Как справиться с обидой православие

Содержание

RAW или JPEG, что лучше?

Как справиться с обидой православие

» Водоснабжение » Как бороться с обидой православие. Как исцелиться от обидчивости

Митрополит Антоний Сурожский писал, что для того, чтобы простить серьезные вещи – предательство, убийство, иногда требуется вся жизнь.

А Церковь призывает прощать своих обидчиков перед каждым причастием. Как же научиться прощать?
По мнению священника Константина Кобелева, настоятеля храма Покрова Божией Матери в Бутырской тюрьме, учиться прощать можно поэтапно.

Вот человек охвачен гневом, подавлен несправедливостью, но он помнит заповедь о прощении и искренне хочет ее исполнить. С чего начать?

У заключенных очень мало времени на то, чтобы осознать, кто истинный враг, а кто ложный, простить своих обидчиков, отойти от мысли о мести и примириться с Богом. Время литургии в храме – один-два часа, и неизвестно, когда они в следующий раз попадут на службу и на исповедь.

Фактически у нас даже нет богослужебного круга. Мы, конечно, празднуем некоторые праздники, но заключенные не могут жить в кругу церковных праздников, у них нет возможности ходить в храм по своему желанию.

Поэтому здесь все должно быть теперь и сразу: как говорится, и смерть, и воскресение, и Пасха, и все двунадесятые праздники. Каждая литургия в Бутырке, возможно, последняя в жизни. Даже есть такая традиция: в конце службы, перед прощанием и целованием креста, заключенные целуются со священником как на Пасху.

И тюремный священник за очень короткий срок должен потребовать от них «по максимуму»: осознать свой грех, покаяться в нем и отказаться от мести.

Поэтому «формула прощения» у нас проста – даже не переставая считать кого-то своим врагом, можно отдать его в руки Божии. И я так объясняю это заключенным: если мстить будешь ты, тогда Бог не будет ничего делать. Он скажет: «Ты разбираешься с ним сам – ну и разбирайся своими средствами». А много ли может человек? В крайнем случае, он может убить.

Но это максимум. А вот Бог, если Он будет наказывать, сделает это совсем иначе. Господь может, например, остановить преступника, чтобы тот больше не повторял своих злодеяний, или привести его житейскими обстоятельствами к тому, чтобы он понял свою вину, и это может быть гораздо большим, чем просто кого-то «ликвидировать».

Я говорю заключенным, чтобы они отошли в сторону, предоставили Богу наказывать обидчиков. Кстати, не нужно бояться слова «наказание» – оно происходит от слова «наказ», «сказ». Когда Бог наказывает – это значит, что он человеку как бы хочет дать какую-то информацию, учит, вразумляет.

Мы понимаем «наказать» как «покарать», но на самом деле слово «наказать» не содержит в себе такого трагического значения. Наказания мы вполне можем просить у Бога для кого угодно и даже для себя самого. А уж Господь, когда будет разбираться, сделает так, что всем будет хорошо. В конце концов, и обидчику тоже.

Отдавать в руки Божии – это, мне кажется, вполне духовное действие – просить вразумления для данного человека от Бога, когда мы видим, что мы сами его не можем вразумить.

– Но даже помолившись и отдав обидчика Богу, трудно заставить себя забыть о нем и об обиде.
– Раз уже отдал в руки Божии – чего ты будешь дальше думать о нем? Чем быстрее ты сможешь о нем забыть и отвлечься, тем быстрее, возможно, придет и истинное прощение.

Потому что если какой-то человек для вас стал раздражителем, как заноза: вонзилась в руку и болит, пока ее не вытащишь – не отойдешь в сторону от обидчика, – то попробуй полюби эту занозу – а ведь она доставляет тебе постоянную боль. Так что первый этап – отдав наказание в руки Божии, отключиться от ситуации и перестать думать об обидчике.

И это будет то же самое, что вынуть занозу. Ведь когда вытаскиваешь занозу, уже не думаешь, где она лежит и как поживает. Второй этап – когда ситуация уже не вызывает гнева, не раздражает, когда ты с ней смирился, то можно поинтересоваться, где же этот мой враг, что там с ним, может, ему помочь как-то. Ведь высшая степень отношения к врагам – делать им добро.

Потому что, делая добро обидчику, мы собираем на его голову горящие угли Божьего гнева. Но это опять же хорошо, потому что гнев Божий – это совсем не то что наш гнев. Господь милостив, Господь плохого, вредного для спасения никому не сделает. Я бы так объяснил прощение: если мы перестали обижаться на данного человека и делаем ему что-то хорошее.

Но тому человеку это может быть очень больно, потому что он может вспомнить: ой, мне он помог, а я его обидел. И вот здесь может действительно утихнет зло и прийти раскаяние. А если мы будем делать только злое или просто злиться, он будет ощущать зло и оправдываться.

А если он нам делает зло, а мы ему делаем добро, мы у человека уже отнимаем возможность себя оправдать. И каждый раз, не отвечая злом на зло, мы все-таки повышаем вероятность того, что человек может раскаяться.

– А если кто-то просит прощения, а у человека все кипит внутри. Как поступить честно?
– Наша Церковь давно выработала правильные формы – в таких случаях мы говорим: «Бог простит». Не важно, прощаю ли я.

Хотя некоторые добавляют «и я прощаю» – но этого можно и не говорить, потому что кто мы такие, чтобы прощать? Мы же не можем действительно человека простить.

То есть самое высшее, что возможно человеку на пути к прощению, когда он действительно искренне желает, чтобы его врага, или обидчика, или недоброжелателя Бог простил.

