Иллюзия дефекта: 4 принципа общения с особыми детьми

Содержание

Дети с нарушением интеллекта

Иллюзия дефекта: 4 принципа общения с особыми детьми

Нарушения интеллекта в педагогике еще называют умственной отсталостью. Для родителей такой ребенок — это испытание на терпение, мудрость, с которым справится не каждый. Поэтому существуют специальные образовательные учреждения, в которых работают коррекционные педагоги и психологи. 

Характеристика и особенности детей с нарушением интеллекта

Прежде всего, нужно понимать, что подразумевает понятие «нарушение интеллекта». Это необратимые дегенеративные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые вызваны поражением головного мозга, его коры. При этом возможны и локальные поражения мозга с нарушением восприятия и памяти, мышления, речи ребенка, проявлением повышенной возбудимости либо, наоборот, инертности.

Признаком нарушения интеллекта у ребенка является его слабая любознательность, медленная обучаемость, плохая восприимчивость нового. Такие нарушения влияют на детей с первых дней жизни. У них задерживаются сроки развития в течение первого, второго года жизни; поздно проявляется интерес к окружающему миру; преобладает флегматичность (вялость и сонливость).

У таких детей со временем не возникает эмоционального общения с родителями.

Одним из первых признаков нарушений в развитии интеллекта ребенка является отсутствие у него в раннем возрасте комплекса оживления — эмоциональной реакции узнавания взрослого, ответа на его улыбку, речевых реакций гуления.

Обычно к трем месяцам у нормально развивающегося младенца всегда проявляется комплекс оживления. Если же имеются нарушения интеллекта, то и в дальнейшем такое дитя не будет проявлять интерес к игрушкам над кроваткой, у него будет отсутствовать распознавание своих и чужих людей.

На первом году у малыша с нарушениями интеллекта отсутствует хватание, что негативно сказывается на зрительно-двигательной координации и последующем развитии всех психических процессов. И только к 2-3 годам такой малыш может проявлять сдвиги в овладении предметами. Он, к примеру, может брать игрушку, но не рассматривает ее, не выполняет с ней практических действий.

В 3-4 года интеллектуальная недостаточность — это отсутствие навыков самообслуживания и любознательности, свойственных здоровому ребенку. Интерес к окружающему миру, предметам, сверстникам низкий и очень кратковременный. Игры сводятся к простому манипулированию, контакты со сверстниками слабые, низкая подвижность.

Далее, в дошкольном возрасте, при нарушении интеллекта не появляется желание играть, но может больше проявляться подвижность. Такие дошкольники несамостоятельны и безынициативны, они больше склонны к подражанию и копированию.

Интеллектуальные расстройства этой категории детей четко видны и проявляются в школьном возрасте, ведь у них нарушена первая степень психического развития — восприятие. Его темп замедлен, а объем очень узкий. Такие дети с большим трудом выделяют на картинке главное. Они не понимают связей между частями, персонажами, трудно запоминают, путают буквы, цифры, предметы, слова.

Нередко даже к 9 годам детишки не различают правую и левую стороны ввиду затруднений их сенсорного развития. Для них огромную трудность представляет ориентация во времени, днях недели, временах года.

Дети с глубоким нарушением интеллекта

В педагогике принято классифицировать нарушения интеллекта по степени его проявления. Глубина умственной отсталости разделяется на три вида: дебильность, имбецильность, идиотия. Самой глубокой степенью умственной отсталости является идиотия.

Поэтому детям-идиотам осмысление окружающего недоступно вообще, у них очень медленно развивается функция речи, а иногда и не развивается вовсе, им характерны нарушения координации движений и моторики, они не ориентируются в пространстве.

В большинстве случаев такие нарушения тяжелы настолько, что больные не могут вести никакого образа жизни, кроме лежачего.

У них слишком медленно и с большим трудом формируются навыки самообслуживания, гигиенические в том числе. Обычно идиоты недееспособны в правовом смысле.

Они не подлежат обучению и с согласия их родителей пребывают в спецучреждениях — детских домах для умственно отсталых. Там им оказывают медицинскую помощь и уход.

Однако государственная система социального обеспечения не исключает содержания детей-идиотов в семье.

Воспитание детей с нарушением интеллекта в семье

Развитие и обучение ребенка с нарушениями интеллектуального развития во многом зависят от отношения к его дефектам окружающих и, прежде всего, близких людей, родителей. Они с самого рождения хотят знать, какая перспектива и прогнозы развития такого малыша, в какой степени дитя будет зависимо от других и сможет ли приобрести самостоятельность.

