< Функции межличностных отношений - Психолог

Функции межличностных отношений

Содержание

Межличностных отношений: классификация и виды

Функции межличностных отношений

Каждый человек – это личность, которая отличается от остальных индивидуумов системой жизненных ценностей, принципов, моральных устоев, взглядами на жизнь и приоритетами.

Человек является личностью только тогда, когда он обитает в социуме, общается, встречается, знакомится и развивается вместе с другими людьми, которые его окружают. Взаимосвязь человека с другими личностями и умение читать людей по невербальным признакам, устанавливать контакт с ними (какие-то чувства, эмоции, вызывать интерес и т.

д.) называется межличностными отношениями. Другими словами, межличностные отношения – это взаимосвязь одного человека с другим, или с целой группой людей.

Классификация межличностных отношений

Жизнь каждого человека многогранна, из-за чего и взаимоотношения в социуме бывают разные. В зависимости от ситуации и других многочисленных факторов межличностные связи классифицируют по нескольким признакам и разделяют их на такие типы межличностных отношений:

  • формальные и неформальные;
  • личные и деловые (профессиональные);
  • эмоциональные и рациональные (практичные);
  • паритетные и субординационные.

Перед тем как подробно изучить каждый тип отношений, мы хотим порекомендовать современные техники достижения психологии в построении взаимоотношений в различных сферах. Овладев этими психологическими техниками вы сможете легко взаимодействовать с людьми и выстраивать взаимоотношения.

Личные отношения

Особую нишу в жизни человека занимают личные взаимосвязи. В первую очередь — любовь. Бестселлер Марины Комисаровой «Любовь. Секрты разморозки» помог сотням людей выйти из кризиса личных отношений.

Также к личным  отношениям следует отнести:

  • приязнь;
  • неприязнь;
  • дружбу;
  • уважение;
  • презрение;
  • симпатию;
  • антипатию;
  • вражду;
  • любовь;
  • влюбленность и др.

К этой категории межличностных связей относят те, которые складываются между индивидуумами помимо сферы их совместной деятельности.

Например, человек может нравиться как специалист и настоящий профессионал в своем деле, но как личность он вызывает неприязнь и осуждение со стороны его коллег.

Или же наоборот, человек – душа компании, его все любят и уважают, но на работе он безответственный и несерьезно относится к своим обязанностям, за что вызывает волну негодования у начальства и в коллективе.

Деловые отношения

Под деловыми (профессиональными) контактами понимают те, которые складываются на почве совместной деятельности и профессиональных интересов. Например, люди вместе работают и общий интерес у них – их работа. Ученики учатся в одном классе – общее у них школьная программа, одноклассники, учителя и школа в целом.

Такие взаимосвязи складываются независимо от личных межличностных контактов, то есть можно даже никак не контактировать с человеком (не общаться и не испытывать никаких чувств по отношению к нему), но при этом наличие деловых связей не исключается, поскольку эти люди продолжают вместе учиться или работать.

Особенно ценится умение поддерживать отношения в стрессовых ситуациях, когда общаться приходится с неадекватными людьми, ведь никто из нас не застрахован от этого. Есть прекрасная книга Марка Гоулстона о том, что делать с неадекватными и невыносимыми людьми в вашей жизни.

В ней вы найдете методики и советы, которые помогут вам контролировать общение с неадекватными людьми, исключить ненужные конфликты.

Основой делового типа взаимосвязей является распределение обязанностей между каждым членом коллектива (рабочего, творческого, учебного и др.).

Рациональные отношения

Рациональные взаимоотношения выстраиваются тогда, когда одна из сторон, или обе стороны имеют цель извлечь определенную пользу из этих отношений. Основой рациональных связей является здравый смысл, расчет. При этом можно использовать различные техники и знания. Например такие как сторителлинг.

Эмоциональные отношения

Эмоциональные контакты складываются в компании или группе людей на почве эмоций и чувств, которые возникают у них друг к другу.

Только в редких исключительных случаях в таких взаимосвязях присутствует объективная оценка личностных качеств, поэтому эмоциональные и рациональные взаимоотношения индивидуумов часто не совпадают.

