Как решить проблемы с математикой

Содержание

5 проблем с изучением математики из-за слабых иполнительных функци

Как решить проблемы с математикой

Исполнительные функции играют большую роль в успешном решении математических задач. Они помогают детям применять на практике известную им информацию и развивать новые навыки. Поэтому, когда у ребенка проблемы с исполнительными функциями, им тяжело дается математика, даже если они ее понимают.

Ниже перечислены проблемы, с которыми они обычно сталкиваются.

1. Делают домашнюю работу быстро и неправильно

Некоторые дети с проблемами с исполнительными функциями могут быть импульсивными или нетерпеливыми. Они делают домашнее задание быстро и кое-как. Когда дело касается математики, детям нужно хорошо понимать задание, но дети с проблемами с исполнительными функциями, скорее всего, не будут вчитываться в задачу и думать о том, что им нужно делать, они сразу приступают к решению.

Например, ребенок может предположить, что задача решается сложением, потому что так было вчера. Спеша начать, он не замечает, что в сегодняшней задаче во всех примерах стоит знак минус, а не плюс. Таким образом, он все решает неправильно.

2. Испытывают трудности с применением новых правил на практике

Для того, чтобы научиться новому, необходимо находить новые решения новых задач. Для этого необходимо обладать гибким умом, а также останавливаться и думать, прежде чем действовать. Но дети с проблемами с исполнительными функциями часто застревают на том, что уже знают. В результате, им трудно отступить назад, чтобы придумать другое решение проблемы.

Например, когда ребенок изучает дроби, он будет настаивать, что ¼ больше, чем ½, потому что он знает, что 4 больше, чем 2. Однако в этом случае, чем знаменатель больше, тем дробь меньше. Чтобы узнать, какая дробь больше, ему нужно понять эту систему, выучить новое правило.

3. Отвечают, не задумываясь

Некоторые дети с проблемами с исполнительными функциями решают задачи, основываясь на опыте. ­­Вместо того, чтобы оценивать каждую ситуацию осознанно, они дают ответ автоматически. Когда дело доходит до математики, они могут игнорировать ключевую информацию в задаче и из-за этого испытывают трудности с составлением уравнений.

Предположим, ребенок решает задачи на сложение. 3 + 3 будет 6, так он и отвечает. Потом он видит 3 – 3 и тоже пишет 6 в ответе. Дело не в том, что он не знает, как вычитать, но он видит 3 и 3 и отвечает первое, что приходит ему в голову.

4. Теряются посередине комплексных математических задач

При решении сложных математических задач важную роль играет рабочая память. Известная информация, освоенная раньше (например — формула, ответ из прошлой задачи, пример упражнения из учебника) может помочь в решении новой проблемы, но дети с плохой рабочей памятью легко теряются в выстраивании нужных действий.

Вот пример. Деля в столбик, ребенок забывает, что должен спустить остаток после вычитания. Он не может вспомнить, что ему делать дальше и сдается или приходит к неверному ответу.

Также, ученики часто должны показывать процесс своего решения задач. Для этого они используют черновик, на котором показывают пошагово, как они пришли к такому решению. Но дети с проблемами с исполнительными функциями неорганизованны. Они расписывают информацию по листку вразброс, что путает не только учителя, но и их самих.

5. Не осознают свои ошибки

Детям необходимо осознавать свое развитие и свои достижения. Дети с проблемами с исполнительными функциями не могут проанализировать свою работу. Им просто не может прийти в голову, что ответ не имеет смысла и им нужно найти свою ошибку или обратиться за помощью.

Допустим, такой ребенок заканчивает свой тест по математике раньше времени. Несмотря на то, что у него есть дополнительное время, он не проверяет работу на наличие ошибок – он не видит в этом смысла, так как уверен в том, что сделал все правильно.

Как Вы можете помочь?

Если проблемы с исполнительными функциями стоят на пути изучения математики у Вашего ребенка, ему можно помочь преодолеть их с помощью различных методов.

Начните с того, что приучите его вчитываться в задачу, прежде чем приступать к ее решению. Пусть он подчеркивает вопросы и выделяет маркером важные пункты (включая знаки «плюс» и «минус»). Он должен оценить, знает ли он, как решить проблему и нужна ли ему помощь. Пусть задаст себе вопросы, вроде «чем похожа и чем отличается эта задача он предыдущей?».

Помогите ребенку создать свой собственный список того, на что ему нужно обратить внимание прежде, чем сдать работу на проверку. Научите его самостоятельно проверять свою работу и выявлять ошибки.

Помогите Вашему ребенку со сложной домашней работой по математике:

Вот то, что нужно помнить, помогая ребёнку с трудной домашней работой по математике:

  1. Для начала, непонимание чего-либо сильно действует на нервы. Поддержите ребёнка и пресекайте весь негатив, который возникает в процессе работы.

  2. Попросите ребёнка показать примеры задачи. Например, похожую задачу, которую они решали в классе или пример из учебника, к которому прилагается правильный ответ.

  3. Если Ваш ребёнок не нашёл примера задачи, попытайтесь найти помощь в интернете. В учебнике Вашего ребёнка есть заголовки или какие-то ключевые слова, по которым можно найти статьи или примеры задач в интернете. Попробуйте несколько сайтов, в них наверняка подробно написано, как решать подобные задачи. 

