< Коммуникация и общение - Психолог

Коммуникация и общение

Чем общение отличается от коммуникации – таблица

Коммуникация и общение

Постоянные взаимодействия между членами общества обуславливаются на двух уровнях.

С одной стороны, это социальная жизнь – то есть жизнь, полезная для общества, с другой стороны – личная жизнь, которую человек выстраивает произвольно в зависимости от своих индивидуальных потребностей в общении.

То есть, на первом – социальном – уровне мы все взаимодействуем между собой, вне зависимости от того, хотелось бы нам того или нет.

На этом уровне обеспечивается поддержание общественного устройства и порядка, каждый член общества вносит свой вклад в функционирование этой отлаженной системы, являясь одновременно и потребителем товаров и услуг, и производителем, а также поддерживает институты медицины, образования и правопорядка. Поэтому общение – неотъемлемая часть жизни человека, как социального организма. Многие путают коммуникации и общение. Отличия, между тем, довольно существенны.

Общение – многосложный процесс

В повседневной жизни мы воспринимаем общение как само собой разумеющееся, и не разделяем его на составные части. Мы не задумываемся, например, о своих действиях, когда утром за завтраком просим кого-нибудь поставить поближе сахарницу.

Однако с точки зрения психологии общению можно дать определенную характеристику и выделить основные аспекты. Здесь существуют две разные области – объективная и субъективная. Объективная область общения выражается в фактических связях, таких, как зависимость, подчинение, кооперативность, взаимовыручка.

Субъективная область выражается в личностных отношениях участников друг к другу. При этом объективная и субъективная области находятся под непрестанным взаимным влиянием.

Общение, как сложный процесс налаживания и поддержания контактов между людьми, осуществляется путем коммуникации, взаимодействия, и взаимовосприятия, и нужно понимать, чем общение отличается от коммуникации.

Коммуникация, как один из аспектов общения, являет собой процесс обмена информацией. Важно усвоить не только чем общение отличается от коммуникации, но и разницу между коммуникацией и другими составляющими общения.

В отличие от взаимодействия, она несет чисто теоретический характер, без практических действий и поступков, влияя на взгляды оппонента и мотивируя его к определенной активности.

И, в отличие от взаимовосприятия, она не включает в себя субъективных ощущений индивида, хотя может влиять на взаимовосприятие, а также способ и окраска коммуницирования могут изменяться в зависимости от взаимовосприятия. Можно сказать, что коммуницирование – это способ непосредственного влияния людей друг на друга.

Важно понимать, что здесь имеется в виду именно процесс взаимного обмена информацией, который ведет к оптимизации совместной деятельности. Для успешного коммуницирования все участники должны иметь общий свод символов и понятий, быть взаимозаинтересованными, а также сосредоточенными на усвоении и принятии информации. К средствам коммуникации можно отнести устную и письменную речь, невербальное взаимодействие.

Чем общение отличается от коммуникации? Коммуникация является всего лишь одной из составляющих многогранного процесса общения. Несмотря на то что она является двусторонним механизмом передачи и принятия информации, она не может описать сложных личностных связей, возникающих между людьми.

Коммуникация непосредственно не выражает образность мысли, которая возникает в голове человека относительно своего собеседника. А также она не включает в себя другие проявления человеческого взаимодействия. Оптимизируя совместную деятельность, сама она деятельностью не является, и все поступки выходят за рамки коммуникации.

По этой причине, как правило, достичь эффективного коммуницирования намного проще, чем преуспеть в остальных аспектах – для осуществления качественного обмена информацией и идеями существует множество различных инструментов.

Чтобы достоверно сообщать о своих намерениях, передавать данные, задавать вопросы, люди пользуются едиными языком, специфическими понятиями, понятными жестами и символами.

Вне зависимости от того, чем общение отличается от коммуникации, это все средства, общепринятые среди конкретной группы лиц, размер которой может быть абсолютно любой – неважно, это два человека, одна семья, спортивная команда, служащие офиса, работники одной сферы, граждане одного государства, носители одного языка, или все люди в мире. Это деление может также не зависеть от временных или территориальных рамок, своя система знаков и выражений может существовать в пределах, скажем, определенной субкультуры.

