Как мотивировать подростка

Содержание

Как заставить подростка учиться? Советы психолога

Как мотивировать подростка

Переходный возраст сложный этап не только в жизни ребенка, но и его родителей. Подросток стремится проявлять самостоятельность, показывает свою независимость и непокорность обществу.

Хорошо если он пытается самоутвердиться в учебе, но зачастую подросток ищет себя в других сферах деятельности, забывая о необходимости учиться.

Родителям потребуется терпение и советы опытных психологов, чтобы помочь своему ребенку преодолеть этот рубеж и возродить его интерес к учебе.

Особенности подросткового возраста

Подростковым возрастом принято считать период перехода от детства к зрелости, он приходится на промежуток времени от 11 до 15-19 лет.

В это важное для ребенка время происходит его подготовка к будущей взрослой жизни, выполнению профессиональных и семейных обязанностей.

Трудность переходного возраста в том, что к подростку перестают снисходительно относиться как к ребенку, но привилегиями взрослых он еще пользоваться не может.

Кроме того, в этом возрасте происходит гормональная перестройка организма, ребенку трудно привыкнуть, принять свою быстро меняющуюся внешность.

Психика так же претерпевает изменения, юноши и девушки начинают проявлять интерес друг к другу.

Поэтому на первое место вместо учебы приходит беспокойство по поводу своего внешнего вида, обретение навыков общения с противоположным полом.

В период взросления дети выражают свое неповиновение родителям, отказываются их слушать, вступают с ними в конфликт.

Это связано с поиском собственного места в жизни, попыткой ощутить себя взрослым самостоятельным человеком.

Если окружающие взрослые проявляют к подростку неуважение, постоянно обвиняют его и принуждают к совершению тех или иных действий, он становится бунтарем, восстает против общества и принятых в нем норм поведения.

Важно! В зависимости от характера и личных особенностей ребенка, в переходном возрасте он может потерять интерес к учебе. Родителям, чтобы знать, как исправить ситуацию, нужно сначала разобраться, с чем связано нежелание подростка учиться.

Возможные причины потери интереса к учебе

Подростковый возраст это период испытаний для каждого человека, так как взрослеющей личности приходится сталкиваться с множеством проблем. Возможно, одна из таких проблем является главной причиной потери заинтересованности к учебе:

  • Неравномерное развитие подростков. К 12- 14 годам проявляются заметные различия в созревании детей. Отстающие в своем развитии (росте и других физических данных) мальчики и девочки чувствуют себя неполноценными в общении со сверстниками. Убежденные в своей непривлекательности, они замыкаются в общении с одноклассниками, предпочитают, чтобы их не замечали. Возможно, из-за этого они перестают участвовать в обсуждениях тем на уроках, избегают школьных мероприятий, начинают прогуливать занятия.
  • Конфликты в школе. В период достижения половой зрелости тинэйджеры становятся раздражительными и агрессивными, относятся к своему ближайшему окружению с повышенной критичностью. Возможно, потеря интереса подростка к учебе связана с тем, что
  1. дразнят его, унижают или проявляют агрессию.
  2. Он вступает в конфликты с учителями, выражает к ним неуважение.
  3. Он агрессивно ведет себя с одноклассниками, занимается выяснением отношений вместо учебной деятельности.
  • Повышенная обидчивость, болезненное восприятие любой критики в свой адрес. В эти годы ребенок формирует представление о себе на основе мнения одноклассников, учителей, друзей, ближайшего окружения. Поэтому несколько замечаний учителя, особенно если он критикует ученика перед всем классом, наносят ему психологическую травму, вызывают дискомфорт. В следующий раз, учащийся будет избегать отвечать у доски, предпочтет сразу получить двойку, нежели быть осмеянным своими одноклассниками за глупый ответ.
  • Интенсивный рост организма. К 12-15 годам человеческое тело претерпевает существенные изменения, растет с ускоренной силой. При нехватке питательных веществ, витаминов и микроэлементов учащийся не может сконцентрироваться на уроках, так как на учебу просто не хватает сил, организм истощен. Родителям следует обратить внимание, если у ребенка постоянные головные боли, хроническая усталость, головокружение, – это повод обратиться к врачу, изменить рацион питания и режим дня.

Кроме изменений, происходящих с физическим телом и психикой тинэйджера, отсутствие желания учиться может быть связано с неблагоприятным влиянием ближайшего окружения.

Внешние факторы, снижающие мотивацию

Желание к учебе у подростка могут отбить родители, учителя, друзья.

Слишком жесткие, авторитарные родители подавляют личность своего чада. С годами терпение ребенка заканчивается, а с наступлением переходного возраста происходит «взрыв».

Тинэйджер, уставший от бесчисленных приказов и нравоучений, выходит из-под контроля, вступает с родителями в открытую конфронтацию или попросту игнорирует все их требования.

Поэтому, плохая учеба становится способом доказать родителям, что они потеряли свой авторитет и влияние.

Интерес к школьному предмету напрямую зависит от личности учителя, его способности найти подход к каждому ученику, способов подачи материала.

Если учитель оскорбляет учеников, не уважает их, прилюдно высмеивает за ошибки или недостатки, желание учиться пропадет у каждого. Подросток, видя в школе пренебрежение и неуважение к себе, будет прогуливать уроки.

Скучная подача материала, так же снижает мотивацию учащихся. Родителям нужно обратить внимание, не происходило ли смены учителей в тот период, когда у их ребенка снизилась успеваемость.

В переходном возрасте незрелые личности сильно подвержены влиянию извне. Подростку достаточно попасть в плохую компанию, где учеба считается делом постыдным, неинтересным и он примет это поведения за образец, эталон. В современное время родителям сложно контролировать общение своего ребенка, ведь при отсутствии посиделок с друзьями он может общаться с ними через интернет.

Как вернуть интерес ребенка к учебе: Советы психолога

Способы воздействия родителей на подростка зависят от причин, по которым он перестал учиться. Перестройку организма, половое созревание никому отменить ни в силу, однако правильное поведение родителей, тактичное отношение к детям способно смягчить острые углы, облегчить сложный период в жизни формирующийся личности.

