Как помочь подростку проявить себя

Содержание

Развитие уверенности в себе у детей и подростков

Как помочь подростку проявить себя

Наталья Визер

Развитие уверенности в себе у детей и подростков

Проблема развития уверенности в себе очень актуальна сегодня. Дети и подростки часто не верят в свои силы.

А это значит, что они не могут добиваться целей, уверенно заявлять о себе, комфортно чувствовать себя в обществе.

В нашей статье Вы узнаете о том, откуда берется неуверенность, как с ней правильно работать, чтобы помочь ребёнку, и получите практические рекомендации по развитию уверенности в себе у подростков.

Причины развития неуверенности

Уверенность – чувство защищенности, веры в собственные силы.

Это возможность опираться на себя.

Уверенный в себе человек уважает других людей, проявляет творчество, готов пробовать новое, легко заводит друзей, несёт ответственность за свои поступки.

Согласитесь, в жизни любого человека бывают победы и поражения. Не всегда получается всё сделать правильно. И это нормально.

Когда инициатива ребёнка пресекается, ему не дают возможность совершать ошибку, постоянно исправляют, или любой промах представляется катастрофой ребёнку становится просто страшно что-то пробовать.

Также неуверенность в себе формирует принцип жизни жизнь строится по принципу ”мама лучше знает” – то есть не надо пробовать, я тебе скажу как правилно.

Появляются вопросы – а я смогу? Получится? А что если нет …Я же не знаю как это делать… Да нет, не буду пробовать …

И вот она – неуверенность в своих силах, страх совершить ошибку, боязнь пробовать новое.

Как понять, что ребенок не уверен в себе?

  1. Он не заканчивает свои дела до конца
  2. Он постоянно жалуется и винит во всех своих ошибках других людей
  3. Он становится агрессивным, грубым или, наоборот, замкнутым в себе
  4. Он проявляет раздражение к мелким деталям
  5. Он подражает другим детям
  6. Он тяжело находит общий язык со сверстниками
  7. Ему сложно начинать новые дела
  8. Он очень боится совершить ошибку

Важно вовремя увидеть, что в присутствует проблема неуверенности в себе. Этот вопрос можно решить. А если не обратить внимания на это – ребёнок может лишается многих возможностей, таких как раскрытие творческого потенциала, способность принимать собственные решения и в принципе стать счастливым человеком.

Как вселить уверенность в ребенка?

Давать задания, с которыми он в состоянии справиться. Следует разговаривать с ним, задавать вопросы, как простые (“Как дела?”, “Как прошел твой день?”), так и серьезные (“Что ты думаешь об…”, “Как ты считаешь, что лучше приготовить на ужин?”). Причем ответы на них стоит слушать и слышать.

Не стоит считать любую попытку Вашего ребенка поспорить с Вами – недостатком воспитания или его неуважением к Вам. Постарайтесь интересоваться его мнением, уважайте и принимайте его. Занимайте ребенка. Давайте возможность пробовать силы в разных областях. Он будет чувствовать себя более уверенным в себе, если у него найдется дело, в котором он преуспеет. Важно дать почувствовать успех.

Разрешите ошибаться, научите проигрывать. Помогите понять что это нормально , что нет идеальных людей.

4 вещи, которые запрещено использовать в воспитании

  1. Сравнивать его с другими детьми – запрещенный прием. Он начинает чувствовать себя неполноценным, недостаточно хорошим.
  2. Подавлять инициативу – распространенная привычка. На успешность своего подрастающего человечка теперь даже не рассчитывайте.

    Если не верите в его силы, то как он сам сможет в них поверить?

  3. Частые наказания – ещё один неверный подход к воспитанию. Нужно уметь объяснить и доказать. Наказать и оставить в недоумении – звучит ужасно.
  4. Осуждение в выборе друзей, подарков и т.п.

    , что бы Вы не пытались этим сказать, будет воспринято как неуважение личного выбора ребенка.

Застенчивость у детей 5-8 лет – особенности, диагностика и решение проблемы

Замкнутый ребенок в 5 лет – частое явление в наши дни. Вопрос почему ребенок замкнутый часто задают себе заботливые родители. Скромность вполне может быть наследственной чертой.

Воспитание – важно, но врожденные особенности характера всё же есть. И они влияют на поведение. Но это не значит, что в этом случае нельзя помочь.

Просто стоит ещё более внимательно отнестись к вопросу воспитания.

