< Кого подростки считают героями своего времени - Психолог

Кого подростки считают героями своего времени

Содержание

Какой видят школу герои подростковых книг

Кого подростки считают героями своего времени

По правде говоря, ходить в школу почти всегда неприятно. Это обязательно стресс и вынужденное подчинение навязанным правилам. По крайней мере, в любимых книгах подростков редко рассказывается о весёлой и благополучной учёбе. Может быть, за это читатели таких книг и благодарны авторам. Мы попытались вспомнить известных школьников литературы и проблемы, с которыми они встречаются.

Над пропастью во ржи

Дж. Д. Сэлинджер, 1951

Сэлинджер запретил экранизировать своё произведение, но многие режиссёры вдохновлялись персонажем Колфилда в обход авторского замысла.

Например, Джим Джармуш в своём первом фильме «Отпуск без конца», 1980 г.

Книжка, которую, наверное, должны читать взрослые, но зачитываются ей все подростки.

Её герой – самый знаменитый подросток в литературе, а его похождения начинаются как раз с исключения из школы.

Несмотря на то, что Холдена Колфилда отчисляют за неуспеваемость, он прорисован как способный ученик, которого школьная жизнь ничем не может привлечь.

Он прямо говорит, что «не интересуется» историей и подробностями жизни древних египтян, пренебрегает рекомендованной литературой. Зато остро реагирует на свойственную закрытым пансионам для мальчиков несправедливость: снобизм, классовое неравенство, травлю.

В предыдущей его школе травля приобретает такой масштаб, что один из мальчиков выпрыгивает из окна и разбивается, пока его враги стучат в дверь.

В такой гнусной школе я еще никогда не учился. Все напоказ. Все притворство. Или подлость. Такого скопления подлецов я в жизни не встречал… Там еще было это треклятое тайное общество — я тоже из трусости в него вступил.

Несмотря на неприязнь к школьной системе как таковой, Колфилд хорошо отзывается о некоторых однокашниках и учителях.

Один из них хочет приютить сбежавшего подростка у себя дома и пытается объяснить ему, что тот бросается воевать с системой, не разобравшись хорошенько ни в ней, ни в себе.

Колфилд, однако, не хочет его понять – не то по молодости, не то потому, что увиденное им в школах слишком отвратительно, чтобы оправдывать это высшим смыслом системы образования.

Закрытые пансионы для богатых детей — некий архаизм среди школ, наследие позапрошлого века, которое, надо думать, превратило в невротиков не только героев Сэлинджера. Хотя, судя по обсуждаемой с учителем литературе, могло похвастать неплохим образованием.

Основной положительной характеристикой человека в глазах Колфилда оказывается доброта: «добрый малый», «очень добрый учитель». Если уж человек добрый, это хоть что-то искупит и в самых суровых условиях.

Бел Кауфман, 1964

Кадр из фильма «Вверх по лестнице, ведущей вниз»

Пожалуй, единственная в списке книга, которая действительно рассчитана и на школьников, и на взрослых одновременно. Очень в духе времени, внутренние конфликты школьников между собой и учителями привязываются к остросоциальным проблемам. 

Без учителя им не разрешают оставаться в классах. Им не разрешают задерживаться в коридорах. Им не разрешают говорить, не подняв предварительно руку. Им не разрешают переживать слишком остро или смеяться слишком громко.

Так молодая учительница Сильвия Баррет описывает положение учеников. Единственный способ заинтересовать этих подростков учёбой — объяснить, как предмет (в данном случае литература) поможет разобраться в их повседневных трудностях. Дать высказаться о расовой сегрегации, о преступности, о любви и сексе, об отношениях с родителями.

Возможность учеников высказаться (а учителей — их услышать) ограничена бюрократической машиной школы. Все пишут отчёты и циркуляры, все просьбы теряются в бумажной волоките, сверху спускаются безумные распоряжения.

Всегда не хватает книг, учебников, тряпок, мела.

Это создаёт ощущение информационного шума, на фоне которого учитель пытается хоть как-то взаимодействовать с классом, и самые небольшие успехи на таком фоне выглядят грандиозно.

Не исключено, что как раз описания бюрократии и дефицита сделали книгу Кауфман сверхпопулярной в Советском Союзе. Книга об идущей против течения учительнице стала катализатором разговоров о назревшей реформе образования.

Владислав Крапивин, 1979 

Кадр из фильма «Колыбельная для брата»

Революционная книга, в которой миллионы советских подростков узнали себя и свою школу. Крапивин открыто отрицает сам миф о благополучной советской школе, воспоминания о которой до сих пор вызывают у некоторых людей ностальгические слезы.

Кирилл, герой книги, несправедливо подозревается в том, что украл кошелёк в гардеробе. Против него говорит то, что он уж слишком независимый. С этого момента он начинает всерьёз задумываться, а чем же на самом деле является его школа (одна из лучших в провинциальном городе), его класс и его непримиримая руководительница Ева Петровна.

Отец главного героя безуспешно пытается донести до этой женщины, что в её школе не все так идеально.

Я ведь в школе не первый раз. И с Кириллом говорил… Все у вас на окрике. Не набрал макулатуры – запись в дневник, не пришёл на сбор – двойка, пробежал по коридору – хвать за воротник… Вот сейчас по школе шел, а какая-то дама, весьма почтенная, кричит на первоклашек так, что окна, простите, вот-вот лопнут.

«Нет никакого отряда», — говорит Кирилл, осознавший, что «тимуровское» движение в классе осуществляется из-под палки, самодеятельность работает на страхе плохих отметок, пионерская дружба есть в переписке с товарищами из других городов, но не существует, когда детям приходится столкнуться с реальными опасностями.

