< Наши гиперактивные дети - Психолог

Наши гиперактивные дети

Содержание

Как помочь нашим невнимательным гиперактивным детям

Наши гиперактивные дети

Когда мы думаем, что все беды из-за того, что у ребенка с головой не в порядке и пора бежать к психологу, мы глубоко заблуждаемся.

Причина намного банальнее и наша проблема решается гораздо проще

На завтрак — углеводы!

Как организовать питание своего быстрорастущего отпрыска, чтобы не только физически он развивался, но и с учебными нагрузками справлялся?

Такой вопрос волнует каждого родителя.

Понятно, что если сонному ребенку, отказавшемуся от полноценного завтрака, суются карманные деньги на мелкие расходы, то потратятся они на вредные вкусности, которые ни для его успеваемости, ни для здоровья пользы не принесут.

Безусловно, по утрам надо будить ребенка минимум за полчаса до завтрака, чтобы успел вместе с ним проснуться и был готовым к приему пищи и его желудок.

Диетологи сходятся в том, что преобладающей составляющей завтрака для школьников должна быть углеводная его часть.

И на это есть причины.

  • Во-первых, углеводы – это быстрый источник энергии, а у детей нет такого большого запаса энергии, как у взрослых.
  • Во-вторых, у многих детей нет жировой ткани, которая отдает углеводы для образования энергии во время голодания.
  • В-третьих, энергоемкие углеводы обеспечивают поступление глюкозы в организм, а это очень важно при школьных умственных и психоэмоциональных нагрузках.

Действие быстрых углеводов на ребенка

Углеводы есть быстрые и медленные. Быстрые – это так называемые простые, моносахариды и дисахариды.

По строению они простые, поэтому и скорость их расщепления и усвоения очень высока, в чем и кроется их опасность.

Подробнее о продуктах,содержащих разные углеводы.

Съедая булочку с повидлом или шоколадку, мы получаем моментальный вброс энергии, но и так же быстро, в течение 15 минут, она нас и оставляет, возвращая опять в сонное и заторможенное состояние.

А ведь у ребенка, у которого обмен веществ интенсивнее и маленький вес, это происходит еще быстрее.

Поведение на первой и второй половинах урока

И вот, допустим, наш атомный неуправляемый ребенок получил подобный завтрак, то есть преимущественно из быстрых углеводов, полетел в школу, по пути успев совершить немало подвигов и проделок, пока не закончился его этот пятнадцатиминутный-получасовой заряд.

А как только первый урок перевалил за половину – сразу вдруг поник и с отсутствующим видом завертел головой, как флюгер на ветру.

У сверхподвижных детей самая большая беда – отвлекаемость, а на то, чтобы удержать, рассеянное внимание на чем-то важном, нужна опять энергия, которой уже, увы, не осталось.

Трудно ему сосредоточиться на чем-то одном, потому и учителя он не способен слышать и на вопросы не может ответить.

Родители пугаются, почему ребенок плохо себя ведет, ищут проблемы в психических и физических особенностях, тратят уйму денег и времени на репетиторов и психологов, а положение остается плачевным.

И как догадаться бедным родителям, что решение проблемы до такой степени простое – нужно всего лишь пересмотреть организацию питания. И психологи с репетиторами сразу останутся не у дел, если кормить ребенка правильно.

Чем кормить ребенка на завтрак перед школой

И тут умным родителям самое время вспомнить о медленных углеводах, так называемых сложных, то есть полисахаридах.

Богаты ими зерновые культуры, бобовые, некоторые овощи и фрукты, крупы, каши (кроме тех, которые быстрого приготовления и манной), неочищенный рис.

Усвоение их происходит медленно и организм долгое время после их употребления насыщен питательными веществами и обладает запасом энергии.

Если первый урок – физкультура

Следуя этому, если у вашего атомного дитя первым уроком значится физкультура, наложите в его тарелку макароны с тушенкой или пюре с тефтелькой.