– А как убедиться в том, что ты простил искренне? Как не остаться в самообмане?
– Честно говоря, я считаю, что мы вообще не можем простить искренне и до конца… Я считаю, что мы плохо умеем прощать. Как говорил святитель Игнатий Брянчанинов, все мы находимся в прелести.

Наверно, бывают и исключения: если ты подружился со своим обидчиком, стал ему соработником, не поминаешь старое – в этом случае можно сказать, что обида искренне прощена. Но чаще всего это невозможно. И даже не надо этим делом заниматься и мучиться, страдать этим. Самое лучшее – просто отойти.

Насильно мил не будешь, и свою душу тоже нельзя насиловать – заставить кого-то полюбить. Среди православных людей тоже не всегда складывается психологическая совместимость по каким-то вполне объективным причинам, хотя оба хорошие люди. Необязательно дружить с человеком, с которым дружить не получается.

Вообще, как говорили святые отцы, к себе нужно относиться, как к ослику. Ослик хорошее животное, где-то выносливее лошади, но порой упрямится и его не переубедишь – только хуже будет. Так и к себе нужно относиться – уговаривать себя в чем-то то поры до времени, но чрезмерное насилие над собой может сыграть и плохую роль. Сказано: возлюби ближнего, как самого себя.

Себя тоже нужно любить. Любить себя – это значит заботиться о своем собственном спасении и понимать свои границы. Не все нам доступно. Поэтому не следует бояться быть ограниченным в каких-то рамках. Здесь, конечно, хорошо советоваться с духовником и делать как он скажет – может быть, вы задумали хорошее дело, но оно вам не по зубам.

Я это рассказываю, потому что кто-нибудь может начать умышленно выискивать своих старых врагов, чтобы с ними подружиться, чтобы проверить, полностью ли я их простил или не полностью? Эдак можно в гордость впасть. Считайте лучше, что не полностью простили.

– Как прощение сочетается с праведным гневом?

Чувство гнева для нас естественно. Гнев дан человеку для того, чтобы с помощью этого чувства бороться с бесовскими искушениями.

Гнев – это полное отрицание чего-либо, он дан человеку как щит, направлять его надо против врагов нашего спасения, и в первую очередь против врагов невидимых.

Но «гневаясь, не прегрешайте» – говорят святые отцы о том, что иногда мы применяем гнев против людей. Мы должны гневаться только на грех, ненавидеть грех, но жалеть грешника, даже если он преступник.

Отец Глеб Каледа говорил, что есть грех, который является преступлением, и есть грех, который не является преступлением, также есть и преступление, которое не является грехом. Понятие греха и преступления полностью не совпадают. Взять хотя бы наших новомучеников: с точки зрения советской власти они были преступниками – а для нас они святые. И наоборот.

Женщина совершает аборт: с точки зрения общества все нормально, а с точки зрения Бога это – страшное дело, убийство. Отец Глеб, например, вообще не рассматривал человека как преступника, потому что для тюремного священника все эти люди не преступники, для него они кающиеся грешники, которые находятся на разных стадиях покаяния.

И задача священника в том, чтобы помочь человеку найти в себе силы подниматься от ступеньки к ступеньке.

Когда общество требует введения смертной казни, значит ли это, что оно отказывает в прощении своим преступникам?
– Лишать человека жизни – это значит лишать его примирения с людьми и с Богом.

Как говорил отец Глеб Каледа, «мы расстреливаем не того человека, которого приговаривали»; и в их числе было много людей озлобленных, которые уходили, считая общество виноватым перед ними. Не говоря уже про такие известные случаи, как, например, с маньяком Чикатило. Пока его ловили – расстреляли несколько невиновных человек.

Их приговаривали к смертной казни, а Чикатило объявлялся снова. Так было шесть раз. Общаясь с пожизненно заключенными, я вижу, что в основном это люди не умершие духовно. Жизнь, которая им оставлена, – оставлена им не зря. Дико даже подумать, чтобы кого-то из них расстрелять.

Пожизненно заключенные и так живут не очень долго – пять-восемь лет. Тяжесть грехов гнетет человека, и его жизнь довольно скоро кончается.

А если такой, действительно виноватый, человек долго живет после вынесения приговора, это о чем-то говорит, это тоже свидетельство того, что его жизнь приобрела новый верный смысл, – как же такого «нового» человека расстреливать? Может быть, он раскаялся и прощен Богом? В тюрьме жизнь человека, пришедшего к вере, вообще сильно меняется. Я часто вижу, что заключенные, которые проявляют усердие к вере, очень часто выходят досрочно на свободу. Господь принимает их труды и прощает их грех. Только, к сожалению, общество простить их уже не в состоянии. Выйдя на свободу, бывшим заключенным бывает трудно найти себе работу, как-то устроиться в жизни – это способствует их озлоблению. А зло порождает зло.

– Почему прощать так трудно?
– Прощать трудно по нашей гордости. А борьбе с гордостью нет предела, это вопрос всей жизни. Но в первую очередь простить надо самого себя. Нам сказано Богом – люби ближних, как самого себя, а это значит, что себя тоже надо простить. Не судить не только других, но и себя не судить, не пытаться приклеить ярлык: вот я хороший или я плохой.

Просто иметь перспективу, понимать, что самое главное – смириться. Не с грехом, а принять себя, осознать, как мы несовершенны. Представьте подсвечник: посмотришь на него сбоку – одна свечка выше, другая ниже, а посмотри на него сверху – все, чего ты там достиг в жизни, долго ли ты горел, много ли ты там насветил или мало, – разницы для Бога в этом нет.