Опасности есть на самом деле: например, за стенами школы ребят подстерегают хулиганы, вымогающие деньги и личные вещи. Учительница открыто отказывается вмешаться в ситуацию, ссылаясь на то, что у отпетого Дыбы и его компании «есть своя школа».

Один из главных вопросов — почему, например, дети должны позволять учителям обыскивать свои карманы, а коллектив под давлением учителя должен «по-товарищески» обвинять одноклассника в недисциплинированности?

Кадр из фильма «Стена»

Характерно, что голоса взрослых, которые призывают Кирилла относиться к затюканным жизнью учителям хотя бы снисходительно, звучат почти неслышно, когда назревает кризис. Для детей единственным спасением от системы является другая, своя система, параллельное сообщество.

Сью Таунсенд, 1982

Кадр из фильма «Тайный дневник Адриана Моула»

«Дневник Адриана Моула» и его продолжения — одно из лучших произведений своего жанра.

Комичные записки подростка, дотошно описывающего свою жизнь и окружения, рисуют, в общем-то, невесёлую действительность Англии начала восьмидесятых годов.

Безработица, политическая напряженность, бедность — для четырнадцатилетнего Адриана всё это видится не такой страшной проблемой, как задиры в школе или первая любовь. 

Кадр из фильма «Стена»

Школа для героя — место встречи с врагами и друзьями, место унижений и приложения амбиций, организация, стремящаяся разорить его родных, в общем, эпицентр жизни. По нынешним меркам, английская школа прошлого века выглядит жутковато.

Прогул урока будет большой проблемой, которая не решится без разговора с родителями. Отпроситься с физкультуры без записки из дома нельзя, а если забыл форму — иди за ней домой. Большим скандалом становится появление Моула в классе в красных носках «не по уставу».

Когда доходит до отстранения от занятий, друзья героя устраивают протест, надевая самые яркие носки. 

Бунт, впрочем, быстро подавлен.

Комитет Красных Носков проал временно уступить Скратону. Теперь мы носим  красные носки под чёрными. От этого ботинки  жмут, но нам плевать, потому что принципы превыше всего.

Кроме того, в школе процветает рэкет. Старшеклассники вымогают мелочь у тех, кто младше или слабее, включая главного героя. В отличие от крапивинской повести, это происходит прямо на территории школы, и никаких разговоров о том, чтобы «объединиться и дать отпор» не идёт вообще.

Революция в Англии невозможна, даже самые отвязные панки за поколение интегрируются в общество.

Дневник  школьника завершается днём начала Фолклендской войны.

Зато есть ещё одна деталь, знакомая по советской литературе: «тимуровская» работа с пожилыми, курируемая школой. Адриан привязывается к одинокому старику со скверным характером и даже по мере сил спасает его от отправления в богадельню.

В поисках аляски

Джон Грин, 2005

Пьетро дела Векья, «Сократ и два ученика»

Из городка, где нет друзей, герой отправляется в другую школу в поисках великого «возможно». Это опять частный пансион, только мальчики и девочки учатся вместе. Да и суровые нравы закрытых школ прошлого сильно смягчились. 

Главный герой, прозванный «Толстячком» за худобу, изо всех сил старается быть интеллектуалом. Остальные здесь выглядят такими же гиками – каждый в какой-то области образованнее другого.

Даже местные хулиганы и правители скорее похожи на обнаглевшую золотую молодежь, чем на пролетариев-любителей спорта.

 В общаге живут мальчики и девочки, отсюда, естественно, происходят и многие драмы в жизнях героев.

Кроме того, здесь быстро привыкают курить и пить, что воспринимается как неизбежная примета переходного периода. Жизнь — сплошной стресс, чего уж там.

Любовные треугольники, заговоры, пьянки, стычки и ночные беседы о литературе — настоящая школьная жизнь происходит вне классных стен. Единственный упоминаемый и главный урок, как ни странно, — религиоведение. 

Толстячок любит слушать и узнавать, он не любит якобы демократичных и развивающих дискуссий на уроках. Ему нужен наставник, и он появляется.

Старый профессор рассказывает о христианстве, исламе и буддизме, предлагает подумать и написать в сочинении, почему люди пришли к мысли о Боге и загробной жизни.

Не все ученики любят «занудного» и строгого преподавателя старой закалки, но им приходится задуматься о его словах, когда их жизнь меняется кардинально и вечные вопросы вдруг оказываются насущными.

Мухаммед обещал, что всякий сможет получить жизнь вечную, преданно служа одному истинному Богу. Будда говорил, что из круга страданий можно вырваться. Иисус уверял, что последние станут первыми, что и мытари и прокаженные — отбросы общества — имеют основания на надежду. И я жду, что именно этот вопрос вы осветите в своем сочинении: в чем черпаете надежду вы?

Образование, даже весёлое, современное и разноплановое, мертво, если неприменимо в жизни. Тип учителя-лектора, учителя-мастера, имеющего личное отношение к каждому из детей, возможно, уходит в прошлое. Возможно, его предмет (да и он сам) — рудимент времён христианского колледжа. Но, наверное, не для тех, кто ищет в школе великого «возможно» — осмысления и перемены своей жизни.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: //newtonew.com/school/fictional-schools-in-literature

«На экране мой любимый герой…» или Сегодняшние киноэкранные герои подростков

Кого подростки считают героями своего времени

У каждого поколения – свое кино, свои экранные кумиры: в хорошем кино, независимо от того, в какой период и в какой стране оно было создано, всегда отображаются черты, характерные для текущей эпохи. А молодежь, как известно, народ романтичный, склонный идеализировать героев своего времени и даже влюбляться в вымышленных киноперсонажей.