Для этого мама и папа обращаются за помощью к специалистам — психологам, врачам, педагогам. Дать родителям конкретный и четкий ответ очень нелегко. Но практика показывает, что даже в тяжелых и малонадежных случаях при грамотном подходе, систематическом взаимодействии специалистов и родителей могут быть достигнуты существенные сдвиги.

Для этого родители должны:

  1. Проявлять веру в ребенка и внутреннее спокойствие. 
  2. Проявлять к своему малышу терпение, строить отношения с ним на основе доброжелательности и любви.  
  3. Регулярно хвалить дитя. 
  4. Ежедневно, целенаправленно и настойчиво развивать в нем самостоятельность, постепенно сводя свою помощь до минимума.

С родителями обязательно надо проводить целенаправленную работу, консультировать их и оказывать психологическую поддержку. Такие семьи не должны оставаться сам на сам со своими проблемами. Ведь инвалидность ребенка — это не только личное дело его семьи.

Важно, чтобы родители детей-инвалидов общались между собой, делились опытом, верили в свои силы, имели духовного наставника.

Дети с нарушением интеллекта: подготовка к школе и обучению

Низкий интеллект и особенности волевой сферы детей с проблемами интеллектуального развития не дают им возможности овладевать программой общеобразовательной школы. Для них усвоение учебного материала чрезвычайно сложно. Ведь физиологически это обусловлено недоразвитием функций ЦНС.

Даже усвоение элементарных знаний по математике требует развития абстрактного мышления. Ввиду нарушения этой функции у таких деток они с огромными трудностями овладевают элементарными математическими операциями.

 Общая интеллектуальная слабость и нарушения моторики, соматические нарушения ограничивают круг их деятельности.

Очень часто родители и при незначительных нарушениях интеллекта, и при явном проявлении дебилизма не соглашаются отдавать ребенка в специализированную школу. По мнению специалистов, они просто не хотят признавать, что их малыш особенный, не такой, как все. Но такой позицией они оказывают своему ребенку лишь «медвежью услугу».

Потому что им самим не по силам адаптировать свое особенное дитя к условиям жизни в нормальной школе и обществе. Родители сами просто не могут помочь ему стать успешным учеником.

Со временем нарушения интеллекта без надлежащей коррекции будут проявляться все глубже, и такому ребенку грозит негативное и насмешливое отношение окружающих.

Самооценка и социализация детей с нарушением интеллекта

Поскольку все мыслительные операции ребенка с нарушением интеллекта недостаточно сформированы либо вообще слабо проявляются, то его основная социальная черта — отсутствие самокритичности, неспособность оценить свои возможности и работу. Такие дети обычно не понимают своих неудач, они довольны собой.

Огромное значение для социализации в данном случае играет трудотерапия. Это ферма и огород, мастерская и работа руками. Трудотерапия, по мнению коррекционных педагогов, помогает развивать эмоционально-волевую сферу. А еще для развития эмоциональной сферы важен контакт с животными.

Забота о котах, собаках, домашней птице позволяет деткам с нарушениями интеллекта быть затребованными и ощущать свою необходимость. Обычно в уходе за животными они с удовольствием копируют действия взрослых.

Им проще выполнять цепочку механических действий в уходе за животным и таким образом формировать регулярный навык и привычку заботиться о нем.

Следует отметить, что в условиях деревни и работы на земле таким детям легче социализироваться.

Ведь трудовая деятельность под руководством взрослого формирует у ребенка, а потом и молодого человека, новые коммуникативные навыки, улучшает общую моторику, раскрывает резервы формирования личности.

Это способствует активному включению детишек с нарушениями интеллекта в социальную жизнь общества.

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Источник: https://nashidetki.net/vospitanie-detej/deti-s-narusheniem-intellekta.html

Как общаться с «особыми» детьми | Милосердие.ru

Иллюзия дефекта: 4 принципа общения с особыми детьми

Анна Битова, директор московского «Центра лечебной педагогики». Фото с сайта rosbalt.ru

Публикуем краткий конспект вебинар-лекции о правилах общения с особенными людьми, прочитанной Анной Львовной Битовой 4 октября в Лаборатории социального предпринимательства.

Родителям: не нужно преувеличивать особенности ребенка

Часто представление о том, что ребенок – особенный и требует особого подхода, находится, главным образом, в голове у родителей.

Например, существуют примеры, как ребенок с синдромом Дауна прекрасно пошел в обычный детский сад. Конечно, с девочкой для этого специально занимались, и некоторое отставание в развитии от сверстников нормы у нее есть, но сейчас достаточно много обычных детей имеют похожие инфантильные особенности.