Горел ты и горел, стремился к Богу – значит, Господь тебя простит и возьмет к Себе. Иногда поднимают такой вопрос: кто будет спасен? Есть такое мнение, что все, кто хотят, все попадут в рай. Но, конечно, надо не просто сказать «я хочу», это нужно показать своей жизнью.

И всегда, в самых тяжких своих случаях мы должны помнить о Христе, который, безвинный, с Креста молился: «…Отче! прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23: 34).

Данная статья содержит: молитва если человек на тебя обиделся – информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Если Вас сильно обидели, не делайте больно невиновному. Молитвы позволят отпустить обиду, восстановить растраченные силы и не помышлять о коварной мести врагам.

Терзая себя и расточая сквернословие, Вы становитесь на ступень ближе к нервному срыву.

Обидчика накажет Господь, и незачем опускаться до рукоприкладства.

Чем сильнее внутренняя дрожь, тем быстрее ее надо унять.

И помогут Вам в этом короткие молитвы.

Зажгите 1 свечу.

Успокойтесь, представляя обидчика ни как заклятого врага, а как ущербное и жалкое создание.

Избавляйтесь от сильной обиды с помощью чтения молитв.

Господи Боже, не осуди меня, даруй избавление, веру и терпение. Все обиды смой, душу успокой. Аминь.

Блаженная Матрона, исцели врага от колкого языка. Чтоб обиду не таить, всех простить и полюбить. Аминь.

Николай Чудотворец, пошли мне смирение, святое просветление. На тебя я уповаю, а обиду забываю. Аминь.

Пресвятая Богородица, скорбь от обиды осталась, сомнение в душу закралось. Прости меня и помоги, от мести колкой сбереги. Аминь.

Господи Боже, если в обиде застыну, тебя оскорбленно покину; силу не забирай, веру не отнимай. Аминь.

Креститесь после каждой молитвы.

Теперь Вы знаете о том что делать если тебя сильно обидели.

И пусть камень отляжет с души.

Поделитесь с друзьями

Источник: https://issyk.ru/water/kak-borotsya-s-obidoi-pravoslavie-kak-iscelitsya-ot-obidchivosti/

Обида лечится прощением

Как справиться с обидой православие

«Не так согрешает обидчик, как тот, кто обиду допустит»

Василий Македонянин

Как правило, все люди имеют печальный опыт обид, который может возникнуть в любом возрасте и накапливаться всю жизнь. Обижаться или простить — этот выбор всегда остается за человеком.

Обида — это внутренний бунт, возникающий из-за кажущейся несправедливости, который проявляется различными негативными эмоциональными состояниями и поведением. Обида может привести к осуждению, мнительности, агрессии. В основе обиды всегда лежит уязвленное самолюбие, самооправдание, гордыня. Обидчивость — прежде всего, желание лучшего отношения к себе.

Корень обиды

Мы обижаемся, когда наше эго в чем-то ущемили, недостаточно нас оценили, не отнеслись к нам с должным уважением, оскорбили словом или поступком.

Если человека обидели, а он ничего не ответил и от всего сердца простил обидчика, — это лучший вариант разрешения ситуации. Но человек может и не простить, и тогда обида взращивается и становится грехом. Самое страшное — дать волю своей обиде и дать сдачи обидчику, даже не зная, что обидчик может быть духовно слабее обижающегося и ему нужны помощь, прощение и любовь.

Ложное смирение

Обидевшись, человек способен показывать ложное смирение и демонстрировать ложное прощение, лицемерно быть благосклонным к обидчику. А в душе, в сердце прятать обиду, ненависть, гнев, подавлять их силой воли и годами разрушать свой духовный мир.

Грех против себя

Обида — это грех, прежде всего, против себя. К тому же обида является почвой для большого количества грехов. Когда человек обижается, сердце его ожесточается, становится бесчувственным.

И часто люди со своей душевной болью делаются циничными, жестокими, не верят никому, не впускают в свою жизнь ни дружбу, ни любовь других людей, ни любовь Бога.

В конце концов, обида может перерасти в озлобленность и в чувство вины, разрушить отношения между людьми и сказаться на телесном здоровье человека.

«Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Прит.17:22). Многие болезни, такие как язва желудка, гипертония, сахарный диабет, расстройство нервной системы, возникают на почве длительного чувства обиды.

Обида на Бога

Но самое страшное то, что обида на людей может перерасти в обиду на Бога. «Бог, как Ты позволил, чтобы это случилось со мной, как Ты мог поставить меня в такую ситуацию?» — думает человек.

Надо понимать, что Господь всеблаг, Он желает нашего совершенства и очищения. Поэтому и скорбь следует принимать как лекарство от Самого Господа Бога.

Человек не вырастет духовно, не разовьется, не станет мудрым, если не будет преодолевать достойно испытания, проблемы, обиды.

Спасибо обидчику

Благодаря обидчику можно научиться управлять собой — эмоциями, чувствами, поступками, мыслями — и по-другому взглянуть на мир. Поэтому обидчик оказывает нам незаменимую услугу, делая нас сильнее. Как сказал один мудрец: «Наши оскорбители — они первые наши душевные благодетели: возбуждают нас от сна духовного».

Можно быть спокойным и за обидчика, потому что над ним есть Судья — Бог, Который будет судить и его нелицеприятно.

