< Клиническая психология - Психолог

Клиническая психология

Содержание

Клинический психолог: плюсы и минусы профессии

Клиническая психология

Журналы «Forbes» и «Деньги» внесли в список перспективных профессий XXI века такую специальность, как клинический психолог. Данная специализация относится как к области медицины, так и к психологии.

За рубежом она уже успела завоевать популярность, а в России такая тенденция только зарождается.

Выпускники школ, подходящие серьезно к выбору будущей профессии и изучая подобные списки и рейтинги, стали задаваться вопросом: «Клинический психолог: кто это, чем он занимается?». Ответ на поставленный вопрос раскрыт ниже в статье.

Общие сведения

Предпосылками становления клинической психологии были исследования французских и русских психиатров конца 19 века. Большое количество ученых посвящали свои научные труды психологической тематике.

На территории России в 1885 году была основана первая психологическая лаборатория, где было проведено большое количество исследований.

Помимо этого, большой толчок развитию данной отрасли оказали полученные труды во время Великой Отечественной войны.

Накопленный опыт как зарубежных, так и отечественных ученых послужил образованию отдельной профессии на стыке медицины и психологии, а именно клинического психолога.

Клинический психолог – это специалист, деятельность которого направлена на исследование медицинских и психологических проблем, а именно на диагностирование и корректирование различных психических расстройств. Такие специалисты могут быть как теоретиками, так и практиками. Второе направление считается более перспективным и подразумевает работу с одной из трех категорий пациентов:

  • Соматические больные – люди, страдающие телесными заболеваниями. Суть работы психолога в данном случае состоит в выявлении психологических затруднений у клиента и способствованию изменению его состояния в лучшую сторону. Также подобного рода специалист принимает участие в подготовке пациентов к операциям, болезненным процедурам и другим лечебным мероприятиям.
  • Психические больные – люди, страдающие психическими расстройствами. Часто клинического психолога приглашают на работу в психиатрические клиники, для проведения диагностики и психотерапевтических мероприятий с пациентами.
  • Здоровые люди. Клинический психолог, как и любой другой психолог, может оказывать частные услуги клиентам, имеющим различные трудности, даже если они не лежат в сфере того или иного заболевания.

Таким образом, специалист может работать как в клинике совместно с врачом, так и в иных учреждениях в качестве специалиста гуманитарного профиля.

Выбирая подобное направление профессиональной деятельности, необходимо знать, что хоть данную профессию можно получить, окончив медицинское высшее учебное заведение, специалист не является врачом и соответственно не имеет лицензии на оказание медицинских услуг. Несмотря на такой нюанс, рассматриваемый профиль имеет множество преимуществ. А именно:

  • Умение разбираться в людях, понимать их лучше, чем они себя сами;
  • Способность находить общий язык с собеседником, беседовать с ним без стеснения, различать, когда человек говорит правду или лжет;
  • Способствовать оказанию помощи пациенту, наблюдать положительные тенденции в жизни клиентов от проделанной работы;
  • Широкий спектр областей применения своих умений и навыков;
  • Возможность открытия собственного дела.

Также, как и любая другая профессия, деятельность клинического психолога имеет ряд недостатков:

  • Влияние негативных эмоциональных состояний пациента;
  • В связи с тем, что не всем клиентам удастся помочь, это может повлечь огорчения от неудач;
  • Эмоциональная напряженность;
  • Со временем развитие такого качества в себе, как определенного рода бесчувственность.

Стоит отметить, что выбрать данный вид профессиональной деятельности могут те выпускники школ, которые не имеют заболеваний, входящих в список медицинских ограничений:

  1. Вирусоносительство.
  2. Нервно-психические заболевания.
  3. Хронические мигрени.
  4. Нарушения речи, зрения и слуха.
  5. Сердечно-сосудистые заболевания.
  6. Проблемы с памятью и вниманием.

Обязанности

В компетенции клинического психолога входит:

  1. Проведение работ, направленных на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности пациентов.
  2. Определять факторы, затрудняющие гармоничное развитие личности клиента.
  3. Проводить деятельность по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, благодаря чему оказывать помощь пациентам и их родным в решении личностных и бытовых психологических проблем.
  4. Осуществлять психодиагностические исследования и диагностические наблюдения за больными.
  5. Взаимодействовать с лечащим врачом, для составления развивающих и психокоррекционных программ с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов пациентов.
  6. Сотрудничать с медицинским персоналом, для его обучения вопросам медицинской и социальной психологии, деонтологии.
  7. Осуществлять оценивание результатов проведения психологических, лечебных и профилактических мероприятий.

Представленный выше перечень должностных обязанностей требует от специалиста определенных качеств и умений. Так, например, на данный вид профессиональной деятельности стоит обращать внимание абитуриентам, обладающим такими качествами, как:

  • Гуманитарный склад ума;
  • Аналитическое мышление;
  • Широкий кругозор;
  • Умение находить подход к человеку;
  • Склонность к работе с массивами информации;
  • Наличие лексического навыка;
  • Логические способности;
  • Умение концентрировать внимание;
  • Стрессоустойчивость.

