Как узнать гиперактивный ребенок или нет

Содержание

Что делать, если у вас гиперактивный ребенок

Как узнать гиперактивный ребенок или нет

Многие мамы согласятся с тем, что ребенок — это вечный двигатель, сгусток неиссякаемой энергии. Но иногда дети бывают чересчур активны, суетливы, подвижны и при этом не могут ни на чем долго концентрироваться.

И тогда родители начинают задумываться: нормально ли это? Действительно, существует такое понятие, как синдром дефицита внимания и гиперактивности, или СДВГ.

Как распознать гиперактивного ребенка? Как помочь ему адаптироваться к жизни, требующей сосредоточенности и самодисциплины? Рекомендации родителям дает детский психолог Наталия Калиниченко.

Наталия Калиниченко, детский психолог (центр детского досуга «Умники club», Ярославль), сказкотерапевт, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии

Что такое СДВГ

Отношение к гиперактивности и распространенность знаний о ней сегодня, несмотря на активные исследования, не меняются последние 10 лет. Об этой проблеме много говорят, о ней спорят специалисты, но по-прежнему множество родителей не знают, как себя вести с такими детьми. А многие педагоги считают, что гиперактивность — это следствие невоспитанности ребенка.

СДВГ — это медицинский диагноз, требующий наблюдения ребенка у невролога, психиатра, а в некоторых случаях и медикаментозного лечения.

Но далеко не все родители детей с СДВГ обращаются к специалистам, и многие дети, которым должен быть поставлен такой диагноз, не стоят на учете у невролога. Иногда родители не понимают, что это заболевание, или не думают, что его можно вылечить.

А некоторые мамы и папы просто хотят адаптировать ребенка к жизни, не обращаясь к специалистам. Каждая позиция имеет право на существование.

Ученые до сих пор не выяснили причину СДВГ и гиперактивности, но считают, что все дело может быть в генетических особенностях, болезнях матери во время беременности и родовых травмах.

Есть мнение, что у детей с СДВГ замедлено развитие коры головного мозга, с задержкой до трех лет, а к подростковому возрасту гиперактивность сходит на нет.

Другая теория гласит, что причина СДВГ — в повышенной скорости импульсов в коре головного мозга.

Не всякая повышенная активность — это основание заподозрить СДВГ. Бывают просто чересчур подвижные и при этом здоровые дети, которые не страдают проблемами с вниманием, а неспециалисты по незнанию называют их гиперактивными.

Если малыш очень суетливый и шумный, но при этом может нормально учиться, развиваться, общаться со сверстниками, то это просто свойство его характера, он не нуждается в лечении.

Очень важно понимать, почему ребенок проявляет повышенную активность, почему его внимание неустойчиво: из-за особенностей работы мозга или других факторов? От этого зависит способ взаимодействия с таким малышом. Все рекомендации, которые я приведу, касаются детей, у которых дефицит внимания и гиперактивности — физиологически обусловленные состояния.

Как распознать гиперактивность

Важно обозначить критерии, по которым даже неспециалисту будет понятно, что ребенок гиперактивен. Таких детей сразу видно в классе, на детской площадке, в магазине. Это очень активные ребята, которые могут за минуту побывать в десяти местах и не устать.

Они очень быстро выполняют все задания и теряют интерес. При этом ребенок, занятый какой-то физической активностью, будет прекрасно слышать, что ему говорят: если его спросить, что только что сказал учитель, он это повторит.

То есть такие дети могут делать несколько дел одновременно, а при правильном подходе еще и успешно.

Очень частый признак — двигательная суетливость. Нередко такие дети рано начинают ходить и проявлять активность еще в коляске: хватают за одежду прохожих, трогают веточки деревьев. Их мамы нередко принимают это за ускоренное развитие. На самом деле это тревожный знак, стоит проконсультироваться с грамотным неврологом.

Жить с гиперактивным ребенком, учить его — тяжело. Но труднее всего ему самому. Чтобы понять, каково ему, представьте, что у вас внутри мощные батарейки, которые никогда не садятся и не позволяют находиться в покое.

Еще одна важная проблема — отношение общества к таким детям. Если родители принимают своего ребенка, то работники образования перестраиваются с трудом.

Гиперактивные дети в детском саду и школе постоянно привлекают внимание. Они не могут сидеть спокойно, им ежеминутно нужно вставать и ходить, задавать вопросы.

Педагоги постоянно делают им замечания, из-за чего такие дети растут с ощущением, что они плохие, нарушители правил.

Как помочь гиперактивному ребенку

У ребенка нет возможности усилием воли стать другим, а у нас — волшебной таблетки, которая бы повлияла на работу его мозга. Но есть способы облегчить жизнь такому малышу, помочь ему учиться, общаться, просто адаптироваться к жизни.

Похвала

Как психолог, я рекомендую родителям и педагогам, всем, кто взаимодействует с гиперактивным ребенком, помогать ему формировать позитивную самооценку.

Когда такой малыш играет, учится, выполняет домашние обязанности, хвалите его! И обращайте поменьше внимания на ошибки и нарушения, потому что они вызваны биологическими факторами, а их ребенок не в силах изменить.