Так было в советское время с героями фильмов «Доживем до понедельника», «С любимыми не расставайтесь», «Школьный вальс», «Вам и не снилось».

Затем, на закате СССР, экранных кумиров сменили герои фильмов «Интердевочка», «Асса», «Маленькая Вера», а в 90-х их потеснили персонажи Шварценеггера, Сталоне, Брюса Ли, Ван Дамма из американских боевиков, а в начале 2000-х старшеклассники открыто восхищались российским киногангстером Сашей Белым.

Кто они, сегодняшние киноэкранные герои подростков? В чем их отличие от кумиров нашей юности и чем они привлекают юные умы? Мы не станем устраивать сравнительный анализ и проводить параллели, наша задача – понять, можно ли родителям лучше узнать своего подросшего ребенка по тому, какие киногерои у него в приоритете. А для этого сначала выясним, по каким критериям подростки выбирают себе кумиров.

Новизна

Молодежь всегда привлекает свобода и новизна, она остро реагируют на все то, о чем ранее говорить было не принято, и охотно это воспринимает. Это, в частности, касается и кино.

И когда на экране появляются яркие, дерзкие ровесники юных зрителей, легко попирающие сложившиеся устои, подростков это приводит в восторг. Романтика свободы, пусть даже призрачной, во все времена притягивает и пьянит неокрепшие умы.

Недаром бунтари у подростков моментально становятся кумирами.

Неординарность

Не будем забывать, что подросток – это вчерашний ребенок, верящий в чудесные сказки, где добро всегда побеждает зло.

Поэтому вполне закономерно, что уже не одно поколение молодежи по-прежнему любит киносагу о Гарри Поттере, а герои «Матрицы» и «Ночного дозора» не один год были в числе любимцев юного поколения.

Тем же самым привлекают молодых сегодня героические персонажи «Звездных войн» и «Аватара».

Популярность

Еще одна черта взрослеющих детей – внушаемость. Именно на это качество подростков направлена агрессивная реклама одежды, напитков, образа жизни. Ну, и фильмов, разумеется.

Иными словами, молодежи нравится то, что в данный момент популярно – то есть, грамотно раскручено.

И если какой-то фильм активно продвигается всевозможными рекламными средствами, будьте уверены: его герои непременно будут в чести у подростков, а, возможно, и станут образцом для подражания.

Успешность

Если экранный персонаж молод, силен, красив, умен, богат, обаятелен – он обязательно станет кумиром подростков. Девочки обычно влюбляются в таких супергероев, а мальчишки видят в нем идеал мужчины и стремятся ему подражать. По этой причине подросткам очень нравятся детективы, боевики, триллеры, а главные герои этих фильмов прочно занимают юные умы и сердца.

//www.youtube.com/watch?v=QSc3uk8Q5w4

Отметив основные критерии, влияющие на подростковые предпочтения в мире киногероев, давайте теперь пройдемся по ним еще раз, но только теперь посмотрим на это с точки зрения взрослых. А вернее – глазами заботливых и любящих родителей.

Новизна. Всегда ли новое – непременно полезное и позитивное? Например, фильм ужаса с кровавыми сценами насилия тоже может показаться подростку чем-то новым, необычным и непривычным.

Но что даст ему такое кино, чему научит? Помимо того, что подобное зрелище может нанести серьезный удар по неокрепшей подростковой психике, не исключено, что мальчишке кровожадный герой покажется невероятно крутым и станет для него примером для подражания, а девочку приведет к нервному срыву.

Поинтересуйтесь, какие киноновинки смотрел ваш ребенок в последнее время, и что из них ему понравилось.

Неординарность – тоже палка о двух концах, все зависит от личности киногероя и индивидуальных особенностей восприятия.

Одних подростков могут притягивать созидающие персонажи, а других – разрушающие.

Тем более, что злые волшебники порой бывают не менее обаятельны и симпатичны, чем добрые, и разобраться в них подростку иногда непросто. Какие из них нравятся вашему сыну или дочери?

К популярности экранных героев следует относиться критически, помня, что любой кинопродукт – это, прежде всего, товар, который продавец желает продать как можно большему числу людей.

И он точно не станет размышлять о том, как повлияют герои фильма на молодого зрителя, какой отклик найдут в его душе, чему будут подражать подростки, посмотрев раскрученное кино.

Расспросите ребенка о том, какие фильмы сейчас наиболее популярны у подростков, и чем они нравятся лично ему.

Успешность. К сожалению, за последние 20 лет широкое, многогранное понятие успешности сузилось до примитивного отождествления с обладанием деньгами. Есть деньги – ты успешен, нет денег – ты неудачник.

Подростки видят и слышат это практически ежедневно, и кино – не исключение. В принципе, богатство – нормальное явление, если оно явилось результатом труда или таланта киногероя.

А если кумир вашего сына – купающийся в роскоши мошенник или бандит, стоит насторожиться: стало быть, вы где-то допустили промах.

Не секрет, что кино – мощный инструмент влияния на подростка, во многом способствующий формированию взглядов, общечеловеческих ценностей, эстетических вкусов, мировоззрения. Качественный и умный фильм – это и отдых, и полезный досуг, и способ саморазвития. Подражая любимым героям, подростки получают массу житейских знаний, учатся взаимодействию в обществе и культуре отношений.

Перефразируя известную поговорку «скажи, какое кино ты любишь – и я скажу, кто ты» и зная любимых киногероев своего взрослеющего ребенка, вы, как в зеркале, увидите в них его отражение.

Светлана Жаркова

Ваши отношения с подростком

Подросток не хочет общаться, у вас не получается мирно договориться – как быть в такой ситуации? Пройдите тест и получите информацию об особенностях вашего стиля воспитания и о взгляде подростка на то, как вы его воспитываете.

