< Мультфильм «Головоломка»: живая картина наших эмоций - Психолог

Мультфильм «Головоломка»: живая картина наших эмоций

Чему учит мультфильм «Головоломка» – Новости – Титр

Мультфильм «Головоломка»: живая картина наших эмоций

«Головоломка» официально стала самым успешным оригинальным проектом Pixar, собрав за первую неделю в прокате более $90 млн. Мультфильм получил высочайшие оценки критиков и, скорее всего, станет главным претендентом на «Оскар».

Но главная его заслуга заключается в том, что благодаря «Головоломке» Pixar вышла на новый уровень в плане затрагиваемых тем – историю девочки Райли и эмоций, управляющих ее жизнью и поведением, можно по праву считать самым взрослым и глубоким сюжетом студии.

Издание The Hollywood Reporter пообщалось с психологами, чтобы узнать, что из показанного в мультфильме на самом деле происходит в недрах нашего сознания. Мы публикуем адаптированный перевод материала.

В тексте присутствуют спойлеры.

фотография: Pixar Animation Studios На самом деле, основных эмоций не пять

По сюжету «Головоломки», существует пять основных эмоций – Гнев, Брезгливость, Страх, Радость и Печаль. Тем не менее, недавнее исследование психолога Пола Экмана показало, что существует и шестая – Удивление.

Несмотря на это, многие ученые до сих пор придерживаются мнения, что их четыре – они считают страх и брезгливость, как и страх с удивлением, очень близкими эмоциями, поэтому выделять их не следует.

Все остальные эмоции, например, стыд или вина – результат влияния на человека окружающего его социума.

Эмоции действительно «управляют» нашим поведением

В первые годы жизни Райли ее поведением по большому счету управляла Радость. Мультфильм показывает так называемый «центр управления», находящийся в голове девочки, в виде футуристического зала с огромным пультом в центре.

Во второй части фильма Радость и Печаль попадают за пределы центра, а пульт остается на попечении паникующих Гнева, Брезгливости и Страха. Райли впадает в апатию – ситуация прескверная.

Ученые утверждают, что апатия – это как раз тот период, когда за нашим «пультом» никого нет, или им управляют совершенно не те эмоции, к которым мы привыкли. Кто бы мог подумать, что такое покажут в диснеевском мультике?

Эмоции приукрашивают воспоминания

Каждую ночь Радость собирает воспоминания, полученные главной героиней в течение дня, выбирает лучшие и «отправляет» их в долговременную память, при этом воспоминания окрашиваются в золотой цвет – цвет Радости.

Но стоит Печали к ним прикоснуться, как они становятся синими, а «сцена», которая связана с соответствующим событием, предстает в ином, более пессимистичном свете.

Джон Уикстэд, профессор психологии Калифорнийского Университета Сан-Диего говорит, что мультфильм очень точно показывает процесс эмоциональной окраски: «Мы можем доверять нашим воспоминаниям, но то, как мы о них думаем, напрямую зависит от эмоций, которые мы испытываем в данный момент».

фотография: Pixar Animation Studios

Воспоминания не забываются окончательно

Ближе к середине мультфильма нам показывают человечков, которые «стирают» старые ненужные воспоминания и сбрасывают их в пропасть.

Но потом выясняется, что они не исчезают в бездне, а лишь накапливаются на гигантской свалке – так же, как и «острова личности», определяющие характер Райли.

Наука утверждает, что этот механизм действительно работает в человеческом мозге – воспоминания или повадки, к которым не привязаны сильные эмоции, рано или поздно отправляются на задворки разума, но не забываются навсегда.

Страхи хранятся в одном месте

Почти перед самой кульминацией Печаль и Радость попадают в пещеру, где замурованы подсознательные страхи Райли – от старого бабушкиного пылесоса до жутких клоунов.

Сознание не хранит сами страхи, но может удерживать эмоциональные «маркеры», которые с ними связаны – они хранятся в миндалевидном теле человеческого мозга.

Эпизод, в котором Радость и Печаль освобождают огромного клоуна, чтобы разбудить девочку, «испугав» подсознание, очень хорошо показывает, как те или иные события могут спровоцировать панические атаки, депрессию или ночные кошмары. Да, это все еще мультфильм от Disney.

И самое главное – режиссер Пит Доктер оставил простор для продолжения. В финале «Головоломки» Райли 11 лет, а после всех передряг в «центр управления» ставят обновленный пульт, знаменующий следующий этап в жизни девочки.