Еще Иоанн Златоуст писал: «Когда обидевший видит, что его удар не достигает до души оскорбляемых им, тогда сам сильно терзается, и как обиженные молчат, то удар обид сам собой обращается назад и поражает того, кем он послан». Говоря современным языком, срабатывает закон бумеранга.

Иисус Христос обижался?

Вспомните жизнь Спасителя. Его земляки из Назарета, которые знали Его как человека доброго и к которым Он пришел проповедовать Божье Слово, потащили Его к пропасти, чтобы сбросить вниз. «… И встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (Лк.4:29). Он не обиделся на них!

Ученик, который находился рядом много лет и которого Иисус любил и пытался спасти от зла, продал Его за тридцать серебреников. Иисус не обиделся на него!

Христа распяли на кресте, а те, ради которых Христос пришел, которым отдавал всего Себя и грехи которых взял на Себя, ходили мимо, плевали в Него и оскорбляли Его.Он не обиделся на них! А, наоборот, — просил Отца простить мучителей: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк.23:34).

Иисус был единственным на земле совершенным человеком. Он пришел к людям, неся любовь, утешение, исцеление, добрую весть и жизнь вечную. Он помогал всем нуждающимся. И ни разу не обиделся на несправедливое к Нему отношение и унижение.

Так какое право имеет обижаться на кого-либо или на что-либо любой человек, погрязший в своих грехах? Нас недооценили, унизили, нам недодали, оскорбили, вовремя не помогли.

А мы сами все правильно делали, всех любили, всем помогали, всех ценили? Разве логично обижаться на таких же, как и мы?

Прощение как лекарство от обиды

На земле нет праведных людей, которые бы делали добро и совсем не грешили. Грехи и обиды будут существовать, пока мы живем на земле, а не на небесах. Так что не старайтесь исправить окружающих — не получится. Лучше принимайте и безусловно любите их такими, какие они есть, — это первый шаг к прощению.

Второй шаг к прощению — понимание всей глубины наших собственных грехов и значения той жертвы, которую принес Иисус Христос, чтобы восстановить нашу связь с Богом. Поэтому не стоит обижаться на другого, ведь ты сам еще недавно был таким же, но Христос помиловал тебя. Будь и ты милостив к другим.

Третий шаг к прощению — никогда не копить обиды, не хранить их годами и десятилетиями, а увещевать обидчика и говорить с ним: «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему» (Лк.17:3,4).

Четвертый шаг к прощению — молитва об освобождении от обиды и пожелание добра обидчику.

Прощение — это когда мы снимаем тяжелый груз неприятия, гнева, ненависти, которые таили годами в своей душе. Простить, полюбить обидчика — истинный путь христианина. «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк.6:27,28). Прощение делает свободным.

Елена Петибская

«Когда вы храните обиду на кого-то, вы привязаны к этому человеку или ситуации эмоциональной связью, которая крепче стали. Простить — это единственный способ расторгнуть эту связь и стать свободным».

Кэтрин Пондер

«Ошибки всегда можно простить, если вы достаточно сильны для этого».

Брюс Ли

«Злость делает тебя маленьким человеком, в то время как сила прощения превозносит над всеми».

Энон

«Мы должны развивать в себе и поддерживать способность прощать. Тот, кто лишен силы прощать, лишен силы любить. Даже в худшем из нас есть хорошие стороны. Когда мы видим больше положительных качеств в человеке, мы меньше подвергаемся чувству ненависти».

Мартин Лютер Кинг-младший

«Прощение — это аромат, который дарит фиалка тому, кто ее растоптал».

Марк Твен

«Всегда прощайте своих врагов — ничто их так не раздражает».

Оскар Уайльд

«Часто бывает так, что лучше не заметить оскорбление, чем потом мстить за него».

Луций Анней Сенека (младший)

«Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе».

Леонардо да Винчи

«Никогда не помни прежних обид».

Менандр

«Как теплая одежда защищает от стужи, так выдержка защищает от обиды. Умножай терпение и спокойствие духа, и обида, как бы горька ни была, тебя не коснется».

Леонардо да Винчи

«Глубоко укоренившаяся злоба делает слишком глубокие насечки».

Уильям Шекспир

«Глотая обиды, перевариваешь себя».

Неизвестный автор

Источник: http://cgazeta.ru/2016/17/108-obida-lechitsja-proscheniem.html

Почему обижаться – грех? | Милосердие.ru

Как справиться с обидой православие

 Илья Репин. Дуэль Онегина с Ленским. 1899 г. Фото с сайта liveinternet.ru

Хитрый грех

Когда мы обижаемся, душа не просто болит, душа начинает злиться, возмущаться, осуждать, а порой и мстить. Так болит задетое самолюбие. По гордости своей (надеюсь, никто в здравом уме не скажет, что он не горд), человек, не в уме, так в сердце, ставит себя в центр этого мира. Вокруг него, как вокруг центра, вращаются по орбитам другие люди.

А ведь в центре у христианина должен быть Господь. Но человек не хочет расставаться со своей картиной мира, и когда что-то ее искажает, он испытывает боль, гнев, раздражение — обижается.

Конечно, бывает, когда с нами действительно поступают несправедливо, плохо, когда сознательно причиняют боль, зло. И мы стараемся отойти или вовсе, временно или навсегда, перестаем общаться. Эти действия мы совершаем потому, что нами руководит обида.

Но невозможно себе представить, что преподобный Сергий Радонежский, уходя с горы Маковец из-за того, что его ученики повели себя не по тому духу, ради которого он устраивал обитель, делал это потому, что обиделся.

