Глухие не хотят слышать?

Содержание

Как общаться со слабослышащими: правила и этика | Милосердие.ru

Глухие не хотят слышать?

Публикуем главу о психологических особенностях и социальных проблемах неслышащих людей из книги Инвалид в храме: особенности сопровождения и пастырская помощь. 

.com

Социальная изоляция

Глухота как болезнь не заметна, и инвалида по слуху общество ошибочно воспринимает как более здорового человека, чем, например, незрячего инвалида. Однако, как писала слепоглухая американская писательница Э.

Келлер, «слепые оторваны от предметов, глухие от людей». Это подтверждают и ученые – Л. С.

Выготский, например, был убежден, что «глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми».

smartnews.ru

Если глухой человек оказывается в храме, то, в силу незаметности недостатка слуха, с ним часто пытаются общаться таким же образом, как со слышащим. Это хорошо – как знак приятия человека, как попытка установить контакт. Но, как правило, сразу обнаруживается языковой барьер, т.к.

глухие люди общаются между собой на незнакомом нам языке – жестовом. Поняв это, важно не потерять интереса к человеку, не исключить его из сообщества прихожан.

В идеале нужен хотя бы один человек в храме (помимо священника), который захотел бы изучить жестовый язык, понять физические, психологические и ментальные особенности неслышащего человека, о которых пойдет речь ниже.

ОБ АВТОРАХ:
Татьяна Александровна СОЛОВЬЕВА – декан дефектологического факультета ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук, специалист в области сурдопедагогики и инклюзивного образования детей с нарушением слуха.

Иеромонах Виссарион (КУКУШКИН) — руководитель Регионального учебно-методического центра пастырского, миссионерского и социального служения неслышащим людям Екатеринбургской епархии.

Выпускник Екатеринбургской Православной духовной семинарии и Института социального образования УрГПУ по специальности «Социальная работа». С 2001 г. окормляет православную общину глухих и слабослышащих прихожан во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского г. Екатеринбурга.

Член Всероссийского Общества Глухих (ВОГ). С 2007 г. работает переводчиком русского жестового языка в Свердловском региональном отделении ВОГ.

Какой бывает глухота

Итак, среди людей с нарушением слуха различают глухих, слабослышащих, оглохших и имплантированных. О глухоте говорят, когда обнаруживается стойкое двустороннее (на оба уха) значительное поражение слуха, при котором невозможно разборчивое восприятие речи.

Глухота может быть врожденной или приобретенной, что встречается значительно чаще. По времени возникновения различают раннюю (в возрасте до трех лет) и позднюю глухоту (появившуюся после того, как сформировалась речь).

Глухота, врожденная или приобретенная, лишает ребенка возможности без специального обучения овладеть речью. Если же речь уже начала формироваться, то ранняя глухота приводит к ее распаду.

Однако нужно знать, что для таких или других случаев нарушения слуха использовать термин «глухонемой» не этично.

Оглохшие (позднооглохшие) – люди, потерявшие слух, но сохранившие речь. Степень сохранности их речи зависит от времени наступления глухоты и условий ее развития.

Дети, оглохшие в возрасте от трех до пяти лет и не получившие специальной помощи, ко времени поступления в школу чаще всего сохраняют небольшой запас слов, которые обычно произносят искаженно.

При более позднем возникновении глухоты дети почти полностью сохраняют речевой запас (особенно дети, уже овладевшие письмом и чтением). При специальном педагогическом воздействии речь может сохраниться полностью и при более ранней потере слуха.

Имплантированные дети и взрослые – это люди, перенесшие операцию по кохлеарной имплантации (от лат. cochlea – улитка), т.е. операцию по вживлению электродных систем во внутреннее ухо, в улитку, с последующей электрической стимуляцией слухового нерва, что позволяет посылать в мозг сигналы, вызывающие слуховые ощущения.

Подавляющее большинство людей с нарушенным слухом пользуется индивидуальным слуховым аппаратом – заушиной (располагается за ушной раковиной) или внутриушным аппаратом (специально изготовленный индивидуальный вкладыш).

Язык общения

Основным языком общения глухих людей в России является русский жестовый язык (РЖЯ). РЖЯ — это язык символов и образов, выражаемых жестами.

