< Монологическое общение - Психолог

Монологическое общение

Монологическое – диалогическое общение

Монологическое общение

Монологическое – диалогическое общение

Выделяются две разновидности устной речи по количеству лиц, производящих речь, – монолог и диалог. Соответственно, монологическим и диалогическим называют виды общения, различающиеся по постоянной/переменной коммуникативной роли я-говорящего и ты-слушающего (Н. И. Формановская).

Контактное дистантное общение

Эти виды общения отражают положение коммуникантов относительно друг друга в пространстве и времени, т.е. наличие непосредственного контакта (от лат. contactus – соприкосновение) между партнерами или его отсутствие и существование между ними пространственной дистанции (от лат.distantia – расстояние).

При контактном общении взаимодействие происходит одновременно, партнеры находятся рядом друг с другом, как правило, видят и слышат друг друга, поэтому контактное общение почти всегда – устное.

Это дает возможность общения с помощью не только словесных, но и несловесных средств. При контактном общении ситуация позволяет партнерам использовать в речи не описания, а указания на предметы, действия и явления, в результате чего понимание достигается гораздо проще.

Например, «Нам нужно идти вон туда», «Подай мне, пожалуйста, вот эту вещь» или«Ну и погодка сегодня!».

 Вне конкретной ситуации смысл этих и подобных им реплик нам не понятен, а при контактном общении свернутость ситуативно обусловленных элементов речи может достигать уровня, при котором возможно понимать друг друга «с полуслова» или «без слов».

Дистантное общение происходит, когда партнеры разделены пространством и временем. Например, чтение книги предполагает, что автора от читателя отделяет и то и другое. Иногда участники общения разделены одним из этих компонентов ситуации: например, пространством (они разговаривают по телефону или ведут диалог в Интернете и т. п.

) или временем (идет обмен записками в аудитории). Всегда дистантно общение в письмах и т. п. При дистантном взаимодействии существенно снижается доля невербальных средств общения, теряется его живость и мгновенность ответной реакции.

Однако в ситуациях, в которых непосредственный контакт необязателен или нежелателен, предпочтительно именно оно.

В свою очередь, общение на расстоянии предполагает использование вспомогательных средств в качестве носителей информации или средств, помогающих сохранить канал передачи информации. В этом отношении по наличию/отсутствию какого-либо вспомогательного «аппарата» выделяют опосредованное – непосредственное общение.

Поделитесь с Вашими друзьями:

  • «Коммуникация» – это прежде всего процесс передачи информации. В этом отношении он односторонен и монологичен.«Общение» – это процесс взаимодействия, он двусторонен и диалогичен (по М. С. Кагану).

    Таким образом, в основе различения оттенков значения слов «общение» и «коммуникация» лежат особенности отношений между участниками этого процесса.

    Поделитесь с Вашими друзьями:

  • Page 3

    Исследователи выделяют и описывают основные единицы общения – речевое событие, речевую ситуацию, речевое взаимодействие.

    Рассмотрим эти понятия.

    Слово событие, по данным «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, означает: «То, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, личной жизни».

    Под речевым событием понимается протекающий в контексте речевой ситуации дискурс.

    Дискурсом (от франц. discours– речь) называют связный текст в совокупности с экстралингвистическими – прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте.

    Дискурс – это различные виды речевой практики: бытовой диалог, интервью, лекция, беседа, переговоры и др., т. е. речь, «погруженная в жизнь».

    Дискурс включает паралингвистическое сопровождение речи (мимику, жесты) (Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. С. 136).

    Речевое событие, как следует из его определения, включает два основных компонента:

    1. словесную речь (то, что говорится, сообщается) и то, что ее сопровождает (жесты, мимика, движения и др.), т. е. дискурс;
    2. условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, включая самих участников, которые существенно влияют на речевое событие (речевая ситуация).

    Таким образом, речевое событие можно представить в виде формулы: «это дискурс плюс речевая ситуация».

    Речевая ситуация, т.е. ситуация, составляющая контекст высказывания, порожденного в речевом акте, выполняет важную роль в речевом общении.

    Следует иметь в виду, что высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников – это говорящий и слушающий. Соответственно к основным составляющим речевой ситуации относят говорящего и слушающего, время и место высказывания.

    Речевая ситуация помогает понять смысл сообщения, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, например, категории времени, местоименных (дейктических) слов типа я,ты, этот, сейчас, здесь, там, вот и др. Она позволяет также правильно интерпретировать высказывание, уточнять его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация), выявлять причинные связи данного высказывания с другими событиями и т.д.

    Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения. Вспомните, к примеру, типичные диалоги на экзаменах, у железнодорожной кассы, на приеме у врача, в юридической консультации; светские беседы в гостях, на банкетах; публичные дискуссии.

    Необходимо учитывать, что высказывание наряду с собственно семантическим значением (прямым смыслом) обладает прагматическим значением, обусловленным речевой ситуацией. Например, фраза «Скоро увидимся», сказанная при расставании с близким человеком, может означать в зависимости от ситуации разное: «Не расстраивайся, все будет хорошо», «Не беспокойся обо мне», «Скоро все узнаешь» и др.

    Высказывания, у которых семантическое значение расходится с прагматическим, называются косвенными. Косвенные высказывания широко используются в речи. Они делают речь более выразительной, сжатой, позволяют передавать разнообразные экспрессивные оттенки. Смысл косвенных высказываний становится понятным только в контексте речевой ситуации.

    Различают канонические и неканонические речевые ситуации.

    Каноническими считаются ситуации, когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего), т.е. определен момент речи; когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой (в идеале, они располагают общим полем зрения); когда адресат – конкретное лицо и т.д.

    Поделитесь с Вашими друзьями:

    Page 4

    страница22/33
    Дата28.02.2019
    Размер74.67 Kb.
    Название файлаЛекция УНИВЕР ТДО Понятие речевого общения.docx

    1   …   18   19   20   21   22   23   24   25   ..

    .   33

      Навигация по данной странице:

    • Максима скромности.
    Максима одобрения. Это максима позитивности в оценке других («Не судите, да не судимы будете», «Не осуждай других»). Атмосфера, в которой происходит речевое взаимодействие, определяется не только позициями собеседников по отношению друг к другу, но и позицией каждого по отношению к миру и тем, совпадают ли эти позиции. Если оценка мира (позитивная или негативная) не совпадает с оценкой собеседника, то это сильно затрудняет реализацию собственной коммуникативной стратегии.

  • Максима скромности. Эта максима неприятия похвал в собственный адрес. Одним из условий успешного развертывания коммуникативного акта является реалистическая, по возможности объективная самооценка. Сильно завышенные или сильно заниженные самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.
  • Поделитесь с Вашими друзьями:
  • 1   …   18   19   20   21   22   23   24   25   …   33

    Источник: //danovie.ru/ponyatie-rechevogo-obsheniya-vidi-rechevogo-obsheniya-edinici.html?page=9

    Диалогическое общение – это… Характеристика, виды и развитие

    Монологическое общение

    Под диалогом следует понимать равноправное общение субъект-субъектного плана, целью которого является саморазвитие, самопознание и взаимное познание партнеров. В нашей статье рассмотрим категорию диалогического общения: обучение, принципы, виды, характеристику. Помимо этого, коснемся вопроса развития.

    Диалогическое и монологическое общение

    Диалог — не что иное, как попытка разговора, причем на равных. Данное определение разработал Г. С. Померанц. Когда целое не складывается, речь идет о диалоге глухих. Так, можно косвенно определить подлинный диалог как общение с попыткой понять партнера.

    Диалогическое и монологическое общение — категории противоположные. Монолог определяется односторонним характером. Он заключает в себе неизбежность неправдивого итога посредством абсолютизации частички истины.

    По-видимому, именно об этом говорили средневековые монахи в пословице: “Дьявол — логик”. Под дьяволом целесообразно понимать наше желание навязывать собственную волю, желание доминировать, а также актуальные страсти.

    Приблизительно это же отмечает Кришнамурти в притче, которую написал десятки лет назад: “Однажды человек отыскал кусок истины. Дьявол был огорчен, но после сказал: “Ничего страшного: он постарается сделать истину системой и вернется ко мне””. Диалог — это своеобразная попытка лишения дьявола его добычи посредством доверительности и открытости диалогового общения.