В таком завтраке те самые быстрые углеводы, от которых он будет бегать как угорелый и ко всем финишам придет первым.

А для пущей его резвости суньте в рюкзак хурму или банан, чтобы съел по дороге в школу. Фрукт подбросит еще угля в огонь быстрой энергии.

Если сначала математика

Другое дело, если первым уроком в расписании математика или физика. Тут макароны уже не подойдут.

Первую половину урока он, с выскакивающей через уши энергией будет по соседям скакать, а уже через четверть часа застынет с открытыми глазами, как сфинкс.

Потому, чтобы не получить подобный результат и не нервировать учителя и себя, накормить его надо с утра другими углеводами – медленными, которые ровно и верно насытят энергией и здоровьем вашего гиперактивного оболтуса.

Для полноценного завтрака школьника прекрасно подходят разнообразные виды круп, особенно ценны желтые, серые и темные их цвета, хлеб грубого помола, грибы, кукуруза, бобовые.

Поэтому приготовьте ему перед трудным днем лучшее, что можно придумать – кашу. Ячневую, гречневую, перловую, пшенную, кукурузную, – выбирайте любую.

Но не забывайте, что белые крупы — это быстрые углеводы, нужные нам только для физкультуры.

Не забудьте про жиры

И не забудьте положить в кашу, лучше сваренную на молоке, побольше сливочного масла.

Помните, что главное в рационе – гармоничное соотношение белков, углеводов и жиров, а в завтраке школьника – тем более.

Жиры необходимы ребенку для правильного усвоения всего спектра питательных веществ, витаминов и микроэлементов и для поддержания в норме нервной системы, в том числе важнейших функций головного мозга.

То есть при недостаточном поступлении жиров может развиться на уроках гипоксия, тем более в душных помещениях.

И жиры также являются источником энергии для растущего организма, как и углеводы.

Совет будущим родителям гиперактивных детей

Преступную беспечность демонстрируют те будущие мамочки, которые тяготеют к обезжиренным диетам.

Если вы не желаете наблюдать у ребенка признаки гипоксической энцефалопатии, что чревато отставанием в умственном и психическом развитии, подобные ограничения – не для вас.

Источник: //za-dolgoletie.ru/pitanie/nashi-nevnimatelnye-giperaktivnye-deti.html

Активные и гиперактивные дети: советы психолога

Наши гиперактивные дети

Поведение большей части детей дошкольного возраста выражается не просто в активной, а в гиперактивной форме. Малыши быстро меняют спектр интереса, эмоциональны, постоянно двигаются и не могут усидеть на месте.

Это абсолютно нормально, ведь способность самоконтролю в таком возрасте еще не сформировалась.

В этой статье мы расскажем советы психологов центра раннего развития «УмНяша» о том, как вести себя родителям с гиперактивными детьми.

Есть ли разница между активностью и гиперактивностью

Здоровому организму для полноценного развития активность просто необходима. Дети дошкольного возраста предпочитают бегать, а не ходить, они прыгают, танцуют, разбрасывают игрушки, задают массу вопросов.

Так они ведут себя в привычной обстановке, но в присутствии посторонних или в необычных обстоятельствах их уровень активности заметно снижается. Они могут легко заинтересоваться, например, новой игрой или книгой.

Чрезмерная активность может быть результатом стресса, скуки или переутомления, а также недостатком внимания.

Гиперактивный малыш ведет себя одинаково в любой ситуации. Его навязчивая активность бесцельна, никакие просьбы и уговоры на него не действуют, ребенок просто не в состоянии сам себя контролировать.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Неконтролируемая активность (гипеактивность) рассматривается исключительно как манера поведения малыша, однако, следует понимать, что такое поведение можно рассматривать как результат перевозбужденной нервной системы.

Диагноз СДВГ может констатировать только врач, в том случае, если признаки нестандартного поведения наблюдаются не менее 6 месяцев и мешают адаптации ребенка среди сверстников.

