< Гиперактивные дети в детском саду - Психолог

Гиперактивные дети в детском саду

Содержание

Особенности работы с гиперактивными детьми: как работать педагогу ДОУ с детьми с СДВГ

Гиперактивные дети в детском саду

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) иначе называют гиперактивным расстройством с дефицитом внимания. Относят это состояние к невролого-поведенческим расстройствам развития, начало которых приходится на ранний детский возраст.

Ключевые симптомы СДВГ – это трудности, сопряженные с распределением внимания, гиперактивностью и недостаточно управляемой импульсивностью. Если диагноз обнаруживают у взрослого человека, ему часто сопутствуют нарушения интеллекта.

Что же касается детей, в статистически подкрепленных источниках указано, что порядка 30% ребят с этим синдромом его благополучно «перерастают», легко приспосабливаясь к остаточным явлениям диагноза во взрослой жизни.

Диагноз, а не распущенность

Работа с гиперактивными детьми в детском саду связана с психолого-педагогической методической опорой. Потому у профессионалов нет сомнений, как трактовать этот диагноз.

Хотя несправедливо будет не упомянуть, что некоторые педагоги  «старой школы» не соглашаются с медицинскими доводами, считая, что раньше таких диагнозов не ставили, а детей с подобным поведением считали распущенными и капризными (этим объяснение исчерпывалось).

Но гиперактивность – это не просто поведенческая проблема, которая регулируется исключительно воспитательным воздействием. Более того: не каждый неусидчивый и чрезмерно подвижный ребенок имеет такой диагноз.

СДВГ – это медицинское определение, и его отнести к конкретному ребенку имеет право только врач. Если синдром гиперактивности стоит в медкарте ребенка – это повод для организации индивидуальной работы с ним, учета данного диагноза.

Но если ребенок прошел медкомиссию, и СДВГ у него не нашли, даже опытный педагог не вправе заниматься псевдодиагностикой.

Три блока выражения гиперактивности:

  1. недостаток внимания (не к нему, а его собственного внимания, которое он не умеет грамотно распределить);
  2. повышенная двигательная активность (такие дети часто говорят «ноги сами побежали», «мне не сидится»);
  3. импульсивность (сначала поступок, потом осмысление).

Наладить контакт с такими ребятами не всегда легко, дети пребывают в движении, даже когда обстановка предполагает иные действия. Им трудно спокойно идти, ведь есть возможность пробежаться, трудно усидеть на стуле – хочется ерзать и крутиться. И это не капризы, а невролого-поведенческие особенности.

Причины и возможные последствия

Конкретные причины развития таких особенностей выявить трудно. Медики предполагают, что СДВГ,  является следствием патологических состояний, пережитых во время беременности.

Осложненные роды также можно причислить к факторам риска, как и инфекции, перенесенные малышом в грудном возрасте.

Сказываются и генетические особенности, и структурные отличия в функционировании головного мозга, и, конечно, стиль воспитания, который доминирует в семье.

Диагноз ребенку ставит только врач-невролог: делает это он по результатам специально разработанной диагностики. Если доктор видит необходимость, состояние корректируют медикаментозно.

Но важно не только лечение, а  педагогическая работа с ребенком, его адаптация в детском коллективе.

Методика работы с гиперактивными детьми – это опора для педагога, в группе которого регулярно встречаются такие ребята, ведь сегодня этот диагноз ставится с частотой 4-9%.

Опасность СДВГ в том,  что среди последствий синдрома и возможная трансформация детской проблемы в будущее асоциальное поведение подростка. И чтобы этого избежать, педагог совместно с родителями трудится над преодолением проблемы, работает на устранение симптомов синдрома, над умением ребенка видеть собственные особенности и конструктивно с ними справляться.

Особенности работы педагога

Работа с гиперактивными детьми в ДОУ заключается в выполнении ряда психолого-педагогических рекомендаций, строгом следовании принципам и правилам взаимодействия.

Задача педагога – помочь ребенку адаптироваться в детском коллективе, дать ему ощущение комфортной, дружественной атмосферы, где все ребята равны и сосуществуют по строгим правилам и порядку.

При этом не говорится о системе, построенной только на запретах и порицаниях: нет, целью педагога должна быть организация среды, способствующей росту и развитию ребенка, а не просто сдерживанию его в определенных рамках.

Редакция журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения» собрала в удобном формате важнейшие обновления в деятельности заведующих. Сохраните памятки и распечатайте карточки для сотрудников, чтобы не теряя времени ввести их в курс

Эмоциональный фон

Очень важно, в каком эмоциональном спектре выстроит педагог общение с гиперактивным ребенком. Взрослый должен быть сдержан, спокоен, позитивен. Если педагог так же излишне эмоционален, и успех ребенка приводит его в эйфорию, а неудачи – эмоции, близкие к отвержению, состояние дошкольника только усугубится.

При этом нельзя воспринимать спокойствие и сдержанность как меланхоличность и отсутствие проявлений эмоций.

Рекомендовано педагогу четко прорабатывать карту эмоций согласно ситуации: если воспитатель экспрессивен и театрален при подаче нового материала, требующего такой манеры изложения, это только поможет гиперактивному ребенку настроиться на занятие. Можно сказать, что такое поведение взрослого помогает и воспитаннику контролировать себя, быть адекватным ситуации.