    Основополагающие принципы общения

    В качестве базовых принципов диалогического общения К. Роджерс выделил следующие:

    • Конгруэнтность собеседников. Здесь речь идет о соответствии опыта, его полного осознания и средств диалогического общения одного человека опыту, его полному осознанию и инструментам общения другого. Это разговор «здесь и сейчас», настрой на определенное психологическое состояние партнера и самого себя.
    • Априорное доверие к собеседнику. Принятие другого человека как безусловной ценности — «любовное устранение самого себя из жизни другого» («Эстетика словесного творчества», М. М. Бахтин).
    • Восприятие собеседника в качестве равного, который имеет право на собственное решение и мнение. Фактически люди так или иначе являются неравными: по способностям, возможностям, знаниям и так далее. Однако если взглянуть на ситуацию с другой стороны, то они равны, потому что способны выразить свое понимание того или иного вопроса. Диалогическое общение — это конструирование понимания ситуации и общности ее восприятия.
    • Дискуссионный, проблемный характер общения. Речь идет о разговоре на уровне позиций и точек зрения. Стоит заметить, что «устоявшееся» мнение может легко превратиться в догму. Народная мудрость по своей сути является диалогичной: по любой проблеме существуют утверждения противоположного плана.
    • Персонифицированный характер диалогического общения. Иными словами, это разговор от имени своего «Я». Обобщенные безличные выражения, такие как «Давно установлено» или «Всем известно», способны разрушить диалог.

    Уровни общения

    Три представленных разновидности общения можно назвать уровнями в развитии диалогического общения. Ритуальное общение считается первичным и достаточно поверхностным, скажем так, формальным. Глубина в данном виде диалогического общения возникает лишь тогда, когда человек вступает в контакт с социальными субъектами (обществами, сообществами, группами) на уровне символики.

    Под ролевым общением в значительной степени следует понимать внутригрупповое и деловое общение. Его основой считается функциональное разделение общей деятельности. Диалогическое общение — это в первую очередь «чистое общение» (Г. Зиммель), словно коммуникация. Это формирование единого пространства смыслов, взглядов и людской метод существования.

    Сущность рассматриваемой категории становится предельно ясной, если охарактеризовать ее противоположность, то есть монологическое общение.

    Это не что иное, как навязывание одним лицом другому собственных целей, использование индивида для достижения своих умыслов. Здесь мы сталкиваемся не с общением «субъектно-субъектного» типа, а с «субъект-объектным».

    Целесообразно выделить два вида монологического общения: манипуляция и императив.

    Императив

    Императивное общение нужно рассматривать как авторитарную, директивную форму влияния на собеседника.

    Целью в данном случае является достижение контроля над его внутренними установками и поведением, принуждение к тем или иным решениям и действиям.

    Зачастую императивная форма общения применяется для установки контроля и управления внешним поведением индивида. Как средства воздействия здесь используются указания, приказы, предписания, наказания, требования, а также поощрения.

    Основная особенность императива состоит в том, что принуждение, будучи целью общения, не является завуалированным: «Будешь делать именно так, как я скажу».

    Данный вид в достаточной степени распространен в экстремальных и нетворческих разновидностях совместной деятельности.

    Сюда следует отнести функционирование «силовых структур», деятельность производственного значения, администрирование государственного (высокого) уровня.

    Манипуляция

    Манипуляция — не что иное, как воздействие на собеседника для достижения собственных намерений скрытого характера. В Оксфордском словаре данная категория определяется как акт влияния на человека, управления им с ловкостью, однако с особо пренебрежительным подтекстом.

    Другими словами, это скрытое воздействие и «обработка». Основное отличие манипуляции от императивного общения заключается том, что партнера не информируют об истинных целях контакта. Они или банальным образом скрываются от него, или заменяются иными.

    Манипулятор применяет уязвимые места индивида в психологическом плане.

    Среди них особенности характера, желания, привычки или достоинства, другими словами, все, что может срабатывать автоматическим образом, без сознательного анализа, способного разрушить манипуляцию или превратить ее в малоэффективную.

    Творческий процесс

    Диалогическое общение – это постоянный творческий процесс, связанный с взаимным раскрытием, пониманием, а также принятием другого взгляда на определенные вещи. Собеседники занимают такую позицию по жизни, которую Бахтин трактовал как «вненаходимость». Это позиция отсутствия прагматического интереса и бескорыстности в отношении собеседника.

    Диалог стоит рассматривать как разновидность общения, где дух целого появляется и начинает прокладывать себе дорогу через различия реплик. В беседе согласие можно достичь без явно выраженной гегемонии единого голоса.

    Под диалогическим текстом нужно понимать полифонический текст, иными словами, «хор ». Интересно знать, что самым близким к идеальной форме полифонического текста в отечественной литературе Бахтин отмечал творчество Ф.

    Достоевского.

    Развитие общения

    Рассмотрим развитие диалогического общения детей и взрослых. Под развитием диалога следует рассматривать в первую очередь развитие самосознания в личностном плане и на основе этого – способности не только слушать, но и слышать собеседника.

