Императивное общение

Императивное общение

Императивное общение

Манипулятивное общение — это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция предполагает объектное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека.

Сферой «разрешенной манипуляции» является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа общения стала концепция общения, развитая Дейлом Корнеги и его последователями. Широко распространен манипулятивный стиль общения и в средствах массовой информации, когда реализуется концепция «черной» и «серой» пропаганды.

Следует отметить, что владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности.

Самый простой вариант добиться своего — задобрить партнера по общению. Если вы, перед тем как о чем-либо попросить своего знакомого, сделаете ему небольшой подарок или скажете комплимент, то он будет более расположен пойти вам навстречу.

Объединив императивную и манипулятивную форму общения можно охарактеризовать их как различные виды монологического общения.

Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Как говорил по этому поводу А.А.

Ухтомский, человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников». Такому типу общения между людьми противостоит диалогическое общение.

Источник:
Императивное и манипулятивное общениеУльяновская область — Императивное и манипулятивное общение

http://www.ulnko.ru/kompaniya/imperativnoe-i-manipulyativnoe-obshhenie.php

Подробнее Вы можете прочитать в представленных работах.

Императивное общение это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям.
Императивное общение это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям.
Императивное общение это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям.

Императивное общение это авторитарное, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля за его поведением, принуждение его к определенным действиям.

Императивное общение это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению.

Императивное общение это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения собственных целей.

Императивное общение это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям.

Императивное общение это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям.

Императивное общение это авторитарное, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля за его поведением, принуждение его к определенным действиям.

Императивное общение это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям.
Императивное общение это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям.
Императивное общение это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям.

Императивное общение это авторитар­ная, дире­ктивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутрен­ними установками, принуждения к определен­ным действиям или решениям.

Разместите кнопку на своём сайте или блоге:

Источник:
Императивное общениеНа этой странице рассмотрены различные варианты трактовки понятия Императивное общение

http://rudocs.exdat.com/notion/%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Основные типы общения: императивное, манипулятивное и диалогическое

Основные типы общения: императивное, манипулятивное и диалогическое

В социальной психологии и теории коммуникации выделяют три типа межличностного общения: императивное, или директивное, авторитарное; манипулятивное; диалогическое(Шевандрин Н.И.Социальная психология в образовании. Ч. 1. М., 1995. С. 96, 97).

Диалогическое общение – это процесс не созерцательного, а «конкретного деятельностного приобщения одного уникального субъекта к другому уникальному субъекту во всех его разновидностях, процесс целостного сопереживания ему, и духовного, и практического (Докучаев И. И.Введение в историю общения. Историография и методология решения проблемы. СПб., 2001.

С. 5).Культуролог и семиотик Ю.М. Лотман, рассматривая такие культурно-исторические формы духовного общения, как искусство беседы, культуру письма и семейного чтения, называлистинным общением (диалогом) познание человеком человека и познание человеком окружающего мира. Он считал общение средством передачи форм культуры и общественного опыта.

Императивное(императив – приказ: «ты должен») общение– это субъект-объектное общение сверху вниз.

Его целью является достижение контроля над поведением, установками, мыслями партнера по общению, принуждение его к определенным действиям; при этом партнер рассматривается как объект воздействия, но приказы и распоряжения ему выдаются открыто.

Допустимо и даже эффективно императивное общение в таких сферах, как военные уставные отношения, отношения «начальник-подчиненный», в экстремальных условиях, когда нужна сильная воля лидера, а вот родительские, супружеские, дружеские и педагогические отношения не могут базироваться на императивной коммуникации.

Источник:
Основные типы общения: императивное, манипулятивное и диалогическоеОсновные типы общения: императивное, манипулятивное и диалогическое В социальной психологии и теории коммуникации выделяют три типа межличностного общения: императивное, или директивное,

http://megaobuchalka.ru/8/38409.html

Типы межличностного общения

В социальной психологии выделяет несколько типов межличностного общения:

2) диалогическое общение.

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям.

Особенности: 1) в данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной;

2) конечная цель общения – принуждение партнера (не завуалирована);

3) в качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.

Манипулятивное общение – это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.

Особенности: 1) как и императив, манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека;

2) партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств.

