Флортайм: модель развития

Floortime –

Флортайм: модель развития

Когда ребенок не умеет играть с другими детьми, постоянно капризничает, все делает невпопад, когда у него есть трудности с координацией движений, родители поступают по-разному: ругают ребенка, ведут к врачу или просто оставляют все как есть в надежде, что когда-нибудь его поведение изменится.

Если взрослые мало говорят с младенцем, не поддерживают его попытки играть, у ребенка возникают трудности. Постепенно он перестает реагировать на обращенные к нему слова и действия, замыкается. «Я подзываю его, а он не идет. Я кричу, а он просто меня не замечает», – с горечью рассказывает усталая мама.

Почему ее маленький сын ведет себя именно так?

Возможно, мальчик просто не слышит мамины слова из-за проблем со слухом. Или слышит, но плохо понимает речь. Или хочет подойти, но не может мысленно выстроить траекторию движения и потому не решается преодолеть пространство, которое отделяет его от мамы.

Поведение, которое не устраивает взрослых, часто служит сигналом: в жизни ребенка что-то идет не так. Дети страдают, когда родители ждут от них того, чего они в силу своих индивидуальных особенностей просто не могут сделать. Метод флортайм нацелен как раз на это: найти причины трудностей, выяснить, какой сбой произошел в развитии.

Чего не хватает детям

Многие дети сегодня не так любопытны, как родители в их возрасте, начинают позже сидеть и ходить, им труднее общаться. Причина в том, что современные дети много времени проводят в «упаковке» – переносках, манежах, стульчиках для кормления, автомобильных детских креслах.

Такие приспособления делают более удобной жизнь родителей и ограждают ребенка от опасностей. Но одновременно сужают его возможности исследовать мир и самого себя. Ребенка пристегивают, и его движения ограничены, он уже не может повернуться, тем более перевернуться.

Плохо то, что при этом не развивается вестибулярный аппарат – часть головного мозга, с помощью которой мы определяем свое положение в пространстве.

Дети «в упаковке» подолгу остаются в одном положении, в результате они плохо умеют менять позу, неуверенно чувствуют себя на открытом пространстве, им трудно различать правое и левое.

«Упаковка» ограничивает поле зрения ребенка, поэтому многим детям сложно соотносить зрительное восприятие формы, цвета, объема предмета с тактильными ощущениями. А самые простые действия – взять чашку, подкинуть и поймать мячик – вызывают затруднение.

И число таких затруднений увеличивается, поскольку жизнь родителей становится все более напряженной и они все охотней пользуются разными приспособлениями.

Флортайм – метод семейной психотерапии. Но присутствие на каждом сеансе всех членов семьи не обязательно.

На встречу с психологом приходит тот, кто больше времени проводит с ребенком. На сеанс желательно пригласить братьев (сестер), если у ребенка есть трудности в общении с ними.

Терапию можно начинать с самыми маленькими детьми (до года), проводить с подростками и со взрослыми (в этом случае место игры занимает специально построенная беседа). Встречи происходят 1–3 раза в неделю по 50 минут. Терапия длится от нескольких месяцев до нескольких лет. Длительность зависит от того, как быстро родители приобретут навыки эффективного общения с детьми. Стоимость сеанса от 2500 до 4000 руб. (в случае, если психолог приезжает домой).

Автор идеи

Детский психоаналитик Стэнли Гринспен (Stanley Greenspan) заметил: когда взрослые не заставляют ребенка делать то, что сами считают нужным, а стараются понять, что его увлекает, и присоединяются к его занятиям, то ребенок вовлекается во взаимодействие с ними.

Возникает возможность шаг за шагом развивать его эмоции, интеллект, моторику тела. Задача взрослого – установить доверительные отношения с ребенком и быть внимательным к его индивидуальности: что ему нравится, что он уже может сделать, а что пока нет.