И тем, о которых может рассказать сиквел, предостаточно – взять хотя бы огромную красную кнопку с надписью «Половое созревание».

Такая практика не нова – мультсериал «Ох уж эти детки!» канала Nickelodeon в 2003 году эволюционировал в «Детки подросли» – из истории про детство главных героев мультфильм превратился в ситком о школьной подростковой жизни.

23 июня 2015

Источник: //www.ivi.ru/titr/everything/inside-out-facts

Мир в сети : Мультфильм «Головоломка»: живая картина наших эмоций

Мультфильм «Головоломка»: живая картина наших эмоций

Гонки на клавиатуре
Чтобы комментировать запись, войдите на сайт, используя свой адрес электронной почты и пароль, или зарегистрируйтесь, если вы этого ещё не сделали.
Опубликовал Виталий Юрьевич Соколöв 16.06.2015 в 9:38 Однажды блаженной детской беззаботности приходит конец. Режиссер Пит Доктер, озадаченный тем, что его дочь становится подростком, решил воплотить на экране эмоции 11-летней девочки, сложные связи между ее внутренним миром, фантазиями и реальной жизнью. Удивительный фильм, нежный и немного грустный, который водит нас по лабиринтам нашей психики.Ей 11 лет, и она ни от кого не желает слышать, что это самый прекрасный возраст в жизни. Почему Райли, героиня «Головоломки», отказывается от радостей детства, чтобы погрузиться в горести подросткового возраста? Что происходит у нее в голове? Как рождаются и развиваются ее эмоции? Как устроена память и какую роль играют в нашей психике воспоминания? Именно об этом рассказывает новый фильм студии Disney/Pixar. «За отправную точку я взял момент утраты детской беззаботности: по-моему, это настоящая трагедия. Взрослея, мы теряем нечто очень важное. Мы все это чувствуем: взрослые – потому что способны испытывать эмпатию к себе-ребенку, а подростки – потому что проживают эту утрату. Когда я увидел, как Элли, моя веселая и общительная дочка, замыкается в себе, я задумался, что с ней происходит, что творится у нее внутри. Этот фильм родился из моих вопросов, из моих попыток найти ответы, из моего желания сохранить с ней контакт и видеть ее счастливой», – рассказывает режиссер Пит Доктер (Pete Docter), который работал над этим проектом в течение 5 лет.На основе своего прочтения классических текстов Фрейда, Юнга, новейших исследований в области неврологии и психологии, а также консультаций со специалистом по эмоциям Полом Экманом (Paul Ekman) Пит Доктер и его съемочная группа создали собственную карту вселенной мозга. «Я хотел исследовать сущностную, а не физиологическую сторону его функционирования», – объясняет режиссер.Все дисциплины – нейронаука, психоанализ, когнитивная и поведенческая психология – работают на то, чтобы создать целостное видение нашего психического пространства. Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость – пять эмоций, которые управляют жизнью Райли, – воплотились в занятных персонажей с такими же именами, которые гуляют по полному опасностей миру, окрашенному в фиолетовые тона. Кружные дороги приводят их к тайным уголкам: зона абстрактного мышления превращает вас в плоский изломанный рисунок кисти художника-кубиста; в киностудии «Мир снов» на стенах висят афиши фильма «Я умею летать», а радужный единорог читает газету. Забвение – это пропасть, долгосрочная память – игра Candy Crush в кислотных цветах, Воображаемый Друг – розовый слон с хвостом как у енота. Бессознательное показывает свои фантастические картины в виде неясных теней. Поездка на поезде (материализация метафоры «ход мыслей») напоминает «Путешествие Чихиро» Миядзаки и сюрреалистические миры Дали, а проплывающие мимо пейзажи – картины Танги.Наверное, именно это творческое и научное безумие художника-постановщика Ральфа Эгглстона (Ralph Eggleston) – причина тому, что зритель с таким увлечением погружается в это приключение, по сравнению с которым реальность кажется пресной. Пит Доктер тоже, конечно, приложил руку к этому поразительному пространству. Вся его фильмография отражает тяготение к параллельным мирам – будь то мир игрушек в «Истории игрушек», неба в фильме «Вверх», кошмаров в «Корпорации монстров». Его настоящая жизнь – то, что происходит где-то еще. В данном случае – внутри нас.Почему выбрано всего пять эмоций, тогда как исследователь Пол Экман перечисляет шесть основных эмоций? Для большей связности, ради сюжета повествования, чтобы не «потерять» зрителя, а главное, чтобы не слишком отдаляться от научной реальности, уверяет Пит Доктер. Во внутреннем мире Райли не хватает удивления: «Мы убрали эту эмоцию, потому что она была слишком близка к Страху, и персонажи получились бы похожие по своим свойствам». Так что девочкой движут пять эмоций, которые определяют ее настроение, поведение и отношения с людьми.