Помимо личных качеств, специалист в области клинической психологии должен владеть следующими умениями и знаниями:

  • Наличие знаний в проведении психологических обследований;
  • Иметь общее представление о методах семейного, индивидуального и группового консультирования;
  • Осведомленность в экспериментально-психологических методиках;
  • Знание подходов организации психотерапевтического сообщества и психотерапевтической среды;
  • Умение применять на практике приемы нейропсихологического исследования;
  • Умение применять приемы восстановительного обучения;
  • Иметь представление о методах компьютерной диагностики;
  • Владение знаниями проведения личностно-ориентированных и профессиональных тренингов;
  • Умение использовать различные методы психологической коррекции.

Место работы

Благодаря обширным знаниям, которые специалисты получают во время обучения в ВУЗе, клинический психолог имеет большой выбор для трудовой деятельности, и не только в области психологии.

Итак, данный профиль подразумевает как возможность заниматься частной практикой и проводить консультирование, так и найти применение своим знаниям в следующих заведениях:

  • Детских или взрослых больницах;
  • Поликлиниках, при пcиxo-нeвpoлoгичecкиx диспансерах;
  • Хосписах;
  • Лечебных учреждениях, где находятся пациенты с различными физическими или психическими нарушениями;
  • Различных лечебницах, специализирующихся на работе с пациентами страдающими неврозами или другими пограничными состояниями;
  • Домах престарелых;
  • Интернатах и детских домах, где находятся дети с различными нарушениями в развитии;
  • Реабилитационных центрах

Обучение

Получить диплом по направлению, готовящему клинических психологов, можно в любом ВУЗе страны, где имеется кафедра психологии. Особый акцент во время обучения для данного направления делается на изучение таких дисциплин, как:

  • Нейропсихология;
  • Патопсихология;
  • Психосоматика.

Обучение по специализации клинический психолог не предполагает интернатуру, выпускники таких кафедр по окончанию обучения получают диплом специалиста (Специалитет, срок обучения 5,5 лет).

Для поступления в ВУЗ на образовательную программу 37.05.01 «Клиническая психология», выпускнику школы необходимо предоставить сертификаты ЕГЭ по:

  1. Математика.
  2. Русский язык.
  3. Биология/Обществознание.

Подготовку специалистов соответствующего профиля осуществляют следующие ВУЗы:

  • Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова;
  • Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова;
  • Московский государственный психолого-педагогический университет;
  • Санкт-Петербургский государственный университет;
  • Белгородский государственный национальный исследовательский университет;
  • Кемеровский государственный университет;
  • Южно-Уральский государственный медицинский университет.

Для повышения квалификации, уже практикующих клинических психологов, существуют следующие курсы и тренинги:

  • Курсы на базе МПГУ;
  • Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования;
  • Образовательный центр «Аристек»;
  • Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии.

Стоимость обучения в представленных выше ВУЗах колеблется в пределах 115-360 руб. в год.

Заработная плата

Что касается заработной платы, то она зависит от опыта работы, места трудовой деятельности, региона и пр. Однако, обобщенный средний показатель зарплаты таких специалистов по России составляет 26 тыс. руб. Что касается столицы, то данный показатель практически в два раза выше (45 тыс. руб.).

Выпускник кафедры клинической психологии начинает свой трудовой путь с окладом в размере 15,4 тыс. руб. Продвигаясь по карьерной лестнице либо открыв свое собственное дело, его доход может возрасти до 235 тыс. руб.

Источник: //delai-vibor.com/klinicheskiy-psiholog.html

Клиническая психология: что это, разделы, описание работы психолога

Клиническая психология

Клинический психолог – специалист по медицинским и психологическим проблемам, который занимается диагностированием, корректировкой различных психических расстройств.

Общая информация

В 90-е годы медицинская и клиническая психология означали одно и то же. На сегодняшний день это все же две разные дисциплины. Не стоит путать их и с психиатрией. У них похожие задачи, но отличающиеся методы лечения.

Психиатрия направлена на устранение патологий, дефектов, при которых необходима госпитализация или стационарное лечение. Это заболевания – шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия.

Психология клинического направления исследует проблемы дезадаптации и пограничных психических состояний, когда человек пока не патологически болен, но уже и не в норме.

Разграничение патологии и нормы довольно-таки сложный процесс. На данный момент разделяют соответствующие нормы по возрастному развитию, у каждого периода свои критерии ощущения мира, отношения к нему.

Психолог оценивает, насколько личность гармонично развита – уживается с собой и другими, умеет ли быть гибкой, способность объективно мыслить, стрессоустойчивость, умение планировать и подстраивать свой распорядок дня, соблюдать режим труда и отдыха.

Норма – это то, как человек справляется с жизненными трудностями, вхож в социум, продуктивно трудится, насколько критически мыслит.

При диагностике клинический психолог и психиатр применяют и свой личный опыт, придерживаются и рекомендаций общей психологии, а также сведениями из МКБ и Справочника по расстройствам психики.

Предметом клинической психологии могут выступать:

  • Подготовка и проведение методов психотерапии.
  • Нарушения в психическом развитии.
  • Возникновение деструктивных изменений в психике.
  • Применение психологических методик для влияния на сознание пациента с целью лечения и в качестве профилактики.
  • Организация исследования с помощью определенного инструментария и определение принципов для этого, методологии.
  • Выяснение того, как влияют всяческие расстройства на психику пациента.
  • Роль психики в появлении, протекании и профилактике расстройств.