  4. После того, как Вы найдёте пример задачи, спросите у ребенка, как ее решал учитель. Имея перед глазами решённый пример, ребёнок может вспомнить, как учитель решал задачу.

  5. Используйте пример задачи, чтобы понять, как пошагово решить ее. Запишите каждый шаг, который помнит Ваш ребёнок, решая вместе первую задачу. Это напомнит Вашему ребёнку, что математика — это процесс.

    Записывая рассуждения за Вашим ребёнком, Вы создадите список, который ребёнок может отдать учителю, чтобы показать, что он старался, даже если у него ничего не вышло.

    Используя этот список, учитель может объяснить, где именно ребёнок ошибся, чтобы в будущем он смог решить эту задачу. 

Чего стоит избегать, помогая ребёнку с домашней работой по математике?

Вот что нельзя делать в случае, если ребёнок обратился к Вам за помощью с домашней работой по математике:

  1. Не начинайте с вопросов вроде “а что тебе учитель сказал делать?” Если бы Ваш ребёнок помнил, что ему сказал учитель, он бы, наверное, не просил у Вас помощи. 

  2. Не надо сразу связываться с учителем. Дети, которые испытывают трудности с обучением или концентрацией внимания, легко сдаются и злятся, если у них что-то не получается, но важно показать им, что надо пытаться найти выход из ситуации, прежде чем просить помощи у учителя. 

  3. Не ограничивайтесь запиской, вроде “мой ребёнок не выполнил домашнее задание, так как не понял его”. Предоставьте учителю информацию о том, что именно не понял ребёнок. Так будет легче найти пробел и заполнить его.

Выводы

Источник

Источник: https://www.fastfword.com/ispolnitelnye-funkcii-matematika

Это нужно знать родителям, если у их ребенка проблемы с математикой

Как решить проблемы с математикой

Некоторые дети плохо разбираются в математике, в то время как другие испытывают неприятное чувство, которое называют математическим беспокойством. В таком случае учеба не приносит радость, и дети ощущают своеобразный внутренний прессинг или желание добиться успеха в математике, однако эти эмоции практически парализуют их.

Серьезные дисфункции

И все же у некоторых школьников существуют более серьезные проблемы с математикой, чем описанные выше. У таких детей может быть дискалькулия, математическая дисфункция, иногда называемая математической дислексией. Выдающиеся ученые и эксперты, разбирающиеся в вопросах когнитивной нейробиологии, говорят, что такие патологии довольно часто встречаются у современных школьников.

Итак, как узнать, имеет ваш ребенок дискалькулию или нет? Ниже приведены основные признаки, которые вам необходимо знать и которые помогут определить наличие тех или иных особенностей у вашего чада в зависимости от его возраста.

Дошкольники

Вас должно насторожить, если:

  • Ребенок не может сосчитать и пропускает числа. В то же время дети его возраста помнят эти цифры в правильном порядке.
  • Ребенок не понимает смысла подсчета. Как это видно на примере? Вы просите принести шесть машинок, он просто передает вам несколько игрушек, но не считает их количество.
  • Он изо всех сил старается расставить предметы по образцу – от самого маленького к большому или от самого высокого к низкому. Однако это не всегда получается.
  • У ребенка проблемы в понимании взаимосвязи между символом и словом. Например, он не может соединить в уме цифру «7» и слово «семь».
  • У него не получается связать число с предметами. Например, ему сложно понять, что число 3 используется по отношению к группам разнообразных вещей, таких как 3 куклы, 3 автомобиля или 3 человека.

Школьники

Эти особенности вашего ребенка должны насторожить:

  • Ребенку тяжело понять и запомнить общепринятые математические факты, такие как 1 + 3 = 4.
  • Он использует пальцы для подсчета, вместо того чтобы решить элементарные задачки в уме или же на бумаге.
  • Ребенку необходимо приложить много сил, чтобы распознать математические знаки, такие как “плюс” и “минус”. Ему не всегда получается правильно использовать их в решении примеров.
  • Ребенку сложно осознать такие математические термины, как “больше” и “меньше”.
  • Он неправильно располагает цифры, может поместить символы в другой клеточке или же поменять их местами.
  • Ребенку сложно решить элементарный пример без вычисления: 3 + 26 – 26. Также он не осознает, что от перестановки мест слагаемых сумма не меняется.
  • У него уходит много времени на то, чтобы изучить условия задачи и придумать к ней план ее решения.
  • Ребенок плохо ориентируется в подсчете очков, когда играет в спортивные игры или участвует в других соревнованиях.
  • Он с трудом понимает, что такое стоимость товаров, и такие понятия, как цена и сдача, для него сложны.
  • Он старается избегать ситуаций, в которых требуется понимание чисел. Это могут быть игры, предполагающие проведение различных подсчетов.
  • Школьнику сложно понять информацию относительно составления диаграмм и различных графиков.
  • Ребенку сложно определить, сколько жидкости в бутылке или же сколько ложек сахара нужно положить в стакан чая.
  • Ребенок испытывает неловкость, когда речь заходит о таких понятиях, как скорость, расстояние, направление. Сталкиваясь с данными терминами на практике, он теряется.
  • Школьнику сложно решить задачу разными способами. Например, вместо того чтобы добавить длину и ширину прямоугольника и умножить сумму на два, он начинает поочередно прибавлять каждую сторону.

Что делать?