Можно испытывать неприязнь к человеку, но при этом «дружить» с ним ради определенной выгоды.

Паритетные и субординационные взаимоотношения

Контакты двух или группы людей, которые выстраиваются по принципу равноправия, называются паритетными. Полной противоположностью таковых являются субординационные связи.

Под ними понимают такие, в которых одна сторона имеет более высокое положение, социальный статус, должность, а также больше возможностей, прав и полномочий по отношению к другой стороне. Данный тип взаимосвязей складывается между начальником и подчиненными, между учителем и учениками, родителями и детьми и т.д.

В то же время межличностные контакты внутри коллектива (между работниками, учениками, братьями и сестрами) относятся к паритетному типу.

Формальные и неформальные взаимоотношения

Все взаимоотношения можно разделить на два типы межличностных отношений: формальные и неформальные. Формальные (официальные) связи складываются на правовой основе и регламентируются законодательством, а также всевозможными уставами, порядками, инструкциями, указами и т.д.

Такие взаимосвязи строятся независимо от личных чувств и эмоций. Как правило, такие отношения оформляются договором или соглашением в установленном законодательством письменном виде.

Формальные взаимоотношения могут быть паритетными (между членами коллектива) и субординационными (между начальством и подчиненными), деловыми и рациональными.

Неформальные (неофициальные) межличностные отношения складываются без всяких законодательных ограничений и на основе личных интересов и предпочтений. Они могут быть как рациональными, так и эмоциональными, а также паритетными, субординационными, личными и даже деловыми.

По сути официальные и неформальные межличностные контакты это практически то самое, что и личные и деловые взаимоотношения. Но здесь проходит тонкая грань, которую в большинстве случаев сложно определить, поскольку один тип связей накладывается на другой, третий и так дальше.

Например, взаимоотношения между начальником и подчиненным. Между ними могут в одночасье быть такие виды контактов:

  • деловые (работодатель и работник);
  • формальные (работник обязан выполнять свои должностные обязанности, а работодатель оплачивать ему его труд, что регламентировано договором о приеме на работу);
  • субординационные (работник находится в подчинении своего работодателя и обязан выполнять его указания);
  • личные (приязнь, дружба, симпатия);
  • паритетные (работодатель может быть родственником или близким другом своего работника);
  • рациональные (работник вступает в эту взаимосвязь ради собственной выгоды – заработной платы);
  • эмоциональные (начальник хороший человек и очень нравится работнику).

Все типы личностных связей в реальной жизни между конкретным человеком и окружающими тесно переплетаются, чем усложняют процесс проведения четких границ между ними.

Чувства и их роль в отношениях

Каждые взаимоотношения выстраиваются на основании определенных чувств, которые могут быть как положительными (симпатия), так и отрицательными (антипатия).

Сначала формируется чувства и эмоции, вызваны внешними данными нового знакомого, и только потом начинают формироваться определенные чувства к его чертам характера, его внутренней сущности.

Неформальные отношения между людьми часто складываются на чувствах, которые далеки от объективности. Искажают мнение одного индивидуума о втором, что может существенно повлиять на набор чувств, являются следующие факторы:

  • отсутствие способности различать истинные намерения и мотивацию других людей;
  • неумение объективно и трезво оценивать положение дел и самочувствие своего собеседника или просто нового знакомого в момент наблюдения за его поведением;
  • наличие у человека предубеждений, установок, навязанных самостоятельно или обществом;
  • наличие стереотипов, которые мешают разглядеть истинную натуру человека (он нищий – он плохой, или все женщины меркантильны, а мужчины полигамны и что-то в этом роде);
  • форсирование событий и стремление сформировать окончательное мнение о человеке так и не разобравшись до конца и не узнав, какой он на самом деле;
  • неумение принимать и считаться с чужим мнением и нежелание это делать в принципе.

Гармоничные и здоровые межличностные взаимосвязи выстраиваются только в том случае, когда каждая сторона способна отвечать взаимностью, сочувствовать, радоваться за другого, сопереживать. Такие контакты отдельных личностей достигают наивысших форм развития.