Гиперактивные дети чувствительнее других к похвале, она для них сверхценна. Найти к ним подход можно именно через добрые слова, восхищение и благодарность за старание сдерживать свою активность.

Режим

Нужно создавать условия, которые нивелируют биологические факторы гиперактивности. Таким детям необходим жесткий режим.

Когда он стабилен и постоянен, организм к нему привыкает и не тратит ресурсы на адаптацию к изменяемой среде и образу жизни. Даже в выходные ребенок должен просыпаться в то же время, что и в будни.

Важно, чтобы он много времени проводил на свежем воздухе. Это все имеет смысл, если по режиму живет вся семья, а не один лишь ребенок.

Разумно выбранный спорт

Часто родители думают, что спорт — лучший выход энергии для гиперактивного ребенка. Это не совсем так. Бокс, борьба, игры, требующие агрессии, этим детям противопоказаны.

Полезны будут плавание, коллективные игры, просто физкультура. Занятия спортом лучше проводить в середине дня, потому что они, с одной стороны, требуют энергии, с другой — перевозбуждают ребенка.

А если малыш гиперактивен, не стоит его еще больше накалять.

Четкое планирование

Это то, что поможет детям учиться и решать любые образовательные задачи. План действий должен быть отточен до такой степени, что в любой ситуации он должен возникать моментально. Научите ребенка делить любое сложное дело на маленькие части, каждая из которых будет казаться простой задачей. Обучить гиперактивного ребенка тайм-менеджменту непросто.

Делайте это на своем примере: «Мы будем мыть посуду. Что для этого нужно? Мы зайдем в кухню, положим тарелку в раковину, включим воду, возьмем губку, нанесем на нее средство для мытья посуды», то есть проговаривается каждое действие. Если ребенок умеет вычленять простые задачи в составе сложной, это облегчает ему жизнь.

Четко объясняйте, что ребенок должен делать в школе: на самостоятельной работе, изложении.

Поскольку у таких детей проблемы с вниманием, нужно работать и с этим. Разместите на его одежде и личных вещах какие-то символы и проговорите, что они означают. Например, когда ребенок, решая задачу, смотрит на пенал и видит там наклейку с солнышком, он понимает, что отвлекся, поэтому надо вновь собраться и вернуться к математике.

Отдых

Рекомендуется постоянно чередовать модальность деятельности. Делите домашние задания на маленькие части, каждую из которых можно выполнить за 5−8 минут. После каждой такой части делайте перерыв тоже на 5−8 минут.

Хорошо, когда учителя понимают важность перерыва для таких детей и дают им возможность подвигаться каждые 20 минут. Этим ученикам можно поручать вымыть доску, сходить за мелом или классным журналом. Когда к ребенку обращаются за такой помощью, это укрепляет его веру в себя.

Акцент на плюсах

Очень важно увидеть в гиперактивном ребенке черты, которые хорошо развиты и способны компенсировать недостатки. Как правило, у таких детей высокая скорость мышления, они быстро решают задачи, даже не понимая, как им это удается.

Они могут делать несколько дел одновременно, и эта их способность может пригодиться им на играх вроде «Брейн-Ринга», где нужно очень быстро думать, обсуждать версии с командой и давать ответы раньше других. У таких детей повышенная потребность в лидерстве.

Если направить ее в правильное русло, они станут незаменимыми помощниками для родителей и учителей.

Когда пройдет период гиперактивности

Как я говорю родителям на консультациях, к подростковому возрасту проблема гиперактивности обычно проходит. Этот период надо просто пережить. Затем либо снимается диагноз, либо ребенок адаптируется к жизни.

Часто тот, кто в детстве был гиперактивным и постоянно получал от учителей замечания и двойки, вырастая, становится душой компании. Он превращается в человека, умеющего адаптироваться к обстоятельствам, знатока своего дела, способного работать в условиях стресса.

Это очень важные качества для жизни в современном мире.

Очень важно, чтобы родители приняли и полюбили своего ребенка по-настоящему, не испытывали вину и злость, старались направить его особенности в нужное русло и раскрыть его потенциал.

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/10240

Гиперактивный ребенок: причины заболевания, основные симптомы, лечение и профилактика

Как узнать гиперактивный ребенок или нет

Это ребенок, страдающий синдромом дефицита внимания и гиперактивности, что проявляется неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте.

Причины

На данный момент специалисты не могут выяснить точные причины развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Предположительно, гиперактивность у детей связывают с наследственной предрасположенностью и ранним органическим повреждением центральной нервной системы, которые довольно часто сочетаются друг с другом.

Современные исследования показали, что причина СДВГ основывается нарассогласованности функционирования структур, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроля внимания, а именно – ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры.

Генетический механизм появления СДВГ объясняется наличием генов, которые регулируют обмен нейромедиаторов в головном мозге.

Вследствие дисфункции нейромедиаторных систем отмечается расстройство синаптической передачи, что провоцирует развитие нарушения связей между корой лобных долей и подкорковыми структурами.

Данную теорию подтверждает то, что в лечении гиперактивности у детей эффективными оказываются лекарственные средства, способствующие высвобождению и торможению обратного захвата нейромедиаторов в пресинаптических нервных окончаниях.