Если вы полагаете, что у вашего ребенка дискалькулия, не паникуйте. Поговорите с учителем, обратитесь за помощью к директору школы. Возможно, педагоги станут уделять больше внимания обучению вашего чада и перестанут слишком занижать ему оценки.

Как бы там ни было, если вы понимаете, почему у вашего ребенка проблемы по математике, это поможет вам оказать ему квалифицированную помощь. Заверяйте его в своей любви и с добротой помогайте ориентироваться в арифметических науках.

Тогда ребенок получит необходимые навыки, которые понадобятся ему во взрослой жизни. Ведь математика, а точнее умение считать, – это важная составляющая повседневности.

Источник: https://FB.ru/post/babies/2018/4/28/17019

Что делать, если у ребенка проблемы с математикой

Как решить проблемы с математикой

Сталкивались ли вы с тем, что ребенок не может решить задачу или правильно сосчитать пример?

Если да и такая проблема возникала однократно или вы с ней сталкиваетесь редко, то возможно ребенок просто отвлекся или переутомился.

В таком случае обычно не нужно предпринимать никаких дополнительных мер, а просто простить ребенку его вычислительную ошибку.

Однако если ребенку трудно дается математика и он постоянно допускает ошибки в счете, то бездействие может быть чревато усилением проблемы.

В этой статье мы поговорим о том, какие проблемы с изучением математики могут возникать у детей и как их решать.

Трудности в дошкольном возрасте (6-7 лет), на которые нужно обратить внимание

  • Если ребенку трудно считать до 100
  • Имеет трудности в определении числа, которое следует за названным и перед названным числом
  • Имеет проблемы с пониманием того, что число может быть использовано для описания количества входящих в него объектов, например, не знает, что 5 может быть использовано для группы из 5 пальцев, 5 бананов и 5 кошек
  • Имеет трудности с распознаванием и записи чисел до 20
  • Пропускает числа при подсчете, не может считать десятками
  • Не может распознавать образы и не может сортировать предметы по размеру, форме или цвету

Проблемы в начальной школе

  • Трудности в подсчете с заданным шагом (+2,+3,+10) Например: 2, 4, 6, 8…
  • Невозможность мысленно рассчитать сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через 10 (13-8, 9+6)
  • Сложность распознавания основных математических знаков, таких как плюс или минус
  • Сложность распознавания дестяков и единиц числа
  • Не понимает понятие «больше чем» или «меньше»
  • С трудом запоминает основные математические факты, такие как 5 + 5 = 10, 14 это 7 и 7 (состав числа)
  • Не делает связь между связанными фактами математики (5 + 5 = 10, значит 10 — 5 = 5)
  • Имеет проблемы с распознаванием графического образа цифры
  • Использует пальцы, чтобы подсчитать, вместо того, чтобы посчитать в уме
  • Испытывает затруднения записывать цифры аккуратно в колонках при решении математических задач
  • Не может назвать, что в правой части примера
  • Избегает игры, которые включают стратегию, как шашки или судоку
  • Имеет трудности с использованием математики в реальной жизни, в том числе в таких вещах, как определение сдачи в магазине или подсчет, что можно купить на определенную сумму денег
  • Имеет проблемы с пониманием диаграмм

Если вы увидели некоторые из этих признаков у вашего ребенка в течение шести месяцев, это обозначает, что нужно не закрывать глаза на трудности ребенка, а предпринять шаги для того, чтобы помочь ребенку сформировать вычислительные навыки.

Вы можете точно не знать, что вызывает проблемы с математикой у ребенка, но есть шаги, которые вы можете предпринять уже сейчас, чтобы сделать процесс обучения легче.

Что может вызвать проблемы с математикой?

Для того, чтобы производить вычисления человек должен обладать рядом навыков: абстрактное мышление, хорошая память, уметь оценивать количество объектов, а также иметь способность к критическому мышлению.

Существует специальный термин, который используют при диагностировании расстройства счета.

Дискалькулия (от греч. dys + лат. calculo – считать, вычислять) – любое расстройство счета. Иногда имеется в виду только нарушение развития способности считать.

Часто является самостоятельным недугом, а не побочным следствием других нейрологических и психологических проблем. В основе дискалькулии лежит неспособность оценивать количество объектов с первого взгляда (то есть без пересчёта).

За эту функцию в мозге отвечает внутритеменная борозда теменной доли.

Исследования показывают, дискалькулией страдают от 7 до 14 процентов людей.

Это проявляется следующим образом:

  • Неспособность к быстрому распознаванию количества предметов в поле зрения.
  • Присутствие высоких сложностей при вычислении с помощью цифр. Например, человек, страдающий дискалькулией, не сможет понять, почему 59 + 13 = 72.
  • Наличие сложностей с абстрактным счётом времени.

Дискалькулия не является признаком низкого интеллекта.

Люди, имеющие дискалькулию, часто становятся поэтами, художниками, скульпторами, и, следовательно, не имеют проблем в изучении языков или других сферах.

Однако, дети с дискалькулией имеют психологические трудности с математикой и в целом с обучением в школе. Они настолько обеспокоены тем, что им снова предстоит считать и делать по истине трудное для них дело, что это снижает их производительность на уроках и математических тестах, снижает самооценку.

Как вы можете помочь ребенку с математикой?

Если ваш ребенок испытывает проблемы с математикой, то вы многое можете сделать. Зная, что проблема существует, вы и учитель можете найти наиболее эффективные способы формирования математических навыков без снижения самооценки ребенка.