Основные признаки СДВГ

1. Невнимательность

Ребенок плохо концентрируется, не может удерживать внимание на деталях, из-за чего возникают ошибки и промахи при выполнении заданий. Внешние раздражители легко отвлекают малыша от интересного занятия.

Ему трудно довести начатое до логического конца. Ребенок отказывается от выполнения заданий, ему трудно самостоятельно планировать игру, учебу, общение со сверстниками.

Они очень забывчивы, рассеяны, часто теряют свои вещи.

2. Импульсивность

Проявление нетерпения, малыш часто забегает вперед, не дослушав рассказ до конца, перебивает, задает вопросы не в тему. Тяжело усваивает правила поведения в общественных местах, вмешивается в разговоры взрослых, мешает другим детям играть, ему трудно дается ожидание.

3. Гиперактивность

Такие дети постоянно находятся в движении, не могут усидеть на месте, во время выполнения заданий они постоянно встают, отвлекаются, задают вопросы. Их характерна суетливость, раздражительность, двигательная активность. Они не любят спокойные игры, рисование, лепку, другие творческие занятия. Обучение им дается с большим трудом, они рассеяны, забывчивы, не умеют концентрироваться.

Когда малыш оказывается среди сверстников, к его поведению предъявляются определенные требования. Задача каждого родителя научить ребенка правилам поведения и общения.

Советы психолога родителям

Если ребенок проявляет признаки устойчивой активности, то в первую очередь необходимо проконсультироваться с психологом и неврологом. Диагностика психического состояния малыша поможет составить индивидуальный план коррекции поведения.

Общие условия воспитания гиперактивных детей:

  • создайте спокойную обстановку дома;
  • избегайте семейных скандалов в присутствие ребенка;
  • не наказывайте за «плохое» поведение;
  • старайтесь сбалансировать питание, чтобы малыш получал достаточное количество витаминов, белков, углеводов;
  • соблюдайте режим дня;
  • ограничьте использование гаджетов, просмотр телевизора;
  • дайте ребенку возможность выплеснуть энергию (активные игры на воздухе, занятия спортом, помощь по дому);
  • проводите больше времени на воздухе;
  • избегайте массовых гуляний, шумных мест;
  • введите в режим спокойные занятия творчеством;
  • давайте малышу конкретные задачи по силам.

Родители должны с самого детства прививать малышу навыки самоорганизации. Необходимо правильно организовать игровое пространство, учить ребенка поддерживать порядок. По сути, дети готовы делать все, чтобы родители были ими довольны. Не забывайте регулярно хвалить малыша даже за незначительные достижения.

Источник: //umnyasha.me/active-and-hyperactive-children.html

«Поколение детей с СДВГ — это наше будущее»: 4 теневых признака синдрома, о которых рассказывает нейропсихолог

Наши гиперактивные дети

Детей с СДВГ узнать несложно: они всё время крутятся, вертятся и ни секунды не могут усидеть на месте, ведь двигательная энергия помогает им сконцентрировать внимание. А если попытаться заставить их замереть, оно мгновенно рассеивается, потому что все силы уходят на то, чтобы выполнить эту непосильную задачу.

Основные признаки СДВГ известны всем: гиперактивность, невнимательность, плохое поведение, но это только верхушка айсберга. Как распознать синдром и его симптомы в самом раннем возрасте, «О!» рассказала Алла Козурова, нейропсихолог, специалист по сенсомоторной терапии и эксперт форума «Воспитание со смыслом», который состоится в это воскресенье в Москве.

Алла Козурова, нейропсихолог, специалист по сенсомоторной терапии

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) — это дефицит управляющих функций. За эти функции у взрослого человека отвечает лобная доля, и если с ней всё в порядке, то он может контролировать поведение, обучаться сложным наукам и развивать свои компетенции.

У детей лобная доля начинает созревать примерно в возрасте 8 лет, но управляющие функции закладываются в первые 12 месяцев жизни малыша! Только представьте себе, как хитро природа всё продумала: эти функции у детей в возрасте до 8 лет контролируются подкорковыми структурами и лимбической системой, и лишь когда ребёнок готов, они «переезжают» на своё законное место.

