Дивергентное мышление

Содержание

Дивергентность мышления в психологии: как развить, отличие от конвергентного типа

Дивергентное мышление

Человечество мыслит по-разному, оттого люди делятся на артистов, научных деятелей, спортсменов. Среди разных видов мышления человека выделяют дивергентное, отличающееся быстротой и широтой процесса. Диагностировать его можно в детстве, но есть возможность развить у взрослого человека.

Дивергенция отличается нестандартными решениями

Определение мышления человека базируется на его психологической составляющей. Это процесс отражения действительности, а также умение решать поставленные задачи. Человеку свойственно делать попытки связать несколько явлений воедино для получения некоторой картины мира. Направление мыслей зависит от навыков индивида, полученных врожденным талантом либо тренируемых долгие годы.

Основные виды мышления

К основным видам мыслительных процессов относят следующие:

  1. Наглядно-действенный. Суть в том, чтобы начать действовать, исходя из ситуации. Человек видит проблему, его задача – выбрать подходящий инструмент для ее решения;
  2. Наглядно-образный. Присущ артистам, начало берет у детей дошкольников, когда они воспринимают мир, как сочетание образов. Суть этого вида в том, чтобы глубже охарактеризовать некий предмет, ситуацию;
  3. Абстрактный. Его называют словесно-логическим мышлением, основывается оно на неком суждении, базируясь на существующих понятиях об объекте или явлении;
  4. Теоретический. Предмет познается применением на нем правил, законов, закономерностей. О людях с теоретическим направлением мышления нередко отзываются, как об «интеллектуальной экономии», поскольку именно благодаря им делаются новые открытия, или хотя бы приоткрываются завесы будущих открытий;
  5. Практический. В отличие от мыслительной базы теоретического направления, практическое означает действие над предметом. Хотя нередко основывается на теоретическом, которое следует доказать на примере практической операции;
  6. Аналитический. Аналитики по своей природе – планировщики. Они поэтапно решают некую задачу, основываясь на существующих фактах;
  7. Интуитивный. В отличие от предыдущего вида, интуиции чуждо планирование, нередко она поступает, как велит подсознание, получает положительные результаты;
  8. Творческий (продуктивный, репродуктивный). Вид мышления, нацеленный на получение новых знаний. При этом репродуктивное творческое течение мыслей основывается на известных фактах. Продуктивное – раскрывает творческий потенциал индивида. Это способствует ускоренному получению новых знаний для самостоятельного направления их в нужное русло.

Дивергентное мышление может предложить неожиданные идеи

Обратите внимание! Дивергенция – это в психологии составная часть творческого мышления, обеспечивающая индивиду продуктивные мыслительные процессы.

Дивергентное мышление в психологии

Логическое мышление — что это такое и как его развить у взрослого и ребенка

Дивергентное мышление – это часть творческого направления мыслительного процесса человека. Его особенностями являются поиск и получение множества вариантов решения поставленной задачи.

Оригинальность, быстрота, гибкость – это дивергентное мышление. Примечательно, что его можно развить еще у младшего поколения и натренировать у старшего. О данном способе мышления говорят, что человек «идет в разных направлениях».

Перебирая те или иные варианты решений некоторой задачи, дивергент способен получить весьма неожиданный исход, хотя, безусловно, верный.

Люди  могут относиться к разным группам по образу мышления. Одни обладают творческим складом ума, другие отличаются аналитическим.

Нередко они считают, что превосходят друг друга по образу мыслей. Это неправильно, поскольку нельзя определить, кто из них лучше. Но можно совместить разные виды мышления: творческому человеку натренировать аналитический склад ума и наоборот.

Зачастую эта тренировка памяти проходит за счет методов мозгового штурма, карт памяти, ассоциаций. Перечисленный инструментарий подходит для развития у человека дивергентного мышления.

Диагностика дивергентного мышления

Арт-терапия для детей дошкольного возраста — что это такое

Обычно у человека больше развито какое-то одно направление мышления, отличающееся определенным набором характеристик.

Сочетание таких качеств, как легкость, гибкость, скорость мышления, и ряда прочих элементов в психологии – это дивергентность. Ее можно диагностировать с раннего возраста.