Не просто тренировать отдельные навыки, а сделать так, чтобы ребенку хотелось общаться, чтобы ему было интересно и этот интерес побуждал бы его к социальному, эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Свой подход Стэнли Гринспен назвал DIR (Developmental Individual-difference Relationship-based model, то есть Модель развития, основанная на отношениях, с учетом индивидуальных различий), а флортайм (Floortime, буквально – «время на полу») стал практической частью этого подхода.

В 1980-е годы Стэнли Гринспен попробовал флортайм в работе с детьми с аутизмом, которым трудно или невозможно общаться с другими людьми. И увидел, что метод способствует развитию любого ребенка, если родители продолжают начатую психологом работу и помогают своему сыну или дочери развивать любопытство1.

Для флортайма нужна спокойная обстановка. На полу разложены игрушки. Ребенку дают возможность выбрать что-то из них и начать играть, а психолог наблюдает за ним. Затем присоединяется к игре и снова присматривается к реакциям ребенка. Например, если накрыть игрушку рукой, то ребенок старается убрать руку взрослого, чтобы снова увидеть игрушку.

К 8 месяцам дети уже знают, что, даже пропав из видимости, предметы не исчезают насовсем. Поэтому, если ребенок более старшего возраста, потеряв игрушку из виду, отворачивается или плачет, возможно, в его развитии произошел сбой, из-за которого у ребенка не сложилось представление о постоянстве реальности.

И тогда психолог придумывает игры, которые помогут ребенку убедиться, что игрушки не пропадают.

Стэнли Гринспен и его сотрудники создали подробные таблицы для каждой стадии развития ребенка с перечислением соответствующих ей навыков. Если ребенку не хватает каких-то умений, психолог определяет, какой стадии развития они соответствуют, и в игре как бы возвращается с ребенком на эту стадию и помогает ему пройти ее заново, восполнив существующие пробелы.

В других сессиях психолог может усложнять игровые сюжеты, добавляя новые ситуации, описания, задачи, побуждая ребенка решать их, проявлять находчивость. Он приглашает родителей спуститься на уровень детей – в буквальном смысле: опуститься на пол, чтобы играть.

Удовольствие, которое получит ребенок от игры и своих новых умений, станет стимулом для его развития.

Цели терапии

Родители иногда честно признаются: «Я не умею играть. Это скучно!» Кому-то детские игры кажутся бессмысленным занятием, а кто-то боится, например, того, что ребенок вдруг расплачется или разозлится.

Это мешает им свободно играть с ребенком, а тот, в свою очередь, стесняется и замыкается. Общение не получается, и оба расстраиваются. Психолог в этом случае может стать посредником между родителями и детьми.

Иногда, чтобы помочь ребенку, психолог работает в сотрудничестве с неврологом, логопедом и массажистом.

Центральная часть метода – процесс увеличения «циклов общения». Их также называют коммуникативными циклами или кругами общения.

Любой диалог похож на пинг-понг: мы словно по очереди отбиваем шарик, стараясь не дать ему упасть: я что-то говорю, ты отвечаешь, я отвечаю на твой ответ. Обычно мы так и общаемся, не замечая, как это делаем. И все же это – навык, которому мы учимся с рождения.

Мать улыбается младенцу, он улыбается в ответ, видя это, она смеется от радости, а он, слыша ее смех, оживляется, машет ручками. Это и есть цикл общения. Или годовалый ребенок бросает игрушку, мать поднимает и отдает ему, а он снова бросает.

Ребенку интересно: как падает игрушка, какой возникает звук, он познает мир и одновременно общается с мамой, которая поддерживает игру, доставляя ему удовольствие.

Некоторые дети, как годовалый Вася, не умеют смотреть в лицо, отводят взгляд, и это может стать препятствием для распознавания выражений лица и понимания чувств других людей. Как сделать, чтобы Вася начал смотреть в лицо? Психолог может скорчить рожицу или издать неожиданный звук, привлекая его внимание.