Глухие люди знают не только РЖЯ, но и русский язык. Поэтому для общения с неслышащими людьми можно использовать и устную речь — ваш собеседник сможет прочитать слова по вашим губам. Для этого слова должны произноситься медленно, разборчиво и хорошо артикулироваться.

Можно использовать и письменную речь (при дистанционном общении – смс-сообщения, интернет). Однако надо знать, что неслышащим трудно пользоваться русским языком в повседневной речи (как нам неудобно постоянно пользоваться английским, хотя мы учили его в школе), их словарный запас не богат, многое нуждается в доступном объяснении.

Поэтому если мы хотим понять глухого человека и быть поняты им – нужно учить жестовый язык.

В специальных коррекционных школах глухих детей учат дактилологии – пальцевой азбуке (от греч. δάκτυλος – палец). По сути, эти письмо пальцами на национальном словесном языке. Просто все, что мы обычно пишем ручкой, в данном случае мы «пишем» пальцами в воздухе.

В дактильной азбуке каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки – дактилемма. Дактильная азбука используется для перевода имен собственных и в тех случаях, когда не удается найти жест для выражения предмета или понятия.

Дактилирование обязательно сопровождается устной речью (артикулированием).

Дактилология или дактильная азбука

Конечно, невозможно ожидать, что весь внешний мир будет общаться с глухими на жестовом языке – в транспорте, магазине, больнице. В некоторых житейских вопросах (вызвать врача, проконсультироваться с юристом и т.д.) инвалидам по слуху могут помочь переводчики жестового языка (сурдопереводчики), существующие во многих городах, где есть отделения Всероссийского общества глухих (ВОГ).

Особенности устной речи глухих и слабослышащих

Людям с нарушенным слухом свойственны изменения голоса. Он может быть слишком высоким (вплоть до фальцета) или низким, гнусавым, приглушенным, слабо изменяющимся по высоте, силе, тембру.

Причем, наблюдается закономерность: чем сильнее нарушен слух, тем в большей степени, как правило, нарушен голос. Могут неправильно произноситься отдельные звуки – чаще всего, согласные С, З, Ш, Ж, Щ, Ч и Ц, потому что именно их труднее воспринимать при нарушенном слухе.

Из-за всех этих нарушений глухие, как правило, стесняются говорить вслух, видя негативную реакцию на свою речь.

Также у людей с ранней или врожденной глухотой встречаются ошибки в употреблении слов, нарушается привычный порядок слов в предложении (например, «завод трудно, слабый, деньги мало, нет» можно интерпретировать как «сильно устаю после работы, за которую, к тому же, почти ничего не платят»).

Особенности восприятия звуков и речи

Полная глухота встречается редко. Чаще всего, сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные звуки речи и некоторые хорошо знакомые слова, которые произносятся у ушной раковины. Низкочастотные звуки, такие как гудок паровоза, барабан, стук, большинство глухих людей слышат гораздо лучше.

У слабослышащих и имплантированных людей возможности восприятия бытовых и природных шумов шире и разнообразнее. Но даже если человек с нарушенным слухом слышит, как тикают часы на стене, он при этом может испытывать большие трудности в различении чужой речи.

Нередко так бывает у имплантированных детей и взрослых, не прошедших курс специальной психолого-педагогической реабилитации.

Лучше воспринимаются звуки нормальной громкости. Чересчур громкие звуки, крик могут вызывать у глухого человека болезненные ощущения. В таком случае он закрывает уши руками, морщится. Это связано именно с дискомфортом в ухе, а не с нежеланием общаться и слушать собеседника.

Люди с нарушенным слухом воспринимают устную речь слухо-зрительно – одновременно и читая по губам, и пользуясь остаточным слухом.

Однако точность понимания смысла зависит и от собственных усилий неслышащего: от его умения удерживать внимание, задавать уточняющие вопросы, от уровня развития смысловой догадки, когда из «услышанных» фрагментов по контексту мысленно достраивается вся фраза.

Поэтому если речь связана с текущей ситуацией, человеку с нарушенным слухом легче понять контекст и смысл сказанного. А вот отвлеченный рассказ о том, что было раньше или будет позже понять ему будет гораздо сложнее.

