< Гуманистическая психология - Психолог

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология

  • Предпосылки.
  • 5 принципов гуманистического направления.

Предпосылки гуманистической психологии

В середине 20 века в Америке возникло новое направление психологии, в основу которого легли идеи экзистенциализма провозглашающего изначальную иррациональность человеческого сознания, а также отрицание принципа лежащего в основе познания, а именно рационального мышления, как единственно возможного.

Поскольку такая система базировалась на понимании единства объекта и субъекта, как априори присущего любому сознанию, из нее естественным образом вытекала идея о первостепенном значении именно субъективного опыта личности.

А это автоматически означало совершенно другой поход к изучению личности и пониманию основ ее существования.

Чтобы понять насколько существенной, если не революционной, эта идея была в психологии того времени достаточно вспомнить, что в 30 — 40 годах 20 века в мире торжествовали психоаналитическое направление и бихевеоризм, которые базировались на принципах априорно считавшихся научными, а именно, на естественнонаучном подходе, рассматривающим человека в основном с точки зрения природного животного механизма, поведение и мотивы которого во многом базировались на рефлексах и порывах по удовлетворению базовых природных потребностей.

Поскольку появление нового направления совпало также и с пиком общественных движений того времени за защиту прав и гражданских свобод личности, массовыми акциями протеста, новыми молодежными веяниями и возникновением на их базе уникальных и совершенно новых субкультур, то становится понятным и круг основных идей гуманистической психологии, которые очевидно испытали влияние этого времени.

Базовые принципы гуманистической психологии

Итак, вот пять основных принципов на которых было основано новое направление.

— Концепция становления личности.

Человеческая личность всегда находится в движении и меняется в каждый момент времени в соответствии с также меняющимися обстоятельствами.

При этом, каждая личность полностью ответственна за качество этих перемен и по настоящему полной ее жизнь может стать только при наличии у индивида намерения в дальнейшем движении, что означает появление все новых и новых целей и вызовов.

Возможностями по реализации данного принципа изначально обладает любая личность, а способности к реализации этих перемен с рождения присущи каждому человеку. Концепция становления также означает, что для достижения по настоящему высокого качества бытия человеку не достаточно руководствоваться лишь принципом удовлетворения базовых потребностей.

— Уникальность каждого человека.

Каждый индивид обладает только ему присущими чертами и особенностями характера, но самое главное, это уникальность его личного опыта переживания своей собственной жизни, мыслей, эмоций.

Это означает, что личный опыт человека является первостепенно важным в вопросе изучения психической реальности, а вовсе не данные, полученные экспериментальным путем, и на основании этого объясняющие поведенческие особенности личности.

Этот пункт открыто бросал вызов бихевиоризму и его фактическому отрицанию метода самонаблюдения (интроспекции), как научного и достоверного.

— Холизм.

Третий принцип (принцип холизма) является развитием второго и провозглашает подход к личности не как к сумме отдельных биологических компонентов, таких как поведенческие факторы, мысли, эмоции, части организма и т.п.

, а как к целостному созданию, где все перечисленные факторы присутствуют, но при этом представляют из себя лишь часть более важной и единой системы. Согласно этой логики экспериментальное изучение каждого компонента в отдельности не дает основания для выводов о том, как работает система в целом.

Это означает, что целое не сводится к простой сумме его частей, и также представляет из себя нечто большее не только количественно, но и качественно.

— Гуманизм.

Четвертый принцип, провозглашает примат гуманизма в человеческой природе. Имелось ввиду, что природа личности сама по себе добродетельна или по крайней мере нейтральна, а негативные проявления обусловлены неудовлетворенными базовыми потребностями, а вовсе не врожденными инстинктами и происходящими из них разрушительными импульсами, как утверждал Фрейд.

— По мнению Маслоу, все ранее имеющиеся подходы по изучению поведения человека базировались в основном на наблюдениях за людьми с теми или иными психическими проблемами и патологиями.

Это послужило причиной осуждения такой практики и вывода о том, что результаты таких исследований и их перенос на всех людей в целом дают, мягко говоря, однобокие представления о личности.

Считая изучение психически здоровых и стремящихся к самоактуализации людей куда более важным, Маслоу делает вывод о том, что именно на этом материале можно сделать более правильные выводы, как на самом деле функционирует человеческая психика.

Вот такие пять положений легли в основу нового направления. Естественно, первоначально эти идеи были подвергнуты критике со стороны ученых, придерживающихся сугубо научных рациональных принципов бихевиоризма и психоанализа.

