< Как синестезия влияет на наслаждение? - Психолог

Как синестезия влияет на наслаждение?

ББК Ш5(2)6-336-4

УДК 821.161.1-31

Т. Э. Никитина

T. Nikitina

г. Челябинск, ЮУрГУ

Chelyabinsk, SUSU

Аннотация: Статья посвящена статусу синестезии как художественного приема. Выявлены функции синестезии в литературе на примере поэтических текстов Ивана Бунина. Проведен анализ бунинской синестезии.

Ключевые слова: синестезия; синтез искусств; двучленная синестезия.

Abstract: This article is devoted to the status of synaesthesia as artistic device. Identified functions of synaesthesia in the literature as an example of poetic texts by Ivan Bunin. The analysis of Bunin’s synaesthesia.

Keywords: synaesthesia; the synthesis of the arts; two-term synaesthesia.

Синестезия как феномен вызывает интерес ученых уже на протяжении трех столетий. Можно выделить следующие научные области, исследующие синестезию: психология, нейрофизиология, медицина, лингвистика, литературоведение, искусствоведение, философия, культурология, эстетика.

Синестезия — это явление восприятия, когда совмещаются ощущения разных органов чувств, к примеру, человек слышит звуки, но выражает свои впечатления через зрение, обоняние, осязание, вкус. Термин «синестезия» появился и вошел в теорию искусства более ста лет назад. Впервые его употребил физиолог И.

 Мюллер для характеристики феномена «неадекватности» ощущений и предпринял первые попытки объяснить явление «соощущения» [3, с. 1].

Сейчас этот термин чрезвычайно популярен в литературоведении и лингвистике, но до сих пор ученые не объединили усилия для создания единой теоретической базы относительно этого феномена, что затрудняет процесс его изучения.

Синестезия в литературе — это межчувственная ассоциация, со-представление, являющее собой неотъемлемый компонент авторского художественного мира.

Синестезия является базовым, неосознанным механизмом работы сознания и проявляется на различных уровнях восприятия человеком окружающей действительности, но нас интересует только процесс творческой деятельности.

В литературоведении синестезия трактуется как отдельный троп, именуемый «особой формой метафоры» или «специфическим подвидом». Она участвует в создании художественного образа, воплощая сложность, многогранность чувственного восприятия мира.

В системе образных средств языка, как и в любой другой системе, существует определенная иерархия, где каждый стилистический прием занимает определенное место.

Так как синестезия скрещивает два и / или более чувственных образа, то выделяют двучленные синестетические конструкции и многочленные.

Двучленная синестезия предполагает совмещение двух чувственных образов, где один из компонентов выступает в прямом значении, а другой в переносном, появившемся на основе метафоры [2].

Основными направлениями изучения феномена являются: синестетические переносы, синестезия как средство поэтики, музыкальная синестезия и синестезия в различных видах искусства.

Иван Алексеевич Бунин дебютировал в литературе как поэт, продолживший классические традиции, но отличавшийся особым типом восприятия действительности. Сам он говорил о своем творчестве: «Я поэт больше, чем писатель». Александр Твардовский во вступительной статье к собранию сочинений Бунина в 6 томах писал о поэзии Ивана Алексеевича следующее: «…

поэзия Бунина, долго представлявшаяся его литературным современникам лишь традиционной и даже „консервативной“ по форме, живет и звучит, пережив великое множество стихов, выглядевших когда-то по сравнению с его строгой, скромной и исполненной внутреннего достоинства музой сенсационными „открытиями“ и заявлявшими о себе шумно до непристойности» [1, c.

 38].

Синестезия представляет собой неотъемлемый компонент художественного мышления Ивана Бунина, на ней строятся оксюморонные образы произведений поэта. Автор проводит связи между вкусами, запахами, звуками, зрительными образами, осязательными ощущениями, чтобы достичь нового эстетического воздействия и пробудить межчувственное воображение читателя.

Вкусы и запахи занимают в стихотворениях и прозе Бунина особую, исключительную роль. Они являются неизменным средством выразительности, ключом к описанию мира, характеров, времени и места в бунинских произведениях.

Автор совмещает личное и универсальное восприятие. Его мир густо наполнен конкретно выраженными запахами, вкусами, зрительными образами, которые соединяются между собой в неповторимую бунинскую синестезию, где личное восприятие берет верх над универсальным.

Словесная рефлексия собственных ощущений у Бунина всегда отличалась метафоричностью и эмоциональностью, реализуясь в тропах и фигурах, которые основаны на межчувственных переносах.

Его комбинации исходят из собственного чувственного опыта и специфики мировосприятия, он совмещает объективные и субъективные впечатления, клишированные художественные образы и личные.

Лидирующую позицию в бунинской поэзии занимает осязание и его синтез с другими чувствами. Осязательная синестезия используется для рефлексии ощущений, связанных с состоянием природы, для выражения впечатлений от пейзажа, который наблюдает поэт, она характеризует с новой, неповторимой стороны запахи: «под степною хатой, в жарком аромате

», звуки: «этот легкий скрип…», «идет тяжелый гул по липам…». Эти характеристики позволяют отделить синестетические приемы, демонстрирующие уникальность бунинского восприятия: «под этот влажный шум и грохот…», от клишированной образности: «сладкий сон их нарушает ветер…

», ставшей литературным штампом.

