< Моральные нормы - Психолог

Моральные нормы

Нравственные нормы, ценности и правила

Моральные нормы

Нравственные нормы сходны с правовыми в том, что и те, и другие играют роль главнейшего механизма, с помощью которого регулируется человеческое поведение. Нормы морали представляют собой неписанные законы, которые сложились в ходе столетий. В праве же законы закреплены юридически.

Нравственная культура

Нравственные нормы, ценности являются практическим воплощением морали. Их особенность заключается в том, что они определяют сознание и особенности поведения людей во всех жизненных сферах: быт, семья, профессиональная деятельность, межличностные отношения.

Морально-нравственные нормы – это свод определяющих человеческое поведение правил, нарушение которых приносит ущерб обществу или группе людей. Их формулируют в виде конкретного набора поступков. Например:

  • нужно уступать место тем, кто старше;
  • здороваться, встречая другого человека;
  • быть великодушными и защищать тех, кто слабее;
  • приходить вовремя;
  • говорить культурно и вежливо;
  • носить ту или иную одежду, и т.д.

Фундамент построения здоровой личности

Духовно-нравственные нормы и ценности составляют образ человека, совершенного в смысле соответствия шаблону благочестия. Именно к этому портрету нужно стремиться. Таким образом выражаются конечные цели того или иного поступка. В виде идеала используется такой образ, как Иисус в христианстве. Он пытался заложить в человеческих сердцах справедливость, был великомучеником.

Нравственные правила и нормы играют роль персональных жизненных ориентиров для того или иного человека. Личность задает свои собственные цели, в которых проявляется ее позитивная или негативная сторона. Большинство людей стремятся к счастью, свободе, познанию смысла жизни. Нормы нравственности помогают им регулировать свое моральное поведение, мысли и чувства.

Мораль функционирует в обществе в виде совокупности трех структурных элементов, каждый из которых представляет собой одну из сторон нравственности. Этими элементами являются моральная деятельность, нравственные отношения и моральное сознание.

Мораль в прошлом и настоящем

Данные явления начали проявляться достаточно давно. У каждого поколения и общности людей формировалось свое понимание доброго и злого, собственные способы интерпретации моральных норм.

Если обратиться к традиционным обществам, мы увидим, что там нравственный облик рассматривался как неизменное, фактически принятое в условиях отсутствия свободы выбора, явление. Человек того времени не мог делать выбор между принятием и непринятием господствующих тенденций, он должен был безоговорочно следовать им.

В наше же время, в отличие от правовых, нравственные нормы больше рассматриваются как рекомендации по достижению счастья для себя и окружающего общества.

Если ранее мораль определялась как нечто, данное свыше, прописанное самими богами, то сегодня это что-то похожее на негласный общественный договор, которому желательно следовать.

Но если вы ослушаетесь, по сути, вас могут только осудить, но не призвать к реальной ответственности.

Вы можете принять моральные законы (для своего же блага, ведь они являются полезным удобрением для ростка счастливой души), либо же отвергнуть, но это останется на вашей совести. В любом случае вокруг нравственных норм вращается все общество, и без них его функционирование было бы неполноценным.

Разнообразие нравственных норм

Все нравственные нормы и принципы можно условно разделить на две группы: требования и позволения. Среди требований выделяют обязательства и естественные обязанности. Позволения тоже можно разделить на безразличные и сверхдолжные.

Есть мораль общественная, которая подразумевает под собой самые унифицированные рамки. Есть же негласный свод правил, действующий в той или иной стране, компании, организации или семье. Также существуют установки, в соответствии с которыми свою линию поведения выстраивает отдельная личность.

Дабы познать нравственную культуру не только в теории, но и на практике, нужно совершать правильные поступки, которые окружающие будут принимать и одобрять.

Возможно, значение морали преувеличено?

Может показаться, что следование нормам морали заковывает человека в узкие рамки. Однако мы не считаем себя узниками, используя инструкцию к тому или иному радиоприбору. Нормы морали – это та же схема, которая помогает нам правильно выстраивать свою жизнь, не вступая в конфликт с совестью.

Нравственные нормы в большинстве своем совпадают с правовыми. Но случаются ситуации, когда мораль и право вступают в конфликт. Разберем данный вопрос на примере нормы «не укради». Попробуем задаться вопросом «Почему тот или иной человек никогда не пойдет на кражу?».

