Как депрессия искажает восприятие реальности

Содержание

Как избавиться от депрессии — новейший метод психотерапии | Системно-векторная психология — антидот против информационного яда

Как депрессия искажает восприятие реальности

1 053

Депрессия — это черная рыба с выпученными белесыми глазами. Депрессия пожирает мою жизнь секунда за секундой. Как избавиться от депрессии, когда она уже въелась в мою плоть и кровь, стала мной, не оставляя надежды, лишая сил?

Мама, папа, я — была дружная семья

Мама, папа, нет меня. Депрессия, черная рыба, сожрала меня и как сквозь толстое стекло аквариума я вижу лица родных и слышу приглушенные обрывки фраз.

— Милый, у мальчика самая настоящая депрессия. Он все спит и спит. Это ужасно! Помнишь, когда мой папа умер, я тоже полгода в жуткой депрессии провела. Только не пойму, у него-то откуда, повода для депрессии никакого…

— Дорогая, да какая это депрессия. Это — банальная лень. Все на блюдечке принесли, ему и рваться незачем. Вот у меня депрессия была, когда с работы уволили, а семью кормить надо. Депрессия у него, видите ли. Молод он еще для депрессии, жизни радоваться надо.

Это просто чужие люди, шевелящие губами в иной реальности. Я не молод, я очень-очень стар. Я настолько дряхлый, что больше не могу бороться с депрессией.

Я каждую минуту хочу умереть и уничтожить депрессию вместе с собой, я даже не помню, что значит радоваться жизни. Работа, девушки, друзья — иллюзорные побрякушки этого бессмысленного мира.

Фиглярская попытка отвлечься, заполнить бесконечную, ненасытную бездну депрессии.

Депрессия — от лени, депрессия — от стресса или депрессия передается по наследству?

В современном обществе нет людей, не слышавших слово депрессия. Быть в депрессии — это даже модно сегодня.

— Ах, он бросил меня, я в такой депрессии, — томно тянет милая девушка в ярком платье.
— Я так тебя понимаю, у меня депрессия каждую весну, — подхватывает подружка, болтая изящной ложечкой в чашке с кофе. — Избавиться от депрессии только морской круиз помогает.

Любые стрессовые ситуации, жизненные неурядицы, скверное настроение или отсутствие желаемого нынче именуют депрессией.

Но обстоятельства меняются, любимые возвращаются, новая работа находится, и от так называемой депрессии не остается и следа.

Это работает для всех, кроме пяти процентов людей, психика которых устроена особым образом, и которые действительно могут попасть в страшное состояние реальной депрессии. Только новейший метод психотерапии, Системно-векторная психология Юрия Бурлана, дифференцирует тех, кто подвержен депрессии, раскрывает ее настоящие причины.

Кто же носитель страшного вируса депрессии?

Каждый человек живет и действует согласно принципу наслаждения, реализуя свои данные от природы качества. Чем меньше человек реализован согласно врожденным свойствам, тем несчастнее его жизнь.

В отличие от людей с другими векторами, врожденные желания которых лежат в плоскости физического мира, все психическое человека со звуковым вектором направлено на познание нематериального. Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, депрессия — это темная сторона нереализации врожденных особенностей психики человека со звуковым вектором.

Поиск смысла жизни

«Кто я? Зачем я здесь?» — поиск ответов на эти вопросы составляет суть звукового вектора. В бесконечном поиске смысла жизни люди со звуковым вектором становятся писателями, композиторами, учеными и философами, программистами.

Но часто в суете большого города, наполненного постоянным шумом и хлопотами, человек со звуковым вектором не понимает своих потребностей, не может реализовать себя согласно принципу наслаждения. Предлагаемые обществом ценности не волнуют его, и, следуя за ними, он со всего размаху попадает в ловушку депрессии.

Депрессию трудно разглядеть со стороны. Физически человек здоров, может быть даже материально обеспечен и как будто должен быть доволен жизнью, но депрессия обесценивает все. Депрессия разрушает отношения, депрессия оставляет без сил, депрессия — это тупик, где любое действие кажется лишенным смысла, депрессия — это медленная смерть.

Депрессия — высшая степень страданий, и самое страшное, что зачастую человек, мучимый депрессией, даже не может объяснить, что с ним происходит. В теле непонятная тяжесть, мир сер и мрачен, а внутри — ад, черная дыра под названием депрессия.

Депрессия обычно плохо поддается лечению медикаментами. Полгода приема антидепрессантов не возвращают радость жизни, а притупляют депрессию на некоторое время. С депрессией пытается бороться психотерапия, опять же сталкиваясь с непониманием сути проблемы. Самостоятельно человек пытается побороть депрессию с помощью эзотерики, религии, каких-то духовных практик и даже наркотиков.

Все глубже погружаясь в одиночество и сумрак депрессии, человек со звуковым вектором начинает ненавидеть этот мир, в котором ему так плохо, ведь депрессия искажает восприятие реальности.

Депрессия может длиться годами и, когда страдания достигают невыносимо мучительной точки, физическое тело воспринимается как их источник. Именно поэтому могут возникать суицидальные мысли как попытка избавиться от страданий души. Ошибочная попытка.

Избавиться от депрессии — вернуться в жизнь

В современном мире развитие человечества достигло таких высот, когда поиск смысла жизни в музыке, философии или физике уже не удовлетворяет запросам нынешних поколений, массово приводя звуковиков к депрессии. Пришло время раскрыть тайны психики человека, на это от природы более других способен именно носитель звукового вектора.

Обретение ответов на глубинные вопросы через раскрытие человеческой психики и есть победа над депрессией для человека со звуковым вектором.

Понимание себя и других, место каждого в калейдоскопе жизни навсегда меняет восприятие действительности. Когда ответы найдены, депрессия отступает, и, как следствие, облегчаются состояния.

Избавиться от тяжелейших состояний, которыми сопровождается депрессия, становится реально.

Реализуя свое внутреннее стремление к познанию смысла жизни через призму системно-векторной психологии Юрия Бурлана, носитель звукового вектора поймет, как избавиться от депрессии самостоятельно, не калеча организм антидепрессантами.