Застенчивость у детей дошкольного возраста – явление распространенное. Полагать, что замкнутые дети болезнь , которую нужно лечить не совсем верно.

Застенчивость – это черта характера, особенность , к которой нужно отнестись внимательно и приложить максимум усилий, чтобы помочь вашему чаду адаптироваться в мире и стать более уверенным в своих силах.

Анализируя вопрос отчего ребенок вырастает замкнутым причины этого можно увидеть как в особенностях характера так и в воспитании. Каждый случай отличается друг от друга.

Диагностика застенчивости у детей младшего школьного возраста
Конечно , этот вопрос должен решать специалист. Но если Вам кажется, что Ваш ребенок замкнутый, но не знаете, следует ли Вам волноваться пройдите небольшой тест. Поставьте галочки возле тех пунктов, которые совпадают с поведением вашего чада:

  1. Он не проявляет инициативу
  2. Он скрытный и самокритичный
  3. Он боится контакта с чужими людьми
  4. Он нерешителен
  5. Он тихо говорит

Если, как минимум, три пункта про Вас, значит следует побеспокоиться. Не стоит бояться психологов, во время выявить проблему и решить её важно. Уверенность это – огромная часть будущего ребёнка, это возможность жить полной жизнью.

С одной стороны кажется, что нет ничего плохого в застенчивости. Тихий, вежливый. Сидит себе в сторонке, занимается своими делами, никому не мешает. Обычно такие дети не считаются проблемными, однако, представьте, как тяжело им жить со своей застенчивостью!

Проблемой для Вашего ребенка может стать обыкновенный телефонный разговор, просьба о чем-то. Ему тяжело задать вопрос на уроке в школе или, когда его просят о чем-то взрослые, из-за чего он выполняет задания, которые ему дают, не так хорошо, как если бы он что-то уточнил.

Только представьте себе, сколько открытий могло бы сделать человечество, если бы замкнутые люди не были таковыми.

Что делать, если ребенок замкнутый?

Решать проблему. Нужно научиться поощрять детей, в меру их хвалить, выслушивать их и поддерживать, при необходимости.

Учите улыбаться, разговаривать, помогайте находить увлечения, пользоваться чужой помощью. Лучший способ для этого – собственный пример и поддержка.

Если у вас замкнутый ребенок советы психолога будут вам полезны. Основное, что нужно делать – поддерживать его спонтанность. Помогать ему быть самим собой, совершать выбор.

Повысить самооценку уверенность в себе Вам помогут программы по развитию уверенности в себе для детей 6-8 лет.

Вы хотите научить Ваше чадо уметь справляться с любой ситуацией и быть уверенным в себе? Справляться со страхом? Придать ребенку уверенности в себе помогут занятия с психологом.

В небольшой группе опытный специалист сможет определить причины возникновения проблемы, найдёт индивидуальный подход и поможет решить вопрос. А родители получат грамотные советы.

В тренинговом центре К.О.Т. разработана программа, которая учитывает возрастные особенности младших школьников. Вы можете узнать подробнее на странице курса по развитию уверенности и работе со страхами у детей.

Подростковый возраст: неуверенность, комплексы и застенчивость

Подростковый возраст, как и все кризисы перехода из одного этапа жизни в другой, – тяжёлый период. Становится непонятно: с кем общаться, кем стать, каким быть? Ещё не взрослый, но уже не ребенок, запутавшийся и, чаще всего, неуверенный в себе.

Неуверенность у детей чаще всего связана с психологическими факторами. Неуверенность у подростков – с социальными. На подростка давит общество, телевидение, сверстники и, в конце-концов, он не понимает, достаточно ли хорош.

Неуверенный подросток:

  • Боится пробовать новое – его будут преследовать вопросы по типу: “А смогу ли я? А вдруг я все сделаю плохо, у меня ничего не получится?”. Ему кажется, что лучше не пробовать, чтобы не опозориться.
  • Стремится не отличаться от других – ему кажется, что если он будет отличаться, то покажется странным, выбьется из толпы, перестанет быть уважаемым.
  • Приукрашает без этого он не кажется интересным самому себе, и считает, что в глазах своих друзей он будет выглядеть круче.
  • Говорит о себе с пренебрежением в ответ на комплименты – “Эта кофта красивая? Ничего подобного, купила ее сто лет назад, старье.”, “Я получил хорошую оценку? Да нет, просто списал.”

