< Как формируются психологические установки? - Психолог

Как формируются психологические установки?

Содержание

Как формируются психологические установки? Что такое опыт? Определение и виды опыта

Как формируются психологические установки?

Основное преимущество человека – это его жизненный опыт. Опыт и знания в самых различных областях жизни. Человек с богатым жизненным опытом готов к успеху.

Его неудачи были необходимой подготовкой, временем ученичества. Свои основные ошибки он уже совершил, и явных глупостей от него ждать не приходится.

Он закален трудностями и невзгодами, он умеет держать удар – в отличие от тех, кто не может похвастаться большим жизненным опытом.

«Жизненный опыт – информация, которая стала достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти, находящейся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных ситуациях.

Эта информация представляет собой сплав мыслей, чувств, поступков, прожитых человеком, представляющих для него самодо­статочную ценность, связанных с помощью разума, памятью чувств, памятью поведения».

Белкин А.С.

Собственный жизненный опыт заслуживает доверия, он подходящий инструмент для нахождения наиболее соответствующего поведения в каждой непосредственной ситуации.

Отсутствие жизненного опыта порождает у людей чувство страха. И часто это страх неудач. Помните, что неудачи всегда носят временный характер, а наш жизненный опыт приобретенный методом проб и ошибок, будет всегда с нами и будет служить достижению успеха.

Чтобы приобрести опыт, нужно, преодолев страх, сказать себе: «Давай попробуем». Многим начинаниям сопутствует слово «получается». Мы так и говорим: «не пробовал, не знаю, получится ли».

Когда опыт есть, наша речь звучит иначе: «Я хочу, я знаю как, и я сделаю» – так обычно человек выражает свою уверенность, основанную на опыте.

Наличие опыта облегчает усилия любого вида деятельности, человек порой играючи выполняет самые сложные операции, достигая наименьшими усилиями наивысших результатов.

В своё время, основоположник оригинальной русской педагогики Константин Дмитриевич Ушинский, говоря о профессиональном опыте, замечал, что опыт нельзя перенимать, а возможно из него заимствовать лишь идею.Сложно не согласиться.

Ведь жизненный опыт – это дело сугубо индивидуальное и поведение одного даже в сходной ситуации не может привести к тому же результату, что поведение другого.

Чужой опыт, чужое мнение, чужие ошибки и находки – очень ценное приобретение, но лишь как сведения, исходный материал для формирования собственного жизненного опыта.

Когда вы примеряете чужой опыт, этот исходный материал, должны понимать, что он подвергнется очень существенному изменению. Здесь интересны высказывания Андрея Арсеньевича Тарковского выдающегося советского кинорежиссёра и сценариста, которые и предлагаю вашему вниманию.

Внешний мир – это отражение нашего внутреннего мира. Каждая отдельная мысль, каждое наше действие, каждое чувство определяет то, кем мы становимся. И любое желание, которое мы держим в уме, рано или поздно находит выражение в новых открывающихся возможностях.

Из всего этого следует, что с помощью ежедневных аффирмаций можно программировать свой мозг, тело и дух на успех.

Аффирмация – это выражение своих мыслей и желаний с помощью слов и повторение их по несколько раз в день.

1. Я великий

Вера в то, что ты великий, – это одно из самых сильных внутренних убеждений. Сейчас вы можете не думать о себе как о великом человеке, но постоянное повторение этой аффирмации однажды заставит вас поверить в это. Наукой уже давно доказано, что разговоры с самим собой приводят к неминуемым изменениям в мозге.

Яркий пример того, как работает эта аффирмация, – легендарный боксёр . Посмотрите записи его интервью, и вы заметите, насколько часто он использовал эту фразу. В конечном счёте он стал великим.

2. Сегодня меня переполняет энергия и позитивный настрой

Позитив зарождается внутри человека, а не создаётся внешними факторами и обстоятельствами. И формируется наше настроение в тот самый момент, когда мы просыпаемся. Поэтому повторяйте эту аффирмацию сразу же после пробуждения.

И помните: никто и ничто не может испортить вам настроение, пока вы сами не пойдёте на это.

3. Я люблю себя таким, какой я есть

Считается, что любовь к самому себе – это самая чистая и высшая форма любви. Если человеку не нравится то, кем он является, то это негативно сказывается на всех сферах его жизни. И этот факт тянет человека вниз.

Если вы видите, что эти строки про вас, и вы не можете смириться с какими-то своими недостатками, постоянно вините себя, то мой вам совет: повторяйте эту аффирмацию как можно чаще.

4. У меня здоровое тело, блестящий ум, спокойный дух

Здоровое тело начинается со здорового духа и ума. Если на душе кошки скребут, то этот негатив будет пагубно влиять и на ум, и на тело. То есть, если один элемент из этих трёх повреждён, весь механизм уже не будет работать исправно.

Причина под номером один, которая определяет, здоров человек или же болен, – это сам человек. Если вы убедили себя, что вы здоровы телом, душой, умом, значит, так оно и будет. А если верите, что подвержены болезни, то она обязательно вас зацепит.

5. Я верю, что могу всё

Это именно то, что нужно вложить себе в голову (и своим детям, внукам и близким) любым способом. Это то, во что должен поверить человек, чтобы потом не было стыдно за бездарно прожитые годы.

6. Всё, что в моей жизни происходит, только к лучшему

Опасность представляют не сами обстоятельства или негативные моменты, которые имеют место в нашей жизни, а наше отношение к ним.

Человеку не дано знать, что приготовила для него Вселенная в будущем. Возможно, то, что сегодня кажется чем-то ужасным (например, сокращение на работе), есть подготовка к чему-то лучшему.

Мы не можем заглянуть в будущее, но мы можем контролировать своё отношение к настоящему. И эта аффирмация вам поможет.

7. Я строю свою жизнь сам

Вы способны покорить любые высоты, если только будете заранее планировать свои действия и успех. И да, – это спланированное действие и редко – случайность.