Выделяют пре- и перинатальные факторы, способствующие развитию СДВГ, в эту группу входят различного рода неблагоприятные воздействия, сопровождающиеся развитием минимальной мозговой дисфункции у гиперактивного ребенка.

Иногда нарушение связывают с патологическим течением беременности и родов у матери, а также асфиксией, недоношенностью, родовыми травмами ребенка.

Причиной развития синдрома гиперактивности у детей могут являться инфекционные заболевания и черепно-мозговые травмы, перенесенные сразу после родов.

Помимо этого, нарушение может быть вызвано неблагоприятной экологической обстановкой, гиповитаминозом беременной, повышенным содержанием в волосах свинца и несбалансированным питанием.

Симптомы

Большинство детей с гиперактивностью имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, нарушением сна. Помимо этого, они легко возбуждаются, и имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.

Первые признаки заболевания возникают у ребенка примерно в возрасте с 5 до 7 лет.

Родители обращают внимание на нарушение поведения в тот период, когда малыш начинает посещать школу, что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения правил и сосредоточенности. Второй пик развития негативных симптомов приходится на подростковый возраст и связан гормональным всплеском.

Главными клинико-диагностическими критериями СДВГ является невнимательность, гиперактивность и импульсивность.Невнимательность у гиперактивного ребенка проявляется в неспособности концентрировать внимания на выполнении определенных задач.

Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные.

У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, выявляется рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость внимания с одного занятия на другое. Такие дети редко доводят до конца начатое.

Диагностика

Диагноз гиперактивность выставляется совместно детским неврологом, детским психиатром и детским психологом.

В соответствии с критериями, выработанными DSM в 1994 г, данный диагноз может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере 6 признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода.

В связи с этим при первичном обращении к специалистам диагноз не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка.

В процессе клинико-психологического обследования ребенка применяются методы интервью, беседы и непосредственного наблюдения, также используется получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников и нейропсихологического тестирования.

Для подтверждения диагноза ребенку назначается общий и биохимический анализ крови и магниторезонансная томография головного мозга.

Лечение

Детям с гиперактивностью назначается комплексное индивидуализированное сопровождение, включающее психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения, достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность.

Медикаментозное лечение является вспомогательным методом коррекции гиперактивности и предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга, препаратов ноотропного ряда, микронутриентов.

Профилактика

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, а также, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.

Источник: https://www.obozrevatel.com/health/bolezni/giperaktivnyij-rebenok.htm

Гиперактивный ребенок

Как узнать гиперактивный ребенок или нет

Упоминание о гиперактивности у детей различного возраста встречается все чаще и становится распространенной проблемой. Статистические данные утверждают, что в России у каждого третьего ребенка проявляется симптоматика гиперактивности, а диагноз поставлен 4-18% детей. Особенно подвержены расстройству мальчики.

Впервые данное психомоторное нарушение было описано еще в середине XIX века и до сих пор вызывает множество споров среди исследователей и экспертов. Попробуем разобраться в том, что называется синдромом гиперактивности, каковы его отличительные особенности, какие существуют методики корректирования.

Определение гиперактивности и возможные причины

Полное название диагноза звучит как синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) и представляет собой набор психологических, неврологических и поведенческих расстройств, влекущих проблемы в обучении и социализации ребенка. Гиперактивный ребенок проявляет неусидчивость, спонтанность движений, невозможность сконцентрироваться, имеет сложности при выполнении домашних заданий, отличается нервозностью и рядом других признаков, о которых поговорим ниже.

Точных причин возникновения синдрома ученые назвать не могут. Существует взаимосвязь с определенными факторами, влияющими на внутриутробное развитие ребенка и его социальное окружение в первые месяцы и годы жизни:

  • генетическая предрасположенность к развитию синдрома;
  • тяжелое течение беременности, плохое питание, курение будущей матери;
  • родовые травмы, затяжные или стремительные роды;
  •  несбалансированное питание, пищевые аллергии;
  • стрессовая, негативная обстановка в семье.

У ребенка гиперактивность может выражаться без дефицита внимания. Это довольно редкая патология, возникающая в результате нарушений центральной нервной системы.

Дефицит внимания без гиперактивности встречается чаще, преимущественно у девочек, и характеризуется бурной фантазией и «витанием в облаках». Как правило, в диагностике превалирует сочетание обоих синдромов.

Если разговор ведется о гиперактивности, подразумевается именно СДВГ.

Признаки и симптомы гиперактивности

Картина проявления СДВГ в каждом конкретном случае индивидуальна. Первые признаки гиперактивный ребенок может проявлять еще в раннем возрасте.

Отсутствие четкого режима сна и бодрствования, истеричный плач и острая реакция на яркий свет или сильный звук, проблематичное засыпание и короткий сон, частое чувство голода, длительный период коликов, общее отставание в развитии на 1-1,5 месяца от сверстников – лишь некоторые симптомы гиперактивности ребенка.

После года, ближе к 2-3 годам в поведении гиперактивного ребенка появляются отчетливые признаки расстройства:

  • задержка речевого развития;
  • задержка моторного развития, в частности мелкой моторики;
  • хаотичный характер движений;
  • нервозность, страхи, частое недержание мочи;
  • слишком короткий, беспокойный сон и длительный период бодрствования;
  • жалобы на головные и желудочные боли, беспричинная рвота.