Он мог иметь намерение никогда не вернуться, если его ученики не исправятся, но и в этом случае исходил бы в своих действиях не из обиды. Им руководила не греховная человеческая воля, но Божья воля.

И апостол Павел нам говорит: «Если возможно, будьте со всеми в мире». Это не значит – со всеми в общении, в единомыслии. Если общение не складывается, противоречия непреодолимы, вы, смиряясь со своей ограниченностью, отойдите, но – в мире. Чувство обиды рано или поздно должно быть побеждено.

Бороться с обидой непросто, как с любым грехом. Но в случае с обидой порой даже не всем очевидно, что вообще надо бороться. Потому что когда человек обижается, он считает пострадавшим себя и занимает выжидательную позицию. Ему кажется, раз его обидели, это у него должны просить прощения, да и перед Богом каяться в своей грубости, резкости и пр.

А вот Христос говорит, что обида – не просто грех, а такой грех, который лишает человека даже возможности надеяться на прощение собственных грехов! «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш небесный простил вам согрешения ваши; если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мк. 11;25-26).

Получается, пока мы считаем свою обиду «справедливой», мы ни о чем не можем просить Господа, даже о прощении собственных грехов — до тех пор, пока сами не оставим своих претензий, своих судов и не отдадим суд Богу.

Невозможно не то что причащаться, но даже готовиться к Причастию, читать молитвы ко святому Причащению в состоянии упорствующей обиды в душе, пока мы продолжаем предъявлять счета обидчику. Ведь эти молитвы предваряют слова: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим» (первое, что сделай перед Причастием, — прости тем, кто тебя обидел).

Фактор Бога

Обида закрывает нас и от людей, и от Бога. Поэтому, как только вы обиделись, действуйте: помолитесь за обидчика. Через нехочу, даже если это будет просто автоматически.

С точки зрения мирской логики – это нонсенс, в крайнем случае – парадокс. Но такие уж мы, христиане, парадоксалы.

Еще апостол Павел отмечал: «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим» (1 Кор. 4;12-13).

Этот закон – юродство для мира, он – вопреки всем рассуждениям о правах и достоинстве. И все-таки вы попробуйте! Встаньте перед иконой и положите за человека поклон со словами: Боже, помилуй вот этого человека (имя).

Пусть все в вас протестует против таких слов. Но если вы это сделаете, вы поступите не по своей воле, но по воле Божией. Это послужит вам утешением, а Бог не замедлит. С момента такой молитвы вы уже не одни в своем прошении, вы даже не своими силами пытаетесь разрешить ситуацию, с вами – Бог. Он начинает действовать. Приходит благодать Божия и смягчает сердце. И ваше, и «обидчика».

Если вы будете молиться за обидевшего вас, вы обязательно ощутите разницу между отношением из состояния обиды и тем отношением к человеку, которое рождает молитва за него. Вам станет легче переносить его резкости, острые углы.

Да и сам человек, за которого молится тот, кого он обидел, может измениться. Так действует заповедь – подставь вторую щеку, останови зло на себе, не передавай по цепочке. Тебя обидели, ты молишься за обидчика, желаешь ему добра, здравия и мира.

И благодать Божия подается обоим.

Фра Беато Анджелико. «Святой Стефан, побиваемый камнями» (1447–1449 гг). Фреска люнета западной стены капеллы Никколини, Ватикан
Фото с сайта art.c-rover.com

Молитва меняет сам фокус восприятия «обид». Появляются вопросы: а может, я тоже кого-то в жизни обидел? Может, тоже ранил чью-то душу, и она все болит?

Многие вроде на словах все это знают, но совершенно недооценивают. Люди часто жалуются на то, что Бог «не слышит» их молитв. А может, потому и «не слышит», что сами-то мы не можем простить, отпустить, держим в должниках, считая себя несправедливо обиженным, и даже ждем, когда Бог нашего должника накажет. Может, потому и наша молитва к Богу недерзновенна?

Заповедь о любви к Богу и ближнему неразделима. Обижаешься, злишься, значит – не любишь ближнего, значит, и Бога не любишь, – так апостол любви Иоанн Богослов говорит.

Можно даже проверить себя: если не идет молитва, на сердце холодно, и не потому, что устал, забегался, может быть, это от того, что есть груз на сердце, обида на человека не дает молиться?

Обидчивость – как зараза

Обида – грех, потому что цепляет к себе, связывая в тяжелый узел, сразу несколько греховных состояний: осуждение, злопамятство и мстительность. И если месть в действии человеку внимательному еще удается проконтролировать, то с осуждением сложнее. Ведь сама обида основывается на сознавании некой правды в своей обидчивости. На нашем понятии справедливости.

Но наша правда – человеческая, порой, слишком человеческая. А есть правда Божия. И в глазах Божиих все может быть не так, как нам представляется. Ведь Богу открыты все тайные мотивы, причины дел рук человеческих, а нам не открыты.

Мы видим часть, а Он – все сразу. Доверимся Богу. Раз Он попустил в отношении нас «несправедливость», лучше займемся поиском смысла или тихо потерпим.

Когда удается вот так выстроить иерархию мнений: сначала Божьего, потом своего, обиды становятся тише.

Есть старый, но утешительный святоотеческий рецепт: когда мы страдаем от обид, причем именно несправедливых, если примем это с миром, потерпим, нам и наши грехи, о которых мы и забыли, оставятся.