Многочисленные отзывы людей, которые справились с депрессией с помощью системно-векторной психологии, можно прочесть на форуме или просмотреть здесь:

Сделать первые шаги из сжимающего кокона депрессии можно уже на бесплатных ночных онлайн-лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Регистрируйся и освободись прямо сейчас.

Автор Оксана Шустанова

 Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Источник: http://svpjournal.ru/sistemno-vektornaya-psixologiya-yuriya-burlana/kak-izbavitsya-ot-depressii-noveyshiy-metod-psihoterapii/

Что есть реальность?

Как депрессия искажает восприятие реальности

Основная цель психологической помощи как настоящего, так и прошлого — привести человека в соприкосновение с реальностью. Если разрыв с реальностью очень велик, то есть человек не ориентируется в реальном времени, пространстве или в своей личности, то его состояние описывают как психопатическое.

О нем также говорят, что он страдает от галлюцинаций, которые искажают его восприятие реальности. Когда эмоциональное нарушение менее значительно, оно называется неврозом. Невротик ориентируется в окружающем его пространстве, времени, его восприятие действительности не искажено, но понимание ее поверхностно и ошибочно.

Он живет на основе иллюзий, и, как следствие, его жизнедеятельность не связана с реальностью.

Однако определить, что такое реальность, не всегда легко. Часто бывает трудно дать четкое определение тому, что является иллюзорными, а что разумными представлениями о реальности. Убеждение в существовании духов, которого придерживалось раньше большинство людей, сегодня бы рассматривалось как иллюзия.

Точно таким же образом видение духа сочли бы за галлюцинацию. Но, учитывая все возрастающее признание экстрасенсорных феноменов, наше убеждение, что действительность лишена подобных явлений, становится шатким. Слишком узкое видение реальности может также оказаться неполным и иллюзорным.

Очень часто можно указать человеку, который гордится своими реалистичными взглядами, на имеющиеся у него скрытые заблуждения.

Есть только одна бесспорная реальность в жизни каждого человека — это его физическое существование, или существование его тела. Его жизнь, его индивидуальность, его личность заключены в его теле. Когда тело умирает, его человеческое существование в этом мире прекращается.

Ни один человек не может существовать отдельно от своего тела. Не существует ни одной формы психического существования человека, которое было бы независимо от его физического тела. Не существует такого психического расстройства, которое не было бы одновременно и физическим расстройством.

Человек находится в депрессии как на физическом уровне, так и на психическом, то есть эти два явления по своей сути едины, являясь разными аспектами одной личности. То же самое можно сказать и про любое так называемое психическое заболевание.

Убеждение, что вся болезнь кроется в голове,— большое заблуждение нашего времени, не учитывающее основной закономерности, что жизнь во всех своих разнообразных проявлениях — это прежде всего физическое явление.

Более подходящим термином для описания расстройства личности будет «эмоциональное заболевание». Слово «эмоция» имеет дополнительное значение «движения» и поэтому может обозначать как физическое, так и психическое. Движение происходит на физическом уровне, но восприятие и осознание его — на психическом.

Эмоциональное расстройство охватывает эти два уровня личности. А так как душа побуждает человека к действию, она также вовлечена в каждый эмоциональный конфликт. Человек, угнетенный депрессией, страдает и от депрессии своей души.

 Если мы хотим избежать иллюзии, что «все — в голове», мы должны признать — подлинная духовность имеет физиологическую или биологическую основу. 

Почему мы впадаем в депрессию? Депрессия и реальность

Депрессия стала настолько распространенным явлением, что один психиатр даже описал ее как «совершенно нормальную» реакцию, при условии, конечно, что она «не мешает нашим ежедневным делам».

Но даже если эта реакция является «нормальной» в статистическом смысле, то в отношении того, что чувствуют и как ведут себя большинство людей, она не может считаться здоровым состоянием.

Согласно этому определению «нормальности», шизоидная тенденция и сопутствующие ей чувства отчуждения и разъединения тоже бы считались нормальными, если бы они охватили большинство людей, но при условии, что они не будут носить настолько тяжелого характера, из-за которого бы пришлось госпитализировать большинство населения. То же самое можно сказать о близорукости и о болях в пояснице, которые стали такими частыми заболеваниями в наши дни, что могут считаться с точки зрения статистики нормальным состоянием современного человека.

Но поскольку все же не каждый человек впадает в депрессию или становится шизофреником, не каждый страдает от близорукости или от болей в пояснице, — можем ли мы считать их ненормальными? В действительности никто не может ожидать, что человек будет всегда радостным.

Даже наши дети, которые по своей сущности ближе к этой эмоции, чем мы, взрослые, не могут веселиться постоянно. Но тот факт, что мы достигаем вершин радости лишь изредка, не может служить объяснением депрессии. Основным критерием для нормального, здорового человеческого существования является чувство комфортности.

«Я чувствую себя хорошо, комфортно». Здоровый человек чувствует себя хорошо большую часть времени — в повседневных делах, в своих отношениях с другими людьми, на работе, когда отдыхает или когда двигается. Иногда его удовольствие переходит в чувство радости и даже может достигнуть вершин экстаза.

Он может также иногда испытывать боль, грусть, горе и разочарование. Но при этом, однако, он не впадет в депрессию.

Чтобы лучше понять эту разницу, можно провести сравнение между человеком и скрипкой. Когда струны настроены должным образом, они вибрируют и издают звук. Затем на ней можно сыграть веселую или грустную мелодию, панихиду или оду радости. Если же струны настроены плохо, то в результате получится какофония.

Если они будут слабыми, без тона, вы вообще не получите звука. Инструмент будет «мертвым», неспособным реагировать на движения смычка. Это и есть состояние человека в депрессии. Он не способен реагировать или взаимодействовать с окружающим его миром.

 Неспособность взаимодействовать с окружающей средой отличает состояние депрессии от всех других эмоциональных состояний. 

Наиболее четко прослеживается отсутствие взаимодействия с окружающей средой в тяжелых случаях депрессии. В сильной депрессии человек может часами сидеть на стуле, уставившись в пустоту. Он может лежать на кровати большую часть дня, неспособный найти энергию, чтобы влиться в поток жизни. Но в основном случаи депрессии не носят столь тяжелого характера.