В дошкольных учреждениях такие дети отличаются неспособностью играть в тихие, спокойные игры, не слушают обращенную к ним речь, не реагируют или плохо реагируют на слова воспитателей, проявляют нетерпение, иногда встречаются вспышки необоснованной агрессии или наоборот излишняя плаксивость, капризы.

Проблема заключается в том, что для многих родителей описанное поведение ребенка является скорее показателем незрелости, чем признаком расстройства, и момент, когда следует внести коррективы, бывает упущен.

У детей школьного возраста, при отсутствии должного внимания со стороны специалистов, гиперактивность значительно усугубляет образовательные и социальные навыки.

Несмотря на достаточно хороший уровень интеллектуальных способностей, дети не дотягивают до средних показателей успеваемости. Это проявляется в:

  • неспособности сосредоточиться на выполнении заданий;
  • поведении, неуместном в учебной обстановке (шум, смех, баловство);
  • неаккуратности, большом количестве помарок;
  • провоцировании конфликтных ситуаций с преподавателем и учениками;
  • заниженной самооценке, самобичевании.

В подростковом возрасте синдром гиперактивности может привести к трудностям в общении со сверстниками, замыканию в себе, значительным проблемам в успеваемости и даже отчислению из школы. Нередко возникают депрессии и суицидальные наклонности.

Диагностика

Несмотря на большое количество разных симптомов, не следует паниковать. Постановкой точного диагноза занимаются специалисты – неврологи, психологи, психоневрологи, психиатры.

Диагностика включает в себя комплекс наблюдений, интервью и тестов как для ребенка, так и для родителей и преподавателей учебных учреждений.

Зачастую то, что кажется характерным для СДВГ, может быть признаком иного расстройства.

Родителям прежде всего следует обратить внимание не столько на признаки синдрома гиперактивности, сколько на характер их проявлений. Как правило:

1. Активный ребенок любит подвижные игры, но способен заинтересоваться головоломкой, игрой или книгой на длительное время. Гиперактивный практически не обладает усидчивостью, он постоянно в движении.

2. Активный ребенок много пользуется речью, любит задавать вопросы, внимательно слушает. Гиперактивный перебивает чужую речь, не слушает ответы, болтает без перерыва, часто бессвязно.

3. У активного ребенка поведение меняется в зависимости от обстановки. Он может быть непослушным дома, но хорошо вести себя в школе. Гиперактивный ребенок не признает правила и запреты, плохо им подчиняется, поведение в любой обстановке одинаково.

Чем раньше родители обратятся к специалистам за консультацией, тем больше останется возможностей для корректировки расстройства.

Как помочь ребенку?

В зависимости от степени выраженности синдрома для лечения гиперактивного ребенка врачи могут порекомендовать:

  • работу с детским психологом;
  • различные педагогические методики;
  • коррекционные классы;
  • семейные консультации.

Медикаментозное лечение ноотропными препаратами назначается в редких случаях, если диагностика подтверждает, что СДВГ спровоцирован нарушениями деятельности ЦНС. Лекарства помогают уменьшить проявление синдрома, улучшают концентрацию внимания, успокаивают. Лечение назначается исключительно после всесторонней диагностики и проводится под наблюдением врача!

Но успех зависит не только от врачей. Родители не должны оставаться в стороне. Что они могут сделать? Прежде всего, обеспечить спокойную, дружелюбную обстановку в семье.

Необходимо помнить, что гиперактивный ребенок чаще нуждается во внимании, ласке, заботе.

Согласно советам психологов, из семейного общения необходимо исключить строгие наказания, повышение голоса и другие, неприятные факторы, способные вывести ребенка из равновесия.

Рекомендуется неукоснительный распорядок дня. Не лишним будет определение обязанностей, которые ребенок может выполнять сам, и внедрение системы поощрений.

Следует следить за правильным питанием, исключать переедание.

Кроме того, врачи рекомендуют обязательные прогулки и активные виды спорта, позволяющие ребенку выплеснуть избыток энергии, а телевизор или компьютерные игры необходимо ограничить.

Воспитание доверительных отношений в семье, терпение и позитивный настрой помогут улучшить ситуацию, добавят ребенку спокойствия и уверенности в себе.

Источник: https://womplanet.ru/giperaktivnyiy-rebenok/

Гиперактивный ребенок. Диагноз или характер?

Как узнать гиперактивный ребенок или нет

Ваш ребенок непослушный, шумный, неусидчивый, суетливый и непоседливый? Все ясно! Гиперактивный ребенок! Бедные родители! Как же вам будет непросто. И это можно услышать от кого угодно: от бабушек у подъезда, от соседей, от воспитателей в саду, в конце концов, от родных людей. Кругом же дипломированные специалисты, с полномочиями диагноста, который ставит такие диагнозы.

Это смех сквозь слезы, но какому родителю приятно иметь дело с такими «супер специалистами»?