Обычные дети, если они не накручены родительскими страхами, как правило с «особенными» друзьями общаются спокойно и способны принять особенности за привычки.

«Да, у Маши все время высунут язык. А я, например, иногда палец сосу».

Родители, помогите окружающим сориентироваться

Фото с сайта invamama.ru

Часто окружающие не понимают, что ребенок с особенностями, либо не знают, как с ним общаться, и пугаются. Ситуации, которые при этом возникают, могут быть комичными и не очень.

Например, одной из мам Центра лечебной педагогики однажды серьезно выговорила тетя из троллейбуса, с которой не захотел поговорить «невежливый» мальчик пяти лет. На самом деле ребенок просто не говорил.

Ситуация, когда девочка с расстройством аутичного спектра очень громко пыталась выйти из троллейбуса, не понимая, что он движется, сопровождалась гораздо большим волнением пассажиров.

В конце концов, чтобы не объясняться со всеми и везде, родители сделали визитки: «Мой ребенок с особенностями. Он остро переживает то, что вы почти не слышите – шум улицы, свист ветра, крики. Мир недобр к нему, но вы можете быть добры».

Не боимся необычной мимики

Нужно понимать, что слабослышащий человек или человек с ментальными нарушениями воспринимает мир иначе, и его мимика может быть отлична от людей нормы. Даже в обычных условиях ему легче испугаться, он может устать или дать понять, что не хочет с вами общаться. Поэтому он может вести себя внешне непривычно – даже закричать или укусить.

Главное – преодолеть барьер коммуникации

То есть, найти способ общения, который понимали бы оба собеседника. Если желание общаться велико, способ пообщаться обычно находится. Кстати, преодолевать такие барьеры приходится иногда и обычным людям.

Однажды Анна Битова оказалась во Франции и отстала от переводчика. По счастью, у француза, который ей встретился, была с собой большая стопка карточек с картинками!

Четыре главных правила общения

1. Уважайте личные границы собеседника. Перед началом разговора убедитесь, что человек вообще хочет с вами общаться.

2. Перед началом каждого действия предупредите, что вы хотите сделать: «Сейчас я возьму тебя на руки», «сейчас мы будем кушать». «Сейчас я на пять минут выйду, но потом вернусь». (Кстати, это правило действует и при общении с детьми нормы).

3. Инвалидная коляска – часть тела колясочника. Прежде чем передвинуть человека на коляске, надо спросить его разрешения. Кстати, разрешения погладить ребенка тоже надо спросить. Да, в том числе, у самого ребенка.

4. Не обсуждайте ребенка при всех и при нем самом в третьем лице. (Тоже действует и для детей с особенностями, и для детей нормы).

Хитрости, облегчающие общение:

При общении с плохо слышащими и плохо понимающими речь могут помочь:

— членораздельная речь,

— короткие предложения,

— картинки,

— утрированные четкие жесты,

— утрированная театральная интонация,

— взгляд в глаза (человек при этом может не слышать и читать по губам, взгляд позволяет ему удерживать внимание).

Не торопитесь и всегда дождитесь ответной реакции.

При общении с плохо держащими взгляд или внимание на собеседнике:

— можно надеть что-то яркое – шляпу, серьги;

— сделать яркий макияж;

— надеть звенящие длинные серьги или колокольчик на шею.

Обладатели целого ряда диагнозов – например, аутисты – в глаза смотреть не любят, зато прекрасно общаются при помощи картинок или фотографий, очень любят чертить пиктограммы.

Поймите специфические интересы собеседника

Фото с сайта t-shock.eu

Для успешного общения с «особенным ребенком» важно выяснить, что он любит. Часто у людей с ментальными нарушениями существует «излюбленная тема», на которую они готовы общаться часами. При этом на все другое они часто не реагируют вообще.

Подобные специфические интересы раздражают. Но их надо не запрещать, а использовать.

Например, в истории Центра были любитель покемонов, любитель небоскребов и любитель метро. Первому поставили мелкую моторику с помощью прописи из имен покемонов.

Последнего готовили к школе, изучая окружающий мир с помощью игры: «На одной платформе станции метро «Ботанический сад» мы выращиваем фрукты, а на другой – овощи».

Еще был любитель бус, с которым, в конце концов, удалось договориться до расписания: час – занимаемся, час – играем в бусы.