В случае, когда основанием служит страх перед судом, то мотив нельзя назвать моральным. А вот, если человек не крадет, исходя из убеждения, что воровство – это плохо, то, поступок основывается на моральных ценностях.

Но в жизни бывает, что некто считает своим моральным долгом то, что с точки зрения права, является нарушением закона (например, человек решается на кражу лекарства, чтобы спасти жизнь родного человека).

Важность морального воспитания

Не стоит ждать, что морально-нравственная среда сложится сама. Её тоже нужно строить, познавать, то есть работать над собой. Просто, наряду с математикой и русским языком, школьники не изучают законы морали.

И, попадая в общество, люди могут подчас чувствовать себя такими же беспомощными и беззащитными, как если бы они в 1-ом классе вышли к доске и были вынуждены решить уравнение, которого до этого и в глаза не видели.

Так что все слова о том, что благонравие сковывает, порабощает и делает из человека раба, справедливы лишь в том случае, если моральные нормы извращены и подстроены под материальные интересы той или иной группы людей.

Социальная голодовка

В наше время поиск правильной дороги в жизни беспокоит человека куда меньше, чем социальный дискомфорт. Родители больше заботятся о том, чтобы ребенок стал хорошим специалистом, нежели счастливым человеком в будущем. Важнее становится вступить в благополучный брак, чем познать настоящую любовь. Родить ребенка важнее, чем осознать истинную потребность в материнстве.

Моральные требования в своем большинстве апеллируют не к внешней целесообразности (если поступишь так-то, то добьешься успеха), а к моральному долгу (нужно поступить определенным образом, так как это продиктовано долгом), имея, таким образом, форму императива, рассматриваемого как прямое и безусловное повеление.

Нравственные нормы и поведение людей тесно взаимосвязаны. Однако, задумываясь о законах морали, человек не должен отождествлять их с регламентом, а выполнять их, руководствуясь собственным желанием.

Источник: //FB.ru/article/233688/nravstvennyie-normyi-tsennosti-i-pravila

Мораль и право в системе культуры

Моральные нормы

КультурологияТеория культурыМораль и право в культуре

Мораль в системе социальных норм

Мораль — это совокупность норм, правил, принципов, являющихся следствием внутреннего убеждения человека или воздействия на него силы общественного мнения.

Моральная культура составляет «срез» культуры в целом, всех сторон и проявлений. Ее можно определить как достигнутый обществом и индивидами уровень человечности, гуманности в отношениях людей. Мораль опирается на авторитет общественного мнения и нравственные убеждения личности. Моральное или нравственное сознание включает в себя моральные нормы и моральные принципы.

Нормы морали — это правила поведения людей в конкретных жизненных ситуациях.

Назначение норм морали — предоставление людям возможности определять степень соответствия своих действий признанным обществом представлениям о добре и зле, справедливости и несправедливости. Эти нормы возникают стихийно, существуют, как правило, в устной форме, отражаясь в сознании людей.

Мораль формируется и поддерживается самим обществом, отвечает уровню его развития, тем общественным представлениям, которые сложились исторически и преобладают в обществе. Выполняются моральные нормы только теми людьми, для которых содержащиеся в них правила авторитетны.

Итак, процесс реализации этих норм зависит от уровня информированности, развития и воспитания конкретной личности.

Моральные принципы — более широкие понятия, они носят общечеловеческий характер и обычно формируются как девизы, заповеди, кодексы, согласно которых нужно вести себя не только в конкретной жизненной ситуации, но и в целостной системе общественных отношений. К ним относятся такие положения, как «не укради», «не лги», «уважай ближнего», «чти отца своего» и т. д.

Моральная культура личности воплощается в отношениях человека с другими людьми, а моральная культура общества определяется количеством окультуренных индивидов.

Основными нравственными понятиями являются:

  • добро и зло: противоположные, но взаимосвязанные качества. Добро — позитивное, созидательное, гармоническое качество личности; зло — агрессивное, эгоистическое, раз­рушительное состояние личности. Добрый человек — значит хороший, злой — значит плохой. К основным понятиям морали также относятся:
  • долг — необходимость подчиняться более значимой воле, чем собственная при выполнении нравственных обязательств;
  • совесть — внутренний прокурор, «собственный суд справедливого человека», другими словами, соотношение поступков человека с общепризнанными нормами морали;
  • гуманизм — признание человека высшей ценностью. Основной признак гуманизма выражен в так называемом «золотом правиле нравственности», которое формулируется так: относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Или, как сказано в Библии, «возлюби ближнего, как самого себя».