Особенность зрительной синестезии заключается в том, что Бунин использует ее для описания и запечатления каких-то абстрактных явлений, которые невидимы для человеческого зрения: «я свергну трон слепой и мрачной веры…», «И красный бред томил меня…», и она почти не употребляется без сочетания с осязанием или слухом, реже со вкусом.

Без зрительной синестезии не обходится описание природы и окружающего мира, при этом палитра имеет, в основном, лишь два оттенка — светлый: «спит море. Теплый лунный свет…», «дневной холодный свет, блистая, отражает…» — и темный: «чернели грубо баржи на канале…

», «среди ее холодной тьмы!..».

Неотъемлемым мотивом слухового восприятия у Бунина становится тишина: «звезды тихим светом…», «я слышу жалобу: в ней тихая печаль…». Она связана с особым состоянием природы и одиночеством лирического героя.

Тишина контрастирует со звуками очень резкими и громкими: «под этот влажный шум и грохот…», «покрой их звоном благостно-тяжелым

», которые сочетаются с осязанием, при этом слуховое восприятие Бунина имеет свой цвет «Свет серебристый, тихий, вечный…» и вкус «Земля, Земля! Весенний сладкий зов!..», «Печальные и сладостные звуки…».

Такое противопоставление в сочетании с другими сенсорами ведет к неожиданному воздействию и необходимо для более точного сохранения и передачи впечатлений.

Вкусовой букет у Бунина сладкий, либо горький, объединен с обонянием и составляет с ним образное единство, которое раскрывается в пейзаже: «Свежо и сладко пахнет можжевельник…», «Пахло горьким дымом хижин…».

Стоит заметить, что в бунинских пейзажных фрагментах преобладает зрительно-осязательная синестезия: «Падает светом холодных лучей…», «Чернели грубо баржи на канале…». Автор не только дает нам возможность видеть глазами, слышать ушами, но и втягивает в свой мир всеми пятью органами чувств, привлекая весь спектр ощущений к запечатлению окружающего мира.

О выразительности Бунина Твардовский написал следующее: «По части красок, звуков и запахов, „всего того, — выражаясь словами Бунина, — чувственного, вещественного, из чего создан мир“ предшествующая и современная ему литература не касалась таких, как у него, тончайших и разительнейших подробностей, деталей, оттенков» [1, c. 30], а сам Бунин в своем автобиографичном произведении «Жизнь Арсеньева» вспоминал: «Зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги».

Таким образом, мы смогли рассмотреть специфику синестезии на конкретных примерах. Подводя итог, можно определить, что синестезия выполняет изобразительную функцию, характерологическую, психологическую, оценочную, а также функцию создания эффекта неожиданности и непривычности.

У Бунина наиболее выражена осязательная синестезия, которая в сочетании с запахом, вкусом и зрением помогает почувствовать невидимое и неслышимое, что становится достижимо благодаря призме бунинского мировосприятия и поэтическому таланту.

Образцы случайных, клишированных синестетических приемов можно найти практически во всех литературных текстах, но синестетический дар Бунина заключается как раз в том, что он фиксирует, нанизывает ощущения и представляет межчувственный букет, отталкиваясь от единичного и устремясь к художественному обобщению.

Библиографический список

1. Бунин, И. А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения / И. А. Бунин. — М. : Худож. лит., 1987. — 687 с.

2. Кривенкова, И. А. Лексико-семантическая типология синестезии в художественной прозе М. А. Шолохова / И. А. Кривенкова // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Филологические науки. — 2010. — № 1. — С. 56–68.

3. Заиченко, А. А. Синестезия — феноменология, виды, классификации / А. А. Заиченко, М. В. Картавенко // Информатика, вычислительная технология и инженерное образование. — 2011. —№ 3 (5). — 12 с.

Анна Андреевна Кожевникова
ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В КИТАЕ Датянь Цзоу, Ядвига Леонидовна Березовская

© 2014-2018 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Редакция: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru

Источник: //journals.susu.ru/lcc/article/view/273/400

Синестезия

Как синестезия влияет <nobr>на наслаждение?</nobr><br />” width=”300″ height=”213″ class=”alignleft size-medium” /></p><ul><li>Что такое синестезия</li><li>Как появляются синестетики</li><li>Известные синестетики</li><li>Как развить синестезию</li></ul><p>В обычной жизни мы постоянно используем органы чувств – вдыхаем запах свежего хлеба, любуемся красотами природы, внимаем шедеврам классических композиторов, наслаждаемся вкусом мороженого, с удовольствием трогаем мягкий шелк.</p><p> Использование одного из органов чувств для изучения какого-либо предмета – это нормальное состояние человека. Да, мы можем увидеть хлеб, почувствовать его запах, потрогать и попробовать его, но кому придет в голову задуматься, как звучит свежий хлеб? Оказывается, что некоторые люди способны задействовать сразу все пять органов чувств для изучения предмета.</p><p> Это явление называется синестезией.</p><h3><span class=Что такое синестезия

Эта особенность позволяет более чувственно воспринимать окружающий мир. Согласитесь, что все ощущения – слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные или вкусовые, приносят нам удивительные эмоции.