Объединив императивную и манипулятивную форму общения, можно охарактеризовать их, как различные виды монологического общения. Человека, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его (субъект-объектное воздействие).

Диалогическое общение – это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению.

Особенности: 1) наличие психологического настроя на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние (следование принципу «здесь и теперь»);

2) использование безоценочного восприятия личности партнера, априорная установка на доверие к его намерениям;

3) восприятие партнера как равного, имеющего право на собственные мнения и решения)

4) содержания общения должны включать проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения);

5) следует персонифицировать общение, т.е. вести разговор от своего имени (без ссылки на мнения авторитетов), представлять свои истинные чувства и желания.

Можно указать ряд сфер и ситуаций медицинской деятельности, где достаточно эффективно использование императивного общения (В.П. Дуброва). К таким сферам и ситуациям относятся:

– иногда отношения «администрация – врач»;

– работа врача при чрезвычайных обстоятельствах.

Сферой «разрешенной манипуляции» является взаимоотношения между врачом и пациентом при неизлечимых заболеваниях, цель которой активизировать направленность личности на здоровье.

Диалогическое (гуманистическое) общение позволяет достичь более глубинного взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного личностного роста, позволяет установить терапевтический яльянс в диаде «врач — пациент» в лечебном процессе.

Источник:
Типы межличностного общенияВ социальной психологии выделяет несколько типов межличностного общения: 2) диалогическое общение. Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по

http://studopedia.ru/3_103537_tipi-mezhlichnostnogo-obshcheniya.html

(Visited 53 times, 1 visits today)

Источник: http://lovewithyou.ru/poleznoe/imperativnoe-obshhenie/

Виды общения в психологии — обзор типов, примеры

Императивное общение

Человек находится в процессе общения с окружающим миром в течение всей своей жизни. Все начинается с самого рождения и заканчивается моментом смерти.

Человек общается с людьми ради личных целей, например, получения опыта или знаний, повышения социального статуса или получения желаемого.

В близких людях он видит радость или утешение, может обратиться к ним по какой-либо просьбе или же попросить помощи в случае несчастья.

В подобных случаях происходит процесс общения двух или более людей. Они обмениваются информацией и делятся опытом. Психологи разделяют несколько видов общения, в зависимости от целей и намерений человека.

В зависимости от содержания

Общения делится на следующие виды, в зависимости от целей разговора и его содержания.

  • Материальное – может включать в себя обмен предметами, необходимыми для какой-либо деятельности. Оно может происходить между близкими людьми, когда люди передают друг другу бытовые предметы, или, например, в магазине, во время покупки различных продуктов. В большинстве случае такое общение служит способом удовлетворения бытовых и актуальных потребностей человека.
  • Когнитивное – включает в себя передачу различной информации. Может расширять кругозор человека, сюда можно отнести обсуждение различных способностей и навыков и передачу имеющегося опыта. В большинстве случаев встречается в профессиональной сфере.
  • Кондиционное – относится к психическим состояниям людей. Может включать себя утешение собеседника и оказание ему моральной помощи.
  • Мотивационное – включает в себя побуждение и мотивацию. Может воодушевлять человека на какие-то поступки, ставить ему различные цели и побуждать к какому-то действию.
  • Деятельностное – заключается в физическом контакте, обмене различных действий, навыков, умений или операций.

В зависимости от целей

Общение подразделяется на две основные группы, в зависимости от поставленных целей и намерений.

  • Биологическое – связано с естественными потребностями человека, необходимыми для поддержания жизнеспособности и развития организма.
  • Социальное – относится к взаимодействию с окружающими людьми, направленном на личностный рост, повышение социального статуса и укрепления контакта с обществом.

В зависимости от средств

Различается несколько видов общения, в зависимости от применяемых человеком средств.

  • Непосредственное – осуществляется при помощи органов и частей тела, дарованных человеку природой. Например, руки, ноги, глаза или ые связки. В данном случае не используются подручные средства.
  • Опосредственное – подразумевает общение при помощи подручных средств. Например, бросить камень, оставить след на земле или взять в руки палку. Также включает в себя общение по мобильному телефону, электронной почте, или другим средствам связи.
  • Прямое – включает личное общение между двумя или несколькими людьми. Сюда могут входить как обычные беседы, так и телесный контакт.
  • Косвенное – представляет собой общение через третьих лиц. Включает в себя переговоры, распространение слухов или передачу какой-то информации.

