< Лето с пользой: игры для детей, развивающие речь - Психолог

Лето с пользой: игры для детей, развивающие речь

Содержание

Развитие речи летом — отдыхайте с пользой!

Лето с пользой: игры для детей, развивающие речь

Развитие речи летом! Это предложение, с одной стороны, заманчиво, а с другой — может вызвать немного тревоги. Что, опять заниматься? Ведь лето — чтобы отдыхать! Да, целиком и полностью согласна. Как мама, я двумя руками за то, чтобы ребенок летом отдыхал и набирался сил. И, кстати, его родители тоже

С другой стороны, чтение, общение и речь — непрервыные процессы, поэтому нельзя «выключить» их из практики, если мы хотим, чтобы дети продолжали делать успехи в этой сфере. А такая вещь, как автоматизация звуков, вообще не должна прерываться, иначе возможны откаты назад.

Хорошая новость для «ленивых» мам: развивать речь можно где угодно, с минимальными приготовлениями и инвентарем. Для этого понадобится чуть больше смекалки и изобретательности, но зато процесс обещает быть интересным и эффективным.

Я знаю, что с маленькими детьми многозадачность — единственный способ выжить. А если детей несколько, то маме бывает трудно выделить время на то, чтобы составить план развития речи на день для каждого из них. С утра поставила вариться кашу — и пошло-поехало.

Поэтому я хотела бы поделиться идеями, как быстро и с удовольствием развивать речь детей, практиковаться в чтении,  произнесении «трудных» звуков — и все это без отрыва от летних развлечений.

1. Развитие речи летом — в машине

Большинство знакомо хотя бы с некоторыми версиями игры в слова, когда нужно по очереди говорить, например, названия животных или еды, которые начинаются с определенной буквы.

Для развития фонематического (речевого) слуха и для автоматизации звуков, которые ребенок недавно научился правильно говорить, можно упростить правила, и просто называть как можно больше слов на нужный звук. Например: /C/ — сом, санки, сумка и т.д. Можно, наоборот, припомнить всех животных (мебели, одежды и т.п.

), в названии которых есть нужный звук в любой позиции: /С/ — собака, слон, слоненок, лиса. Еще интересный вариант для «продвинутых»: первый называет слово, второй — добавляет к нему слово, чтобы получилось предложение, и так далее по очереди, пока не иссякнет фантазия.

Например: оса — оса кусает — оса кусает скамейку — высокая оса кусает скамейку — высокая сонная оса кусает скамейку — высокая сонная оса кусает красную скамейку. Детей особенно веселят такие нелепицы А еще эта игра очень хорошо тренирует память.

2. Развитие речи летом — мелки

Мелки — универсальная вещь. Много возможностей для спонтанного творчества. Например, Вы можете создать вместе с детьми свои собственные игры в классики, где на каждый прыжок нужно назвать какое-то слово — в клеточке пишем слова или рисуем символы.

Или можно сделать большую игру-ходилку со словами, в произношении которых ребенку нужно попрактиковаться. Это могут быть слова с «трудным» звуком или слова из какой-то лексической темы, например, детеныши животных.

 Главное, задействована крупная моторика — а значит, запоминание и автоматизация звуков идут эффективнее!

3. Развитие речи летом — фотоохота

Дома или на улице идите и фотографируйте как можно больше вещей, название которых начинается на заданный звук (или он может быть в любой другой позиции в названии). Выигрывает тот, у кого картинок больше (соревноваться могут дети между собой, с мамой, с папой). Конечно, для того, чтобы получить приз, нужно четко сказать каждое слово.

4. Развитие речи летом — пластилиновые загадки

Запишите слова или нарисуйте символы на фантах. Участники тянут фанты с загаданным предметом, а потом лепят его из пластилина. Другие игроки должны угадать, что было загадано. Для дополнительных очков нужно не просто произнести название предмета, а составить с ним предложение.