Поговорите с учителем вашего ребенка.

Это отличный первый шаг к выяснить , почему ваш ребенок испытывает проблемы с математикой. Вы можете обратиться к учителю , чтобы получить список навыков , которым ребенок должен научиться к концу учебного года.

Это может дать вам ощущение того , что нужно не так многому научиться, как вы можете думать изначально.

Учитель может попробовать различные стратегии , чтобы помочь ребенку сформировать математические навыки и понять концепции математических действий.

Используйте визуализацию для математических действий.

Превратите абстрактную математику на бумаге в увлекательное манипулирование объектами. Например, для того, чтобы научить ребенка знакам «больше-меньше» используйте сказку о вороне.

Играйте в математику.

Ребенок не должен бояться вычислений. Попросите ребенка помочь вам сортировать белье и пары вверх носки. Или же отмерить ингридиенты для приготовления пищи или оценить стоимость покупок в магазине .

Объясняйте ребенку ПОЧЕМУ используется тот или иной математический знак и термин.

Пусть даже ваше объяснение не всегда будет научным.

Например, для того, чтобы объяснить ребенку уравнения, возьмите обычную кружку, напишите на дне кружки «х» и переверните ее вверх дном. Закройте одно из чисел и спросите ребенка, что под кружкой?

Скажите, что кружка спрятала (или съела) одно число. Какое?

Повышайте самооценку ребенка.

Трудности с математикой могут повлиять на вашего ребенка, на общую самооценку и общение со сверстниками.

Помогите своему ребенку признать его сильные стороны и опираться на них. Напомните, что вы им очень гордитесь и любите.

Рисуйте математику.

Используйте карандаш и ручку для того, чтобы оживить задачи и нарисовать небольшой мультик по сюжету задачи.

Покажите ребенку, как умножают в Азии, для того, чтобы он мог с легкостью справиться с умножением.

Общайтесь с другими родителями.

Это поможет вам понять , что вы не единственная семья, которая столкнулась с данными трудностями.

Наша группа и этот блог может помочь вам найти родителей, чьи дети так же испытывают трудности с математикой.

Это отличный способ пообщаться, найти единомышленников, обменяться идеями и стратегиями.

Попробуйте разные стратегии.

Есть упражнения и игры, которыми в домашних условиях вы можете помочь ребенку полюбить математику и помочь ребенку сформировать математические навыки.

Поиск и опробирование разных стратегий является лучшим способом, чтобы получить поддержать ребенка в обучении.

Чем больше вы знаете, тем лучше вы будете помогать ребенку формировать свои математические навыки и укрепите доверие ребенка к вам.

Учитесь техникам эффективного обучения

Для этого мы создали новый утренний тренинг «Научите ребенка быстро считать в уме»

Который состоится во вторник, 14 марта, в 6.00 по мск

На нем мы разберем

  • Разберете что нужно делать, чтобы ребенок умел считать в уме
  • Изучите технику «Яйца» для обучения счету с переходом через десяток
  • Изучите технику «Рожки» для быстрого счета в пределах 100
  • Узнаете как объяснить и быстро выучить состав числа (9 это 8 и 1, 7 и 2, 6 и 3 и т.д.)
  • Узнаете что делать, если ребенок постоянно ошибается в счете?
  • Узнаете как научить не путать «увеличь на/увеличь в, уменьши на/уменьши в»
  • Получите игры и упражнения, которые помогут ребенку сформировать навыки счета
  • Узнаете игру «Кузнечик» для развития мозга
  • Получите графические помогаторы для помощи ребенку по математике
  • Узнаете приемы письменных вычислений
  • Разберете сложение и вычитание больших чисел

Регистрируйтесь на бесплатный тренинг и за 1 утро решите вопрос с счетом раз и навсегда

Зарегистрироваться на тренинг бесплатно>>

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Источник: http://gladtolearn.ru/blog/chto-delat-esli-u-rebenka-problemy-s-matematikoj/

Что делать если не понимаешь математику?

Как решить проблемы с математикой

Ребёнок не понимает математику. Такое положение дел для родителей становится настоящей проблемой. Приходится много свободного времени тратить на домашние задания, нанимать репетитора для дополнительных занятий. И хорошо, если усилия и затраты окажутся не напрасными. Но, к сожалению, во многих случаях вопрос, — «что делать, если ребёнок не понимает математику», — остаётся открытым.

Особенно трудности малыша с точной наукой беспокоят взрослых, которые и сами в своё время прошли через унижение математикой.

Когда даже самая простая задача кажется неразрешимой, а уравнения приводят в ужас, как могут мамы и папы помочь своим детям? Мы предлагаем несколько простых советов и надеемся, что они станут подсказкой для взрослых – что делать, если вообще не понимаешь математику, но хочешь научить ей своего ребёнка.

Какие есть варианты?

Почти каждую задачу можно решить несколькими способами.

В случае, когда ребёнок совсем не понимает математику, тоже можно пойти разными путями:

  • искать способы развития нужных в изучении математики способностей;
  • признать, что у школьника нет задатков к математике и тем самым признать его ограниченность;
  • вступить в ряды сторонников отказа от обязательного изучения математики в школе.