Лимбическая система отвечает за наши эмоции, а также за режим сна и бодрствования. Вот почему для дошкольников так важно соблюдать режим дня.

Поколение детей с признаками и диагнозом СДВГ — это наше будущее. Классические признаки синдрома всем известны — это плохое поведение, гиперактивность, невнимательность, неусидчивость.

На самом деле симптомы СДВГ есть у большинства современных детей, и даже взрослые, если хорошенько поищут, могут найти их у себя.

Но нужно уметь различать симптомы, то есть какие-либо дефициты развития, и, собственно, синдром — а это уже сочетание какого-то количества симптомов.

СДВГ относится к психиатрическим заболеваниям, такой диагноз ставится на всю жизнь, причем единицам людей! В этом случае человеку требуется медикаментозное лечение. А вот симптомы, которые есть практически у каждого третьего современного ребёнка, к счастью, хорошо поддаются коррекции, и иногда с ними можно справиться просто в результате регулярных занятий.

Отдельные признаки СДВГ не являются основанием для постановки диагноза, но являются основанием для помощи. Помимо уже перечисленных, есть ещё несколько теневых показателей, на которые родителям стоит обратить внимание.

Нарушение сна и трудности засыпания

Это главные предикторы возникновения симптомов и самого синдрома. Если ребёнок постоянно просыпается утром в плохом настроении или вскакивает посреди ночи, потому что ему снятся страшные сны, то это повод для обращения к врачу.

Да, это ещё не симптом, но нижняя граница нормы.

В дошкольном и младшем школьном возрасте сон очень важен для ребёнка, он запускает множество разных и очень важных процессов в организме, а внезапное просыпание вызывает сбой в работе отлаженного механизма, что, естественно, сказывается на самочувствии в течение дня.

Полевое поведение

Этот термин легко можно заменить словосочетанием «как белка в колесе». Ребёнок, который не может долго усидеть на месте, увлечься чем-то, бегает то туда, то сюда — это классический пример полевого поведения.

Интересно, кстати, что тем, что ему действительно интересно, он увлечься может. Таким детям хорошо бы найти себе ресурсное занятие, например, любой вид творчества или конструирование.

Если сделать это удается — отлично, если же нет — то это прямое основание для визита к нейропсихологу.

Провести простую диагностику управляющих функций в домашних условиях можно с помощью конструктора. Подарите ребёнку новый набор с инструкцией и понаблюдайте за тем, что он будет делать. Если он хорошо справляется с предписаниями из книжечки — это здорово.

Но если говорит: «Не хочу читать инструкцию, буду делать все сам!», то обычно родители считают, что это признак креативности, оригинальности, а вот нейропсихологи принимают такое поведение за нарушение зрительно-пространственной ориентации и неумение действовать согласно распорядку.

Частые истерики

Частые истерики тоже могут быть предиктором СДВГ, хотя их можно рассматривать и как вариант нормы. Обратите внимание на то, что становится причиной истерики, постарайтесь приметить даже самые незначительные детали — так вам будет проще разобраться, что это: банальная усталость, капризы или повод посетить врача.

Хождение на носочках

Хождение на носочках — ещё один яркий предиктор СДВГ, однако и этот признак тоже можно назвать неоднозначным. Если ребёнок на эмоциях, увидев что-то интересное, поднялся на цыпочки — это норма, но если он так ходит постоянно, то это уже «звоночек».

Коррекция СДВГ

Требовать от детей с СДВГ концентрации внимания или организованности — это то же самое, что просить человека без ноги пройтись без костылей, иными словами, сделать невозможное. Таким детям постоянно нужен внешний контроль, пока у них нет собственного внутреннего ресурса.

Но ведь, если задуматься, это совершенно нормально! Пока ребёнок не умеет ходить — мы носим его на руках, пока он не умеет разговаривать — говорим за него и вместе с ним.