Как вернуть уверенность в себе подростку? Советы для родителей и подростков

Для родителей: разговаривайте с подростком. Не осуждайте, не ругайте. Вы можете дать совет, если Вас о нем просят, но ни в коем случае не лезьте в чужие дела. Подросток хочет справиться со всем самостоятельно.

Позволяйте подростку высказать свою точку зрения, уважайте его мнения и взгляды. Если у него что-то получилось хорошо – обязательно похвалите его. Следует внушить уверенность Вашему ребенку. Скажите, что не сомневаетесь в нем, что у него все получится. Подростку, как никому другому, нужна Ваша поддержка.

Для подростков: если, читая список выше, ты узнал себя, значит у тебя проблемы с уверенностью в себе. Постарайся найти в себе что-то положительное, и, если будет трудно, отталкивайся от этого.

Не заводи фальшивых друзей, чтобы казаться более популярным. Такие друзья – только до окончания школы. Настоящие друзья – навсегда.

Если ты сейчас в возрасте 9-17 лет и не можешь самостоятельно бороться с неуверенностью в себе, ты можешь пройти тренинг по абонементу на 3 месяца или пройти курс на месяц для подростков по развитию уверенности.

Здесь ты научишься адекватно оценивать себя, воспитывать в себе уверенность и понимать себя.

Комплексы у подростков

Вместе с неуверенностью в себе всегда приходят комплексы, связанные с телом, внешностью. А в подростковом возрасте тело меняется , становится другим. И часто возникает чувство что “что-то не так”, желание спрятаться, убежать. Недовольство внешностью – очень частая проблема у подростков.

Комплекс – установка в бессознательном. Человеку не нравится какая-либо вещь в себе, он постоянно переживает по этому поводу, боится быть осмеянным. Но чаще всего этой вещи никто не замечает.

Комплексы есть у всех: и у подростков, и у взрослых людей. Надо учиться от них избавляться, но при этом все ещё трезво оценивать себя.

Бывает страшно не оправдать чужие ожидания, и часто кажется, что ты хуже всех. Есть много примеров, и Вы, скорее всего, сталкивались с ними в реальной жизни.

“Мои родители хотят, чтобы я стала врачом, как моя сестра. По биологии у меня плохие оценки, зато я прекрасно рисую и хотела бы заниматься этим в будущем.”

“Мама говорит, что я очень талантливая, и обязана поступить на бюджет в университет и выучиться на юриста. Но я не собираюсь поступать в университет, мне хочется заниматься музыкой.”

“Моя старшая сестра – стоматолог. У нее есть муж и скоро будет ребенок. Мама с папой говорят, что я должна быть такой же, как она, но, если честно, это так скучно.”

Подростку приходится пытаться соответствовать чужим ожиданиям. Иногда, люди действительно начинают занимаются тем, чем их родители хотели, чтобы они занимались. Итак, всю жизнь они чувствуют себя несчастливыми.

Тяжело бывает девочкам, которые, насмотревшись сериалов про девушек с “эталонной” внешностью, начитавшись журналов про поп-див, пытаются им подражать, но сталкиваются с тем, что их внешность недостаточно идеальна.

Несладко приходится и мальчикам, от которых ожидают, что они будут сильными при любом раскладе, не будут плакать, всегда помогут девушке, даже если она с минуту назад нахамила ему. Им прописывают быть рыцарями, которые неизвестно где и когда существовали.

На этой почве подростки перестают любить себя и верить в себя. И никакой родитель здесь не поможет, тут нужно учиться бороться с этим самому.

Подростковая застенчивость

Есть два периода застенчивости у детей:

  1. 4-8 лет – мы уже обсудили выше
  2. 12-17 лет – в этом возрасте проблема может проявиться вновь.

Подростковая застенчивость, наверное, самая тяжёлая. Если младший дошкольный-школьный возраст – ещё бессознательный, то подростки очень остро чувствуют, когда ими начинают пользоваться ввиду их застенчивости, но сделать с этим ничего не могут.

Причиной этому бывает то, что подросток начинает углубляться в свои проблемы, пытается проанализировать и понять самого себя. Он закрывается от окружающего мира и, иногда, так даже удобнее.

Позже, когда застенчивость проходит, подросток старается “наверстать”, начинает грубить людям просто без повода. Так что застенчивость плавно перетекает в девиантное поведение, часто агрессию.