Итак, клиническая психология является дисциплиной, которая включает оценку здоровья психики, планирование и проведение исследований в научной области для диагностики и выявления психических проблем.

Психологи разрабатывают и проводят психокоррекцию и психотерапию. Они также исследуют вопросы общей психологии, сравнивают норму и патологию, изучают границы нормального, определяют то, как соотносятся социальное и биологическое в человеке, пытаются разрешить проблематику психического распада.

История появления

Клиническая психология начинала развиваться на рубеже 19 столетия еще французскими исследователями, российскими психиатрами. Из числа французов можно выделить Ж.-М. Шарко, Р. Рибо, П. Жане, И. Тэна. Из русских ученых называют В. М. Бехтерева, С. С. Корсакова, В. Х. Кандинского, И. А. Сикорского и других видных психиатров тех лет.

Так, В. М. Бехтерев в 1885 году основал первую в России психологическую лабораторию. Именно на базе психоневрологического института им. Бехтерева было проведено большое количество исследований.

Влияние на непосредственное развитие отечественной психологии клинического направления оказали И. П. Павлов, В. П. Осипов, В. Н. Мясищев, Г. Н. Вырубов. Особую роль в психологии в целом сыграл Л. С. Выготский, а затем его идеи были поддержаны и продолжены А.Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, А. Н. Леонтьевым и другими.

В период Второй Мировой войны все известные психологи, самые лучшие из них, были отправлены в военные госпитали и на практике постигали азы медицинской психологии. Среди них были Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Б.В. Зейгарник.

Вся эта плеяда ученых умов помогала солдатам справляться с травмами, стрессами, переживать поражения головного мозга.

Именно данная практика позволила им сформировать первые положения клинической психологии, поскольку был собран уникальный обширный материал по психическим расстройствам, которые связанны с локализованными мозговыми нарушениями.

Отрасли клинической психологии

  1. Психосоматика. Направлена на выявление соматических и психосоматических проблем пациента, их происхождение. Раздел изучает взаимосвязи таких сложных заболеваний как онкологические с психическими факторами, их провоцирующими.

    Психолог помогает подготовить больного к непростой информации о диагнозе, сопровождает его на протяжении болезни, настраивает на операцию, помогает при реабилитации и так далее.

    Кроме того, данный раздел посвящен расстройству — острой хронической психической травме, которая может привести к ишемии, язвенным заболеваниям, гипертонии, нейродермитам, псориазу, бронхиальной астме.

  2. Психотерапия – базовый метод при психокоррекции.

    Представляет набор методик и техник, которые используются психологом при терапии и проведении ряда изменений, касающихся психоэмоциональной сферы пациента, а также его поведения, коммуникативных навыков. Коррекционные мероприятия направлены на повышение настроения, самочувствия, адаптационных возможностей освоения в обществе.

    Психотерапия проходит как в группе, так и в индивидуальном порядке.

  3. Нейропсихология – большая отдельная дисциплина в науке, которая занимается исследованием головного мозга и центральной нервной системы, их роли в психических процессах человека.

    Включает и психиатрию, и неврологию, и философские проблемы при достижении понимания того, как функционирует человеческое сознание. Изучает искусственные нейрональные сети, когнитивную науку. В советской психологии специалисты рассматривали вопросы причинно-следственных связей поражения мозга, локализации нарушения и происходящими в это время изменениями в психике.

    Нейропсихологи изучали такие трансформации в функциональных особенностях психики, возникающих из-за мозговых травм, исследовали местоположение ведущего центра заболеваний и разрабатывали методы реабилитации, лечения, а также теорию и методологию основ для психологии общей и клинической.

  4.  Психокоррекция – основа для психотерапии.

    Она направлена на непосредственное оказание помощи больному. Формирует не только психотерапевтическую программу, но и последующую реабилитацию как системную медико-психологическую деятельность.

    Психокоррекция позволяет восстановить свой социальный статус, вернуться в общество полноценным его членом, благодаря сочетанию педагогических, медицинских, психологических и социальных процедур и мероприятий. Сюда относятся и психогигиена, изучающая сохранность и поддержку психического здоровья, и психологическая профилактика – совокупность мер, предупреждающих появление психического расстройства.

5. Патопсихология. Изучает вопросы психических нарушений, расстройств, нарушений объективности восприятия окружающего мира, происходящих из-за деструктивных процессов в центральной нервной системе. Данный раздел исследует закономерности дисфункций психических процессов при различных психопатологиях в связи с факторами, что способствуют их появлению, а также позволяет найти эффективные методы коррекции.

Методы

Психолог клинического направления применяет различные методы и методики для объективной и дифференцированной оценки состояния клиента.

Диагностика помогает специалисту квалифицировано рассмотреть вариант нормы и патологии для отдельно взятого человека.

Он выбирает ту или иную методику в зависимости от каждого конкретного пациента, признаков его психического расстройства, уровня образования, степени умственного развития.