Но синестетики способны получать от чувственного восприятия гораздо больше. Они ярче ощущают действительность, могут увидеть простой предмет прекраснее, чем обычные люди.

Для синестетиков открываются все двери, у них больше возможностей для развития собственного творческого потенциала.

Синестезия – это довольно новое понятие, оно появилось около трех столетий назад. Хотя сам феномен был известен еще с древних времен. Наши предки во время ритуальных танцев не разделяли звук или цвет, они не дробили предметы и явления окружающего мира на роды и виды.

В конце XIX века синестезия стала популярной в культурной сфере. Творческие люди активно использовали совмещение звука и цвета, зрительного и вкусового восприятия. Но синестезия является предметом обсуждения не только писателей и музыкантов, но и медиков.

Современная психология разделяет это явление на несколько категорий.

  • Цветной слух. Этот феномен часто встречается у композиторов или музыкантов. Они способны давать разным звукам свою цветовую окраску.
  • Слуховая синестезия. Явление было подробно изучено и описано учеными из Калифорнийского технологического института. Кристофер Кох и Мелисса Саэнс установили, что синестетики способны чувствовать звуковые ощущения при появлении определенных предметов. Причем даже если сами предметы не воспроизводят звук.
  • Вкусовая синестезия. Эта особенность позволяет людям определенным образом ощущать предметы на вкус. Речь идет не о тех вещах, которые действительно можно попробовать, а именно о зрительных или слуховых ощущениях. Например, при прослушивании песни может появиться конкретное вкусовое чувство.
  • Наиболее часто встречается разновидность синестезии, когда человек ассоциирует зрительные образы с цветовыми или тактильными категориями.
  • Существует проецирующая и ассоциирующаяся синестезия в психологии. Последняя связана с впечатлениями, которые закрепились на подсознательном уровне. Например, у большинства людей холодная вода будет синего цвета. Это связано с тем, что кран с холодной водой всегда помечается синим, а с горячей – красным. Однако у синестетиков проецирующего типа не будет никакой связи между предметом и чувственным восприятием. У них холодная вода может быть совершенно другого цвета.

Как появляются синестетики

Появление такого уникального явления вызвало множество споров в научном сообществе. Это и понятно, ведь не каждый человек решает разделять цифры по цветам, буквы по тактильным ощущениям. В XIX веке синестезию считали патологией.

Однако после ряда исследований ученые пришли к выводу, что это явление нормально, просто им обладает небольшая группа людей. Изначально считалось, что только 1% всех людей на Земле являются синестетиками. Хотя сегодня эта цифра увеличилась.

Исследования Джеми Уорда и Джулии Симнер показали, что один человек из 100 обладает какой-либо из разновидностей синестезии. Хотя существуют данные, что настоящим синестетикам является 1 человек из 25 000. Сложность заключается в разделении настоящей и псевдосинестезии.

Интерес ученых вызывает и то, как появился феномен синестезии. Некоторые связывают его с генетической предрасположенностью. Например, Меган Стивен, ученый из Оксфордского университета, считает, что именно гены играют важную роль при получении синестезии.

Однако его исследования доказывают, что влияние могут оказать и другие факторы. Стивен провел эксперимент среди синестетиков, потерявших зрение. Из 6 человек трое получили свою особенность после слепоты. Причем испытуемые демонстрировали отличные разновидности синестезии.

Один проецировал зрительные  образы при звуковых или обонятельных ощущениях, другой стал наделять буквы и другие предметы определенным цветом. Саймон Барон-Коэн из Кембриджского университета считает, что обстановка или образ жизни способствуют появлению этого феномена. Важно разделять, что является реальной синестезией, а что связано с проекциями и галлюцинациями.

Известные синестетики

Доказательством влияния генов на возникновение синестезии является сын Владимира Набокова – Дмитрий. Он, как его отец или мать, получил в наследство это уникальное явление.

Также среди синестетиков присутствует множество писателей, которые освещали этот феномен в своих произведениях – Бодлер, Верлен, Рембо. Сюда же можно отнести Цветаеву, Бальмонта, Пастернака и других русских авторов.

Синестезия ощущений наблюдалась у Римского-Корсакова и Скрябина, а также у норвежской певицы Иды Марии. Это явление замечено не только у творческих личностей.

Например, Дэниел Таммет – одаренный молодой человек, способный производить в уме сложные математические вычисления, тоже является синестетиком. Таммет знает 11 языков, что лишний раз доказывает его гениальность. Также синестезия наблюдается у Соломона Шерешевского – журналиста, обладателя феноменальной памяти.

Как развить синестезию

Как вы уже поняли, синестетики способны лучше понимать окружающий мир, полнее чувствовать, испытывать такие ощущения, о которых обычные люди и не могли подозревать. Наличие синестезии позволяет решать творческие задачи, совершенствовать и развивать свой талант.

