< Двигательная память - Психолог

Двигательная память

Содержание

Двигательная память – методы самостоятельного усовершенствования

Двигательная память

С помощью двигательной памяти человек может машинально производить какие-либо ежедневные действия. Делает он это неосознанно, а как запомнили мышцы тела. Есть произвольная мышечная память человека. Она используется в работе или творчестве. В таком случае человек осознанно запоминает необходимые движения с максимальной точностью, чтобы в будущем воспроизвести желаемое.

История о мгновенном запоминании движений

Мой школьный товарищ Дмитрий всегда вызывал восхищение окружающих своими яркими и ритмичными выступлениями на концертах. Он и вдохновил меня пойти заниматься танцами. Но было одно «но». Я с трудом могла запомнить длинную танцевальную комбинацию, в то время как Дмитрий с лёгкостью повторят движения за хореографом.

Тогда я и решила поинтересоваться, как он может так быстро запоминать движения в танце. Тогда Дмитрий и открыл секрет своего успеха. Ему с детства нравились танцы, но он также как и я не мог уловить их азы.

Он всерьёз задумался о совершенствовании способностей к танцам, и вычитал в интернете массу полезной информации, одна из которых содержала в себе материал по развитию двигательной памяти.

Уже после первых упражнений Дмитрий стал замечать прогресс, что усилило желание развиваться. Ведь недостижимая мечта о танцах становилась всё ближе и ближе. После окончания курса занятий Дмитрий пошёл на пробы в танцевальный кружок, куда его взяли без всяких сомнений.

Данная история вызвала у меня массу интереса. Попробовав данную методику на себе, вынуждена признать её эффективность. Поэтому я решила поделиться с читателями способами самоусовершенствования.

Характеристика

Способность запоминать формирует разные физические качества человека. С хорошо развитым телом, люди без труда выполняют разные упражнения, работу, навыки. Умелость рук неотъемлемо связана со степенью развития данного типа запоминания.

Что это такое

Двигательная память – это возможность запоминать, сохранять и при необходимости воспроизводить одно или несколько движений. Моторная память – это навык выполнять физические действия, которые были сохранены в ходе практической деятельности. Кинетическая память – это развитие возможностей (работать руками, сидеть, ходить), начинающееся в раннем детстве.

Для чего нужна

Двигательная способность запоминать необходима в жизни всем людям. Не имея возможности ей пользоваться, человек попросту не сможет ходить, писать или держать ложку в руках.

Это начальные знания, которые закладываются в разум каждого здорового ребёнка. Практикуясь ежедневно, ребёнок совершенствует эти навыки, которыми пользуется в дальнейшем.

Также данные способности могут потребоваться на работе. Это уже зависит от характера деятельности. Например, на конвейерном заводе рабочий должен проверять качество продукта, выполняя определённые манипуляции. Для того, чтобы машинально выполнять свои функции, ему потребуется неделя или две практики на рабочем месте.

Кто склонен к развитию

Как правило, способностью хорошо и быстро запоминать, обладают творческие люди. Но не стоит огорчаться. Каждый может развить необходимую способность самостоятельно. Просто людям, которым трудно даётся обучение, придётся потратить чуть больше времени.

Для улучшения любого навыка нужно время и терпение, которое имеется не у каждого. Но, чтобы добиться положительных результатов, придётся потрудиться. Ничего не даётся просто так.

Свойства и особенности

В ходе жизни ребёнок в качестве примера использует взрослого. Начинает подрожать и повторять всё то, что делают его близкие родственники и сверстники. В школьные годы ребёнок уде имеет собственное представление о происходящем, и выражается, как ему хочется.

Двигательная память в психологии способствует развитию:

  • трудовых навыков;
  • физкультурных навыков;
  • учебных навыков.

Первые заключаются в самообслуживании (одеться, поесть). Вторые – выполнение определённых упражнений (бег, подтягивание, прыжок, игра в мяч). Третьи – возможность работать руками (писать, вырезать, рисовать).

Методы усовершенствования

Для того чтобы развить моторные возможности, проделывайте ряд упражнений ежедневно. 8 тренировок по совершенствованию себя:

  1. Сядьте на стул напротив стены. На стену прикрепите чистый лист бумаги. Подготовьте ручки разных цветов. Закройте глаза и поставьте на листе точку. Затем опустите руку на колени. Поменяйте цвет руки и посчитайте до 10. Потом этой же рукой постарайтесь поставить точку в том же месте. Откройте глаза, и проверьте результат. С ходом тренировок расстояние между точками будет уменьшаться. Всё зависит от регулярности повторений упражнения. В дальнейшем можно усложнить задачу, выставляя большее количество точек, и делая временной промежуток, доходящий до 30, а потом до 60 секунд.
  2. Если есть необходимость запомнить что-то важное, ежедневно повторяйте данное действие по несколько раз в день.
  3. Сядьте за стол и приготовьте чистый лист бумаги. С закрытыми глазами нарисуйте линию длиной в 3-5 см. Затем положите руку на колено, не открывая глаза, через 15-20 секунд нарисуйте рядом линию такой же длины. Суть упражнения заключается в максимальной схожести нарисованных линий по длине. В дальнейшем усложните упражнение методом увеличения линий по количеству, длине и положения на листе (горизонталь, вертикаль, диагональ).
  4. Занимайтесь развитием рук. Для этого много труда не требуется. Достаточно заниматься приятными делами, например, рисовать, выжигать, вырезать по дереву или готовить на кухне разные сложные блюда.
  5. Для этой тренировки потребуется партнёр. Сядьте напротив друг друга и начните по очереди показывать некоторое количество фигур. Партнёр должен в точности повторить показанное действие. Усложните упражнение, увеличив количество фигур и сложность их выполнения.
  6. Выставите руки перед собой, как будто держите 2 колеса. Начните вращать воображаемые колёса в разные стороны. Как только поняли, что получается, надо поменять направление вращений в обратную сторону. Умение меняться быстро говорит о хорошем развитии.
  7. Сядьте за стол и возьмите лист и ручку. Уприте локоть в любую часть листа так, чтобы вытянутая кисть могла достать до листа, чтобы нарисовать дугу. Закройте глаза и нарисуйте рукой, неподвижной в кисти, дугу. Вращайте руку только в локте. Затем, не открывая глаза, постарайтесь нарисовать такую же линию. Усложнить упражнение можно увеличив длину дуги.
  8. Тренировка «гриб – полянка». Исходное положение как у школьника, который тянет руку, чтобы ответить на вопрос учителя. Отличием является сжатая в кулак та рука, которая стоит вертикально. Для выполнения начните менять положения рук. Рука «гриб», смотрящая вверх, становится «поляной». А рука «поляна» наоборот. В ходе выполнения ускоряйте темп смены рук. Так нужно проделывать пару раз в день. Для быстрого достижения результата выполняйте процедуру чаще.