  • Выделяют такие методы:Исследование творчества;
  • Экспериментальные методы психологии – стандартизированные и оригинальные;
  • Наблюдение;
  • Анамнестический метод сбора информации о прошлых заболеваниях, перенесенных осложнениях, причинах нынешнего расстройства;
  • Беседа и опрос;
  • Биографический;
  • Психофизиологический – ЭЭГ, к примеру.

Различия психолога и психиатра

Клинический психолог специализируется на медицинской сфере происхождения психических заболеваний, исследует их при помощи диагностики, применяет коррекцию, однако не всегда вправе прописывать для этих средств лекарственные препараты.

«Орудие» психолога – общение, терапия, но никак не таблетки. Такой специалист применяет комплекс психодиагностических, психокоррекционных методик в своей работе, ориентируется на теоретическую базу, совмещающую знания психолога и врача.

Тем самым значительно расширяет свои профессиональные возможности для помощи пациентам и собственного развития.

Тем не менее, у психиатров и психологов одна задача – помочь и вылечить человека от психических патологий, расстройств. Настроить больного на положительные результаты, изменить его мировоззрение, мировосприятие, направить по нужному пути, снизить деструктивное поведение. Однако психиатр – врач прежде всего.

Он на протяжении 5 лет проходит исключительно медицинскую подготовку, как любой другой специалист из врачебной сферы, переходит для практики в интернатуру, в результате чего и выбирает свою будущую профессию, определяется с узкой специализацией. Например, может предпочесть работу с детьми или только с инвалидами.

Психиатры при общении и лечении больных используют медицинскую модель. То есть они применяют, конечно, психологические и знания, и методики, но ориентируются в большей степени на медицинскую позицию. И, как врачи, выписывают препараты – психотропные, тяжелые седативные. Лекарственная терапия – прерогатива психиатров. Но не без психотерапии.

Психиатры справляются с гораздо более сложными случаями психических заболеваний, нежели клинические психологи.

Психологи клинического профиля не прибегают к медикаментозному лечению, хотя в Америке в отдельных штатах практикуют такие методы. Но, тем не менее, для этого они проходят специальную подготовку, чтобы разбираться в лекарственных средствах и иметь право их назначать. В спектр применяемых в данной области препаратов входят седативные, психотропные лекарства.

Клинический психолог часто работает во взаимосвязи с психиатром, дабы расширять полученную путем терапии информацию.

Особенности работы клинического психолога

Медицинский психолог может трудиться как теоретик и как практик. Но по большей части он занимается, конечно, психокоррекционными мероприятиями и делает упор в своей деятельности на психодиагностику.

Клинический психолог развивает коммуникативные навыки, так как ему приходится общаться не только с больными, но и условно здоровыми. То есть взаимодействие происходит на самых разных уровнях. Особую роль играет работа с пациентами, страдающими нервными расстройствами.

Пациентами также выступают люди с соматическими нарушениями – травмами головы, онкологиями, инсультами. Психолог взаимодействует и с близкими больных, поскольку их помощь очень важна в лечении и восстановлении здоровья человека.

Медицинский психолог занимается коррекцией поведения детей, помогает им справляться с тревогой, большим количеством страхов, нервными проявлениями.

Одно из преимуществ профессии клинического психолога – возможность проводить семейные консультации в случаях, когда между членами семьи напряжены отношения, и провоцируется стрессовое положение каждого из них. Данный специалист, благодаря медицинскому образованию, способен проявлять себя и в социальной сфере. Он может просвещать население, проводить профилактику по сохранению психологического комфорта.

Психолог медицинского профиля наряду с другими специалистами влияет, в том числе, и на установление инвалидности по каким-либо показаниям. Его консультационную помощь используют при проведении судебно-медицинской экспертизе. Для того, чтобы дать точный диагноз, клинические психологи работают в связке с психотерапевтом, неврологом, психиатром и специалистами из других сфер медицины.

Что такое клиническая психология, и чем занимается психолог?

Клиническая психология

Профессия, о которой идет речь в этой статье, мало популярна в нашей стране, несмотря на то, что множество вузов готовит выпускников по этой специальности. Многие потенциальные клиенты задаются вопросом: клинический психолог — кто это и чем он занимается? Что делать выпускнику, получившему диплом по специальности «клиническая психология» – кем работать?

Кто такой клинический психолог?

Клинический психолог — это специалист, подготовленный к универсальной деятельности в сфере поддержания психического здоровья населения. Задачи клинического психолога во многом определяются потребностями клиники — это следует и из самого названия профессии. Эти специалисты работают с клиентами трех основных категорий:

  • Соматические больные. Под эту категорию подпадают все люди, страдающие телесными заболеваниями. Известно, что соматические болезни накладывают глубокий отпечаток на психику человека, разрушая его связи с внешним миром, гармонию с собой и с окружающими. Это работает и в обратную сторону — определенные человеческие качества, переживания, черты характера усугубляют его телесное состояние и отягощают течение соматических заболеваний. Роль клинического психолога при работе с такими клиентами — выявить психологические затруднения и привести их к гармоничному состоянию, при наличии телесного заболевания — дать больному адекватную картину его восприятия и направить на путь выздоровления. Также клинический психолог участвует в подготовке пациентов к операциям, болезненным процедурам и иным лечебным мероприятиям.
  • Психические больные. Несмотря на то что лечение психических заболеваний лежит вне компетенции психологии, навыки клинического психолога используются в психиатрических клиниках. Он производит диагностику сохранных и поврежденных психических функций, проводит работу по их улучшению и восстановлению, проводит психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия с пациентами. Говоря проще, в то время, как психиатр направляет свои усилия на поиски верного лекарственного препарата, клинический психолог пытается устранить проблему немедикаментозными методами.
  • Здоровые люди. Несмотря на то что специалист в области клинической психологии подготовлен прежде всего для работы в клинике, ничто не мешает ему вести частную практику или работать в учреждении немедицинского профиля. Как и любой другой психолог, этот специалист способен разобраться во внутренних или семейных трудностях клиента, даже если эти затруднения не лежат в сфере того или иного заболевания.

Таким образом, клинического психолога можно охарактеризовать как человека, получившего психологическое образование и прошедшего подготовку на клинических кафедрах. Такой человек подготовлен, как к работе в клинике совместно с врачом, так и в иных учреждениях в качестве специалиста гуманитарного профиля.

Особенности работы

Чтобы понимать, кто такой клинический психолог и чем он занимается, следует учитывать то, что клиническая психология — это прикладная дисциплина в системе психологического знания. Таким образом, клинический психолог — это практическая специальность, хотя с получением более узкой специализации возможна и научная работа с изучением фундаментальных вопросов дисциплины.

Клиническая психология находится на стыке психологии и медицины. Исходя из ее положения в системе наук и возникает специфика работы специалистов в данном профиле. Прежде всего, стоит понимать, что клинический психолог — это специалист гуманитарного профиля. Несмотря на то что этой специальности обучают и в медицинских вузах, это не делает выпускника врачом.

Вследствие этого, он не имеет лицензии на оказание медицинских услуг и не может производить медикаментозное лечение. Он может только порекомендовать прием безрецептурных лекарственных средств, но это не является его прямой компетенцией.

В тех случаях, когда клиенту требуется психофармацевтическое вмешательство, его перенаправляют к медицинским специалистам смежного профиля — психотерапевтам или психиатрам.

Следующее, что стоит понимать при обращении — клинический психолог, даже находясь в больнице, не ведет медицинскую документацию.

Это значит, что даже если клиент обращается по записи к этому специалисту в поликлинике или ином медицинском учреждении, то во время приема на него не заводится карточка.

Данные, полученные в результате психодиагностики, терапии и прочих профессиональных манипуляций, не выходят дальше кабинета. Специалист может вести картотеку клиентов ради своего удобства — чтобы понимать динамику решения проблемы.

Однако все эти данные хранятся в личном сейфе психолога в зашифрованном виде, без указания паспортных данных. Исключение составляют лишь психологи, закрепленные в психиатрических клиниках — они передают психиатрам результаты диагностики, которые прикрепляются к карте больного.

Клиническая психология также требуется для решения экспертных задач. Профессиональные медицинские психологи участвуют в комплексных психолого-психиатрических экспертизах — судебных, военных и других. Они выступают в качестве эксперта, консультанта, а также занимаются научными исследованиями.

С чем работает специалист?

В предыдущих пунктах текста было дано объяснение тому, что такое клиническая психология и кто это — клинический психолог. Теперь стоит обозначить, с какими прикладными задачами он сталкивается на практике.

Частые причины обращения к клиническому психологу — невротические проявления. В результате внутриличностного конфликта человек совершает замещающие деструктивные действия. Как следствие возникают расстройства пищевого поведения, самоповреждения. Кроме того, у клиента появляются навязчивые страхи, панические атаки, нарушения сна, постоянная тревожность и т. д.

Еще одно направление клинической психологии — работа с детьми, имеющими психические особенности. Психолог помогает развиваться такому ребенку, дает рекомендации родителям по воспитанию.

По тому же принципу медицинские психологи работают и со взрослыми клиентами, пережившими травмы и повреждения мозга. Люди после травм, инсультов, ишемии, которые испытывают изменения в работе собственного сознания.

Задача профессионала в случае обращения — выявить сущность проблемы и подвести клиента к путям ее решения. Психолог не решает проблемы за клиента, он может только помочь найти ресурсы для самостоятельного разрешения сложившихся трудностей.

Методы клинической психологии

В данной сфере используются различные методы, в зависимости от того, с какой именно проблемой обратился клиент и на каких методах специализируется сам профессионал. Среди используемых методов следует отметить следующие:

  • Арт-терапия. Лепка, рисование и прочие виды творчества позволяют клиенту выплеснуть в виде арт-объекта собственные внутренние переживания, по которым видна истинная причина психологических проблем. Кроме того, само создание рисунка или другого объекта искусства позволяет разрядить накопленную отрицательную энергию.
  • Гипноз. Вопреки общественному мнению, это вовсе не цыганский метод выманивания денег. Клиент находится в полусознательном состоянии и может контролировать ход сеанса, но расслабленный ход позволяет раскрыть глубинные причины переживаний и конфликтов. Рекомендуем обратиться к ведущему психологу -гипнологу, который помогает избавиться от различных психосоматических проблем с помощью гипноза — Батурину Никите Валерьевичу.
  • Телесно-ориентированные практики. Это методы, главная идея которых основывается на том, что душа и тело неразрывно связаны друг с другом. Телесно-ориентированный практик, работая с телом клиента, позволяет исключить из деятельности клиента негативные паттерны его мышления и взаимодействия с миром.
  • Символ-драма и метафорические методы. В этой группе методов используются абстрактные образы, которые позволяют клиенту раскрыть его глубинные мысли и чувства.
  • Групповые методы. Часто участие в терапевтических группах гораздо более эффективно, чем индивидуальная работа с клиентом. Самая распространенная форма групповой психологической работы — тренинги, однако существуют и другие варианты.