В зависимости от времени

Общение подразделяется на две группы, в зависимости от длительности контакта.

  • Кратковременное – не несет постоянный характер, может длиться от пары минут до нескольких часов.
  • Долговременное – носит постоянный характер. В процессе люди лучше узнают друг друга, строят личные отношения, решают конфликты или работают вместе.

Другие виды

Существует также несколько прочих видов общения, не входящих в вышеперечисленные категории. К ним относятся следующие:

  • Вербальное – одно из основных видов общения, осуществляемое при помощи речи. Предоставляет человеку широкие возможности, а также способность выражать свои мысли. Может относиться как к деловым разговорам, так и повседневным беседам.
  • Невербальное – включает в себя общение посредством жестов, тактильных контактов, касаний и прочего. Например, кивнуть головой или помахать на прощание рукой.
  • Деловое – относится к карьерному росту и профессиональным делам. Человек пытается завести деловое знакомство или удачно осуществить переговоры.
  • Воспитательное – общение, посредством которого один человек пытается оказать существенное влияние на другого. Примером можно считать процесс воспитание ребенка родителем.
  • Личностное общение – в отличие от делового не относится к профессиональной сфере. Люди могут интересоваться мнением или настроением друг друга, ради собственных целей и поддержания личных отношений. К примеру, можно привести дружеские или семейные отношения.

Основные типы общения

Выделяются три основных типа общения. К ним относятся императивное, диалогическое и манипулятивное.

    • Императивное общение иногда называю директивным или авторитарным. Зачастую один из собеседников всячески пытается подчинить себе другого. Он пытается взять руководство над его сознанием и мыслями, контролировать все дальнейшие действия. Человек, выбирающий такой тип общения, в большинстве случаев не скрывает своих намерений и открыто пытается подчинить собеседника.
  • Манипулятивное общение очень похоже на императивное. Человек также пытается оказаться воздействие на собеседника, только в этом случае действует скрыто. Подобное общение требует особых умений и навыков, и нередко может сыграть с человеком злую шутку, сделав его жертвой собственных ловушек.

Психологи подразделяют манипулятивные системы на 4 основные группы.

  1. Активный манипулятор не терпит скрытности и старается оказать воздействие активными методами. В большинстве случаев ему позволяет это делать высокий социальный статус, например, в случае родителя и ребенка. Такой человек хочет руководить всеми делами, несмотря ни на что, и не приемлет других вариантов.
  2. Пассивный манипулятор является полной противоположностью первому варианту. Он старается прикинуться глупым и немощным, чтобы не проявлять особых усилий. Окружающим приходится выполнять за него всю работу. Такой человек может многого добиться, ничего при этом не предпринимая.
  3. Соревнующийся манипулятор не желает идти на компромиссы, и воспринимает свою жизнь как постоянное соревнование. Он не соглашается на поражение и видит себя борцом за свои права. Такой человек пытается везде одержать верх и не принимает отказов.
  4. Безразличный манипулятор заставляет окружающих думать, что ему совершенно нет дела до происходящего. Он очень непредсказуем, такой человек может начать действовать активно, а потом вновь стать бесстрастным. Действует только ради собственной выгоды.

Императивное и манипулятивное типы общения очень схожи между собой, и относятся к монологическим. Ведь человек, пытающийся оказать воздействие на собеседника, находится в постоянном общении с собой и тщательно продумывает все свои действия. Собеседник не представляет для него особой ценности.

  • Диалогическое общение является полной противоположностью первым двум видам. Оно в первую очередь требует равноправия и взаимного понимания собеседников. В некоторых случаях такое общение принято называть гуманистическим. Однако, возникновение диалогического общения требует соблюдения ряда следующих правил.
  1. Относится с уважением и вниманием к психологическому состоянию собеседника, не игнорировать его просьбы и пожелания.
  2. Не оценивать партнера по его личным качествам, и полностью довериться ему.
  3. Уважать мнение и решение собеседника, даже если считаете их неверными. Необходимо воспринимать партнера как равного, считаться с его словом.
  4. Стараться решать появляющиеся трудности вместе, не оставлять проблемы на будущее.
  5. Обращаться к партнеру только от собственного имени и говорить с ним искренни, стараться выражать все свои чувства.