Полезными являются занятия танцами, музыкой, спортом, в котором задействованы руки (волейбол, теннис, баскетбол и т.д.).

От идей к действию

Двигательная память – это в психологии отдельная тема. Учеба рассчитана на то, чтобы воздействовать на все виды запоминания сразу. Человек слушает, записывает, повторяет, читает материал. Таким образом, выделяется самый лучший способ запоминания.

Каждый человек индивидуален, и ему свойственно обладать или не обладать какими-либо качествами.  Для этих целей и рассчитаны меры для развития своих возможностей. Нужно больше заниматься спортом и гулять на свежем воздухе.

Это поможет сконцентрироваться в обучении.

Как только человек разберётся, в чём он лучше разбирается, а в чём хуже, надо сразу начинать действовать и улучшать свои способности. Умные и грамотные люди быстро добиваются успехов. А при развитых способностях им это не доставляет труда. Поэтому не сидите дома у телевизора, а вперёд развиваться!

Каждый человек может выполнить всё, что только пожелает. Главное иметь веру в себя и начинать действовать.

[Всего : 1    Средний: 2/5]

Источник: //TrenerMozga.ru/mm/memory/dvigatelnaya-pamyat.html

Двигательная память в быту, обучении и профессиональной деятельности: её функции и развитие

Двигательная память

Во время запоминания и воспроизведения информации человек задействует разные анализаторы. Если в ход пошли кожно-мышечный, вестибулярный и моторный, значит, ему в момент удержания нужного материала потребовалась двигательная память.

Многие психологи считают её одной из базовых, так как именно благодаря ей мы можем совершать элементарные действия, даже не задумываясь о них и не тратя на их освоение время снова и снова.

Мы не учимся каждый день заново ходить, печатать на компьютере, готовить кофе, водить машину. Однажды приобретя навыки, мы пользуемся ими автоматически.

Столь простой нашу жизнь делает именно двигательная, или, как её ещё называют, моторная, память.

Механизм

Двигательная память в психологии — это высшая психическая функция, психофизиологический процесс, в основе которого лежит деятельность ЦНС. Запоминая, а потом воспроизводя какие-то движения, человек задействует активирующую ретикулярную систему (АРС) и моторные анализаторы.

Активирующая ретикулярная система похожа на сеточку, которая охватывает весь ствол головного мозга. Когда человек ставит перед собой задачу запомнить или освоить какое-то движение, сигнал об этом прежде всего поступает на неё. Она определяет степень важности информации и либо делает посыл дальше, в кору больших полушарий, либо блокирует его.

Например, вы смотрите по телевизору исполнение танца. Вы хотели бы выучить его па, и это желание улавливается нейронами АРС.

Однако мотивация не сильна, обстановка не та, поэтому сигнал тормозится — и вы остаётесь сидеть дальше на диване и наслаждаться телепередачей.

Если же вы поставили себе конкретную цель, специально освободили время, соответствующе оделись, скачали видео с мастер-классом и планируете выучить данный танец, АРС фиксирует важность этого материала для вас и отправляет сигнал дальше, в кору больших полушарий.

После этого в работу включается двигательный анализатор, который располагается в лобной части головного мозга. Одновременно в медиальных височных отделах задействуется гиппокамп, отвечающий за сохранение информации. Попутно начинают работать вестибулярный аппарат и мышечная система (поэтому данная функция называется психофизической).

Начинается обучение, вы путём многократного просмотра видео и большого количества повторений выучиваете танцевальные па — так происходит фиксация и сохранение необходимых вам движений. В дальнейшем при их воспроизведении опять будут включаться те же отделы головного мозга, но сигнал пойдёт уже по проторенной дорожке.

Это обеспечит быстроту и автоматизм совершаемых действий.

В быту

Основное назначение двигательной памяти — освоение бытовых навыков, обеспечивающих полноценное существование человека с самого детства.

Им обучают ребёнка с самых ранних лет, чтобы он мог обслуживать себя самостоятельно. В течение жизни они постоянно дополняются новыми (учимся есть китайскими палочками, пользоваться холодильником Smart Touch и т. д.