Перечисленные методы — лишь малая часть из используемых клиническими психологами. В работе с каждым из клиентов подбор происходит индивидуально, чтобы оказать максимальный эффект.

Таким образом, обращаться за помощью к профессионалу необходимо в тех случаях, когда ситуация психологической проблемы сопряжена с психической или соматической патологией.

Это актуально при воспитании ребенка с особенностями развития, либо в случаях соседства с близким человеком с тяжелой патологией.

В прочих случаях клинический психолог тоже может оказывать соответствующую помощь, но его компетенция не имеет уже столь большого значения.

Источник: //ProPanika.ru/psihologiya/chto-takoe-klinicheskaya-psihologiya-i-chem-zanimaetsya-psiholog/

Клиническая психология: медицинские разделы что это и кем работать

Клиническая психология

В современной психологической практике часто происходит смешение и размытие границ отдельных отраслей науки. Задаваясь вопросом, что такое клиническая психология, многие путают ее с психиатрией или считают побочной отраслью.

Но клиническая психология является отдельным, самостоятельным направлением, которое активно развивается.

Она способствует повышению уровня психологической грамотности психотерапевтов и их клиентов, помогает исследовать, излечивать и предупреждать психологические заболевания.

Отличия клинической психологии от других отраслей

Клиническая психология — широкопрофильная отрасль психологической науки, занимающаяся повышением уровня здоровья народонаселения, профилактикой и реабилитацией, социальной помощью и развитием адаптационных возможностей.

Предметом изучения выступают:

  • природа психических расстройств;
  • возрастные нарушения развития;
  • создание и внедрение методик изучения психики;
  • проявления и симптоматика расстройств;
  • методики психотерапии;
  • особенности клинических исследований;
  • методы воздействия на психику.

Клиническая психология изучает общепсихологические проблемы. К ним относятся определение оптимального соотношения биологической и социальной составляющей, изучение нормы и патологии, поиск методов изучения причин психического развития и распада.

Особенности клинической психологии, отличие от психиатрии

Психиатрия и психология занимаются решением одной проблемы — лечением расстройств психики. Но методы, способы подготовки специалистов и подхода к решению задачи различаются.

Клиническая психология ближе к психотерапии: психолог не имеет права прописывать медикаменты, работая только с немедикаментозными методами лечения.

Если пациент нуждается в приеме лекарств, его направляют к психиатру.

Подготовка врача-психиатра занимает от 6 до 10 лет. Обучение и дальнейшее прохождение интернатуры дает им право использовать все формы лекарственных препаратов.

Клиент для психиатра — в первую очередь, пациент с заболеванием, для лечения которого используют сочетание психотропных препаратов и психотерапевтических методов.

Различие психологии и психотерапии состоит только в объеме медицинского инструментария, который может использовать специалист.

Как развивалась клиническая психология: становление науки в России

Процесс развития клинической психологии начался с ряда исследований, проведенных французскими исследователями в конце 19 века. В России аналогичные исследования начали проводить с 1885 г. Первую полноценную лабораторию в Российской Империи основал академик В. Бехтерев.

На базе лаборатории появился Психоневрологический институт, в котором изучали различные психопатологии. Наибольший вклад в развитие науки внесли: В. Мясищев, В. Осипов, Г. Вырубов.

На основании полученных ими результатов психологи смогли вывести клиническую психологию в научное поле, развить и популяризовать ее на территории советской России.

Подразделы клинической психологии: в чем отличия отдельных отраслей

Современная медицинская психология включает 4 основных дисциплины:

  1. Патопсихологию. Занимается изучением психических нарушений, возникших в результате поражения ЦНС. Исследует причины заболеваний, закономерности развития, способы коррекции. Практическая задача патопсихологии — исследование влияния методов лечения на индивидуальные особенности личности.
  2. Нейропсихологию. Изучает роль ЦНС и головного мозга в процессе развития психики. Также рассматривает нейронные сети и философию сознания. Задача нейропсихологии — изучение нарушения психических функций и методы восстановления, прогнозирование проблем клинической и общей психологии.
  3. Психосоматику. Направление, изучающее проблематику больных, подверженных соматическим расстройствам. Сфера психосоматики включает подготовку больного к извещению о диагнозе, психологическую помощь и сопровождение, подготовку к лечению и последующее избавление от психосоматических расстройств.
  4. Психокоррекцию и психотерапию. Работает над созданием основ психотерапии, направленной на помощь людям, нуждающимся в реабилитации. Воздействие психотерапевта помогает восстановить личный социальный статус, поддержать психическое здоровье, провести своевременную профилактику.