Коммуникация, взаимодействие и взаимовосприятие как составные части общения

Чтобы понять, чем общение отличается от коммуникации, в чем разница между коммуникацией и другими составляющими общения, нужно рассмотреть еще один важный момент.

Коммуникация, в отличие от полноценного общения, может осуществляться с иллюзорным партнером, например, с животным.

Все мы знаем, что животные поддаются дрессировке. Кроме того, учеными доказано, что многие виды животных понимают человеческую речь и, более того, реагируют на нее сообразно ситуации.

Она возможна даже с неживым объектом, таким, как компьютер, или другой оперативно-вычислительный прибор.

Наглядно показывая, чем общение отличается от коммуникации, таблица приводит для сравнения характеристики различных составляющих общения и их относительность касательно потенциального объекта.

Общение
Составляющая общенияХарактеристикаПотенциальный объект
КоммуникацияОбмен информациейЧеловек, иллюзорный партнер, неживой объект
ВзаимодействиеСовершение действий, направленных на общую активностьЧеловек, иллюзорный партнер
ВзаимовосприятиеФормирование субъективного восприятия и взаимное психологическое влияниеЧеловек

Эффективная коммуникация – составляющая полноценного общения

Эффективность коммуникации складывается из нескольких факторов, степень значения которых нельзя определить однозначно, вследствие индивидуальных особенностей разных людей.

На успешность обмена информацией оказывают воздействие доступность и понятность информации, ее ценность, и, как правило, уникальность, а также авторитетность говорящего и персональные симпатии или антипатии.

Отличие общения от коммуникации в том, что при полноценном общении происходит не только передача и усвоение определенных посланий, но также деятельность направлена на формирование восприятия одного человека другим, на выстраивание межличностных мостов и на всестороннее развитие отношений.

Источник: //FB.ru/article/193068/chem-obschenie-otlichaetsya-ot-kommunikatsii---tablitsa

Что такое коммуникативное общение?

Коммуникация и общение

Важной составляющей совместной деятельности является информационный обмен между субъектами.

Коммуникативное общение осуществляется при помощи различных средств и приемов.

Об этических принципах общения вы можете узнать из нашей статьи.

Основные понятия: кратко

Общение представляет собой сложный, многоуровневый процесс социального взаимодействия между людьми, группами.

Информационно-коммуникативная функция общения заключается в установлении взаимопонимания, взаимосвязи между субъектами совместной деятельности.

Процесс общения включает коммуникативную составляющую (обмен информацией), интеракцию (непосредственную деятельность), перцепцию (восприятие, познание оппонента).

Коммуникация — это активное взаимодействие, во время которого происходит обмен информацией.

Ее успешность зависит от того, насколько транслируемые одним собеседником сведения достоверно и объективно воспринимаются вторым собеседником.

Общение и коммуникация: сходства и различия

Чем общение отличается от коммуникации? Оба процесса являются формами взаимодействия между людьми, необходимыми для построения межличностных, деловых отношений.

При этом существует ряд отличий, которые не позволяют объединять понятия в один общий процесс:

ОбщениеКоммуникация
Взаимный обмен информацией между равноправными субъектами.Направленность информации от субъекта (источника сведений) к объекту (слушателю).
Организация взаимодействия может происходить спонтанно, без наличия конкретной цели.Всегда присутствует конкретная цель как минимум у одного из оппонентов.
Возникают сложные ответные реакции, эмоции, личные симпатии и антипатии.Отсутствуют сложные эмоциональные реакции, личностные связи между людьми.

Общение как коммуникативный процесс представляет собой взаимодействие между людьми, обеспечивающее информационный обмен.