Как ни странно, вопрос об отмене в школах этой дисциплины возникает всё чаще. Одни считают, что это абсолютно бесполезный в жизни предмет. Другие же, наоборот, уверены в великой ценности науки во всех сферах нашей жизни. Между прочим, даже среди филологов, людей искусства и культуры (стопроцентных гуманитариев) есть много приверженцев математики. А потребность в точной науке объяснить не сложно:

  • она развивает логическое мышление, которое помогает делать правильные выводы;
  • развивает системное мышление, без которого становится невозможным планирование, выбор важных задач, поиск нужной информации.

«Математика учит точности мысли, подчинению логике доказательства, понятию строго обоснованной истины, а всё это формирует личность, пожалуй, больше, чем музыка». Так о пользе математики в своё время сказал А. Д. Александров.

А что делать, если совсем не понимаешь математику?

Ищем причины трудностей ребёнка в изучении точной науки

Люди, которых мы называем «технарями» за  их точное, логическое мышление, считают математику самой простой и понятной наукой. Объясняют они это так:

  • Здесь не нужно ничего зубрить. Если ты понимаешь принцип решения задачи, то сумеешь без труда вывести любую формулу.
  • Математика последовательна и логична. Новая тема является продолжением предыдущей, и все они связаны между собой.
  • В задачах по математике не может быть разных толкований, туманных ответов. Всегда есть конкретное, точное решение, единственно правильный вывод.
  • Когда ты начинаешь понимать математику, то видишь её красоту и изящество.

Но что делать, если совсем не понимаешь математику? Тем более, как с этой проблемой справиться ребёнку? Что ж, в такой ситуации самый простой выход – смириться. Легко поверить в то, что школьнику просто «не дано» понять эту великую науку и уделить внимание на изучении доступных дисциплин.

Зато у него всё хорошо с историей, географией, английским языком… Стоп! Ваш ребёнок учит английский язык и у него хорошие результаты? А вы знаете, что этот предмет имеет сложную логичную структуру? Значит, всё-таки есть у ребёнка способности.

Вот и психологи на вопрос: «что делать, если ребёнок вообще не понимает математику», советуют искать настоящую причину. А таких может быть несколько:

  • Взрослые дали понять ребёнку, что математика ему не по зубам. А он поверил, так как дети очень зависят от мнения взрослых, особенно родителей и педагога.
  • В начальных классах сложности могут быть связаны вовсе не с отсутствием математических задатков, а с тем, что ребёнок ещё плохо читает. При чтении по слогам детям сложно вникать в смысл текста. На это нужно вовремя обратить внимание, ведь если малыш не поймёт основы, дальше будет только хуже.
  • Когда родители придают большое значение оценкам, выдвигают слишком высокие требования, ребёнок всё больше тревожится по поводу своей математической «отсталости». Лучшим ответом на вопрос — «что делать, если не понимаешь математику», — они выбирают нежелание даже пытаться. Неуверенность, страх неудачи – самые сильные антимотиваторы.
  • Блоки в восприятии знаний могут возникать неосознанно из-за использования в математике таких слов, как «требование», «необходимо», «условие», «выполнить».
  • Методы обучения, форма подачи материала – всё это важные условия успешного обучения. В рамках обычной школы очень мало по-настоящему увлечённых наукой педагогов, способных пробудить в детях живой интерес к математике.

Ребёнок не понимает математику. Что делать? Полезные рекомендации

Первым делом родители должны понять свою роль в обучении ребёнка. Она сводится к тому, чтобы зажечь интерес у школьника и показать достоинства царицы наук. В этом помогут простые средства:

  • Покажите детям красоту математики, выраженную в обыденных, понятных вещах: в архитектуре, в природе.
  • Покажите необычные стороны науки, которые позволяют измерить и сравнить всё на свете.
  • Не ругайте за ошибки и плохие оценки. Наоборот, поощряйте движение вперёд и учите использовать полученный опыт с пользой в поиске новых, правильных решений.
  • Приходите в школу Соробан™. Наши тренеры точно знают, как вам помочь: soroban.ru

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a79ebde00b3dd09ac4058f6/5a7b35ba00b3ddd0f6e3b61c

Как научить ребенка математике

Как решить проблемы с математикой

Математика — наука «не для всех». Считаете именно так? Опустили руки и решили, что «не дано» (ни вам, ни ребенку)? Рано отчаялись! Есть способы научить ребенка математике быстро и легко. В любом возрасте. Делимся наблюдениями и секретами.

www.vladtime.ru

Современное образование во многом построено на развитии аналитических способностей — это факт, творчеству уделяется совсем мало внимания. Но! О пользе развивать оба полушария головного мозга слышал, пожалуй, каждый. Все в ваших руках! Ищите нестандартные методы и решения, тогда ваш ребенок полюбит математику и не будет испытывать сложностей в школе.

Психологи сообщают неутешительную статистику.

 В школу приходит более 50% детей с творческими задатками, а уже через полгода их число снижается до 10%.

А все почему? От них требуется все делать «как учительница сказала», главный мотив — угодить учителю, маме и т.п.

Математика требует абстрактного мышления, но у младших школьников оно развито плохо.

Это данность, которую важно понять и принять. Как родителям, так и педагогу предметнику, который взял пятый класс, и на фоне старшеклассников, конечно же, чувствует колоссальную разницу.

avatars.mds.yandex.net

Родители «в шоке», ребенок «в стрессе». Как так, ОН НЕ ПОНИМАЕТ МАТЕМАТИКУ… А вот так! Он хочет понять, но не всегда может это сделать без квалифицированной помощи взрослого. А мама и папа не всегда знают, как правильно объяснить, ведь их «учили не так», да и современные учебники не всегда могут похвастаться доступностью и грамотностью изложения материала.