Формы межличностных отношений

Все отношения начинаются с общения. Умение договариваться с другими людьми в современном мире – залог успеха в любой сфере жизни. Искусство общения основано на четырех законах.  Книга «Мастер коммуникации: четыре важнейших закона общения» поможет вам обучиться эффективному взаимодействию с людьми в самых разных ситуациях.

Испытывает человек симпатию или антипатию к другому человеку или группе людей, зависит исключительно от его способности принять их такими, какими они являются, и понять их мотив и логику.

Существует несколько стадий (форм) формирования межличностных контактов:

  • Знакомство друг с другом. Данный этап состоит из трех уровней: 1 – человек узнает другого в лицо; 2 – обе стороны узнают друг друга и приветствуются при встрече; 3 – приветствуются и имеют общие темы и интересы.
  • Приятельство (проявление симпатии с обеих сторон и взаимного интереса);
  • Товарищество (деловые отношения, выстроенные на наличии общих целей и интересов (работа, учеба));
  • Дружба;
  • Любовь (является наивысшей формой межличностных взаимосвязей).

Человек – личность, которая рождается, растет и развивается в социуме. Каждое общество имеет свои моральные устои, определенные правила, предрассудки и стереотипы. На формирование личности в первую очередь оказывает влияние то общество, в котором человек обитает. От этого зависит и то, как складываются отношения в обществе.

Важными факторами в определении типа взаимоотношений в компании из двух и больше личностей являются не только их принадлежность к определенному обществу, но и пол, возраст, профессия, национальность, социальный статус и другие. В тоже время по системе Эрика Берна, человек в зрелом возрасте в состоянии управлять природой своего общения. И это является интересным психологическим развитием, помогающим понять себя и других.

Источник: //myself-development.ru/mezhlichnostnye-otnosheniya-vidy-i-osobennosti/

Виды и функции межличностных отношений — реферат

Функции межличностных отношений

     1) информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение).

Эффективность передачи информации проявляется в понимании информации, ее принятии или непринятии, усвоении. Для осуществления информационно-коммуникативной функции необходимо наличие единой или сходной системы кодификации/декодификации сообщений.

Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем;

     2) побудительная функция—стимуляция активности партнеров для организации совместных действий;

     3) интегративная функция — функция объединения людей;

     4) функция социализации — общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам;

     5) координационная функция — согласование действий при осуществлении совместной деятельности;

     6) функция понимания—адекватное восприятие и понимание информации;

     7) регуляционно-коммуникативиая (интерактивная) функция общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия;

     8) аффективно-коммуникативная функция общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным. Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Они бывают вербальные и невербальные.

     Вербальные средства общения—слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя. Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:

     1) диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;

     2) монологическую речь — речь, которую произносит один человек.

     Письменная речь применяется при невозможности устного общения или когда необходима точность, выверенность каждого слова 

     Невербальные средства общения — знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около 55-65% информации. К невербальным средствам общения относятся:

     1) визуальные средства:

     а) кинестетические средства—это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке;

     б) направление взгляда и визуальный контакт;

     в) выражение лица;

     г) выражение глаз;

     д) поза — расположение тела в пространстве («нога на ногу», перекрещенные руки, ноги и т.д.);

     е) дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

     ж) кожные реакции (покраснение, испарина);

     з) вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);

     2) акустические (звуковые):

     а) связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте); 6) не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т.п.);

     3) тактильные — связанные с прикосновением:

     а) физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);

б) такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

Взаимосвязь общения и отношения

 

     В психологической науке выполняется очень много исследований, в которых тот или иной более простой или более сложный феномен освещается сам по себе, не в связи с другими явлениями, а это всегда обедняет значение получаемых результатов, потому что по-настоящему понять сущность любого явления можно, лишь постигая его во взаимодействии с другими явлениями.

     Сказанное полностью приложимо к состоянию изучения такого сложного психологического феномена, каким является общение, а также такого личностного образования, как отношение.

     Когда говорят об общении, то обычно имеют в виду взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующее цель достижения изменений в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц.

Под отношением же, как известно, понимается психологический феномен, сутью которого является возникновение у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности (в общении это другой человек или общность людей), интеграции всех состоявшихся эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих ответов на него.