Не зря же среди известных синестетиков так много творческих и талантливых людей. Если вы постоянно ощущаете дополнительные качества у привычных вещей, которые не связаны с подсознательными ассоциациями, если они преследуют вас с самого детства, поздравляем, вы настоящий синестетик.

Но если верить ученым, и это явление вызвано не только генетической предрасположенностью, то и обычный человек в состоянии развить у себя его. Существуют даже специальные упражнения, позволяющие подключать дополнительные органы чувств, стимулирующие развитие синестезии.

Выполнять их несложно, зато вы сможете ощутить уникальные эмоции.

Наиболее простой способ – это вызывать у себя ассоциации, несвойственные изучаемому предмету. Например, наделите музыку цветом или фактурой. Старайтесь думать не только в тех категориях, в которых вы привыкли, а выходите за рамки.

Всегда подключайте дополнительные чувства, которые обычно не используются для изучения. Цвет должен звучать, музыка – обладать вкусом, запахи – быть осязаемыми. Так можно не только ощутить то, что вы не ощущали до этого.

Наличие синестезии приводит к появлению уникальных идей, которые до этого были скрыты.

Следующее упражнение потребует существенной работы мозга. Вы должны научиться думать по-другому. Нужно попробовать представить известных людей – художников, композиторов или писателей в другом русле. Подумайте, какую музыку мог бы писать Пушкин, какие картины выходили бы из-под кисти Моцарта. Это помогает развить нетипичные для мозга ассоциации.

Отличный способ, как развить синестезию – это дыхательные практики. Также можно попробовать гимнастику для глаз. Чем лучше работают органы восприятия, тем больше чувств вы способны ощутить.

Чтобы придать зрительные характеристики запахам, можно потренироваться на сильно пахнущих предметах. Закройте глаза и поочередно подносите к носу гвоздику или апельсин, хлеб или табак, лаванду или краски.

Любые предметы, обладающие специфическим запахом, подходят для развития синестезии. Придавайте им зрительные или тактильные характеристики. Что-то подобное было описано в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер».

Там запах был не только обонятельным восприятием, но цветовым и осязательным. В этом романе подробно описаны все особенности чувств синестетиков.

Для развития тактильных ощущений соберите коллекцию предметов, которые можно дифференцировать. Трогайте их, вызывайте другие ассоциации. Развитию вкусовых ощущений может поспособствовать винная книга или описание блюд. Такие произведения наиболее четко представляют вкусовое восприятие, позволяют тренировать этот орган чувств.

И, наконец, чтобы стать синестетиком, необходимо видеть глубже поверхностных чувств. Например, звук мы воспринимаем слишком грубо, не заостряя внимание на оттенках. Даже тишина в квартире неоднородна, она наполнена максимальным количеством более тонких и незаметных звуков. Старайтесь их распознать, услышать.

Явление синестезии – это не просто особенность восприятия, это новый взгляд на мир. Сегодня все больше и больше людей обнаруживают в себе этот феномен. Вероятно, что синестезия стремительно распространяется по планете, передаваясь на генетическом уровне.

Либо человечество переходит на новую ступень, активно задействует все органы чувств для восприятия. Чаще задавайте себе вопросы, как пахнет звук, какого цвета понедельник, каков на ощупь запах клубничного варения.

Вероятно, что вы сможете обнаружить и воспитать в себе синестетика.

Викиум

Источник: //constructorus.ru/samorazvitie/sinesteziya.html

Что такое синестезия, и почему синий цвет может пахнуть малиной

Как синестезия влияет <nobr>на наслаждение?</nobr><br />” width=”300″ height=”143″ class=”alignleft size-medium” /></p><p>Синестезия — это особый способ восприятия, когда некоторые состояния, явления, понятия и символы непроизвольно наделяются дополнительными качествами: цветом, запахом, текстурой, вкусом, геометрической формой, звуковой тональностью или положением в пространстве.</p><p> Эти качества иллюзорны: органы чувств, обычно отвечающие за их появление, в синестетическом восприятии не участвуют. При этом чувства словно смешиваются: человек может видеть или осязать звук, слышать цвет, чувствовать текстуру или геометрическую форму мелодии и так далее.</p></p><p>Такое «перекрестное» восприятие может проявляться в двух вариантах. Более интенсивный — когда синестетик действительно видит или чувствует цвета, запахи и другие дополнительные качества параллельно с привычными ощущениями от предметов. Но есть и мягкий вариант — «ассоциативный».</p><p> когда у человека всплывают стойкие ассоциации на определенный раздражитель, но в качестве абстрактного знания, а не реальных физических ощущений.</p><p> Отличие таких ассоциаций от обычной игры воображения — в их фиксированности: например, человек на протяжении всей жизни ассоциирует цифру «7» с желтым цветом, а музыку Моцарта — с овалом, в каком бы контексте он с ними не сталкивался.</p><h3><span class=Виды синестезии

«Черно-бурую группу составляют: густое, без галльского глянца и буква А, крепкое каучуковое Г, Ж — отличающееся от французского J, как горький шоколад от молочного, а также темно-коричневое, отполированное Я. В белесой группе буквы Л, Н, О, X, Э представляют, в этом порядке, довольно бледную диету из вермишели, смоленской каши, миндального молока, сухой булки и шведского хлеба».