5. Развитие речи летом — на детской площадке

На детской площадке хорошо удается как вызывать новые звуки или звукоподражания у ребенка, так и автоматизировать (вводить в речь) звук, который ребенок вот-вот научился говорить.  Мало того, это самая лучшая автоматизация — т.к. она не «оторвана от жизни». Как это сделать? Например, на горке.

Можно вызывать или автоматизировать звуки /C/, /Ф/,  /В/ , протягивая их во время катания: «сссссссс». Или в обратных слогах: пока едем на горке, тянем гласный: «о-о-о!», как только ноги коснулись земли, произносим нужный согласный: «ссссс!» — получилось «О-О-ОС».

С горки можно катать разные игрушки, у каждой игрушки будет свое «спецзадание» — произнесение своего слога  с нужным звуком (сссаа! сссыы! и т.д.).  Для вызывания автоматизации /Р/ идеяльно подходят карусели, штурвалы, «рули». Качели — еще один кладезь автоматизации — любые слоги можно говорить на одно качание качелей.

А также на качелях очень хорошо запоминаются стихи. В общем, если Вы творческая личность,  то можете тренировать почти любые звуки в любом месте, особенно на детской площадке.

6. Развитие речи летом — песочек!

В песочнице во дворе или на жарком пляже есть много песка и уйма времени. Чем заняться? Конечно, развитием речи Несомненный плюс: песок любят дети всех возрастов.

Спрячьте игрушки или ламинированные карточки с картинками в песок (на небольшой площади, чтобы маленькие ручки смогли всё потом найти).

 Предложите детям отправиться на раскопки! Когда объект найден, нужно назвать его и положить в ведерко. А если есть элемент соревнования — будет еще веселее.

7. Развитие речи летом — бумажный баскетбол

Напишите (нарисуйте символы) на бумаге слова, в произнесении которых ребенку нужно попрактиковаться. Например, это могут быть слова с «трудным» звуком или со сложной слоговой структурой. Обозначьте черточками количество слогов в этом слове (например: собака —  __   __  __ ).

Напишите количество слогов в слове под этим словом. Потом скомкайте каждый лист бумаги в шар. Сын или дочка выбирают шарик, говорят слово (можно еще прохлопать слоги при этом!) и бросают шарик в ведерко (или в выкопанную в песке яму). Если в слове было три слога, они получают три очка, если один слог — одно очко и т.д.

 Удобно вести счет мелом на асфальте или палочкой на песке.

8. Развитие речи летом — прятки с фонариком

Созрели для приключений? Следствие ведут знатоки! Прятать и находить в темноте, да еще с фонариком — дети будут просить Вас повторить игру снова и снова.

Вечером, когда стемнеет, напишите слова мелом на асфальте (хорошо, когда один взрослый делает эту часть, в то время, как Вы даете инструкции). Если дети еще не умеют читать, проще будет разложить вокруг дома, на дорожках в парке или на детской площадке карточки с рисунками.

Добавьте стрелки — направление движения. Вручите детям фонарики — и вперед, на поиски слов! Как только найдешь слово, нужно громко произнести его.

9. Развитие речи летом — уютный вечер с книжкой

Выберите книги, которые интересны Вашим детям, с большим количеством иллюстраций. Помогите им найти картинки или слова (если они уже умеют читать), которые начинаются с прорабатываемого звука. Не пытайтесь непременно добиться от ребенка повторения слова.

Он может просто послушать, как вы четко произносите слово, акцентируя нужный звук, а может сказать его вслед за Вами или самостоятельно. В любом случае польза будет.

Пусть целью будет не повторение слов, а уютное и теплое общение близких людей — тогда все пойдет правильно.

10. Развитие речи летом — на ходу

Получайте удовольствие от общения с ребенком по пути в магазин, в метро и даже в очереди. Называйте все предметы, которые видите вокруг, определенного цвета, формы или размера. Играйте в слова с мячом — по очереди называйте, например, овощи или фрукты.