Особую сложность представляет понимание причинно-следственных, пространственно-временных и других грамматических отношений, а также словосочетаний со страдательными причастиями: «излеченные болезни», «нашедшая покой» и т.д. Точное восприятие (т.е. способность дословно повторить) не является гарантией того, что глухой или слабослышащий человек все правильно понял.

Особенности поведения

Поведение человека с нарушенным слухом может быть разным: от беспокойного, несколько суетливого, надоедливого, связанного с потребностью в помощи, в восполнении недостатка слуховой информации, – до отрешенного, рассеянного, избегающего общения с окружающими.

Второй вариант связан с негативным опытом общения со слышащими людьми, со страхом быть непонятым, осмеянным. При этом потребность в общении, дружеской поддержке у неслышащего ребенка или взрослого, конечно же, не меньшая, чем у слышащего.

Поэтому люди с нарушенным слухом нередко предпочитают посещать массовые мероприятия или отправляться в путешествия в обществе людей с таким же нарушением.

У глухих людей иногда возникают трудности в координации движений, что может выражаться в шаркающей походке, некоторой неуклюжести.

Причина – нарушения в работе вестибулярного аппарата (органы слуха и равновесия расположены рядом). Из-за проблем со слухом человеку трудно контролировать собственные ые реакции.

Поэтому глухие люди могут непроизвольно издавать необычные шумы при физическом усилии, дыхании, приеме пищи, волнении.

Правила и этика общения c глухими и слабослышащими

— Человеку с нарушенным слухом мешает воспринимать и понимать устную речь шум, одновременный разговор двух и более людей. Поэтому с людьми, которые плохо слышат, будет трудно общаться в больших или многолюдных помещениях. Яркое солнце или тень тоже могут быть помехами.

— Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за руку или плечо или же помахать рукой.

— Существует несколько типов и степеней глухоты. Некоторые не слышат или не воспринимают устную речь и могут разговаривать только на жестовом языке. Другие могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. С ними нужно говорить немного громче и четче обычного, подбирая подходящий уровень громкости.

Некоторые утратили способность воспринимать высокие частоты – разговаривая с ними, нужно лишь снизить высоту голоса. С кем-то оптимален метод записок. Если вы не знаете, какой способ предпочесть, постарайтесь узнать это у самого глухого.

Если возникают проблемы в устном общении, предложите собеседнику использовать другой способ – написать, напечатать. Не говорите: «Ладно, это неважно…».

— Чтобы глухой или слабослышащий собеседник вас лучше понял, разговаривая с ним, смотрите прямо на него, чтобы он одновременно видел ваше лицо (губы) и «слышал» речь. Говорите ясно и медленно. Не нужно кричать что-то, особенно в ухо.

Используйте выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

Помните, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам, а те, кто это умеет, хорошо прочитывают только три из десяти сказанных вами слов.

— Вы затрудните вашему собеседнику понимание разговора, если будете переключаться с одной темы на другую и обратно. Если вы хотите поменять тему, не делайте этого без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить…»

— Говорите простыми короткими фразами и избегайте несущественных слов. Выбирайте обиходные слова (т.е. наиболее часто употребляемые в речи). По возможности, избегайте фразеологизмов, крылатых слов и выражений, пословиц и поговорок. Их смысл, как правило, не известен, а значит и не понятен глухим и слабослышащим людям.

— При построении фразы лучше использовать прямой порядок слов. Не злоупотребляйте в речи обособлениями, оборотами, обращениями – они осложняют понимание сказанного. Например, лучше сказать «Когда вы придете?» вместо «И когда, родной мой, вас ждать?» или «Придете-то вы когда теперь?».

— Помните, что понимание смысла, передаваемого в речи с помощью интонационных нюансов, оттенков почти не доступно глухим людям и людям с тяжелой тугоухостью.

Поэтому не стоит удивляться, если фраза с саркастической, насмешливой, ироничной интонацией будет пониматься как нейтральная.

Например, «И что это мы тут делаем?» (смысл – запрет, указание на неправильное поведение) будет понята как необходимость ответить на вопрос «Что делаем?». Частично смысловые оттенки можно передать с помощью мимики.

— Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

— Если вас просят повторить что-то, попробуйте не просто повторить, но сказать по-другомуперефразировать предложение.

— Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

— Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

Также по теме:
Верую молча

Источник: //www.miloserdie.ru/article/kak-obshhatsya-so-slaboslyshashhimi-pravila-i-etika/

Глухота – мифы и факты

Глухие не хотят слышать?

“Вы глухая?? Не может быть! Вы хорошо говорите! / Вы хорошо пишете! / Вы хорошо знаете английский как иностранный язык!” – я такие слова часто слышу от слышащих, которые не верят, что у меня глубокая глухота.

Хотя мы живем в 21 веке, неверные представления о глухоте все еще существуют везде. Мифов о неслышащих так много, что их не перечислить в этой статье. Глухие и слабослышащие страдают от непонимания слышащих о них и часто пытаются неоднократно развеять мифы и обьяснить им, что они могут все и ничем не отличаются от слышащих. Ниже приведены самые распространенные мифы.

Миф: Все глухие и слабослышащие одинаковые

Факт: Степени глухоты разные – от легкой формы тугоухости до полной глухоты. Даже два неслышащих с одинаковой аудиограммой могут общаться и воспринимать информацию по-разному.

Если встретились с одним глухим, то это не значит, что все остальные такие же.

Одни общаются устно, другие на жестовом языке, а третьи – и тем и другим методом, но многие пользуются методом общения в зависимости от ситуации.

Миф: Все неслышащие общаютя на жестовом языке

Факт: Многие неслышащие не знают жестовый язык – больше 90% глухих и слабослышащих из семей слышащих, многие из которых не общаются с ними на жестовом языке.
Позднооглохшие взрослые обычно не общаются на жестовом языке.

Также не все глухие одинаково владеют жестовым языком – для одних он родной язык, а для других он второй язык и облегчает чтение по губам. Есть разновидности жестового языка – дактиль (пальцевая азбука), калькулирующий жестовый язык (который следует грамматике устного языка), чистый жестовый язык (со своей грамматикой).

Жестовые языки разнятся в разных странах, как словесные языки. Даже американский и британский жестовые языки вообще не похожи друг на друга!

Миф: Все глухие немы и страдают умственной отсталостью

Факт: Отсутствие слуха никак не влияет на интеллект и на физическую способность произносить звуки. Слух и голос вовсе не связаны с интеллектом. У многих неслышащих ые связки нормально работают.

Адекватные логопеды, которые занимаются с носителями жестового языка, доказывают на примере своих учеников, что слух НЕ нужен, чтобы научиться говорить. Даже носители жестового языка, которые предпочитают не пользоваться голосом, не считаются немыми – они могут общаться, но по-другому.

 Поэтому людей с отсутствием или недостатком слуха теперь уже не следует называть “глухонемыми”, а “неслышащими”, “глухими”, “слабослышащими”.

Миф: Тугоухость – признак старости и бывает только у пенсионеров, а глухие рождаются только в семьях глухих

Факт: Глухота бывает у всех, вне зависимости от возраста, причины, семейного происхождения. Из-за производственного шума и слушания громкой музыки число молодежи с потерей слуха увеличивается так стремительно, что они даже начинают обогнать пенсионеров с проблемами слуха.

Людей с наследственной глухотой не так много, но подавляющее большинство неслышащих – из семей слышащих. Глухими могут стать от болезни (включая осложнения от болезней во время материнской беременности) или несчастного случая. Я, например, родилась с нормальным слухом и потеряла его в 2 года от менингита и стала единственной глухой в семье.

Неслышащих в России около 13 миллионов, а в мире около 600-700 миллионов!

Миф: Слуховые аппараты и кохлеарные импланты – панацея от глухоты, которая возвращает слух всем неслышащим

Факт: Хотя слуховые протезы – слуховые аппараты и кохлеарные импланты – прекрасная технология, которая помогает многим глухим и слабослышащим лучше слышать, они не предлагают панацею от глухоты и у них есть ограничения.

Слуховые аппараты обычно помогают слабослышащим, а кохлеарные импланты носят глухие, которые уже больше не получают пользы от слуховых аппаратов. Одним слуховые протезы помогают понимать речь в какой-то степени, но не на 100%, а другим – только распознавать окружающие звуки.

Самая распространенная проблема носителей слуховых протезов – шумные обстановки и собеседники, которые бормочут или у которых тяжелый акцент. Даже многие опытные носители слуховых протезов часто прибегают к зрительному доступу: чтение по губам, субтитры, жестовый язык.