Так описывал свои ощущения от букв русского и французского алфавита синестетик Набоков — в автобиографической повести «Другие берега».

Современное исследование профессора Калифорнийского университета Шона Дэя показало, что графемно-цветовые ассоциации («буква-цвет» или «цифра-цвет») — самый популярный вид синестезии: его обнаружили у 62% опрошенных синестетиков (всего в исследовании принял участие 931 человек).

На втором месте — связь между отрезками времени и цветами: 21% опрошенных наделяли разными оттенками дни недели и месяцы года. На третьем месте — ассоциации между музыкальными звуками и цветами.

Впрочем, «цветной слух» в базовой форме свойственен большинству людей: мы все способны делить музыку на «светлую» и «мрачную». Но в ходе своих исследований Дэй обнаружил и совсем странные случаи: некоторые люди наделяют запахом геометрические фигуры, а цветом — болевые ощущения. Отдельные счастливчики даже испытывают «цветной» оргазм.

Почему это происходит

Нейрофизиологи до сих пор не пришли к единой точке зрения на этот счет.

По одной из версий, проводящие нервные пути в мозге синестетика по каким-то причинам теряют миелиновую оболочку, которая играет роль изолятора и предотвращает рассеивание нервных импульсов.

В результате, нейроны, отвечающие за разные чувственные впечатления, начинают спонтанно обмениваться электрическими импульсами и в сознании человека возникают странные взаимосвязи между ощущениями.

«Ференц Лист однажды шокировал музыкантов веймарского оркестра просьбой “играть чуть менее розово” — видимо, не понимая, что не все разделяют его восприятие звука».

По второй версии, в раннем детстве все мы были синестетиками: в мозгу младенца гипотетически могут существовать «нейронные мостики», поддерживающие связи между разными органами чувств.

И если гипотеза верна, то цвета, образы, звуки и запахи в восприятии малыша слиты в одно насыщенное, хаотическое целое — но с возрастом эти связи разрушаются и наши ощущения становятся более четкими.

А у небольшого процента людей эти «мостики» сохраняются на протяжении всей жизни.

Но самая популярная гипотеза — модель кросс-активации. Согласно ей, между двумя смежными зонами коры головного мозга, отвечающими за разные ощущения, происходит перекрестная активация.

Например, зона, ответственная за восприятие геометрических форм, попадает в зависимость от области, отвечающей за восприятие звука.

Это может происходить из-за возникновения аномальных связей между нейронами или неправильной работы нейротрансмиттеров.

По этой модели, синестезия — врожденное качество человека, вызванное мутацией генов.

И может передаваться по наследству — что подтверждает биография Набокова: цветовое восприятие букв он унаследовал от матери и передал своему сыну.

Но стоит подчеркнуть, что наследуется лишь способность «смешанного восприятия»: это не значит, например, что одни и те же звуки у родителей и детей будут связаны с одинаковыми цветами.

Впрочем, есть и скептики, полагающие, что синестезия — это лишь разновидность метафорического мышления, способность творчески проводить параллели между разными вещами. В той или иной степени такое мышление свойственно всем людям и имеет свои паттерны: например, мы обычно ассоциируем печаль с цветами холодного спектра, а звук контрабаса кажется нам «тяжелым».

Но эта теория не объясняет всех странностей синестетического восприятия — ведь для таких параллелей нужно хотя бы отдаленное сходство между сравниваемыми объектами. А в сознании синестетика цвет слова может, например, вступать в противоречие с цветом обозначаемого им предмета.

Слово «море» может восприниматься как красное, а слово «закат» — как зеленое, вопреки реальному чувственному опыту человека, связанному с этими понятиями.

Можно ли стать синестетиком?

Синестезия — явление непроизвольное: маловероятно, что человек «развидит» цвета нот или перестанет ощущать запахи дней недели по собственному желанию.

Так же мала и вероятность стать настоящим синестетиком в середине жизни.

Опыт синестезии (чаще всего, разнообразные чувственные ассоциации с музыкальными звуками и ритмами) могут давать психоделики — но такие переживания, как правило, заканчиваются вместе с действием наркотического вещества.

Впрочем, медицине известны редкие случаи, когда из-за нарушения определенных процессов в мозгу человек приобретал синестетические способности. Самая нашумевшая история произошла с сорокапятилетним жителем Торонто.

В 2007 году мужчина пережил инсульт, а 9 месяцев спустя начал испытывать странные ощущения: его стали раздражать слова, написанные определенным цветом, синий начал ассоциироваться с запахом малины, а при звуках главной темы из фильмов «Бондианы» канадец впадал в настоящий экстаз — хотя отнюдь не являлся фанатом Яна Флеминга. Испугавшись, мужчина обратился к врачам.

МРТ-сканирование помогло выяснить причину: пострадавший от инсульта мозг пациента пытался восстановиться, формируя хаотичные связи между нейронами.

Недостаток или преимущество?

