожностью также боится большого количества вещей, он может испытывать страх темноты, одиночества, но основным становится страх быть непринятым в компанию, чем-то выделяться или «не дотягивать» до принятых в их среде «стандартов».

Как проявляется состояние у подростков

Выявление уровня тревожности у подростков может быть сложным, так как в возрасте 11-17 лет дети часто отдаляются от родителей и предпочитают скрывать свои чувства.

Причины возникновения тревожности в этом возрасте могут быть разными: проблемы с внешним видом, семейные проблемы или конфликты с друзьями и одноклассниками.

Общая тревожность в школе становится причиной возникновения серьезных проблем с психикой подростка.

Тревожность в подростковом возрасте проявляется изменением поведения и эмоционального фона ребенка – подросток становится замкнутым, агрессивным, плаксивым или излишне самоуверенным, его поведение становится вызывающим, нарочитым.

Выделяют 3 вида подростковой тревожности:

  • Учебная тревожность – связанная с процессом обучения,
  • Самооценочная тревожность – связанная с представлением подростка о себе
  • Межличностная – связанная с проблемами общения.

В этом возрасте тревожность может скрываться под психологическими «масками»: агрессивности, зависимости, апатии, лживости, лени и так далее.

Как проявляется тревожность у студентов

Особенности проявления тревожности у студентов связаны с резким изменением их образа жизни, увеличением информационной нагрузки или отъездом из родительского дома. В психологии выделяют феномен тревожности студентов первого курса, у которых уровень тревожности обычно очень высок. Это связано с проблемами адаптации к ВУЗам, новым отношениям и требованиям к студентам.

Признаки тревожности у студентов могут быть разными: нарушение сна и аппетита, снижение веса, частые простудные заболевания, головные боли, снижение работоспособности, нарушение концентрации внимания и так далее. Из-за выраженной тревожности студенты могут начать курить, употреблять алкоголь – не эпизодически, а регулярно или у них нарушается социальное взаимодействие с окружающими.

Выделяют следующие особенности тревожности в юношеском возрасте: выраженная связь между возникновением психосоматических заболеваний и уровнем тревожности у студентов и их уровнем успеваемости.

Как проявляется тревожность у детей с особенностями развития

Дети с особенностями развития находятся в группе риска по развитию тревожности. Это связано не только с особенностями развития нервной системы такого ребенка, но и с окружающей его обстановкой, а также отношением родителей к нему. В раннем детском возрасте у таких детей причины развития тревожности не отличаются от обычных.

Повышенная тревожность, в основном, возникает из-за проблем в семье, тревожности и негативных эмоций родителей или их завышенных ожиданий. В школьном возрасте тревожность у детей с зпр или другими нарушениями развития развивается в несколько раз чаще.

Это может быть связано с негативным отношением сверстников, окружающих ребенка взрослых и его собственным ощущением своей непохожести, «несоответствия».

Проявления тревожности у детей с особенностями развития не отличаются о стандартных, но они могут «отставать» на несколько лет или даже больше.

Как справиться с тревожностью

Справиться с тревожностью у детей разного возраста достаточно сложно, поэтому специалисты рекомендуют обязательно обращаться за помощью к психологам или детским психотерапевтам.

По мнению психологов, в 90% детская тревожность возникает из-за поведения и эмоций родителей. Это может быть постоянная тревога за ребенка, которая «транслируется» излишне ответственной и тревожной мамой, завышенные ожидания и невозможность принять особенности развития малыша или семейные проблемы, которые также становятся причиной развития патологии.

В школьном возрасте и у подростков влияние родителей остается по-прежнему очень большим – их отношение закладывает «фундамент» отношения ребенка к себе и окружающим, поэтому здесь тоже от совместной терапии не обойтись.

Семейная психотерапия помогает выявить основным причины возникновения тревоги и учит родителей справляться со своими проблемами, не передавая их детям. В большинстве случаев этого бывает достаточно для нормализации состояния ребенка или подростка.

В более тяжелых случаях коррекция тревожности у подростков и студентов включает в себя прием седативных препаратов, антидепрессантов и личностную психотерапию.