Пройти тест

Источник: //www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/na-ekrane-moy-lyubimyy-geroy-ili-segodnyashnie-kinoekrannye-geroi-podrostkov/

Как изменились подростки за последние 100 лет?

Кого подростки считают героями своего времени

«Перемены – основа жизни», – заметил Анатоль Франс. Нравится нам или нет, а все на свете меняется, и дальновидные ученые фиксируют масштабы перемен. Вот и подростковый возраст не остался без внимания. Мы решили приглядеться к подросткам прошедшего столетия: кто знает, может быть эта картина изменений заставит нас задуматься о связи событий.

Какой ум в здоровом теле?

Несколько лет назад Medical News Today познакомили своих читателей с результатами исследования форм тела и размеров подростков. Основой эксперимента стало сравнение последних данных Британского института стандартов от 1978 года и современных замеров с использованием 3D-сканнера.

Выяснилось, что современные дети в среднем на 5 см выше своих сверстников из прошлого. Кроме того, значительно увеличился средний вес детей: объемы тела стали больше почти на 10 см. Сегодня очень рано происходят половые изменения формы тела: уже в семилетнем возрасте видны существенные отличия в строении тела мальчиков и девочек.

Тимоти Хаттон, профессор Эссекского университета, считает увеличение роста положительной тенденцией, поскольку это первичный показатель укрепления здоровья популяции.

А вот в интеллектуальном развитии ребенка прогресс сомнителен: руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ отмечет критическое падение интеллекта основной массы детей вкупе со снижением общего уровня образованности и культуры.

Высокий уровень демонстрируют лишь те дети, с которыми много и усиленно занимаются по специальным программам, включая работу с коучами и психологическими тренерами.

Безопасность вчера и сегодня

Ученые пришли к неутешительному выводу: сегодня подростки подвергаются большей опасности, чем их одногодки из прошлой эпохи.

Причин множество: это и развитие технологий, и расслоение общества по материальному признаку, и ухудшение экологии, и переизбыток разнородной информации.

Ни в революционное, ни в советское время не было такого количества преступлений против детей, а что такое «киднепинг» наши бабушки не знали вовсе.

Однако тревогу вызывают не только внешние факторы, но и собственное поведение современного подростка.

Государственная статистика ужасает: сегодня суицид занял третью позицию в списке самых распространенных причин детской смертности. 54% восьмиклассников регулярно принимают алкоголь и знакомы с наркотическими веществами.

По данным официальной статистики в России 57% беременностей заканчиваются абортом, и каждый 5 аборт делает ребенок до 18 лет.

Психологи отмечают, что проблемы подростков коренятся в неуправляемом, инфантильном поведении. Многие подростки не способны противостоять психологическому нажиму взрослого или сверстника. Социолог Е.В.

Харитонова указывает на поразительны данные: даже в полных семьях каждый шестой подросток страдает от отвержения со стороны родителей.

Позиция занятых взрослых «не до тебя» мешает ребенку повзрослеть, наработать необходимую осмысленность поведения, научиться решать проблемы, а не убегать от них в опьянение или ранние половые связи.

Что делать после школы?

Чем занимались ребята после школы и приготовления уроков в советское и перестроечное время? Гуляли во дворах, играли в подвижные игры, посещали бесплатные секции, кружки, бегали в кино.

Выходные проходили в театре или цирке с родителями, а во время каникул можно было отлично отдохнуть в пионерском лагере.

Оздоровительные лагеря не прекращали свою работу даже во время Великой отечественной войны! С 50-х годов стали популярны тематические вечера и встречи, воскресные чтения, клубы по интересам.

Что делают во внешкольное время современные дети? Сидят за компьютером. Либо это соцсети, либо компьютерные игры.

Рекреационная инфраструктура сегодня представлена заведениями для азартных и компьютерных игр, ночными клубами, барами и ресторанами – где здесь место подростку? Исследователи отмечают, что неорганизованный досуг провоцирует развитие отклоняющегося поведения у молодежи. Повезло тем детям, рядом с которыми сегодня находится неравнодушный взрослый, обучающий их вариантам организации свободного времени.

Личная жизнь

Подростковый возраст – удивительная пора постижения тайн межличностных отношений и переживания первой любви.

В это время закладывается отношение к семейным ценностям, во многом определяется мировоззрение.

Многие исследователи склонны противопоставлять целомудренное отношение к пробуждению половых чувств в советское время развращенному сегодня, однако реальность все же несколько сложнее.

Прошлое столетие началось в «стране победившего секса»: после революции Ленин и Троцкий обсуждают пути сексуального освобождения населения, в Петрограде проводятся шествия лесбиянок, в школах вводится секспросвет. Авторитет семьи планомерно разрушается, и только к концу двадцатых годов в СССР побеждает культ долгих ухаживаний и возвышенной дружбы

А что же сегодня? Главный врач СПб ГБУЗ ДКДЦ «Ювента» Павел Кротин сетует, что в соцсетях дети 11-12 с поразительной легкостью обсуждают интимные вопросы, а 15-тилетние вполне благополучные девочки часто меняют 4-5 партнера.

Вкупе с этим наблюдается колоссальное разочарование в семье и семейных ценностях: из 10 тысяч опрошенных подростков свыше 2% не хотят иметь детей вовсе, у большинства наблюдается обесценивание отношений между мужчиной и женщиной.

В списке ценностей «любовь» подростки разместили на последнем, 10-м, месте.

