Фильм Елены Погребижской «Тонкий и толстый»: когда еда становится врагом

Еда не виновата

Фильм Елены Погребижской «Тонкий и толстый»: когда еда становится врагом

11 марта в «Благосфере» состоится премьера нового документального фильма Елены Погребижской о расстройствах пищевого поведения. Оказывается, ими страдают очень многие наши сограждане, а причины — сложнее и глубже, чем желание похудеть

Фильм «Тонкий и толстый» рассказывает о наиболее распространенных недугах — анорексии и переедании — на примере двух героинь. «Часто я вообще снимаю фильм про кого-то одного, потому что люблю человеческие истории.

Но так как расстройств пищевого поведения много, мы решили сконцентрироваться именно на этих полярных вещах, полностью опустив третью распространенную проблему — булимию», — рассказывает режиссер Елена Погребижская.

В фильме нет страшных картинок, которые принято показывать про анорексию и переедание. Вместо сорокакилограммовых скелетиков и ломающихся под тяжестью ожиревших тел кроватей мы видим двух милых девушек.

Они рассказывают, что для них значит еда, и почему это стало проблемой, а психотерапевты комментируют их истории.

Постепенно становится понятно, что одна не ест целыми днями, а вторая опустошает шкаф после того, как съела все, что было в холодильнике, не просто так. Все дело в психологических травмах из детства.

60% женщин с ожирением болеют клинической депрессией, 30% страдают от панических атак

Режиссер признается, что сама узнала много нового в процессе создания фильма. «Больше всего меня поразило, насколько сильны при расстройствах пищевого поведения психологические причины, и как тесно они связаны с детскими травмами», — говорит Елена.

А еще, оказывается, масштаб проблемы гораздо больше, чем принято думать. Анорексией, к примеру, страдают от 1-4% всех женщин и 0,5% мужчин в России. А еще русские женщины — самые полные в Европе. При этом 60% женщин с ожирением болеют клинической депрессией, 30% страдают от панических атак. Многие были жертвами сексуального насилия в детстве.

Дело не в еде  

Елена Погребижская из личного архива

Несмотря на то, что слова анорексия и булимия знают многие, о том, что это серьезные психические расстройства, мало кто говорит.

Молчат и сами больные, зная, что в лучшем случае услышат слова: «Да ты и так худая, куда тебе еще» — или: «Ты просто ешь поменьше и двигайся побольше».

А то, что к анорексии может привести целый набор факторов — от генетической предрасположенности, особенностей характера, отношений в семье — до личной катастрофы, знают только психотерапевты и психиатры.

«Отношения с родителями — важный фактор, влияющий на ребенка, заболевшего анорексией. Сегодня активно ведутся эпигенетические исследования, демонстрирующие наследственную обусловленность анорексии.

То же самое с перееданием — исследования на мышах показали, что склонность к перееданию наследуется.

И мы видим, особенно на примере США, что у поколения, фанатично борющегося с лишним весом и в итоге все равно толстого, рождаются дети, которые переедают», — объясняет психотерапевт и консультант фильма Светлана Бронникова.

Светлана возглавляет центр интуитивного питания IntuEat в России и работает в клинике расстройств пищевого поведения в Голландии. По ее словам, уровень осведомленности о проблеме в Европе гораздо выше, чем у нас. При этом самих расстройств этого рода становится все больше, и они затрагивают все группы людей.

«Сегодня анорексией болеют даже дети, — говорит она. — В нашей голландской клинике с этого года возрастной ценз пациентов снижен с 12 лет до 10. Люди все больше осознают, что проблема существует, и идут к специалистам.

Ведь в мире расстройства пищевого поведения встречаются даже чаще, чем депрессия и нарушения тревожного спектра».

Принято считать, что подобные проблемы бывают только у женщин. Но это не так. «У центра IntuEat есть группа в , — продолжает Светлана. — Мы раньше думали, что наша целевая группа — женщины. Но спустя два года ведения группы посмотрели статистику и ужаснулись. Оказалось, что 52% читателей — мужчины. 
Кадр из фильма «Тонкий и толстый»

Они регулярно все просматривают, но никогда ничего не пишут. Получается ситуация двойного молчания –— об анорексии, булимии и компульсивном переедании ничего не говорится, а о мужчинах, страдающих всем этим, вообще ничего не известно. Их как бы нет».

