Могу, если хочу

Содержание

Оценка мотивации сотрудников, рассмотрим принцип «хочу – могу»

Могу, если хочу

На рынке труда сложилась очень интересная ситуация: с одной стороны – дефицит грамотных, квалифицированных сотрудников, с другой стороны – высокая текучесть таких кадров, особенно после 1-2 лет работы в компании и обучения за ее счет. В чем причина? Как показывают многие исследования и опросы – это «непопадание» компании в факторы мотивации сотрудника.

Принцип «Хочу – могу»

Надо ли мотивировать сотрудников и как это делать – это одни из актуальных вопросов для каждого управленца. В свое время, когда я столкнулась с вопросами мотивации подчиненных, то, прочитав большое количество справочной литературы, ответа не нашла.

«Инструмент» нашелся в другом месте: я вспомнила лекции своего профессора, который делил всех студентов по принципу «Хочу – могу»:

«Если не хочет и не может учиться – это 2 балла за экзамен, если не хочет, но может – это 3 балла, если хочет, но не может – 4 балла, а уж кто и может, и хочет учиться, то это 5 баллов.

КСТАТИ!
Если вам необходимо производить автоматический расчет зарплаты своих сотрудников, вести учет товара, кассовые движения салона красоты и видеть баланс взаиморасчетов, то рекомендуем попробовать Арнику – сервис по управлению салоном красоты. В Арнике это реализовано максимально просто и удобно.

Чем не комплексный подход к системе мотивации!

Этот подход к оценке мотивации сотрудников на практике оказался очень удобен и достоверен:

Хочу – не могуХочу – могу
Не хочу – не могуНе хочу – могу

Эта матрица позволяет ранжировать сотрудников и определить, как поступать дальше.

  • Не хочу – не могу. Это тип сотрудников, которых не должно быть у руководителя, и если такие присутствуют, то это первые лица в списке на увольнение.
  • Хочу – не могу. Это сотрудники, у которых  есть желание и работать, и развиваться, поэтому у таких сотрудников надо выяснить, почему не может выполнять работу: дефицит знаний или отсутствие навыка, и согласно этому выбирать программу обучения. В данном случае обучение и профессиональный рост будут основными мотиваторами в работе, поэтому акцент в системе мотивации надо делать на этих факторах.
  • Хочу – могу. Также очень интересная категория сотрудников, так как они максимально лояльны, у них есть внутренняя мотивация к работе. Из данной категории сотрудников формируется кадровый резерв, у них уместно проводить тестирование и оценку их потенциала. В системе их мотивации очень важно учитывать следующие факторы:

– возможность для выполнения работы (объем работы, оборудованное место, максимальное использование знаний и умений на сложных и ответственных участках работы и т.д.)

– включение таких сотрудников в систему наставничества

– обозначение перспектив роста (реальных, то есть кем может стать, в какие сроки, что для этого нужно сделать самому и что для этого делает компания)

– необходимость программы развития данной категории сотрудников: при управленческих амбициях мотивацией будет программа карьерного роста, при отсутствии таких амбиций – программа профессионального роста.

  • Не хочу – могу. Это самая сложная категория сотрудников, у них снижена мотивация к работе, возникают вопросы по лояльности к компании, в которой они работают. Что с ними делать? Скорее всего, надо определить ценность данного сотрудника для компании: если это уникальный специалист или у него есть способности к наставничеству, если он не является «раздражителем» в коллективе, то такого сотрудника надо мотивировать, может быть, разработав индивидуальную систему мотивации. Если произошло профессиональное выгорание, потеря интереса к работе, то нужна  ротация, смена функционала, постановка новых задач, карьерный коучинг – все это факторы мотивации. Если ценность такого сотрудника для компании невелика и вы можете заменить его аналогичным специалистом, если он является источником «раздражения» в коллективе, «антилидером», создает вокруг себя оппозицию к руководству, то ответ практически очевиден – это кандидат на увольнение.

Оценка категорий «хочу» и «могу»

Оценить по категории  «хочу» руководитель может из личной беседы, из беседы с другими сотрудниками, можно воспользоваться специалистами службы персонала и привлечь их знания и умения.

Оценить по категории «могу» возможно, имея навык оценки персонала, а вот его-то как раз и не хватает руководителям. Часто бывает ситуация, когда руководитель оценивает результат работы сотрудника как неудовлетворительный («с ним что- то не так», «он не продажник»,  «глаза не горят»), а что нужно изменить сотруднику в работе – тайна за семью печатями.

Оценка и аттестация

Навыку оценки мотивации сотрудников управленцев не учат, чаще всего спасает «социальный интеллект».

В каждой компании есть реальные возможности для обучения своих управленцев навыкам оценки персонала. Этот инструмент – аттестация. Приведу пример из практики, как можно вызвать у руководителей среднего звена интерес к аттестации.

Аттестация персонала контактной зоны  – «продажников» – обычно проходит так. Вначале идут стандартные вопросы по продукту, компании, прайсу, закону о защите прав потребителей, корпоративным стандартам, последний пункт аттестации – деловая игра «продажа». После окончания деловой игры – обсуждение результатов аттестации. По знаниям товара, ценам и др.