    Развитие дошкольника в отношении речи включает такой термин, как умение вести диалог, иными словами, общаться с окружающими. При общении реализуется первоначальная и основная функция речи – коммуникативная.

    Формирование и последующее развитие диалогической формы общения считается одной из текущих задач роста ребенка в личностном плане. Это направление в педагогическом взаимодействии происходит в рамках взаимного дополнения следующих образовательных сфер: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

    Цель общения

    Ключевые цели диалогического общения — это поддержка социальных контактов, влияние на поведение и эмоциональную составляющую партнера, а также обмен интеллектуальными сведениями.

    Среди задач категории целесообразно отметить следующие:

    • Освоение языка, который является средством общения.
    • Установление и дальнейшее поддержание детьми и взрослыми социальных контактов при условии применения всех доступных, то есть речевых и неречевых, инструментов.
    • Овладение методиками и средствами формулирования развернутого текста при продуктивной творческой речи.
    • Сохранение интерактивного взаимодействия (это умение слушать и слышать партнера, задавать вопросы, инициативно высказываться, а также проявлять достаточно активное отношение в ответ).

    Диалог у дошкольников

    В рамках речевого и социально-коммуникативного развития общение в диалогической речи является основной формой категории. Она характеризуется несогласованной активностью дошкольников.

    Здесь нельзя назвать задачей обмен сложными интеллектуальными данными или координацию совместных действий, достижение общего результата.

    В первую очередь удовлетворяется потребность, связанная с установлением эмоциональной связи и социального контакта со сверстниками.

    У ребенка предельно выражена необходимость в презентации собственного «Я», во внимании со стороны окружающих. У него есть неподдельное желание довести до собеседников содержание и цели собственных действий.

    Каждый ребенок испытывает потребность рассказать другим о своих впечатлениях в отношении личного опыта.

    Он охотно откликается, если поступает предложение описать свои походы в лес, любимые игрушки, маму, сестренку или брата.

    Этапы развития

    Развитие культуры диалогического общения проходит такие этапы:

    • Стадия преддиалога («коллективного монолога», «дуэта»).
    • Стадия скоординированных в речевом плане действий, которые направлены на поддержание беседы (социального контакта).
    • Стадия практического взаимодействия (личностно окрашенный контакт, содержательный диалог).

    В результате осуществляется создание диалогической позиции, развивается умение слышать и слушать партнера.

    Предельно важным является целостный подход к созданию диалогической речи, а также недопустимость варианта, связанного со сведением задач обучения диалогическому общению лишь к освоению формы вопросно-ответного типа.

    Педагогу необходимо обращать внимание на то, чтобы дети овладевали невербальными средствами коммуникации (жестами, мимикой, пантомимикой), правильной грамматической и лексической направленностью в общении.

    У дошкольников следует воспитать звуковую культуру речи (четкую дикцию, чистое произношение, интонационную выразительность).

    Обучение общению диалогического плана осуществляется в процессе различных игр, бесед, драматизаций, инсценировок, занятий продуктивной работой. Именно в таких формах взаимодействия преодолеваются задачи, которые считаются традиционными для метода развития речи:

    • Воспитание речевой культуры во взаимосвязи со звуком.
    • Активизация и обогащение словаря.
    • Создание грамматического строя языка дошкольника.

    Необходимо подбирать определенные игровые задания, языковой материал, проблемные ситуации так, чтобы активизировать общение между ребятами, их инициативные высказывания, рассказы из личного опыта, вопросы, а также инициировать творчество, связанное с речевой деятельностью.

    Актуальные приемы стимулирования речи

    Важнейшей характеристикой диалогического общения является применение определенных приемов, которые стимулируют речь. Среди них важно отметить следующие:

    • Сюрпризное возникновение предметов, игрушек.
    • Обследование предметов, а также свойств, касающихся их.
    • Драматизации, инсценировки.
    • Беседы на темы, сформулированные из личного опыта.
    • Свободное использование материалов (картинок, цветной бумаги, красок, кубиков), интересных костюмов, элементов декораций и так далее.

    Заключение

    Итак, мы в полной мере рассмотрели категорию диалогического общения. В заключение стоит отметить, что диалог является основой равновесия, которое было достигнуто после двух мировых войн.

    Экономическая эффективность считается невозможной, если нет устойчивого порядка.

    Последний, в свою очередь, не является актуальным без социальной защиты, которой не существует при условии отсутствия понимания общественных жизненных миров.

    Диалог — не что иное, как выбор собеседниками совместного пути взаимодействия (Д. В. Майборода). Необходимо различать диалог в стандартном, традиционном понимании, то есть логический, и в современном — феноменологический. В первой разновидности связь осуществляется посредством речи (логоса).