Мораль является основой любви, брака и семьи. Взаимоотношения людей в обществе регулируются не только нормами морали, но и правом.

Единство и различия права и морали

Между моралью и правом существует единство и взаимосвязь:

  • мораль и право выполняют регулирующую функцию в обществе, то есть, направлены на социальные связи человека;
  • мораль и право имеют сходные структуры, нормативы и принципы;
  • мораль и право должны соответствовать друг другу и утверждать в обществе принципы добра и справедливости;
  • мораль и право не должны противостоять друг другу.

В то же время между моралью и правом существуют отличия:

  • нормы права — это сумма законов, предписаний, положений, санкционированных государством;
  • нормы морали — «санкционированы» только общественным мнением, то есть они формируются в процессе непосредственного общения людей;
  • нормы права всегда конкретны и однозначны в толковании (например, «Уголовный кодекс»);
  • нормы морали допускают различное толкование и восприятие в зависимости от этнических, религиозных и других особенностей общества;
  • нормы права формируют правила поведения в виде прав и обязанностей;
  • нормы морали существуют не только в виде прав и обязанностей, но и в виде общих принципов, целей, лозунгов и т. п.;
  • нормы права обеспечиваются государственным принуждением;
  • нормы морали обеспечиваются привычкой, внутренним убеждением, моральным, общественным влиянием и другими негосударственными методами.

Значительные отличия права и морали позволяют обществу и государству гибко использовать наиболее приемлемые для конкретной ситуации средства в процессе регулирования общественных отношений. Так, например, обязанность уступать место старшим в общественном транспорте носит моральный характер, а обязанность платить за проезд — правовой.

Итак, мораль и право имеют общее предназначение в процессе регулирования общественных отношений и разное воздействие и значение в обеспечении системности общества.

Право в системе социальных норм

Право — это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством и охраняемых силой государства, которые регулируют важнейшие общественные отношения.

Правом называют социально-правовые притязания людей: право на жизнь, право на свободу, право на труд и образование и т.д.

Это так называемые естественные права человека.

Право, отражая моральные установки общества, способствует узаконению некоторых моральных принципов и постепенному сужению сферы применения тех из них, которые утратили свою актуальность.

Признаками права являются:

  • Выражение общей воли. По словам Г. Гоббса, право есть продукт воли тех, кто имеет власть над другими. Для К. Маркса, «право — это возведенная в закон воля господствующего класса»,
  • Нормативное регулирование общественных отношений, то есть право, предписывает человеку: «поступай так, а не иначе». Нормы права носят всеобщий и обязательный характер. («Закон суров, но он есть закон»).
  • Определение меры свободы поведения человека. Это означает, что право выражает меру доступности, реальности прав и свобод личности и меру допустимости ограничения свободы. Принцип свободы был сформулирован во французской Декларации прав человека и гражданина: «свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому».
  • Краеугольным признаком права является то, что оно устанавливается, санкциализируется и поддерживается государством. В рамках отдельного государства оно выступает как государственная воля. В реальной жизни это означает, что государство обеспечивает выполнение признаваемых и действующих юридических норм, так как нет других способов возвести общую волю граждан в закон.

Функции права в обществе состоят в следующем:

  • связывать членов общества юридическими узами в форме правоотношений;
  • согласовывать различные интересы людей общностей, организаций;
  • закреплять экономические основы деятельности человека (право собственности);
  • регулировать с помощью законов позитивные правила поведения с целью закрепления и развития общественных отношений;
  • охранять общезначимые общественные и личные отношения граждан (с помощью запретов, санкций и юридической ответственности).

Право как воплощение социальной справедливости

Цель права — реализация одной из высших моральных ценностей, имеющих общечеловеческое значение, — справедливости.

Справедливость — это категория, содержащая требование соответствия между значимостью отдельных индивидов, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением за него, преступлением и наказанием.