При подозрении на развитие тревожности у ребенка родителям стоит пересмотреть свое поведение и отношение к нему:

  • Уменьшить нагрузку, отказаться от дополнительных занятий или завышенных требований.
  • Нормализовать режим дня и отдыха, с обязательными прогулками на свежем воздухе, сном не менее 8-10 часов в сутки и отдыхом не менее 2-3 часов.
  • Полностью отказаться от критики и негативных высказываний в адрес ребенка.
  • Ежедневно проводить с ним какое-то время, играя или занимаясь чем-то вместе.
  • Стараться повысить его самооценку.

В лечении детей младшего возраста и школьников могут помочь такие методы, как сказкотерапия, пескотерапия, рисование или музыка.

Источник: //opsihoze.ru/rasstrojstva-lichnosti-i-povedenija/kak-proyavlyaetsya-trevozhnost-v-detskom-vozraste.html

Детская тревожность и страхи: норма и патология, причины возникновения, методы лечения

Детская тревожность

Бесплатная юридическая помощь. Наша новая рубрика

Что же такое страхи? Почему они появляются? И стоит ли начать тревожиться родителям, которые заметили, что их малыш боится темноты или, к примеру, очень не хочет оставаться дома один…В материале вы так же узнаете, какие бывают страхи и какие из них можно считать нормой, а какие уже патологией

От редакции: в конце марта при поддержке  компании «Ферон», производителя лекарственного препарата «Виферон» мы запустили проект «Школа для мамы». «Школа»- это серия бесплатных лекций со специалистами Ярославля и области, на которых поднимаются самые важные темы, касающиеся здоровья, образования и воспитания детей.

На первой лекции мы познакомились с детским медицинским психологом Еленой Седовой, руководителем центра «Глазами ребенка». В рамках лекции мы разобрали четыре важные темы. Поэтому для тех, кто пропустил или не смог присутствовать на лекции, мы публикуем этот текст, который поможет найти ответы на важные вопросы.

Прежде всего, давайте определимся, чем страх отличается от тревоги.
Тревога – это неопределенное чувство, вдруг что-то произойдет непонятное, ожидание угрозы
Страх-это уже что-то конкретное, я чего-то, кого-то боюсь.Оба этих явления бывают как  нормой, так и  патологией.

Для нашей психики нормально тревожиться и бояться. Если бы для человека эти эмоции были бы не нужны, то они бы во время эволюции исчезли.Тревога организму нужна. Вспомните себя,  впереди  какая-то задача или стрессовая ситуация.  Организм реагирует тревогой, чистит из психики все лишнее, ненужное.

  В итоге – активизируются психические и физические ресурсы,  выдается хороший результат. Страхи в детском возрасте нормальны. На втором году жизни  у детей появляются страх одиночества, страх боли, страх медицинских  работников . В возрасте 3-5 лет у детей может быть страх одиночества и темноты, страх замкнутого пространства.  В 5-7 лет появляется страх смерти.

Эти страхи нормальны. Страх оберегает, ограничивает поведение ребенка.А вот патологические тревоги и страхи мешают жить. Ребенок чувствует себя неполноценным.  Идет распространение на все сферы психики, на настроение, на психосамотические реакции (выпадение волос, потеря веса, тики, заикания, недержание).

К патологическим  тревогам относят хронические формы, то есть  становятся частью личности. То есть ребенок  или взрослый человек не могут переключиться на другие эмоции, тревоги день за днем ,с утра до вечера.

Хронический страх – это фобия, когда страх может привести к паническим атакам, истерикам, когда ребенок бьется, убегает. А также сюда относят посттравматическое стрессовое расстройство.

  Такой диагноз выставляется тогда, когда ребенок перенес выраженное фиктивное потрясение из-за какого то события (авария, пожар и потеря близкого, насилие  т.д.) .

Если такое состояние не проходит в течении длительного времени (3-6 месяцев), ребенок не переключается, то необходимо посетить психотерапевта.

Признаки тревожности:


1)    Не может долго работать ,не уставая2)    Ему трудно сосредоточится на чем- нибудь3)    Любое задание вызывает внешнее беспокойство, тревогу4)    Во время задания очень напряжен, скован.