Вообще из специфического интереса нужно делать маленькое счастье. Например, если ребенок склонен везде искать вещи красного цвета, можно вместе покупать одежду разных оттенков и т.д.

При этом есть вероятность, что через какое-то время специфический интерес у ребенка изменится на другой, палитра интересов расширится.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/kak-obshhatsya-s-osobymi-detmi/

Психологические особенности слабовидящих детей

Иллюзия дефекта: 4 принципа общения с особыми детьми

Психологические особенности каждого ребенка изменяются в зависимости от возраста, окружения, состояния здоровья. У детей с какими-либо физическими недостатками они носят особый характер. Поговорим о том, какие психологическое особенности имеют дети и подростки с нарушениями зрения и как себя должны вести педагоги и родители по отношению к ним.

Адаптация слабовидящих детей: как повлиять?

Сразу отметим: по результатам многочисленных экспериментов можно сделать вывод о том, что у детей с нарушениями зрения мозг функционирует так же, как и у здорового ребенка. Тем не менее для таких детей характерны свои психологические особенности и некоторые сбои в развитии.

Как правило, у детей с патологиями зрения развитие несколько запаздывает, и связано это по большей мере с малым запасом представлений о мире, ограниченными возможностями освоения пространства, недостаточной двигательной практикой, а главное — с пониженной активностью знакомства с миром.

Развитие ребенка с нарушениями зрения несколько затягивается, требует больше времени. Это происходит потому, что таким ребятам необходимо искать собственные методы познания окружающего мира, порой сильно отличные от методов нормально видящих детей.

Осознавая эти проблемы, нужно думать о том, чтобы дети с нарушениями зрения получили возможность развиваться в комфортных для них условиях, способствующих этому процессу, причем как в школьных и дошкольных учреждениях, так и за их пределами. Это важно для того, чтобы предотвратить появление отклонений вторичного характера: например, сбоев в развитии познавательных процессов, эмоциональном и интеллектуальном развитии.

Таким образом, налаживание процесса обучения и воспитания детей с нарушениями зрения и подбор эффектных методик, учитывающих психологические особенности, поможетт добиться включения таких детей в полноценное общение, предотвратить развитие отклонений, повысить уровень знаний.

Чем отличаются слабовидящие дети от обычных?

Отличия детей младшего возраста с нарушениями зрения очевидны.

  1. Нарушения координации: дефицит движений, неуверенность и отсутствие целенаправленности.
  2. Ограниченный зрительный контакт: ребенок не ищет встречи с глазами собеседника, не применяет жесты для общения.
  3. Речевой контакт ограничен — налицо задержка речевого развития, а также признаки вербализма у детей старшего возраста.

Таким детям нужно гораздо больше времени, чтобы выполнить задания, в силу определенных сложностей с восприятием информации и проблем в процессе организации собственной деятельности.

Именно поэтому они испытывают чувство неуверенности в собственных силах, ищут поддержки у взрослых. Многие из них нуждаются в дополнительной стимуляции концентрации внимания, постоянных подбадриваниях.

Это помогает детям справиться с нерешительностью и преодолеть скованность.

Различия слабовидящих детей

Дети младшего возраста с нарушениями зрения могут отличаться не только по степени нарушения друг от друга, но и по целому ряду других признаков:

  • утомляемости;
  • скорости усвоения информации;
  • работоспособности и пр.

Чаще всего на это влияют индивидуальные особенности, а также характер поражения зрения.

При этом неудивительно, что, имея один диагноз, посещая одну группу, дети могут иметь серьезные различия в плане интеллектуального и психологического развития.

В младшем школьном возрасте каждый пятый ученик с нарушениями зрения имеет задержки в развитии, к концу младшего школьного возраста это число увеличивается, и задержки можно диагностировать уже у каждого четвертого ученика.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере

Дети с нарушениями зрения разной степени, как правило, имеют похожие психологические особенности. Чаще всего они ранимы и обидчивы, имеют склонность к конфликтам, не умеют расслабляться, не способны настроиться на одну волну с партнером по общению.

Такие дети играют в более простые игры, причем нуждаются в помощи, особенно на первых этапах. Большая часть из них не в состоянии сразу усвоить правила игры: они воспринимают информацию фрагментарно, поэтому не могут долго сохранять в голове образ сюжета.

Возникают у таких детей и некоторые сложности с предметными действиями, причем как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте.

Из-за недостатка опыта общения и ограниченной подвижности дети с нарушениями зрения имеют сложности с «языком тела» – пантомимикой: они плохо умеют пользоваться крупной моторикой для выражения эмоций и потребностей. В результате у них не всегда получается наладить контакт.