Жизнь в обществе

Психологи убеждены: подросткам свойственна повышенная потребность в общественном признании. Жажда приобщиться на правах равного к настоящей, взрослой жизни заставляла подростков в период Первой мировой и Великой отечественной войны рваться на фронт, в мирное советское время создавать отряды тимуровцев и коммунаров, принимать активное участие в самоуправлении школ и детских организаций.

Начиная с периода «перестройки» условия для удовлетворения этой потребности разрушаются, что приводит к неутешительным последствиям.

По сравнению с 70-ми годами, на 25 % снижается самооценка современных подростков, возникает гипертрофированная тяга к замкнутому образу жизни либо к общению в «стае» сверстников, проблемой становиться умение осознанно сделать выбор.

Психологи констатируют: задержка личностного самоопределения вызывает развитие тревожности, агрессивности, замкнутости. В жизни подростков XXI века необходимо должен присутствовать мудрый и надежный наставник, который сумеет направить потребность в признании в русло самореализации и продуктивной деятельности.

Стивен Кинг говорил, что человек, почувствовавший ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу. Программа сопровождения «Система выбор» учитывает все сложности нашего агрессивного и бесконечно меняющегося мира и готова предложить вашему ребенку необходимые механизмы для полноценной жизни. Записывайтесь на курс-интенсив сегодня – выбирайте осознанное завтра!

Источник: //blog.smart-course.ru/teenagers-have-changed/

Современные подростки о героях и героизме

Кого подростки считают героями своего времени

Нам всем совсем скоро предстоит жить в мире, который будут держать на своих плечах те, кому сегодня 15-17 лет. Совсем скоро они станут самой активной частью общества.

А знаем ли мы их? Нет, не уровень их знаний по школьным предметам, а то, о чем они думают, как думают, как воспринимают мир. Сегодня мы публикуем их размышления о том, что такое героизм, и кто такие – современные герои.

Надеемся, их мнения позволят нам лучше понять это поколение.

Героизм – это, конечно, доблесть..

Способность к героическому поступку – это, конечно, хорошее качество человека, заслуживающее уважение. Но мне кажется, что наличие в обществе большого количества героев – это симптом серьезной болезни этого общества, этой страны. Герои появляются тогда, когда требуется спасать и защищать. А спасать и защищать надо тогда, когда страна находится в тяжелой ситуации.

Так было в 40-ые годы, когда на нашу землю пришла война. Тогда героями становились многие, даже те, кто и не подозревал в себе такой способности. Обстоятельства вынуждали.

Сейчас времена совсем иные, нет внешней угрозы, нет необходимости жертвовать жизнью ради победы над врагом. Но в наше время героев все равно не мало. Потому что при всей мирности нашей жизни спасать и защищать надо многих.

Я мечтаю когда-нибудь пожить в такое время, в которое совсем не будет необходимости в героях, в подвиге, в героизме. Наверное, это будет очень счастливое время.

Майя, 15 лет

***
Каждый россиянин – герой 

Ответ на вопрос «кого можно назвать героем России» у каждого свой. Это и понятно: у разных людей могут быть совершенно разные моральные принципы и жизненные ценности. Так что я в любом случае не могу говорить за всех, но свое мнение выражу.

Для начала хотелось бы перечислить те качества, которые, как мне кажется, делают человека героем. Итак, это: умение преодолевать трудности, полезность для общества, самоотверженность, преданность своему делу.

В целом мы получаем человека, который имеет некоторое «назначение в мире» и способен его выполнять, несмотря ни на что.

Казалось бы, образ идеализированный? Но такие люди существуют, и их больше, чем можно представить.

Я думал над тем, кого в нашей стране можно назвать героями. И пришел к очень неожиданному выводу: практически любой человек, живущий в современной российской действительности и выживающий в ней – герой. Не сочтите за ура-патриотизм или что-то подобное, но Россия – действительно особенная страна.

Только здесь человек должен выжимать из себя все, подвергать себя огромной психологической и физической нагрузке, только чтобы просто жить.

Стоит заглянуть в любую среднестатистическую российскую деревню, чтобы понять, что люди, живущие в ней и способные здраво мыслить (а таких много), – это исключительный сорт, таких вообще в мире мало. Условия жизни вынуждают людей проявлять героические качества, чтобы просто быть «как все». И не только в деревне дело.

Например, вести бизнес в России, не сталкиваясь с такими понятиями, как «откат», почти невозможно по ряду причин, но некоторые все-таки умудряются.

Долгое время считалось, что публичных политиков, независимых от правящей «верхушки», в России не может существовать, но опять-таки появились люди, которые, несмотря на активное сопротивление этой самой верхушки, делают то, что считают нужным и имеют поддержку. Так что героизм – это может, явление и само по себе исключительное и редкое, но иногда можно встретить героев там, где их точно не ждешь.

Михаил, 17 лет

***

Герой – это тот, кто изменил мир

Кто такие герои? Каждый ответит на это по-своему. Отвечу-ка и я.

Я считаю, что чтобы быть героем, необязательно иметь крутой костюм и суперспособности, как, например, Бетмен или Человек-паук. Моё личное мнение: герой – это тот, кто изменил мир или часть его. Великие путешественники, реформаторы, учёные, музыканты, писатели – они все герои.

Кто-то из них показал миру новые места, кто-то новую музыку или до сего неизвестные миру животных. И с годами таких героев становится всё больше. До сих пор открываются новые места, создаётся новая музыка, новые стили.

Для меня героями являются первооткрыватели, которые есть и в наше время. 

И они будут появляться, так как мне кажется, что наш мир мы до конца не узнаем никогда. Но самые главные герои – это те, кто отстаивал свою Родину, ее свободу, счастье для ее жителей. И солдаты, что воевали на поле боя в прошлом веке, и люди, что ходят на оппозиционные митинги сейчас, – герои. 