Итак, постараемся понять, чем мы можем помочь ребенку в математике, не дожидаясь, пока появятся проблемы в старших классах.

У ребенка проблема с математикой? есть решение!

Чтобы привить ребенку интерес к математике и научить ее любить, не ждите начала обучения в школе. Займитесь математикой с ребенком гораздо раньше. В игре, в обычных ежедневных заботах и хлопотах, во время прогулок и походов в гости. Отвечайте на вопросы, проигрывайте нестандартные ситуации и давайте малышу «пищу для ума».

steshka.ru

ПРОБЛЕМА: Ребенок не может что-то посчитать в уме.
Причина: Он не может представить, ему нужно увидеть предметы счета, произвести с предметами какие-то действия.

Решение: Попробуйте использовать «абакус» (счеты) или другую наглядность. Это поможет ребенку «почувствовать» числа.

Рисуйте графики, схемы, объясняйте «на кошках» — все, что угодно, главное — НАГЛЯДНО! И это касается любых тем в любом классе.

Просто к пяти прибавить шесть — это ни о чем, а вот к пяти ЯБЛОКАМ прибавить три ЯБЛОКА — тут все предельно ясно. Ребенок не понимает дроби? Попробуйте резать пиццу или ломать палочки. Возможно ваш путь в математику именно такой!

Если ваш малыш делает первые шаги в мире математики, начинает изучать цифры и учится считать, рекомендуем почитать:

ПРОБЛЕМА: Ребенок не может выучить таблицу умножения.
Решение: Используйте не «зубрежку», а другие методы.

На самом деле, из 100 примеров выучить нужно всего 15, остальные поддаются «дрессировке». Можете попробовать ментальную арифметику. И успокойтесь. Можно не знать таблицу умножения, но успешно ее использовать.

В конце концов — важна логика мышления. На крайний случай можно и сложением/вычитанием заменить.

Полезные советы вы найдете в наших статьях:

ПРОБЛЕМА: Ребенок не любит математику.
Причина: Не любят обычно то, что плохо получается, где нужно прикладывать много усилий, где не радует результат (плохие отметки), не нравится учитель.
Решение: Найдите первопричину и попробуйте исправить ситуацию.

Традиционная методика обучения математике основана на разделении материала на блоки. А вы попробуйте мыслить иначе.

Вот пример. Дошкольнику дают 3 палочки и просят составить из них квадрат. Не получается. Что делать? Дают еще одну. Из четырех палочек все получилось. Обычная ситуация из жизни.

Но! В 4 классе, на теме «Периметр квадрата» этому ребенку не нужно будет вдалбливать правило, что периметр — это то-то и то-то. Он ВСПОМНИТ 4 палочки и САМ найдет решение в своей голове, ДОДУМАЕТСЯ до него.

Если в математике использовать такой подход, у ребенка не возникнет проблем, он полюбит этот предмет и с радостью будет решать задачи, уравнения примеры.

Чаще используйте занимательный материал, чтобы привить ребенку интерес к математике.
Рекомендуем почитать:

«У него нет способностей к математике». Это утверждение не выдержит никакую критику, если ребенок достаточно успешен по другим предметам. Например, по иностранному у него нет проблем, а там тоже нужна логика. Значит, дело не только в способностях…

Если ребенок не уверен в себе, очень зависит от мнения окружающий (родителей, учителей), он, как правило, может испытывать бОльшие трудности, чем любознательный и уверенный в себе ученик. Постарайтесь в таком случае объяснить, что трудности — это нормально, и если систематически заниматься математикой в школе и дома, все будет хорошо.

«Эффект снежного кома» наступает тогда, когда появляются пробелы в знаниях (пропустил, не выучил, не понял и т.п.). Нужно не допускать таких ситуаций, своевременно наверстывать упущенное.

ПРОБЛЕМА: Ребенок не умеет решать задачи.
Причина: Иногда школьнику не совсем понятен смысл написанного, суть вопроса.

Решение: Для начала попробуйте «перевести» условие задачи на понятный ребенку язык. Можно рассказать его своими словами, как сказку или веселую историю. Можно зарисовать в виде схемы или даже комикса.

Как только появится «эмоциональная составляющая», решение может прийти неожиданно быстро.

Как научить ребенка решать задачи: рекомендации родителям

Вопрос «Как научить ребенка решать задачи по математике» преследует некоторых родителей даже во сне. Как? Как сделать так, чтобы он наконец понял?

Решать задачи ребенку придется часто: и по математике, и по алгебре, и по геометрии, и по физике, и по химии. Поэтому стоит раз и навсегда понять, как это делать, ведь есть общие закономерности, которые применимы к любому предмету. Мама не может (и не должна!) учиться в школе ВМЕСТО сына или дочки, и уж тем более не должна делать «домашку» вместо них. Вместе — да, но не ВМЕСТО!

soroban.ua

«Решение задач — это практическое искусство, подобно плаванию, или катанию на лыжах, или игре на пианино: вы можете научиться этому, только практикуясь … если вы захотите научиться плавать, то вынуждены будете зайти в воду, а если вы захотите стать человеком, хорошо решающим задачи, вы вынуждены их решать». (Математик и педагог Д. Пойа).