Гуманистическое направление обвиняли в размытости и абстрактности понятий, а также отдельно, за чрезмерный идеализм, особенно, когда дело касалось манифеста человеку, как изначально обладающим априорным гуманизмом. Несомненно, вся эта критика имела серьезные основания.

И конечно же основатели новой теории, будучи учеными, прекрасно понимали все проблемы с которыми им предстояло столкнуться, чтобы провести в жизнь идеи и принципы, которым они были привержены.

По этой причине Маслоу была разработана целая концепция потребностей человека и именно из этих потребностей и вытекали все те свойства личности, которые противоречили ранее существующим теориям.

В гуманистическое направление внесли свой вклад довольно много известных ученых того времени, но, пожалуй, наиболее часто упоминается особый вклад трех из них, это Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и Гордон Олпорт.

На базе идей гуманистической психологии было разработано и немало революционных психотерапевтических методов, в основе которых лежали в первую очередь принципы совершенного принятия клиента, такого как он есть, безусловная эмпатия, внимание к его переживаниям и их осознанию самим клиентом, поддержка в осуществлении выбора и принятию решений.

Теориям и практикам, разработанным ими будут посвящены последующие статьи раздела…

Page 3

Примерно пять лет назад по просторам интернета широко разошлась история под названием «Массачусетский эксперимент». В ней говорилось об американском докторе Джеймсе Роджерсе, который разработал эффективную, но неэтичную методику лечения психически больных людей. За это он Читать далее …

Сохраните себе этот полезный список, и вы всегда будете знать, где законно брать книги для чтения. 1. Библиотека Максима Мошкова (www.lib.ru) — одна из первых и самых популярных русскоязычных электронных библиотек, она открылась в 1994 Читать далее …

«Английские ученые» недавно провели социологическое исследование, которое показало, что около 70% населения крупных городов живет в состоянии скрытой фоновой депрессии.   Возможно эта цифра слегка завышена, но можно поверить социологам в том, что количество людей, Читать далее …

Метод расстановки довольно часто подвергается жесткой критике, причем в гораздо большей степени со стороны психологов, при этом, многим клиентам метод нравится. Поэтому решил написать этот пост, чтобы разобраться с сутью претензий, а заодно и сказать Читать далее …

приведенные в статье упражнения выполняются с инструктором и, если вы ранее не практиковали йогу — не пытайтесь их делать самостоятельно! Йога как практический инструмент. Йога, как никакое другое восточное учение, обросла мифами, легендами, верованиями! Возможно, Читать далее …

Хочу поделиться одной историей. Сижу в поликлинике Литфонда, жду приема врача. Рядом кабинет над которым горит жёлтым огнем предупреждающая надпись » Не входить, идёт прием». Тут молодой парень, не замечая горящей таблички, стучится в дверь, Читать далее …

Намедни вышел на балкон. Осень, листья пожелтели, воздух по-летнему теплый. На нижнем от меня балконе сосед оседлал табуреточку, курит. Спокойно и тихо. Но не тут то было. Соседка сверху — активная мамаша из нашего подъезда Читать далее …

Редкий Ч/Б фильм про Непал 1954 года Улицы Катманду в 1970 году Троллейбусы на пустых улицах Катманду 1979 год Старое видео — как на руках доставляли автомобили в Катманду Визит королевы Елизаветы в Непал в Читать далее …

«Я и другие» — научно-популярный фильм 1971 года, снятый на киностудии «Киевнаучфильм» режиссёром Феликсом Соболевым. Фильм состоит из ряда социально-психологических экспериментов.

Наибольшую известность приобрел эксперимент на внушаемость, или на конформность, поставленный с детьми дошкольного возраста. Фильм был запрещен к показу в СССР.  Почему? Порой трудно понять логику чиновников от идеологии.

Впрочем, посмотрите его сами. Может поймете.  Читать далее …

Мне как-то один врач сказал: «Я не лечу пациента, и я не помогаю ему выздороветь.Лишь только природа и Бог могут помочь человеку излечиться. А я только ставлю диагнози предлагаю лечение».

И если Вам хоть немного понятна психология, которая неразрывносвязана с философией, то осознаете тот факт, что не к Вам пришел клиент за помощью, аВы позвали «клиента» для помощи самому себе.