Дивергентное мышление выявляют с детского возраста

Можно ли измерить дивергентность мышления

Дивергентность мышления можно определить, измерить, оценить посредством диагностики по Дж. Гилфорду и тестированию Э. Торренса.

Первый способ призван дать оценку нескольким важным параметрам креативного образа мыслей: оригинальность, семантика, адаптивность и спонтанность.

Диагностика состоит из 14 так называемых субтестов, результаты которых определяют уровень развития и активности дивергентного направления.

Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование

Примером диагностики по Гилфорду служит задание, которое определяет легкость словоупотребления предполагаемым дивергентом: за некоторый отрезок времени необходимо составить максимально большое количество слов с определенной буквой (например, «д»). Сюда же относят диагностику внимательности: найти среди множества предметов некоторый заданный. Также господин Гилфорд ввел задание, в ходе которого испытуемый должен составить рисунок из геометрических фигур.

Обратите внимание! Дж. Гилфорд отнёсся к диагностированию дивергенции с большим разнообразием, но его тесты не подходят для детей. Поэтому данная диагностика не имеет большого распространения среди специалистов ввиду сложности испытаний.

Тестирование Торренса предлагает простой вариант определения дивергенции человека любого возраста, начиная с дошкольного. Тест состоит из десятка абстрактных фигур, само задание предлагает испытуемому дорисовать их до полноценных изображений, подкрепив названием. В ходе тестирования внимание уделяется 4 элементам:

  1. Легкость (определяется скоростью выполнения задания);
  2. Гибкость (переключение между заданиями);
  3. Оригинальность;
  4. Разработанность, точность идеи.

Помимо творческого тестирования, Э. Торренс предложил вербальные и аудио испытания, но они пользуются гораздо меньшим спросом.

Как развивать дивергентное мышление

Современное общество требует от человека творческого подхода и быстроты эффективного выхода из сложных ситуаций. Поэтому так важно отнестись к развитию дивергентного решения, даже если индивид считает, что это ему чуждо.

Необходимо развивать разные мыслительные направления

К методам развития дивергенции относят:

  1. Движение мыслей. Берется некий предмет, например, телефон, и на лист бумаги записывается все то, что можно с ним сделать. Важно дать волю нестандартным вариантам;
  2. Вопросы. Помогает найти решение там, где его как будто и нет. Нужно взять некую проблему, задавать как можно больше вопросов. Решение рано или поздно придет с неожиданной стороны;
  3. Ассоциации. Ассоциативная память – одно из самых интересных явлений, поэтому важно развивать это направление. На листочке бумаги пишут любое слово, отводят от него несколько «лучей» и описывают ассоциативные цепочки.

Что такое конвергентное мышление

Конвергентное мышление – это в психологии ответвление от логического, это дедукция и индукция. Учитывая, что дивергентов учат думать разносторонне, конвергенция основывается на линейном образе мыслей, т. е. в одну сторону.

Дивергентное мышление более широкое, нежели конвергентное направление. С одной стороны, линейность конвергента обеспечивает ему краткий путь к решению задачи, причем наиболее надежный. Дивергенты способны найти десятки способов решения проблемы, а иногда получить нечто уникальное, новое.

Скорость, гибкость, нестандартность мышления – все это характеристики дивергента. Современному человеку необходимо развивать в себе эти качества, чтобы повысить эффективность работы и жизни в целом. Весьма важно, что методы тренировки дивергентного мышления просты, нужны лишь желание и целеустремленность.

Источник: https://srazu.pro/teoriya/divergentnoe-myshlenie.html

Дивергентное мышление: особенности, способы развития

Дивергентное мышление

Для того чтобы человеку эффективно справляться с проблемами, появляющимися на жизненном пути, нужно обратить внимание на развитие некоторых важных характеристик мышления.

Изучая вопросы мышления и интеллекта, американский психолог Джой Гилфорд в 60-х годах ХХ века разработал теорию креативности, согласно которой человеческое мышление может быть направленным на одновариантное решение проблемы по чёткому алгоритму (конвергентное мышление), а может предполагать обширную вариативность решения одной проблемы (дивергентное мышление). Давайте разберёмся, в чём ценность дивергентного мышления и его значение для успешного решения любых задач.