). В качестве примеров можно привести следующие элементарные действия:

  • умываться;
  • чистить зубы;
  • одеваться;
  • есть (держать ложу, наливать суп или чай);
  • простейшие кулинарные навыки (нарезать хлеб, сделать бутерброд, посолить);
  • стричь ногти;
  • расчёсываться;
  • застилать кровать;
  • чистить ботинки;
  • пришивать пуговицу.

Всё это — навыки самообслуживания, приобрести которые человеку позволяет именно двигательная память, а не рефлексы.

Нам, взрослым, кажется всё это настолько простым и элементарным, что возникает недоумение: как это можно не освоить? Но вспомните, как вы учили своего малыша чистить зубки в первый раз и как потом ещё долго перепроверяли, правильно ли он это делает. Ведь получилось далеко не сразу.

Или подумайте о тех, кого поразила болезнь Альцгеймера — работа гиппокампа серьёзно нарушается, и установленные ранее нейронные связи оказываются потерянными. Вот почему эти люди теряют навыки самообслуживания — их моторная память больше не работает.

В быту двигательная память оказывается необходимой и в момент освоения нового прибора. Купили холодильник, микроволновку, кофеварку, пылесос, планшет, посудомоечную машину — нужно прочесть инструкцию и научиться пользоваться ими.

Если ранее подобная техника уже была в доме, срабатывают старые нейронные связи, и на автоматизме рука сама включает шнур в розетку и нажимает на кнопку.

Однако некоторые модели сильно отличаются друг от друга, и двигательную память приходится корректировать в соответствии с новыми рекомендациями.

С подобными моторными навыками связан феномен, который психологи называют «старое лучше нового». Когда прежнюю бытовую технику заменяют современной, кажется, что первая была лучше, несмотря на то, что в последней больше функций и выглядит она куда более стильной.

Подобные негативные впечатления связаны именно с перестройкой тех нейронных связей, которые уже успели выстроиться для пользования старым прибором. Как только инструкция и конструкция новой техники будет освоена, она покажется вам самой лучшей и удобной для пользования.

В обучении

моторная память необходима в процессе обучения. психологи утверждают, что для первоклассников она является ведущей, так как позволяет освоить письмо. но для того, чтобы данный процесс прошёл успешно, необходимо с ранних лет развивать у ребёнка мелкую моторику рук, так как двигательные анализаторы располагаются рядом с речевыми.

параллельно с обучением письму ребёнок активизирует двигательную память прежде всего на уроках технологии, на которых продолжают развивать мелкую моторику рук. примеры занятий:

  • лепка из пластилина, глины, теста, гипса;
  • оригами;
  • вышивание;
  • шитьё мягких игрушек;
  • картинки из круп;
  • макаронные аппликации;
  • бумагопластика;
  • мозаика;
  • поделки из природных материалов.

на физкультуре двигательная память позволяет детям осваивать новые комплексы упражнений и правила командных игр. чтобы дополнительно развивать её, родителям рекомендуется уже в начальной школе отдать ребёнка в спортивные или танцевальные секции.

в раннем возрасте цнс ещё максимально пластична, поэтому те же танцевальные па 6-летний ребёнок запомнит быстрее и воспроизведёт точнее, чем многие взрослые. доказано, что моторная память, которая лежит в основе большинства навыков, одна из самых долговременных.

чаще всего человек с полной амнезией может от начала до конца станцевать вальс, который выучил в детстве, но при этом не вспомнит, как его зовут.

значение физкультуры в жизни и ребёнка, и взрослого переоценить сложно. чем лучше она развивает двигательную память, тем активнее работают мышечные анализаторы, тем качественнее формируется вестибулярный аппарат — и всё это самым положительным образом влияет на здоровье.

в профессиональной деятельности

без двигательной памяти человек не смог бы освоить большинство профессий. водителю нужно научиться, на какую педаль нажимать и как крутить рулём. секретарю — как быстро напечатать текст.

в каждой специальности задействованы навыки, которые с течением времени доводятся до автоматизма. для некоторых это имеет жизненно важное значение. уже говорили ранее о том, что от одного неверного движения хирурга зависит чья-то жизнь.

то же самое можно сказать об электриках, каскадёрах, сапёрах.

некоторые профессии не считаются опасными, но плохая моторная память и для них чревата последствиями.

представьте, что будет, если в каком-то движении ошибутся медсестра, когда ставит укол; ювелир, делающий огранку дорогого бриллианта; водопроводчик, ремонтирующий систему водоснабжения; машинист поезда или пилот во время пути. большинство несчастных случаев происходит из-за подобных ошибок.

не всегда оказывается виноватой двигательная память. иногда нейронная связь не срабатывает под воздействием других факторов — усталости, невнимания. у молодых специалистов это порой происходит из-за того, что профессиональный навык не освоен в полном объёме.

развитие

Существуют игры и упражнения на развитие двигательной памяти для любого возраста.

Для дошкольников:

  • «Кукловод»: завязать ребёнку глаза, провести его по простейшему маршруту, развязать и попросить пройти тем же путём.
  • «Делай, как я»: повторение простейших движений за взрослым.
  • «Ручеёк», «Найди себе пару», «У медведя во бору» и другие подвижные игры, в которых нужно освоить правила.

Развитие двигательной памяти в начальной и средней школе происходит на уроках технологии, ИЗО и физкультуры. Родители дома могут тоже мастерить с ребёнком различные поделки, играть в подвижные игры, приобщать к спорту.

Подросток уже должен определиться с интересами и самостоятельно развивать двигательную память в соответствии с ними. Девушки могут увлекаться бисероплетением, скрапбукингом, танцами, аэробикой. Парни — командными или силовыми видами спорта, резьбой по дереву, ремонтом компьютеров.