Впервые СДВГ (аббревиатура: синдром дефицита внимания и гиперактивность) был упомянут и описан в 1845 году врачом и автором книг по медицине и психиатрии Генрихом Хоффманом. О нем есть примечательная история. Кроме того, что он был врачом, он был еще и поэтом.

У доктора Хоффмана был трехлетний сынишка, для которого он не мог найти хорошей книги в стихах, и решил написать ее сам. Так мир увидела «История неугомонного Филиппа». Как раз этот малыш Филипп и является ярчайшим примером ребенка с гиперактивностью.

С тех пор литературы на эту тему накопилось столько, что все не перечитать.

Запомните одно: диагноз «гиперактивный ребенок» могут поставить только специалисты, и зовутся они невролог и психиатр. Для постановки диагноза необходима энцефалограмма. Причем не одна (см. видео ниже).

Нетрудно спутать яркий темперамент ребенка с этим новомодным диагнозом ГИПЕРАКТИВНОСТЬ. Но давайте разбираться, что здесь, правда, а что надуманные глупости.

ПРичины гиперактивности

Во-первых, разберемся с причинами, вследствие которых может возникнуть данная проблема. Итак:

— изменение нервной системы во время внутриутробного развития вследствие злоупотреблений алкоголем, курением, наркотиками и лечебными средствами;

— наследственность;

— появление ребенка на свет посредством кесарева сечения;

— гипоксия;

— родовые травмы;

— рождение раньше срока.

Как видите, причины разные и многообразные.

Симптомы гиперактивности

Давайте разбираться с симптомами. Надо понимать, что эта проблема изначальная, а не возникающая в определенном возрасте. То есть симптомы наблюдаются с младенчества.

Гиперактивные дети мало спят — 4-5 часов при необходимых 18 в первые недели жизни. Спят чутко и беспокойно. Их трудно успокоить даже мамам. Гиперактивные детки капризны, и даже когда устают их трудно уложить спать, они быстро перевозбуждаются в виду особенностей нервной системы.

Надо отметить, что такие малыши быстрее развиваются, и их нужно раньше ловить при падении с диванов, потому что они раньше поднимают головы и переворачиваются.

Их мало что может занять Они отшвыривают новые игрушки через минуту, чтобы схватить новую и ее тоже отшвырнуть. Сосредоточить внимание на чем-то одном и на какое-то время – это проблема. Это так называемый дефицит внимания, который не сыграет на руку в саду и школе – ребенок будет малообучаемым и невнимательным.

Чтобы не пугать родителей, мы беремся описать поведение здорового ребенка. Да, он бегает как угорелый и орет как потерпевший. Но! После он приходит отдохнуть, например, посмотреть мультик и полежать пузом кверху (в отличие от него, гиперактивный ребенок не умеет отдыхать, и даже сев за мультик, он будет дергать ногами, пританцовывать или кувыркаться).

Здоровый ребенок СПИТ! Положенное время и крепко. Напоминаем: гиперактивный спит мало и беспокойно.

Здоровый ребенок быстро понимает слово «нельзя» и запоминает, где опасность (гиперактивные дети не имеют чувства страха).

Ребенка легко отвлечь от истерики и успокоить, что очень сложно с гиперактивным – он бьется в истерике и ничто не может ему помочь.

Не путайте активного, темпераментного, яркого и шумного непоседу с ребенком, у которого явные неврологические проблемы. Родители, вспомните себя в возрасте собственных детей. А не можете вспомнить — спросите у бабушек с дедушками.

Они вам такого расскажут (как вы воображали себя парикмахером и делали себе стрижку или пожарным и тушили ковер в зале), что вы и не рады будете.

Так что заранее спросите без присутствия собственных отпрысков, чтоб, так сказать, идей не подавать…

Если кто-то сказал вам, что у вас гиперактивный ребенок, не спешите верить на слово. Рекомендуем видео психолога Марины Романенко «Активный и гиперактивный ребенок», которое еще более прояснит ситуацию:

Если диагноз подтвердился

Если же у вашего малыша все-таки стоит диагноз гиперактивность и СДВГ, то это не приговор, а просто способ жизни. Главное это организованность и режим дня. «Привычка вторая натура» — ваш лозунг по жизни.

Терпеливо и мягко объясняйте малышу, что можно, а чего нельзя. Нервная система такого ребенка очень не стабильна, хотя наверно лучше употребим слово «ранима». Не допускайте истерик, избегайте перевозбуждающих факторов.

Все дети нуждаются в доказательствах любви: их нужно обнимать, целовать. А гиперактивные нуждаются в этом вдвойне.

Их трудно поймать, но уж если словили, то держите их в объятьях долго и крепко — при этом, говорите какие они чудесные и неповторимые.

Да, вам понадобится много терпения и находчивости. Ведь вас ждут трудные, но не непреодолимые проблемы, такие дети требуют особого внимания и отношения, и уж если они его получают, то об их реализованности в жизни вопрос не стоит. Они будут очень успешными людьми!

Им только надо помочь. Еще о гиперактивных детях можно почитать здесь.