Во всех играх и занятиях не забывайте называть действия — свои и ребенка: я катаюсь, съезжаю, кручусь, качаюсь, прыгаю, бегу, стою, рисую, бросаю и ты катаешься, съезжаешь и т.д. Завершили действие? Заявите об этом! Я нарисовала, я перепрыгнула и т.д.  Или просто поговорите о том, что происходит вокруг.

Так Вы будете развивать не только пассивный и активный словарь ребенка, но и память, и мышление, скорость реакции и переключения.

Не забывайте про зарядку для язычка (сочиняйте для него веселые приключения) и пальчиковую гимнастику! Они просто идеальны, когда вы ждете в кабинете врача, в самолете или даже дома, когда нельзя гулять. Не забывай

Давайте не будем забывать про мыльные пузыри! Это один из моих самых любимых «инструментов» в развитии речи детей. Прочитайте статью “Мыльные пузыри для развития речи? Легко!”, чтобы вдохновиться идеями, как с помощью мыльных пузырей побудить малышей говорить больше.

Лето идет полным ходом, и я надеюсь, что Вам удалось тут найти полезные идеи — как помочь детям упражняться в звукопроизношении, чтении и развивать речь летом. Весь фокус в том, чтобы творчески применять окружающее и играть в то, что интересно ребенку.   Так Вы поможете детям в развитии речи.

Источник: //detskaya-rech.ru/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8-%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BC/

Развитие ребенка летом

Лето с пользой: игры для детей, развивающие речь

Развитие ребенка летом посредством игр для детей на улице — это не только интересное времяпровождение, но и естественное развитие ребенка.

Лето — время, когда гулять можно практически весь день напролёт. Конечно, просто наслаждаться теплой погодой уже хорошо.

А если разнообразить свои летние прогулки увлекательными играми? Для этого необходимы идеи полезных и интересных игр с детьми на свежем воздухе.

Лето, пожалуй, наиболее интересная пора, как для ребенка, так и для взрослых. В самое светлое и теплое время года можно находиться на улице достаточно долго.

Природные материалы в играх

Для полноценного развития ребенка в играх должны присутствовать развивающие моменты. На помощь приходят различные природные материалы. Они разнообразят игру.

Играем в сортировку

Ребенку предлагается разделить веточки на длинные и короткие, а листочки на большие и маленькие. Соответственно закрепляются понятия «большой»/«маленький». Можно придумать и другие условия сортировки: по цвету, твёрдый/мягкий и т.д.

Сбор различных природных материалов

Ребенку предложено найти нужный предмет. Можно напечатать дома картинки с теми предметами, что необходимо искать на улице.
Выкладывание узоров из палочек, шишек, из лепестков опавших цветов. Или создание картины, рисование букв и цифр.

Изучение счета

Рядом с написанной взрослым цифрой нужно положить соответствующее количество предметов. Например: 2 листика, три камешка.

Запоминание геометрических фигур

Выкладывание их камешками и веточками.

Игры в песочнице

Дети очень любят играть с песком. Кроме того, что с ним можно изобрести увлекательные игры, это еще и полезно. Психологи считают, что песок может снимать напряжение, способствует развитию мелкой моторики, развивает воображение.

Вот некоторые варианты игр с песком:поиск спрятанных в песке предметов — шишки, камешки, мелкие игрушки;готовка: «лепятся» пирожки и «пекутся» многоярусные торты с начинкой, которые потом украшаются камешками и листиками, делятся на определенное количество гостей;стройка песочного замка или целого города;выращивание сада из природных материалов, мха, веточек, листочков;

игры с отпечатками: отставляют отпечатки рук или ног, а затем придумывают и дорисовывают картинку, чтобы получилось какое-то животное или забавная рожица.

Мелки в играх

Мелки для рисования также неотъемлемый атрибут летних игр.

Игры с ними:обводятся и раскрашиваются тени: деревьев, забора, велосипеда;игры на асфальте в крестики-нолики;разметка точками контура, который ребенок обведет и получит фигуру;мама может нарисовать лабиринт или запутанную дорожку, а ребенок должен пройти по ней;«классики»: веселая игра, которая к тому же развивают координацию и глазомер;рисуются на асфальте разноцветные круги, задача ребенка прыгать в круги названного цвета;

поиск отличия в двух картинках, нарисованных мамой на асфальте.