Слабовидящие дети стараются не пользоваться жестами, применяя их лишь в исключительных случаях при необходимости уточнения информации. Это связано с незрелостью средств невербальной коммуникации.

Кроме того, у них могут возникнуть проблемы с общением не только на расстоянии, но и вблизи – в связи с тем, что они просто не желают слышать партнера. С одной стороны, эти особенности имеют отношение к недостаточности восприятия, с другой же часто являются последствием чрезмерной опеки родственников.

Об особенностях старших дошкольников со слабым зрением

В старшем дошкольном возрасте, в период подготовки к школе, ребенок с нарушениями зрения сталкивается с трудностями восприятия, которые возникают вследствие смены деятельности с игровой на учебную. Итог — старший дошкольник становится замкнутым, хуже поддается воспитанию.

Анализ степени готовности дошкольника к учебе в школе проводится в подготовительных группах детских садов каждый год, в конце весны. По результатам анализа можно сделать вывод, что наиболее подготовленными являются дети с нарушениями зрения, посещающие специальные коррекционные дошкольные учреждения.

Тесты для проверки готовности детей могут носить следующий характер:

  1. Предлагается выявить закономерность.
  2. Даются задания для определения уровня развития логического комбинаторного мышления.
  3. Предлагается записать слова под диктовку для определения уровня развития фонематического слуха.
  4. Даются задания для определения развития тонкой моторики рук.
  5. Определяется уровень развития внимания и степени ориентации в пространстве.

Обычно большинство детей с легкостью выполняют предложенные задания, при этом сложности возникают, как правило, с тестовыми упражнениями для анализа комбинаторных навыков и при выполнении задач на соотношения.

Первые годы в школе: восприятие слабовидящих детей

Во многом самооценка школьника с нарушениями зрения будет связана с тем, какие эмоции у него этот дефект вызывал в дошкольном возрасте. Если он не придавал особого значения проблеме, то в первых классах школы ему будет проще найти контакт не только со сверстниками, но и с самим собой.

Но в большинстве случаев при поступлении в школу таких детей охватывают отрицательные эмоции, которые приводят к развитию кризиса самооценки. Школьники меняют позиции, по-другому начинают относиться к учителям, у них падает мотивация, ухудшаются отношения с одноклассниками.

В первые годы школы дети с нарушениями зрения практически безоговорочно доверяют учителю, не смея оспаривать его заключения.

К окончанию периода обучения в младшей школе ученик начинает понимать, что учебная деятельность в его жизни не является ведущей.

Он меняет отношение к учителю, которого считает не просто человеком, передающего знания, но и наставником, которого должны волновать проблемы детей не только в школе, но и в жизни.

Вот перечень признаков, которые характерны для учеников младшей и средней школы с нарушениями зрения в период обучения:

  • неспособность к обучению, не связанная со здоровьем, интеллектуальными или сенсорными факторами;
  • неспособность к построению отношений с учителями и одноклассниками;
  • неадекватное поведение и ухудшение самочувствия без видимых на то причин;
  • состояние подавленности и даже депрессии;
  • страх на физическом уровне перед школьными проблемами или учителями.

На фоне всего этого у детей развивается нежелание посещать школу, учиться, заводить дружбу с одноклассниками.

О роли взрослых в жизни слабовидящих детей

Огромное влияние на развитие детей с нарушениями зрения и их психологические особенности оказывают взрослые, принимающие участие в их обучении и воспитании. В дошкольном возрасте взрослый должен выступать в качестве равноправного партнера, выбирать игровые формы обучения, готовить детей к школе.

https://www.youtube.com/watch?v=OkMy0f4SSGw

Помимо игрового метода с элементами обучения, важно придерживаться арт-терапевтического подхода, который, учитывая психологические особенности таких детей, будет способствовать формированию у них позитивного и гармоничного представления о мире.

Не менее важным является отношение родителей к особенностям детей, влияющее на их воспитание и отношения в семейном кругу. Излишнее волнение по поводу нарушений зрения и переоценка дефекта могут стать причиной развития чрезмерной опеки, что, в свою очередь, приведет к развитию эгоизма с упором на пассивную потребительскую ориентацию.

В то же время нельзя допускать и недооценки нарушения, что может привести к ничем не подкрепленному оптимизму детей и родителей, а также легкомыслию и утрате чувства реальности.

Чаще всего родители детей с нарушениями зрения оберегают их, жалеют, стараются выполнять любые капризы. Из таких детей, если не изменить линию поведения, в основном вырастают личности иждивенческого характера.

