< Факторы общения - Психолог

Факторы общения

Экстралингвистические факторы, влияющие на успешность речевого общения

Факторы общения

Рассматривая такой феномен, как речевая коммуникация, мы увидим, что на его успешность влияет множество пунктов. Одним из них будут экстралингвистические факторы. Определение этого понятия, что в него входит, мы, в числе всего прочего, разберем в статье. Начнем же с самого главного термина и его составляющих.

Речевая ситуация

Что такое речевая ситуация в иностранной и родной речи? Фактически это первая ступень общения между людьми. В современной реальности данные ситуации могут быть как естественными (два знакомых встретились на улице и разговорились), так и искусственными (школьникам предложили порассуждать на уроке по поводу социальных проблем региона).

Разновидностей и тем речевого общения в нашем мире множество. Вместе они обогащают духовную жизнь человечества, нашу культуру.

Речевая ситуация – конкретные обстоятельства, на фоне которых происходит человеческое общение. Она – исходный момент любого нашего речевого действия: в зависимости от нее выстраивается модель диалога, общения с аудиторией, поиск тем разговора, русло беседы и проч.

Пример текста речевой ситуации:

  • Дружеская беседа.
  • Выступление с докладом.
  • Объяснение перед начальством.
  • Консультация насчет покупки компьютера.
  • Объяснение малышу, почему спички – это не игрушка и проч.

Типы речевого общения

В инакоязычной и родной речи можно выделить три основных типа речевой коммуникации:

  • Официальный, деловой. Это общение подчиненного с боссом, учителя с учеником, доктора с пациентом и проч. Для него характерна наиболее жесткая регламентация речевым этикетом. Нарушение каких-то его правил может даже грозить серьезными санкциями.
  • Полуофициальный. Это беседа коллег, группы студентов, родственников. Нормы речевого этикета здесь уже более размыты. Общение же выстраивается более по правилам, характерным для этой малой группы.
  • Неофициальный. Разговоры с друзьями, возлюбленными, знакомыми, внутри семьи. Соблюдение речевого этикета здесь довольно условно. Тональность, темы общения свободны. Люди здесь ограничивают себя только собственными нравственными представлениями, моралью, тактичностью.

Компоненты речевой ситуации

Чтобы лучше понимать основную тему нашего разговора, выделим основные компоненты речевого общения:

  • Участники. Существуют как прямые участники – адресат и адресант, так и третьи лица – наблюдатели, слушатели. Присутствие последних формирует саму ситуацию, влияет на ход общения.
  • Место и время коммуникации. Очень важный аспект, определяющий стиль общения. Беседа на улице, разговор на вечеринке, выступление перед уважаемой аудиторией – различные речевые ситуации. Внутри себя разделяются на две ветви:
    • Канонические – произнесение речи синхронно моменту ее восприятия. Адресат и адресант находятся в одно время в одном и том же месте.
    • Неканонические – время произнесения не совпадает со временем восприятия, сама речь не имеет определенного адресата (например, публичный доклад, разговор по телефону, общение с помощью писем и проч.)
  • Предмет общения.
  • Цель общения. Результат, который участники коммуникации хотят видеть итогом своего речевого взаимодействия. Цели разделяются на следующие группы:
    • Непосредственно выражаемые.
    • Прямые. В частности, прием и передача данных.
    • Косвенные.
    • Долговременные.
    • Так называемые интеллектуальные: критика, поиск истины, обсуждение, разъяснение и проч.
  • Обратная связь между участниками диалога. Здесь две категории:
    • Активная (диалог).
    • Пассивная (пример – текст письменного ответа).

Теперь перейдем от всего речевого общения ближе к основной теме разговора. В коммуникации используются просодические и экстралингвистические средства общения. Их роль очень многогранна:

  • Регуляция потока речи.
  • Экономия языковых средств общения.
  • Предвосхищение, дополнение и замещение речевых высказываний.
  • Выражение эмоционального состояния.

Каждое из этих направлений имеет свой набор средств общения:

  • Экстралингвистика – разбавление речи паузами, включение психологических проявлений: смех, плач, вздох, нервное покашливание и проч.
  • Просодика – такие интонационно-ритмические конструкции, как громкость и высота голоса, сила ударения, тембр и проч.

Средства просодики и экстралингвистики

Давайте рассмотрим как просодические, так и экстралингвистические факторы, стили.

