< Механизмы общения - Психолог

Механизмы общения

Общение – структура, средства, механизмы

Механизмы общения

Понятие общения

Стороны общения

Средства общения
Механизмы воздействия в процессе общения

Ключевые термины: общение, мотивационный, когнитивный и поведенческий (конативный) компоненты общения, перцептивная сторона общения, идентификация, рефлексия, каузальная атрибуция, эффекты общения: «ореола», «новизны», «бумеранга», коммуникативная сторона общения, сообщения: побудительные, информативные, побудительные, фатические, невербальные знаковые системы: оптико-кинетическая, экстралингвистическая, паралингвистическая, визуальная, организации пространства и времени, интерактивная сторона общения, игры: сюжетные, с правилами, фабула, кооперация, конкуренция.

В психологии отсутствует общепринятое определение общения. Дается описательное определение, указывающее на основные функции или стороны общения.

Бороздина понимает общение как: «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека».

Авторы энциклопедического психологического словаря под редакцией Кондратьева М. Ю. полагают, что «общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: обмен информацией, обмен действиями и восприятие и понимание партнера».

Согласно Александрову, под общением понимается процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности.

Общение – одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития личности и общества. В структуре общения рассматриваются: мотивационный, когнитивный (от лат. cognitio – познание, изучение, осознание) и поведенческий (конативный: от лат. conatus – попытка, усилие, стремление)компоненты.

Мотивационный включает анализ потребностей и мотивов, побуждающих человека к общению с другими людьми. Когнитивный – знания о том, как надо строить общение, как налаживать эмоциональные контакты и преодолевать возникающие барьеры.

Поведенческий – умения и навыки общения, поскольку, например, разные культуры и субкультурные образования1 (профессиональные, возрастные, этнические и др.) требуют коррекции общительного поведения.

Стороны общения

Выделяют три взаимосвязанные стороны общения:

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания, обмен действиями.

Перцептивная сторона общения формирует образ партнера по общению, выносится суждение о личностных чертах партнера в опоре на внешние его признаки. Образ партнера формируется под влиянием идентификации и рефлексии.

Идентификация – это постановка себя на место другого (например: « я бы так никогда не поступил» или «я так не умею» и т.п.). Рефлексия – это осознание собственного образа «через» глаза окружающих («отраженный образ «Я»). Предварительная интерпретация поведения партнеров, причин поступков называется каузальной атрибуцией.

Наблюдаются стереотипы восприятия, связывающие конституцию или черты лица партнера с его индивидуальными особенностями.

Часть людей преимущественно ориентированы на внешнюю привлекательность, черты лица, особенности строения тела партнера, его одежду, а другая часть – на психологические характеристики, в частности, интеллект, гуманизм, чувство юмора и т.д. Существенную роль в этой оценке играет прошлый опыт (позитивный и негативный).

Партнеры ставят себя на место другого, пытаясь понять его намерения, состояние, предугадать возможные последствия. Нередко возникают ошибки в оценке партнера, поскольку интерпретация намерений и действия других сквозь призму собственных ценностей и смыслов оказывается неправильной, что характерно для людей с повышенной эмоциональной возбудимостью.

На результаты восприятия партнера по общению оказывают влияние эффекты «ореола», «новизны», «бумеранга». Эффект «ореола» (как положительной, так и отрицательной окраски): первое впечатление о человеке определяет интерпретацию его поступков и личностных качеств.

Вызвавший в целом приятные впечатления при первом контакте человек и в дальнейшем оценивается позитивно, даже если его действия не вполне соответствуют некоторым нормам. И наоборот, негативное первое впечатление стимулирует низкую оценку даже положительных качеств и поступков.

Эффект «новизны»:по отношению к знакомому лицу значимой является более новая, а по отношению к незнакомому человеку – первая информация.

Эффект «бумеранга»: навязываемая информация (что можно наблюдать, например, в рекламной деятельности средств массовой коммуникации) вызывает результат, обратный ожидаемому.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися.