Как помочь подростку преодолеть застенчивость?

  • Принимайте подростка таким, какой он есть;
  • Уважайте его желания и цели;
  • Развивайте его независимость и уверенность в себе;
  • Помогите подростку избавиться от кумиров;
  • Напомните ему, что идеальных людей не бывает.

Самое важное в общении с ребенком – быть внимательным.

Нужно следить за изменениями в поведении, за тем, чем занимается Ваше чадо, что он думает о себе. Главное, не привлекать к себе внимания, не нарушать его планы, прививать ему уважение к другим людям и к самому себе.

Неуверенность в себе – вечная история, но если Вы знаете, что делать, как распознать, то это не доставит Вам никаких проблем.

А если вы хотите решить вопрос уверенности под руководисвом опытных ведущих, получить совет и поддержку – запишитесь на наши курсы или позвоните. Всегда рады помочь вам.

Источник: https://www.tren-kot.ru/stati-po-detskoy-psihologii/razvitiye-uverennosti-v-sebe-u-detey-i-podrostkov/

Как помочь подростку справиться с беспокойством?

Как помочь подростку проявить себя

Одна из причин тревожного расстройства в этом тысячелетии – круглосуточный доступ к новостям. Подростки, так же как и взрослые, имеют смартфоны и не могут быть изолированными от влияния информационного потока.

Неограниченный доступ к Интернету, а также повышенная склонность к беспокойству являются частью ежедневной жизни для молодых людей.

Как помочь детям справиться с этим непростым этапом и какие методы позволят родителям не допустить подростковую депрессию?

Непосредственное участие в жизни ребенка

Родители играют не последнюю роль в контроле подростковой тревожности. Есть много сфер, которые вам по силам регулировать, например, настроить поисковые фильтры и управлять ими, а также создать позитивную атмосферу в семье. Ваше влияние может быть колоссальным при условии, что вы будете интересоваться жизнью ребенка.

Беседуя с сыном или дочерью, вы поймете, какие проблемы их тревожат, и какие страхи их одолевают. Вы можете подсказать выход из сложной ситуации, сославшись на свой опыт, вы можете научить детей справляться с сомнениями и внутренними противоречиями.

Беспокойство будет частью жизни ребенка до тех пор, пока вы не предложите свою помощь.

Модель общения, закладывающая завышенные ожидания

Когда дети малы, легко определить их текущие цели. Например, в начальной школе вы можете говорить об аккуратности, таблице умножения, важности чтения и даже выборе будущей профессии. В это время детям все интересно, а свое взрослое будущее они представляют размытым, туманным, но прекрасным.

Поэтому и разговоры с родителями проходят в расслабленной непринужденной среде. Однако в этих беседах кроется одна большая опасность. Непреднамеренно вы посылаете ребенку сигнал о том, каким вам хотелось бы видеть его: о том, что он должен быть совершенным и успешным во взрослой жизни.

К тому времени как дети перейдут в среднее звено школы, некоторые из них начинают проявлять тревогу и обеспокоенность своими текущими результатами.

Первые опасения

Уже с 11 лет школьники начинают сравнивать свои успехи с успехами одноклассников. Родители, со своими завышенными ожиданиями, надеются на высшие баллы и похвалу от учителей. И если ребенку по какой-то причине не удается порадовать маму, он ощущает разочарование и начинает сомневаться в собственных способностях.

Переходя в среднюю школу, дети испытывают сильнейший стресс от новых педагогов, новых требований и новых условий. Фактически на них сваливается двойной страх: боязнь разочаровать семью и неспособность справиться с переменами. Они мучаются от головных болей, непосильных нагрузок и живут со страхом потерпеть неудачу.

Правильная установка

На этом этапе подросток представляет свое будущее более осязаемым и уже не таким безоблачным, как раньше. Он знает что если будет учиться плохо, то не сможет поступить в вуз и не получит престижную специальность.

В какой-то момент ребенок понимает, что не идеален, поэтому становится заложником своей тревоги.

Вашей задачей является напоминание того, что соревноваться нужно не с ветряными мельницами, не с одноклассниками, а с самим собой.

Независимо от того, какие оценки он имеет в данный промежуток времени, он всегда может прогрессировать. Кроме того, следует помнить, что для конкретного ребенка не существует идеального вуза, и в каждом учебном заведении студенты испытывают определенные сложности.