Как правило, люди в таком состоянии продолжать заниматься ежедневными делами на должном уровне: выполняют должностные обязанности на работе, являются мамами и домохозяйками, которые заботятся о своей семье и прочее.

Случайному наблюдателю они бы показались вполне нормальными, но все же все они жаловались на депрессию, и тем, кто жил с ними и знал их близко, было хорошо известно об этом.

Как возникает иллюзия

Общим  для всех депрессивных реакций, является нереальность, которая пронизывает поведение человека, а также его восприятие. Мужчина или женщина, находящиеся в состоянии депрессии, живут прошлым, с соответствующим отрицанием настоящего.

Конечно, человек в депрессии не осознает, что он живет в прошлом, так как он одновременно живет в будущем, которое так же нереально по отношению к настоящему, как и само прошлое.

Если человек в детстве пережил потерю или травму, которые подорвали его чувство безопасности и самопринятия, то он будет проецировать на свой будущий образ потребность как-то компенсировать полученный в прошлом болезненный опыт.

Так, например, человек, испытавший чувство отторжения в детстве, будет думать о многообещающем будущем, где его принимают и одобряют. Если в детстве он боролся с чувством беспомощности и бессилия, то ум его, естественно, будет компенсировать такое оскорбление эго образом будущего, где он обладает силой и властью.

Ум в своих фантазиях и мечтах пытается изменить на противоположную неприятную и непринимаемую реальность, создавая образы, которые будут возвеличивать и наполнять силой эго. Если значительная часть энергии человека будет сосредоточена на таких образах и мечтах, то он потеряет из виду тот факт, что они образовались из полученных в детстве болезненных переживаний. И как следствие он будет жертвовать настоящим ради их воплощения. Эти образы представляют собой нереальные цели, и их реализация, как правило, недостижима.

Нереальность поведения человека, угнетенного депрессией, наиболее четко проявляется в степени его разрыва с собственным телом. У него отсутствует самовосприятие, и он не видит себя таким, каким является на самом деле, так как его ум сосредоточен на нереальных образах.

Он не осознает ограничений, которые накладывает на него жесткость его мышц, однако именно эти ограничения ответственны за его неспособность осуществить себя как человека, живущего в настоящем.

Он не ощущает нарушений в функционировании своего тела, своей низкой подвижности, не ощущает затрудненного дыхания, потому что отождествляет себя со своим эго, своей волей и своим воображением.

Жизнь тела, которая есть жизнь в настоящем, отвергается как неуместная, потому что его глаза устремлены к будущей цели — единственной цели, которая имеет для него смысл.

По материалам книги Александра Лоуэна “Депрессия и тело”.

На одном из семинаров Михаила Ефимовича Литвака я услышала фразу:”Замените страдания душевные на страдания физические. Если Вы никогда не занимались спортом, то присядьте раз 500 и у Вас на следующий день начнут так “гудеть” ноги, что ни о какой депрессии Вы и не вспомните:-)” 

Эффективная профилактика и нейтрализация негативных эмоциональных состояний.

При возникновении негативных эмоциональных состояний очень важно работать не только на ментальном уровне, но и проводить соответствующую работу с телом. Далее будет дано видео –  запись практического семинара Вячеслава Смирнова.

Вячеслав Смирнов, врач-терапевт, военный врач, чемпион мира по йога-спорту, создатель авторской Школы йоги и систем оздоровления. Специалист в области кинезиологии, остеопатии и рефлексотерапии.

 На этом семинаре были представлены достаточно простые и очень эффективные физические упражнения не имеющие абсолютно никаких ограничений по возрасту и уровню первоначальной физической подготовки, при помощи которых можно достаточно быстро:

  • поднять уровень своей энергетики.
  • справится со стрессом различной степени тяжести.
  • выйти из депрессивных состояний.
  • избавится от синдрома хронической усталости.
  • эффективно расслабить свое тело и освободится от мышечных зажимов, блоков и спазмов.
  • остановить бесконечный “бег мыслей” в голове.
  • перевести свой мозг в альфа состояние и выполнить(при желании) перепрограммирование негативных образов на позитивные.
  • оказать благоприятное воздействие на опорно-двигательный аппарат и центральную нервную систему.
  • помочь своим близким и просто знакомым людям справится с их эмоциональными трудностями и проблемами, если они в этом нуждаются.
  • улыбнуться и просто повысить свое настроение уже здесь и сейчас.

Основаны данные упражнения на системе Алиева и дополнены авторскими разработками Вячеслава Смирнова. Приятного просмотра и хорошего настроения). 

Если статья понравилась и была полезна – подписывайтесь на обновления.

Полезные материалы:

О любви к себе и людям.

Терапия безрадостности. Возвращаем радость в свою жизнь.

Асаны йоги на скручивание позвоночника.

Источник: http://xfresh.info/samorazvitie/127-depressia-i-telo

Депрессия как реакция на реальность

Как депрессия искажает восприятие реальности

В современном западном обществе эмоциональные страдания считаются патологией, нуждающейся в коррекции, а их отсутствие — здоровьем. Такая логика продиктована доминирующим сегодня медицинско-терапевтическим дискурсом. Ее основания редко подвергаются сомнению.

Мы сосредоточены на том, как защититься или избавиться от душевных страданий, не задумываясь, почему считаем их патологическими.

А что если поставить это под вопрос? Ведь тот факт, что эти эмоциональные состояния неприятны их носителю и окружающим, еще не говорит о том, что они патология.

Существует несколько течений мысли, в которых разработано альтернативное понимание депрессии. Например, в социальной психологии есть исследования о том, как связаны депрессия и реалистическое восприятие реальности.

В плену иллюзий и счастливы

В 1980-е годы профессор психологии Калифорнийского университета Шелли Тейлор ввела термин «позитивные иллюзии».

В это понятие входит иллюзорное превосходство — завышенные нереалистичные представления человека о самом себе, так называемый «эффект лучше среднего». Абсолютное большинство людей склонно переоценивать себя в сравнении со среднестатистическими окружающими.

