< Доклад по психологии на тему страх - Психолог

Доклад по психологии на тему страх

Страх

Доклад по психологии на тему страх

    Введение

  • 1 Страх в психологии
    • 1.1 Фобии
    • 1.2 Терапия
      • 1.2.1 Систематическая десенсибилизация
      • 1.2.2 Имплозивная терапия
  • 2 Страх в культуре
  • 3 Страх у человека
  • 4 Степени и виды страха
  • 5 Два нейронных пути страха
    • 5.1 Быстрый путь
    • 5.2 Длинный путь
  • Примечания
    Литература

Ребёнок в состоянии страха

Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. [1] С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.[2]

1. Страх в психологии

С точки зрения психологии страх является эмоциональным процессом. В теории дифференциальных эмоций К.

Изарда страх отнесён к базовым эмоциям, то есть является врождённым эмоциональным процессом, с генетически заданным физиологическим компонентом, строго определённым мимическими проявлением и конкретным субъективным переживанием.

[3] Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания.[4]

1.1. Фобии

Иррациональные неконтролируемые страхи, стабильно возникающие по отношению к сходным явлениям, независимо от их объективной степени угрозы, называются «фобиями».[5]

1.2. Терапия

Несмотря на свои изначально адаптивные функции, чрезмерный или неадекватный страх может сильно мешать жизнедеятельности человека. В большинстве случаев проводится терапия фобий, но возможна работа и с другими видами страхов, как, например, при ПТСР.

2. Страх в культуре

Именно осознание конечности своего существования, грубее — страх смерти, ритуализировали жизнь первобытного человека. Ритуал, нивелируя страхи, позволял копить культурную информацию, совершенствуя способы ее консервации.

Способы, регуляторы и результаты человеческого существования менялись. Не последнюю роль сыграл страх в появлении государства. Можно сказать, что одним из факторов создания общин был комплекс страхов.

Следствием этого комплекса стало стремление к объединению, с тем чтобы бороться против опасностей сообща.

Если говорить о религиях, такое значительное место занимавших (и занимающих) в жизни человека, то в каждой из них ключевое место занимает также страх. Причём здесь страх поднимается на метафизический уровень и включает в себя не только проблему жизни и смерти, но и нравственный аспект. Сама смерть становится своеобразной границей, местом перехода в иной мир.

И от того, как человек прожил свою жизнь, зависит то, чем иной мир окажется для него. В данном случае представляемый источник страха находится не в объективной реальности (то есть не в окружающем мире), а за пределами непосредственного познания. В каком-то смысле, можно считать, что страх оказал большое влияние на развитие такого критерия, как нравственность.

Отдельное место страх занимает в художественном искусстве и литературе, как-то: жанр готического рассказа (или готического романа), кинематографический жанр фильма ужасов. Эпический и мифологический фольклор, народные суеверия являются одним из наиболее часто используемых источников для этих произведений.

3. Страх у человека

В разных ситуациях страх одного человека может существенно отличаться по степени от страха другого.

Страх может проявляться в виде возбуждённого или подавленного эмоционального состояния. Чаще всего при усилении страха его высшая форма — ужас — сопровождается именно подавленным состоянием, депрессией.

Иногда может выражаться в фобиях. Примеры: клаустрофобия, арахнофобия и пр. Недостаточный самоконтроль может приводить к социальным проблемам, неправильному поведению и глупым и опасным поступкам.

Некоторые философы, особенно те, которые подходят к этому явлению с чисто моральных позиций, считают страх вредной эмоцией с плохими последствиями.

Другие философы, особенно те, которые рассматривают страх как преимущественно биологическое явление, наоборот, считают это состояние полезным, поскольку оно оповещает об опасных ситуациях.

Обе точки зрения не взаимоисключающие, так как эмоция страха, как и ощущение боли, обеспечивает самосохранение индивида, и становится непродуктивной или опасной лишь в наиболее интенсивных и длительных проявлениях.

4. Степени и виды страха

Страх может быть описан различными терминами в зависимости от выраженности.