5)    Смущается чаще, чем другие6)    Часто говорит о проблемных ситуациях7)    Краснеет в незнакомой обстановке8)    Жалуется на кошмарики (кошмарные сны)9)    Руки холодные, влажные10)    Бывает не редко расстройство стула11)    Сильно потеет, когда волнуется12)    Не обладает хорошим аппетитом13)    Спит беспокойно, засыпает с трудом14)    Пуглив, многое вызывает страх15)    Легко расстраивается по любому поводу16)    Часто не может сдержать слезы17)    Плохо переносит ожидание 18)    Не любит браться за новое дело19)    Не уверен в себе, в своих силах20)    Боится трудностейПосмотрите, есть ли у вашего ребенка признаки тревожности. Если  к 15-20 пунктам вы ставите плюс, то тревожность у вашего ребенка высокая. До 6 пунктов-  низкая тревожность (крайне редко). Норма- 7-14 пунктов.

Давайте теперь разберем, какие бывают страхи (небольшой тест для детей от 3-х лет). Спросите вашего ребенка, чего он боится (по списку). Спрашивая, старайтесь употреблять слово «боишься» каждый раз.  Следует спрашивать таким образом: « Боишься ли ты остаться один? А нападения? А заболеть и заразиться?» и так далее.

Страхи:1)    Остаться одному2)    Нападения3)    Заболеть или заразится4)    Умереть5)    Что умрут родители6)    Каких-то людей7)    Мамы или папы8)    Наказания 9)    Бабы яги, чудовищ, приведений, скелетов…10)    Опоздания11)    Перед тем, как заснуть12)    Страшных снов13)    Темноты14)    Волка, медведя, собак, змей…15)    Машин, поездов самолетов..16)    Страхи стихии (бури, грозы, ливни…)17)    Высоты18)    Глубины19)    Тесной маленькой комнаты (лифта, туалета, переполненного автобуса….)20)    Воды21)    Огня22)    Пожара23)    Войны24)    Больших улиц, площадей25)    Врачей (кроме зубных)26)    Крови27)    Уколов28)    Боли

29)    Неожиданных резких звуков

За каждый страх, который есть у вашего ребенка- ставьте единичку. Если ваш ребенок (мальчик) набирает по тесту больше 14 страхов,  а девочка 16 страхов и больше, это говорит о развитии невроза и необходимости посещения психотерапевта

ВОПРОС: Страх и опасение они различаются?
ОТВЕТ: Да, различаются. Тревожная мама должна переводить свои патологические страхи в опасения. Наличие опасения это здоровая реакция. Например: я все проверю сама и отпущу ребенка на площадку (опасение). Да ни в жизнь не отпущу ребенка- страх.

Причины происхождения тревог и страхов в детском возрасте

В России в современном обществе без невроза прожить практически невозможно. Взрослые постоянно испытывают страхи и тревоги за будущее, а дети это зеркало. Они впитывают все наши эмоции …  Поэтому от тревожности никуда не деться. Она будет у кого- то больше, у кого- то меньше. Основная причина тревожности ребенка кроется в родителях.

Когда родитель, не сумев повзрослеть, решить свои психологические проблемы, испытывает затруднения в отношениях со своим супругом, трудности в общении с людьми. Волнения  взрослого передаются  ребенку. Например, идет мама с ребенком. А на встречу  бежит собака, которую сильно боится мам.

У мамы сжимается рука, плечи напрягаются, шаг замедляется…Ребенок, видя реакцию матери на собаку, автоматически начинает опасаться  животного.
Минус очень правильной мамыОчень правильная мама должна все успеть, все делать правильно, во всем порядок.

Она будет беспокоиться за ребенка, правильно ли он делает, как к этому отнесутся другие. И это беспокойство и тревога могут передаться ребенку.

На тревоги и страхи ребенка влияет состав семьи.

Если он один в семье, то он гиперопекаемый. Если семья неполная, и если в семье произошла подмена ролей, мама главная, то она постоянно будет в состоянии невроза. Ребенок будет перенимать такое  состояние .

Еще  обратите внимание  на такой момент.

Подошел ребенок с какой -либо проблемой. И вы вместо помощи и поддержки сразу начинаете его поучать .Надо сделать то-то и то-то.

