Модели общения
Модели педагогического общения
Определение 1
Педагогическое общение — это профессиональное общение педагога с детьми, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на оптимизацию отношений между педагогом и детским коллективом.
В настоящее время проблеме организации эффективного общения в сфере педагогической деятельности уделяется большое внимание. Это связано с тем, что педагогический процесс по своей сути является коммуникативным процессом, реализация которого осуществляется через общение педагога и детей.
Через педагогическое общение педагог организует деятельность детей и их поведение, осуществляет оценку их поступкам и работе, сообщает о происходящих событиях, помогает преодолеть трудности как личного, так и учебного характера, поддерживает и сохраняет веру в себя и свои возможности.
Замечание 1
Особенность педагогического общения, где участниками общения выступает педагог и дети, заключается в том, что говорит с ребенком труднее, чем со взрослым. Общение с детьми требует от педагога умения правильно воспринимать внешние проявления его противоречивого внутреннего мира, учитывать возможную непредсказуемость эмоциональной реакции на слова и действия педагога.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Педагогическое общение реализуется не только посредством слова (вербальным способом), но и с помощью жестов, взглядов, прикосновений и т.д. (невербальные способы).
Направленность педагогического общения характеризуется тройственностью:
- направленность, непосредственно на детей, с целью их личностного развития и становления;
- направленность на процесс взаимодействия между педагогом и детьми;
- направленность на организацию педагогического процесса.
Таким образом, педагогическое общение – это процесс взаимодействия и сотрудничества между педагогом и детьми, имеющий личностный и социально-ориентированный характер.
Общая классификация моделей педагогического общения
Эффективность педагогического общения, реализуемого педагогом, во многом зависит от того как он умеет оперировать многообразием существующих моделей общения.
Выделяют следующие модели педагогического общения:
Учебно-дисциплинарная модель педагогического общения, является одной из наиболее первых моделей, берущей свое начало с серединных 70-х годов прошлого столетия. Особенность данной модели в том, что она в основном ориентирована на авторитет педагога. Ведущим стилем общения в рамках данной модели является авторитарный стиль, при котором:
- ведущие способы общения: запреты, наставления, разъяснения, угрозы, нотации, окрик, наказания
- тактика общения: опека и диктат
- личностная позиция педагога: удовлетворение требований руководства образовательной организации и контролирующих органов.
Данная модель признана отрицательно влияющей на личность ребенка, так как зачастую педагог ставит детей в рамки и «давит» на них своим авторитетом.
Личностно-ориентированная модель педагогического общения. Цель данной модели – обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, доверия к окружающим, ощущение радости от общения с педагогом, формирование и развитие личности каждого с учетом индивидуальных особенностей.
Суть личностно-ориентированной модели заключается в том, что в процессе взаимодействия педагог не «подгоняет» развитие ребенка, а предупреждает возможные отклонения, способствует их устранению и полноценному развитию личности. Она подразумевает:
- ведущие способы общения: понимание, признание, доверие, принятие
- тактика общения: сотрудничество
- личностная позиция педагога: опора на интересы и потребности ребенка.
Таким образом, личностно-ориентированная модель предполагает организацию педагогического общения в виде диалога.
Социально-психологическая модель – основана на закономерностях межличностных отношений между ребенком и педагогом, а также между ребенком и детским коллективом. В рамках данной модели выделяют ряд социально-психологических эффектов, оказывающих влияние на педагогическое общение:
- Эффект бумеранга – заключается в том, что в силу ряда причин происходит подрыв доверия к педагогу и процесс общения становится детям не интересен и теряет своей значимости.
- Эффект ореола – основан на закономерности межличностного восприятия, когда о партнере общения мало информации или она искажена, то формируется заочно негативное, либо позитивное отношение к нему. В дальнейшем поступающая информация корректирует представление о собеседнике, но первые впечатления еще долго время остаются яркими и ведущими.
- Эффект новизны – состоит в том, что не вся информация, поступающая от третьих лиц о субъекте общения должна рассматриваться как равнозначная.
Классификация моделей педагогического общения по типу взаимодействия
Помимо представленной классификации моделей педагогического общения, существует еще одна классификация, основанная на типе взаимодействия педагога и детей:
- Информационная модель педагогического общения – применяется участниками педагогического общения с целью передачи и получения учебной информации.
- Убеждающая модель педагогического общения. В основе данной модели взаимодействия лежит убеждение – деятельность или процесс, в котором педагог пытается вызвать изменение во взглядах, отношении или поведении ребенка через передачу сообщения в таком контексте, где убеждаемый имеет некоторую степень свободного выбора.
- Экспрессивная модель педагогического общения – направлена на передачу чувств и ощущений, вызов соответствующих эмоций, формирование у детей психоэмоционального настроя, побуждает к деятельности.
- Внушающая, или суггестивная, модель – направлена на формирование определенных установок, осуществление внушения, привлечение к какой-либо деятельности.
Замечание 2
В образовательном процессе при соорганизации взаимодействия обучающихся, педагогу приходится использовать разные модели и в разной последовательности в зависимости от цели обучения, особенностей контингента детского коллектива, складывающейся ситуации и формы взаимодействия.
Источник: //spravochnick.ru/pedagogika/pedagogicheskoe_obschenie/modeli_pedagogicheskogo_obscheniya/
Модели общения: когда какую выгоднее применять
Борис Михайлович Мастеров, кандидат психологических наук, руководитель программы Института профессионального роста, эксперт Института Открытого общества.