Взрослые должны на протяжении всей жизни, независимо от возраста:

  • совершенствовать свои профессиональные навыки;
  • осваивать новые алгоритмы движений, необходимые для хобби (вязания, шитья, ремонта автомобилей);
  • заниматься спортом;
  • выполнять пальчиковую гимнастику.

Есть специальные упражнения на развитие моторики у взрослых. Они предполагают разноплановые и не сочетающиеся между собой движения руками и ногами и заставляют работать оба полушария. Примеры:

  1. Правая рука ладонью совершает круговые движения по столу. Левая, сжатая в кулак, методично стучит по нему.
  2. С закрытыми глазами поставить на листе бумаги точку. Встряхнуть руки. Через 5 мин. постараться попасть в ту же точку.
  3. Левая рука раскрытой ладонью вниз лежит на столе. Локоть правой стоит на её тыльной стороне, сама она сжата в кулак. Досчитайте до 5 и поменяйте положение рук.

Без преувеличения можно сделать вывод о том, что двигательная память имеет важную ценность в жизни каждого человека. Именно поэтому её нужно тренировать в любом возрасте.

Источник: //ponervam.ru/dvigatelnaya-pamyat.html

Развитие двигательной памяти

Двигательная память

Говорят, разучиться кататься на велосипеде невозможно. Так же, как невозможно разучиться ходить, писать ручкой, есть ложкой или завязывать шнурки. За наши машинальные действия отвечает уникальный, сложный и удивительный механизм – двигательная память.

Существует множество разновидностей памяти – эмоциональная, образная, долговременная, кратковременная, ассоциативная и другие. Все процессы, связанные с ними, происходят преимущественно в мозгу, и лишь один вид памяти использует в качестве главного инструмента все наше тело.

Что такое двигательная память?

Это подсознательное запоминание движений, а точнее — их амплитуды, скорости, длительности, направления. Благодаря запоминанию целых комплексов таких характеристик мы можем совершать большое количество повседневных действий, не задумываясь об их алгоритмах.

Чтобы понять насколько важна для нас двигательная память, давайте рассмотрим ее на примере процесса ходьбы. В детстве нам с трудом даются первые шаги, мы экспериментируем, падаем, шатаемся и со временем начинаем понимать, как именно нужно переставлять ноги и удерживать центр тяжести.

Потом начинается период запоминания последовательности движений, когда они совершаются сознательно.

Если бы мы могли читать мысли начинающего ходить ребенка (и если бы он уже умел думать словоформами), то услышали бы нудные повторы: «Так, сейчас поставить эту ногу, потом поднять следующую, потом поставить…» Конечно же, никто из нас не помнит этого, поэтому даже не осознает, сколько потребовалось упражнений, чтобы ходьба стала такой простой.

Двигательная память нужна для оптимизации процессов мышления, она высвобождает место для новых задач. Главный центр (мозг) прописывает последовательность движений при выполнении определенного действия и спускает его вниз, к подчиненным рукам-ногам, чтобы не тратить энергию на рутинную работу. Все продумано!

Не окажись у нас двигательной памяти, и жизнь стала бы намного сложнее.

Приходилось бы каждый раз продумывать порядок движений вплоть до самых примитивных: сжать пальцы, чтобы ухватиться за ручку двери, согнуть колено, чтобы поднять ногу на ступеньку.

Все эти мысли занимали бы все наше существование, все мыслительные процессы. Но мы выполняем немыслимое количество повседневных действий, полагаясь исключительно на двигательную память – и в этом нам повезло.

Кроме того, без нее бы мы делали все намного медленнее, поскольку двигательная память работает на уровне подсознания. Вспомните, насколько быстрее вы выполняете какое-то упражнение на скорость (например, играя на инструменте), когда повторите его несколько раз. И какими неуклюжими получаются привычные действия, если долго не повторять их.

Основной массив навыков двигательной памяти разрабатывается еще в детстве. Действия, освоенные в дошкольном возрасте, совершаются полностью машинально и сохраняются на всю жизнь.

Если спросить вас, как вы завязываете шнурки или плетете косу, то вы, скорее всего, растеряетесь – беру и делаю.

И только родителям, обучающим своих детей премудростям жизни, приходится вспоминать нехитрую последовательность движений при надевании штанов.

То, как мы ходим, бегаем, садимся, ложимся, группируемся при падении, одеваемся, едим, наносим макияж, расчесываемся, открываем дверь, застегиваем молнии, откручиваем крышки бутылок, шьем, стучим по клавиатуре – достояние двигательной памяти.

Только представьте, какую огромную роль она играет в нашей жизни!

Она уже развита в нас с детства, так зачем же развивать двигательную память? Нам часто приходится осваивать новые навыки и умения, уже будучи взрослыми. Мы постоянно ставим перед двигательной памятью новые задачи.

Например, когда учимся водить автомобиль, увлекаемся новым хобби или неопробованным видом спорта. Мозг все так же методично вычленяет повторяющиеся движения и отправляет их в подсознание, а мы учимся совершать движение быстро и не задумываясь.

Если мы часто делаем упражнения для развития двигательной памяти, то процесс освоения новых техник становится более простым. Ведь при постоянных тренировках мы «разгоняем» тот или иной раздел мышления (как это происходит, например, при изучении стихов – с каждым разом запоминать их становится все проще).

Развитие двигательной памяти делает нас более скоординированными, грациозными и точными в движениях. Этот «апгрейд» будет полезен любому человеку независимо от того, занимается он спортом, творчеством, интеллектуальной деятельностью или физической работой.