Летние игры с инвентарем

Если подготовиться и приобрести соответствующий инвентарь, можно организовать активное и веселое времяпрепровождение на свежем воздухе.

Мини-гольф — игра с соревновательным характером, развивает координацию движений и точность. Играть в неё будет интересно не только детям, но и взрослым. Можно устроить целый гольф-турнир, пригласив в игру друзей малыша.

Детский боулинг. Ещё одно соревнование на меткость. Кстати, его можно подготовить самостоятельно, используя вместо кегель бутылки с водой, а вместо шаров теннисные мячи.

Берется на прогулку переносное баскетбольное кольцо, и привязывается к дереву или забору (если кольцо на площадке для вас пока высоковато). По очереди соревноваться с ребенком в меткости.

Конечно, можно изготовить кольцо и из подручных материалов.

Бадминтон — игра для детей постарше, развивает быстроту, ловкость, точность и координацию движений.

Можно придумать игры с водяным пистолетом, например, сбивать им шарики для пинг-понга, или целится в нарисованную на стене мишень.
Конструктор изо льда, налить лёд в формочки и добавить краситель. Чтобы получился цветной прозрачный лёд лучше взять кипяченую воду и пищевой краситель.

Заморозка воды с игрушками. Можно предложить ребенку «добыть сокровище», используя, к примеру, детский молоток. В жару такая игра будет кстати.

Кольцеброс — это увлекательная игра, цель которой набросить кольца на оси. Оси могут иметь разную высоту, можно предложить ребенку набросить кольцо на большую или маленькую ось, на ближнюю или дальнюю, развивая ловкость и пространственное мышление. В игру можно играть компанией.

Надувание мыльных пузырей — это не только весело, но и полезно для развития артикуляционного аппарата ребенка. А если ребёнок пока сам не умеет их надувать, (или что бы разнообразить эту забаву), можно предложить малышу ловить мыльные пузыри сачком.

С мячом можно сыграть не только в футбол. Предлагается сыграть в игру «съедобное — несъедобное» как с одним малышом, так и компанией. Ведущий называет существительное и бросает мяч. Если оно съедобное, то игрок должен поймать мяч, если нет — оттолкнуть.

Увлекательным занятием для малышей является бросание косматого мячика друг другу и ловля его «липучей тарелочкой».

Можно соорудить целую полосу препятствий для ребёнка, опутав деревья веревками. А если играть в эту игру на даче, то можно использовать для этой цели много разных предметов: ведра, пеньки, старые шины.

Задавать условия прохождения трассы: проползти, перепрыгнуть, попрыгать на одной ноге и т.д.

Такая игра развивает ребенка физически, позволяет осваивать новые возможности своего тела, искать выход в незнакомой ситуации.

В теплую погоду удовольствие доставит детям катание на самокате, велосипеде.

Казалось бы, на улице после дождя, когда кругом сырость и грязь, остается ходить по дорожкам.

Однако для детей составляет большое удовольствие бросать камни в лужу, прокапывать каналы между лужами, палочками ковырять грязь. От такого «серьезного занятия» отвлечь ребенка непросто.

Бродить по лужам в резиновых сапогах или ездить на велосипеде по лужам, прокладывая мокрые дорожки от колес велосипеда — занимает детей надолго.

Так что летней порой ребенок естественным образом познает мир не в меньшей степени, чем когда он посещает занятия в детском саду или клубные занятия по развитию детей.

Источник: //moyamamma.ru/razvitie_rebenka_letom

Речевые игры

Лето с пользой: игры для детей, развивающие речь

Речевые игры: интересные речевые игры со словами для детей дошкольного возраста.