     Самой важной психической составляющей отношения оказывается мотивационно-эмоциональный компонент, который сигнализирует о валентности отношения — положительной, отрицательной, противоречивой или безразличной.

     Когда один человек вступает в общение с другим, то оба они фиксируют особенности внешнего облика друг друга, «прочитывают» переживаемые состояния, воспринимают и истолковывают тем или иным образом поведение, так или иначе расшифровывают цели и мотивы этого поведения.

И внешний облик, и состояние, и поведение, и приписываемые человеку цели и мотивы всегда вызывают у общающейся с ним личности какое-то отношение, причем оно может дифференцироваться по своему характеру и силе в зависимости от того, какая сторона в другом человеке его вызвала.

     Особой проблемой при изучении взаимозависимостей общения и отношения является установление соответствия характера и способов выражения отношения. Формируясь как личности в конкретной социальной среде, люди усваивают и характерный для этой среды язык выражения отношений.

Не говоря сейчас об особенностях выражения отношений, отмечаемых у представителей различных этнических общностей, важно иметь в виду, что даже в границах одной этнической общности, но в ее разных социальных группах названный язык может иметь свою весьма определенную специфику.

     Формой выражения отношения могут стать и действие, и поступок.

     Межличностное общение отличается от общения межролевого, что участники такого общения стараются, решая свои задачи, делать поправку при выборе поведения, передающего отношение, на индивидуально неповторимые особенности друг друга. Уместно добавить, что умение психологически искусно инструментовать форму выражения своих отношений крайне необходимо лицам, основной деятельностью которых является воспитание и детей, и молодежи, и взрослых.

Заключение

 

     Рассматривая межличностные отношения можно сделать вывод, что межличностные отношения – субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения.

     Межличностные отношения – это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, определяющихся содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей. при этом возможно рассогласование субъективно переживаемых и объективно существующих связей индивида с другими людьми. В группах разного уровня развития.

     Межличностные отношения различаются не только количественно, но и качественно. Так, в коллективе они составляют сложную иерархическую структуру, которая развивается по мере включения его в общественно значимую деятельность.

Экспериментальное исследование межличностных отношений осуществляется социальной психологией с помощью специальных методик: Социометрия, Референтометрический метод, Методы исследования личности.

Чаще всего в практике используется Социометрической метод Дж. Морено.

     Общение можно охарактеризовать как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Соответственно в общении различаются три стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация и рефлексия.

     Самой важной психической составляющей отношения оказывается мотивационно-эмоциональный компонент, который сигнализирует о валентности отношения – положительной, отрицательной, противоречивой или безразличной.

     Особой проблемой при изучении взаимозависимостей общения и отношения является установление соответствия характера и способов выражения отношения; так же влияет социальное значение и система ценностей.    

Литература

1 Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2002.

2 Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед.вузо. М.: 2000.

3 Аскевис-Леерпе, Ф. Психология: краткий курс/Ф. Аскевис-Леерпе, К. Барух, А.Картрон; пер. с франц. М.Л. Карачун. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

4 Бодалев А.А. психология межличностного общения. Рязань, 1994.

5     Вердербер, Р., Вердербер, К. Психология общения. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003.

8 Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2: Пер. с франц. – М.: Мир, 1992. – 376 с.

10 Горянина В.А. Психология общения: Учеб.пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002.

Источник: //turboreferat.ru/sociology/vidy-i-funkcii-mezhlichnostnyh-otnoshenij/120875-620984-page2.html

Межличностные отношения: виды и особенности

Функции межличностных отношений

Межличностные отношения это: ни одна сфера жизни не обходится без взаимодействия с людьми. Виды межличностных отношений проявляются в различных областях деятельности индивида, а также непосредственно влияют практически на все сферы его жизни. Общение является главной составляющей человеческой жизнедеятельности.

И от качества межличностных связей напрямую зависит и уровень жизни человека, и его психоэмоциональное душевное состояние. Ведь невозможно жить в гармонии, если в доме постоянно происходят ссоры с близкими людьми, в отношениях с друзьями возникает недопонимание, а на работе царит неблагоприятная атмосфера в коллективе.

  Поэтому для разностороннего развития личности и успешной организацией собственной жизни крайне важно обладать налаженной коммуникативной функцией.