У вас все получится, только оставьте свой негативизм за бортом. И ваш корабль поплывет на всех парусах под ветрами любви и терпения!опубликовано http://behappykid.ru/

ПОЛЕЗНЫЙ МАТЕРИАЛ: 7 советов, которые помогут гиперактивным детям в учёбе

Источник: http://behappykid.ru/giperaktivnyj-rebenok-diagnoz-ili-harakter/

Признаки гиперактивности ребенка и ее причины, что это значит

Как узнать гиперактивный ребенок или нет

Понятие «гиперактивный ребенок» появилось в 70-е годы и до сих пор вызывает жаркие споры у родителей, педагогов, врачей. Признаки и отличия от просто подвижного ребенка стоит рассмотреть ниже.

Что это такое

Состояние проявляется, когда малыш роняет, бросает окружающие его предметы, все трогает руками, но эти движения не осмыслены, не направлены на познание, понимание чего-либо. Он довольно любознателен, спрашивает, но сразу же забывает ответ, может и представлять, о чем шла речь, что это может значить, однако не концентрироваться на этом.

Пример поведения слишком активного малыша

Падает, ушибается, но может повторить это снова и снова и ничего не может сделать с этим. Не может сосредоточиться на каком-либо занятии, спит беспокойно, то есть отличия от нормальных детей ярко выражены.

Признаки и симптомы

Как диагностировать гиперактивность ребенка, симптомы, и что делать с этим, знает доктор. Специалисты выделяют определенные признаки гиперактивности, которые позволяют определить ее наличие у детей. Когда наблюдается гиперактивность, тогда малыши:

  • Любопытны, однако не понимают суть происходящего.
  • Любопытность не характерна для малыша, его не интересуют ответы на вопросы «почему?» и «зачем?».
  • Имеются определенные координационные аномалии в движении — неуклюжесть, неловкость, дети часто падают, что-то роняют, ломают, причем это их не расстраивает.
  • Не понимают сути определенного задания, им трудно осваивать все новое.

Малыш постоянно что-то роняет

Отличия гиперактивности от активности

Активный малыш в отличие от гиперактивного просто подвижен, может временами спокойно сидеть, увлеченно заниматься чем-либо, его активность целеустремлена. Он стремится все быстрее понять, усвоить, очень любопытен.

К сведению. Наблюдается адекватная реакция на замечания, свои ошибки малыши стараются не повторять.

Движения осмыслены, вещи малыш может поломать только нечаянно. Всего этого не наблюдается при гиперактивности.

В то же время гиперактивные детки считаются интеллектуально развитыми, хоть для них и характерно отсутствие сосредоточенности, конкретики в делах.

Причины появления

О причинах гиперактивности до сих пор идут жаркие дебаты. Некоторые специалисты считают, что таких детей вообще нет, другие же их считают реальностью и выдвигают различные мнения о причинах этого явления. Самыми распространенными из них являются:

  • наследственность (изменения в геноме);
  • биологические причины (проблемы при родоразрешении либо вынашивании);
  • социальные (наркомания родителей, неблагоприятные условия проживания);
  • влияние различных излучений, от радиации до сотовых телефонов.

Основная причина споров в том, что к подростковому возрасту большинство проявлений гиперактивности исчезает, могут остаться импульсивность, невнимательность. Поэтому некоторые считают причиной неправильное воспитание, проблемы, конфликты в семье.

Виды

К сведению. По статистике мальчики чаще становятся гиперактивными, чем девочки, это объясняется особенностями внутриутробного развития.

Сейчас СДВГ обнаруживается примерно у 10% дошколят. Выделяются следующие виды СДВГ (условно):

  • Только двигательный – ребенок расторможен, не сидит на одном месте, всегда движется (обычно проходит при достижении подросткового возраста).
  • Дефицит внимания – внешне не различим, отсутствует концентрация внимания.
  • Импульсивность – движения резкие, не координированы, малыш не контролирует и не регулирует поведение, некоторые задания выполняет успешно, некоторые нет.

Проблемы социального характера, ведущие к гиперактивности

Все эти виды вместе встречаются очень редко.

  Как научить ребенка дням недели в игровой форме

Способы лечения

Лечить или не лечить — как и в вопросах диагностики, здесь нет единого мнения. Некоторые считают, что СДВГ, это диагноз, который преодолевается ребенком только при помощи родителей и только воспитанием. Применение лекарственных препаратов тоже вызывает сильнейшую полемику.

Нужно ли лечение?

На этот вопрос в разных странах дается неоднозначный ответ. В Европе считают, что лечение необходимо, в некоторых странах процедуру может назначить педиатр. В России этот вопрос решается родителями. Большинство специалистов полагают, что необходима помощь хорошего психолога, а главную роль должно играть индивидуальное воспитание.

Считается, что бороться с СДВГ нельзя, нужно просто потерпеть до достижения ребенком определенного возраста, уделять ему больше внимания. Просто нужно помочь ребенку справиться с этим недугом. При этом все признают роль психолога в коррекции поведения детей.

Рекомендации от психолога

Если гиперактивный ребенок, что делать родителям — советы психолога помогут. Этой проблемой активно занимается украинский педиатр, кандидат медицинских наук, доктор Евгений Комаровский.

Он не считает гиперактивность болезнью, отмечает, что «это не есть отклонение, это есть просто особенность психики ребенка».