Подумайте о снижении требований и позаботьтесь о личном благополучии собственного чада. Вероятно, не самый престижный университет или колледж в состоянии сделать вашего ребенка счастливым.

Снижение планки означает, что подросток сможет дышать свободней и перестанет опасаться страха неудач, который дышит ему в спину.

К чему приводит ставка на высокие оценки?

Когда родители продолжают делать акцент на высокие оценки, это подталкивает некоторых школьников к бунту.

Ребенок видит явную нестыковку: “Я не собираюсь быть врачом, зачем мне корпеть над химией и биологией?” Взгляните на примеры из жизни знаменитых предпринимателей, ученых или писателей, далеко не все из них имели высокую академическую успеваемость во время учебы.

Они совершали прорыв в разных отраслях за счет гибкости своего ума и нестандартного мышления. Оба этих навыка не преподаются в школе, но оба являются важными во взрослой жизни.

Способность справляться с трудностями

Напомните детям о способности, которая заложена в каждом человеке. Чем больше у подростков полномочий, тем чаще они проявляют свою самостоятельность.

Не стремитесь приходить к ним на помощь по первому требованию, дайте время для оценки ситуации. Снять страхи поможет разговор, который уведет подростков в сторону потенциальных проблем.

Пока угроза остается надуманной и призрачной (я никогда не поступлю в институт), она не имеет реальной силы.

Вместо этого перенаправьте внимание детей на способность справляться с невзгодами: “Даже если ты не поймешь объяснения учителя с первого раза, ты поймешь материал, когда прослушаешь его снова” или “Не стоит бояться строгого учителя, он создает подходящую для учебы атмосферу”. Предложите ребенку поддержку: “Немного отдохни и посмотри телевизор, это понадобится тебе, чтобы набраться сил”.

Неудобные ситуации

Каждый раз, когда дети становятся обеспокоенными, родители беспокоятся вместе с ними. Желание помочь на бессознательном уровне проявляется у пап и мам со времен появления в доме новорожденного.

Когда младенец плачет, родители не могут спокойно переносить эти звуки.

По мере взросления детей меняются поводы для слез и разочарований, однако стремление оградить свое чадо от несчастий никуда не исчезает.

В подростковом возрасте тактика вмешательства оказывает детям медвежью услугу. Это поощряет подростков пасовать перед сложностями и избегать вещей, которые вызывают беспокойство.

Поэтому, когда ваш ребенок встревожен и не желает посещать дополнительные занятия или общественные мероприятия, не разрешайте ему делать этого. Он должен понять, каково это, проходить через трудности.

В конце пути обязательно отметьте усилия подростка.

Ограничьте время влияния электронных устройств

Когда дети имеют неограниченный доступ к электронным устройствам и Интернету, они сталкиваются с шокирующими новостями или киберзапугиванием. Они могут стать легко управляемыми и зависимыми от Сети.

Вы не заметите, как потеряете доверительную связь, а ребенок не будет воспринимать ничего, кроме экрана смартфона. Гипербдительное состояние опасно для неокрепшей психики детей.

Онлайн-связь с одноклассниками может включать в себя негативные моменты, поэтому дети становятся такими возбужденными и отчужденными.

Полноценный отдых

Предоставьте ребенку отдых от электронных устройств, дайте его мозгу возможность существовать в реальном пространстве. Не ждите, когда ваше чадо образумится и выпустит гаджет из рук. Этого не случится никогда, поэтому установите режим дня, где будет прописано, сколько минут подросток может находиться в виртуальном мире.

Исключите доступ к телефону перед сном, это необходимо для продуктивного восстановления детского организма ночью. Предупредите, что отлучение от мобильного устройства не является наказанием, это всего лишь отдых от влияния электромагнитных волн. Совсем скоро вы заметите, как подросток стал менее раздражительным и зависимым.

Ну а хороший сон поможет ему концентрировать внимание на выполнении ежедневных задач.

Источник: https://FB.ru/post/teenagers/2017/12/6/19276

Подростковый возраст: как помочь подростку его пережить? | Психологический центр «ТОЧКА»

Как помочь подростку проявить себя

Пубертатный период (или подростковый возраст) — подарок и проклятье. В этот период у человека происходят огромные изменения в головном мозгу, он становится невероятно восприимчивым к новому опыту.

Активно формируются новые нейронные сети и удаляются старые, ненужные, которые реже используются. Это помогает легко осваивать новое.