вопросам руководители оценивают легко, основные же дебаты разгорались при оценке результатов деловой игры. Если менеджеру удалось продать товар, то его умения хороши? Почему покупатель согласился на покупку? Почему не согласился? На эти вопросы получали ответы исходя из собственных впечатлений по принципу «нравится – не нравится».

Суммарная оценка деловой игры получалась необъективной, непонятной для того, кого оценивали.

Тренинг-технологии оценки персонала: этапы внедрения

Была поставлена задача: сделать способы оценки более объективными, едиными для всех, с возможностью формализации результатов. Единственным решением такой задачи стало внедрение тренинг-технологий оценки персонала.

  1. Сначала был разработан чек-лист с этапами продаж. Во время деловой игры руководители отделов продаж наблюдали по чек-листу за следованием этапам продаж и соблюдением корпоративных стандартов по общению с клиентами (приветствие, прощание, обмен визитками и т.д.). Самое важное при разработке чек-листов – описать наблюдаемые параметры просто и доступно для наблюдения. Например, таких категорий как «установление контакта с покупателем» в чек-листе быть не должно, так как это сложный параметр, он является результатом каких-то действий. А в чек- листе должны быть прописаны действия по установлению контакта: «приветствие клиента», «улыбается», «просит контактную информацию» и т.д. Это был первый этап внедрения тренинг-технологий. После обсуждения деловых игр в формате чек-листов для руководителей и менеджеров по персоналу стало понятно, на каких этапах продажи происходят «провалы» в работе с клиентами, а также по результатам оценки через чек-листы появилась возможность оценивать «продажу» в баллах: за соблюдение параметра присваивался один балл, за несоблюдение – ноль баллов. Это уже привязывало оценку к объективным критериям и позволяло наблюдать за работой менеджера в динамике.

Источник: //www.dirsalona.ru/article/523-otsenka-motivatsii-sotrudnikov

Чего я хочу на самом деле? Волшебный способ узнать свои истинные желания

Могу, если хочу

Существует немало методов и практик, направленных на исполнение желаний и достижение целей. И многие из них дают отличный результат. Но для некоторых людей актуальна проблема, к которой бесполезно применять все эти методы. Я говорю о тех, кто сам не знает, чего хочет. Не очень помогает, когда вас предлагают подвезти, а вы не можете сформулировать, куда вам нужно, верно?

Людей, которые не знают своих истинных желаний, довольно много. И это не только те, кто живет, словно по инерции, не ставит целей, не мечтает. К сожалению, большинство из тех, кто уверен, что знает свои желания, на самом деле стремится к чужим целям или делает вынужденные выборы. Поэтому информация, которой я хочу здесь поделиться, будет полезна практически для всех.

Почему люди редко понимают, что им на самом деле нужно?

Это происходит по разным причинам. Зачастую мы путаем наши собственные желания с вынужденными, навязанными социумом. Кроме того, наши мысли обычно слишком заняты ежедневными нуждами.

Порой человек просто вынужден бороться за выживание, и ему некогда разбираться, приведет ли достаток к счастью – он в любом случае его лишен. И ему кажется, что стоит только решить материальные проблемы, и счастье будет рядом. Он решает их, появляются следующие, и так может продолжаться до бесконечности.

Если не хватает денег, мы думаем, где их раздобыть, если мало путешествуем, то мечтаем о поездках. Или хотим купить новую одежду, машину, квартиру и так далее.

Все это – важные вещи, но их трудно назвать мечтами, которые способны по-настоящему вдохновить нас.

Как правило – это только средства для достижения истинных целей – например, стать увереннее в себе, понравиться другим, почувствовать себя реализованным и так далее.

И за ними бывает очень сложно разглядеть те самые заветные желания, которые способны придать нашей жизни смысл, цели, реализация которых даст нам радость и гармонию, подарит ощущение себя на своем месте, выполнение нашего предназначения.

Я не призываю вас стремиться исключительно к духовным целям. Нет, в жизни все должно быть гармонично, и потребности в жилье, красивой одежде и новых впечатлениях совершенно нормальны и естественны, отказываться от них вовсе не нужно.

Но все дело в том, что они – не средство достижения счастья, а лишь «дополнительные бонусы». И мы их с большой вероятностью получим, если начнем стремиться к истинным целям. Сами по себе они не делают никого счастливее или реализованнее.

Сомневаетесь? Взгляните на известных и богатых людей – многие ли из них по-настоящему счастливы? Мы, конечно, не можем знать этого точно, но часто их поведение говорит само за себя.

Уверяю вас, среди них не больше реализованных и гармоничных людей, чем среди «обычных». Богатство и материальные блага облегчают жизнь, делают ее комфортной, что уже неплохо, но не дают счастья сами по себе.

Но, к сожалению, мало кто это понимает.

Откуда дровишки?

Как правило, определенные модели поведения внушаются нам в детстве. Это может быть запрет на желания, страх неудач, запрет на определенные профессии («художники всегда голодают!») или отношения («мужчины только и норовят обмануть!»), просто внушенные страхи перед жизнью.

Я не буду сейчас подробно останавливаться на механизмах и рассказывать, почему человек выбирает не свои цели и следует по чужому пути. Цель конкретной статьи – дать практический метод.