Психологи дают следующие советы, как повысить интерес подростка к учебе, в зависимости от ситуаций:

1.Если причиной плохой учебы стала неуверенность в себе (в физических или интеллектуальных данных) родителям нужно повысить самооценку тинэйджера. Нужно постоянно говорить ему, какой он хороший, о его положительных чертах характера и достоинствах внешности.

Самооценка повышается, когда личность обретает самоутверждение в обществе.

Возможно, у ребенка талант к рисованию, красивый голос, хорошая физическая выносливость – этим достоинствам нужно найти применение, развивать любые таланты.

Видя свои успехи в любимой деятельности, тинэйджер почувствует собственную значимость, обретен уверенность в своих силах. Повышение самооценки положительно скажется на учебе, взаимоотношениях с учителями и сверстниками.

2.С излишней агрессивностью и раздражительностью родителям справиться будет сложнее. Если такие проявления связаны с гормональной перестройкой организма, это закончится через некоторое время.

Родителям нужно понять, что наступил возраст, когда с их «малышом» придется разговаривать на равных, уважительно без лишних упреков.

При этом, проявление неуважения к себе нужно строго пресекать, ребенок не должен переходить допустимую границу.

3.Лучший способ для родителей заставить подростка учиться – личный пример. Если ученика родители заставляют делать уроки, а сами в это время смотрят телевизор или сидят в интернете, такая несправедливость вызовет в нем возмущение, нежелание учиться.

Когда в доме общая атмосфера расслабленности, ребенку тоже хочется отдохнуть, чем-нибудь развлечься.

Поэтому, во время, предназначенное для выполнения домашнего задания, родителям лучше заняться какой-либо полезной деятельностью.

Они могут учить иностранный язык, читать книги, осваивать новый кулинарный рецепт, заниматься ремонтом бытовой техники и прочим. Сами того не желая, дети тоже займутся полезным делом, рано или поздно сядут за уроки.

4.Если неприязнь к учебе сопровождается подавленностью, апатией, хронической усталостью – родителям нужно позаботиться об отдыхе и полноценном рационе ученика.

В современное время школьные программы сложные, темп урока быстрый, поэтому сразу после школы нельзя заставлять учащегося делать домашнее задание.

Должно пройти минимум 2,5 часа после занятий, прежде чем ученик возьмется за домашние уроки.

Кроме того, отдых должен быть разнообразным, включая прогулки на свежем воздухе, выезды на природу. Современные дети привыкли часами сидеть за компьютером, школьной партой, телевизором, это очень вредно для растущего организма и негативно сказывается на учебе.

Как замотивировать ребенка (подростка) на учёбу? Как заставить ребёнка учиться?

В любом случае, родители не должны давить на детей в подростковом возрасте, насильно заставлять их учиться под страхом наказания.

Намного более эффективной окажется правильная мотивация, объяснение подростку, какую роль в судьбе человека играет образование.

Доверительные отношения с ребенком станут возможны, если родители будут на его стороне, постараются понять трудности переходного возраста и проявят терпение, участие.

Источник: https://motivacii-net.ru/kak-zastavit-podrostka-uchitsya-soveti-psihologa/

Как мотивировать подростка на учебу? Советы психолога

Как мотивировать подростка

Как мотивировать подростка на учебу? Советы психолога необходимы, если оценки вашего школьника откровенно “хромают», и вы чувствуете, что ситуация выходит из под контроля.

Многие дети во время пубертатного периода начинают терять интерес к занятиям, предпочитая проводить время в компании друзей, за компьютером, на прогулках.

В силу возраста ребенок еще не способен в полной мере осознать необходимость и важность такого аспекта жизни, как достойное образование. Ваша задача как родителя:

  1. Обрисовать все плюсы, которые приносит хорошая учеба.
  2. Выявить интересы и увлечения вашего ребенка.
  3. Привить любовь к учебе. Вообще-то над этим пунктом надо работать, начиная с первого класса, а то и раньше.

Если вы хотите помочь не только своему ребенку, но и друзьям и знакомым, а заодно получить за это достойное вознаграждение, приглашаем вас на бесплатный вебинар Константина Довлатова «Как превратить помощь другим в стабильный заработок?«.

Научитесь совмещать приятное с полезным. 

Как же это сделать? Переходим от слов к практике

Очень хорошо помогают разобраться в вопросе “как мотивировать подростка на учебу” советы психолога. Для начала, всем родителям необходимо уяснить, что принуждения и шантаж оказывают противоположный эффект.

Хотя, эти инструменты воспитания используются в семье чаще всего: “закончишь четверть с тройками, не куплю телефон”. Только вот учеба «из-под палки» всегда не интересна и вызывает бурный внутренний протест.

Прежде, чем приступить к мотивации, вспомните, как часто вы давили на подростка и не воспринимает ли он вас как угрозу. Если это уже произошло, в первую очередь, надо снова вернуть доверие, иначе все старания будут напрасны.

Итак, действуем по шагам:

  1. Завоевываем доверие собственного ребенка. Добиться этого непросто, особенно, если ребенок привык к постоянным угрозам и нотациям. Попробуйте ненавязчиво побеседовать и расспросить о предметах, которые его интересуют и почему. Ни в коем случае не навязывайте свое мнение. Просто слушайте. Ребенок должен увидеть, что вы на его стороне и не станете переубеждать.
  2. Узнаем хобби и интересы, даже если совершенно нет на это времени. Не зря обращаем ваше внимание на нехватку времени. Мы привыкли, что дети растут и учатся сами по себе. Время, когда вы с удовольствием болтали обо всем на свете со своим розовощеким малышом, прошло. Но вам придется его снова найти для своего ребенка. Увлечения подростка легко привязать к школьным предметам – информатике, английскому, литературе и т.д. Необходимо небрежно подкидывать информацию о вещах, которые его интересуют. Ребенок проводит много времени за компьютером? Так и расскажите ему, кто и как создает эти игры, сколько на этом зарабатывает и что для этого необходимо знать, если ваше чадо вдруг захочет стать великим программистом. Подобную логическую цепочку можно выстроить на основе любого хобби подростка.
  3. Показать на собственном примере. Дети – это отражение родителей. Если мать с отцом постоянно обучаются и совершенствуются, сын или дочь подсознательно будут тянуться за ними. Ребенок полюбит сам процесс обучения, а не бессмысленную зубрежку и «потому что надо учиться». Расскажите ему, что вы видели и где были, покажите ваш восторг от познания и упомяните, благодаря чему вы этого достигли. Все это в скором времени даст свои плоды.
  4. Знания получают не только в стенах школы. Наша образовательная система не совершенна. Учеба представляет собой постоянный контроль и нагрузку различными знаниями с бесчисленными требованиями. Невозможно знать в идеале все предметы. Ищите вместе с ребенком способы факультативного образования: без выставления оценок и домашних заданий. Запишите подростка в кружки по его интересам. К примеру, в школу робототехники и моделизма, заодно появится любовь к физике и математике.
  5. Прививайте самостоятельность. Это способность нести ответственность за свои поступки. Донесите до ребенка, что ответственность будет нести только он, а не вы. В ситуации, когда есть прямая угроза его здоровью и жизни, то родителям необходимо вмешаться. Однако такой угрозой не являются плохие оценки в аттестате. Подросток должен осознать, что нежелание учиться может привести к тому, что он не поступит в институт, а то и вовсе останется на второй год. И в этом случае лишь он будет виноват.
  6. Примените трудотерапию. К этому можно прибегнуть только в сложных ситуациях. Если подросток абсолютно ничем не интересуется и ленится, лишите его карманных денег и на время каникул устройте на работу с небольшой зарплатой. Например, продавцом в ларьке мороженого, курьером, расклейщиком объявлений. Пусть ощутит всю «прелесть» восьмичасового рабочего дня и маленькой зарплаты. Объясните, что из-за того, что он не хочет учиться, рискует всю жизнь заниматься низкоквалифицированным трудом и считать копейки.

Подобные советы психолога помогут вам правильно мотивировать подростка на учебу. Главное, запаситесь терпением, так как результат сразу себя не покажет. Не давите и не ругайте ребенка. А как разговаривать, если нервов не хватает?!

В случаи, если простые рекомендации не всегда помогают и возникают трудности, приходите на бесплатный вебинар Эльмиры Довлатовой «Как решать проблемы с помощью метафорических карт и зарабатывать на этом от 30 000 до 100 000«.

Вы можете получить в свое распоряжение профессиональный психологический инструмент для решения проблем в общении с детьми-подростками.

Правила по общению с подростком на нелюбимую тему учебы

Пубертатный период – довольно сложное время. В этот момент ребенок переосмысливает многие ценности, начинает познавать себя, родители перестают быть идеальными, а учеба отодвигается на второй план.

Очень часто подростки начинают прогуливать уроки и не учатся назло своим родителям. Что они хотят доказать, известно только им! В таких ситуациях надо придерживаться некоторых правил:

  • уважительно относитесь к своему ребенку и разговаривайте с ним на равных;
  • договоритесь, что ему можно делать, а что категорически запрещено;
  • выслушивайте критику ребенка, попросите его аргументировать свое мнение;
  • обсудите какое значение имеет образование и школа;
  • ежедневно интересуйтесь, как у него дела в школе;
  • поговорите о прогрессе и достижениях ребенка, хвалите его за это;
  • узнайте, какое задание дали сегодня, при необходимости – помогите;не зацикливайтесь на плохих оценках;
  • поддержите подростка, если он провалил тест или экзамен;
  • при серьезных учебных проблемах наймите репетитора;
  • обозначьте четкие цели перед ним: чего он хочет добиться и какими знаниями для этого надо овладеть;
  • установите сроки для осуществления этой цели (к какой дате надо выучить, либо исправить);
  • по мере возможности расскажите про значимость обучения (для чего это нужно, как это пригодится в жизни);
  • отслеживайте результаты учебы;
  • установите приемы поощрения, хвалите только за дело, это стимулирует мотивацию;
  • не предъявляйте чрезмерных требований;
  • не сравнивайте достижения по учебе с одноклассниками подростка;просто любите своего ребенка.

Дети становятся целеустремленными и ответственными людьми, если мотивированы к постоянному развитию и обучению. Каждый добросовестный родитель, применив приведеннуювыше информацию, в силах сформировать у подростка желание учиться.

Сколько бы вы разговоров не разговаривали про учебу, но похвала важнее

Ради чего учатся наши дети? Чтобы узнать закон Ома или отличать причастие от деепричастия? Нет! Сто лет им не нужны эти законы. Они учатся ради родительской признательности и похвалы. Они хотят твердо знать: папа и мама гордятся мной, я их не подведу.

Не читайте нотации, опирайтесь на любознательность. Это сделает учебу притягательной и круг интересов все время будет расширяться. И крайне важно не делать из учебы своеобразный культ.

В жизни подростка кроме уроков должны быть друзья, хобби, спорт, общение. Только искренним участием можно мотивировать подростка на учебу.

Советы психолога, которые вы узнали, и ваше горячее желание превратить своего ребенка в отличника помогут разобраться непростом деле.

Источник: https://www.dowlatow.ru/lichnostnyy-rost/motivatsiya/kak-motivirovat-podrostka-na-uchebu-sovety-psihologa/

Как мотивировать подростка на учебу?

Как мотивировать подростка

Учебный год только начался, а многие родители уже начинают искать полезную литературу и советы как мотивировать подростка на учебу? Сегодня важная тема — обсудим что делать, если оценки вашего школьника оставляют желать лучшего. Как сэкономить свои нервы и вдохновить ученика.

Многие дети к 12-14 годам начинают терять интерес к учебе.