В связи с такой невероятной пластичностью и восприимчивостью любой новый опыт легко усваивается, как негативный, так и позитивный.

Почему сложно быть подростком

В связи с этим, подростки испытывают страсть и тягу ко всему новому, зачастую не связанному с тем, что требует усилий. Но это новое не всегда может носить благоприятный характер. То есть это с одной стороны много возможностей, а с другой — много опасностей.

В пубертатный период формируется т.н. “социальный мозг”, то есть те структуры мозга, которые отвечают за взаимодействие с другими людьми, за восприятия чужого мнения. И нет ничего важнее, чем отношения со сверстниками. Их мнение становится самым важным, тем, которое является определяющим в восприятии реальности и себя. Так что фраза: “Не обращай внимания”, перестает работать совсем.

В подростковом возрасте снижается базовый уровень дофамина. Дофамин — это нейромедиатор, который отвечает за удовольствие, положительные эмоции, за переживания, связанные с радостью, новизной, творчеством, юмором.

Низкий уровень дофамина влечет за собой подавленность и апатию, влияет на снижение мотивации к обучению.

Снижение базового уровня дофамина в подростковом возрасте отчасти объясняет, почему подростки часто жалуются на скуку и как-будто “ничего не хотят”.

Когда вырабатывается дофамин у человека?

В ряде случаев, перечислим основные моменты:

  • в ситуации риска, опасности, во время и после экстремальных ситуаций;
  • во время открытого эмоционального общения;
  • во время и после секса;
  • во время и после интенсивной физической активности (более 40 минут);
  • после хорошо выполненного дела;
  • некоторые психоактивные вещества также вызывают искусственный выброс дофамина;
  • победа в соревновании, в компьютерной игре, в любом виде деятельности;
  • одобрение окружающих.

Все эти виды деятельности сопровождаются “вознаграждением” в виде повышения уровня дофамина.

Таким образом, подростки стремятся к повышению своего сниженного уровня дофамин, выбирая один или несколько вышеперечисленных вариантов. И их можно понять) Со сниженным уровнем дофамина живется нелегко.

Как вы заметили, среди них есть как социально одобряемые, так и, напротив, социально неприемлемые способы.

Безрассудство подростков лишь частично можно объяснить недостатком самоконтроля. Во многом оно связано с большой чувствительностью к вознаграждению (про дофамин говорилось выше), гораздо большей, чем у взрослых.

Это значит, что подростки хорошо понимают про риски, не хуже чем взрослые, но гораздо больше уделяют внимания положительным сторонам (о чем бы ни шла речь — о мелком хулиганстве, о прогуле школы, о более серьезных проступках…).

Они обладают способностью фиксироваться на позитивных ощущениях от поступка, игнорируя риски, которые за этим последуют.

Как помочь подростку пережить подростковый возраст (несколько рекомендаций, которые могут быть полезными)

Помогать ему учиться самоконтролю. Используя для этого разные способы (упражнения, направленные на удержание внимания, спортивные тренировки, различные онлайн приложения, которые учат самоконтролю).

Важно развивать настойчивость и мотивацию. Мысль о том, что без “труда не вытащишь и рыбки из пруда” очень старая, но почему-то иногда о ней забывают. Необходимо учить подростка целеполаганию (логическая связка: цель-действия-промежуточный результат — оценка — действия — финальный результат).

Важно обращать внимание не только на результат, но и на действия, затраченные усилия. Учимся замечать и поощрять качество и количество усилий, затраченных на выполнение того или иного задания. Сдвиг мотивации с результата на процесс, на действия, на усилия — важная составляющая успешной деятельности.

Также в контексте развития саморегуляции необходимо умения замечать, осознавать и дифференцировать чувства и переживания, т.н. рефлексия. Ребенок учится рефлексии в первую очередь в семье.

Если члены семьи спокойно реагируют на проявление эмоций, внимательно относятся к чувствам и переживаниям друг друга, способны “опознать” и назвать их — то ребенок научается относиться к своим эмоциям и чувствам бережно и заботливо.

Стремление к риску можно направить в безопасное русло. Например поход в парк аттракционов, экстремальные виды спорта (сноуборд, водные лыжи, сплав по реке и тд), публичные выступления и др.. Любая деятельность, связанная с риском, но происходящая в безопасных условиях и контролируемой среде. Это снизит потребность искать рискованные ситуации где-то еще.