Расстройств пищевого поведения много, и с годами их фиксируют все больше. Когда-то, в 1950-е годы, было одно РПП — нервная анорексия. В 1970-х добавился официальный диагноз — нервная булимия.

Начиная с американской классификации болезней DSM-5 появился диагноз «приступообразное переедание». «Это очень правильно, потому что раньше людям с перееданием говорили «закрой рот и вставай на беговую дорожку».

А это психическое расстройство, которое требует серьезного лечения, в том числе нейролептиками», — говорит Светлана.

Как понять, что у человека расстройство пищевого поведения? Прежде всего, если еда как факт рождает напряжение

Существует еще вариация приступообразного переедания — так называемое компульсивное переедание, которым страдает одна из героинь фильма.

А есть еще прегорексия — это когда беременная женщина стремится всеми силами не набирать вес и ограничивает себя в еде, в результате чего и она, и ребенок страдают.

Другое расстройство — мускульная дисморфия, она же бигорексия — это навязчивое стремление наращивать мускулы, чаще свойственное мужчинам. Перечислять все виды расстройств пищевого поведения можно долго.

Мир орторексов

Светлана Бронникова кадр из фильма «Тонкий и толстый»

Описанная еще в 1980-х, но пока не ставшая официальным диагнозом орторексия, — это навязчивое стремление есть здоровую, нетоксичную пищу.

Люди с таким расстройством боятся ГМО, консервантов, не едят белую муку и охотятся за фермерской едой. Они считают, что все мясо в магазинах отравлено и напичкано гормонами роста и антибиотиками.

Они едят все безлактозное и безглютеновое, хотя на самом деле людей, например, с лактозной непереносимостью, крайне мало. «Сегодня мы живем в мире орторексов», — говорит Светлана.

По ее словам, маниакальное увлечение правильным питанием тесно связано с таким же навязчивым стремлением заниматься спортом. «Согласно нормам ВОЗ, минимально необходимому для здоровья движению нужно уделять 150 минут в неделю — это 20 минут в день.

Согласно клиническому описанию синдрома навязчивых тренировок, если человек занимается спортом больше пяти часов в неделю — это симптом расстройства.

Но среднестатистическое издание про здоровый образ жизни говорит нам, что у нас должно быть как минимум три часа кардио- и три часа силовых тренировок в неделю. А это выходит за рамки пяти часов.

Заниматься спортом, который нравится — танцами, коньками, просто прогулками с собакой — это полезно и хорошо. А изматывать себя — нет. Одна моя пациентка утверждает, что если после тренировки ее не подташнивает, значит, она мало позанималась».

Но самое интересное вот что. Если клинические случаи всех этих расстройств редки, то разные их проявления есть почти у всех людей на планете.

Классический пример: женщина средних лет считает, что у нее лишний вес, и испытывает постоянное желание похудеть. Полгода сидит на диете, а полгода ест все подряд и сокрушается по этому поводу. Затем снова берется за себя и снова срывается.

Клинических масштабов это не достигает — она то набирает, то скидывает несколько килограммов. Но это нездоровое поведение.

«Цикл «диета-переедание», по которому живут большинство женщин, это ненормально, и с этим нужно что-то делать, — предупреждает Бронникова.

— Если мы возьмем сотню человек, то из них две женщины будут болеть анорексией, две — булимией, три — приступообразным перееданием, и к ним еще один мужчина добавится.

А у остальных 70-80% будут, как мы говорим, неклинические расстройства пищевого поведения. Они не будут достигать того уровня, при котором нужно срочно бежать к специалисту, но это и не норма тоже». 

Как понять, что у человека расстройство пищевого поведения? Прежде всего, если еда как факт рождает напряжение. Если человек постоянно говорит о еде. В норме еда — это способ насытиться и получить удовольствие. Отклонение — когда она внушает страх и вызывает дискомфорт.

Если человек понял, что у него проблемы, лучше всего обратиться к психотерапевту. «Конечно, можно пытаться бороться самостоятельно, но, не владея методиками, будешь двигаться вслепую. Можно преуспеть, а можно и нет. Сегодня психотерапия накопила достаточный опыт борьбы с расстройствами пищевого поведения. Около 80% людей, обнаруживших у себя такое расстройство, выздоравливают».