Каждый новый день нам дарит новую возможность. И вы можете наполнить его именно тем, что имеет для вас самое большое значение. Вы ведь сами строите свою жизнь, а не жизнь случается с вами, не так ли?

Начинайте свой день с позитивных мыслей о том, что полностью контролируете каждый аспект своей жизни, и вскоре вы увидите, что с вами начали происходить удивительные вещи.

8. Я прощаю тех, кто причинил мне боль в прошлом, и мирно отдаляюсь от них

Это не значит, что вы забыли, что они сделали, но это больше вас не беспокоит. Урок усвоен, а выводы сделаны.

Ваша способность прощать – это то, что позволяет вам двигаться вперёд, а не зацикливаться на прошлых обидах. А ваша реакция на те или иные обстоятельства не зависит от мнения окружающих вас людей.

Вы настолько сильны, что способны простить тысячу людей, даже при условии, что ни один из них не простит вас.

Повторяйте эту аффирмацию всякий раз, когда попали в .

9. Я с радостью встречаю вызовы, и мой потенциал справиться с ними безграничен

У вас нет никаких ограничений, только те, что живут внутри вас.

Какой жизни вы хотите? Что останавливает вас? Какие преграды вы выстроили перед собой?

Эта аффирмация позволит вам выйти за привычные границы.

10. Сегодня я отказываюсь от своих старых привычек и принимаю новые

Каждая наша отдельная мысль, каждое наше действие определяет то, кем мы становимся, и то, какой будет наша жизнь. А наши мысли и действия формируют наши . Мы есть то, что постоянно делаем.

Стоит нам изменить привычки, как это повлечёт изменения во всех областях жизни. И данная аффирмация, которую рекомендуется произносить в начале дня, призвана напомнить вам, что сегодня пришло время всё изменить.

Как часто в процессе спора с людьми я натыкался на объяснение их собственной правоты наличием у них за плечами богатого жизненного опыта. Долгое время мною этот самый жизненный опыт воспринимался как нечто обязательное, что и мне жизненно необходимо для успешного существования в повседневной реальности. Дошло до того, что я спутал с накоплением жизненного опыта!

А ведь действительно, зачем нужен жизненный опыт? Так ли он необходим в повседневной жизни? На первый взгляд вопрос очень глупый, но чем дальше, тем больше я убеждаюсь в том, что и здесь тоже кроется некий подвох. Всем нам известно изречение о том, что человек сам кузнец своего счастья. А значит и несчастья! Хотя последнего так не хочется, но почему-то никак не получается избежать.

]]>Утверждение некоторых просветлённых личностей о том, что нужно жить здесь и сейчас, в текущий момент давно будоражили мой разум, но было не совсем понятно как возможна такая жизнь. А теперь обратите внимания на свой разум. Как он устроен.

Львиную долю свободного времени наш мозг занят воспоминаниями о прошлом, остальная часть занята мечтами. Прошлое уже прошло, нет нужды вспоминать о нём, снова сожалеть, скорбеть. Именно это наше прошлое принято считать жизненным опытом.

Но зачем нужен такой жизненный опыт?

Ведь если задуматься, это ни что иное как поведение устрицы с тем лишь отличием, что устрица заранее знает какие её ждут ситуации. Для каждой у неё готов, заранее запланированный ответ. Так же и мы.

Чем больше прожито лет, тем больше различных ситуаций мы проживаем.

Снова попадая в ту или иную ситуацию, мы реагируем, исходя из прошлого опыта, порой даже не задумываясь – практически машинально и… упускаем свой шанс!

Таким образом, люди, дожившие до преклонного возраста, вообще не существуют в настоящем! Все их мысли направлены лишь в прошлое – к воспоминаниям. Но каждое мгновение жизни эта развилка с множеством отворотов. Каждую секунду нас ждёт множество нереализованных возможностей, множество вариантов.

Но мы всего этого не видим, так как наш жизненный опыт (а порой и не только наш, но и успешно навязанный чей-то чужой, в процессе нашего воспитания) заставляет нас реагировать исходя из прошлых ситуаций.
Но этот опыт был в прошлом! В это мгновение уже всё изменилось. Реагировать на него подобным образом значит топтаться по кругу, снова и снова повторять всё те же ошибки.

Это всё, а также снова и снова возвращают нас в иллюзорный мир. Мир несуществующего прошлого. Однако все мы живём в этом мире, снова и снова переживая события, когда-то имевшие место быть. Ничего удивительного, что жизнь наша сера и однообразна.

А вы попробуйте погонять много раз плёнку на кассете, она вся со временем изотрётся и станет напоминать серостью своих кадров жизнь… ]]>Так же обстоят дела и с принятыми нами в прошлом решениями. Стоит нам однажды сделать выбор в пользу того или иного варианта, как мы всю оставшуюся жизнь жалеем и изводимся себя мыслями, о том, что было бы, выбери мы другой вариант.

Подобный опыт ставит нас в тупик во время очередной такой ситуации. В результате мы просто тянем время, пока не остаётся никакого выбора. Но это просто ужасно! Всё дело в том, что какой бы путь мы не выбрали, он будет для нас верным…

Единственный жизненный опыт, который нам следует усвоить это в каждое мгновение своей жизни жить по-максимуму. «Выжимать» из этого мгновения всё. И ни в коем случае не судить о нём исходя из прошлого опыта. Ведь каждое мгновение это шанс, шанс почувствовать на вкус настоящую жизнь, жизнь без прошлого и будущего, жизнь вне времени…

  • Зачем жить, чего ждать от жизни после 2012 // 30th Октябрь 2011 // 3
  • Помнить свои прошлые жизни это ужасно скучно // 1st Октябрь 2011 // 3
  • Проблема истинного смысла человеческой жизни, ведь настоящий успех иллюзия // 23rd Июль 2011 // 3
  • Переселение души человека это повод следить за чистотой души // 16th Апрель 2011 // 3
  • Как и для чего нужно сохранить отношения с девушкой // 4th Апрель 2011 // 14

Источник: //himkiuch.ru/prodazha-podarennojj-kvartiry/kak-formiruyutsya-psihologicheskie-ustanovki-chto-takoe-opyt.html

Установка – психология

Как формируются психологические установки?