Итак, просодика.

Интонация – все разнообразие языковых средств, связанных с голосом, не требующих концентрации внимания на содержании сказанного.

Скорость речи:

  • Менее 200 слов в минуту – медленная.
  • Порядка 350 слов в минуту – спокойная.
  • Около 500 слов в минуту – быстрая.

Высота голоса – от низкой до высокой.

Течение речи (режим): ритмичное, циклическое, отрывистое, угловатое, округленное.

Тембр голоса.

Громкость голоса.

Артикуляция – ясное и четкое либо невнятное, “зажеванное” произношение.

Теперь перейдем к экстралингвистике.

Кашель, одышка. Может проявляться как реакция на внешние раздражители, говорить о проблемах со здоровьем, так и быть продиктована желанием что-то “сказать” собеседнику этими звуками.

Пауза. Причины ее могут быть различны: придание значения сказанному, задумчивость, средство выиграть время, отвлеченность на что-то постороннее. Нередко паузу допускают, заметив, что собеседник хочет что-то сказать.

Исследователи считают, что значение пауз в разговоре иногда почти равно значению сказанного.

Смех – средство разрядить обстановку, сделать беседу несколько эмоциональной. Поводов для него может быть несколько: было сказано что-то комичное, веселое, хочется высказать свое отношение к чему-либо собеседнику.

Смех может быть как естественным, так и искусственным, натянутым.

Нечленораздельные звуки. Многие в процессе разговора кряхтят, вздыхают, “экают”, “мычат” и т .д. Эти звуки могут свидетельствовать как об отношении к предмету разговора, так и раскрывать внутреннее состояние человека.

Но это еще не все.

Иные факторы успешной коммуникации

Помимо экстралингвистики и просодики, имеют место и такестические средства общения: поцелуй, рукопожатие, похлопывание или иное прикосновение.

Говоря об успешном выстраивании речевого общения, не надо обходить стороной и проксемику – расстояние между собеседниками. Оно может быть личным, интимным, близким, публичным, социальным. Важную роль играет и ориентация общения – угловая, независимая, конкурирующе-оборонительная позиция.

А заключает успешность диалога образ собеседника – его манера одеваться, украшать себя, делать прическу и макияж.

Примеры употребления просодических и экстралингвистических средств в речи

Давайте посмотрим, насколько широко мы пользуемся средствами экстралингвистики и просодики в речи и как они могут нас охарактеризовать:

  • Высокий голос используется нами для передачи сильных эмоций, как положительных, так и отрицательных: радости, гнева, восторга, страха, энтузиазма.
  • Четкое произношение слов, отсутствие “проглатывания” суффиксов и окончаний используется, чтобы заявить о себе как о дисциплинированном, ответственном человеке.
  • Быстрая речь характерна для взволнованного, обеспокоенного чем-то собеседника. Медленная может свидетельствовать как о высокомерии и невозмутимости, так и об усталости или горе. Спокойная речь характеризует вдумчивого, уравновешенного человека.
  • Если темп разговора постепенно оживляется, убыстряется, это говорит о вдохновении предметом беседы, погруженности в ее тему.
  • Бойкая, торопливая манера речевой коммуникации свойственна импульсивному, темпераментному человеку, уверенному в своих словах. Но если речь его при этом обрывочна, беспорядочна, характеризуется резкими изменениями скорости говорения, то это свидетельство робости, стеснения, возбуждения, непостоянства и суетливости.
  • Если человек правильно выговаривает слова, придерживается определенной цикличности беседы, это говорит о его строгости, педантичности, твердости, эмоциональной холодности.

Однако не надо забывать, что к средствам общения относятся также жесты, мимика. Если человек говорит размеренно, четко, но при этом отчаянно жестикулирует, “бегает” глазами, кривит губы, то это выдает его волнение, неуверенность. Поэтому всегда стоит обращать внимание на то, чтобы речь и невербальные средства выражения были при беседе синхронны.

Большое значение в речевом общении имеет и богатство лексикона, общего кругозора собеседника. Помимо экстралингвистических факторов, этот показатель заметно влияет на успешность речевой коммуникации.

Что это – экстралингвистические факторы?

Теперь еще несколько определений этого феномена. Экстралингвистические (социальные) факторы общения – это параметры социальной (внеязыковой) действительности, которые обуславливают как частые, так и глобальные изменения в речи.