2. Когда за пульт управления встает гнев

«Мы хотели показать то, что эмоции делают для нас, какова их роль, – утверждает Рональдо Дель Кармен (Ronnie Del Carmen), режиссер-мультипликатор. – Но есть разница между эмоцией как таковой и тем, что вы с ней делаете, когда испытываете ее. Вы можете кипеть от скрытого гнева. Поэтому нам надо было ясно отличить эмоцию от ее внешнего проявления». Необходимо было подчеркнуть взрывной характер Гнева. Аниматоры представили его в виде красного прямоугольника, который символизирует плотность, жар и силу этой эмоции. Над его головой – языки пламени, потому что он готов сжечь все на своем пути, заставить потерять контроль над собой, и также сжечь вас изнутри, когда вы его подавляете.

3. Шар воспоминаний

Перед Центром управления мозгом за пульт управления встала Радость (а рядом с ней ее партнеры, Страх, Печаль, Брезгливость и Гнев). Она показывает счастливое воспоминание о том, как Райли каталась на коньках, держа родителей за руки. Но ностальгия приближается, и девочке угрожает Печаль: она только что уехала из родного Среднего Запада и переселилась в Сан-Франциско. Серые городские стены ее подавляют.

4. Перед островами личности

Пять персонажей эмоций наблюдают за островками, которые составляют структуру личности Райли: Дружба, Семья, Честность, Хоккей (синоним уверенности в себе, потому что девочка им увлекается и коллекционирует призы) и Озорство. Но равновесие Райли под угрозой: в начале фильма острова сияют огнями, но постепенно покрываются трещинами и вот-вот разрушатся совсем.

5. На краю бездны Бессознательного

Радость и Печаль заблудились в закоулках мозга Райли. Им придется искать дорогу, проходя через долгосрочную память, где находится хранилище воспоминаний. Каждое воспоминание – это шарик, окрашенный эмоцией, которая с ним связана (желтый – Радость, голубой – Печаль, зеленый – Брезгливость…). В подземелье под ногами Радости и Печали скрывается Бессознательное, наш внутренний поэтический театр, блестяще показанный Ральфом Эглстоном. Вдохновением для него послужили английский художник Дэвид Хокни (David Hockney) с его многоцветными декорациями к опере Пуччини «Турандот» и фильм «От всего сердца» Фрэнсиса Форда Копполы (1982), где виртуозное использование декораций, света и визуальных эффектов преображает действительность.Источник: //www.psychologies.ru/events/cinema/multfilm-golovolomka-jivaya-kartina-nashih-emotsiy/ Вы не можете ать за посты.

Комментариев нет

Владимир Владимирович Шахиджанян прислал Вам письмо с очень важной информацией. Пожалуйста, прочтите сообщение.

Источник: //nabiraem.ru/blogs/press/74328/

Мультфильм

Мультфильм «Головоломка»: живая картина наших эмоций

  • «Авиатора» Евгения Водолазкина я начинала читать два раза. В первый раз не осилила и двух страниц, отложила. Второй раз я встретила эту книгу там,…
  • «Бей или беги» – эволюционно запрограммированная реакция на стресс. Мы знаем, что невозможность реализовать эту программу становится причиной…
  • Остеохондроз, или просто «хондроз»… Об этом диагнозе слышал каждый, кто хотя бы раз сталкивался с болью в спине. А это, на минуточку, 80% взрослых…
  • «Авиатора» Евгения Водолазкина я начинала читать два раза. В первый раз не осилила и двух страниц, отложила. Второй раз я встретила эту книгу там,…
  • «Бей или беги» – эволюционно запрограммированная реакция на стресс. Мы знаем, что невозможность реализовать эту программу становится причиной…
  • Остеохондроз, или просто «хондроз»… Об этом диагнозе слышал каждый, кто хотя бы раз сталкивался с болью в спине. А это, на минуточку, 80% взрослых…

Page 3

  • «Авиатора» Евгения Водолазкина я начинала читать два раза. В первый раз не осилила и двух страниц, отложила. Второй раз я встретила эту книгу там,…
  • «Бей или беги» – эволюционно запрограммированная реакция на стресс. Мы знаем, что невозможность реализовать эту программу становится причиной…
  • Остеохондроз, или просто «хондроз»… Об этом диагнозе слышал каждый, кто хотя бы раз сталкивался с болью в спине. А это, на минуточку, 80% взрослых…