Так почему бы не помочь детям, которые пока не могут организовать своё время и отвечать за своё поведение? Поверьте, они обязательно это перерастут и научатся всё делать самостоятельно. Просто дайте им шанс.

Чтобы снять напряжение и выплеснуть накопившуюся энергию, детям с синдромом полезно заниматься спортом.

Им рекомендованы все виды нагрузки, укрепляющие мышцы кора и положительно влияющие на сосуды: беговые лыжи, коньки, верховая езда, плавание, спортивная гимнастика, ОФП и ходьба.

Это базовый набор, на который при желании и соответствующем уровне подготовки можно нанизать практически любой вид спорта.

Но самое важное для родителей детей с СДВГ — это наблюдать за своим ребёнком, изучать его, принимать таким, какой он есть, верить в него, любить и бережно к нему относиться. Тогда у вас всё получится.

Источник: //www.kanal-o.ru/parents/11995

13 жизненных стратегий для мам с синдромом дефицита внимания

Наши гиперактивные дети

“Если вы мама, которая воспитывает ребенка с синдромом дефицита внимания, вам не нужно рассказывать, что у вас буквально ни на что не хватает времени. Если вы мама, у которой также есть СДВ, то я снимаю перед вами шляпу”.

Джоан знает все о подобных проблемах. Вскоре после того, как ее семилетнему сыну Роберту и восьмилетней дочери Карен диагностировали СДВГ, она обнаружила у себя те же симптомы. Хотя лекарства повышали ее внимание и поведенческая терапия помогала контролировать свои эмоции, она была перегружена воспитанием своих детей и управлением своими собственными симптомами.

Она регулярно «уходила в себя» за обедом и порой чувствовала, что отключается во время общения со своей семьей. Когда дети ошибочно истолковали ее мечтательность как знак того, что она их не любит, это был тревожный звонок. Джоан обратилась за помощью.

Наставник по СДВГ работал с ней по поиску выхода из череды бесконечной неразберихи и опозданий — например, Джоан иногда забывала забрать в назначенное время своих детей у подруги. Также наставник помогал Джоан управлять своими проблемами, пока она направляла своих детей через их собственные лабиринты.

Вот некоторые стратегий Джоан:

Начните свой день медленно

Установите будильник на 15 минут раньше, чем нужно вставать и используйте дополнительное время для медитации, просмотра списка дел и чтобы собрать свои мысли.

Не прерывайте то, что начали делать

Вы начинаете делать работу, затем оставляете ее потому, что вдруг вспомнили, что Вам нужно сделать что то еще. Затем появляется еще какое-то дело. Звучит знакомо? Если это так, то необходимо жить под лозунгом, “не прерывай одно дело ради другого”. Закончи одно дело, прежде чем приступать к следующему. Записывайте дела, про которые Вы внезапно вспомнили, чтобы потом о них не забыть.

Пройдите курс программы Fast ForWord

Созданная нейроучеными, эта программа помогает детям с СДВГ в развитии речи, памяти, концентрации внимания и прочих когнитивных навыков!

Наймите няню, даже когда вы дома

Если ваш ребенок или дети гиперактивны, то старшеклассник или студент колледжа вполне может вам подойти, как няня. У студента или старшеклассника есть энергия, чтобы идти в ногу с активностью ребенка, особенно если вы перегружены домашним хозяйством.

Создайте себе препятствие.
Перед тем как ложиться спать, соберите все предметы, которые вам понадобятся на следующий день – ключи, список дел, портфель, письма для отправки и т.п. Поместите их на стул напротив входной двери, чтобы он блокировал ваш путь.

Другой вариант: поместите все, что вам необходимо помнить завтра в корзину и повесьте на уровне глаз у передней двери. Можно привязать корзину веревкой к дверной ручке.

Наймите репетитора.
Большинство мам с СДВ не имеют достаточно терпения, чтобы помочь с выполнением домашних заданий, особенно если действие лекарства мамы заканчиваются в то же время, что и у ребенка. Нанимайте старшеклассника несколько дней в неделю, чтобы снять напряжение с себя. Ваши вечера обязательно станут более приятными.