Оно состоит из пяти последовательных компонентов, каждый из которых выполняет определенную функцию:

  1. Источник сведений. Это субъект взаимодействия, который располагает информацией и готов ею поделиться.
  2. Передатчик. Он преобразует транслируемые данные в сигналы, передаваемые по каналу связи (как правило, это речь — устная или письменная).
  3. Канал связи. Путь, по которому информация доходит от субъекта к объекту (личный контакт, письмо, сообщение, газетная статья и т.д.).
  4. Приемник. Он декодирует сигналы и переводит их в сообщение (зрение, слух, мышление).
  5. Получатель. Индивид, которому предназначено сообщение.

Таким образом, коммуникативное общение возможно только при наличии определенных средств построения взаимодействия и готовности сторон участвовать в процессе отправки и приема информации.

Функция и аспекты

Функция заключается в передаче данных между людьми.

Общение как обмен информацией дает возможность делиться различными идеями, мыслями, открытиями, представлениями, чувствами и эмоциями.

В зависимости от открытости и готовности индивида принимать те сведения, которые поступают к нему от его собеседника, зависит эффективность коммуникации, ее продуктивность.

Так, информация может быть принята и понята лишь частично, поверхностно. Часто происходит полная потеря изначального смысла транслируемых сведений.

Это связано с тем, что у каждого человека есть своя система ценностей, взглядов и убеждений. Соответственно, одни и те же понятия вызывают разные ассоциации и представления.

Когда субъект и объект коммуникации находятся на разных уровнях развития (интеллектуального, духовного, эмоционального) рассчитывать на полноценный обмен информацией не следует.

Если же исходящие от субъекта сведения не только принимаются, но в полной мере осознаются и разделяются объектом, происходит полноценная коммуникация. Ключевые аспекты процесса:

  1. Выравнивание имеющихся у индивидов различий ввиду их разной информированности о предмете обсуждения.
  2. Передача и принятие значений. Происходит непосредственно процесс информирования, обучения и т.д.
  3. Стремление понять собеседника. Оппоненты прилагают усилия для того, чтобы уровень передачи информации был максимально высок. Субъект старается ее представить в ключе, понятном для объекта. А объект, в свою очередь, прилагает усилия для объективной оценки полученных сведений и их осмысления.
  4. Оценка полученных результатов. Судить о продуктивности коммуникации можно по тому, к каким результатам пришли стороны. Позитивные варианты — это компромисс, согласие, принятие. Негативное развитие событий подразумевает наличие непонимания, несогласия, отрицания.

Общение как коммуникативная деятельность требует определенных умений. Наибольшего успеха в обществе добиваются люди, умеющие грамотно общаться с окружающими.

В каждой социальной сфере, группе существуют свои правила общения и поведения. Более того, каждый человек требует индивидуального подхода в зависимости от его возраста, темперамента, статуса и т.д.

Эффективность коммуникативного общения напрямую зависит от личных качеств и имеющегося опыта.

Навыки ведения грамотного информационного обмена можно осваивать на практике и постоянно совершенствовать.

В чем это выражается? В повседневной жизни и в бизнесе наиболее актуальны следующие навыки коммуникации:

  • умение выражать заинтересованность темой разговора;
  • умение слушать собеседника, не перебивая его;
  • избегание ненужных споров, возражений, оценочных суждений;
  • стремление к обсуждению позитивных тем и игнорированию любых негативных аспектов в любом разговоре;
  • избегание категоричности (мягкость тона и готовность пересмотреть свою позицию);
  • обширный словарный запас;
  • деликатность и воспитанность;
  • лаконичность;
  • структурированность речи;
  • демонстрация интереса к мнению оппонента по обсуждаемой теме;
  • избегание упреков, обвинений, критики;
  • ненавязчивое использование комплиментов, благодарности, похвалы.