Многие святые отцы считали перенесение обид тестом на истинное христианство. Терпишь обиды с мирной душой – что ж, не зря постишься-молишься, творишь добрые дела. Значит, ты делаешь это ради Христа, а не по тщеславию.

Святой Силуан Афонский вообще говорил, что мы – только тогда христиане, когда выполняем заповедь о любви к врагам. А эта евангельская максима начинается с терпения обид.

Не случайно Христос в Евангелии ставит заповеди о любви к врагам и о молитве за обижающих в один ряд, через запятые: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…» (Мф. 5: 44).

Если нам к этому не стремиться, объяснять все собственной ранимостью, у нас в душе образуется навык, греховная привычка самооправдания. Обидчивость как зараза укоренится в жизни, цепляясь ко всем ее обстоятельствам.

Обидчивость и для самого человека, и для окружающих его людей может стать мукой. Если в семье, например, муж или жена страдают обидчивостью, это отражается на всех членах семьи. В этом случае обидчивость становится еще и средством манипуляции, психологического шантажа, вызывая у близких чувство вины и толкая часто на неправильные действия.

Отойдите с миром

Говорить о своей обиде человеку можно только тогда, когда вы сами успокоились. Если вы раздражены, оскорблены, огорчены, злитесь, вы неизбежно будете осуждать человека, упрекать его и ничего доброго ваш разговор не принесет.

Если родители в раздражении говорят ребенку правильные слова, ребенок эти слова не усвоит. Если они в гневе наказывают его, это наказание принесет только вред. Ребенок видит, что хотя родители и наказывают его за проступок, сами в этот момент грешат другим грехом, поэтому их вразумление его не исцеляет. Он просто покоряется силе, пока.

Но если с помощью молитвы вам успокоиться удалось, вы можете попробовать поговорить с человеком. Человек будет чувствовать, что за вашими словами стоит не раздражение, не страстность, а смысл, и может прислушаться к вашим словам.

Но бывает, что поговорив, с человеком приходится расставаться. Расстаньтесь с миром. Порука – ваша спокойная совесть. У многих святых отцов есть такой совет, что порой лучше расстаться с человеком.

Например, настоятель монастыря пришел к выводу, что некий брат, если останется в монастыре, для себя получит большую пользу, но братии принесет большой вред.

В этом случае настоятель может принять решение выбрать пользу братии и расстаться с братом.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/pochemu-obizhatsya-greh/

Как справится с обидой и бороться с ранимостью и злостью – почему человек обижается и как избавиться от обидчивости на мужчин – причины в психологии

Как справиться с обидой православие

Обидчивость – одно из разрушительных человеческих качеств. Мы часто используем этот инструмент как защитную реакцию, способ заставить обидчика чувствовать себя виноватым или манипулятивный прием. С ним мы знакомимся уже в детстве, подражая реакциям взрослых.

Со временем мы начинаем все чаще обижаться неосознанно. Обрести контроль над собственными переживаниями не получается, даже когда мы выстраиваем взаимоотношения с другим человеком.

За постоянным чувством обиды в отношениях всегда скрывается целый ряд негативных эмоций — о том, как с ними справляться, я расскажу далее.

Что это за ощущение и каким оно бывает

Обидчивость часто представляет собой форму нереализованной агрессии. Когда вы злитесь или огорчаетесь из-за чьих-то слов или действий, но в силу определенных обстоятельств не можете дать волю этим эмоциональным всплескам, внутри срабатывает блок, превращающий невыраженное в давящий осадок.

Ранимость – это следствие неуверенности в себе. Если вы твердо уверены в своих мыслях, словах, действиях, умеете правильно работать с критикой и не принимать субъективные оценки близко к сердцу, знаете о своих сильных и слабых сторонах и работаете с ними, любые попытки зацепить вас не будут восприниматься серьезно.

Еще один вариант того, что прячется за обидой – неоправданные ожидания. Это частенько прослеживается в отношениях, когда мы ждем от партнера одного, а получаем совсем другое. При этом свои истинные желания вовремя не озвучиваем и не обсуждаем.

Опасность этих чувств заключается в том, что они способны прочно и надолго закрепиться внутри нас. Накопленные, незакрытые переживания из-за пустяков, в конце концов, могут вылиться в гораздо больший негатив, и остановить эту разрушающую силу будет просто невозможно.

Почему человек обижается: признаки сильной обиды

Главные причины:

  • Предъявляет людям слишком высокие требования, которым они не соответствуют.У таких обижающихся плохо развита эмпатия, они не пытаются встать на место другого человека, понять, каким мотивам он следует и что испытывает. Его собеседник просто не имеет права на ошибку, поэтому воспринимается она, как катастрофа.
  • Находится в состоянии ребенка или жертвы, чувствует себя слабым, не видит способов повлиять на ситуацию. Это очень удобная модель поведения, предполагающая полное снятие с себя ответственности и перекладывание вины на другого. Признать свою ошибку гораздо сложнее, чем обвинить во всем ближнего.
  • Бывает так, что человека так часто отвергали, что он разучился просить помощи или говорить о своих желаниях, хотя они никуда не исчезают, а превращаются в молчаливые ожидания. Такие люди пытаются справляться со всем самостоятельно, но на подсознательном уровне ждут, что кто-то проявит инициативу и окажет им поддержку. Озвучить то, что они нуждаются в помощи, значит продемонстрировать собственную слабость и несамостоятельность. Тихие, невысказанные требования и упреки превращаются в необоснованную обиду: что делать с ней – разобраться нелегко.