Назначение права как воплощения социальной справедливости проявляется в том, что:

  • право основывается на принципах гуманизма и справедливости;
  • права и обязанности субъектов находятся в отношениях справедливой взаимности;
  • сам процесс разработки права характеризуется обеспечением справедливых институтов демократии;
  • право обеспечивает равенство субъектов в процессе реализации и защиты их прав, а также установления их обязанностей;
  • право уравновешивает социальные интересы разных групп, существующих на уровне общества;
  • право устанавливает наиболее целесообразные и справедливые средства, формы и виды ответственности, имеющие целью восстановление нарушенных прав, а также интересов общества;
  • выполняя гуманистическую функцию, право предоставляет возможность реализовать в конкретном поведении людей те принципы справедливости, которые наиболее полно отвечают уровню развития общества и государства.

Итак, предоставляя субъектам права равные возможности, налагая равные обязанности и устанавливая равную ответственность, право выступает в качестве средства обеспечения справедливости в реальной общественной практике.

Понятие политической и правовой культуры

Взгляд на государство и право как на историческое достижение цивилизации, оценка их с позиций гуманизма и справедливости вызвали активное использование в юридической науке двух взаимосвязанных понятий — «политическая культура» и «правовая культура».

Понятие «культура» происходит от латинского слова «cultura», которое переводится как «обрабатывание земли», «воспитание», «развитие» и т. п.

Сегодня оно главным образом обозначает систему материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, своего рода исторический опыт, который передается из поколения в поколение и соответствующим образом влияет на поведение людей. Социальное назначение права детализируется в правовой культуре.

Политическая культура определяется как исторический опыт, память социальных групп и отдельных людей в сфере политики, которые влияют на их политическое поведение.

Этот опыт в обобщенном виде содержит достижения как в сфере международных отношений, так и в сфере внутренней политики. С одной стороны, политическая культура является частью всей культуры общества, с другой же — она связана с конкретной политической системой.

Политическая культура может быть охарактеризована как качественное состояние политической жизни общества и степень зрелости политической системы общества.

В то же время в политической культуре находят отражение не только объективные политические институты, но и политические взгляды, идеи, представления, чувства, которые характеризуют отношение носителей политической культуры к политической жизни.

Правовая культура по аналогии с предыдущим понятием также может быть определена как исторический опыт, влияющий на поведение социальных групп и отдельных людей, но уже в сфере права.

Иногда правовую культуру понимают несколько упрощенно — как категорию, указывающую на уровень понимания, признания и сознательного исполнения правовых предписаний. Исходя из этого правовую культуру разделяют на:

  • общественную, присущую обществу;
  • групповую, характерную для какой-то социальной группы;
  • индивидуальную, характерную для отдельной личности.

Определенный уровень правовой культуры достигается с помощью объективных и субъективных факторов. Объективные — это условия развития общества, а субъективные — правовое воспитание.

Основные задачи правового воспитания

Правовое воспитание — это деятельность юридических и физических лиц, целенаправленно воздействующая на правовое сознание и правовое поведение граждан.

Задача правового воспитания состоит в том, чтобы на основе общих правовоспитательных целей у каждого человека были сформированы:

  • правильная правовая ориентация и уважительное отношение к законам;
  • сознательный выбор правомерных вариантов поведения;
  • уважительное отношение к правоохранительным органам;
  • чувство личной ответственности и сознание неотвратимости наказания за правонарушение;
  • критическое отношение к нарушениям и нарушителям закона;
  • потребность в личном участии в борьбе с правонарушениями;
  • уверенность в необходимости правовых норм для нормальной жизнедеятельности общества и его членов;
  • осознанная привычка соблюдать закон.

Таким образом, правовое воспитание должно воздействовать на разум и чувства человека, подсказывать ему пути правильного поведения в той или иной жизненной ситуации.

Правовое воспитание направляет поведение и поступки людей в рамки требований законности.

Именно поэтому наряду с формированием правового сознания, повышением уровня правовой культуры молодежи правовое воспитание работает на такую важную социальную функцию, как предупреждение нарушений.

Использованная литература:

1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

2. Основи правознавства: Проб. підручник для 9 кл. серед. загальноосвіт. шк. / За ред. І. Б. Усенка. — Київ: Ірпінь: ВТФ «Перун», 1997. — 448 с.: іл. — Рос. мовою

3. Основы правоведения. 50 конспектов уроков по программе Министерства образования и науки Украины. 9 класс. — Донецк: Центр подготовки абитуриентов, 2003. — 328 с.

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Источник: //www.mudriyfilosof.ru/2016/05/moral-i-pravo-v-sisteme-kultury.html

Мораль и моральные нормы. Обществознание

Моральные нормы


Моралью
(или нравственностью) называют принятую в обществе систему норм, идеалов, принципов и ее выражение в реальной жизни людей.