Ребенок ушел, у него опять не получается, он нервничает… Поэтому поучения необходимо подкреплять действиями -не только говорить, но и показать, как это надо сделать

Как помочь ребенку справиться со страхами

Что нельзя делать:Нельзя, категорически пугать ребенка (не будешь спать придет, бабайка)Нельзя ребенка стыдить (увеличение тревоги)Нельзя ребенка оставлять со своим страхом (ты потерпи и все пройдет)

Что нужно делать:

1.    Пытаться исправить собственные проблемы со страхами2.    Повышать самооценку ребенка, хвалить, но не перехваливать за его успехи. Находить сильные его стороны.3.    Научить ребенка жить в этих ситуациях и управлять ими. Когда он вновь сталкивается с этой ситуацией, научить его определенным навыком самоконтроля, самоуправления.4.    Снятие мышечного напряжения (подурачится с родителями- повалять на кровати, поиграть, устроить бой подушками)

Вопрос: если ребенок боится темноты, надо ли оставлять на ночь свет

Ответ: не надо, можно заменить свет ночником над кроваткой, а ребенку положить на сон с собой игрушку- талисманчик, внушать  малышу, что бояться нечего,  его тут защищает буквально все -стены, окна

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Гиперактивный ребенок: как распознать и как лечить

Детская тревожность и страхи: норма и патология, причины возникновения, методы лечения.

Детская ложь : причины и как бороться.

Сказкотерапия, арт-терапия и игровая терапия в домашних условиях как основные методы психологической помощи ребенку и себе.

Источник: //lubopyshka.ru/article/1556-detskie-trevognosti-i-strahi-prichiny-vozniknoveniya-metody-lecheniya.html

Терапия детской тревожности

Детская тревожность

Беспокойный мир ежедневно даёт повод для возникновения страха и тревоги, но не каждый человек поддаётся им. Наиболее подвержены этому младшие члены семьи по многим причинам. Тревожность у детей — опасное явление.

Халатное отношение к нему может нанести значительный урон психическому и физическому здоровью ребёнка, не дать ему возможности сформироваться в качестве полноценной личности.

Истоки этого состояния найти одновременно легко и сложно: они часто лежат на поверхности, но не хватает решимости бороться с ними.

Понятие тревожности

Все люди время от времени испытывают тревогу. Периодичность зависит от темперамента и условий жизни. Если она становится постоянной, то появляются основания говорить о тревожности. Это состояние имеет негативную окраску и возникает у людей любого возраста.

Самая опасная ситуация — тревожность у ребенка. Под ней понимается психическое состояние, при котором любая ситуация может вызвать у малыша страх и беспокойство. Часто причины такого состояния нельзя распознать сразу. Требуется длительная работа с психологом. Это явление, не поддающееся каким-либо правилам, относительно него трудно вывести закономерности.

Тревожное расстройство бывает у детей разного возраста — от младенцев до подростков.

Причины развития хронической тревоги

Как говорила Агния Барто, советский поэт и знаток детских душ: «Если ребёнок нервный, надо прежде всего лечить его родителей».

С ней можно полностью согласиться, потому что говорить о тревожности у детей невозможно без рассмотрения детско-родительских отношений.

Новорожденный получает свои первые положительные и отрицательные эмоции в семье, в дальнейшем от этого зависит его настроение и состояние. Но некоторые родители часто не замечают повышенный уровень тревоги у своих детей, принимая его за капризы и избалованность.

Причины тревожности у детей многообразны. Их можно объединить в несколько групп: наследственные, вызванные нарушением эмоциональных связей между взрослыми и ребёнком, ошибками в воспитании, внешними обстоятельствами, сложностями при построении отношений с другими людьми.

К наследственным причинам можно отнести:

  • родовые травмы, связанные с поражением головного мозга, когда нарушается адекватная реакция на события;
  • тревожные состояния у родителей, принявшие постоянный характер;
  • психологическое расстройство у близких родственников, носящее хронический характер;
  • поражения нервной системы, в т. ч. врождённые.

Нарушение эмоциональных связей часто выражается в отсутствии принимающей любви со стороны родителей по отношению к ребёнку: его любят только, если его поведение полностью соответствует представлениям мамы и папы.