Особенности мышления

роль в деле поиска оптимальных решений, в том числе и генерации идей, принадлежит мышлению. Суть мышления – в поиске ответов и стремлении к осмыслению действительности. Когда человек размышляет, он активизирует множество процессов умственной деятельности: внимание и наблюдение, любознательность и воспоминания, оценку и интерпретацию, воображение и фантазию, память и познание.

Бывает так, что человек хорошо образован, он много знает. Все ли такие люди могут с успехом решать жизненные и профессиональные проблемы? Наличие большого количества знаний у человека вовсе не гарантирует ему то, что он сумеет быстро и  по делу воспользоваться этим багажом.

Столкнувшись со сложной задачей, даже эрудит может потеряться и не отреагировать быстротой и качеством предлагаемого решения. В этом случае важно уметь качественно мыслить.

А научиться мыслить быстро и к тому же, предлагая несколько вариантов решения проблемы, поможет развитие творческого мышления, одним из видов которого является дивергентное мышление.

Характеристики дивергентного мышления

«Гилфорд – первый, кто начал рассматривать интеллект с разных сторон. Он описал 120 разнообразных способностей интеллекта и 15 факторов их определения. Дивергентное мышление относится к важнейшим операциям ума в процессе обработки информации».

Итак, дивергентное мышление – (от лат. divergere «расходиться, отклоняться») – это способность человека выдать большое количество решений, основанных на одних и тех же данных.

А конвергентное мышление – (от лат. cоnvergere – «сходиться к одному центру») – это фокусировка человека на одном главном решении проблемы. Дивергентное мышление – это способность искать решение проблемы в разных направлениях.

С помощью каких механизмов это происходит? Гилфорд считал, что дивергентность – это основа креативности, основными показателями которой являются беглость, гибкость, продуктивность и сложность (разработанность). Учитывая возможный вклад указанных показателей, дивергентный ум ищет инновационные пути и нестандартные идеи.

Таким образом, ценность обладателя дивергентного мышления в том, что он сможет быстро и продуктивно предложить несколько вариантов идей, одна из которых и станет лучшим решением.

Как развивать дивергентное мышление?

Чтобы стать человеком, способным быстро вырабатывать большое количество идей, причём оригинальных, неповторимых, хорошо проработанных, можно использовать следующие методы и упражнения для каждого навыка:

  1. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Один из методов развития дивергентного мышления. Лучше тренировать изобретательские задачи в парах и не пытаться подглядеть решение в интернете. К примеру, решите задачу «Лампочка». Вообразите, что у вас перегорела лампочка. Чем вы её замените, чтобы в комнате стало светло? Придумайте около 10  реально подходящих для этой цели вариантов, и вы увидите, что из любой ситуации есть множество решений.  Время на выполнение – 5 мин.
  2. Напишите список из слов (существительных), которые бы заканчивались бы на букву «т». Следующим моментом тренировки могло бы стать создание списка слов, начинающихся на букву «л». Попробуйте также создать список из слов, в которых третьей буквой является «а». Меняйте буквы и выполняйте упражнение за определённый промежуток времени, допустим, за 3 или 5 минут. Так вы увидите динамику развития вашего мышления.
  3. Возьмите любое слово (к примеру, БУЛКА или МЕДВЕДЬ). Задание состоит в том, чтобы из начальных букв создать полноценное предложение. Измеряйте время, которое потребовалось на выполнение задания: так вы отследите беглость мышления.
  4. Продолжите ряд чисел 2, 4, 6, 8, 10 и т. д. на скорость.
  5. Выполните упражнение на нестандартное мышление «Способы необычного применения обычных предметов». Его тоже лучше выполнять в парах. Обменяйтесь с партнёром по развитию дивергентного мышления наименованиями обычных предметов (например, КУСОК КАРТОНА и РАДИАТОР). За 3 минуты нужно как можно больше придумать необычных способов использования этих предметов с описанием. Кто больше?

С помощью этих простых методов и упражнений вы сможете значительно улучшить продуктивность мышления и приобрести способность неординарно подходить к решению задач.

«Рекомендация. Отрабатывайте навыки активизации дивергентного мышления в парах. Взаимообучение — один из самых эффективных способов тренировки ума». 

Как вы считаете, чем может помочь дивергентное мышление в вашей профессиональной деятельности?