В то же время педагог не должен излишне отмечать невинные шалости ребенка: раздражение по всякому поводу может спровоцировать у дошкольника будущее «якорное» поведение. От шума и раздражительности со стороны педагога, импульсивность и неуправляемость воспитанника только усиливается.

Инструкции – небольшие

У ребенка дефицит внимания, он не может «схватывать на лету», потому что у него нет для этого ресурсов. Потому инструкции, что даются воспитаннику с СДВГ, должны не превышать 10 слов. Нельзя давать много поручений ребенку, торопить, перегружать информацией.

Пример, как нужно: Саша, найди, пожалуйста, на изображении красный предмет. Пример, как не нужно: Саша, найди на изображении красный предмет, затем – синий, и скажи, что в них общего?

Разумеется, важен и возраст воспитанника, но универсальны правила тем, что не смешиваются поручения, не требуется от ребенка самостоятельно выстроенной последовательности действий, если это новое и относительно сложное задание. Любая новая тема должна рассматриваться в первой половине, к вечеру малыш устает, и интеллектуальные занятия для него утомительны.

Четкая система запретов

Программа работы с гиперактивными детьми в ДОУ предполагает строгую, четкую и неукоснительную систему запретов и ограничений. При этом количество запретов должно сводиться к минимуму.

Если воспитатель злоупотребляет словом «нельзя», оно обесценивается.

Ребенок просто не осознает его значимости, а зачастую оно служит триггером того, что ему захочется сделать что-то наперекор взрослому.

Важно! Слово «нельзя» и жесткий запрет чаще должны касаться реально серьезной угрозы. Например, нельзя маленькому ребенку брать ножницы или забираться на подоконник. Если «нельзя» употребляется в контексте охраны жизни и здоровья, оно, как правило, работает и воспринимается всегда адекватно.

Что следует сделать педагогу:

  • обозначить совместно с ребенком шкалу запретов;
  • добиваться выполнения этих запретов всегда (без снисхождений, которые ребенок может расценивать как слабость взрослого);
  • нужно учесть, что для принятия правила ребенку с СДВГ требуется время – около 2-3 недель, потому требовать быстрого реагирования нельзя, нужно дать дошкольнику возможность осмыслить принятый запрет, понять его и научиться грамотно реагировать.

Точно так же воспитатель должен выработать санкции, которые неукоснительно последуют вследствие нарушения совместно выработанного запрета. И эти санкция обсуждаются с самим ребенком.

Пример:

«Саша, убегать на улицу дальше территории нашей группы нельзя. Это опасно, и мы с тобой договариваемся, что ты не будешь так делать. Если же ты нарушаешь правило, то я не буду давать тебе новый конструктор во время самостоятельных игр. С ним играют только те ребята, что четко следуют правилам».

Система поощрений

Без нее не может быть системы наказаний. Заключается она в том, что все действия ребенка, которые можно расценить как успех, как хорошее поведение, правильно выполненное поручение и т.д., должны быть замечены. Поощрение, как и наказание, должно быть адекватным ситуации. Взрослому не нужно преувеличивать успех, но и обесценивать его тоже нельзя.

Требования к системе поручений – гибкая и последовательная. Каждое поощрение должно быть моментальным, если воспитатель сделает его позже, у ребенка не случится реакции связи между его действием и социальным одобрением. Похвала, желанное для ребенка поручение, а возможно, сбор наградных жетонов или фишек – возможны разные варианты поощрения.

Очень важно, чтобы воспитатель, используя собственные профессиональные навыки, увидел ту сферу деятельности, где гиперактивный ребенок будет успешен. Она всегда есть, ее нужно просто разглядеть.

Тактильный контакт

Тактильный контакт входит в основные особенности работы с гиперактивными детьми. Потому обычно таких ребят на занятиях сажают поближе к воспитателю. И в тот момент, когда малыш отвлекается, взрослый успевает применить легкий тактильный прием – погладить ребенка по голове, положить ему руку на плечо, ласково похлопать по спинке.

Такое прикосновение ребенок воспринимает как сигнал возвращения в деятельность, и какое-то время малышу эти сигналы остро нужны. Тактильные знаки для него сродни навигатору: направляют, уберегают. Тактильный контакт со стороны взрослого помогает малышу «включить» внимание, которое у него в дефиците.

Работа с родителями гиперактивных детей

Если в группе есть гиперактивный воспитанник, он будет на контроле у штатного психолога.

Режим дня

Обязательной будет консультация психолога ДОУ для родителей – гиперактивный ребенок зачастую для них самих столь сильная проблема, что собственных значимых ресурсов для его воспитания маме и папе не хватает. В силах психолога сделать акценты на базовых правилах воспитания, которые не будут расходиться с теми, на которые опирается и профессиональный педагог.

Режим – это первое требование, о котором скажет родителям психолог. В особенности, если взрослые только привели ребенка в сад, воспитанник мал и отсутствие четкого распорядка дня только усугубляет проявления диагноза.

Малышу с поведенческо-неврологической проблемой нужен контекст, рамки, потому режимные моменты дают ему ощущение безопасности, контроля.

Если режима нет, признаки СДВГ становятся ярче, так как психика ребенка с трудом справляется с постоянно меняющейся обстановкой, отсутствием системности.

Тренировки внимания

Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок в ДОУ» – это еще и составление памяток, рекомендаций практического характера. Некоторые из них предлагают конкретные тренировки на внимание.