Исходя из этого, он сформулировал 10 правил взаимоотношений, ведущих к прогрессу в лечении и воспитании:

  • Установка связи – постоянное контактирование.
  • Установить правила поведения, выполнять эти обязанности всем (и взрослым, и ребенку).
  • Все опасное должно быть недоступно — бдительность превыше всего.
  • Режим – системность и регулярность во избежание хаоса.
  • Хвалить всегда, особенно за достижения.
  • Результат в приоритете – похвала при всех попытках, действиях и начинаниях, которые ведут к результату.
  • Силы в дело — стимулировать активность в виде выгула животного, уборки помещений (любые действия, задания и просьбы, исключающие нахождение в одиночестве, попытки начать баловаться без присмотра).
  • Приоритетно развитие дел, увлечений, хобби, получающихся лучше всего. Важно со стороны взрослых создание для этого условий, необходимо дать чувство заинтересованности других, важности создаваемого.
  • Походных дел мастер – воспитывать тягу к безопасности и собранности при любых условиях.
  • Стараться отдыхать при любой возможности. Взрослые тратят довольно много сил с гиперактивным ребенком, поэтому любая минутка должна использоваться для того, чтобы набраться сил, подготовиться к «новому бою».

Как успокоить непоседу

Есть множество способов успокоить ребенка. Все они направлены на переключение внимания непоседы.

К сведению. Когда малыш заигрался и не может остановиться – поймать, обнять и тихо предложить поиграть в другую игру.

Кроху до трехлетнего возраста можно попросить показать, как лает собака, мяукает кошка либо что-то подобное. Ребенка постарше можно попросить сосчитать пальцы, окна или еще что-то другое. Надо приучить ребенка (еще до года), что, когда расставлены руки, он должен бежать в объятия. Когда он прибежит, крепко обнять, подержать в объятиях несколько секунд. Постепенно это входит в привычку.

Помогает спокойное обнимание

Можно попросить ребенка выполнить задания, например, три раза оббежать стол, подпрыгнуть на месте пять раз, то есть активность нужно сочетать с необходимостью подсчета, это тоже отвлекает. Таких игр можно придумать очень много.

Препараты и современная медицина

Врачи считают СДВГ невролого-поведенческим расстройством развития. Между тем специалисты Европы и США признали СДВГ заболеванием, проводится медикаментозное лечение, консультации, изданы памятки для родителей с перечислением симптомов.

В России считается, что этот синдром свойствен только детскому возрасту, поэтому принято обращаться к психологу, а медикаментозное лечение почти не применяется.

Медики могут рекомендовать успокоительные таблетки, иногда «Глицин» для улучшения памяти.

Сейчас появился препарат «Страттера», но он очень дорогой. Наиболее популярен в Европе метилфенидат («Риталин»), но в России запрещен как психостимулятор.

В России по мнению некоторых специалистов путают причину и следствие. Например, СДВГ считается следствием кесарева сечения. Похоже, в российской медицине нет четкого представления, почему возникает СДВГ, и только предстоит пройти тот путь, который прошли другие страны.

Обратите внимание!  Некоторые родители пытаются любыми путями достать Риталин, но нужно помнить, что он имеет побочные эффекты, кроме того может возникнуть зависимость от препарата.

Как воспитывать

Гиперактивность порождает много проблем, которые особенно проявляются в дошкольном возрасте, с началом хождения в ДОУ на фоне других детей. Как быть с СДВГ?

Физкультура помогает слишком активным ребятам

Полезен распорядок, стоит применять физкультуру. Самое главное – принять ребенка, помогать ему во всем, учить ответственности за баловство. Нужно постараться создать семейный комфорт, уделять ребенку больше внимания, чем другим. Не стоит попрекать, наказывать. Полезно ограничить просмотр телевизора, использование гаджетов, посещение людных мест.

Дополнительная информация.  Телевидение, компьютерные игры, скопления людей возбуждающе действуют, могут привести к панике, агрессивным действиям.

Обучение

Учеба вызывает увеличение интеллектуальной нагрузки на ребенка: требуется концентрация внимания, умение добиваться результата. Именно в этих условиях гиперактивность проявляется очень ярко.

При обучении педагог должен иметь представление об особенностях поведения таких детей. Необходима индивидуальная работа. Следует игнорировать некоторые поступки, минимизировать отвлекающие факторы, в случае затруднения быстро оказывать помощь.

Надо давать ребенку только посильные задания, которые нужно тщательно разъяснять отдельно. Нужно использовать возможности двигательной «разрядки» (физкультуры, ручного труда). Рекомендовано всегда работать в контакте с родителями ребенка, поощрять любые успехи.

Гиперактивный ребенок — это реальность, которую нужно учитывать и родителям, и воспитателям. Главный метод обращения с ними – принять такими, какие они есть, относиться к ним с любовью, учитывать особенности.

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/priznaki-giperaktivnosti-rebenka-i-ee-prichiny-chto-eto-znachit

Что делать, если ваш ребенок гиперактивный

Как узнать гиперактивный ребенок или нет

  • Понятие и причина
  • Симптомы
  • Что делать?

Активный или гиперактивный? Многие родители нередко задумываются о том, что делать с непоседливым малышом. Неправильное воспитание или серьезная проблема, как реагировать, как понимать своего малыша и не навредить ему расскажем в этой статье.