Оксана Седашова

Источник: https://4brain.ru/blog/%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/

Дивергентное мышление: диагностика, тесты, упражнения на развитие

Дивергентное мышление

Творческие люди способны не только создавать произведения искусства, но и находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Их решения сложных теоретических или конструкторских задач оригинальны, а нередко и гениальны.

Многие сотни лет ученые и философы пытались разобраться, что является основой творчества, что дает человеку возможность преобразовывать окружающий мир, создавать новые, совершенно уникальные вещи.

В XX веке с развитием психологии стало ясно, что для творческих людей характерен особый тип мышления.

Известный исследователь психологии творчества Джой Гилфорд назвал его дивергентным – направленным в разные стороны.

Два типа мышления и их особенности

Если спросить, какое мышление является высшей формой мыслительного процесса, большинство людей, не задумываясь, назовут логическое.

И действительно, четкое, последовательное, подчиненное строгим законам, это мышление было поставлено на пьедестал еще в эпоху античности.

Долгое время к нему относились с огромным почтением и уделяли много внимания развитию у детей навыков логики. Да и сейчас в школе делают упор именно на нее.

Но к середине XX века стало окончательно ясно, что в решении сложных, неоднозначных творческих задач логика бывает бессильна. Причина этого в ее однонаправленности и четкой последовательности алгоритмов. Поэтому Дж.

Гилфорд определил оба типа логического мышления – дедукцию и индукцию – как конвергентное (направленное в одну сторону) мышление.

Но эти сложные задачи с легкостью решали творческие люди, которые нередко терялись, когда им требовалось выполнить элементарные задания на логику. В чем же здесь дело?

В течение первой половины XX века в США проводились масштабные исследования психологии творчества. К 60-м годам был накоплен большой материал, который позволил сделать вывод о том, что творческим людям присущ особый тип мышления. Он не имеет никакого отношения к логике и опирается больше на образ, чем на слово. Именно это мышление Дж. Гилфорд и назвал дивергентным – разнонаправленным.

Конвергентное или логическое мышление ориентировано на поиски одного единственно верного или оптимального решения. Оно может использовать множество посылок, фактов, аргументов, но итогом всегда будет только один ответ. А если единственно верного решения не находится? Тогда логика утверждает, что задача нерешаемая.

В отличие от конвергентного мышления, дивергентное «идет вширь», в разные стороны от ключевой проблемы и предлагает многочисленные варианты решений, часто находящиеся в весьма далеких от основной сферах. Проанализировав все эти варианты, а если нужно, скомбинировав их, человек может получить действительно оригинальный, а то и гениальный результат.

Если конвергентное мышление ведет человека по наиболее короткой, надежной, проверенной дороге, то дивергентное открывает новые, неизведанные пути. И именно на них можно найти что-то интересное, необычное и уникальное.

Диагностика по Дж. Гилфорду

Методика Дж. Гилфорда позволяет оценить 4 параметра креативности, связанные с дивергентным мышлением:

  • оригинальность;
  • семантическую гибкость;
  • адаптивную гибкость;
  • спонтанность.

Всего в методике 14 субтестов с разнообразными заданиями, которые позволяют оценить степень развития и активности дивергентного мышления. Так, задание на определение легкости словоупотребления предлагает испытуемым за ограниченное время написать максимально большое количество слов с конкретной буквой, допустим, «и».

Другое задание связано с поиском необычных способов использования какого-то предмета, например, консервной банки.

Учитывая образный характер творческого мышления, Гилфорд включил в свою методику также тесты на невербальную креативность. Это так называемые рисуночные методики. Например, одно из заданий предлагает испытуемым составить изображения из геометрических фигур.

В настоящее время диагностическая программа Дж. Гилфорда не имеет широкого распространения среди психологов. Вероятно, это связано со сложностью многих заданий, которые рассчитаны на людей с высоким уровнем образования. И критерии оценки подобраны тоже соответствующие.

Тесты Э. Торренса

Более популярна и активно используется методика Э. Торренса, особенно его рисуночный тест креативности. Он позволяет оценить уровень развития творческого (дивергентного) мышления у людей разного возраста начиная с дошкольного. И критерии оценки адаптированы к каждой возрастной группе.