В качестве таких тренировок берутся:

  • игры по строгим правилам;
  • игры на признаки и отличительные особенности предметов;
  • небольшие поручения – например, убрать в комнате (четко указать ребенку, куда и что складывать), в контексте возраста, конечно;
  • акцентирование на значимых моментах – собрался малыш на прогулку, ему предлагается осмотреть себя, все ли он сделал правильно.

Родители должны много беседовать с малышом. И воспитатель показывает пример: если ребенок увидел интересную картинку в книге и поделился радостью со взрослым, тот не автоматически кивает в ответ, а расспрашивает: «Чем тебе понравился рисунок, что здесь изображено?» и т.д. Важно учить ребенка концентрироваться на предмете, удерживать внимание.

Работа с ребятами с СДВГ – кропотливая, непростая, комплексная. Но если взрослые (воспитатель + родители) действуют с одним перечнем требований и принципов, высока вероятность того, что диагноз останется в прошлом или минимизируются проявления синдрома.

Источник: //www.resobr.ru/article/5385-osobennosti-raboty-s-giperaktivnymi-detmi

Гиперактивный ребенок: признаки, симптомы и диагностика гиперактивности у детей. Коррекционные занятия, упражнения и игры с гиперактивными детьми дома, в школе и в детском саду

Гиперактивные дети в детском саду

В современном обществе диагноз «гиперактивность» звучит буквально на каждом углу. Если ребенок ведет себя чересчур активно, ему сразу же приписывают эту болезнь, которую на самом деле может определить только опытный детский невролог, психолог или же педиатр.

Нужно разобраться все же, что это за понятие такое – «гиперактивный ребенок», как его диагностируют и в чем причины развития этой самой чрезмерной активности.

И самое главное, как помочь крохе и его родителям справиться с повышенной возбудимостью ребенка и комфортно приспособиться к окружающему миру.

Признаки и диагностика гиперактивности у ребенка

В медицинской терминологии диагноз гиперактивность звучит как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Это состояние проявляется в чересчур активной работе головного мозга и нервной системы, при которой возбуждение нервных импульсов доминирует над торможением.

Первые признаки проявления «синдрома гипервозбудимости» можно отметить еще в младенчестве:

  • Это короткий и беспокойный сон, нарушение пищеварительного тракта, частое срыгивание и практически постоянный детский крик.
  • В раннем возрасте нарушена слаженность в движениях, ребенок неуклюж и часто травмируется. В этот период родители еще пристально контролируют поведение ребенка, не оставляя его одного, поэтому и зафиксировать эти признаки в таком возрасте крайне сложно.
  • Бить тревогу можно начинать, когда кроху сдают в дошкольное учреждение, где полно правил и запретов, где нужно сдерживать свои эмоции.
  • Когда начинаются умственные нагрузки, а ребенок не может с ними справиться в полной мере, ситуация ухудшается. У малыша начинает падать самооценка, проявляется агрессия.
  • Родителям стоит соответствующе оценить способности своего малыша. Не стоит отправлять его в школу с повышенной нагрузкой. А вот обычная школа с компетентным и терпеливым учителем дастся ребенку вполне приемлемо.

Диагностика СДВГ

Грамотная диагностика «синдрома гиперактивности» не заканчивается на получасовой беседе со специалистом. Диагноз не может быть поставлен, исходя только из рассказа родителей и проверки работы рефлексов ребенка. Это тестирование должно проводиться в несколько этапов, которые будут продолжительными. Вот основные его стадии:

  • Консультация с родителями ребенка.
  • Комплекс подготовленных заданий и специального тестирования на предмет оценки нормального или отклоненного развития концентрации внимания и других показателей.
  • Электроэнцефалограмма, позволяющая объективно оценить и исследовать мозговую активность малыша.

На основании этих или при необходимости дополнительных обследований психоневролог подтверждает или опровергает СДВГ.

Что может провоцировать гиперактивность у детей?

Помимо индивидуальных физиологических факторов, детская гиперактивность может быть спровоцирована рядом других причин:

  • тяжелое протекание беременности;
  • несоблюдение здорового образа жизни беременной женщиной;
  • тяжелые роды.

В каком возрасте можно говорить о гиперактивности ребенка?

Проявления гиперактивности можно наблюдать еще с самого рождения ребенка. В таком возрасте доктор уже может поставить диагноз – «синдром гипервозбудимости».

Не стоит отчаиваться, если ваш грудничок неспокоен, возбудим, и имеет еще ряд признаков нестабильной нервной системы. Совсем необязательно гипервозбудимость перерастает в гиперактивность.

Компенсирующие возможности нервной системы детей могут «сгладить» проблему под опытным наблюдением и лечением специалиста.

Все же симптомы СДВГ присутствуют у деток, возрастом 2-3 годика. После начала посещения детского сада и школы все симптомы обостряются, а ребенку контролировать свое поведение становится сложнее, так же, как и соблюдать установленные педагогами правила.

Именно поэтому во многих странах мира такое медицинское заключение, как синдром дефицита внимания и гипервозбудимости, не ставится деткам до достижения шестилетнего возраста.

Гиперактивный ребенок: что делать?

Безусловно, растить гиперактивного ребенка – это каждодневный труд для родителей. Но кто, как не вы, поможет направить энергию своего чада в нужное русло? Без корректировки поведения и воспитания СДВГ не пройдет бесследно, а будет преследовать человека и во взрослой жизни.

Как успокоить ребенка?

