Эссе на тему мораль и нравственность

Сочинение на тему:

Эссе на тему мораль и нравственность

Для начала необходимо дать определение нравственности как философскому понятию. Под этим словом чаще всего понимают систему внутренних ценностей, установок, которыми руководствуется человек, принимая то или иное решение.

Более глубокое определение этому термину впервые попытался дать знаменитый философ Гегель. В текстах своих работ мыслитель рассматривает нравственность как нечто среднее между долгом и действительностью. Это качество в рассуждениях философа неразрывно связано с семейными ценностями, долгом перед государством и обществом.

Карл Маркс в своих работах даёт более научную характеристику слову «нравственность». Смысл его учений заключается в том, что человек в процессе жизни получает опыт, черпает из внешней среды ценности, правовые и моральные нормы. Из этого складывается нравственность индивида. Она, по мнению философа, непременно должна служить на благо общества.

Для большинства людей значение слова «нравственный» — выбор между добром и злом, долгом и собственными желаниями, ответственностью и чувствами. На основе философских трудов можно сделать вывод, что нравственным или моральным выбором называют осознанное решение человека, основанное на:

  • жизненном опыте;
  • воспитании;
  • ценностях;
  • собственном мировоззрении.

Существует множество определений этого словосочетания. Раскрыть значение термина на протяжении многих лет пытались философы, поэты и учёные.

Примеры из литературы

В произведениях Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. Гюго, а также в работах других знаменитых писателей проблема морального выбора занимает центральное место. В примерах из литературы нравственный выбор героев всегда связан с конфликтом с обществом, обстоятельствами или собственными интересами.

Мораль и общество

А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» описывал моральный облик светского человека того времени. Главный герой — типичный аристократ XVIII века, зависимый от мнения общества.

Онегин не может отменить дуэль с приятелем Ленским, так как отказ от поединка порицается обществом. Делая выбор между дружбой и формальным «кодексом чести», главный герой совершает роковую ошибку. Безответственное решение Евгения приводит к смерти Ленского.

Вторую ошибку главный герой допускает, отвергнув чувства Татьяны. Онегин не желает связывать себя семейными узами, поэтому даёт девушке категоричный и даже жестокий ответ. Безнравственность Евгения связана не с отсутствием чувств к Татьяне, а с желанием соответствовать высшему обществу.

Татьяна в романе противопоставлена Евгению Онегину. Она выступает образцом моральной чистоты, мудрости и доброты. Встретив Евгений спустя несколько лет, девушка не поддаётся чувствам и делает сложный выбор. Семейные ценности и воспитание берут верх над эмоциями. Это характеризует Татьяну как сильную, волевую личность.

О нравственном упадке русского дворянства, неспособности нести ответственность за свою судьбу писали и другие авторы:

  1. Тургенев в романе «Ася»;
  2. Грибоедов в комедии «Горе от ума»;
  3. Толстой в произведении «Война и мир».

В аргументах из литературы нравственный выбор не всегда оказывается правильным. От поступков и решений героев будет зависеть их дальнейшая жизнь.

Война и долг

Особенно трудно соблюдать нравственные принципы в ситуации, когда жизни и здоровью грозит опасность, поэтому тема морального выбора героев на войне часто обсуждается в литературных работах.

Наиболее ярко эта проблема раскрывается в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Сыну главного героя Андрею приходится выбирать между долгом перед Родиной, братьями, друзьями, родителями и любимой женщиной.

Он идёт на предательство и переходит на сторону врага.

«Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя — ты». Этим выражением Андрей обозначает свой нравственный выбор.

Тарас Бульба болезненно переживает предательство сына. Война с неприятелем не заканчивается, а это значит, что Андрей становится для полковника врагом. Жизненные обстоятельства сталкивают двух героев лицом к лицу. Тарас Бульба, несмотря на свои отцовские чувства, убивает предателя. Для казацкого полковника долг оказывается важнее, чем родительская любовь.

Пётр Гринев в произведении «Капитанская дочка» тоже принимает сложное волевое решение. Оказавшись в плену, он отказывается переходить на сторону бунтовщика Пугачёва. Герой выбирает смерть и только благодаря случайным обстоятельствам остаётся живым.

Швабрин, напротив, предаёт Отчизну, руководствуясь корыстными мотивами. Он с лёгкостью переходит на сторону бунтовщика и получает за это по заслугам. Роман носит поучительный характер. Эта тема также обсуждается в произведениях:

На войне проявляются положительные человеческие качества героев и обнажаются отрицательные черты предателей. Только люди с твёрдым характером могут принять правильное нравственное решение на поле боя.

Внутриличностный конфликт

Часто герои произведений не могут принять правильное решение из-за собственных внутренних противоречий. Человеку, не имеющему устоявшихся ценностей, крайне сложно сделать выбор. Чаще всего его конечное решение — результат случайных обстоятельств.