Существуют следующие основные модели общения:
- в познавательной модели общения реализуется цель передачи информации, значимой для другого субъекта общения;
- в убеждающей модели общения через систему логических доказательств оказывается взаимовлияние субъектов друг на друга;
- в экспрессивной модели общения реализуется цель передачи чувства, оценки, состояния друг другу;
- в суггестивной модели общения реализуется цель оказания внушения или внушающего воздействия;
- в ритуальной модели общения реализуется задача формирования системы психологической поддержки норм отношений.
Профессиональная компетентность проявляется в умелом комбинировании вышеназванных моделей. Остановимся более подробно на содержании моделей общения.
1. Познавательная модель общения
а) используйте ее, если вы хотите: передать информацию и расширить информационный фонд друг друга;
б) при этом вам необходимо задействовать: познавательные возможности партнеров по общению, их интеллектуальные способности и установки на общение;
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм воздействия:
- отчет о деятельности;
- сообщение о результатах деятельности;
- информация о принципах понимания или путях решения проблемы;
- общение по результатам изученных первоисточников информации;
- информационно-аналитическое выступление;
г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:
- концентрация внимания на предмете информирования;
- рационализация изложения материала;
- логически безупречная аргументация;
- доказательность всех выдвигаемых положений;
- подробная характеристика причинно-следственных и условно-следственных взаимосвязей.
2. Убеждающая модель общения
а) используйте ее, если вы хотите: вызвать у партнера по общению определенные чувства и сформировать определенные ориентации и установки;
б) при этом вам необходимо задействовать: опору на восприимчивость партнера, его эмоциональную культуру;
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:
- торжественная речь;
- поздравление;
- напутствие;
- комплимент;
г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:
- опора на эмоциональный настрой партнера;
- учет контраргументации и критической позиции одного партнера по отношению к другому;
- эмоциональное отношение к предмету общения.
3. Экспрессивная модель общения
а) используйте ее, если вы хотите: передать чувства, переживания, сформировать общий психоэмоциональный настрой и на его основе побудить партнера к тем или иным формам социального действия (чаще всего массового);
б) при этом вам необходимо задействовать: опору на эмоциональную сферу партнера с целью изменения соотношения активности и реактивности в сторону стимулирующего влияния эмоций на волю, широкое использование средств художественно-эстетического воздействия и опора на механизм социально-психологического выражения;
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:
- рассказ о собственных переживаниях и чувствах, связанных с предметом общения;
- мотивированный призыв;
- анализ возможных последствий;
г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:
- краткость изложения;
- ситуативная обусловленность;
- яркость жестикулирования;
- демонстративный характер поз;
- интонирование голосом;
- аффектация и акцентация;
- фасцинации при помощи художественного подкрепления.
4. Суггестивная модель общения
а) используйте ее, если вы хотите: оказать внушающее воздействие для изменения мотивации ценностных ориентации и установок личности;
б) при этом вам необходимо задействовать: некритичность отношения одного партнера к другому, слабый уровень контрсуггестии, внушаемость партнера, взявшего коммуникативную роль воспринимающего;
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:
- внушение через мотивационную сферу сознания;
- внушение через идентификацию;
- внушение через ссылки на авторитет;
- внушение через персонификацию;
- внушение через предупреждение;
г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:
- опора на суггестивные потенциалы партнера по общению;
- постоянное разъяснение внушаемых установок;
- формирование аттракции как необходимого компонента в суггестивном общении;
- интонационная стимуляция внушаемой информации;
- дистанционное управление эмоциональным напряжением и т. д.
ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Сильная и слабая нервная система
5. Ритуальная модель общения
а) используйте ее, если вы хотите: закрепить и поддерживать нормы отношений, обеспечить психорегуляцию социальной психики в больших и малых группах;
б) при этом вам необходимо задействовать: художественно оформленную среду, канонизацию действий и концентрацию внимания на алгоритме их исполнения, церемониальный характер взаимодействия и его ориентация на бинарное воздействие (на воспринимающих и исполняющих ритуал одновременно);
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:
- ритуальные акты;
- церемонии;
- обряды;
- обрядовые комплексы;
г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:
- опора на национальные и территориально-профессиональные традиции и нормы общения;
- предварительное заключение конвенции о порядке ритуала;
- концентрация внимания на самоценности ритуальных действий;
- театрализация коммуникативного поведения.
Рассмотренные модели общения далеко не полностью исчерпывают их многообразие. Наша задача была, во-первых, представить общение в системной характеристике и показать возможности его модификации от конкретных факторов, а во-вторых — показать возможные подходы к моделированию собственной коммуникативной деятельности.
В представленных моделях сделан акцент на коммуникативно-ролевые действия партнеров по общению. Такой акцент необходим для руководителя, по крайней мере, по двум причинам.
Во-первых, для самопрограммирования собственного коммуникативного действия в общении. Во-вторых, для разработки прогноза ответных действий своего партнера по общению.
Психологический и социальный прогноз коммуникативных действий партнера по общению опирается не только на модели общения, но и на глубокое знание психотипов людей.
Только практические современные знания и навыки. Учитесь только тому, что вам интересно и нужно по абонементу, со скидкой
Источник: //www.elitarium.ru/modeli-obshcheniya-partner-vnimanie-vnushenie-ponimanie-koncentraciya-nastroj-vozdejstvie-akcent-otnosheniya-norma/