  • Когда ваш кроха будет пребывать в состоянии чрезмерного возбуждения, поменяйте обстановку. Уведите малыша в более спокойное помещение или комнату, дайте ему попить.
  • Для детей с таким диагнозом очень важен тактильный контакт, обнимите ребенка, поцелуйте, погладьте. Это стоит делать не только, когда он огорчен, а и просто так, «для профилактики».
  • Благоприятно влияет на расслабление нервной системы принятие теплой ванны перед сном. Можно приобрести в аптеке специальные успокаивающие сборы на основе лекарственных средств.
  • Вечерний просмотр мультфильмов замените чтением книг с красочными иллюстрациями, сделайте легкий массаж или поставьте ненавязчивую музыку — это поможет скорее погрузиться в сон.

Гиперактивный ребенок в детском саду

Давайте рассмотрим две модели поведения гиперактивного ребенка, когда его отводят в детский сад.

Ребенок не желает принимать участие в занятиях.

Во время проведения занятий ребенок неусидчив, находится все время в движении. В ряде случаев он может наотрез отказаться отвечать на поставленные вопросы или участвовать в обучении.

Это связано с тем, что малыш боится не справиться с требованиями относительно него, даже если точно такие же упражнения он охотно выполнял дома. Просто в домашних условиях он сам регулирует длительность и процесс действий.

А в саду нужно много всего усвоить и запомнить, то есть придерживаться определенных указаний.

Родителям необходимо:

Попросить воспитателей позволить ребенку немного понаблюдать за занятием, пусть он займет удобное для себя место. Когда гиперактивный малыш отказывается от командных конкурсов, это не означает, что он не хочет ничего делать, просто его неуверенность в себе пока преобладает. И когда он поймет, что его никто не пытается заставить заниматься, он сам подключится к учебному процессу.

Тут уж многое зависит от воспитателя, он не должен срамить и высмеивать ребенка перед другими детьми. Его задачей станет подбадривание малыша в момент, когда тот решиться на активные действия в занятии.

Ребенок согласен участвовать в обучении, но при этом всем мешает.

Педагогу стоит помнить, что по сравнению с другими детьми гиперактивный ребенок не сможет долго сидеть на месте и лепить поделку, например. Тогда необходимо загрузить чадо другими различными видами деятельности, иногда даже не касающимися процесса обучения (принести-подать, оказать помощь няне в хозяйственных делах). Так ребенок займется делом и не будет мешать другим членам группы.

Совет родителям:

Не перегружайте нервную систему своего крохи, она и так работает по максимуму. Отдайте предпочтение группам с игровой формой занятий, где можно порезвиться от души и отвечать тогда, когда захочет сам ребенок.

Гиперактивный ребенок в школе

Слишком активное поведение маленького ученика может восприниматься педагогом как избалованность и отголоски неправильного воспитания.

Поэтому родителям и учителю нужно тесно взаимодействовать друг с другом, а преподавателю необходимо проявлять понимание и учебную этику по отношению к такому ребенку.

Это не означает, что гиперактивному ребенку позволяют все, просто учитываются те моменты, которые такой ребенок не может выполнить по сравнению с другими детьми.

Занятия и работа с гиперактивными детьми

Составляйте план занятия заранее.

  1. Не заставляйте ребенка сидеть на месте. Пусть он ведет себя активно во время занятия, а не сидит.
  2. Укоротите длительность занятия. Пускай это будет 5 минут, в которые ребенок может сконцентрироваться. Повторяйте эти «пятиминутки» каждые 2-3 часа, доходя до 10 минут занятий, дольше не стоит.
  3. Заранее обдумайте, как будет проходить занятие, оно должно быть интересным и увлекательным. Подготовьтесь к нему: если вы потратите время на поиск материала, ребенок отвлечется и его внимание будет утеряно.
  4. Постарайтесь составить график проведения этих коротеньких занятий в одно и тоже время, чтобы ребенок смог на них настроиться.
  5. Особенностью памяти гиперактивных деток является то, что вчера они охотно выучили материал, а сегодня его уже не помнят. В таких случаях не ругайтесь, сделайте вид, что ничего страшного не произошло. Сделайте паузу, поиграйте, а потом можете вернуться к этому вопросу.

Закаляйте детский организм.

Конечно, обливание ледяной водой — не самый лучший вариант. Можно начать с контрастного душа. Это поможет укрепить иммунную и сердечно-сосудистую системы детского организма, расслабит нервную систему и поможет уснуть.

Не давайте засиживаться ребенку в четырех стенах.

Особенно, когда малышу больше трех лет. Он становится необычайно любознательным, с охотой исследует окружающий мир. Ему в домашних стенах становится попросту скучно, и очень трудно его завлечь чем-то новым. Кроме того, ему необходимо контактировать с другими детьми, приспосабливаться к социуму.

Игры для гиперактивных детей

Занятия с гиперактивными детьми должны проводиться в игровой форме — толку от них будет куда больше, нежели от строгого сидения за столом. Также можно применять и лечебные методики.

Приучайте малыша к расслаблению.

Воспользуйтесь природными антидепрессантами – водой и песком. Ребенок, который вдоволь наиграется на пляже или берегу озера, реки в песочные замки, будет чувствовать себя гораздо лучше, более расслабленно.

Если нет возможности отправиться к открытому водоему, достаточно будет игр с водой дома, в ванной. В ход пойдут водяные пистолеты, брызгалки из пустых флаконов из-под шампуней, мыльные пузыри. Такие игры можно закончить контрастным душем, о котором уже упоминалось.