Стили коммуникативного общения:

  1. Ритуальный. Этот стиль напрямую зависит от той культурной среды, в которой люди существуют. Так, в западном обществе принято при встрече задавать ни к чему не обязывающий вопрос о состоянии дел в жизни («Как дела?») и получать ожидаемый поверхностный ответ («Все нормально»). При этом реальное положение вещей никого не интересует. В нашей стране люди при встрече начинают подробно и красочно описывать все события последнего периода их жизни и в ответ с удовольствием слушают не менее эмоциональное повествование собеседника о его жизни. Соответственно, встретившиеся представители разных культур попросту не смогут принять и понять ритуалы друг друга.
  2. Императивный. Авторитарное взаимодействие, при котором занимающий главенствующее положение субъект оказывает влияние на объект, находящийся в состоянии подчинения. В качестве средств связи используются различные предписания, приказы, распоряжения.

    Подобный стиль коммуникации распространен в армии, в организациях со строгой системой иерархии.

  3. Манипулятивный. Цель субъекта коммуникации заключается в том, чтобы добиться подчинения объекта своей воле. Причем влияние оказывается завуалированно, чтобы человек не смог понять, что им в данный момент манипулируют. Такой стиль коммуникации губителен для обеих сторон, поскольку основной целью становится не обмен информацией, а преследование личных мотивов. Как правило, манипуляторы настолько вживаются в свою роль, что начинают проявлять подобное поведение во всех сферах своей жизни.
  4. Гуманистический. Это наиболее эффективный стиль, при котором наблюдается полное взаимопонимание между сторонами. Субъект и объект обладают одинаковыми правами, в результате чего информация воспринимается максимально открыто и эффективно.

Сторона

Что предполагает коммуникативная сторона общения?

Коммуникация представляет собой не просто перемещение информации, а взаимный обмен.

Общий смысл вырабатывается, когда сведения не только принимаются, но и осмысливаются.

Соответственно, коммуникация становится возможной, когда источник сведений и их получатель обладают схожей системой кодирования и декодирования. Иными словами, они должны общаться на «одном языке».

Часто построить взаимодействие мешают коммуникативные барьеры. Например, взрослый человек не может объяснить двухлетнему ребенку вопрос, который находится за пределами понимания ребенка.

Это объясняется наличием возрастного барьера, из-за которого у субъекта и объекта взаимодействия значительно отличаются уровни интеллектуального развития.

Также ученый не сможет доступно донести информацию по научному вопросу до спортсмена, поскольку у них разные уровни знаний о предмете обсуждения.

Средства

Средства коммуникации в психологии делят на две основные группы:

  1. Вербальные. Знаковой системой, при помощи которой передается информация, является речь. Это универсальное средство коммуникации. Во время речевого общения смысл передаваемых от субъекта объекту сведений усваивается лучше всего. При помощи речи коммуникатор (говорящий) кодирует информацию, а реципиент (слушатель) ее декодирует.
  2. Невербальные. Часто значение слов, произнесенных говорящим человеком, варьируется в зависимости от его невербальных сигналов (жестикуляция, мимика, тональность голоса, взгляд, поза, паузы и т.д.). То есть, важно не то, что человек говорит, но и то, как он говорит.

Функция речи

Речь — форма общения людей между собой при помощи языковых конструкций, создаваемых по определенным правилам.

Это основной способ взаимодействия, который позволяет максимально эффективно обмениваться мыслями, идеями, взглядами, знаниями.

В речевом общении участвуют два субъекта — создающий речевое высказывание и принимающий его. Это активное, целенаправленное взаимодействие, обусловленное конкретной ситуацией.

Виды речевой деятельности:

  • говорение;
  • слушание,
  • письмо,
  • чтение.

Более эмоционально окрашенной является устная речь. Во время устного общения люди могут не только получать конкретную информацию, но и вступать в невербальный контакт с собеседником.

Соответственно, появляется дополнительная возможность получения данных, субъективной оценки ситуации. Устная речь делится на монологическую, диалогическую и групповую.

Монолог применятся в ситуациях, когда требуется целенаправленно передать информацию. В этом случае конкретное лицо при помощи связного повествования сообщает о каких-либо фактах, явлениях, событиях.

Диалог представляет собой разговор двух или более человек, состоящий из отдельных реплик.

Это могут быть чередующиеся обращения или беседа.