Он необходим, потому что легко только сказать – «узнай свои истинные желания». На самом деле для большинства людей это требует усилий. И обычно запреты так сильны, а беспокойство о насущных вопросах так велико, что сосредоточиться на тихом голосе собственного «я» сложно. Его заглушают «рациональные» доводы и каждодневная суета.

К счастью, существуют многочисленные способы договориться с собой, один из которых я сейчас вам опишу.

Методика выяснения желаний

Это письменная работа. Вы садитесь, берете ручку и лист бумаги и пишете список, который должен состоять минимум из двадцати пунктов. Можно даже назвать это сочинением.

Тема «Что я делаю и чем занимаюсь, если у меня есть сто миллионов долларов».

Подойдите к этому не формально, представьте свое новое положение очень ярко. Вообразите, что у вас действительно есть эта сумма – или еще большая, если хотите. И вы обладаете не только деньгами. У вас есть уже абсолютно все желаемые материальные блага – машины, квартиры, роскошные дома, дорогая одежда и так далее.

Второй важный момент – вы уже отдали на благотворительность все, что было возможно, фондам просто больше не нужно столько денег, и они не нуждаются в вашем внимании. Третий момент – вы съездили во все-все путешествия, которые вы мечтали съездить: были в Австралии, жили в Японии, посетили Северный полюс – подставьте свои варианты.

И – если вас это беспокоит – вы уже помогли всем родственникам.

Словом, никто от вас ничего не требует, в том числе и вы сами.

И вот с этим ощущением изобилия, спокойствия, достатка и полной удовлетворенности всем, что происходит вокруг, нужно написать развернутый список минимум из двадцати пунктов: чем вы теперь хотите и будете заниматься, когда у вас уже все есть? Какими будут теперь ваши мечты и желания, что будет вас по-настоящему вдохновлять и придавать жизни смысл?

Возможно, вам придется трудно, особенно если вы никогда об этом не думали, но тем интереснее будет для вас это задание и тем неожиданнее и удивительнее будет результат. Итак, не откладывайте в долгий ящик, напишите этот текст уже сегодня. Впоследствии он поможет исполнению ваших желаний.

Зачем мне это?

У многих людей, особенно очень уставших от рутины, постоянно вынужденных бороться за выживание, может возникнуть вопрос: «Зачем мне это? Какой смысл мечтать, если я этого никогда не достигну? И как представить сто миллионов долларов, если у меня их никогда не было и не будет». Этот скептический голос – голос вашего сценария. Вы пытаетесь сохранить текущее положение вещей любыми путями, и это естественно.

Что тут можно ответить?

Во-первых, никто не мешает вам просто попробовать. Вернуться к рутине никогда не поздно, а отвлечься даже полезно. Во-вторых, я не говорю, что у вас обязательно будет сто миллионов долларов и все, что душа желает. Может, будет, а может быть, и нет, этого точно никто не знает.

Но сейчас речь о другом. Смысл этой работы – в том, чтобы освободиться от мыслей, которые мешают вам понять, чего вы хотите, в том, чтобы услышать свой внутренний голос. Повседневные проблемы и заботы часто заслоняют истинные потребности, и это может длиться очень долго.

Но когда-то ведь нужно найти время для себя!

Если и тогда голос разума сильнее стремления попробовать – воспримите это как игру. Как отдых от работы или постоянных обязанностей по дому. Просто сядьте и получите удовольствие от красивой мечты.

Вы же, вероятно, смотрите кино? Не для того разве, чтобы унестись в страну фантазий разрешенным способом? Ну, пусть тогда на этот раз у вас будет свой собственный фильм, где вы и оператор, и режиссер, и главный герой (или героиня).

И в этом фильме, возможно, вы сможете найти и сформулировать свои потаенные мечты и намерения. И, кто знает, может быть, с фантазии начнется путешествие к настоящей, интересной вам цели – но уже в реальности?

Почему это важно?

Как видите, я очень уверен в том, что такая практика необходима каждому и даже пытаюсь так или иначе убедить вас ее делать. Почему?

На мой взгляд, нет ничего более важного, чем понимание, чего вы хотите. Подумайте сами – если вы не знаете своих целей, то куда придете? Перемещаясь случайным образом, без конкретного плана, вы можете оказаться где угодно, и это место вовсе не обязательно вам понравится, ведь оно будет таким же случайным.

Список ваших желаний – это те цели, к которым вас должна привести ваша жизненная дорога – в учебе, саморазвитии, работе и личной жизни. Список почти наверняка будет корректироваться и изменяться, но это не существенно. Важно то, что вы будете сами решать, как именно.

А что потом?

Итак, вы написали свое сочинение и в целом осознали, чего именно хотите. Возможно, некоторые пункты окажутся достаточно неожиданными. А другие – напротив, чем-то таким, что вы всегда о себе подозревали, просто недоставало смелости признать. Но что теперь со всем этим делать?

Для начала порадуйтесь тому, что вы немного лучше узнали себя, приблизились к гармонии с собой: ведь понимание своих желаний – это шаг к примирению с собственной личностью. Насладитесь этим, такое дано далеко не каждому.

Что же касается достижения целей – это отдельная работа. И я не буду обманывать вас, говоря, что она не потребует усилий и быстро приведет вас к мечте. Вам понадобится много времени и сил.