Можно купить глину, детский кинетический песок, да и еще кучу всяких приспособлений для расслабляющих игр в условиях дома.

Не пресекайте гиперподвижность.

Детки с синдромом ДВГ нуждаются в движении, как в воздухе, без особой необходимости не нужно его ограничивать. Не мучайте кроху наказанием, поставив его в угол, или приказав сидеть на одном месте.

  • Оборудуйте детское место для активных игр, спортивный уголок. Это уменьшит разрушительные действия малыша и позволит развивать в нем ловкость и проворность.
  • Запишите малыша в секцию, если он проявит желание. Не столь важно, что это будет за секция. Она не обязательно должна быть спортивной: это могут быть танцы, гимнастика, театральный кружок или езда верхом. Так, ребенку придется вести активный образ жизни, но от этого уже определенно будет толк.
  • Отведите свое чадо в бассейн, если это невозможно – организуйте надувные мини-бассейны во дворе или на дачном участке. Такой заплыв придется по душе не только вашему ребенку.
  • Организуйте долгие прогулки на свежем воздухе. Это особенно важно в зимнее время, именно в эту пору нет возможности долго находиться на улице, но проведите время активно: катание на коньках, лыжах, санках с горы до изнеможения. Нервная система малыша разгрузится и получит такое желанное расслабление.

Гиперактивный ребенок: советы психолога родителям

Чтобы подобрать правильный подход к конкретному гиперактивному ребенку, нужно понаблюдать за его реакциями на замечания, просьбы, разные манеры поведения. Безусловно, нужно наблюдаться у детского психоневролога, проходить курсы назначенного лечения, чтобы увидеть положительную динамику развития малыша.

Четко выражайте запреты.

Общаясь с ребенком, постарайтесь при любом исходе сохранять спокойствие. Формулируйте предложения таким образом, чтобы в них не присутствовали слова «нет», «нельзя». Воспользуйтесь альтернативой.

Например, запрет: «Не трогай горячую кастрюлю!» лучше заменить «Возьми в шкафу такую же холодную кастрюлю».

Если вы запретили ребенку что-то, обязательно обоснуйте, почему, предложите альтернативное решение проблемы.

Конкретно формулируйте требования.

Не стройте слишком длинные логические цепочки. Предложения должны звучать коротко и лаконично, чтобы гиперактивный ребенок не запутался в последовательности выполняемых действий.

Соблюдайте последовательность.

Гиперактивный ребенок отличается от других ребят своей невнимательностью. Поэтому не давайте ему подряд несколько заданий. Дитя не сможет уловить последовательность всех этих поручений, и займется чем-то другим, не выполнив ни одно из них. Не торопитесь давать ребенку другое задание, пока он не выполнит предыдущее.

Держите под контролем детский график.

Гиперактивные детки плохо чувствуют время, так что контролем временных рамок должны заняться вы. Например, перед уходом с прогулки предупредите кроху об этом за 5-10 минут, чтобы он мог ожидать от вас именно этих действий.

Гиперактивность: мнение доктора Комаровского

Если вашему ребенку поставили диагноз СДВГ, не отчаивайтесь! У вас подрастает умный, одаренный и замечательный малыш, просто помогите ему направить свою избыточную энергию в правильное русло!

Источник: //qulady.ru/giperaktivnyj-rebenok-priznaki-simptomy-i-diagnostika-giperaktivnosti-u-detej-korrekcionnye-zanyatiya-uprazhneniya-i-igry-s-giperaktivnymi-detmi-doma-v-shkole-i-v-detskom-sadu.html

Гиперактивный ребёнок. Советы психолога

Гиперактивные дети в детском саду

В медицинской практике геперактивность – это сложное поведенческое расстройство, которое не требует какого либо медицинского вмешательства и проявляется в раннем дошкольном возрасте.

Расстройство может повлиять на успехи ребенка в школе, отразиться на межличностных отношениях, быть заметным по чрезмерной психической и моторной активности.

Признаки расстройства у разных детей могут обнаруживаться по разному. У большинства детей расстройство связано со спонтанными реакциями, которые ребенок не может подавить. Реакции влияют на подвижность ребенка, его речь и внимание. Считаются признаками неуравновешенной нервной системы, в среде взрослых называются чрезмерной эмоциональностью.

При гиперактивности ребенок испытывает трудности с концентрированием внимания, не может сидеть на месте, ждать очереди. Он выкрикивает ответы раньше других детей, тянет руку чтобы первым ответить на вопрос, проявляет неорганизованность, рассеянность и забывчивость.

Из-за сверхактивности ребенок плохо успевает в школе, не способен качественно выполнять поручения, он много двигается, много разговаривает, прерывает разговор сверстников и взрослых.

Признаки и симптомы расстройства, как правило, начинают проявляться в возрасте до семи лет. Их можно спутать с другим расстройством – синдромом дефицита внимания, а так же нормальным поведением ребенка.

Поэтому, если родители заметили у ребенка один или несколько признаков расстройства – это не значит, что ребенок – гиперактивен.

И напротив, если признаки присутствуют во всех ситуациях – дома, в школе, при внеклассных занятиях и на прогулках – пришло время поближе познакомиться с психологом и врачом.

Причины гиперактивности у ребенка

Первопричинами гиперактивности могут выступать:

• различные инфекции;

• родовые травмы, трудные роды, роды раньше или позже срока;

• отравление тяжелыми металлами и опасными для здоровья химикатами;

• неправильное питание, плохой распорядок дня.