Подводя итоги

Следует отметить, что приведенные выше виды общения очень редко могут встречаться в жизни в одиночном виде. Они смешиваются между собой, образуя новый вид. Каждый из видов общения необходим для правильного формирования человеческого общества. Находясь в обществе, человек должен уметь правильно общаться с окружающими и вести себя как полноценная, здоровая личность.

Для того, чтобы найти общий язык с окружающим миром, необходимо отдавать себе отчет, какое тип общения приемлем в той или иной сфере.

Источник: https://psihter.ru/mezhlichnostnyie-otnosheniya/vidyi-obshheniya/

Культура, типы и проблемы межличностного общения

Императивное общение

Когда люди обращаются друг к другу с вопросами, просьбами, пытаются что-то объяснить или описать, они выстраивают коммуникацию, ожидая ответную реакцию. Этот процесс называется общением.

Межличностное общение — неотъемлемая часть жизни индивида. Способность к установлению и развитию социальных контактов определяет успешность человека во всех сферах жизни.

О функциях и значении общения в психологии вы можете узнать из другой нашей статьи.

Общение как межличностное взаимодействие

В основе межличностного взаимодействия лежит контакт индивидов (двоих и более), подразумевающий набор последовательных и логически обоснованных реакций на действия друг друга.

Межличностное взаимодействие может принимать различные формы, но оно всегда приводит к изменению поведения, характера взаимоотношений, эмоционального состояния оппонентов и т.д.

Межперсональное общение – это общение людей, каждый из которых обладает своими уникальными специфическими качествами, какие раскрываются в ходе общения.

Виды их характеристика и примеры

В социальной психологии принято выделять три стиля межличностного общения:

Императивное

Что это такое и где оно неприемлемо?

Данное общение нацелено на подчинение партнера по взаимодействию. С помощью императивной коммуникации можно контролировать и принуждать к каким-либо действиям.

При этом участники взаимодействия отдают себе отчет в том, что конечной целью общения является принуждение. Индивид, оказывающий воздействие, не пытается завуалировать истинный смысл общения.

Для достижения цели могут быть использованы приказы, требования, указания или предписания.

Чаще всего императивный вид общения используется в рамках модели «начальник — подчиненный».

В интимно-личностных коммуникациях данный подход неуместен.

Также императивное общение эффективно и актуально в чрезвычайных и экстренных ситуациях, когда необходимо быстро организовать групповую деятельность и распределить обязанности, минуя ситуативное нестабильное состояние психики партнеров по взаимодействию.

Манипулятивное

Как и предыдущий вид общения, манипуляция подразумевает под собой воздействие на оппонента с целью достижения конкретных целей/выгод.

Но в данном случае партнер, оказывающий воздействие, скрывает свои намерения или представляет ситуацию в таком свете, что истинные намерения подменяются в глазах оппонента другими, более благородными или уместными.

Диалогическое

Вид общения, ориентированный на партнера по взаимодействию. В ходе диалога участники взаимодействия учитывают как свой психологический настрой, так и психологический настрой собеседника.

При этом восприятие партнера происходит в чистом виде, без оценок.

В диалоге человек рассматривает собеседника как равного, признавая его право на собственную точку зрения и решения.

Диалогическое общение не подразумевает ссылки на авторитетные источники (мнения, точку зрения других персон и т.д.).

Императивное общение и манипуляция можно расценивать как общение монологической направленности т.к. в процессе взаимодействия оказывающий влияние оппонент ориентирован только на себя рассматривает собеседника лишь как средство достижения цели, не интересуясь позицией партнера по взаимодействию.

Культура

Культура межличностного общения базируется на системе знаний, норм, ценностных ориентиров и шаблонов поведения, установленных в обществе. Все эти элементы индивид усваивает в процессе социализации, а затем использует их при деловых и эмоциональных коммуникациях.

Культура межличностного общения подразумевает способность правильно воспринимать оппонента, умение трактовать его слова и поведение, выстраивать стратегию поведения исходя из особенностей собеседника.