Эта методика содержит 10 рисунков простых абстрактных фигур, которые необходимо дорисовать до осмысленных изображений и дать им названия. Готовые рисунки оцениваются по 4 шкалам:

  • легкость мышления (быстрота выполнения задания);
  • гибкость мышления (переключение из одного смыслового поля на другое);
  • оригинальность;
  • разработанность идеи.

Методика Э. Торренса включает в себя также вербальные и даже звуковые тесты, но они менее популярны, а вот рисуночный тест — один из самых любимых как у школьных психологов, так и у тех, кто занимается профотбором и диагностикой специалистов.

Как развить дивергентное мышление

В течение продолжительного времени способность к творчеству считалась божьим даром и возможность ее развития даже не рассматривалась. Действительно, есть люди с более чувствительной нервной системой, более гибким и образным мышлением.

Они от рождения имеют предрасположенность к дивергентному мышлению. Кстати, у женщин такая предрасположенность встречается чаще. Однако это не значит, что способность к разнонаправленному мышлению невозможно развить.

Можно, конечно, как и любую познавательную способность.

Тот же Дж. Гилфорд создал целую систему развивающих упражнений, многие из которых в настоящее время входят в состав тренингов креативности. В качестве примера можно предложить несколько вариантов развивающих занятий.

Заставляем мысль двигаться в разные стороны

Для этого можно выполнить упражнения на поиск разнообразных оригинальных решений несложных задач.

Например, выберите любой привычный для вас предмет, допустим, мобильный телефон. А теперь возьмите бумагу и ручку и напишите как можно больше вариантов использования этого предмета. Сначала в голову будут приходить стандартные решения. Это нормально, помните: мысль легче всего движется по «протоптанной» дорожке.

Но не останавливайтесь на этом, и после фонарика, аудиоплейера и фото- и видеокамеры, в голову будут приходить более оригинальные варианты. Постарайтесь увлечь себя этой задачей, почувствовать азарт. Для этого лучше выполнять упражнение в группе, соревнуясь с коллегами или друзьями.

Учимся задавать вопросы

Бывают проблемы, которые сложно решить, но еще сложнее найти проблему там, где ее не видят другие. Можно сказать, это высший пилотаж творчества. В основе любой проблемы – вопрос, поэтому умение задавать вопросы необходимо для развития дивергентного мышления.

Потренируйтесь в этом. Начните с простого упражнения. Выберите одно из событий текущего дня и постарайтесь сформулировать несколько связанных с ним вопросов. Чем больше вы придумаете вопросов, тем лучше. Запишите их, поразмышляйте над списком и выберите самый интересный или важный вопрос. Возможно, вы поймете необходимость поискать на него ответ.

Играем с ассоциациями

Ассоциативность мышления очень важна в творчестве, ведь спонтанно возникающие у нас в голове мысли и образы могут стать основой оригинального, а то и гениального решения. Поэтому нужно научиться управлять стихийным процессом рождения ассоциаций. Тренинги креативности, как правило, включают в себя упражнения на ассоциативное мышление.

Одно из таких упражнений сводится к созданию поля ассоциаций.

Возьмите лист бумаги и напишите в центре любое слово, затем начертите от него в разные стороны 5 стрелочек и на конце каждой напишите слово-ассоциацию, которое возникло у вас в голове.

А теперь от каждой ассоциации тоже начертите 5 стрелочек и напишите ассоциации уже к этому понятию. Будет хорошо, если вы постараетесь выйти за пределы смыслового поля.

Например, слово «лист» и ассоциации к нему: дерево, ветка, растение, весна, свежесть. Все слова находятся в одном смысловом поле. А вот если к слову «ветка» записать такие ассоциации: метро, поезд, толпа, скорость, работа, — то это уже будет переход в другое смысловое поле. Чем легче совершаются подобные переходы, тем более развито творческое мышление.

Занимаясь развитием дивергентного мышления, следует помнить, что конвергентное не менее важно для мыслительной деятельности и успешной работы. Максимально продуктивным творчество будет тогда, когда оба типа мыслительного процесса работают во взаимодействии.