В рамках коммуникативной2 стороны общения партнеры передают некоторую информацию. Совокупность сообщений можно классифицировать следующим образом:

  • Побудительные, основной целью которых является реализа­ция намерения каким-либо образом повлиять на поведение партеров общения. Инструментами такого рода побудительного давления выступают убеждение, внушение, подражание, заражение. Большое значение здесь имеют как осознаваемые аргументы и логические связи, так и бессознательная сфера психики (страхи, повышенная тревожность и др.).
  • Информативные, целеполагание которых целиком связано с направленностью на смысл передаваемой информации. Партнеры по общению обычно осуществляют контроль за тем, чтобы общий информационный контур был не только адекватно передан, по и адекватно воспринят участниками общения.
  • Экспрессивные или эмоциональные направлены на эмоциональное заражение партеров по общению, обусловливая передаваемую информацию ценностно-смысловыми контекстами, значимыми для партнеров.
  • Фатические предназначены для установления и поддержания контакта и не имеют четко выраженного информационного смысла. Информация здесь выступает лишь как повод для общения.

Для обмена сообщениями используются средства общения — разнообразные знаковые системы. Знаковые системы подразделяются на вербальные3 (опирающиеся на язык и речь) и невербальные (то есть опирающиеся на иные, несущие определенное значение и смысл, знаки).

В свою очередь, в структуру невербальных знаковых систем входят:

  • оптико-кинетическая система, включающая набор сопровождающих акт общения жестов, мимических4 сигналов и пантомимику5;
  • экстралингвистическая система, в которой средством передачи информации выступают темп речи, различные паузы в речи, смех, плач;
  • паралингвистическая система, в которой информационно значимой становятся особенности вокализации6 речи, то есть произнесения гласных и согласных звуков, диапазон7, тембральные особенности голоса;
  • визуальная система, в рамках которой информация передается непосредственно через контакт глаз общающихся;
  • система организации пространства и времени общения, когда, некоторые качественные показатели общения (например, его доверительный характер или, наоборот, холодок отчужденности) проявляются через расстояние, дистанцию между общающимися или через выбор определенного интуитивно или логически обоснованного ситуации и времени, выбранного для общения (к примеру, в сугубо рабочее время, в официальной обстановке или во время перерыва, в ситуации неформального взаимодействия).

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися, т.е. в обмене не только знаниями, но и действиями.

Особенности общей стратегии взаимодействия партнеров общения, в результате чего каждый из них принимает на себя определенные роли, получила название интерактивной стороны общения. Активность человека опосредуется не только его внутренними смыслами, но и пониманием того, чего от него ожидают другие.

Нарушение ролевого рисунка приводит к нарушению взаимодействия и невозможности достижения цели общения. Общение имеет много общих черт с игрой. Игровые взаимодействия в ходе общения предусматривают смену ролей, изменение их рисунка по ходу игры.

Различают сюжетные игры, в которых имеется определенные последовательность и мотивировка в изображаемых событиях, фабула8 и игры с правилами, где предусматривается наличие «обобщенного другого», т.е. правила, которое нужно выполнять участникам.

Основными типами взаимодействия в ходе общения являются кооперация9,для которой характерна установка на согласованные действия, психологический контакт и конкуренция10, с установкой на явный или скрытый конфликт.

Каждая из этих сторон в общении существует не изолировано от других, а проявляется совместно с ними.

Средства общения

Средства общения это способы кодирования, переработки и расшифровки передаваемой в процессе общения информации. Все средства общения делят на две группы: вербальные (речевые) и невербальные (неречевые).

Вербальное общение – осуществляется с помощью слов. Речь — это процесс использования языка в целях общения людей. Язык – это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности. Речь бывает монологическая и диалогическая.

Особое значение имеет коммуникативная функция речи, имеющая три стороны:

  • информационную (разборчивость, понятность, содержательность высказываний)
  • выразительную (эмоциональность речи)
  • действенную (стремление говорящего подчинить действия и поступки общающегося с ним человека своим желаниям и намерениям).

Невербальное общение – информация передаётся с помощью несловесных знаков. Знак – любой материальный объект, который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

Невербальные элементы общения:

1) Позы, жесты, мимика (общая моторика, отображающая эмоциональные реакции человека) 2) Паралингвистика или просодика (особенности произношения, тембр голоса, его высота, громкость, темп речи, паузы между словами и др.) 3) Проксемика (специальная область, занимающаяся нормами пространства и времени организации общения) 4) Визуальное общение — контакт глаз (специфическая знаковая система, имеющая место в визуальном общении)

Классификация средств общения.