Что есть наша повседневная жизнь? Высокий ритм, спешка, страстное стремление сделать то, успеть это. Масса проблем, которые и отложить, кажется, нельзя.

Ах, если бы еще не мешали! Но межличностные контакты (дома, на службе, в транспорте или магазине), к сожалению, не всегда способствуют нашим личным интересам, интересам дела.

И мы бросаемся преодолевать препятствия. В добрый путь! Только всегда ли сохранив здравый рассудок? Горячая голова, как известно, не лучший советчик.

Кроме того, чрезмерные эмоциональные напряжения неблагоприятны для здоровья.

А если вооружиться некоторыми психологическими установками, которые помогают снизить нервно-психические нагрузки и успешнее преодолевать возни-кающие в жизни трудности?

Одна из важнейших установок, пожалуй, — максимальная концентрация внимания на выполняемом деле. Постарайтесь отключиться от прошлых воспоминаний и будущих забот, сосредоточившись на том, что происходит сейчас. Убедите себя — это самое главное. Самообман? Возможно, но самообман… во благо эффективности текущей деятельности.

Перестаньте анализировать прошлые успехи и неудачи, мечтать и планировать. Мысли об этом отвлекают. Наши психические силы не беспредельны, их важно умело распределять. Всему свое время: время — мечтать и время — делать дело. Кажется, для дела порой уже нет сил. Особенно если тебя постигла неудача.

Без воли — искусства и техники управления вниманием — в таком случае не обойтись.

А как относиться к настоящему, когда оно корнями уходит в прошлое? Особенно неудачное. Если кратко, «как к прошлому». Почему? Жизненные невзгоды очень часто порождают внутриличностный конфликт. Важно умело на них реагировать.

Помните чеховского Ивана Дмитриевича Червякова? Он чихнул в театре во время спектакля. И что же? Переживания по поводу случившегося подкосили силы сконфузившегося от происшествия столь серьезного Ивана Дмитриевича. До смерти его замучили.

А он, в свою очередь, замучил (хоть и не до смерти) своими извинениями генерала. Поучительная история.

К сожалению, часто внутриличностные конфликты — это своего рода «реакция на прошлое». Произошло что-то, с чем человек не хочет, не может согласиться. Но и изменить невозможно.

Реакция же его столь сильная, что не дает покоя. Прокручивая бесконечно в памяти детали драматического эпизода, он все более и более мучит себя, а подчас и окружающих.

Здесь, пожалуй, уместно напомнить правило, которое рекомендует Д. Карнеги: «Не пилите опилки!»

Вы удивлены: какой смысл пилить опилки? Они уже распилены. То же самое можно сказать о прошлом: «Оно прошло…» Проанализировать причины неудачи и сделать соответствующие выводы себе на будущее, безусловно, нужно. Анализ… выводы… Не более… Не занимайтесь мазохизмом, многократно пережевывая прошедшее.

Но бывает, поражение духа настолько сильно, что нет сил бороться. В такие минуты подумайте: «Бывает и хуже». Представьте что-то худшее, чем своя неудача.

Чтобы не поддаться унынию от безвыходности некоторых ситуаций, обрести самообладание, обратимся к советам А. П. Чехова.

И так далее…

Человеку присуща поразительная способность обращать минусы в плюсы. Как часто бывает справедлива поговорка: «Не было бы счастья, да несчастье помогло»! Безусловно, не из всего можно сделать конфетку.

Но в любом случае нужно помнить золотое правило психотерапии: «Если не можешь изменить обстоятельства, измени отношение к ним».

Если знаешь, что можно сделать в трудной ситуации или надеешься найти из нее выход, действуй! А если нет? Зачем биться «головой об стенку»? Посмотри на нее с другой стороны!

Старайтесь не оставаться наедине со своими неприятностями. Хорошо, если есть кому «поплакаться в жилетку». Это может быть муж или жена, отец или мать, учитель или врач и даже сосед по купе, случайный попутчик, человек рассудительный, уравновешенный. К такому магнитом тянет.

Снять хроническое конфликтное напряжение помогают спорт с его соревновательностью, путешествия. Такой же эффект дают действия типа «созидание с разрушением» (рубка дров, мытье посуды, вязание). Может принести пользу и просмотр приключенческих фильмов, спортивных состязаний.

«Печаль, не выплаканная в слезах, заставляет плакать внутренние органы». Поневоле приходят на ум эти слова известного советского психиатра К. М. Быкова: все чаще и чаще медицина указывает на психогенный характер многих заболеваний. Спасти от негативного влияния грусти по прошлому может будущее. Правда, если к нему относиться оптимистически.

Давайте попробуем определить, кто вы — оптимист или пессимист.

1. Как вы будете реагировать, если совершенно неожиданно вам придется пережить финансовый крах:

  • а) не станете слишком беспокоиться, поскольку уверены, что удача вновь улыбнется вам:
  • б) почувствуете себя в полной неуверенности:
  • в) начнете экономить и приспосабливаться к изменившейся ситуации:
  • г) окажетесь во власти сильной депрессии.

2. Если вас преследуют неудачи:

  • а) переживаете, но вовсе этому не удивлены:
  • б) бросаетесь действовать. стараясь скорее исправить положение:
  • в) обеспокоены тем, что подумают окружающие;
  • г) не расстраиваетесь слишком сильно, поскольку нет худа без добра.

3. С какими настроениями вы участвуете в спортивных состязаниях:

  • а) считаете, что у вас есть все шансы на победу;
  • б) делаете все чтобы выиграть, и боретесь до победного конца;
  • в) особенно не стремитесь к победе;
  • г) считаете, что у вас нет никаких шансов на выигрыш, но все равно вступаете в борьбу.

4. Если кто-то поссорился с вами или разошелся во мнениях:

  • а) избегаете этого человека:
  • б) считаете, что были не правы;
  • в) уверены, что могли бы не доводить до такой ситуации:
  • г) при ближайшей же встрече с этим человеком попытаетесь уладить конфликт.