Поэтому кто кому оказывает помощь,

надо бы еще разобраться. Читать далее …

Переводчик с японского — о поэзии трехстиший хайку, ее истории, переводах и о том, почему это красиво Читать далее …

«Это случилось. Твой дом разрушен, земля сожжена, оружие унесла река, скот погиб. Всё, что ты строил и растил много лет, больше не существует.  ПОДОЙДИ СЮДА Здесь горит мой костёр и здесь ждёт тебя моя песня. Читать далее …

Как бы выглядел семейный диалог если бы все его участники были честными на все 100 процентов

Чувство беспомощности Пятьдесят лет назад американский психолог Мартин Селигман перевернул все представления о нашей свободе воли. Селигман проводил эксперимент над собаками по схеме условного рефлекса Павлова. Цель — сформировать рефлекс страха на звук сигнала. Если Читать далее …

Автор — Андрей Ракин ПЕРВАЯ Было это давным-давно, лет, наверное, сорок назад. Командировка в Одессу, а, поскольку с почтой тогда было еще хуже, чем сейчас, я прихватил, выступив как бы «оказией», передачку, письмецо и гостинчик Читать далее …

В практике дзэн, чтобы достичь полного пробуждения, нужно пробудить и развить три великих составляющих — Великий Корень Веры (яп. дайсинкон 大信根), Великий Шар Сомнения (яп. дайгидан 大疑団) и Великую Всепревосходящую Волю (яп. дайфунси 大憤志).

Эти термины наиболее сильно ассоциируются с именем Хакуина Экаку дзэндзи, но впервые в этой совокупности появляются еще в 1599 году, в тексте Кохо Осё дзэнъё, почти за сто лет до рождения Хакуина дзэндзи.

А связь между Великим Сомнением и пробуждением акцентировалась еще китайские наставником Тахуэй Цункао (1089-1163): “Под Великим Сомнением всегда есть Великое Пробуждение”. Читать далее …

Для меня суть психосоматики – самонасилие.

И степень ее злокачественности

и разрушительности коррелируют

со степенью насилия над собой.  Читать далее …

Ругать Фрейда и пренебрежительно относиться к психоанализу среди отечественных интеллектуалов стало чем-то вроде моды. Якобы Фрейд был мошенником, а сам психоанализ – чуть ли не псевдонаучная религиозная секта.

В эфире популярной радиостанции один доселе неизвестный мне господин даже пообещал посвятить разоблачению психоанализа ближайший меморандум Комиссии по борьбе с лженаукой РАН[1], членом которой он является. О ничтожестве Фрейда любит рассуждать и Александр Невзоров. Способствует такому отношению и издаваемая на русском языке литература.

Так, например, относительно недавно вышел перевод хорошо известной работы Дэвида Уэбстера «Почему Фрейд был не прав»[2], в которой автор почти на семистах страницах детально разъясняет все ничтожество основателя психоанализа. Читать далее …

“Liber Novus” – так назвал книгу автор – несколько десятилетий хранилась в швейцарском банке и не была доступна даже биографам Юнга.

Хотя Юнг не запрещал публикацию своего труда, нежелание наследников выносить его на суд публики вполне понятно.

“Красная книга” – описание опытов самопостижения, погружения в бессознательное и диалогов с ним – не придется по вкусу тем, кто требует от психиатрии “научности”. Читать далее …

Источник: //xn--108-iddybtxbgw3cxi.xn--p1ai/articles/humanistic-psychology/

Гуманистический подход в психологии

Гуманистическая психология

Гуманистический подход в психологии не теряет актуальности уже больше пятидесяти лет. Вероятно, главная причина этого — особенное восприятие каждой личности как уникальной системы, предоставляющей прекрасные возможности для самореализации. Но обо всем по порядку.

Общая характеристика гуманистической психологии, краткая история ее возникновения и основные представители, а также метод психотерапии, родившийся благодаря этому направлению, — вот главные аспекты нашего сегодняшнего разговора.

Общие сведения

Личность в гуманистической психологии — не только предмет исследования, но и особая ценность, к которой нужно относиться с вниманием и уважением. Самореализация, стремление к познанию, психическое здоровье, долг, личный выбор и ответственность за него — самые важные элементы полноценной личности в гуманистической психологии.

Гуманистическая психология считает неприемлемым отношение к предмету исследования, характерное для естественных наук, которое разделяли некоторые психологические школы. В таких науках изучаются объекты, лишенные разума и собственного видения мира, не способные образовывать связи с другими людьми и наполнять пространство и время собственным содержанием.

Человек же в силах оценивать каждую новую ситуацию, выбирать подходящую ей модель поведения — в общем, активно творить и преобразовывать собственную жизнь. Если исследователь не учитывает эти фундаментальные отличия человека от остальных живых организмов, то он существенно ограничивает себя и не может представить полную картину функционирования психики человека.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Такая система взглядов предъявляет определенные требования к методам науки, которые должны быть в состоянии продемонстрировать уникальность людей.