Часто формированию повышенной тревожности у ребенка способствуют противоречивые требования родителей и других членов семьи, школьных учителей.

Завышенные требования, предъявляемые к малышу начиная с раннего возраста, влияют на его стремление постоянно доказывать, что он не хуже других детей. Это ведёт к формированию тревожности.

Ошибки в воспитании тоже могут стать отправной точкой страхов, преобразующихся в тревожное расстройство. Речь идёт о гиперопеке, которой подвергаются дети, т. к.

родители испытывают постоянное беспокойство за них. Тем самым они маскируют свои страхи, идущие ещё из детства. Другая крайность — полное равнодушие к своему чаду, когда он предоставлен самому себе.

Вследствие этого он постоянно будет ощущать себя незащищённым.

Причинами тревожности могут стать многочисленные внешние обстоятельства, связанные с семьёй:

  • постоянные переезды;
  • разлады между родителей;
  • злоупотребление алкоголем кого-либо из членов семьи;
  • болезни родных;
  • отсутствие материальной обеспеченности семьи.

Сложности при построении отношений с другими людьми могут выступать как причиной, так и следствием тревожности. Начиная с 7 лет, малыш идёт в школу, где не всегда у него выстраиваются гармоничные отношения с учителями и одноклассниками. Это ведёт к снижению доверия ко всем людям.

Виды и последствия тревожности

Тревожность ребенка классифицируется по разным основаниям. По возрастному критерию выделяют:

  • тревожность новорожденных;
  • дошкольников;
  • детей младшего школьного возраста;
  • подростков.

По особенностям возникновения тревожность бывает:

  • личностной, зависящей от личности конкретного ребёнка, она может быть врождённой, обусловленной его генами, образовавшейся благодаря его типу темперамента;
  • ситуативной, когда повышенную тревогу вызывают определённые события, люди, вещи, явления — агрессивные собаки, гроза, высота.

Помимо нарушений во взаимодействии с социумом, подобное расстройство пагубно отражается на общем состоянии здоровья, оно ведёт к:

  • постоянным головным болям;
  • психозам и неврозам, которые могут вылиться в генерализованное (общее) тревожное расстройство;
  • вегетососудистой дистонии;
  • нарушениям сердечного ритма;
  • проблемам с пищеварительной системой;
  • ослаблению иммунитета.

Особенно опасна тревожность у детей дошкольного возраста, т. к. их психика и здоровье ещё слишком слабы, чтобы отражать негатив извне.

Классификация состояния по возрасту

Эта классификация является одной из самых эффективных, потому что позволяет проследить причины, выяснить последствия и чётко обозначить пути решения проблемы.

Тревожность новорождённых

Беременная женщина передаёт своему малышу не только своё физическое здоровье. Психическое состояние будущей матери тоже самым непосредственным образом отражается на ребёнке. Если новорожденный нервничает, то стоит вспомнить, как вела себя его мама.

Для грудничка в возрасте до 1 года нет человека ближе мамы, без неё мир кажется опасным.

В задачу матери в этот период входит одновременно и частое нахождение с новорожденным (надо брать его на руки и прижимать к груди) и постепенное знакомство его с внешним миром.

Примерно в 8 месяцев можно увидеть, свойственна малышу тревожность или нет. Её явные признаки:

  • постоянный плач;
  • отсутствие аппетита;
  • бессонница;
  • невозможность пребывать долго в одном положении.

Если не начать разбираться в причинах, то высокий уровень тревоги сохранится на всю жизнь.

Тревожность дошкольников

Тревожность у дошкольников (в возрасте от 2 до 7 лет) часто появляется, когда они отправляются в детский сад. Если там они плохо спят, отказываются от еды, капризничают без причины, не участвуют в общих мероприятиях, не могут выстроить отношений с другими детьми и воспитателем, то признаки тревожности налицо. А идут они из семьи, где малышу уделяется мало внимания.

Мама и папа не могут выстроить доверительных отношений с ним. Ребёнок остро нуждается в маме, которая неправильно выполнила свою сепарационную задачу, поэтому в детском саду он замкнутый и тихий, а иногда плачет и ждёт маму.