Пытаться помочь себе самому непросто, особенно в России. «Мы находимся в ужасном информационном вакууме, — говорит Светлана. — Грамотной, доступной и правильной информации на русском языке практически не существует. Есть или научные исследования, или глупые страшилки. На английском такой литературы огромное количество, а у нас нет ни одной книги из серии «Помоги себе сам»».

Елена Погребижская как раз пытается восполнить пробел. Фильм «Тонкий и толстый» — это часть цикла о проблемах, с которыми человеку нужно обращаться к психотерапевту, но он, как правило, не обращается.

Уже вышли фильмы «Панические атаки» и «Посттравматический синдром». Скоро Елена приступит к работе над фильмом «Пережить потерю». «К сожалению, в нашей стране уровень невежества очень большой.

А людям нужна информация о себе, о психологии, о вещах, которые не лежат на поверхности», — заключает Погребижская.

В конце фильма режиссер говорит, что хотела бы донести до зрителя простую мысль: в случае расстройств пищевого поведения «дело не в еде». После показа для широкой публики фильм выложат в открытый доступ в интернете.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!

Источник: https://takiedela.ru/2017/03/eda-ne-vinovata/

«Она делала свое одинокое дело…»

Фильм Елены Погребижской «Тонкий и толстый»: когда еда становится врагом
Время чтения: 6 минуты

«Для меня было важно понимать, что где-то она есть, на Новокузнецкой, и я в любой момент могу к ней обратиться. Человек был не той дурацкой бытовухой занят, чтобы заработать деньги… Эти вопросы решались сами, пока она занималась другим – помощью людям», – говорит Елена Погребижская.

В киноклубе Вышки 1 марта показывали  и обсуждали фильм «Доктор Лиза» режиссера Елены Погребижской. Дискуссия «жгла», и Погребижская, уточняя и парируя, переступая с ноги на ногу и подрагивая уголками губ, обсуждала со студентами личность Доктора Лизы и ее дело, изменившее не одну человеческую судьбу.

 «Доктор Лиза»: как пришла идея снять кино

«У нее был ужасно интересный ЖЖ (LiveJournal – блог-платформа для ведения блогов). Она описывала истории своих больных», – вспоминает режиссер.

«Доктор Лиза» – это фильм-ответ на вопрос, зачем человеку обрабатывать рану грязному бездомному, ездить к больным по вокзалам, внушать надежду лежащим в хосписе или проводить вместе со слепоглухонемой девочкой шесть часов, пока ее не довезут до больницы. Этот человек – доктор, специалист по паллиативной медицине. Человек, который должен быть рядом, когда больно и страшно. Елена Погребижская уверена, что таким человеком была Елизавета Глинка,  известная нам как Доктор Лиза.

О докторе лизе

Елизавета Глинка – правозащитник и общественный деятель, врач-реаниматолог, исполнительный директор фонда «Справедливая помощь», член Совета при Президенте по вопросам прав человека и гражданского общества.

Но до съемок фильма «Доктор Лиза» (а это 2009 год) Елизавета Глинка, в основном, занималась выездной хосписной службой: навещала больных, распределяла новых, оказывала им поддержку, каждую среду  ездила по вокзалам. «Это душераздирающе.

То есть был некий человек, доктор, который этим занимался и, можно сказать, доделывал за государством работу постоянно» – сказала Елена Погребижская во время обсуждения фильма.

Елизавета Глинка погибла 25 декабря 2016 года – она была в самолете ТУ-154, который направлялся в Сирию и разбился при вылете из Сочи. У Доктора Лизы остались трое сыновей.

Глеб, муж Лизы, международный адвокат с американским гражданством, построивший первый в Киеве хоспис, которым руководила Доктор Лиза. Своих детей у нее двое: Алеша и Костя, они родились в США.

Третьего сына Илью она усыновила после смерти больной раком женщины в Саратове.

Фильм «Доктор Лиза» в 2009 году получил премию ТЭФИ.