Наиболее адекватные методы гуманистической психологии по-разному определялись последователями этого направления.

Кто-то, например, говорил о допустимости методов когнитивной психологии, кто-то предлагал разработать собственные способы познания. В целом эта проблема остается одним из уязвимых мест данной научной школы.

Рекомендуем: Что такое рефлексия?

Конечно, гуманистическая психология подвергалась и подвергается критике.

В первую очередь вызывает вопросы субъективность направления, ведь, ставя во главу угла индивидуальный опыт и индивидуальное суждение личности о самой себе, трудно дать психическим процессам человека объективную оценку, а количественно измерить их и вовсе невозможно. Тем не менее как основа для крайне востребованного метода психотерапии гуманистическая психология по-прежнему сохраняет значимость.

«Третья сила»

На Западе (и прежде всего в США, которые были основным центром влияния в мире психологии в то время) после Второй мировой войны господствовали две психологические школы: бихевиоризм и фрейдизм (а точнее говоря, уже более поздние версии этих направлений — необихевиоризм и неофрейдизм). Гуманистическая психология развивалась как ответ этим направлениям, подход которых к человеку она считала слишком упрощенным. Что же это был за подход?

Первая концепция утверждала, что предмет исследования психологии — поведение человека, а не его сознание, и поведение это строится по формуле «стимул — реакция». «Стимул», «реакция» и «подкрепление» — основные понятия бихевиоризма.

Задавая определенный стимул (то есть воздействие со стороны среды), можно добиться нужной реакции (поступков человека), а значит, возможно предсказывать поведение и даже им управлять.

Связь между этими двумя компонентами становится особенно прочной, если есть третий элемент цепочки — подкрепление.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Психосоматические заболевания — это

В большинстве случаев поведение определяется ожиданием положительного подкрепления (благодарность, материальное поощрение, позитивная реакция окружающих), но может быть продиктовано и стремлением избежать отрицательного.

Необихевиористы усложнили эту трехкомпонентную структуру и ввели в нее промежуточные факторы, которые замедляют, усиливают или блокируют подкрепление.

Таким образом стали анализироваться не только наблюдаемые проявления поведения, но и механизмы, его регулирующие.

Неофрейдизмом называется комплекс течений, которые развились на основе идей Фрейда и его психоаналитической теории.

Как известно, в классическом психоанализе движущей силой человеческих поступков считались бессознательные влечения, при этом главная роль отводилась сексуальной энергии.

Неофрейдисты не отрицали влияния бессознательного, однако главным источником конфликтов личности считали не его противоборство с сознанием, а воздействие общества.

И вот в 50–60-е годы двадцатого столетия как противовес этим двум течениям возникает гуманистическая школа психологии, которая хотела (и смогла) стать третьей силой американского психологического сообщества.

Этот научный подход оформился благодаря известному американскому психологу, создателю иерархической модели потребностей Абрахаму Маслоу; он стал основателем направления, ему же принадлежит выражение «третья сила».

Рекомендуем: Особенности сказкотерапии

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Основные принципы гуманистической психологии в 1963 году сформулировал первый президент Ассоциации гуманистической психологии Джеймс Бьюдженталь:

  • Человек не пассивный наблюдатель, а активный преобразователь своей жизни, обладающий свободой выбора. В личности изначально заложен потенциал развития.
  • Опыт личности уникален и ценен, его нельзя анализировать путем простого описания поведения и обобщений.
  • Изучение отдельных психических процессов не дает целостной картины. Человек должен изучаться как целое, которое больше суммы его частей.
  • Человек от природы наделен положительными качествами, а отрицательные проявляет потому, что не раскрыл свою истинную сущность.

Клиент-центрированная терапия

Гуманистическое направление в психологии изначально было ориентировано больше на практику, чем на теоретические исследования. Эта близость к повседневной жизни, к потребностям людей, а также особое отношение к человеку стали главными причинами популярности направления у большого числа людей.

Действительно, специалисты, представители гуманистического направления, в своей работе руководствуются принципом безусловного принятия каждого клиента и сопереживания ему. Если поместить личность в определенные условия, она сможет самостоятельно реализовать заложенный в ней природой потенциал и достигнуть полного выздоровления. Создать эти условия — и есть задача гуманистического психолога.

Рекомендуем: Психология искусства — что это такое?