Упражнения на развитие двигательной памяти

  1. Сядьте на табурет лицом к стене и прикрепите к ней листок бумаги так, чтобы он располагался на уровне глаз. Зажмурьтесь и нарисуйте точку в любом месте листа. Затем положите руки на колени, досчитайте до пяти и попытайтесь снова попасть в то же место. Чем меньше промежуток между точками, тем лучше развита двигательная память.

    При регулярном повторении упражнения расстояние будет сокращаться.

  2. Следующий уровень – последовательное рисование двух, трех, четырех точек. Чтобы понять, насколько повтор соответствует первому варианту, используйте фломастеры разного цвета для первого и второго раза.

  3. Увеличиваем длительность паузы между первой и второй прорисовкой точек от нескольких секунд до нескольких минут.
  4. Теперь работаем над ощущением расстояния – рисуем линии одинаковой длины (напоминаю, что все упражнения делаются с закрытыми глазами).

    После первой и второй прорисовки измеряем длину линий и работаем с теми ситуациями, когда она особо отличается. Рисовать линии нужно в разных направлениях – горизонтальные, вертикальные, косые. При усложнении задачи старайтесь нарисовать сразу две, три и больше линий.

  5. В промежутке между первой и второй прорисовкой машем и встряхиваем рукой.

    Это называется «двигательные помехи». После их введения результат сначала ухудшится, но потом все вернется на свои места. Зато так развивается устойчивость памяти.

  6. Далее прорабатываем угол поворота сустава – рисуем кривые линии, изменяя положение лишь с помощью одного соединения руки: локтевого или лучезапястного сустава.

    Это упражнение можно выполнять, прикрепляя бумагу как в вертикальном, так и в горизонтальном положении.

Это несложные упражнения, но они делают двигательную память более гибкой и сильной, позволяя с легкостью осваивать новые навыки.

Кроме того, хорошо развивают двигательную память занятия музыкой и спортивные хобби – катание на велосипеде или скейтборде, теннис, танцы. Не пренебрегайте активным отдыхом и увлечениями. Их польза сразу не видна, но она имеет долгосрочный накопительный эффект.

Помните, древние греки говорили о здоровом духе в здоровом теле? Теперь мы точно знаем – активное развитие тела напрямую связано с развитием мозга. И, если хотим стать умнее, то ловкость – одна из важных характеристик на пути к более гибкому мышлению.

Викиум

Источник: //constructorus.ru/samorazvitie/razvitie-dvigatelnoj-pamyati.html

Двигательная память: понятие, особенности, этапы развития, игры и упражнения

Двигательная память

Существует большое количество различных классификаций памяти в психологии. Разнообразные виды вносят тот или иной существенный вклад в нормальное развитие человека в процессе онтогенеза.

Однако, в отличие от прочих, двигательной памяти психологи уделяют куда меньше внимания, чем всем остальным.

А между тем, она считается важнейшей для развития, а ее нарушения влекут непоправимые последствия.

Виды памяти

Психологи различают несколько основных классификаций. Многие знают, что по продолжительности хранения информации в памяти различают долговременную, кратковременную и оперативную. Принцип здесь тот же, что и в компьютере.

Память же, которая определяет ту или иную область деятельности человека, принято подразделять на:

  • двигательную;
  • эмоциональную;
  • словесно-логическую;
  • образную.

Каждый из этих видов играет важную роль в нормальном функционировании организма человека.

Понятие двигательной памяти

Этот вид, согласно определениям психологических словарей, отвечает за запоминания различного рода движений обширной степени сложности и воспроизведения их в автономном режиме или по желанию.

Вид двигательной памяти влияет на формирования таких важнейших качеств человека, как способность осваивать различные физические системы (ходьба, письмо, трудовые навыки).

В отличие от двигательной памяти, эмоциональная память имеет более глубокое психологическое значение. Она сохраняет определенные события в виде их эмоциональной окраски и определят дальнейшие действия человека, исходя из приобретенного эмоционального опыта.

Словесно-логическая память имеет очень важное значение в развитии мышления человека. В каком-то смысле можно сказать, что именно она и является мышлением непосредственно. Ее основная функция состоит в том, чтобы запоминать возникшие мысли и воспроизводить их с помощью языковых структур.

Образная память черпает информацию из наших чувственных анализаторов. Она обрабатывает и хранит те знания, что были получены благодаря органам слуха, зрения, обоняния осязания.

Особенности двигательной памяти

Этот вид отвечает за все двигательные процессы, начиная от элементарного передвижения в пространстве и заканчивая сложными физическими упражнениями.

Как и все остальные виды памяти, двигательная зависит от многих факторов и склонна к забыванию. Однако, процесс забывания движений протекает медленно, и при повторении память быстро восстанавливается. Например, если человек выучил танец и несколько месяцев его не воспроизводил, то он забудет многие движения, а если пару раз повторит, то вспомнит.

Также двигательная память способна существовать в автономном режиме. Например, научившись ходить, есть столовыми приборами и совершать многие другие действия, человек осуществляет их, уже не задумываясь.

Существуют несколько критериев, определяющих ее качество:

  • Точность — критерий, который показывает, насколько ловки движения в пространстве.
  • Объем — определенное количество запоминаемых, хранимых и воспроизводимых движений.
  • Устойчивость — критерий, который показывает безошибочность определенных совершаемых действий.
  • Прочность.

Именно эти критерии легли в основу системы оценок выступлений спортсменов на различных соревнованиях.

Этапы развития

Развитие этого типа памяти начинает осуществляться очень рано. Еще в первые месяцы жизни ребенок воспроизводит различные движения, основанные на условных рефлексах. Многие из них утрачиваются в процессе взросления.