Тейлор предположила, что позитивные иллюзии крайне полезны для психического здоровья и положительно влияют на продолжительность и качество жизни.

Это явление также называют «эффект Лейк-Уобегон» в честь вымышленного одноименного города из американской радиопередачи A Prairie Home Companion. Утверждалось, что в этом городке «все женщины — сильные, мужчины — красивые, а дети — талантливые», и способности каждого ребенка «выше средних».

Эксперименты, подтверждающие наличие эффекта Лейк-Уобегон, очень часто воспроизводят в психологических исследованиях. Тесты всегда дают приблизительно одинаковый результат, что позволяет назвать иллюзию превосходства универсальным свойством нашей психики.

75–80 % людей считают, что они лучше, чем большинство, по почти любым признакам: дружелюбие, щедрость, ум, здоровье, академические способности, восприятие информации, образ жизни.

Но они обманываются: статистически это невозможно, ведь все не могут быть выше среднего.

Социальная психология утверждает, что единственная группа людей, которая объективно оценивает себя по сравнению с другими и довольно точно определяет уровень своих способностей, — это те, у кого диагностирована депрессия. Психически здоровые люди, у которых такого диагноза нет, больше руководствуются позитивными иллюзиями и поэтому менее точны в отношении себя.

Люди в состоянии депрессии видят мир более реалистично, остальные — это подверженные иллюзиям оптимисты.

Австралийский социальный психолог Джо Форгас доказывает, что у тех, кто испытывают эмоциональные страдания, более развито критическое мышление, в то время как счастливые люди более легкомысленны. Когда человек находится в депрессивном состоянии, он дает более объективные прогнозы будущего.

«Принимая во внимание тот факт, что положительные эмоции настраивают на творческий лад, лояльность, способствуют налаживанию контактов, спусковые механизмы, отвечающие за здравый смысл, блокируются. Таким образом, будучи расстроенным, человек становится своего рода занудой, углубляется в размышления, обращает внимание на любые мелочи вокруг себя, запоминает их, анализирует».

В ходе экспериментов Форгас установил, что участники с подавленным настроением более склонны к альтруистическому поведению, что, по мнению ученого, является проявлением их дальновидности. Люди в депрессивном состоянии реже принимают поспешные решения, мало доверяют слухам и в меньшей степени склонны основывать свои выводы на религиозных или расовых предубеждениях.

«Несмотря на то что люди в прекрасном настроении кажутся более достойными собеседниками, на практике это не так. Пребывая во власти собственных мыслей, они порой не слышат даже того, что им говорят. Витая в облаках, они хуже справляются с поставленными задачами, забывают о мелочах, работают спустя рукава».

В данном случае приятный и хороший собеседник не одно и то же. Сплетничать, основывать свои суждения на предрассудках и коллективно витать в облаках может быть приятным занятием, полезным для психического здоровья и даже продлевающим жизнь. Но это тот случай, когда количество прожитых годов не переходит в качество.

Быть как все или жить в депрессии?

Алиса Хольцхей-Кунц, одна из ведущих экзистенциальных аналитиков современности, предлагает онтологическую интерпретацию психических страданий. Она исходит из философской антропологии Хайдеггера, который разграничивал аутентичный и неаутентичный способы существования.

Ведя неаутентичную жизнь, человек стремится укрыться от реальности своего существования — признать его ничтожность, бессмысленность и трагичность. Столкновение с реальностью неизбежно вызывает у людей тревогу.

Люди поглощены неаутентичным (онтическим) измерением, то есть предпочитают жить «как все», руководствуясь общепринятым неотрефлексированным пониманием мира и выбирая способ жизни, свойственный их окружению и культуре.

По большей части все мы живем неаутентично, это наше среднестатистическое состояние — следовательно, оно является нормой и не может считаться патологией.

Соприкосновения с реальностью собственного бытия редки и непродолжительны, потому что слишком болезненны. Больше того, подлинное существование мешает успешно справляться с повседневными заботами и быть приемлемым членом общества.

Успешная социализация и повседневная жизнь фактически требуют забвения в общности.

Опыт эмоциональных страданий — это разочаровывающее соприкосновение с реальностью существования, которая основана в том числе на потере способности разделять общепринятые смыслы и формы существования и соответствовать требованиям общества.

По мнению Алисы Хольцхей-Кунц, депрессия связана с разочаровывающим изобличением ничтожества человеческого существования.

Человек, находящийся в депрессии, утратил веру в общепринятые иллюзии о ценностях и идеалах. Хольцхей-Кунц связывает опыт эмоциональных страданий с особой чувствительностью к реальности (то есть к онтологическому измерению), когда люди уже не могут руководствоваться иллюзиями.

По ее словам, депрессивное состояние обусловлено «сверхчувствительностью к онтологическому значению онтических событий и действий.

Тот, кто таким образом сверхчувствителен, в повседневной жизни постоянно подвергается нагруженному тревогой онтологическому опыту положения человека […] из-за этой особой чувствительности повседневная жизнь таких людей перегружена онтологическим смыслом, что затрудняет, если не делает невозможным, надлежащую оценку и решение конкретных онтических задач».

Проще говоря, зачем вести здоровый образ жизни, если мы всё равно умрем, и искать отношений, если любовь — это иллюзия и мы обречены на одиночество?

На радость Хайдеггеру, современному человеку всё сложнее укрыться от онтологического осмысления реальности. Он лишен Бога и других форм коллективных иллюзий, защищающих от реальности, поэтому испытывает небывалые эмоциональные страдания и ностальгию по вере в иллюзии.

Впрочем, доминирующие сегодня медицинский и терапевтический дискурсы, которые обещают избавить нас от эмоциональных страданий механическим путем, не являются полной противоположностью религии. Им тоже свойственна предвзятость в исповедании иллюзий.

Фуко утверждал, что медицинский дискурс является прямым наследником религиозного и не лишен его предрассудков. Аппарат церкви превратился в аппарат медицины, христианского пастора заменили медицинские клерки.

