Модели общения

Модели педагогического общения

Модели общения

Определение 1

Педагогическое общение — это профессиональное общение педагога с детьми, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на оптимизацию отношений между педагогом и детским коллективом.

В настоящее время проблеме организации эффективного общения в сфере педагогической деятельности уделяется большое внимание. Это связано с тем, что педагогический процесс по своей сути является коммуникативным процессом, реализация которого осуществляется через общение педагога и детей.

Через педагогическое общение педагог организует деятельность детей и их поведение, осуществляет оценку их поступкам и работе, сообщает о происходящих событиях, помогает преодолеть трудности как личного, так и учебного характера, поддерживает и сохраняет веру в себя и свои возможности.

Замечание 1

Особенность педагогического общения, где участниками общения выступает педагог и дети, заключается в том, что говорит с ребенком труднее, чем со взрослым. Общение с детьми требует от педагога умения правильно воспринимать внешние проявления его противоречивого внутреннего мира, учитывать возможную непредсказуемость эмоциональной реакции на слова и действия педагога.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Педагогическое общение реализуется не только посредством слова (вербальным способом), но и с помощью жестов, взглядов, прикосновений и т.д. (невербальные способы).

Направленность педагогического общения характеризуется тройственностью:

  • направленность, непосредственно на детей, с целью их личностного развития и становления;
  • направленность на процесс взаимодействия между педагогом и детьми;
  • направленность на организацию педагогического процесса.

Таким образом, педагогическое общение – это процесс взаимодействия и сотрудничества между педагогом и детьми, имеющий личностный и социально-ориентированный характер.

Общая классификация моделей педагогического общения

Эффективность педагогического общения, реализуемого педагогом, во многом зависит от того как он умеет оперировать многообразием существующих моделей общения.

Выделяют следующие модели педагогического общения:

  1. Учебно-дисциплинарная модель педагогического общения, является одной из наиболее первых моделей, берущей свое начало с серединных 70-х годов прошлого столетия. Особенность данной модели в том, что она в основном ориентирована на авторитет педагога. Ведущим стилем общения в рамках данной модели является авторитарный стиль, при котором:

    • ведущие способы общения: запреты, наставления, разъяснения, угрозы, нотации, окрик, наказания
    • тактика общения: опека и диктат
    • личностная позиция педагога: удовлетворение требований руководства образовательной организации и контролирующих органов.

    Данная модель признана отрицательно влияющей на личность ребенка, так как зачастую педагог ставит детей в рамки и «давит» на них своим авторитетом.

  2. Личностно-ориентированная модель педагогического общения. Цель данной модели – обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, доверия к окружающим, ощущение радости от общения с педагогом, формирование и развитие личности каждого с учетом индивидуальных особенностей.

    Суть личностно-ориентированной модели заключается в том, что в процессе взаимодействия педагог не «подгоняет» развитие ребенка, а предупреждает возможные отклонения, способствует их устранению и полноценному развитию личности. Она подразумевает:

    • ведущие способы общения: понимание, признание, доверие, принятие
    • тактика общения: сотрудничество
    • личностная позиция педагога: опора на интересы и потребности ребенка.

    Таким образом, личностно-ориентированная модель предполагает организацию педагогического общения в виде диалога.

  3. Социально-психологическая модель – основана на закономерностях межличностных отношений между ребенком и педагогом, а также между ребенком и детским коллективом. В рамках данной модели выделяют ряд социально-психологических эффектов, оказывающих влияние на педагогическое общение:

    • Эффект бумеранга – заключается в том, что в силу ряда причин происходит подрыв доверия к педагогу и процесс общения становится детям не интересен и теряет своей значимости.
    • Эффект ореола – основан на закономерности межличностного восприятия, когда о партнере общения мало информации или она искажена, то формируется заочно негативное, либо позитивное отношение к нему. В дальнейшем поступающая информация корректирует представление о собеседнике, но первые впечатления еще долго время остаются яркими и ведущими.
    • Эффект новизны – состоит в том, что не вся информация, поступающая от третьих лиц о субъекте общения должна рассматриваться как равнозначная.

Классификация моделей педагогического общения по типу взаимодействия

Помимо представленной классификации моделей педагогического общения, существует еще одна классификация, основанная на типе взаимодействия педагога и детей:

  • Информационная модель педагогического общения – применяется участниками педагогического общения с целью передачи и получения учебной информации.
  • Убеждающая модель педагогического общения. В основе данной модели взаимодействия лежит убеждение – деятельность или процесс, в котором педагог пытается вызвать изменение во взглядах, отношении или поведении ребенка через передачу сообщения в таком контексте, где убеждаемый имеет некоторую степень свободного выбора.
  • Экспрессивная модель педагогического общения – направлена на передачу чувств и ощущений, вызов соответствующих эмоций, формирование у детей психоэмоционального настроя, побуждает к деятельности.
  • Внушающая, или суггестивная, модель – направлена на формирование определенных установок, осуществление внушения, привлечение к какой-либо деятельности.

Замечание 2

В образовательном процессе при соорганизации взаимодействия обучающихся, педагогу приходится использовать разные модели и в разной последовательности в зависимости от цели обучения, особенностей контингента детского коллектива, складывающейся ситуации и формы взаимодействия.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/pedagogicheskoe_obschenie/modeli_pedagogicheskogo_obscheniya/

Модели общения: когда какую выгоднее применять

Модели общения

Борис Михайлович Мастеров, кандидат психологических наук, руководитель программы Института профессионального роста, эксперт Института Открытого общества.