Пока дети маленькие, они не осознают до конца систему требований по отношению к себе. Со временем, в школьный период, они начнут следовать той программе, которую разработали для них взрослые. То есть требования родителей, учителей станут для них теми требованиями, которые они будут предъявлять к себе.

Сегодня достаточно много систем коррекции зрительных дефектов внедрены в учебных заведениях как дошкольного, так и школьного типа. Все они разработаны с одной целью: помочь детям с нарушениями зрения адаптироваться в обществе и, учитывая их психологические особенности, способствовать нормальному развитию основных сфер личности.

Влияние нарушений зрения на психику подростков

Для нормального формирования личности подростка ему необходимо быть полноправным членом общества, в котором приходится жить. Между тем особенности подростков с нарушениями зрения накладывают свой отпечаток на процесс формирования их личности.

Осознание наличия дефекта в большинстве случаев становится причиной возникновения у подростков целого ряда социальных установок нетрадиционного характера. При этом характерно, что статус психологического фактора нарушение зрения приобретает лишь после того, как подросток вступает в контакт с нормально видящими людьми.

Особенности личности подростков с нарушениями зрения

На основе анализа основных черт личности подростков, имеющих дефекты зрения разной степени, были сделаны выводы о некоторых свойственных им чертах. Как правило, большая часть подростков в этом случае отличаются:

  • излишней импульсивностью;
  • консерватизмом, граничащим с настороженностью;
  • тревожностью.

Нельзя приуменьшать при этом способности таких детей к адаптации в современном обществе.

Многим из них свойственны следующие черты: активный подход ко всему, с чем им приходится сталкиваться; любопытство; желание устанавливать и сохранять контакты, невзирая на противоречия; умение определять четкие цели и средства для их достижения, даже в неблагоприятных для этого условиях. Также они часто имеют собственное мнение и желание дискутировать на разные темы.

Достаточно часто подростки со слабым зрением демонстрируют общительный, открытый характер, реально оценивают ситуации, с которыми сталкиваются в жизни, отличаются зрелостью внутренних переживаний.

Уровень социально-психологической адаптации таких детей практически не отличается от уровня подростков без проблем со зрением, что говорит об их готовности интегрироваться в общество.

В заключение можно отметить, что коррекционная работа и комфортные социальные условия в процессе обучения и воспитания таких детей играют основную роль в успешной подготовке подростков к переходу во взрослую жизнь.

Можно предположить, что коррекционная работа и специальные условия для обучения и воспитания способствуют формированию подростка с дефектом зрения как зрелой и конструктивно ориентированной личности.

Вместе с тем нельзя не упомянуть тот факт, что из-за создания искусственных условий воспитания у многих детей развивается подверженность чужому мнению, недостаточность эмоционального контроля, которые могут оказать не самое благоприятное влияние на процесс их адаптации в обществе после окончания школы.

Одним из наиболее эффективных способов профилактики возникновения личностных нарушений у детей и подростков в период их социально-психологической адаптации считается постоянное нацеленное на результат и вместе с тем деликатное психологическое сопровождение.

Источник: https://rebenkoved.ru/psihologiya/psihologicheskie-osobennosti-slabovidyashhih-detej.html

Иллюзия с младенцем – Вот Это Да!

Иллюзия дефекта: 4 принципа общения с особыми детьми

Отрывок из книги «Каждый ребенок особенный. Иллюзия дефекта», написанный немецким психологом и педагогом с 40-летним стажем Кристель Манске, эксклюзивно предоставлен издательством «Никея» для публикации на проекте «Жизнь без преград».

Инклюзия: все дети должны учиться

Понятия «полноценности» и «неполноценности» должны перестать существовать. И тогда больше не будет, например, «детей с синдромом Дауна» в отличие от других, а будут просто мальчики и девочки.

Конвенция ООН о правах инвалидов

Преамбула

Государства — участники настоящей Конвенции,

  • напоминая о провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций принципах, в которых достоинство и ценность, присущие всем членам человеческой семьи, и равные и неотъемлемые права их признаются за основу свободы, справедливости и всеобщего мира,
  • признавая, что Организация Объединенных Наций провозгласила и закрепила во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека, что каждый человек обладает всеми предусмотренными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия,
  • подтверждая всеобщность, неделимость, взаимозависимость и взаимосвязанность всех прав человека и основных свобод, а также необходимость гарантировать инвалидам полное пользование ими без дискриминации…»

Эта конвенция предполагает понятие инклюзии. Чем же отличаются друг от друга модели эксклюзии, сегрегации, интеграции и инклюзии в отношении людей с инвалидностью и без нее?