Елена Погребижская:

«Я, честно говоря, поражаюсь тому, как смотрится фильм спустя годы. Он выглядит так, как будто мы специально там что-то сделали, придавая каким-то вещам метафорический смысл. Кресло с лайнера, разговор Лизы про собственную смерть… Я смотрю и думаю: она говорит, что не знает, а я-то знаю…»

«Удивляться тому, что могут полететь даже и пули, не приходится»

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА:

Плохо отзываться о таких людях совесть не позволяет, хотя… фигура спорная. Она ездила в Сирию, помогать с медикаментами, может, помогала солдатам. Но возможно, ей не пришлось бы этого делать, если бы это не началось. Я не говорю о ее медицинской деятельности, скорее о политической: ее сотрудничество с различными партиями ….

ЕЛЕНА ПОГРЕБИЖСКАЯ:

А это, конечно, отрицательно характеризует человека, да? Для меня было большим откровением, когда я вывешивала свой фильм после гибели Лизы, получить под него  немедленно сто комментариев адской грязи.

Я как человек, отлучившийся от последних событий в жизни Лизы (после съемок и нескольких благотворительных концертов прошло 5 лет), могла упустить какие-то моменты. Но оказалось, что невозможно безболезненно касаться вопросов военных. Поскольку нас с вами не бомбят, то мы не имеем конкретного врага.

А тот, кто дружит с этим врагом, враг обязательно. Как только касаешься этой темы откуда-то из Москвы, издалека, то удивляться тому, что в ответ могут полететь даже и пули, не приходится, хотя как-то странно сначала. Мне обрушили сайт два раза вдруг. Я-то точно не воюю ни с кем. Но нельзя трогать безнаказанно.

У людей болит. Люди хотят отомстить за свою боль. Хоть кому, даже собакам, которые ни в чем уж не виноваты. А какая разница – кому-то же надо?

 «Харизму не заменить»

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА:

Как вы думаете, будет ли фонд «Справедливая помощь» существовать без Елизаветы?

ЕЛЕНА ПОГРЕБИЖСКАЯ:

Знаю, что некоторые волонтеры хотят продолжать это дело. Но… мне это не интересно. Меня привлекает харизма. Все, ее нет. Петрович, доктор, который постоянно был рядом, ушел, потому что он привык работать с Лизой, а без Лизы ему это не нужно. Он онколог и может быть онкологом в любом другом месте. Харизму не заменить. Вот Немцов погиб и нет больше второго Немцова, например.

«Этим она отличалась от 99,99 процентов человечества»

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА:

У нас сложился образ такого полусвятого человека. А не было ли выявлено истинной причины, почему она так спокойно перевязывала бездомных, не могла она…?

ЕЛЕНА ПОГРЕБИЖСКАЯ (перебивая):

Так она доктор! Это нормальное желание для доктора: градусники ставить, таблеточки давать – это их работа, это нормально и естественно.

Паша, которого вы в фильме видели, производит такое ложное впечатление «простачка», хотя, на самом деле, очень толковый, успешный бизнесмен, который долго искал червоточинку, но не нашел. Поверьте, есть люди не такие, как мы с вами: цельные и живущие другими ценностями.

Естественно, никакой святой она была. Ее отличие от людей остальных было в том, что ее задача выше быта.

Ее мотивировала помощь людям, она постоянно занималась помощью, невзирая ни на какую опасность, невзирая на общественное мнение, невзирая на подозрения, на кучу дерьма, на отрицательные комментарии, а просто делая то, что ей было важно – помогать людям. Этим она отличалась от 99,99 процентов человечества.

 «Моя задача была показать это движение против ветра»

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА:

Удалось узнать ту самую Лизу?

ЕЛЕНА ПОГРЕБИЖСКАЯ:

А я не знаю. Я даже себя не знаю, а уж точно не героя.

То есть, если бы мы знали людей, люди бы не разводились, правильно? Если бы люди знали людей, то прекрасный человек через десять лет не становился бы монстром, правда? Моя задача была показать, что было важным в тот момент: сердцевину этого процесса, странной помощи людям, за которую не платят, которую никто не организовал, вот это все движение против сильного ветра. Поскольку Лиза – очень важная фигура для российской истории и сейчас, мне, конечно, хотелось бы, чтобы она стала некой российской Матерью Терезой. Но я не знаю Лизу. Режиссеру нельзя дружить с героями. Это нарушает этику профессии.

«Она так курила, знаете, одиноко…»

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА:

А слезы ее видели?