Любая задача состоит из 4 составляющих:

1. Условие
2. Вопрос
3. Решение
4. Ответ

Самое главное, чему нужно научить ребенка:

  • Ответ задачи скрыт в ее условии. 
  • Ответ нужно списывать с вопроса.
  • Ответ всегда начинается с числа.
  • Ребенок должен четко знать значение «математических фраз»: «больше/меньше в… раз», «больше/меньше на…» и др.
  • Ребенок должен знать понятия «слагаемое», «уменьшаемое», «вычитаемое» и т.д.

Только после этого условия задач не будут казаться такими запутанными и сложными, а решение станет простым и очевидным.  

Что нужно сделать, чтобы решить задачу по математике?

  • Нужно внимательно прочитать задачу и выделить эти 4 части.

Решение любой задачи сводится к одному: по двум данным найти третье (неизвестное). Итак, что нам известно? Что мы должны найти?

  • Составить краткую запись, сделать схематический рисунок или любым другим способом превратить задачу в «живую» наглядность.

Это поможет ребенку понять, что происходит в тот момент, который описан в условии задачи. Иногда можно продемонстрировать, как «Коля раскладывал тетрадки на 3 стопки…» или как «Миша разрезал яблоко на 4 части…» Разыграйте сценку, чтобы ребенок оказался сам «внутри задачи». 

  • Проверьте правильность решения обратной задачей.

Не торопитесь сообщать, что «ты решил верно» или «ответ не верный». Подставьте получившиеся значения и проверьте. Возможно, не так все просто, в задаче не одно, в два или даже три действия. Пусть ребенок порассуждает сам, вы лишь направляйте.

Чтобы научить ребенка решать задачи, нужно сформировать привычку это делать, и делать это с удовольствием. А этому можно научить!

К решению любой задачи нужно подходить творчески. Не получается так — попробуйте иначе. 

  • Попробуйте дать задачу, которая содержит лишние сведения. Ребенок сам почувствует, что важно, а что можно смело «опустить».
  • Попробуйте нестандартные ситуации. Пусть в вашей задаче будет два или даже три варианта решения.

И самое главное! Не ждите, что вы научите ребенка решать задачи, выполнив с ним одну-две похожих. Навык нужно довести до автоматизма, задачи нужно научиться «чувствовать».

Главные выводы

  • Ребенок знает не то, чему его научили, а то, с чем он столкнулся в жизни.

Поэтому в математике главное не учебный материал, а те методы, с помощью которых ребенок его осваивает.

  • В обучении ребенка математике важна мотивация.

Постарайтесь поговорить со своим школьником. Объясните, что он учится не ради отметок в дневнике, не для того, чтобы угодить учительнице и порадовать маму, и даже не для того, чтобы поступить в ВУЗ.

Работодателю не нужны люди, которые могут быстро умножать и делить — для этих целей есть калькулятор и «умные» бухгалтерские программы.

Нужны люди, умеющие анализировать, выдвигать гипотезы, придумывать новые пути решения. 

В беседе постарайтесь уцепиться за то, чем ваш ребенок увлечен. Математику можно «прикрутить» практически к любой сфере деятельности: программисту — нужна, инженеру — нужна, строителю — нужна и т.п.

Ребенок-гуманитарий скажет вам «фи», но и тут можно найти аргументы «за».

Возможно, квадратные уравнения ему не особо пригодятся, но умение аналитически мыслить, которое он приобретет в результате их решения, пригодится в жизни на все 100%.

Помогите ребенку увидеть в изучении математики СМЫСЛ!

  • Быстрый счет — не самоцель.

Научить ребенка быстро считать — не так важно, как научить его мыслить. Нестандартная задача поставит «обычного» ученика в тупик, а мыслящий — найдет решение.

  •  Математику не нужно бояться.

Помогите ребенку преодолеть страх перед математикой. Не нагнетайте обстановку, не говорите, что это трудно, не блокируйте познавательный авантюризм.

Источник: http://rastishka.by/articles/kak-nauchit-rebenka-matematike/

Я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак: кто главнее – тот и умнее

(Народная мудрость)

«Ребенок не понимает математику», – как зачарованные повторяют учителя и родители при каждом «удобном» случае. «Плохая» оценка, выставленная учителем, ассоциируется с плохим пониманием математики учеником.

Логично … Если, конечно, логика у человека полностью разрушена.

А Вы уверены, что это именно ребенок не понимает математику?

… И вот что удивительно: более половины родителей вообще не понимают, о чем идет речь, когда речь заходит об этом!..

“Как объяснили – так и понял”

Существуют простые факты. И именно в силу своей простоты они неопровержимы.

Почему, например, у В.Ф. Шаталова все ученики понимали школьную математику? ВСЕ. У него учились самые обычные дети. Он не проводил «тестирование и отбор» при приеме в школу, в том числе, с участием психологов. Его будущие ученики не ходили на «подготовку к школе», стоимость которой сопоставима с обучением в ВУЗе. Его школа не была «элитной» или «школой молодых гениев».

Он частенько приглашал в свой класс детей, которые до этого «не понимали» математику и через короткое время все они – о чудо! – начинали понимать …

Начало

Кто неправильно застегнул первую пуговицу уже не застегнется как следует

Гете

Я узнал о его методике спустя много лет после окончания школы. И не обнаружил в ней ничего, что не было бы мне известно и понятно. Как и любому образованному и, при этом, нормальному взрослому человеку.