Поговорите между собой

Семейный совет является одним из наиболее эффективных инструментов для решения бытовых проблем. Просматривая расписание на предстоящую неделю, отметьте какое-то особенное мероприятие или день, когда можно уклониться от повседневной рутины.

Поощряйте ваших детей выражать свое мнение по поводу событий, которые влияют на них, например, семейный отдых на выходные дни или какое кино им хотелось бы посмотреть вечером в пятницу.

На основе вклада каждого члена семьи создается календарь на следующую неделю.

Повесьте расписание

Повесьте расписание на предстоящую неделю в том месте, где каждый сможет увидеть его. Расписание будет бросаться в глаза, и все будут знать, куда идут и что они делают. Меньше неожиданностей означает меньше недопонимания и меньше нервов, никакой путаницы и сорванных мероприятий.

Используйте визуальные напоминания

Помечайте личные вещи цветным кодом, сделать это достаточно легко, небольшая цветная полоска скотча, и вещь легко будет обнаружить и вряд ли кто-то примет за чужую. Например, Джоан помечает цветными полосками скотча зубные щетки своих детей, чтобы избежать путаницы в утренние часы, когда все спешат, ну и конечно в целях гигиены.

Сделайте аудиозапись заданий

Источник: //www.fastfword.com/sdvg-mama

Сдвг — не приговор. гиперактив для родителей

Наши гиперактивные дети
Кадр из фильма Маленькая Мисс Счастье

Хочу с вами обсудить, что же такое проблемы с активностью и вниманием ребёнка и как их решать.

Ваш ребенок неусидчив, неуправляем, постоянно отвлекается, игнорирует ваши слова и распоряжения, совершает поступки, которые вас огорчают, а он даже не может объяснить, ЗАЧЕМ он это сделал? Все это тревожит вас настолько, что вы готовы обратиться к специалистам? Готовьтесь услышать «гиперкинетическое расстройство», «гипердинамический синдром», «ММД», «СДВГ» и другие страшные слова и аббревиатуры. Попытка прояснить ситуацию в Интернете и на тематических форумах просто запутает вас окончательно и приведет в ужас. Давайте же разберемся спокойно.

СДВГ, гиперкинетическое расстройство, нарушения активности и дефицит внимания

Хорошая новость! Есть достаточное количество подтверждений тому, что дети, имеющие склонность к гиперактивности и нашедшие этому применение, в жизни становятся успешными и талантливыми. И, конечно же, помощь, внимание, пример и терпение родителей в этом результате неоценимы.

Задача этих картинок — эмоционально проиллюстрировать те реакции, которые могут испытывать люди, в том числе и с перечисляемыми проблемами. По крайней мере, они внешне похожи. Любые несовпадения и совпадения случайны. Мое отношение к диагнозам — сугубо профессиональное, а статьи имеют ознакомительный характер.

Поэтому, большинство картинок выбраны мной из известных фильмов, которые я хотела, чтобы вы когда-нибудь посмотрели. А иногда — это конкретные люди.Пластилиновая композиция к кадру из фильма Маленькая Мисс Счастье.

Сам кадр смотрите выше

Для начала – все эти термины обозначают разные маски одного и того же явления. Суть же в том, что ваш ребенок не в состоянии планировать и контролировать свое поведение.

Прежде чем огорчаться, проанализируйте сами, насколько обосновано употребление упомянутых диагностических заключений в отношении именно вашего ребенка. С точки зрения современной психологии, педагогики и медицины проблема «неуправляемого ребенка» описывается в трех симптомах:

гиперактивность

—ребенок суетлив и непоседлив, не может ни секунды усидеть на месте, размахивает или болтает руками и ногами, его действия бессмысленны и нецеленаправленны, любые игры очень быстро становятся шумными и заканчиваются бегом и другими действиями, неуместными в данной обстановке;

импульсивность

— выражается в первую очередь в речи. Импульсивный ребенок многословен, тараторит скороговоркой, «слушает только себя», вмешивается в чужие разговоры – и взрослых и сверстников, перебивает собеседников, недослушивает.