Такое отношение вытекает из базовых принципов, провозглашенных Бьюдженталем, но активное его внедрение в реальную практику консультирования началось с другого специалиста. Карл Роджерс — вот имя, с которым гуманистическая психология и гуманистическая психотерапия обрели те фундаментальные черты, которые и по сей день ее составляют их основу.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Еще в 1951 году, когда гуманистическая психология только-только начинала заявлять о себе, вышла книга американского психолога Карла Роджерса «Терапия, сфокусированная на клиенте». В ней Роджерс высказывал крамольные для того времени идеи: директивный подход в психотерапии неэффективен, не психолог выступает экспертом и наставником для человека, а человек — сам для себя.

Что такое «директивный подход»? Это как раз такое отношение к клиенту, которое и считалось единственно правильным: психотерапевт руководит ходом беседы, принимает на себя ответственность за исход лечения, в общем, становится на позицию лидера и направляющего, отводя клиенту роль ведомого. Роджерс же выступил как основоположник обратного, недирективного метода консультирования, названного им клиент-центрированной терапией.

Что предполагает такая терапия? Как уже отмечалось, гуманистическая психология исходит из того, что человек — существо по природе доброе, а не злое.

Однако все его положительные качества становятся видны в особенной атмосфере поддержки и внимания, которая помогает ему раскрыть свою позитивную сущность.

Психотерапевт и должен обеспечить такую атмосферу, но помогает клиент себе сам, сам находит ответы и сам принимает решения.

Как проходит сеанс

Сеанс гуманистической психотерапии строится как диалог, и понимающий, не осуждающий и не критикующий собеседник становится главным условием реабилитации человека, которому потребовалась психологическая помощь.

Клиент понимает, что может свободно и открыто выражать свои чувства, в результате чего обретает более ясное понимание и самого себя, и окружающего мира, видит пути выхода из личностного кризиса.

В идеале у клиента должна сформироваться и закрепиться положительная самооценка, развиться более объективное отношение к окружающим.

Какие принципы, в соответствии с идеями Роджерса, должны лечь в основу работы психотерапевта?

  • Важнее всего безоценочное принятие, при котором терапевт позволяет человеку быть самим собой, эмоционально откликается на то, что говорит клиент, но не дает ему никаких оценок.
  • Эмпатия, то есть способность распознать то, что чувствует клиент, поставить себя на его место.
  • Психотерапевт и клиент — равные участники диалога, и между ними устанавливается прочный психологический контакт.
  • Конгруэнтность — открытость и непосредственность, честность и искренность, самовыражение без опасений. Такая манера поведения должна быть свойственна как консультанту, так и (спустя некоторое время) консультируемому.

Психотерапия, возникшая на основе гуманистического направления в психологии, до сих пор остается одним из самых популярных и востребованных направлений психологического консультирования. Особенно она показана людям, страдающим от одиночества, ощущающим острую нехватку понимания и сочувствия.

Клиент-центрированный подход помогает при решении как внутренних, так и межличностных проблем. Важная его особенность — человек сам делает вывод о том, достиг ли он желаемой цели, и, соответственно, сам определяет продолжительность лечения. Евгения Бессонова

Источник: //www.grc-eka.ru/eto/gumanisticheskaya-psixologiya.html

Гуманистическая психология: особенности, представители и интересные факты

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология – это подход в психологии, возникший в 1950-х годах как альтернатива бихевиоризму и психоанализу Зигмунда Фрейда. Данная статья расскажет об этом интересном психологическом направлении, его истории и особенностях.

Задача гуманистической психологии

Этот тип психологии стремится понять людей как уникальных среди других живых существ, с сознанием, со свободной волей и ответственностью за собственный выбор.

Цель гуманистической психологии – понять человека и помочь каждому человеку в полной мере развить свой потенциал и, таким образом, иметь возможность наиболее эффективно содействовать более широким общественным слоям.

Этот тип психологии считает природу человека качественно отличающейся от природы других живых организмов. Однако гуманистической психологии не хватает понимания фундаментальной важности социальных отношений в здоровом психологическом развитии личности.

Постулаты учения

Следующие пять постулатов составляют основу гуманистической психологии кратко:

  • Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих. Люди не могут быть сведены к компонентам (поделены на отдельные психические части).
  • Человеческая жизнь происходит в контексте отношений.
  • Человеческое сознание включает осознание себя в контексте других людей.
  • У людей есть выбор и ответственность.
  • Люди целенаправленны, они ищут смысл, ценности, творчество.

Гуманистическая психология подчеркивает изучение всей психической структуры человека. Это учение затрагивает поведения человека, непосредственно связанное с его внутренними чувствами и самооценкой.