Слуховые протезы не всем помогают – все это зависит от возможностей и желаний неслышащих.

Миф: С кохлеарным имплантом нельзя принимать водные процедуры, заниматься спортом, проходить через металлоискатели

Факт: Как долговременный пользователь кохлеарного импланта (его ношу 19 лет), я часто это слышу от многих, неведущих о кохлеарной имплантации – даже в США, хотя импланты начали вживлять глухим еще в 1970-е годы.

Я могу принимать душ, купаться, нырять вниз головой, играть в любые виды спорта (кроме таких, как бокс, конечно). Я просто снимаю речевый процессор (внешняя часть импланта, которая сейчас похожа на заушину слухового аппарата) – как люди снимают слуховые аппараты или очки.

У меня нет проблем с металлоискателями – я много раз через них проходила в аэропортах и некоторых зданиях. Одно мне противопоказано – МРТ (магнитно-резонансная томография), но это потому, что у меня внутреняя часть импланта устаревшая.

Более новым пользователям КИ – в зависимости от производителя – можно проходить МРТ.

Миф: Все глухие могут читать по губам

Факт: Чтение по губам – искусство, а не наука. Оно дает только 25-30% зрительной информации по губам, а остальное зависит от разных факторов как количество остатков слуха, освещение, качество словарного запаса, отчетливости говорящего и тому подобное.

Во многих случаях глухие заполняют пробелы и угадывают, как в игре Виселица – что делет чтение по губам очень утомительным. Даже лучшие мастеры чтения по губам не могут все понимать.

 Поэтому никогда не спрашивайте их, могут ли по губам читать и как хорошо они вас слышат – это самый досадливый вопрос для многих неслышащих.

Миф: Жестовый язык задерживает устную речь

Факт: Это далеко от правды, как доказано моим личным опытом, а также опытами многих других неслышащих. Глухой может хорошо говорить и даже выговаривать текст, но не обязательно понимать содержимое текста.

Не все могут хорошо воспринимать звуки на слух – даже со слуховыми аппаратами и/или кохлеарными имплантами. Слышать и понимать – совсем разные вещи. Даже есть люди с нормальным слухом, у которых проблема восприятия устной информации на слух.

Многие глухие носители жестового языка – билингвалы, которые прекрасно владеют словесной речью. Общаться голосом и на слух и/или по губам не лучше, чем общаться на жестовом языке или письменно.

 Это как бы сказать, что общение на русском лучше, чем на английском – потому что общение на английском задерживает речь на русском. Метод общения – не главное, а адекватное обучение неслышащих методом, который соответсвует их возможностям и нуждам.

Миф: Все неслышащие нечувствительны к шумам

Факт: У многих людей, у которых отсутствует слух, обостряется чувствительность к свету и вибрации.

Например, они могут чувствовать громкую музыку за стеной соседов или топтание ног – через деревянный пол.

Хотя многие глухие могут спокойно спать по ночам, их могут разбудить вибрации, например, во время грозы – от близкой молнии, которая издает яркий свет и вызывает сильные вибрации.

Миф: Глухие не могут читать и писать

Факт: Если глухой пользуется жестовым языком, то это не значит, что он не может читать и писать. У многих глухих и слабослышащих хорошие навыки письменной речи.

Хотя есть глухие, у которых проблемы с грамотностью, но это обычно из-за качества обучения их в школе и дома, а также негативного отношения специалистов по глухоте к жестовому языку.

Проблемы с грамотностью бывает и со многими людьми с нормальным слухом – мне даже нередко приходилось помочь слышащим одноклассникам с правописанием, хотя у них доступ к устной информации было намного больше, чем у меня! Другая причина проблемы с грамотностью – недостаток качественного субтитрования в России по ТВ и особенно видео в интернете.

Субтитры пользуются огромной популярностью среди многих неслышащих (и носителей слуховых протезов, и носителей жестового языка) в США с 1970-х годов – не только как записанные субтитры для фильмов и видеороликов, но и также как живые субтитры для мероприятий, классов, рабочих собраний. Согласно исследованиям, субтитры помогают с грамотностью не только глухим, но и даже слышащим!