Или возьмет его любимую игрушку в зубы – взрослая тетя держит в зубах зайчика, как странно! Может быть, Вася захочет отнять зайчика, и возникнет взаимодействие. В следующий раз он посмотрит в лицо психологу, нет ли у того в зубах чего-нибудь странного… И постепенно научится поддерживать зрительный контакт.

Флортайм открывает возможность понять, в чем трудности ребенка, и устранить их, чтобы ему стало легче общаться и интересней жить…

Источник: http://www.caba-deti.ru/floortime/

Флортайм: модель развития

Флортайм: модель развития

Играть с детьми, получая от этого удовольствие и отвечая интересам и потребностям ребенка? Общаться так, чтобы потом ему было легче общаться с другими? Об этом мечтают многие родители. Но при чем здесь психотерапия?

Татьяна Бедник детский психолог

Когда ребенок не умеет играть с другими детьми, постоянно капризничает, все делает невпопад, когда у него есть трудности с координацией движений, родители поступают по-разному: ругают ребенка, ведут к врачу или просто оставляют все как есть в надежде, что когда-нибудь его поведение изменится.

Если взрослые мало говорят с младенцем, не поддерживают его попытки играть, у ребенка возникают трудности. Постепенно он перестает реагировать на обращенные к нему слова и действия, замыкается. «Я подзываю его, а он не идет. Я кричу, а он просто меня не замечает», – с горечью рассказывает усталая мама.

Почему ее маленький сын ведет себя именно так?

Возможно, мальчик просто не слышит мамины слова из-за проблем со слухом. Или слышит, но плохо понимает речь. Или хочет подойти, но не может мысленно выстроить траекторию движения и потому не решается преодолеть пространство, которое отделяет его от мамы.

Поведение, которое не устраивает взрослых, часто служит сигналом: в жизни ребенка что-то идет не так. Дети страдают, когда родители ждут от них того, чего они в силу своих индивидуальных особенностей просто не могут сделать. Метод флортайм нацелен как раз на это: найти причины трудностей, выяснить, какой сбой произошел в развитии.

Для кого это подходит?

Флортайм – метод семейной психотерапии. Но присутствие на каждом сеансе всех членов семьи не обязательно. На встречу с психологом приходит тот, кто больше времени проводит с ребенком. На сеанс желательно пригласить братьев (сестер), если у ребенка есть трудности в общении с ними.

Терапию можно начинать с самыми маленькими детьми (до года), проводить с подростками и со взрослыми (в этом случае место игры занимает специально построенная беседа). Встречи происходят 1–3 раза в неделю по 50 минут. Терапия длится от нескольких месяцев до нескольких лет. Длительность зависит от того, как быстро родители приобретут навыки эффективного общения с детьми.

Стоимость сеанса от 2500 до 4000 руб. (в случае, если психолог приезжает домой).

Как это происходит?

Для флортайма нужна спокойная обстановка. На полу разложены игрушки. Ребенку дают возможность выбрать что-то из них и начать играть, а психолог наблюдает за ним. Затем присоединяется к игре и снова присматривается к реакциям ребенка. Например, если накрыть игрушку рукой, то ребенок старается убрать руку взрослого, чтобы снова увидеть игрушку.

К 8 месяцам дети уже знают, что, даже пропав из видимости, предметы не исчезают насовсем. Поэтому, если ребенок более старшего возраста, потеряв игрушку из виду, отворачивается или плачет, возможно, в его развитии произошел сбой, из-за которого у ребенка не сложилось представление о постоянстве реальности.

И тогда психолог придумывает игры, которые помогут ребенку убедиться, что игрушки не пропадают.

Стэнли Гринспен и его сотрудники создали подробные таблицы для каждой стадии развития ребенка с перечислением соответствующих ей навыков. Если ребенку не хватает каких-то умений, психолог определяет, какой стадии развития они соответствуют, и в игре как бы возвращается с ребенком на эту стадию и помогает ему пройти ее заново, восполнив существующие пробелы.