Жизнь человека, которому для эйфории достаточно пары нот из саундтрека «Бондианы», не лишена прелести. Хотя есть и минусы — непроизвольные ассоциации и ощущения могут мешать сосредоточению. Зато появляются дополнительные механизмы запоминания.

Шотландский психолог Джулия Симнер совместно со своими коллегами провела эксперимент — попросила смешанную группу из синестетиков и обычных людей вспомнить даты ряда известных событий 1950—2008 гг. Синестетики называли даты точнее — благодаря тому, что их воспоминания подкреплялись более широким спектром ассоциаций.

Некоторым графемно-цветовая синестезия помогает писать грамотно — совершенную орфографическую ошибку им может подсказать «неправильный» цвет слова.

«Опыт синестезии могут давать психоделики — но такие переживания, как правило, заканчиваются вместе с действием наркотического вещества».

Синестезия может помогать и в творчестве — хотя далеко не все литераторы, художники и композиторы, увлеченные темой смешанного восприятия, действительно обладали даром синестезии.

В частности, цвето-звуковые ассоциации Рембо, Кандинского и Скрябина, по мнению исследователя Шона Дэя, были вполне произвольными плодами их фантазии. Зато Владимир Набоков, Ван Гог, Дюк Эллингтон и Ференц Лист признаны настоящими синестетиками.

Последний однажды шокировал музыкантов веймарского оркестра просьбой «играть чуть менее розово» — видимо, не понимая, что не все разделяют его восприятие звука.

Впрочем, синестезия может повлиять на креативность лишь в определенных пределах — порождаемые ей ассоциации гораздо менее гибки, чем те, что возникают при обычном метафорическом мышлении.

Как помочь науке

В мире существуют официальные ассоциации синестетиков и проекты, занимающиеся исследованием этого феномена. Любой человек, открывший в себе необычные особенности восприятия, может принять в них участие.

Российское синестетическое сообщество

Проект «Синестезия» Бостонского университета

Сайт исследователя синестезии Шона Дэя

Cайт, посвященный тестам на синестезию

Источник: //theoryandpractice.ru/posts/7428-chto-takoe-sinesteziya-i-pochemu-siniy-tsvet-mozhet-pakhnut-malinoy

Синестезия в парфюмерии

Как синестезия влияет <nobr>на наслаждение?</nobr><br />” width=”300″ height=”127″ class=”alignleft size-medium” /></p><p>Буквально десятилетия назад психологи относили синестезию к нарушению восприятия мира. Сегодня специалисты перестали считать эту особенность отклонением. Синестезия расширяет границы восприятия и  дает бесконечные возможности для уточнения образа. Поэтому она повсеместна в искусстве. Ярким синестетом был Владимир Набоков — он видел цвета букв.</p><p> Великие синестеты в музыке — Римский-Корсаков и Скрябин, который видел цвета звуков, и первым ввел цвета в музыку. В партитуру симфонической поэмы «Прометей» Скрябин ввел дополнительно партию световой клавиатуры, которая отражала музыкальные тональности в определенных цветах, соответствующих восприятию и философии Александра Николаевича.</p><p> На домашних концертах «световую партию» исполняла супруга композитора. </p><p>Ольфакторная сфера насквозь синестетична. Возможно, так сложилось, потому что запах трудно описать: в обыденном языке нет средств описания ароматов.</p><p> Мы можем объяснить аромат через аналогию: запах розы, дождя, «Шалимара». Мы вынужденно рассказываем об аромате через вкус — сладкий, или через ощущения — прохладный, бархатистый.</p><p> Пирамиду аромата мы описываем в нотах и аккордах и часто говорим, что аромат «слышен».</p><p>Можно сказать, что синестезия лежит глубоко в природе парфюмерного искусства, ведь каждый аромат дает широкий простор для интерпретации. Мы интерпретируем одни цветочные ароматы через другие, создаем ароматы воды и воздуха.</p> <span class= А иногда самые отчаянные парфюмеры пытаются создать интерпретации непарфюмерных запахов — гамбургера, конопли, или даже практически абстрактные запахи — макушки младенца, цирка и куда менее приятных вещей. Нередко творцы стараются воссоздать аромат другого вида искусства.

Bvlgari Aqva Divina вдохновлен картиной Боттичелли «Рождение Венеры», первый аромат Ани Рубик посвящен черно-белым фотографиям Роберта Мэплторпа. Композиция Cio Cio San Parfums MDCI посвящена опере, Precision & Grace Гезы Шоена — балетной пластике.

Особенно благодатная почва для синестетических экспериментов — ольфакторно-вкусовые параллели. Отправляясь от стандартного эпитета «вкусный» аромат, повары нередко воплощают парфюмерные ароматы в меню своих ресторанов.

Наиболее популярно это развлечение в Великобритании. Парфюмерные компании активно сотрудничают с ресторанами, дизайнерами, музыкантами, музеями.

И в последние годы представлен целый ряд синестетических проектов — выставок и инсталляций, наглядно демонстрирующих связь аромата с цветом, звуком, вкусом.