Классический пример из литературы — образ Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание». Герой не может определиться, что для него важнее, — человеческая жизнь или материальное благополучие.

Внутренние противоречия не позволяют сделать Родиону правильный выбор.

Знаменитая цитата персонажа о «тварях дрожащих» и «право имеющих» подчёркивает невозможность совершения осознанного выбора, основанного на внутренних ценностях.

Аргументы из жизни

В примерах из жизни нравственный выбор встречается намного чаще, чем в литературных работах. Уже в детстве ребёнку предстоит принять первые волевые решения. Например, школьник мечтал пойти после уроков на прогулку с друзьями, но ранее он уже пообещал помочь родителям с уборкой. Ребёнку нужно выбрать между развлечением и долгом.

По сравнению с другими примерами из литературы эту ситуацию нельзя считать серьёзной. Однако именно в детстве закладываются моральные ценности, которыми человек будет руководствоваться всю свою жизнь.

Подросток сталкивается с проблемой морального выбора в классе, дворе и даже в собственной семье. Преодолеть трудности выбора помогают родители, учителя, наставники, старшие товарищи.

Во взрослой жизни люди сталкиваются с более сложным выбором. Желая добиться временного успеха на работе или в личной жизни, человек нередко руководствуется мимолётными ценностями. Приходится делать выбор между материальным достатком и совестью, чувствами и положением в обществе, безопасностью и долгом, комфортом и справедливостью.

Основная сложность вопроса заключается в том, что не существует однозначно правильного или неправильного нравственного выбора. Нравственность — это только внутренние установки, поэтому в первую очередь каждому человеку необходимо определиться с собственными жизненными ценностями и приоритетами.

Источник: https://nauka.club/literatura/sochineniya/nravstvennyy-vybor.html

Сочинение на тему Мораль. Что такое мораль

Эссе на тему мораль и нравственность

Моралью можно назвать систему координат, которая определяет правила поведения в обществе. Основная суть морали, чтобы каждый человек принёс как можно больше пользы для человечества. Психология оценивает мораль как вложенные нормы поведения, отвечающие за правильность и неправильность совершенного поступка. Мораль часто заменяют словом нравственность.

С помощью норм морали человек различает, что хорошо и что плохо. Какие поступки относятся к правильным, а какие к неправильным. Человек начинает оценивать последствия своих поступков.

Благодаря нравственности человек начинает мыслить о том, как его поступки влияют на других. Какие проблемы или неурядицы могут возникнуть вследствие наших ошибок.

Зачастую нормы морали зависит от общества, в котором находится человек.

Подобных примеров в истории достаточно. Во времена «темных» веков была высокая степень религиозности и недостаток образованности.

Людей, которые подозревались в колдовстве или выражали своё несогласие в отношении установленных норм сжигали на костре, подвергали инквизиции. То, что сейчас для современного человека дико, тогда считалось признаком высокой морали.

В те времена нормой было иметь других людей в собственности, вести «святые» войны, геноциды. В настоящее время люди хватаются за голову от осознания запущенности ситуации.

Сейчас эпоха гуманизма. И такого рода методы считается средневековой дикостью. Свобода выбора и независимость стоят во главе всего.

История подарила нам бесценный опыт, что делать можно, а его нельзя. В отношении моральных ценностей со временем происходят изменения.  

Все правила, которые используются в обществе являются условными. Всё зависит от того, кто стоит во главе и устанавливает всеобщие законы.

Мораль не регламентируется законом. Хотя в некоторых случаях этого очень хочется. В жизни мы сталкиваемся с такими личностями, которые только и могут, что портить жизнь окружающим. Они постоянно плетут интриги, разрушают семьи и подставляют коллег на работе. Такие люди никогда не думают о других, они идут к своим целям по головам.

Без морали общество начнёт разлагаться. Нравственность способствует созданию порядка и росту духовности общества. Нравственные ценности сохраняют наш мир от полного хаоса.  

Мораль имеет собственное золотое правило. И строится оно на важности взаимовыгодных отношений. Звучит так: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Мораль строится на следующих принципах: честность и храбрость; взаимовыручка, помощь и поддержка, справедливость и милосердие.

Справедливость и милосердие – самые сложные аспекты, так как их очень сложно сочетать. Всё нужно сопоставлять с отдельно взятой ситуацией, с особенностями личности и сложностью возникших проблем.

Иногда человек становится заложником ситуации, тогда следует прибегнуть к милости.

Но, если человек идёт на рожон и прекрасно понимает какими будут последствия, и всё равно совершает этот поступок, к нему будут применены заслуженные санкции.