Играем со словами: слова «с секретом»

Речевые игры со словами — это очень важное и полезное занятие для малышей — дошкольников. Они развивают речь и умственные способности детей, учат их вслушиваться в слова, выделять их из потока речи, осознавать смысловые нюансы. Как сделать речевые игры со словами интересными и увлекательными для ребят я расскажу в этой статье.

В ней Вы найдете  игры с одной из групп слов русского языка — с многозначными словами. Именно эти слова позволяют развивать у ребенка языковое чутье, лингвистические и умственные способности.  Что такое многозначные слова — это слова, которые имеют много значений.

 Например, мы можем использовать слово «свежий» в разных значениях — «свежий ветер», «свежие новости», «свежая рубашка», а»свежий воздух».  При этом свежая рубашка — это чистая рубашка. Но вот свежий ветер — это отнюдь не чистый ветер, а прохладный ветер.

И эти нюансы  значений слов в речевых играх мы будет стараться уловить вместе с детьми.

В этой статье я расскажу о нескольких  интересных речевых играх с многозначными словами.

 Играем со словом «идти»

Сначала загадайте ребенку загадку.

Ног нет, а хожу. Рта нет, а скажу, Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. Что это? (Часы)

Часы идут, хотя у них нет ног! Разве так бывает? Как по-другому можно сказать – что  делают часы? ( Они не шагают как люди, а тикают, работают)

Расскажите детям, что в русском языке есть особенные слова – слова с секретом. Одно и то же слово может означать совершенно разное. Например, слово «идти». Часы идут — тикают, работают. А что еще идет — давайте вместе с детьми подберем слова.

  • Автобус идет – что это означает? Он тоже тикает и работает?  Нет, автобус идет — это означает, что он  едет, приближается к остановке.
  • Малыш идет – как по-другому можно сказать? (он шагает, учится ходить)
  • Дождь идет – скажи по-другому. Что он делает? (Льет, капает, стучит по крыше, шуршит по листве)
  • Вода идет из крана – как сказать по-другому? Она что делает? (течет).
  • Время быстро идет – как сказать по-другому?  (время летит, быстро проходит)

Полезный совет из моей практической копилки: Можно после этой игры на прогулке  с ребенком понаблюдать и назвать, что и кто  идет.

— Собака идет (или все-таки сейчас она бежит)?

— Бабушка идет.

— Трамвай идет.

— Время быстро идет.

— Снег идет.

Попробуйте вместе с детьми набрать максимум таких словосочетаний. Можно составить и сочетания- небылицы и вместе обсуждать, может ли такое быть и когда. Например:

— Дом идет — такое может быть? А если в сказке — то как может идти дом?

— Осень идет — а такое может быть? Да? Что это означает (осень приближается, скоро наступит). Как мы узнаем, что осень идет? (листья начинают желтеть и опадать, становится холоднее, трава начинает желтеть, чаще идут дожди и  другие признаки приближающейся осени).

Такие упражнения со словами по ходу обычных дел учат малыша вслушиваться в слово и вглядываться в окружающий нас мир.

А чуткость к значениям слова, к их смысловым оттенкам, умение подбирать наиболее точные по смыслу слова — это база  успешного обучения русскому языку в школе и основа успешного освоения ребенком не только родного, но и иностранных языков, а также его интеллектуального развития.

Играем со словом «летит»

Время летит. А что еще умеет летать? Как сказать по-другому?

Давайте поиграем со словом «Летит». Это стихотворение написала я сама для речевых игр на своих занятиях с детьми.

Осенью летают листья, Листопад шуршит. А зимой летает снег, Кружится, блестит. Быстро  стайка птиц летит В небе высоко. Пролетел вдруг вертолет Где-то далеко. Поезд наш летит стрелой, Весело гудит.

Мчится  поезд во весь дух, Тепловоз пыхтит. И воздушные шары Весело летят. Пролетают над землёй К радости ребят. Быстро время пролетело, Нам пора домой. Ну а к играм мы вернемся

В новых выходной.

(Валасина А.)

