Марина Цветаева: открытое письмо детям
Марина цветаева: открытое письмо детям
Зимой 1937-38 годов журнал для детей русских эмигрантов попросил знаменитого поэта Марину Цветаеву написать заметку в первый номер. Первый номер так и не вышел, но «Открытое письмо детям» сохранилось.
Оно создано для детей в надежде на то, что его прочтут и родители.
Милые дети,Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы люди или нелюди (как мы). Но говорят, что вы есть, что вы – особая порода, еще поддающаяся воздействию.Потому:- Никогда не лейте зря воды, п.ч. в эту секунду из-за отсутствия этой капли погибает в пустыне человек.
– Но оттого что я не пролью этой воды, он этой воды не получит!- Не получит, но на свете станет одним бессмысленным преступлением меньше.- Потому же никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами, подымайте и кладите на ближайший забор, ибо есть не только пустыни, где умирают без воды, но трущобы, где умирают без хлеба. Кроме того, м.б.
этот хлеб заметит голодный, и ему менее совестно будет взять его так, чем с земли.Никогда не бойтесь смешного, и если видите человека в глупом положении:1) постарайтесь его из него извлечь, 2) если же невозможно – прыгайте в него к нему как в воду, вдвоем глупое положение делится пополам: по половинке на каждого, или же, на худой конец – не видьте его.
Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают – раз так охотно на них ссылаются (NB! Ряд примеров, которые сейчас опускаю). 2) у всех есть второе имя: никто, и совсем нет лица: бельмо. Если вам скажут: так никто не делает (не одевается, не думает, и т.д.) отвечайте: – А я – кто.
В более же важных случаях – поступках –-Et s’il n’en reste qu’un – je serai celui-la.*(* «И если останется лишь один – им буду я», фр., это из Виктора Гюго)Не говорите “немодно”, но всегда говорите: неблагородно. И в рифму – и лучше (звучит и получается).Не слишком сердитесь на своих родителей, – помните, что и они были вами, и вы будете ими.
Кроме того, для вас они – родители, для себя – я. Не исчерпывайте их – их родительством.Не осуждайте своих родителей на смерть раньше (ваших) сорока лет. А тогда – рука не подымется! Увидя на дороге камень – убирайте, представьте себе, что это вы бежите и расшибаете себе нос, и из сочувствия (себе в другом) – убирайте. Не стесняйтесь уступить старшему место в трамвае.
Стесняйтесь – не уступить. Не отличайте себя от других – в материальном. Другие – это тоже вы, тот же вы. (Все одинаково хотят есть, спать, сесть – и т.д.) Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно – сознания. После победы стойте с опущенными глазами, или с поднятыми – и протянутой рукой.
Не отзывайтесь при других иронически о своем любимом животном (чем бы то ни было – любимом). Другие уйдут – свой останется. Книгу листайте с верхнего угла страницы. – Почему? – П.ч. читают не снизу вверх, а сверху вниз.Кроме того – это у меня в руке.Наклоняйте суповую тарелку к себе, а не к другому: суп едят к себе, а не от себя; 2) чтобы, в случае беды, пролить суп не на скатерть и не на vis-a-vis, а себе на колени.
Когда вам будут говорить: – Это романтизм – вы спросите: – Что такое романтизм? – и увидите, что никто не знает, что люди берут в рот (и даже дерутся им! и даже плюются им! Запускают (…) вам в лоб!) слово, смысла которого они не знают.Когда же окончательно убедитесь, что не знают, сами отвечайте бессмертным словом Жуковского:Романтизм – это душа.
Когда вас будут укорять в отсутствии «реализма», отвечайте вопросом:- Почему башмаки – реализм, а душа – нет? Что более реально: башмаки, которые проносились, или душа, которая не пронашивается? И кто мне в последнюю минуту (смерти) поможет: – башмак?- Но подите-ка покажите душу!- Но (говорю их языком) подите-ка покажите почки или печень.
А они все-таки – есть, и никто своих почек глазами не видел.- Кроме того: что-то болит: не зуб, не голова, не живот, не – не – не– А – болит.Это и есть – душа. Мозг слишком умный: он знает, что не от чего грустить. Чем люди пишут стихи и чем их понимают? (Довод в пользу души.) Журавль и синица.