Обидчивость – опасная черта. Она всегда связана с определенными иллюзиями, которые возникают у нас в голове: наши чувства не принимают во внимание, о нас не думают, с нами поступают жестоко. Мы склонны додумывать за других исходя из собственного опыта.

Встречая человека, начиная строить с ним отношения, мы создаем в воображении потрясающую картинку совместного будущего. Девушки ждут цветы, романтику и внимание, а в ответ слышат: «По-моему, это ерунда и глупая трата денег». Как же так? Неужели он не хочет сделать меня счастливой?!

Корни обиды человека в психологии: что это такое, обидчивость, и как с ней справиться

Ранимость – это следствие глубокой душевной травмы. Такое поведение свойственно обладателям комплекса неполноценности, сомнений в себе, низкой самооценки и неумения брать на себя ответственность. Стоит ли говорить, что все это сильно мешает развитию гармоничных отношений.

Обидчивые люди постоянно находятся в ожидании того, что им помогут, сделают их счастливее, поступят так, как они считают нужным и правильным, и сильно переживают, если кто-то не вписывается в рамки желаемого. Но неужели ваше эмоциональное состояние, счастье и комфорт –  это ответственность другого человека?

Нужно ли бороться с этим

Решать вам. Помните, что недосказанность и незатянувшиеся раны мешают воспринимать слова окружающих конструктивно, препятствуют умению любить. Если вы не учитесь управлять своими эмоциями, они возьмут над вами верх. Подумайте, как долго любимый человек сможет терпеть постоянное чувство вины, которое вы навязываете ему.

Почему возникает обида на близких

Замечали ли вы, что брошенная посторонним грубость воспринимается не так серьезно, как если то же самое скажет тот, к кому мы неравнодушны? Тем, кто становится объектом нашей эмоциональной привязанности, мы выдвигаем большие требования, подсознательно считая, что они должны угадывать наши желания и их выполнять.

Последствия ранимости

Помимо частых конфликтов, ссор, которые приводят к разрыву взаимоотношений, обиженные люди подвергают свой организм постоянному стрессу.

Психосоматику никто не отменял, поэтому любой негатив, который мы накапливаем внутри в конечном счете может вылиться в развитие серьезных заболеваний. Не желая или не умея прощать, мы занимаем мысли жалостью к себе, обвинениями и злобой.

Однозначно, это мешает радоваться жизни, формирует ощущение хронической неудовлетворенности, становится причиной раздражительности и нервозности.

Как научиться не обижаться на близких

Первое, что нужно сделать, почувствовав эту эмоцию, осознать ее. Разобраться в ситуации и исправить ее можно, только если принять то, что вас беспокоит, и озвучить.Постарайтесь поставить себя на место того, кто вас задел.

Действительно ли он этого хотел? Отдает ли он себе отчет в сказанном или сделанном? Часто мы додумываем и принимаем слишком близко к сердцу то, что на самом деле не имеет к нам прямого отношения.

Возможно, муж ответил вам резко, потому что у него плохое настроение из-за проблем на работе. У всех разные ценности, приоритеты и картинки мира.

Вспомните, что вы и сами бываете уставшими, невыспавшимися, забывчивыми и невнимательными – все что угодно может происходить в голове и в жизни. И далеко не всегда вы готовы осознанно контролировать свое состояние, реакцию и поведение.

Учитесь ловить себя в моменте приближения негативных эмоций и задавать предполагаемому обидчику уточняющие вопросы. Поймите, действительно ли он хотел сделать вам больно, или же вы просто делаете необоснованные выводы о его словах.

Разберитесь, отчего вы обижаетесь на все подряд и как этого не допускать

Повышайте уровень своего эмоционального интеллекта и осознанности. Попробуйте начать вести дневник настроения, периодически останавливаясь и подмечая:

  • Что вы сейчас чувствуете?
  • Почему это чувство возникло?

Записывайте ответы на эти вопросы и, таким образом, собирайте коллекцию моментов, которые влияют на ваше состояние.

Смотрите на жизнь с позитивом

Развивайте позитивное мышление, учитесь веселиться и переводить в шутку любые осознанные и неосознанные попытки вас обидеть. Будьте проще и позвольте людям совершать ошибки. Прощайте. Вот увидите – жить станет гораздо приятнее.

Как не обращать внимания на пустяки и не искать причины для обид на жизнь: цените свое время

Обижаться – значит тратить много нервов и энергии на бесплодные раздумья, жалость к себе. Пусть ваш ум занимают более важные дела: хорошая работа, желание приятно провести время с любимым, хобби. Если вы находите свободную минутку, чтобы позлиться и пообижаться, значит можете найти место в расписании и для созидания.

Занимайтесь спортом

Переключите голову с негатива на внутренние и внешние преображения. Физические нагрузки наполняют организм бодростью, повышают настроение и помогают освободить ум от лишних мыслей.

Читайте книги

Обогащайте свой внутренний мир. Обидчивость, с точки зрения моей психологии – черта неуверенных в себе людей, которые часто испытывают чувство обиды, в том числе и на себя. Чтобы развить уверенность, необходимо постоянно расти над собой, развиваться, расширять границы мировосприятия.

Правильное общество

Обратите внимание на тех, с кем вы чаще всего общаетесь. Как эти люди влияют на вас? Получаете ли вы пользу от этого общения? Минимизируйте контакт с теми, кто часто обижается, осуждает других. Подумайте, как вы можете расширить окружение, наполнив свое пространство успешными, позитивными, развивающимися людьми.

Как избавиться от обиды на мужчину и не быть обидчивой

Приведу несколько рекомендаций.