Понятиеи причина

Гиперактивным называют ребенка, имеющем синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Причина такого явления кроется в генетической предрасположенности или нарушениях процессов протекания беременности и родов, при которых происходят изменения в центральной нервной системе.

Вызвать симптомы синдрома могут также разные стрессовые обстоятельства, такие как, развод родителей, смерть близкого человека, переход в другой детский сад или школу и т.п.

Симптомы

  • импульсивность;
  • неусидчивость;
  • трудности в организации;
  • плохой сон;
  • суетливость;
  • игнорирование правил поведения;
  • эмоциональная неуравновешенность и т.п.

Если симптомы наблюдаются в течение полугода, то можно говорить о гиперактивности, в противном случае поведение ребенка можно отнести к неправильному воспитанию или особому темпераменту.

Гиперактивность может проявиться в раннем возрасте в виде повышенного мышечного тонуса, беспричинной рвоты, нарушения сна, легкого возбуждения и чувствительности к внешним раздражителям. Если вы заметили у своего малыша такие симптомы, необходимо обратиться к врачу – детскому неврологу.

Однако обычно первые признаки гиперактивности у детей появляются к пяти-семи годам. При подготовке к школе и первом классе родители вдруг замечают, что их ребенок не усидчивый, невнимательный, не может сконцентрироваться на одном деле и выполнить его до конца. Ему хочется много двигаться, причем эти движения часто однообразные.

Ребенку с таким синдромом трудно найти контакт со сверстниками. Он любит играть по своим правилам, так как ему нелегко запомнить правила игры и придерживаться их длительное время. Из-за того, что у него не получается, он может быть агрессивным и обижает даже дружелюбно настроенных детей. При этом он думает, что поступает правильно.

Таким детям трудно находится в большом коллективе.

Второй всплеск может наблюдаться в подростковый период, когда «бушуют» гормоны.

Что делать?

Прежде всего, надо сказать, что если у ребенка наблюдается гиперактивность, то диагноз должны ставить врачи. НЕ нужно приписывать синдром каждому активному и подвижному ребёнку, который не вписывается в общие правила.

Ребенок с СДВГ должен стоять на учете у невролога, психолога и быть под наблюдением у педагога.  В образовательных учреждениях в помощь детям и родителям с особенным развитием создается психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПк).

И совместно с врачами и педагогами образовательных организаций родители корректируют поведение ребенка, помогают ему адаптироваться в коллективе и окружающем пространстве.

Так как гиперактивному ребенку тяжело находиться в большом коллективе, то рекомендуется определить его в группу или класс с небольшим количеством сверстников, или в коррекционную группу.

Если ребенок перевозбудился, агрессивно настроен по отношению к окружающим, то необходимо его успокоить, вывести в другую комнату, дать попить воды, обнять, погладить по голове или спине. Таки дети, как правило, тактильно восприимчивы.

Гиперактивным детям можно давать отдельное посильное задание, лучше связанное с двигательной активностью. Но нельзя давать несколько инструкций сразу. Из-за дефицита внимания он просто не сможет выполнить их.

Отвлечется, забудет, и расстроит себя и вас. Лучше давать задания постепенно, по очереди. Например, не надо говорить ему: «Раздевайся, мой руки и иди за стол».

Лучше подождать пока он разденется, потом попросить вымыть руки, и только потом позвать к столу.

Гиперактивные дети практически не воспринимают отрицание и слово «нет». Поэтому родителям и педагогам необходимо следить за своей речью, если они не хотят, чтобы их ребенок делал «наоборот». Например, не надо говорить «Не беги!», можно сказать «Давай пойдем шагом» и т.п.

Таким детям необходимо развивать психические процессы, играя в определённые игры на внимание. Только не забудьте их выбрать по возрасту и возможностям ребенка. Например, с детьми 2-3 лет можно поиграть в игру «Собери кубики зеленого цвета в корзину» (цвет можно менять). Это сложное задание для непоседы, ведь надо из общей массы выбрать кубики одного цвета.

А если кубики разбросаны по комнате, то это еще и двигательная активность. Если малыш легко справляется с этой задачей, игру можно усложнить. Выбрать в разные корзины игрушки определенных цветов, или распределить животных по месту обитания (лесных и домашних) и т.д. Варианты определяются вашей фантазией, желанием играть и ограничиваются вашими материалами.

Детям 4 – 5 лет предложите найти отличия на картинках или найти кого-то (или что-то).  Поиграйте в игру «горячо-холодно».

Детям постарше дайте задание найти определенные буквы в книге (или комиксах) и обвести их в кружок, и посчитать их.

Такие игры развивают внимание, усидчивость, способствуют развитию стремления доделать до конца.

В любом случае, проводите чаще время со своим ребёнком, интересуйтесь его жизнью и вы поймете, что гиперактивность – это не беда, если вовремя обратить на нее внимание и принять меры.

Поощряйте и хвалите своего ребенка, когда он справился, или не справился, но очень старался. Почаще обнимайте его и говорите, что любите, не смотря ни на что!

Источник: https://belady.today/semya/giperaktivnyj-rebenok

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.