Софья, 14 лет

***

Герой – порядочный, хороший человек

О том, что такое героизм, мы знаем в основном из приключенческих фильмов и книг. Мы привыкли, что герой – это тот, кто спасает мир. В фильмах он всегда совершенно бесстрашный, хитрый, умный, удачливый. Но таковы ли герои реальности?

Я думаю, что герой нашего времени – это человек, который может преодолеть собственный страх. Страх показаться смешным, страх испытать боль, страх быть осужденным окружающими, страх быть непонятым.

Такие страхи естественны для человека, как естественен инстинкт самосохранения. Преодолеть такой страх – значит, подняться на новую ступень, вырасти над собой. Многие ли на это способны? Я думаю, – единицы.

Это очень редкое качество – умение преодолевать страх. 

Что может помочь это сделать? Наверное, ситуация, в которой другое чувство становится сильнее страха. Например, сострадание к тому, кто сейчас тонет или задыхается от дыма.

Это сострадание заставляет человека кидаться в воду или в огонь ради спасения другого. Еще лишить страха может чувство собственного достоинства.

Когда не терпишь унижение от начальника, а противостоишь ему, отстаиваешь свою честь, не боясь оказаться уволенным. Любовь – тоже то чувство, которое может оказаться сильнее страха.

И что получается? Что героем, то есть тем человеком, который может преодолеть страх может стать только то, кто способен любить, сострадать, осознавать ценность собственного достоинства, то есть порядочный хороший человек.

Артем, 15 лет

Герои есть, но мы о них не знаем

Кто такой герой? Для меня это человек, который помогает другим людям, рискуя при этом своей жизнью, бескорыстно совершает подвиг. В современном мире героев становится все меньше. Это происходит из-за того, что у людей меняются жизненные ценности.

В наше время многие люди зачастую совершают героические поступки только ради славы и денег, и такой поступок перестает быть героическим. Наверное, есть настоящие герои, которые не руководствуются прагматичными мотивами. Но о них, как правило, редко становится известно. Скромность – это еще одно качество настоящего героя.

Я не могу назвать ни одного имени современного героя. Но уверена, что такие люди есть.

Рената, 14 лет

Героизм – это результат работы ума

Способность к подвигу – это аномалия. Человеку свойственно бояться за свою жизнь, считать, что своя рубашка ближе к телу. Человек по своей натуре эгоист, а эгоист не способен на подвиг. 

Все, что есть в нас (если вообще есть) благородного, нравственного – это следствие работы ума, воспитания, а не внутренняя потребность.  Но в любой критической ситуации более глубинное, более древнее становится сильнее того, что вбито в наши головы социумом и воспитанием. Поэтому человек не должен становиться героем. Почему тогда иногда становится?

Наверное, есть люди, у которых их животная часть сильнее подавлена, а усвоенные морально-нравственные истины руководят их поведением в большей степени. Нельзя стать героем, совершить подвиг, если эгоист в тебе сильнее альтруиста, если твое животное начало мощнее человеческого. 

Дмитрий, 17 лет 

Герои – это волонтеры 

К счастью, мы живем в мирное время. В то время, когда нет нужды кидаться на танк с гранатой, отбивать у врагов родную землю, проливать свою кровь на полях сражений. Но даже в нашей, мирной, жизни есть место подвигу, то есть тому, что превращает обычного человека в героя. Время изменилось, люди изменились, изменились и подвиги.

Мне кажется, сейчас героем можно назвать того, кто в нашей действительности живет честно, не лицемерит, не предает, ни лижет начальственные попы, не врет в главном, имеет свою позицию, уважает ее и уважает позиции других людей. Звучит это все странно, правда? Казалось бы, я описал жизнь обычного порядочного человека, каких должно быть множество вокруг нас. Но много ли таких? Много ли нас окружает людей, которые живут именно так? 

Наша российская сегодняшняя жизнь такова, что существовать в ней честным человеком, иметь совесть, не идти на сделки с ней, не врать и не воровать, не терять самоуважения и сострадания к людям, совершать поступки, продиктованные разумом и совестью, и нести за них ответственность – это подвиг, возможный совсем не для всех.

Я много думал о том, кого я могу и готов назвать современным героем. И понял, что, в первую очередь, тех людей, которые по собственной воле взвалили на себя непосильную ношу помощи нуждающимся.

Тех, кто не ахает и не охает по поводу того, как наше государство наплевательски относится к сиротам, одиноким старикам, инвалидам, больным, обездоленным, а встает из удобного кресла и трудится, помогает, превозмогает усталость и отчаяние, пробивает лбом стены чиновничьих кабинетов, утешает тех, кто попал в беду.  

Была бы моя воля, я бы орденом «Герой России» наградил бы волонтеров, работающих в благотворительных фондах и в первую очередь Елизавету Глинку, доктора Лизу, которая  много лет ежедневно совершала подвиг, бескорыстный и самый настоящий.

Она ежедневно существовала в атмосфере горя, боли, отчаяния, безнадежности, она работала для самых презираемых нашим обществом людей, опустившихся и иногда потерявших человеческой облик, но в ней было столько внутренней силы, столько убежденности в правильности того, что она делает, столько сострадания, что ее трудом, ее судьбой, ее выбором можно только восхищаться. Восхищаться и помогать теперь уже ее последователям в меру своих сил. Как и всем остальным людям, взявшим на себя труд спасать, отнимать у смерти, дарить возможность нормально жить тем, кому плохо, у кого нет сил, здоровья, близких и надежды. 