Под групповой речью понимается коллективное взаимодействие, во время которого применяются монологи и диалоги. Активно используется при проведении общественных, культурно-массовых мероприятий.

Письменная речь позволяет получить информацию, но не дает представления о реальном настроении и намерениях подготовившего сообщение субъекта.

Во время чтения текста, человек непроизвольно рисует в воображении собственные образы и впечатления, которые ассоциируются у него с написанным.

Тем не менее, при отсутствии возможности организации устной беседы именно переписка является единственным способом коммуникации.

Таким образом, коммуникативное общение обеспечивает информационный обмен между людьми. Передача сведений происходит при помощи вербальных, невербальных средств коммуникации.

Коммуникативная сторона общения:

Наша интересная группа :

Источник: //psyholic.ru/obshhenie/kommunikativnoe.html

Коммуникативная функция общения

Коммуникация и общение

Коммуникативная функция общения реализуется в обмене информацией между людьми. В процессе общения люди обмениваются между собой представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр.

При этом в общении происходит не просто обмен информацией, а выработка общего смысла, что возможно только в том случае, если информация не просто принята, но и понята, осмыслена.

Поэтому в каждом процессе общения в единстве представлены и деятельность, и общение, и познание.

«Для того, чтобы общаться, надо иметь то, чем можно общаться, т.е. прежде всего свои собственные переживания, чувства, мысли». По меткому замечанию И. Канта, в общении человек «публично пользуется своим разумом».

Реализация коммуникативной функции общения включает несколько уровней. На первом из них осуществляется выравнивание различий в исходной информированности, имеющейся у индивидов, которые вступают в контакт. Второй связан с передачей и принятием значений.

В этом случае общение выступает как информирование, обучение, инструктаж и т. д. Наконец, третий уровень связан со стремлением индивидов понять взгляды и установки друг друга.

Общение здесь направлено на формирование оценок достигаемых результатов (согласие, несогласие, сопоставление взглядов и т.д.).

Коммуникативный акт, этапы и средства общения

В структуре коммуникативного акта выделяют следующие элементы:

  1. адресант – лицо, посылающее сообщение (субъект общения);
  2. адресат – лицо, которому направлено сообщение. В организациях источником и адресатом общения выступают сотрудники с их целями, мотивами, знаниями, идеями и т.д.;
  3. сообщение – что передается, какое именно содержание;
  4. код – форма, в которой идеи и цели могут быть выражены как «сообщение». Код может включать вербальные средства (т.е. средства естественного языка), математические символы, диаграммы, жесты и т.д.;
  5. цель – зачем, ради чего послано сообщение;
  6. канал связи – среда, обеспечивающая связь адресанта с его адресатом. Каналом связи может быть голос, текст, проводная связь, связь через эфир, информационные табло и др.;
  7. результат – что достигнуто в итоге общения.

С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема «адресант – сообщение – адресат» асимметрична. Для адресанта смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков.

Для адресата смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

В последнем случае особенно отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования, раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

Точность понимания адресатом смысла высказывания может стать очевидной для адресанта лишь тогда, когда произойдет смена коммуникативных ролей, т.е. когда адресат превратится в адресанта и своим высказыванием сообщит о том, как он раскрыл смысл принятой информации.

Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения и происходит обогащение, развитие информации.

Мера известной согласованности действий адресанта и адресата в ситуации попеременного принятия ими этих ролей в большей степени зависит от их включенности в общий организационный контекст.