Как и церковь, медицина сулит секулярную форму спасения, при этом невзначай определяя, от чего именно нас следует спасать. Идеал неземного рая сменился образом рая на земле, где люди навсегда избавлены от эмоциональных страданий.

Согласно Хайдеггеру и Хольцхей-Кунц это предполагает, что человек надежно защищен от рефлексии и связи с реальностью.

Зачем человеку страдать?

Канадский ученый Пол Эндрюс и американский биолог Джеймс Томсон проанализировали эволюционную роль депрессии. С их точки зрения, при депрессивном расстройстве активизируется деятельность того отдела мозга, который отвечает за концентрацию внимания, и чем сильнее депрессия, тем выше активность отдела. Работа этой части мозга также стимулирует аналитическое мышление.

Эндрюс и Томсон пришли к выводу, что эволюционная функция депрессии — развитие аналитических способностей и сосредоточение на решении сложных мыслительных задач.

Если бы мы не впадали в депрессию, мы бы не находили выход из сложных ситуаций. Мудрость дается недешево: за нее платят эмоциональными страданиями.

К сожалению, выбирая между эмоциональными страданиями и их отсутствием, мы часто делаем выбор не между здоровьем и патологией, а между самообманом и мышлением, чреватым столкновением с реальностью.

Источник: https://knife.media/objective-depression/

Нарушения восприятия

Как депрессия искажает восприятие реальности

Познание окружающего мира и самого себя начинается с восприятия нашими органами чувств всего, что окружает человека и является им самим. Мы смотрим в окно своего дома на желтеющую листву. И мгновенно  в сознании возникает образ, а затем и суждение о том, что на дворе осень.

Мы видим в зеркале свое небритое лицо, и тут же появляется мысль, что нужно привести себя в порядок.

Восприятие – это сумма ощущений + представление. Восприятие – это психический процесс отражения предметов в целом и формирования целостного образа.

  Восприятие завершается узнаванием.

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов окружающего мира при воздействии на органы чувств (холодный, мокрый, твердый и т.д.).
Представление – это мысленный образ предмета, основанный на воспоминаниях.

Нарушение чувствительности

Количественные изменения ощущений:
анестезии (отсутствие чувствительности);
гипестезии (снижение чувствительности);
гиперстезии (повышение чувствительности).Качественные изменения ощущений:

парестезии (искажение чувствительности);

сенестопатии (сложные нарушения).

Гиперстезии встречаются при астеническом синдроме, тревожных состояниях, делириозном состоянии, у беременных (к запахам).

Гипестезии и анестезии встречаются при депрессии, состояниях выключенного сознания, кататоническом синдроме,  истерических (конверсионных) расстройствах, глубоком гипнозе, состоянии сильного аффекта.

Сенестопатии

Сенестопатии – сложные нарушения восприятия, характеризующиеся:1.    Болезненными ощущениями внутри тела.2.    Мучительного характера.3.    Трудноописуемые: спазм, давление, жар, жжение, холод, лопанье, пульсация, отслоение, разрывы, распирание, растягивание, скручивание, стягивание, трение, дрожание и пр.4.

    С миграцией по всему телу или неопределенной локализации.5.    Обращение к терапевтам, низкая курабельность.«В голове, как будто, лопается пузырь», «кишечник, как будто, выкручивают», «в животе такое чувство, как будто, котенок царапает».

Сенестопатии встречаются при депрессии, невротических расстройствах, шизофрении, органических заболеваниях головного мозга.

Иллюзии

Иллюзии – это искаженное восприятие, при котором реальные явления или предметы воспринимаются человеком в измененном, ошибочном виде.«Пальто на вешалке кажется страшным бродягой».Иллюзии различаются в зависимости от органов чувств: зрительные, слуховые (в т.ч.

вербальные), обонятельные, вкусовые, тактильные, галлюцинации общего чувства (висцеральные и мышечные). Иллюзии различаются по механизму образования:

Физиологические иллюзии возникают у всех людей из-за особенностей деятельности органов чувств и восприятия.

Например, иллюзионисты «распиливают» девушку пополам, ложка в воде кажется сломанной и т.п.

Иллюзии невнимательности возникают при недостатке внимания или в условиях затрудняющих восприятие (шум, недостаток освещения и др.). Например, вместо одного слова слышится другое, близкое по звучанию (к примеру, на вечеринке, когда рядом играет громкая музыка).
Аффективные иллюзии (аффектогенные) возникают на фоне аффекта (выраженной эмоциональной реакции) страха, тревоги. Тревожно-мнительный человек, идущий в позднее время в незнакомом месте, слышит за собой шаги преследователя, в тенях деревьев видит притаившихся людей и т.д.
Парейдолические иллюзии — зрительные иллюзии причудливо-фантастического содержания, возникающие при восприятии сложных конфигураций линий, узоров на различных поверхностях.«Коврин остановился в изумлении. На горизонте, точно вихрь или смерч, поднимался от земли до неба высокий черный столб. Контуры у него были неясны, но в первое же мгновение можно было понять, что он не стоял на месте, а двигался со страшной быстротой, двигался именно сюда, прямо на Коврина…Монах в черной одежде, с седой головой и черными бровями, скрестив на груди руки, пронесся мимо…». А.П.Чехов, рассказ «Черный монах».

Иллюзии невнимательности и аффектогенные иллюзии могут быть в норме.

Парейдолические иллюзии встречаются при делириозных состояниях, органических психозах, наркомании, отравлениях психомиметиками.

Галлюцинации

Галлюцинации – восприятие без объекта, восприятие того, чего на самом деле нет.Существует множество классификаций галлюцинаций

А. По степени сложности:

•    Элементарные – простейшие феномены (вспышки света, щелчки, стук, «оклики» и т.д.)•    Простые – возникают только в одном из анализаторов (например, только чувствуется мнимый запах лаванды)•    Сложные (комплексные) – возникают сразу в нескольких анализаторах (например, больной видит “черта”, слышит его слова, чувствует его прикосновения)•    Сценоподобные – изменяется вся окружающая обстановка, например, больному кажется, что он находится совсем в другом месте. Указывает на развитие помрачения сознания.