Испуг, ужас, мания преследования, комплекс преследования.

Профессор Ю. В. Щербатых предложил свою классификацию страхов.

Он разделяет все страхи на три группы:

  • биологические,
  • социальные,
  • экзистенциальные.

К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связана с самой сущностью человека, характерна для всех людей.

Исходя из этого принципа, страх пожара относится к первой категории, страх публичных выступлений — ко второй, а страх смерти -к третьей. Между тем имеются и промежуточные формы страха, стоящие на грани двух разделов. К ним, например, относится страх болезней.

С одной стороны — болезнь имеет биологический характер (боль, повреждение, страдание), но с другой — социальную природу (выключение из нормальной деятельности, отрыв от коллектива, снижение доходов, увольнение с работы, бедность и т. д.).

Поэтому данный страх находится на границе 1 и 2 группы страхов, страх глубины (при купании) — на границе 1 и 3 группы, страх потери близких — на границе 2 и 3 группы и т. д.

На самом деле, в каждом страхе в той или иной мере присутствуют все три составляющие, но одна из них является доминирующей.

Человеку свойственно бояться опасных животных, ситуаций и явлений природы. Страх, возникающий по этому поводу, носит генетический или рефлекторный характер. В первом случае реакция на опасность записана на генетическом уровне, во втором (основанная на собственном негативном опыте) — записывается на уровне нервных клеток.

В обоих случаях есть смысл проконтролировать полезность подобных реакций при помощи разума и логики. Возможно, что данные реакции утеряли свое полезное значение и лишь мешают человеку жить счастливо. Например, имеет смысл с осторожностью относиться к змеям, и глупо бояться пауков; можно вполне обоснованно побаиваться молний, но не грома, который не может причинить вреда.

Если подобные страхи причиняют человеку неудобство, можно постараться перестроить свои рефлексы.

Страхи, возникающие в ситуациях, опасных для жизни и здоровья, носят охранительную функцию, и поэтому полезны. Страхи же перед медицинскими манипуляциями могут нанести вред здоровью, так как помешают человеку вовремя установить диагноз или провести лечение.

4.1. Отсутствие страха

У пациента, миндалевидное тело которого оказалось разрушено вследствие болезни Урбаха-Вите, наблюдалось полное отсутствие страха[6][7][8].

5. Два нейронных пути страха

Развитие чувства страха определяется двумя нейронными путями, которые, в идеале, функционируют одновременно. Первый из них, ответственный за развитие основных эмоций, реагирует быстро и сопровождается большим количеством ошибок. Второй реагирует медленнее, но более точно.[9]

5.1. Быстрый путь

Первый путь позволяет нам быстро ответить на признаки опасности, но часто срабатывает как ложная тревога. Второй путь позволяет нам более точно оценить ситуацию и ответить на опасность точнее. В этом случае чувство страха, инициированное первым путем, блокируется функционированием второго пути, который оценивает определенные признаки опасности как не реальные.

При первом пути (низком, коротком, подкорковом) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, замыкается на амигдалярных ядрах зрительного бугра, вызывая эмоциональный ответ.

5.2. Длинный путь

При втором пути (высоком, длинном, корковом) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, восходит в сенсорные отделы коры головного мозга и уже из них направляется в ядра амигдалярного (миндалевидного) комплекса, формируя эмоциональный ответ.

При фобиях второй путь функционирует неадекватно, что приводит к развитию чувства страха на стимулы, не несущие опасности.

Примечания

  1. Статья «Страх – slovari.yandex.ru/dict/dal/article/dal/03162/33500.htm?text=страх&stpar3=1.

    1» в «Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля»

  2. Леонтьев, Алексей Николаевич. Потребности, мотивы и эмоции – flogiston.ru/library/leontev  . — Москва: 1971.

  3. Изард, Кэррол Эллис Теория дифференциальных эмоций // Психология эмоций

Источник: //wreferat.baza-referat.ru/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85

Психологические особенности страхов

Доклад по психологии на тему страх

Определение 1

Страх – это внутренне состояние человека, которое обусловлено грозящим предполагаемым или реальным бедствием.