Помочь ребёнку справиться с тревожностью в дошкольном возрасте можно только совместными усилиями родителей и работников дошкольного учреждения. Мама и папа должны уделять ребёнку достаточно внимания, когда они вместе находятся дома: играть, читать, полезно привлекать дошкольников к посильному домашнему труду.

Также рекомендуется по возможности завести домашнее животное и ухаживать за ним совместно, это сблизит взрослых и детей. Воспитатели дошкольных учреждений должны следить, чтобы такой малыш активно участвовал во всех мероприятиях, не чувствовал себя заброшенным.

Тревожность в младшем школьном возрасте

В младшем школьном возрасте возникает масса дополнительных факторов, ведущих к повышенной тревожности. Обычно в 7 лет ребёнок идёт в школу, тогда для него полностью меняется жизнь, не все ребята могут успешно приспособиться к этому. Симптомы тревожности у мальчиков проявляются раньше, чем у девочек. Первые симптомы можно заметить спустя 1,5-2 месяца после начала учёбы, среди них:

  • быстрая утомляемость;
  • сниженная концентрация внимания;
  • плохая успеваемость;
  • конфликты с учителями и одноклассниками;
  • беспокойство;
  • застенчивость.

На всё это накладываются физические симптомы. Причины носят естественный характер — незнакомый коллектив, новый режим дня, резкое увеличение нагрузки, повышенная ответственность. Справиться с тревожностью в младшем школьном возрасте возможно при активном участии учителей и родителей в жизни ребёнка.

Их задача — дать ему понять, что они с ним, готовы его поддержать при любой неудаче. Нельзя говорить младшему школьнику: «ты уже большой, все игры и развлечения нужно оставить». Следует помочь ребёнку грамотно распределять время.

Тревожность у подростков

Тревожность у ребенка может проявиться и в возрасте 12-13 лет. Они продолжают учиться в школе, но часто их беспокойства носят недетский характер: первая любовь, уличные компании, получение дальнейшего образования.

На ситуацию оказывают влияние и гормональная перестройка организма. Родители отмечают, что подростки часто становятся неуправляемыми, поговорить с ними становится затруднительно. В этом случае приходится обращаться за помощью к детскому психологу. Он сможет научить:

  • преодолевать школьную тревожность из-за экзаменов и повышенных нагрузок;
  • управлять собственными эмоциями;
  • переключать внимание с одного предмета на другой;
  • взаимодействовать с разными типами людей.

Но сначала потребуется детальная диагностика, позволяющая определить уровень тревожности. В качестве диагностики часто применяются тесты.

Источник: //urazuma.ru/trevoga/u-detej.html

Детская тревожность – Психологос

Детская тревожность

Тревожностью обычно называют повышенную склонность испытывать опасения и беспокойство. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или решить проблему. Это так называемая ситуативная тревожность.

Но бывает, что тревога сопровождает человека во всех жизненных обстоятельствах, даже объективно благополучных. То есть становится устойчивой чертой личности.

Такая личность испытывает постоянный безотчетный страх, неопределенное ощущение угрозы. Любое событие воспринимается как неблагоприятное и опасное.

Тревожный ребенок постоянно подавлен, находится настороже, ему трудно устанавливать контакты с окружающими. Мир воспринимается как пугающий и враждебный. Постепенно закрепляется заниженная самооценка и мрачный взгляд на свое будущее. В этом случае речь идет о повышенной тревожности.

Откуда берется повышенная тревожность?

– Если дома, в семье постоянная тревожно-мнительная атмосфера. Если родители сами все время чего-то опасаются и о чем-то беспокоятся. Такое состояние очень заразительно, и ребенок перенимает у взрослых нездоровую форму реагирования на все, даже на ординарные события жизни.

– Если ребенок испытывает недостаток информации (или пользуется недостоверной информацией). Старайтесь следить за тем, что он читает, какие передачи смотрит, какие эмоции при этом испытывает. Нам иногда трудно понять, как дети интерпретируют то или иное событие.

– Однако тревожные дети могут вырасти не только у тревожных родителей. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка. Родители, которые не сомневаются и не беспокоятся, твердо знают, чего и как добиваться от жизни.

А главное – чего они хотят добиться от своего ребенка. Такой ребенок постоянно должен оправдывать высокие ожидания взрослых. Он находится в ситуации постоянного напряженного ожидания: сумел – не сумел угодить родителям.