Мораль изучает специальная философская наука — эт́ика

Мораль в целом проявляет себя в осмыслении противоположности добра и зла.

Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и достижению нравственного совершенства.

Добро есть стремление к гармоничной целостности как в отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности. В случае если добро — созидательно, то зло — ϶ᴛᴏ все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека.

Все нормы, идеалы, предписания морали ставят ϲʙᴏей целью поддержание добра и отвлечение человека от зла.

Когда человек осознает требования поддержания добра как ϲʙᴏю личную задачу, можно говорить, что он осознает ϲʙᴏй долг – обязательства перед обществом.

Исполнение долга контролируется внешним образом — общественным мнением и внутренним образом — совестью. Таким образом, совесть есть личное осознание ϲʙᴏего долга.

Человек ϲʙᴏбоден в моральной деятельности — он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга. Кстати, эта ϲʙᴏбода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором.

На практике моральный выбор — нелегкая задача: часто очень трудно сделать выбор между долгом и личными склонностями (например, пожертвовать деньги в детский дом).

Еще сложнее становится выбор, если разные виды долга противоречат друг другу (так, врач должен спасти жизнь больного и избавить его от боли; иногда то и другое несовместимо). За последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (ϲʙᴏей совестью).

Суммируя данные особенности морали, можно выделить следующие ее функции:

  • оценочную – рассмотрение поступков в координатах добра и зла
  • (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);
  • регулятивную — установление норм, принципов, правил поведения;
  • контролирующую – контроль над выполнением норм на базе общественного осуждения и/или совести самого человека;
  • интегрирующую – поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
  • воспитательную — формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.

Из определения морали и ее функций вытекает важное отличие эт́ики от других наук. В случае если любая наука интересуется тем, что есть в реальности, то эт́ика — тем, что должно быть.

Важно знать, что большинство научных рассуждений описывает факты (например, «Вода кипит при 100 градусах Цельсия»), а эт́ика предписывает нормы или оценивает поступки (например, «Ты должен исполнить обещание» или «Предательство — ϶ᴛᴏ зло»).

Специфика моральных норм

Моральные нормы отличны от обычаев и правовых норм.

Обычаи – ϶ᴛᴏ исторически сложившийся стереотип массового поведения в конкретной ситуации. Обычаи отличаются от моральных норм:

  • следование обычаю предполагает беспрекословное и буквальное подчинение его требованиям, в то время как моральные нормы предполагают осмысленный и ϲʙᴏбодный выбор человека;
  • обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп, тогда как мораль универсальна — она задает общие нормы для всего человечества;
  • исполнение обычаев нередко основано на привычке и страхе перед неодобрением окружающих, а мораль базируется на чувстве долга и поддерживается чувством стыда и угрызениями совести.

Право – ϶ᴛᴏ система юридических норм, имеющих общеобязательный характер. Нормы права отличаются от моральных норм рядом характеристик:

  • право санкционируется государством, а мораль основана на личном убеждении и общественном мнении;
  • правовые нормы имеют обязательный характер, тогда как моральные нормы необязательны (хотя и желательны) для исполнения;
  • правовые нормы документально зафиксированы в законах, конституции и т.д., а моральные нормы могут быть неписаными и устно передаваться из поколения в поколение;
  • за невыполнение правовых норм следует административная или уголовная ответственность (например, штраф или ограничение ϲʙᴏбоды), а моральные санкции выражаются в общественном неодобрении и муках совести.

Некᴏᴛᴏᴩые моральные нормы могут по форме совпадать с правовыми. Напри мер, норма «не укради».

Можно задать вопрос: «Почему человек отказывается от кражи?» В случае если из-за страха перед судом, то мотив не морален, если из убеждения, что кража — ϶ᴛᴏ плохо, то поступок основан на моральных основаниях.

В некᴏᴛᴏᴩых ситуациях право и мораль конфликтуют и то, что человек считает ϲʙᴏим моральным долгом, будет нарушением закона (например, некто крадет лекарство, ɥᴛᴏбы спасти жизнь близкого человека).

На ранних ϲʙᴏих этапах моральное нормотворчество было тесно связано с религией, кᴏᴛᴏᴩая выводит мораль из божественного откровения, а неисполнение норм трактует как грех. Все религии предлагают набор моральных заповедей, обязательных для исполнения всеми верующими.