Вариант 2

Как правило, под словом «мораль» подразумевают общепринятые нормы социального поведения и нравственные ценности общества. Мораль формируется на общественном понимании добра и зла, безобразного и прекрасного в мире, сострадании, честности, справедливости, человечности.

На формирование моральных качеств влияет, прежде всего, семья, в которой растет ребенок. Там закладываются основные принципы общественного поведения, прививаются основные общепринятые социальные нормы.

Конечно, на следующих ступенях после семьи стоят детские сады, школы, институты, различные коллективы на протяжении всей жизни. Но корень – семья. Ведь именно она играет основную роль в процессе социализации человека. При этом важно использовать различные методики развития личности у ребенка.

Ведь если родители используют только слова, не подтверждая их на глазах ребенка своими действиями, то такое воспитание скорее всего эффекта не принесет.

Вне зависимости от того, кем является человек по национальности, к какой культуре и вероисповеданию он относится, общечеловеческие принципы являются для него общепринятыми. В основном, мораль базируется на двух основных общечеловеческих ценностях:

  • Уважение к старшим (в первую очередь);
  • Любовь к ближнему.

Если с малых лет воспитывать ребенка, не опираясь на эти два показателя, в будущих коллективах у него практически 100% будут возникать конфликты.

Конечно, если человек пренебрегает этими нормами, нарушает их постоянно или систематически, то он не будет подвергнут никакому наказанию ни со стороны государства, ни со стороны закона. Единственное, что сможет наказать его – это совесть, ведь моральные ценности ни коим образом не контролируются государством, только самой личностью.

Следует отметить, что на каждом этапе развития общество обладало своими моральными ценностями и общественными устоями.

На нынешнем этапе развития современного российского общества можно увидеть, что некоторые моральные нормативы постепенно изменяются. Примером тому служит частная собственность и собственный бизнес.

Если раньше люди работали на государство, то большинство молодежи сейчас старается работать на себя.

Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод, что моральные ценности устойчивы, но по прошествии времени имеют свойство несколько видоизменяться.

Сочинение про Мораль

Понятие и сущность морали.

Главной составляющей нашей жизни, с которой сталкивается любой из нас каждый день является мораль. Сущностью морали является поведение людей в обществе, способность оценивать поступки и намерения.

Как она формируется?

В большинстве случаев всё зависит от самого себя. По поступкам, поведению и характеру можно сразу узнать о человеке. Формирование морали происходит в обществе и нужно быть внимательнее, чтоб не попасть под влияние других людей. Вот если ребёнок воспитывается в неблагополучной семье, то можно сказать что с таким воспитанием с него ничего хорошего не выйдет.

Нормы морали.

Благодаря моральным нормам оценивается поведение человека в обществе. В нём говорится что можно или наоборот нужно делать, не со стороны правил закона, а со стороны этики. Существует семь видов нормы морали.

Благоразумие. Понятие этого вида учит, что сначала нужно думать, потом делать.

Вежливость. В любом общение ценят основу дипломатии.

Воздержание. Воздержаться от чего-либо, например вовремя поста.

Смирение. Возможность вовремя остановиться.

Справедливость. Даёт развить уважение к другим.

Стойкость. Умение ждать и терпеть.

Трудолюбие. Любовь к своему роду деятельности.

Основные функции морали.

Регулирующая. Одна из главных функций, которая включает в себя основу морали (правила, нормы). Она отвечает за мысли, которые будут воплощать желанную цель.

Оценивающая. По ней оценивают отношение человека за его поступки.

Воспитывающая. Вся суть данной морали состоит в том, чтобы “научиться быть человеком”. Ещё она учит тому, чтобы делав любое дело, не причинить никому вреда.

Принципы морали.

В любом обществе существуют свои законы и правила. И у каждого человека есть свои личные принципы, личное мнение через которое он будет готов даже перешагнуть, чтобы дойти до цели и доказать ёё. К примеру, такое высказывание как “око за око” в наше время уже неактуально.

Наоборот современное правило, его ещё называют “золотое правило” абсолютно не изменилось: “Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе”. За основу современного правила можно взять ключевое – принцип гуманизма.

Вот такими понятиями как гуманностью, сочувствием, осознанием возможно охарактеризовать основы и общепризнанные мерки морали.

Мораль нашего времени просит от человека саморазвития и собственными стараниями добиться успеха. Ключевым тут нужно выделить, что упор ставиться не на том, чтобы ублажать самого себя, а именно на развитии самого себя и то что окружает современного человека. Нужно найти себя в этом мире и понять в чём же смысл жизни.

Мораль в жизни человека выступает за права отношений и за правила поведения в обществе, к которому мы обращаемся, не зная, правильно ли мы поступаем или нет.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-oge/moral-chto-takoe-moral

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.