Источник: https://psychologist.tips/3107-divergentnoe-myshlenie-diagnostika-testy-uprazhnenie-na-razvitie.html

Что такое дивергентное мышление и как оно может развиваться

Дивергентное мышление

Спонтанность и фонтанирование идей у детей – это естественный процесс. Главное – не мешать. А вот со взрослыми все намного сложнее, но не безнадежно …

“Творчество – это интеллект, получающий удовольствие”
Альберт Эйнштейн

Дивергентное или латеральное мышление – это многочисленные творческие решения одной и той же проблемы. Это спонтанный, подвижный, нелинейный подход, основанный на любопытстве и инакомыслии. Этот способ мышления распространен среди детей, которые с радостью, воображением и свежим взглядом делают свое мышление более свободным.

Дивергентное мышление

Дивергентное мышление становится все более важным в нашем современном мире. В обществе, которое привыкло имитировать похожие навыки, наступает момент, когда крупные компании начинают ценить другие умения.

Новые измерения привносят в процесс изобретательность и жизнеспособность. Человек, который способен обеспечить инновации и творчество, становится более конкурентоспособным на трудовом рынке.

 

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Но наши школы и наши вузы продолжают расставлять приоритеты в методологии привычного линейного образа мышления.

В 1960-х годах Джой Пол Гилфорд разделил линейное и дивергентное мышления и определил их отличия друг от друга.

Хотя Гилфорд акцентировал внимание на важности развития у детей девиантного мышления, учебные заведения обращали на него мало внимания.

Как правило, приоритетным методом обучения было то, где студенты должны были использовать линейное мышление, правила и структурированные процессы, чтобы получить ”правильное” решение.

Во многих случаях эта стратегия полезна и необходима, тем не менее, нужно признать сложность, динамичность и непредсказуемость жизни. Поэтому нереально думать, что проблема имеет только одно решение. Вот почему мы должны научиться использовать дивергентное мышление. 

К счастью, есть образовательные учреждения, которые поощряют своих студентов делать больше, чем найти правильный ответ. В таких школах ставится задача задавать новые вопросы.

Дивергентное мышление и психологические процессы

Прежде чем идти дальше, важно кое-что прояснить. Нет способа думать лучше или хуже. Линейное мышление полезно и необходимо во многих случаях. Проблема в том, что мы ”обучены” думать только таким способом. Мы пренебрегаем спонтанностью, остроумием и побеждаем свободу. 

На многих курсах, целью которых является обучение людей дивергентному мышлению, студентам задают такие вопросы, как:

– Что ты можешь сделать с кирпичом и ручкой?
– Какую пользу вы можете придумать, если мы дадим вам зубную щетку и зубочистку?

Поначалу может быть трудно придумать хотя бы одну идею. Но некоторым людям удается придумать множество ответов и блестящих идей, поскольку они искусны в том, что Эдвард де Боно называет ”латеральным мышлением”. Мы немного лучше поймем, как это работает, если рассмотрим, какие психологические процессы здесь задействованы.

Семантические сети или теория связности

Дивергентное мышление – это способность находить идеи, концепции и процессы между отношениями, в которых на первый взгляд, кажется, отсутствует сходство.

Мы немного лучше поймем, как это работает, если рассмотрим, что такое креативность, с точки зрения знающих психологов. Они говорят о том, что у людей разные психические ассоциативные связи:

– Люди, имеющие ”крутые” семантические сети, более логично и линейно мыслят.
– Люди, обладающие «плоской» семантической сетью имеют способность объединять психологические связи. Это означает, что иногда эти люди соединяют две вещи друг с другом, даже если это не имеет смысла, но такая сеть будет способствовать более блестящим результатам.

Правое и левое полушария головного мозга

Мы много раз слышали, что правое полушарие отвечает за творчество, а левое – за логику.

Поэтому, согласно этой теории, люди, которые используют более необычное или латеральное мышления, больше используют правую сторону мозга.

Однако мы должны быть осторожны с таким обобщением о латеральной полимеризации или о доминирующем положении части мозга в мыслительных процессах, потому что на самом деле это действительно спорное предположение.

Мы не могли бы видеть работу мозга в целом, если бы она действительно находилась в изолированных областях.

На самом деле, когда мы создаем идею, любую – гениальную, консервативную, логичную или очень творческую, мы используем наш мозг в целом. Ключ в том, как мы соединяем одну идею с другой.