И даже если в начальной школе вам было просто мотивировать или заставить выполнять все необходимые задания и учиться хорошо, то сейчас ребенку все интереснее проводить время с друзьями или в гаджетах, задерживаться на прогулках или «зависать» у телевизора. Так уж устроен детский организм, что в силу возраста и незрелости, сам школьник еще не понимает всю важность образования. Поэтому задача родителя:

Показать все плюсы и преимущества хорошей учебы. Объясняйте ребенку о будущих возможностях карьеры и достатка, как они зависят от качества образования и знаний.

Обратите внимание на увлечения своего школьника, выявляйте интересы и таланты, смотрите, что доставляет наибольшее удовольствие ребенку. Поощряйте трудолюбие в нешкольных интересах и хобби.

С раннего возраста прививайте любовь к учебе. Это невозможно сделать в возрасте тинейджера, ответственность развивается с годами.

Шантаж не помощник

Не используйте шантаж. Вы как родитель должны четко уяснить, что методы шантажа дают обратный эффект. «Будут тройки, не получишь новый телефон». Телефон, конечно, хочется, вот только учеба начинает вызывать все больше отвращение, так как воспринимается как преграда между желаемым и реальностью. Общение с подростками – очень тонкая и деликатная тема.

Доверие ребенка

Завоевать доверие и уважение непросто, а еще проще его потерять. Если ребенок живет в постоянном страхе и слышит угрозы и шантаж, то вряд ли вы выстроите доверительные отношения. При наличии этой проблемы общения искореняйте ее как можно раньше.

Общайтесь с ребенком, больше беседуйте об интересах, узнайте какие предметы вызывают радость, уточняйте и понимайте какие предметы не нравятся и почему. Не навязывайте своего мнения, слушайте.

Ребенку важно видеть, что вы рядом с ним, на его стороне, а не против.

Похвала

Ее любят все. Отмечайте достижения школьника, поощряйте их, хвалите. В начальных классах этого бывает достаточно, чтобы привить любовь к учебе. В любом возрасте любой человек оценит ласку и похвалу! Беспроигрышный вариант.

Хобби и интересы подростка

Каждый ребенок талантлив. Нет времени – отговорка. Несмотря на свою занятость уделяйте время увлечениям. Узнайте, что нравится вашего ребенку.

К тому же часто увлечения подростка можно связать со школьными предметами, например, ваша дочь может любить книги (литература, русский, история), увлекается компьютером (информатика, английский), хорошо танцует (физкультура) и так далее.

Сын много играет? Поговорите с ним о процессе создания игр? Какие знания могут быть необходимы для этого? Информатика, программирование, дизайн и так далее.

Дети – наше отражение

Лучшее воспитание – собственный пример.

Глубоко убеждена, что если мама с папой работают и постоянно узнают новое, совершенствуются и внимательны к ребенку, то и он будет тянуться ко всему новому, проявлять интерес к учебе.

Делитесь своими эмоциями и рассуждениями. Были на интересной конференции – поделитесь впечатлениями за семейным ужином. Получили новый проект – расскажите об этой, порадуйтесь всей семьей. Успех заразителен.

Знания повсюду

Отдать ребенка в школу и быть уверенным, что там его должны всему научить – это ошибка. Образование в России далеко от совершенства. Углубленное изучение, кружки по интересам, доступ к дополнительной литературе – обеспечьте ребенку возможности. Тратьте свое время на дополнительное образование школьника.

Самостоятельность

Очень полезное качество! От него же зависит ответственность и тесно связана безопасность. Общайтесь, рассказывайте подростку о необходимости быть ответственным. Будь то качественное выполнение домашних заданий без надзора родителей или поведение на переменах и по пути из школы домой. Стройте параллели между успешной учебой в школе и поступлением в ВУЗ.

Денежная мотивация

Отличный способ дать ребенку возможность проявить свои положительные качества и заработать дополнительные карманные деньги. Продумайте шкалу поощрения. При этом стоит ограничить спонтанные покупки «хотелок». Пусть ваш подросток сам своим трудом заработает на желаемую вещь.

«Труд сделает из тебя человека»

В запущенной ситуации тоже работает неплохо. Если лень главный спутник подростка, то воздействуйте на него трудом.

Можно ограничить карманные деньги и позволить небольшие заработки, например, на время каникул. Низкооплачиваемая работа и график «на ногах» помогут понять все прелести низкоквалифицированного труда.

А на контрасте можно беседовать о престижной работе в офисных центрах, прогуливаясь мимо них.

Выберите для себя подходящие рекомендации и попробуйте постепенно вводить их. Например, не стоит сразу прям приходить к подростку с расценками на учебу и предлагать деньги. Хвалите отдельные достижения, поощряйте их, постепенно предложите их систематизировать.

Правила общения, если подросток не любит тему учебы в принципе

Переходный возраст непростой спутник подросткового периода. Именно сейчас есть риск потерять авторитет в глазах подростка. Резкое осуждение со стороны родителей и постоянные конфликты приводят к отторжению учебы, ребенок может начать прогуливать уроки назло. Хотят что-то доказать! Что – не всегда и сами знают, но сделать назло очень хочется. Почувствовать себя взрослыми.

Правила, которые помогут в общении с подростком:

  • Уважайте личность ребенка, разговаривайте с ним на равных, не унижайте и не обзывайте его.
  • Установите определенные правила поведения. Что вы допускаете, а что категорически запрещено в вашей семье.
  • Слушайте ребенка, задавайте наводящие вопросы, получайте аргументы. Диалог всегда будет идти на пользу в построении отношений. А вот сплошные нотации – наоборот выстоят между вами стену.
  • Не отрицайте сразу критику в свою сторону. Выясняйте ситуацию. Старайтесь поставить себя на место ребенка и понять.
  • Объясняйте важность получения образование, необходимость школьных знаний для дальнейшей жизни.
  • Искренне спрашивайте ребенка о школьных делах. Беседуйте с ним. Безразличные и шаблонные вопросы порождают шаблонные ответы «нормально».
  • Гордитесь достижениями, отмечайте прогресс, не скупитесь на похвалу.
  • В случае сложностей с домашними заданиями или школьной программой постарайтесь помочь, объясните, попросите учителя помочь или и вовсе наймите репетитора. Недопонятый материал сегодня влечет большие проблемы в будущем.
  • Провалы случаются. Не зацикливайтесь на осуждении за плохие отметки, поддержите подростка. Вместе подумайте, как можно исправить ситуацию.
  • Говорите о целях. Подросток должен понимать к чему он стремится, чего хочешь достичь и какие знания ему нужны. Определите склонность к наукам.
  • Поощряйте и хвалите за конкретные успехи. Соизмеряйте свои ожидания с реальными возможностями ребенка.
  • Не сравнивайте отметки и достижения со сверстниками, не обсуждайте одноклассников.
  • Любите своего ребенка.