Page 4

  • «Авиатора» Евгения Водолазкина я начинала читать два раза. В первый раз не осилила и двух страниц, отложила. Второй раз я встретила эту книгу там,…
  • «Бей или беги» – эволюционно запрограммированная реакция на стресс. Мы знаем, что невозможность реализовать эту программу становится причиной…
  • Остеохондроз, или просто «хондроз»… Об этом диагнозе слышал каждый, кто хотя бы раз сталкивался с болью в спине. А это, на минуточку, 80% взрослых…

Page 5

  • «Авиатора» Евгения Водолазкина я начинала читать два раза. В первый раз не осилила и двух страниц, отложила. Второй раз я встретила эту книгу там,…
  • «Бей или беги» – эволюционно запрограммированная реакция на стресс. Мы знаем, что невозможность реализовать эту программу становится причиной…
  • Остеохондроз, или просто «хондроз»… Об этом диагнозе слышал каждый, кто хотя бы раз сталкивался с болью в спине. А это, на минуточку, 80% взрослых…

Page 6

  • «Авиатора» Евгения Водолазкина я начинала читать два раза. В первый раз не осилила и двух страниц, отложила. Второй раз я встретила эту книгу там,…
  • «Бей или беги» – эволюционно запрограммированная реакция на стресс. Мы знаем, что невозможность реализовать эту программу становится причиной…
  • Остеохондроз, или просто «хондроз»… Об этом диагнозе слышал каждый, кто хотя бы раз сталкивался с болью в спине. А это, на минуточку, 80% взрослых…

Page 7

  • «Авиатора» Евгения Водолазкина я начинала читать два раза. В первый раз не осилила и двух страниц, отложила. Второй раз я встретила эту книгу там,…
  • «Бей или беги» – эволюционно запрограммированная реакция на стресс. Мы знаем, что невозможность реализовать эту программу становится причиной…
  • Остеохондроз, или просто «хондроз»… Об этом диагнозе слышал каждый, кто хотя бы раз сталкивался с болью в спине. А это, на минуточку, 80% взрослых…

Page 8

  • «Авиатора» Евгения Водолазкина я начинала читать два раза. В первый раз не осилила и двух страниц, отложила. Второй раз я встретила эту книгу там,…
  • «Бей или беги» – эволюционно запрограммированная реакция на стресс. Мы знаем, что невозможность реализовать эту программу становится причиной…
  • Остеохондроз, или просто «хондроз»… Об этом диагнозе слышал каждый, кто хотя бы раз сталкивался с болью в спине. А это, на минуточку, 80% взрослых…

Page 9

  • «Авиатора» Евгения Водолазкина я начинала читать два раза. В первый раз не осилила и двух страниц, отложила. Второй раз я встретила эту книгу там,…
  • «Бей или беги» – эволюционно запрограммированная реакция на стресс. Мы знаем, что невозможность реализовать эту программу становится причиной…
  • Остеохондроз, или просто «хондроз»… Об этом диагнозе слышал каждый, кто хотя бы раз сталкивался с болью в спине. А это, на минуточку, 80% взрослых…

Page 10

  • «Авиатора» Евгения Водолазкина я начинала читать два раза. В первый раз не осилила и двух страниц, отложила. Второй раз я встретила эту книгу там,…
  • «Бей или беги» – эволюционно запрограммированная реакция на стресс. Мы знаем, что невозможность реализовать эту программу становится причиной…
  • Остеохондроз, или просто «хондроз»… Об этом диагнозе слышал каждый, кто хотя бы раз сталкивался с болью в спине. А это, на минуточку, 80% взрослых…

Page 11

  • «Авиатора» Евгения Водолазкина я начинала читать два раза. В первый раз не осилила и двух страниц, отложила. Второй раз я встретила эту книгу там,…
  • «Бей или беги» – эволюционно запрограммированная реакция на стресс. Мы знаем, что невозможность реализовать эту программу становится причиной…
  • Остеохондроз, или просто «хондроз»… Об этом диагнозе слышал каждый, кто хотя бы раз сталкивался с болью в спине. А это, на минуточку, 80% взрослых…

Page 12

  • «Авиатора» Евгения Водолазкина я начинала читать два раза. В первый раз не осилила и двух страниц, отложила. Второй раз я встретила эту книгу там,…
  • «Бей или беги» – эволюционно запрограммированная реакция на стресс. Мы знаем, что невозможность реализовать эту программу становится причиной…
  • Остеохондроз, или просто «хондроз»… Об этом диагнозе слышал каждый, кто хотя бы раз сталкивался с болью в спине. А это, на минуточку, 80% взрослых…