Большинство гениальных людей используют древовидный процесс мышления. Другими словами, они образуют связи в обоих полушариях, а не только в одном.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Как я могу научиться думать по-другому?

«Воображение — это начало создания. Вы воображаете то, что хотите; вы желаете то, что воображаете;

и, наконец, вы создаете то, что желаете.»

Джордж Бернард Шоу
 

Как уже говорили, все мы, независимо от возраста, можем вовлекать и усиливать дивергентное мышление. Для этого мы уделяем особое внимание четырем различным областям:

– Беглость – способность генерировать большое количество мыслей.
– Гибкость – способность создания широкого спектра идей, основанных на различных областях знаний, данных.
– Оригинальность – способность создавать инновационные идеи.
– Развитие – способность улучшать мысли, способность развивать их.

Вот два способа улучшить вышеупомянутые способности:

Упражнение Synectic 

“Synectic” – это термин, созданный психологом Уильямом Дж. Гордоном. В принципе, это означает способность находить связи и отношения между понятиями, объектами и идеями, которые, кажется, не связаны друг с другом. Это упражнение требует большой умственной работы. Мы можем делать это каждый день, выбирая концепции сами. 

Например: Что я могу сделать со скрепкой и ложкой? Какие отношения могут быть у реки Лимпопо в Африке и сибирского озера Байкал?

Техника SCAMPER

Техника SCAMPER (аббревиатура от англ. Substitute Combine Adapt Modify Put Eliminate Reverse) — методика креативности в форме проверочного списка. Это следующая творческая стратегия развития идеи, созданная Бобом Эберли. Она полезна для создания каких-либо инновационных проектов и в тренировке креативного мышления.

Например, мы должны найти какие-то идеи в своей работе. Затем, когда у нас есть эта “идея”, мы фильтруем ее многими ”фильтрами”.

– Замените один элемент идеи на другой (Что мы можем изменить в веселом времяпрепровождении? А в нашей работе?). – Затем объедините все (что мы можем сделать, чтобы наша работа стала более увлекательной?).

– Адаптируйте это (что люди могли бы сделать, чтобы быть менее напряженными на рабочем месте?) – Отредактируйте это (как мы можем работать без стресса?) – Дайте этому другое применение (что есть такого на рабочем месте, что я мог бы сделать более забавным?) – Что-то удалите (что, если я приеду на работу немного раньше, чтобы использовать остаток дня лучше?)

– Реформируйте это (что будет, если я осмелюсь…?)

Творческое мышление и настроение

Хорошим дополнением к этому рассказу может стать очень интересная книга психолога Дж.

Нины Либерман «Playfulness: Its Relationship to Imagination and Creativity» (Игривость: ее отношение к воображению и творчеству), в которой она излагает концепцию под названием «Манифест радости».

Креативное мышление идет рука об руку с радостью, оптимизмом и внутренним благополучием. Хорошие отношения, достаточный отдых и жизнь без напряжения, тревоги и стресса дают нам идеальные условия для креативного мышления.

Испытывая чрезмерное напряжение и постоянную спешку, мы пренебрегаем многими ценными идеями, открытиями. Поэтому можно сделать вывод, что такое мышление рождается из определенного отношения к жизни: свободного и счастливого с одной стороны и открытого новым переживаниям, с другой…опубликовано econet.ru.

Автор Маргарита Ваелма

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/chto-takoe-divergentnoe-myshlenie-i-kak-ono-mozhet-razvivatsya

Что такое дивергентное и конвергентное мышление

Дивергентное мышление

Креативное мышление играет большую роль в развитии человека и общества. Люди, обладающие способностью находить нестандартные решения, добиваются большего успеха в жизни. Их секрет заключается в умении мыслить многомерно. Такой тип мышления в психологии называется дивергентным. Что же представляет собой дивергентное мышление и можно ли его развить?

Теория дивергентного мышления

То, насколько успешно и эффективно человек справляется с решением различных жизненных задач, напрямую зависит от особенностей его мышления. Американский психолог Джой Гилфорд (1897-1987) разделил человеческое мышление на два вида – конвергентное и дивергентное.

Конвергентным называется тип мышления, направленный на решение задач с помощью четкого алгоритма действий. Дивергентное мышление предполагает многовариантность действий в процессе поиска решения задачи. Конечно же, такой тип является более эффективным.