Каждый родитель в силах привить своему ребенку любовь к учебе. Не игнорируйте советы, приведенные выше.

Обдумайте их и постарайтесь применить на практике. Мотивация важна для развития целеустремлённости и ответственности.

Осознание необходимости образования приходит с годами. На начальном этапе дети учатся ради признания родителей и похвалы. Им важно знать, что мама и папа гордятся ими. И только в этом случае рождается желание двигаться вперед и развиваться, когда ребенок знает, что его ценят, а он «не подведет».

Не делайте из учебы культ. Не учите сутками и не читайте постоянные нотации. Опирайтесь на интересы и таланты ребенка, и тогда учеба будет в радость и удовольствие.

Надеемся, что наши советы, как мотивировать подростка на учебу

Источник: https://micrusha.ru/kak-motivirovat-podrostka-na-uchebu

Как мотивировать ребёнка учиться: простые способы, которые вам помогут

Как мотивировать подростка

Наверняка каждый родитель хоть раз задавался вопросом — как приучить ребёнка к самостоятельности без нервотрёпки и разочарований? Как научить детей с радостью выполнять домашнее задание, сделать процесс обучения увлекательным для самих детей. Наш новый блогер Анна Чиркова рассказывает, как работать с детской мотивацией.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

В последние годы практика педагогов показывает, что число детей, не стремящихся к получению знаний, постоянно растёт. Она появляется даже у учащихся в начальных классах.

Нежелание учиться проявляется в том, что дети забывают выполнить домашние задания, в учебниках и на партах у них беспорядок, на уроках они рисуют, смотрят в окно, разговаривают с одноклассниками, в классе им скучно. Такие дети могут обвинять учителей в своих плохих оценках, но чаще всего неуспеваемость их совсем не волнует.

Почему дети не хотят учиться? Даже педагоги со стажем не всегда готовы однозначно ответить на этот вопрос, но мы попробуем дать максимально простые и действенные способы для мотивации вашего ребёнка.

Причины, по которым дети не хотят учиться, разные, их довольно много. Разберём некоторые из них.

Что влияет на нежелание учиться

1. Ребёнок мал для школы. Родители думают, что их дети готовы к школе, если видят, что они много знают для своего возраста.

Но даже если ваш ребёнок достаточно умный, и вы думаете не водить его лишний год в детский сад, это не означает, что он психологически готов к школе. Скорее всего, ребёнок не сможет подчиняться определённым правилам.

К тому же маленьким детям сложнее сидеть длительное время на уроках без движений.

2. Конфликты с учителями. Зачастую даже сами учителя не подозревают о конфликте со своими воспитанниками. Они могут заметить, что у ученика плохая успеваемость, изменилось его поведение, хотя, как кажется педагогу, конфликта как такового не было.

На самом деле, ребёнок мог услышать неприятные слова в свой адрес или затаить обиду на поведение учителя. Ребёнок может чувствовать себя подавленным, ощущать страх, у него вырабатывается негативное отношение к педагогу.

В большинстве случаев дети не хотят рассказывать родителям о своих страхах, связанных со школой, это консервирует конфликт и связанные с ним сложности.

3. Конфликты с учениками. Если такая проблема уже сложилась, то выровнять её без последствий для ребенка бывает очень сложно.

4. Физические дефекты. Например, заикание, дрожание конечностей и другие. Детям очень сложно свыкнуться с мыслью, что они чем-то отличаются от сверстников.

Особенно тяжело становится в тех случаях, когда недостатки вызывают издевательства и смех со стороны одноклассников.

Зная о своей проблеме, ребёнок не хочет становиться центром внимания, чувствовать себя униженным и лишний раз появляться в школе.

5. Внутрисемейные конфликты. Скандалы между родителями и другими членами семьи. Часто такой ребенок из-за переживаний замыкается в себе, у него пропадает не только мотивация к обучению, он редко интересуется вообще чем-либо.

6. Давление на ребенка со стороны родителей и родственников. Мы ставим детям завышенные планки, отправляя их в самые лучшие школы, где ведется обучение на более высоком уровне, записываем в различные секции.

Только представьте, в какое количество секций родители пытаются отдать своих чад, не беря в расчет мнение самих детей. Родители кричат, возмущаются, ругают детей, если те приносят плохие оценки или просто не дотягивают до результатов своих одногруппников.

Подумайте, возможно вы слишком давите на детей, заставляя их делать то, чего они не хотят.

Какие факторы влияют на интерес к учёбе

1. Интерес к изучаемым предметам. Часто у детей пропадает интерес к изучению некоторых предметов только потому, что они кажутся детям скучными.

Однако нужно дать понять ребёнку, что на всех уроках дают нужную информацию, которая развивает разные навыки, поэтому важно изучать все предметы. Существует много дисциплин, изучение которых требует большего труда. В этом случае нужно найти другую мотивацию.

Многое зависит от преподавателя, умеющего простым языком объяснять сложные вещи и так упрощать процесс изучения.

2. Способ изучения предметов. В начальных классах детям намного проще обучаться с помощью активных методов, обсуждений и игровой формы. Преподавателю стоит обратить внимание, что задания типа «переписываем учебники» и «работаем самостоятельно» снижают интерес к предмету, а творческие и различные необычные, наоборот, повышают.