Б. По анализаторам:

•    Зрительныеэлементарные псии (зрительные образы, лишенные конкретной формы в виде пятен, вспышек, “искр”, контуров, бликов)макро- и микроптические – галлюцинаторные образы маленького или большого размера;

•    Слуховые

элементарные – акоазмы (оклики, неясные шумы, щелчки, стук);в форме речи – вербальные:моно- и поливокальные – один или несколько , соответственно;по содержанию: осуждающие, угрожающие, восхваляющие, комментирующие, императивные.

•    Висцеральные  – ощущение присутствия в собственном теле каких-то предметов, животных, червей и т.д.

•    Тактильные – восприятие каких-либо объектов на поверхности тела (на коже или слизистых, внутри них или под ними).
•    Вкусовые – появление вкуса (обычно неприятного) в ротовой полости без какого-либо реального стимула, приема пищи.
•    Обонятельные – появление запаха без реального стимула.

В. По особым условиям возникновения

В некоторых случаях галлюцинации возникают лишь при определенных условиях.

Гипнагогические – при засыпании, гипнопомпические – при пробуждении. Состояния перехода ото сна к бодрствованию и наоборот облегчают возникновение галлюцинаций при состояниях, предрасполагающих к их развитию (на начальных стадиях алкогольного делирия, на фоне эмоционального стресса).

Функциональные (рефлекторные) – возникают на фоне другого раздражителя, но в отличие от иллюзий не замещают его и не смешиваются с ним (слышит стереотипное повторение одного ругательства на фоне шума холодильника, шум холодильника воспринимается отдельно, но когда холодильник замолкает, пропадают и ругательства).
При сенсорной депривации (галлюцинации Шарля Бонне – возникают у утративших зрение).
Психогенные (вызванные) – после психотравмирующей ситуации, во время гипноза или при пробах на готовность к галлюцинациям (симптомы чистого листа, выключенного телефона и др.).

Г. По характеристикам восприятия

Различают истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.

Истинные галлюцинацииПсевдогаллюцинации
Экстрапроекция – образ воспринимается при помощи органов чувств.Яркие, как реальные образы.Связаны с реальной обстановкой.Больной взаимодействует с галлюцинациями, ловит их, гладит, отмахивается, убегает и тд.Больной борется с галлюцинациями – он может отвернуться, закрыть уши. Интрапроекция – образ находится в субъективном пространстве (и больной это понимает).Не имеют характера реального объекта.Не связаны с реальной обстановкой.Поведение больного может быть нормальным.Невозможно отвернуться, закрыть уши.
Зрительные Больной, находясь на отделении многопрофильного стационара, вечером стал беспокойным, ищет что-то под кроватью, в углу палаты, утверждает, что по полу бегают крысы, отмахивается от чего-то, говорит, что это пауки спускаются с потолка, пытается давить их на полу, на соседней пустой кровати видит «какого-то карлика», обращается к нему, просит помочь поймать крыс. Больной видит ведьму со всеми ее атрибутами (три ружья, бутыль с динамитом, медная труба) лишь внутренне, но так ясно и отчетливо, что может со всеми подробностями рассказать, в каком положении она находилась в данную минуту, какое у нее выражение лица. Он видит ведьму с очень большого расстояния и притом сквозь стены. Больной знает, что ведьма не телесна, и видит ее «духом» своим.
 Слуховые Больная 57 лет после недельного запоя стала слышать у себя в комнате звук, похожий на плач ребенка, долго искала источник этого звука, решила, что к ней в комнату как-то попал настоящий ребенок и теперь он плачет от голода. Так как, по мнению больной, плач доносился из дивана, разобрала полностью свой диван (до отдельных пружин). Пациентка рассказывает, что «внутри головы» слышит «голоса» незнакомых ей людей. «Голоса» комментируют ее действия, иногда ругают ее. Считает, что эти «голоса» исходят из Кремля, где следят за ее жизнью и с помощью специальных приборов «помогают». Рассказывает, что голоса слышит «не ушами, а мозгом», т.к. когда затыкает уши, «голоса не уменьшаются», и не может локализовать источник звука в окружающем пространстве.
 Тактильные В приемном покое больницы пациентка вдруг начинает кататься по полу, визжит, раздирает у себя на груди рубашку, пытается что-то стряхнуть с себя. Говорит, что у нее на груди кошка, она вцепилась когтями в кожу, просит врачей ее снять
 Висцеральные Больная утверждала, что в ее желудке живет змея, самая натуральная обычная змея. Больной сделали имитацию оперативного вмешательства и показали ей якобы извлеченную из ее желудка змею. Успокоение длилось пару дней. Затем больная стала говорить, что змею удалили, но змееныши остались, и она их чувствует. Больной утверждает, что чувствует, как «вселившийся» в него колдун находится в нем «где-то в области живота, около позвоночника», он перекручивает ему внутренности, притягивает их к позвоночнику и пр.
 Обонятельные Больному кажется, что его руки воняют калом, хотя окружающие люди никаких запахов не ощущают. Больной постоянно моет руки и ходит в перчатках. У одной больной с шизофреноподобной картиной психоза, возникшим на фоне опухоли лобной доли, моментом истины были обонятельные галлюцинации, при которых она ощущала «запах мужского оргазма». На вопрос, что это за  запах, больная, сколько не пыталась, не смогла его конкретизировать.

Галлюцинации встречаются при психозах (алкоголизме, шизофрении, эпилепсии, органических поражениях головного мозга, наркомании), употреблении психотомиметиков  и при катаракте (галлюцинации Шарля-Боннэ).

Галлюциноз (галлюцинаторный синдром) – это наплыв обильных галлюцинаций на фоне ясного сознания, продолжительностью от 1-2 недель до нескольких лет.

Галлюциноз может сопровождаться аффективными расстройствами (тревога, страх), а также бредовыми идеями.

Психосенсорные расстройства

Психосенсорные расстройства – это искаженное восприятие явлений и предметов.Психосенсорные расстройства отличаются от иллюзий адекватностью восприятия: больной знает что он видит стул, хотя и с кривыми ножками.