Вкус и аромат нарцисса

Английский паб The Quince Tree весной 2015 года предлагал меню, вдохновленное ароматом Penhaligon’s Ostara.В меню входили лимонно-медовые эклеры, чизкейк с медовыми сотами, фиалковые капкейки, закусочные сэндвичи из шафранового хлеба. Все блюда напоминали о нарциссе — главном цветке композиции Ostarа, а также обыгрывали его медово-ягодные ноты. 

Мода, аромат и коктейли

Знаменитый отель Cafe Royal в Лондоне угощал посетителей коктейлями, посвященными парфюмерной линии L’Atelier от Givenchy. Каждый из семи коктейлей повторял ноты одного из ароматов серии и был выполнен в том же цвете. История ароматов, в свою очередь, синестетична: они вдохновлены визуальным образом — модной коллекцией Givenchy.

Благоухание картины

В феврале и марте 2015 года в доме-музее Лейтон Хаус в Лондоне прошла уникальная выставка A Victorian Obsession. В одном из залов выставки демонстрировалась знаменитая картина Лоуренса Альма-Тадема «Розы Гелиогабала». Зал был усыпан живыми лепестками роз и ароматизирован одеколоном Jo Malone Red Roses, составленным из эссенций семи разных сортов розы.

Аромат через линзы

Совместный проект парфюмерного дома Byredo и бренда очков Oliver Peoples вдохновлен напрямую синестезией. Узнав об этом явлении, бренды решили создать продукты на грани обоняния и зрения.

Представители компаний катались по Лос-Анджелесу и смотрели на городские виды сквозь цветные линзы. Увиденное они воплотили в ароматах.

Так были созданы наборы, в каждый из которых входили солнечные очки Oliver Peoples и аромат Byredo. 

Ephemera

Фестиваль Unsound Festival провел инсталляцию Ephemera, синестетически объединившую звук, аромат и образ. Для проекта были специально составлены звуковые композиции, по их мотивам парфюмер Геза Шоен создал три аромата: Noise, Drone и Bass. Дополнили инсталляцию визуальные элементы от Марселя Вебера, Мануэля Сепульведа и Петра Юкубовича. 

Как научиться синестезии

Кросс-сенсорному восприятию запахов можно научиться на ежегодных интерактивных курсах Design with scents в Лондоне. Организатор курсов Никола Поццани уверен, что аромат обладает высоким потенциалом для архитектурных дизайнерских, социальных проектов. Студенты курсов пробуют по-новому почувствовать ароматы и найти ольфакторное решение дизайнерских задач. 

Источник: //fifi.ru/sinesteziya-v-parfyumerii.html

Что такое синестезия?

Многие изучающие синестезию единодушны в описании своих исследований словами Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю».

Отдельные результаты публикуются в признанных медицинских журналах, но они дают возможность судить лишь о некоторых аспектах этого сложного психологического феномена.

Синестезия, как явление комплексное, изучена недостаточно, проявляется индивидуально у разных людей и ставит больше вопросов, чем наука знает ответов. Хотя последнее время исследования и продвинулись вперед.

Что такое синестезия? Наиболее емкие энциклопедические определения несколько отличаются между собой. 1.

Синестезия (от древнегреческого «συναίσθηση») – явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. 2. Это явление восприятия, когда сигналы, исходящие от различных органов чувств, смешиваются и синтезируются. В результате человек не только слышит звуки, но и видит их, не только осязает предмет, но и чувствует его вкус. Это разные виды синестезии, большинство из них – феномен для психологов и нейробиологов, но они едины в том, что это не имеет ничего общего с психическими расстройствами.

Почему возникает синестезия? Последние данные, полученные учеными, приближают к пониманию этого явления. Так, доктор П. Гроссенбахер, работающий в Американском национальном институте ментального здоровья, пришел к следующему выводу.

Он уверен, что синестезия объясняется тем, что в мозге человека есть такие участки, где нервные окончания разных органов чувств пересекаются. Следовательно, можно предположить, что иногда импульсы, посылаемые одним сенсорным органом, в местах пресечения могут передаться по каналам других органов, что и вызовет двоякие ощущения.

Также, по мнению ученых, мы все рождаемся синестетами. До полугода импульсы от всех органов чувств в мозгу перемешаны. В дальнейшем некоторые люди эту способность сохраняют.

Почему формы и содержание синестезии неодинаковы у разных людей? На этот вопрос наука пока не имеет ответа. Одним из наиболее частых проявлений синестезии является цветной слух.

Это явление синестезии, проявляющееся в способности при прослушивании музыки видеть цветовые образы. По утверждению Ш. Дэя из Калифорнийского университета, из всех синестетов тех, кто «видит» звуки, 13%.

При этом цвета, которые они видят, у каждого свои.

Синестетов с графема-цветовой синестезией (тех, у кого буквы, цифры и слова прочно ассоциируются с конкретными цветами) больше всего – 69%. Лишь 0,6% синестетов имеют слуховую и вкусовую синестезию.

Слуховая значит, что такие люди способны слышать звук, когда смотрят на движущиеся предметы или картинки, которые не сопровождаются звуком. Вкусовая синестезия – способность чувствовать вкус предмета при взгляде на него. Например, репортер Л. Шерешевский, по сведениям психолога А.