3. Восприятие информации. Некоторые дети лучше воспринимают информацию через зрение, другие через слух, третьи через изображения. Эффективность обучения детей во многом зависит от типа восприятия информации. Родители могут сами подбирать способы обучения ребёнка, если поймут его особенности восприятия информации.

4. Интерес учителя. Когда педагог заинтересовывает учеников личным примером, показывает положительное отношение к предмету, то дети тоже испытывают интерес к тому, что им преподают. Когда они знают, что на занятиях они услышат что-то смешное или интересное, то с радостью будут ожидать этих предметов.

Какие бывают виды мотивации

Для успешного обучения мотивация является одним из самых важных условий. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:

  • познавательные, то есть стремление больше знать, стать эрудированным;
  • коммуникативные — расширение круга общения через повышение интеллектуального уровня и новых знакомств;
  • эмоциональные;
  • саморазвитие — раскрытие своих способностей и талантов;
  • позиция школьника;
  • достижения;
  • внешние — поощрения, наказания.

Кроме этого, мотивы делятся на внешние (социальные) и внутренние (познавательные). Пример внешней мотивации: «Надо сдать экзамен, потому чтобы родители не ругали». Внутренняя мотивация: «Мне очень нравятся уроки литературы, поэтому я читаю в любую свободную минуту, с каждой прочитанной книгой узнаю что-то новое».

Есть еще два вида мотивации — устойчивая и неустойчивая. Пример устойчивой мотивации: «Со дня поступления в школу рисования я ни разу не пожалела, что выбрала именно эту секцию». Неустойчивая: «Сходила на концерт, тоже захотела играть на каком-то инструменте, начала заниматься, через какое-то время бросила».

Чаще всего мотивация у детей бывает неустойчивая в силу того, что они очень эмоциональные. Новыми эмоциями и впечатлениями очень легко перебить старые

Ребенку, который не заинтересован в обучении, очень сложно применить полученные знания на практике, а отсутствие мотивации к учебному процессу приводит к хронической неуспеваемости. Почему так происходит? Часто виноваты сами родители.

Безусловно, только вы сами можете выбирать, как правильно воспитывать вашего ребёнка, но именно от этого выбора зависит его и ваша жизнь. Не все родители осознают, какие ошибки они совершают в процессе мотивации своих чад. Рассмотрим не все, но самые актуальные из них, которые встречаются среди родителей чаще всего.

1. Занижение самооценки вашего ребенка, программирование на неуспех. Такое происходит, когда вы говорите ребенку, что из него не выйдет ничего хорошего, что он станет дворником, если не будет хорошо учиться. Подобные слова приводят к занижению самооценки, при любых неудачах ребёнок отпускает руки, завершает начатое при малейших проблемах.

2. Обман и запугивание. Если вы будете использовать такие методы, связь и доверие между вами и вашим ребёнком будет разрушены.

3. Завышенные требования, не учитывание возможностей ребенка. Родитель может думать, что ребёнок ленится или «нарочно не учится», в то время как могут быть конкретные причины (особенности умственного развития, заболевания, усталость).

4. Подарки в обмен на хорошую успеваемость. В таком методе есть много минусов. У ребенка быстро развивается привыкание получать то, чего он хочет, посредством хороших оценок. В будущем он может начать требовать вознаграждение и выполнять ваши просьбы только после получения желаемого. Такие дети нацелены только на получение презентов, а не на хорошую учебу.

5. Мотивация успехом. Зачастую родители уверяют ребенка в том, что все его действия должны быть направлены на успех и высокий статус в обществе. В будущем из таких детей вырастают люди, которые делают всё ради успеха и денег, а не потому что это приносит им положительные эмоции или направлено на помощь близким.

6. Чрезмерная нагрузка разными занятиями и секциями. Современные родители любят максимально плотно планировать график детей, чтобы те ежедневно проводили свое время с пользой. Детская психика может не выдержать такой нагрузки, так вы получите полное отсутствие интереса к занятиям.

1. Обучайте ребёнка в игровой форме

Игра — это уникальный инструмент педагогического воздействия. Если ребёнок не хочет учиться или у него что-то не получается, вы всегда можете придумать игру, при выполнении которой он сможет выполнить данные вами задания.

Это могут быть интеллектуальные игры-упражнения, игры-тренинги, основанные на соревновании. Школьникам они показывают уровень их подготовленности и тренированности. Путём сравнения с противоположной командой ученики сами видят свои пробелы в знаниях, это побуждает в них познавательную активность.

Игровая форма не предполагает стандартного оценивания ученика, поэтому можно вызвать интерес даже у отстающих детей.

2. Поддерживайте ребёнка в его увлечениях

Не навязывайте свои любимые занятия, позвольте ему заниматься своим хобби. Помогите детям открыть их скрытые таланты или развить уже имеющиеся, пусть они свободно выбирают то, что их увлекает.

3. Маленькие поощрения, а не большие награды

Поощряйте ребенка, хвалите за результат, но не стоит это делать в денежной форме и в виде дорогих подарков. Иначе настанет время, когда ребёнок захочет продать вам результаты своего труда подороже.

Например, гораздо лучше работает правило «За каждое правильное задание — 1 конфетка», чем «За каждую пятерку в дневнике — торт».

Конфетка — это своего рода гарантия, что трудновыполнимое домашнее задание происходит в атмосфере доверия, что само по себе уже является мотивацией.

4. Интересуйтесь тем, что ребёнок изучил в школе, а не его оценками

Покажите ему, как можно применить полученные знания, обсуждайте вместе его рассказы. Как можно чаще побуждайте ребенка к размышлению, обсуждению. Помните, что любые оценки — вещь субъективная, это не показатель знания вашего ребенка, а всего лишь его оценка со стороны педагогов.

Ребенок не обязан быть отличником, он имеет право получать плохие отметки. Если же он сам расстроился из-за двойки — поддержите и никогда не ругайте. Ведь в первую очередь вы должны быть ему другом и напарником.

5. Минимизируйте стрессы

Расскажите детям, как вы сами преодолевали трудности в школе, как справлялись со сложными задачами. Покажите, чего вы достигли сейчас, когда прошли этот путь. Вместе поговорите о своих неудачах и страхах.