Исследования доказывают, что гиперактивность чаще проявляется у мальчиков. Она может сопровождаться нарушением режима сна, энурезом, различными нарушениями речи, сердечными расстройствами. Расстройство часто встречается в рамках синдрома дефицита внимания.

Основные признаки гиперактивности

Распознать гиперактивность у ребенка можно по следующим признакам:

1. У ребенка практически всегда присутствуют беспокойные движения конечностей. Он не может сидеть на стуле, встаёт, вертится, ерзаёт, крутится, теребит одежду, когда должен спокойно сидеть.

2. Ребенок проявляет высокую двигательную активность без какой-либо причин. Он бесцельно бегает, прыгает, залезает на стулья, диваны, кресла, причем даже в тех ситуациях, когда этого нельзя делать.

3. Ребенок не может сосредоточиться на игре, тихо и спокойно заниматься чем либо. Он кричит, пищит, выполняет резкие неосознанные движения.

4. В разговоре ребенок очень несдержан, не может до конца выслушать вопрос, отвечает на вопросы не в впопад, не задумываясь.

5. Ребенок не может стоять и дожидаться очереди в любых ситуациях, начинает нервничать и капризничать.

6. Ребенок мешает другим детям, пристаёт к окружающим, вклинивается в чужую игру, мешает своим поведением.

7. Ночью и днём ребёнок очень неспокойно спит, переворачивается с одного бока на другой, сбивает простыню, сбрасывает одеяло и при этом любит позу калачиком.

8. Ребенок неспособен распознать чужие потребности и желания.

9. Ребенок склонен к эмоциональным потрясениям и не может контролировать эмоции – как хорошие, так и плохие. Ребёнок может испытывать гнев в неподходящее время или закатывать истерики, при чем совершенно без причины.

10. Ребенок проявляет интерес ко многим вещам, но практически всегда имеет проблемы с пониманием вещей. Например, он начинает интересоваться рисованием, но оставляет незаконченным рисунок и и переключается на игру в мяч, при этом полностью теряя интерес к рисованию.

11. Ребенок неспособен концентрировать внимание, даже тогда, когда к нему обращаются смотря в лицо. Он слышит речь, но не может повторить разговора, или того, что было сказано ему.

12. Ребенок часто делает ошибки по невнимательности.

Симптомы и отклонения выясняются специалистами путем наблюдения и оценки ребенка и его действий.

Дефицит внимания и гиперактивность у ребенка

Если окружающие утверждают, что ребёнок гиперактивен, это может означать что у него присутствует так же синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

СДВГ может определить только врач на основании заключения нескольких специалистов – психолога, психотерапевта и детского врача.

Врач в процессе обследования так же постарается выяснить признаки других расстройств и заболеваний, которые схожи с СДВГ и нуждаются в различных видах лечения.

Если врач определяет, что ребенок имеет СДВГ, он предлагает родителям помочь в решении проблемы. Многим детям назначаются лекарства, помогающие контролировать поведение.

На текущий момент существует огромное количество медикаментов, которые могут полностью вылечить это состояние.

Медицина может помочь детям: фокусировать внимание, успокоить нервную систему, уравновесить поведение, улучшить память и внимание.

Некоторые лекарства ребёнок будет принимать только перед школой, некоторые – каждый день в рамках проведения лечебного курса. Лекарства предлагаются детям в виде сладких жидкостей, таблеток, капсул и жевательных конфет. Назначить лечение может только врач, после консультаций с родителями.

Детям имеющим СДВГ нужна не только медицина, но и изменение образа жизни. В этом случае терапевт и психолог может предложить родителям индивидуально разработанный план по изменению образа жизни, дать рекомендации о том, что будет полезно, а чего следует избегать.

Детям так же очень полезна релаксация и поведенческая терапия. В релаксотерапии врач научит ребенка расслабляться, успокаиваться, делать глубокие дыхательные упражнения, расслаблять различные группы мышц. Поведенческая терапия может научить детей ставить перед собой цели и достигать их.

Если ребенок геперактивен (то есть поставлен именно такой диагноз) об этом обязаны знать не только родственники и врач, но и учителя и директор школы, которую посещает ученик.

Тогда ребенок сможет получить дополнительную помощь в учебе, если это необходимо.

Школа может предложить родителям индивидуальный план обучения, спокойное место в классе, предоставить дополнительное время для выполнения заданий.

В большинстве случаев дети имеющие СДВГ имеют нормальное, счастливое детство, а при правильном подходе полностью устраняют недуг.

Положительные эффекты у детей с гиперактивностью

Помимо проблем, у синдрома дефицита внимания присутствуют положительные моменты. В ходе многочисленных исследований удалось выяснить, что дети с СДВГ, как правило, являются:

1. Очень креативными и творческими. Ребенок, который мечтает и имеет в своей голове десятки разных мыслей может в будущем стать великим мастером, решающим сложные задачи и выбрасывающим фонтан идей. Дети с СДВГ могут легко отвлекаться, но в отличие от других видят то, чего другие не замечают.

2. Очень гибкими и изворотливыми. Ребенок может одновременно рассматривать несколько вариантов решений вопроса и открыт для различных идей.

3. Энтузиастами. Дети с СДВГ редко бывает скучными. Их интересует огромное количество вещей и яркие личности. Они притягивают к себе окружающих, имеют огромное количество друзей.