Нет, ложь, ложь и глупость: что делать с синицей и вообще – с птицей в руках?Есть вещи, которые нехороши в руках, хороши – в воздухе.Журавль например. Не стесняйтесь в лавках говорить: – Это для меня слишком дорого. Кого ты этим обкрадываешь?Ведь не ты ничего не стоишь, она – слишком дорого стоит.(или)Ведь не тебя – нет: у тебя ничего нет.(NB! По-моему должен стесняться – лавочник.) Милое дитя! Если ты – девочка, тебе с моей науки не поздоровится. (Как не поздоровилось – мне.)Да если и мальчик – не поздоровится. Девочку, так поступающую, «никто» не будет любить. (Женщин любят – за слабости – и погрешности – и пороки). Мальчик – займет последнее место в жизни (и в очереди!).
Но есть места – над жизнью, и есть любовь – ангелов.»
Інтерактивний плакат.
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе
Лермонтов. “Герой нашего времени”
Биография.
Лермонтов. Биографический документальный фильм.
Татьяна Ларина – «милый идеал» А.С. Пушкина
Образ Евгения Онегина в романе А.С. Пушкина.
Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”: история написания, жанр, особенности стиха и строфики.
“Евгений Онегин” фильм, 1999 года
А.С. Пушкин в Михайловском.
Биография А.С. Пушкина.
ДжорджГордон Байрон. Поема «Мазепа»
Поема «Мазепа»
Фридрих Шиллер. Ода к Радости
Нове розуміння природи. Гете. Балада “Вільшаний король”
Історичні умови та провідні ідеї Просвітництва. Вплив філософії на літературу й культуру доби. Художні напрями (просвітницький класицизм, просвітницький реалізм, сентименталізм).
Світло доби Просвітництва
Джонатан Свіфт (1667–1745). «Мандри Лемюеля Гуллівера» (1 частина). Історія написання твору. Просвітницькі ідеї у творі. Образ Гуллівера як втілення концепції нової людини. Жанрова своєрідність роману (поєднання реалістичних елементів і соціальної фантастики). Засоби комічного (гумор, іронія, сатира, сарказм). Езопова мова.
Джонатан Свіфт. Документальний фільм
URL (веб-посилання)
Діафільм “Гуллівер у Ліліпутії”
URL (веб-посилання)
Відеоурок “Просвітництво”
Кроссворд (за романом Дж. Свіфта “Мандри Лемюеля Гуллівера…”)
“,”author”:””,”date_published”:”2019-10-25T17:19:00.000Z”,”lead_image_url”:”https://lh5.googleusercontent.com/proxy/u01Rv9PifAdpLHcCwpxSgFlhX2rq5QHFvl2PAn-OHh_R8KYyXXaK0WZdYm1LrwtdXfcRcSma0El_oKuM41Un2W_mBoakVm0zSu_bhenXvn1gu5ioAukmJ1UTJIovxJrsMQKJO-Cy=w1200-h630-p-k-no-nu”,”dek”:null,”next_page_url”:”http://slitvolodymyria.blogspot.com/p/9.html”,”url”:”http://slitvolodymyria.blogspot.com/2018/04/blog-post.html”,”domain”:”slitvolodymyria.blogspot.com”,”excerpt”:”Ðлог вÑиÑÐµÐ»Ñ Ð·Ð°ÑÑбÑÐ¶Ð½Ð¾Ñ Ð»ÑÑеÑаÑÑÑи Ñа ÑоÑÑйÑÑÐºÐ¾Ñ Ð¼Ð¾Ð²Ð¸ ТÑакалÑк ÐадÑÑ ÐаÑилÑвни.”,”word_count”:1032,”direction”:”ltr”,”total_pages”:2,”pages_rendered”:2}
Источник: http://slitvolodymyrivka.blogspot.com/2018/04/blog-post.html
Открытое письмо детям. Марина Цветаева
Милые дети,Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы люди или нелюди (как мы). Но говорят, что вы есть, что вы – особая порода, еще поддающаяся воздействию.Потому:- Никогда не лейте зря воды, п.ч. в эту секунду из-за отсутствия этой капли погибает в пустыне человек.
– Но оттого что я не пролью этой воды, он этой воды не получит!- Не получит, но на свете станет одним бессмысленным преступлением меньше.- Потому же никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами, подымайте и кладите на ближайший забор, ибо есть не только пустыни, где умирают без воды, но трущобы, где умирают без хлеба. Кроме того, м.б.
этот хлеб заметит голодный, и ему менее совестно будет взять его так, чем с земли.Никогда не бойтесь смешного, и если видите человека в глупом положении:1) постарайтесь его из него извлечь, 2) если же невозможно – прыгайте в него к нему как в воду, вдвоем глупое положение делится пополам: по половинке на каждого, или же, на худой конец – не видьте его.
Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают – раз так охотно на них ссылаются (NB! Ряд примеров, которые сейчас опускаю). 2) у всех есть второе имя: никто, и совсем нет лица: бельмо. Если вам скажут: так никто не делает (не одевается, не думает, и т.д.) отвечайте: – А я – кто.