Существуют следующие основные модели общения:

  • в познавательной модели общения реализуется цель передачи информации, значимой для другого субъекта общения;
  • в убеждающей модели общения через систему логических доказательств оказывается взаимовлияние субъектов друг на друга;
  • в экспрессивной модели общения реализуется цель передачи чувства, оценки, состояния друг другу;
  • в суггестивной модели общения реализуется цель оказания внушения или внушающего воздействия;
  • в ритуальной модели общения реализуется задача формирования системы психологической поддержки норм отношений.

Профессиональная компетентность проявляется в умелом комбинировании вышеназванных моделей. Остановимся более подробно на содержании моделей общения.

1. Познавательная модель общения

а) используйте ее, если вы хотите: передать информацию и расширить информационный фонд друг друга;

б) при этом вам необходимо задействовать: познавательные возможности партнеров по общению, их интеллектуальные способности и установки на общение;

в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм воздействия:

  • отчет о деятельности;
  • сообщение о результатах деятельности;
  • информация о принципах понимания или путях решения проблемы;
  • общение по результатам изученных первоисточников информации;
  • информационно-аналитическое выступление;

г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:

  • концентрация внимания на предмете информирования;
  • рационализация изложения материала;
  • логически безупречная аргументация;
  • доказательность всех выдвигаемых положений;
  • подробная характеристика причинно-следственных и условно-следственных взаимосвязей.

2. Убеждающая модель общения

а) используйте ее, если вы хотите: вызвать у партнера по общению определенные чувства и сформировать определенные ориентации и установки;

б) при этом вам необходимо задействовать: опору на восприимчивость партнера, его эмоциональную культуру;

в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:

  • торжественная речь;
  • поздравление;
  • напутствие;
  • комплимент;

г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:

  • опора на эмоциональный настрой партнера;
  • учет контраргументации и критической позиции одного партнера по отношению к другому;
  • эмоциональное отношение к предмету общения.

3. Экспрессивная модель общения

а) используйте ее, если вы хотите: передать чувства, переживания, сформировать общий психоэмоциональный настрой и на его основе побудить партнера к тем или иным формам социального действия (чаще всего массового);

б) при этом вам необходимо задействовать: опору на эмоциональную сферу партнера с целью изменения соотношения активности и реактивности в сторону стимулирующего влияния эмоций на волю, широкое использование средств художественно-эстетического воздействия и опора на механизм социально-психологического выражения;

в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:

  • рассказ о собственных переживаниях и чувствах, связанных с предметом общения;
  • мотивированный призыв;
  • анализ возможных последствий;

г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:

  • краткость изложения;
  • ситуативная обусловленность;
  • яркость жестикулирования;
  • демонстративный характер поз;
  • интонирование голосом;
  • аффектация и акцентация;
  • фасцинации при помощи художественного подкрепления.

4. Суггестивная модель общения

а) используйте ее, если вы хотите: оказать внушающее воздействие для изменения мотивации ценностных ориентации и установок личности;

б) при этом вам необходимо задействовать: некритичность отношения одного партнера к другому, слабый уровень контрсуггестии, внушаемость партнера, взявшего коммуникативную роль воспринимающего;

в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:

  • внушение через мотивационную сферу сознания;
  • внушение через идентификацию;
  • внушение через ссылки на авторитет;
  • внушение через персонификацию;
  • внушение через предупреждение;

г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:

  • опора на суггестивные потенциалы партнера по общению;
  • постоянное разъяснение внушаемых установок;
  • формирование аттракции как необходимого компонента в суггестивном общении;
  • интонационная стимуляция внушаемой информации;
  • дистанционное управление эмоциональным напряжением и т. д.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Сильная и слабая нервная система

5. Ритуальная модель общения

а) используйте ее, если вы хотите: закрепить и поддерживать нормы отношений, обеспечить психорегуляцию социальной психики в больших и малых группах;

б) при этом вам необходимо задействовать: художественно оформленную среду, канонизацию действий и концентрацию внимания на алгоритме их исполнения, церемониальный характер взаимодействия и его ориентация на бинарное воздействие (на воспринимающих и исполняющих ритуал одновременно);

в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:

  • ритуальные акты;
  • церемонии;
  • обряды;
  • обрядовые комплексы;

г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:

  • опора на национальные и территориально-профессиональные традиции и нормы общения;
  • предварительное заключение конвенции о порядке ритуала;
  • концентрация внимания на самоценности ритуальных действий;
  • театрализация коммуникативного поведения.

Рассмотренные модели общения далеко не полностью исчерпывают их многообразие. Наша задача была, во-первых, представить общение в системной характеристике и показать возможности его модификации от конкретных факторов, а во-вторых — показать возможные подходы к моделированию собственной коммуникативной деятельности.

В представленных моделях сделан акцент на коммуникативно-ролевые действия партнеров по общению. Такой акцент необходим для руководителя, по крайней мере, по двум причинам.

Во-первых, для самопрограммирования собственного коммуникативного действия в общении. Во-вторых, для разработки прогноза ответных действий своего партнера по общению.

Психологический и социальный прогноз коммуникативных действий партнера по общению опирается не только на модели общения, но и на глубокое знание психотипов людей.

Только практические современные знания и навыки. Учитесь только тому, что вам интересно и нужно по абонементу, со скидкой

Источник: https://www.elitarium.ru/modeli-obshcheniya-partner-vnimanie-vnushenie-ponimanie-koncentraciya-nastroj-vozdejstvie-akcent-otnosheniya-norma/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.