4. Очень энергичными и не предсказуемыми. Когда дети мотивированы какой-либо идеей, они работают и исполняют задания гораздо быстрее, чем обычные дети. Их бывает сложно отвлечь от решения задачи, если они в ней заинтересованы и если она связана с активным образом жизни.

Стоит заметить, что СДВГ не имеет ничего общего с интеллектом и талантом. Многие гиперактивные дети являются очень интеллектуальными и художественно одаренными.

Гиперактивный ребенок: что делать – советы психологов

Психологи всего мира считают, что если у детей наблюдается признаки гиперактивности, обусловленные поведенческим расстройством – их следует устранять, чем раньше, тем лучше. Это позволит избежать разочарований и трудностей, которые могут возникнуть от низкой самооценки, а так же трения и стресса накапливающего у семьи и окружающих.

Если у ребенка обнаружены симптомы гиперактивности, которые схожи на СДВГ, не стоит пренебрегать помощью квалифицированного врача и психолога. Вы сможете вовремя устранить гиперактивность, применив простые общедоступные меры.

Вариантов устранения недуга сегодня существует огромное множество. В качестве терапевтических мер может быть назначено изменение диеты, комплекс физических упражнений, изменение домашней обстановки, посещение детских кружков, любые другие отвлекающие факторы, которые позволят свести проблему к минимуму.

Гиперактивный ребенок требует много сил и внимания от взрослых. Ребенка необходимо всегда слушать, помогать ему закончить начатые задачи, учить быть усидчивым.

Гиперактивным детям нужны эффективные стратегии воспитания развивающие структурность, систематичность и четкое взаимодействие с окружающим миром.

Им нужны награды и поощрения, большое количество родительской любви, поддержка и одобрение.

Психологи советуют:

1. Четко организовывать распорядок дня ребенка и не менять его на протяжении продолжительного времени. В этой ситуации ребенок сможет приобрести необходимые рефлексы, например ложиться спать после прочитанной сказки.

2. Создать для ребенка спокойную, предсказуемою обстановку, без каких либо раздражителей. Это позволит минимизировать случаи выброса энергии.

3. Организовать для ребенка активный физических режим с посещением спортивных секций и занятий.

4. Не ограничивать ребенка в выполнении активных действий, когда это позволяет обстановка. Это позволит расходовать лишнюю энергию.

5. Гиперактивного ребёнка нельзя наказывать, заставлять долго сидеть на месте или выполнять какую либо утомительную работу.

Как показывает опыт, устранение проблем гиперактивности у детей – это выполнимо. Ребенку следует давать расходовать излишнюю энергию вне стен учебных заведений, пробуждать интерес к учёбе и творчеству.

Источник: //29sp.detkin-club.ru/parents/124429

Гиперактивные дети в детском саду и школе

Гиперактивные дети в детском саду

Дети с синдромом гиперактивности – довольное часто встречающееся явление в ряде детских садов и школ. И речь идёт не о простом активном чаде, а о детях, которые постоянно ведут себя как «заведённый моторчик». Специфичность работы с подобными детьми основывается на трудном контакте с ними, так как они находятся почти в непрерывной физической активности.

Внимание гиперактивных детей крайне рассеяно, концентрация внимания на минимальном уровне. Им трудно дослушать кого-то до конца, глаза бегают, их взгляд сложно поймать.

Сложность их в адаптации в социуме заключается в создании помех в работе не только преподавателям, но и другим детям, которые находятся в коллективе вместе с гиперактивными детьми.

 И зачастую им выпадает доля «изгоев» среди ровесников.

Гиперактивный ребёнок в коллективе сверстников

Характерной чертой поведения гиперактивных детей является крайняя импульсивность, приводящая к совершению ими необдуманных поступков.

К примеру, на коллективных занятиях они перекрикивает других, на все вопросы дают необдуманные ответы, так как не дослушивают. В играх с ровесниками не следуют никаким правилам.

Всё это сводит к ситуациям, когда эти дети оказываются в центре неприятных событий, ссор, драк.

Собственно, все вышеперечисленные аспекты поведения гиперактивных детей приводят к большим сложностям при контактах со сверстниками. Им сложно завести друзей. Повышенная раздражительность, сопровождающаяся агрессией, отталкивает от общения с ними. Как следствие — появление тревоги у сверхактивного ребёнка.

Но нельзя торопиться с выводами о синдроме. Не все подвижные дети гиперактивные. Иногда за гиперактивность принимают обычную излишнюю тревожность.

Психологи рекомендуют для начала внимательно понаблюдать за ребёнком и составить чёткую картину его поведения. Тревожные дети проявляет высокую активность только в определённых условиях, но они контролируют своё поведение. Гиперактивные же не могут контролировать собственные мысли и поступки, их движения лихорадочны, беспорядочны.

То есть гиперкинетическая активность у воспитанников проявляется следующим образом:

  • невозможность сконцентрировать внимание на чем-то одном;
  • чрезмерная невнимательность;
  • высокая импульсивность;
  • сверхактивная беспрерывная подвижность.

По статистике в 80% случаев синдром гиперактивности проявляется именно у мальчиков.

Подробней о признаках и лечении гиперактивности вы узнаете в стате по ссылке.