1. Речевые: Монологическая речь (рассказ, доклад, команды, выступление); диалогическая речь (свободный диалог, беседа)

2. Неречевые (жесты, мимика, действия, коды и символы, предметы)

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются:

  • Идентификация – один из самых простых способов понимания другого человека это уподобление себя ему.
  • Эмпатия – способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания.
  • Рефлексия – способность сознания человека сосредоточится на самого себе.

общения включает определённые способы воздействия партнёров друг на друга в процессе общения:

  • Заражение – психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний и побуждений.
  • Внушение – неосознаное влияние одного человека на другого, вызывающие определённые изменения в его психологии и поведении.
  • Убеждение – уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.
  • Подражание – сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.

Общение – необходимая составляющая человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми.

Рассмотренные вопросы:

  • Роль общения в профессиональной деятельности специалиста социально-экономической и социогуманитарной сферы.
  • Характеристика перцептивной, коммуникативной и интерактивной сторонам общения.
  • Характеристика основных невербальных составляющих коммуникации.
  • Значение игровых ситуаций в общении.
  • Процессы кооперации и конкуренции в общении.

1 Субкультурные образования – социальные группы, которые, несмотря на то что они интегрированы в целостную социальную систему и не могут существовать без нее, в то же время стремятся показать свою самостоятельную идентичность и выработать некоторые черты, которые отличают их от базовой культурной ветви. Типичными формами субкультурных образований являются молодежные течения и группировки, которые несколько трансформируют ценностные системы, культурные признаки и черты, поведенческие рисунки (например, в отношении таких элементов как мода, характерная жестикуляция, формы речевого поведения и др.).

2 Коммуникация (от латинского communicatio – делаю общим, связываю, общаюсь) — здесь имеется в виду психологический контекст термина — общение, передача информации от человека к человеку как специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка или других знаковых систем.

3 От латинского verbalis – словесный.

4 Мимика (от греческого mimikos  — подражательный) –  движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние.

5 Пантомима (от греческого раn – весь, всякий и mimos – подражание) – здесь имеется в виду передача информации средствами пластики тела.

5  От латинского vōcālis – ой, звонкий, певучий.

7 Диапазон (от греческого dia pason – через все) — совокупность звуков разной высоты, доступных данному голосу или музыкальному инструменту.

8 Фабула (от лат. fabula – басня, рассказ) – цепь событий в их логической причинно-временной последовательности. Обычно в фабуле различают экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, развязку.

9 От лат. cooperatio – сотрудничество.

10 От лат. concurrentia – сталкиваться.

механизмыобщениесредства общениястороны общенияУкажите свой Email, чтобы получать информацию о свежих публикациях прямо на свой почтовый ящик.Вы можете отписаться в любое время

Источник: //5psy.ru/samopoznanie/obschenie.html

Что нужно знать о механизмах общения?

Механизмы общения

В психологии описано пять механизмов общения, которые условно можно назвать стилями или стратегией общения. Каждый из них увеличивает нашу эффективность при использовании адекватно текущему моменту.

В течение только одного дня мы можем плавно переходить от одного стиля общения к другому и, наоборот, в течение всей жизни быть верным одной стратегии и при этом искренне не понимать, что же мешает быть эффективным, удачливым как в работе, так и в личной жизни.

Итак:

1. Проекция

Мы приписываем другому лицу те мысли, чувства, мотивы и желания, которые у себя отвергаем. Многие из нас совершенно не критичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других.

Общаясь в проекционном стиле, мы вторгаемся в границы чужого пространства, навязывая собеседнику свое мнение, свою волю, свое понимание.

Мы как бы подминаем границы его внутреннего пространства под свои.

Адекватная ситуация для использования этого механизма — это ситуация, где вы учитель, наставник или руководитель, и вам приходится принимать решение, которое не может быть одинаково хорошо для всех.

Проективные люди чаще всего страдают артритами, гипертонической болезнью, мигренями.