Данный вид психологии исследует, как на людей влияет их самовосприятие и самоценность, связанные с их жизненным опытом.

Она рассматривает сознательный выбор, ответы на внутренние потребности и текущие обстоятельства, которые важны для формирования человеческого поведения.

Качественные или описательные методы исследования обычно предпочтительнее количественных методов, поскольку последние теряют уникальные человеческие аспекты, которые нелегко определить количественно. Это отражается на акценте гуманистической психологии – уклон делается на реальную жизнь людей.

Влияние философов

Данное течение имеет корни в экзистенциалистской мысли различных философов, таких как Серен Кьеркегор, Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер и Жан-Поль Сартр. Оно отражает многие ценности, выраженные евреями, греками и европейцами эпохи Возрождения. Они пытались изучить те качества, которые уникальны для человека.

Это такие человеческие феномены, как любовь, личная свобода, жажда власти, мораль, искусство, философии, религия, литература и наука.

Многие считают, что послание теория гуманистической психологии является ответом на оскорбление человеческого духа, который так часто подразумевается в образе человека, нарисованного поведенческими и социальными науками.

Разработка учения

В 1950-е годы в психологии существовали две противоположные силы: бихевиоризм и психоанализ. Гуманистическая психология стала совершенно новым течением.

Бихевиоризм вырос из работ великого русского врача Ивана Павлова, особенно из работ по теории условного рефлекса, и заложил основы для этого направления в психологии в Соединенных Штатах. Бихевиоризм связан с именами Кларка Халла, Джеймса Уотсона, Б. Ф. Скиннера.

Авраам Маслоу позже дал бихевиоризму название «первая сила». «Вторая сила» вышла из работы Зигмунда Фрейда по психоанализу и психологии Альфреда Адлера, Эрика Эриксона, Карла Юнга, Эриха Фромма, Отто Ранка, Мелани Кляйн и других.

Эти теоретики сосредоточились на «глубине» или бессознательном царстве человеческой психики, которое, как они подчеркивали, должно сочетаться с сознательным умом, чтобы создать здоровую человеческую личность. “Третьей силой” стала гуманистическая теория. Одним из ранних источников этого направления была работа Карла Роджерса, на которую сильно повлиял Отто Ранк.

Он в середине 1920-х годов порвал с Фрейдом. Роджерс сосредоточил внимание на том, чтобы процессы развития личности привели к более здоровому, к более творческому, функционированию личности.

Термин «актуализирующая тенденция» также был разработан Роджерсом, и являлся концепцией, которая в конечном итоге привела Аврааму Маслоу к изучению понятия самоактуализации как одной из потребностей людей. Роджерс и Маслоу, как главные представители гуманистической психологии, разработали эту теорию в ответ на психоанализ, который они считали слишком пессимистичным.

Влияние Карла Роджерса

Роджерс является американским психологом и одним из основателей гуманистического подхода (или ориентированного на клиента подхода) к психологии. Роджерс считается одним из отцов-основателей психотерапевтических исследований, и был удостоен премии Американской психологической ассоциации (APA) за его новаторские исследования и выдающийся научный вклад в 1956 году.

Гуманистическое направление в психологии, ориентированное на человека, его собственный уникальный взгляд на человеческих отношения, нашло широкое применение в различных областях, таких как психотерапия и консультирование (клиентоориентированная терапия), образование (обучение, ориентированное на учащихся). За свою профессиональную работу он был награжден премией за выдающиеся профессиональные достижения в психологии в 1972 году многими некоммерческими организациями. Роджерс был признан шестым самым выдающимся психологом XX века. Гуманистическая психология Роджерса дала толчок развитию психологии в целом.

Мнение Роджерса о личности

Как представитель гуманистической психологии, Роджерс исходил из того, что любой человек имеет желание и стремление к личному саморазвитию.

Являясь существом, у которого есть сознание, он сам для себя определяет смысл существования, его задачи и ценности, является главным экспертом для себя.

Центральным понятием в теории Роджерса стало понятие «Я», включающий в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые личность определяет самого себя и создает перспективы своего развития. Его вклад в развитие гуманистической психологии невозможно не оценить.

Движение среди психологов

В конце 1950-х годов в Детройте были проведены несколько собраний среди психологов, которые были заинтересованы в создании профессиональной ассоциации, посвященной более гуманистическому видению в психологии: тому, что имело отношение к самосознанию, самоактуализации, здоровью, творчеству, природе, бытию, саморазвитию, индивидуальности и осознанности. Они также стремились создать полное описание того, каким должен быть человек, и исследовали уникальные человеческие феномены такие, как любовь и надежда. Эти психологи, в том числе Маслоу, полагали, что именно эти понятия, вероятно, станут основой психологического движения, известного как «третья сила».