«Самые важные встречи устраивают души, еще прежде, чем встретятся телесные оболочки.
Как правило, эти встречи происходят в тот миг, когда мы доходим до предела, когда испытываем потребность умереть и возродиться.

Встречи ждут нас – но как часто мы сами уклоняемся от них! И когда мы приходим в отчаяние, поняв, что нам нечего терять, или наоборот – чересчур радуемся жизни, проявляется неизведанное и наша галактика меняет орбиту»

Пауло Коэльо

Абсолютно все люди, которые встречаются на нашем пути, посланы нам не случайно. Из всех контактов можно либо вынести какую-либо пользу, либо же чем-то помочь другому человеку.

Возможно, новый знакомый послан вам для приобретения жизненного опыта, а может быть ему суждено стать вашим спутником на протяжении всей жизни. Необходимо уметь выяснять причину, по которой Вселенная устроила встречу с тем или иным субъектом.

Различные виды межличностных отношений подразумевают наличие людей, встречи с которыми можно назвать судьбоносными.

А какие же вообще существуют виды межличностных отношений? Как добиться гармонии во взаимоотношениях с окружающими людьми? И какие существуют методы по развитию качества общения? Ответы на эти вопросы можно найти в данной статье.

межличностные отношения это

Межличностными взаимоотношениями называют любой вид взаимоотношений с окружающими людьми. Как правило, они отражают внутренний мир человека, передают его эмоции и настроения. Межличностные отношений подразумевают под собой комплекс разных видов общения: вербальное и невербальное, мимика, жестикуляция, поведенческие особенности, эмоциональные проявления и многое другое.

Основной целью социальных связей между людьми является установка контакта с целью поделиться эмоциями, получить определенную выгоду, применить свои когнитивные способности, получить новые знания и опыт, а также ожидается получение поддержки со стороны оппонента. Все виды межличностных отношений должны базироваться на обоюдном доверии и понимании.

«Непонимание всегда вызывает агрессию. Степень агрессивности, наверное, может быть мерой непонимания».

В. В. Налимов

Формирование межличностных отношений начинается с самого рождения человека и длится на протяжении всей его жизни.

Изначально индивид учится выстраивать правильные взаимодействия с социумом при помощи родителей, воспитателей и учителей.

Но со временем, когда личность индивида окончательно сформировалась, построение межличностных контактов зависит сугубо от индивидуальных качеств человека и его умения общаться.

Классификация человеческих взаимоотношений

Классификация межличностных связей довольно-таки обширна. Они разделяются по цели и по характеру, а также разграничиваются на виды и стили.

  • По цели бывают первичные и вторичные межличностные связи. Первичными называют такой вид, когда люди взаимодействуют друг с другом на равных правах, без какой-либо конкретной необходимости. Вторичные же отношения осуществляются при наличии необходимости определенной помощи, оказании услуги одним человеком другому.
  • По характеру межличностные отношения бывают официальные и неформальные (неофициальные). Официальные взаимодействия между людьми базируются на соблюдении строгих правил и границ общения. Право на самостоятельный выбор партнера отсутствует. Чаще всего это взаимоотношения между коллегами или деловыми партнерами. При неформальном общении четкие поведенческие рамки отсутствуют, основой неофициальных межличностных отношений является широкая эмоциональная база и право выбирать оппонента. В неофициальных взаимосвязях доминируют личные предпочтения как, собственно, в том, с кем общаться, так и при выборе тем и метода общения.
  • По стилю социальные контакты также могут быть официальными (например, взаимодействие с рабочим коллективом) или же личные (к этой категории относятся дружеские, приятельские межличностные связи). Личные отношения более приятные и разнообразны, богаче в эмоциональном плане, чем официальные.

«Иметь с кем-то человеческие отношения – значит быть с ним на равных, говорить с ним доверительно помимо любви; и это тоже называется дружбой».