Также стилеобразующими, внелингвистическими, экстралингвистическими факторами общения называют массу явлений внеязыковой действительности, в которых и под влиянием которых речь приобретает массу своих стилевых характеристик, а также происходит организация и отбор языковых средств.

Компоненты речевой ситуации как внелингвистические факторы

Отметим, что экстралингвистическими факторами вполне можно назвать и компоненты речевой ситуации. “Экстра” = “сверх”: в смысле то, что не изучается непосредственно лингвистикой (наукой о языке).

Давайте вспомним это компоненты:

  • Говорящий.
  • Адресат.
  • Предмет разговора.
  • Цель коммуникации.
  • Обстановка общения.

Что относится к социальным факторам речевого общения?

К экстралингвистическим факторам в глобальном плане относят:

  • Ряд демографических параметров (плотность, способ расселения).
  • Возрастную разницу.
  • Социальную структуру общества.
  • Численность населения, являющегося носителям языка, на котором происходит диалог.
  • Культурно-языковые особенности.
  • Письменные традиции.
  • Языковые культурно обусловленные контакты.

Вот мы и рассмотрели экстралингвистические факторы и средства общения. Это все те внеязыковые особенности, которые, в зависимости от правильности применения, могут сделать коммуникацию как успешной, так и неудовлетворительной.

Источник: //FB.ru/article/366092/ekstralingvisticheskie-faktoryi-vliyayuschie-na-uspeshnost-rechevogo-obscheniya

Как управлять общением? Используем внешние факторы

Факторы общения

Управлять общением – один из важнейших навыков, которым должен обладать журналист. Эффективность общения зависит от многих факторов, в том числе и внешних. Зная эти внешние факторы, умея управлять ими,  можно сделать общение действительно успешным.

Внутренние и внешние факторы общения

Сначала определимся: что относится к внутренним, а что – ко внешним факторам общения.

Ко внутренним факторам, которые влияют на общение, отнесем психологические характеристики нас самих, наши такт, способность к эмпатии, наблюдательность, правдивость, авторитет и пр.

Внешние факторы общения – это:

  • обстановка общения (официальная или интимная),
  • ситуация, в которой проходит общение,
  • социально-психологические характеристики партнеров по общению,
  • наличие общего тезауруса (запаса слов).

Некоторыми внешними факторами управлять невозможно или крайне сложно. Например, вряд ли мы сможем повлиять на возраст нашего собеседника. Однако этот фактор мы можем учесть  и общаться иначе, чем с молодым  человеком. Мы не повлияем на темперамент нашего собеседника, на его тип личности или мотивы… Мы можем только учесть это во время выстраивания отношений.

Но есть и такие внешние факторы, которые поддаются нашему управлению и даже могут быть специально организованы.

Обстановка общения

  • Зная, как обстановка влияет на общение, можно готовиться ко встрече специально.

Так, зачастую залогом успешного общения становится оформление офиса.

Грамоты, кубки, почетные значки, фотографии с кадрами в момент награждений и иные трофеи  расскажут о достижениях  и успехах фирмы или предпринимателя.

 Обычно посетителя в таких фирмах оставляют на некоторое время в одиночестве – чтобы он успел оглядеться и рассмотреть символы успеха.

Солидно отделанный и обставленный офис также свидетельствует об успехах его хозяев, о том, что здесь водятся деньги, они вкладываются в том числе и в комфорт, а значит, услуги здесь стоят дорого. Но и работа выполняется качественно – ведь именно за качество платят клиенты и посетители!

Однако с роскошью важно не переусердствовать: все хорошо, что в меру!

  • Общение довольно сильно зависит не только от того, в каком помещении или вне его мы находимся, но и от того, как размещены партнеры по отношению друг к другу.

В кабинете начальника, когда он восседает на высоком кресле, а мы сидим напротив на жестком стуле, не очень-то тянет говорить по душам. А в будуаре с толстыми коврами, скрадывающими шумы, на роскошной кровати с женой или мужем  вряд ли хочется обсуждать рабочие моменты.

Успешнее пройдет общение между людьми, которые сидят свободно вокруг небольшого столика, а не в ряд. Особенно эффективно расставлять стулья вокруг стола в том случае, если партнеры по общению встречаются впервые. Такая обстановка подчеркивает равноправие всех участников и располагает к доверию.