2. Интроекция

Мы готовы впускать всех в свои границы. Это механизм, посредством которого мы принимаем в себя нормы, установки, способы действия и мышления, которые в действительности не являются нашими собственными.

При интроекции мы сдвигаем границу между собой и остальным миром так далеко внутрь себя, что от нас почти ничего не остается.

При использовании этого механизма мы часто говорим «Я должен» и «Мне следует» в ситуациях, когда человек лишен возможности или желания анализировать, сравнивать, опровергать, сомневаться, доказывать, а предпочитает принимать на веру мнения и высказывания других людей.

Усвоенные таким образом убеждения не осмысливаются человеком, они воспринимаются как самоочевидные вещи, не требующие рационального обоснования. А часто им даже и не получается таковое найти.

Адекватной ситуацией для этого механизма будет ситуация обучения. Когда вы овладеваете новыми знаниями, умениями, навыками, особенно в тех областях, где у вас нет никакого опыта, этот механизм будет вам только в помощь.

Интроективные люди чаще всего имеют различные нарушения пищеварительной системы, язвенную болезнь, запоры. То есть все, что связано с перевариванием проглоченных установок.

3. Слияние

Возникает, когда человек не ощущает границы между собой и окружением. Когда его границы настолько сливаются с границами другого человека, что уже сложно провести грань между Я и Ты. И тогда легко можно принять чужие переживания или желания за собственные, а собственные — за чужие.

Адекватным механизм слияния будет в ситуациях мать и ребенок, когда ребенок еще очень мал, когда он целиком зависит от матери, когда мать, сливаясь с ребенком, может безошибочно определить, что у него болит, чем он обеспокоен.

Но, кстати, когда мать продолжает вести себя так же, несмотря на то что ребенок подрос, во-первых, она рискует воспитать ребенка, полностью лишенного своих собственных границ, с искаженным восприятием реальности, либо сама получить сильную психологическую травму, когда выросший ребенок просто взбунтуется и откажется позволять матери жить за него.

Характерными болезнями для человека, стиль общения у которого — слияние, являются различные кожные заболевания как следствие нарушения внутренних границ.

4. Ретрофлексия

При ретрофлексии границы нашего пространства направлены внутрь нас самих. Другими словами, человек обращается с собой так, как первоначально он намеревался обращаться с другими людьми.

Здесь для демонстрации будет уместен старый анекдот. Ждет парень девушку. Свидание. Естественно, купил цветы. Ждет. Девушка опаздывает. Ожидание затягивается.

И пока он ждет, в голове у него бегут примерно вот такие мысли: «Сейчас она придет и скажет, что цветы я купил не такие, что рубашка у меня не того цвета, что стою я нет так, ну и далее в подобном роде».

Когда наконец приходит девушка, он швыряет ей цветы под ноги и говорит: «Знаешь, пошла ты на фиг, если такая умная», — разворачивается и уходит. Девушка стоит в недоумении.

Собственно, это и есть яркий пример этого механизма, когда свою неуверенность парень скрыл во внутреннем диалоге между собой и девушкой. То есть он фактически додумал за нее все, чего опасался, и сделал вывод. А было ли это на самом деле, его уже не интересовало.

Такие болезни, как астма, различные легочные и сердечно-сосудистые заболевания — прямое следствие удержанной и задавленной энергии внутри самого себя.

5. Дефлексия

Фактически это уход от контакта, когда наши границы изолируются от любого воздействия. При использовании дефлексии человек, сохраняя видимость контакта, уходит от общения совсем незаметно. Он может пускаться в долгие рассуждения ни о чем, рассуждения на банальные темы, не относящиеся к актуальной ситуации.

Надо сказать что способность к уходу от контакта бывает весьма полезной полезной при жарких спорах или сложных обсуждениях.

Для тех, чьим постоянным стилем общения стала дефлексия, будут характерны заболевания психики, например, шизофрения, в разных ее проявлениях

Вы можете принимать эту информацию или не принимать, соглашаться с ней или спорить. Скажу только, что в общении, в психологии действуют такие же законы, как и в физике. И если вы не можете, к примеру, четко сформулировать закон всемирного тяготения, то это не значит, что он перестал действовать. Как говорили древние, «ignorantia non argumentum est», что означает «незнание — не довод».

Источник: //ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/55738/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.