Процессы развития двигательной памяти у детей в дальнейшем связаны с осознанным запоминанием и воспроизведением различных движений. Уже в возрасте от девяти месяцев многие дети начинают осваивать ходьбу.

К году двигательная память сформирована на достаточном уровне для того, чтобы ребенок начал овладевать речевыми процессами.

Постепенно приобретенный опыт накапливается, и к пяти годам ребенок может приступать к овладению таким важным двигательным навыком, как письмо.

Двигательная память способна развиваться всю жизнь. Она также зависит от генетической предрасположенности, возраста и рода деятельности человека. Так, у спортсменов и людей, занимающихся физическим трудом, эта память развита лучше, чем у других.

Нарушения рассматриваемого типа памяти

Недоразвитие или нарушение двигательной памяти — это серьезная проблема, которая во многом может сказаться на качестве жизни человека.

При тяжелых нарушениях у человека могут возникнуть проблемы с перемещением в пространстве и самообслуживанием. Ему будут тяжело даваться спортивные нагрузки, освоение танцевальных движений.

Как правило, некоторые нарушения двигательной памяти способные повлиять не только на автономные движения, но и на качество письма и чтения. Человеку с этой проблемой сложнее дается обучение. Он часто совершает элементарные грамматические ошибки, путает слова при чтении.

Чаще всего это приводит к такому специфическому и очень неприятному нарушению, как дисграфия. А в более тяжелых случаях — к аграфии, то есть полной неспособности овладеть принципами письменной речи.

Причины нарушений

Причин нарушений двигательной памяти очень много. Чаще всего это следствие каких-либо повреждений участков головного мозга из-за травм, проблем с кровообращением, опухолей и иных патологических процессов.

Дети и взрослые с подобного рода нарушениями должны в обязательном порядке наблюдаться у невролога и дефектолога.

Упражнения для тренировки

Двигательная память, как и любая другая, тренируется посредством специальных упражнений. Рассмотрим некоторые из них:

  • Необходимо сесть на стул возле стены, где прикреплен чистый лист бумаги с точкой посередине. Закрыв глаза, нужно досчитать до пяти и поставить точку карандашом в том месте, где, как вам кажется, находится середина листа. Это упражнение необходимо повторять периодически, но регулярно. Таким способом, в процессе тренировки двигательной памяти расстояние от середины листа будет сокращаться. В процессе улучшения результатов необходимо постепенно увеличивать количество точек и время пауз между рисованием.
  • Необходимо с закрытыми глазами рисовать линии, одинаковые по длине. Далее измерять их длину и пытаться повторить, если линии сильно отличались. Рисовать их необходимо в различные стороны.

Такие упражнения достаточно простые, но при регулярных тренировках они в состоянии сделать двигательную память более гибкой. Это может помочь в овладении новыми физическими навыками, в приобретении более точной координации в пространстве и даже повлиять на обучаемость.

Существует множество игр, способных развить двигательную память у детей.

Например, игра “Повторяй за мной”, которая основана на том, что ребенок должен быстро повторять движения за ведущим. Желательно под музыку.

Или хорошо развивает процессы этого типа памяти игра “Запрещенное движение”. Суть игры заключается в том, чтобы также повторять за ведущим движения, кроме одного запрещенного. Это движение заранее показывается ребенку, чтобы он его запомнил.

Также многие играли в “Съедобное-несъедобное”, когда на названия съедобных продуктов ребенок должен ловить мяч, а при упоминании чего-то несъедобного — отбивать его рукой. Эта игра, помимо рефлексов и реакции, развивает знания ребенка о предметах. Также хорошо развивают память игры на повторение рисунка, что в дальнейшем может стать основной для освоения письма.

Кроме того, ничто так хорошо не развивает двигательную память, как занятия спортивной деятельностью. Гимнастика, теннис, футбол и другие подвижные спортивные дисциплины способны развивать и корректировать представленный тип памяти.

Именно поэтому так важно не пренебрегать физической активностью, больше времени проводить в движении и на свежем воздухе, что полезно не только для двигательных процессов, но и для здоровья организма в целом.

Источник: //FB.ru/article/443744/dvigatelnaya-pamyat-ponyatie-osobennosti-etapyi-razvitiya-igryi-i-i-uprajneniya

Двигательная память: как улучшить ловкость и точность ваших движений

Двигательная память

Aндpeй Ceргeeвич Польской, специалист по мнемотехникам и теории развития памяти.

Есть ли такой человек, который не хотел бы улучшить свою память? Мы таких не встречали. При этом люди имеют в виду прежде всего память словесно-логическую (на тексты, мысли) и образную (на лица, пейзажи).

Но есть еще и другой вид памяти, который мы часто не замечаем. Это двигательная память.

Она во многом определяет координацию, ловкость и меткость наших движений, без нее невозможно научиться водить машину, достигнуть успехов в спорте.

Обычно свои движения мы контролируем зрением. Но такой контроль — не единственно возможный, глаза можно освободить от рутинной работы и переключить в этот момент на что-то более важное.

Движение можно контролировать рукой, без помощи глаз, но это возможно лишь при развитой двигательной памяти.

В структуре двигательной памяти можно выделить запоминание и сохранение параметров движения: направления (в какую сторону оно совершается), расстояния (какой длины путь проходит рука), угол поворота сустава.