Но, уверяю, не только результат, но даже сам путь к нему будет интересным и вдохновляющим – ведь вы будете с каждым шагом приближаться к мечте. Методики исполнения желаний могут быть разными, главное – начать.

А я, со своей стороны, готов помочь вам, насколько смогу – материалы на сайте предназначены как раз для этого.

Вадим Куркин

Источник: //vadimkurkin.com/blog/zanimatelnaya-psikhologiya/chego-ya-khochu-na-samom-dele-volshebnyy-sposob-uznat-svoi-istinnye-zhelaniya/

Хочу, но не делаю. 10 причин тормозов

Могу, если хочу

Недавно в своем Фейсбуке я проводила опрос: почему складывается так, что вы не делаете то, что хотите? Ответы приходили самые разнообразные, но их можно условно разбить на несколько типов.

Ниже я привожу эти причины, разбавляя цитатами из комментариев.

Причина первая. Перфекционизм

Конечно же. Куда без него. Я даже не сомневалась, что он всплывет.

Известный феномен “паралич перфекциониста”: когда желание сделать все идеально превращается в ничегонеделание.

Замечено за собой – тормозит желание сделать все идеально. Но очень часто – для результата, лучше сделать быстро, и с ошибками, чем идеально и никогда!

Вы можете сколько угодно уверять себя, что хотите идеального результата. Но перфекционизм – он никогда про результат. Он про страхи и неудовлетворенное эго. Он про внутреннего Критика, который никогда не бывает доволен. Идеального результата в неидеальном мире попросту не бывает!

важное дело настолько большое, что страх начать, даже необоснованный, мешает.

Тогда приходит на помощь тот самый вопрос “А как ты поймешь, что достиг ТОГО САМОГО результата? Каковы критерии результата, который нужен и необходим в данной ситуации?”. Вот тогда уже начинается конкретика.

Причина вторая. Избыток хотелок

Это очень интересная причина, которая отозвалась очень большому количеству моих знакомых.

Так хочется запустить/сказать/сделать скорей, что голова бежит вперёд рук и придумывает новую затею. Старая на фоне новой немного обесценивается, отсюда – неуверенность, что все еще хочу её и в итоге НЕделанье ни одной. Потому что за каждой новой – еще одна новая, а дотягивать старые до нужного состояния – энергии уже не хватает.

Или:

задумок напридумано на пару томов, а начнешь перебирать и не знаешь, за что взяться – всё так интересно, что хочется всего и сразу. Дозирую, одергиваю себя, ставлю в очередь, пробовала и по окнам раскидывать – все равно выигрывает то, в чем мне интересно в данный момент.

Если бы у меня такое было, я бы задала себе вопрос: а чего я на самом деле хочу достичь, начиная новое дело? Мы привыкли думать, что, если мы начинаем что-то новое, значит, мы хотим увидеть результат.

Это так, но результат может быть разный! Возможно, начиная вязать шарф, вы хотите не шарф, а удовольствие от творчества? Может быть, вы просто хотите каких-то особых эмоций, или состояния? Или, может быть, вам и промежуточного результата достаточно, например, вы уже связали шарф на треть, и все, вас отпускает, потому что ваш результат достигнут?

Чего именно я хочу получить от моей новой идеи? Как я пойму, что я достиг того самого результата?

Если же я не понимаю, что на самом деле хочу получить, то естественным образом внимание рассеивается на несколько предметов, и получается, что ничему не уделяется должного внимания, а что-то и вовсе забрасывается.

А еще такой “разброс хотелок” приводит к тому, что хотелок оказывается больше, чем у вас – реальных сил.

желаний гораздо больше, чем ресурсов: временных и прочих. Тогда и получается: желание искреннее, мотивация есть, а руки не доходят

На этот счет есть хорошее упражнение. Составьте список всех дел, которыми вам хочется/нужно заниматься именно сегодня. А затем напротив каждой задачи поставьте примерное время на его выполнение.

Это хорошая сверка с реальностью: все то, что вы себе напланировали, вообще возможно сделать в отведенное время? Может, на все это вам потребуется аж трое суток? Мы ведь часто планируем больше, чем реально можем сделать, а потом задаемся вопросом “А как все успеть?”. Да никак! Планирование нужно менять.

Сначала – выявить свои приоритеты. Затем – объективно оценить имеющиеся ресурсы и распределить время и силы на самое важно.

Рекомендую прочесть:
Тайм-менеджмент. Практикум. Часть 1: оценка собственных приоритетов
Тайм-менеджмент. Практикум. Часть 2: как все успеть?

Кстати, если человек знает о себе такую особенность (что он начинает много, и редко что доводит до конца), то одно это осознание может запросто демотивировать.

Начинать, чаще всего, интересно и когда начинаешь, то продолжать не интересно и лень…Как подумаю про это и не начинаю:)))

Причина третья. Лень

На самом деле лени не существует. То, что называется ленью, является нежеланием. Тебе не лень. Тебе просто не хочется этого делать. И, если это действительно так, то я хочу задать вопрос: почему тебе было важно взять задачу, которую ты делать не хочешь?

Сомнения могут быть в том, Это ли именно я хочу.  Если ХОЧУ точно, то делаю быстро.