Особенно трудно ребенку приходится, если требования и реакции взрослых непредсказуемы и непоследовательны.

Авторы книги “Эмоциональная устойчивость школьника” Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит “двойку” в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.
  2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только “пятерки” и не является лучшим учеником класса.
  3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: “Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался”.

Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет – девочки.

При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание.

Совершив какой-либо “неблаговидный” поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

Что нужно делать, чтобы тревожность не стала устойчивой личностной чертой вашего ребенка?

– По возможности, конечно, контролировать свои реакции на различные жизненные обстоятельства. Учить только необходимым мерам безопасности. Не представлять ребенку мир исключительно как враждебный, где его на каждом шагу подстерегают несчастья.

– Не превращать жизнь ребенка в постоянную борьбу за достижения. Ваше одобрение полагается ему не только как награда за успехи, но и просто потому, что он ваш. Постоянные опасения, тревога не помогут, а скорее помешают ему добиться чего-то значительного в жизни.

Иногда дети не говорят прямо о своих тревожных ощущениях. Они шумно ведут себя, стараются привлечь внимание детей и взрослых клоунскими или хулиганскими выходками. Им необходимо понимание и сочувствие, а достигают они своим поведением прямо противоположного результата.

Некоторые дети рассказывают фантастические, вымышленные истории о самом себе. Или постоянно просят помощи взрослых, пытаются занять их исключительно своей особой.

Другие проявляют чрезмерное дружелюбие ко взрослым, слишком озабочены тем, чтобы завоевать одобрение и симпатии окружающих. Со всеми всегда соглашаются.

Иногда взрослых устраивает последний вариант поведения – старание ребенка заслужить признание окружающих. Но ведь эта эмоциональная зависимость может сохраниться и когда ребенок вырастет.

Как помочь тревожному ребенку?

Такому ребенку очень полезно посещать групповые психокоррекционные занятия – после консультации с психологом. Тема детской тревожности достаточно разработана в психологии, и обычно эффект от таких занятий ощутимый.

Один из основных способов помощи – метод десенсибилизации. Ребенка последовательно помещают в ситуации, вызывающие у него тревогу. Начиная с таких, которые лишь немного волнуют его, и, заканчивая теми, которые вызывают сильную тревогу и даже страх.

Если этот метод применяется на взрослых, то его обязательно дополняют релаксацией, расслаблением. Для маленьких детей это не так-то просто, поэтому релаксацию заменяют сосанием конфеты.

Используют в работе с детьми игры-драматизации (в “страшную школу”, например). Сюжеты выбираются в зависимости от того, какие ситуации тревожат ребенка больше всего.

Применяются приемы рисования страхов, рассказов о своих страхах. В таких занятиях не ставится цель полностью избавить ребенка от тревоги.

Но они помогут ему более свободно и открыто выражать свои чувства, повысят уверенность в себе. Постепенно он научится больше контролировать свои эмоции.

Попробуйте дома выполнить с ребенком одно из упражнений. Тревожным детям часто мешает справиться с каким-то заданием страх. “У меня это не получится”, “Я этого не сумею”, – говорят они себе.

Если ребенок отказывается взяться за дело по этим мотивам, попросите его представить себе малыша, который знает и умеет намного меньше, чем он. Например, не умеет считать, не знает букв и т. д. Затем пускай представит себе другого ребенка, который наверняка справится с заданием.

Ему будет легко убедиться, что он далеко ушел от неумехи и может, если попробует, приблизиться к полному умению.

Теперь попросите его сказать: “Я не могу…” – и объяснить самому себе, почему ему трудно выполнить это задание. “Я могу…” – отметить то, что уже сейчас ему по силам. “Я сумею…” – насколько он справится с заданием, если приложит все усилия. Подчеркните, что каждый что-то не умеет, чего-то не может, но каждый, если захочет, добьется своей цели.

Подробнее см. Как помочь тревожному ребенку

Как выявить тревожного ребенка

Необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми. См. →

Советы родителям тревожного ребенка

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей… См. →

Источник: //www.psychologos.ru/articles/view/detskaya-trevozhnost

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.