Лурия, однажды описал ему забор, мимо которого ходил в институт, как очень «соленый».

О других формах синестезии можно прочитать в Википедии (на английском языке).

История изучения вопроса

Синестезия как феномен изучается уже более трех столетий. Пик интереса пришелся на рубеж ХІХ и ХХ веков, когда ею заинтересовались не только медики, но и деятели искусств. До этого, отдельные способности к синестезии (в частности цветной слух) привлекали внимание греческих мудрецов Античности. Именно тогда некоторые философы впервые утверждали, что звуки музыки имеют цвет.

Позже И. Ньютон также предположил, что музыкальные тона и оттенки цветов имеют нечто общее. То же самое описал в своей книге «К теории цвета» И. В. Гете. Первым медицинским трудом, посвященным изучению цветного слуха, стала диссертация немецкого ученого Г. Фехнера.

Он провел серию опытов с привлечением к участию в них 73 людей с синестезией. Исследования были подхвачены в других странах и послужили началом бурного обсуждения этого явления.

Но трудности в измерении субъективных переживаний и развитие бихевиоризма, который    накладывал табу на изучение любого субъективного опыта, привели к тому, что синестезия практически не изучалась в период между 1930 и 1980 годами.

В 1980-х когнитивная психология снова сосредоточилась на изучении внутренних субъективных состояний, а ученые, в первую очередь Великобритании и США, принялись осваивать феномен синестезии. В конце 90-х гг.

наблюдался небывалый интерес к анализу явления графема-цветовой синестезии, в связи с чем сегодня она изучена лучше всего.

В наше время термин широко известен, стремление понять синестезию движет учеными, в результате чего выходят монографии и диссертации, снимаются документальные фильмы.

С распространением Интернета в 1990-х гг., синестеты стали связываться друг с другом, появились сайты для них. Сегодня такие ресурсы действуют по всему миру – в Британии,  США, России. На этих сайтах собрано много информации о синестезии, организованы форумы для синестетов.

Известные синестеты

Многие ли из нас задумывались над тем, что некоторые люди фразу «мне фиолетово» воспринимают не как абстрактное выражение, устоявшееся в речи, а как реальное чувство?

Прочитав вступление можно ложно предположить, что все великие творцы – писатели, поэты, композиторы, художники – синестеты. Но это не соответствует действительности.

В результате многих исследований был сделан вывод, что обычные люди и люди с синестезией имеют одинаковые склонности к творчеству.

К тому же, палитра ощущений синестета индивидуальна: поэт Бальмонт звучание скрипки сравнивал с блеском алмаза, а художник Кандинский – с зеленым цветом.

В целом синестеты обладают такими же уровнем интеллекта и творческих способностей,  как и остальные люди. Прохождение теста на IQ показало, что они хуже разбираются в математике и ориентируются в пространстве, чем другие.

Это отчасти объясняется тем, что некоторые цифры, например 6 и 8, имеют одинаковую окраску, поэтому синестеты их путают. Но у них больше развита память.

Они склонны запоминать расположение вещей, у некоторых даже развивается маниакальная приверженность к порядку.

Как мы уже убедились, некоторые известные люди были синестетами. Вот еще несколько примеров:

В. Моцарт – австрийский композитор. Он обладал цветным слухом, говорил, что си-бемоль в миноре – черная, а гамма ре-мажор – тепло-оранжевая.

Ф. Лист – венгерский композитор. Работая капельмейстером в Вене, он однажды удивил оркестр, попросив играть тональность «немного синее».

М. Монро – актриса, певица, фотомодель. Ее биограф и племянница утверждают, что Мэрилин была способна «видеть вибрацию» от звука.

М. Ганье – карикатурист, художник. Создатель синестетических вкусовых последовательностей в произведениях Disney и Pixar.

Р. Фейнман – физик, Нобелевский лауреат. Графема-цветовая синестезия.

А. д’Абади – географ, этнолог, лингвист. Редкая форма синестезии – видел числа, о которых думал, в окружающих вещах – деревьях, домах, предметах обихода.

Примерами синестетических произведений является роман «Дар» В. В. Набокова, стихи А. Рембо, симфоническая поэма «Прометей» А. Н. Скрябина, картины современной американской художницы К. Стин.

Напоследок, стихотворение А. Рембо, в котором он описал «свои» представления о цветах букв:

  • А – черный; белый – Е;  И – красный; У – зеленый.
  • О – синий: тайну их скажу я в свой черед,
  • А – бархатный корсет на теле насекомых,
  • Которые жужжат над смрадом нечистот.
  • Е – белизна холстов, палаток и тумана.
  • Блеск горных родников и хрупких опахал!
  • И – пурпурная кровь, сочащаяся рана
  • Иль алые уста средь гнева и похвал.
  • У – трепетная рябь зеленых волн широких,
  • Спокойные луга, покой морщин глубоких
  • На трудовом челе алхимиков седых.
  • О – звонкий рев трубы, пронзительный и странный,
  • Полеты ангелов в тиши небес пространной –  
  • О – дивных глаз ее лиловые лучи.

Отзывы и комментарии

Источник: //4brain.ru/blog/%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D1%8F/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.