5. Вы один из четырех претендентов на занятие вакансии. Какие чувства вы испытываете перед тем, как вас должны пригласить для собеседования:

  • а) нервничаете, поскольку три других кандидата кажутся вам слишком уверенными в себе;
  • б) уверены в себе, поскольку трое других в общем-то вас не интересуют:
  • в) счастливы, что вас внесли в список претендентов, и рады тому, что в вашей анкете что-то, видимо, привлекло к себе внимание;
  • г) полны решимости обменяться мнениями во время собеседования, чтобы выяснить, насколько предлагаемая работа устраивает вас.

6. Как вы относитесь к тому, что кто-то пользуется вашей щедростью:

  • а) вам приятно приносить людям радость;
  • б) слегка раздражаетесь, так как некоторые склонны поживиться за чужой счет:
  • в) вам это безразлично, поскольку вы твердо верите в перераспределение благ во всем мире;
  • г) не возражаете, но надеетесь, что когда-нибудь вам воздается сторицей.

7. Что. по-вашему, важнее:

  • а) делать деньги:
  • б) жить счастливо:
  • в) добиваться успеха во всем, чем бы вы ни занимались:
  • г) раскрыть таланты, которыми вы обладаете.

8. Завидуете ли вы тем, кому, как может показаться, в жизни повезло больше, чем вам — богатым и знаменитым, молодым, целеустремленно добивающимся успеха:

  • а) никогда;
  • б) иногда;
  • в) завидуете, но задаетесь вопросом о проблемах, с которыми они, возможно, сталкиваются;
  • г) завидуете и готовы поменяться местами хоть завтра.

9. Если исходить из того, что вы практически здоровы и живете в нормальных условиях, действительно ли вы верите, что:

  • а) личный успех зависит от удачи:
  • б) успех скорее определяется вашими связями, а не знаниями:
  • в) способность к достижению успеха заложена в каждом человеке:
  • г) скорого успеха не бывает.

10. Если бы вам предоставили возможность выбора, где и когда вы предпочли бы жить:

  • а) в прошлом;
  • б) в настоящем;
  • в) в будущем:
  • г) на другой планете.

Каждому из четырех (а, б, в. г) вариантов ответа припишите определенное количество баллов согласно специальному ключу, приводимому ниже:

 абвг1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4132
1423
4312
2134
1234
3142
1423
4231
1243
1342

Подсчитайте общее их количество.

Если вы набрали более 35 баллов то вы — неизменный оптимист: моментально подавляете в себе любые признаки депрессии. Какие бы удары ни готовила вам судьба, вы стремительно отражаете их.

, Набрали от 25 до 35? Вы скорее оптимист, чем пессимист. Ваши сомнения рассеиваются довольно быстро по мере того, как вы взвешиваете все «за» и «против» в любой ситуации, которая выглядит угрожающей.

Если сумма набранных баллов от 15 до 25, вы скорее пессимист, чем оптимист. Вам неплохо бы вспомнить, что наполовину налитый водой стакан пессимист видит полупустым, а оптимист — наполовину полным.

Менее 15… Неужели, действительно, жизнь представляется вам только в черном цвете? Не отчаивайтесь, постарайтесь находить в ней и приятные стороны, не поддавайтесь унынию, поверьте в свои силы и способности. Они есть, надо только их выявить и развить.

Все мы чуть ли не с детства знаем, что наша жизнь полосатая. Как правило, оптимисты больше обращают внимание на светлые ее полосы, а пессимисты — на темные. Помните у Шекспира: «Веселое сердце идет и поет, печальное — скоро устанет…». Вдумайтесь в истинную мудрость этих строк.

Не позволяйте себе расстраиваться по мелочам. Гоните прочь переживания по поводу тех неприятностей, которые могут произойти. А ведь могут и не произойти! Не ищите себе повод для тревоги. И не мечтайте о невозможном: завышенные потребности — источник многих разочарований.

Для того чтобы не страдать от нервно-психического напряжения, важно сформировать у себя определенную психологическую установку на критику. Не озлобляйтесь, даже если критикующий позволяет бестактные, грубые выпады в ваш адрес. Спокойной реакцией на критику можно добиться большего, чем запальчивой самозащитой.

Важно учитывать и мотивы критики. Критика со стороны людей, желающих продемонстрировать собственную эрудицию, жизненный опыт, подчеркнуть свою значимость в глазах окружающих, часто бывает несправедливой.

А если и справедливой, то односторонней, половинчатой. Из-за несправедливой критики никогда не нужно расстраиваться. Она, как скрытый комплимент, означает, что вы вызвали у критикующего ревность или зависть.

Поучителен в этом отношении анекдот о художнике, который на каждом своем полотне в уголке рисовал маленькую беленькую собачку.

На вопрос, зачем он это делает, следовал ответ: «Художественный совет должен найти в картине какие-то недостатки для того, чтобы утвердить свою значимость в глазах окружающих и в своих собственных. Если я не нарисую белую собачку, они найдут что-нибудь другое.

А другим жертвовать жаль, потому что придется «отрывать от сердца». Когда вам станет очень обидной несправедливость в оценке вашей работы, вспомните, что вы просто забыли «нарисовать белую собачку».

А как же реагировать на справедливую критику? К сожалению, при восприятии чужих оценок мы скорее эмоциональны, чем логичны. Склонны с удовольствием принимать похвалу, не всегда задумываясь над ее справедливостью. Слыша же критику, часто непроизвольно, подчиняясь какому-то внутреннему неосознанному чувству, начинаем защищаться.

Даже не всегда успеваем как следует понять суть претензий. Сопротивляется одно из самых уязвимых мест человеческой психики — самолюбие. Попробуйте быть строгим к себе. И когда вас начнут в очередной раз критиковать, скажите себе потихоньку: «Если бы они знали все о моих промахах, то критиковали бы еще суровее».

Самокритика возвысится над критикой и даст пищу самоуважению.

Но бывают еще и скрытые конфликты, когда у людей возникает недовольство друг другом, но в реальное взаимодействие оно не выливается, лишь в клевету и слухи.

