< Меня обидели что делать - Психолог

Меня обидели что делать

На меня обиделись | Что делать?

Меня обидели что делать

Чувство обиды знакомо всем. Это смешанное чувство, в котором есть боль от унижения, непонимание («как же так?») и мучительная потребность услышать от обидчика какие-то правильные, необходимые именно в этот момент слова. Знакомо?

Каких же слов ждет обиженный? Конечно же, ситуации бывают разные, но есть пара общих моментов, которые помогут вам быть более эффективным в этом вопросе.

Давайте посмотрим, что обычно происходит. Рассмотрим типичную ситуацию, когда кто-то кого-то обидел.

Что мы обычно делаем?

Один человек обидел другого. Второй чувствует себя униженным.

Первый чувствует себя виноватым под влиянием своей совести или действий обиженного.

При этом он испытывает мощное желание восстановить свое честное имя (ведь на самом деле он хороший!) и, пытаясь извиниться, объясниться, по сути, оправдывается.

Именно это мы часто и делаем. Суть оправдания: «Я на самом деле хороший».

Но обиженный продолжает чувствовать себя униженным!

И, в свою очередь, унижает обидчика прямым нападением или вызовом чувства вины (обвинением, слезами и т.п.). Первый снова оправдывается.

Процесс приобретает цикличность. Выбраться «наверх» почти невозможно.

Обиженный разрывает общение и уходит.

Мне удалось понаблюдать это явление с трех сторон. Я, конечно же, побыла на месте обиженного (интроспекция была и остается главным методом психолога-исследователя). Побыла терапевтом для обиженного и обидчика. И, наконец, побыла обидчиком. И именно в этой позиции я вспомнила, каких слов я ожидала, когда сама была обижена.

В самом начале я написала две главные составляющие обиды. Во-первых, боль от униженности, а во-вторых, замешательство: «Как же так?», «Что случилось?», «Только что были друзья, и вдруг…». Так вот. Все просто. Именно по этим двум пунктам и нужно действовать.

Итак, как правильно?

Начнем сначала. Один обидел другого.

И почувствовал вину.

Но на этот раз он решил поступить по-другому:

1. Восстановить достоинство обиженного

Иногда мы восстанавливаем свою жертву «за свой счет», унижая себя.

«Дорогая, извини, как всегда, меня бес попутал», «Прости меня такого… плохого», «Вот я неуклюжий» и т.п.

Но лучше поднять обиженного без унижения самого себя.

«Дорогая, еще раз убедился, что ты самая лучшая женщина в мире», «На самом деле я тебя очень уважаю», «Я всегда очень дорожил нашей дружбой», «Ты же знаешь, что я тебя всегда считал умницей», «Ты для меня ценен» и т.п.

(Конечно же, сожаления, извинения и объяснения, каким образом так произошло, не отменяются.)

2. Прояснить статусы. Статусный разговор

У обиженного в голове: «Что, теперь мы уже не друзья?», «Я уже не главный человек в его жизни?», «Он меня уже не любит?», «Кто я теперь для него?».

Бывший обидчик: «Ты мой друг, и, я надеюсь, мы остаемся друзьями», «Я пока еще твой муж, а ты моя жена», «Я хочу быть тебе хорошим отцом», «У нас совместная работа, и нам необходимо сотрудничество», «Я люблю тебя», «Ты моя родная, любимая мама, и я всегда буду тебя любить и помогать, просто…».

Смысл статусного разговора — прояснить, где мы теперь, кто мы друг для друга и что будет дальше. Это важно, потому что замешательство, непроясненность усиливают и удерживают обиду. А после статусного разговора все наши традиционные извинения, сожаления, объяснения и обнимашки прекрасно сработают, и вы почувствуете, что ваша близость стала теплее. Ведь «за битого двух небитых дают».

Особенно статусный разговор необходим в случае невротизированной обиды. Это когда человек преувеличенно обижается. Он очень болезненно на вас реагирует, избегает общения или общается через защитную маску.

Дело в том, что, как вы догадываетесь, у обиды могут быть разные степени.

Кого-то вообще не заденет, и он просто поинтересуется: «Что это было?» Кто-то будет агрессивно отстаивать свое достоинство. Тот, кто подавлен больше, будет убегать и плакать. Степень обиды в большой степени зависит не от силы нанесенного разрушения, а от особенностей самого обиженного.

Самая тяжелая степень обиды — это уже невроз. И, к сожалению, невротизированная обида встречается чаще, чем нам бы хотелось. И именно она обычными извинениями плохо улаживается. Чаще всего человек разрывает общение или общается через маску «крутого». Ведет себя как «королева» или, наоборот «хам», и все это очень неестественно.