В других сессиях психолог может усложнять игровые сюжеты, добавляя новые ситуации, описания, задачи, побуждая ребенка решать их, проявлять находчивость. Он приглашает родителей спуститься на уровень детей – в буквальном смысле: опуститься на пол, чтобы играть.

Удовольствие, которое получит ребенок от игры и своих новых умений, станет стимулом для его развития.

Слушать и слышать: 5 простых способов развивать важные навыки

Флортайм: модель развития

  • Суть Флортайм: это подход, который во главу угла ставит самого ребенка и его особенности.
  • Цель Флортайм — не только достижение поверхностных успехов в виде гашения определенных симптомов и развития у ребенка навыков общественно приемлемого поведения, но прежде всего развитие личности ребенка.

  • Основная гипотеза Флортайм – это то, что путем успешной работы с эмоциями ребенка можно создать базу для развития его интеллекта, навыков коммуникации и эмпатии по отношению к другим людям.
  • Интересы ребенка — во главу угла. Флортайм делает упор на игры, которые интересуют ребенка.

    Родители, учителя и психологи подключаются к этим играм. Таким образом, следование за инициативой ребенка — главная установка в игре.

  • Лучший контакт — через совместную игру. Совместная игра помогает ребенку установить лучший контакт с окружающими людьми, что улучшит умение общаться и повысит интерес к другим людям.

  • Роль родителей. В отличие от других программ, которые делают упор на вмешательство профессионалов, Флортайм отводит родителям ребенка с РАС важнейшую роль в его терапии.
  • Индивидуальный подход во всем.

    Поскольку во главу угла ставятся интересы ребенка, программы занятий существенно разнятся от пациента к пациенту.

Вот конкретные примеры игр по программе Флортайм:

  • ЧЕРЕЗ ТУННЕЛЬ: покажите ребенку, как катать игрушечную машинку. Сделайте туннель из поставленных рядом рук и попросите ребенка провести машинку по этой трассе. Ждите ребёнка в конце туннеля: «Я здесь! Приезжай ко мне в гости! Я жду тебя» и хвалите малыша за все предпринятые попытки.

    Позвольте ему протаранить вас – бу-бух! Или начните убегать, разрушив туннель в самый последний момент, тем самым вовлекая малыша в догонялки;

  • ЧИТАЕМ КНИГУ: садимся рядом с ребенком и просим его выбрать книгу, которую он хочет читать.

    Выбирайте специальные детские книжки с объемными фигурками и движущимися героями, чтобы как можно сильнее удивить малыша и поощрить его к рассматриванию следующих страниц.

    Накрывайте уже знакомых персонажей руками – Это моя собака! И предлагайте ребенку точно так же накрыть его фаворита в книжке;

  • ИГРА В МЯЧ: пусть ребенок выберет мячик из множества размеров и цветов. Помогайте малышу катать мячик по полу, бросать мячик в корзину или перебрасывать его друг другу.

    Добавьте мячу новых ролей, например, шишка, которая упала «прямо мишке в лоб!». Собирайте мячики в корзинку, разбросав по дому, как каштаны в осеннем парке. Толкайте мячики одновременно – с разной скоростью, изучая, какой быстрее ударится о стену;

  • СТРОИТЕЛЬ: работая по очереди, строим башню из кубиков или кирпичиков Лего.

    «Мы стремимся высоко! Кто выше? А я выше! А теперь ты!». Стараемся поднять свое сооружение как можно выше. Это занятие поможет малышу усвоить идею очередности и необходимости ждать своего хода.

    Добавьте к высокому строению любимую игрушку: «А где твой любимый солдатик? Давай он залезет на башню и спрыгнет вниз! А вот мисочка, эй, солдат, прыгай в неё!»;

  • ТАНЦЫ: включите любимые песни ребенка и танцуйте по комнате. Имитируйте движения ребенка и поощряйте его к повторению за вами.