Page 13

  • «Авиатора» Евгения Водолазкина я начинала читать два раза. В первый раз не осилила и двух страниц, отложила. Второй раз я встретила эту книгу там,…
  • «Бей или беги» – эволюционно запрограммированная реакция на стресс. Мы знаем, что невозможность реализовать эту программу становится причиной…
  • Остеохондроз, или просто «хондроз»… Об этом диагнозе слышал каждый, кто хотя бы раз сталкивался с болью в спине. А это, на минуточку, 80% взрослых…

Page 14

  • «Авиатора» Евгения Водолазкина я начинала читать два раза. В первый раз не осилила и двух страниц, отложила. Второй раз я встретила эту книгу там,…
  • «Бей или беги» – эволюционно запрограммированная реакция на стресс. Мы знаем, что невозможность реализовать эту программу становится причиной…
  • Остеохондроз, или просто «хондроз»… Об этом диагнозе слышал каждый, кто хотя бы раз сталкивался с болью в спине. А это, на минуточку, 80% взрослых…

Page 15

  • «Авиатора» Евгения Водолазкина я начинала читать два раза. В первый раз не осилила и двух страниц, отложила. Второй раз я встретила эту книгу там,…
  • «Бей или беги» – эволюционно запрограммированная реакция на стресс. Мы знаем, что невозможность реализовать эту программу становится причиной…
  • Остеохондроз, или просто «хондроз»… Об этом диагнозе слышал каждый, кто хотя бы раз сталкивался с болью в спине. А это, на минуточку, 80% взрослых…

Page 16

  • «Авиатора» Евгения Водолазкина я начинала читать два раза. В первый раз не осилила и двух страниц, отложила. Второй раз я встретила эту книгу там,…
  • «Бей или беги» – эволюционно запрограммированная реакция на стресс. Мы знаем, что невозможность реализовать эту программу становится причиной…
  • Остеохондроз, или просто «хондроз»… Об этом диагнозе слышал каждый, кто хотя бы раз сталкивался с болью в спине. А это, на минуточку, 80% взрослых…

Page 17

  • «Авиатора» Евгения Водолазкина я начинала читать два раза. В первый раз не осилила и двух страниц, отложила. Второй раз я встретила эту книгу там,…
  • «Бей или беги» – эволюционно запрограммированная реакция на стресс. Мы знаем, что невозможность реализовать эту программу становится причиной…
  • Остеохондроз, или просто «хондроз»… Об этом диагнозе слышал каждый, кто хотя бы раз сталкивался с болью в спине. А это, на минуточку, 80% взрослых…

Page 18

  • «Авиатора» Евгения Водолазкина я начинала читать два раза. В первый раз не осилила и двух страниц, отложила. Второй раз я встретила эту книгу там,…
  • «Бей или беги» – эволюционно запрограммированная реакция на стресс. Мы знаем, что невозможность реализовать эту программу становится причиной…
  • Остеохондроз, или просто «хондроз»… Об этом диагнозе слышал каждый, кто хотя бы раз сталкивался с болью в спине. А это, на минуточку, 80% взрослых…

Page 19

  • «Авиатора» Евгения Водолазкина я начинала читать два раза. В первый раз не осилила и двух страниц, отложила. Второй раз я встретила эту книгу там,…
  • «Бей или беги» – эволюционно запрограммированная реакция на стресс. Мы знаем, что невозможность реализовать эту программу становится причиной…
  • Остеохондроз, или просто «хондроз»… Об этом диагнозе слышал каждый, кто хотя бы раз сталкивался с болью в спине. А это, на минуточку, 80% взрослых…

0

  • «Авиатора» Евгения Водолазкина я начинала читать два раза. В первый раз не осилила и двух страниц, отложила. Второй раз я встретила эту книгу там,…
  • «Бей или беги» – эволюционно запрограммированная реакция на стресс. Мы знаем, что невозможность реализовать эту программу становится причиной…
  • Остеохондроз, или просто «хондроз»… Об этом диагнозе слышал каждый, кто хотя бы раз сталкивался с болью в спине. А это, на минуточку, 80% взрослых…