При иллюзии одно принимается за другое (вместо стула – огромный паук). Метаморфопсии, макропсии, микропсии.Аутометаморфопсии – изменение и искажение различных частей собственного тела.

Больная, страдающая васкулитом головного мозга, видела автомобили, движущиеся по улице, на которой жила, величиной с божью коровку, а дома, стоящие на той же улице, величиной со спичечный коробок.

При этом она ясно понимала, что такого быть не может, но испытывала чувство сильного удивления и тревоги при этих явлениях.

Психосенсорные расстройства встречаются при височной эпилепсии, энцефалитах, энцефалопатиях, интоксикациях, заболеваниях глаз.

Деперсонализационно-дереализационный синдром

Деперсонализация – нарушение реальности восприятия себя.Бывает: 1. Витальная – у больного исчезает само чувство жизни. 2.

Аутопсихическая – отчуждение психический функций своего Я (мысли не мои, речь свою слышу как бы со стороны, мое прошлое – как бы не мое, не пойму – хочу я спать или не хочу, к кругу этих расстройств относится и болезненная психическая анестезия). 3. Соматопсихическая – чуждость или исчезновение своего тела или его частей.

Но при этом нет изменений пропорций или размеров тела, больные просто не чувствуют его или частей его – «ног вроде бы у меня нет», больные не могут понять, голодны ли они или нет, есть позывы на акт мочеиспускания или нет и т.д.

Дереализация – нарушение реальности восприятия окружающего.

«Мир как на картинке».Родственными дереализационными явлениями считаются такие симптомы, как уже виденное (дежа вю), уже пережитое (дежа веку), уже испытанное, уже слышанное(дежа энтенду), никогда не виденное.

Деперсонализационно-дереализационный синдром встречается при психозах (например шизофрении) и у здоровых людей, при недосыпании, длительном стрессе, утомлении, перенапряжении.

Источник: http://www.zzeira.ru/index.php/78-stati/74-narusheniya-vospriyatiya

Как выйти из депрессии: Когнитивная терапия Аарона Бека

Как депрессия искажает восприятие реальности

Когнитивный подход к эмоциональным расстройствам, иначе депрессии, изменяет взгляд человека на самого себя и свои проблемы. О причинах, симптомах депрессии и возможных способах избавления от нее – читайте далее.

Аарон Бек высказывает принципиально новый подход к коррекции эмоциональных нарушений  отличный от традиционных школ психоанализа и поведенческой терапии. Определение понятия когниция – это психологический процесс, с помощью которого происходит обработка информации нашим сознанием.

Когнитивный подход к эмоциональным расстройствам, иначе депрессии, изменяет взгляд человека на самого себя и свои проблемы. Необходимо научиться видеть в себе индивида, склонного рождать ошибочные идеи, но и способного отказаться от ошибочных идей или их исправить.

Только определив или исправив ошибки мышления, человек может создать для себя жизнь с более высоким уровнем самоактуализации.

идея когнитивной психокоррекции

идея когнитивной психокоррекции А. Бека состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации. В результате рождаются программы поведения.

Человек выживает, получая информацию из окружающей среды, синтезируя ее и планируя действия на основе этого синтеза, т.е. вырабатывая самостоятельно программу поведения. Программа может быть нормальной (адекватной) или неадекватной.

В случае когнитивного сдвига в переработке информации начинает формироваться аномальная программа.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Личность  по А. Беку  формируется схемами или когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения (мировоззрение).

Эти схемы начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации (сравнении и нахождении сходства) со значимыми другими.

Каждый человек формирует собственную концепцию себя (представление о себе), других, мира и концепцию своего существования в мире.

https://www.youtube.com/watch?v=FmORAIbK2FQ

Схемы являются устойчивыми когнитивными структурами, которые становятся активными при действии определенных стимулов, стрессов или обстоятельств. Схемы могут быть как адаптивными, так и дисфункциональными.

В “когнитивную триаду депрессии” входят:

– негативное представление о себе (“Я неприспособленный, никчемный, всеми отверженный неудачник”);

– негативный взгляд на мир (Человек убежден, что мир предъявляет чрезмерные требования к нему и воздвигает непреодолимые барьеры на пути к достижению целей и что в мире нет ни удовольствия, ни удовлетворения);

– нигилистический, негативный взгляд на будущее (Человек убежден, что переживаемые им трудности непреодолимы. Из ощущения полной безнадежности могут рождаться суицидные мысли).

Таким образом, эмоциональные нарушения и поведенческие расстройства рассматриваются как вытекающие из когнитивных структур и являющиеся следствием актуальных когнитивных процессов (в которых в качестве промежуточных переменных выступает мысль-когниция).

Психологические нарушения связаны с аберрацией мышления. Под аберрацией мышления А. Бек понимал нарушения на когнитивной стадии переработки информации, которые искажают видение объекта или ситуации. Искаженные когниции, т.е. когнитивные искажения, являются причиной ложных представлений и самосигналов и, как следствие, неадекватных эмоциональных реакций.

Когнитивные искажения – это систематические ошибки в суждениях под влиянием эмоций. К ним относятся:

1.      Персонализация – склонность интерпретировать событие в аспекте личных значений. Например, люди с повышенной тревожностью считают, что многие события, совершенно с ними не связанные, касаются их лично или направлены против них лично.

2.      Дихотомическое мышление. В таком случае человек склонен мыслить крайностями в ситуациях, задевающих его чувствительные места, например самооценку, при вероятности подвергнуться опасности.

Событие обозначается только в черных или белых красках, только как хорошее или плохое, прекрасное или ужасное. Такое свойство называется дихотомическим мышлением.

Человек воспринимает мир только в контрастных красках, отвергая полутона, нейтральное эмоциональное положение.

3.      Выборочное абстрагирование (извлечение). Это концептуализация (возведение в положение правила, закона) ситуаций на основе детали, извлеченной из общего контекста, при игнорировании другой информации. Например, на шумной вечеринке молодой человек начинает ревновать свою девушку, которая наклонилась к другому человеку, чтобы лучше его расслышать.

4.      Произвольные умозаключения – бездоказательные или даже противоречащие очевидным фактам умозаключения. Например, работающая мать в конце тяжелого рабочего дня делает вывод: “Я – плохая мать”.