Когда мне попадает такая задача, которая вызывает мое нежелание, я анализирую, откуда она ко мне попала. Тогда я либо понимаю, откуда она прилетела, и какую дальнюю цель приближает, и появляется ЖЕЛАНИЕ сделать. Либо понимаю, что эта цель не моя, а значит, я могу от нее отказаться. И не делать вообще.

Если не делаешь, значит реально не хочешь настолько, чтобы потратить на это энергию.

Причина четвертая. Пока не время

Еще не “вызрело”. Нет готовности это делать. Со стороны может странно звучать, но, мне кажется, почти каждому это знакомо.

Я очень много думаю об этом: почему сначала должно “вызреть”, и если не “вызрело”, то не напишется, не сделается, не начнется, а если через силу “пинком” взялась за дело, то все равно хорошо не будет, пока не “дозреет” где-то там в душе или в голове…

Что интересно, пинком или силой воли эта проблема не решается. Пока для этой задачи нет ресурсов и/или не хватает какого-то нужного компонента. Рано или поздно ресурсы и компонент найдутся, или задача потеряет свою актуальность.

Когда думаешь об этом, как-то сразу задаешься вопросом: а можно ли сократить это время, чтобы “вызрело”? Думаю, можно, но так ли уж нужно?

Также в причину “пока не время” прекрасно вписывается то, что я бы назвала “рационально выглядящим откладыванием на потом”. Это когда говоришь себе: ну что я начну бегать с субботы, дождусь лучше понедельника.

Хотя понедельник субботы ничем объективно не лучше. Или: я пока не буду записываться на этот тренинг, я сначала прочту несколько книжек по теме, чтобы разобраться.

Или: сейчас не могу себе позволить ходить на мастер-класс по живописи, надо сначала свитер довязать.

Ожидание “удобного момента” (“когда никто не будет мешать”, “когда будут свободные 4 часа”, “когда достаточно изучу вопрос”, “когда доделаю то, что уже начато”) и т.п.

Со стороны такие аргументы часто шиты белыми нитками и трещат по швам, но изнутри ощущаются как вполне разумные. Однако по сути это – прокрастинация, вызванная хорошо замаскированным нежеланием делать.

Причина пятая. Руки не доходят

Отчасти это связано с причиной “избыток хотелок”, но не только. Речь идет вообще о ситуациях, когда напланированного и нужного больше, чем есть у тебя сил и времени.

Когда говоришь “руки не доходят до этого”, на самом деле это означает “руки доходят до много чего другого, но не до этого”. Значит, до чего-то они все-таки доходят! А до чего? И почему у тебя в жизни устроено именно так? И точно ли тебя устраивает такое положение дел? А если нет, то что бы ты хотел поменять?

Причина шестая. Страх неудачи

Я не верю в то, что получится. Я боюсь, что я попробую – и ничего не выйдет, тогда стоит ли начинать?

Этот страх часто вступает в противоречие с логикой и разумными аргументами…  и это не помогает.

Сознательно размышляя, не боюсь облажаться, ибо никогда отличником и не был. Но в подсознании сидит другое.

Ты боишься даже не того, что не получится. А того, что не получится, и ты станешь объектом насмешек – других или себя самого. Ты боишься внутреннего Критика, боишься не соответствовать собственным представлениям о себе, боишься, что ты не настолько силен, умен и прекрасен, как ты сам о себе думаешь – и выдержать этой правды ты не в состоянии.

одна из главных причин торможения и откладывания – это сомнения в себе и опасения, что ничего не получится, тем самым я получу отрицательную оценку окружающих

Чтобы перебороть страх, нужно призвать нечто, что сильнее его, и перевести фокус внимания с собственной персоны на нечто большее.

Ради какой – светлой, мотивирующей, вдохновляющей, прекраснейшей цели – ты все-таки был бы готов сделать это? Что вдохновляет тебя настолько, что ты перестаешь бояться?

Причина седьмая. Неверные приоритеты

О, это очень просто. Мне только кажется, что мне это нужно и я этого хочу. На самом деле нет. Но чтобы понять это, нужно, прежде всего, исследовать свои приоритеты. Что является для меня по-настоящему важным, а что только кажется таким?

Дело во многом в истинности целей и задач. По крайней мере, у себя это отслеживаю. Что мое, что не мое, что кажущееся мое, а на самом деле навязанное. Отсюда и лень, и нехватка энергии, и прокрастинация.

Причина восьмая. Страх начать

Отчасти этот страх связан со страхом неудачи, но может проявляться и самостоятельно. Когда тебе просто трудно… начать. Открыть Ворд, взять спицы, встать со стула, открыть багажник.

Ты точно знаешь, что, как только начнешь, то втянешься и хотя бы частично сделать (это действительно так, мы так устроены, что, стоит начать, мы какое-то время пребываем в потоке). Но трудно начать.

Тебе кажется, что задача сложнее, чем есть на самом деле.

Боязнь начать, именно начать, дальше я знаю что все пойдет как по маслу, но начать трудно. Это страх перед неизвестным, перед трудностями.

Как с этим бороться, я пока не придумала. Думаю, что лучшее лекарство – начинать делать до того, как начнешь рефлексировать и лениться.

Причина девятая. Нет сил

Постоянная усталость. Нет энергии. Может быть, вы больны. Может быть, у вас депрессия. Может быть, какое-то занятие вынужденно отнимает у вас все силы. Но результат один – не хватает сил.