    Феноменологический диалог — это непосредственный обмен между личностными мирами. Возможность, связанная с взаимопониманием, основывается на параллелях смыслового типа, на похожих интенциональных структурах и, конечно же, на подобии человеческих организаций сознания.

    Полноценность понимания может обеспечиваться лишь знанием языка собеседника, причем во всей его специфике.

    Прямое межличностное общение имеет место тогда, когда индивиды воспринимают внешний облик друг друга, то есть опираются именно на органы чувств. На основании знаний (опыта), а также увиденного формируются представления о личности собеседника. Они уточняются сведениями о поступках (поведении) человека. Далее осуществляется «объяснение» тех фактов, которые наблюдаются, их интерпретация.

    Чтобы обогатиться взаимным образом, люди должны наделять всех возможностью высказаться. Следует учиться слышать собеседника.

    Сегодня актуальным считается отход от представлений о современном обществе как исключительно о результате государственной деятельности, где в качестве почти единственного источника изменений в социальном плане выступает власть.

    Важно заметить, что внимание переносится на повседневную общественную жизнь, на рядового участника процессов, протекающих в социуме, рассматриваемого как деятеля.

    В различных областях гуманитарного и социального знаний ощущается надобность понимания человеческого опыта с учетом позиции тех людей, которые действуют, их когнитивных структур, образцов переживания и чувствования, нагруженности деятельности в смысловом ключе, телесных и вербальных практик идентичности.

    Источник: //labuda.blog/230500

    Ожидания и игры: диалогическое и монологическое общение

    Монологическое общение

    Арпентьева Марьям Равильевна, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского

    Цитировать:
    Арпентьева М. Р. Ожидания и игры: диалогическое и монологическое общение // Социальные явления.015. № 1(3). С.32-40.

    Аннотация:

    Статья посвящена анализу проблем ожиданий в монологическом и диалогическом общении. Сравниваются особенности диалогического и монологического взаимодействий, реализующих «смыслы для себя» и «смыслы для других» на разных стадиях общения: перцепции, интеракции и интеграции.

    В качестве центрального, ядерного момента анализа ожиданий во взаимодействии рассматривается игра, анализируются ее составляющие — спектакль и состязание, особенности их реализации в монологическом и диалогическом взаимодействии на разных уровнях и стадиях общения, парадоксы и тенденции диалогического и монологического взаимодействий. Подчеркивается жизнеизменяющий потенциал диалогического общения, его направленность не только на решение проблем, но на развитие субъектов общения, преображение их жизнедеятельности, в том числе выходящее за пределы ожиданий.

    Ключевые слова: диалог, монолог, общение, ожидания, самораскрытие, самопредъявление.

    Открыть на весь экран

    Список литературы:

    1. Амяга Н. В. Самораскрытие и самопредьявление личности в общении//Личность. Общение. Групповые процессы. -М.: АН СССР, 1991. -С. 57-74.
    2. Андреева Г. М. Социальная психология. -М.: Аспект Пресс, 2008. -384 с.
    3. Арпентьева М. Р. Практикум по психологическому консультированию. -Калуга: КГУ, 2014. -336 с.
    4. Арпентьева М. Р. Стратегии социального поведения личности. -Калуга: КГУ, 2015. -300 с.
    5. Бандура А. Теория социального научения. -СПб.: Евразия, 2000. -320 с.
    6. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. -М.: Искусство, 1979. -424 с.
    7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. -640 с.
    8. Боулби Дж. Привязанность. -М.: Гардарики, 2003. -477 с.
    9. Василюк Ф. Е. Молитва-молчание-психотерапия//Московский психотерапевтический журнал. -1996. -№4. -С.141-145.
    10. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. -М.: Лабиринт, 2001. -368 с.
    11. Гоффман Э. Представление себя другим в повседневной жизни. -М.: ИС РАН, 2004. -751 с.
    12. Дмитриева Е. Г. Адольф Хараш и его метод//Журнал практического психолога. -2014. -№ 1. -С. 141-152.
    13. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. -М.: Че-Ро, Изд-во МГУ, 1997. -344 с.
    14. Казанжи М. Й. Психологiя фасилятивностi. -Одесса: Куприенко С. В., 2014. -327 с.
    15. Карнеги Д. Законы влияния. -Мн.: Попурри, 2015. -380 с.
    16. Кнорре Е. Б. Адольф Хараш: парадоксы диалога//Журнал практического психолога. -2014. -№ 1. -С. 92-98.
    17. Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии, три стратегии психологического воздействия//Вопросы психологии. -1987. -№ 3. -С. 41-49.
    18. Кокурина И. Г. Методика изучения мотивации трудовой деятельности. -М.: МГУ, 1990. -90 с.
    19. Копьев А. Ф. Взаимоотношение «Я» -«Другой»//Московский психотерапевтический журнал. -2007. -Юбилейный выпуск. -С. 85-97.
    20. Лейнг Р. Расколотое «Я». -СПб.: Белый кролик, Академия, 1995. -352 с.
    21. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. -304 с.
    22. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия. -М.: МПА, 1994. -368 с.
    23. Менджерицкая Ю. А. Феномен подтверждения -неподтверждения и развитие личности//Психологический вестник РГУ. -Вып. 1. -Ч. 2. -Ростов-н/Д.: РГУ, 1996. -С. 115-131.
    24. Минигалиева М. Р. Стратегии понимания клиента в психологическом консультировании: дис.. канд. психол. наук. -М.: МГУ, 1999. -275 c.
    25. Михайлова Е. В. Самопрезентация. -СПб.: Речь, 2007. -224 с.
    26. Морено Дж. Л. Социометрия. -М.: Академический Проект, 2001. -330 с.
    27. Орлов А. Б. Психологическое консультирование и психотерапия: триалогический подход//Вопросы психологии. -2002. -№4. -С. 3-19.
    28. Петровский А. В. Психология и время. -СПб.: Питер, 2007. -448 с.
    29. Постмодерн/под ред. Л. Г. Ионина. -Харьков, 2002. -247 с.
    30. Потебня A. A. Слово и миф. -М.: Правда, 1989. -623 с.
    31. Сатир В. Как строить себя и свою семью. -М.: Педагогика-пресс, 1992. -190 с.
    32. Ухтомский А. А. От двойника к собеседнику//Ухтомский А. А. Доминанта. -СПб.: Питер, 2002. -С. 335-391.
    33. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. -М.: ИП АН СССР, 1991. -244 с.
    34. Хараш А. У. Личность, сознание и общение//Психолого-педагогические проблемы общения/под ред. А. А. Бодалева. -М.: АПН СССР, 1979. -С. 17-35.
    35. Хараш А. У. О механизме общественной детерминации индивидуальной деятельности//Психология в вузе. -2014. -№ 1. -С. 12-24.
    36. Хараш А. У. Межличностный контакт как исходное понятие психологии устной пропаганды//Вопросы психологии. -1977. -№4. -С. 52-63.
    37. Хараш А. У. Монолог и диалог//Социально-психологическая компетентность/сост. и ред. М. Р. Арпентьева. -Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2015. -250 с.
    38. Хараш А. У. Смысловая структура публичного выступления//Социальная психология/сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. -М.: Аспект Пресс, 2003. -С. 71-84.
    39. Хараш А. У. Социально-психологические механизмы коммуникативного воздействия: дис.. канд. психол. наук. -М.: МГУ, 1983. -33 с.
    40. Хейзинга Й. Homo Ludens. -М.: Прогресс -Традиция, 1997. -416 с.
    41. Чиксентмихайи М. Поток. -М.: Альпина нон-фикшн, 2012. -520 с.
    42. Шостром Э. Человек-манипулятор: внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. -К.: PSYLIB, 2003. -140 с.
    43. Эльконин Д. Б. Психология игры. -М.: Владос, 1999. -360 с.
    44. Allport G. W. The Nature of Prejudice. -N.-Y.: Addison-Wesley Publishing Company, 1979. -537 с.
    45. DeKoven B. Building an inner playground//AHP Perspect. -1999. -June-july. -P.18.
    46. Festinger L. A theory of social comparison processes//Humаn Relations. -1954. -V.7. -P. 117-140.
    47. Jourard S. Healthy Personality. -N.-J.: Prentice-Hall, 1974. -380 p.
    48. Katz D. & Lazarsfeld P. F. Personal influence. -N.-Y.: Free Press, 1955. -230 р.
    49. Rimé B., Interpersonal emotion regulation//Handbook of emotion regulation/J. J. Gross (Ed.). -N.-Y.: Guilford, 2007. -P. 466-485.
    50. Sullivan Н.St. The Interpersonal Theory of Psychiatry/Ed. by H. S. Perry and M. L. Gawel. -N.-Y.: W. W. Norton & Co., Inc., 1953. -393 p.
    51. Whorf B. L. Language, thought and reality/Ed. John B. Carroll. -N.-Y.: Wiley, 1956.