Эти собрания в конечном итоге привели к другим событиям, в том числе к запуску «Журнала гуманистической психологии» в 1961 году. Данное издание было очень популярно в психоаналитической среде. За этим вскоре была сформирована Ассоциация психологии гуманистического направления в 1963 году.

В 1971 году было создано эксклюзивное подразделение, посвященное гуманистическому течению в Американской психологической ассоциации, которое публикует собственный академический журнал под названием «Гуманистический психолог».

Одной из основных преимуществ гуманистической теории является то, что она подчеркивает роль человека. Эта школа психологии дает людям больше возможностей контролировать и определять состояние психического здоровья.

Личность в гуманистической психологии рассматривается как целостное явление.

Методики консультирование и терапия

Данное течение включает несколько подходов к консультированию и терапии. К основным методикам гуманистической психологии относятся принципы гештальт-терапии, которая помогает понять что, настоящее влияет и на прошлое. Ролевая игра играет важную роль в гештальт-терапии и обеспечивает адекватное проявление чувств, которые не были бы выражены в других условиях.

В гештальт-терапии вербальные выражения являются важными признаками чувств клиента, даже если они контрастируют с тем, что фактически выразил клиент. Гуманистическая психотерапия также включает в себя такие элементы, как глубокая терапия, целостное здоровье, телесная терапия, чувствительность и экзистенциальная психотерапия.

Экзистенциалист-интегративная психотерапия, которая была разработана ​​Шнайдером, является одним из новых методик гуманистической психологии, а также экзистенциальной психологии. Экзистенциализм подчеркивает представление о том, что люди свободно создают свое понимание жизни, что они могут определять себя и делать то, что они предпочитают делать.

Это элемент гуманистической терапии, который побуждает понимать свою жизнь и ее цель.

Существует некоторый конфликт в отношении свободы и ограничений. Ограничения, как представляется, включают генетику, культуру и другие связанные с этим факторы. Экзистенциализм направлен на решение таких проблем и ограничений.

Эмпатия также является основным элементом гуманистической терапии. При этом подходе подчеркивается способность психолога оценить ситуацию и мир, основанный на чувствах и восприятии клиента.

Без этого качества терапевт не может полностью оценить состояние клиента.

Работа психолога в этом направлении

Терапевтическими факторами в работе гуманистического психотерапевта и психоаналитика являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако при кажущейся простоте гуманистическая теория базируется на серьезной философской и научной базе и применяет довольно широкий набор терапевтических техник и методик.

Одно из главных заключений гуманистически-направленных психоаналитиков выражалось в том, что любая личность содержит в себе потенциал изменения мышления и восстановления психического состояния.

При наличии определенных условий личность может свободно и в полной мере использовать этот свой потенциал.

Поэтому деятельность психолога такой ориентации направлена, прежде всего, на создание положительных условий для интеграции личности в процессе консультативных встреч.

Психотерапевты, применяющие гуманистическую психологию, должны проявлять большую готовность слушать и гарантировать комфорт пациентам, позволяя делиться реальными эмоциями и чувствами.

Эти психотерапевты должны убедиться, что они сосредоточены на том, что чувствует клиент, что они имеют четкое представление о проблемах клиента, а также обеспечивают теплую и принимающую атмосферу для клиента.

Поэтому от специалиста требуется отказаться от предвзятого отношения к клиенту. Вместо этого делиться теплотой и принятием – это основа данного психологического направления.

Еще одним элементом гуманистической психологии является самопомощь. Психологи Эрнст и Гудисон были практикующими специалистами, которые применяли гуманистические подходы и организовывали группы самопомощи. Консультирование психолога стало ценным инструментом в гуманистической психологии.

Консультация психологов также используется в группах самопомощи. Помимо психологического консультирования, гуманистическая концепция также повлияла на деятельность психологов по всему миру в целом.

По сути, влияние данного направления было значительным в других областях психологической практики.

Цель гуманистической терапии

Общая цель гуманистической терапии – дать целостное описание человека. Используя определенные приемы, психолог пытается увидеть всего человека, а не только фрагментированные части личности.

Такая терапия также требует интеграции всего человека. Это называется самоактуализацией по Маслоу.