Миф: Слух нужен, чтобы услышать машину и особенно водить ее

Факт: Чтобы переходить дорогу, надо смотреть в ОБА. Бывали случаи со мной, когда мне приходилось отвести невнимательного пешехода с нормальным слухом от надвигающейся машины! В мире МНОГО водителей с разными уровнями тугоухости и даже с полной глухотой, а многие даже не носят слуховые аппараты.

Кстати, глухие водители более внимательные, чем слышащие, а также у них сильно развито периферическое зрение.

Слышали ли новости об авариях, которые вызывали глухие водители? Сколько аварий из-за водителей с нормальным слухом и как часто они случаются? Читайте статью о глухом таксисте Убер в России и убедитесь, что глухие могут быть прекрасными водителями.

Миф: Глухие не могут танцевать и понимать музыку

Факт: Музыкой можно наслаждаться по-разному. Глухота – НЕ препятствие. Многие слабослышащие могут наслаждаться музыкой с помощью аппаратов, а глухие могут чувствовать музыку через вибрации.

Неслышащие могут также играть и даже сочинять музыку! Я играла на пианино в 5 классе будучи полностью глухой. Многие знают о Бетховене.

Глухая барабанщица Эвелин Гленни дирижировала оркестром слышащих барабанщиков во время открытия Олимпийских Игр в Лондоне! Неслышащие могут петь – одни голосом, а другие на жестовом языке.

Танцевать многие неслышащие тоже могут – для этого даже слух не нужен! Для этого главное – чувство ритма, а оно даже не у всех слышащих есть! Я люблю танцевать и когда хожу на уроки парных танцев и танцев живота, я просто следую движениям других и считаю, чтобы поддерживать ритм.

Миф: Глухота – приговор и барьер в успешной учебе, работе и жизни вообще

Факт: Глухие и слабослышащие могли и могут учиться и работать со слышащими. Многие закончили массовые учебные заведения (хотя не без трудностей) на отлично без слуха или даже доступной среды и являются ценными профессионалами во многих областях. Бетховен сочинил известные симфонии будучи глухим.

В 2016 году в коллегию Верховного Суда США приняли 12 глухих и слабослышащих адвокатов. Много глухих в СССР работали в космонавтике и разных профессиях.

Можно привести массу примеров успешных глухих и слабослышащих профессионалов по всему миру, которые доказали, что они могут все! Они могут наслаждаться жизнью, вне зависимости от слуха или метода общения, а среди них также много счастливых супругов и прекрасных родителей.

Миф: Неслышащие часто изолируют себя в своем обособленном мире и не знают, как общаться со слышащими

Факт: Многие неслышащие – из семей слышащих, поэтому с младенства они знают, как общаться со слышащими. Если их адекватно обучать, то они вырастут уверенными людьми и приобретут хорошие навыки общения со слышащими – даже если только письменно. Но бывают случаи, когда им хочется общаться с себе подобными.

Это почему, например, многие носители жестового языка могут предпочитать учиться в школах для глухих (даже если они могут учиться в массовых школах) или посещать мероприятия для глухих, где они могут свободно общаться на жестовом языке.

Их можно сравнить с русскоговорящими в диаспоре, которые любят общаться в русскоязычной среде, хотя многие могут говорить на местном языке. Носители слуховых протезов тоже любят делиться своими опытами между собой.

А те, у которых начинаются проблемы со слухом в позднем возрасте, могут вначале изолировать себя, потому что они ошеломлены переменами в слухе и не знают, что делать, а также стыдятся своей глухоты из-за стигмы обществом.

Миф: Неслышащие “страдают” от глухоты и их всех надо лечить!

Факт: Многие глухие и слабослышащие – особенно с рождения или раннего детства – уже привыкли к отсутствию или недостатку слуха и научились адаптироваться в мире слышащих. Их глухота не смущает.

Они скорее всего страдают от стигматизации глухоты и отсутствия доступной среды, а не от самой глухоты. Многих носителей жестового языка слух даже не интересует. Если они носят аппараты, то это обычно для опознавания каких-то окружающих звуков.

 Тяжелее всего переносят глухоту позднооглохшие взрослые, которые столько лет привыкли к жизни со слухом, и не знают ничего о глухоте. Такие эмоции бывают и у людей с прогрессирующей потерей слуха. Люди, которые теряют слух в позднем возрасте, обычно хотят вернуть себе слух.