Важным понятием в вопросе коммуникативной культуры является «уместность» применяемых средств и поведенческих шаблонов. Например, если с подчиненными можно предъявлять требования и использовать повелительный тон, то при общении с друзьями уместно лучше от формальностей и указаний.

На первый план общение как форма межличностных взаимодействий выходит в условии зависимости от социальных контактов (работа с людьми, непосредственная зависимость от более сильных, влиятельных или ресурсных членов общества).

В таких ситуациях коммуникативная культура влияет на благополучие, финансовые и профессиональные перспективы человека.

Приемы саморегуляции поведения

Саморегуляция — это контроль собственного психоэмоционального состояния с помощью определенного мышления, образов, управления телом и дыханием.

Естественные приемы — это самая простая группа приемов, которая не требует дополнительных усилий и концентрации. Сюда можно отнести:

  • юмор, смех;
  • позитивное восприятие (воспроизведение в голове приятных образов, событий, сценариев и т.д.);
  • расслабляющие движения (потягивания, текущий контроль над мышечным тонусом и т.д.);
  • созерцание (наблюдение за картинами, природой, элементами интерьера и т.д.);
  • комплементы в адрес собеседника.

Саморегуляция с помощью управления дыханием — это применение специальных дыхательных техник.

Подобные техники оказывают влияние на мышцы, нервный центр, кровообращение и т.д.

Например, медленные вдохи, задержка дыхания или дыхание йогов позволяют быстро успокоиться и расслабиться.

Способы, связанные с управлением мышечным тонусом построены на принципе осознанной концентрации. Человек выявляет зажимы и блоки, после чего волевым усилием устраняет перенапряжение.

Саморегуляция с помощью слов основывается на способности человека к языковому оформлению мысли. Два наиболее популярных способа в данной категории — самоприказы и самопрограммирование.

Индивид формулирует некие установки, а затем мысленно воспроизводит их, чтобы настроиться на определенное состояние или результат.

Существуют и другие эффективные приемы, такие как арт-терапия, комплексы упражнений, применение ассоциаций и т.д.

Трудности и дефекты

Трудности в общении приводят к неэффективному взаимодействию. Выделяют две группы трудностей:

  • объективные (очевидны для собеседников и проявляются непосредственно во время общения и приносят чувство неудовлетворения, привязанное к процессу и результатам контакта);
  • субъективные (не очевидны для участников взаимодействия и могут проявляться в виде отсутствия инициативы, неуверенности и застенчивости индивида).

Также трудности делятся на первичные и вторичные.

Первая категория включает в себя проблемы в общении, возникающие на почве характера человека.

Ко второй категории относятся трудности, связанные с пережитым негативным социальным опытом.

Дефекты общения — это качества личности, препятствующие созданию и укреплению социальных связей. Сюда можно отнести огрехи воспитания, эгоизм, бестактность, грубость, излишнее любопытство, наглость, привычку предвзято относиться к оппонентам и т.д.

Проблемы в молодежной среде

Почему возникают проблемы межличностного общения в молодежной среде?

Молодые люди, в отличие от зрелых и сформировавшихся членов социума, склонны руководствоваться чувствами и эмоциями, а также чувствительны к оценочным суждениям в свой адрес.

В молодежной среде распространены следующие проблемы:

  1. Максимализм. Юношеская склонность к разделению мира на «черное» и «белое» подразумевает отсутствие гибкости и способности принимать компромиссы. В результате межличностное общение легко перерастает в конфликтные ситуации.
  2. Неформальные объединения. Подростки идентифицируют себя через причастность к группе, а не в качестве отдельной личности. В результате интересы и взгляды объединения доминируют над частными интересами и взглядами.
  3. Отсутствие навыков невербального общения. Переписки в социальных сетях, телефонные разговоры и чаты способны развивать навыки вербального общения. При этом молодежь не может в достаточной мере овладеть невербальными приемами (взгляд, жесты, позы, мимика и т.д.). В результате выходя за границы «цифрового общения» подростки не могут правильно воспринимать и трактовать поведение партнеров по коммуникации, воспринимая сигналы только в речевой форме.
  4. Изменения характера отношений со старшими. Подросток, который ранее подчинялся взрослым, теперь встает в равную с ними позицию.