Этапы и средства общения

Коммуникативный процесс можно разбить на пять этапов:

  1. Начало обмена информацией, когда адресант должен ясно представить, «что именно» (какую идею и в какой форме её выразить) и «с какой целью» он хочет передать и какую ответную реакцию получить;
  2. Кодирование или перевод идей адресанта в систематический набор символов. Кодирование обеспечивает форму, в которой идеи и цели могут быть выражены как передача сигналов;
  3. Выбор и передача информации через выбранный канал связи: голос, жесты, мимика, текст, электронные средства связи (компьютерные сети, электронная почта) и т.д. Теперь цель адресанта выражена в форме сигнала. Форма, которую сигнал принимает, зависит в значительной мере от используемого канала;
  4. Декодирование-приём. Адресат переводит вербальные (словесные) и невербальные сигналы и символы в свои мысли. Он интерпретирует (декодирует) сигнал в свете своего предыдущего опыта. Чем полнее достигнута цель адресанта, тем более эффективно общение;
  5. Этап обратной связи, или оценки реакции адресата на полученную информацию.

На всех этапах процесса общения могут возникать помехи, искажающие смысл передаваемой информации. Контур обратной связи обеспечивает канал для реакции адресата, который позволяет адресанту определить, был ли получен сигнал, как он был понят и достигнута ли цель общения.

Особое внимание следует обратить на цели общения. Каждый акт общения имеет цель. Она может состоять в том, чтобы что-то сообщить адресату, повлиять на его отношение к чему- или кому-либо, заручиться его поддержкой или повлиять на его поведение (например, выполнить указание, получить от него нужную информацию). Как правило, реальное общение обусловлено комбинацией сразу нескольких целей.

Эффективность сообщения, посланного адресантом, может быть оценена по тому, в какой мере были достигнуты цели общения. Первое условие успешного общения – это внимание со стороны адресата. Если сообщение передано, но адресат «пропустил его мимо ушей», ценность такого общения невелика.

Эффективность общения также зависит от понимания содержания сообщения. Если адресат не понял сообщения, то, какой бы ни была цель общения, она вряд ли будет достигнута. И наконец, ещё одно условие состоит в принятии сообщения адреса в том.

Даже если сообщение привлекло внимание адресата и было им понято, он может не принять его, считая ложным, несправедливым или неинтересным для себя.

Только в том случае, если обеспечено внимание, понимание и принятие сообщения адресатом, вероятность достижения целей общения будет достаточно большой.

Общение почти всегда имеет двусторонний характер и у адресанта есть возможность получения обратной связи о результатах своего сообщения.

Таким образом источник общения может оценить, обратил ли адресат внимание на его сообщение, понятно ли ему его содержание и принимает ли он его.

Самым сложным для источника общения является определение степени принятия его сообщения: адресат не всегда заинтересован в том, чтобы демонстрировать своё действительное отношение к сообщению.

Средства коммуникации

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем.

При грубом делении различают вербальную коммуникацию, при которой в качестве знаковой системы используется речь, и невербальную коммуникацию, для осуществления которой используются различные формы неречевых знаковых систем.

Вербальное общение, как уже было сказано, использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный язык.

Речь является универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации таким образом смысл сообщения теряется менее всего.

При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Когда двое людей общаются друг с другом, происходит обмен не только информацией о идеях, но и обмен чувствами и эмоциями. Эта эмоциональная информация передается и тем, что человек говорит, т.е. языковыми, вербальными средствами, и тем, как он говорит, т.е.

невербальными средствами. Значение слов источника сообщения может изменяться в зависимости от интонации, пауз, громкости, темпа или манеры речи.

Чувства также передаются разнообразным набором невербальных средств: через жесты, выражения лица, движения тела, позы, прикосновения и зрительный контакт.

Невербальные средства общения. Среди невербальных средств коммуникации можно выделить следующие знаковые системы:

  • оптико-кинестетическая;
  • паралингвистическая;
  • экстралингвистическая;
  • проксемическая;
  • визуальное общение.

Оптико-кинетическая система знаков – это использование общей моторики различных частей тела для выражения эмоциональных реакций.

Она включает в себя движения рук (жестикуляцию), движения головы и мышц лица (мимику) и использование различных поз и движений тела (пантомимику).

Включение кинесики в ситуацию вербальной коммуникации придает общению дополнительные нюансы, которые нередко имеют различный смысл в различных сообществах. В настоящее время сформировалась специальная область знания – кинесика, исследующая этот вид общения.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков также представляют собой «добавки» к вербальной коммуникации.