Франсуаза Саган

Виды межличностных отношений

Разделение межличностных взаимоотношений на виды более конкретизировано. Выделяют пять основных видов человеческих связей, межличностные отношения это:

  1. Знакомство. Первый и самый обширный вид межличностных отношений. В эту категорию входит очень большое количество людей. Даже люди, которые знакомы вам исключительно визуально, с которыми вы ни разу не вступали в диалог, относятся к данному виду взаимоотношений.
  2. Приятельские отношения. Данный вид основан на взаимной привязанности и обоюдном желании людей поддерживать отношения, тяга к совместному времяпровождению.
  3. Товарищеские взаимоотношения. Всех участников данной категории объединяет наличие общего вида деятельности. Люди, поддерживающие товарищеские контакты, объединены совместной целью, их общение нацелено на ее достижение.
  4. Дружественные отношения. Для того, чтобы их добиться, необходимо приложить немало усилий и обладать определенными личностными качествами. Не все люди способны поддерживать дружеские отношения, многим не ведома дружба в любом своем проявлении. Этот вид межличностных отношений приносит человеку невероятную пользу, как в эмоциональном плане, так и в виде моральной поддержки и оказания всяческой помощи.
  5. Любовные отношения (романтика, страсть). Так же, как и дружба, любовь предполагает долгий и упорный труд для создания благоприятного фона, на котором бы подобные отношения гармонично развивались. Любовь – одна из самых сильных мотиваций, она является большой двигательной силой. Однако не всем дано постичь это чувство. И дело не только в индивидуальных качествах, а и в том, что можно не найти достойного партнера.

Следует помнить, что на каждом человеке лежит определенная степень ответственности за любой вид отношений: хоть это межличностные отношения в семье, хоть в любви или дружбе, или же отношения с коллегами.

От вас на пятьдесят процентов зависит успех построения взаимоотношений, вы наполовину ответственный за итоговый результат общения с человеком.

Особенно это касается таких категорий взаимоотношений, как любовь и дружба.

«Отношения без ответственности и ее осознания, это всего лишь увлечение, или еще хуже – привычка. Ответственность не может показать, совместимы вы или нет, но она может показать значимость ваших отношений, ну а дальше уже решать вам».

Натаниэль О’Фаррелл

Системы межличностных отношений

Помимо приведенных выше разновидностей взаимоотношений, существуют еще и систематическое разделение на рациональные и эмоциональные отношения, а также паритетные и субординационные. Рассмотрим их более подробно:

  • Рациональные отношения. Логически следует, что основой и целью данного вида взаимоотношений является намерение получить пользу. Рациональная система отношений подразумевает некую взаимную выгоду для всех участников связи.
  • Эмоциональные социальные связи – базируются на личных предпочтениях, основываются на почве чувственных контактов, которые не всегда могут быть положительными. Вместе с дружбой и любовью к эмоциональным отношениям относятся и вражда, и антипатия, и ненависть.
  • Паритетные контакты – общение пары или группы людей данной категории основано на равноправии. Основой этих межличностных отношения является полная свобода выбора.
  • Субординационными называются отношения, которые обладают четкой иерархией. Например, это может быть общение начальника с подчиненными.

Роль чувств и эмоции в социальных взаимоотношениях

Все виды контактов между людьми очень тесно взаимосвязаны между собой, по этой причине их крайне сложно разграничивать. Также межличностные отношения базируются на человеческих чувствах и эмоциях. Для чувственного развития отношений характерны как позитивные, так и негативные эмоциональные проявления.

Когда мы встречаем в своей жизни любого нового человека, то сразу даем ему оценку – симпатичен ли он нам или же наоборот – крайне антипатичен. На основе этого начинает закладываться фундамент будущих контактов. Все виды межличностных отношений строятся по этому принципу.

Люди, которые владеют чувством эмпатии, умеют сопереживать и радоваться успехам других, более предрасположены к построению гармоничных взаимоотношений с окружающими. Такие личности располагают к общению, с ними приятно контактировать, хочется продолжать связь, а также отдавать взамен те положительные флюиды, которые исходят от гармоничных позитивно настроенных людей.

Основы правильного общения

Основной проблемой межличностных отношений является нарушение коммуникативной функции. Если человек не умеет правильно общаться, боится налаживать контакты с людьми, то любые виды межличностных отношений вряд ли будут развиваться успешно.

«Все в отношениях решают коммуникации. Решайте любые проблемы через диалог».