Эксклюзия: инвалиды исключены из общества.

Сегрегация: в случае сегрегации обе группы в рамках одного общества отделяются друг от друга. Появляются детские сады и школы для детей-инвалидов, создаются рабочие места для взрослых людей с инвалидностью.

Интеграция: создаются интегративные детские сады и школы, принимающие незначительное число детей с инвалидностью. Педагогическая интеграция детей в Германии, по сути, не была реализована. Ни один из детей с синдромом Дауна не получил аттестата об окончании школы.

Инклюзия: особенные дети получают полное признание в детских садах, школах и мире профессий.

Нетрудно заметить, что граница между инвалидами и не инвалидами постепенно сдвигается, а смысл инклюзии состоит в том, что эта граница и вовсе исчезает, хотя разделение на инвалидов и не инвалидов сохраняется.

Именно об этом еще в 1924 году писал Лев Выготский:

«Решительно все психологические особенности дефективного ребенка имеют в своей основе не биологическое, а социальное ядро».
«Возможно, что недалеко то время, когда педагогика будет стыдиться самого понятия «дефективный ребенок» как указания на какой-то неустранимый недостаток его природы».

«В наших руках сделать так, чтобы глухой, слепой и слабоумный ребенок не были дефективными. Тогда исчезнет и само это понятие, верный знак нашего собственного дефекта».

Господствующее в настоящее время мышление отличается дуализмом, и те ученые, которые мыслят в дуалистическом ключе, в отличие от тех, кто мыслит системно, не в состоянии понять, что все люди развиваются как биопсихосоциокультурные существа. Поэтому и возникают предрассудки:

  • «Бедняк беден потому, что не работает».
  • «Богач богат потому, что труженик».
  • «Больной болен потому, что не заботится о себе».
  • «Здоровый здоров потому, что ведет здоровый образ жизни».
  • «Глупый глуп потому, что не хочет прилагать усилия».
  • «Умный умен потому, что прилежен».
  • «Психически неполноценный неполноценен потому, что он представляет собой что-то невообразимое».
  • «Гений одухотворен потому, что он гениален».

Бертольд Брехт говорил о единстве людей, полагая, что богатство и бедность взаимно обусловливают друг друга. Он описал это в одном из своих стихотворений:

Богач и бедняк Стояли там и смотрели друг на друга. И бедняк сказал уныло:

«Если бы я не был беден, ты бы не был богат».

В этом стихотворении отражена идея о том, что противоположные полюса высвобождают энергию для перемен в обществе. Это соображение относится и к другим полюсам — различное движется к единству. Также и люди с инвалидностью и без нее образуют два полюса нашего общества. Не будь первых, не было бы и вторых. Можем ли мы посмотреть на эти два полюса как на находящиеся в рамках единства?

То, что действительно возможно рассматривать существующие противоположности как два взаимосвязанных полюса, относящихся к единому целому, доказывает политика примирения Нельсона Манделы. Политика Манделы — это историческое свидетельство того, что примирение возможно не только между отдельными людьми, но и в рамках расколотого противоречиями народа.

Национальное примирение устранило разделение между неграми и бурами. Из этих двух противоположностей родилось понятие «южноафриканцы». С тех пор устранение разделения между этими двумя социальными группами гарантировано законом.

Для Нельсона Манделы это означало, что цветное население страны — в духе примирения — прощает преступления режима апартеида, но никогда не забудет их.

Последствия политики апартеида вносили раскол не только между белыми и черными, но и между угнетателями и угнетаемыми, между теми, кто обладал властью, и беспомощными, между образованными и необразованными и т. д. На одном из мирных шествий полицейские расстреляли безоружных демонстрантов — мужчин, женщин и детей.

В духе системы апартеида они имели на это право. У белой части населения был глубокий страх перед чернокожим большинством. Я убеждена, что в человеческих отношениях в большинстве случаев именно страх делает людей врагами.

Благодаря предложенной Нельсоном Манделой идее примирения атмосфера в стране стала более мирной и свободной от страхов, что привело к позитивным переменам в общественной жизни.

«Воспитание — вот наиболее действенное оружие, которое у нас есть и с помощью которого мы можем изменить мир», — писал Нельсон Мандела.

В системе нашего школьного образования страх играет важную роль. Яну 5 лет. У него пшеничного цвета волосы и сияющие глаза.