Коварство слухов в том, что против них исключительно трудно бороться. Во-первых, всех не обойдешь и перед всеми не оправдаешься. А во-вторых, многие считают: «Нет дыма без огня». И потому подумают: «Он горячится, возбужден, страстно отвергает слух — значит, слух этот действительно верен».

Старайтесь не обращать внимания на досужие вымыслы, не пытайтесь оправдываться. Завистники, клеветники всегда найдутся. И если вы будете стараться им отомстить, на это могут уйти ваши силы, здоровье, годы.

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на подобные мелочи. Думается, что психологические установки, о которых мы с вами говорили, помогут вам легче переносить тяготы повседневной действительности, раскрепостят душу, а значит — вместе с вами войдут в каждый дом улыбка и радость общения.

В. Н. КАРАНДАШЕВ. кандидат психологических наук Ленинград

Как формируются психологические установки?

Влиять на поведение человека гораздо проще, чем мы привыкли думать, предупреждает психофизиолог Вадим Ротенберг. Но воспитание может научить нас сопротивляться манипуляции.

Пожалуй, ни одна научная статья по психологии не может соперничать в точности, лаконичности и выразительности мысли с удачным анекдотом, в котором та же идея представлена в виде метафоры.

Источник: //obu4ayka.ru/otnosheniya/ustanovka-psihologiya.html

Уроки самопознания. 4 ошибочные психологические установки

Как формируются психологические установки?

Предлагаю Вам пройти простые уроки самопознания в 4 сферах своей жизни и определить ошибочные психологические установки, которые мешают Вам жить. Самопознание начните с рассмотрения примеров других людей.

Психологические уроки самопознания

Уроки самопознания — это психологический практикум, направленный на познание своих заблуждений, внутренних конфликтов и своей личности.

Любой психологический практикум невозможен без самопознания и самоанализа. Пропустите этот важный этап и психотерапия превратится в болтовню двух давних подружек о том и о сём. Психолог Счастья.

Урок самопознания в этой статье мы начнем с осознания своих ограничивающих и ошибочных психологических установок в 4-х сферах жизни.

Запостите цветок в социальную сеть и получите любой лепесток на выбор

Примеры ошибочных психологических установок

Давайте посмотрим ошибочные установки в 4 сферах жизни Клиентов автора этого блога.

Читая эти высказывания, задумайтесь, какие из них относятся и к Вам, самоанализ начинается прямо с новой строки!

Ошибочные установки Клиентов психолога счастья о работе

— Большая часть моих проблем в жизни происходит из-за моей ответственной работы.

— Только работая дольше и усерднее, я смогу соответствовать требованиям своей должности.

— Я потеряю работу, если мой мобильный телефон не будет всегда включен.

—  Моя работа управляет мной, а не наоборот. Я — не начальник!

— То, что я вкладываю львиную долю своей энергии в работу, а не в семью будет стоить того в будущем. Я делаю это для своей семьи.

— Моя работа — это я. Без моей работы и денег я никто.

—  Если я получу прибавку к зарплате, я стану счастливее и буду считать себя лучше.

Ошибочные установки Клиентов психолога счастья об отношениях

— Моя семья понимает, что я так много работаю ради них.

— Моя жена нормально относится к тому, что я прихожу с работы обессиленным, ведь я стараюсь ради нее.

— Как только я стану партнером, мои шансы обрести семью и любовь повысятся.

—  Я приношу домой деньги, а моя жена воспитывает детей. Так и должно быть сейчас.

— Мы просто не можем прожить на меньшие деньги и поэтому я тружусь как раб.

— Нет ничего неожиданного, что фотки моих любимых у меня в паспорте, ведь я так мало вижу свою семью из-за работы и командировок.

Ошибочные установки Клиентов психолога счастья о здоровье

— Сердечный приступ случается с людьми, которые едят как я, не занимаются спортом и имеют лишний вес, как и я. Но со мной этого не произойдет.

— Я чувствую себя хорошо, поэтому мое здоровье, вероятно, в порядке.

— Я еще молодая, поэтому могу себе позволить…. А пока у меня еще есть время.

— У меня нет ни времени, ни сил на занятия спортом.

— Заниматься собой — это роскошь, которую я не могу себе позволить.

— Все время, которое у меня есть я посвящаю своей семье и своей работе.

— Тратить время на занятия спортом — эгоистично.

— Если во всем остальном я веду правильный образ жизни, то я могу себе позволить курить (вставьте свое слово), и со мной ничего не случиться.

— -Мы все когда-нибудь умрем, поэтому если я немного нарушаю режим питания и сна, это того стоит.

Ошибочные установки Клиентов психолога счастья о счастье

— Я никогда в жизни не найду настоящего счастья. Я знаю это.

— Я не могу быть счастливой и одновременно находиться в таком постоянном напряжении. Счастье — это свобода от напряжения.

— Никто в моем положении не мог бы быть счастлив.

— Мое счастье настанет, когда я достигну финансовой свободы. Знаю, это звучит смешно, но для меня это именно так.

— Я жертвую своим счастьем ради семьи (вставьте свое слово).

— Успех и счастье идут рука об руку.

Психологический Практикум самопознания ошибочных психологических установок

Найдите 3 потенциальные ошибочные установки, которым Вы сейчас следуете в каждой из этих 4-х сфер жизни.

Работа (например: я потеряю работу, если буду тратить время на занятие спортом в течение или если уйду пораньше, чтобы посмотреть, как мой ребенок играет в школьном спектакле):

1. _____________________________________________________

2. _____________________________________________________

3. _____________________________________________________

Семья (например: хотя я совершенно не в состоянии общаться с семьей, когда возвращаюсь домой с работы, они знают, что я люблю их):

1. _____________________________________________________

2. _____________________________________________________

3. _____________________________________________________

Здоровье (например: заниматься собой — это роскошь, которую я не могу себе сейчас позволить):

1. _____________________________________________________

2. _____________________________________________________

3. _____________________________________________________

Счастье (например: я буду более счастливой, когда финансовые трудности останутся позади):

1. _____________________________________________________

2. _____________________________________________________

3. _____________________________________________________

Все эти ошибочные психологические установки отражаются на наших историях о нашей жизни, которым мы следуем.