    Из-за этого часто возникает отрицание любых авторитетов и интерес к «запрещенной» сферам, через которые можно доказать свою «взрослость» (алкоголь, запрещенные вещества, интимные связи и т.д.)

Сфера межличностного взаимодействия неразрывно связана со всеми остальными сферами жизни человека. И если не развивать коммуникативную культуру и навыки, можно столкнуться с проблемами при групповом взаимодействии, в личных отношениях и социальной жизни.

Виды и формы межличностгых отношений:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/tipy-mezhlichnostnogo.html

Общение и его функции, классификация и уровни

Императивное общение

Общение всегда рассматривалось в форме полифункционального процесса. Его функции определяются психологами согласно разным критериям:

  • эмоциональная;
  • информационная;
  • социализирующая;
  • трансляционная;
  • связующая;
  • направленная на самопознание (А. В. Мудрик); установление общности, самовыражение (А. А. Брудный), самоопределение (А. Б. Добрович), сплочение и тому подобное.

Наиболее часто в области психологии функции общения рассматриваются согласно такой модели отношений, как «человек-деятельность-общество».

Основные функции общения

Обычно из общения выделяют пять базовых функций:

  • прагматическая;
  • подтверждающая;
  • формирующая;
  • организация и поддержание межличностных отношений;
  • внутриличностная.

Рисунок 1. Основные функции общения

Определение 1

Прагматическая функция общения — это одно из главнейших условий объединения личностей в процессе совместной деятельности любого типа.

Наглядным примером того, насколько разрушительно невыполнение этого условия, является сюжет из Библии, рассказывающий о постройке Вавилонской башни.

Определение 2

Не менее важная роль принадлежит и формирующей функции. Не стоит считать общение между взрослым и ребенком обычным процессом передачи от первого ко второму набора знаний и навыков, усваиваемых механически. На самом деле это сложный процесс, в ходе которого происходит взаимное изменение, влияние и обогащение.

Насколько жизненно важную роль играет общение можно рассмотреть на следующем примере.

Пример 1

В 30-е годы прошлого века в двух клиниках США был проведен эксперимент. Находящиеся в них дети лечились от серьезных заболеваний, плохо поддающихся излечению.

Условия в обеих клиниках были идентичными, кроме одного: одна клиника запрещала посещения родственников в страхе перед инфекциями, второе учреждение допускало родителей в определенное время, чтобы они могли поговорить и поиграть с ребенком в специально отведенном для этого помещении.

Наблюдения велись несколько месяцев, после чего были получены следующие результаты: коэффициент смертности в первом медучреждении был около ⅓, хотя врачи прилагали все возможные усилия. Вторая клиника могла похвастаться тем, что на протяжении всего эксперимента ни один пациент не умер.

Определение 3

Функция подтверждения помогает познать и утвердить себя. Человек занимается поиском опорной точки в другом человеке для того, чтобы утвердиться в своем существовании и ценности себя.

Принцип подтверждения регулярно наполняет повседневный опыт общения людей. Это ритуалы, сопутствующие знакомству и приветствию, всевозможные знаки внимания и прочее. Р. Д. Лейнг (английский психиатр) утверждал, что неподтверждение — это универсальный источник множества психических заболеваний и в особенности шизофрении.

Определение 4

Межличностная функция направлена на оценивание других людей и установление определенного рода эмоциональных отношений — они могут быть или позитивными или негативными.

Отсюда эмоциональное отношение к другой личности может выражаться в ключе «симпатия-антипатия», что накладывает отпечаток не только на обычное, но и на деловое общение.

Определение 5

Внутриличностная функция чаще всего рассматривается как универсальный способ мышления человека.

Л. С. Выготским исходя из этого было отмечено, что «человек сохраняет функцию общения даже наедине с собой».

Вывод 1

Резюмируя, можно сказать, что ведущее значение общения в жизни человека — это средство организации совместной деятельности личностей, а также способ удовлетворения потребности одного человека в живом контакте с другим человеком.

Классификация типов общения

Определение 6

Общение, как социально-психологический феномен — это контакт между личностями, осуществляемый посредством языка и речи и имеющий различные формы проявления.

Определение 7

Язык представляет собой систему словесных знаков, средство, благодаря которому возможно общение между людьми.

Определение 8

Речь — это применение языка в целях общения.