Потому что на самом деле маска просто пытается защитить уязвленное достоинство, скрыть боль. Ситуация обычно не улаживается, а отсылается к традиционному «лекарю» — времени.

А потом через год общение восстанавливается «как ни в чем не бывало», но… близости уже нет.

И именно в случае, если вы столкнулись с невротической реакцией на обиду, вам особенно пригодятся восстановление достоинства и статусный разговор, потому что именно замешательство является воротами для невроза.

Вы не виноваты в его неврозе. Но все равно не очень приятно быть причиной чьего-то страдания. И поэтому что-то надо делать. Попробуйте статусный разговор с восстановлением достоинства. В моей практике это работает!

Итак, надеюсь, у вас теперь есть идеи по поводу того, каких же слов ждет ваш обиженный визави. И вам легче будет найти правильные слова, даже в тяжелых случаях. И пусть в вашей жизни не будет места лицемерному общению, потому что искренность и открытость — это качества качественной жизни. Вот такой под конец получился каламбур. 

Удачи и силы духа вам!

От редакции

При общении с излишне обидчивыми людьми важно понимать, что часто обида — это способ манипулировать вами, попытка скорректировать ваше поведение под свои ожидания. Как справляться с обидой, рассказывает специалист психологического консультирования Ольга Спиридонова: //psy.systems/post/obida-istochnik-stradanij-i-manipulyacij.

Часто обиженный пытается надавить на наше чувство вины. Разобраться в источниках этого чувства поможет книга практикующего психолога Марины Сульдиной «Вина мнимая и настоящая. Как научиться жить в мире с собой». Ключевые идеи автора вы найдете в нашем обзоре: //psy.systems/post/marina-suldina-vina-mnimaya-i-nastoyaschaya.

Семейный психотерапевт Нэнси Дрейфус предлагает 127 стоп-фраз, способствующих затуханию ссоры и восстановлению доверия. Подробнее о методике по примирению и прекращению конфликтов между близкими людьми можно прочитать в обзоре книги «Говори со мной как с тем, кого ты любишь»: //psy.systems/post/nensi-drejfus-govori-so-mnoj.

Источник: //psy.systems/post/na-nenya-obidelis-chto-delat

Обиделся навсегда!

Меня обидели что делать

Обиды записывайте на песке, благодеяния вырезайте на мраморе.
П. Буаст

Вас обидели?

Могу предположить, что по отношению к вам поступили несправедливо. Может быть отказали в работе, на которую вы рассчитывали; обвинили в том, что вы не делали…Или вы обиделись из-за того, что кто-то не выполнил своего обещания. Может быть, не позвонил, не пришел, опоздал

А может быть, вам сказали что-то крайне неприятное, или, наоборот, не сказали  того, что вам хотелось?

Без всякого сомнения вам плохо. Обида вообще крайне неприятное чувство. Обижающихся — не любят, так или иначе наказывают («На обиженных воду возят»).

А что делать?  Для начала нужно понять, как, откуда, почему появляется обида. Давайте разберем ее «по косточкам» и научимся обижаться так, чтобы это не мешало нам жить.

На кого мы обижаемся? На любимых, близких, а также на тех, с которыми мы связаны каким-либо соглашением. Именно они  являются в первую очередь источником хороших и плохих эмоций.

Обида возникает из –за того, что  человек поступает по отношению к нам  не так, как мы того ожидаем. При этом поведение этого другого человека отклоняется от моих ожиданий в неблагоприятную сторону.

Обида усиливается, если думать: «Я не могу его простить, так как он не прав, несправедлив».

При мысли о том, что обидчик неправ, несправедлив, а по моим ожиданиям он должен быть правым и справедливым, рассогласование в моей душе возрастает и обида тоже.

Обиду надо знать «в лицо»

Надо сказать, что чувство обиды – очень разное у разных людей, объединенное общей причиной (житейской неприятностью) и общим названием («я обиделся»). Что же на самом деле с ним происходит, понять трудно.

Но для себя вы это можете определить. Ниже перечислены некоторые мысли, желания, действия, которые характерны для людей, испытывающих чувство обиды.

Закончив начало предложения, определите, что думали, хотели и делали вы.

Когда я обиделся, я думал:Что никогда не смогу простить,Что человек не мог так поступить,Что Другой достоин самого сурового наказания

Почему Другой так поступил

А о чем думали Вы?

Когда я обиделся, я хотел:ОтомститьПерестать общатьсяЗабиться куда-нибудь в угол, чтобы меня никто не трогал

Понять, почему так произошло

А что хотели Вы?

Когда я обиделся, я сделал:Перестал разговариватьСделал вид, что ничего не произошлоНачал мстить

Много думал о наших отношениях

А что сделали Вы?