Общение среди сверстников — это ведущая деятельность этого возраста, проследите, чтобы оно тоже проходило в контролируемой и безопасной среде. Это могут быть психологические группы общения, подростковые клубы, группы изучения иностранного языка, лагеря отдыха, известные вам друзья.

Важно проявлять четкость. Говорить о том, какого результата вы от подростка ждете, как можно более детально все проговаривая. Важно проявлять максимальную четкость и при формулировании правил и последствий за их нарушения.

Также важно проявлять последовательность. Доводить решения до конца, не менять правила, стараться самим придерживаться договоренностей. Даже если в какой-то момент проще отступить, не забывайте, что последовательность — это самое большое сочувствие, которое можно проявить к подростку. Это то, что в числе прочего обеспечивает его психологическую безопасность.

Нужно постепенно снижать степень контроля. Передавайте подростку те зоны, с которыми он уже может справиться самостоятельно. Можно экспериментировать, отдавая ему больше ответственности, чем он способен на ваш взгляд, и, если он справился, оставлять все как есть, а если нет, то возвращаться на шаг назад, объясняя свое решение.

Поддержка со стороны родителей очень важна. В подростковом возрасте родительская поддержка заключается, в первую очередь, в доброжелательном внимании и ненавязчивой вовлеченности в жизнь ребенка

Это не значит лезть в личную жизнь ребенка, скорее, демонстрировать ему, что вы рядом и открыты к контакту, к помощи, и готовы ждать обращения к вам подростка столько, сколько потребуется.

☏ 8 (929) 639 30 61 с 10.00 до 19.00

Источник: http://tochka-centr.ru/2018/04/02/podrostkovyj-vozrast/

Системно-векторная психология. Как помочь пережить трудный подростковый возраст?

Как помочь подростку проявить себя

«Подростков всегда воспринимают как людей, склонных к стадному мышлению. Мол, они мыслят стереотипами. Но когда я был старшеклассником, меня волновало гораздо большее, чем просто сходить на свидание или потусоваться со своими дружками»

Джаред Лето

Огромное количество статей написано по данной теме. Тем не менее обсуждение вопроса: как помочь пережить трудный подростковый возраст по -прежнему актуально. Причин тому несколько: подростки с каждым годом становятся другими, привычные методы работы часто дают сбои, родители стали с большей долей ответственностью подходить к воспитанию своих чад.

Давайте разберемся, используя данные системно-векторной психологии, что мы знаем о современных подростках и как сделать так, чтобы переходный период прошел наименее болезненно как для ребенка, так и для его родителей.

Вспомни себя

«Почему говорят, что подростки — сумасшедшие люди. Почему взрослые так быстро забыли, как они были подростками, а если вспоминают об этом периоде своей жизни, то все равно не могут понять меня?»

 из рассуждений современного подростка

Какими словами обычно у нас характеризуют подростков? Агрессивные, невоспитанные, аморальные, депрессивные, непонятные, ненормальные и пр. То есть в первом десятке эпитетов, характеризующих подростков, хороших качеств мы не находим.

А между тем именно подростковый возраст является фундаментальным в становлении личности человека. И в одно мгновенье ребенок не может превратиться из прекрасного ангела в сущего монстра.

Даже если так воспринимается ситуация окружающими, работа по перевоплощению велась годами и проявилась на рубежном этапе развития человека.

Нередко родителям предлагают вспомнить себя в подростковом возрасте, те чувства, которые они испытывали несколько лет назад, дабы взрослые могли разговаривать на одном языке с подростком. Иногда подобный способ наведения мостов между родителями и взрослеющим ребенком помогает, когда они одного поля ягоды (т.е. с одинаковым набором векторов).

А иногда нет. Дело в том, что родители и дети могут оказаться совершенно разными людьми по натуре, существенно отличаться друг от друга в своих психических свойствах, в представлениях о должном, что «нормально» для родителей вовсе «не нормально» для ребенка и наоборот.

Тайное становится явным

Подростковый период несет в себе не только колоссальные физиологические, гормональные изменения, но и психологические. Этот возраст один из самых сложных периодов за всю жизнь, причем для каждого из нас. Разница лишь в том, что кому-то повезло чуть больше, кому-то чуть меньше в прохождении данного жизненного этапа.

Становиться взрослым непросто. Пограничное состояние от ребенка к взрослому становится благоприятной почвой для того, чтобы все, что было заложено социальной средой в ребенка проявилось в полной мере. Семена дают всходы.