Речевая игра со стихотворением

Как провести речевую игру с этим стихотворением:

Сначала предложите малышу послушать стишок и отгадать, какое слово Вы в нем спрятали. Загаданное слово очень часто встречается в этом стишке. В этом задании мы развиваем внимание ребенка и его умение вслушиваться в незнакомый текст. Дети быстро определяют, что это слово «летит».

Затем попробуйте вместе с малышом «собрать» из стихотворения все словосочетания, в которых есть слово «летит».

 Для этого спросите малыша, что летит? Назовите вместе с малышом словосочетания из стихотворения и подберите, как можно было сказать по-другому, например: » Шары летят — что они делают? Как по другому можно сказать? (плывут по воздуху, парят в небе).

 Листья летят — что они делают, как по-другому сказать? (Они вьются по ветру, они кружатся в небе, они танцуют на дорожках, они падают с деревьев)». Ребенку потребуется Ваша помощь. Какие-то слова он подберет сам, а какие-то Вам нужно будет подсказать.

Можно найти все слова на картинке и назвать вместе с малышом словосочетания. Вам поможет карточка в картинках для занятий с ребенком, которую Вы можете бесплатно скачать здесь (на Яндекс. Диске) и распечатать для речевой игры с малышом. И найти на картинках, что летит. В карточку включены задания к первой и второй игре этой статьи. Вот так выглядит карточка для речевой игры.

Можно сделать мини-книжку (сшить несколько листочком бумаги), куда Вы будете зарисовывать с детьми всё, что умеет летать — всё , что Вы увидите за день на прогулке, по телевизору, в гостях, дома. Поищите такие предметы.

Совсем не обязательно так подробно играть со всеми многозначными словами. Главное  в речевых играх со словами — это интерес малыша к игре, развитие языкового чутья, внимания ребенка к словам.

Речевые игры: моя игровая копилка интересных приемов развития речи детей

Идея «Сундучок». Обычно я провожу речевые игры со словами так. Беру красивую коробочку (из-под чая или сундучок от новогоднего подарка). И начинаем с ребенком или с группой детей заполнять наш волшебный сундучок словами. Если подобрали слово — то кладем в наш сундучок фантик (камушек, ракушку или то, что есть у Вас под рукой).

В конце игры со словами у нас в шкатулке целый ворох фантиков! Вот как много слов мы подобрали! Вот какие мы молодцы! Дети видят при таком проведении речевой игры наглядный результат своих действий: одно слово — это один фантик.  Кроме того, они сами часто знают, «где чье слово в сундучке лежит» (вот это Машиной слово, а это Петино).

Если же просто подбирать слова, то часто дети теряют интерес к упражнениям.

Идея «Лесенка». Есть и другой игровой прием — перед проведением речевой игры нарисуйте  на листке бумаги лесенку из ступенек (например,  20 ступенек — в зависимости от количества заданий и числа детей).

Каждой подобранное слово — это одна тупенька вверх. Наша задача дойти до самого верха лестницы, где нас ждет приз, то есть подобрать много слов.

Призом может быть наклейка, ребус, загадка, приз, смешная рожица, маленький листочек с раскраской — придумайте, чему порадуется Ваш малыш.

Еще идеи для интересных речевых игр с детьми Вы найдете в статьях сайта:

— Современные настольные игры для развития речи дошкольников.

— Игра «Дидактическая коробочка» своими руками: цвет, грамматические игры, времена года, мелкая моторика.

— Речевые игры со словами

— Веселые  речевые игры для детей: игры со словами в стихах и заданиях. 

— Настольная речевая игра «Хитрые классики»: как сделать и как играть, варианты игр. 

— Малышам об истории русского языка: диафильм для детей о выражениях «бить баклуши», «во всю ивановскую», «начинать с красной строки» и другими. 

— 10 игр для предупреждения грамматических ошибок в речи малышей. 

— Предлоги в стихах, картинках, играх и заданиях для детей. 

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”

Источник: //rodnaya-tropinka.ru/rechevye-igry/

Игры и упражнения для развития речи у детей 1-2 лет

Лето с пользой: игры для детей, развивающие речь

2015-11-05

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит).

Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и до года, и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать.

Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи.

Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша.

Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

ОТ 1 ГОДА

ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;
  • На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)
  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

ОТ 1 ГОДА — ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4

ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

  • Задувать свечку;
  • Дуть в дудочку;
  • Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;
  • Надувать мыльные пузыри;
  • Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;
  • Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу.

Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка.

Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору.

Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные.

Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

И сердитый жук жужжал: ж-ж-ж, ж-ж-ж

В книжке «Стихи-болтушки» (Ozon, Лабиринт, My-shop) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

  • Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.
  • Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

7. Чтение книг

Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть  даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

Ну а что лучше всего читать ребенку в этом возрасте, можно узнать здесь:

ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ. СКАЗКИ И СТИХИ

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

8. Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте здесь.

9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!

Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов.

В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет).

Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.

Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.

10. Постоянно разговаривайте с ребенком!

Что бы вы ни делали, все ваши совместные действия с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. В то же время многословить тоже не нужно.

Разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.).

Таким образом, вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка.

Почаще сравнивайте предметы друг с другом (на моей кофте большие пуговицы, а на твоей – маленькие, этот дом высокий, а этот низкий).

Объясняйте причинно-следственные связи и мотивацию тех или иных действий (моем руки – будем кушать, надеваем куртку – идем гулять, заиграла музыка – потанцуем) и подчеркивайте результативность этих действий (руки помыли – они стали чистыми, ребенок оделся – ему тепло).

Советую также почитать статью «Развитие речи до года». Абсолютно все рекомендации по ведению разговора с ребенком до года верны и в возрасте 1-2 лет.

Ну и под конец, хочу напомнить про одно очень полезное пособие – «Альбом по развитию речи для самых маленьких» (Ozon, My-shop). О нем я уже немного писала раньше здесь.

На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм, , , Email.

Искренне ваша, Яна Разначенко

УЧИМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ С МАЛЫШАМИ ОТ 1 ГОДА

КАК УЛОЖИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ БЕЗ СЛЕЗ И СКАНДАЛОВ

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

Источник: //jili-blog.ru/igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-rechi-u-detej-1-2-let.html

Лето с пользой: игры для детей, развивающие речь

Лето с пользой: игры для детей, развивающие речь

Летом дети много двигаются, играют на свежем воздухе, набираются витаминов. Но у родителей закономерно возникает вопрос: чем заняться с ребенком, чтобы закрепить полученные с педагогом навыки и с началом сентября вернуться к занятиям, не растеряв накопленный багаж знаний? Наши эксперты, учителя-логопеды, поделились упражнениями и играми, которые помогут развить речь у ребенка.

Не секрет, что залогом успеха в развитии множества навыков, в том числе речи, является регулярность и систематичность занятий.

Особенно важно именно в летний период, период отдыха от основных занятий с педагогом, самостоятельно отрабатывать дома упражнения, нацеленные на увеличение словарного запаса, правильное произношение слов и выстраивание грамматических конструкций. Чтобы занятия не утомляли, нужно лишь грамотно их дозировать и выбирать игровую форму.

Расширяем словарный запас

Если ребенок только начал осваивать слова (скорее всего, имена существительные), помогите ему в этом.

Подсказывайте названия новых предметов, рассматривайте картинки в книжках и вслух произносите их названия. Задавайте простые вопросы: «Кто это?», «Где кот/Катя/дом/няня?» Помогайте с ответом.

На этом этапе отдавайте предпочтение простым и коротким словам, а также максимально конкретным предложениям.

Когда слов в запасе уже много, но все же недостаточно, продолжайте обогащать словарь другими частями речи в формате простых игр.

Например, можно хвалить любимую игрушку, соревнуясь, кто больше слов для этого придумает (обогащаем словарь признаков). Можно устраивать шуточные соревнования между игрушками, кто из них больше умеет (обогащаем словарь действий).