    Предлагайте движения животных в сопровождении звуков («А теперь как уточки, на корточках, кря-кря!»);

  • РЕЛЬЕФНАЯ ХОДЬБА: вырезаем квадратики из разных материалов – ткани, фольги, пластика с пупырышками (обертки для бытовой техники), вощеной бумаги. Раскладываем их по полу и просим ребенка пройти по такой дорожке.

    Ребенок испытывает новые ощущения и развивает крупную моторику.

  • ПАЗЛЫ: вместе с ребенком ставим на место детали головоломки. Стремимся к тому, чтобы делать это по очереди.
  • СОРТИРОВКА ПО ЦВЕТАМ: помогите ребенку сортировать разноцветные игрушки и карандаши по ведеркам разных цветов.

    Сделайте кубики «одушевленными», например, добавьте звук и прятки (Кубик в мешочек — прыг! Где кубик? – а вот он, ку-ку!). Или наклейте на кубики изображения животных и поиграйте в зоопарк, когда животных распределяют по клеткам. Озвучивайте толпу фауны, показывайте, кто бежит, а кто грациозно вышагивает, обгоняйте, фыркайте, цокайте копытом.

Из примеров легко понять, как достигается эмоциональный контакт и совместное внимание. В самом начале вы можете использовать любимые игрушки малыша или простые логические игры (сортер, пирамида, конструктор), тем более, если ребенок любит такую активность.

Однако важно не останавливаться на логическом этапе игры. Подключайте совместное выполнение действий и эмоциональное наполнение ради главной цели – контакта и взаимодействия с вами, игровым партнером.

Например, несколько примеров для любителей конструктора:

  • Стройте дома из конструктора – для героев сценки. Здесь на выручку фантазии приходят хрестоматийные сказки «Теремок» и «Три поросенка».
  • Воздвигайте высокий забор между двумя персонажами в игре «Я обиделась!».
  • Создавайте убежище для фигурок, которые прячутся друг от друга.
  • Сделайте несколько вольеров для зверей — с классическими целями «друзья собираются вместе», «поход в гости», «накормить зверушку».

Основная идея Флортайм: игрой руководит ребенок, а вы присоединяетесь к нему. Родители лишь помогают расширить игровые рамки и привить новые навыки.

В рамках Флортайм можно постепенно подталкивать ребенка к более сложным играм, требующим взаимодействия со взрослым:

  • Взрослый говорит: «Похлопай, потопай, улыбнись, подними руки», а ребенок выполняет его команды;
  • Взрослый хлопает, топает, улыбается, ложится или встает, а ребенок должен назвать соответствующий глагол;
  • Занятия на развитие моторики рта: ребенок по команде вытягивает язык, выдувает мыльные пузыри, поджимает губы;
  • Элементы ролевых игр (чаепитие с куклами, строительство города, причесывание мягких игрушек);
  • Демонстрация ребенку изображений с различными выражениями лиц и просьбы описать, какие эмоции переживают герои. Когда эта часть игры освоена, предлагаем ребенку самому скопировать представленные чувства.

Развитие крупной и мелкой моторики:

  • Ползаем как жучки;
  • Ложимся на спину, опираемся на руки и ноги и ходим по-крабьи;
  • Ползаем, извиваясь, как червяк или змея;
  • Распределяем по полу большое количество предметов. Взрослый называет нужный или описывает его (более сложный вариант). Ребенок должен отыскать, что описано, и поднять предмет с пола. Если использовать много материала, придется попотеть!
  • Шнуруем шнуровки, застегиваем молнии, продеваем пуговицы в петли и защелкиваем заклепки;
  • Надеваем бусины на прут (проще) или веревку (сложнее);
  • Строим из Лего и других конструкторов

Источник: http://www.corhelp.ru/metody-korrektsii/flortajm-kak-cherez-igru-razvivat-rebenka-s-ras/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.