Направления разрабатываются параллельно, дополняя и совершенствуя друг друга. Психолог, работая над одним из них, обязан также учитывать последние достижения в области других направлений. Поэтому подготовка квалифицированного специалиста занимает от 4 до 10 лет.

Методы работы клинического психолога: особенности взаимодействия с клиентом

Клинический психолог, работая с клиентом, использует те же методы, которыми пользуется психотерапевт. Выбор наиболее эффективного метода зависит от особенностей клиента, психологической задачи, состояния психики, анамнеза. Выделяют следующие методы:

  1. Биографический метод. Заключается в сборе информации о важных жизненных событиях, представленных самим пациентом. Важны не только перечисленные факты, но и сама манера изложения.
  2. Анамнестический метод. Изучение предварительной диагностики и методов лечения позволяет скорректировать лечение в ситуации, когда врач затрудняется в постановке диагноза.
  3. Экспериментально-психологический метод. Проведение различных психологических проб выявляет скрытые патологии, помогает получить больше данных для постановки диагноза.
  4. Изучение продуктов творчества. Проективные методики (рисование, лепка, аппликация) позволяют человеку выразить внутренние переживания, которые ему сложно высказать. Через творчество врач может понять его глубинные страхи, стремления, особенности мировоззрения.
  5. Наблюдение. Метод заключается в свободном наблюдении за пациентом в условиях медицинского кабинета, бытовой и рабочей деятельности. На основании наблюдений врач подбирает дальнейшие методы диагностики.
  6. Беседа. Представляет собой опрос в свободной форме. В отличие от стандартного опроса позволяет человеку чувствовать себя комфортно, располагает к откровенности и настраивает на совместную работу врача и пациента.
  7. Психофизиологические методы. Помимо оценки психических качеств включают оценку развития физиологических особенностей пациента, его когнитивные реакции.

Часто психолог комбинирует методы. Взаимодействие способов изучения позволяет получить полную картину заболевания и собрать дополнительные данные, необходимы для назначения правильного лечения.

Чем психолог отличается от психиатра: к кому обращаться за помощью

Клинический психолог консультирует людей, имеющих психические заболевания. Он исследует заболевание и применяет методы коррекции, используя только методики, не требующие назначения таблеток.

Клинический психолог совмещает знания психолога и врача, чтобы найти оптимальный метод лечения. Больной, нуждающийся в помощи, вначале может пройти консультацию у клинического психолога.

В случае необходимости он получит направление к психиатру.

Психиатр занимается тяжелыми патологиями, с которыми невозможно справиться без медикаментов. Он применяет психологические знания, чтобы наладить контакт с клиентом, но в большей мере ориентируется на медицинскую позицию. Используя более углубленные знания об особенности работы психики, врач-психиатр имеет право назначать психотропные и седативные препараты.

Как работает клинический психолог: область воздействия

Психотерапия направлена на изменение психоэмоционального состояния пациента. Задача проведения терапии — улучшить коммуникативные навыки, облегчить самочувствие человека, помочь ему адаптироваться в социуме, изменить линию поведения. Психотерапия может быть индивидуальной и групповой, использовать различные методики.

Проблемы, с которыми работает клинический психолог, обширны. Он помогает справиться с тревожностью, посттравматическим синдромом, социофобией, паническими атаками. Также он работает с индивидуальными запросами, направленными на устранение последствий детской травмы,

Где и с кем имеет право работать клинический психолог?

Медицинский психолог может заниматься практической и теоретической работой. Если он занимается исключительно исследовательской работой, то его область задач ограничена проведением исследований. Он не консультирует и не занимается просветительской работой.

Психолог, занятый в сфере психокоррекции, занимается диагностикой, подбором терапии и непосредственно лечением. Он постоянно находится в контакте с больным, следит за влиянием терапии. Он работает и с нервными расстройствами, и с заболеваниями головного мозга, имеющими физиологическую природу (онкология, инсульт).

Медицинский психолог также взаимодействует с членами семьи больного, занимается семейным консультированием. Отдельное направление работы представляет коррекция поведения детей: устранение страхов, тревожности, нервных проявлений. Медицинское образование позволяет клиническому психологу работать просветителем: выступать на конференциях, проводить лекции.

Из видео Вы узнаете кто такой клинический психолог и каковы его отличия от обычного психолога.

Источник: //mystroimmir.ru/psihologiya/klinicheskaya.html

Клиническая психология – Психологос

Клиническая психология

Александр Романович Лурия, 1934 г.

Блюма Вульфовна Зейгарник, 1921 г.

До 90-х годов “клиническая психология” означала то же, что и “медицинская психология​”, сегодня эти дисциплины нужно отличать. Также, не путайте клиническую психологию и психиатрию – это разные научные дисциплины.

Психиатрия работает с патологией (дефекты, требующие госпитализации и лечения в спецучреждениях – шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и т.д.).

Клиническая психология изучает различные «пограничные» отклонения и дезадаптации – там, где это еще не патология, но уже не норма.

Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным.

Сегодня в критерии психической нормы включают соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.