Источник: //PsymanBlog.ru/samoterapiya-soznaniya/uroki-samopoznaniya-4-oshibochnye-psixologicheskie-ustanovki/

Как психологические установки формируют ваши взгляды и убеждения

Как формируются психологические установки?

Николай Ивaнoвич Сeмeчкин, кандидат философских наук, заведующий кафедрой психологии Дaльнeвoстoчнoго государственного университета.

Каждый человек по-своему, индивидуально воспринимает и переживает как внешние по отношению к нему, так и внутренние процессы. У разных людей формируются различные потребности. Следовательно, их установки тоже различаются. Поэтому один и тот же стимул или ситуация воздействуют на разных людей неодинаково.

Нагляднее всего это прослеживается на примере коммерческой рекламы. По данным специалистов в области массовых коммуникаций, ее эффективность считается высокой и даже очень высокой, если достигает от 1 до 10% целевой аудитории (Харрис Р., 2001). Все это означает, что информация, оказывающая влияние на одних людей, совсем не действует на других.

Иными словами, люди имеют такие установки, которые выражают их потребности и способствуют удовлетворению этих потребностей. Новые потребности приводят к формированию новых установок, изменение потребностей приводит к изменению установок.

Все функции установок можно сгруппировать по видам или блокам. Впервые такую классификацию осуществил Д. Кац (1967), выделив пять основных функций установок:

  1. Функция защиты Я.
  2. Ценностно-экспрессивная функция (саморепрезентация).
  3. Социально-регулятивная функция.
  4. Инструментальная (утилитарная) функция.
  5. Познавательная функция.

1. Функция защиты Я

Впервые в истории психологии о механизмах Эго-защиты заговорила теория психоанализа. Самим Зигмундом Фрейдом, и особенно его дочерью Анной Фрейд, выделено и описано достаточно много видов психологических защит (Фрейд А., 1999). Среди них перечисляют следующие: невроз, рационализация, проекция, отрицание, формирование противоположной реакции и т. д.

Наиболее типичным примером механизма защиты Я служит рационализация: человек, побуждаемый каким-либо иррациональным, бессознательным импульсом, совершает поступок, но находит для него вполне рациональное объяснение.

Как правило, тот иррациональный импульс, который мотивирует человека для совершения тех или иных действий, исходит из негативных влечений и чувств человека — зависти, злобы, ненависти, чувства своей неполноценности, никчемности и т. д.

Но в самоатрибуции индивида мотивация его действий приобретает благородный, даже больше — возвышенный смысл.

Сам человек объясняет свои действия исключительно добрыми намерениями: он поступил так во имя добра, справедливости, лучших соображений.

В тех же случаях, когда самосознание человека в определенной мере развито и периодически активизируется, он постоянно прибегает к механизмам Эго-защиты для регулирования самооценки. При этом люди идут по пути поиска самых простых способов решения своих проблем. Легче всего поднять самооценку за счет унижения и принижения других людей — отдельных индивидов или даже целых социальных групп.

Потребность в повышении самооценки, таким образом, приводит к формированию соответствующих установок — ксенофобии, расизма, сексизма, национализма, классовой ненависти и т. д. Страх, зависть, чувство своей ничтожности вызывают к жизни установку стремления к власти, богатству, порождают высокомерие, пренебрежение, чванство (например начальственное, национальное, социальное и т. д.)

Как правило, люди используют не один, а сразу множество механизмов Эго-защит. Рационализация идет бок о бок с проекцией (это не я, а это он такой, первый). Проекция сопровождается отрицанием.

Таким образом, одни люди могут постоянно испытывать потребность в защите Я и иметь соответствующие установки, для других состояние повышенной тревожности и низкой самооценки может быть временным. Третьи могут вообще лишь эпизодически испытывать потребность в защите Эго. и тогда их установки, способствующие ее удовлетворению, также могут быть кратковременными.

2. Ценностно-экспрессивная функция установки

Установки, выражающие ценности человека, обычно удовлетворяют его потребность в саморепрезентации. Проще говоря, посредством этих установок человек заявляет о себе своему социальному окружению. Понятно, что выразить можно только то, что имеешь, чем являешься сам. Поэтому и тип, и уровень ценностей человека определяются уровнем его личностного развития, сложностью его Я-концепции.

Образ и стиль жизни, манера одеваться, тип прически, обладание теми или иными вещами, высказываемые мнение, взгляды, суждения, поведение — всем этим человек выражает свое Я. Так, скажем, создание образа богатого, преуспевающего человека может быть связано с установкой на обогащение и, соответственно, выражать основную ценность индивида.

В другом случае, это может быть создание сексуально-привлекательного образа, что также может быть отражением установок и ценностей. Но, разумеется, индивид может репрезентировать себя и иными способами.

Он может, например, активно выражать свою общественную позицию, участвовать в каких-то гражданских движениях, поддерживать те или иные политические партии.

С позиции функционального подхода можно сказать, что сколько людей, столько и потребностей.

3. Социально-регулятивная функция установки

Взаимодействуя с другими людьми, мы вольно или невольно составляем о них свое представление, иначе говоря, формируем в их отношении установки. Одни люди нам нравятся, другие — нет.

Важно отметить, как наши установки в отношении окружающих помогают или препятствуют нашим социальным взаимоотношениям. Понятно, если у человека общая негативная установка в отношении людей, то его взаимодействия с окружающими будут сведены к минимуму. Да и те станут отличаться напряженностью.

Но в том-то и дело, что люди далеко не всегда заявляют о своих реальных установках в отношении своих знакомых, родственников, соседей, сослуживцев и т. д. Гораздо чаще во взаимоотношениях с ближайшим окружением люди используют вежливость, воспитанность, лесть, то есть демонстрируют некие общепринятые шаблоны поведения.