В любом случае, из этого надо выбираться. Пить прописанные врачом препараты. Заняться йогой или медитацией, чтобы восстановить энергообмен и стать сильнее. Убрать все ненужное из вашей жизни. Или просто потерпеть до конца этого периода. Но выбираться точно.

Причина десятая. Нет понятного результата в ближайшем будущем

Большинство из нас (большинство, но не все) устроены таким образом, что мы предпочтем съесть печеньку сейчас, чем торт через месяц. В этом смысле все задачи, сформулированные глобально, действуют демотивирующе.

Потому что, например, цель “связать шарф” понятна и самоочевидна: когда ты свяжешь шарф, у тебя будет шарф. А вот цель “выучить английский язык” или “позаботиться о здоровье” – о чем она? Допустим, я начала учить английский.

Что это принесет мне, конкретно?

У меня “в долгий ящик” попадают намерения, связанные с отодвинутым результатом. То есть, например, вымыть окно или разобрать шкаф – никаких проблем, а вот начать регулярно что-то изучать – никак.

Если это ваш случай, то хорошим советом будет отсмартовать цель по времени, сосредоточившись на коротких ближайших отрезках.

Какой результат удовлетворит меня через месяц? Как я пойму, что я молодец, через неделю? Ответы на эти вопросы помогут, во-первых, сосредоточиться, а во-вторых,  ощутить вкус успеха и победы.

Возможно, поначалу ваши требования к себе будут завышены, и вы поймете, что достигаете всего лишь 60-70% запланированного. Но это все равно намного лучше, чем ощущение, что вы не достигли ничего.

Но все же… почему?

С тех пор, как я стала заниматься коучингом, меня крайне интересует одна тема.

Почему, по каким причинам мы действуем и, наоборот, бездействуем? Почему в одном случае мы просто берем и делаем, или даже мчимся, не разбирая препятствий, в другом случае нам нужно себя заставлять, чтобы дело было сделано, а в третьем – вообще даже пальцем шевелить не хочется? Что отличает первые задачи от вторых, а вторые – от третьих? Что такого другого содержится в тех задачах, которые выполняются как бы сами собой, и даже не нужно про них думать? Что работает или, наоборот, не работает?

Вопрос этот не про мотивацию (как помочь себе сделать что-то), он глубже. Про наши глубинные причины. Про наши выборы, осознанные и неосознанные, наши реакции, наши приоритеты, наши страхи и наши желания.

Источник: //www.primacoach.ru/xochu-no-ne-delayu-10-prichin-tormozov/

Могу, хочу, надо. Как получать то, что ты хочешь?

Могу, если хочу

Прежде чем приступить к основной теме статьи, затронем немного причину нашей «усталости» от жизни. И нашей радости праздникам и отдыху.

От чего мы устаем

Если обобщить, устаем мы от двух вещей:

  • От внутреннего напряжения и сопротивления
  • От сопротивления внешнего

Когда вы занимаетесь тем, от чего поет ваша душа, вы же не устаете?
А когда мир поддерживает и помогает во всем — это же тоже легко?

Как же «не напрягаться» в этом сложном мире? Ведь если «не напрягаться», то можно жить каждым днем — радостно и расслабленно, и при этом делать что-то полезное.

«Могу, хочу, надо»

Вопрос: Кому надо? Мне или миру?

Давайте посмотрим на две типичные претензию человека к миру:

  • «Я хочу заниматься тем-то, но это никому от меня не нужно» (не получается)
  • «Я хочу получить то-то, но не могу себе этого позволить»

Мы все в мире что-то делаем — даем, и что-то получаем для жизни и своих потребностей — берем. Если посмотреть на такую модель взаимодействия (энергообмена) с миром, то можно ее описать так:

Модель А:
«Хочу давать то-то, и что я могу получить за это»?

Для того, чтобы разобраться в этой модели, введем понятие «надо» — истинное «надо», что на самом деле нужно нам, и что нужно миру?

Мненужно то, что я хочу, или то, что я могу?
Мои желания — это проявление моих потребностей, а мои «могу» — это ограничения. Другой вопрос — навязанные это желания или нет, но давайте пока предположим, что мы уже знаем, чего мы хотим на самом деле — то есть, то, что является ценностью для нас, и нам «надо».

Когда у вас больше мотивации — получить что-то доступное, или что-то очень желанное?

А миру, нужно то, что я хочу, или то, что я могу?
Если я буду втюхивать миру то, что я хочу делать — он это у меня «покупать» врядли будет.

А если я ничего не хочу делать для мира? Скорее всего, когда миру что-то нужно, он об этом говорит. И часто эти сигналы — это то, что мы можем делать, то, за чем к нам обращаются чаще всего. Это наши возможности.

То, что мы можем делать — надо миру.

Скажите, когда совет или помощь эффективны: когда вы хотите помочь или дать совет, или когда у вас помощь-совет просят?

В результате, Модель А преобразуется таким образом:

«Хочу давать то-то, и что я могу получить за это»
-> «Миру не надо то, что я хочу давать, я не получаю то, что надо мне»

И теперь вы готовы к следующему шагу. Изменить то, что даешь, чтобы изменить то, что получаешь:

Модель Б:
«Хочу получать то-то, что я могу давать за это?»
-> «Мне надо то, что я прошу, миру надо то, что я даю»

Отличный энергообмен, правда?