Ребёнок всегда должен знать, что его услышат, а проблемы не будут преувеличены. Объясните, что стресс является неотъемлемой частью жизни, научите с ним справляться, чтобы в будущем ребёнок сам смог преодолевать его.

Мотивация к обучению развивается не за один день, иногда на это требуется много сил и времени. Если вы что-то упустили при воспитании своего ребёнка, никогда не поздно начать выстраивать ваши отношения на основе доверия и понимания.

Не мотивируйте ребёнка далекими и призрачными целями, непонятными для его возраста. Каждый родитель должен найти, в чем заключается потенциал их детей.

Пробуйте раскрыть его таланты с разных сторон, давайте ему возможность проявить себя.

Ищите в своих детях задатки к какому-либо роду деятельности, показывайте на своем примере, что мы всю жизнь учимся новому, что в жизни много всего интересного.

Не забывайте, что ни в коем случае нельзя бить, унижать, кричать на ребёнка, ведь школа рано или поздно закончится, а ваши отношения останутся. Согласно исследованиям Е. Н.

 Волковой, у большинства детей, живущих в семьях, в которых применяются тяжелые физические, эмоциональные, и другие виды насилия, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. У них ухудшается память, процессы запоминания и сохранения затруднены, резко возрастает избирательность в запоминании.

Внимание становится рассеянным, речь беднеет, появляется заикание. Дети значительно хуже успевают в школе, процессы школьной адаптации труднее протекают.

Представьте, каким человеком будет ваш ребёнок в конце учебного пути. Время, потраченное на учебу, очень ценно для его формирования как личности, не упускайте его!

Shutterstock (granata68)

Источник: https://mel.fm/blog/anna-chirkova/40519-kak-motivirovat-rebenka-uchitsya-prostyye-sposoby-kotoryye-vam-pomogut

Подростки . Как мотивировать подростка, действенные способы

Как мотивировать подростка

Слово «мотивация» произошло от английского глагола «двигать». В значении этого глагола и заключается смысл слова «мотивация».

То есть, мотивация – это то, что заставляет совершать что-то, двигаться вперёд в определённом направлении или к какой-то цели.

Как только человек рождается, у него сразу же появляются потребности, у малыша – в еде, сне тепле, ласке взрослых и так далее, и сразу же, мотивация их удовлетворения.

С возрастом спектр потребностей возрастает и возрастает мотивация их удовлетворения.

Главное, чтобы мотивация, особенно у ребёнка (а это, несомненно, повлияет и на мотивацию в будущем, у взрослого), не превратилась в потребность удовлетворения самых простых желаний – есть, спать, гулять, сидеть у компьютера.

Если у подростка есть мотивация учиться, заниматься чем-то полезным, добиваться каких-то результатов в учёбе, творчестве, такой ребёнок хорошо состоится и во взрослой жизни. Мотивированные люди обычно добиваются прекрасных результатов в профессии, творчестве, спорте, интеллектуальных занятиях.

У подростка пропадает интерес к учёбе, родители в панике

            У подростка вдруг пропал интерес к учёбе, к спортивным или творческим занятиям. Он, раньше ответственно относившийся ко всем занятиям, ничего не хочет делать. Уроки выполняет кое-как, на спортивные или другие дополнительные занятия ходить не хочет.

Его любимые занятия теперь, полежать с гаджетом на диване, посидеть за компьютером, играя в стрелялки, или поболтаться на улице с друзьями, ничем особенным не занимаясь.

Кстати, не только дошкольников, но и школьников младших классов, лучше одних, без присмотра, на улице не оставлять, могут потеряться.  Знакомая картина, многие родители сталкивались с таким, кажется внезапным, пропаданием интереса ко всему полезному и нужному.

Чаще всего такая перемена происходит в 10 -13 лет и в основном у мальчиков. Девочки, обычно, в таком возрасте ответственнее и старательнее.

И что же делать? Как мотивировать подростка к учёбе, к каким-то полезным занятиям? Как возродить у него интерес к тому, что станет ему необходимым во взрослой жизни? Да и теперешняя подростковая жизнь может  проходить у ребёнка интереснее, если он чем-то увлечён.

Стимулы, как с их помощью можно мотивировать подростка

Мотивация у любого человека, что у взрослого, что у подростка появляется вследствие какого-то стимула. То есть, какая-то причина заставляет его действовать в том, или ином направлении.

  • Простые внешние стимулы. Сейчас, особенно в обеспеченных семьях, родители, чтобы заставить подростка учиться, заниматься чем-то дополнительно, чаще всего используют простые внешние стимулы. Например, если у тебя за четверть не будет троек, летом поедешь с нами на отдых за границу, в противном случае – в деревню к бабушке. Или, будешь прилежно заниматься дополнительно английским, купим (далее следует перечень того, что хочет получить ребёнок). Эти внешние стимулы, как правило, действуют недолго. Все покупки и поездки приедаются, и нужно постоянно выдумывать, чем ещё мотивировать подростка на учёбу, занятия,
  • Сложные внешние стимулы. Эти стимулы тоже действуют на подростка извне. Но они вызывают не только простое желание, сделал – получил.  Под влиянием такого стимула, у подростка появляется самостоятельное желание что-то делать, чего-то добиваться, куда-то стремиться. То есть, если какой-то стимул извне заставляет ребёнка не только механически действовать, но и размышлять, придумывать, а потом действовать, это и есть сложный внешний стимул. Немного непонятно? Объясню на примере. Двое подростков посмотрели фильм «Рембо», обоим он очень понравился. Один из них ограничился покупкой кассеты с этим фильмом, другой захотел стать таким же смелым, ловким и натренированным, как любимый герой. Он записался на занятия по какими-то единоборствам, активно с удовольствием занимался, подрастая, всё более увлекался своими занятиями, даже впоследствии разработал собственную систему тренировок и стал востребованным и успешным тренером. Вот это и есть сложный внешний стимул. Сложные внешние стимулы отличаются от простых, тем, что они не приедаются, так как они заставляют мыслить, что-то придумывать. В результате у человека появляется интерес действовать дальше самостоятельно,
  • Внутренние стимулы. Это собственное желание учиться, узнавать что-то новое, к чему-то стремиться. К сожалению, у многих современных подростков, особенно из обеспеченных семей, отсутствуют такие внутренние стимулы. Они уже в раннем детстве хорошо знают привлекательность простых внешних стимулов, «сделал – получи», поэтому перестают к чему-то стремиться по собственному желанию, они инфантильны и пассивны, их сложно мотивировать на какие-то самостоятельные действия.