Но практически в любом (за редким исключением) случае, если человек хочет добиться расположения, симпатии, приязни со стороны других, он демонстрирует свое согласие с ними, общность взглядов, мнений и т. д. Фактор сходства в большинстве случаев усиливает социальную привлекательность.

Конечно, сходство взглядов и установок у людей может быть реальным, а не только манифестируемым. Поэтому мы для установления социальных отношений ищем единомышленников, людей похожих на нас — по возрасту, полу, социальной группе, исходя при этом из того, что у них такие же, как и у нас, установки.

4. Инструментальная (адаптивная, утилитарная) функция

Само название функции указывает на тот аспект поведения, который рассматривают теории научения, а конкретно — принцип инструментального научения. В самом широком смысле суть его сводится к тому, что человек научается достигать желательных результатов (вознаграждения) и избегать нежелательных (наказания).

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Что движет людьми: типология мотивов

Соответственно, у людей вырабатываются положительные установки в отношении тех объектов, которые могут способствовать удовлетворению их потребностей, желаний, влечений, и негативные к объектам, препятствующим достижению желаемого, вызывающих фрустрацию, а также другие нежелательные последствия.

В этом отношении инструментальная функция способна перекрывать, или вбирать в себя все остальные функции: Эго-защитные, ценностно-экспрессивные, регулятивные и функцию познания. Человек может завоевывать симпатию, восхищение, дружбу, благорасположение, просто выражая свои взгляды, мнения, ценностные приоритеты, словом, посредством выражения своего Я.

Точно так же он может избежать проявления злобы, агрессии, других негативных чувств в отношении себя, используя механизмы Эго-защиты, например, вытеснения, подавления и т. д.

5. Функция познания

Помимо прочих, крайне необходимых функций, установки играют в жизни людей исключительно важную роль в структурировании, организации знаний об окружающем мире и о самих себе. С их помощью мы категоризируем, выстраиваем наши знания в более или менее стройную, логически увязанную систему.

Это не значит, что мир вокруг и мы сами именно такие, какими представлены в наших установках. Роль установок состоит не в поиске истины, а в упорядочивании картины мира в нашем сознании.

Не имея готовых когнитивных схем, в том числе и установок, мы вообще вряд ли смогли бы жить, поскольку все происходящее представлялось бы нам сплошным хаосом.

Установки, таким образом, помогают нам организовать мир, используя принцип экономии мышления и избегая опасностей информационных перегрузок.

Заимствование чужого опыта, мнений, взглядов, установок создает большие социальные проблемы, но попытка отказаться от заимствования с целью создания своей и только своей позиции нереалистична.

В качестве объединяющего основания всех установок любого конкретного индивида выступают базовые ценности, которые он исповедует или которых придерживается.

Чтобы объяснить причину возникновения плюрализма и конфликта ценностей в установочной позиции индивидов, Энтони Пратканис и Энтони Гринвальд (1989) вводят понятия монополярной и биполярной установок.

Они полагают, что неоднозначность установки в отношении какой-то проблемы объясняется тем, что человек может сознательно избегать односторонней информации о ней, стараясь познакомиться с различной и даже противоречащей информацией.

Монополярные установки формируются под влиянием информации, которая однозначно оценивает объект установки. Если, скажем, ваши знания о человеке ограничиваются тем, что он улыбчивый и вежливый, то, разумеется, вы будете настаивать на том, что он очень душевный и славный.

Подавляющее большинство установок людей отличается все же монополярностью. Имея уже сложившуюся установку в отношении определенного объекта, люди чаще всего интерпретируют новую информацию о нем таким образом, чтобы она согласовывалась с имеющимися у них представлениями. Не говоря уже о том, что они могут вообще не замечать, не воспринимать, не слышать сведений, противоречащих их взглядам.

Люди не только охотнее, но и лучше запоминают информацию, подтверждающую их взгляды. Д. Робертс и Натан Мак-Коби (1985), установившие этот факт, полагают, что человек испытывает удовольствие, получая подтверждения правильности своих установок. Ведь это повышает его самооценку.

Поэтому мы дружим с теми, кому мы нравимся, как нравимся сами себе, слушаем радио и смотрим телепередачи, подтверждающие наши установки, читаем книги, газеты и журналы, которые согласуются с нашими взглядами на действительность. Все это коротко можно определить как избирательность в подходе к информации.

Пол Суини и Кэти Грубер продемонстрировали эту пристрастность людей на примере Уотергейтского скандала 1972 года. Он возник в связи с тем, что предвыборная команда Ричарда Никсона, победившего на выборах и ставшего президентом США, прибегала к техническому подслушиванию в штаб-квартире соперника Никсона Мак-Говерна во время предвыборной борьбы.

Так вот, сторонники победившего Никсона и проигравшего выборы Мак-Говерна, как оказалось, не в равной мере интересовались разразившимся скандалом: сенатскими слушаниями, сообщениями СМИ и т. д. Если сторонников Мак-Говерна интересовала любая информация, связанная с Уотергейтом, то сторонники Никсона демонстрировали явное отсутствие интереса к этому делу (Зимбардо Ф., Ляйппе М., 2000).

Установки во многом предопределяют не только наше видение мира, но и настроение, жизненный тонус, общее психологическое состояние.

Если мир кажется человеку опасным и угрожающим, то, конечно же, он будет испытывать постоянное чувство тревоги и неуверенности.

И наоборот: лучезарное мировоззрение будет настраивать человека на легкость и беззаботность. Оптимальный вариант как всегда находится между этими двумя крайностями.

***

Как видим, те или иные функции установок предопределяются личностными особенностями людей. Поэтому прежде чем пытаться изменить установку индивида, необходимо знать и учитывать, чем она характеризуется: определяется ли она личностными особенностями человека или же самим предметом и содержанием?

Любая попытка изменить установку в больших аудиториях, будь это реклама или политическая агитация, станет успешной лишь в отношении некоторой части людей, но не всей аудитории.

Причем здесь столь же важно учитывать и рассчитывать время воздействия, поскольку, большинство потребностей людей носит временный характер и можно оказаться в нелепом положении, пытаясь изменить те установки, которых уже нет.