Психологи считают страх отрицательно окрашенным эмоциональным процессом с генетически заданным физиологическим компонентом, определенным мимическим проявлением и конкретным субъективным переживанием.

Являясь базовой эмоцией человека, сигнализирующей о состоянии опасности, страх зависит от многих причин – внутренних и внешних, врожденных и приобретенных.

Страх в жизни человека выполняет разнообразные функции и сопровождает людей на всем протяжении жизни общества.

Он выступает организатором борьбы с разного рода стихиями, позволяет избежать опасности, потому что всегда играет защитную роль.

По мнению А.И. Захаровой страх является естественным сопровождением развития человека и может развиваться в любом возрасте – для детей до 3-х лет частыми являются ночные страхи, страх неожиданных звуков, страх боли.

Страх одиночества, темноты и замкнутого пространства испытывают дети до 5-ти лет, от 7-ми лет ведущим является страх смерти, а до 11 лет они боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят…».

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

З. Фрейд называл страх аффективным состоянием ожидания какой-либо опасности. Патологическая форма страха является фобией.

Все страхи имеют свои причины, а в целом являются результатом неудовлетворенных желаний и потребностей.

Страхи имеют свои последствия – эмоциональное состояние неуверенности, нервное напряжение, заставляющее искать защиту.

Эмоция страха по своей силе и влиянию на поведение в разных ситуациях у разных людей различна. Особенно сильный страх сопровождается подавленным состоянием.

В области педагогики и психологии известны разные классификации страхов.

Например, Ю. Л. Неймер выделяет три основных вида страхов:

  • страх реальный,
  • страх невротический,
  • страх свободный.

Под реальным страхом он понимает рациональное выражение инстинкта самосохранения, что является нормальной реакцией на восприятие внешней опасности.

Невротический страх представляет собой разнообразные формы «бесцельного страха» невротиков, а страх свободный – это общая неопределенная боязливость, которая выражается в состоянии «боязливого ожидания», не связанного с каким-либо объектом.

Психологические особенности детских страхов

В эмоциональной жизни человека страх, как радость и восхищение, удивление и гнев, являются такой же частью. Основная часть страхов, вызванных возрастными особенностями, проходит со временем.

Детские страхи, при правильном к ним отношении, постепенно исчезают, а длительное их проявление говорит о слабости нервной системы ребенка, конфликтных отношениях в семье или наличии страхов у самих родителей.

Социальное чувство ответственности формируется в младшем школьном возрасте и здесь многое зависит от того, какие установки есть у родителей и учителей.

Ребенка в этом возрасте нельзя связывать с большим количеством условностей и запретов, чтобы не та оценка, или любое нарушение поведения не воспринимались им как крах жизни.

Младшие школьники, если будут запуганы подобным образом, находятся в состоянии постоянного психического напряжения и скованности. Они нерешительны и не могут самостоятельно принять решение.

Привязанные к родителям дети испытывают страх перед школой и, по мнению А.И. Захарова, истинным страхом для них является страх, когда они уходят из дома.

Находясь под гиперопекой родителей, такие дети часто болеют. Бывает и так, что сами родители испытывают страх перед школой и внушают его детям, сами выполняют все задания, контролируют каждую, написанную ребенком букву, вселяя ребенку, тем самым, неуверенность в силах и знаниях. Такие родители реализуют свои амбиции на детях.

Страха перед школой не испытывают уверенные, любимые дети, готовые самостоятельно справиться с любыми трудностями в обучении и в отношениях со сверстниками.

У самолюбивых детей с завышенной самооценкой, не умеющих выстраивать отношения с товарищами, возникает страх перед учителем, трудности адаптации в школьном коллективе, возникают конфликтные ситуации.

Страхи перед поступлением в школу отмечает в своих исследованиях Л.С. Акопян, пришедший к выводу – чем лучше с психологической точки зрения подготовлен ребенок, тем меньше он испытывает школьных страхов.