Мотивировать подростка, непростая, но решаемая задача

Теперь, когда мы немного разобрались, что такое мотивация, какая она бывает, что её вызывает, почему она часто отсутствует у подростков, остаётся главный вопрос, как её вызвать, как мотивировать подростка на учёбу, полезные занятия.

Что нужно делать, чтобы у вашего ребёнка появился интерес к чему-то нужному, причём самостоятельный интерес, чтобы он увлёкся чем-то полезным для него не только на данный момент, но и в будущем.

Конечно, способы мотивировать подростка существуют, и в принципе, они все выполнимые. Только, нужно иметь в виду, что, это постоянный и длительный процесс.

Чудеса бывают только в сказках, не рассчитывайте, что через 2-3 недели каких-то предпринимаемых вами действий, ваш отпрыск будет с удовольствием «грызть гранит науки» и увлечённо заниматься чем-то интересным и полезным.

Как мотивировать подростка, решения и способы

  • Мотивировать детей нужно с раннего возраста. Когда он уже подросток, сделать это будет сложнее. Нужно помочь ребёнку захотеть делать что-то, самостоятельно или своими руками. Например, смастерить открытку папе на день рождения, научиться играть в шахматы, научиться плавать.

    Достигая эти маленькие цели, он почувствует, что такое радость от свершённого, у него автоматически разовьётся мотивация добиваться чего-то самостоятельно, 

  • Научите ребёнка ценить нематериальные цели, или такие цели, добиваться которых интересно, а потом они могут привести и к конкретным материальным результатам.

    Важно дать подростку понять, что у родителей кроме желания обставить квартиру новой мебелью, купить новый автомобиль, есть и другие творческие или деловые цели.

    Когда подросток увидит и почувствует, что родители чем-то всерьёз увлечены, творчеством, решением какого-то сложного проекта по работе,  каким-то изучением, он поймёт, что и сам процесс достижения цели доставляет радость, вызывает вдохновение,  

  • Дети очень рано начинают хотеть быть взрослыми.

    Им кажется, что они уже достаточно взрослые и всё понимающие, для того, чтобы поступать, как им хочется. Используйте это желание считать себя взрослым, чтобы мотивировать подростка на действия.

    Объясняйте ему, что взрослые не столько делают, что хотят, но в основном работают, учатся, стремятся чего-то достичь в жизни, несут ответственность не только за себя, но и за детей, близких. Постарайтесь дать ему понять, что ничего неделание и не желание не к чему стремиться, это и есть самая настоящая детскость.

    Объясните ему, что взрослым его сделают не сигареты, алкоголь и лежание на диване с гаджетом, а самостоятельность, ответственность, желание чего-то в жизни добиться,

  • В подростковом возрасте для ребёнка очень важно уважение его сверстников. Помогите ему этого добиться, завоевать авторитет среди сверстников.

    Постарайтесь увлечь его каким-то делом, которое бы выделило его из среды подростков. Например, заняться каким-то престижным видом спорта, или разрешать какие-то важные для подростков вопросы, как они говорят «может разрулить ситуацию».

    Для всего этого ему будет необходимо стараться, предпринимать какие-то действия, размышлять, прислушиваться к вашим советам, то есть, не лентяйничать, а действовать,

  • Если нужно мотивировать подростка на занятия учёбой, или каким-то отдельным предметом, по которому он не только плохо успевает, но и не хочет его изучать, объясняя, что это ему ни к чему или он не понимает, постарайтесь его заинтересовать. Заинтересовать подростка можно любым предметом, если придумать что-то занимательное в сфере этого предмета. По истории можно рассказать какие-то интересные малоизвестные исторические факты, связать их с современностью, возможно, даже в истории вашего города или местности. В литературе тоже можно найти много интересного и даже загадочного, что заинтересует подростка. В математике, можно организовать для своего отпрыска своеобразный квест, где он постепенно решая задание за заданием, приходит к неожиданному сюрпризу. Нужно только заранее всё продумать,
  • Любознательность подростка может на многое его мотивировать. Поэтому, если вы обратите внимание, на то, что его заинтересовало, не отмахивайтесь от его вопросов. Старайтесь подробно, а главное, интересно рассказывать о том, к чему он проявил внимание,
  • Старайтесь развить у ребёнка дух соревновательности, пусть он участвует в любых школьных, городских образовательных, творческих спортивных конкурсах. Желание выиграть, победить – прекрасная мотивация для активных действий,
  • Не забывайте хвалить и поощрять подростка за любые, пусть небольшие достижения в учёбе, спорте, творчестве. Это его будет мотивировать на достижение следующих целей.

Наверное, некоторые скажут, написать и советовать легко, а постоянно мотивировать детей требует времени и душевных сил. Естественно, мотивировать подростка на желание к чему-то стремиться, чего-то в жизни достичь, получать удовольствие от самого процесса движения вперёд, непростая и не быстрорешаемая задача. Но все усилия родителей в данной области не пропадут даром. Научные исследования доказывают, что мотивированные дети, не только лучше учатся, но что немаловажно, получают больше удовольствия от самого процесса учёбы. И в будущем, у такого мотивированного человека жизнь складывается лучше, успешнее идёт карьера. И от самой жизни он получает больше радости, чем человек, которому ничего неохота.

Источник: https://svoipravila.ru/nashi-deti/podrostki/kak-motivirovat-podrostka-deistvennie-sposobi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.