    Источник: //journal.socialphenomena.org/ru/issues/3_2015/sp3_2015_arpentieva_32_40/

    Ситуации общения

    Монологическое общение

    Интересно, уважаемые читатели, вас никогда не удивляло существование особого понятия — «педагогическое общение»? Не существует же, например, медицинского, юридического (причем отдельного для адвокатов и прокуроров), журналистского общения, а педагогическое почему-то есть.

    То есть все другие — люди как люди, общаются себе, а педагоги — какие-то особенные…

    А если обойтись без всех этих «отдельных огородов», профессиональных вотчин и прочей выраженной специфики? У педагога, школьного психолога, как и любого другого человека, имеется в распоряжении некоторый набор инструментов общения.

    Набор, в общем-то, универсальный, пригодный для использования в любой сфере. Как педагог может им воспользоваться для решения своих и профессиональных и личностных задач?

    В отечественной социальной психологии выделяются три принципиально разные ситуации общения:

    — ритуал — ритуальное общение; — монолог — два вида общения: императив и манипуляция;

    — диалог — гуманистическое общение.

    Все они имеют место быть в пространстве школы, и каждая из них обладает своим потенциалом и своими ограничениями.

    РИТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

    Ритуалы родом из далекого прошлого человечества, из тех времен, когда безличное, лучше сказать — обезличенное, взаимодействие имело смысл для людей одного рода-племени и для установления контакта с представителями других родов. Родо-племенные отношения почти бесследно исчезли, а ритуалы в культуре задержались и укрепились. Может быть, в качестве рудимента или анахронизма? Так, наследие темного первобытного прошлого… Не похоже.

    Ритуалы составляют значительную часть так называемой воспитанности современного человека. Этикет — это свод ритуалов воспитанного человека. Мы, воспитанные люди, знаем, что нужно здороваться со знакомым человеком, сколько бы раз за день он ни попался нам на глаза. Хотя бы кивнуть, улыбнуться, как-то передать важную ритуальную информацию: я тебя вижу, ты есть.

    Многие разговоры — в дальнейшем глубокие, личностные, начинаются с ритуалов. Ритуалами начинаются и заканчиваются уроки, тренинговые занятия. Есть сложные, развернутые формы ритуалов: защита диссертации, поздравление юбиляра, порядок тостов за праздничным столом…

    Смысл ритуального общения одновременно и прост, и глубок: человек получает подтверждение своей принадлежности к группе, включенности в групповую ситуацию, базового принятия со стороны референтных людей.

    Этот вид общения, при всей своей принципиальной обезличенности, очень важен для человека.

    Можно сказать, что он дает нашему «Я» первичное ощущение уверенности, подтвержденности, на фоне которых легче разворачиваться всем остальным более сложным видам взаимодействия с миром и самим собой.

    Есть ли место ритуалам в школе? Конечно, обязательно должно быть. Они работают на ощущение безопасности окружающего пространства и на формирование чувства общности.

    Ритуалы приветствия и расставания утром и после завершения занятий в классе, с каждым учителем — в начале и в конце урока; приход в класс новых детей; начало и конец учебного года; прием восьми- или девятиклассников в старшую школу; посвящение в гимназисты-лицеисты и прочие «исты»; ритуальные открытки учителям ко дню учителя; ритуальные выступления директора перед изумленной школьной общественностью; ритуальные дни открытых дверей для родителей и т.д. и т.п.

    Регулярно воспроизводящиеся ритуалы формируют у детей и взрослых чувство надежности и уверенности. Конечно, здесь важно не переборщить. Основные формы общения в школе, естественно, не ритуальные.

    Опасно свести к ритуалу те формы взаимодействия детей и взрослых, которые должны нести ценности, смыслы, иметь какое-то развивающее или воспитывающее значение.

    Ритуал не воспитывает, он способствует воспитанию и развитию, выступает настройщиком воспитательной среды.

    МОНОЛОГ

    Монологическое общение — сочетание на первый взгляд странное: либо монолог, либо общение. Но это только на первый взгляд.

    Вся наша повседневная жизнь доказывает, что можно общаться с реальным собеседником, делать паузы в собственных тирадах, позволяя собеседнику высказаться, можно внешне вполне успешно имитировать взаимопонимание, а на самом деле говорить только с самим собой.