Особенности прохождения отдельным ребенком подросткового периода зависят от того, что какое было это семя (природный векторальный набор), как за ним ухаживали (правильно ли развивали, реализовывали заложенный в ребенке потенциал, как прошла социализация), в какой почве, в каком климате оно росло (уровень развития общества, влияние внешних условий).

Время понимать

Итак, общие тенденции подросткового возраста: дети пробуют быть самостоятельными и независимыми. Для них важно чувствовать себя на своем месте в обществе. Сверстники, их интересы, ценности выходят на первый план в восприятии мира подростком, отодвигая на задворки родителей.

Ранжирование в социуме проходит бешенными темпами, особенно трудно приходится тем подросткам, которые до этого момента не выработали в достаточном объеме социальные навыки, не осознали свою роль в обществе.

Помощь родителей состоит, прежде всего, в понимании этих особенностей подросткового периода, что в свою очередь позволяет на более ранних этапах развития ребенка подготовить его к взрослой жизни, научить нужным, жизненно важным социальным навыкам и во время прохождения ребенком пубертата спокойно отойти в сторону и выполнять миссию «подушки безопасности».

Безопасность на минном поле воспитания

Кроме того, современным родителям не обойтись без точных знаний по психологии своего ребенка. Уже с рождения младенцы ведут себя индивидуально, в подростковом возрасте различия лишь усиливаются.

Одни подростки зациклены на поиске смысла жизни, осознания себя, другие мечутся в поисках большой любви, ощущая свое одиночество и ненужность никому, третьи с завидным упрямством делают все наперекор родителям, четвертые не хотят ничего делать и пр.

Зная вектора подростка нетрудно догадаться, как ваш ребенок будет себя вести и что нужно делать лично вам.

Скажем, подростки со зрительным вектором отличаются впечатлительностью, живут общением, эмоциями, доверительными отношениями с родителями, с близкими. Чувствовать с кем-то эмоциональную близость, чувствовать себя любимым и кого-то любить – жизненная потребность зрительника.

Тревожные звоночки для родителей, что что-то пошло не так в развитии их зрительного подростка – это истерики на тему «вы меня не любите, я никому не нужна, я страшная», легко перетекающие в угрозу суицида.

 Зрительный подросток на самом деле боится смерти, он пугает себя, других, чтобы добрать бурных эмоций, которых ему видно мало в жизни и получить желаемое от родителей или еще кого – то (поставьте мне 5 или я выпрыгну из окна).

Нотации здесь не работают, как и слезные просьбы родителей – нужно внутри подростка менять его отношение к действительности, чтобы он мог раздирающие его изнутри эмоции выводить наружу, реализуя себя.

На зрительников хорошо действует волонтерская работа, оказание помощи нуждающимся людям, так как это позволяет от внутреннего переживания за себя перейти на более высокий уровень развития зрительного вектора – к переживанию чужого горя, к состраданию другому человеку.

Сложно родителям приходится с звуковыми подростками. Это они без предупреждений, неожиданно для своего окружения идут на суицид. Однако, понимая его состояния системно, это можно предотвратить. Нехватки звукового вектора, находящиеся в духовной области приводят звукового подростка к краю пропасти, когда смерть оказывается реальней, чем жизнь.

При неправильном воспитании в качестве устойчивой тенденции наблюдаем, что из ребенка с анальным вектором в подростковом возрасте мы получаем упрямца, из кожного – ловкого манипулятора, безответственного лентяя, из орального – отъявленного лгуна, из зрительного – истеричную личность и т.д.

Это лишь отдельные примеры, на которых видно — подростки по-разному переживают период взросления в своей жизни. Сказывается и уровень социализации подростка, развитие, реализация его векторов и условия, в которых он растет.

Все, что могут сделать родители – постараться облегчить это время для своих детей.

Намного легче вовремя суметь заметить, когда что-то пошло не так в воспитании подростка и иметь возможность направить его развитие в нужное русло, если понимаешь общие механизмы взросления, знаешь подводные камни в каждом векторе.

Ольга Князева, педагог-психолог

Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Раздел: Психология

5 Окт, 2014 Комментариев: 0 1826
Всё о детях психология

Источник: http://svp.expert/psixologiya/kak-pomoch-perezhit-trudnyj-podrostkovyj-vozrast/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.