5.      Сверхгенерализация – неоправданное обобщение на основе единичного случая. Например, человек сделал ошибку, но думает: “Я всегда все делаю неправильно”. Или после неудачного свидания женщина делает вывод: “Все мужчины одинаковы. Они всегда будут ко мне плохо относиться. У меня никогда ничего не получится в отношениях с мужчинами”.

6.      Преувеличение (катастрофизация) – преувеличение последствий каких-либо событий. Например, человек думает: “Если эти люди обо мне плохо подумают – это будет просто ужасно!”; “Если я буду на экзамене нервничать – я обязательно провалюсь и меня сразу выгонят”.

Этапы когнитивной коррекционной работы, помогающие выйти из депрессии

1.      Сведение проблем – идентификация проблем, имеющих в основе одни и те же причины и их группировка. Это касается как симптоматики (соматической, психологической, патопсихологической), так и собственно эмоциональных проблем. Другим вариантом сведения проблем является идентификация первого звена в цепи, который и запускает всю цепь символов.

2.      Осознание и вербализация неадаптивных когниций, искажающих восприятие реальности. Неадаптивная когниция – это любая мысль, вызывающая неадекватные или болезненные эмоции и затрудняющих решение какой-либо проблемы.

Неадаптивные когниций носят характер “автоматических мыслей”: возникают без какого-либо предварительного рассуждения, рефлекторно. Для человека они имеют характер правдоподобных, вполне обоснованных, не подвергаемых сомнению.

“Автоматические мысли” непроизвольны, не привлекают внимания человека, хотя и направляют его поступки.

Для распознавания неадаптивных когниций используется прием “коллекционирование автоматических мыслей”. Человеку предлагается сосредоточиться на мыслях или образах, вызывающих дискомфорт в проблемной ситуации (или сходной с ней). Сфокусировавшись на автоматических мыслях, он может распознать их и зафиксировать.

3.      Отдаление – процесс объективного рассмотрения мыслей, при котором человек рассматривает свои неадаптивные когниции как обособленные от реальности психологические явления. После того как он научился идентифицировать свои неадаптивные когниции, ему необходимо научиться рассматривать их объективно, т.е. отдалиться от них.

Отдаление повышает способность  проводить границу между мнением, которое надо обосновать (“я считаю, что…”) и неопровержимым фактом (“я знаю, что…”).

Отдаление развивает умение осуществлять дифференциацию между внешним миром и своим отношением к нему. Путем обоснования, доказательства реальности своих автоматических мыслей облегчается дистанцирование человека от них, формируется навык видения в них гипотез, а не фактов.

В процессе отдаления человеку становится более ясным путь искажения восприятия события.

4.      Изменение правил регуляции правил поведения. Для регуляции своей жизни и поведения других людей человек, подверженный депрессии, использует правила (предписания, формулы).

Эти системы правил в значительной степени предопределяют обозначения, истолкование и оценку событий.

Те правила регуляции поведения, которые носят абсолютный характер, влекут за собой регуляцию поведения, не учитывающую реальной ситуации и поэтому создающую проблемы для человека.

Для того чтобы у человека не было таких проблем, ему необходимо видоизменить их, сделать менее генерализованными – обобщенными, менее персонифицированными – связанными с ним лично, более гибкими, больше учитывающими реальную действительность.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

правил регуляции поведения собирается вокруг двух основных параметров:опасности – безопасности и боли – удовольствия.

  • Ось опасности – безопасности включает события, связанные с физическим, психологическим или психосоциальным риском.

Хорошо адаптированный человек обладает достаточно гибким набором точных правил, позволяющим соотносить их с ситуацией, интерпретировать и оценивать имеющуюся степень риска.  

Например, человек, руководствующийся правилом “Будет ужасно, если я окажусь не на высоте”, испытывает трудности в общении из-за неясного определения понятия “быть на высоте”, и с этой же неопределенностью связана его оценка эффективности своих взаимодействий с партнером. Свои предположения о неудаче человек проецирует на восприятие его другими, т.е. считает, что таким его воспринимают другие.

Все приемы изменения правил, имеющих отношение к оси опасности – безопасности, сводятся к восстановлению у человека контакта с избегаемой ситуацией.

Такой контакт может быть восстановлен при погружении в ситуацию в воображении, на уровне реального действия с четкой вербализацией (четким словесным описанием) новых правил регуляции, позволяющих испытывать умеренный уровень эмоций.

  • Правила, центрированные вокруг оси боли – удовольствия, приводят к гипертрофированному преследованию определенных целей в ущерб другим.

Например, человек, следующий правилу “Я никогда не стану счастливым, если не буду знаменитым”, обрекает себя на игнорирование других сфер своих отношений в угоду зависимости от этого правила.

После выявления таких позиций человеку необходимо осознать ущербность подобных правил, их саморазрушающий характер.

Необходимо понять, что человек был бы счастливее и меньше страдал, если бы руководствовался более реалистическими правилами.

Классификация поведенческих правил:

1. Правила, формулирующие ценностные установки, вызывающие определенные стимулы, которые субъективно воспринимаются по-разному, порождают у человека положительные или отрицательные эмоции (например: “Немытые овощи канцерогенны”).

2. Правила, связанные с воздействием стимула (например: “После развода все будет по-другому”).

3. Поведенческие оценки (например: “Так как я заикаюсь, никто меня не слушает”).

4. Правила, связанные с эмоционально-аффективным опытом личности (например: “При одном воспоминании об экзамене у меня появляется дрожь в спине”, “У меня нет больше надежды”).

5. Правила, связанные с воздействием реакции (например: “Я буду более пунктуальным, чтобы не вызвать гнева шефа”).

6. Правила, связанные с долженствованием и возникающие в процессе социализации личности (например: “Человек должен получить высшее образование, чтобы быть счастливым”).

5.      Перемена отношения к правилам саморегуляции.

6.      Проверка истинности правил, замена их новыми, более гибкими.опубликовано econet.ru.

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/kak-vyyti-iz-depressii-kognitivnaya-terapiya-aarona-beka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.