Можно играть с игрушкой в прятки и озвучивать, где спряталась игрушка и откуда ее достали (обогащаем словарь предлогов).

Самые распространенные ошибки возникают при употреблении предложно-падежных конструкций

Очень интересна игра в загадки, когда нужно отгадать или найти предмет, о котором говорится. Отгадывать можно и по признакам, и по действиям, и по местоположению. Хороша также широко известная игра «Да-нет», когда один из участников задает вопросы о задуманном или спрятанном предмете, а второй отвечает только «да» или «нет».

Учимся грамматике

Как правило, самые распространенные ошибки в речи детей возникают при употреблении предложно-падежных конструкций. Для тренировки грамотного использования этих конструкций подойдет игра «Иностранец». По сути, это восстановление деформированной фразы, где слова даны в своей начальной форме.

Говорим ребенку: «К нам приехал слон (любая игрушка может сыграть эту роль). Он иностранец и по-русски говорит не очень хорошо. Помоги мне его понять, переведи его слова». И сообщаем, что сказал слон. Например: «Слон хотеть клубника». Ребенок исправляет: «Слон хочет клубнику».

Эту игру можно усложнить, произнося слова в неправильной последовательности: «Мама чашка стол поставить на».

Во всех играх на развитие грамматики следует особое внимание обращать на произнесение окончаний слов, выделяя их голосом и привлекая к ним внимание ребенка.

Учимся рассказывать

В этом деле нам помогут не столько речевые игры, сколько упражнения, потому что умение рассказывать — это в первую очередь умение выстраивать последовательность.

Попробуйте, например, делать что-то, следуя указаниям ребенка: строить домик из кубиков, рисовать, лепить, готовить салат — фантазия не ограничена. Условие: ребенок — командир.

Он говорит, с чего начать, как продолжить, видит, что получается в результате, замечает успехи и недостатки своих указаний, учится корректировать их, то есть использовать связную речь.

Пробуйте вместе пересказывать знакомые сказки и небольшие рассказы. Очень хороши для этого произведения В. Сутеева. Они красочно и понятно проиллюстрированы, доступны и интересны по содержанию. Картинки в них служат опорными точками для пересказа.

Совместно проведенное время обязательно принесет результат

Еще одна игра, которая хорошо развивает речевую память, — «Волшебная цепочка». Первый игрок произносит предложение из двух слов — основу. Далее игроки по очереди распространяют эту основу, добавляя к ней новые слова в произвольном месте.

Важно не сбиться, правильно повторить то, что уже было сказано, добавив что-то свое. Например: «Идет дождь». «Идет сильный дождь». «Сегодня идет сильный дождь». «Сегодня весь день идет сильный дождь». «Сегодня весь день идет сильный, холодный дождь».

Проигравшим считается тот, кто пропустил какое-то слово или не нашел, что добавить.

Учимся «выговаривать»

Здесь мы не обойдемся без физической подготовки мышц артикуляционного аппарата. Безусловно, артикуляционную гимнастику в каникулы прекращать не стоит. Кроме того, следует продолжать автоматизацию уже поставленных звуков, разучивая, например, скороговорки и соревнуясь в скорости их проговаривания.

Для того, чтобы ребенку легче было проговаривать сложные по структуре слова, следует развивать у него чувство ритма и умение запоминать последовательность слогов.

Для этого можно повторять друг за другом хлопками различные ритмические рисунки, а также играть в игру «Запомни, повтори».

Правила игры: ребенок должен повторить за взрослым 3, 4, 5 или больше слогов или слов строго в заданной последовательности. Для повышения интереса к игре ребенку и взрослому стоит меняться ролями.

Конечно, это далеко не полный перечень возможных речевых игр и упражнений с ребенком, но при регулярном включении их в ваше общение видимые изменения не заставят себя ждать. Не прекращайте занятия летом: совместно проведенное время обязательно принесет результат!

Источник

Источник: //yoursenorita.ru/krasota-i-stil/leto-s-polzoj-igry-dlya-detej-razvivayushhie-rech.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.