    Если я вижу в другом отражение своих желаний и намерений, если другой — средство достижения моих целей или чистое поле, на котором я с открытой душой сею разумное, доброе и вечное, я пребываю в монологе. Замечательный русский физиолог, психолог и философ А.А.

    Ухтомский так характеризовал монологическое общение: человек видит вокруг себя не других людей, а своих двойников. Двойник — это «бесконечное и навязчивое повторение в окружающем мире меня самого, моей собственной проекции, моего собственного надоевшего и абстрактного я».

    В состоянии монолога человек разговаривает с самим собой, глядя в окружающих людей как в собственное отражение. Несомненно, педагогическая профессия провоцирует человека на монолог.

    Желание объяснить, научить, сформировать, воспитать, передать, укрепить, в общем — перенести в ученика свое собственное содержание, предметное, ценностное, постоянно владеет педагогом. То, что важно самому ребенку, часто бледнеет и меркнет в ярком свете педагогических и социальных задач. Но есть в педагогической практике монолог и монолог. Посмотрим внимательнее на его реальные возможности.

    Прежде всего, монолог существует как минимум в двух очень разных формах, что и порождает два различных вида монологического общения — императив и манипуляцию.

    ИМПЕРАТИВ

    Под императивом понимается авторитарное, директивное воздействие на другого человека. Цель такого воздействия — достижение контроля над поведением или внутренними установками партнера по общению, принуждение к определенным действиям или решениям.

    Отличительная особенность императива в том, что цель воздействия — принуждение — не завуалирована, она открыто предъявляется партнеру: «Будешь делать, как я скажу».

    А для того чтобы у партнера не возникло соблазна отказаться, используются жесткие формы общения: приказ, указания, предписания, требования, наказания, прямые угрозы, описание катастрофических последствий непослушания и т.д. Есть достаточно много жизненных обстоятельств, в которых императив вполне обоснован и оправдан.

    Это экстремальные ситуации, так называемые уставные отношения. Что же можно сказать о школьных ситуациях взаимодействия? Есть ли в них место императиву и какое? Есть, оно невелико по объему, но существенно по значению. Можно говорить о нравственном императиве.

    О нем писал Ницше: нравственности предшествует принуждение, позднее она становится обычаем.

    Считается, что есть три «заповеди», которые могут прививаться ребенку в форме императива: 1) не делай того, что является угрозой для твоей жизни; 2) не делай того, что является угрозой для жизни другого человека; 3) не наноси вред имуществу, материальным ценностям семьи. А.

    Азимов ввел в современную фантастику понятие о трех законах роботехники. Мы, по аналогии, можем говорить о трех законах императива в воспитании. Но не более того! И мы должны считаться с тем, что императив, как правило, влияет только на внешнее поведение человека, не изменяя в нужную нам сторону его установки и ценности.

    Соответственно, императивно привитые правила будут соблюдаться ребенком только до тех пор, пока существует взрослый — надзиратель. Кстати, не отсюда ли проблемы части детей, невероятно тяжело и конфликтно переживающих подростковый возраст? Время некритичного подчинения взрослому закончилось, а собственных позиций нет, так как им не позволили образоваться. И подросток, что называется, «срывается с нарезки».
    Его свободное вращение будет продолжаться до тех пор, пока не сформируются собственные регуляторы поведения и моральные принципы. Увы, они нас не всегда устраивают, но менять что-либо непросто. Подросток порядком настрадался, вырабатывая их самостоятельно, в антагонизме со взрослыми. Как же теперь от них отказываться?

    «Никакое внешнее принуждение не может поддержать человека ни на умственной, ни на нравственной высоте, если он сам не желает держаться на ней», — сказал в своей время Н.Г. Чернышевский.

    Если мы хотим, чтобы наши воспитательные интервенции что-то меняли в системе личностных целей и ценностей наших детей, императив нам не помощник.

    Только внутренняя переработка требований взрослого, только свободное осмысление предъявляемых норм позволяют человеку сформировать устойчивые убеждения и, что не менее важно, — такие черты личности, как критичность, самостоятельность в поступках и оценке своего и чужого поведения.

    Общение, которое дает ребенку возможность занять такую позицию по отношению к предъявляемым ему нормам и требованиям, — это, конечно, не монолог, а диалог. Речь о нем впереди. Но перед этим, в следующей статье, мы познакомимся еще с одним видом монолога — манипуляцией. Самым распространенным в нашей культуре и самым неоднозначным видом общения.

    Марина БИТЯНОВА,
    кандидат психологических наук

    (Продолжение следует)

    Источник: //psy.1sept.ru/article.php?ID=200101717

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.