Более того.

Меня в начальной школе учила самая обыкновенная учительница начальных классов, без высшего образования. Дочь железнодорожника, Шеломенцева Виктория Викторовна (видите, даже имя запомнил, потому, что связанные с ней воспоминания – только приятные). Она использовала те самые, простые и понятные методы обучения, которые, как я узнал позже, являются Методами.

В нашем классе даже парочка отъявленных балбесов – и те «понимали математику». «Неблагополучная семья», дурное влияние улицы и все такое … Но в начальной школе я никогда – просто никогда – не слышал: «Мне это совсем непонятно…», со слезами отчаяния.

Шахматы VS математики

Представьте, что юных шахматистов начинают обучать игре следующим образом.

Сначала их заставляют выучить названия всех клеток шахматной доски. С пристрастием проводят многочисленные контрольные опросы, заставляя вспоминать названия клеток в прямом и обратном порядке, а также группами и вразброс. За малейшую неточность снижают оценки.

Когда дети усовершенствовались в «азах игры», их заставляют раскрашивать заученные клетки разными ручками: каждую в свой цвет. И, снижают оценки, если ребенок забыл, например, каким цветом следует закрасить Е2, а каким F3.

Следующий шаг в продвижении к “пониманию” состоит в том, что еще не отчаявшимся научиться играть в шахматы, показывают, как ходит пешка. И «тренируют» это. Несколько месяцев.

«Что тут такого?», спросите Вы, если никогда не изучали шахматную игру. «Постепенность».

Да, конечно.

Нецелесообразно – избыточная постепенность, которая сама по себе является признаком непонимания, изначально заложенного в «систему» обучения.

Что-нибудь напоминает? Не сомневаюсь, если Ваш ребенок грызет основы математики в современной начальной школе.

Запоминание VS понимания

Ну зачем, скажите, решать десятки, если не сотни примеров, месяцами тиражируя одно и то же действие? Вроде сложения трех простых чисел, заключенных в круглые и фигурные скобки, нарисованные разноцветными ручками.

Или, может быть,

Вы заранее знаете, что таким образом математику понять невозможно и поэтому ее следует «запомнить»?

Как требуют в школе запоминать (именно запоминать) «счет через десяток». И тупым повторением непонятого материала пытаются «продолбить» дыру в детском непонимании.

Абстрактное VS конкретного

или математика вслепую

Да, … и в «шахматной аналогии» я совсем забыл отметить, что все перечисленное выше детей заставляют делать «вслепую». То есть им запрещают использовать шахматную доску.

Вообще.

А того, кто тайком пронес в класс и спрятал под партой шахматные фигурки – наказывают.

Так же, как при обучении основам математики детям запрещают использовать любые предметы и даже пальцы.

… У меня первое знакомство с математикой ассоциируется с:

  • счетными палочками на парте

  • огромными деревянными счетами у доски.

Ну, так это же давно было … А наука не стоит на месте, понимаю …

Питер Брейгель Старший поистине прозрел пришествие современных школьных методов преподавания математики, когда написал свою картину «Слепой ведет незрячего».

Там, кстати, все участники процесса получили плохие оценки и попадали в яму.

Так же, как в глубокое непонимание впадают те «профессионалы», которые не осознают, что

математика это абстрактное явление. И поэтому начинать изучение ее основ следует исключительно предметным методом.

Особенно, с учетом широко известного факта: аналитическое мышление у детей начинает просыпаться годам к 10. Учить же математике их начинают с 7, а то и 5-6 лет.

А если ребенку не повезло, и он попал на «подготовку к школе» (не дай Бог – «элитной») – прямо в руки к учителю – шарлатану, то его шансы выбраться из ямы непонимания стремительно падают … Зато шансы попасть в объятия тех же шарлатанов, но уже переодетых в мантии репетиторов, увеличиваются по экспоненте.

(Между прочим, исследователи творчества Брейгеля заметили, что на той картине некоторые участники процесса ослеплены насильственно…)

Нисхождение

Спустимся с Небес

Почему мой сын – второклассник понимает математику?

Настолько, что вполне мог бы учиться на 3-4 класса старше? Почему, покупая конфеты в магазине, он считает сдачу быстрее, чем продавец? А арифметические действия с 2, а иногда и 3-значными числами выполняет быстрее, чем его учитель? И почему единственное, чего он не понимает в «математике» –  это какого цвета ручку следует использовать «для вот этих скобок»?

Вряд ли непонимание математики является проблемой развития Вашего ребенка.

Гораздо вероятнее, что это проблема деградировавшей системы преподавания, «переупаковавшей» свою неспособность в «неспособность» Вашего чада.

И это еще достаточно мягко сказано.

Я уверен, что Ваш ребенок МОЖЕТ ПОНЯТЬ МАТЕМАТИКУ – легко. Если Вы перестанете рассчитывать на то, что его обучат этому в школе. Иногда, конечно, случается …

Но мне представляется, что воспитание ребенка – это не тот случай, когда следует полагаться на случай …

ПОНРАВИЛОСЬ? ПОДЕЛИТЕСЬ СТАТЬЕЙ С ДРУЗЬЯМИ

Источник: http://Butorov.ru/math.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.