Екатерина Макарова

Существуют несколько эффективных советов, как научится общению с людьми:

  1. Интересуйтесь тем, что говорит собеседник. Учитесь слушать.
  2. Следите за мимикой. Чаще улыбайтесь.
  3. Чаще называйте собеседника по имени. По многочисленным психологическим исследованиям звук собственного имени – один из наиболее приятных для человеческого слуха.
  4. Избавьтесь от слов – паразитов. Они делают вашу речь вульгарной и некомфортной для восприятия.
  5. Развивайте культуру речи. Когда человек правильно и красиво говорит, его не только приятно слушать, но и гораздо понятнее. Ведь умение четко и ясно формулировать свои мысли дает гарантии того, что собеседнику они тоже будут понятны.

Случаются ситуации, когда во время общения люди не могут подобрать нужных слов, не знают, о чем говорить и как построить конструктивный диалог. Вследствие этого возникает недопонимание в отношениях.

Каких ошибок общения нужно стараться избежать, чтобы виды межличностных отношений не оказались под угрозой неблагоприятного развития?

  1. Следите за своим тоном, мимикой и жестикуляцией. Избегайте равнодушного тона, скучающего взгляда, скептических оценок – подобные проявления отбивают желания продолжать общение.
  2. Языковой барьер. Это не только проблема людей, говорящих на разных языках.

    Также языковой барьер может возникнуть между людьми, обладающими разными уровнями развития, возрастными особенностями и культурой речи.

    Например, с детьми не получится разговаривать так, как со взрослыми людьми, хотя бы потому, что большинство слов и терминов, которыми оперируют в разговоре взрослые люди, детям могут быть неизвестны.

  3. Проявления социофобии. Бывает так, что человек по необъяснимым причинам чувствует страх общения с людьми.

    Именно поэтому возникают неловкие ситуации и паузы при попытках наладить контакт с собеседником. Если вы столкнулись с подобной проблемой, то необходимо проявить внутреннюю силу воли и стойкость, чтобы работать над улучшением своих коммуникативных функций.

«Единтсвенное время в жизни человека, когда он объективно зависим и когда его можно считать заложником – это его детство и зависимость от родителей. Длится это сравнительно недолго. В остальных случаях пребывания в отношениях есть выбор взрослого человека».

Михаил Лабковский

Каждый человек рождается и живет в социуме на протяжении всей своей жизни. Полная изоляция совершенно невозможна. Существуют варианты урезать и сократить виды межличностных отношений, оставив лишь наиболее необходимые области социальных связей. Но без удачного построения социальных коммуникативных связей невозможен гармоничный личностный рост и развитие.

Источник: //salid.ru/stati/mezhlichnostnye-otnosheniya-vidy-i-osobennosti

Функции общения в межличностных отношениях

Функции межличностных отношений

Под функциями общения понимаются те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны, и существуют различные основания для их классификации.

Одним из общепринятых оснований классификации является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик — информационной, интерактивной и перцептивной (Андреева Г. М., 1980). В соответствии с этим выделяются информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная функции (Ломов Б. Ф., 1984).

Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику.

Во-первых, мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства). Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.

В-третьих, они должны обладать единой или сходной системой кодификации/декодификации сообщений.

//www.youtube.com/watch?v=bRMU0AzU2dc

Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (различные неречевые знаковые системы) коммуникацию.

В свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько форм:

  • – кинетику (оптико-кинетическая система, включающая в себя жесты, мимику, пантомиму);
  • – паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания и т. п.);
  • – проксемику (нормы организации пространства и времени в общении);
  • – визуальное общение (система контакта глазами).

Иногда отдельно рассматривается как специфическая знаковая система совокупность запахов, которыми обладают партнеры по общению.

Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Здесь следует сказать несколько слов о традиции использования понятий взаимодействия и общения в социальной психологии.

Понятие взаимодействия используется двояко: во-первых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности, или шире — в процессе социальной активности.

В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

Идентификация — мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.

Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

Можно привести другую классификационную схему функций общения, в которой наряду с перечисленными отдельно выделяются и другие функции: организация совместной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межличностных отношений.