Могут встречаться и другие сопутствующие нарушения речи (заикание, неспособность завязать и поддерживать беседу, неуместность высказываний с точки зрения ситуации, вежливости, иерархии собеседников и т.п.). Кроме того, импульсивность выражается в неспособность предвидеть последствия своих поступков, в отсутствии ясных мотивов для неуместных или разрушительных действий.

Очень показательным является почти полная неспособность дожидаться своей очереди – ответить учителю, вступить в игру, получить свою порцию в столовой;

недостаток внимания (дефицит внимания)

— ребенок невнимательно выслушивает инструкции и поверхностно их понимает, частично тут же забывает, легко отвлекается, часто забывает и теряет обыденные вещи – тетради, пеналы, сменку, перчатки, шапки и т.п.

Из такого неэффективного внимания закономерно вытекают трудности в учебе и выполнении учебных заданий – неорганизованность в работе, которая зачастую даже не доводится до конца; большое число ошибок при выполнении задания из-за невнимательного или поверхностного усвоения инструкций.

//www.youtube.com/watch?v=BwZXHqrxc0c

Эти три комплексных признака сопровождаются обязательными нарушениями поведения ребенка дома, в школе, среди сверстников. Такие дети производят зачастую неприятное впечатление на окружающих, создавая иллюзию избалованности, капризности.

Они плохо ладят с родителями, потому что не подчиняются правилам. Они создают проблемы в школе – особенно в начальной: непрерывно разговаривают, с трудом учатся, отвлекают других учеников.

Они порывисты, активны и нетерпеливы, их внимание быстро истощается и требует другого объекта буквально через несколько секунда. У них непрерывно возникает множество потребностей, все эти потребности одинаково – КАТЕГОРИЧЕСКИ – важны и должны быть удовлетворены ОБЯЗАТЕЛЬНО.

Любая же отсрочка в исполнении потребности ведет к бурному и шумному всплеску эмоций, который тоже будет продемонстрирован НЕМЕДЛЕННО!

дефицит когнитивных навыков

тоже достаточно часто встречается у гиперактивных детей.

Сюда относится слабое развитие логического мышления, неспособность строить последовательные выводы и рассуждения, объяснять свои чувства и поступки; недостаточные навыки пространственной ориентации и пространственного представления, неловкость, трудность построения движений и действий по описанию, склонность к травмам; нарушение развития школьных навыков: неустойчивые и плохо формируемые навыки чтения и вычисления, трудность развития элементов мелкой моторики, низкая общая обучаемость.

Вы увидели что-то знакомое? Уже тревожно? Что делать? Прежде чем что-то посоветовать родителям, пытающимся помочь собственному ребенку, давайте сверим ориентиры.

Вы желаете своему ребенку долгой жизни, насыщенной творческой активностью и успехами? Вы хотите гордиться достижениями своего ребенка? Вы хотите, чтобы ваш ребенок был способен самостоятельно справляться с трудностями и строить собственную жизнь?

Да? Тогда доктора и психологи готовы к совместной работе.

Мы с коллегами считаем, что подход к любой проблеме детского развития должен опираться на комплексный подход, учитывающий: факторы семейного и социального окружения; поведенческие и когнитивные влияния; высокую нервную пластичность детей, которая тем выше, чем младше ребенок; генетические и нейробиологические особенности каждого ребенка. Реализовать подобный всеобъемлющий подход можно только в том случае, когда одновременно ведется работа и с ребенком и с членами семьи, обучая их пониманию друг друга, повышая навыки самоконтроля ребенка, его мотивированность, расширяя диапазон его способностей и возможностей, взращивая уверенность ребенка в себе и его самооценку. Очень важно, чтобы комплекс таких мер реализовывался в условиях их сочетаемости и преемственности, в идеале – в рамках одного учреждения, специалисты которого знают и согласовывают между собой все нюансы применяемых методик и технологий развития ребенка.