Я в праве отказать вам в услугеПолная конфиденциальность
вашей информации

Говорите о том, что вас беспокоит, а не замалчивайте

Не стоит откладывать решение возникшей проблемы на потом. Удобного случая может и не представиться, а негативные эмоции наслаиваются, как снежный ком. При этом, говоря о своих чувствах, будьте деликатны, а не требовательны, чтобы не допустить возникновения скандала.

Объясните любимому человеку, что именно послужило причиной вашего расстройства или злости. Навсегда забудьте о том, что он должен сам обо всем догадываться. Его мир не крутится вокруг вас – примите этот факт и осознайте своего мужчину, как отдельную личность со своими «тараканами».

Сначала может быть непросто найти общий язык, но в этом и заключается суть построения отношений. Со временем вы увидите, что можно пресечь возникновение многих конфликтов с помощью простого разговора, начатого вовремя.

Не спорьте, а ищите общее решение

Часто женщина не понимает, как справиться с обидой и злостью на мужа, потому что он принципиален и не разделяет ее мнение.

Мужчинам свойственно желание во что бы то ни стало доказать свою правоту, даже если в процессе спора они изменили свою позицию. Не переходите на эмоции.

Спокойно объясните оппоненту, что вы не хотите ругаться, а цель этого разговора – прийти к компромиссу. Обязательно дайте ему понять, что вы слышите и принимаете его точку зрения.

Установите правила общения

Если вас обижает грубое поведение супруга, не стремитесь его переделать, а вместе договоритесь об определенных границах. Наверняка, ему тоже есть, что вам «предъявить».

Пообещайте, что сделаете ему шаг навстречу и будете работать над своей обидчивостью, предложите оставлять работу за пределами дома (если причина его плохого настроения кроется в этом). Обговорите общие нормы в разных сферах жизни.

После этого вам уже не придется объяснять мужу, что вас задело – просто напомните о заключенном договоре.

Простите старые обиды

Организуйте вечер, когда вы вместе аккуратно обсудите все, что накопилось внутри. Важно изначально задать правильный вектор развития разговора, настроить мужчину на то, что вы пришли с миром. Ни в коем случае не обвиняйте. Расскажите о том, что чувствуете, и поинтересуйтесь, было ли у него такое же ощущение? Возможно, вы тоже однажды оступились?

Найдите обоюдный способ выпускать пар

Придумайте своеобразный ритуал, который поможет вам не держать досаду внутри. Сделайте специальную подушку для битья, закрывайтесь и прокричитесь в комнате – это может быть все что угодно (в зависимости от характера и темперамента ваших отношений). Избавившись от лишних эмоций, вам будет проще вести конструктивный диалог.

У каждого человека есть то, чего он простить не может. Например, измену, обман. Эти границы важно обозначить уже на начальном этапе построения взаимоотношений, чтобы в дальнейшем избежать недопонимания и формирования молчаливых ожиданий.

10 советов психолога Дарьи Милай по избавлению от обидчивости

  • Никогда не принимайте серьезных решений, находясь в этом состоянии.
  • Сначала ответьте себе: что именно вас обидело, из-за чего это могло произойти и почему вы не в силах реагировать иначе. Только после этого расскажите обидчику о своих переживаниях.

  • Чтобы снять первые эмоции, возьмите любой предмет, который будет олицетворять обидевшего вас человека, и выскажите все, что накипело.
  • Если обсудить проблему слишком тяжело, напишите письмо. Необязательно после показывать его адресату – смело излейте на бумаге все, что тревожит.
  • Используйте «я-модель» в диалоге.

    Вместо обвинительного «Ты меня задел!» скажите «Я очень огорчилась из-за твоих слов/действий». Обвиняемый всегда будет защищаться, а во втором случае, вы просто предлагаете выслушать вас.

  • Постарайтесь поставить себя на место обидчика. Подумайте, что могло им двигать.

    Возможно, он тоже на эмоциях, и сейчас не стоит воспринимать его реплики всерьез?

  • Мысленно выразите благодарность тому, на кого обиделись. Он открыл перед вами большую зону роста и работы над собой.
  • Не ругайте себя за обиды. Они свойственны каждому.
  • Осознайте и примите, что никто не должен оправдывать ваших ожиданий.

  • Повышайте самооценку. Уверенные в себе люди не принимают негатив и умеют отсеивать ценную и не достойную внимания информацию.

Заключение

Подведу небольшой итог. Что же делать, если вы вдруг почувствовали, что обижаетесь:

  • Докопайтесь до истинных эмоций, которые вы испытываете (что это – грусть, злость, разочарование?
  • Поймите, не связаны ли ваши чувства с тем, что внутренне вы согласны с обидчиком, но не хотите принимать этого.
  • Ни в коем случае не копите в себе негатив – решайте проблемы оперативно и устанавливайте границы в общении.
  • Не заставляйте человека испытывать чувство вины, а осторожно укажите ему на ошибку.
  • Прощайте и дышите полной грудью!

Если вы не понимаете, как бороться с обидой на мужа, избавиться от нее и ранимости, преодолеть обидчивость с помощью психологии и перестать на всех обижаться, запишитесь на мою консультацию и получите ответы на наболевшие вопросы. Вместе мы найдем истинные причины проблемы и составим план ее решения.

                                      

Источник: https://damienmilay.com/basis/kak-spravlyatsya-s-obidoy-sovetyi-kak-izbavitsya-ot-obidchivosti-i-ranimosti/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.