1

  • «Авиатора» Евгения Водолазкина я начинала читать два раза. В первый раз не осилила и двух страниц, отложила. Второй раз я встретила эту книгу там,…
  • «Бей или беги» – эволюционно запрограммированная реакция на стресс. Мы знаем, что невозможность реализовать эту программу становится причиной…
  • Остеохондроз, или просто «хондроз»… Об этом диагнозе слышал каждый, кто хотя бы раз сталкивался с болью в спине. А это, на минуточку, 80% взрослых…

2

  • «Авиатора» Евгения Водолазкина я начинала читать два раза. В первый раз не осилила и двух страниц, отложила. Второй раз я встретила эту книгу там,…
  • «Бей или беги» – эволюционно запрограммированная реакция на стресс. Мы знаем, что невозможность реализовать эту программу становится причиной…
  • Остеохондроз, или просто «хондроз»… Об этом диагнозе слышал каждый, кто хотя бы раз сталкивался с болью в спине. А это, на минуточку, 80% взрослых…

3

  • «Авиатора» Евгения Водолазкина я начинала читать два раза. В первый раз не осилила и двух страниц, отложила. Второй раз я встретила эту книгу там,…
  • «Бей или беги» – эволюционно запрограммированная реакция на стресс. Мы знаем, что невозможность реализовать эту программу становится причиной…
  • Остеохондроз, или просто «хондроз»… Об этом диагнозе слышал каждый, кто хотя бы раз сталкивался с болью в спине. А это, на минуточку, 80% взрослых…

4

  • «Авиатора» Евгения Водолазкина я начинала читать два раза. В первый раз не осилила и двух страниц, отложила. Второй раз я встретила эту книгу там,…
  • «Бей или беги» – эволюционно запрограммированная реакция на стресс. Мы знаем, что невозможность реализовать эту программу становится причиной…
  • Остеохондроз, или просто «хондроз»… Об этом диагнозе слышал каждый, кто хотя бы раз сталкивался с болью в спине. А это, на минуточку, 80% взрослых…

5

  • «Авиатора» Евгения Водолазкина я начинала читать два раза. В первый раз не осилила и двух страниц, отложила. Второй раз я встретила эту книгу там,…
  • «Бей или беги» – эволюционно запрограммированная реакция на стресс. Мы знаем, что невозможность реализовать эту программу становится причиной…
  • Остеохондроз, или просто «хондроз»… Об этом диагнозе слышал каждый, кто хотя бы раз сталкивался с болью в спине. А это, на минуточку, 80% взрослых…

6

  • «Авиатора» Евгения Водолазкина я начинала читать два раза. В первый раз не осилила и двух страниц, отложила. Второй раз я встретила эту книгу там,…
  • «Бей или беги» – эволюционно запрограммированная реакция на стресс. Мы знаем, что невозможность реализовать эту программу становится причиной…
  • Остеохондроз, или просто «хондроз»… Об этом диагнозе слышал каждый, кто хотя бы раз сталкивался с болью в спине. А это, на минуточку, 80% взрослых…

Источник: //dissomnia.livejournal.com/115771.html

Читай нас в Дзене:

Креативности воображения команды аниматоров, работающих над «Головоломкой», можно только позавидовать.

Взять на себя смелость показать детям то, чего никто не видел (внутренний мир человека) – шаг огромной смелости, вернее, бесконечного авантюризма.

Но творческий тандем студий Disney и Pixar справился с трудной задачей, и таинственная штаб-квартира, находящаяся в голове, все-таки приоткрыла занавес тайны.

Перед нами история пяти человеческих эмоций, которые управляют одиннадцатилетней Райли. У девочки предстоит трудный период: начало подросткового возраста совпало с переездом из Миннесоты в Сан-Франциско.

Она испытывает смешанные чувства, усиливающиеся из-за различных проблем: грузовик с вещами задерживается, папа вечно занят на работе, друзья далеко, никто ее не понимает.

С непростой ситуацией пытаются справиться Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость, стоя за пультом управления в Мозговом центре.

Рождение детских эмоций

Одиннадцать лет назад Райли открыла глазки и увидела своих счастливых родителей. Так впервые появилась Радость. Воспоминания-шарики, попавшие тогда в мозг, были окрашены в яркий солнечный цвет. Дальнейший жизненный опыт подарил ей много открытий и новые эмоции.

Страх оберегал кроху от опасностей. Гнев пытался восстановить справедливость, когда ему казалось, что ее обижают. Брезгливость предотвращала неприятные ощущения от разных новых предметов. А Печаль… Другие эмоции совершенно не понимали ее присутствия в Центре управления: зануда только портила настроение подопечной!

Почему всего пять персонажей в голове ребенка?