Паралингвистические знаки охватывают собой систему вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливание, плач, смех, а также вариации речевого темпа..

В процессе общения смысловую нагрузку нередко несут пространственные и временные характеристики коммуникативного процесса.

Так, например, размещение боком к партнеру по общению не способствует возникновению контакта, символизируя невнимание или желание поскорее закончить разговор.

Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм и временных характеристик организации общения.

Своевременный приход на встречу косвенно выражает уважение и вежливость по отношению к собеседнику, а даже обоснованное опоздание выглядит как проявление неуважения.

Нормами пространственной и временной организации общения занимается проксемика, которую её основатель Э. Холл рассматривал в качестве «пространственной психологии». Им была предложена методика оценки интимности общения на основе анализа её пространственных характеристик.

Специфические наборы пространственных и временных констант в ситуациях общения получили название «хронотопов». Так, выделены хронотопы «больничной палаты», «вагонного попутчика» и др. Специфика ситуации общения создает здесь иногда неожиданные эффекты: например, неоправданную откровенность по отношению к первому встречному.

Необходимым «сопровождением» непосредственного вербального общения выступает визуальное взаимодействие, или «контакт глаз». Это атрибут прежде всего интимного общения. Достаточно вспомнить выражения «масляный взгляд» или «ест глазами».

В психологии была даже предпринята попытка разработать «формулу интимности», исходя из различий в дистанции общения, в разной мере позволяющей использовать контакт глаз. В этом контексте интерес представляют и работы о роли визуального общения в развитии ребенка.

Едва появившись на свет, младенцу свойственно фиксировать внимание прежде всего на человеческом лице. Как и все невербальные средства, контакт глазами имеет значение дополнения к вербальной коммуникации.

В процессе невербальной коммуникации человек, как и в случае с языком, использует некоторый код. Но если в случае с речью система кодирования-декодирования в достаточной мере формализована и однозначна, то при невербальной коммуникации такая ясность отсутствует. Что можно здесь считать кодом и как обеспечить адекватное понимание элементов этого кода партнером по общению?

Несмотря на трудность выделения единиц внутри систем невербальных знаков по аналогии с единицами в системе речи, ученые попытались решить эту проблему. Так, была предпринята попытка создания своеобразного алфавита телодвижений, из «букв» которого можно составлять более сложные «фразы».

Наиболее мелкой семантической единицей предложено считать кин, или кинему (по аналогии с фонемой в лингвистике). Из кинем образуются кинеморфы (нечто подобное фразам), которые и используются в общении. Были даже созданы «словари» тело движений и подсчитано «количество» кинов в разных национальных культурах.

Однако, разумеется, даже в более систематичном и формализованном виде язык телодвижений не может достичь того совершенства в передаче любой информации, которой обладает естественный язык.

Анализ систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую, но в основном вспомогательную роль в процессе общения. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерение его участников.

Невербальные сигналы человеком не осознаются или почти не осознаются и поэтому часто оказываются более правдивым источником информации о собеседнике или аудитории. Например, когда работник старательно избегает зрительного контакта с менеджером и старательно делает вид, что полностью поглощен своей работой, он сам того не желая, может сообщать о своих недоработках или просчетах.

Вместе с вербальной системой коммуникации невербального общения обеспечивают обмен информацией, который необходим для организации совместной деятельности.

Источник: //psyera.ru/kommunikativnaya-funkciya-obshcheniya-1744.htm

Что такое коммуникация

Коммуникация и общение

Коммуникация – взаимодействие между людьми посредством вербального или невербального общения,обмен информацией.

Под коммуникацией понимают еще и конструктивное общение, которое приводит людей к выводам, меняющим их жизнь в лучшую сторону.

Очень многие вопросы, которые возникают перед каждым человеком могут разрешится благодаря взгляду со стороны, который может непредвзято оценить ситуацию и найти нестандартный логичный выход из нее.

Слово коммуникация стало русским аналогом «communico», что означает «общий» или «совместный».