Я и мои коллеги рекомендуем следующий комплекс мер, который хорошо зарекомендовал себя в нашей работе за почти 10 лет успешной деятельности:

Во-первых, развернутая медицинская и психологическая диагностика, для прояснения природы существующих проблем.

Обязательно надо получить консультацию нейропсихолога, потому что дефицит внимания и гиперактивность могут быть связаны с другими нейропсихологическими проблемами, которые дадут о себе знать позднее – затруднение формирования навыков письма, счета, дислексия, дисграфия. Чем раньше будут диагностированы эти нарушения, тем в большей степени можно рассчитывать на успех коррекционных программ.

Во-вторых, углубить представление о возможностях ребенка и детских проблемах методами психологического тестирования (тесты развития, проективные тесты, развернутое нейропсихологическое исследование).

В-третьих, групповые и индивидуальные занятия для стимуляции познавательной активности ребенка, навыков самоконтроля. Кроме того, могут понадобиться усилия психолога и психотерапевта – если выражены эмоциональные переживания ребенка. Возможно, будет нужен и семейный консультант для подготовки родителей к взаимодействию со сложным ребенком.

И отдельно надо упомянуть об успешном опыте использования в этом комплексе уникальных возможностей аппаратных методов, например, Томатис-терапии (об этом расскажу позже).

Считаю нужным предупредить, что не все проблемы гипердинамического ребенка связаны непосредственно с ним. Есть ряд «подводных камней» и социальных трудностей, которые обязательно должен иметь в виду любящий и ответственный родитель трудного ребенка.

К сожалению, случаются ситуации, когда некоторые педагоги и психологи, отчаявшись «найти подход» к ребенку, вешают на него «ярлык» в виде скороспелого и неподтвержденного «гипердинамического синдрома», оправдывая собственное профессиональное бессилие.

Бывает, что такой ярлык устраивает и родителей трудного ребенка, давая им «объяснение» их воспитательных неудач и столь нужное оправдание.

Медицинское заключение в виде зафиксированного неврологом или детским психиатром «Синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ)» оказывается таким условным задокументированным оправданием.

Продолжением такого «псевдомедицинского» решения проблемы трудного ребенка становятся поиски «чудесной таблетки», которая совершит чудо и сделает ребенка послушным и тихим потребителем психотропных препаратов всю оставшуюся жизнь.

Вас устраивает такой подход? Более того, не всегда ситуация «вписывается» в проблему медицинского плана: ребенок может просто переживать ту или иную стрессовую ситуацию в семье или в детском коллективе.

Это может быть: рождение младшего брата или сестры, конфликт между родителями, недостаток внимания от матери или отца, переезд на новое место или в новый дом, новый детский коллектив, языковый барьер, непривычные правила поведения и требования дисциплины в детском учреждение, межличностные проблемы, перенесенные соматические заболевания и многое другое.

В любом случае, все виды проявления дефицита внимания и гиперактивности требуют аккуратных, последовательных психолого-педагогических мер, направленных на развитие собственных возможностей ребенка и совершенствование его навыков общения и алгоритмов поведения.

Кадр из фильма Маленькая Мисс Счастье. Очень люблю этот фильм

Практически во всех статьях я пишу свою рекомендацию: пожалуйста, обратитесь к специалисту. Важно понимать, что мои статьи носят ознакомительный характер и не являются поводом для самолечения. Их цель — получить общие представления о проблеме, задуматься, и применить рекомендованные алгоритмы для решения этих проблем на практике.

Если вам важно читать больше, подпишитесь на мой канал здесь.

Двигайтесь на здоровье!

Детский психолог, Ася Колбасина

Источник: //zen.yandex.ru/media/id/5b0bec0c5a104fcd5db78ade/5b1ff673c71a92a91b9eacd1

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.