При низком уровне психологической готовности к школе, у детей возникает страх «сделать что-нибудь не так» и страх «злой учительницы».

Высокий уровень психологической готовности в ряде случаев вызывает только учебные страхи, да и в количественном отношении их значительно меньше.

Помимо школьных страхов у младших школьников возникают страхи природных катастроф, ураганов, тайфунов, землетрясений. У младших школьников формируется магическое мышление, как считает А.И. Захаров, формируется вера в «роковые» обстоятельства, «таинственные» явления, суеверия. Их дух и воображение захватывают истории о вампирах, привидениях, инопланетянах.

Для младшего школьного возраста характерна внушаемость.

В своем исследовании Л. С. Акопян установил, что у современных детей спектр страхов остался без изменений – страх животных, смерти, медицинских процедур, особенно страх уколов, учебные и социальные страхи, а вот количественное соотношение различных видов страха изменилось.

Если в 90-е годы XX века у детей преобладал страх «быть не тем», то сегодня он уступил место страху смерти.

Появились страхи взрывов, террористов, войны.

Среди социально-экономических страхов – «страх того, что родители потеряют работу», «страх стать нищим, бездомным».

Специалисты считают, что существует зависимость страхов от уровня самооценки младших школьников.

Замечание 1

Таким образом, содержание страхов современных детей младшего возраста практически не изменилось, и они испытывают такие же страхи, как их сверстники прошлого столетия.

Страхи у взрослых людей

Взрослые люди тоже подвержены страхам, тревогам, фобиям, но многие из них пытаются свои страхи скрыть, особенно мужчины.

Страхи взрослых людей являются нормальной реакцией психики человека на фактор опасности. По мнению А.И. Захарова, из детства у взрослого человека остается страх высоты, причем этот страх характерен в большей степени для мужчин, а вот страх смерти родителей и страх войны больше возникает у женщин.

Как показали исследования американских психологов среди 20-ти летних молодых людей наибольшее количество тех, кто боится высоты, змей, социальных ситуаций, закрытого пространства, грозы.

У небольшого количества людей возникает страх уколов, врачей, темноты, незнакомых людей, а пик этих страхов наблюдался у них ещё в детстве, в возрасте 10 лет.

Пик страха толпы, травмы, смерти, болезни, одиночества отмечается у людей в 60-ти летнем возрасте. Пожилые люди, не принявшие и не желающие принять старость, живут в страхе смерти, как неизбежном жизненном этапе.

У страха смерти есть несколько источников, смерть может быть связана с непреодолимостью чего-либо, безысходностью, с физическими страданиями и лишениями человека.

Максимальных отметок достигают страхи в возрасте от 26 до 45 лет – это страх перед принятием ответственных решений, неблагоприятных изменений в личной жизни – потеря работы, развод и др.

В пенсионном возрасте страх изменений в личной жизни снижается.

Исследования, проведенные М. Палуди по поводу страха успеха, позволили сделать вывод о том, что между мужчинами и женщинами различия отсутствуют. В среднем эти цифры были от 6-7% до 93-95%.

Страх ответственности в большей степени проявляется у женщин. В результате исследований было выявлено, что фемининность и мускулинность с подавлением страха не связаны.

Данные Стенли Холла показали, что во всех возрастах у женщин количество страхов больше, чем у мужчин.

Сильным страхом для мужчин является боязнь унижения и высоты.

У мужчин, занимающихся производственным трудом, наиболее распространенными являются страхи, связанные с экономикой, личным счастьем, с политическими событиями.

Для женщин, имеющих как низкий, так и высокий социальный статус, чаще всего характерна боязнь природных явлений, политических коллизий, отношений с другими людьми, а также страх, связанный с экономической сферой.

Второстепенный характер в годы учебы и у мужчин, и у женщин имел образовательный страх, в это время их больше беспокоили личные отношения, страх быстро состариться, политические события. Образовательный страх они связывали с возможными финансовыми затратами.

Источник: //spravochnick.ru/psihologiya/psihologicheskie_osobennosti_strahov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.