По поводу моральных норм в разных религиях нет разногласий: убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние считаются предосудительными во всех трех мировых религиях.

Роль морали в жизни человека и общества

Благодаря способности человека и общества подвергать моральной оценке все стороны общественной жизни — экономическую, политическую, духовную и т. д., а также давать моральное обоснование экономическим, политическим, религиозным, научным, эстетическим и иным целям мораль оказывается включенной во все сферы общественной жизни.

В жизни действуют нормы и правила поведения, требующие от человека служения обществу. Их возникновение и существование диктуется объективной необходимостью совместной, коллективной жизни людей. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что можно сказать, что сам способ человеческою существования крайне важно порождает потребность людей друг в друге.

Мораль действует в обществе как совокупность трех структурных элементов: моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания.

Прежде чем раскрыть основные функции морали, подчеркнем ряд особенностей действий морали в обществе. Не стоит забывать, что важно будет сказать, ɥᴛᴏ в моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент.

Существование морали можно интерпретировать как признание обществом того простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что мораль можно считать проявлением коллективной воли людей, кᴏᴛᴏᴩая через систему требований, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друге другом и с интересами общества в целом.

В отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) мораль не будет сферой организованной деятельности. Проще говоря, в обществе не существует таких учреждений, кᴏᴛᴏᴩые бы обеспечивали функционирование и развитие морали.

И оттого, наверное, управлять развитием морали в обычном смысле ϶ᴛᴏго слова (как управлять наукой, религией и т. д.) невозможно. В случае если мы вкладываем определенные средства в развитие науки, искусства, то по прошествии некᴏᴛᴏᴩого времени вправе ожидать и ощутимых результатов; в случае же с моралью ϶ᴛᴏ невозможно.

Мораль всеобъемлюща и в то же время неуловима.

Моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности. Материал опубликован на //зачётка.рф

Важно знать, что большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что ϶ᴛᴏго требует твой долг), т. е. имеет форму императива — прямого и безусловного повеления.

Люди давно уже убедились, что строгое выполнение моральных правил вовсе не всегда приводит к жизненному успеху, тем не менее мораль продолжает настаивать на строгом соблюдении ее требований.

Объяснить ϶ᴛᴏт феномен можно только одним образом: исключительно в масштабе всего общества, в суммарном итоге выполнение того или иного морального предписания обретает ϲʙᴏй полный смысл и отвечает некой общественной потребности.

Функции морали

Изучим социальную роль морали, т. е. основные ее функции:

  • регулятивную;
  • оценочную;
  • воспитательную.

Регулятивная функция

Важно заметить, что одной из главных функций морали будет регулятивная. Мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида.

В ходе ϲʙᴏего развития общество изобрело много других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический и проч. При этом моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным.

В первую очередь, потому, что не нуждается в организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т. д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через уϲʙᴏение индивидами ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих норм и принципов поведения в обществе.

Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, механизмом мотивации его повеления.

Оценочная функция

Другая функция морали – оценочная. Мораль рассматривает мир, явления и процессы с позиции их гуманистического потенциала — того, в какой мере они способствуют объединению людей, их развитию.

Соответственно ϶ᴛᴏму она классифицирует все как положительное или отрицательное, добро или зло.

Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, а также других сопредельных с ними или производных от них понятиях («справедливость» и «несправедливость», «честь» и «бесчестье», «благородство» и «низость» и т. д.).

При ϶ᴛᴏм конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем ϲʙᴏе отношение к миру, ϲʙᴏю позицию.

Воспитательная функция

В жизни общества мораль реализует важнейшую задачу формирования личности, будет действенным средством воспитания. Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей.

В ϶ᴛᴏм состоит ее воспитательная функция.

Нравственность пронизывает все виды воспитания постольку, поскольку она придает им правил ьную социальную ориентацию через нравственные идеалы и цели, что обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов.

Мораль рассматривает общественные связи как связи людей, каждый их кᴏᴛᴏᴩых имеет самоценное значение. Стоит заметить, что она ориентирует на такие действия, кᴏᴛᴏᴩые, выражая волю данной личности, не попирают в то же время воли других людей. Мораль учит делать каждое дело таким образом, ɥᴛᴏбы от ϶ᴛᴏго не было плохо другим людям.

Источник: //xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/5260/233063/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%20%D0%B8%20%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.