Начальник в кресле – это подчеркивание его авторитета.

Если руководитель хочет сделать беседу более доверительной или дружеской, он может встать из кресла и выйти из-за стола, присесть рядом с собеседником на диванчик или стул.

Такое поведение будет символизировать для  собеседника: начальник «на моей стороне». Однако эти же действия начальника только повредит официальному разговору, деловой беседе.

Ситуация общения

Разные ситуации по-разному влияют на общение. В ситуации конфликта, например, общаться гораздо труднее, чем в ситуации, когда собеседник внимательно слушает и старается нас понять.

Внутреннее сопротивление собеседника – зависит ли оно от неприятного первого впечатления, закоренелой зависти, негативных установок, предвзятости или мимолетного плохого настроения – всегда негативно влияет на общение.

В «тяжелых» случаях, чтобы сделать общение успешным, важно сначала разрядить обстановку: шуткой, прямым вопросом, что не так, неоспоримыми фактами…

  • Все ситуации предусмотреть невозможно, именно поэтому так ценится в людях умение импровизировать, становиться на место собеседника и управлять собой.

Не только в сложных, но даже в типичных ситуациях общения мы иногда ведем себя неправильно.  Представим только: входим в офис, а там – человек десять обращают на нас свои взоры.

Кто-то из нас бодро пройдет мимо, громко и внятно поздоровавшись, отпустив шутку. А иной – потупит глаза, что-то буркнет  и постарается побыстрее прошмыгнуть мимо. Последнее недопустимо, т. к.

свидетельствует о закомплексованности.

Можно потренироваться дома, перед зеркалом, а потом перед близкими людьми, здороваться внятно, радостно, приветливо. Вскоре те, у кого получится преодолеть свою застенчивость или закомплексованность, заметят: люди начнут отвечать так же дружелюбно и приветливо.

К типичным ситуациям общения можно отнести умение не мямлить, а сказать твердое «нет!», когда невозможно сказать «да». Или ситуации, когда нужно кого-то о чем-то попросить, красиво поблагодарить, попросить прощения…

Каждый по-своему ведет себя – и получает разные результаты.

 Особенности собеседника или групп

Все мы являемся представителями каких-то социальных групп. Чем более «зрелая» группа, коллектив, чем более сознательны их представители, тем больше можно рассчитывать на эффективное общение.

Конечно, начальнику проще управлять подчиненными, т.к. его статус – выше. Талантливому учителю, сумевшему найти подход к детям, проще убедить в чем-то подопечного, чем его нерадивому коллеге. Спокойной, постоянной в воспитании матери легче принудить к чему-то ребенка, чем той, которая воспитывает «от случая к случаю» и чаще всего – силовыми методами.

Важно помнить: неравенство в социальном статусе, в возрасте, в заслугах и чем-то еще не дает морального преимущества над собеседником.

Тот, кто «выше», должен видеть в том, кто от него зависит или ему подчиняется, прежде всего человека, и относиться к нему гуманно, уважительно и со вниманием.

Общение свысока создает психологические барьеры, преодолеть которые гораздо сложнее, чем воздвигнуть.

Общий тезаурус, или запас слов

У каждого из нас, людей, свой запас слов и свое понимание хорошей речи. Совпадение тезауруса у собеседников означает, что они общаются друг с другом «на одном языке».

Есть специальные слова, связанные с профессией. Журналисты, например, прекрасно знают, что означает «ляп», «полоса». Медики, летчики, конструкторы и механики оперируют своим специфическим набором слов. Слов, вроде бы и сходные по звучанию с нашей обычной речью, но имеющих совершенно иное смысловое содержание.

В одном из учебников по психологии общения приводился пример. Учитель физкультуры отдал младшим школьникам известную при ходьбе строем команду: «Взять ногу!». Эту команду школьники восприняли буквально и пытались в самом деле во время ходьбы взять ногу рукой.

Так что наличие общего тезауруса поможет общаться более эффективно, а иначе можно попасть впросак, а то и в неприятную ситуацию.

Мы учли внешние факторы общения. Учимся управлять общением дальше? Если готовы, в помощь – публикации:

  • «Как понять собеседника» 
  • «Как поддержать и развить контакт с собеседником«.

инструменты общения, эффективное общение

Источник: //panisvetlana.ru/kak-upravlyat-obshheniem-ispolzuem-vneshnie-faktory

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.