Гиперактивные дети в детских садах

Психологи рекомендуют воспитателям в детских садах строить индивидуальный подход к гиперактивным детям:

  • Нужно поставить такого ребёнка в центр коллектива, если речь идёт о младшем учебном заведении. Таким образом, удовлетворяется одна из основных потребностей такого малыша – желание быть у всех на виду.
  • Также рекомендуется в детских садах при групповых занятиях не настаивать на выполнении его до конца. При 20-минутных заданиях ребёнок может спокойно усидеть только 10 минут. В этом случае нужно переключить его на другое занятие, например, полить цветы, протереть стол и так далее. После этого он, возможно, будет в состоянии вернуться к групповому занятию. В противном случае малыш весь издёргается и будет отвлекать внимание других.
  • Воспитателю необходимо узнать, что нравится ребёнку. Для этого проводятся специальные задания, когда педагоги просят нарисовать на листе бумаги рисунок «Когда я счастлив». И далее стараться более углублённо привлекать малыша к задачам, которые ему наиболее интересны.
  • Также воспитателям в детских садах рекомендуется акцентировать внимание на тех развивающих занятиях, которые будут тренировать слабые функции у детей. Занятия должны проходить в форме игры. Но это необходимо делать поэтапно, то есть одна игра должна тренировать только одну слабую функцию. Например, игры на концентрацию внимания, на контроль двигательной активности, на контроль импульсивности.
  • В дошкольных заведениях, при наличии достаточно большого количества гиперактивных детей, их объединяют в отдельные специализированные группы. Такие группы не должны содержать более 10 детей. Необходим индивидуальный контроль за каждым из детей со стороны психологов, неврологов. Даже если детский сад не обладает возможностью объединить детей, всё равно необходимо проводить коррекционные занятия с каждым ребёнком, иначе может проявиться отсалось в развитии.
  • В школе в течение 45 минут гиперактивным детям и подавно невозможно усидеть на месте. Это приводит к многочисленным жалобам и выговорам со стороны преподавателей. Грамотные педагоги в таких случаях обязаны найти индивидуальный подход. Например, устраивать 2-минутные перерывы на зарядку. Пойдёт на пользу не только сверхактивному ребёнку, но и всем детям в классе.
  • Необходимо умело направлять энергию таких детей в нужно русло. К примеру, если педагог видит, что ребёнок проявляет свои таланты и интерес на уроках пения или ИЗО, то необходимо сообщить это родителям, чтобы те отправили его на дополнительные занятия в музыкальную школу либо в школу искусств.
  • Программы обучения в школах усложняются с каждым годом. Нагрузка, соответственно, вырастает. И порой объем материала, даваемый детям, слишком большой и приходится проявлять мультизадачность. Для детей с синдромом гиперактивности это даётся крайне тяжело. Поэтому родителям стоит заранее их готовить. Учителям необходимо предупреждать об исходе времени на какое-либо задание за несколько минут.
  • Преподавательскому составу крайне не рекомендуется давать ученику что-то выше его сил. Необходимо предоставить задание, с которым он бы успешно справился. Если возникла необходимость в чем-то упрекнуть ребёнка, то нельзя выражать недовольство им самим в целом, нужно сконцентрировать внимание на отдельном действии.
  • Также нужно понимать, что ученику под силу, а с чем он справиться не сможет. Потому что при его обращении за помощью нужно взять на себя только ту работу и задания, которые не под силу ему, остальное он должен выполнить сам.
  • Настоятельно рекомендуется педагогам не брать на себя все эмоциональные проблемы ученика, иначе это отвлечёт от рационального подхода к обучению гиперактивных детей.

Итак, самые основные моменты подхода к гиперактивным детям:

  • Для выявления конкретных аспектов синдрома, лучше обратиться к соответствующему специалисту, который специализируется на подобного рода работе с детьми. Каждый ребёнок — личность, несмотря на визуальную схожесть общих симптомов, свой характер, свои врождённые особенности, неправильный подход к воспитанию гиперактивного ребёнка у родителей. Ведь такие моменты, как постоянное отрицание и непослушание, может быть просто плохим воспитанием.
  • С такими детьми необходимо начинать занятия в начале дня.
  • Для оптимальной организации рекомендуется использовать визуализацию: схемы, рисунки.
  • Необходимо проявлять последовательность. Нельзя от ребёнка требовать мультизадачности. На каждое задание, даваемое последовательно, отводится определённая часть времени.
  • Не требуйте от детей выше их возможностей. По необходимости снижайте требования к аккуратности, ведь гиперактивные дети очень часто проявляют неряшливость.
  • Необходимо завести дневник, в котором будет оцениваться поведения и успехи ребёнка. За положительные отметки его можно поощрять, но в меру.
  • Давайте ему возможность передохнуть. Если ученик смог спокойно усидеть на месте только половину времени на задание, то дайте ему передохнуть, переключите его на другое занятие. Если занятия проходят в школе, то устраивайте физкультминутки, позволяя детям размяться и отдохнуть от мозговой деятельности.
  • Создавайте ситуации, где ребёнок смог бы проявить свои способности и отличиться от других, показать свои сильные стороны. Зная свои сильные стороны и побеждая в соревнования, гиперактивный ребёнок никогда себя не будет чувствовать обделённым.

Подробней о том, как выявить и развить способности ребёнка вы узнаете в статье по ссылке.

Все эти простые рекомендации позволят педагогам обучить «сложных» детей и уметь адекватно отвечать на их поведение, а также усмирять их энергию или переводить её в правильном направлении.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Источник: //MaryPop.ru/psihologiya/giperaktivnost-i-defitsit-vnimaniya/giperaktivnye-deti-v-detskom-sadu-i-shkole.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.