Отчасти такая классификация дана в монографии В. В. Знакова (1994); познавательная же функция в целом входит в перцептивную функцию, выделенную Г. М. Андреевой (1988).

Сопоставление двух классификационных схем позволяет условно включить функции познания, формирования межличностных отношений и аффективно-коммуникативную в перцептивную функцию общения как более емкую и многомерную (Андреева Г. М., 1988).

При изучении перцептивной стороны общения используется специальный концептуально-терминологический аппарат, включающий ряд понятий и определений и позволяющий анализировать разные аспекты социальной перцепции в процессе общения.

Во-первых, общение невозможно без определенного уровня взаимопонимания общающихся субъектов. Понимание — это определенная форма воспроизведения объекта в знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью (Знаков В. В., 1994).

В случае общения объектом познаваемой реальности является другой человек, партнер по общению.

При этом понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения.

Поэтому в общении целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции или восприятии. Некоторые же исследователи предпочитают говорить не о восприятии, а о познании другого (Бодалев А. А., 1965,1983).

Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Термин «идентификация» имеет в социальной психологии несколько значений.

В проблематике общения идентификация – это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.

Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле — эмпатия есть «аффективное понимание».

Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет расширенное толкование — в него включаются процессы понимания как мыслей, так и чувств партнера по общению. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и, безусловно, положительное отношение к личности. Это означает два момента:

  • а) принятие личности человека в целостности;
  • б) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом (Соснин В. А., 1996).

Рефлексия в проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.

Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция. Аттракция (от англ. — притягивать, привлекать) — это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений.

В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции как формирования эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных взаимоотноццениях (как положительных, так и отрицательных) как своего рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента.

Рассмотренные классификации функций общения, естественно, не исключает друг друга. Более того, существуют еще и другие варианты классификаций. Это, в свою очередь, предполагает, что феномен общения как многомерное явление необходимо изучать с помощью методов системного анализа.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурным и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза.

В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно — до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. Психическое развитие ребенка начинается с общения.

Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка.

Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей, основу межличностных отношений.

Возрастание роли общения, важности его изучения связано с тем, что в современном обществе гораздо чаще в прямом, непосредственном общении между людьми вырабатываются решения, которые прежде принимались, как правило, отдельными людьми.

Хотя развитие отдельной личности и ее влияния на ход событий в глобальном масштабе по-прежнему актуально.

При этом процесс формирования значимых фигур в жизни общества всегда подвергнут влиянию окружающих индивидуумов посредством общения, доминирующих законов развития общества, представлений о существующем мире, происходящих процессах в окружающем пространстве и т.п. Таким образом, для достижения конкретных результатов деятельности ее субъектам необходимо не только вступать в общение, но и ориентироваться в основах межличностных отношений с целью их конструктивного построения.

Page 3

Перейти к загрузке файла

  • 1. Андреева Г. М. «Социальная психология» — М: Изд-во МГУ, 1988.
  • 2. Бодалев А. А. «Восприятие и понимание человека человеком» — М.: Изд-во МГУ, 1982.
  • 3. Бодалев А. А. «Личность и общение: Избранные труды» — М.: Педагогика, 1983. 4. Брушлинский А. В., Поликарпове. А. «Мышление и общение» — Минск: Изд-во «Университетское», 1990.
  • 5. Знаков В. В. «Понимание в познании и общении» / РАН. — М.: ИП РАН, 1994.
  • 6. Кон И. С. «Дружба: Этико-психологический очерк» — М.: Политиздат, 1987.
  • 7. Проблемы общения в психологии: Сборник статей / АН, Ин-т социологии.; Отв. ред. Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1981.
  • 8. «Межличностное восприятие и понимание» // Современная психология: Справочное Руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. – М.: Инфра-М, 1999.
  • 9. Резников Е. Н. «Межличностные отношения // Современная психология: Справочное руководство» / Под ред. В. Н. Дружинина. – М.: Инфра-М, 1999.
  • 10. «Теоретические и методологические проблемы социальной психологии» /Под ред. Г. М. Андреевой и Н. Н. Богомоловой. М., 1977.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: //studwood.ru/2050849/psihologiya/funktsii_obscheniya_mezhlichnostnyh_otnosheniyah

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.