Многие критики негодуют по поводу того, что пиксаровцы показали всего пять эмоций. «Человек не настолько примитивен, как собака, показанная в финале!» — утверждают они.

Но изначально мультипликаторы планировали гораздо больше необычных персонажей. Не сошли с концепт-артов в мультяшную реальность Жадность и Мрачность, Раздражение и Смущение.

Позору тоже не нашлось места в голове героини.

Почему так? Для оживления даже пяти эмоций понадобился огромный труд, чрезвычайно насыщенный сценарий. А если ввести в историю и остальных? Мультфильм потерял бы свою стройность и логичность. Герои были бы совершенно не раскрыты, и маленькие зрители очень быстро разочаровались бы.

К тому же, главная пятерка – базовая, остальные – составные. Гнев может включать в себя раздражение, злость, ярость. Страх управляет испугом, нервозностью, тревогой и ужасом.

Радость объединяет интерес, удовольствие, наслаждения. За вину и стыд отвечает один из ценностных Островов – Честность.

Поэтому выбор мультипликаторов вполне объясним, и нареканий ни у кого, кроме знатоков психологии, не вызывает.

Проблемы начинаются

У Райли впереди крайне важный день. Она впервые встретится с новым классом; и от того, как все пройдет, во многом зависит дальнейшая жизнь. Радость приготовила самые красивые ключевые воспоминания, распланировала каждую минутку грядущего дня. Но когда подопечная рассказывала одноклассникам о себе, вмешалась Печаль и прикосновениями испортила яркие шарики!

Учительница и ребята увидели, как плачет новенькая. Конечно, Страх сразу передал девочке свой ужас, а Брезгливость – смущение и стыд. Радость старалась спасти положение, но дело закончилось тем, что ее с Печалью утянуло в лабиринты долговременной памяти. Дальнейшим развитием событий аниматоры показали как важны потерянные эмоции для психологического благополучия человека.

Острова сторон личности

Потерянные воспоминания были ключевыми. Они – база для системы индивидуальных ценностей, которые и делали героиню «Головоломки» разносторонней личностью. Мультипликаторы нам показали Острова Озорства, Семьи, Честности, Дружбы и Хоккея (любимого хобби).

В трудную минуту Райли оказывается без эмоциональной опоры. Пока Радость и Печаль пытаются найти способ вернуться в Мозговой центр, мир девочки начинает рушиться.

Ах, если бы родители смогли вовремя понять, что она нуждается в поддержке гораздо больше, нежели они сами! Взрослым надо было вместе с дочерью вспоминать о важных событиях, связанных с Миннесотой. Могли бы вместе строить планы на будущее, ведь жизнь не заканчивалась с переездом, а только начиналась.

Семье оказали бы помощь надежда, светлая грусть, любовь. Увы, по воле сценаристов в мозговых штаб-квартирах у мамы с папой распоряжались совсем другие персонажи.

Взрослые эмоции

Переезд в Сан-Франциско нелегко дался и родителям. Сцена семейного ужина отлично это демонстрирует. Центром в маминой голове руководит Печаль, а боссом в папином уме стал Гнев.

Следует отметить единодушие, с которым эмоции взрослых управляют своими хозяевами.

Когда из-за отсутствия Радости у Райли разразился скандал, то мама утешилась мечтами о брутальном летчике, а отец удовлетворился проявленной строгостью в воспитании ребенка. И никаких противоречий в голове!

Кстати, обратите внимание: у женщины в голове одни «девочки», а у мужчины – «мальчики». Это значит, что они четко определились со своими гендерными ролями. А вот их дочь еще на распутье.

Будучи девочкой, она пока отдает предпочтение ношению брюк и мальчишескому виду спорта.

Но наличие придуманного бойфренда, готового сражаться за даму сердца, убеждает зрителя, что развитие героини идет без отклонения от общепринятых норм.

Жертва во имя счастья

Пока оставшиеся наверху эмоции пытались помочь Райли, Радость увидела потрясающе несуразное существо. Это был наполовину кот, наполовину слон, и еще чуточку – дельфин.

Малышка сразу вспомнила, что за чудак ей встретился. Бинго-Бонго! Воображаемый друг, появившийся в раннем детстве.

Он обещает Радости помочь вернуться в штаб-квартиру, но вместе с Печалью видят, как рушатся один за другим Острова памяти, обрезая все пути. Что же происходит?