Роман, 16 лет

***

Герой должен быть правдив

Герой в современном обществе… кто же он? Когда я впервые услышала этот вопрос, то на ум мне пришли имена президентов, выдающихся политически деятелей и просто известных людей.

Но, немного подумав и перебрав в голове ряд имен, я не нашла героя, которого бы ни очерняли компрометирующие статьи, я не нашла того, кто был бы честен со всем своим окружением и, в первую очередь, с самим собой. 

Герой должен быть правдив – кто может быть правдивее творца? Безусловно, творцы – вот мои герои, но все, кем я действительно восхищаюсь, остались позади, за пределами «современного общества».

Так что же… не найти героя в современности? Может быть, его попросту нет? Неправда! Я нашла настоящего героя, человека, перед которым открыты тысячи дверей, у которого миллионы возможностей. Ответ прост, мой герой – ребенок. Да, ребенок, маленький человечек в огромном мире.

Кто знает, как сложится дальнейшее будущее? Возможно, именно тот трехлетний карапуз, которого вы видели вчера на детской площадке, совершит открытие, давшее толчок в развитии человечества, или станет знаменитым режиссером, подарившим миру огромное количество фильмов? Что ему мешает? Совершенно ничего! Отсутствие рамок, безграничный полет фантазии – это то, что делает ребенка героем! Ведь никто, кроме него, так не уверен в своем дальнейшем будущем, он не боится ошибиться или быть непонятым, и в этом его сила! Ничто не мешает стать вашему ребенку президентом, а моему младшему брату – космическим полицейским… совершенно ничто не мешает.

Инна, 17 лет

Подписаться на авторский канал Светланы Лаврентьевой

Источник: //pedsovet.org/beta/article/sovremennye-podrostki-o-geroah-i-geroizme

9 любопытных отличий современного подростка от советского

Кого подростки считают героями своего времени

Современные подростки родились в эпоху интернета и смартфонов и воспринимают информацию по-другому. Как минимум не так, как их родители.

В чём их главные отличия от предыдущих поколений — обсудили социологи Юлия Юзбашева и Ирина Морозова (ValidataKIDS) и психолог Анна Привезенцева (центр «Точка») в рамках совместного проекта «Мела» и Pioner Talks «Вы нас даже не представляете: Подростки 2.0».

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Гордится тем, что он ребёнок

Детство в СССР, будем честны, никак не было устроено. Оно считалось обыкновенным возрастным этапом, когда ребёнок ходит в школу, делает уроки, бегает во дворе и как-то сам по себе растёт.

Современный мир стал детоцентричным. Теперь женщина выстраивает целый сценарий вокруг своего материнства.

Ребёнок едва успевает родиться, а уже спит на подушке с собственным изображением (какой кадр для инстаграма!).

Детство сейчас — это огромная инфраструктура: детские медиа, политика, бренды. И подростки прекрасно осознают свой детский статус. Они садятся и говорят: «Окей, сыграем в ваши маркетинговые игры.

Кто тут интереснее за меня борется, тому и отдам родительские деньги». При этом подростки плохо понимают, например, зачем идти в сберкассу и за что-то платить.

Для них взрослый мир — какая-то далёкая реальность.

2. Рано осознаёт свой гендер

В СССР, как известно, секса не было. А гендер был, но, скорее, функциональный. Он определял общественные роли: мужчина — защитник родины и семьи, женщина — хранительница очага.

И тем не менее в детстве мы все носили одинаковые штанишки. Выпячивать свою девочковость или мальчиковость никому и в голову не приходило.

Даже герои мультфильмов (Карлсон или кот Леопольд) были совсем не про пол.

Сегодня мамы наряжают годовалых девочек маленькими принцессами, а мальчики, которые лежат как кабачки и ещё ничего не понимают, уже облачены в футболки с Суперменом.

Годам к десяти дети отлично осознают свой гендер и иногда даже заводят первые романтические отношения. А вот дальше, когда ребёнок превращается в подростка, он радикально переворачивает какие-то детские модели.

Отсюда тенденция к унисексу — ему гораздо менее интересно выпячивать то, что и так с ним с рождения.

3. Ищет выгоду из дружбы с родителями

На замену строгим мамам-консерваторам с их любимым «нельзя» приходят мамы либеральные. Самые продвинутые из них живут по принципу современных психологических учебников.

Такая мама многое разрешает ребёнку, но выбор за него всё равно делает сама, причём заранее. Например: «Что ты будешь, сынок, — яблоко или грушу?» Здесь нет варианта с чипсами.

Но отношения в таких семьях всё равно хорошие, потому что ребёнок уверен: к его мнению прислушиваются.

У подростка не возникает ощущение давления, как раньше, поэтому он не отторгает родителей. Получаются не авторитарные отношения, а мир-дружба-жвачка (только без жвачки, вредно ведь).

Детям это выгодно, в том числе с материальной точки зрения. Они везде ездят с мамой и папой, которые балуют их одеждой и айфонами.

И ребёнок часто проводит прямую связь между тем, что родители покупают и насколько сильно они его любят.

4. Увлекается сразу всем, но поверхностно

Мы все помним архетипы советских детей. Например, бунтарь, который не хотел участвовать в школьных огоньках и постоянно прогуливал. Или ботан-отличник, который в жизни всегда почему-то оказывался на троечку с минусом. Считалось, что чем лучше человек учится, тем меньше он приспособлен к реальной жизни.

Сегодня формируется совокупный архетип — этакий Леонардо, о котором грезят все родители: одновременно и спортивный, и интеллектуальный, и добрый, и умеет постоять за себя.

У современного подростка полно неглубоких знаний, но их спектр колоссален. Такой ребёнок-трикстер набит актуальными темами, но слабо ориентируется в них.