При постановке диагноза психиатры и клинические психологи пользуются как личным опытом и общими рекомендациями, так и Международной классификацией болезней (МКБ) и «Диагностическим и статистическим справочником по психическим расстройствам».

Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:

  • Психические проявления различных расстройств.
  • Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.
  • Влияние различных расстройств на психику.
  • Нарушения развития психики.
  • Разработка принципов и методов исследования в клинике.
  • Психотерапия, проведение и разработка методов.
  • Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Если коротко, то клиническая психология – дисциплина, включающая в себя оценку психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психических проблем, а также разработку, проведение и оценку психологической коррекции и помощи (психотерапии). Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемами определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке, а также решением проблем развития и распада психики.

История клинической психологии

Предпосылки возникновения клинической психологии были заложены психологическими исследованиями французских и русских психиатров конца 19 века.

Во Франции эмпирическими исследованиями психологической тематики занимались Р. Рибо, И. Тэн, Шарко, Жан Мартен, Ж.-М. Шарко, П. Жане. В России патопсихологические исследования вели С. С. Корсаков, И. А.

Сикорский, В. М. Бехтерев, В. Х. Кандинский и другие психиатры.

Первая психологическая лаборатория в нашей стране была основана В. М. Бехтеревым в 1885 г. при психиатрической клинике Казанского университета. В XX веке многочисленные исследования были проведены на базе Психоневрологического института им. Бехтерева.

Развитию клинической психологии в России серьёзно способствовали такие выдающиеся отечественные деятели науки как В. П. Осипов, Г. Н. Вырубов, И. П. Павлов, В. Н. Мясищев. Большую роль в становлении клинической психологии как науки сыграли идеи Л. С.

Выготского, которые были в дальнейшем развиты в общей психологии его учениками и сотрудниками А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, и другими.

В годы Великой Отечественной войны все крупные психологи, в том числе целый ряд известнейших ученых — А.Н.Леонтьев, Б.В.Зейгарник, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, Б.Г.

Ананьев и другие — пошли работать в военные госпитали: они помогали раненым с поражением головного мозга восстанавливать нарушенные психические функции.

Это дало толчок развитию клинической психологии, потому что был накоплен обширнейший материал по нарушениям психических функций, связанных с локальными поражениями мозга.

Разделы клинической психологии

Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы. Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов лечения. См.→

Нейропсихология — обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейрональных сетей.

Советская школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно-следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов.

В её задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализации очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии. См.→

Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами, в происхождении и течении которых большую роль играет психологический фактор.

В сферу психосоматики входят вопросы, связанные с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями (извещение о диагнозе, психологическая помощь, подготовка к операции, реабилитация и др.

) и психосоматическими расстройствами (при переживании острой и хронической психической травмы; проблемы включают симптомы ишемической болезни сердца, язвенные болезни, гипертоническое расстройство, нейродермиты, псориазы и бронхиальную астму). См.→

Психологическая коррекция, или психокоррекция, связана с особенностями помощи больному человеку.

В рамках данного раздела происходит разработка психологических основ психотерапии, психологическая реабилитация как системная медико-психологическая деятельность, направленная на восстановление личного социального статуса путём различных медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, психогигиена как наука о сохранении и поддержании психического здоровья, психопрофилактика, или совокупность мероприятий по предупреждению психических расстройств, а также медико-психологическая экспертиза трудоспособности. См.→

Психотерапия — основной метод психологической коррекции, осуществляемый клиническим психологом, в общем виде представляющий собой набор техник и методик, применяемых психотерапевтом для проведения изменений психоэмоционального состояния человека, его поведения и коммуникативных паттернов, улучшению его самочувствия и улучшению способности к адаптации в социуме. Психотерапии проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах. См.→

Клиническая психология и психиатрия

Хотя клинические психологи и психиатры разделяют общую фундаментальную задачу — лечение психических расстройств — их подготовка, воззрения и методологии зачастую весьма отличаются.

Возможно, наиболее важным отличием является то, что психиатры — это медицинские врачи с как минимум 4-5 годами медицинской подготовки и ещё несколькими годами интернатуры, в течение которой они зачастую могут выбрать узкую специализацию (например, работа с детьми или инвалидами).

Следствием этого является то, что психиатры, как правило, используют медицинскую модель для оценки психологических проблем (то есть клиентов они рассматривают как пациентов с заболеваниями), а лечение их зачастую основывается на применении психотропных препаратов как главного метода по достижению лечебного эффекта (хотя многие психиатры и используют в своей деятельности психотерапию). Их медицинская подготовка позволяет им в полной мере использовать всё медицинское оснащение современной клиники.

Клинические психологи же, как правило, не прописывают медикаменты, хотя в последние годы в некоторых штатах США наблюдается движение по разрешению психологам с некоторыми ограничениями прописывать медикаментозные препараты.

Для этого им необходимо пройти дополнительную специальную подготовку, а медикаменты, в основном, ограничиваются психотропными препаратами.

Обычно же многие клинические психологи работают в сотрудничестве с психиатрами, чтобы обеспечить все свои терапевтические нужды.

Источник: //www.psychologos.ru/articles/view/klinicheskaya-psihologiya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.