Отвечая на вопросы, вы обратили внимание на то, что с обидой тесно связаны другие чувства – гнев, досада, раздражение, страх? Когда человек испытывает гнев, ему легче, так как психическая энергия при этом отнимается от обиды и сознание концентрируется в эмоции гнева. В гневе он перестает переживать обиду.

Поэтому, как только начинает сердиться, обида облегчается, так как мысли заняты только тем, как обидчику в ответ причинить какой-либо ущерб. Обиженные бывают злы. Но, как вы помните, обижаемся мы на значимых для нас людей, поэтому воздерживаясь от явного нападения, нападаем на обидчика в уме.

Замечено, обидчивые люди часто болеют.

А ведь обижаться выгодно!

Вы задумывались над тем , что иногда обида может принести пользу? Представьте простенькую ситуацию. Муж, жена. Жене хочется новое украшение. Муж отказывается покупать. Что делать жене? Настаивать? Можно ведь и поссориться и ничего не получить.  А что если измениться в лице  — сейчас обижусь, плакать буду, несчастной буду, а ты смотри, и пусть тебе будет стыдно. И срабатывает! Иногда.

Обижаясь, человек эксплуатирует  любовь другого и управляет его поведением, наказывая чувством вины. Да, действительно, обида достаточно эффективное средство манипуляции. Иногда человек приобретает подлинное мастерство в его использовании.

Он становится очень внимательным к поведению окружающих – он ждет, когда его обидят! И чувство начинает возникать даже по самым незначительным поводам – не так посмотрели, не так  сказали Человек  становится грустным, печальным. Окружающие озадачены и растеряны: «Что случилось?».

  И возникает чувство вины – мы что-то сделали не так! Если кому-то удается «обвиноватить» своих обидчиков, то он отомщен.

Как отучать себя от привычки обижаться?

Наверное, в своей жизни вам приходилось встречаться с людьми, которых трудно обидеть, задеть, оскорбить.  И , согласитесь, они  вызывают уважение.

 У меня есть знакомая Татьяна, которая относится именно к этой категории  людей. Однажды я спросила, как у нее получается не реагировать на «уколы» других людей. Мне кажется, что ее размышлениями стоит поделиться.

Они могут помочь  тем, кто часто обижается.

«Прежде всего,  нужно глубоко  понять  и внутренне принять несколько вещей.

Во-первых, нынешняя обида – это борьба  с тем, что УЖЕ случилось. А есть ли смысл, вступать в борьбу с прошлым, которое невозможно изменить, захлестывая  при этом себя негативными переживаниями, ведущими не только к стрессам, но и к физическим заболеваниям?

Во-вторых,  любая эмоция, в том числе и обида — это МОЯ эмоция. С какой стати Я позволю другим управлять своими переживаниями.

В-третьих, мне никто ничем не обязан. Каждый имеет право думать, делать и чувствовать, как он хочет. И, если это не совпадает с моими ожиданиями, представлениями, в этом никто не виноват. Это Я запрограммировал людей на определенное поведение и нечего обижаться, если он ведет себя не так, как МНЕ хочется.

В-четвертых, только Я сам обеспечиваю собственное счастье и успех.»

Что делать если обида гложет, разрастается, не дает уснуть?

В этом-то все и дело. Чувство обиды причиняет боль в первую очередь тем, что мы собираем, все самое больное, преувеличиваем и придумываем то, чего возможно и не было. Это придуманное больнее реальности. Чтобы вернуться в реальность, без эмоций, изложи, что было сказано или сделано. Конкретно и буквально.

  1. Назови свои реальные ущербы от происшедшего,
    Потеря статуса: перед кем? Каковы от этого потери в деньгах или времени? Сколько стоит это восстановить.
  2. Расслабься физически, восстанови нормальное дыхание и лицо.
  3. Переключи внимание, отвлекись  от обиды
    Иногда чрезмерное внимание к тому, чтобы снять обиду, ее только усиливает. Если думать о своих обидах и о том, что их надо снимать, обиды только усиливаются. Если же заняться делом, а на обиды «махнуть рукой» и настроить себя на позитив, быстрее входишь в нормальное, рабочее состояние.
  4. Полезно свои чувства кому-то проговорить, а потом сбросить эмоции, занявшись энергичной разминкой.

Каждую ли обиду нужно снимать?

Важно иметь в виду, что не всякую обиду нужно снимать: если чувство обиды подсказывает вам, что перед вами — не уважающий вас хам, то, возможно, надо не обиду снимать, а перестать с таким человеком иметь дело и налаживать другие перспективные контакты.

Источник: //www.tmsam.ru/ya-sam/moi-chuvstva/obida.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.