Еще пример из бизнеса.

Модель А: Приходим к бизнесмену и говорим ему: «Я хочу делать то-то, что ты можешь мне за это дать?»

Вы думаете, бизнесмен обязан платить вам за то, что вы хотите делать? Он смотрит разумно на вещи, адекватно, у него есть планы в голове и проблемы — потребности. И за решение этих проблем он готов платить. А помочными проблемами он не будет заниматься (если они с деятельностью не связаны).

Модель Б: Еесли мы приходим к нему и говорим: «Что я могу для тебя сделать, исходя из своих навыков? Мой интерес и моя мотивация в том, чтобы заработать на вот-это».

Честный и прозрачный разговор. Вы открыли свой интерес — то, ради чего работаете, и даете то, что можете. Если вы действительно что-то можете, из того, что нужно бизнесмену, он как минимум рассмотрит возможность сотрудничества с вами.

Таких работников бизнесмены любят. Потому что сами заняты такой же работой по отношени к сотрудникам: стремятся дать то, что могут, чтобы получить то, что хотят. И тем же занимаются по отношению к клиентам (если бизнес здоровый).

Бизнес — это прозрачный и честный фрактал реальности энергообмена. Если модель правильная — то деньги появляются.

Пример из семьи надо? Думаю, вы уже сами можете достроить, какие семьи устойчивые, а какие проблемные.

Ограничения модели

Смотрим внимательнее на «Модель Б»: получаю, что хочу, делаю, что могу. Ничего не напоминает?

«От каждого — по возможностям, каждому — по потребностям!» — известный лозунг системы (социализм), существовавшей только за счет принуждения, и развалившейся. Почему?

Потому что правильный посыл превратился в звериную гонку «халявщиков»:

  • Мочь делать меньше (и больше халявить)
  • Хотеть иметь больше (и больше отбирать)

И люди надеялись, что внешней силой (принуждением системы) можно скомпенсировать дисбалланс.

Обратите внимание на важный и незименный закон вселенной: «Сохранение энергообмена«. Нахаляву — не получится (по-крайней мере долго). Чтобы что-то получить, надо сначала что-то дать. Рыночная экономика — более честная иллюстрация этого закона вселенной.

И теперь следующая теорема:

«Вы можете иметь все, что хотите,
если делаете за это все, что можете
«.

Подумайте, откуда берется то, что вы хотите иметь на самом деле? 
И что такое «то, что я могу делать»? 
Что мешает мне хотеть иметь? Что мешает мне «мочь делать»?

Вот Вам и задание на новогодние праздники.

Моя помощь вам — «Жизнь волшебника»

А я не буду сегодня подробно на этом останавливаться — потому что это тема целого тренинга, как минимум на 2 дня.

День 1 — это истинные желания. Чего я хочу на самом деле, что мне нужно на самом деле. Без излишеств, но с комфортом. Какой я хочу видеть свою жизнь? Как сделать, чтобы эти желания исполнялись?

День 2 — это способ действия и жизни. Как узнать то, что я могу делать? Где мои таланты? Откуда это тянется? Как проживать жизнь каждый день, делая, что «могу», как при этом не волноваться, быть уверенным в завтрашнем дне? Как обеспечить достаточный энергообмен для исполнения желаний?

День 3 — это работа с тем, что мешает нам изнутри нас. Мешает «сметь» хотеть иметь, и поэтому довольствоваться тем, что «можем» иметь. Мешает «мочь» что-то делать, и поэтому стремиться делать то, что хотим и распускать себя. Это день работы с подсознательными шаблонами.

С этим будем работать на тренинге 12-14 января. Присоединяйтесь!

Онлайн-тренинг 12-14 января
Жизнь волшебника в 2015-м

Источник: //energology.ru/2014/12/mogu-hochu-nado/

Хочу, могу, надо — правила выбора. Как их совместить в жизни и быть счастливым

Могу, если хочу

деятельность взрослого человека – трудовая. Работа занимает большую часть жизни. Естественно, хочется заниматься любимым делом, но так бывает не всегда. Не каждый человек находит баланс между «хочу», «могу» и «надо». Но психологи утверждают, что это возможно. Стать счастливым может каждый человек.

Хочу, могу, надо: что значит

Каждое слово само по себе вроде бы понятно, но давайте подумаем, как именно они определяются и взаимодействуют между собой:

  • Хочу – это то, что вы любите делать.
  • Могу – это то, что вы умеете делать или чему можете научиться; то, что получается.
  • Надо – то, что от вас требуется; за что хорошо платят или хвалят, вознаграждают, социально одобряют.

Другими словами, это характеризуется так:

  • «хочу» определяет интересы и склонности;
  • «могу» – знания, умения, навыки, способности, возможности, в том числе физические и психические особенности;
  • «надо» – социальные ожидания, требования общества, спрос окружения, рынка труда.

Какие результаты дают разные соединения этих элементов:

  • Хочу + могу = счастлив, но беден.
  • Хочу + надо = жизнь в мечтах.
  • Могу + надо = богатая, но несчастная, скучная жизнь.
  • Хочу + могу + надо = успех и счастье в жизни.

Этот принцип актуален для любой сферы: семья, работа, жизнь в целом. Но особое внимание правилам выбора отводится в сфере профессионального определения.