Общение, на основе его особенностей, подразделяют на следующие виды:

Рисунок 2. Разновидности общения

Если рассматривать его по контакту с собеседником, то общение можно разделить на непосредственное и опосредованное.

Определение 9

Непосредственное общение (иначе, прямое) — естественный тип общения, в процессе которого субъекты находятся рядом и используют речь, мимику или жесты.

Такой вид считается наиболее полноценным, за счет того, что личности получают наибольший объем информации друг о друге.

Определение 10

Опосредованное общение (иначе, косвенное) создается тогда, когда личности находятся на расстоянии друг от друга или отделены временем.

К такому типу можно отнести, переписку, телефонный разговор и тому подобной. Такое общение несет неполный психологический контакт, особенно когда имеются сложности с обратной связью.

Также общение можно разделить на межличностное и массовое.

Определение 11

Массовое общение — это многочисленные контакты людей, незнакомых между собой. Также это коммуникация, опосредованная разными типами массовой информации.

Такой тип общения делится на прямое и опосредованное. Прямое массовое общение можно наблюдать на митингах, демонстрациях, различных собраниях и в любых многочисленных социальных группах (например, толпе или аудитории). Опосредованное массовое общение носит односторонний характер и напрямую связано с массовой культурой и соответствующими средствами коммуникации. 

Если рассматривать общение по равноправию партнеров в нем (межличностном общении), то оно делится на диалогическое и монологическое.

Рисунок 3. Типы межличностного общения

Определение 12

При диалогическом общении происходит субъект-субъектное взаимодействие в этом случае равноправное, целью его является взаимное познание и стремление к реализации целей каждого собеседника.

Определение 13

Монологическое общение предполагает, что позиции собеседников не равноправны и имеют вид субъект-объектных отношений.

Такой тип общения подразделяется на императивный и манипулятивный.

Определение 14

Императивное общение — это форма авторитарной (директивной) формы взаимодействия с собеседником. Ее целью является контроль над поведением собеседника, установками и мыслями, а также принуждение к выполнению определенных действий или принятию решений. При этом цель никоим образом не вуалируется, являясь открытой.

Определение 15

Манипулятивное общение — форма общения между личностями, в процессе которого воздействие на собеседника выполняется скрытым образом с целью достижения личных намерений.

По типу коммуникации выделяют ролевое и личностное общение.

Определение 16

Ролевое общение складывается под действием занимаемого собеседниками статуса.

Например, к такому типу общения можно отнести беседу между начальником и рабочим, или между учителем и учеником. Ролевая разновидность общения регламентируется правилами и спецификой общения, которые приняты в обществе.

Определение 17

Личностное общение имеет прямую зависимость от индивидуальных особенностей собеседников и взаимоотношений между ними.

Общение также можно разделить на кратковременное и длительное. Такое деление зависит от целей, вида деятельности, индивидуальных нюансов участников общения, их симпатий и антипатий, и так далее.

Обмен информацией может осуществляться при помощи вербального и невербального взаимодействия. Вербальное общение — это использование речи, все остальное, громкость и тембр голоса, жесты, позы, мимика (то есть паралингвистические средства) — невербальное общение.

Уровни общения

Существуют различные уровни общения, которые определяются общей культурой собеседников, их характеристиками (личностными и индивидуальными), нюансами ситуации, контролем, накладываемым социальной средой, ценностными ориентациями собеседников и их отношением друг к другу.

Рисунок 4. Уровни общения

Определение 18

Фатический (от лат. fatuus – глупый) относится к самому примитивному уровню общения. Он состоит из обычного обмена репликами, не несущими глубоко смысла и служащими исключительно для поддержания разговора.

Определение 19

Информационный уровень состоит из обмена новой информацией, интересной для участников беседы, которая является источником эмоциональной, поведенческой и мыслительной активности личности.

Определение 20

Личностный уровень предполагает такое взаимодействие субъектов, при котором происходит их глубокое самораскрытие и постижение сущности собеседника, своей собственной и окружающего мира.

Такой уровень строится на позитивном отношении как к себе самому, так и к другим людям, а также окружающей среде в целом. Такое общение относится к высшему духовному уровню.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/sotsialnaja-psihologija/obschenie-i-ego-funktsii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.