Основными показателями двигательной памяти являются ее точность (воспроизведение заданного параметра без отключений), объем (количество движений, параметры которых человек может воспроизвести), устойчивость (ухудшается или нет их воспроизведение под влиянием помех — сбивающих движений в промежутке между запоминанием и воспроизведением) и прочность (как долго это движение помнится). Для развития этих качеств мы предлагаем простые упражнения.

Вам понадобятся только лист бумаги и фломастер. Начинайте тренироваться, и вы увидите, что через несколько недель ваша двигательная память значительно улучшится.

1. Направление движений

Прикрепите к стене лист бумаги на расстоянии примерно 60 сантиметров от пола и сядьте на стул лицом к нему. Плотно закройте глаза и наугад прикоснитесь фломастером к любому месту бумаги.

Опустите руки на колени (исходное положение) и через 1-2 секунды постарайтесь еще раз попасть фломастером в ту же точку. Откройте глаза, измерьте расстояние между двумя точками. Это исходный уровень вашей памяти.

Затем с закрытыми глазами совершайте движения к разным участкам листа: первое движение — то, что нужно запомнить, второе — его воспроизведение.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  41 совет тому, кто хочет победить на выборах

Определите для себя наиболее трудные для запоминания направления движений (когда расстояние между точками максимально) и при тренировке обратите на них особое внимание. После того, как вы научитесь точно воспроизводить единичные движения, переходите к тренировке объема памяти — к воспроизведению серии движений, сперва двух, потом трех и т.д.

Для этого с закрытыми глазами расставьте несколько точек в разных частях листа, в промежутках между движениями опускайте руку (исходное положение). Затем через 2-3 секунды повторите эти движения, стараясь во второй раз попасть в те же точки, в той же последовательности. По мере улучшения результатов при запоминании 2-3 направлений увеличивайте количество точек.

Время от времени измеряйте расстояние между точками и следите за тем, чтобы оно постепенно уменьшалось.

Чтобы различить первый результат и последующие, используйте фломастеры разного цвета: например, проставляйте точки красным цветом, а воспроизводите их зеленым.

Для тренировки устойчивости памяти проделывайте все так же, как и при тренировке точности и объема, только после исходных (запоминаемых) движений хорошенько потрясите рукой, поднимите ее вверх, отведите в сторону и лишь после этого повторяйте движения.

Вначале такие двигательные помехи могут ухудшить результат, но затем все постепенно восстановится. Прочность памяти тренируйте за счет постепенного увеличения времени между запоминанием и воспроизведением движений — от нескольких секунд до нескольких минут.

2. Расстояние движений

Прикрепите лист бумаги к поверхности стола. Сидя за столом с закрытыми глазами, проведите фломастером слева направо линию произвольной длины. Спустя несколько секунд попробуйте из соседней точки провести вторую линию такой же длины. Запишите разницу.

Затем, воспроизводя первоначальное движение, меняйте исходную точку движения (например, ставьте ее не в середине листа, а слева вверху, справа внизу и т. п.) или направление движения (не слева направо, а справа налево, снизу вверх и т. п.) или и то и другое вместе, но старайтесь всегда строго выдерживать длину.

Наибольшее внимание при тренировке уделяйте тем ситуациям, где ваши ошибки максимальны. Добившись хорошей точности, переходите к тренировке объема. Для этого сразу проведите две — три линии различной длины одну под другой.

Через несколько секунд проведите такие же по длине линии в той же последовательности.

Постепенно увеличивайте количество запоминаемых линий и усложняйте условия их воспроизведения, меняя расположение исходных точек и направление движений.

Теперь можно развивать устойчивость и прочность памяти. Для этого в промежутках между начальными и повторными движениями совершите несколько взмахов рукой в различных направлениях, а также увеличивайте промежуток времени перед воспроизведением.

3. Угол поворота сустава

Для этого упражнения лист бумаги можно прикрепить как горизонтально, так и вертикально. Упритесь локтем в какую-то его точку, опустите на него предплечье и кисть с фломастером и закройте глаза. Затем, не сдвигая локоть, совершите круговое движение предплечьем и кистью так, чтобы фломастер оставил на бумаге дугу (для начала в 30-40 градусов).

При этом вращайте руку только в локтевом суставе, в лучезапястном она должна быть неподвижной. Теперь, не меняя положения локтя, верните фломастер в исходную точку и совершите поворот руки на такой же угол (чтобы вторая дуга в точности совпала с первой).

Для усложнения упражнения меняйте положение локтя, положение исходных для дуг точек, а также направление поворота (по часовой стрелке или против).

Со временем переходите к запоминанию и воспроизведению сразу нескольких разных поворотов руки (разных дуг), а затем между запоминанием и воспроизведением как следует подвигайте рукой, особенно в локте, или просто увеличьте промежуток времени перед воспроизведением. Этим вы обеспечите тренировку объема, устойчивости и прочности памяти на двигательные повороты.

Вы можете найти более сложные варианты этих упражнений. Например, бумагу можно установить на наклонной плоскости, движения перенести с одной руки на другую, поворачивать руку только в лучезапястном суставе.

Регулярно наблюдайте за показателями вашей двигательной памяти в процессе тренировки. Фиксируя, как день ото дня она улучшается, т.е. имея наглядные результаты тренировок, вы не сможете их прекратить, прежде чем доведете двигательную память до совершенства. Но нужно ли это?

Казалось бы, чему мы при этом научились? Каким-то пустякам: попадать в исходную точку, выдерживать заданную длину линии… Как показывают экспериментальные исследования по психологии памяти и движений, именно эти «пустяки» лежат в основе координации и красоты наших движений, быстроты и легкости, с которыми мы что-то изготавливаем руками, добиваемся результатов в спорте.