Гуманистическая психология заявляет, что у каждого человека есть встроенный потенциал и ресурсы, которые могли бы помочь создать более сильную личность и поднять самооценку. Миссия психолога – направить человека в сторону этих ресурсов.

Однако для реализации скрытых возможностей ему, возможно, придется отказаться от безопасности определенного этапа личности, чтобы охватить новый и более интегрированный этап.

Это непростой процесс, поскольку он может включать в себя рассмотрение новых жизненных решений или пересмотр взглядов на жизнь. Этот тип психологии рассматривает психологическую нестабильность и тревогу как нормальные аспекты человеческой жизни и развития, которые можно проработать в терапии.

Гуманистический подход в психологии уникален, потому что его термины и его понятия исходят из предположения, что все люди имеют свой собственный взгляд на мир и уникальный жизненный опыт.

Источник: //FB.ru/article/50815/gumanisticheskaya-psihologiya-i-ee-rol-v-formirovanii-zdorovoy-lichnosti

Гуманистическая психология, гуманистическое направление – Психологос

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология (от англ. humanistic psychology) – направление в западной, преимущественно американской, психологии, сформировшееся в 1960-х гг. XX в., в рамках гуманистического подхода.

Гуманистический подход появился как ответ и противопоставление административно-авторитарному, безличному подходу к человеку, господствовавшему в начале XX века (Смотри статью Н.И.

Козлова Границы гуманистической психологии и требования психологии реалистической).

С другой стороны, гуманистическая психология примкнула скорее к гуманитарному крылу в психологии и во многом противопоставила себя естественно-научному подходу.

Как-либо строгим образом взгляды и принципы гуманистической психологии сформулировать сложно, гуманитарии не склонны к четким формулировкам.

Истоки идей гуманистической психологии – в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.

Тем не менее, ей близки взгляды, что человек целостен и должен изучаться в его целостности, каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) не менее оправдан, чем статистические обобщения.

В сравнении с бихевиоризмом гуманистическая психология считает, что человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.

В отличие от психоанализа, от которого также происходило явное дистанцирование, взгляды гуманистической психологии на человека очень позитивны: согласно представлениям ее представителей, человек есть активное, интенциональное, творческое существо, обладающее потенциями к непрерывному развитию и самореализации, Близость к экзистенциализму выразилась в постулате, что человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека, при этом переживание человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность. Здесь, очевидно, гуманистическая психология примыкает к феноменологическому подходу, отстраняясь от подхода поведенческого.

В меньшей степени гуманистической психологии удалось противопоставить себя психотерапевтической работе: несмотря на призыв одного из ее основателей А. Маслоу изучать психологически здоровых, зрелых, творчески активных людей, основное приложение гуманистическая психология нашла все-таки в психотерапии.

Основной областью практического приложения гуманистической психологии сегодня выступает психотерапевтическая практика: недирективная психотерапия К. Роджерса (человеко-центрированный подход в психотерапии) и логотерапия В. Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем.

Другая важная область практического приложения гуманистической психологии — гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности↑.

Третья область практического приложения гуманистической психологии — социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого был К. Роджерс.

Сегодня гуманистическая психология занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом.

Гуманистическая психология и Синтон-подход

Вместе с Абрахамом Маслоу синтон-подход ставит своей задачей исследовать наивысшие уровни личностного развития и душевного здоровья, и самоактуализация личности есть одна из ценностей синтон-подхода.

В Синтон-подходе реализуется предложенный Карлом Роджерсом взгляд, согласно которому наилучших результатов в личностном росте достигается при работе на позитиве, в формате поддержки лучших намерений и устремлений личности. Смотри→

Критика гуманистической психологии

Гуманистическая психология имеет своих критиков.

К. Бенсон показывает этноцентризм концепции самоактуализирующейся личности и скрытые аморальные последствия ее использования в культурах, отличных от западной. Его вывод: «Это акультурная, антиисторическая психология в полном самоуверенности полете под камуфляжем исторических ссылок» [Benson, 2001, с. 227].

Б.С. Братусь также считает, что гуманистическая психология, несмотря на свое название, внеморальна – это «психология самости как самоцели человека» [Братусь, 1997, с. 12]. Ссылаясь на В.

Франкла, он подчеркивает, что «самоактуализация, направленная на самое себя, означает промах в главном», поскольку «центральной, смыслообразующей характеристикой человека является его способ отношения к другому человеку» [Братусь, 1997, с. 8].

Источник: //www.psychologos.ru/articles/view/gumanisticheskaya-psihologiyazpt-gumanisticheskoe-napravlenie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.