Всё просто: оставшиеся эмоции тщетно пытаются помочь девочке справиться с подступающей депрессией. Из-за Гнева Райли поссорилась по скайпу с лучшей подругой, ушла из спортивной команды. Так канули в пропасть Забвения сразу два острова — Дружбы и Хоккея. Еще раньше из-за отсутствия способности радоваться мелочам исчезло Озорство.

Решив наполнить память девчонки новыми приятными воспоминаниями, эмоции подали ей плохую идею – сбежать в Миннесоту. Впервые обманув маму (украв деньги на билет), девочка потеряла Честность; а утреннее равнодушие родителей, которые могли бы одним ласковым поцелуем остановить отчаявшуюся дочь, окончательно разрушило Семью.

Из-за произошедшего в глубинной памяти случилась катастрофа! Радость вместе с Бинго-Бонго угодила в пропасть Забвения, где рассыпаются в прах ненужные воспоминания. Вот тут-то смешной чудик и совершил подвиг.

Он пожертвовал собой, чтобы добрая эмоция не исчезла навсегда. Благодаря старенькой волшебной «ракете» на песенном топливе Бинго-Бонго помог ей выбраться наверх.

В чем смысл этой трогательной сцены? Скорее всего, в том, что детские воспоминания – краеугольный камень в жизни человека.

Невозможно прожить без Печали

Радость сделала важное открытие, когда в пропасти Забвения перебирала ключевые воспоминания: именно Печаль помогла Райли справиться со стрессом, когда та не смогла забить важный гол в матче. Эмоция тогда дала понять родителям и друзьям, как девочка нуждается в их поддержке. Всем нам иногда надо просто выговориться и поплакать, чтобы утешиться.

Вдохновленная открытием Радость нашла выход из трудной ситуации, вместе с Печалью добравшись до Мозгового Центра. А там царила паника: пульт управления сломался, и девочкой овладела апатия. Райли потеряла вкус к жизни. Это еще не депрессия, когда человек перестает реагировать на происходящее и принимать решения, но уже пограничное состояние.

Встревоженная Радость попросила Печаль взять дело в свои руки. И унылая подружка справилась: убрала безрассудную идею из головы беглянки. Райли сама вернулась домой, где ее ждали встревоженные родители. Прикосновения крохотных пальчиков добавили в солнечные шарики из Миннесоты чуточку синевы.

Так происходит, когда мы прощаемся с чем-то или кем-то хорошим. Светлые чувства при этом окрашиваются в грустные краски. Приняв расставание, как неизбежность, и сохраняя светлые воспоминания, мы готовы двигаться дальше. Так и произошло с семьей героини, после чего у девочки восстановились все стороны личности.

Она снова была готова воспринимать мир красочным.

В результате пережитого Райли повзрослела. Она нашла новых друзей, ее воспоминания теперь стали разноцветными, а эмоции в голове получили новенький пульт управления с расширенными возможностями. Островов стало больше. Появился Мир Моды, Бойфрендов и прочего… Жизнь наладилась!

Так в чем главный смысл мультфильма?

«Головоломка» у мыслящих зрителей вызывает массу вопросов в отношении научности увиденного. Процесс формирования личности девочки тоже неоднозначен. Разбору недоработок и ошибок можно посвятить еще одну статью. Но это была первая попытка мультипликаторов показать наглядно психические процессы в человеческой разуме, поэтому остановимся на самом главном, что дает эта гениальная анимация.

Для маленьких детей смысл мультфильма – в просветительском посыле. Ребята узнают о чувствах, которые пытаются ими управлять. Эмоция возникает сама по себе в ответ на раздражители, но лишь человеку решать, насколько поддаваться ее влиянию. Малыши получают из увиденного примитивные пока знания об устройстве памяти, о воображении и абстрактном мышлении, о сознательном и бессознательном.

Подростки, помимо этого, задумаются над способами выхода из стрессовых ситуаций, сопровождающихся субдепрессивным состоянием (обесчувствливанием).

В мультфильме сделан значимый вывод: путь к себе в таких случаях лежит через восстановление личности посредством переосмысления существующего опыта. И еще, чему должны научиться ребята: нуждаясь во внимании, надо четко это показывать.

Если бы Райли позволила родителям увидеть, как ей грустно, то опасного приключения не случилось бы.

Взрослые же из просмотра вынесут понимание происходящего с детьми в период взросления. Это поможет семье пережить кризис подросткового возраста без особых эксцессов: от поддержки взрослых зависит, насколько безболезненно пройдет важнейший для ребенка процесс.

Источник: //mnogo-smysla.ru/multfilmy-so-smyslom/golovolomka-posmotri-na-svoj-mir-iznutri/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.