Классификация коммуникации

Существует 2 вида коммуникаций: организационные и межличностные.

Межличностные коммуникации делятся на формальные и не формальные. Смысл содержания последних двух категорий интуитивно понятен.

Существуют коммуникации для участия в которых нужно соблюдать ряд правил и условностей, а, в противовес им, есть неформальные коммуникации, которые строятся безотносительно тех или иных формальных правил.

Организационные коммуникации подразделяются на внешние( обмен информацией с внешней средой) и внутренние (между организационными структурами внутри компании).

Термины в области коммуникаций

  1. Культура речи – использование слов и выражений, уместных в конкретной ситуации. Элементы языка, которые используются на деловой встрече, существенно отличаются от тех, которые используются в личном общении.

  2. Речевое общение – употребление слов и выражений с целью выражения своих мыслей на тему разговора.
  3. Речевое событие – совокупность жизненной ситуации, способствующей общению и средств языка, с помощью которого происходит разговор.

  4. Речевая деятельность – влияние на людей с помощью средств языка.
  5. Общение

Потребность в общенииодна из основных потребностей человека.

В процессе общения устанавливается контакт между собеседниками, присходит сложное взаимодействие, направленное на обмен мнениями, позициями и взглядами.

Виды общения

Разделяют вербальное и невербальное общение.

Вербальное общение – это тот вид взаимодействия между людьми, с которым мы сталкиваемся ежедневно и который знаком нам с детства. Общение происходит преимущественно с помощью средств языка.

За вербальное общение можно считать и различные переписки, которые сегодня крайне распространены.

Под невербальным общением понимают обмен информацией об эмоциональном состоянии между собеседниками.

Мимические действия и жестикуляция очень многое могут сказать как о характере, так и о глубине переживаний, испытываемых человеком в данный момент.

Сегодня существуют методики использования невербальных элементов общения для достижения целей в маркетинге и продажах.

Как люди взаимодействуют друг на друга в процессе общения?

Один из собеседников всегда занимает в общении ключевую роль. Кто-тио всегда задает тон разговора и акцентирует внимание на той или иной тематике. Существует 4 способа воздействия собеседников друг на друга:

Внушениепсихологическое давление на собеседника, которое тем или инфм образом убеждает его в определенной «правде».

Такое воздействие не подкрепляется аргументацией, но всегда характеризуется большой уверенностью и активностью внушеющей стороны. Заражение.

Часто мы слышим фразы вроде «он заразил меня это идеей». Данный элемент общения подразумевает сильное эмоционально-психологическое воздействие на собеседника и неосознанное вовлечение его в поддержку того или иного взгляда.

Убеждение – приведение разумных аргументов с целью добиться согласия собеседника. Подражание – воспроизведение поведения собеседника.

Данный элемент общения всегда располагает собеседника к себе. Мы всегда склонны больше доверять людям, похожим на нас.

Элементы коммуникативного процесса

Каждый ставит разные цели при коммуникации. Но основная цель всегда состоит в том, чтобы донести свою мысль до собеседника.

Получатель субъект, воспринимающий информацию. Поток связи – способ донесения информации. Сообщение сама информация Отправитель – человек, который доносит информацию.

Коммуникация и общение имеют несомненные сходства. Однако присутствуют и различия:

  1. Личное общение подразумевает обмен не только информацией, но и эмоциями. А при коммуникации эмоции не должны играть сколько-нибудь существенной роли.
  2. Основная функция общения – установление контакта между собеседниками. Основная цель коммуникации – найти способ довести информацию.
  3. Общение, по сути, представляет собой общее понятие, которое включает в себя коммуникацию.

Наша жизнь не возможна без общения и коммуникации. Необходимость взаимодействия людей друг с другом обусловлен не только требованиями современного общества, но и биологически.

А соблюдение несложных принципов общения и понимание природы этого процесса станет отличной опорой для построения жизни каждого человека.

Источник: //max-inform.ru/chto-takoe-kommunikatsiya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.