 Так что все неслышащие разные и по-разному смотрят на глухоту – в зависимости от среды, в которой они росли.

Многие слышащие часто считают глухих “больными” и сравнивают их со “здоровыми” слышащими. Это не только оскорбительно, но неверно – будто слышащие никогда не болеют. Многие глухие здоровы как бык! Разница между глухими и слышащими – в наличии слуха, а не здоровья.

Глухота – не болезнь, а отсутствие одного из 5 чувств, поэтому она в основном не сказывается на здоровье. Если бы общество принимало глухих и слабослышащих такими, какие они есть, и предоставило им полностью безбарьерную среду, то глухие и слабослышащие могли бы функционировать наравне со слышащими и даже не считать себя ущербными.

 Надо лечить не глухоту, а невежество о глухоте.

Совет? Не бойтесь общаться с глухими и слабослышащими – они ничем не отличаются от вас, кроме уровня слуха и особенностей общения. Кто знает, может вы найдете среди них прекрасных друзей, партнеров, клиентов, учеников, учителей, коллег, которые вас научат новому или могут поделиться с вами общими интересами.

Другие русскоязычные статьи Светланы

Примечание: Текст сайта принадлежит Светлане Кузнецовой и Audio Accessibility. Копирование и перевод текста не допускается – разрешается только делиться ссылками на страницы этого сайта или копировать краткую цитату с ссылкой на источник.

Источник: //audio-accessibility.com/russian/%D0%B3%D0%BB%D1%83%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BC%D0%B8%D1%84%D1%8B-%D0%B8-%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%8B/

6 мифов о глухоте

Глухие не хотят слышать?

С Людмилой и Элен мы встретились на рабочем месте девушек — на площадке невербального восприятия «Тишина». Вопросов у меня было множество. Но коммуникативный провал случился уже на первом.

Дело в том, что привычные мне формулировки девушкам оказались совершенно непонятны — слишком длинные, закрученные предложения, усложняла все и оставляющая желать лучшего артикуляция.

Но уже через несколько минут (не без помощи организатора площадок «Тишина» и «ТEMNOTA» Оксаны Симутенко) мы развеяли первый и самый распространенный миф, связанный с глухими и слабослышащими людьми.

Миф № 1. Общение со слышащими невозможно

Людмила:

— Я слабослышащая, на работе ношу слуховой аппарат. Но, как и большинство глухих и слабослышащих, могу читать по губам. Правда, для этого собеседник должен говорить четко, короткими фразами, не отворачиваться во время общения, не жевать.

Элен:

— Но если у человека тонкие губы, есть усы, если он прикрывает рот рукой, читать становится сложнее. Хорошо помогают в общении жесты — речь идет не о знании жестового языка. И чем эмоциональнее вы передаете информацию, тем проще ее понять. В крайнем случае можно общаться с помощью переписки.

Людмила:

— Главное — не напрягаться, тогда обязательно найдется способ понять друг друга.

Миф № 2. Люди с нарушениями слуха не говорят

Людмила:

— Здесь все индивидуально. Например, я лишилась слуха в три года – заболела воспалением легких, и мне назначили антибиотик, который и привел к таким последствиям. Но к этому моменту становление речи уже произошло, поэтому говорю и сейчас. Причем моя семья и мой парень — они слышащие — за то, чтобы я говорила больше и лучше, а не общалась с помощью жестового языка.

В школе, где я училась, преподаватели плохо знали жестовый язык, они заставляли нас говорить, читать на скорость вслух. Был даже такой урок — развитие речи. У кого-то получалось лучше, у кого-то — хуже, а у меня всегда был лучший результат.

Элен:

— Я тоже лишилась слуха в раннем детстве, когда уже немного умела говорить. Родители хотели, чтобы я общалась с помощью голоса, а не жестов. Но когда меня привели в детский сад, педагоги ругали их за такой выбор. Говорили, что из-за этого я не смогу общаться с другими детьми. Сейчас я и говорю, и владею жестовым языком. Мой сын слышащий, но тоже говорит на жестовом языке.

Вообще, способ общения выбирается в зависимости от ситуации. Иногда это голос, иногда — жесты, а иногда — смесь того и другого.