Функциональные теории объясняют, таким образом, сущность одновременно двух процессов — формирования и изменения установок. Наряду с другими теориями, они дают представление о том, какую роль играют установки в психической жизни людей, какое влияние они оказывают на поведение.

Научитесь лучше понимать себя и других людей изучив эти практические курсы:

Психология мотивации и влияния: практический интерактивный дистанционный курс

Источник: //www.elitarium.ru/povedenie-chelovek-ustanovki-potrebnost-otnoshenie-cennost-zashchita-samoocenka-chuvstvo-informaciya-predstavlenie-vliyanie-racionalizaciya-znanie/

Сила психологической установки – Психология жизни

Как формируются психологические установки?

Каждая мысль, которая проносится у нас в голове, каждая фраза, которую мы мысленно повторяем про себя, каждое наше высказывание или суждение о самом себе, – это наши психологические установки.

Психологические установки могут быть длительными или кратковременными.

Установки зависят от нашего настроения, самочувствия, отношения к себе или к чему-то, от наших убеждений, принципов, мировоззрения и даже от наших желаний. Так, если вы хотите сегодня изменить свою жизнь, то вы можете использовать ту или иную психологическую установку.

Существуют также психологические установки личности, которые способствуют ее саморазвитию.

Каждая психологическая установка – это команда, отданная вашему мозгу

Психологические установки влияют на ваш образ мышления и концентрируют ваше внимание на исполнении того или иного желания.  Установка на успех

Психологические установки формируются как бессознательно, так и осознанно

Когда у вас сформировалось какое — либо представление о себе, вы стремитесь – совершенно бессознательно – общаться с теми людьми, читать те книги, смотреть те фильмы, которые подтверждают ваши убеждения. Можно и осознанно использовать возможности психологических установок, чтобы изменить свой образ мышления. Меняйте минус на плюс

Формирование психологической установки личности

Этот процесс включает в себя проговаривание своих желаемых представлений о себе. Примерно, как в фильме «Самая обаятельная и привлекательная».

Желая стать обаятельной и привлекательной вы как бы убеждаете себя, что это так и есть благодаря регулярным повторениям определенной фразы. Эти фразы называются аффирмации, или психологические установки. Как научиться любить и уважать себя?

Вы даете определенное задание себе и своему мозгу стать таким каким хотите стать. Или таким, каким представляете себя

При формировании психологических установок важно, чтобы они не содержали в себе заданий, которые вы не в состоянии выполнить. Или таких, которые вам, по вашей природе, совсем не соответствуют. Апатия и лень. Что делать, если ничего не хочется делать?

Одной из функций психологических установок является развитие гармоничной личности, поэтому так важно выбирать аффирмации, которые не противоречат вашему внутреннему «Я».

Следите за тем, чтобы вы находились в хорошем настроении, когда проговариваете ту или иную аффирмацию. Если вы устали, или в плохом настроении, используйте ту установку, которая более соответствует вашему состоянию.  Правильные аффирмации

При проговаривании аффирмаций очень важно, то что вы чувствуете в этот момент. Каждая установка, которую вы произносите, должна вызывать в вашей душе приятное ощущение. И после произнесения установки вы должны почувствовать себя лучше.

Выберите одну или две установки. Не используйте все время одни и те же, а регулярно меняйте их, чтобы вы могли почувствовать, какие аффирмации вызывают у вас приятные ощущения и наиболее соответствуют стоящим перед вами целям. Пошаговая система достижения любых целей

Вы можете создать свою личную психологическую установку, а можете воспользоваться общими.

Примерные психологические установки личности

  • «Мои действия согласуются с моими мыслями»
  • «Я живу в согласии с природой и самим собой»
  • «Я полон творческих идей, которые приносят людям радость и счастье».

• Я преисполнен уверенности в себе и верю в свои силы.• Все события, происходящие в моей жизни, идут мне на пользу.

• Я полон сил и энергии.

• Я обязательно достигну всех своих целей.• Моя внутренняя сила и уверенность в себе растут с каждым днем.• Я успешен во всем.

• Я радуюсь всем событиям, которые могут научить меня чему-нибудь новому.

Другие психологические установки

  • Я помню о ценностях, которые для меня важны.
  • Я знаю, чего хочу и как этого добиться.
  • Я принимаю решения уверенно.
  • Я счастлив и успешен в работе и личной жизни.
  • Я сам создаю положительные события в своей жизни.

• Я ясно и отчетливо слышу свой внутренний голос.
• Я благодарен судьбе и счастлив, что живу.

При выборе установки руководствуйтесь интуицией. Ведь та аффирмация, что вызывает приятное чувство является правильной для вас. От чего зависит счастье?

Проговаривайте психологическую установку в течение пяти минут снова и снова. Прочувствуйте ее положительное воздействие на вашу личность, как она способствует реализации ваших возможностей.

Подходящую для себя установку проговаривайте в течение дня настолько часто, насколько это возможно. Повторяйте ее перед тем, как лечь спать и утром сразу после пробуждения. Просто улыбнитесь и мысленно произнесите одну из психологических установок несколько раз.

Психологические установки или аффирмации?

Аффирмации – одно из лучших и действенных методов борьбы с нерешительность и сомнениями. Прибегайте к установкам особенно тогда, когда вас начинают одолевать негативные мысли.

Сомнения ведь тоже всего лишь мысли. Сомнения приобретают силу и власть над вами, только когда вы концентрируетесь на них. Так же как и аффирмацции.

Не стоит бороться с сомнениями. Лучше отбросьте сомнение в сторону так как будто оно не имеет к вам никакого отношения. Вместо сомнений проговорите несколько раз свою любимую психологическую установку и улыбнитесь. Положительный психологический настрой

Человек сам решает, какие мысли допускать, а какие отбрасывать. При помощи психологической установки вы по сути управляете своей жизнью.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Источник: //psylive.com.ua/yeto-interesno/sila-psikhologicheskoy-ustanovki.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.