ЕЛЕНА ПОГРЕБИЖСКАЯ:

Слезы нет. Но она так курила, знаете, одиноко… В фильме есть момент, где она сидит на ступенях в подвале и курит одна в робе, специальной форме, в которой они бездомных обрабатывают. Такой одинокий вид. Одинокий-одинокий.

А поскольку Кирилл хороший оператор, он это немедленно снял. Для меня это очень точная метафора. Она вот такая, такой и осталась. Она делала свое одинокое дело и как бы люди ни хотели к ней присоединиться, что-то им мешало.

Мы, живущие в России люди, так устроены, что поверить, как кто-то мотивирован чем-то точно хорошим, очень сложно. Уж точно нужно потратить время, чтобы найти, где же там второе дно.

Вот почему нельзя взять и поверить? Есть пример из книжки, где написано: этот человек был вот таким. Прочитали и поверили. А если он живой рядом ходит, то в это поверить просто нельзя.

Надо найти, что там с ним не так.

«У меня чутье»

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА:

А вы верили?

ЕЛЕНА ПОГРЕБИЖСКАЯ:

Да. У меня чутье. Это мой главный талант. Я рептильным мозгом думаю (смеется). Правда-правда. Мой основной мозг работает так себе. А рептильный работает замечательно.

Чутье меня ведет выбирать героев. Поэтому, собственно, выбирая неочевидные темы для фильмов, я практически всегда попадаю в точку. И в итоге получается резонансное кино.

Это не потому, что я сейчас хочу похвастаться. Это правда.

«Это было личное горе»

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА:

Как вы пережили весть о ее смерти?

ЕЛЕНА ПОГРЕБИЖСКАЯ:

Когда Лиза погибла, для меня это было личное горе. По счастью, сейчас стало слабее. Но я могу сказать, что смерть моего отца произвела на меня меньшее впечатление, чем смерть Лизы, потому что с отцом у меня не было отношений, а с Лизой были.

Для меня было важно понимать, что где-то она есть, на Новокузнецкой, и я в любой момент могу к ней обратиться. И она для меня всегда была и остается таким ориентиром моральным. Человек был не той дурацкой бытовухой занят, чтобы заработать деньги… Эти вопросы решались сами, пока она занималась другим – помощью людям.

Для меня это ориентир серьезный. Мне тоже хочется брать пример, как жить идеями. Немножко визионерскими, но это хорошо.

Кто такая Елена Погребижская?

Несколько фактов из биографии:

  • Родилась в 1972 году, в Ленинградской области
  • Журналист, певица, сценарист и режиссер документального кино
  • Дважды получала премии «ТЭФИ», а также «Лавр» (2008) и «Сталкер» (2013)
  • Имеет два высших образования: окончила факультет русской филологии ВГПУ и отделение телевидения факультета журналистики МГУ
  • С 1995 по 2001 год была политическим комментатором программы «Время»
  • Была солистом в рок-группе «Butch», выпустившей 4 альбома, последний альбом «Credo» вышел в 2007 году
  • Написала две книги: «Дневник артиста» (2005) и «Исповедь четырех» (2007), по которой ею же совместно с Михаилом Соловьевым был снят фильм «Все равно я встану»
  • В 2011 году ведущая программы «Здесь и сейчас» на телеканале «Дождь»
  • Сняла документальные фильмы «Продавец крови», «Доктор Лиза», «Мама, я убью тебя», «Панические атаки», «Васька», «Тонкий и толстый» и др.

В интервью Хит.Медиа, как и другим СМИ, Елена Погребижская подчеркнула, что у нее нет желания возвращаться на телевидение и в музыку.

«Желания вернуться на телевидение у меня нет, потому что это работа по найму, в большой иерархии. А я независимый режиссер, и это означает, что вся иерархия – это я. В музыку нет, потому что это слишком малый канал выражения, где совершенно нельзя выразить интеллект, а мне это важно».

Сейчас Елена Погребижская собирает деньги на новый фильм «Пережить потерю», в котором герои фильма расскажут о том, как преодолевали свое горе. Напомним, что на свои фильмы Елена Погребижская находит средства, проводя краудфандинговые кампании.

Источник: https://hit.media/2017/03/04/ona-delala-svoe-odinokoe-delo/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.