Полностью методики развития памяти и улучшения навыков запоминания вы можете изучить в практическом курсе «Развитие памяти», или выбрав обучение по этой программе, со скидкой

Источник: //www.elitarium.ru/dvigatelnaja-pamjat-trenirovka-koordinacija-dvizhenija/

Двигательная память человека: что это и упражнения для развития

Двигательная память

Всем привет! Двигательная память – это запоминание и воспроизведение непосредственно движений. Она является ключевой при формировании навыков. Даже таких простых на первый взгляд, как ходьба или письмо.

Думаю, вы в курсе, что, научившись кататься на велосипеде – человек уже никогда не забудет, как это делается. Даже если много лет не садился за него. Руки и ноги сами всё сделают.

И сегодня мы рассмотрим подробнее, что она из себя представляет.

Особенности и характеристика

Проявляется в достаточно раннем возрасте, когда у малыша появляется необходимость в развитии таких навыков, как держание головы, ползание и так далее. Это условные рефлексы, освоение которых происходит за счёт моторной памяти.

Её особенность в том, что развитие не ограничивается младенческим периодом или младшим школьным возрастом. Человек осваивает новые и новые движения на протяжении всей жизни. И если чем-то он овладел не достаточно хорошо – вполне реально это исправить, приложив немного усилий и отработав навык.

Моторная память нужна нам для того, чтобы оптимизировать процессы мышления, освободив пространство для новых задач. А также сэкономить время и ресурсы организма. Допустим, при отсутствии чётко выстроенного алгоритма действий мы бы очень уставали даже при выполнении совершенно простых дел.

Например, таких, как сжимать и разжимать пальцы, ходить, плавать. Только представьте, вы сидите в кабинете и вам необходимо выйти в туалет. Вместо того чтобы это сделать, размышляя о чём-то важном, вы бы думали: « надо сейчас напрячь ноги и спину, чтобы встать, теперь переставить левую ногу, опереться на неё и поставить правую» и так далее.

Цель

Прикрепите на стену лист бумаги с нарисованной целью. Поставьте стул и сядьте напротив него, нарисовав в самом центре точку. После чего опустите руки на колени, подождите секунд 30, закройте глаза и повторите действия.

Важно не подглядывая попасть в то же место. Чем меньше промежуток между поставленными точками – тем лучше. Это значит, что у вас достаточно хорошо развита моторика. Но это не означает, что можно расслабляться.

Делайте длиннее перерывы, например, проверить свои силы можно будет на следующий день, а не по истечении определённого количества минут.

Постепенно с такими тренировками расстояние между точками будет значительно сокращаться.

Ради интереса можно даже устраивать соревнования с домашними. Только используйте цветные карандаши, иначе будете путаться.

Кстати, можете периодически встряхивать рукой, как бы создавая «двигательные помехи». Ваша точность попадания может упасть, зато вы выработаете устойчивость к помехам, и вскоре они не будут являться для вас проблемой.

Точки – лишь самый простой пример, ими можно не ограничиваться и пробовать изображать линии, фигуры и прочее.

Смена положения

Вытяните руки вперёд, представьте, что вы держитесь за ручки от огромных колес и пробуйте вращать их. Только левой рукой крутите колесо на себя, а правой наоборот. Когда начнёт получаться хорошо и быстро, меняйте направление рук. Потом тренируйтесь проводить быструю смену – крутанули влево, сразу крутите вправо.

Опять вытяните руки вперёд. Одну зажмите в кулак, а другую расположите под ним с раскрытой ладошкой и быстро меняйте положение.

Рекомендации

  • Стремитесь доводить до совершенства какие-то движения, повторяя их буквально раз по сто.
  • Делайте гимнастику для рук, в частности, для кистей. Занимайтесь вязанием, лепкой, рисованием в свободное время. Или тем, что вам нравится и задействует в работу руки.

    Допустим, даже резьба по дереву или выпекание печенья вполне сойдут в качестве гимнастики и тренировки.

  • Играйте в игру с человеком, который также стремится «прокачать» моторную память. Она проста – вы по очереди показываете друг другу движения, которые обязательно необходимо в точности повторить.

    То есть, сначала вы, потом партнёр изображает ваше и добавляет своё. Проигрывает тот, кто первым собьётся и забудет правильную последовательность.

Зачем развивать моторную память?

Помимо того, что мы благодаря моторике экономим время и ресурсы, мы становимся способными осваивать новые навыки. Допустим, даже такое простое занятие, как письмо – было бы для нас невозможным.

Исследования показали, что в большинстве случаев пострадавшие в дорожно-транспортном происшествии выживают именно благодаря этому виду памяти. Когда заносит машину – человек не успевает хорошенько обдумать план действий, он машинально выворачивает руль в нужную сторону. Как и когда видит мчащуюся по встречной полосе машину.

Либо, научившись один раз падать правильно, а вернее, группироваться для более безопасного приземления, он вряд ли когда-нибудь серьёзно пострадает от того, что на дороге гололёд.

Поэтому занимайтесь не просто развитием, но и освоением важных для себя навыков, которые, возможно, когда-либо смогут сохранить вам здоровье или жизнь.

Завершение

Напоследок хочу рекомендовать ознакомиться с этой статьёй. В ней указаны упражнения, как развить эйдетическую, то есть, визуальную память.

Берегите себя и будьте счастливы!

Также можете почитать статью, в который мы рассказываем почему при алкогольном опьянении пропадает память.

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Источник: //Qvilon.ru/sila-mysli-i-razvitie-mozga/dvigatelnaya-pamyat.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.