В более же важных случаях – поступках –-Et s’il n’en reste qu’un – je serai celui-la.*(* «И если останется лишь один – им буду я», фр., это из Виктора Гюго)Не говорите “немодно”, но всегда говорите: неблагородно. И в рифму – и лучше (звучит и получается).Не слишком сердитесь на своих родителей, – помните, что и они были вами, и вы будете ими.
Кроме того, для вас они – родители, для себя – я. Не исчерпывайте их – их родительством. Не осуждайте своих родителей на смерть раньше (ваших) сорока лет. А тогда – рука не подымется!Увидя на дороге камень – убирайте, представьте себе, что это вы бежите и расшибаете себе нос, и из сочувствия (себе в другом) – убирайте.Не стесняйтесь уступить старшему место в трамвае.
Стесняйтесь – не уступить.Не отличайте себя от других – в материальном. Другие – это тоже вы, тот же вы. (Все одинаково хотят есть, спать, сесть – и т.д.)Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно – сознания. После победы стойте с опущенными глазами, или с поднятыми – и протянутой рукой.
Не отзывайтесь при других иронически о своем любимом животном (чем бы то ни было – любимом). Другие уйдут – свой останется.Книгу листайте с верхнего угла страницы. – Почему? – П.ч. читают не снизу вверх, а сверху вниз.Кроме того – это у меня в руке.
Наклоняйте суповую тарелку к себе, а не к другому: суп едят к себе, а не от себя; 2) чтобы, в случае беды, пролить суп не на скатерть и не на vis-a-vis, а себе на колени.
Когда вам будут говорить: – Это романтизм – вы спросите: – Что такое романтизм? – и увидите, что никто не знает, что люди берут в рот (и даже дерутся им! и даже плюются им! Запускают (…) вам в лоб!) слово, смысла которого они не знают.Когда же окончательно убедитесь, что не знают, сами отвечайте бессмертным словом Жуковского:Романтизм – это душа.
Когда вас будут укорять в отсутствии «реализма», отвечайте вопросом:- Почему башмаки – реализм, а душа – нет? Что более реально: башмаки, которые проносились, или душа, которая не пронашивается? И кто мне в последнюю минуту (смерти) поможет: – башмак?- Но подите-ка покажите душу!- Но (говорю их языком) подите-ка покажите почки или печень.А они все-таки – есть, и никто своих почек глазами не видел. – Кроме того: что-то болит: не зуб, не голова, не живот, не – не – не- – А – болит.Это и есть – душа.Мозг слишком умный: он знает, что не от чего грустить.Чем люди пишут стихи и чем их понимают? (Довод в пользу души.)Журавль и синица.
Нет, ложь, ложь и глупость: что делать с синицей и вообще – с птицей в руках?Есть вещи, которые нехороши в руках, хороши – в воздухе.Журавль например.Не стесняйтесь в лавках говорить: – Это для меня слишком дорого. Кого ты этим обкрадываешь?Ведь не ты ничего не стоишь, она – слишком дорого стоит.(или)Ведь не тебя – нет: у тебя ничего нет.(NB! По-моему должен стесняться – лавочник.)Милое дитя! Если ты – девочка, тебе с моей науки не поздоровится. (Как не поздоровилось – мне.)Да если и мальчик – не поздоровится. Девочку, так поступающую, «никто» не будет любить. (Женщин любят – за слабости – и погрешности – и пороки). Мальчик – займет последнее место в жизни (и в очереди!).Но есть места – над жизнью, и есть любовь – ангелов.»
Прим. Текст «Открытого письма» для несостоявшегося эмигрантского детского журнала. Обычно упоминается по первой строке «Милые дети».
На Триумфальной площади пройдет митинг защиты детей
Место проведения: Москва, Триумфальная площадь;
Дата и время: 06.06.2009, 11:00
Организаторы: Оргкомитет акции.
Ко Дню защиты детей 6 июня в Москве в рамках Всероссийской акции в защиту материнства и детства Союз Коммунистической Молодежи совместно с КПРФ и Всероссийским женским союзом “Надежда России” проведет митинг, который начнется в 11 утра на Триумфальной площади.
Основными лозунгами акции станут: “Защита детства – дело государства!”, “Капитализм – убийца наших детей!”, ” Защитим детей от буржуев!”, ” Детская наркомания – гибель нации!”, “Чужих детей не бывает!”, “Детям – не благотворительность, а гарантии государства!”, “ЕГЭ-угадайку – на свалку!”, “Бесплатное образование – для всех!” – и другие.
Page 3
Источник: https://mahlrah2008.livejournal.com/21635.html