У него правильная речь, он уже знает все буквы и с использованием жестов может писать отдельные предложения. Вчера мы вместе с ним прорабатывали детскую книжку «Овечка Рита».

Он выбрал три странички, которые ему больше всего понравились: «Рита вонючка», «Рита в грязи», «Рита дома».

С моей помощью он изготовил к этим страничкам иллюстрации. Он напечатал эти фразы на компьютере, потом мы распечатали их на принтере и наклеили на картинки. Написав фразу «Рита вонючка», он звонко засмеялся: «Рита — поросенок!»

Когда за Яном пришла мама, он радовался своим сегодняшним достижениям. Она взяла его на руки и поцеловала, он тоже поцеловал ее и сказал: «Мама!» Неожиданно для себя я заметила, что она еле сдерживает слезы. Женщина пыталась говорить: «Я так боюсь, когда думаю о школе.

Боюсь, что наши надежды окажутся напрасными. Думаю, что из-за синдрома Дауна они не дадут ему шансов, а ведь он уже так много всего умеет делать! Он — лучшее, что у нас есть, и так похож на моего мужа… Он — желанный ребенок.

Но все так сложно…» Ян снова сказал: «Мама!» И потом, посмотрев на меня: «Мама плачет».

Утром мне позвонила одна учительница: «Мне хотелось бы поговорить с Вами. Я прочла Вашу книжку «Плохих учеников не бывает». Не могу себе представить, как я могу помочь детям с синдромом Дауна получать аттестат. Я этого не понимаю, и не знаю, что нужно делать. Можно ли устроиться к Вам практиканткой?»

В каждом ее вопросе слышался страх, который она испытывала перед лицом задач, казавшихся ей неразрешимыми.

Политика апартеида разделяла общество и людей на полноправную белую элиту — высший слой — и бесправный чернокожий низший слой.

Наше общество разделяет, например, детей с трисомией по 21-й паре хромосом как психически неполноценных — и детей с бисомией по 21-й паре хромосом как психически полноценных, то есть детей, которые, по его мнению, представляют собой ценность, и детей, которые такой ценности не представляют.

Предоставлено издательством «Никея»

код для сайта или блога

Источник:

Иллюзии. Их виды. Особенности у детей

⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 71Следующая ⇒

Иллюзии у детей возникают не ранее 4-5 лет.

Иллюзорное восприятие в детском возрасте бывает чаще, чем у взрослых. Этому способствуют общая психическая незрелость, меньшая точность восприятия, повышенная внушаемость и самовнушаемость, пугливость, склонность к фантазированию и воображению, нечеткое разграничение восприятий и представлений, слабость критических суждений.

Кроме того, возникновение иллюзий у детей связано с недостаточной освещенностью, болезнями зрения и слуха, переутомлением, сонливостью, переходными состояниями от сна к бодрствованию.

Аффективные иллюзии у детей бывают чаще, чем у взрослых вследствие их склонности к образованию страхов В более младшем возрасте преобладают зрительные иллюзии в более старшем – слуховые. Бывают парейдолические иллюзии. Возможны тактильные и обонятельные иллюзии (Ковалев В.В., 1985).Иллюзии возникают и у практически здоровых детей.

Патологические илюзорные восприятия отличаются стереотипностью, своеобразием, “странностью” необычностью содержания.

Наряду с иллюзиями у детей встречаются неправильные восприятия формы, размеров, взаимного расположения предметов и явлений действительности, ошибки пространственного восприятия, нарушения схемы тела, метаморфопсий, :цветоощущения, ощущение невесомости и другие нарушения восприятия , которые преимущественно возникают при лихорадочных состояниях острых детских инфекциях, нейроревматизме. Иллюзии(от лат. illusio — ошибка, заблуждение) — это неадекватное отражение воспринимаемого объекта, несоответствие субъективного образа реальному предмету. Различают аффективные, вербальные, слуховые, тактильные, обонятельные и зрительные иллюзии (парейдолии и псевдопарейдолии). Чаще встречаются зрительные и слуховые иллюзии, а у детей по сравнению со взрослыми чаще встречаются зрительные иллюзии. У психически здоровых людей при определенных условиях также могут наблюдаться такие ошибки восприятия, как иллюзии. Это так называемые физиологические иллюзии .Примером их являются миражи в пустыне, голоса, слышимые в шуме ветра, и т. д. Известны также оптические иллюзии в восприятии величины, формы, удаленности предметов, основанные на законах физики.

Источник: https://buk-journal.ru/istoriya/illyuziya-s-mladentsem.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.