Хочу, могу, надо в профессии

Существует немало методик для определения профессионального «хочу, могу, надо».  Для диагностики «хочу», то есть интересов и склонностей можно использовать следующие методики:

  • Карта интересов в модификации А. Е. Голомштока. Тест из 96 вопросов позволяет точно и всесторонне определить интересы личности.
  • Тест профессиональных склонностей Л. Йовайши. Опросник из 24 вопросов позволяет определить сферу профессий, к которым человек склонен.
  • Методика О. Ф. Потемкиной для определения социально-психологических установок. Тест из 40 вопросов позволяет определить мотивы личности: направленность на результат или содержание, альтруизм или эгоизм, материальные или духовные блага и т. д.

Для определения «могу», то есть личностных особенностей подойдет любой тест на определение темперамента, например, Формула Белова. Для определения способностей подойдет Оксфордский тест на определение способностей личности.

Для определения «надо» придется заняться аналитикой. Если мы говорим о профессии, то нужно оценить рынок труда, спрос, составить список востребованных профессий, изучить их особенности, требования к кандидатам. А затем сравнить требования профессии со своими интересами и способностями.

Все представленные методики подходят как для первичного определения подростков, так и для переподготовки, вторичного профессионального определения взрослых людей.

Психолог Соломин Игорь Леонидович разработал единую методику диагностики «хочу, могу и надо» – анкета «Ориентация». Предлагаю подробнее с ней познакомиться.

Часть первая: хочу

Оцените каждое выражение от 0 до 3, где 0 – совершенно неверно, 1 – отчасти так, 2 – верно, 3 – совершенно верно.

Я хочу (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):

Часть вторая: я могу

Оцените каждое выражение от 0 до 3, где 0 – совершенно неверно, 1 – отчасти так, 2 – верно, 3 – совершенно верно.

Я могу (способен, умею, обладаю навыками):

Обратите внимание, что результаты показывают представления клиента о его способностях. Они могут расходиться с действительностью. Может потребоваться дополнительная диагностика или обсуждение результатов с психологом, специалистом по профориентации.

Подведение итогов

В первой и второй части определите группу профессий, в которой набралось большее количество баллов. Типы профессий обозначены цифрами и буквами. Цифры – предмет труда, буквы – характер труда:

  • тип № 1 – «человек-человек»;
  • № 2 – «человек-техника»;
  • № 3 – «человек-информация»;
  • № 4 – «человек-искусство»;
  • № 5 – «человек-природа».
  • Класс А – исполнительские профессии.
  • Класс Б – творческие профессии.

В итоге в первой и второй части нужно выбрать один тип и одни класс профессий, в которых клиент набрал большее количество баллов. Важно оценить соответствие «хочу» и «могу», найти баланс между ними и профессию, подходящую под оба параметра. Дальше выбор профессии осуществляется по классической карте профессий Е. А. Климова.

«Надо», то есть востребованность профессии придется оценивать самостоятельно. Для этого проведите исследование актуального рынка труда.

Чтобы быть счастливым в жизни, мало правильно выбрать профессию. Нужно, чтобы «хочу», «могу» и «должен» совпадали во всем.

Хочу, могу, надо в жизни: рекомендации психолога

Если мы говорим о жизни, а не о профессии, то «хочу, могу, надо» трактуется так:

  • Хочу – ваши желания.
  • Могу – навыки.
  • Надо (должен) – жизненные принципы.

Прямо сейчас составьте три списка, соответствующие вашим желаниям, навыкам и принципам. Теперь проанализируйте их. Как правило, путь к счастью лежит не через кардинальную смену пунктов, а через их новое восприятие, другую формулировку.

Примеры трансформации для «хочу»:

  • вместо «хочу быть идеальным» – «хочу нравиться себе»;
  • «хочу быть богатым» – «хочу стать хорошим, востребованным профессионалом»;
  • «хочу найти человека для любви» – «хочу стать человеком, способным любить».

Примеры трансформации для «могу»:

  • «я умею много работать» – «я умею эффективно работать»;
  • «я умею делать вид, что …» – «я умею…»;
  • «я умею терпеть» – «я умею выходить из трудных ситуаций, предотвращать попадание в них».

Примеры трансформации для «должен»:

  • «никогда не лгать» – «стараться говорить правду»;
  • «я должен хорошо зарабатывать» – «я по возможности должен хорошо зарабатывать»;
  • «я должен любить жизнь во всех ее проявлениях» – «я должен принимать жизнь во всех ее проявлениях»;
  • «я должен видеть хорошее в плохом» – «я должен видеть полезное в плохом»;
  • «я должен всегда работать и быть продуктивным» – «я по возможности должен быть продуктивным».

Думаю, суть ясна, как правильно трансформировать фразы. А также я уверена, вы заметили, что это не только трансформация слов, но и работа над мышлением. Недостаточно назвать свое «хочу, могу, надо» и найти некий баланс между ними. Нужно работать над каждым из элементов, притом постоянно. И во всей жизни это сделать сложнее, чем только в профессиональной сфере.

Источник: //psychologist.tips/4129-hochu-mogu-nado-pravila-vybora-kak-ih-sovmestit-v-zhizni-i-byt-schastlivym.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.