Джой Гилфорд в 60-е годы ХХ века написал книгу «Природа человеческого интеллекта». В ней он изложил, что представляет собой дивергентное и конвергентное мышление и описал их характеристики. В ходе своих исследований Дж. Гилфорд выделил 120 особенностей интеллекта и 15 способов их определения.

Характеристики конвергентного мышления

Большинство людей обладает конвергентным мышлением, поскольку мыслить по-другому их никто не обучает. Вся система образования направлена на развитие именно конвергентного направления.

Человека учат решать задачи по четкому поэтапному алгоритму, когда существует ответ на задачу и последовательный ход решения.

Успеваемость ученика оценивается по скорости, точности и правильности прохождения всех этапов решения.

Такой подход идеален для последовательных людей, но совершенно не подходит для творческих натур. Именно поэтому существует немало случаев, когда отстающие ученики, окончив школу и получив возможность решать задачи не подстраиваясь под стандартные алгоритмы, становились настоящими гениями.

К таким личностям можно отнести Альберта Эйнштейна и Уинстона Черчилля. К сожалению, система образования ограничивает творческое мышление, пренебрегая его развитием.

Подавляющее большинство тестов на определение уровня интеллекта построено таким образом, чтобы задействовать только конвергентное (линейное) мышление.

Люди, у которых развито конвергентное мышление, видят только одно, единственно верное решение задачи. Их знания и опыт направлены на поиск этого решения. Такие люди среди множества попадающей к ним информации отбирают ту, которая подтверждает известные факты, и отбрасывают ту, которая эти факты опровергает, даже не пытаясь разобраться и найти что-то новое.

Ярким примером проявления конвергентного мышления является общеизвестная теория Дарвина о том, что человек якобы произошел от обезьяны. Многие люди согласны с этим и даже не подозревают о том, что на самом деле Дарвин не утверждал, что обезьяна является предком человека.

Он только предположил, что у человека и обезьяны существует общий предок. Однако большинство людей просто согласились с распространенным мнением, даже не удосужившись изучить саму теорию Дарвина и вникнуть в ее суть, хотя труд ученого «Происхождение видов» можно найти практически в любой библиотеке.

И таких примеров великое множество.

Развитие дивергентного мышления

Дивергентный тип мышления можно и нужно развивать. Для этого существует несколько простых методов.

  1. Нахождение новых решений. Необходимо приучить себя в каждой ситуации искать не одно решение, а несколько.
  2. Поиск нестандартных решений. В процессе решения задачи нужно постараться отбросить стереотипы и взглянуть на проблему с неожиданного ракурса, придумать решение, которое не пришло бы в голову большинству людей.
  3. Размышление над проблемой. Размышляя над поставленной задачей и не останавливаясь, даже если верное решение найдено, можно прийти к неожиданным выводам. Важно также все теоретические задумки связывать с практическим опытом.
  4. Вопросы. Поиск решения будет наиболее удачным, если выстраивать его по принципу «вопрос-ответ». В процессе решения задачи необходимо задавать вопросы, относительно разных аспектов исследуемого объекта и искать конкретные ответы на них.
  5. Решение задач методом мозгового штурма. Для коллективного поиска решения эффективнее всего использовать метод мозгового штурма, позволяющий активировать творческое мышление.
  6. Ведение дневника. Творческим людям можно завести дневник и записывать туда идеи, спонтанно возникающие в голове в течение дня. Идеи имеют особенность ускользать и забываться, поэтому важно вовремя улавливать и записывать их. Позднее можно будет сесть и обдумать наиболее интересные.
  7. Спонтанное письмо. Для поиска решения можно использовать простой способ – спонтанное письмо. Нужно сесть, взять лист бумаги и ручку. Сосредоточившись на проблеме, необходимо в течение некоторого времени свободно записывать все мысли, приходящие в голову. Позднее можно будет перечитать и систематизировать написанное.

Оба типа мышления – конвергентное и дивергентное – имеют большое значение для полноценной жизни. Поэтому человек, желающий добиться успеха и реализовать свой творческий потенциал, должен стремиться в равной степени развить оба этих направления.

Источник: https://newgoal.ru/chto-takoe-divergentnoe-i-konvergentnoe-myshlenie/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.