Он рассекает социальное пространство, как водомерка, и знает лишь то, как выкинуть очередную ложноножку и сформировать цепкий социальный контакт.

Если подросток серьёзно увлечён какой-то одной темой, например, компьютерным миром и гаджетами, в современном мире он уже гик — и сверстники теряют к нему интерес. Хотя ещё несколько лет назад это казалось крутым.

Теперь немодно увлекаться и определённым стилем в музыке. Подростки зовут себя меломанами — это значит, что в музыкальных течениях ровным счётом ничего не смыслят.

Просто они живут синглами из плейлиста «Топ-100 песен за последний год».

5. Социализируется в сети

Нынешние дети живут в социальных сетях. С одной стороны, это здорово. Если раньше социализация в школе не удавалась, ребёнок был несчастным (вспомните фильм «Чучело»). Сейчас даже если в школе ребёнок никто, в интернет-мире он повелитель драконов и окружающие его обожают. У человека нет такого ужасного ощущения одиночества.

С другой стороны, вся жизнь теперь выстраивается по принципу постоянного формирования социальной сети. И это тяжело. Нам в СССР было гораздо проще нагулять крутизну — хватало, например, прикида. Сейчас всё иначе: популярность — это прежде всего твоя социальная активность, в том числе в интернете.

6. Старается быть умеренным во всём

Поскольку мы живём во время тотального плюрализма, сверху не спущено никаких моральных, этических или эстетических норм. Подросткам дают полную свободу и максимум возможностей.

А они все мигрируют к центру и формируют собственные нормы — пожёстче, чем были в Советском Союзе. Вот вам яркий пример: папа-рокер повёл дочку на концерт, она встала в очередь.

Он ей: стоять тыщу лет, давай через забор! Она: папа, ну ты чего?!

Хороший тон среди подростков — соответствовать общему хипстерскому стилю. Выпендриваться уже не круто. Есть даже понятие «пояснить за шмот», когда ты оделся слишком вызывающе.

Наши дети умерены в питании, в употреблении химических веществ и даже в политических взглядах. Да-да, большинство подростков лояльны к власти и не особенно включены в происходящие события.

У них принято быть в меру патриотичным.

7. Постоянно хочет развлекаться

Дети сегодня в восторге от агрессивного монтажа. Долго следить за тем, что происходит на экране с одним человеком, они не могут.

Ещё в 2000 году внимание подростка в среднем концентрировалось на 12 секунд, а к 2012 году этот показатель снизился до 8 секунд.

В общем, детское сознание уже окончательно и бесповоротно стало клиповым. Поэтому ребёнок живёт демотиваторами и общается стикерами.

Подростки всё реже берутся за большие книги: скучно, сложно, много букв. Выражать свои чувства с помощью слов им тоже тяжело. Впрочем, и самих чувств, особенно негативных, ребёнок стал избегать. Он просто не представляет, как вообще можно остаться наедине со своей грустью, раздражением или скукой. Потому что под рукой всегда гаджеты, есть чем поднять настроение.

8. Некритично относится к информации

Раньше учёба была джедайством: знания перерабатывались внутри подростка и превращались в жизненный багаж. Сегодня шведский стол гугла и яндекса работает круглосуточно, и количество подходов к нему не ограничено.

Дети не решают задачи, а сразу ищут ответы. Например, если раньше ребёнок задумывался над вопросом «Быть или не быть?», то сегодня он забивает его в поисковую строку — и ему вываливаются тысячи весьма неглупых ответов.

Все взрослые восхищаются тем, как дети умеют работать с информацией. Но ведь ребёнок просто берёт её во временную аренду, и она не вызывает такого критического отношения, как вещи, которые мы просматриваем через призму знаний. Сегодня дети — не столько созидатели, сколько айтишники: они просто комбинируют разные данные и составляют коллаж, который и становится их взглядом на мир.

9. Боится свободы выбора

Родители почему-то уверены, что подросток живёт с ними в одном пространстве. На деле физическое пространство и правда одно, а вот человеческое изменилось. Если раньше было советское общество, то сегодня у нас социум. Это не просто новое модное слово, а единство непохожих, когда каждый изначально рождается уникальной личностью.

В СССР был культ личности, сейчас — культ личностей (сколько людей, столько и личностей). Чтобы помочь ребёнку раскрыться, почувствовать тягу к какому-нибудь занятию, родители отдают его в миллион секций.

Педагоги там только и делают, что хвалят детей (ведь ругать психологи не советуют). И когда человек вылупляется во взрослую жизнь, он представляет собой не всесторонне развитую личность, а набор пробников.

В нём пруд пруди успешных понравившихся опытов, и вдруг он должен выбрать что-то одно.

Раньше профессия была общественной функцией, винтиком в государственной машине. А сегодня это только твоё дело, лишь бы получал от него удовольствие. Родители дают подростку полную свободу выбора. Но ребёнок не знает, что с этой свободой делать. Он боится, что не сможет резко выбрать специализацию, что не станет успешным и счастливым.

Следующая встреча «Мела» и Pioner Talks «Современные подростки и интернет» пройдёт 18 июня в парке «Сокольники». О том, почему жизнь современных подростков больше не делится на офлайн и онлайн, расскажут психолог и специалист по интернет-зависимости Артем Кондрашкин, SMM-менеджер телеканала RTVi Роман Бордунов и учитель московской гимназии № 45 Иван Сорокин.

Вход бесплатный, но нужно заранее зарегистрироваться.

iStockphoto (Choreograph, Beo88, shironosov, Germanovich, STUDIO GRAND OUEST, PavelIvanov, Yalana)

Источник: //mel.fm/podrostki/1385209-new_generation

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.