Людмила:

— Главное — практиковать общение и голосом, и с помощью жестов. Если этого не делать, то навыки быстро теряются.

Хотите обратиться к глухому человеку — помашите ему рукой, убедитесь, что он вас увидел. Или подойдете и коснитесь его.

Миф № 3: Не могут общаться со слепыми

Элен:

— Я работаю в ателье, и однажды мне довелось взаимодействовать со слепоглухим человеком. Он пришел на примерку, надел вещь, которую я для него шила, на жестах стал спрашивать, сколько она будет стоить, когда работа будет готова… А как мне ответить? Стала говорить на жестовом языке, только в соприкосновении с рукой человека. Он все понял.

Оксана:

— Когда в нашу команду только пришли глухие ребята, то стали просить меня пройти локацию «ТЕМNОТА». Я отказывала из соображений безопасности. Но потом сдалась. Сопровождала ребят я, все задания они получали «на берегу», потому что не представляла, как мы сможем общаться в темноте.

Причем для собственного спокойствия попросила подавать опознавательные знаки, давать обратную связь о том, что все в порядке: кто-то должен был хлопать в ладоши, кто-то — топать ногами. И в какой-то момент одного парня мы потеряли.

Я уже была готова включить свет, как вдруг он взял меня за руку, положил на свою, я почувствовала, что она зажата в кулак, большой палец поднят вверх. Так он дал мне понять, что все в порядке.

Потом мы бурно обсуждали полученный опыт. Оказалось, что и ребята в темноте общались между собой — на жестовом языке, держа руки собеседника в одном пространстве со своими.

Миф № 4: Глухие и слабослышащие люди не поют

Людмила:

— Я занималась жестовым пением — это когда синхронно на жестовом языке произносятся слова под музыку, которую не слышишь.

Я вообще меломан. В «Тишине» у меня часто спрашивают: «Ты слушаешь музыку? Как?» Это трудно объяснить. Когда музыка играет громко, я чувствую вибрации. Особенно хорошо это ощущается в клубах.

Элен:

— У глухих людей есть преимущество — мы можем общаться даже там, где очень шумно. (Смеется. — Прим. авт.)

Миф № 5: Не дружат со слышащими

Людмила:

— Все зависит от того, насколько открыт человек. Ведь на самом деле все люди одинаковы. Просто кто-то слышит, а кто-то — нет.

Элен:

— Друзья определяются по общим интересам, а не по признаку наличия слуха.

Говорить громко при общении с глухим человеком бессмысленно. А вот четкость артикуляции имеет значение.

Миф № 6: Работают только на дому

Людмила:

— Когда-то я подрабатывала уборщицей, сиделкой, швеей, мерчандайзером, училась на веб-дизайнера и фотографа… Все так же, как и у многих слышащих людей. Сейчас тружусь в «Ашане». В компании более 15 глухих и слабослышащих сотрудников: кто-то работает в зале, а кто-то, как я, на кассе.

Сложности в общении с покупателями возникают крайне редко — на кассе стоит табличка, информирующая о том, что я слабослышащая. Это снимает множество вопросов. Но случаются и забавные ситуации. Например, как-то бабушка, не видя эту табличку, спросила у меня, сколько сейчас времени.

Показываю ей часы, на что она отвечает: «А я не вижу — очки забыла». Пришлось говорить голосом.

Элен:

— Помимо работы в ателье и салоне красоты я руковожу клубным формированием в Доме молодежи Железнодорожного района — занимаюсь с глухими. Выиграла грант под реализацию проекта «Дом творчества глухих» и теперь создаю условия для того, чтобы дети, подростки, молодежь с нарушением слуха могли раскрывать свой творческий потенциал. Планов много.

Например, есть задумка создать мастерскую, оборудованную швейными машинами и столом для резьбы по дереву и бересте. Провести фестиваль творчества, участвовать в городских мероприятиях с выставками и концертными номерами. Думаю, все это поможет ребятам обрести уверенность и проще находить общий язык с людьми, независимо от того, слышат они или нет.

Татьяна Бушмакина.
из личного архива Оксаны, Людмилы и Элен.

Источник: //miraman.ru/posts/6_mifov_o_glukhote

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.